Урегулирование задолженности. Урегулирование задолженности по налогам и сборам

Урегулирование задолженности. Урегулирование задолженности по налогам и сборам

Обязанность плательщиков уплачивать налоги установлена Конституцией РФ (ст. 57 Конституции РФ), а также Налоговым кодексом (пп. 1 п. 1 ст. 23 НК РФ). Если же плательщик пренебрегает этой своей обязанностью и не уплачивает налоги/сборы, то возникает задолженность по налогам и сборам, которую налоговики, в свою очередь, имеют право взыскивать (пп. 9 п. 1 ст. 31 НК РФ).

Взыскание задолженности по налогам и сборам с организаций и ИП

При наличии у плательщика недоимки перед бюджетом налоговики прилагают все усилия для ее погашения. Для начала выставляется требование об уплате налога (ст. 69 НК РФ). Если же на требование налоговиков плательщик не отреагировал и в указанные в требовании сроки недоимку не погасил, то налоги будут взыскиваться уже в принудительном бесспорном порядке: сначала за счет денежных средств на счетах плательщика (ст. 46 НК РФ), а при недостаточности средств или же при отсутствии у ИФНС информации о счетах плательщика - за счет имеющегося у плательщика иного имущества (п. 7 ст. 46 , ст. 47 НК РФ).

Кстати, чтобы обеспечить исполнение решения ИФНС о взыскании задолженности, налоговики имеют право приостановить операции по счетам плательщика-должника (п. 1 ст. 76 НК РФ).

Урегулирование задолженности по налогам и сборам физлица

Обычному физлицу (не ИП) так же, как и организации/ИП при наличии недоимки выставляется требование об уплате. Если же физлицо его проигнорировал, то налоговики вправе обратиться в суд для взыскания задолженности по налогам за счет денежных средств и иного имущества физлица (ст. 48 НК РФ).

Задолженность по налогам и сборам: счет бухгалтерского учета

Для отражения операций по расчетам с бюджетам по налогам и сборам предусмотрен счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» (Приказ Минфина от 31.10.2000 № 94н). Задолженность по налогам и сборам фиксируется по кредиту 68 счета.

Задолженность по налогам и сборам в балансе

Обязательства компании, в том числе перед бюджетом, отражаются в пассиве . Задолженность по налогам и сборам показывается либо в разделе IV «Долгосрочные обязательства» по строке 1450 «Прочие обязательства» (при долгосрочной задолженности, в отношении которой плательщику предоставлена рассрочка/отсрочка, инвестиционный налоговый кредит), либо в разделе V «Краткосрочные обязательства» по строке 1520 «Кредиторская задолженность».

В соответствии с действующим законодательством уплата установленных налогов является обязанностью каждого налогоплательщика. Индивидуальным предпринимателям, организациям, а также физическим лицам (гражданам) важно соблюдать установленные Налоговым кодексом РФ сроки уплаты налогов. Тем не менее, далеко не все серьезно относятся к данному вопросу, и в результате этого возникают налоговые задолженности. Налоговым кодексом РФ установлено, что налог на имущество физических лиц, земельный и транспортный необходимо заплатить не позднее 1 декабря года после отчетного. Индивидуальные предприниматели и организации должны осуществлять уплату фиксированных взносов в Федеральный фонд ОМС и Пенсионный фонд РФ при доходе не более 300 000 рублей — не позднее 31 декабря текущего года, а взносы в Пенсионный фонд РФ с суммы дохода свыше 300 000 рублей — не позднее 1 апреля следующего года. Сроки уплаты налогов также могут зависеть от применяемого налогового режима Индивидуальными предпринимателями и организациями.

Сроки уплаты налогов исчисляются в рабочих днях, либо в календарных днях, с учетом нерабочих (выходных) дней. В случае попадания последнего дня срока уплаты налога на нерабочий (выходной) день, то он переносится на ближайший за ним рабочий день. В соответствии с Налоговым кодексом за опоздание уплаты налога налогоплательщика могут оштрафовать. В зависимости от ситуации, также может потребоваться и перерасчет земельного или имущественного налога, которые были выставлены ИФНС в излишнем объеме или в связи с ошибкой.


В любом случае урегулирование налоговой задолженности становится необходимой мерой. Узнать образовавшуюся задолженность по уплате налогов для ее урегулирования можно позвонив по телефону горячей линии ИФНС : 8-800-222-2222 , либо посредством личного кабинета на сайте https://www.nalog.ru/rn77/ .

Важно! Урегулировать можно любую задолженность . Это может быть сделано различными способами, от добровольного погашения недоимки, до проведения процедуры банкротства. В случае излишне выставленного земельного, транспортного или имущественного налога, в связи с какой-либо ошибкой можно прибегнуть к перерасчету данного налога с предоставлением отсрочки или рассрочки по уплате налога от ИФНС. Зачастую, провести эффективное урегулирование налоговой задолженности могут лишь специалисты, обратившись с правильно составленным обращением в налоговую инспекцию. ИНФС рассмотрит обращение и вынесет решение о пересчете, уведомив об этом налогоплательщика. При этом задолженность может быть пересчитана лишь при наличии достаточных оснований. Налогоплательщику также может быть предоставлена отсрочка для уплаты взноса. ИФНС требуется 30 дней для проведения данной процедуры.

