Упрощенная система: выбираем объект налогообложения. Налог на прибыль организаций

Объект налогообложения может быть изменен с начала налогового периода, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31.12. года , предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. В течение налогового периода объект налогообложения меняться не может.

Налоговая база зависит от выбранного налогоплательщиком объекта. В случае,еслиобъектом налогообложения являютсядоходы организации или ИП,налоговой базой признаетсяденежное выражение доходов организации или ИП. В случае, еслиобъектом налогообложения являютсядоходы организации или ИП,уменьшенные на величину расходов, налоговой базой признаетсяденежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов .

Налоговая ставка зависит от объекта налогообложения.

В случае, еслиобъектом налогообложения являютсядоходы , налоговая ставка 6% .

В случае, еслиобъектом налогообложения являютсядоходы, уменьшенные на величину расходов, налоговая ставка 15%, но не менее 1% от совокупного дохода.

Налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог. Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы. Минимальный налог уплачивается в случае, если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные налоговые ставки в пределах от 5 до 15% в зависимости от категорий налогоплательщиков.

Порядок исчисления: исчисляется налог самим налогоплательщиком как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

Налоговым периодом признается календарный год .

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.

Срок уплаты налога: по итогам налогового периода для организаций - не позднее 31.03. года , следующего за истекшим налоговым периодом, для ИП - не позднее 30.04 года следующего за истекшим налоговым периодом. Авансовые платежи уплачиваются не позднее 25-го числа первого месяца, следующего за истекшим отчетным периодом.

По итогам налогового периода должна быть представлена налоговая декларация в налоговый орган в сроки: организации – не позднее 31.03. года , следующего за истекшим годом налогового периода, ИП – не позднее 30.04. года , следующего за истекшим налоговым периодом или не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором налогоплательщик предоставил в налоговый орган уведомление о прекращении предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН.


Сроки уведомления налогового органа организациями и ИП, изъявившими желание перейти на УСН:

Для существующих организаций и ИП не позднее 31.12 календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого они переходят на УСН;

Для вновь созданных организаций и вновь зарегистрированных ИП: либо не позднее 31.12., либо не позднее 30-ти календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе, в этом случае они признаются налогоплательщиками с даты постановки их на учет;

Для организаций и ИП, которые перестали быть налогоплательщиками ЕНВД: они вправе перейти на УСН с начала того месяца, в котором была прекращена их обязанность по уплате ЕНВД.

Налогоплательщики, применяющие УСН, не вправе до окончания налогового периода перейти на иной режим налогообложения.

Налогоплательщики вправе перейти на иной режим налогообложения с начала календарного года, уведомив об этом налоговый орган не позднее 15 января года, в котором они предполагают перейти на иной режим налогообложения, и вправе вновь вернуться на УСН не ранее, чем через 1 год после того, как они утратили право на применение УСН. А в случае прекращения предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН, он обязан уведомить налоговый орган не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности.

УСН “Доходы” или УСН “Доходы минус расходы” Что лучше? Поможет калькулятор.

Тот кто переходит на УСН сам вправе выбирать объект налогообложения - 6% от доходов (C 2015 года ввели налоговые каникулы, при которых, регионам можно понижать ставку УСН Доходы до 0% . Также, с 2015 года, местные власти вправе понижать ставку УСН(например, пониженная ставка есть у жителей Крыма и Севастополя).) или 5-15%(зависит от региона) от доходов, уменьшенных на величину расходов (см. ставки УСН для разных регионов РФ) .

Поменять УСН доходы- расходы на УСН доходы можно раз в год, с 1 января следующего года, уведомив налоговую до 20 декабря.

Чтобы понять какая система лучше давайте сравним оба налога.

Для того чтобы внести товары в расход при предпринимательской деятельности нужно покупать оптом, т.е. с оформлением накладной.

Переход с УСН “Доходы минус расходы” на УСН “Доходы”

Объект налогообложения может изменяться налогоплательщиком ежегодно. Объект налогообложения может быть изменен с начала года, если налогоплательщик уведомит об этом налоговый орган до 31 декабря(94-ФЗ, ранее было до 20 декабря) года, предшествующего году, в котором налогоплательщик предлагает изменить объект налогообложения. бланк заявления: на переход с УСН “Доходы минус расходы” на УСН “Доходы” .

Как считать упрощенку

Под доходом при УСН понимаются все фактические денежные поступления(не важно когда договор заключен важно когда оплатили). Исключение: если вы сами себе средства перевели на р/с. Расходы при УСН: всё что участвует в вашей предпринимательской деятельности(зарплаты, материалы, аренда и пр. тут есть спорные моменты, например ИП сам у себя машину берет в аренду чтобы сделать это расходом). Перечисленный налог по УСН за прошлый год НЕ входит в состав расходов УСН. Налог УСН нужно округлять до рублей и оплачивать в рублях.

УСН(сдается раз в год в налоговую до 31 марта) Декларация по УСН.xls

С помощью или этого онлайн-сервиса для организаций можно вести налоговый и бухучет на УСН и ЕНВД, формировать платежки, 4-ФСС, СЗВ, Единый расчет 2017 и подавать любую отчетность через интернет и пр.(от 250 р/мес.). 30 дней бесплатно. Для вновь созданных ИП сейчас (бесплатно).

Актуальную нулевую УСН вы можете сформировать и отправить в ИФНС онлайн с . При этом сделать вы это можете абсолютно бесплатно.

Принципы налогообложения впервые были сформулированы адамомСмитом:1Справедливости2.Определенности3.Удобства

Экономии

Эти принципы легли в основу налоговых систем стран мира. В основе российской налоговой системы лежат следующие принципы:1.Справедливость, всеобщность и равенство в отношении участников налоговых обязательств, при этом учитываются фактическая способность налогоплательщика2.Недопустимость дискриминационного характера налогов в зависимости от таких признаков как расовые, социальные, национальные, религиозные3.Недопустимость установления налогов и сборов нарушающих единое экономичное пространство, прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение по территории РФ товаров работ услуг или финансовых средств, препятствующих законной деятельности налогоплательщика4.Обеспеченность прав налогоплательщика, их законных интересов, никто не обязан уплачивать налоги и сборы, не установленные НК РФ5.Определенность и понятность законодательных актов о налогах и сборах, установление всех элементов налогообложения. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности таких актов толкуются в пользу налогоплательщика6.Применение в области налогообложения правил и норм международных договоров, если они не соответствуют НК и принятом в соответствии с ним нормативно-правовым актом о налогах и сборах.

