Упрощенная система налогообложения, учёта и отчётности для малых предприятий

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов. Налог - одно из основных понятий финансовой науки. Поэтому важно уяснить себе его природу, функции, значение для народного хозяйства.

По мнению Н.Е. Заяц “налоги - это обязательные платежи юридических и физических лиц в бюджет, устанавливаемые и принудительно изымаемые государством в форме перераспределения части общественного продукта, используемого на удовлетворение общегосударственных потребностей”. Автор Е.М. Попов считает, что “налоги - это установленные высшими органами государственной власти в целях удовлетворения общегосударственных потребностей обязательные платежи, которые вносятся в бюджет при наличии соответствующих материальных предпосылок по заранее предусмотренным ставкам и в точно определенные сроки предприятиями и организациями”. Согласно налогового кодекса Республики Беларусь “налогом признается обязательный индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организации и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в республиканский и (или) местные бюджеты”.

Таким образом, налоги - финансовый институт, который используется государством в качестве одного из способов перераспределения национального дохода. С помощью налогов значительная часть доходов предприятий, организаций и населения аккумулируется в государственном бюджете - центральном звене финансовой системы, с помощью которого государство финансирует свои затраты на развитие экономики и решения социальных проблем общества. С правовой точки зрения налог - общественный платеж, который взимается, как правило, в денежной форме.

Налоги являются исключительной прерогативой государство и взимаются при наличии определенных условий:

· получение прибыли или дохода;

· наличие налогооблагаемого имущества.

При наличии одного из этих условий возникает объективная необходимость во взимании налогов для каждого субъекта хозяйствования.

Признаками налога являются:

· регулярность и равномерность поступлений;

· возможность принудительного исполнения.

Кроме того, для налогов характерна индивидуальная безвозмездность платежа, т.е. уплата налога каждым отдельно взятым налогоплательщиком не ведет к возникновению взаимных обязательств государства по вопросу предоставления налогоплательщику каких либо материальных благ или услуг. Но для налогов характерна экономическая возмездность, т.е. налоги вместе с другими доходами государственного бюджета используются для финансирования развития народного хозяйство, социально-культурных мероприятий, т.е. на потребности общества.

Таким образом, налоги - индивидуальные безвозмездные платежи, устанавливаемые представительными органами государственной власти и взимаемые исполнительными органами государственной власти и государственного управления в строго установленных размерах и в заранее оговоренное время.

Сущность налогов наиболее полно проявляется в их функциях. Выделяются несколько функций

налогов: фискальная, регулирующая и контрольная.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов - образование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборотных, социальных, природоохранных и др.).

Регулирующая функция налогов реализуется через систему льгот, исключений, предпочтений, увязываемых с льготообразующими признаками объекта налогообложения. Она проявляется в изменении объекта обложения, уменьшении налогооблагаемой базы, понижении налоговой ставки и т.д. С ее помощью государство может стимулировать или, наоборот, сдерживать рост объемов производства и накоплений, увеличивать или снижать платежеспособность организаций.

Осуществление контрольной функции означает оценку эффективности каждого платежа и налогового режима в целом, выявление необходимости внесения изменений в налоговую систему и бюджетно-налоговую политику.

· объект налога - это имущество или доход, подлежащие обложению, измеримые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

· субъект налога - это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

Налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государством взнос, уплачиваемый лицами, признанными налогоплательщиками, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Именно в налогах концентрируется вся совокупность складывающихся в любой национальной экономике интересов вне зависимости от уровня развития, форм организации общества и государственного устройства страны. Из этого следует, что налог является комплексной категорией, т.е. одновременно экономической, финансовой и правовой.

Налог является экономической категорией, поскольку денежные отношения, складывающиеся между государством и юридическими и физическими лицами, носят объективный характер и имеют специфическое общественное назначение - мобилизацию финансовых ресурсов в распоряжение государства. Налоги представляют собой одну из важнейших форм реализации государством своего экономического права на получение части созданного в результате чистого дохода.

