Управляемые социально-экономические и политические процессы. Исследование социально-экономических и социально-политических процессов: Учебное пособие

Классификация социально-экономических и политических процессов. Свойства. Типология и классификация.

Виды и типы социально-экономических и политических процессов

Понятие социально-экономических и политических процессов

Шпоры по исследованию

– это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности. Изучение социально-экономических и политических процессов ведется в рамках научного исследования.

Научное исследование - это познавательная деятельность ученого, в процессе которой вырабатывается так называемое объективное знание об изучаемом явлении или процессе, т.е. истинное знание, соответствующее реальной действительности.

Виды социально-экономических и политических процессов зависят от характера социальных субъектов: процессы могут носить классовый характер, если их главными субъектами и движущей силой являются определенные классы; национальный характер, если движущей силой являются нации; общенародный характер, если субъектами является большинство населения. Содержание социально-экономических и политических процессов выражает их социальную направленность, т.е. чьи социальные позиции они укрепляют.

Под типами подразумевается не только реальное существование, но и степень осознанности их действующими субъектами. Типы социально-экономических процессов: сознательные и стихийные, управляемые и неуправляемые.

Сознательным является процесс, если его субъекты правильно осознают его содержание и социальную направленность, объективные условия его существования, понимают насколько эффективно можно воздействовать на условия существования; предвидеть результаты последствий процесса для субъектов и общества. Если субъекты социально-экономических и политических процессов не осознают их содержание и социальную направленность, эти процессы носят по отношению к ним стихийный характер .

Неуправляемыми называются социально-экономические и политические процессы, в целом не осознанные, совершающиеся спонтанно.

Управляемыми можно назвать такие процессы, сущность и содержание которых понятны субъектам, направляющими его в соответствии со своими интересами.

Существует несколько классификаций политических и экономических процессов:

1 классификация подразделяет процессы на внутренние и международные . Они различаются между собой не только пространственными характеристиками, но и способами взаимодействия субъектов, способами функционирования институтов и закономерностями, которые им присущи.

2 - подразделяет процессы на базовые и периферийные . В качестве такого критерия выступает значимость тех или иных изменений для общества в целом. Базовые процессы - это те, в ходе которых совершаются изменения основных фундаментальных систем и институтов; периферийные при которых изменения не затрагивают фундаментальных характеристик систем и институтов (регулирование ЦБ курса национальной валюты).



3 классификация: явные и скрытые процессы . К явным относятся те, в которых интересы группы граждан систематически объявляются в их публичных открытых притязаниях и дискуссиях, а поэтому они доступны для общественного контроля ещё на стадии подготовки, принятия и выполнения политических решений. Скрытые - основаны на деятельности публично не оформленных теневых центров и институтов, которые не доступны в основной своей деятельности для какого-либо общественного контроля.

4 - подразделяет процессы на открытые и закрытые . Закрытые процессы это такой тип изменений, который может быть достаточно однозначно оценён в рамках «лучше - хуже» для тех или иных субъектов, т.е. этот процесс обладает строго ограниченным количеством факторов, которые будут влиять на его протекание, следовательно, может быть точно просчитан, спрогнозирован и хорошо регулирован. Открытый процесс - характеризуется неограниченным числом факторов, показателей и сил, которые могут воздействовать на его ход, а значит, является трудно прогнозируемым, а последствия его не могут быть оценены однозначно в рамках понятия «лучше - хуже», «выгодно - невыгодно».

5 классификация делит процессы на стабильные и переходные. В стабильных процессах можно проследить чёткую направленность изменений, в них преобладают определённые типы взаимоотношений между субъектами, и внешне они характеризуются отсутствием каких-либо серьёзных для общества потрясений и катаклизмов. В переходных процессах преобладающую направленность выявить сложно, между субъектами складываются разные типы отношений и при этом допустимы серьёзные кризисные ситуации в ходе их протекания.

6 - выявляет процессы на цивилизационной основе , в качестве критерия выделяется тип цивилизации, в рамках которого протекают экономические или политические изменения. В зависимости от критерия выделяют несколько типов цивилизаций. В качестве базовых типов по отношению к политике и экономике выделяют западную и восточную цивилизации.

Свойства:

Многомереность. Социальные процессы являются чрезвычайно сложными, что существенно затрудняет их понимание и объяснение. Постижение природы социальных процессов возможно через использование междисциплинарных под-ходов, позволяющих отобразить многослойный характер общественной жизни. К примеру, осознаваемая наблюдателем тенденция экономического роста вбирает в себя темпы роста доходов у различных категорий населения, динамику и структу-ру расходов, изменения в производительности труда в промышленном секторе, изменение ключевых макроэкономических показателей, процессы политической дифференциации общества и пр. Каждый из составляющих эту тенденцию про-цессов может по вектору и не совпадать с направленностью процесса в целом, но составлять с ним относительно устойчивую связь.

Динамизм. Динамизм является атрибутивной характеристикой процесса, получающей особый смысл при отображении социальных изменений. Процесс в простейших механических и органических системах основан преимущественно на кумулятивном механизме, отличающимся последовательным и постепенным на-коплением формирующихся под действием внешней среды свойств. В социально-экономических и политических процессах кумулятивность изменений зачастую не подтверждается, что обусловлено действием множества факторов, препятствую-щих тенденции последовательного накопления свойств в ходе эволюционного развития социальной системы. Каждый этап в ее развитии образует особую среду, изменяющую динамические характеристики объекта, способные изменить даже исходные свойства такого объекта.