8. Современные представления о принципах налогообложения.

Рассмотрим выделяемые в настоящее время принципы налогообложения в РФ. 1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 К РФ). Налогообложение - это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 К РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы (п. 1 ст. 3 НК РФ).



2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 К РФ, согласно этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 К РФ уст-ся, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения К развиваются в налоговом законодательстве.

В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в финансировании публичных затрат государства и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит в том, что определенные налоговые обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым требованиям (например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы земельных участков), при этом налогообложение строится на единых принципах.

3. Принцип справедливости налогообложения. В социальном государстве в отношении обязанности платить налоги предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения налогового бремени путем дифференциации ставок налогов и предоставления льгот. Установление дифференцированных ставок налогов, налоговых льгот не допускается в зависимости от формы собственности, гражданства физ. лиц или места происхождения капитала.

4. Принцип публичности налогообложения. Этот принцип связан с конституционной обязанностью каждого платить законно установленные налоги и сборы. Это обусловлено публично-правовой природой государственной власти и тем, что налоговые правоотношения представляют собой отношения властного подчинения: налоговому органу, действующему от имени государства, принадлежит властное полномочие, а налогоплательщику - обязанность повиновения.

5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре. Данный принцип закреплен и реализуется, в частности, через конституционный запрет на установление налогов иначе как законом. В России такое правило содержится в ч. 3 ст. 104 К РФ.

6. Принцип экономической обоснованности налогообложения. Налоги и сборы не только не должны быть чрезмерно обременительными для налогоплательщиков, но и должны обязательно иметь экономическое основание (другими словами, не должны быть произвольными). В соответствии с п. 3 ст. 3 НК РФ «Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными».

7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах. Этот принцип закреплен в п. 7 ст. 3 НК РФ. В соответствии с указанной нормой все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах должны трактоваться в пользу налогоплательщика.

8. Принцип определенности налоговой обязанности. Он закреплен в п. 6 ст.3 НК РФ. В соответствии с указанным принципом акты законодательства о налогах и сборах должны быть сформулированы таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить.

9. Принцип единства экономического пространства РФ и единства налоговой политики. В соответствии с рассматриваемым принципом не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ, в частности прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств.

9. Необходимость классификации налогов.

НК РФ предусматривает одну классификацию налогов и сборов: все налоги и сборы, взимаемые в Российской Федерации, делятся на федеральные, региональные и местные (п. 1 ст. 12.

НК РФ). Федеральными признаются налоги и сборы, устанавливаемые НК и обязательные к уплате на всей территории РФ. Региональными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и законами субъектов РФ, вводимые в действие в соответствии с НК РФ, законами субъектов РФ и обязательные к уплате на территориях субъектов РФ. Местными – налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

Налоги подразделяются на налоги, уплачиваемые физическими лицами; налоги, уплачиваемые организациями; смешанные налоги, уплачиваемые как физическими лицами, так и организациями.

По объекту обложения выделяют: 1) налоги на имущество; 2) налоги на доходы (прибыль); 3) налоги на определенные виды деятельности.

Классификация налогов на прямые и косвенные. Критерием классификации выступает субъект, несущий налоговое бремя. Для прямых налогов таким лицом выступает непосредственно налогоплательщик, для косвенных – конечный потребитель (покупатель) товаров, работ или услуг. Налогоплательщик включает сумму косвенного налога в цену товара, перекладывая реальное бремя его уплаты на покупателя. В случае дальнейшей перепродажи этот покупатель, в свою очередь, становится налогоплательщиком.

Прямые налоги, в свою очередь, принято классифицировать на личные и реальные. Размер личных налогов определяется полученными доходами, реальные налоги исчисляются в зависимости не от действительных, а от предполагаемых доходов налогоплательщика.

По масштабам применения косвенные налоги с определенной долей условности можно разделить на универсальные и специальные. Универсальным является налог на добавленную стоимость, которым облагается реализация практически любого товара (работы, услуги). Обложению специальными налогами (например, акцизами) подлежит лишь узкий, ограниченный перечень товаров.

По порядку исчисления налоги подразделяются на окладные и неокладные. Окладные налоги исчисляются налоговыми органами. К ним относится ряд налогов, уплачиваемых физическими лицами (транспортный налог, земельный налог). Налоги, исчисляемые частными лицами, относятся к неокладным.

Налоги можно классифицировать на целевые и общие (нецелевые). Налоги не могут увязываться с определенными расходами бюджета, они обеспечивают общую совокупность всех расходов государства.

В определенных случаях налог может носить целевую направленность, обусловленную интересами определенных групп населения либо отраслей хозяйства или ведомств. Целевым является единый социальный налог, который по установленным нормативам зачисляется в государственные внебюджетные фонды.

Налоги классифицируют на ординарные и чрезвычайные. Чрезвычайные налоги вводятся в условиях каких-либо особых обстоятельств, к которым могут относиться стихийные бедствия, войны, блокады, техногенные аварии и катастрофы.

10. Классификация налогов по форме уплаты и категориям плательщиков.

Федеральные налоги устанавливаются, отменяются и изменяются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги устанавливаются НК РФ и обязательны к уплате на всей территории соответствующих субъектов РФ. Правительство субъектов Федерации наделено правом вводить или отменять региональные налоги на своей территории и изменять некоторые элементы налогообложения в соответствии с действующим федеральным законодательством.

Местные налоги регламентируются законодательными актами федеральных органов власти и законами субъектов РФ. Органам местного самоуправления в соответствии с НК РФ предоставлено право вводить или отменять на территории муниципального образования местные налоги и сборы.

В зависимости от метода взимания налоги подразделяются следующим образом:

  • прямые;
  • косвенные.

Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество налогоплательщика, владение и пользование которым служит основанием для налогообложения. К прямым налогам относятся:

  • налог на доходы физических лиц;
  • налог на прибыль организаций;
  • налоги на имущество как юридических, так и физических лиц.

Косвенные налоги нередко называются налогами на потребление, непосредственно включаются в цену товара (работы, услуги) в виде надбавки и уплачиваются потребителями. Эти налоги предназначены для перенесения реального налогового бремени на конечного потребителя. При косвенном налогообложении субъектом налога является продавец товара (работы, услуги), а носителем и фактическим плательщиком данного налога выступает потребитель. К косвенным налогам относятся:

  • налог на добавленную стоимость;
  • акцизы;
  • таможенные пошлины и др.

Косвенные налоги - наиболее простые для государства с точки зрения их взимания, но достаточно сложные для налогоплательщика с точки зрения укрывательства от их уплаты. Привлекательны для государства эти налоги еще и потому, что их поступления в казну прямо не привязаны к финансово-хозяйственной деятельности субъекта налогообложения и фискальный эффект достигается в условиях падения производства и даже убыточной работы организаций.

Вместе с тем государство в силу этих особенностей косвенного налогообложения вынуждено использовать и прямые налоги, чтобы под налоговое воздействие подпало как можно большее число объектов деятельности налогоплательщика. Все это в комплексе создает достаточную устойчивость налоговых поступлений и одновременно усиливает зависимость размера уплачиваемых налогоплательщиком налогов от эффективности его деятельности.

Нередко на практике проводят разделение налогов в зависимости от их использования:

  • общие;
  • специальные.

К общим налогам относятся большинство взимаемых в любой налоговой системе налогов. Их отличительная особенность заключается том, что после поступления в бюджет они обезличиваются и расходуются на цели, определенные в соответствующем бюджете.

В отличие от них специальные налоги имеют строго целевое предназначение и «закреплены» за определенными видами расходов. В частности, в РФ примером специальных налогов могут служить:

  • транспортный налог;
  • налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы.

В зависимости от установленных ставок налогообложения налоги бывают:

  • твердыми;
  • процентными (пропорциональными, прогрессивными и регрессивными).

В зависимости от финансово-экономической целесообразности и отражения в бухгалтерском учете налоги классифицируются следующим образом:

· включаемые в продажную цену товаров (работ, услуг);

· относимые на издержки обращения и затраты производства;

· относимые на финансовые результаты;

11. Классификация налогов по уровням налоговой системы и по характеру применения.

Классификация налогов:

Налог на игорный бизнес;

Транспортный налог.

Земельный налог

Налог на имущество ФЛ

6. По порядку введения:

12. Классификация налогов по методу взимания. Особенности прямых и косвенных налогов.

Классификация налогов:

1. По способу взимания различают:

Прямые налоги взимаются государством непосредственно с доходов и имущества налогоплательщиков. Объектом налога выступает доход (зарплата, прибыль, процент и т.п.) и стоимость имущества налогоплательщиков (земля, основные средства и т.п.)

Косвенные налоги устанавливаются в виде надбавок к цене товаров или тарифов на услуги (акцизы, НДС, таможенные пошлины, налог с продаж). Эти налоги начисляются предприятию для того, чтобы оно удерживало их с других налогоплательщиков и сдавало финансовому ведомству.

2. В зависимости от органа, который устанавливает и имеет право изменять и конкретизировать налоги:

1) федеральные (общегосударственные) налоги, элементы которых определяются законодательством страны и являются едиными на всей ее территории. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. К ним относятся следующие налоги: НДС, Акцизы, НДФЛ, ЕСН, Налог на прибыль предприятий, Налог на добычу полезных ископаемых, Водный налог, Сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, Государственная пошлина.

2) региональные налоги, элементы которых устанавливаются в соответствии с законодательством страны законодательными органами ее субъектов (например, налог на имущество организаций);

Налог на имущество организаций;

Налог на игорный бизнес;

Транспортный налог.

3) местные налоги, которые вводятся в соответствии с законодательством страны местными органами власти. Они вступают в силу только по принятии решения на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов.

Земельный налог

Налог на имущество ФЛ

3. По целевой направленности введения налогов:

1) абстрактные (общие) налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета в целом (например, налог на добавленную стоимость);

2) целевые (специальные) налоги, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов (например, дорожный налог). Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

4. В зависимости от субъекта-налогоплательщика:

1) налоги, взимаемые с физ. лиц;

2) налоги, взимаемые с юр. лиц (например, налог на прибыль организаций);

3) смежные налоги, которые уплачивают как физ., так и юр. лица (например, земельный налог).

5. По уровню бюджета, в который зачисляется налоговый платеж:

1) закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет (например, таможенные пошлины);

2) регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством (например, налог на прибыль организаций, налог с продаж).

6. По порядку введения:

1) общеобязательные налоги, взимаемые на всей территории страны независимо от бюджета, в который они поступают (например, налог на доходы физических лиц, акцизы);

2) факультативные налоги, которые предусмотрены основами налоговой системы, но их введение и взимание - компетенция региональных и местных органов власти (например, налог с продаж, местные лицензионные сборы).

13. Понятие налоговой политики. Взаимосвязь налоговой и финансовой политики.

Налоговая политика представляет собой комплекс мер в области налогового регулирования, направленных на установление оптимального уровня налогового бремени в зависимости от характера поставленных в данный момент макроэкономических задач.

Принято выделять три типа налоговой политики государства.

1. Политика максимальных налогов. При этом повышение налогов тем не менее обычно не сопровождается ростом государственных доходов.

2. Политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат.

3. Налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.

Налоговая стратегия государства представляет собой налоговую политику, разрабатываемую на длительный срок. Определяется она общими принципами, которых придерживается государство в области наполнения бюджетов и расходования бюджетных средств, социальной защиты населения, стимулирования развития экономики методами фискального регулирования.

Налоговая стратегия преследует следующие задачи:

экономические – обеспечение экономического роста, ослабление цикличности производства, ликвидация диспропорций в развитии, преодоление инфляционных процессов;

социальные – перераспределение национального дохода в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения падения доходов населения;

фискальные – повышение доходов государства;

международные – укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса.

