Ведомственный контроль: состояние и перспективы. Как проходит внутриведомственный финансовый контроль

Неотъемлемой и составной частью функционирования финансов в рамках государства, его территориального образования и конкретного предприятия является ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль.

Наличие указанного финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и внутренняя контрольная функция. Поэтому использование хозяйствующими субъектами для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Контроль в сфере финансово-хозяйственной деятельности входит в систему мероприятий, проводимых его субъектами по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, атакже населения с применением специфических форм и методов организации.

Ведомственный финансовый контроль – это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.

Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-реви­зи­он­ные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Российской Федерации. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.

Непосредственным предметом ведомственного и внутрихозяйственного финансового контроля выступают :

· бюджетные показатели (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении);

· финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость, рентабельность, основные и оборотные фонды и др.);

· налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; страховой рынок, другие операции и действия, имеющие стоимостную форму.

В итоге, ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль призван обеспечить интересы и права не только органов управления субъектами хозяйствования, но и работников предприятия. Его целью является содействие успешной реализации финансовой политики государства в рамках хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.

К основным задачам ведомственного контроля относятся контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа. Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях – один раз в два года. При проведении ревизий ревизоры обязаны опираться на трудовые коллективы, общественные организации, принимать участие в выработке предложений по устранению выявленных нарушений. Признано необходимым проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических ревизий в органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписанию соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль , т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (отделами кадров, бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае – необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности.

Важное значение в осуществлении финансового контроля имеет контроль,осуществляемый работниками финансово-бухгалтерских служб самих предприятий, учреждений и организаций. Особая роль при этом отводится главному бухгалтеру. Он обязан обеспечить контроль и надлежащий учет всех финансово-хозяйственных операций своего предприятия, с тем, чтобы исключить любую возможность образования недостач, растрат, хищений, незаконного и нецелевого использования денежных средств и материальных ценностей. Главный бухгалтер несет ответственность за полноту исчисления и своевременность внесения в бюджет причитающихся сумм налогов. Для выполнения своих функций он наделен достаточно широкими правами и полномочиями.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

В соответствии с указанным законом бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Основной задачей бухгалтерского учета является формирование и обеспечение полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Упомянутый Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях несут их руководители. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

· учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

· ввести в штат должность бухгалтера;

· передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированным организациям или бухгалтеру-специалисту;

· вести бухгалтерский учет лично.

Главный бухгалтер (бухгалтер) назначается и освобождается от должности руководителем организации и ему непосредственно подчиняется. Главный бухгалтер (бухгалтер) несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Он обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

При разногласиях между руководителем и главным бухгалтером по отдельным хозяйственным операциям документы могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя. В этом случае он несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Финансовое право

Образовательное учреждение высшего.. профессионального образования.. белгородский юридический институт..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Белгород - 2011
УДК 336.1:34 ББК 67.402 П 80 Печатается по решению редакционно-издательского совета Бел ЮИ МВД России Прокопенк

Функции финансов
Финансам присущи четыре функции: распределительная, контрольная, регулирующая и социальная. Они осуществляются финансами одновременно. Объясняется это тем, что каждая финансовая

Финансовая деятельность государства и муниципальных образований
Функционально финансы реализуются в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Финансовая деятельность государства –

Предмет финансового права
Финансы регулируются различными отраслями права, однако только финансовое право полностью охватывает данную сферу. Финансовое право имеет свой предмет регулирования, не свойственный

Методы финансового права
Основным методом финансово-правового регулирования является императивный. Он заключается во властных предписаниях одним участникам финансовых отношений со стороны других, выступающих от и

Взаимодействие финансового права с другими отраслями права
Наиболее тесно финансовое право взаимодействует с административным правом. Это обусловлено еще и тем, что в период с 1917 по 1991 год финансовое право не существовало как отд


Нормы финансового права РФ содержатся в большом числе разнообразных правовых нормативных актов, или источниках. К ним относятся акты представительных и исполнительных органов госуда

Понятие финансово-правовой нормы
Финансово-правовые нормы – это исходные первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права.Им свойственны все общие черты общеправовой нормы, но присущи и осо

Финансовые правоотношения
Понятие финансовых правоотношений, их особенности и виды. Субъекты финансовых правоотношений, их классификация. Способы правовой охраны интересов субъектов финансовых отношений. Мет

К юридическим фактам в финансовом праве относятся действия (бездействие) или события
Действия – это юридические факты, которые являются результатом волеизъявления лиц. Они могут быть правомерными, т.е. отвечать требованиям закона, и неправомерными – не соответствующими им. В

Субъекты финансового права
Финансовое право определяет круг участников или субъектов финансовых правоотношений и наделяет их юридическими правами и обязанностями. Носителями этих прав и обязанностей являются

Защита прав субъектов финансовых правоотношений
Для реализации прав субъектов финансовых правоотношений используются различные методы. Первым из них является метод убеждения в различных формах, который реализуется посредст

Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке
В финансовых отношениях действуют оба названных порядка защиты прав, а разрешение дела в административном порядке при не удовлетворяющем исходе не исключает возможности обращаться в суд общей компе

Финансовый контроль
Понятие и значение финансового контроля. Финансовый контроль как специализированный вид государственного контроля. Роль финансового контроля. Понятие финансовой дисциплины. Виды фин

Виды финансового контроля
Финансовый контроль подразделяется на несколько видов по разным основаниям (рис. 5.1). В зависимости от времени проведения финансового контроля он може

Парламентский финансовый контроль
В 1993 году Конституцией РФ был введен принцип разделения властей, который изменил роль финансового контроля органов представительной власти за деятельностью органов исполнительной

Президентский финансовый контроль
В целях эффективности президентского контроля в ведении Президента РФ создан специальный контрольный орган – Контрольное управление Президента Российской Федерации.

