Уровни диверсификации. К преимуществам диверсификации относятся. Кто нуждается в диверсификации экономики

Уровни диверсификации. К преимуществам диверсификации относятся. Кто нуждается в диверсификации экономики

Игорь Томберг, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник Центра энергетических исследований ИМЭМО РАН - РИА Новости.

Проблема зависимости экономики России от экспорта энергоносителей является предметом пристального внимания как населения, так и властей. Однако, по мнению руководства страны, она может быть решена.

Президент РФ Владимир Путин, отвечая 25 октября на вопросы граждан России в прямом эфире государственных теле- и радиоканалов, отметил, что российская экономика на данном этапе действительно сильно зависит от поставок нефти и газа за рубеж. С другой стороны, в последнее время можно констатировать снижение этой зависимости, заявил он. Для этого правительство использует методы налогового регулирования, значительные золотовалютные запасы и резервный стабилизационный фонд, который позволит даже в случае падения цен на энергоносители исполнять социальные обязательства государства перед гражданами. Именно с этой целью были созданы Стабилизационный, Инвестиционный, Венчурный фонды и ряд других инструментов. Это хорошая тенденция, считает президент.

В то же время, по мнению президента, рост мировых цен на энергоносители негативно влияет на ценовую и макроэкономическую ситуацию в России. Имеется в виду проявление тех экономических проблем, которые и у нас стали известны под именем «голландской болезни». Избыточный приток валюты оказывает давление на рубль, а его укрепление ведет к снижению конкурентоспособности российских товаров. В результате эпоха нефтедолларов лишь усиливает зависимость экономики от экспорта энергоресурсов. А приток валюты ведет к опережающему росту импорта. По мере продвижения экономики по «голландскому» пути влияние высоких цен на нефть на рост ВВП ослабевает. Так, в уже к 2004 г. рост цен на нефть на $1 давал прирост ВВП РФ на 0,1% против 0,35% в 1999 г.

В своем выступлении президент особо выделил рост инфляции в стране. Высокие нефтяные котировки приводят к росту цены нефти и внутри России, что по цепочке повышает стоимость нефтепродуктов на внутреннем рынке: цена на нефтепродукты выросла за 2006 год на 17%. По информации Федеральной службы статистики РФ, потребительские цены на бензин в среднем по России только за сентябрь 2006г. увеличились по сравнению с предыдущим месяцем на 2,7% и составили 18,4 руб. за литр. В сентябре повышение потребительских цен на автомобильный бензин было отмечено в 80 субъектах Российской Федерации.

Хотя рост цен на бензин весьма беспокоит население, да и руководство страны, в российской ситуации наибольшее значение имеет влияние нефтегазовой зависимости на экономический рост. При достаточно приличных тепах роста ВВП - предположительно около 7% в этом году - развитие высокотехнологичных современных производств явно отстает от сырьевого сектора.

Успехи экономического роста в России пока в значительной степени обусловлены благоприятной конъюнктурой мировых топливных и сырьевых рынков. Цены на нефть и привязанные к ним газовые котировки в последнее время находились на чрезвычайно высоком уровне.

По данным правительства, по итогам 8 месяцев текущего года нефть и газ составляли почти 68% национального экспорта. При этом лишь 8% роста отечественной экономики достигается за счет секторов, внедряющих высокие технологии.

Поэтому сейчас на первый план в России выходят проблемы качества роста. Не случайно Путин назвал диверсификацию экономики «суперзадачей на ближайшее десятилетие». «Главнейшая задача нашей экономики, главнейшая задача нашего правительства на ближайшее время - диверсифицировать нашу экономику, сделать ее современной, развивающейся на новейших технологиях»,- сказал он.

Между тем, глава государства отметил, что снижение зависимости России от высоких цен на нефть на мировом рынке проявляется, в частности, в успешной стерилизации избыточной денежной массы, которую приносит сырьевой экспорт, и которую экономика просто не в состоянии «переварить». В прошлом году, по словам министра финансов РФ Алексея Кудрина, 70% нефтяных поступлений ушло в Стабфонд. В этом году туда попадет уже 74,4%. А в 2009 - 67,1%. Это означает перераспределение «избыточных» поступлений в пользу более производительных задач. В то же время, Стабфонд, который в этом году должен достичь $100 млрд., позволит даже в случае падения цен на энергоносители продолжить социальные программы, запущенные государством.

Ставя в качестве основной цели преодоления сырьевой зависимости диверсификацию экономики в сторону развития высокотехнологичных отраслей, руководство страны, в то же время, не отрицает, что основным источников средств для этого являются именно нефтегазовые доходы. Накопленные за последние годы финансовые резервы не только позволяют, но вынуждают власть ставить задачу превращения страны из сырьевого гиганта в производителя и экспортера высоких технологий. Хотя программа диверсификации, заявленная президентом Путиным, условно рассчитана на 10 лет, сама заявка носит более долгосрочный характер. По прогнозам, нефти в России должно хватить на 35-40 лет, газа - на все 80. При этом однажды может наступить момент, когда эти наиболее ликвидные сегодня ресурсы закончатся. Сохранятся другие естественные факторы роста - леса, вода. Однако нынешний призыв президента направлен на привлечение самого долгосрочного и перспективного фактора развития - интеллекта нации.

Кем бы ни был человек, но он обязательно тем или иным способом связан с экономикой, будь то в макро- или в микроразмерах. А это требует определенного знания теоретических постулатов, хотя бы основных. Одним из терминов, который то и дело звучит с телеэкранов, является "диверсификация".

Что такое диверсификация?

Это один из ведущих терминов современной экономики. Если говорить в целом, диверсификация экономики - понятие, что означает увеличение, овладение новых областей экономики и земельных сфер, переосмысление рынка. В инвестировании это максимальное уменьшение опасности с использованием увеличения числа инвестиционных проектов.

Есть еще одно определение, более наукообразное. Диверсификация - это действие, нацеленное на рост хозяйственного оборота. Используются при этом экономические методы изменения тяжести внедрения финансовых и материальных возможностей, как мощностей предприятий и министерств, так и в целом государственных ресурсов.

Важность действия

Ведущей проблемой, с которой предполагается соединить задачу диверсификации, будет рассмотрение возможных ориентиров и перспектив, планирование стратегии и этапов развития экономики государства.

Диверсификация экономики необходима хозяйственной сфере всякого государства, иначе хозяйственная часть страны будет попросту неполноценной. Если и небольшие организации стараются расширяться, искать новые возможности для заработка и вложения средств, то большая и многогранная держава элементарно должна задумываться о своем будущем. Поэтому диверсификация бизнеса - термин очень важный.

История диверсификация

Институт диверсификации начинает проявляться с возникновением рыночной структуры капитализма. Хозяйство постфеодальной эпохи развивалось медленно, на протяжении столетий. Так же медленно формировалась и теоретическая основа с ее многообразными терминами и концепциями. Каждый этап формировал собственные специфические черты на фоне исторических особенностей политического, национального, культурного развития.

Начальное определение «диверсификация экономики» было зафиксировано в качестве одного из главных понятий в экономике только в середине прошлого века. Но и в дальнейшем экономическая наука продолжала развиваться, отражая меняющуюся реальность. В данное время результативность экономики почти во всех странах весьма сократилась из-за упадка обычных методов внутреннего развития. Произошли бурные столкновения между странами за мировую экономическую сферу. Это привело к дальнейшей потребности структурного реформирования.

Итогом проявления предпосылок к ухудшениям в ускорении хозяйственного подъема и под воздействием научно-технического прогресса происходит изменение целей развития и определение новых ближайших задач. На уровне не совсем удачных реформ диверсификация закрепила роль самого массового вида преобразования бизнеса. В ней производство получило эффективные реформы, позволившее улучшить структуру, повысить рентабельность и увеличить прибыль.

Основные пути

Приоритетные направления диверсификации экономики разделяются на следующие пункты:

  1. Финансовая составляющая. Структура этой сферы (банки) играет большую роль. Например, они перекидывают суммы ссудного капитала между большим количеством клиентов.
  2. Инвестиционная сфера. Предполагает введение в единый пакет добавочных рядов облигаций, либо похожих, но отличающихся по эмитентам в сферах или фирмах.
  3. Производственная часть. Происходит увеличение номенклатуры товара или расширение технологий производства.
  4. Аграрная сфера. Деятельное развитие животноводства и земледелия является основой стабильности в государстве.
  5. Конгломератная составляющая. Это укрепление номенклатуры реализуемых услуг и товаров в рамках одной фирмы.

