Внешний долг рф на. Современное состояние и структура государственного долга россии

Внешний долг рф на. Современное состояние и структура государственного долга россии

Шевченко Марина Владимировна, Петросян Анаит Арсеновна

Shevchenko Marina Vladimirovna, Petrosyan Anait Arsenovna

Институт экономики и управления «Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского», г. Симферополь

Аннотация: Государственный долг является важной составляющей государственных финансов. Выявление проблемных аспектов долговой политики государства и определение направлений ее совершенствования требует проведения детального анализа государственного долга. В статье дана оценка состояния и динамики государственного долга России за период 2011-2017 гг.

Abstract: Public debt is an important element of public finances. Identification of the problematic aspects of the public policy of the state and determination the directions of its improvement need a detailed analysis of the public debt. The state and structure of Russia’s public debt for the period 2011-2017 are reviewed in the article.

Ключевые слова: государственный долг, внутренний долг, внешний долг, государственные ценные бумаги, обслуживание долга, долговая политика.

Keywords: public debt, domestic debt, external debt, government securities, debt service, debt policy.


В современных условиях практически невозможно найти государство, которое было бы способно обходиться без внешних заимствований. Использование их государством обусловлено ограниченностью собственных финансовых ресурсов, необходимых для исполнения долговых обязательств, покрытия дефицита государственного бюджета, финансирования проектов, поддержки национальной валюты.

Состояние и динамику внешнего долга исследовали Антонова А.Д., Пономаренко Е.В. , Шагардин Д. , отдельные аспекты развития рынка внутренних заимствований – Добрикова И.С. , Михненко Е.В. . Теоретические аспекты механизма управления государственным долгом, особенности и проблемные аспекты долговой политики России отображены в работах Безвезюка К.В. , Хейфеца Б.А. .

В трудах ученых исследованы различные аспекты проблемы государственного долга и его влияния на экономику. Вместе с тем, комплементарность данной проблемы свидетельствует о том, что не все вопросы государственного долга России изучены и освещены в полной мере.

Цель статьи – изучить состояние, динамику и структуру государственного долга России в условиях глобализации мировой экономики.

В ходе исследования были использованы методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, статистические и графоаналитические методы для определения современных тенденций формирования государственного долга России, метод сравнительного анализа – для проведения межстрановых сопоставлений уровня долговой нагрузки.

В современной мирохозяйственной системе основными заемщиками капитала, по данным Всемирного банка , являются крупнейшие экономики мира. Так, валовой государственный долг США по состоянию на 2015 г. оценивался в 17,6 трлн. долл. США, Японии – 9,8 трлн. долл. США, Франции – 2,7 трлн. долл. США. Размер государственного долга России существенно ниже и составляет около 0,2 трлн. долл. США (рис. 1).

Рисунок 1. Объем государственного долга отдельных стран мира в 2015 г., трлн. долл. США

Для наиболее развитых экономик характерен высокий размер государственного долга не только в абсолютном, но и относительном выражении. По данным Всемирного банка , отношение государственного долга к ВВП Японии составляет 198%, Испании – более 104%, Франции – 98% (рис. 2).

Рисунок 2. Отношение государственного долга к ВВП отдельных стран мира в 2015 г., %

Государственный долг является одним из ключевых факторов, определяющих развитие национальной экономики. С учетом данного факта, проведем детальный анализ государственного долга России за период 2011-2017 гг. По данным Министерства финансов Российской Федерации , валовой государственный консолидированный долг страны к началу 2017 г. превысил 11 трлн. руб. (табл. 1).

За последние семь лет валовой государственный консолидированный долг России вырос в 2,7 раз, при этом в 2015 г. темпы прироста долга составили 39,6%. Такое изменение обусловлено главным образом увеличением внешнего долга в 2015 г. на 79,8%, а также внутреннего долга на 26,5%.

В целом за период 2011-2017 гг. государственный внешний долг России вырос в 2,6 раз, государственный внутренний долг – в 2,7 раз (см. табл. 1).

Ключевыми факторами роста государственного долга России в 2014-2015 годах стали следующие события :

— введение западными странами в отношении России экономических санкций;

— несвоевременные действия Центрального банка в ответ на разрастающиеся панические настроения на валютном рынке;

— сокращение поступлений от экспорта на фоне падения цен на нефть;

— увеличение расходов на обору;

— необходимость дополнительных средств для осуществления структурного реформирования и стабилизации экономической ситуации и др.

Таблица 1

Государственный долг России в 2011-2017 гг. (на начало года)

Показатели Год
2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017
Валовой государственный долг
объем, млрд. руб. 4143,6 5318,7 6515,1 7589,3 10597,7 11120,1 11073,5
темпы прироста

(падения), %

28,4 22,5 16,5 39,6 4,9 -0,4
Внутренний долг
объем, млрд. руб. 2940,4 4190,6 4977,9 5722,2 7241,2 7307,6 8003,5
темпы прироста

(падения), %

42,5 18,8 15,0 26,5 0,9 9,5
Внешний долг
объем, млрд. руб.* 1203,2 1128,1 1537,2 1867,1 3356,5 3812,5 3070,0
темпы прироста

(падения), %

-6,2 36,3 21,5 79,8 13,6 -19,5

*Примечание: объем внешнего долга переведен в рубли по обменному курсу Центрального банка РФ.

Следует отметить, что к началу 2016 г. темпы роста общего государственного долга стали сокращаться и составили лишь 4,9%, а к началу 2017 г. показатель принял отрицательное значение и достиг 0,4%, при этом темпы падения государственного внешнего долга достигли 19,5% (см. табл. 1).

Основу государственного долга России составляет внутренний долг, доля которого к началу 2017 г. достигла 72,3% (рис. 3).

Рисунок 3. Структура государственного долга России в 2011-2017 гг. (на начало года), %

По данным Министерства финансов Российской Федерации , государственный внутренний долг страны на начало 2017 г. составил 8 трлн. руб., при этом за период 2011-2017 гг. он вырос на 5 трлн. руб.