Неравномерность. Динамические свойства социальных систем непосредст-венно влияют на формирование свойства неравномерности процессов. Социаль-ные процессы зачастую сопровождаются резкими всплесками активности его уча-стников и радикальной сменой направленности. Особенно ярко это свойство со-циальных процессов передают происходящие в обществе революции или крупные экономические преобразования, способные либо ускорить, либо затормозить раз-витие общества.

Многовекторность (поливариантность). Социальные процессы по своей сути являются поливариантными, разнонаправленными изменениями. Это связа-но с наличием широкого круга возможностей, открывающихся в ходе формирую-щегося социального процесса. Направленность социального процесса не может быть предопределенной: на реальный выбор вектора влияет множество факторов, в том числе и совершенно случайных. Поливариантность социальных процессов вписывается в общенаучную парадигму бифуркационных процессов, описанную в трудах И. Пригожина и выражающую свойство систем действовать в режиме рав-новероятных альтернатив.

Основание типологии Типы социальных процессов
Специфика масштаб социальной системы Внутриличностные процессы; Процессы, происходящие в отношениях между двумя индивидами; Процессы изменяющие отношения между двумя группами (общностями) Процессы, изменяющие структуру и организацию общества; Процессы, происходящие на уровне глобальной социальной системы (человеческое общество)
Специфика процессов, происходящих в социальной системе Процессы функционирования (обеспечивающие воспроизводство качественного состояния данной системы); Процесс изменения (обусловливающее переход социальной системы к качественно новому состоянию); Прогрессивные, Регрессивные, Эволюционные, Революционные
Изменение организации социальной общности Дифференциация Интеграция Дезорганизация Реорганизация
Изменение места индивидов или групп в социальном пространстве и социальных структурах Индивидуальная мобильность Групповая мобильность Межпоколенная мобильность Внутрикомплексная мобильность Горизонтальная мобильность (Географическая мобильность, Миграция) Вертикальная мобильность (Восходящая мобильность, Нисходящая мобильность) Организационная мобильность (Добровольческая организованная мобильность (с согласия самих людей) Недобровольная организованная мобильность (Без согласия людей, например, репатриация, раскулачивание)) Структурная мобильность
Формы взаимодействия индивидов группы Кооперация Конкуренция Конфликт
Степень управления Стихийный Естественно-исторический Целенаправленный
Временные границы Длительные Кратковременные

Методология включает в себя: методы, проблему, политико – управленческие процедуры, объект и предмет исследования.

Понятие "экономический процесс" отражает процесс развития материального производства, присущих ему производительных сил и складывающихся на их основе производственных отношений между людьми, в том числе отношений собственности на средства производства, обмена деятельностью на базе существующего разделения труда и отношений распределения материальных благ.

Значение экономического и политического аспекта социальных процессов стало возрастать по мере возникновения приоритетов экономической и политической стабильности общества, обусловливающих наилучшие условия для решения текущих социальных проблем. Становление экономики и политологии как научных дисциплин, формулирование ряда базовых закономерностей и исследовательских принципов позволило обрести реальную методологическую основу для изучения соответствующих процессов, найти возможность контролировать их и управлять ими.

Особенностью социально-экономических процессов является их тесная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений.

В основе социально-экономических процессов лежит цикл "инновации - инвестиции", который определяет логику развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из рассматриваемых уровней. Лежащая в основе этого цикла модель Н. Кондратьева предусматривает координацию двух глобальных экономических процессов - роста и упадка. Достигая максимума, рост производства сменяется его снижением. Вместе с тем снижается объем инвестиций, что, в конечном счете, неизбежно приводит к сдерживанию инновационных процессов. Снижение инновационной активности, вызывая сокращение эффективности производства, способствует возникновению масштабных войн за передел ресурсов. Войны приводят к резкому повышению цен на продукцию и падению стоимости рабочей силы, что вызывает стагнацию и создает благоприятные условия для инновационного прорыва.

Понятие "политический процесс" весьма многогранно и выражает главным образом борьбу различных социальных сил (классов и выступающих от их имени политических партий) за государственную власть, использование ее для реализации собственных экономических, политических и иных интересов. От того, насколько легитимной и общественно признанной является такая власть, зависит ее прочность и устойчивость.

Основу политических процессов составляет оппозиция "вызов - реакция". Она содержит комплекс непрерывно возникающих в обществе проблем, последовательно разрешающихся посредством проведения разного рода политических акций, реализации долгосрочных социальных проектов и программ, вооруженных конфликтов. Составляющие "вызов" проблемные ситуации имеют широкий общественный характер, будучи спровоцированными различными социальными изменениями. Попадая в орбиту общественного интереса, эти проблемы способствуют формированию в обществе организованных сил, ориентированных на разработку и реализацию мер, ведущих к разрешению этих проблем и созданию условий для нового общественного порядка.

"Реакция" в структуре политического процесса заключается в создании властью такой линии поведения, которая позволит на основе имеющихся норм и правил выработать особые правила взаимодействия различных социальных групп с целью обеспечения равенства и социальной справедливости в отношении всех активных участников этого процесса. Неспособность власти осуществлять такую деятельность может привести к ее трансформации или полной замене ее носителя.