Возможности диверсификации

Возможности диверсификации в современной экономике достаточно большие. Она представлена следующими структурами и системами:

  • увеличение числа существующих услуг, номенклатуры предлагаемых товаров, разнообразия предлагаемой продукции;
  • рост уровней производства предприятий, разделенных на расстояния и на уровни деятельности;
  • разделение капиталов и ценных бумаг у объектов инвестирования.

Виды диверсификации экономики

Диверсификация хозяйственной деятельности охватывает получение средств, разработку деятельности субъектов в сходных отраслях путем присоединения предприятий, работающих в этой сфере и др. Классифицируется понятие по таким группам:

  1. Существует внутренняя и внешняя диверсификация по виду привлечения деятельности других структур, сильно различающихся по степени создания, источникам финансирования и характеру структурирования.
  2. По свойствам деятельности диверсификацию можно разделить на связанную и несвязанную. В первом случае реформирование экономики нацелено на увеличение доходов и рост конкурентоспособности. Обычно это касается выделения новых направлений деятельности, но в одной сфере - сырье, технология, сфера сбыта и др. Во втором случае реформирование традиционно проводится в виде многоотраслевых образований. Так, например, банк, может создать аграрный холдинг для роста прибыли и сохранения уровня развития.

Уровни диверсификации

В современном рыночном хозяйстве для сохранения финансовой стабильности и предотвращения опасности краха диверсификация проходит и на других уровнях. Предполагается, что в ходе коммерческой деятельности будут затронуты средства инвестированного капитала, уровень стоимости на выпущенную или заготовленную продукцию, направления производственных мощностей. Особое внимание в данном случае государства и крупного капитала уделяется общей стабильности и контролю макроэкономики.

Неоднозначное влияние

Следует отметить, что элементарное использование диверсификации, простое копирование реформ может не привести к успехам, более того, такие диверсификационные процессы приведут к негативным эксцессам. В связи с этим, надо подчеркнуть, что диверсификация несет как положительные, так и отрицательные явления и авторам этого процесса в ходе проведения реформ надо усиливать одни явления и ослаблять вторые.

Позитивные последствия

Можно перечислить следующие позитивные явления диверсификации:

  • укрепление эластичности производственного механизма;
  • стабилизация экономических позиций;
  • сохранение уровня опасности однопрофильного производства;
  • достижение полного позитива в экономической деятельности.

Негативные явления диверсификации

Отрицательное влияние диверсификации заключается в таких последствиях:

  • усиление рисков на фоне роста доходности бизнеса;
  • рассредоточение управления в разных сферах и ослабление эффективности деятельности менеджеров;
  • глобализация капитала и большие риски.

Преобладание положительных явлений

Отмечая опасность рисков, все же нужно подчеркнуть преобладание позитивного влияния диверсификации бизнеса. Главное - налаживание совершенной самостоятельности положения разных отраслей. При появлении негативных явлений в рамках экономического механизма не произойдет развала общей системы национального хозяйства. Однако, с другой стороны, увеличение разных отраслей управления приводит к опасности потерять контроль над всей экономикой, что очевидно на примере современной России.

Считается, что программы диверсификации безупречно годятся для тех стран, преобразование которых плотно соединено с вывозом сырья. Ряд стран Азии и Латинской Америки вполне могут оказаться хорошим подражанием удачно реализованного комплекса реформ. Однако в России, несмотря на энергичные речи бизнесменов и государственных деятелей, в основном положение сохраняется прежним.

Характеристика национальной экономики

Необходимо учитывать, что хозяйства отдельных стран в основном развиваются обособленно и сохраняют большую специфику. Национальная экономика - это независимый комплекс, объединяющий экономические, административные, общественные и научно-технические стороны. Она реализуется в рамках совместного хозяйственного мероприятия, который состоит из ряда элементов, поставленных в ходе постепенной работы. Среди них отмечается индустриальная составляющая, природно-ресурсная часть, научный элемент, инновационный и ряд прочих.

Формирование национальной экономики - организация и улучшение национального рынка государства, в рамках которого создаются и функционируют его отдельные элементы. Существуют общие черты мировой экономики и национальные особенности каждой страны. Это заметно на примере российской экономики, в которой продолжают формироваться новые рынки сбыта.

В большинстве моментов развитие производства энергоресурсов происходило медленнее, чем увеличение числа жителей. И постепенно величина прибыльности на каждого человека уменьшалась. Необходимо отметить, что сырьевая индустрия не в силах снабдить всю экономику и общество. Такая ситуация приводит не только к созданию социальной опасности, но и отрицательно влияет на материальном уровне.

Российская экономика

Тяжесть проявлений экономического кризиса сказывается в итоге увеличением численности безработных. Россия, являясь серьезным производителем сырьевых ресурсов, фактически полностью находится в зависимости от стоимости природных материалов. Пусть и существуют соглашения между государствами о достаточной стоимости цен на сырье, остается опасность крутого спада ценового падения, как это произошло в 2015 году. Снижение стоимости на минеральное сырье способствовало кризису России. Концепция диверсификации имеет в виду правильное разделение прибыли от сырьевой индустрии между другими сферами государства и общества, способствуя стабилизации положения.

Главная опасность не только в том, что прибыль от сырьевой индустрии оседает в кубышке богатого слоя жителей. Проблема в том, что основная часть бюджета идет на поток преобладания налогов компаний, получающих сырье. Правительство страны не ощущает серьезной важности прочих отраслей из-за небольшой прибыли от них. Тем не менее, состояние экономики показывает важность реализации реструктуризации. Диверсификация коммерции, индустрии, производства, всех сфер экономики будет реакцией России на давление мирового хозяйства.

Причины диверсификации экономики России

В современной России большинство форм диверсификации отраслей экономики становятся очень важными. Такая ситуация вытекает из следующих причин:

  • в стране происходит серьезное уменьшение возможностей для совершенствования хозяйства;
  • пути развития для продолжения эффективности разных сфер хозяйственности постоянно слабеют;
  • сказывается негативное влияние санкций;
  • остается серьезный объем сырья.

В частности, диверсификация аграрного сектора дает возможность не ощущать зависимости от привоза продукции в страну. Благодаря таким действиям стремление западных государств задавить нашу страну санкциями остаются во многом неэффективными. Вместе с тем, пусть и проходят существенные реформы, нацеленные на преобразование хозяйства, на сегодняшний день государство фактически не предпринимает особых шагов.

Преобразования не пройдут без деятельного формирования отечественного хозяйства и слоя состоятельных жителей. Для превращения системы экономики в действенную, сначала надо повысить общий для населения уровень жизни: необходимы повышение оплаты труда, пенсий, снабжение граждан свободными рабочими местами. Реформы обязаны возникать внутри страны. Тогда эффективность преобразований значительно вырастет.

В заключение

Итак, что такое диверсификация? Это комплекс действий, нацеленный на разделение общего профиля реформ на ряд направлений. Из-за этого ускоряется экономическое развитие, обеспечивается многообразие, профиль фирмы или субъекта становится более разносторонним. Диверсификация делает коммерцию подвижнее и прочнее к наружным и внутренним опасностям, экономика становится устойчивее.

Диверсификация - это эффективное орудие, нацеленное на смягчение и ослабление опасности развала хозяйственной деятельности. Правильно продуманный путь укрепляет положение экономики и дает возможность обогатить общество и государство.

Стратегия развития экономики России на ближайшее десятилетие до 2010 года с целью удвоения валового национального продукта (ВНП) определена как диверсификация отраслевой промышленности, строительства, транспорта, АПК и сферы производственной и социальной инфраструктуры. Доставшийся в наследство от Советского Союза 70-летний «перекос» в структуре экономики в современной новой России мы должны исправить в ближайшее 20-30 лет.

Стратегической задачей новой экономики России является обеспечение высоких устойчивых темпов ее роста и сокращение разрыва уровня экономического и социального развития с ведущими странами Запада.