Отдельно стоит отметить, что нередкими бывают случаи, когда выставленный налог на имущество индивидуальных предпринимателей, физических и юридических лиц является завышенным. Это бывает связано напрямую с тем, что налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, и зачастую кадастровая стоимость объекта недвижимости может быть завышенной и не соответствовать ее рыночной стоимости. В данном случае будет необходимым произвести процедуру оспаривания кадастровой стоимости. В данном случае только после снижения кадастровой стоимости и установления ее кадастровой стоимости равной рыночной необходимо будет произвести перерасчет налога. Ознакомиться подробнее с данной услугой Вы можете у нас на сайте в разделе «Изменение кадастровой стоимости».

ЮК «Нобель» также рекомендует вне зависимости от сроков и имеющейся задолженности воспользоваться еще одной крайне полезной для налогоплательщиков юридической услугой «пересчет налоговой базы» . Данная услуга позволяет пересчитать сумму выплат за отчетный период, тем самым сэкономив денежные средства. Налоговый Кодекс позволяет проводить перерасчет без ограничения срока давности, но лишь в случае обнаружения ошибок. Однако заявление о выплате переплаченной суммы может быть подано лишь до истечения трех лет с момента переплаты.

* Также стоит отметить, что существует еще один законный способ урегулировать налоговую задолженность: можно осуществить списание долгов по налогам и страховым взносам воспользовавшись налоговой амнистией. В соответствии с поручением Президента РФ налоговая амнистия предусматривает списание налоговой задолженности для следующих категорий налогоплательщиков:

Для физических лиц списанию подлежит сумма налоговой задолженности по имущественным налогам (к которым относится транспортный налог, налог на имущество физических лиц и земельный налог), образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015 , а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность.

— Для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, списанию подлежит сумма налоговой задолженности по налогам, уплата которых связана с осуществлением предпринимательской деятельности (за исключением налога на добычу полезных ископаемых, акцизов и налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через границу Российской Федерации), образовавшаяся по состоянию на 01.01.2015 , а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность, и задолженность по штрафам.

— Для индивидуальных предпринимателей и физических лиц, которые ранее занимались предпринимательской деятельностью, а также адвокатов, нотариусов и иных лиц, которые занимаются или ранее занимались частной практикой, списанию подлежит сумма задолженности по страховым взносам, образовавшаяся за расчетные периоды до 01.01.2017 , в размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда (8 МРОТ ), тарифа страховых взносов и количества месяцев и (или) дней осуществления деятельности, а также соответствующая сумма по пени, начисленная на указанную задолженность. Таким образом, можно заключить, что имеется достаточное количество законных способов провести реструктуризацию налогов и оптимизировать бюджет с помощью получения отсрочек и пересчета сумм задолженности. В нынешней экономической ситуации это становится особенно актуальным, как для физических, так и для юридических лиц. Однако эта процедура имеет множество сложных юридических нюансов, что делает обращение к квалифицированным юристам вполне логичным шагом.

ЮК «Нобель» имея достаточный опыт в решении подобных вопросов с удовольствием поможет Вам на всех этапах урегулирования налоговой задолженности, обеспечит качественное юридическое сопровождение и поможет добиться максимального результата, при минимальных затратах времени.

Государственное урегулирование задолженности по налогам и сборам осуществляется для возврата долгов, образовавшихся в результате неисполнения налогоплательщиками своих обязательств. Согласно подп. 1 п. 1 стат. 23 НК уплачивать налоги должны физические и юридические лица. Право взыскания сумм недоимки, штрафов и пеней по платежам в бюджет и внебюджетные фонды возлагается на налоговые органы (подп. 9 п. 1 стат. 31). Какие методы используются для повышения собираемости налогов – об этом далее.

Как выполняется урегулирование задолженности по налогам и сборам в РФ

Налоговая задолженность – это неуплаченные в срок суммы налогов, установленных законодательными нормами РФ. Сроки для перечисления утверждаются на федеральном, региональном или местном уровне в зависимости от вида платежа. При образовании недоимки контрольные органы в лице ИФНС, ФСС и ПФР начисляет пени и штрафные санкции. При этом совокупный размер долгов состоит из урегулированных обязательств, то есть погашенных в срок, и неурегулированных. Последние характеризуются невозможностью взыскания по причине пропуска срока исковой давности (3 года).

Контрольные способы урегулирования задолженности по налогам:

  • Добровольное погашение налогоплательщиком недоимки и пеней на основании выставленного налоговыми органами требования (стат. 69 НК).
  • Принудительное взыскание долгов по налогам за счет денежных средств на расчетных счетах предприятия на основании решения налоговых органов (стат. 46).
  • Если средств на счетах недостаточно, производится взыскание долгов за счет активов должника (стат. 46, 47).
  • Списание части долгов при их реструктуризации – процедура может проводиться в отношении юрлиц по долгам в части федеральных налоговых платежей, а также начисленным штрафам и пеням. Порядок действий регламентируется постановлением № 1002 от 03.09.99 г.
  • Отсрочка или изменение по установленным срокам погашения налогов – может применяться в отношении общей величины неуплаченных налогов или только части (п. 2 стат. 61 НК). Механизм представления рассрочки (отсрочки) описан в стат. 64 НК, инвестиционного кредита – в стат. 67.
  • Применение процедуры банкротства предприятия-должника при соответствии основаниям по стат. 3 Закона № 127-ФЗ от 26.10.02 г.
  • Ограничение на выезд физлица-должника за пределы РФ – выносится судебными приставами в соответствии с нормами стат. 67 Закона № 229-ФЗ от 02.10.07 г.