Вместе с тем налог - это финансовая категория. Налоги характеризуются общими свойствами, присущими всем финансовым отношениям, носят объективный характер, базируются на существовании различных форм собственности, реализуются через общественную форму движения, т.е функции, и специфически выражают одну из частностей реально существующих финансовых отношений.

Одновременно налог является и правовой категорией. Налоги выражают объективные юридически формализованные отношения государства и налогоплательщиков в форме налогового законодательства, базовой составляющей государственного финансового права. Налог потому и является нормой права, что иначе, как по закону, он уплачен быть не может.

Одновременно объединяющим началом всех налогов являются их элементы.

Собственно через эти элементы в законах о налогах и устанавливается вся налоговая процедура:

  • - субъект налога (налогоплательщик) - то лицо, юридическое или физическое, на которое по закону возложена обязанность платить налог;
  • - объект налогообложения - действие, состояние или предмет, подлежащий налогообложению (имущество, прибыль, добавленная стоимость, сделки по купле-продаже товаров, иные объекты, имеющие стоимостную, количественную или физическую характеристику);
  • - источник налога - валовый внутренний продукт (ВВП);
  • - единица обложения (масштаб налога) - определенная законом количественная мера измерения объекта обложения (по налогу на доходы физических лиц - рубль);
  • - налоговая база - стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения, только та часть объекта налога, к которой по закону применяется налоговая ставка;
  • - налоговый период - календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется подлежащая уплате сумма налога;
  • - налоговая ставка (норма налогового обложения) - величина налога на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки могут быть твердыми (специфическими), процентными, маргинальными, фактическими и экономическими.
  • - налоговые льготы - полное или частное освобождение от налогов субъекта в соответствии с действующим законодательством;
  • - налоговый оклад - сумма налога, уплачиваемая налогоплательщиком с одного объекта обложения. Существует три способа взимания налогового оклада: у источника, по декларации, по кадастру.

Экономическая сущность налогов проявляется через их функции, которые реализуются непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений, взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика.

Каждая из выполняемых налогом функций проявляет внутреннее свойство, признаки и черты данной экономической категории, а также показывает, каким образом реализуется общественное назначение налога как части единого процесса воспроизводства, инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Функции представляют собой формы движения налогов как финансовой категории, предопределяют их роль и значение во всей совокупности финансовых отношений; реализуют то или иное значение налога, во взаимодействии образуя систему; предопределяют государственную налоговую политику и ее влияние на экономическую ситуацию в стране.

Рассмотрим суть и механизмы налоговых функций.

  • 1) Фискальная функция (от лат. Fiscus - фиск, т.е государственная казна) является основной функцией налога. Она носит всеобъемлющий характер, распространяется на все физические и юридические лица, которые согласно действующему законодательству обязаны платить налоги; характерна для любого налога, любой налоговой системы любого государства. Благодаря этой функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения, т.е. в процесс перераспределения части стоимости ВВП, происходит огосударствление строго необходимой части ВВП. Именно она предопределяет появление и проявление других функций налога.
  • 2) Распределительная функция - функция, выражающая экономическую сущность налога как особого централизованного, фискального инструмента распределительных отношений. Суть данной функции заключается в том, что с помощью налогов через бюджет и установленные законом внебюджетные фонды государство перераспределяет финансовые ресурсы из производственной сферы в социальную, осуществляет финансирование крупных межотраслевых целевых программ, имеющих общегосударственное значение.
  • 3) Стимулирующая функция - оказывает воздействие на сам процесс воспроизводства. Её практическая реализация осуществляется через систему налоговых ставок, льгот, вычетов, кредитов, финансовых санкций и налоговых преференций. Как и распределительная, она направлена на обеспечение устойчивого развития как экономики в целом, так и отдельного хозяйствующего субъекта; в основном посредством определенной мотивации хозяйствования ориентирована на микроэкономические процессы.
  • 4) Контрольная функция - тесно связана с распределительной и фискальной функциями. Механизм ее проявляется в проверке эффективности хозяйствования и в контроле за действенностью проводимой экономической политики государства. Развитая контрольная функция позволяет осуществлять всесторонний контроль за полнотой и своевременностью поступления налогов в государственный бюджет, препятствует уклонению от уплаты налогов и подрывает финансовую основу теневой экономики, поскольку уплата налогов с доходов означает признание их законности и, напротив, сокрытие доходов от налогообложения в силу их нелегального характера преследуется государством; она обеспечивает необходимый уровень устойчивой мобилизации налоговых доходов в государственный бюджет, который должен быть достаточным хотя бы на минимальном уровне для качественного выполнения государством конституционных функций.