Налоговая тактика государства ежегодно реализуется в законе о бюджете на год и представляет собой реализацию налоговой стратегии государства в текущем периоде, основанную на тех же принципах, но на краткосрочном этапе.

Обоснованность тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Противоречия между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном итоге – к экономическому кризису.

Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения. Этого требуют положения Конституции РФ о разграничении полномочий федерального центра и регионов.

14. Субъекты налоговой политики. Цель и задачи налоговой политики.

Цели налоговой политики:
фискальная - основная, которая выражается в обеспечении государства финансовыми ресурсами путем мобилизации части созданного ВВП страны для финансирования его расходов;
экономическая - целенаправленное воздействие на экономику через налогообложение для регулирования спроса и предложения, проведения структурных изменений общественного воспроизводства;
социальная - сглаживание неравенства в уровнях доходов населения путем перераспределения национального дохода и ВВП;
стимулирующая - активизация инвестиционной и инновационной деятельности, создание условий для ускоренного накопления капитала в наиболее перспективных отраслях экономики;
экологическая - охрана окружающей среды и рациональное природопользование за счет введения экологических налогов и штрафных санкций;
контрольная - для принятия государством решений в области функционирования как отдельных видов налогов, так и всей налоговой системы;
международная - введение налогов в соответствии с требованиями международных соглашений для укрепления экономических связей с другими странами.

Методы осуществления налоговой политики зависят от целей, которых стремится достичь государство. В современной практике широкое распространение получили такие методы, как изменение налоговой нагрузки на налогоплательщика, введение дифференцированных налоговых ставок, установление или отмена налоговых льгот.

Субъект налоговой политики - государство.

Объект налоговой политики - налогообложение.

Стратегические направления налоговой политики определяются высшими органами исполнительной и законодательной властей государства.

Можно выделить следующие стратегические направлении налоговой политики:
построение стабильной налоговой системы;
облегчение налогового бремени товаропроизводителей;
сокращение налоговых льгот;
развитие налогового федерализма.

В зависимости от масштаба и сферы влияния налоговая политика подразделяется на внутреннюю и внешнюю.

Внешняя налоговая политика направлена на избежание двойного налогообложения, сближение налоговых систем разных стран, усиление налогового контроля при совершении международных торговых операций.

Внутренняя налоговая политика проводится в рамках национальной экономики и предусматривает решение внутренних задач.

15. Элементы налоговой политики.

Налоговая политика, будучи относительно самостоятельной и не­зависимой, призвана обеспечивать финансовыми ресурсами бюджет­ную систему страны, а значит, «обслуживает» бюджетную политику.

Однако в не меньшей степени налоговая политика должна стимулировать экономический рост. В частности, а) налогообложение не должно препятствовать росту сбережений населения и процессу капиталообразования фирм; б) необходима эффективная система взи­мания и перераспределения налоговых поступлений между бюджета­ми разных уровней для обеспечения гармоничного развития государ­ства как целого и проведения региональной политики; в) система налогообложения должна сохранять неизменность своих базисных принципов формирования на длительный период.

Налоговая политика должна способствовать сглаживанию возни­кающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях до­ходов населения , поэтому можно говорить о неразрывной связи меж­ду налоговой и социальной политикой. Точно так же через опреде­ленные налоговые инструменты осуществляется воздействие на природоохранную, таможенную, валютную и другие направления го­сударственной политики.

Налоговую политику можно свести к трем элементам :

  • определение и постановка основных целей, вытекающих из об­щих целей социально-экономического развития общества, их конкре­тизация до уровня перспективных и текущих задач (в этом смысле можно говорить о налоговой стратегии и налоговой тактике);
  • разработка методов, определение средств и конкретных органи­зационных форм, которые будут обеспечивать намеченные цели и за­дачи;
  • подбор, расстановка и обучение кадров, которые будут реализовывать цели.

Налоговая политика может быть действенной (как, впрочем, и лю­бая политика) лишь в том случае, если она опирается на серьезные теоретические обоснования и глубокие концептуальные разработки.

Среди многих плодотворных идей, разработанных А. Смитом , пре­жде всего следует выделить доказанную им необходимость множест­венности налоговых платежей.

Множественность налогов в налоговой системе позволяет в большей мере уловить платежеспособность нало­гоплательщиков, отразить разнообразие форм доходов, сделать общее бремя психологически менее заметным, воздействовать на производст­во, потребление и накопление. Однако отсюда вытекает необходи­мость умеренности ставок по каждому из налогов. Вместе с тем мно­жественность налогов усложняет расчеты и налоговый контроль, по­тенциально предоставляет возможности уклонения от них. Поэтому общее число налогов в системе должно быть оптимальн

16. Теоретические основы налоговой политики. Типы налоговой политики.