Задолженность по налогам и сборам в бухучете компании

Общая задолженность по налогам и сборам в балансе предприятия отражается в числе прочих обязательств пассива. Внесение данных выполняется бухгалтером с учетом характера и продолжительности периода образования долга. Если налогоплательщику представлен инвестиционный кредит по налогам или же дана отсрочка/рассрочка в сроках исполнения обязательств, такие суммы необходимо отражать в составе долгосрочных обязательств по стр. 1450 (Прочие обязательства). Если же долг относится к текущим, данные указывают в краткосрочных обязательствах по стр. 1520 «Кредиторская задолженность».

Отсутствие задолженности по налогам и сборам означает нулевые остатки по рабочим бухсчетам или наличие переплаты. Такие суммы вносятся в стр. 1230 «Дебиторская задолженность». При этом, в соответствии с Планом счетов по Приказу № 94н от 31.10.00 г., в бухучете используется для отражения задолженности по налогам и сборам счет 68. Величина долгов перед бюджетом отражается по кредиту указанного счета, погашение обязательств – по дебету. Соответствующим образом на отчетную дату образуется сальдо расчетов с государством.

Способы начисления налогов, варианты их оплаты нередко сопровождаются спорами между заинтересованными сторонами. В целях предотвращения появления неплатежей и недоимок практически в каждом отделении ФНС имеется специальная структура. Так, например, несложно выделить, чем же занимается отдел урегулирования задолженности в налоговой. Основная его функция ― выявлять неисполненные обязанности перед бюджетом и принимать меры по своевременному взысканию недостающих средств.

Законодательство об урегулировании задолженности

Сотрудники налоговой инспекции, которые следят за поступлением налогов в сроки и в полном объеме, в своей деятельности опираются на действующее федеральное законодательство. Кроме того, представители ФНС должны быть компетентны в части последних изменений в нормативных актах.

Способы начисления и расчетов с бюджетом подчиняются не только НК РФ, но и прочим многочисленным документам. Сюда входят письма Минфина, ФНС, указы и распоряжения Правительства РФ, инструкции, положения и прочая законодательная база.

Разнообразие регулирующих документов, высокая степень частоты редактирования кодексов требует от сотрудников отдела соответствующей степени компетенции. Заняться проблемой урегулирования существующей задолженности нередко под силу лишь специалистам, знакомым с актуальными изменениями. Кроме того, свои требования и доводы инспекторы обязаны обосновать, однако и плательщики вправе представить собственные доводы и объяснения.

Отдел урегулирования задолженностей является часть налоговой службы и занимается урегулированием поступающих средств

Функции отдела

Подразделение, которое следит за полнотой налоговых поступлений, принимает своевременные решения по работе с плательщиками, рассматривается в ФНС как отдел урегулирования задолженности. Основными его задачами следует считать:

  1. Проведение работ по выявлению непогашенных обязательств, рассмотрение причин неплатежей, анализ структуры и динамики оплаты, принятие эффективных мер по устранению задолженности.
  2. Организация мер по принудительному взысканию задолженности. Урегулирование финансовых конфликтов рядом экономических способов, в том числе применение рассрочки, проведение реструктуризации задолженности, предоставление налоговых кредитов.
  3. Обеспечение своевременного пополнения бюджета налоговыми платежами, в том числе при помощи мер принудительного взыскания по устранению просроченных обязательств.

В ИФНС отдел занимающийся урегулированием задолженности плотно работает с налогоплательщиками. По итогам мониторинга состояния организации или предпринимателя, оценивая предоставленную отчетность и анализируя перечисленные платежи, может быть выявлена недоимка или иные случаи нарушения законодательства.

По результатам проверки плательщикам направляется при необходимости направляется требование об уплате налогов. При наличии разногласий служба ФНС предлагает дать пояснения, внести изменения в отчетность. Для получения более подробной информации в высланном документе указывается телефон инспектора, однако уведомить о действиях по результатам запроса необходимо официально в письменном виде или электронно с использованием ТКС.

В обязанности отдела входит взыскание долгов

Также сотрудники районных инспекций уполномочены проводить действия по принудительному взысканию невыплаченных сумм, в том числе замораживать операции по счетам в Сберанке или иных кредитных учреждений. Для того чтобы избежать вероятной процедуры проведения банкротства, рассматривается возможность по реструктуризации налоговой задолженности.

Компетенция специалистов

Отдел по урегулированию долговых обязательств предъявляет некоторые требования к сотрудникам. Внутри подразделения существует некая иерархия, где ответственным назначается начальник отдела. Выдвижение на должность или увольнение происходит в соответствии с приказом руководства ФНС. Прочих специалистов в отдел принимают после согласования с выбранным начальником.

Ответственность за принимаемые решения лежит на руководителе подразделения. В его же функции входит и управление подчиненными. Требования к сотрудникам участка по урегулированию задолженности включают в себя соответствующий уровень экономического образования и стаж работы. ФНС предоставляет возможность для повышения профессиональной квалификации, также периодически проводятся семинары, где участниками обсуждаются последние изменения законодательства.