Политику можно определить как процесс реализации политической власти и отношений по поводу этой власти. Политика реализуется в рамках политических систем. Исследователи отмечают, что понятие "политической системы" имеет два взаимосвязанных аспекта.

Во-первых, "политическая система" как научная категория, представляет собой некоторое теоретическое построение, инструмент, позволяющий выявлять и описывать системные свойства различных политических процессов. В этом случае данная категория служит средством системного анализа политики. С ее помощью можно исследовать любое политическое образование: государство, политическую партию, организацию, профсоюз, то есть те, которые являются большой или малой политической системой.

Во-вторых, "политическая система" показывает реальный механизм формирования и функционирования власти в обществе, включающий: государство, партии, средства массовой информации, общественно-политические объединения, отношения в политической сфере, политическую культуру.

Анализ различных подходов к понятию "политическая система" позволяет утверждать, что в структуре политической системы как зарубежными, так и отечественными политологами выделяются следующие подсистемы:

политические организации (институциональная подсистема);

политические нормы (нормативно-регулятивная подсистема);

политические отношения и деятельность (функциональная) и коммуникативная подсистема;

политическое сознание и культура (культурная подсистема).

Идеология всегда первична по отношению к политике. Поэтому политика в определённом смысле может быть представлена как специализированная социальная технология, направленная на решение тех задач, которые обоснованы и сформулированы в соответствующей идеологической доктрине.

Содержание политического процесса может быть различным: разработка какой-либо концепции, формирование определённого общественного мнения, создание новых структур управления и тому подобное. В роли субъектов (активного движущего начала) политического процесса выступают государство (как структура, аппарат управления), отдельные ветви власти (законодательная, исполнительная, судебная), властные структуры, органы государственного и местного управления, политические партии, массовые общественные организации (профсоюзные, молодежные, студенческие, женские, сельскохозяйственные, ветеранские и другие), классы и социальные слои общества, силовые структуры, средства массовой информации, религиозные конфессии, а также отдельные личности и все население вцелом. Объектом политики является социум, общество в целом.

В политике объект и субъект зачастую совпадают. Например, государственная власть оказывает воздействие на политический процесс с целью добиться необходимых для себя результатов. Но и на государственную власть, в свою очередь, оказывается воздействие других участников политического процесса которые трансформируются из объектов в субъектов с целью каким-либо образом в нужных для себя целях повлиять на государственную власть.

В результате происходящих рассмотренным образом диалектических взаимодействий между субъектами и объектами политики происходит изменение характеристик политического процесса, раскрывается движение, динамика, эволюция как политической сферы социума в целом, так и отдельных её составляющих.

Таким образом, социально-экономические и политические процессы - это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и прочее. Функционирование обеих групп процессов исходит из общего корня, обусловлено комплексным характером социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими.

Выделяются следующие типы экономических и политических изменений:

  • 1. Функционирование - в его рамках структуры и институты изменяются так, что их основные параметры не выходят за рамки общепринятых базовых значений и показателей. В качестве примеров функционирования как политических процессов можно привести избирательный процесс в рамках Конституции и принятого законодательства, а экономических - использование органов власти для исполнения бюджета. При таких изменениях традиции и преемственность обладают превосходством над любыми новациями.
  • 2. Развитие - в этом случае происходит изменение базовых параметров экономических и политических систем и институтов. Считается, что эти изменения должны вести к положительным последствиям для их систем (экономический рост, рост уровня благосостояния населения, экономические и политические процессы, развитие многопартийности, открытости государственных институтов).
  • 3. Упадок - при нём подвергаются трансформации основные параметры системы, но при этом с негативными последствиями (распад политического режима, экономический кризис).

Выделяются следующие особенности экономических и политических процессов:

  • - их ненормативный характер, то есть происходят не только планируемые изменения в соответствии с целерациональной деятельностью органов власти, но и стихийные изменения, которые осуществляются самой жизнью во всей её сложности и многообразии.
  • - каждый тип экономических и политических изменений обладает своей, присущей только ему, ритмикой и цикличностью стадий. Так, избирательный процесс характеризуется повторением стадий в рамках действующего законодательства и циклов страны;
  • - любой экономический и политический процесс включает в своё содержание определённые технологии и процедуры действий. Применение этих технологий даёт прогнозируемый эффект при решении тех или иных однородных задач, возникающих перед субъектами экономических и политических изменений в ходе их осуществления.

Исследуя социально-экономические, и политические процессы, происходящие в обществе, следует выделить следующие их свойства.