Недостаточно обоснованным представляется объединение некоторыми экономистами распределительной, стимулирующей и контрольной функций в одну регулирующую функцию или выделение регулирующей функции в качестве дополнительной пятой функции налогов. Хотя, безусловно, с того момента, как государство стало выступать активным участником организации хозяйственной жизни общества, появилось и налоговое регулирование. Действительно налоговое регулирование неразрывно связано с воспроизводственным процессом в целом и развитием отдельных отраслей и сфер.

Налог - обязательный, индивидуально безвозмездный, относительно регулярный и законодательно установленный государственный взнос, уплачиваемый лицами, признанными налогоплательщиками, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Он является одновременно экономической, финансовой и правовой категорией. Налог характеризуется основными признаками и элементами. Сущность налогов в условиях формирования рыночных отношений проявляется через фискальную, распределительную, стимулирующую и контрольную функции.

Таблица 2.Классификация налогов

Классификации налогов

Виды налогов

по принадлежности к уровню власти

государственные

по субъекту уплаты

налоги, взимаемые только с юридических лиц

налоги, взимаемые только с физических лиц

налоги, взимаемые как с юридических, так и с физических лиц

по принадлежности к звеньям бюджетной системы

закрепленные

регулирующие

по методу взимания

косвенные

по способу обложения

налоги, взимаемые у источника

налоги, взимаемые по декларации

налоги, взимаемые по кадастру

по применяемой ставке

пропорциональные

прогрессивные

регрессивные

но назначению

специальные

по источнику обложения

налоги, уплачиваемые из прибыли

налоги, уплачиваемые за счет издержек

налоги, относимые на уменьшение финансового результата

налоги, уплачиваемые с общей суммы выручки

по объекту обложения

реальные (имущественные)

ресурсные (рентные)

вмененные

взимаемые с фонда оплаты труда

Выводы: классификация налогов имеет не только теоретическое, но и практическое значение, так как оно характеризует налоговую систему в целом. С ее помощью осуществляется анализ системы налогообложения и делаются необходимые выводы для ее дальнейшего совершенствования. Особое значение имеет деление налогов на прямые и косвенные. Соотношения налогов в части властных полномочий позволяет использовать налоговую систему в качестве инструмента регулирования межбюджетных отношений.

Налоги выражают экономические отношения, связанные с распределением, перераспределением валового общественного продукта, национального дохода и валового внутреннего продукта в целях развития производства и удовлетворения разнообразных потребностей государства и населения. Следовательно, они являются экономической категорией, характеризующей финансовые отношения государства с хозяйствующими субъектами и населением. Экономическое содержание налогов состоит в том, что они выражают часть финансовых отношений по формированию доходов субъектов хозяйствования и граждан, а также по аккумулированию определенной доли их доходов государством для осуществления своих функций и задач.