Депутаты Госдумы на пленарном заседании приняли в первом чтении поправки к закону об урегулировании задолженностей жителей Крыма и Севастополя, согласно которым граждане, имеющие просроченную задолженность, получают возможность урегулировать ее исключительно через Фонд защиты вкладчиков без взаимодействия с уполномоченным взыскателем.

"Заемщик будет вправе направить в фонд уведомление об отказе от взаимодействия с лицами, имеющими право требовать погашения задолженности. Фонд, в свою очередь, обязан довести эту информацию до взыскателя в течение пяти дней", - сказал на заседании Госдумы член Совета Федерации, один из авторов законопроекта Николай Журавлев.
Он добавил, что перед общением с должником взыскатели должны будут обращаться в фонд с запросом о наличии уведомления об отказе должника от взаимодействия со взыскателем. При наличии такого заявления взыскатель не вправе общаться с гражданином и должен обратиться с заявлением об урегулировании разногласий непосредственно в фонд.

По словам главы думского комитета по финансовому рынку Николая Гончара, в действующем законодательстве, которое принято в декабре 2015 года, предусмотрен порядок, когда взыскатель приходит к гражданину и предъявляет ему право требования урегулирования задолженности, и уже в этом случае гражданин должен обратиться в фонд.

"Когда проводились слушания, выяснилось, что именно эта процедура и вызывала основной объем возражений крымских коллег, потому что человек (взыскатель) своим приходом уже оказывает давление на гражданина", - подчеркнул Гончар.

"Поэтому сегодня о всех отношениях между гражданином и владельцем прав требования становится Фонд защиты вкладчиков. Все действия только через него", - добавил депутат.

Управлением ФНС России по Омской области проведен мониторинг налогоплательщиков, имеющих недоимку в бюджеты всех уровней свыше 1 млн рублей.

На 1 февраля 2016 года без учета организаций, находящихся в процедурах банкротства, а также долги которых приостановлены к взысканию по судебным решениям выявлено 277 организаций с суммой долга 1,5 млрд рублей, в том числе 4 организации бюджетной сферы и 6 муниципальных унитарных предприятий, неисполненные обязательства которых составляют 47,3 млн рублей.

Необходимо отметить, что наблюдается положительная динамика снижения недоимки по данной категории налогоплательщиков. Так за период октябрь 2015 - январь 2016 недоимка сократилась на 505 млн рублей.

К должникам, имеющим неисполненную обязанность по обязательным платежам в бюджетную систему Российской Федерации, налоговыми органами применяются все меры принудительного взыскания задолженности в соответствии с действующим законодательством вплоть до инициирования процедуры банкротства.

Государство поможет только части ипотечных заемщиков, пострадавших от девальвации рубля. Остальным придется решать проблемы в частном порядке. В этом уверен наш колумнист , вице-президент Ассоциации региональных банков России.

Несмотря на сложившуюся экономическую ситуацию, крупных должников в регионе становится меньше. Так, по состоянию на 01.01.2016 г., количество налогоплательщиков, имеющих недоимку по региональным и местным налогам, снизилось по сравнению с перечнем на 01.07.2015 на 21 недоимщика, а по сравнению с перечнем на 01.04.2015 - на 35.

Порядок проведения работы по привлечению внимания общественности и средств массовой информации к состоянию задолженности определен Планом мероприятий по росту доходов, оптимизации расходов и совершенствованию долговой политики, утвержденным правительством Ивановской области 19 февраля 2014 года.

В соответствии с этим планом, Управление Федеральной налоговой службы по Ивановской области публикует список налогоплательщиков, имеющих по состоянию на 01.01.2016 года налоговую задолженность по региональным и местным налогам свыше 500 тысяч рублей.

"В Новый год - без налоговых долгов!" - с таким призывом обратились представители регионального налогового управления к радиослушателям Саратовской области. Начальник отдела работы с налогоплательщиками И.В. Шаронова, начальник отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства И.Г. Шляпин и заместители начальника отдела налогообложения имущества и доходов физических лиц С.В. Савельев и Ю.В. Ванюшкина приняли участие в программе "Час профессионалов" в прямом эфире радиостанции "Радио России. Саратов".

Отвечая на вопросы граждан, налоговики напомнили, что 1 октября 2015 года срок уплаты транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц за 2014 год. "В Саратовской области по состоянию на 01.11.2015 прирост недоимки по расчетам за 2014 год по имущественным налогам физических лиц составил 1 млрд 271 млн руб., в том числе по налогу на имущество физических лиц - 266 млн руб., по транспортному налогу - 747 млн руб. и земельному - 258 млн рублей, - сообщил И.Г. Шляпин. - За ноябрь 2015 года, налогоплательщики региона уже уплатили 259 млн руб. имущественных налогов, в том числе 151 млн руб. транспортного налога, 53 млн руб. земельного налога и 55 млн руб. налога на имущество физических лиц".

Специалисты налогового управления отметили, что требования на уплату налогов уже направлены, и подробнее рассказали о стадиях взыскания задолженности.

Начальник отдела работы с налогоплательщиками Управления И.В. Шаронова рассказала, как электронные сервисы ФНС России помогают остановить процедуру взыскания налоговой задолженности на самой ее начальной стадии. «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» и «Заплати налоги» на Интернет- сайте ведомства www.nalog.ru - универсальные помощники в уплате налогов и задолженности, - подчеркнула И.В. Шаронова.