  • 1. Активность деятельности поведения выражается в том, что как организационная система в целом, так и ее подсистемы, вплоть до отдельного человека, могут иметь свои интересы, потребности, желания выполнять определенную работу; ставить новые и корректировать свои внутренние цели; делать выбор путей и средств достижения целей; прогнозировать поведение других систем, их реакцию на различные воздействия; воздействовать на другие системы доступными им средствами; обучаться, самосовершенствоваться и саморазвиваться.
  • 1. Динамизм является атрибутивной характеристикой процесса, получающей особый смысл при отображении социальных изменений. Процесс в простейших механических и органических системах основан преимущественно на кумулятивном механизме, отличающемся последовательным и постепенным накоплением формирующихся под действием внешней среды свойств. В социально-экономических и политических процессах кумулятивность изменений зачастую не подтверждается, что обусловлено действием множества факторов, препятствующих тенденции последовательного накопления свойств в ходе эволюционного развития социальной системы.
  • 2. Многомерность - это процессы являются чрезвычайно сложными, что существенно затрудняет их понимание и объяснение. Постижение природы социальных процессов возможно через использование междисциплинарных подходов, позволяющих отобразить многослойный характер общественной жизни.
  • 3. Многовекторность - этосоциальные процессы по своей сути являются разнонаправленными изменениями. Это связано с наличием широкого круга возможностей, открывающихся в ходе формирующегося социального процесса. Направленность социального процесса не может быть предопределенной: на реальный выбор вектора влияет множество факторов, в том числе и совершенно случайных.
  • 4. Неравномерность - это динамические свойства социальных систем непосредственно влияют на формирование свойства неравномерности процессов. Социальные процессы зачастую сопровождаются резкими всплесками активности его участников и радикальной сменой направленности. Особенно ярко это свойство социальных процессов передают происходящие в обществе революции или крупные экономические преобразования, способные либо ускорить, либо затормозить развитие общества.
  • 5. Распределенностьвыражается в том, что задачи, функции, права и обязанности рассредоточиваются по разным элементам и рабочим местам, а также имеет место разбиение деятельности организованной системы на следующие процессы: производственный, который имеет дело с материально-вещественными и информационными потоками; управления, связанный с преобразованием информационных потоков.
  • 6. Происходит проявление организационноймногоуровневой структурыоргана управления, реализующего механизмы процессов управления.
  • 7. Целеустремленность означает способность вырабатывать структуру и механизмы функционирования, приводящие к достижению цели; продолжать преследовать одну и ту же цель при изменении внешних условий, средств и методов.
  • 8. Целостностьсистемы выражается в том, что коллективная деятельность дает возможность получить результаты, недоступные отдельным элементам организованной системы.

Поэтому системное объединение социальных, экономических и политических процессов в единый управленческий механизм, деятельность которого направлена на достижение устойчивого развития социально-экономического объекта, характеризуется масштабом и направленностью происходящих в обществе социальных процессов.