Существенный рост объемов внутренних заимствований, с одной стороны, имеет ряд преимуществ по сравнению с внешними заимствованиями. В частности, государству легче управлять такими займами, при этом процентные выплаты по внутреннему долгу способствуют росту внутреннего спроса на товарном рынке.

С другой стороны, реализация такой долговой политики в значительной степени ограничивается более высокой ценой внутренних заимствований, емкостью и слабостью инфраструктуры национального финансового рынка. Стремительное наращивание внутреннего долга создает угрозу вытеснения с рынка внутренних заимствований частных заемщиков, для которых государственные займы могут повысить цену заимствований.

Кроме того, «возможности внутреннего рынка заимствований сильно зависят от способности денежных властей поддерживать невысокий уровень инфляции и относительно стабильный валютный курс. В случае существенной девальвации рубля внутренние заимствования не смогут полноценно компенсировать компаниям все их потребности в обслуживании внешней задолженности и импорта» .

Государственные гарантии России за период 2011-2017 гг. выросли в 4 раза до 1,9 трлн. руб., а их доля в общем объеме государственного внутреннего долга – на 7,7 процентных пунктов до 23,8% (табл. 2).

Таблица 2

Государственные гарантии России в национальной валюте в 2011-2017 гг.

Дата Государственные гарантии России
объем, млрд. руб. доля в общем итоге, %
01.01.2011 472,25 16,1
01.01.2012 637,33 15,2
01.01.2013 906,60 18,2
01.01.2014 1289,85 22,5
01.01.2015 1765,46 24,4
01.01.2016 1734,52 23,7
01.01.2017 1903,11 23,8

Поскольку обеспечиваемые государственными гарантиями обязательства имеют долгосрочный характер, то значительная часть бюджетных средств на возможное их исполнение (даже в случае отсутствия фактических платежей по государственным гарантиям) «резервируется», а не направляется на другие приоритетные направления социально-экономического развития. Несмотря на то, что в результате предоставления государственных гарантий предусматриваются дополнительные поступления, рост объемов государственной гарантийной поддержки неминуемо приводит к значительному увеличению расходов государственного бюджета (агентские вознаграждения, административные расходы, связанные с предоставлением и дальнейшим сопровождением каждой государственной гарантии).

Основу государственного внутреннего долга России составляют облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом, доля которых по состоянию на начало 2016 г. составила 37,1% (табл. 3).

Таблица 3

Структура государственного внутреннего долга России в 2011-2016 гг. (на начало года), %

Статьи государственного внутреннего долга Год
2011 2012 2013 2014 2015 2016
Облигации федеральных займов с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) 45,5 43,5 45,2 47,0 35,2 37,1
Облигации федеральных займов с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) 13,8 18,4
Облигации федеральных займов с амортизацией долга (ОФЗ-АД) 27,7 25,8 21,1 18,3 14,3 10,8
Государственные сберегательные облигации (ГСО) 10,5 13,2 13,6 10,6 9,6 6,7
Облигации внутренних облигационных займов (ОВОЗ) 2,1 1,8 1,6 1,2 1,2
Другие статьи 16,3 15,4 18,3 22,5 25,9 25,8

Анализ структуры государственного внутреннего долга России за период 2011-2016 гг. позволяет выделить следующие тенденции:

— сокращение доли облигаций федеральных займов с постоянным купонным доходом на 8,4 процентных пунктов;

— выпуск с 2015 г. облигаций федеральных займов с переменным купонным доходом, доля которых к началу 2016 г. составила 18,4%;

— сокращение доли облигаций федеральных займов с амортизацией долга на 16,9 процентных пунктов;

— уменьшение доли государственных сберегательных облигаций на 3,8 процентных пунктов.

Стоимость облигаций федеральных займов с постоянным купонным доходом за исследуемый период выросла в 2 раза до 2,7 трлн. руб., государственных сберегательных облигаций на 60,2% до 492,6 млрд. руб. .

Проведенный анализ свидетельствует об определенной позитивной динамике в формировании рынка долговых государственных ценных бумаг в России, однако его развитие сталкивается с рядом проблем, основными из которых являются :

— недостаточная представленность и активность институциональных инвесторов на данном рынке;

— низкая осведомленность населения относительно функционирования рынка долговых государственных ценных бумаг;

— невысокая ликвидность государственных ценных бумаг;

— относительно низкий уровень доходов населения;

— недоверие потенциальных покупателей государственных ценных бумаг к данным финансовым инструментам;

— ограниченность вторичного рынка долговых государственных ценных бумаг;

Государственные органы власти и управления сталкиваются с достаточно сложными препятствиями на пути к стимулированию развития отечественного рынка долговых государственных ценных бумаг, которые осложняются структурными проблемами национальной экономики.

Государственный внешний долг (включая обязательства бывшего СССР, принятые Россией), по данным Министерства финансов Российской Федерации, за период 2011-2016 гг. вырос на 25% до 50 млрд. долл. США главным образом за счет увеличения задолженности по внешним облигационным займам на 17,7% до 35,9 млрд. долл. США и в меньшей степени за счет роста государственных гарантий России в иностранной валюте в 13 раз до 11,9 млрд. долл. США .

Основу государственного внешнего долга России составляет задолженность по внешним облигационным займам, доля которой на начало 2016 г. достигла 71,8% (табл. 4).

Таблица 4

Структура государственного внешнего долга России в 2011-2016 гг. (на начало года), %

Статьи государственного внешнего долга Год
2011 2012 2013 2014 2015 2016
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами – членами Парижского клуба 2,0 1,4 0,6 0,4
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами – не членами Парижского клуба 7,0 6,7 4,1 3,6 3,3 2,4
Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами 8,0 7,3 3,9 2,9 2,2 2,0
Задолженность по внешним облигационным займам 76,2 81,8 69,0 72,7 72,3 71,8
Задолженность по облигациям внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) 4,5
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 2,3 2,8 22,4 20,4 22,2 23,8

Внешний долг России на 2017 год незначительно вырос, что продиктовано рядом экономических причин.