Финансово-бюджетная система включает отношения по поводу формирования и использования финансов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечить эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и других функций государств. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги. Налоги представляют собой предусмотренные законом обязательные платежи, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и граждан в определенных размерах и в установленные сроки.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. «В налогах воплощено экономические выраженные существования государства», - подчеркивал К. Маркс. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значения налогов стало усиливаться: для содержания армий, флота, обеспечивающих завоевание новых территорий - рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Изъятие государством в пользу общества определенной части валового внутреннего продукта:

работники, своим трудом создающие материальные блага и получающие определенный доход;

хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношения хозяйствующих субъектов и граждан с одной стороны, и государства, с другой стороны, поводу формирования государственных финансов.

Первые исследования о налогах принадлежат Д. Рикардо и А. Смиту. По Д. Рикардо налоги представляют собой ту долю продукта и труда страны, которая поступает в распоряжение правительства, всегда выплачивается в конечном счете из капитала или дохода.

А. Смит в своем классическом сочинении «исследовании о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Поданные государства, отмечал его российский последователь Н.И. Тургенев, должны давать средства к достижению цели общества или государства каждый по возможности и соразмерно своему доходу по за ранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобны для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

Более подробное определение дает русский ученый начала ХХ века Андрей Соколов. По А. Соколову под налогами нужно разуметь принудительный сбор, взимаемый государственной властью с отдельных хозяйствующих субъектов или лиц для покрытия ее расходов для достижения каких-либо задач экономической политики, без предоставления плательщикам его специального эквивалента.

Во всех определениях подчеркивается следующие особенности налогов:

тесная связь налогов с государственной властью, для которой они являются источником доходов;

принудительный характер платежа на основе законодательства;

участие в экономических процессах общества.

Налогообложение основывается на двух принципах распределения налоговой нагрузки (налогового времени):

принцип выгоды;

принцип пожертвований.

В первом случае предполагается, что разные субъекты должны облагаться налогом пропорционально той выгоде, которую они могут ожидать от деятельности государства: тех, кто получает больше благ и услуг предлагаемых правительством общественных товаров, должны платить налоги, необходимые для финансирования этих товаров и услуг. Например, отчисления пользователей автомобильных дорог.

Вместе с тем использование этого принципа затруднительно в отношении таких благ, как оборона, общественная безопасность, система образования и другие виды услуг государства. Этот принцип невозможно использовать в случае финансирования благотворительных пособий для бедных и безработных.

Согласно второму принципу, субъекты должны облагаться налогом таким образом, чтобы «пожертвования» были для них приемлемыми, т.е тяжесть налога должна быть поставлена в зависимость от конкретного дохода и уровня благосостояния. Данный принцип гласит: отдельные лица, предприниматели и предприятия с более высокими доходами выплачивают высокие налоги - как в абсолютном, так и в относительном выражении, чем те, кто имеет меньшие доходы. Суть этого исходит из предположения, что каждая дополнительная часть дохода влечет за собой все меньшее приращение удовлетворения. Так происходит потому, что субъекты хозяйствования денежные средства тратят не одинаково: первые части полученного дохода в любой период времени будут потрачены на товары и услуги первой необходимости, т.е на товары и услуги, которые приносят наибольшую пользу или удовлетворение. Последующие части доходов тратятся на менее необходимые товары и услуги. Это означает, что деньги, изъятые у бедного путем налогов, составляют большую жертву, чем изъятые у богатого. Таким образом, для сбалансирования ущерба при получении доходов, которые влекут за собой налоги, предусматривается, что они могут быть распределены в соответствии с величиной получаемых доходов.

Использования принципов налогообложения получаемых благ и платежеспособности сводится к установлению налоговых ставок и их изменению по мере роста доходов.

Экономическое содержание доходов проявляется в их функциях. Функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуются общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Одной из основных функций налогов является регулирующая их функция, оказывающая влияние на развитие производства. При этом используется выбор форм налогов, изменение их ставок, способов взимания, льготы и скидки. Эти регуляторы влияют на структуру и пропорции общественного воспроизводства, объема накопления и потребления; их применение эффективной при стимулировании научно-технического процесса. Налоговые регуляторы весьма действенны и способны обеспечить необходимый во взаимодействии с другими экономическими рычагами.