Министерство образования и науки РФ Федеральное агентство по образованию РФ Пензенский Государственный Университет Институт экономики и управления Кафедра «Государственное и муниципальное управление» ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Учебное пособие Алехин Эдуард Владимирович ПЕНЗА, 2008 1 Содержание: Тема 1. Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы…………………………………………………………………… 4 1. Понятие экономических и политических процессов………………….. 4 2. Социальный процесс, его основные характеристики…………………. 6 3. Типы экономических и политических изменений……………………. 17 4. Типология экономических и политических процессов……………….. 18 5. Развитие как особая разновидность политических процессов………… 21 Вопросы для повторения Используемая литература Тестовое задание Тема 2. Инструментарий социологического исследования……………. 26 1. Методики сбора первичных данных……………………………………. 26 2. Гипотеза как форма развития. Классификация……………………….. 33 Вопросы для повторения Используемая литература Тестовое задание Тема 3 Методы социального прогнозирования………………………. 51 1. Теоретико-методологические основы методов социально- экономического прогнозирования…………………………………………………. 51 2. Классификация методов прогнозирования…………………………… 52 Вопросы для повторения Используемая литература Тестовое задание Тема 4. Базовые социальные процессы………………………70 1. Социально-экономические процессы………………………………….. 70 2. Собственно социальные процессы…………………………………….. 74 3. Социально-культурные процессы………………………………………. 77 Вопросы для повторения Используемая литература 2 Тестовое задание Тема 5. Специфика структурно-функционального анализа как одного из способов системного анализа. …………………………………………………… 86 1. Области применения структурно-функционального анализа…………….86 2. Функционалистская теория Т. Парсонса…………………………………..88 3. Теория социального действия. …………………………………………… 93 Вопросы для повторения Используемая литература Тестовое задание Тема 6. Стадии социального управления…………………… 101 1. Социальное прогнозирование…………………………………………….. 101 2. Социальное проектирование………………………………………………. 111 3. Социальное планирование…………………………………………………. 121 Вопросы для повторения Используемая литература Тестовое задание Тема 7. Управление развитием социальной сферы общества………. 132 1. Социальные интересы социальных групп как реальные причины их действий………………………………………………………………………………. 132 2. Потребность как внутренний побудитель активности…………………….135 3. Образ жизни как целостная структура.………………………………….... 138 Вопросы для повторения Используемая литература Тестовое задание Итоговый тест Список рекомендованной литературы 3 Тема 1. Понятие социально-экономических и политических процессов, их виды и типы. 1. Понятие экономических и политических процессов. 2. Социальный процесс, его основные характеристики. 3. Типы экономических и политических изменений. 4. Типология экономических и политических процессов. 5. Развитие как особая разновидность политических процессов. 1. Понятие экономических и политических процессов. Существует несколько основных подходов к определению понятий «политический процесс» и «экономический процесс». Первый подход заключается в том, что его сторонники считают тождественными такие понятия, как политические и экономические сферы в целом и политический и экономический процесс. Второй подход предполагает акцентирование внимания на постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических и экономических явлений и исходя из этого сторонники данного подхода дают следующее определение политическому и экономическому процессу: Политический и экономический процесс – это совокупность всех динамических изменений в поведении отношений субъектов, в исполнении ими своих социальных ролей, функционировании политических и экономических институтов, осуществляющихся под воздействием внешних и внутренних факторов. Термин «процесс» призван здесь раскрыть динамику. Эволюцию политических и экономических явлений, конкретное изменение их состояния как во времени, так и в пространстве. Для интерпретации понятия экономического и политического процесса используется термин «изменение», который означает любые модификации политической и экономической структуры, их функций, институтов и форм, темпов эволюции и любых других параметров политических и экономических явлений. 4 Изменения могут рассматриваться в двух основных качествах: первые – не затрагивают основные базовые характеристики функционирования экономических и политических систем, вторые – соответственно затрагивают такие характеристики. В качестве источников политических и экономических изменений различные авторы выделяют следующие причины: 1 группа авторов считает, что основные причины политических изменений лежат в экономике, и экономические процессы непосредственно влияют на сам характер и темпы эволюции политической системы; 2 группа авторов в качестве источников политических процессов называет циркуляцию элит; 3 группа – связывает политические изменения с деятельностью харизматических лидеров. Однако в последнее время на 1 план выдвигается концепция, которая рассматривает в качестве основного источника политических и экономических изменений конфликт, под которым они понимают один из вариантов взаимодействия политических и экономических субъектов между собой по поводу достижения ими определенных значимых целей при помощи воздействия (как правового, так и не правового) на объект взаимодействия, который также стремится достичь тех же целей. В результате этого происходят изменения в поведении взаимодействующих между собой субъектов, трансформация властных структур, а тем самым придается определенная динамика происходящим в обществе политическим и экономическим процессам. Тем самым конфликт рассматривается не в качестве «разрушительной силы», а в качестве необходимого элемента, который вызывает динамику политических и экономических систем. С последней точки зрения политические и экономические процессы будут представлять собой совокупность конфликтных взаимодействий между различными субъектами (партиями, предприятиями). При этом не обязательно, что эти взаимодействия будут приводить к существенному ущербу для положения, статуса, ресурсов субъектов этих взаимодействий. Сторонники этого подхода считают, что подавляющее большинство такого рода конфликтов способствует 5 поддержанию субъектов в тонусе, принятию ими необходимых изменений в своей структуре и действиях, и осуществлении нужной для развития систем в целом программы собственной деятельности. 2. Социальный процесс, его основные характеристики. Понятие социального процесса. В научной литературе часто встречаются различные определения слова "процесс". В данном случае под процессом понимается относительно однородная серия явлений, взаимосвязанных причинными или структурно-функциональными зависимостями. При этом данные социальные явления возникают вследствие взаимодействия людей в социальном пространстве, непосредственно в контактной группе или опосредованно через причастность индивидов к общностям, через социальные организации, социальные институты. Серия социальных явлений может быть понята как процесс, если: а) она сохраняет идентичность во времени, позволяющую выделить ее из других серий; б) предшествующие явления обусловливают хотя бы частично следующие за ними явления; в) предшествующие явления вызывают однородное положение вещей. Например, социализация - это процесс освоения индивидом общественного опыта. Она представляет собой длинную серию взаимодействий между ребенком, его воспитателями и общественной средой; серия эта сохраняет свою идентичность благодаря идентичности формируемой личности; реакции ребенка на последующие воздействия в определенной степени обусловлены ранее возникшими явлениями результате складывается определенное состояние его личности, формируются более или менее устойчивые черты. Воспитание - также социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений, взаимодействий, более, или менее последовательно нацеленных на формирование воспитуемого в желательном направлении. Развитие любой группы - социальный процесс, поскольку оно представляет ряд явлений дифференциации состава ее членов, институтов, применения новых методов самовзаимодействия и 6 т.