Увеличение данного значения влечет определенные риски для национальной валюты РФ, которая под влиянием негативных тенденций в экономике может значительно обесцениться. Насколько высока вероятность невыплаты по внешним займам и объявления дефолта, мы рассмотрим далее.

Как появляется госдолг?

Кризис 2014 года, вызванный обвалом мировых цен на энергоносители, спровоцировал резкое снижение валютной выручки и последующий дефицит бюджета в РФ. Для того чтобы его покрыть, различные ведомства (компании, банки) садятся за стол переговоров с иностранными государствами или фондами и обсуждают условия предоставления кредита стране. После достижения договоренностей заключается соглашение, которое предусматривает следующие условия:

    сумму займа;

    процентная ставка;

    порядок выдачи (единовременно или частями);

    период возврата (обычно в течение нескольких лет) и т. д.

Следует отметить, что введенные против России санкции существенно усложнили процесс предоставления кредитов, а для некоторых компаний сделали его невозможным. С одной стороны это плохо, поскольку в экономике сокращаются источники финансовой подпитки, а с другой – внешний госдолг будет накапливаться менее интенсивными темпами или начнет постепенно снижаться.

Сколько и кому должна страна?

Внешний госдолг России на 2017 год составляет 518,7 млрд. долларов США. Такие цифры привел Центробанк после детального анализа финансовой ситуации. За 2016 год упомянутая сумма увеличилась всего на 0,2 млрд. долларов, в результате чего многие аналитики поспешили заявить о стабилизации экономической ситуации в РФ. Большая часть займов сегодня приходится на банковский сектор, а также предприятия, принадлежащие государству. Их доля во внешнем долге достигает 90% от общей суммы.

Структура внешнего долга Российской Федерации выглядит следующим образом:

    долги времен СССР – 1,15 млрд. долларов;

    долги Центробанка РФ – 110 млрд. долларов;

    долги времен суверенной истории РФ – 390,24 млрд. долларов.

Наиболее весомая категория российских долгов приходится на облигационные займы (≈365 млрд. долларов) и государственные гарантии страны в иностранной валюте (≈120 млрд). Определенную часть внешних заимствований РФ брала у государств-членов Парижского клуба (≈800 млн. долларов) и международных финансовых организаций (≈5 млн. долларов США).

Как планируется погашаться долг в 2017 году?

Возврат займов в текущем году будет осуществляться в два этапа:

    1 квартал – 21,4 млрд. долларов;

    2-3 квартал – 30,1 млрд. долларов;

    4 квартал – сумма на данный момент не определена.

Согласно оптимистичным прогнозам Центробанка, внешний долг государства на конец 2017 года снизится примерно на 50-52 млрд. долларов. По заверению руководства ЦБ, погашение заимствований не скажется на экономическом развитии страны и не приведет к уменьшению внутренних ресурсов.

Внешние долги СССР погасят

После обретения независимости РФ унаследовала часть долгов эпохи Советского Союза. До конца года данную сумму планируется полностью погасить, при этом основной транш переведут Боснии и Герцеговине. Транш в размере чуть больше 125 млн. долларов переведут на счет кредитора до конца лета. Соглашение о переводе уже готово, парафировано и ждет подписи ответственных лиц. Как только росчерк пера будет поставлен, сумму перечислят через ВЭБ за один этап. Напомним, что в январе 2017 года уже был произведен платеж Македонии (60,6 млн. долларов), в результате чего задолженность перед упомянутой страной считается снятой.

Примечательно, что внешний долг Советского Союза до перестройки не превышал 1% ВВП, то есть являлся незначительным. Всего за 5 лет правления Горбачева этот показатель увеличился в десятки раз, а на момент распада составил почти 97 млрд. долларов. Практически вся эта сумма перешла «в наследство» Российской Федерации. Погасить основную часть долга перед членами Парижского клуба кредиторов удалось только к концу 2006 года. В этот период бюджет России стремительно наполнялся сверхдоходами от высоких цен на нефть, благодаря чему клубу удалось выплатить 21,3 млрд. долларов. Помешал запланированному графику выплат кризис 2008 года, поэтому, например, перед Китаем советский долг был закрыт только в 2015 году.

Основной задачей государства считается стимулирование экономики и направление бизнеса в нужное русло. Научится жить без внешних заимствований – вот основная цель для Российской Федерации, которая в силу сложившихся обстоятельств получила шанс слезть с «нефтяной иглы». Если руководству страны удастся оздоровить банковский сектор и сверстать бюджет с профицитом, то окончательное погашение внешнего долга не заставит себя ждать.

Министерство финансов добилось полного провала при проведении приватизации, почти потратило весь Резервный фонд. И теперь оно шаг за шагом переходит к последнему варианту финансирования бюджета и планирует увеличить госдолг России в 2017-2019 году до критических отметок. В результате еще при нашей жизни, скорее всего, нас ждет дефолт. А наших детей – пожизненные выплаты заимствований, сделанных при Путине и его команде.

Госдолг России в 2017 году: планы

Обо всем этом свидетельствуют опубликованные на сайте Минфина «Основные направления государственной долговой политики Российской Федерации на 2017-2019 гг». Согласно этому документу, правительство намерено занимать более триллиона рублей ежегодно на внутреннем рынке. Это в несколько раз больше, чем во все предыдущие годы.


Источник: Минфин РФ

В итоге к концу периода общая сумма задолженности должна превысить максимальную допустимую по закону отметку. До настоящего времени общий объем займов не может превышать суммарные годовые поступления бюджета от налогов и других поборов.

В прошлом году так и было: всего государство было должно 82,5% от объема собираемых денег. Но к 2018 году этот показатель должен приблизиться к критической отметки в 99,8%. А к 2019 году – уже превысить предел на 4,2%.