Правительственный финансовый контроль
Правительство РФ, как орган исполнительной власти общей компетенции, осуществляет общее руководство работой подчиненных федеральных министерств, в том числе

Банковский финансовый контроль
Современные банки и небанковские кредитные организации исполняют некоторые функции финансового контроля в отношении обслуживаемых предприятий и граждан. Коммерческие банки

Независимый финансовый контроль (аудит)
В контексте внутриведомственного и внутрихозяйственного контроля в мировой практике широко используется аудиторский контроль.Становление рыночных отношений, формирование новой налог

Общественный финансовый контроль
Финансовый контроль, осуществляемый государственными органами и органами местного самоуправления, дополняется общественным финансовым контролем, который основан на

Методы финансового контроля
Финансовый контроль проводится разнообразными методами. Применение того или иного метода определяется правовым положением органов, осуществляющих контроль, особенностью деятельности проверяемых

Понятие государственного и местного бюджетов
Государственные и местные (муниципальные) бюджеты являются центральным звеном финансовой системы Российской Федерации, как и любого другого государства. Бюджет – это необход

Бюджетное право и бюджетные правоотношения
Общественные отношения, возникающие в процессе образования, распределения и использования государственных и местных бюджетов, регулируются особым разделом (подотраслью) финансового

Бюджетная система России
Все бюджеты Российской Федерации объединяются в единый комплекс, который называется бюджетной системой. Бюджетная система Российской Федерации – это основанная на экономиче

Бюджетные полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления
До 1 января 2005 года в бюджетном законодательстве существовало понятие бюджетные права (компетенция) Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований. В новой редакци

Доходы бюджетов
Доходы бюджета – поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Расходы бюджетов
Расходы бюджета – выплачиваемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся источниками финансирования дефицита бюджета.

Сбалансированность бюджетов
В характеристике расходов и доходов бюджета важной является не только качественная сторона (виды, направления и т.п.), но и количественная, в том числе соотношение объема доходов и

Понятие бюджетного процесса
Бюджетный процесс – регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправлен

Стадия составления проекта бюджета
Эта стадия начинается с Послания Президента РФ Федеральному Собранию, которое должно поступить в Федеральное Собрание не позднее марта, предшествующего очередному финансовому году.[

Стадия исполнения бюджета
Исполнить бюджет - значит, обеспечить полное и своевременное поступление всех предусмотренных по бюджету доходов и обеспечить финансированием все запланированные по бюджету р

Таким образом, стадия исполнения бюджета заканчивается 31 декабря и длится ровно один год
Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечис

Ответственность за нарушение бюджетного законодательства
Бюджетная и административная ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного порядка с

Целевые государственные и местные денежные фонды
Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и муниципальных фондов. Правовой режим государственных внебюджетных фондов. Пенсионный фонд РФ, источ

Государственные социальные внебюджетные фонды
Внебюджетные фонды денежных средств являются разновидностью целевых государственных и муниципальных фондов денежных средств. Они создаются на федеральном, региональном (субъектов РФ

Внебюджетные целевые фонды субъектов РФ, Правительства РФ и отраслевые денежные фонды
Целевые государственные фонды денежных средств образуются в распоряжении министерств, ведомств, а иногда и органов исполнительной власти субъектов РФи используются, как прави

Децентрализованные государственные доходы
Децентрализованные государственные доходы – это доходы предприятий и организаций, которые полностью или частично принадлежат государству и финансовые ресурсы

Понятие налога и сбора
Налоги – это основной источник образования государственных финансов через изъятие части общественного продукта в виде обязательных платежей. Налоги известны с незапамятных времен. К

Система налогов и сборов в России
Преследуя цели пополнения казны и другие задачи, любое государство стремится разнообразить вводимые налоги. Обращаясь к истории дореволюционной (до 1917 г.) России, можно встретить

Порядок установления налогов и сборов
Налог должен быть точно определен. В законе о каждом налоге должен содержаться исчерпывающий набор информации, который позволил бы конкретно утвердить обязанное лицо, размер налогов

Налоговые правоотношения
Понятие и сущность налоговых правоотношений. Субъектный состав налоговых правоотношений. Характеристика административно-правового статуса субъектов налоговых правоотношений. Понятие

Налогоплательщики
Налогоплательщик – это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. Налогоплательщика

Налоговые агенты, сборщики налогов
Налоговыми агентами называют лиц, на которых законодательством возложена обязанность исчислять налог с сумм, выплачиваемых ими налогоплательщику, удерживать

Представители налогоплательщика
Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых законодательством о налогах и сборах, через законного или уполномоченного представителя. При этом личное участие н

Налоговые органы
Налоговыми органами в Российской Федерации являются Федеральная налоговая служба и ее подразделения в РФ. Налоговые органы составляют единую цен

Другие участники налоговых правоотношений
К другим участникам налоговых правоотношений относятся таможенные органы, органы внутренних дел, финансовые органы, кредитные организации. Таможенные органы пользуют

Налоговая обязанность
Налоговая обязанность представляет собой одну из важнейших категорий налогового права, относительно которой складывается большинство налоговых правоотношений.

Ответственность участников налоговых правоотношений. Ответственность за нарушение налогового законодательства
Налоговые и таможенные органы несут ответственность за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий (решений) или бездействия, а равно непра

Налоговый контроль
Налоговый контроль является одним из видов финансового контроля. Он проводится должностными лицами налоговых органов в пределах своей компетенции. Для осуществления налогового контр

Защита прав субъектов налоговых правоотношений
При нарушении прав и законных интересов налогоплательщиков (плательщиков сборов), как и других участников налоговых правоотношений, законодательство предусматривает возможности и

Налоги с физических лиц
Сущность налога на доходы физических лиц. Объекты налогообложения налога на доходы физических лиц. Налоговый период налога на доходы физических лиц. Налоговые вычеты. Налоговая став

Налоги с организаций
Сущность налогов с организаций. Сущность налога на добавленную стоимость. Субъекты и объекты налога на добавленную стоимость. Налоговая база налога на добавленную стоимость. Налогов

Платежи за пользование природными ресурсами
Понятие и сущность налога на добычу полезных ископаемых. Объекты налогообложения налога на добычу полезных ископаемых. Виды объектов. Налоговая база налога на добычу полезных ископа

Земельный налог
Данный налог является налогом местным, прямым (личным) и регулярным. В 2004 году в НК РФ добавлена глава «Земельный налог». Налог устанавливается Налоговым коде

Другие платежи и сборы
Понятие и сущность государственной пошлины. Ставки государственной пошлины. Порядок исчисления и уплаты государственной пошлины. Понятие и сущность таможенной пошлины. Плат

Специальные налоговые режимы и международные налоговые нормы
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог). Налогоплательщики. Объекты налогообложения для сельскохозяйственных товаро

Международные налоговые нормы
Конституция РФ признает, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Если международным догов

Понятие государственного и муниципального кредита
Одним из способов мобилизации денежных средств в финансовую систему РФ является кредит. Слово «кредит» произошло от латинского creditum – ссуда, долг, credere – верить. В толковом с

Особенности финансовых правоотношений в области государственного (муниципального) кредита
Финансовые правоотношения в сфере государственного и муниципального кредита складываются по поводу формирования, функционирования и погашения государственного и муниципального внутр