д. Причем это развитие характеризуется идентичностью, непрерывностью и связано структурно-функциональными зависимостями. На логику развития социального процесса существенно влияет сознание. Во многих социальных процессах (целенаправленных) роль сознания исключительно велика. Однако часть процессов совершается как бы подсознательно. Нередко социальные процессы застают нас врасплох, ошарашивая своей неожиданностью и результатом. Поэтому важен вопрос о границах социального процесса. Поскольку человек - существо не только социальное, но и биологическое, то социальные процессы тесно переплетаются с биологическими. Полная картина социализации личности невозможна без учета возрастных периодов человека и их биологических особенностей (например, акселерации, т.е. ускоренного биологического созревания индивида). С другой стороны, биологические характеристики человека, такие, как, скажем, состояние его здоровья, нельзя понять без учета социальных, экономических, экологических факторов и переменных. Сказанное относится также к соотношению социальных и других смежных (географических, геофизических и т.п.) процессов. Социальный процесс совершается в трех возможных формах: 1) объектной, т.е. в форме последовательного изменения состояния социального объекта; 2) субъектной, или деятельностной, т.е. в форме последовательных действий субъекта; 3) технологической, т.е. в форме соблюдения, осуществления определенной технологии. Технологическая форма социального процесса является ее высшей формой, так как она обеспечивает взаимную "подгонку" двух первых форм. Посредством ее достигается, с одной стороны, рационализация процесса деятельности, а с другой - оптимизация объектного процесса, что, в конечном счете, и является одной из важнейших задач социального менеджмента. 7 Структура социального процесса. Все сказанное выше позволяет перейти к рассмотрению структуры социальных процессов. Выделим следующие моменты: 1. Структурная составляющая позволяет определить содержание, форму, участников, направление и масштаб социального процесса. Если изменения, происходящие в социальной системе, приводят к исчезновению или обеднению ее составных элементов и существующих между ними отношений, то такая система теряет свой потенциал, идет к регрессу. Если развитие, происходящее в социальной системе, приближает ее к определенному идеалу, оцениваемому положительно, то это развитие является прогрессом. Масштаб социального процесса - это социальное пространство, на которое он распространяется. В зависимости от масштаба выделяются локальные и глобальные процессы. Локальные (ограниченные определенным местом) процессы охватывают часть социального пространства, глобальные - охватывают все социальное пространство. Процесс самовоспитания личности, к примеру, охватывает ее саму и ее ближайшее окружение, процесс социализации - все общество. Одни и те же процессы (сотрудничество, конфликт) могут быть как локальными, так и глобальными. Стремление ограничить социальный процесс определенным местом и не допускать его распространения называется локализацией. Так, субъект управления часто озабочен локализацией социальной напряженности, конфликта. Стремление расширить социальный процесс называется соответственно глобализацией. Расширение сферы сотрудничества между людьми, группами или народами всегда было и остается благородной целью. Точная оценка масштаба социального процесса закономерностей его развития является необходимой предпосылкой принятия правильных решений. Если субъект управления имеет смутное представление о масштабах распространения, скажем, алкоголизма или наркомании, то вряд ли он сумеет успешно с ним бороться. 2. Динамическая составляющая в отличие от структурной учитывает фактор времени, иначе говоря, рассматривает социальный процесс во временном 8 измерении. С этой целью используются такие характеристики, как фазы (стадии) социального процесса, его продолжительность, интенсивность, ритм, обратимость. 3. Факторная составляющая обусловлена тем, что социальный процесс, как и любой другой процесс, детерминирован определенными причинами. Роль отдельных параметров детерминации социального процесса различна: одни вызывают его, другие обусловливают, третьи влияют на его продолжительность или темп и т.п. Параметры, которые вызывают социальный процесс и определяют само его содержание, составляют источник социального процесса. Если нет источников, то нет и процесса. В основе любого процесса лежат те или иные источники, порождающие его, дающие ему жизнь. Параметры, которые сами по себе не вызывают социального процесса, но без которых он не может существовать, составляют условия социального процесса. Параметры, которые влияют на социальный процесс, изменяя его отдельные характеристики (форму, продолжительность, интенсивность и т.п.), относятся к факторам социального процесса. Факторы не вызывают социальный процесс (в отличие от его источников) и не обеспечивают его существования (в отличие от его условий), но тем не менее влияют на него. Причем влияние иногда оказывается настолько сильным, что процесс даже приостанавливается или, наоборот, совершается в ускоренном темпе. Источники социального процесса делятся на внутренние и внешние. Внутренние источники действуют в самой социальной системе, находятся в данном процессе, внешние источники - во взаимодействии этой социальной системы с другими системами. Условия бывают достаточными или недостаточными. При недостаточных условиях социальный процесс или вообще не может совершаться, или совершается в деформированном виде. Факторы социального процесса делятся на: а) положительные или отрицательные: положительные факторы содействуют процессу, отрицательные - препятствуют ему, тормозят его; 9 б) непосредственные и косвенные: непосредственные факторы действуют на сам социальный процесс прямо, непосредственно; косвенные - действуют опосредованно, косвенно, а именно через источники или условия социального процесса. Выявление, анализ и соответствующая оценка источников, условий, факторов имеют принципиально важное значение для направленного воздействия на социальный процесс, его оптимизацию. 4. Типологическая составляющая заключается в классификации всех процессов, возникающих в отношениях между людьми. Определяя общество как многообразие отношений между людьми, все процессы, изменяющие общество, сводятся к двум большим группам: процессы взаимного сближения людей, или процессы, объединяющие людей, и процессы отдаления, или процессы, разделяющие людей. Первые составляют большую группу ассоциативных процессов, среди которых основные - сближение, приспособление, уравнивание, объединение. Процессы разъединения выступают в трех основных видах: соперничество, оппозиция, конфликт. Процесс соперничества, конкуренции, основан на том, чтобы упредить аналогичные стремления других индивидов и групп и прежде них прийти к цели. Если в ходе соперничества проявится стремление ликвидировать конкурента или какую-либо его систему предметов или ценностей, то соперничество превращается в конфликт, который также имеет разные виды при разной степени интенсивности. Кроме того, выделяются процессы, изменяющие место индивидов или групп как в пространстве, так и в социальных структурах. К ним относятся процессы мобильности. Процессы, изменяющие социальную организацию, делятся на процессы реорганизации и дезорганизации. Наконец, существуют также процессы изменений, происходящие в системах культуры, накладывающие глубокий отпечаток на отношения между людьми, на организацию и структуру общности, например процессы, изменяющие систему идеологии, религии, науки, техники. Типологизацию социальных процессов можно проводить и по другим основаниям (критериям): общей направленности (процессы функционирования и процессы развития); 10