Госдолг России и другие долги

На самом деле, федеральный долг Минфина – не единственный, который наша страна должна выплачивать. Помимо него есть еще и местные займы, за которые центральная власть также будет в ответе.

Бомбой замедленного действия становятся долги регионов. На сегодняшний день официально известно, что объем займов как минимум 14 субъектов Российской Федерации уже превышает сумму налоговых поступлений за год. На сколько критически ситуация складывается на местах – сказать сложно. Прежде всего, из-за слабого развития реальной статистики в нашей стране, где все держится на приписках и положительной отчетности для высшего руководства. Почти наверняка эти данные не содержат информации, например, о местных гарантиях приближенным к власти «бизнесменам», подписанных от лица государства контрактах, и так далее.

Помимо собственно государственного долга, существуют также и корпоративные заимствования, за которые формально власть не отвечает. Однако при наступлении дефолта могут возникнуть вопросы. Так как основным акционером целого ряда компаний – крупнейших должников по-прежнему считается государство, которое в том числе назначает высший менеджмент.

По состоянию на 1 января 2017 года общий долг России, если в сумму включить государственные займы плюс долги банковского сектора и других предприятий, составил 518,7 млрд долларов США. Что по курсу на эту дату эквивалентно 31 459 621 830 000 рублей.

Цифра, которая уже относится к разряду финансовой астрономии… Может быть, специально для этого в российских школах отменили уроки астрономии, чтобы люди не могли оценить реально – размеры внешнего долга?

Госдолг России: на Западе не дадут

Не удивительно, что основные мировые рейтинговые агентства сохраняют оценку финансовых возможностей России на мусорном уровне. В этом нет никакой политики, просто анализ данных показывает, что платить по своим займам стране в самом ближайшем будущем может оказаться не чем.

Так, например, буквально на днях Мориц Кремер, представитель рейтингового агентства S&P, заявил о том, что мусорный рейтинг нашей страны сохранится еще как минимум на год или два. Из-за отсутствия каких бы то ни было перемен, из-за того, что экономика России не диверсифицирована, и так далее.

Какой будет оценка после двух лет, на самом деле, никто не знает и прогнозировать не берется. Неужели мусорный рейтинг сменится на дефолтный?..

Госдолг России: внутренние займы

В то же самое время Минфин прощупывает почву, а нельзя ли кредитовать бюджет за счет госдолга России – внутри страны, за счет граждан. При этом власть утверждает, что выпускаемые облигации – не подвержены никаким рискам.

Оно и понятно, что для безграмотного в финансовом плане населения рейтинг госзаймов по определению находится на самой высокой позиции надежности. В особенности если сравнить не с чем: при банкротстве Минфина или ЦБ, ясное дело, и банки выплачивать ничего не станут.

Однако такой подход вызывает серьезные экономические сомнения. Потому что свободных средств для покупки щедро отматываемой Минфином туалетной бумаги у основной части населения России давно нет. И не было никогда в достаточном количестве.

Более того, как бы на словах ни поддерживали простые люди Путина, о чем говорят так называемые социологические опросы, это еще далеко не значит, что кто-то из них готов пожертвовать своим собственным рублем.

Таким образом, единственный возможный источник заимствований внутри страны – это добровольно-принудительное прямое изъятие денег из экономики. Например, можно создать такие условия, когда дышащий на ладан банковский сектор окажется вынужден держать часть своих активов в гособлигациях. И тому подобное.

Вполне возможно, что помимо финансистов, удастся запустить руку в карман и непосредственных производителей. Благо в настоящее время уже 70% ВВП создается предприятиями, связанными с государством. А куда они денутся, если потребуется?

Государственный долг 2017-2019: что в итоге

В конечном итоге финансирование бюджета будет происходить за счет изъятия денег из промышленности, развития производства и вообще любого бизнеса. Такие действия Минфина еще сильнее затормозят инвестиции в экономику, снизят спрос на выпущенную продукцию, сократят скорость делового оборота.

Удручающую картину дополняет размер предстоящих выплат по долгам. К 2019 году они должны достигнуть уровня в 870 млрд рублей в год. И это только плата за обслуживание непосредственно федеральных займов, не считая регионы и связанный с государством «частный» сектор.

Если сравнить с сегодняшним дефицитом бюджета, то это около трети. В общем, грядет время, когда налоги, штрафы и прочие поборы россияне будут платить уже не на некоторые социальные нужды, такие, как наука, образование, медицина. И даже не на армию и полицию. А на то, чтобы «избранный» в очередной раз президент Путин отдавал долги своего предшественника – ранее «избранного» президента Путина. Одна радость: может быть, денег не будет на развязывание очередной войны – ни в Сирии, ни в Украине, ни где-либо еще.

ВНЕШНИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В УСЛОВИЯХ КРИЗИСА: АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ДИНАМИКИ, ПЕРСПЕКТИВЫ УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация
Внешний государственный долг является неотъемлемым элементом экономики любой страны. При этом в условиях макроэкономической нестабильности важным является грамотное управление государственным внешним долгом и применение эффективной долговой политики с учетом различных внешних и внутренних факторов. Целью данной статьи является на основе анализа структуры и динамики внешнего государственного долга Российской Федерации выявление основных подходов к управлению, а также разработка рекомендаций по совершенствованию государственной долговой политики в современных условиях. В статье также приводятся авторские рекомендации в части инструментов управления внешним государственным долгом РФ.

THE EXTERNAL STATE DEBT OF THE RUSSIAN FEDERATION IN CRISIS: STRUCTURE AND DYNAMICS ANALYSIS, PERSPECTIVES OF ITS ADMINISTRATION

Domashenko Anastasia Anatolevna
Financial University under the Government of the Russian Federation
3rd year student of Credit and economic faculty


Abstract
External public debt is an essential part of any economy. In the context of macroeconomic instability the effective debt policy with taking into account various external and internal factors and the competent administration of state foreign debt are very important points of the Government policy. The purpose of this article is identifying the main approaches to the management and development of recommendations on improvement of the state debt policy in modern conditions based on the analysis of the structure and dynamics of the external state debt of the Russian Federation. The article also contains the author"s recommendations in terms of management tools of external debt of the Russian Federation.