Вторая функция налогов - фискальная, обеспечивающая наступление средств в государственный бюджет. По мере развития товарно-денежных отношений, производства эта функция определяет все увеличивающиеся поступления государству денежных доходов.

Пере распределительная функция налогов состоит в распределении части доходов хозяйствующих субъектов в пользу государству. Масштабы действия этой функции определяются долей налогов в валовом внутреннем продукте.

В последние годы доля налогов и других платежей в бюджет в валовом внутреннем продукте составило в Казахстане более 40 %; это гораздо выше чем в других странах (20-30%). Такое положение свидетельствует о централизации ресурсов у государства в ущерб интересам низовых звеньев хозяйствования.

Государство, используя вышерассмотренные функции налогов, определяет систему налогов и разрабатывает механизм их функционирования, проводит различные мероприятия в области налогов в соответствии с выработанной экономической политикой в зависимости от социально-экономических целей и задач общества каждого периода его развития.

В условиях формирования рыночных отношений основным направлением в области налоговой политики является определение налогов, эффективно выражающих новые отношения между государством и налогоплательщиками. Следовательно, через налоговую систему должна обеспечиваться развитие производства, эффективная и надежная защита нетрудоспособных людей.

Экономическое содержание налога на прибыль, его место и роль в налоговой системе и формировании доходов бюджетов разных уровней.  

Налоги кроме общественного содержания имеют материальную основу. Они - часть денежных доходов общества, отчужденная государством. Это видимое на поверхности экономической жизни явление выступает как материальное содержание налогов. Увеличение налоговых доходов означает все большее обобществление национального дохода . Государство через налоги и их использование вносит серьезные изменения в распределительные отношения в пользу того или иного предприятия, региона, той или иной отрасли, социальной группы.  

Совершенно иное экономическое содержание имеет третья форма изменения срока уплаты налога - . В случае его предоставления налогоплательщик получает возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои текущие платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов . Если по двум первым формам изменение срока уплаты может быть произведено по любым налогам, то инвестиционный налоговый кредит может быть предоставлен только по налогу на прибыль (доход) орга-  

В связи с этим важен другой вывод. Можно сколько угодно дискутировать об оптимальности налогообложения , но не прийти к логическому завершению дискуссии, потому что сделать налогообложение оптимальным можно лишь при условии достаточности доходов у государства и у граждан для покрытия всех их потребностей. Именно данное условие является определяющим для того, чтобы утвержденные в законе налоговые формы (виды налогов и условия их сбора) были истинными носителями сущностного содержания экономических категорий налог и налогообложение, реализовали свой потенциал. Налоговые категории, используемые подобным образом на практике, способны() быть методом управления воспроизводственными пропорциями. Конструируемые вне связи с базисом налоговые формы превращаются в волюнтаристский диктат со стороны государства, становятся в конечном счете препятствием на пути экономического и социального прогресса.  

Функциональное предназначение системы налогообложения в целом должно распространяться на все его практические формы, если следовать фундаментальным принципам налогообложения и исходить из сущностного содержания экономических категорий налог и налогообложение. Однако набор конкретных налоговых форм (видов налогов и условий управления ими) при разработке налоговой концепции должен быть сориентирован на главную цель - равномерное разложение фискальной и регулирующей нагрузки между плательщиками и территориями. Иными словами, между группами прямых и косвенных налогов должно быть установлено максимально возможное равновесие. Мы уже усвоили положение о том, что косвенные налоги преследуют фискальные цели, а прямые налоги - стимулирующие цели. Более того, функционирование каждого вида налога должно быть организовано (организовать - значит определить в законе экономически обоснованную налоговую концепцию в рамках конкретного налога и обеспечить ей соответствующее методическое оформление в инструктивных положениях к закону), так, чтобы обеспечивалось относительное равновесие фискальной и регулирующей налоговых функций. Это достигается установлением оптимального соотношения прямых и косвенных налогов . Обусловленность функций налога реалиями базиса и надстройки представлена на рис. 3, 4 и 7.  