Формы государственного и муниципального долга
К государственному долгу Российской Федерации относятся долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами РФ, субъектами РФ, муниципальными образованиями, иностранны

Новый российский долг
Ценные бумаги в иностранной валюте. Ценные бумаги в иностранной валюте составляют большую часть современного внешнего долга Российской Федерации. Видами ценных бумаг являются еврооб

Долг субъектов РФ и Банка России
Долг субъектов РФ на 1 июля 2010 года составляет 2,486 млрд. рублей и состоит из задолженности по кредитам – 956 млн. рублей и ценных бумаг, выпускаемых в российских рублях – 1,53 млрд. рубл

Управление государственным и муниципальным долгом
Управление государственным долгом РФ возложено на Правительство РФ. Конкретные мероприятия по управлению внутренним долгом РФ осуществляет Минфин России. Управление госуда

Общая характеристика страхования
Страхование представляет собой один из элементов финансовой системы России. Оно является необходимым элементом социально-экономической системы любого общества. Первоначальный смысл

Страхование может быть обязательным или добровольным
Добровольное страхование осуществляется в силу закона и на добровольной основе. В соответствии с определенными законом видами страхования страховщик устанавливает конкретные условия страхова

Социальное страхование
Социальное страхование подразделяется на государственное социальное страхование и негосударственное социальное страхование. В соответствии с Конституцией РФ пер

Медицинское страхование
Медицинское страхование является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья. Цель медицинского страхования – гарантировать гражданам при воз

Пенсионное страхование
Организационные, правовые и финансовые основы обязательного пенсионного страхования установлены в нашей стране Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. «Об обязательном пенсионном

Обязательное страхование
Обязательным именуется страхование, осуществляемое во исполнение закона предусмотренными в нем лицами и за их счет. При этом законом определяются виды, условия и порядок проведения

Обязательное страхование за счет средств страхователя
В данную группу попадают правоотношения, связанные с требованиями законов или подзаконных актов к организациям и отдельным категориям граждан заключить договор страхования. Эти нормы носят импер

Обязательное страхование профессиональной деятельности
Обязательное страхование профессиональной ответственности осуществляется в силу специальных законов, которыми определяются условия и порядок его проведения. Риск лица, самостоятельно занимающегося

Обязательное страхование физическими лицами своей гражданской ответственности
Владельцы транспортных средств обязаны страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при исп

Обязательное страхование ценных объектов
При временном вывозе культурных ценностей государственными и муниципальными музеями, архивами, библиотеками, иными государственными хранилищами культурных ценностей к заявлению о временном в

Обязательное страхование за счет средств организаций
Организации обязаны страховать не только свою ответственность за причинение вреда третьим лицам, но и жизнь, и здоровье отдельных категорий граждан. Причем некоторые законодательные

Обязательное страхование за счет средств государства
В целях обеспечения социальных интересов граждан и интересов государства законом устанавливается обязательное государственное страхование жизни, здоровья и имущества государственных

Личное страхование за счет средств государства
Жизнь и здоровье Президента РФ, прекратившего исполнение своих полномочий, подлежат обязательному государственному страхованию за счет средств федерального бюджета на сумму, равную годовому

Судьи и должностные лица правоохранительных и контролирующих органов
В соответствии с Федеральным законом от 20.04.1995 г. № 45-ФЗ обязательному страхованию в данной категории подлежат: · судьи всех судов общей юрисдикции и арбитражных судов, арбитраж

Военнослужащие и приравненные к ним лица
Жизнь и здоровье военнослужащих и приравненных к ним лиц подлежит обязательному государственному страхованию со дня начала военной службы, службы в органах внутренних дел РФ, Государственной

Другие государственные и муниципальные служащие
Жизнь и здоровье работников ведомственной охраны подлежат обязательному личному страхованию за счет средств федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной

Понятие государственных и муниципальных расходов
Государственные (муниципальные) расходы – это урегулированная нормами финансового права деятельность государства по расходованию разнообразных фондов денежны

Сметно-бюджетное финансирование
Сметно-бюджетное финансирование – это порядок выделения средств из бюджетов и государственных внебюджетных фондов государственным и муниципальным некоммерчес

Финансирование капитальных вложений
Для развития производства и совершенствования инфраструктуры используются капитальные вложения. Недостаточность или отсутствие капитальных вложений отрицательно влияет на экономику

Понятие и принципы банковского кредита
Банковский кредит является одной из форм движения ссудного капитала. При банковском кредитовании возникают экономические (денежные) отношения, в процессе которых

Принципы банковского кредитования
Банк имеет право от своего имени и за свой счет размещать привлеченные во вклады денежные средства на условиях добровольности, возвратности, платности, срочности, целенаправленности и обеспеченност

Функции Центрального банка РФ
Центральный банк РФ является главным банком в банковской системе России. Для осуществления своих целей - защиты и обеспечения устойчивости рубля, развития и укрепления банковской си

Обязательное страхование банковских вкладов населения
В целях защиты прав и законных интересов вкладчиков банков РФ, укрепления доверия к банковской системе РФ и стимулирования привлечения сбережений населения в банковскую систему РФ б

Функции денег
Мера стоимости - деньги как всеобщий эквивалент измеряют стоимость всех товаров. Соизмеримыми же все товары делает общественно необходимый труд, затраченный на их производство. Стоимость тов

Правовые основы денежного обращения
Денежное обращение – движение денег в наличной и безналичной формах, обслуживающее кругооборот товаров, а также нетоварные платежи и расчеты.

Безналичное денежное обращение
Безналичное денежное обращение характеризуется тем, что реальные денежные знаки отсутствуют, а используются своего рода символы, т.е. цифровые записи об обращающейся денежной массе.

Понятие валюты и валютных ценностей
«Валюта» - это денежная единица государства или денежные знаки иностранных государств, а также кредитные и платежные документы, выраженные в иностранных денежных единицах и п

Валютный контроль
Валютный контроль является одним из видов финансового контроля, который осуществляется при проведении валютных операций. Основными направлениями валютного контроля являю

Ответственность за нарушение валютного законодательства
Ответственность за нарушение валютного законодательства предусмотрена административным и уголовным законодательством РФ. В соответствии с административным законодате

Библиография
1. Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7-ФКЗ) // Российская газета. 2009. № 7. 21 ян

Ведомственный финансовый контроль - это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, гос управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений. Ведомственный финансовый контроль направлен на то, чтобы обеспечить целевое использование бюджетополучателями выделенных средств, их своевременный возврат, а также представление отчетности и внесение платы за пользование бюджетными средствами. Для осуществления этих функций в министерствах и ведомствах существуют специальные контрольно-ревизионные подразделения. Они проверяют законность финансово-хозяйственных операций, соблюдение финансовой дисциплины, составление и исполнение смет бюджетополучателей, контролируют эффективность и целевой характер расходов, выявляют хищения средств и другие нарушения, проверяют правильность ведения бухгалтерского учета. Особенностью ведомственного контроля является то, что он распространяется не на все предприятия и организации, а ограничен кругом тех бюджетополучателей, которые находятся в подчинении данного ведомства. В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль, т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями.