Библиографическая ссылка на статью:
Домашенко А.А. Внешний государственный долг Российской Федерации в условиях кризиса: анализ структуры и динамики, перспективы управления // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 2 [Электронный ресурс]..03.2019).

Научный руководитель: Шмиголь Н.С. , к.э.н., доцент Департамента общественных финансов Финансового университета

В современном мире, в условиях тесных экономических и политических связей между странами, их постоянного взаимодействия и взаимовыгодного сотрудничества трудно представить себе государство, не прибегающее к внешним источникам финансирования. Определение оптимального размера внешнего долга Российской Федерации, его рационального использования и своевременного погашения остается одной из наиболее важных задач для правительства любой страны. Для Российской Федерации решение проблемы роста государственного внешнего долга РФ в условиях длительной макроэкономической нестабильности – это ключ к сбалансированности федерального бюджета, устойчивости национальной валюты, установлению благоприятного инвестиционного климата и стабилизации экономики в целом, а также один из ключевых моментов для обеспечения высоких позиций в мировой финансовой системе.

Наличие большого и постоянно растущего государственного долга РФ свидетельствует о негативных тенденциях, таких как: изъятие из экономики средств на погашение и обслуживание долговых обязательств, которые в свою очередь могли быть инвестированы в ту или иную отрасль; рост налоговых отчислений, необходимых для выплаты процентов по долгу, что приводит к дополнительным препятствиям в деятельности экономических субъектов; государственный долг может создавать угрозу высоких темпов инфляции, а также формирует рост «долгового» бремени для будущих поколений; может стать причиной политического давления и др.

Стоит отметить, что в эффективно развивающейся и стабильной экономике наличие государственного долга не трактуется исключительно как негативное явление. Заимствования на этапе экономического роста свидетельствуют о модернизации производства, о наличии инновационных проектов, которые требуют серьезных финансовых вложений не только частных инвесторов, но и государства.

Анализ сегодняшних тенденций в России и возможных сценариев ее развития во многом определяется особенностями процессов, происходящих в мировом хозяйстве и финансовой системе. Являясь одним из крупных участников мирового рынка, Россия остро и в некоторых случаях весьма болезненно ощущает на себе его негативное влияние. Существенное снижение цен на нефть, падение кредитного рейтинга страны, применение экономических санкций, ослабление курса рубля – все это способствует ухудшению условий заимствований на мировом рынке капитала, а также негативно влияет на обслуживание уже имеющихся долговых обязательств. В частности, рост внешнего долга РФ в 2015 году был обусловлен преимущественно изменением курса национальной валюты.

Анализируя динамику внешнего долга Российской Федерации за период с 2010 по начало 2017 года (рис. 1), следует отметить рост государственного внешнего долга РФ, начиная с 2012 года. Темп прироста внешнего долга РФ 2016 года в сравнении с 2010 годом составляет 28,17 %. Наибольший объем внешних заимствований приходилось на начало 2014 года, затем вновь произошло его снижение, однако, на начало 2017 года государственный внешний долг РФ составлял 51 211,8 млн. долл. США. Как отмечалось ранее, рост долга в рублевом эквиваленте за последние два года обусловлен в большей степени снижением курса рубля по отношению к доллару.


Рисунок 1. Объем государственного внешнего долга Российской Федерации (2010-2016 гг.), млн. долл. США

http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/ (Дата обращения: 15.02.2017)

Федеральный закон от 14.12.2015 N 359-ФЗ (ред. от 22.11.2016) “О федеральном бюджете на 2016 год” установил верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2017 года в размере 55,1 млрд. долл. США (49,7 млрд. евро). Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января 2018 года определен в объеме 53,6 млрд. долл. США (48,7 млрд. евро). В Федеральном законе от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ “О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов” на 1 января 2019 года верхний предел государственного внешнего долга РФ определен значительно ниже – 52,8 млрд. долл. США (48,0 млрд. евро), и на 1 января 2020 года он устанавливается в размере 53,6 млрд. долл. США (48,7 млрд. евро).

Тем не менее даже не превышающее предельное значение нарастание долговой нагрузки при недооценке возможности ее своевременного погашения может привести к усилению кризисных явлений в экономике страны. В связи с этим нужно не допускать не только превышение величины предельного объема государственного внешнего долга РФ, но и принимать во внимание такой показатель, как соотношение внешнего государственного долга РФ и валового внутреннего продукта. Этот показатель демонстрирует негативную тенденцию увеличения с 2,1 % в 2011 году до 4,5 % в 2015.

Характеризуя структуру государственного внешнего долга России (таблица 1), составившего по состоянию на 01.01.2017 года 51 211,8 млн.долл. США, следует выделить задолженность по облигационным займам РФ, которая в его общем объеме занимает наибольшую долю (73,43 %). Второе место по удельному весу в общем объеме государственного внешнего долга РФ занимают государственные гарантии в иностранной валюте (22,90 %). Такая тенденция объясняется активной поддержкой в докризисный период отечественных производителей со стороны государства с целью выхода на международные рынки и повышения конкурентоспособности отечественной продукции на международной арене. Как правило, государственные гарантии предоставлялись под проекты, финансируемые с участием международных финансовых организаций, которые обеспечивали Российской Федерации взаимовыгодное сотрудничество с такими организациями. Данные действия способствовали диверсификации экономики, росту доли негосударственного сектора в ней, а также развитию малого и среднего бизнеса.