Какие налоги по своему экономическому содержанию могут служить основой пополнения финансовых ресурсов дорожных фондов  

Функциональная часть отражает предметную область , содержательную направленность АИС. В зависимости от функций, выполняемых налоговыми органами , в функциональной части выделяются подсистемы, состав которых для каждого уровня АИС Налог свой (см. п. 8.2). Функциональные подсистемы состоят из комплексов задач , характеризующихся определенным экономическим содержанием, достижением конкретной цели, которую должна обеспечить функция управления . В комплексе задач используются различные первичные документы и составляется ряд выходных документов на основе взаимосвязанных алгоритмов расчетов. Алгоритмы расчетов базируются на методических материалах, нормативных документах и инструкциях. В состав каждого комплекса входят отдельные задачи. Задача характеризуется логически взаимосвязанными выходными документами , получаемыми на основе единых исходных данных.  

Из чистой прибыли предприятие выплачивает дивиденды и различные социальные налоги и образует фонды. В результате остается нераспределенная прибыль . Она предназначена для капитализации, т.е. для реинвестирования в производство. По своему экономическому содержанию она является одной из форм резерва собственных ресурсов предприятия, обеспечивающих его производственное развитие.  

Рассмотрим экономическое содержание некоторых налогов и сборов.  

По своему экономическому содержанию статьи финансового плана подразделяются на пять групп. Первая группа статей связана с основной деятельностью объединений - транспортом газа. Это прежде всего прибыль, налог с оборота, разница в цене на газ, дополнительные вложения в оборотные средства , фонды экономического стимулирования . Вторая группа статей связана с воспроизводством основных фондов объем централизованных капитальных вложений и капитального ремонта и этих расходов (фонд амортизационных отчислений, предназначенных на восстановление и капитальный ремонт , фонд развития производства). Статьи третьей группы отражают расходы на проведение в объединениях научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и отчисления в ЕФРНТ. Четвертая группа статей характеризует взаимоотношения с вышестоящей организацией, Государственным бюджетом и банковской системой , пятая связана с неосновной деятельностью объединения финансирование детских дошкольных учреждений , жилищно-коммунального хозяйства , содержание пионерских лагерей и т. п.  

На деле налоги имеют вполне экономическое содержание. Их можно рас-  

НАЛОГ С ОБОРОТА - централизованный доход государства , денежное выражение части продукта для общества, поступающей при его реализации в доход государственного бюджета. Термин неточно характеризует экономическое содержание данной категории, так как это не  

Термин налог с оборота принят у нас в практике финансовой и плановой работы, однако он неточно характеризует экономическое содержание этой категории. Речь идет не о каком-то налоге, взысканном с оборота продукции, а о части прибавочного продукта , поступающего в распоряжение государства па нужды общества.  

Введение в текст определения нематериальных активов такого критерия в нашей стране может послужить в ряде случаев причиной требований со стороны контролирующих органов представления дополнительных доказательств о способности приносить выгоду. В случае непредставления последних может появиться сомнение о правомерности учета тех или иных прав в составе нематериальных активов, а значит, могут возникнуть и определенные налоговые последствия (например, по налогу на прибыль - нематериальные активы, как правило, амортизируются в случае их использования в производственных целях и если имущество не будет признано нематериальными активами, то его амортизация будет расцениваться как завышение себестоимости и уменьшение налогооблагаемой базы по налогу на прибыль). Бухгалтеры часто задают вопросы о том, как доказать, что бухгалтерская программа приносит предприятию доход . Это объясняется тем, что в настоящее время в законодательстве Российской Федерации по бухгалтерскому учету доминирует приоритет юридической формы над экономическим содержанием, а концепция применения соответствующего требования о приоритете экономического содержания фактов и условий хозяйствования над их юридической формой (см. п. 7 ПБУ 1/98 Учетная политика организации , утвержденного приказом Минфина России от 9 декабря 1998 г. № 60н) не выработана.  