Налоговая политика государства основывается на научных концепциях, получивших теоретическое признание и практическое применение. Эти концепции подробно рассматривались ранее в главе 2: классическая, кейнсианская, неоклассическая, неокейнсианская.
Каждая из этих концепций получила свое применение в зависимости от социально-экономических и политических условий, складывающихся в обществе, соответственно и развивалась.
В период так называемого« свободного рынка» преобладали классические взгляды, которые базировались в основном на принципах налогообложения, выдвинутых А. Смитом.« Одна из первых классификацийналогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов (XVII в.). Считалось, что доходы землевладельцев должны облагаться« прямым налогом», а все остальные являются перелагаемыми (косвенными налогами). А. Смит, исходя из своей теории факторов производства (земля, труд, капитал), добавил к числу прямых налогов (с доходов землевладельцев) еще два - налоги на предпринимательскую прибыль владельца капитала и заработную плату наемных рабочих. К косвенным налогам А. Смит относил все те налоги, которые связаны с расходами и перелагаютсяна потребителей товаров и услуг. Таким образом, был принят первый действующий классификационный признак - разделение налогов на прямые и косвенные ».
В связи с цикличностью характера развития капиталистического хозяйства и неразрешимостью проблем депрессивной экономики в условиях свободного рынка возникла необходимость государственного вмешательства в экономические процессы В 30-е годы XX столетия появилась концепция профессора Кембриджского университета Джона Мейнарда Кейнса, основополагающим моментом которой являлосьгосударственное воздействие на экономические процессы. В связи с этим Кейнс предлагает введение прогрессивного налогообложения, посредством чего можно создать эффективный (финансово-обеспеченный) спрос.
В научной экономической литературе широко обсуждалась и еще обсуждается проблема возможности и, как многие считают, необходимости введения единого (всеобщего) налога на совокупный доход юридического или физического лица. Однако хотя и существуют выдвинутые (на теоретическом уровне) концепции о едином (всеобщем) налоге с совокупных доходов или же о едином всеобщем налоге на совокупные потребительские расходы, в налоговой практике имеются примеры объединения только группналогов с определенных категорий налогоплательщиков. Например, единый налог на вмененный доход, единый социальный налог.
Характер налоговой политики, проводимой государством, зависит от принятой классификации налогов, методов и принципов налогообложения, которым в данной стране отдано предпочтение и которые законодательно установлены для строительства налоговой системы. На практике они применяются в определенном сочетании, которое и образует тип проводимой государством налоговой политики.В налоговой теории и практике на современном этапе различают следующие типы налоговой политики
1. Государство устанавливает максимальный уровень налоговой нагрузки. Главным принципомналоговой политики является - «авось поступят». В этом случае государство может повышать уровень налогообложения до определенного уровня, выше которого оно попадает в« налоговую ловушку», т.е. повышение уровня налогообложения уже не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена в зависимости от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в размере 50%.
Государство устанавливает умеренные налоговые ставки, способствуя при этом развитию предпринимательства. Однако политика максимального вывода производителя (предпринимателя) из-подналогообложения ведет к сокращению финансирования государственных социальных программ, сокращению финансирования бюджетной сферы и т.д.
3. Государство устанавливает достаточно высокий уровень налогообложения при значительной социальной защите населения В условиях слаборазвитой экономики это может привести к раскручиванию инфляционной спирали. В условиях высокоразвитой экономики каждый из этих типов налоговой политики может быть применен достаточно успешно.

17. Механизм реализации налоговой политики.

Налоговый механизм - это совокупность способов и правил налоговых отношений, с помощью которых обеспечиваются достижения целей налоговой политики.
Внутреннее содержание налоговой политики формируется в соответствии с сущностью налогов, паритетом двух функций: фискальной и регулирующей, предполагающих равновесие между общегосударственными, корпоративными и личными интересами.
Элементы налогового механизма - планирование, регулирование, контроль.
Налоговое планирование - экономически обоснованная система прогнозов налоговых поступлений с учетом реальных экономических условий. В зависимости от периода различают планирование:
оперативное;
текущее;
долгосрочное;
стратегическое.
Основная задача налогового планирования - обеспечить качественные и количественные показатели программ социально-экономического развития страны на базе действующих налоговых законов.
На государственном уровне роль налогового планирования определяет анализ поступления налогов, тенденций и факторов роста налогооблагаемой базы и на этой основе - расчет объемов налоговых поступлений в бюджеты.
Налоговое регулирование - система экономических мер оперативного вмешательства в ход воспроизводственных процессов.
Принципы налогового регулирования:
экономическая обоснованность;
финансовая целесообразность;
сбалансированность интересов.
Основные задачи налогового регулирования - создать общий налоговый климат для внутренней и внешней деятельности организаций, обеспечить преференциальные налоговые условия для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.
Налоговое регулирование осуществляется разными способами и методами:
способы - льготы и санкции;
методы - инвестиционный налоговый кредит, отсрочка, рассрочка, трансферты и др.
Важное средство осуществления политики государства в области регулирования доходов - налоговая ставка. Она определяет процент налоговой базы или ее части, денежная оценка которой является величиной налога. Изменяя ее, правительство может, не изменяя всего массива налогового законодательства, а лишь корректируя установленные станки, проводить налоговое регулирование.

18. Понятие и структура налоговой системы, критерии ее эффективности.

В этом случае налоговая база по упрощенному налогу - это денежное выражение разницы между доходами и расходами. Сумма упрощенного налога за отчетный период рассчитывается исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала года. Если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на сумму расходов, налог взимается по ставке 15%. Следует обратить внимание на то, что с 2009 г. законами субъектов РФ могут быть установлены дифференцированные ставки для этого объекта: от 5 до 15% (Федеральный закон от 24 ноября 2008 г. N 208-ФЗ).

Обратите внимание: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование при расчете упрощенного налога в полном размере включаются в состав расходов (пп. 7 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ). Пособия по временной нетрудоспособности, выплаченные работодателем своим работникам за счет собственных средств, включаются в состав расходов на оплату труда (пп. 6 п. 1 ст. 346.16 Налогового кодекса РФ).

В качестве объекта налогообложения организация выбрала доходы, уменьшенные на величину расходов.

Сумма доходов организации за I полугодие составила 1 800 000 руб., а величина расходов - 1 500 000 руб. За I квартал эти показатели составили:

Доходы - 800 000 руб.;

Расходы - 700 000 руб.

Авансовый платеж за I квартал - 15 000 руб. [(800 000 руб. - 700 000 руб.) x 15%].

К уплате в бюджет за I полугодие 2008 г. причитается 45 000 руб. [(1 800 000 руб. - 1 500 000 руб.) x 15%]. Следовательно, по итогам II квартала организация должна перечислить авансовый платеж в размере 30 000 руб. (45 000 - 15 000).

На практике возможна ситуация, когда расходы окажутся больше доходов. Если отрицательный результат будет получен по итогам I квартала, I полугодия или девяти месяцев, то перечислять квартальные авансовые платежи по упрощенному налогу организации (предпринимателю) не нужно.

Если же такая ситуация сложится по итогам года, то придется заплатить в бюджет минимальный налог. Величина минимального налога составляет 1% от суммы полученных доходов (п. 6 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ). Минимальный налог уплачивается только по итогам налогового периода (календарного) года.