В условиях усложнения природы социальных изменений, уплотнения сети взаимосвязей между социальными процессами, протекающими в различных частях планеты, роста коммуникационных и кооперационных возможностей научного знания все чаще начинают говорить об экономическом и политическом характере этих процессов.

Значение экономического и политического аспекта социальных процессов стало возрастать по мере возникновения приоритетов экономической и политической стабильности общества, обусловливающих наилучшие условия для решения текущих социальных проблем. Становление экономики и политологии как научных дисциплин, формулирование ряда базовых закономерностей и исследовательских принципов позволило обрести реальную методологическую основу для изучения соответствующих процессов, найти возможность контролировать их и управлять ими.

Особенностью социально-экономических процессов является их тесная привязка к деятельности предприятий (хозяйствующих субъектов), крупных национально-государственных систем, регионов, которая определяет масштабы, уровень, темпы и цели происходящих в русле этих объектов изменений.

В основе социально-экономических процессов лежит цикл «инновации-инвестиции», который определяет логику развертывания волн экономической конъюнктуры на каждом из рассматриваемых уровней. Лежащая в основе этого цикла модель Н. Кондратьева предусматривает координацию двух глобальных экономических процессов - роста и упадка. Достигая максимума, рост производства сменяется его снижением. Вместе с тем снижается объем инвестиций, что в конечном счете неизбежно приводит к сдерживанию инновационных процессов.

Основу политических процессов составляет оппозиция «вызов- реакция». Она содержит комплекс непрерывно возникающих в обществе проблем, последовательно разрешающихся посредством проведения разного рода политических акций, реализации долгосрочных социальных проектов и программ, вооруженных конфликтов. Составляющие «вызов» проблемные ситуации имеют широкий общественный характер, будучи спровоцированными различными социальными изменениями. Попадая в орбиту общественного интереса, эти проблемы способствуют формированию в обществе организованных сил, ориентированных на разработку и реализацию мер, ведущих к разрешению этих проблем и созданию условий для нового общественного порядка .

Реакция в структуре политического процесса заключается в создании властью такой линии поведения, которая позволит на основе имеющихся норм и правил выработать особые правила взаимодействия различных социальных групп с целью обеспечения равенства и социальной справедливости в отношении всех активных участников этого процесса. Неспособность власти осуществлять такую деятельность может привести к ее трансформации или полной замене ее носителя.

Непременным атрибутом политических процессов является изменение целеполагающего вектора социальных преобразований, заключающееся во внедрении в общественную жизнь мероприятий, составляющих программную установку одной из влиятельных и организованных сил общества, какой является политическая партия или общественное движение. В ходе своего развития общество ориентируется на отдельных лидеров политического влияния, определяющих и аккумулирующих колебания общественного мнения, его моральные и поведенческие стереотипы.

Участниками политических процессов выступают носители власти в лице правительственных чиновников, представителей силовых ведомств, глав крупных муниципальных образований и оппозиция, стремящаяся на основе поддержки определенной части населения сместить определенную часть представителей этой власти и, по возможности, заменить ее собственными представителями.

Лежащая в основе политического процесса ось «власть-оппозиция» обусловливает асимметричность пронизывающих эти процессы коммуникаций, поскольку власть является одним из главных источников формирования политической системы и, как следствие, политического процесса, тогда как оппозиция по определению является убежденным критиком действий власти, противопоставляя им собственную идеальную модель поведения.

Основной задачей политического процесса является выработка и внедрение способов завоевания и сохранения власти. От того, насколько легитимной и общественно признанной является такая власть, зависит ее прочность и устойчивость. На стабильность состояния политической власти влияет множество факторов, имеющих как внешний, так и внутренний характер. Наиболее полное представление о характере и сути политического процесса может дать так называемая воронка причинности, рассмотренная в исследованиях О.М. Роя и представленная на рис. 1.1.

Рис. 1.1.

Смысл данной модели заключается в том, чтобы представить взаимосвязь множества факторов, обусловливающих стратегию политического выбора электоральным большинством, определяющим вектор ожидаемых социальных преобразований, передаваемый в компетенцию избираемого лидера. Модель электорального выбора, лежащая в основе динамики политических процессов, позволяет исследовать степень влияния различных факторов на определение направления политического вектора.

Среди наиболее характерных политических процессов, в основе которых лежит цель, закладываемая одним из основных его участников, обычно выделяют избирательный процесс, процесс формирования власти, политический кризис, двоевластие, безвластие и некоторые другие. С точки зрения характера протекающих в рамках политического процесса изменений выделяют революционные и эволюционные, стабильные и нестабильные процессы. С точки зрения их направленности - внутриполитические и внешнеполитические. С точки зрения способа стимулирования таких процессов выделяются естественные и санкционированные процессы.

Таким образом, социально-экономические и политические процессы - это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и пр. Функционирование обеих групп процессов исходит из общего корня, обусловлено комплексным характером социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими.

Классификация социальных процессов.

1. Процессы функционирования и процессы развития .

2. Социальные процессы классифицируются по уровням их проявления : - человечество – общество - класс – организация – малая группа. Или: - общество в целом – регион – малая группа.

3. Краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные.

4. По сферам проявления.

5. По степени управления.

6. Сложные и простые.

Процессы, происходящие в обществе, могут регулироваться в за­висимости от потребностей лиц, социальных групп, являющихся активными его участниками. Таким образом, можно выделить контролируемые и неконтролируемые процессы.

Контролируемость процесса означает глубокое знание лежащих в их основе механизмов, факторов, условий, способствующих либо усилению их проявления в реальности, либо их ослаблению. Основными инструментами контроля могут быть: создание институтов, структурирующих определенную модель управления об­ществом или поддержка ролевых функций, закрепляемых за различными участниками процесса.

Неконтролируемые процессы разворачиваются стихийно и не пред­полагают наличия социальных субъектов, групп, способных незави­симо от других оказывать направленное воздействие на их вектор.