В данной статье представлены некоторые теоретические аспекты диверсификации российской экономики на основе анализа научных статей в журналах «Вопросы экономики», «Экономист» и «ЭКО».

Диверсификация – основа структурной модернизации экономики России

Экономика России нуждается в модернизации, иначе говоря, в диверсификации. Диверсификация (лат. Diversification – изменение, разнообразие) – одновременное развитие многих, не связанных друг с другом, видов производства и услуг; государственная политика, направленная на создание современной структуры народнохозяйственного комплекса; комплексное многоотраслевое развитие; расширение ассортимента и модификаций одной и той же продукции.

Диверсификация деятельности корпораций и фирм (предприятий) на рынках товаров (потребительских, производственно-технических и т.д.), производство и реализация которых не связаны с их основной специализацией, является стратегической целью управления маркетингом.

Корпоративная стратегия диверсификации – это программа действий компании на рынке, направленная на развитие всех сторон ее деятельности в целях снижения риска, возможных потерь капитала.

Подобная стратегия позволяет не только снизить финансово- экономические риски за счет их распределения по дифференцированным направлениям сегментации рынка и позиционирования товаров, но и повысить социально-экономическую эффективность предприятия. Следовательно, фирмы, осуществляющие стратегии диверсификации, должны очень внимательно отслеживать взаимосвязь различных направлений производственно-коммерческой деятельности.

Важным условием для диверсификации является рыночное и управленческое соответствие.

Рыночное соответствие возникает тогда, когда отдельные звенья различных производств и торговли используются одними и теми же потребителями, когда их продукция распределяется через общие дилерские и розничные сети. Рыночное соответствие создает условия для передачи опыта по продаже товаров, их продвижения на рынок, рекламе в области диверсификации продукции. Кроме того, оно позволяет фирме экономить на маркетинге, сокращать издержки по продаже и распределению товаров.

Управленческое соответствие возникает тогда, когда различные производственные и торговые звенья имеют схожие проблемы в организации производства, управлении персоналом или в области продвижения и сбыта продукции, что позволяет передать управленческий опыт от одного звена к другому.

Использование фирмой стратегии диверсификации становится ее конкурентным преимуществом при условии высокого уровня взаимодействия руководящего состава компании, ее отделов и подразделений.

мость подъема российской экономики. Основной задачей Правительства РФ является обеспечение высоких устойчивых темпов роста экономики страны и сокращение разрыва уровня экономического развития с ведущими странами Запада.

Актуальность задачи подтверждается анализом важнейших качественных показателей. Так, в структуре ВВП России существенная доля приходится на сырьевые отрасли. В первую очередь, на отрасли топливно- энергетического комплекса и металлургию. Такое положение отражается и на структуре российского экспорта, показатель которого только по товарным операциям, связанным с нефтью, газом, металлами и лесоматериалами, составляет около 60%. В то же время показатели роста самих этих отраслей в последнее время не очень высоки: рост производства нефтяной промышленности в 2004 г., по сравнению с 2002 г., колеблется около 8%, газовой – 4%, черной металлургии – немногим больше 2%. Их динамика близка к своему пределу. Такие отрасли не могут гарантировать в долгосрочном периоде необходи

Отставание России в сфере развития новой экономики возникло в 70-е гг. ХХ в. из-за невнимания к новым тенденциям мирового развития. Попытки в начале 80-х годов изменить ситуацию к лучшему не носили системного характера и не увенчались значительным успехом. В то же время, отставание в распределении и использовании высоких технологий означает не только снижение международной конкурентоспособности частного сектора, но и в отставании в качестве предоставленных услуг для общества и граждан, темпах роста человеческого капитала, экономического роста страны, и, как следствие – угрозу остаться на периферии нового информационного общества и наукоемкой экономики.

Речь идет о формировании нового облика страны под воздействием интенсивных процессов создания и распределения знаний и их проникновения во все сферы жизни общества.

Ключевыми факторами в данном случае являются усиление влияния научной и инновационной деятельности, образования, наукоемких и информационных технологий на экономику, государство и общество и обретение ими качественно новых характеристик и механизмов функционирования.

Можно перечислить ряд положительных моментов диверсифицированной новой экономики:

Во-первых, создание новых рабочих мест. Новые технологические и экономические изменения позволили создать в 1990-х гг. большое количество рабочих мест, включая приблизительно 1,5 млн. дополнительных в области обслуживания информационных технологий. Развитие новой экономики позволяет остановить и «утечку мозгов».

Во-вторых, рост экспортного капитала. Увеличение доли результатов интеллектуальной деятельности в объеме экспорта является крайне желательным для России.

В-третьих, сокращение производственных издержек. Новая экономика позволяет преодолеть территориальную удаленность и дает гораздо больше информации об участниках рынка; предприятия оказываются гораздо ближе друг к другу и к потребителю. Это позволяет сократить производственные издержки, например, расходы на персонал, складские помещения.

В-четвертых, развитие малого и среднего бизнеса. По статистике, малые предприятия, использующие в своей деятельности Интернет, развиваются на 50% быстрее, чем те, которые не используют его. Подсчеты показали, что введение элементарных форм уплаты налогов в США позволяет сэкономить в сфере малого бизнеса более 1 млрд. долл.

В конечном итоге влияние развития диверсифицированной новой экономики на государство выражается в следующих позитивных переменах: повышении конкурентоспособности экономики; обеспечении нового качества человеческого капитала; создании эффективного государственного управления, отвечающего требованиям граждан; формировании базы для развития гражданского общества.

Таким образом, в настоящее время в России эффективное использование потенциала социально-экономических условий и факторов, связанных с диверсифицированной новой экономикой, выступает одной из необходимых предпосылок достижения устойчивости и качества экономического роста.

Во всех программах средне- (1998-2000 гг.) и долгосрочного (2001-2010 гг.) периодов, разрабатываемых и принимаемых российским правительством в течение всего периода реформ, обращалось внимание на вопросы структурной и инвестиционной политики. Решение их традиционно рассматривалось с позиций двух основных концепций – правительственной (либеральной) и альтернативной – структурно-модернизационной. Согласно первой концепции, исходящей из либерализации цен и приватизации государственной собственности, основное внимание уделялось подавлению инфляции, провоцируемой процессами разукрупнения монополий и «свободной цены», мерами жесткой денежно-кредитной и финансовой политики в условиях режима открытой экономики, минимального государственного вмешательства, использования для решения государственных проблем «валютной группы отраслей» и валютных заимствований.

Вторая концепция в качестве первоочередной ставила задачу обновления технологий, структурной и инновационной перестройки экономики. В ней опора делалась на внутренний и внешний рынок, рост потребительского спроса, расширение экспортного потенциала. Концепция предполагала сохранение достаточно активной роли государства в определении целей и приоритетов развития страны, его задач в формировании крупного национального капитала как стратегического инвестора и гаранта сохранения ключевых систем жизнеобеспечения населения.

В аналитических работах РАН четко указывалось на возможные изъяны и неизбежные негативные последствия реформ по программам либеральной концепции и предлагались разработки в соответствии со второй концепцией.

Вкратце охарактеризуем, к чему привел нас российский вариант развития по рыночной схеме «Вашингтонского консенсуса». Если общая численность населения мира за ХХ столетие возросла почти в 4 раза, имея среднегодовые темпы прироста за 1900-1913 гг. 1,0%, а за 1991-2000 гг. -1,4%, развитые страны – соответственно в 2,4 (1,2 и 0,6%), США – 3,6 (1,9 и 1,2%), то численность населения России возросла всего в 2,1 раза при среднегодовых темпах прироста в начале прошлого века (1900-1913 гг.) 2,0%, которые в годы последнего десятилетия снизились до 0,3% (табл. 1).

За прошедшее столетие изменение такого показателя, как ВВП на душу населения, было следующее: для всего населения мира он возрос в 4,7 раза (с 0,5 до 3,9 тыс. долл.). В России этот показатель возрос всего в 4 раза (с 2,2 до 8,7 тыс. долл. на душу населения, табл.1).