Суммы авансовых платежей, уплаченные за отчетный период, по упрощенному налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, учитываются при исчислении суммы налога за налоговый период, в том числе в сумме минимального налога (Постановления ФАС Уральского округа от 11 мая 2006 г. N Ф09-3596/06-С2, ФАС Северо-Западного округа от 23 апреля 2008 г. N А42-2262/2007).

Более того, по мнению ФАС Восточно-Сибирского округа, выраженному в Постановлении от 25 мая 2006 г. N А19-19046/05-20-Ф02-2377/06-С1, налоговый орган при наличии недоимки по упрощенному налогу обязан зачесть сумму минимального налога в счет уплаты упрощенного налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения. По мнению суда, исходя из положений гл. 26.2 Налогового кодекса РФ минимальный налог является упрощенным налогом, размер которого определяется по результатам хозяйственной деятельности организаций за налоговый период независимо от порядка исчисления упрощенного налога.

Ведь согласно п. 4 ст. 346.21 Налогового кодекса РФ налогоплательщики, выбравшие в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, по итогам каждого отчетного периода исчисляют сумму авансового платежа по налогу исходя из ставки налога и фактически полученных доходов, уменьшенных на величину расходов, рассчитанных нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания соответственно I квартала, полугодия, девяти месяцев с учетом ранее исчисленных сумм авансовых платежей по налогу.

Согласно п. 6 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ налогоплательщик, который применяет в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, уплачивает минимальный налог в порядке, предусмотренном настоящим пунктом.

Сумма минимального налога исчисляется за налоговый период в размере 1% налоговой базы, которой являются доходы, определяемые в соответствии со ст. 346.15 Налогового кодекса РФ.

Минимальный налог уплачивается, в случае если за налоговый период сумма исчисленного в общем порядке налога меньше суммы исчисленного минимального налога.

Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между суммой уплаченного минимального налога и суммой налога, исчисленной в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее в соответствии с положениями п. 7 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ.

В первом комментируемом Постановлении суд указывает, что сумма минимального налога за 2003 г. была уплачена налогоплательщиком в виде авансовых платежей. Таким образом, у налогового органа не было оснований для начисления спорной суммы налога.

Аналогичная позиция высказывалась ВАС РФ, см., например, Постановление от 1 сентября 2005 г. N 5767/05.

Однако в Письме Минфина России от 28 декабря 2005 г. N 03-11-02/83 разъяснено следующее: "...принятие решения о зачете уплаченных авансовых платежей в счет уплаты минимального налога возможно только в пределах средств, поступающих в указанные государственные внебюджетные фонды. Суммы уплаченных авансовых платежей, которые зачислены в иные бюджеты (государственные внебюджетные фонды), при отсутствии недоимки и задолженности по пеням, начисленным по тем же бюджетам (государственным внебюджетным фондам), подлежат возврату налогоплательщику..."

Во втором комментируемом Постановлении суд, проанализировав нормы Налогового кодекса РФ, регулирующие возврат и зачет излишне уплаченных сумм налога, пришел к выводу, что налоговый орган при наличии недоимки по упрощенному налогу обязан зачесть уплаченную налогоплательщиком сумму минимального налога, уплачиваемого в соответствии с п. 6 ст. 346.18 Налогового кодекса РФ. Ведь в данном случае сумма минимального налога является переплатой по упрощенному налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения.

Сумма минимального налога, уплаченная организацией за налоговый период, в котором получен убыток, присоединяется к сумме убытков, перенесенных на будущее.

Налогоплательщик имеет право в следующие налоговые периоды включить сумму разницы между уплаченным минимальным налогом и налогом, исчисленным в общем порядке, в расходы при исчислении налоговой базы, в том числе увеличить сумму убытков, которые могут быть перенесены на будущее.

Убытки, то есть превышение расходов, определяемых в установленном порядке, над доходами, полученные в одном налоговом периоде, не "пропадут" для предприятия.

Правда, если предприятие решило перейти на общий режим налогообложения или, наоборот, с общего на упрощенный, то "прошлые" убытки не будут приниматься при расчете упрощенного налога или налога на прибыль. Такое же мнение высказано в Письме УМНС России по г. Москве от 9 сентября 2003 г. N 21-09/49190 "О покрытии убытка, полученного до перехода на упрощенную систему налогообложения".

А вот налогоплательщики, которые применяли упрощенную систему налогообложения и использовали в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, вправе учесть суммы убытка при исчислении налоговой базы. Причем ограничение в 30% по списанию убытков сейчас отменено! Теперь налоговую базу за налоговый период (год) вы можете уменьшить на сумму убытков в полном размере.

Отметим, что существует некоторая неопределенность в вопросе о том, с какого налогового периода вы сможете применять данные изменения.

С одной стороны, Федеральный закон от 22 июля 2008 г. N 155-ФЗ, которым внесены указанные поправки, вступил в силу с 1 января 2009 г. (ст. 4 Закона). Поэтому его нормы применяются к тем правоотношениям, которые возникли начиная с этого момента. Иными словами, принимать к уменьшению сумму убытков без ограничений возможно лишь при исчислении налога за 2009 г. Аналогичную позицию высказали Минфин России в Письмах от 28 апреля 2009 г. N 03-11-06/2/72, от 27 января 2009 г. N 03-11-11/9 и ФНС России в Письме от 30 января 2009 г. N ШС-22-3/83@.

Заметим, что ранее Минфин России в Письмах от 31 декабря 2008 г. N 03-00-08/44 и от 17 ноября 2008 г. N 03-11-04/2/170 разъяснял, что новый порядок учета убытков налогоплательщики вправе применять уже при исчислении налоговой базы за 2008 г. Однако, как видим, на сегодняшний день финансовое ведомство изменило свою точку зрения.

Следующим изменением с 2009 г. стало то, что теперь в п. 7 ст. 346.18 НК РФ четко прописано, что переносить убытки можно в течение десяти лет, следующих за тем налоговым периодом, в котором этот убыток получен.

Если убыток не был полностью перенесен на следующий год, вы можете перенести его целиком или частично на любой год из следующих девяти лет.

Изложенный порядок переноса убытка на будущее, который установлен с 1 января 2009 г., приведен в Письме Минфина России от 23 марта 2009 г. N 03-11-06/2/49.