Таблица 1 – Структура государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2017 года

Категория долга млн. долларов США Доля во внешнем долге, %
Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерацией) 51 211,8
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами – не членами Парижского клуба 629,3 1,23
Задолженность перед официальными двусторонними кредиторами – бывшими странами СЭВ 399,9 0,78
Задолженность перед официальными многосторонними кредиторами 822,1 1,61
Задолженность по внешним облигационным займам 37 607,0 73,43
Задолженность по ОВГВЗ 3,4 0,01
Прочая задолженность 19,6 0,04
Государственные гарантии Российской Федерации в иностранной валюте 11 730,5 22,90

Составлено автором на основе данных Министерства финансов Российской Федерации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://minfin.ru/ru/perfomance/public_debt/external/structure/ (Дата обращения: 15.02.2017)

Под системой управления государственным долгом понимаются взаимосвязанные бюджетные, финансовые, учетные, организационные и другие мероприятия, направленные на эффективное регулирование государственного долга, оптимизацию его структуры и снижение влияния долговой нагрузки и связанных с ней рисков на экономику страны.

В настоящее время серьезными вопросами в управлении государственным долгом являются:

    высокая стоимость заимствований в рублевом эквиваленте и увеличение расходов на погашение и обслуживание долга;

    проблема рефинансирования государственной задолженности и недостаточное применение инструментов финансового рынка;

    значительное ограничение возможностей для заимствования из внешних источников в условиях действия экономических санкций в отношении России и неблагоприятного кредитного рейтинга страны, а значит, как следствие, необходимость увеличения государственных внутренних заимствований;

неравномерное распределение долговой нагрузки на экономику в соответствии с действующим графиком погашения государственного внешнего долга РФ.

Кроме того, в сфере управления государственным долгом нельзя не отметить проблемы качества бюджетного планирования и управления государственными заимствованиями, распределения полномочий в сфере управления госдолгом РФ, недостаточной информационной открытости и прозрачности государственной долговой политики.

По данным отчета об исполнении федерального бюджета за 9 месяцев 2016 года, процент обслуживания государственного и муниципального долга составил 77,08 %, исполнение обязательств же по внешнему долгу РФ немного выше – 80,39 %, что можно охарактеризовать как положительное явление (Таблица 2).

Таблица 2 – Исполнение сводной бюджетной росписи за 9 месяцев 2016 года в части обслуживания государственного долга РФ

Наименование показателя

Бюджетные ассигнования, утвержденные федеральным законом о федеральном бюджете на 2016 год

Бюджетные ассигнования, утвержденные сводной бюджетной росписью с учетом изменений

Исполнено

Процент исполнения сводной бюджетной росписи с учетом изменений

Обслуживание государственного и муниципального долга

645 836 909 900,00

645 836 909 900,00

497 835 197 601,99

Обслуживание государственного внутреннего и муниципального долга

481 961 680 600,00

481 961 680 600,00

366 088 969 045,72

Обслуживание государственного внешнего долга

163 875 229 300,00

163 875 229 300,00

131 746 228 556,27

Составлено автором на основе данных «Отчета об исполнении Федерального бюджета за 9 месяцев», представленного Федеральным казначейством [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.roskazna.ru/ispolnenie-byudzhetov/federalnyj-byudzhet/ (Дата обращения: 27.12.2016)

Управление внешним долгом государства может включать в себя достаточно большой набор инструментов, включая конверсию, секьюритизацию, выкуп долга с дисконтом, консолидацию, рефинансировние, однако последствия использования каждого из них требуют детального изучения и проработки в каждом отдельном случае. Так, главный финансовый механизм конверсии состоит в ликвидации части внешних долговых требований путем их обмена на национальные активы. Операция представляет собой конвертацию долга частным кредиторам в акции компаний страны-должника. Преимущество такой операции заключается в том, что она позволяет превратить долг страны в акции посредством размещения иностранных прямых или портфельных инвестиций в национальное предприятие. Под секьюритизацией понимается выпуск новых ценных бумаг, подтверждающих право на собственность или обязательства должника. Под секьюритизацией задолженности Парижскому клубу понимается переоформление существующего государственного долга в новые рыночные долговые инструменты. Наибольшее распространение получила секьюритизация через Brady-облигации . Выкуп долга с дисконтом на вторичном рынке (buyback) будет выгоден заемщику, когда его долги торгуются с большим дисконтом, но страна-должник в этом случае должна иметь значительные объемы золотовалютных резервов или иметь возможность достаточно быстро нарастить их за счет стимулирования экспортных отраслей. Активная работа на вторичном рынке долговых обязательств может дать серьезную экономию бюджетных затрат, поскольку происходит уменьшение номинального долга и будущих процентных выплат. Метод бюджетной консолидации предполагает увеличение налоговых поступлений и/или снижение государственных расходов с целью уменьшения бюджетного дефицита. Некоторые ученые утверждают, что такого рода жесткие меры особенно эффективны тогда, когда государство преследует своей целью устранить причины дефицита бюджета, то есть слишком большие государственные затраты или же, наоборот, слишком малочисленные и недостаточные налоговые поступления. Приверженцы метода бюджетной консолидации также полагают, что он может привести к увеличению экономического роста, увеличить доверие иностранных инвесторов к правительству и снизить процентную ставку, взимаемую инвесторами по государственным облигациям .

В соответствии с Федеральным законом от 19 декабря 2016 года N 415-ФЗ “О федеральном бюджете на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов” Правительство РФ планирует активно применять такой инструмент управления государственным внешним долгом РФ, как реструктуризация. В данном законе предусмотрено в целях снижения объема государственного внешнего долга РФ и сокращения расходов на его обслуживание в 2017 году и в плановом периоде 2018 и 2019 годов право Правительства Российской Федерации в 2017 году принимать решения о размещении государственных ценных бумаг Российской Федерации в иностранной валюте номинальной стоимостью до 4 000,0 млн. долл. США в рамках операции обмена на государственные ценные бумаги Российской Федерации иных выпусков в иностранной валюте по согласованию с их владельцами .