Особое внимание радиослушателей было обращено на тот факт, что уплата задолженности через онлайн сервисы ФНС России осуществляется без комиссии.

В ноябре текущего года в инспекциях Волгоградской области состоялось 230 заседаний рабочих комиссий по обеспечению налоговых и неналоговых доходов в консолидированный бюджет подведомственных муниципальных районов, обязательных взносов в государственные внебюджетные фонды и повышению результативности бюджетных расходов.

На заседаниях заслушано 3 236 представителей организаций и индивидуальных предпринимателей, которые дали пояснения о причинах образования задолженности и мерах, принимаемых для ее погашения. По итогам работы комиссий налогоплательщиками погашено задолженности на сумму 56,9 млн рублей.

В комиссиях приняли участие представители инспекций, Государственного учреждения - Волгоградского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, комитетов по экономике и управлению муниципальным имуществом районных администраций, Центра занятости населения, районных отделов УФССП России по Волгоградской области.

Напомним, что на заседания комиссий приглашаются налогоплательщики, осуществляющие выплаты заработной платы, размер которой ниже величины прожиточного минимума, установленного региональным законодательством, а также имеющие задолженность по перечислению ЕНВД, НДФЛ, ЕСХН, транспортного, земельного налогов и налога на имущество.

В пресс-центре «Сибирского агентства новостей» состоялся брифинг на тему «Бизнес и власть: состояние взаимной ответственности. Ужесточение мер по взысканию платежей в бюджет города Красноярска».

В обсуждении темы приняли участие представители Администрации города Красноярска, службы судебных приставов, а также начальник отдела налогообложения доходов и имущества физических лиц Управления ФНС России по Красноярскому краю Наталья Кожедубова.

В настоящее время ситуация с наполняемостью бюджета города остается крайне напряженной, - констатировал руководитель департамента общественной безопасности Юрий Стригин. Для бюджета города Красноярска очень важную роль играют налоги, которые в полном объеме поступают в наш бюджет: налог на имущество физических лиц, земельный налог, а также единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности. При этом, задолженность жителей города перед бюджетом по имущественным налогам составляет более 400 млн рублей, задолженность предпринимательского сообщества по специальным налоговым режимам составляет более 130 млн рублей.

В продолжение темы руководитель департамента социально-экономического развития Сергей Сетов отметил, что из запланированных на 2015 год 12 млрд рублей налоговых доходов за 11 месяцев в бюджет города поступило около 9,2 млрд рублей. Наиболее весомыми для бюджета города являются налог на доходы физических лиц и налог на прибыль.

Государственные власти учитывают непростую экономическую ситуацию и входят в положение предпринимателей, стараясь поддержать малый и средний бизнес. Так, впервые зарегистрированные индивидуальные предприниматели по большинству видов деятельности освобождаются в течение 2 лет от уплаты налога по упрощенной системе налогообложения и патентной системе. В 2016 году налоговая нагрузка для плательщиков единого налога на вмененный доход не увеличится, а арендная плата за землю для некоторых видов временных сооружений будет снижена в 2-3 раза.

Также было отмечено, в тесном взаимодействии с налоговыми органами и службой судебных приставов работают территориальные комиссии по взысканию задолженности по налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджет. На заседания комиссий приглашаются не только руководители организаций и индивидуальные предприниматели, но и физические лица. Так, за 11 месяцев проведено 165 комиссий, на которых рассмотрено 1 546 организаций, 3 766 - индивидуальных предпринимателей и физических лиц.

Среди населения проводится активная информационная работа о необходимости уплаты налогов (памятки размещены в местах массового пребывания людей - ТСЖ, управляющие компании, органы власти, транспорт и др.).

В завершении брифинга участники обратились с призывом к предпринимательскому сообществу, а также всем горожанам, имеющим задолженность по разного вида платежам, в канун нового года ликвидировать просроченные платежи.

"В Новый год - без налоговых долгов!" - с таким девизом представители Управления ФНС России по Саратовской области призывают жителей региона вступить в Новый 2016 год. Уплате задолженности физических лиц по имущественным налогам была посвящена пресс-конференция, состоявшаяся в пресс-центре «Комсомольской правды».

В мероприятии приняли участие начальник отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства УФНС России по Саратовской области И.Г. Шляпин, заместитель начальника отдела налогообложения имущества и доходов физических лиц УФНС России по Саратовской области Ю.В. Ванюшкина и начальник отдела работы с налогоплательщиками УФНС России по Саратовской области И.В. Шаронова.

1 октября 2015 года срок уплаты транспортного, земельного налогов и налога на имущество физических лиц за 2014 год. В Саратовской области по состоянию на 01.11.2015 прирост недоимки по расчетам за 2014 год по имущественным налогам физических лиц составил 1 млрд 271 млн рублей, в том числе по налогу на имущество физических лиц - 266 млн рублей, по транспортному налогу - 747 млн рублей и земельному - 258 млн рублей.

"За ноябрь 2015 года, налогоплательщики региона уже уплатили 259 млн рублей имущественных налогов, в том числе 151 млн рублей транспортного налога, 53 млн рублей земельного налога и 55 млн рублей налога на имущество физических лиц", - сообщил И.Г. Шляпин.

Статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации гласит, что за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты налога, начисляются пени. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Центрального банка России.

Начальник отдела работы с налогоплательщиками Управления И.В. Шаронова рассказала, как электронные сервисы ФНС России помогают остановить процедуру взыскания налоговой задолженности на самой ее начальной стадии, например, сервисы «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц» и «Заплати налоги».

При этом «Личный кабинет» содержит конфиденциальную информацию, поэтому требуется особый порядок подключения к нему. Достаточно один раз обратиться в любую инспекцию ФНС России с паспортом и свидетельством о присвоении ИНН, чтобы получить регистрационную карту с реквизитами доступа к сервису.

Единый навигационный сервис «Заплати налоги» со ссылкой на ресурс «Уплата налогов физических лиц» не требует предварительной регистрации и явки в налоговую инспекцию. Достаточно ввести полностью ФИО и ИНН (обязательный реквизит для безналичной формы оплаты), выбрать необходимый вид налога и тип платежа (налог или пени).

Налоговики отметили, что уплата задолженности через онлайн сервисы ФНС России осуществляется без комиссии.

В декабре в Ростовской области стартовала акция «В Новый год - без долгов», которую уже не первый год проводят налоговые органы Ростовской области. Ее цель - дать возможность физическим лицам и индивидуальным предпринимателям проверить и оплатить имеющуюся налоговую задолженность.

Налогоплательщики смогут узнать о своей задолженности не только в территориальных налоговых инспекциях, но и в консультационных пунктах, которые будут работать с 18 декабря и до конца года по пятницам и субботам в крупных торговых центрах, банках, кинотеатрах города Ростова-на-Дону и области.

Всем обратившимся в консультационные пункты гражданам специалисты налоговых инспекций предоставят информацию о налоговой задолженности и при ее наличии выдадут квитанции на уплату налогов, которую можно будет оплатить прямо на месте. Впервые налоговые платежи в консультационных пунктах будет принимать Почта России.

Это стало возможным благодаря совместному проекту УФНС России по Ростовской области и Управления федеральной почтовой связи Ростовской области - филиалом ФГУП «Почта России». В 2015 году Управлением федеральной почтовой связи Ростовской области - филиалом ФГУП «Почта России» запущен пилотный проект по приему налоговых платежей с использованием мобильных устройств (МПКТ). Почтальоны могут принимать платежи у населения, в том числе и налоговые, с помощью МПКТ в любом месте, и даже на дому, что создает комфортные условия для исполнения гражданами своих обязанностей по уплате налогов и погашению задолженности.

Управление Федеральной налоговой службы России по Ростовской области приглашает граждан принять участие в акции «В Новый год - без долгов» и добросовестно отнестись к своей конституционной обязанности и оплатить имеющуюся задолженность.

В Алтайском крае задолженность плательщиков земельного, транспортного налогов и налога на имущество физических лиц составляет более 2 млрд руб. Около половины этой суммы сформировано по транспортному налогу Срок уплаты этих платежей за прошлый год истек 1 октября, но свою обязанность до сих пор не выполнили около 1,7 млн граждан - владельцев транспортных средств, земельных участков, квартир, домов и т.п. Об этом сообщила Галина Суханова, начальник отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства УФНС России по Алтайскому краю в интервью программы «Налоговый советник».

Она также рассказала, что в отношении должников проводится процедура принудительного взыскания задолженности, в том числе за счет имущества и через работодателя.

«После направления исполнительных документов суда в службу судебных приставов для взыскания, сначала должникам предоставляется возможность погасить задолженность добровольно. Если платеж все-таки не поступил, судебные приставы имеют право взыскать исполнительский сбор, сумма которого поставляет 7% от суммы долга. Если налогоплательщик все равно отказывается погасить задолженность, существует два варианта развития событий: документы направляются для взыскания по месту получения дохода налогоплательщика, например, по месту работы или учебы, либо взыскание обращается на имущество, которое находится в собственности у гражданина», - пояснила Галина Суханова.

В декабре руководителей двух предприятий Новомосковска, имеющих долги по налогам, пригласили в Межрайонную ИФНС России № 9 по Тульской области на заседание комиссии по урегулированию задолженности. Комиссию возглавил заместитель начальника инспекции Р.А.Твердюков, в ее работе также приняла участие начальник отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства В.И.Филимонова.

Налогоплательщиков предупредили об ответственности за неуплату налогов, проинформировали о мерах принудительного взыскания задолженности, которые принимаются в отношении них, также было указано на недопустимость нарушений налогового законодательства Российской Федерации и необходимость погашения задолженности в кратчайшие сроки. Налогоплательщики представили пояснения причин образовавшейся задолженности, а также рассказали о мерах, принимаемых для ее погашения Должникам вручили предписания с предложением погашения задолженности, а также недопущения в дальнейшем роста текущей задолженности.

В начале декабря руководителей руководителей трех предприятий Новомосковска, имеющих долги по налогам, пригласили в Межрайонную ИФНС России № 9 по Тульской области на заседание комиссии по урегулированию задолженности. Комиссию возглавил заместитель начальника инспекции Р.А.Твердюков, в ее работе также приняла участие начальник отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства В.И.Филимонова.