Внутрихозяйственный контроль проводится бухгалтерией и финансовыми службами самой организации-бюджетополучателя. Бухгалтерия обеспечивает учет и контроль за всеми финансовыми операциями. Она проверяет законность и целевой характер расходования средств, отвечает за полноту и своевременность уплаты налогов в бюджет. Ведущая роль в организации внутрихозяйственного контроля принадлежит главному бухгалтеру. Внутренний финансовый контроль осуществляется в границах компетенции отдельного министерства или ведомства (внутриведомственный) или в пределах отдельного предприятия, организации, учреждения (внутрихозяйственный).

Внутренний контроль осуществляется в интересах собственника, поэтому его основной целью является оказание помощи руководству или органу управления по эффективному ведению финансовой деятельности.

24.Аудиторский финансовый контроль. Аудиторское заключение: содержание и правовое значение. ФЗ от 7 августа 2001 г. «Об аудиторской деятельности».

Аудиторский финансовый контроль - это независимый вневедомственный контроль, осуществляемый в качестве одного из видов предпринимательской деятельности - аудиторской деятельности. Аудиторские фирмы регистрируются как предприятия, а ФЛ, как предприниматели. Аудиторы должны пройти аттестацию и получить лицензию. Они не вправе заниматься какой-либо предпринимательской деятельностью, кроме аудиторской и другой, связанной с ней деятельности.

Обязательная проверка проводится в случаях, прямо установленных в законодательстве РФ,а также проверки, проводимые по поручению органов дознания или следователя при наличии санкции прокурора, а также суда(оплата работы аудитора производится предварительно за счет проверяемого эконом субъекта, а повторные ауд проверки производятся за счет средств федерального бюджета,

инициативная - по решению самого экономического субъекта. Государство осуществляет нормативно-правовое регулирование аудиторской деятельности, правительством РФ утверждаются правила (стандарты), кот могут быть императивными и рекомендательными. Аудиторский контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и др службами.

Аудиторское заключение – это акт, в котором излагаются выявленные при проверке недостатки производственной, финансово-хозяйственной деятельности предприятия, приводятся факты нарушения, бесхозяйственности, злоупотребления, хищений, незаконного расходования средств, размеры причиненного ущерба и последствия допущенных нарушений, неправильное ведение бух учета при составлении отчетности, факты неправильного исчисления прибыли и налогов, и др. Временные правила определили заключение аудитора как особый документ, имеющий юр значение для всех юл и фл, органов гос власти и управления, органов мсу и судебных органов; а также уравняли его с заключением экспертизы, назначенной в соответствии с процессуальным законодательством РФ. Аудиторское заключение состоит из 3-х частей:

Вводная часть - сведения об аудиторской фирме.

Аналитическая часть явл отчетом аудиторской фирмы предприятию об общих результатах проверки состояния внутреннего контроля, бух учета и отчетности предприятия, а также соблюдение законодательства при совершении финансово-хозяйственных операций.

Итоговая часть - «Заключение» представляет собой мнение аудиторской фирмы (аудитора) о достоверности бух отчетности проверенного экономического субъекта. Она адресуется учредителям субъекта, если иное не установлено договором на проведение аудита. Каждая страница заключения подписывается аттестованным аудитором (руководителем аудиторской группы) и заверяется печатью фирмы. Заключение составляется в трех экземплярах:
1 – в организацию, назначившую проверку; 2–директору проверяемого предприятия;
3 – остается у аудиторской фирмы. По нарушениям и замечаниям на предприятии составляется план мероприятий по их устранению.

Варианты заключений : безусловно положительное, условно полож-ое, отрицательное заключение, с отказом от выражения мнения о достоверности бух отчетности, безусловно положительное при наличии серьезного сомнения в возможности экономического субъекта продолжить деятельность и исполнять свои обязательства в течение как минимум 12 месяцев, следующих за отчетным.

25. Методы финансового контроля. Особенности и значение ревизий, их виды. Акт ревизии. Методы проведения финансового контроля, т.е. приемы и способы его осуществления. 1)Проверка - совокупность действий органа, осущ-его контроль, по документальной и фактической проверке финансовой деятельности субъекта на основе отчетной документации.2) Анализ финансовой деятельности - комплексное исследование периодической или годовой финансово-бухгалтерской отчетности экономического субъекта с целью определения общей оценки результатов финансовой деятельности, финансового состояния, обеспеченности собственным капиталом и эффективности его использования.3) Наблюдение представляет собой визуальное ознакомление с объектом контроля.4)Ревизия - проверка финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта на основе документального подтверждения законности его производственно-хозяйственной деятельности, достоверности бух учета и финансовой отчетности. Законодательство закрепляет обязательный и регулярный характер ревизии. Она осуществляется на месте и основывается на проверке первичных документов, учетных регистров, бухгалтерской и статистической отчетности, фактического наличия денежных средств. Специфика ревизии по сравнению с иными формами финансового контроля проявляется в содержании; порядке ее назначения уполномоченными гос органами (например, на основании мотивированного постановления правоохранительного органа, вынесенного в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, по требованию прокурора); в том, что ее могут проводить только наделенные данными полномочиями органы и субъекты (например, ревизоры); ревизия осуществляется только комиссионно; по окончании составляется акт ревизии, имеющий юр значение.

Виды : документальные (включают в себя проверку различных финансовых документов) фактические (проверяется наличие денег, ценных бумаг и материальных ценностей); плановые (проводятся в соотв с планом,кот составляется в вышестоящих органах, министерствах или ведомствах) и внеплановые ; фронтальные (проверяется вся финансовая деятельность субъекта за определенный период) и выборочные (проверку финансовой деятельности только за какой-то короткий период времени); комплексные (проверяется финансовая деятельность данного субъекта в различных областях) и тематические (сводящиеся к обследованию какой-либо одной сферы финансовой деятельности). По окончании ревизии членами комиссии составляется акт ревизии -документ, имеющий важное юр значение. Он подписывается лицами, производившими ревизию, а также руководителем и глав бухгалтером проверяемого юл. В акте ревизии указываются цели ревизии, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений финансовой дисциплины, причины, повлекшие данные нарушения, а также виновные в данных нарушениях лица, и предлагаются меры по ликвидации названных нарушений и меры ответственности виновных лиц, а также замечания и возражения руководителя и гл бухгалтера. В случае необходимости в ходе ревизии составляется промежуточный акт,а материалы ревизии направляются следственным органам для возбуждения уголов дела. Руководитель проверяемой организации должен принять меры по устранению выявленных нарушений до окончания проведения ревизии.