Изменение относительных показателей экономического развития России и стран мира было следующим. Доля России в мировом производстве ВВП сократилась с 5,75% в 1990 г. до 2,6% в 2000 г., доля продукции промышленности – соответственно с 9,46 и 10,0 до 4,47%, сельскохозяйственной продукции – с 4,94 и 2,95 до 2,02%. Эти процессы сопровождались снижением уровня производительности труда за последнее десятилетие более чем в 1,4 раза. Доля товарного экспорта в ВВП России, сохранявшаяся на протяжении всего столетия на уровне 8,6-7,8%, за последнее десятилетие резко возросла более чем в 4,5 раза и к 2000 г. стала равна 35,7% (табл. 2).

Таблица 1

Основные показатели развития стран в ХХ в.

Численность населения, млн. человек

Развитые страны Запада

Германия

ВВеликобритания

Развивающиеся страны

ВВП, млрд. долл. (в ценах по ППС 2000 г.)

Развитые страны Запада

Германия

Великобритания

Темп прироста ВВП,%

Таблица 2

Относительные показатели развития России и стран мира в ХХ в.

Показатели

Россия в мировом производстве (в %):

Продукция промышленности

Сельскохозяйственная продукция

Товарный экспорт в ВВП

Развитые страны мира

Западная Европа

Факторы и пути диверсификации

В течение последних лет в стране складывается благоприятная макроэкономическая ситуация. Одновременно с относительно высокими темпами роста удалось достичь значительного снижения инфляции, повышения доходов населения. Лидерами роста стали не только отрасли, ориентированные на внешний рынок, прежде всего сырьевые, но и подразделения инфраструктуры, пищевая промышленность, торговля и строительство. Все большее значение в экономике приобретают отрасли, производящие услуги, на долю которых приходится 54% ВВП. Вместе с тем, некоторые внешние и внутренние факторы, благоприятно воздействовавшие на экономику (эффект импортозамещения после кризиса 1998 г., ослабление национальной валюты и др.), уже не оказывают положительного прежнего влияния. Часть из них нестабильна и мало связана с усилиями правительства (цены на нефть). Россия существенно зависит от своего сырьевого сектора, при этом в перспективе он не сможет обеспечивать высокие темпы роста.

В настоящее время сократилась доля высокотехнологичных отраслей. Сравнение структуры промышленности 1992 и 2002 гг. показывает, что доля машиностроения снизилась с. 23,8 до 20,9%, легкой промышленности – с. 5,2 до 1,7%, а нефтедобывающей промышленности повысилась с 9,9 до 11,2%, цветной – с 7,3 до 10,9%, черной металлургии – с 6,7 до 8,1%. Однако даже при положительных темпах роста в последние годы ни в одной отрасли промышленности уровень производства не достиг показателей 1990 г. наибольшее падение зафиксировано в промышленности строительных материалов, машиностроении, в легкой, лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслях. Относительно меньший спад производства затронул отрасли ТЭК, первичной переработки и экспорта ресурсов. В них наблюдаются и наибольшие темпы роста производства.

Вместе с тем, ряд проблем может усложнить диверсификацию экономики. Основные инвестиции и финансовые накопления сосредоточены, как правило, в экспортно-ориентированных отраслях. Приток капитала в развитие отраслей, определяющих современную (постиндустриальную) структуру экономики в России, недостаточен. Напротив, все больше закрепляется неэффективная структура экономики, ориентированная на производство продукции с низкой добавленной стоимостью. Недостаточно развита инфраструктура, необходимая для нормального функционирования экономики. В первую очередь это относится к транспортной инфраструктуре, телекоммуникациям. Банковская система России не обеспечивает должных условий для роста сбережений и трансформации их в инвестиции в эффективные сектора. Фондовый рынок недостаточно развит, среди голубых фишек в большинстве случаев присутствуют предприятия топливно-энергетического сектора.

Существует два основных подхода к совершенствованию структуры экономики

Первый (горизонтальные меры) предусматривает создание устойчивых институтов для функционирования экономических агентов, формирования благоприятного инвестиционного климата, сокращение вмешательства государства в экономику, поддержание конкуренции на рынках. Эти меры направлены на улучшение положения всех экономических агентов. Прямое вмешательство государства в отношения экономических агентов допускается только для поддержания и стимулирования конкуренции.

Второй подход (вертикальные меры) предполагает проведение активной государственной политики по изменению структуры экономики, ее совершенствованию на основе стимулирования, в том числе финансового, отдельных отраслей и предприятий. Указанные меры ставят одни группы экономических агентов в более благоприятные условия по сравнению с другими.

В чистом виде ни один из указанных подходов не решает задачу диверсификации структуры экономики. Горизонтальные меры сами по себе не позволяют в среднесрочной перспективе изменить относительные доли секторов в ВВП: они одинаково воздействуют и на несырьевые, и на сырьевые сектора. И только при высоком уровне изъятия природной ренты сырьевые отрасли в долгосрочной перспективе становятся менее привлекательными.

Постановка задачи ускоренной диверсификации требует более активного вмешательства государства. Только адекватное применение механизмов такого вмешательства в рамках рыночной экономики способно, не нарушая конкурентную среду, диверсифицировать экономику путем ускоренного развития не сырьевых секторов. Именно здесь сосредоточено большинство рисков политики активной диверсификации.

Механизмы диверсификации в среднесрочном периоде

В качестве основных механизмов, способных оказать заметное стимулирующее воздействие на развитие несырьевых производств, необходимо назвать прежде всего: совершенствование налоговых и таможенных механизмов изъятия природной ренты; создание системы поддержки экспорта; развитие сельскохозяйственного производства; поддержку малого бизнеса.

Совершенствование налоговых и таможенных механизмов изъятия природной ренты

В настоящее время уровень изъятия абсолютной природной ренты достаточно высок, поэтому прямое повышение налога на добычу природных ресурсов может привести к сокращению производства, выдавливанию с рынка предприятий с худшими условиями добычи. Вместе с тем, необходимость увеличения рентных изъятий у компаний с относительно лучшими условиями добычи очевидна. Это вопрос не только увеличения финансовых поступлений в бюджет, но и выравнивания нормы отдачи на капитал в сырьевых и несырьевых отраслях.

Одновременно может произойти вывод средств в страны с более эффективными условиями ведения хозяйственной деятельности. Грамотное же применение фискальных механизмов, наряду с другими инструментами, стимулирующими инвестиции в высокотехнологические отрасли, будет способствовать не только изменению структуры внешних инвестиций, но и диверсификация активов компаний сырьевых отраслей по видам деятельности.

Механизмы изъятия природной ренты могут включать как налоговые, так и таможенные тарифные механизмы. Возросшие в результате совершенствования налоговых и таможенных механизмов поступления могут частично компенсировать временное сокращение налоговых доходов бюджета, образовавшееся из-за уменьшения общей налоговой нагрузки.

Создание системы поддержки экспорта

О большой зависимости экспортных доходов России от конъюнктуры мировых цен на сырьевые товары свидетельствует высокая доля энергетических ресурсов в объеме экспорта (54%). Для обеспечения стабильности экспортных доходов при реализации мер по поддержке экспорта необходимо ориентироваться, прежде всего, на повышение доли высокотехнологичной продукции в экспорте.

К первоочередным мерам по поддержке экспорта необходимо отнести следующие:

Во-первых, создание системы страхования экспортных контрактов на поставку продукции перерабатывающей промышленности. Это позволит избавить экспортеров от страховых рисков и будет гарантировать покупателю российской продукции надежные поставки.

Во-вторых, формирование системы гарантирования экспортных кредитов. Предоставление государственных гарантий по кредитам под долгосрочные экспортные контракты благоприятно скажется, прежде всего, на обрабатывающих отраслях. Предприятия же сырьевых отраслей имеют доступ к относительно дешевым мировым кредитным ресурсам ввиду своих размеров и хорошей кредитной истории.

В-третьих, расширение практики предоставления связанных кредитов. Финансовая помощь другим странам может предусматривать поставку экспортерам государства-донора товаров и услуг государству реципиенту. Россия осуществляет довольно масштабную финансовую и техническую помощь странам-реципиентам, в первую очередь странам СНГ. Представляется целесообразным перевести большую часть этой помощи в категорию связанных кредитов.