В условиях действующих ограничений на доступ к рынкам внешних заимствований представляется обоснованным предложить в качестве приоритетных направлений государственной долговой политики Российской Федерации в части управления внешним долгом РФ следующие:

    в качестве первоочередной меры необходимо обеспечить расходование привлеченных средств от государственных внешних заимствований с максимальной эффективностью (в частности, на структурную перестройку экономики на основе инновационного подхода);

    сохранение величины государственного долга на уровне, безопасном для экономики, что включает в себя грамотное планирование предельного уровня долга, закрепленного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период;

    последовательно снижать зависимость экономики и федерального бюджета от нефтегазовых доходов и повышать конкурентоспособность национальных товаров в долгосрочной перспективе, что положительно повлияет не только на управление государственным долгом РФ, но и будет способствовать экономическому развитию страны;

Таким образом, наличие государственного внешнего долга РФ не является положительным или отрицательным фактором для экономики страны. Если экономика стабильна, законодательная база четко регламентирует эту сферу отношений и наличие государственного внешнего долга не влияет отрицательно на международную репутацию, то внешние заимствования могут способствовать стремительному инновационному развитию страны.

Представляется наиболее эффективным для регулирования размеров и структуры государственных внешних заимствований РФ в среднесрочной и долгосрочной перспективе сочетание нескольких методов управления государственным долгом. Например, при улучшении ситуации в экономике следует использовать досрочный выкуп долговых обязательств или конверсию, при менее благоприятных условиях – инструменты секьюритизации, обмена долга на акции государственных компаний или бюджетной консолидации. При этом государство должно выбирать именно те методы, которые в наименьшей мере подвергали бы экономических субъектов финансовым рискам, а в идеале способствовали бы их развитию на взаимовыгодной основе. Кроме того, в вопросах обслуживания и сокращения государственного внешнего долга РФ в значительной степени сконцентрированы проблемы как экономического, так и политического характера, связанные с активной ролью нашей страны в современном мировом экономическом пространстве. Поэтому грамотное управление государственным внешним долгом РФ должно стать одним из приоритетных направлений экономической политики Правительства Российской Федерации в современных условиях.

  • Морковкин Д.Е. Развитие взаимодействия государства и бизнеса в России: состояние и перспективы // Экономика в промышленности. – 2016. – № 1. – С. 4-7. – DOI: 10.1707/2072-1663-2016-1-4-7
  • Пахмутов В.Н. Об аспектах управления внешним государственным долгом РФ в условиях экономической нестабильности // Научный журнал. – 2016. – № 7(8). – С. 53-55
  • Цвирко С.Э. Концептуальное развитие управления государственным долгом // Наука и современность. – 2016. – № 43. – С. 236-252
  • Шальнева М., Калинина Ю. Внешний государственный долг России: тенденции, угрозы, оптимизация // Финансовая жизнь. – 2015. – № 1. – С. 6-11
  • Эскиндаров М.А., Абрамова М.А., Масленников В.В., Гончаренко Л.И., Звонова Е.А., Красавина Л.Н., Лаврушин О.И., Ларионова И.В., Рубцов Б.Б., Солянникова С.П., Федотова М.А. Устойчивое развитие российской экономики: совершенствование денежно-кредитной, валютной и бюджетно-налоговой политики // Вестник Финансового университета. – 2016. – № 6 (96). – С. 6-18.
  • Количество просмотров публикации: Please wait

    МОСКВА, 6 февраля. /ТАСС/. Отношение государственного долга РФ к ВВП может составить к концу 2017 года 14,7% ВВП, а на конец 2019 года увеличиться до 15,7% ВВП. Об этом говорится в опубликованных "Основных направления долговой политики Минфина на 2017-2019 гг.".

    При этом доля расходов на обслуживание госдолга в общем объеме расходов федерального бюджета к концу 2017 года составит 4,5%, а к концу 2019 года увеличится до 5,4%, прогнозирует министерство. В ведомстве отметили, что государственный долг РФ по итогам 2016 года составил 11,1 трлн руб. или 13,2% ВВП.

    В период с 1 января 2013 года по 31 декабря 2016 года государственный долг РФ вырос с 7,5 трлн руб. (10,6% ВВП) до 11,1 трлн руб. (13,2% ВВП), в среднем ежегодно увеличиваясь примерно на 1% ВВП. При этом средние темпы прироста государственного долга превышали темпы прироста ВВП страны.

    Тем не менее к началу 2017 года общий объем долговой нагрузки по-прежнему находился в безопасных пределах - менее 15% ВВП, что по мировым стандартам является умеренным значением, указывает Минфин.

    Согласно документу, чистые заимствования РФ в 2016 году составили 606,6 млрд руб. На внутренние заимствования пришлось 500 млрд руб., на внешние - 106,6 млрд руб.

    Рост внутренних заимствований

    Чистые внутренние заимствования РФ в 2019 году достигнут 1,1% ВВП и станут максимальными за всю историю современной России, подчеркивается в документе.

    "Объемы чистых внешних заимствований, выраженных в ценных бумагах, примут отрицательные значения: минус 21,2 млрд руб. в 2017 году, минус 60,1 и минус 13,2 млрд руб. в 2018 и 2019 гг., соответственно. Что касается валовых внутренних заимствований, то они, напротив, возрастут с 1,2% ВВП в 2016 году до 1,7% в 2019 году. В этот год чистые внутренние заимствования достигнут 1,1% ВВП (против 0,6% ВВП в 2016 году). Данные значения станут максимальными за всю историю современной России", - говорится в документе.

    При этом в Минфине отмечают тенденцию к накоплению существенных бюджетных рисков, связанных с возможным ухудшением для Российской Федерации как суверенного заемщика финансовых условий заимствований и ростом долговой нагрузки. "При самом негативном сценарии речь может идти о невозможности привлечения заемных ресурсов в необходимых объемах и на приемлемых условиях", - предупреждают в Минфине.

    В документе отмечается, что запланированные внутренние заимствования РФ на 2017-2019 гг. являются предельными с точки зрения текущей емкости рынка.