26. Правовое и экономическое значение бюджета. Виды бюджетов. Бюджет - форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и мсу (Бюджетный кодекс РФ от 31.07.1998). Выполнение социальной, политической и экономической функций любого государства объективно требует финансовых ресурсов, а удовлетворяются гос. потребности в денежной форме.

Экономическая сущность бюджета проявляется в общественных отношениях, связанных с аккумулированием, распределением и использованием средств централизованного денежного фонда соответствующего территориального уровня.

Правовое значение бюджета определяет юр выражение его как планового акта, принимаемого в установленном законодательством порядке. Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме ФЗ, бюджет субъекта РФ - в форме закона субъекта РФ, местный бюджет - в форме правового акта представительного органа МСУ либо в порядке, установленном уставом МО.

Бюджет как правовая категория имеет следующие признаки: 1)это общегос-ый фонд денежных средств, создаваемый для покрытия гос расходов; 2) это финансовый план государства, где указаны его доходы и расходы; 3) это основной финансовый план государства, поскольку наряду с ним действуют и фин-ые планы предприятий, учр-й, организаций (балансы, сметы). Бюджет явл публично-правовой категорией, имеет нормативное закрепление и служит для выражения исключительно общегос-ых интересов, поэтому отношения в этой сфере регулируются преимущественно императивными нормами.

Виды :

1) Консолидированный бюджет - свод бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ на соответствующей территории (ст. 6 БК РФ),имеет два признака:
1) представляет собой совокупность бюджетов определенной территории, т. е. бюджет соответствующего государственно-территориального или муниц образования; 2)свод бюджетов определенной территории используется как экономический инструмент для расчетов минимальных социальных и финансовых норм и нормативов, необходимых для бюджетного планирования и анализа бюджетной деятельности. В РФ можно выделить: консолидированный бюджет всего государства , образуемый бюджетами всех уровней бюджетной системы; консолидированный бюджет субъектов РФ , складывающийся из бюджета субъекта РФ и бюджетов МО, расположенных на территории субъекта РФ; консолидированный бюджет МО , состоящий из местных бюджетов территорий, образующих это МО. В связи с появлением федеральных округов в качестве самостоятельного вида выделяется консолидированный бюджет федерального округа , состоящий из бюджетов субъектов РФ, входящих в соответствующий ФО.

2) Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств, находящихся в распоряжении соответствующих органов власти, предназначенных для финансирования функций и задач общегос значения и являющегося основным финансовым планом государства, утверждаемым Гос Думой, Советом Федерации, Президентом РФ.

3) Региональный бюджет (бюджет субъекта РФ) – форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ; утверждаемым представительным органом в форме регионального закона.

4) Местный бюджет (бюджет МО) – форма образования и расходования денежных средств, предназн для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения мсу; утверждаемым представительным органом. Федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты образуют бюджетную систему РФ.

Неотъемлемой и составной частью функционирования финансов в рамках государства, его территориального образования и конкретного предприятия является ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль.

Наличие указанного финансового контроля объективно обусловлено тем, что финансам как экономической категории присущи не только распределительная, но и внутренняя контрольная функция. Поэтому использование хозяйствующими субъектами для решения своих задач финансов обязательно предполагает проведение с их помощью контроля за ходом выполнения этих задач. Контроль в сфере финансово-хозяйственной деятельности входит в систему мероприятий, проводимых его субъектами по проверке финансовых и связанных с ними операций и действий государственных органов власти, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций, атакже населения с применением специфических форм и методов организации.

Ведомственный финансовый контроль – это контроль министерств, ведомств, других органов исполнительной власти, государственного управления за деятельностью входящих в их систему предприятий, организаций, учреждений.

Его осуществляют самостоятельные структурные контрольно-реви­зи­он­ные подразделения (управления, отделы, группы) министерств, ведомств, подчиненные непосредственно руководителям этих органов. Работа контрольно-ревизионных подразделений находится под контролем Министерства финансов РФ, финансовых органов субъектов Российской Федерации. Не реже одного раза в год министерства и ведомства докладывают о состоянии контрольно-ревизионной работы Правительству РФ.

Непосредственным предметом ведомственного и внутрихозяйственного финансового контроля выступают :

· бюджетные показатели (составление, рассмотрение, утверждение и исполнение бюджета, составление и утверждение отчета о его исполнении);

· финансовые показатели деятельности субъектов хозяйствования (прибыль, доходы, амортизация, себестоимость, рентабельность, основные и оборотные фонды и др.);

· налоговые платежи в бюджет и внебюджетные фонды; показатели, характеризующие денежно-кредитные отношения; страховой рынок, другие операции и действия, имеющие стоимостную форму.

В итоге, ведомственный и внутрихозяйственный финансовый контроль призван обеспечить интересы и права не только органов управления субъектами хозяйствования, но и работников предприятия. Его целью является содействие успешной реализации финансовой политики государства в рамках хозяйствующих субъектов, обеспечение эффективности процесса формирования, распределения и использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях экономики страны.

К основным задачам ведомственного контроля относятся контроль за выполнением плановых заданий, экономным использованием материальных и финансовых ресурсов, сохранностью государственной собственности, правильностью постановки бухгалтерского учета, состоянием контрольно-ревизионной работы, а также пресечение фактов приписок, бесхозяйственности, расточительства и всякого рода излишеств.

Ревизии и проверки финансово-хозяйственной деятельности назначаются в каждом отдельном случае руководителем соответствующего органа. Они проводятся в коммерческих организациях комплексно один раз в год, а в бюджетных учреждениях – один раз в два года. При проведении ревизий ревизоры обязаны опираться на трудовые коллективы, общественные организации, принимать участие в выработке предложений по устранению выявленных нарушений. Признано необходимым проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических ревизий в органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные незаконно или не по целевому назначению, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возмещению по предписанию соответствующих органов государственного финансового контроля в течение одного месяца после выявления указанных нарушений.