Развитие сельскохозяйственного производства

Российское сельское хозяйство испытывает острую нужду в инвестиционных ресурсах для обновления и модернизации основных фондов. До сих пор полностью не проведена земельная реформа в той части, которая касается передачи сельскохозяйственных угодий в частную собственность, не решены задачи повышения доступности и безопасности продовольствия для российских граждан, сохранения и воспроизводства природных ресурсов, используемых в агропромышленности и рыбохозяйственном комплексах, поддержки развития сельской местности.

Сегодня перед правительством стоят задачи создания максимально благоприятных условий для разрешения рыночных отношений в сельскохозяйственном секторе, повышения конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции и как следствие – большего импортозамещения и роста экспорта этой продукции. Для решения такой задачи необходимо провести следующие меры.

Осуществить разработку пакета документов для реализации земельного законодательства. К сожалению, законодательная работа в этой области идет крайне медленно, хотя нормативные документы должны стать фундаментом построения цивилизованных экономических отношений.

Завершить приватизацию в агропромышленном секторе, сократить в нем количество государственных предприятий и организаций. Решение данной задачи является основополагающим для развития рыночных отношений в сельском хозяйстве, поскольку государственные предприятия в этой отрасли ослабляют конкуренцию.

Снять правовые ограничения на осуществление вертикальной интеграции в аграрном секторе. Эта мера направлена на создание стимулов к укрупнению сельскохозяйственных предприятий, что означает снижение риска функционирования предприятия в отрасли и обеспечивает возможность появления крупных инвесторов.

Содействовать экспорту российской продукции, устранить административные и рыночные барьеры в торговле, осуществить гармонизацию стандартов и разработать систему сертификации продукции на уровне международных требований.

Обеспечить правовое и организационное содействие формированию рыночных институтов и инфраструктуры, в частности, системы складских расписок, бирж, страхования рисков в сельскохозяйственном производстве, созданию саморегулируемых организаций в аграрном секторе.

Улучшить разработку механизма оперативного регулирования основных рынков продукции агропромышленного комплекса, регламентацию механизмов рыночных интервенций, что явится важным шагом к сглаживанию сезонных и циклических колебаний рынка сельскохозяйственной продукции.

Провести работу по совершенствованию единого сельскохозяйственного налога (использование чистого дохода в качестве базы налогообложения и введение добровольности использования налога большинством товаропроизводителей), что позволит снизить налоговую нагрузку на сельскохозяйственных производителей.

Поддержка малого и среднего бизнеса

В диверсификации структуры экономики исключительная роль отводится стимулированию и поддержке частной предпринимательской инициативы. Предприятия малого и среднего бизнеса несут в себе огромный инновационный потенциал. По этой причине получили динамичное развитие контрактные отношения между крупным и малым бизнесом, обеспечивающие достижение синергетического эффекта от совместной деятельности. Причем это актуально не только для высокотехнологичных отраслей. Реализация таких контрактных отношений дает положительный эффект во всех отраслях экономики.

Для решения наиболее острых проблем малого бизнеса в ближайшее время необходимо:

  • Упростить налоговый учет и отчетность. Сложная отчетность приводит к дополнительным издержкам, не оказывая существенного влияния на поступления от налоговых сборов.
  • Разработать и внедрить упрощенную систему налогообложения для среднего бизнеса (по типу упрощенной системы налогообложения для малого бизнеса, но для предприятий с годовым оборотом до 50 млн. руб. и численностью работающих до 300 человек).
  • Обеспечить доступ малых предприятий к информации о наличии государственных и муниципальных объектов недвижимого имущества, его статусе, состоянии, ценах путем создания и актуализации открытых регистров производственных помещений и площадей, предназначаемых для продажи и передачи в аренду.
  • Упростить процедуры оформления соответствующих прав арендных отношений в государственных и муниципальных органах власти, а также все операции с собственностью, используемой в предпринимательских целях.

Механизмы диверсификации в долгосрочном периоде

Для успешного развития постиндустриальной экономики, основанной на знаниях, необходимо создание условий, обеспечивающих:

  • высокий уровень образования в стране;
  • динамичную инфраструктуру отрасли связи и распространения информации;
  • эффективную инновационную систему, включающую исследовательские центры, университеты и малые фирмы с рисковым капиталом;
  • экономический и институциональный режимы, стимулирующие эффективное создание, распространение и использование знаний.

Стимулирование венчурного финансирования

Активное содействие со стороны государства развитию венчурной индустрии должно быть направлено на ускорение процесса создания и капитализации инноваций в национальной экономике. Это способствует поддержанию устойчивых темпов экономического роста и формированию новых рабочих мест. Однако в развитии российской венчурной индустрии существует ряд проблем, осложняющих данный процесс:

  • Незначительное присутствие российского капитала, который мог бы стать важным фактором привлекательности российской экономики для зарубежных инвесторов.
  • Низкая ликвидность венчурных инвестиций из-за недостаточной развитости фондового рынка, являющегося важнейшим инструментом свободного выхода венчурных фондов из проинвестированных предприятий.
  • Слабость экономических стимулов для привлечения прямых инвестиций в предприятия высокотехнологичного сектора.
  • Медленное решение вопросов нормативно-правового регулирования формирования фондов и процесса венчурного инвестирования. В венчурной индустрии нет каких-либо специфических проблем, для решения которых потребовалось бы принятие специального закона. Они должны решаться в рамках соответствующих отраслей права и существующих законодательных актов.
  • Явно недостаточные усилия по становлению предпринимательской культуры, популярному освещению и методической поддержке венчурного финансирования как относительно нового для России и перспективного вида инвестиционной деятельности.

Развитие сферы услуг

Доля сферы услуг в ВВП составляет около 54%, что позволяет говорить о возможности ее повышения до уровня развитых стран. В 2004 г. темпы роста рыночных услуг (6,9%) опережали темпы роста промышленного производства. Но в экономике не задействован потенциал сектора услуг, который несет в себе рынок платных образовательных и медицинских услуг, способный дать импульс ускорению роста доли всей этой сферы, прежде всего за счет легализации сложившихся неформальных отношений между врачом и пациентом, преподавателем и студентом. Развитие рынка легальных платных медицинских услуг сдерживается из-за медленного проведения реформы обязательного медицинского страхования. В этом направлении в ближайшее время необходимо обеспечить страховой компании, для чего следует проработать механизм вычета из единого социального налога суммы, затраченной на добровольное медицинское страхование.

Кроме того, легализация и повышение доходов в отрасли услуг будут стимулировать ее развитие, приток новых инвестиций и кадров, повышение качества обслуживания. Это, в свою очередь, в долгосрочной перспективе положительно скажется на качестве человеческого капитала, что создаст предпосылки для развития высокотехнологичных производств.

В целях расширения образовательных услуг необходимо в долгосрочной перспективе осуществить переход от общего бесплатного высшего и среднего профессионального образования к платному профессиональному образованию для большинства студентов (за исключением особо одаренных детей) с обеспечением гарантированной государством возможности получения долгосрочного кредита на данные цели. Реализация этой меры позволит решить проблемы дефицита отдельных профессий на рынке труда, переориентации образовательных учреждений на потребности рынка. В среднесрочной перспективе необходимо развивать систему предоставления кредитов на образование, которая должна предусматривать льготные условия для военнослужащих, проходивших службу по контракту, и для талантливых детей из малообеспеченных семей.

Важно развивать предоставление образовательных услуг, в том числе на основе реализации соответствующих программ технической помощи развивающимся странам и странам третьего мира, заключения межгосударственных договоров о взаимном признании дипломов высшего образования, смягчения визового режима для иностранных студентов.

Развитие производственной инфраструктуры

Для успешного перехода к устойчивому развитию, уменьшению зависимости от внешней конъюнктуры и для ее диверсификации необходимо формирование мощной производственной инфраструктуры. Это позволит участникам рынка снизить свои трансакционные издержки, одновременно повысив инвестиционную привлекательность вложений в российскую экономику, усилит деловую активность.