По своему экономическому содержанию аналогом отечественному налогу на прибыль предприятия в промыш-ленно развитых странах является налог на прибыль корпораций (корпорационный налог). Налог на прибыль платят предприятия различных организационно-правовых форм . Субъектами корпорационного налога являются предприятия только корпоративного бизнеса, т. е. акционерные компании всех типов.  

Механизм формирования доходной части госбюджета деформирован также в связи с гипертрофией такого источника бюджетных поступлений, как налог с оборота. Существующие методы включения в розничные цены товаров налога с оборота и последующего его изъятия в бюджет имеют определенные удобства для финансовых органов , но в то же время провоцируют отрыв движения финансовых ресурсов от кругооборота материальных ценностей . В условиях интенсивного развития экономики налогу с оборота необходимо вернуть его более узкое экономическое содержание и уточнить сферу использования он должен выступать в роли акциза (косвенного налога), включаемого в цены ограниченной группы товаров , потребление которых но социальным соображениям экономически регламентируется (спиртные напитки, табачные изделия, предметы роскоши и т. п.).  

При применении единой шкалы норм платы за фонды последняя превращается в своего рода прогрессивный налог на чистый доход предприятия . Чем выше эффективность использования производственных фондов , тем выше плата за них. Между тем норматив платы за фонды отнюдь механически не вытекает из уровня рентабельности, а экономическое содержание платежа не может быть сведено к налогам. Кроме того, единая шкала для платы за фонды по принципу построения тождественна единой шкале налоговых нормативов отчислений от прибыли в бюджет. В этих условиях логично возникает вопрос о целесообразности взимания платы за фонды вообще. Если посмотреть на норму платы за фонды как на норматив предельной эффективности фондов, то получится, что он растет по мере роста рентабельности предприятия . Значит, предприятие будет ориентироваться на индивидуальный норматив, признавая неэффективными (или эффективными) все те варианты капиталовложений, которые будут эффективны (не эффективны) с позиции отрасли и народного хозяйства в целом. Такое положение нельзя признать экономически обоснованным в условиях планомерно регулируемой экономики. Представляется, что в вопросе о повышении стимулирующей роли платы за фонды не до конца решена задача совершенствования взимания данного платежа, увязки его с показателями эффективности использования основных производственных фондов и нормируемых оборотных средств.  

Лит. Смирнов А., Экономическое содержание налога с оборота, Соцэкгиз, 1963 М и р о ш f н-к о С., Тур В., Порядок исчисления и уплаты налога с оборота, Госфиниздат, 1961 Ковылин В., Налог с оборота по промышленным товарам , Госфиниздат, 1963 Жаданов В., Планирование налога с оборота, Госфиниздат, 1962 Бут а ко в Д., Б о ч-кова В., Шевель И., Финансы стран народной демократии, Госфиниздат, 1959.  

Еще одной экономической категорией , требующей изучения, является чистая прибыль . Экономическое содержание указанного понятия определено международным стандартом № 8 "Чистая прибыль или убыток за период, фундаментальные ошибки и изменения в

1. Экономическое содержание налога выражается взаимоотношениями между: А) хозяйствующими субъектами, гражданами и государством по поводу формирования государственных доходов;2. Налог - это Б) обязательный индивидуально-безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и индивидуальных предпринимателей для целей финансирования деятельности государства

3. Субъект налогообложения - это А) организации и физические лица, на которые НК РФ возложило обязанность уплачивать соответствующие налоги и сборы; 4. Налоговая ставка – это В) размер налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы

5. Налоговый период – это Б) календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам

6. Налоговая база – это А) стоимостая, физическая или иная характеристика объекта налогообложения

7. Недоимка – это В) сумма налога или сбора, не уплаченная в установленный законодательством о налогах и сборах срок

8. Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложена обязанность :

Б) по исчислению и удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет налогов

9.Доходом признается экономическая выгода, выраженная:

В) в денежной или натуральной форме, определяемая в соответствии с положениями НК РФ

10.Только НК РФ устанавливаются, изменяются или отменяются:

В) федеральные налоги и сборы

11. К региональным налогам относится В) налог на имущество организаций лиц

12.К федеральным налогам не относится А) налог на имущество организаций

13. К специальным налоговым режимам относится: В) упрощенная система налогообложения

14.Неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются: А) в пользу налогоплательщика

15.К актам законодательства о налогах и сборах относятся федеральные законы

16.Арест на все имущество налогоплательщика -организации Б) может быть наложен

17.Налогоплательщики- организации обязаны письменно сообщить в налоговый орган об открытии и закрытии счетов: 10 дней

18.Обязанность по уплате налога или сбора прекращается:

В) С уплатой налога или сбора

19.Налоговая декларация может быть представлена в налоговый орган:

Б) По почте или лично налогоплательщиком

20.Участниками налогового контроля являются:

В) Налоговые органы

21.Налоговая проверка может проводиться:

В) За три календарных года деятельности налогоплательщика, предшествовавшие году проведения проверки

22.Камеральные налоговые проверки проводятся уполномоченными должностными лицами:

В) Без специального решения руководителя налогового органа

23.НДС уплачивается:

Б) ежеквартально

24.К каким видам налогов относятся акцизы?

В) Федеральным косвенным

25.Налогоплательщиками акцизов являются: А) Организации и индивидуальные предприниматели, а также лица, признаваемые налогоплательщиками в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ

26.Налоговый период для налогоплательщиков акцизов устанавливается как: А) Календарный месяц

27.Не являются плательщиками налога на прибыль:

Б) Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения

28.Налоговые вычеты применяются при исчислении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц:

В) Только в отношении доходов облагаемых по ставке 13%

29.В отношении дивидендов от долевого участия в деятельности организации ставка НДФЛ установлена в размере: А) 9%

30.Социальные налоговые вычеты предоставляются: А) По окончании налогового периода на основании документов, подтверждающих фактически произведенные расходы

31.Налоговой базой по земельному налогу является:

В) кадастровая стоимость земельных участков.

32.Налогоплательщик имеет право перейти на УСН, если средняя численность его работников не превышает:

в) 100 человек .

33.Кто из указанных субъектов является плательщиком налога на имущество организации?

В) Российские организации, а также иностранные организации, имеющие недвижимое имущество на территории РФ

34.Плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности являются предприниматели: А) Осуществляющие деятельность в сфере розничной торговли

35.Земельный налог исчисляется исходя из:

В) Кадастровой стоимости земельных участков

36.Что является объектом для налогообложения единым налогом в упрощенной системе налогообложения? А) Доходы или доходы уменьшенные на величину расходов

37 . Какой орган в РФ принимает законы о налогах:

В.Государственная дума РФ

38. Как классифицируются налоги по способу их взимания:

Б. Прямые и косвенные

39 . К специальным налоговым режимам относят:

А. Упрощенную систему налогообложения

40. К местным налогам относят:

А. Земельный налог и налог на имущество физических лиц

41. В каком случае налог считается установленным и подлежит обязательной уплате:

А. Когда определены налогоплательщики и все элементы налогообложения

42.Налоговой базой по налогу на имущество организации является:

Б.Среднегодовая стоимость

43. Ставка налога по ЕНВД:

Б. 15% от величины вмененного дохода

44. Какая стоимость подарков, полученных физическим лицом от организации, облагается НДФЛ

В. 4000 и выше