    "Объемы предложения государственных ценных бумаг, запланированные на ближайшие три года, оцениваются как предельные с точки зрения текущей его емкости. Данное обстоятельство обуславливает особую важность успешного решения поставленных задач по диверсификации предлагаемых рынку долговых инструментов и расширению круга его участников", - сообщается в документе.

    Внешние займы и проекты ЕБРР

    Общий объем заимствований РФ у международных банков развития (МБР) в 2017-2019 годах не превысит 14,8 млрд руб.

    "При сохранении нынешнего уровня геополитической напряженности в период 2017-2019 гг. общий объем заимствований (использования уже предоставленных кредитов) России у МБР не превысит в среднем $215,4 млн в год или 14,8 млрд руб.", - отмечается в документе.

    В то же время министерство сообщило, что на 2017-2019 гг. заложило сокращение портфеля проектов Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР), а основной рост будет обеспечен за счет привлечения средств по линии относительно недавно учрежденных международных банков развития - главным образом, Нового банка развития (НБР) БРИКС.

    Минфин напомнил, что в настоящее время Россия является акционером семи банков развития: Международного банка реконструкции и развития (МБРР), ЕБРР, Азиатского банка инфраструктурных инвестиций (АБИИ), НБР, Черноморского банка торговли и развития (ЧБТР), Международного инвестиционного банка (МИБ) и Международного банка экономического сотрудничества (МБЭС). В рамках сотрудничества с ними в качестве суверенного заемщика на различных стадиях подготовки и реализации находится порядка 20 проектов, предполагающих привлечение заемных ресурсов на общую сумму около $5 млрд.

    "Однако из-за санкций ряд проектов не был вынесен на одобрение исполнительных органов этих банков и, как следствие, не вступил в силу. В результате доля обязательств по кредитам МБР в структуре государственного внешнего долга РФ к концу 2016 года составила менее 2%", - отмечается в документе.

    Устойчивый спрос на гособлигации

    Минфин прогнозирует устойчивый спрос на гособлигации в 2017-2019 гг., в частности, из-за структурного профицита ликвидности.

    "В предстоящем периоде (2017-2019 гг. - прим. ред.) ожидается переход банковской системы к структурному дефициту ликвидности. Избыток свободных ресурсов, а также необходимость выполнения банками нормативов по краткосрочной ликвидности будут способствовать росту спроса на высококачественные финансовые активы с низким уровнем риска. Все эти факторы будут играть ключевую роль в формировании устойчивого спроса на государственные ценные бумаги", - отмечается в документе.

    Структурный дефицит ликвидности банковского сектора возникает при устойчивой потребности у банков в получении ликвидности посредством операций с Банком России. Профицит является обратной ситуацией и выражается в потребности банков размещать средства у регулятора.

    ОФЗ

    Привлечение средств за счет эмиссии ОФЗ с привязкой к уровню инфляции (ОФЗ-ИН) не рассматривается в качестве значимого источника финансирования дефицита федерального бюджета.

    При этом, по данным Минфина, основными инструментами исполнения программы государственных внутренних заимствований останутся ОФЗ с постоянным купонным доходом (ОФЗ-ПД) и ОФЗ с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК). По сравнению с предыдущим периодом, роль инструментов с плавающей процентной ставкой будет возрастать.

    "При относительно стабильной ситуации на рынке и тренде на снижение процентных ставок акцент будет делаться на размещении средне- и долгосрочных ОФЗ-ПД. Напротив, в периоды повышенной волатильности процентных ставок предпочтение будет отдаваться эмиссии "защитных" инструментов - ОФЗ-ПК, а также ОФЗ-ИН. Однако привлечение средств за счет эмиссии ОФЗ-ИН не рассматривается в качестве значимого источника финансирования дефицита федерального бюджета. Заимствования в этом инструменте будут ориентированы, прежде всего, на решение задачи создания адекватного ориентира по стоимости заимствований для корпоративных заемщиков и индикатора, отражающего инфляционные ожидания участников рынка",- говорится в документе Минфина.

    Совокупная доля ОФЗ с переменным купонным доходом (ОФЗ-ПК) и ОФЗ с привязкой к уровню инфляции (ОФЗ-ИН) в общем объеме внутреннего госдолга не превысит 20-25%.

    "Эмиссия облигаций с изменяющимся уровнем дохода (ОФЗ-ПК и ОФЗ-ИН) станет одним из способов минимизации стоимости привлечения государством заемных средств на длительный срок в условиях, когда процентные ставки по инструментам с фиксированным доходом (ОФЗ-ПД) объективно завышены. Однако выпуск таких облигаций сопряжен для эмитента с риском роста стоимости обслуживания долга в будущем (процентный риск). Как следствие, объем эмиссии таких инструментов не может не быть ограничен", - отмечается в документе.

    В Минфине исходят из того, что совокупная доля ОФЗ-ПК и ОФЗ-ИН в общем объеме государственного внутреннего долга, выраженного в ценных бумагах, не превысит отметку в 20-25% объема государственного внутреннего долга. "В настоящее время данный показатель уже достиг 17%", - говорится в документе Минфина.

    ОФЗ в юанях

    Минфин РФ сообщил о заинтересованности российских и китайских банков в организации размещения облигаций федерального займа (ОФЗ) в юанях.

    "В настоящее время можно говорить о наличии заинтересованности как российских профессиональных участников фондового рынка, так и российских дочерних структур ряда китайских банков выступить организаторами такого размещения (размещения ОФЗ в юанях на Московской бирже - прим. ред.)", - отмечается в документе.

    Минфин указывает, что в условиях сохраняющейся геополитической напряженности, выпуск на внутреннем рынке РФ ОФЗ в юанях, ориентированных не на "офшорных", а на внутренних инвесторов из КНР является наиболее перспективным.

    Ранее сообщалось о планах Минфин РФ разместить в 2016 году ОФЗ в юанях на внутреннем рынке объемом до $1 млрд. Позже министерство скорректировало свои планы на 2017 год. Отмечается, что инфраструктура финансового рынка РФ полностью готова для такого размещения.