В рамках ведомственного контроля проводится внутрихозяйственный финансовый контроль , т.е. контроль, осуществляемый на конкретных предприятиях, в объединениях, организациях и учреждениях их руководителями и функциональными структурными подразделениями (отделами кадров, бухгалтерией, финансовым отделом, отделами планирования и нормирования заработной платы и др.). Контрольные функции в данном случае – необходимое условие процесса повседневной финансово-хозяйственной деятельности.

Важное значение в осуществлении финансового контроля имеет контроль,осуществляемый работниками финансово-бухгалтерских служб самих предприятий, учреждений и организаций. Особая роль при этом отводится главному бухгалтеру. Он обязан обеспечить контроль и надлежащий учет всех финансово-хозяйственных операций своего предприятия, с тем, чтобы исключить любую возможность образования недостач, растрат, хищений, незаконного и нецелевого использования денежных средств и материальных ценностей. Главный бухгалтер несет ответственность за полноту исчисления и своевременность внесения в бюджет причитающихся сумм налогов. Для выполнения своих функций он наделен достаточно широкими правами и полномочиями.

Федеральный закон «О бухгалтерском учете» распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

В соответствии с указанным законом бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Основной задачей бухгалтерского учета является формирование и обеспечение полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственных операций, использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами. Упомянутый Закон распространяется на все организации, находящиеся на территории РФ, а также на филиалы и представительства иностранных организаций, если иное не предусмотрено международными договорами РФ. Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, ведут учет доходов и расходов в порядке, установленном налоговым законодательством РФ.

Ответственность за организацию бухгалтерского учета в организациях несут их руководители. Руководители организаций могут в зависимости от объема учетной работы:

· учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

· ввести в штат должность бухгалтера;

· передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета специализированным организациям или бухгалтеру-специалисту;

· вести бухгалтерский учет лично.

Главный бухгалтер (бухгалтер) назначается и освобождается от должности руководителем организации и ему непосредственно подчиняется. Главный бухгалтер (бухгалтер) несет ответственность за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности. Он обеспечивает соответствие осуществляемых хозяйственных операций законодательству, контроль за движением имущества и выполнением обязательств.

Требования главного бухгалтера по документальному оформлению хозяйственных операций и представлению в бухгалтерию необходимых документов и сведений обязательны для всех работников организации.

Денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства без подписи главного бухгалтера считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.

При разногласиях между руководителем и главным бухгалтером по отдельным хозяйственным операциям документы могут быть приняты к исполнению с письменного распоряжения руководителя. В этом случае он несет всю полноту ответственности за последствия осуществления таких операций.

Финансовый контроль - это регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств, правильности и эффективности их использования.

Этот термин включает в себя контроль хозяйственной, производственной, экономической и финансовой деятельности.

Финансовый контроль является важнейшим средством обеспечения законности в финансовой и хозяйственной деятельности. Он призван выявлять факты злоупотреблений и хищений товарно-материальных ценности и денежных средств. Значение финансового контроля особенно повышается в условиях рыночной экономики.

Классификация финансового контроля проводится по разным основаниям.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды:

    государственный;

    муниципальный;

    внутриведомственный;

    внутрихозяйственный (внутренний аудит);

    независимый (аудиторский);

Государственный финансовый контроль осуществляется федеральными органами законодательной власти, федеральными органами исполнительной власти, в том числе специально созданными органами исполнительной власти.

Указом Президента Российской Федерации "О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации" от 25 июля 1996 г. установлено, что в Российской Федерации государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

Субъектами государственного финансового контроля являются: Счетная Палата РФ, Центральный Банк РФ, Министерство финансов РФ, Министерство по налогам и сборам РФ, Государственный таможенный комитет РФ, контрольно-ревизионные органы федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль за поступлением и расходованием средств федерального бюджета и федеральных внебюджетных фондов.

Законодательством предписано проведение не реже одного раза в год соответствующими контрольными и финансовыми органами комплексных ревизий и тематических проверок поступления и расходования бюджетных средств как в федеральных органах исполнительной власти, так и на предприятиях и в организациях, использующих средства федерального бюджета.

Государственный контроль осуществляют также органы представительной (законодательной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Муниципальный финансовый контроль осуществляют органы местного самоуправления, которые в соответствии со ст. 12 Конституции РФ не входят в систему органов государственной власти.

Выборные и другие органы местного самоуправления осуществляют муниципальный финансовый контроль при:

    утверждении местного бюджета,

    исполнении местного бюджета;

    утверждении отчета об исполнении местного бюджета;

    установлении местных налогов и сборов на основе принципов, определенных законодательством России.

Главы местной администрации, являющиеся высшими должностными лицами местного самоуправления, осуществляют муниципальный финансовый контроль при:

    исполнении местного бюджета,

    управлении объектами муниципальной собственности,

    реализации государственных программ приватизации муниципальных предприятий, объектов социально-культурного и бытового назначения, торговых и иных объектов (имущества), являющихся муниципальной собственностью,

    при решении иных вопросов местного значения.

Внутриведомственный финансовый контроль в министерствах, комитетах, в других органах исполнительной власти, общественных и религиозных организациях осуществляется руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти или соответствующему органу общественной или религиозной организации.

Основными задачами внутриведомственного финансового контроля являются: выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины; разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Внутрихозяйственный контроль (внутренний аудит) - осуществляется подразделениями внутреннего контроля хозяйствующих субъектов. Важнейшей его формой является бухгалтерский учет.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные операции, осуществляемые организациями в процессе их деятельности.

Основными задачами бухгалтерского учета являются:

    формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и ее имущественном положении, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности. Внутренними пользователями являются руководители, учредители, участники и собственники имущества организации. Внешние пользователи - инвесторы, кредиторы, государственная налоговая инспекция; другие государственные органы, на которые возложена проверка отдельных сторон деятельности предприятия и получение соответствующей отчетности.

    обеспечение информацией, необходимой внутренним и внешним пользователям бухгалтерской отчетности для контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации при осуществлении организацией хозяйственных операций и их целесообразностью, наличием и движением имущества и обязательств, использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утвержденными нормами, нормативами и сметами;

    предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление внутрихозяйственных резервов обеспечения ее финансовой устойчивости.

Внутренний контроль за деятельностью предприятий осуществляют также ревизионные комиссии, а в случаях, если они не предусмотрены уставом предприятия, то в нем должно быть оговорено, кто из работников предприятия, каким образом и в какие сроки проводит текущую и внеочередную проверку деятельности предприятия. Ревизионная комиссия реализует свои полномочия согласно уставу и является его органом. К ее задачам относятся контроль за соблюдением финансового законодательства, целевым и эффективным использованием ресурсов, обеспечением сохранности денежных средств и материальных ценностей, принятием мер по возмещению материального ущерба, а также контроль за состоянием бухгалтерского учета, правильностью и своевременностью документального оформления хозяйственных операций, достоверностью отчетности о результатах финансово-хозяйственной деятельности.