Налогоплательщиков предупредили об ответственности за неуплату налогов, проинформировали о мерах принудительного взыскания задолженности, которые принимаются в отношении них, также было указано на недопустимость нарушений налогового законодательства Российской Федерации и необходимость погашения задолженности в кратчайшие сроки. Должникам вручили предписания с предложением погашения задолженности, а также недопущения в дальнейшем роста текущей задолженности.

В результате работы внутриведомственной комиссии Инспекции за 11 месяцев 2015 года в бюджет поступило 138 млн 676 тыс рублей. По словам Р.А.Твердюкова, задача по снижению задолженности, числящейся за организациями и гражданами, является одной из приоритетных в работе налоговых органов. По состоянию на 1 декабря 2015 года составлено 12 протоколов об административных правонарушениях на руководителей предприятий о невыполнении предписаний о погашении задолженности в установленные сроки. Вынесено постановлений мировыми судьями на сумму 19,2 тыс рублей.

С 2010 года налоговые органы Алтайского края вправе направлять исполнительные документы о взыскании задолженности по налогам в адрес работодателей, если сумма долга менее 25 тысяч рублей. Об этом руководитель УФНС по Алтайскому краю Валерий Тарада сообщил в эфире программы «Ваш вопрос» на телеканале «Катунь 24».

Он отметил, что этот механизм призван разгрузить службу судебных приставов и сократить издержки при проведении исполнительных действий по взысканию незначительных сумм задолженности. По итогам 10 месяцев текущего года эффективность взыскания задолженности с помощью работодателей должников - физических лиц составила 60%. Так, в адрес работодателей направлено 553 документа о взыскании на сумму 2,8 млн рублей, из них уже погашено погашено 1,5 млн рублей.

«Прежде чем направить документы о взыскании работодателю должника, проводится ряд процессуальных действий, направленных на урегулирование задолженности. Если они не дают результата, то исполнительный лист направляется работодателю. Он обязан удерживать из заработной платы сотрудника определенную сумму и перечислять ее в счет погашения задолженности», - пояснил Валерий Тарада.
В случае неисполнения исполнительного документа (т.е. неудержания сумм из заработной платы), должностное лицо работодателя будет привлечено к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 17.14 КоАП РФ в виде наложения штрафа до 20 тыс. рублей.

25 ноября Председатель комитета Московской областной Думы по вопросам бюджета, финансовой и налоговой политики А.А.Иванов провел заседание круглого стола на тему «Задолженность по обязательным платежам в бюджетную систему Московской области: проблемы администрирования и пути их решения», в котором приняла участие заместитель руководителя УФНС России по Московской области О.В.Воронцова.

На круглом столе обсудили изменения бюджетного законодательства и рассмотрели предложения по совершенствованию законодательной базы в целях снижения задолженности по платежам в бюджет. Также на заседании было отмечено, что в 2015 году значительно выросло число неплательщиков - физических лиц. При этом наибольший прирост задолженности был выявлен по уплате имущественных налогов.

Ольга Воронцова сообщила о структуре налоговой задолженности по состоянию на 1 ноября 2015 года, подчеркнув, что задолженность подмосковных налогоплательщиков в консолидированный бюджет региона на указанную дату составила 55,8 млрд рублей и увеличилась к уровню начала года на 14,7 миллиарда, задолженность по имущественным налогам граждан достигла 25,1 млрд рублей. Она напомнила, что срок уплаты имущественных налогов физических лиц в этом году истекал 1 октября, и только за октябрь задолженность увеличилась на 12,4 млрд рублей или на 97,7%, что связано с неуплатой текущих платежей в установленный законодательством срок.

Заместитель руководителя подмосковного налогового управления добавила, что План по повышению эффективности урегулирования задолженности по налогам в консолидированный бюджет Московской области в 2015 году, в рамках которого определены мероприятия, направленные на снижение задолженности перед консолидированным бюджетом, приносит результаты. Так, общая сумма задолженности с момента утверждения Плана снизилась на 2,3 млрд рублей, задолженность по имущественным налогам физических лиц - на 2,2 миллиарда.

Ольга Владимировна подробно остановилась на адресной работе с должниками, которая проводится налоговыми органами Подмосковья в целях мобилизации доходной части консолидированного бюджета Российской Федерации совместно с главами муниципальных образований, прокуратурой, правоохранительными органами, службой судебных приставов. В текущем году по итогам заседаний межведомственных комиссий, на которых было заслушано более 5 тысяч налогоплательщиков, добровольно погашено 5,4 млрд рублей задолженности.

В завершение заседания круглого стола Александр Иванов подчеркнул, что проблемы сбора налогов и методы их администрирования требуют постоянного внимания, так как от их решений зависит формирование бюджета.

2 октября 2015 года в Управлении ФНС России по Липецкой области состоялось очередное заседание рабочей группы по координации оперативного взаимодействия УФНС России по Липецкой области и УФССП России по Липецкой области. В работе совещания принимали участие заместитель руководителя УФНС России по Липецкой области Е.Н. Белокопытова и начальник отдела исполнительного производства УФССП по Липецкой области М.И. Быков.

По решению заседания рабочей группы от 01.07.2015 года, на особый контроль были взяты исполнительные производства в отношении 90 должников на сумму 35 млн. рублей. По результатам проведенных мероприятий по состоянию на 30.09.2015 года в отношении указанных должников урегулирована задолженность на сумму 13,8 млн. руб., из которых 6,8 млн. рублей поступило в бюджет государства.