До 2009 г. для переноса убытков были установлены определенные рамки.

Так, нельзя было уменьшить налоговую базу по налогу при УСН более чем на 30% за счет убытков прошлых налоговых периодов.

Оставшуюся часть убытка вы могли перенести на следующие налоговые периоды. Но не более чем на десять налоговых периодов. Это следовало из положений абз. 2 п. 7 ст. 346.18 НК РФ.

Пример. Организация "Бука", применявшая УСН (объект налогообложения - доходы минус расходы), по результатам хозяйственной деятельности за 2009 г. получила убыток 40 000 руб. По итогам 2010 г. ее налоговая база составила 70 000 руб.

В данном случае в уменьшение налоговой базы в 2010 г. можно было принять только сумму убытка, составляющую 21 000 руб. (30% от 70 000 руб.).

Оставшаяся сумма убытка - 19 000 руб. (40 000 руб. - 21 000 руб.) - перенесена на 2009 г.

В 2011 г. организация может учесть остаток убытка без ограничений.

Сумму убытков организации следует отразить в графе 3 разд. III "Расчет суммы убытка, уменьшающей налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения" книги учета доходов и расходов.

Также ранее контролирующие органы давали разъяснения в отношении ситуации, когда "упрощенец" не воспользовался правом учесть убыток предыдущего налогового периода (предыдущих налоговых периодов) при определении налоговой базы текущего налогового периода. В таких случаях в следующем году он не мог учесть указанный убыток (Письмо от 21 сентября 2007 г. N 03-11-04/2/233).

Добавим, что, по мнению ФАС Центрального округа, выраженному в Постановлении от 13 апреля 2006 г. N А48-6391/05-8, налогоплательщик, использующий в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, имеет право уменьшить исчисленную налоговую базу только по итогам налогового периода на сумму убытка, полученного по итогам предыдущих налоговых периодов. Такие же разъяснения содержатся в Письме Минфина России от 13 декабря 2007 г. N 03-11-04/2/302.

Пример. По итогам работы за год доходы ООО "Рассвет" составили 3 000 000 руб. Расходы, учитываемые при расчете упрощенного налога, равны 3 100 000 руб. Таким образом, организацией был получен убыток в размере 100 000 руб. (3 000 000 - 3 100 000).

Сумма минимального налога за год составила:

3 000 000 руб. x 1% = 30 000 руб.

В следующем году ООО "Рассвет" может уменьшить налоговую базу по упрощенному налогу на сумму убытка и минимального налога (100 000 руб. + 30 000 руб.), уплаченного за год.

Предположим, что по итогам работы ООО "Рассвет" за год сумма доходов составила 3 000 000 руб., а сумма расходов - 2 500 000 руб. Величина налоговой базы равна 500 000 руб. (3 000 000 - 2 500 000). Она может быть уменьшена на сумму убытка прошлых лет, включая уплаченный минимальный налог.

Наряду с общим режимом налогообложения, законодательством предусмотрены специальные налоговые режимы. Эти спецрежимы предоставляют налогоплательщикам облегченные способы исчисления и уплаты налогов, представления налоговой отчетности. Один из наиболее популярных спецрежимов - упрощенная система налогообложения (УСН, УСНО или УСО). Упрощенке в Налоговом кодексе посвящена гл. 26.2. УСН . Что это такое простыми словами, и в чем особенности этого налогового режима, расскажем в нашей консультации.

Кто может применять УСН

Не все организации и ИП могут применять УСН. Не имеют права применять упрощенку в 2019 году, в частности:

  • организации, имеющие филиалы;
  • ломбарды;
  • организации и ИП, которые занимаются производством подакцизных товаров;
  • организаторы азартных игр;
  • организации, в которых доля участия других организаций более 25% (кроме вкладов общественных организаций инвалидов при определенных условиях);
  • организации и ИП, у которых средняя численность работников превышает 100 человек;
  • организации, у которых остаточная стоимость амортизируемых основных средств превышает 150 млн. руб.

Полный перечень лиц, которые не могут применять УСН в 2019 году, приведен в п. 3 ст. 346.12 НК РФ .

Какие налоги заменяет УСН

Применение упрощенной формы налогообложения для ООО освобождает его в общем случае от уплаты налога на прибыль, налога на имущество и НДС. ИП не платит НДФЛ со своих предпринимательских доходов, а также налог на имущество с предпринимательской недвижимости и НДС. В то же время упрощенцы уплачивают взносы во внебюджетные фонды. Организации на УСН могут признаваться или налогу на прибыль, платят земельный и транспортный налог, а в отдельных случаях и . ИП на упрощенке также должен исполнять обязанности налогового агента (п. 5 ст. 346.11 НК РФ). Например, если он нанимает на работу сотрудников, то удерживает и перечисляет НДФЛ с их вознаграждения в порядке, который предусмотрен гл. 23 НК РФ . Также важно разделять предпринимательскую деятельность ИП и его деятельность как обычного гражданина. Например, предпринимательские доходы ИП на УСН не облагаются НДФЛ, но доходы физического лица, не связанные с предпринимательской деятельностью, облагаются НДФЛ в обычном порядке. Налог на имущество, транспортный и земельный налоги предприниматель платит как обычное физлицо по уведомлениям из ИФНС. Кроме того, предприниматели и организации на упрощенной системе платят (п. 3 ст. 346.11 НК РФ). В этом и состоит упрощенное налогообложение на УСН.

Основной налог для организаций и ИП на УСН - это собственно «упрощенный» налог.

УСН в 2019 году

Максимальный доход по УСН для организаций и ИП в 2019 году не должен превышать 150 млн руб. (п. 4 ст. 346.13 НК РФ). В противном случае право на применение системы налогообложения УСН теряется.

По итогам каждого отчетного (квартал) и налогового (год) периода в 2019 году плательщик на УСН должен сравнивать свои доходы с предельным доходом.