Члены ревизионной комиссии вправе требовать от должностных лиц предприятия представления всех необходимых документов и личные объяснения. При отсутствии аудиторов ревизионная комиссия составляет заключение по годовым отчетам и балансам.

Независимый финансовый контроль осуществляется аудиторами (аудиторскими фирмами). В соответствии с Временными правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 22 декабря 1993г. №2263, аудиторская деятельность - аудит - представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг.

Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ. Аудиторские проверки бывают обязательными и инициативными. Аудиторы могут оказывать также услуги по постановке, восстановлению и ведению бухгалтерского (финансового) учета, составлению деклараций о доходах и бухгалтерской отчетности, анализу финансово-хозяйственной деятельности, оценке активов и пассивов экономического субъекта, консультированию в вопросах финансового, налогового, банковского и иного хозяйственного законодательства РФ.

Особенно это важно для предприятий, не имеющих бухгалтерской службы, которые могут поручать на основе договора ведение бухгалтерского учета и отчетности аудиторской организации или соответствующим специалистам.

Аудиторская деятельность осуществляется наряду с государственным финансовым контролем, проводимым специально уполномоченными органами. Аудиторы, прошедшие аттестации и желающие работать самостоятельно, а также аудиторские фирмы начинают свою деятельность после государственной регистрации в качестве субъекта предпринимательской деятельности, получения лицензии и включения в государственный реестр аудиторов и аудиторских фирм.

Обязательная аудиторская проверка проводится в случаях, прямо установленных законодательными актами РФ(1) , инициативная - по решению хозяйствующего субъекта.

Обязательная аудиторская проверка может также проводиться по поручению органов дознания, следователя при наличии санкции прокурора, суда, арбитражного суда при наличии в производстве возбужденного (возобновлённого производством) уголовного дела, принятого к производству гражданского дела или дела, подведомственного арбитражному суду.

Обязательной аудиторской проверке подлежат акционерные общества, банки и другие кредитные организации, биржи, брокерские конторы, страховые организации, организации с иностранными инвестициями.

В зависимости от времени его проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный и последующий(1) .

Предварительный финансовый контроль осуществляется до совершения операций по созданию, распределению и использованию определенных фондов денежных средств. Он проводится при рассмотрении и утверждении бюджетов, других финансово-плановых актов, при приеме заявок и в других случаях.

Вне предприятия предварительный контроль за законностью операций наиболее системно осуществляют банковские органы (контроль обоснованности получения банковской ссуды, правильности оформления чека или платежного поручения и т.п.). В более широком смысле слова, имея в виду хозяйственную деятельность объекта в целом, внешний предварительный контроль осуществляют также органы местной администрации (регистрация устава предприятия), финансовые органы (контроль за ценами), вышестоящие организации (утверждение смет, расчетов и т.п.).

Текущий контроль в основном реализуется фактическими методами. С его помощью определяют соответствие содержания документа действительным характеристикам выполняемой хозяйственной операции. Внутри хозяйства он осуществляется руководством, экономической службой, другими управленческими подразделениями. Вне хозяйства текущий контроль проводится контролирующими органами общественных организаций (например, обществом защиты прав потребителей), специализированными инспекциями некоторых ведомств (торговая инспекция, пробирный надзор и др.).

Последующий финансовый контроль осуществляется после совершения хозяйственной или финансовой операций по использованию финансовых ресурсов из соответствующих фондов денежных средств.

Основным методом финансового контроля является ревизия , т. е. обследование с целью установления законности финансовой дисциплины на конкретном объекте.

Фактическая ревизия предполагает проверку не только документов, но и наличия денег, ценных бумаг и материальных ценностей. В процессе фактической ревизии проводится инвентаризация материальных ценностей, проверяется состояние материальных и вещевых складов, производятся подсчеты, взвешивание и измерение товарно-материальных ценностей, находящихся на складах, контрольные обмеры на строительстве, выполняются другие необходимые действия.

Документальная ревизия включает проверку различных финансовых документов, в том числе счета, платежные ведомости, ордера, чеки, отчеты, сметы и др. На основе анализа финансовых документов определяется законность и целесообразность расходования средств.

Защитные функции ревизии зависят от ее своевременности, внезапности, целенаправленности и всесторонности.

В зависимости от объема охватываемых операций выделяют ревизии полные (проверяются все стороны хозяйственной деятельности и все виды хозяйственных операций) и неполные , контролирующие лишь отдельные виды хозяйственных операций (ревизия кассовых операций, ревизия операций на определенном складе и т.п.).

Тематические ревизии - особая разновидность неполных ревизий. При их проведении за определенный период времени проверяются отдельные стороны финансово-хозяйственной деятельности организации и под определенным углом зрения. Тематическими ревизиями являются, в частности, являются налоговые, а также аудиторские проверки достоверности финансовой отчетности предприятий.