Инфраструктура российской экономики должна развиваться при минимальном участии государства, роль которого следует ограничить созданием условий для быстрой и рентабельной реализации проектов, направленных на развитие инфраструктуры рыночного сектора, а в случае необходимости – законодательной поддержкой инициатив по ее развитию. С этой целью государство должно осуществить ряд мер, которые позволят ускоренными темпами развивать несырьевой сектор экономики, повышать макроэкономическую стабильность страны. Назовем основные из них:

  • Развитие законодательства в области продажи, аренды и залога земель. Ипотека земельных участков под строительство является эффективной мерой, способной активизировать рынок жилищного и коммерческого строительства.
  • Расширение сектора коммуникаций и информационных технологий, при этом важны либерализация допуска на рынок телекоммуникационных услуг, разработка эффективных механизмов защиты интеллектуальной собственности.
  • Законодательное содействие созданию кредитных бюро.
  • Ускорение реформирования естественных монополий (газовая отрасль, электроэнергетика, железнодорожный транспорт, ЖКХ); развитие конкурентных рынков приведет к снижению тарифов на продукцию монополий, обеспечит свободный доступ к продукции и услугам монополистов.
  • Принятие закона о концессиях, предусматривающего, в первую очередь, возможность получения концессии на земельные участки для дорожного строительства, объекты инфраструктуры, ЖКХ.

Таким образом можно сделать вывод, что для диверсификации экономики в России практически есть все предпосылки. Во-первых, обеспечена стабильность общеэкономических условий хозяйствования, на основе которых предприятия могут осуществлять долгосрочное планирование и инвестиции в проекты с длительными сроками окупаемости. Во-вторых, те структурные реформы, которые проводятся сегодня, и те, которые запланированы на будущее, создают условия для трансформации экономики.

  1. Диверсификация – процесс долгосрочный. При этом огромную роль играют общеэкономические условия хозяйствования, их стабильность на протяжении длительного периода времени.

Среди макроэкономических условий проведения диверсификации необходимо выделить:

  • Стабильность и сбалансированность бюджета, доходная часть которого в России во многом зависит от цен на нефть. Поэтому для устойчивого развития экономики необходимо минимизировать влияние мировых нефтяных цен на доходы бюджета путем создания финансового резерва.
  • Невысокий уровень инфляции. Для активизации промышленного роста в отраслях, остро нуждающихся в инвестициях (к ним преимущественно относятся предприятия несырьевого сектора), следует продолжать текущую фискальную политику, направленную на постепенное снижение уровня инфляции.
  • Прозрачную и долгосрочную тарифную политику государства в сфере естественных монополий при их реформировании.
  • Стабильный курс рубля. Для проведения диверсификации важен предсказуемый курс рубля, что позволит уменьшить валютный риск для иностранных институциональных инвесторов. Это будет стимулировать зарубежные инвестиции в национальную экономику.
  • Предсказуемую денежно-кредитную политику, ориентированную на создание стабильных условий, способствующих постепенному и неинфляционному повышению уровня монетизации экономики.
  • Компании, фирмы после диверсификации получают совершенно новое качественное состояние:
    • расширение и развитие сферы деятельности;
    • эавоевание позиций в новых сферах бизнеса или областях, в которых компания еще не работала;
    • продажа отдельных слабых предприятий для улучшения финансовых возможностей и снижения риска;
    • реструктуризации портфеля реальных товаров и услуг;
    • моделирование конкурентных преимуществ за счет гибкого маневрирования стратегиями фирмы.

    Теория и практика государственного регулирования экономики

    3.2. Теория и практика государственного регулирования экономики

    (раздел из книги "Современная экономика России")

    Теории государственного регулирования экономического разви­тия должны определять приоритеты развития (выбор приоритетных отраслей и сфер для инвестиций) и инструменты госрегулирования.

    Сторонники неоклассических теорий считают, что со временем уровни эконо­мического развития стран в условиях свободной конкуренции и открытых экономик выравниваются, и государственное вмешатель­ство в экономику должно быть минимальным. Вместе с тем, они не отрицают необходимость выделения приоритетов в развитии экономики и подчеркивают необходимость использования конкурентных преимуществ страны.

    Сторонники теорий кумулятивного роста исходят из увеличе­ния или сохранения диспропорций в уровнях эко­номического развития стран. Поэтому они предлагают проводить государству ак­тивную экономическую политику. Они считают, что государство должно стимулировать экономическое раз­витие перспективных отраслей и экономики страны в целом.

    На практике основными инструментами государственного регулирования экономики служат реструктуризация и диверсификация экономики. Теория и практика реструктуризации и диверсификации экономики - это механизмы и опыт смены приоритетов развития отраслей страны. А также повышение разнообразия опорных отраслей экономики, определяющих конкурентные преимущества страны. Диверсификация экономики - необходимый и постоянный инструмент развития любой страны.

    Страна с догоняющей экономикой, как правило, начинает с развития легкой промышленности, сельского хозяйства, сырьевых отраслей, экологически «грязных отраслей» (металлургия) и т.д. Т.е. отраслей с низкой добавленной стоимостью, являющихся пройденным этапом развития передовых стран мира. Эти страны «уступают» подобные отрасли развивающимся странам, зачастую сохраняя за ними контроль через капиталовложения (нефть, газ).

    На определенных этапах своего развития страна с догоняющей экономикой с помощью экономических инструментов и госрегулирования перенаправляет потоки инвестиций в машиностроение, автомобильную, электронную промышленность, компьютерные технологии и т.д.

    Остановимся на зарубежном опыте реструктуризации и диверсификации экономики .

    Успешно осуществили реструктуризацию и диверсификацию эко­номики Япония, Финляндия, Ирландия, Китай, Южная Корея и Индия. При этом, Япония решала задачу восстановления и реструктуризации промышленности после войны, Ки­тай, Индия и Южная Корея, будучи аграрными странами, - задачу индустриализации. Финляндия и Ирландия - задачи диверсификации экономики и создания собственных высоких технологий.

    Значительно отличаются методы и инструменты диверсификации в странах с рыночной экономикой и в странах с переходной экономикой.

    В странах с рыночной экономикой основная задача государства - это точный выбор приоритетных отраслей и сфер экономики, а также инструментов и механизмов стимулирования в них дополнительных потоков инвестиций.

    В бывших соцстранах основная задача на первом этапе - либерализация командной экономики. Т.е. создание самих основ рыночной экономики.

    Во всех странах при диверсификации структуры экономики государством осуществлялся выбор приоритетных отраслей, в которые и направля­лись инвестиции. Приоритетным отраслям предоставлялись налоговые и иные льго­ты. В Японии вначале приоритетными отраслями были металлургия и угольная промышленность, в конце 1950-х годов - автомобильная промышленность.

    Состав приоритетных отраслей со временем менялся. В Китае на начальном этапе реформ приоритетными отраслями были признаны сельское хозяйство, пище­вая промышленность и другие отрасли, производящие предметы потребления, затем - машиностроение, производство строительных материалов, автомобильная и химическая промышленности. Во второй половине 1990-х годов приоритетными от­раслями стали производство микросхем, персональных компьютеров и периферии, телекоммуникационных систем и разработка новых материалов.

    В Индии в рамках первой пятилетки (1951-1956 гг.) приоритетны­ми отраслями были сельское хозяйство, ирригация, энергетика и транс­порт, то есть создавалась инфраструктура для будущего развития промышленности. В рамках второй пятилетки (1956-1961 гг.) приоритетными стали отрасли тяжелой промышленности. В период 1960-1970 гг. проводилась политика импортозамещения и национализации стратегических отраслей (энергети­ки, банков, страхования). Эти национализация и рост гос. сектора привели к кризисным явлениям в экономике в середине 1980-х годов. Поэтому в 1991 г. правительство приняло программу структурных преоб­разований экономики - либерали­зации внешней торговли и рынков капитала. Приоритетом стало привлечение пря­мых иностранных инвестиций в отрасли производственной инфраструктуры (энер­гетику, связь, порты), в машиностроение всех видов, химическую промышленность и фармацевтику. Стимулировалось развитие отраслей, связанных с сельским хозяйством.

    В Южной Корее приме­нялось централизованное планирование (средне- и долгосрочные планы и целевые программы) с установлением производственных заданий и сроков их выполнения. В рамках пятилетних планов правитель­ство указывало, какие сферы экономики будут открыты, а какие закрыты для крупных предприятий и иностранного капитала.