Плательщик УСН, у которого в 2019 году превышен предел доходов, перестает быть упрощенцем с 1-го числа квартала, в котором это превышение допущено. Он переходит к уплате налогов по ОСН или ЕНВД, если условия деятельности позволяют применять этот спецрежим. При этом для перехода на ЕНВД необходимо подать в налоговую инспекцию Заявление (утв. Приказом ФНС России от 11.12.2012 № ММВ-7-6/941@ ) в течение пяти рабочих дней с момента начала вмененной деятельности. Если о превышении стало известно позже, чем по истечении пяти дней после окончания квартала, то до подачи Заявления организация или ИП становятся налогоплательщиками на ОСН.

Как считать налог

Налог на упрощенке определяется как произведение налоговой базы и налоговой ставки.

При УСН налоговой базой является денежное выражение объекта налогообложения по упрощенке.

При объекте «доходы» налоговой базой является денежное выражение доходов организации или ИП (п. 1 ст. 346.18 НК РФ)

Если объект налогообложения «доходы минус расходы», то налоговой базой по УСН в данном случае будет денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов (п. 2 ст. 346.18 НК РФ).

Состав расходов, которые упрощенец имеет право учесть на этом спецрежиме, приведен в ст. 346.16 НК РФ . Этот перечень является закрытым.

Важной особенностью признания доходов и расходов на УСН является тот факт, что используется «кассовый» метод. «Кассовый» метод учета доходов упрощенца означает, что его доходы признаются на дату получения денежных средств и иного имущества или погашения задолженности другим способом (п. 1 ст. 346.17 НК РФ). Соответственно, и расходы признаются после их фактической оплаты (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Ставки на упрощенке

При УСН процентные ставки налога также зависят от объекта налогообложения (ст. 346.20 НК РФ) и различны для УСН «доходы» и УСН «доходы минус расходы»:

Указанные выше ставки являются максимальными. Законами субъектов РФ ставки УСН «доходы» и «доходы минус расходы» :

При уплате минимального налога упрощенец может уменьшить эту сумму на авансовые платежи по УСН, уже перечисленные в текущем году по итогам отчетных периодов.

КБК при УСН

Плательщики УСН ежеквартально рассчитывают и перечисляют в бюджет авансовые платежи по налогу не позднее 25-го числа следующего за кварталом месяца, а также налог по итогам года не позднее 31 марта (для организаций) и 30 апреля (для ИП). При перечислении налога в платежке в обязательном порядке указывается код бюджетной классификации (КБК) налога по УСН.

КБК для УСН можно найти в Указаниях о порядке применения бюджетной классификации РФ (Приказ Минфина от 08.06.2018 N 132н). Так, для УСН с объектом налогообложения «доходы» общий КБК на 2019 год 182 1 05 01011 01 0000 110.

Однако при уплате в бюджет необходимо указывать конкретный КБК УСН в зависимости от того, уплачивается ли сам налог, пени по налогу или штраф по УСН. Так, КБК УСН «6 процентов» в 2019 году следующие:

При этом КБК УСН «доходы» в 2019 году для ИП и организаций один и тот же.

Если упрощенец в качестве объекта налогообложения выбрал доходы, уменьшенные на величину расходов, то КБК УСН «доходы минус расходы» для ИП и организаций в 2019 году следующие:

Минимальный налог по УСН по ставке 1% от своих доходов упрощенец уплачивает по тем же КБК, что и обычный налог при УСН «доходы минус расходы».

Налоговая декларация при УСН

Срок сдачи налоговой декларации по упрощенке для организаций - не позднее 31 марта следующего года. Для ИП этот срок удлинен: декларация за год должна быть представлена не позднее 30 апреля следующего года (п. 1 ст. 346.23 НК РФ). При этом если последний день сдачи декларации приходится на выходной, крайняя дата переносится на ближайший за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ). Так, для организации должны представить декларацию по УСН за 2018 год не позднее 01.04.2019 (31 марта - воскресенье).

При прекращении деятельности по УСН организация и ИП в течение 15 рабочих дней после даты прекращения подают в свою налоговую инспекцию уведомление об этом с указанием даты прекращения деятельности (п. 8 ст. 346.13 НК РФ). Декларация на УСН в таком случае подается не позднее 25-го числа следующего месяца (п. 2 ст. 346.23 НК РФ).

Если в период применения УСН упрощенец перестал удовлетворять условиям применения этого спецрежима, налоговая декларация по УСН представляется не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором право применения упрощенки было потеряно.

Как ведется бухгалтерский и налоговый учет на УСН

Организация, находящаяся на упрощенке, обязана вести бухгалтерский учет. Упрощенец-предприниматель сам решает, вести ему учет или нет, ведь обязанности такой у него нет (ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 №402-ФЗ ).

ООО на УСН ведет бухгалтерский учет в общем порядке в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 № 402-ФЗ , Положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и другими правовыми актами.

Напомним, что налоговый учет упрощенцы ведут в Книге учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения (КУДиР) (Приказ Минфина от 22.10.2012 № 135н), по «кассовому» методу.

В этом принципиальное отличие подхода к ведению бухгалтерского и налогового учета при УСН. Ведь по общему правилу в бухгалтерском учете факты хозяйственной деятельности организации должны отражаться в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от поступления или выплаты денежных средств (метод «начисления»).

Те упрощенцы, которые отнесены к субъектам малого предпринимательства и не обязаны проходить обязательный аудит, могут применять упрощенные способы ведения бухгалтерского учета.

Применяя упрощенный бухучет, ООО может сблизить бухгалтерский и налоговый учет, ведь упрощенный порядок дает возможность использовать «кассовый» метод в отражении хозяйственных операций. Особенности ведения бухгалтерского учета по «кассовому» методу можно найти в Типовых рекомендациях по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства (Приказ Минфина РФ от 21.12.1998 № 64н).

Годовая бухгалтерская отчетность упрощенца состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним (отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств) (п. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ ).

Те организации и ИП на УСН, которые применяют упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, могут составлять и упрощенную бухгалтерскую отчетность. Это означает, что в бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, отчет о целевом использовании средств включаются показатели только по группам статей (без детализации показателей по статьям), а в приложениях к бухгалтерскому балансу, отчету о финансовых результатах, отчету о целевом использовании средств приводится только наиболее важная на взгляд упрощенца информация (