  • 17. Проверка, мониторинг, мероприятия технического (технологического, проверочного) характера.
  • 18. Виды проверок: встречные, совместные, дополнительные, контрольные, камеральные
  • 19. Порядок проведения проверок.
  • 20. Акт проверки: порядок его составления и правовое значение. Справка проверки.
  • 22. Полномочия Комитета государственного контроля Республики Беларусь в области финансового контроля.
  • 23. Права и обязанности инспекций Министерства по налогам и сборам в области финансового контроля.
  • 24. Полномочия Министерства финансов и его органов в области финансового контроля
  • 25.Понятие, значение и функции бюджета. Консолидированный бюджет.
  • 26.Бюджетная система Республики Беларусь: структура и принципы.
  • 27.Государственные внебюджетные фонды. Обязательные страховые взносы в Фонд социальной защиты Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь.
  • 28.Понятие и группы доходов бюджетов.
  • 29.Целевые фонды в составе доходов бюджетов.
  • 30.Расходы бюджетов. Резервные фонды.
  • 31. Понятие и правовое значение бюджетной классификации. Состав бюджетной классификации рб
  • 33. Понятие и принципы межбюджетных отношений. Межбюджетные трансферты.
  • 34. Понятие бюджетного процесса, его стадии и участники
  • 35. Составление проектов республиканского бюджета и местных бюджетов.
  • 36. Рассмотрение и утверждение республиканского бюджета и местных бюджетов.
  • 38. Порядок составления и утверждения отчетов об исполнении республиканского и местных бюджетов.
  • 39. Понятие налогов, сборов, пошлин, их функции. Отличие налогов от сборов (пошлин).
  • 1.Обязательность:
  • 2. Индивидуальная безвозмездность:
  • 40. Виды налогов
  • 41. Плательщики налогов, сборов (пошлин): характеристика и виды
  • 42. Объект налогообложения, налоговая база, налоговый период и налоговая ставка.
  • 43. Порядок исчисления и уплаты налогов, сборов (пошлин). Налоговые льготы
  • 45. Принудительное исполнение налогового обязательства, взыскание пеней.
  • 46. Зачет, возврат налогов, сборов (пошлин), пеней.
  • 47. Плательщики подоходного налога с физических лиц; объект налогообложения; доходы, не являющиеся объектом подоходного налога.
  • 48. Доходы, освобождаемые от подоходного налога с физических лиц.
  • 49. Налоговые вычеты по подоходному налогу: стандартные, социальные, имущественные, профессиональные.
  • 50. Налоговые ставки и база подоходного налога с физических лиц.
  • 51. Порядок исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц.
  • 52. Налог на доходы иностранных организаций, не осуществляющих деятельность через постоянное представительство в Республике Беларусь
  • 53. Налог на прибыль
  • 54. Ндс
  • 55. Акцизы
  • 56. Налог на недвижимость
  • 57. Земельный налог
  • 58. Единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.
  • 59. Налог при упрощенной системе налогообложения
  • 60. Единый налог для производителей сельскохозяйственной продукции
  • 61. Местные налоги и сборы.
  • 63. Государственные займы: понятие и виды.
  • 64. Порядок привлечения внешних государственных займов.
  • 66. Понятие денежной системы и ее элементы.
  • 67. Наличное денежное обращение. Правила ведения кассовых операций.
  • 68. Понятие иностранной валюты и валютных ценностей.
  • 69. Понятие и виды валютных операций. Субъекты валютных операций. Порядок осуществления валютных операций.
  • 12. Виды финансового контроля.

    1. Общегосударственный ( вневедомственный ) финансовый контроль , который осуществляют субъекты, которым проверяемые не подчиняются.

    Его осуществляют:

    Государственные органы, которые осуществляют финансовый контроль наряду с основной своей деятельностью (Президент и др)

    Государственные органы, для которых контроль является основной деятельностью (Минфин, МНС, КГК)

    2. осуществляется в целях улучшения контрольно-ревизионной работы в министерствах и иных РОГУ, государственных организациях, подчиненных Правительству, местных исполнительных и распорядительных органах.

    Субъекты – республиканские государственно-общественные объединения, государственный органы, иные государственные организации.

    Виды контрольных мероприятий:

    1. Плановые проверки - периодичность осуществления контроля не чаще Высокая группа риска – не чаще 1 раза в течение одного года. Если в прошлый раз нарушений нет, то не чаще, чем 1 раз в 2 года. Средняя группа риска. 1 раз в 3 года, если нет нарушений – 1 раз в 5 лет. Низкая группа. 1 раз в 5 лет.

    2. внеплановые проверки:

    3. Внутрихозяйственный финансовый контроль , проводимый финансово-экономическими службами субъектов хозяйствования и направленный на непрерывное наблюдение за эффективностью финансовой, экономической, производственной, снабженческой и сбытовой деятельности, выявление внутренних резервов, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, порождающих хищение и бесхозяйственность.

    Правовой базой данного вида финансового контроля является Закон Республики Беларусь от 18 октября 1994 г. «О бухгалтерском учете и отчетности». С 1 января 2014 года вступает в силу новый Закон.

    В соответствии со ст. 4 Закона основными задачами ведения бухгалтерского учета и отчетности на предприятии являются:

    Формирование полной и достоверной информации о деятельности организации;

    Обеспечение внутренних и внешних пользователей информацией;

    Предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности.

    Субъекты – главный бухгалтер, финансовый отдел, плановый отдел, контрольно-ревизионный отдел.

    Руководитель организации:

    Создает бухгалтерию

    Привлекает стороннюю организацию

    Самостоятельно ведет бухучет (унитарные предприятия)

    4. Аудиторский (независимый) финансовый контроль.

    Правовой основой независимого финансового контроля в Республике Беларусь является Закон Республики Беларусь от 8 ноября 1994 г. «Об аудиторской деятельности», но с 01.01.2014 – новая редакция, для нас более важная.

    Аудиторская деятельность - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерской отчетности или деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству.

    Специфика:

    Субъект: аудиторы и аудиторские организации;

    Основания для осуществления – договор по оказанию аудиторских услуг

    По итогам аудиторной деятельности дает заключение с рекомендациями.

    Виды аудита:

      – внешний – проводят сторонние организации

    Внутренний – внутреннее службы субъектов хозяйствования

      обязательный аудит – аудит категорий организаций, который определен законодательством: банки, небанковские кредитно-финансовые организации, ОАО, биржи, организации с иностранными инвестициями, страховые организации.

    Не подлежат обязательному аудиту: крестьянское хозяйство, сельскохозяйственное производство, кооперативы, республиканское унитарное коммунальное предприятие.

    Инициативный аудит - это аудит, который проводится по решению субъекта предпринимательской деятельности или по требованию его учредителей (акционеров, участников, собственников).

    С 2011 года аудиторская деятельность не лицензируется. Виды аудиторских заключений:

    Безусловно положительное

    Условно положительное

    Отрицательное

    Отказ от дачи заключения

    13. ВЕДОМСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ .

    Ведомственный финансовый контроль осуществляется в целях улучшения контрольно-ревизионной работы в министерствах и иных республиканских органах государственного управления, государственных организациях, подчиненных Правительству Республики Беларусь, местных исполнительных и распорядительных органах.

    Субъекты – республиканские государственно-общественные объединения, государственные органы, иные государственные организации.

    Объекты – организации, подчиненные либо входящие в систему органов, осуществляющих ведомственный контроль.

    правовая база – Указ №325 от 22.06.10г.

    Виды контрольных мероприятий:

      Плановые поверки – периодичность осуществления контроля зависит от группы риска проверяемого объекта: высокая группа риска – не чаще 1 раза в год, если в прошлый раз не было нарушений – 1 раз в 2 года. Средняя группа риска – 1 раз в 3 года, не было нарушений – 1 раз в 5 лет. Низкая группа риска – 1 раз в 5 лет.

      внеплановые проверки:

    По поручению уголовных органов

    При проведении преобразований государственных предприятий в ОАО

    Создается внутренняя ведомственная контрольная служба, которая может проводить камеральные проверки, осуществлять мониторинг.