    В Китае в настоящее время выполняется трехэтапный план на период до середины XXI в. На первом этапе (до 1990 г.) планировалось удвоение валовой продукции промышленно­сти и сельского хозяйства, обеспечение населения страны продовольствием и одеж­дой (перевыполнен). На втором этапе (1991-2000 гг.) планировалось утроение валового национального продукта, что, согласно расчетам, должно создать в стране общество «среднего достат­ка» (ВВП вырос в 6 раз с начала реформ к этому времени). На третьем этапе (до 2050 г.) планируется достижение уровня среднеразвитых стран по величине ВВП на душу населения, заверше­ние комплексной модернизации народного хозяйства, достижение технологического и научного уровня передовых стран мира.

    В Японии и Южной Корее применялась политика консультаций с бизнесом. В Япо­нии были созданы различные консультативные советы, в которые вошли представи­тели деловых кругов. Бизнесу давались рекомендации, которые он учитывал. После азиатского кризиса 1997 года прави­тельство Южной Кореи и крупный бизнес заключили договор о согласованных мерах по оздоровлению финансового положения крупней­ших компаний и по структурной перестройке бизнеса.

    Для иностранных инвестиций в одних странах создавались привлекательные условия (Китай), в других вводились ограничения. В Южной Корее в начале 1970-х годов приток инвестиций был очень велик. Поэтому правительство, опасаясь негативных последствий чрезмерного притока иностран­ного капитала, ввело ограничения. Приоритет был отдан совместному предпринима­тельству, устанавливались достаточно жесткие критерии выбора иностранного инвес­тиционного проекта. Доля иностранного капитала в инвестиционных проектах, как правило, ограничивалась 50%. Однако с 1980 г. правительство создало благоприятные условия для прямых иностранных инвестиций. В частности, было снято ограничение доли иностранного капитала в совместном предприятии.

    В Индии было введено 40% -е ограничение на иностранные инвестиции в проект. Исключения делают­ся для отраслей, являющихся приоритетными с точки зрения привлечения новых технологий.

    В Китае созданы благоприятные условия для иностранных инвесторов. Основные инвестиции поступают в особые экономические зоны. Предприятиям, как правило, предоставляются налоговые кани­кулы, они освобождаются от налогов на импорт сырья и компонентов, от налога на производство (акцизов). В результате в Китай в последние годы поступают ежегодно до 50 млрд. долларов прямых иностранных инвестиций, и он вышел по этому показателю на второе место в мире (после США).

    Во внешней торговле в развивающихся странах применялась политика протекционизма. В том числе высокие пошлины или квотирование импорта потребительских и промышленных товаров, субсидирование экспорта, освобождение от пошлин импортируемых оборудования и технологий. В частности, в Южной Корее па первом этапе государство субсидировало нацио­нальных экспортеров, получавших различные льготы, и жестко контролировало экспорт и импорт. Особое значение придавалось снижению налогового бремени на предпринимателей и росту реальных инвестиций.

    В Южной Корее государство стимулировало создание крупных компаний через слияния. Оно поддерживало формирование чебулей. Государство ограничивало конкуренцию в приоритетных отраслях. Вынуждало фирмы к слиянию или уходу с данного сегмента рынка. Правительство страны нередко шло на прямую компенсацию убытков «из­бранным экспортерам». Естественно, множилась коррупция. Государственные льготы привели к тому, что в первой поло­вине 1980-х годов доля 30 крупнейших южнокорейских конгломератов в обрабаты­вающей промышленности достигла 1/3, а в экспорте превысила 1/2. В итоге - задача ускоренной индустриализации страны была решена. Но проблема создания эффективной саморазвивающейся промышленности не была решена. Правительство Южной Кореи вынуждено было осуществить раздел чебулей.

    Южная Корея добилась значительных успехов в экономике и демократизации страны. Однако используемая экономическая политика протекционизма и государственной поддержки неэффективных монополий и олигополий исчерпала себя. И Южная Корея перешла к политике либерализации экономики, где мировым образцом служит США, а в Азии - Сингапур.

    В качестве действенного инструмента поддержки развития перспективных отраслей и производств использовались налоговые льготы. В Индии обеспечивалось 30-процентное снижение налогооблагаемой базы на период до 10 лет по отдельным промышленным проектам. И предоставлялись 5-летние налоговые каникулы. В Китае законодательство допускает налоговые каникулы и льготы, льготные импортные тарифы, облегченные правила приема и увольнения работников. Дополнительные стимулы для прямых иностранных инвестиций, в том числе специаль­ный налоговый режим и освобождение от пошлин, создаются в особых экономических зонах региональными властями. Налоговые льготы предоставлялись отдельным отрас­лям (в Японии для автомобильной промышленности была установлена специальная ставка амортизации оборудования на первый год работы в размере 50%).

    В качестве иной модели диверсификации (европейской) экономики можно рас­смотреть Ирландия и Финляндия.

    В начале 1980-х годов Ирландия не входила в число промышленно развитых стран Западной Европы, в большей степени развивая отрасли агропромышленного комплекса. Уровень ВВП па душу населения составлял 60% среднего уровня стран ЕС, экспорт - 10.5 млрд. долл. (50% ВВП), инфляция - 11%. В конце 1990-х годов экспорт достиг 81.2 млрд. долл. (79% ВВП), уровень ВВП на душу населения - 90% среднего уровня стран ЕС, снизилась инфляция. Средние темпы роста реального ВВП составляли 8% в течение 1993-2000 гг. На сектор высоких технологий сейчас приходится 1/3 всего экспорта страны.

    Успехи Ирландии связаны с эффективной политикой государства. В 1987 г. были снижены расходы бюджета, одновременно проведена налоговая амнистия, которая существенно расширила налоговую базу и сбор налогов. Экономическая политика в этот период осуществлялась по трем направлениям: фискальная стабилизация; от­крытость торгового и инвестиционного режимов; активная структурная политика.

    Принадлежность Ирландии к Европейскому экономическому сообществу, с одной стороны, сняла торговые и иные барьеры для вхождения на европейские рынки и обеспечила значительные масштабы субсидирования страны из фондов ЕС, с дру­гой - усилила конкуренцию, создав стимулы к повышению эффективности. Положи­тельную роль в проводимых реформах сыграл относительно высокий стартовый уро­вень развития, страна смогла использовать собственные технологии.

    Ирландия предоставила значительные налоговые льготы иностранному биз­несу. В частности, в секторе информационных технологий была установлена пони­женная ставка налогообложения прибыли - 10% при общей ставке 28%.

    Для при­влечения иностранных инвестиций немалое значение имело снятие администра­тивно-правовых барьеров. В стране используется система государственных субсидий на покупку основных средств, развитие инфраструктуры, строительство зданий, наем рабочей силы компаниями, создающими новые рабочие места, повышение уровня квалификации рабочих и управляющих, исследования по созданию новых продуктов, повышение эффективности действующего произ­водства, покупку новых технологий.

    Важное направление проводимой в стране государственной политики в об­ласти информационных технологий - значительные государственные вложения в образование по соответствующим специальностям, а также в создание необходи­мой для информационных компаний инфраструктуры, прежде всего современных систем связи.

    Опыт Ирландии дает яркий пример того, как страна за очень короткий срок принципиально изменила структуру экономики, став экспортером высокотехноло­гичной продукции и услуг.

    Другим интересным примером является диверсификация, про­веденная в Финляндии. За четыре десятилетия страна прошла путь от экономики, осно­ванной на промышленности, связанной с лесными ресурсами, до экономики высоких технологий. Причем важная роль лесной отрасли сохранена.

    Успехи в сфере высоких технологий в большой степени обусловлены развитием науки, образования, созданием и развитием собственных технологий, активной конку­ренцией и общей либерализацией рынков. Высоким внутренним спросом на высокотехнологичную продукцию. Финские потребители и компании активно внедряли технические новинки. Плотность сети мобильной связи в Финляндии - самая высокая в мире. Более 70% населения имеют сотовые телефоны. По количеству пользователей Интернета она занимает первое место в мире. Особый акцент делался и делается на инновациях, установлении нацио­нальных приоритетов при распределении ограниченных научно-технических ресур­сов на конкурентных условиях.