В завершении совещания были намечены планы дальнейшего сотрудничества.

В Управлении ФНС России по Сахалинской области 30.09.2015 года состоялось очередное заседание комиссии «По повышению эффективности взыскания задолженности по обязательным платежам» с участием сотрудников Министерства финансов Сахалинской области, Управления экономической безопасности и противодействия коррупции УМВД России по Сахалинской области.

На заседание комиссии были приглашены руководители 13 организаций и 4 индивидуальных предпринимателей, имеющих неисполненную обязанность по уплате налоговых платежей в бюджеты всех уровней.

Общая сумма задолженности по налогам и сборам указанных лиц составила почти 60 млн. рублей. После получения уведомлений о приглашении на комиссию добровольно погашено более 1,5 млн. рублей.

За август 2015 года задолженность по налоговым платежам, пени, налоговым санкциям, ЕСН и взносам в государственные внебюджетные фонды в Свердловской области снизилась на 942 млн. руб. или на 2,9% и по состоянию на 01.09.2015 составила 31 356 млн. рублей. Об этом рассказал журналу "Наши деньги Екатеринбург" начальник отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедуры банкротства УФНС России по Свердловской области А.С. Балюра.

Из общей суммы задолженность по налоговым платежам снизилась на 516 млн. руб. или 2,3% и по состоянию на 01.09.2015 составила 22 408 млн. рублей. Задолженность по уплате пеней и налоговых санкций снизилась на 426 млн. руб. или 4,5% и по состоянию на 01.09.2015 составила 8 948 млн. рублей.

"С начала 2015 года в адрес налогоплательщиков направлено порядка 584 тысяч требований об уплате налогов и сборов на общую сумму 20 миллиардов 846 миллионов рублей. - отметил А.С. Балюра. - Более половины составляют требования об уплате имущественных налогов физическими лицами на сумму порядка 1,4% от общего размера начислений".
Коэффициент эффективности взыскания задолженности на всех стадиях, включая процедуры банкротства, по состоянию на 01.09.2015 составил 69,8%.

Специалисты отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства УФНС России по Мурманской области в августе зафиксировали уменьшение совокупной задолженности налогоплательщиков региона по всему объему администрируемых ФНС России доходов. Сокращение долга составило 529 млн. рублей или 5,7%.

Кроме того, показатели долга по налогам со специальным налоговым режимом также пошли на убыль и сократились более чем на 21 млн. рублей или 5,6%. Задолженность по единому социальному налогу и внебюджетным фондам за август уменьшилась на 3,7 млн. рублей или 0,6%.

В настоящее время налоговыми органами проводится активная работа с организациями, ведущими деятельность с убытками. 2 сентября в Межрайонной ИФНС России №9 по Тульской области состоялась внутриведомственная комиссия по погашению задолженности. Систематическое проведение комиссий способствует улучшению налогового администрирования, целью которого является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков. В заседании приняли участие заместитель начальника Инспекции, председатель комиссии Р.А. Твердюков, начальник отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства В.И. Филимонова.

На комиссию пригласили руководителей пяти предприятий, имеющих задолженность по уплате налогов в бюджетную систему Российской Федерации в сумме 38519,6 тыс. рублей, которые дали пояснения по факту образования задолженности, а также о мерах, принимаемых ими по ее погашению и сроках погашения задолженности.

В ходе конструктивного диалога разработаны мероприятия не только по погашению долгов, но и по их предотвращению. По итогам проведения комиссии достигнута договоренность о поэтапном погашении задолженности, руководителям предприятий вручены предписания с предложением погашения задолженности в течение пяти рабочих дней с даты получения данного предписания.

Систематическое проведение комиссий способствует улучшению налогового администрирования, целью которого является обеспечение своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет, в том числе за счет достижения высокого уровня налоговой дисциплины и грамотности налогоплательщиков. Внутриведомственные комиссии проходят в Инспекции регулярно и приносят положительные результаты. Так по состоянию на 02.09.2015 по итогам работы комиссии в 2015 году предприятиями-должниками погашена задолженность в размере 61700,8 тыс. рублей.

26.08.2015 года в Управлении Федеральной налоговой службы по Псковской области состоялось очередное заседание комиссии по урегулированию задолженности под председательством заместителя руководителя Управления А.А.Павлова.

В заседании комиссии приняли участие: первый заместитель председателя Государственного комитета Псковской области по экономическому развитию и инвестиционной политике М.Н. Аникеева, старший оперуполномоченный УЭБ и ПК УМВД России по Псковской области Р.А Барканов, сотрудники отдела урегулирования задолженности и обеспечения процедур банкротства Управления ФНС России по Псковской области. На заседание комиссии были приглашены руководители 16 предприятий, имеющие задолженность по налогам в бюджеты всех уровней. Руководители предприятий пояснили причины несвоевременной уплаты налогов, обозначив перспективы погашения уже сложившейся задолженности.

А.А.Павлов напомнил, что своевременная уплата налогов является прямой обязанностью каждого налогоплательщика, и в отношении должников налоговыми органами будут приниматься все меры принудительного взыскания задолженности, предусмотренные законодательством.

Большинство налогоплательщиков обязались погасить имеющуюся задолженность, а часть должников сделала это ещё до начала заседания комиссии.

Общая сумма погашенной задолженности составила 1708,3 тыс. рублей.