    В послед­ние 10-15 лет объем инвестиций в Финляндии в НИР и ОКР рос быст­рее, чем в других странах ОЭСР. В то же время доля иностранных инвестиций и технологий оставалась довольно низкой. В основе финского экспорта и специализации ее компаний лежат в основном собственные технологии. Она является одной из самых конкурентоспособных стран мира благодаря высокому научному и технологическо­му уровню, высокому уровню образования, общему высокому уровню и качеству человеческого капитала и открытости экономики.

    В Финляндии всегда была велика роль госу­дарства, но не в производстве, а в обеспечении развитой институциональной инфраструктуры, стабильных институциональных отно­шений, в социальной сфере и т.д. В Финляндии 2/3 НИР финансируются частными корпорациями.

    Финляндия смогла создать эффективный венчурный бизнес, который обеспечивает конкурентоспособность ее высокотехнологичной продукции на мировых рынках.

    В результате диверсификации экономика Финляндии стала спе­циализироваться в двух секторах: сырьевой (лесной сектор) и информационные и коммуника­ционные технологии.

    Бизнес не может развиваться до тех пор, пока его стратегия развития будет оставаться на прежнем уровне. Для устойчивости бизнес модели и минимизации рисков банкротства на практике зачастую применяется такой прием, как диверсификация. Что такое диверсификация — рассмотрим в статье.

    Общие понятия

    Внешние условия работы предприятия меняются фактически ежедневно, поэтому любая бизнес-модель проходит или не проходит проверку на прочность. Чтобы избежать провала при такой проверке, предприниматели постоянно должны быть в курсе новых тенденций, а также направлять все усилия на качественное развитие бизнеса согласно последним трендам экономики.

    Диверсификация — это процесс снижения рисков

    Если описывать понятие диверсификации более обобщенно, то можно сказать, что данный термин противоположен специализации. Диверсификация направлена на расширение определенных аспектов предприятия — рынков сбыта, мощностей производства, ассортимента продукции, активов и так далее, в то время как специализации предполагает более узконаправленное развитие. В широком смысле слова, диверсификация – поиск альтернативных путей для решения той или иной проблемы, обеспечивающих снижение рисков и поддержание системы «на плаву».

    Диверсификация экономики

    Диверсификация экономики – это мероприятие, проводимое с целью реструктурирования отрасли, включающее в себя расширение перечня изготавливаемой продукции. Для России экономическая диверсификация – необходимая мера, поскольку в экономике страны по развитию преобладают топливно-сырьевой и военно-промышленный сектор, в то время как область производства товаров народного потребления сильно отстает.

    Диверсификация развивается масштабно, включает в себя несколько основных направлений:

    1. Банковская. Проводится реструктуризация капитала — перераспределяются средства между клиентами и банком. В некоторых странах касательно предоставления кредитов есть определенные ограничения: например, если сумма кредита превышает 10%-ю величину активов банка, то банк не может выдать такую сумму на руки одному лицу.
    2. Инвестиционная. Пересматриваются инвестиции и политика компании в целом. Фирма открывает новые направления для инвестирования, а также рассматривает новые источники дохода, их должно быть несколько, чтобы в случае убытков в одном направлении была прибыль в другом.
    3. Производственная. В данном случае рассматриваются мероприятия, направленные на расширение производственной деятельности во всех аспектах: покупается новое оборудование, нанимаются новые сотрудники, расширяется ассортимент производимой продукции.
    4. Бизнес диверсификация. Это освоение компанией рынков сбыта или новых отраслей деятельности с целью улучшения ситуации и увеличения прибыли.
    5. Сельскохозяйственная. Расширение основных направлений деятельности в растениеводстве и животноводстве – выращивание новых видов культур и так далее.
    6. Конгломератная. Предполагается расширение перечня услуг, оказываемых в рамках одной организации.
    7. Рисковая. Поиск альтернативных путей и инструментов для заработка. Это покупка облигаций, помимо акций в ходе инвестиционной работа, создание новой политики в направлениях бизнеса, устранение зависимости от мирового уровня цен (импортозамещение).

    Рассмотрим более детально основные разновидности этого мероприятия.

    Диверсифицированная экономика не пострадает даже в кризис

    Диверсификация в бизнесе

    Каждый владелец бизнеса находится в активном поиске новых направлений, призванных обеспечить рост компании. Чтобы появилась возможность «выжить» в кризисные времена, появилась необходимость иметь несколько основных направлений в бизнесе, а именно – диверсифицировать его.

    Диверсификация бизнеса предполагает определение стратегии процесса в плане обозначения целей, привлечения ресурсов и принятия рисков. Процесс может быть условно подразделен на два основных направления развития:

    1. Производственное – предполагающее, как уже оговаривалось, расширение предложения продукта и материально-технической базы.
    2. Инвестиционное – предприятие начинает активно инвестировать свободные денежные средства в активы.

    Читайте также: Что значит овердрафтная карта Сбербанка

    Оба направления помогут предприятию минимизировать риски и избежать банкротства. Многие компании предпочитают выбирать первый путь – производственную диверсификацию.

    Достоинства этого направления бизнеса заключаются в следующем:

    • помощь предприятию в выживании на протяжении длительного времени;
    • крупные возможности для расширения рынков сбыта, продуктовой линейки;
    • обеспечение финансовой синергии;
    • эффективное применение избытка ресурсов.

    Но перед проведением этого мероприятия нужно учитывать его основные слабые стороны. Для колоссального успеха в развитии компании необходимы крупные масштабы, а для эффективного управления более крупным производством нужно, чтобы работники обладали достаточным опытом. Кроме того, потребуются немалые инвестиции для подобных действий, а также понадобится некоторое время на реализацию проекта.

    Нередко для проведения объективного анализа и оценки могут требоваться качественные услуги грамотного специалиста.

    Диверсификация — разумная мера на любом производстве

    Производственная диверсификация

    В данном случае все мощности направляются на развитие нескольких аспектов производства, которые могут быть не взаимосвязанными. Диверсификация производства нужна для того, чтобы повысить эффективность работы предприятия, сделать показатели ликвидности и платежеспособности более высокими, избежать рисков. В последнее время данная мера привлекает бизнесменов ввиду демонополизации экономики и повышения конкуренции.

    Производственное расширение направлено на такое манипулирование денежными средствами компании, чтобы они могли обеспечить улучшение ситуации в целом. Выбор направления и диверсификации зависит от текущего финансового состояния компании. Своего пика роста данная мера достигла в 90-х годах, после распада Советского союза. Компании встали на новый уровень развития, но их начали вытеснять другие предприятия, и для удержания на плаву приходилось искать множество альтернативных методов развития.

    Основная задача каждого владельца производственного предприятия – найти золотую середину между специализацией производства и его диверсификацией. Целесообразность проведения выбранных мер оценить достаточно сложно, потому что единственного алгоритма действий в данном случае не имеется. Владелец предприятия, приняв решение проводить диверсификацию, учитывает все аспекты, связанные с производством, а также цели, которые нужно поставить и достичь.

    Для руководителей отечественных компаний очень важно найти направление диверсификации, поскольку в советской экономике основным направлением было создание не диверсифицированных, а специализированных производств. Производственная диверсификация – это хороший инструмент для переливания капитала между различными отраслями, и обеспечив ее грамотное проведение, можно улучшить показатели прибыли организации и избежать рисков банкротства.

    Не храните все яйца в одной корзине — защитите свой бизнес

    Диверсификация портфеля

    Многие предприниматели знают два основных вида ценных бумаг – это акции и облигации. Но диверсификация портфеля предполагает тот факт, что каждый вправе вложить средства в другие виды активов – золотовалютные фонды, недвижимое имущество. При проведении данного мероприятия каждый инвестор должен найти для себя наиболее безопасные способы инвестирования и вложиться в активы.

    На практике можно отметить, что не все инвесторы имеют четкое представление о вопросе диверсификации: они думают, что вклад денег не в один, а в два вида ценных бумаг одного предприятия – это и есть диверсификация. На самом деле, это не всегда так. Действительно, явление можно назвать диверсификацией, но она имеет не такие широкие масштабы, которые мы рассматриваем.