С точки зрения восприятия наблюдателя процессы следует под­разделять на простые и сложные. Простые – их объяснение укладывается в общеизвестную схему, легко оценивается их результат и предсказывается исход.

Сложные - изменения, для объяснения и оценки которых недо­статочно располагаемых наблюдателем и научным сообществом мето­дологических средств. Фактически сложными являются такие процес­сы, которые состоят из совокупности простых, восприятие которых возможно только на основе синтеза различных подходов.

Важнейшей характеристикой социальных процессов является обратимость. Свойство обратимости определяет динамику цикличе­ских процессов. Свойство необратимости - прогрессистские теории, ничего повторяющегося в становлении общества нет; каждый виток его - развития уникален сам по себе и не может быть объяснен с помощью универсальных формул.

Свойство социальных процессов подпадать под воздействие вне­шних или внутренних факторов обусловливает их деление на инерци­онные и направленные процессы. Динамика инерционных процессов определяется непосредственно набором определенных свойств, при­сущих процессу, обусловленным исходными параметрами этого про­цесса, в то время как направленный процесс вызывается активным вмешательством в его ход одного из участников, заинтересованного в каком-либо из вариантов его функционирования.

Процессы подразделяются в соответствии со своей продолжительно­стью на кратко-, средне- и долгосрочные.


Краткосрочный процесс имеет продолжительность, определяемую текущей целью или регламентирующим документом (годовой план, бюджет, программа), отводящими процессу узкие рамки ограниченной временем задачи – до 1 года.

Среднесрочный процесс охватывает социальные изменения в обо­зримой перспективе, ограничиваемой достижением ряда промежуточ­ных целей, составляющих условия перехода к качественно новому результату, не определяемому изначально - от 1 до 5 лет.

Долгосрочные процессы не предполагают изна­чально заданного результата и формируются на многосоставной, полифункциональной основе. Долгосрочные процессы, как правило, плохо прогнозируемы и поэтому описываются, главным образом, в фор­ме сценариев.

Роль государства

Экономическая роль государства конкретизируется в его функциях, способствующих решению многообразных экономических и социальных воспроизводственных задач, охватывающих производство, распределение, обмен и потребление материальных и духовных благ. Во-первых, государство разрабатывает и утверждает правовые основы нормального развития рыночной экономики, законодательно определяет «правила игры» предприятий, организаций и физических лиц на рынке.

Во-вторых, государство способствует стабильному экономическому росту, здоровой конкуренции и предпринимательству, борьбе с монополизмом. Оно осуществляет меры по регулированию экономического цикла, недопущению кризисного спада, массовой безработицы и инфляции, используя для этого кредитно-финансовую и налоговую системы. Важная функция государства состоит в исправлении просчетов и недостатков, чтобы перераспределить ресурсы и сгладить цикличность и диспропорции в экономике, повысить ее эффективность.

В-третьих, государство содействует преодолению недостатков функционирования рынка, который сам по себе не может обеспечить необходимое социальное равенство (платежеспособный спрос бедных слоев населения, высокий уровень образования, медицинского обслуживания, должный уровень образования и др.). чтобы исправить такое положение, государство может посредством прогрессивного налогообложения и других мер перераспределения национального дохода осуществлять помощь малоимущим слоям населения, пенсионерам, многодетным семьям, безработным и др.

В-четвертых, государство осуществляет меры, которые не могут быть осуществимы (или эффективно выполнены) силами рынка и частного капитала. Сюда относятся меры по производству так называемых общественных товаров, укреплению обороны, совершенствованию управления, развитию фундаментальной науке, выполнению космических программ, защите окружающей среды, развитию социально-бытовой инфраструктуры в городе и деревне.

В-пятых, государство поощряет потребление полезных товаров и услуг, ограничивает и запрещает потребление вредных для здоровья отечественных и импортных товаров (табачные, спиртные изделия, наркотики и др.).

В-шестых, государство осуществляет регулирование внешнеэкономических отношений, управление валютным курсом, установление внешнеторговых тарифов, квот и лицензий, проводит другие меры, направленные как на защиту внутреннего рынка от конкуренции зарубежных фирм, так и на стимулирование экспорта, повышение конкурентоспособности национальной продукции на мировом рынке.

Понятие социальных, экономических и политических процессов

Социально-экономические процессы -- это изменения в обществе, отображающиеся на его благосостоянии, политической и экономической стабильности, условиях безопасности и пр. Функционирование этих процессов обусловливает комплексный характер социальных изменений, в структуре которых социально-экономические свойства процессов дополняются политическими. Известный западный социолог Л. Гумплович (1838-1909) указывал на наличие двух фундаментальных, противоположных друг другу средств, при помощи которых человек добивается удовлетворения своих потребностей. Первое из них -- труд, второе -- грабеж или эксплуатация труда других. Первое -- экономическое средство, второе -- политическое. Несмотря на то, что в истории человечества наличие социальной структуры не всегда предполагало существования структуры политической, а именно -- государства, внутренняя связь между сопровождающими формирование этих структур процессами не вызывает сомнений.

Если основу социально-экономических процессов составляет цикл «инновации-инвестиции», то политических -- оппозиция «вызов-реакция».

Любой процесс характеризуется масштабом, направленностью, интенсивностью, составом и характером стимуляции.

Масштаб процесса предполагает измерение степени вовлеченности в него субъектов. Охват вовлеченных в процесс индивидов или отдельных социальных групп означает микроуровень в исследовании таких процессов. Тогда как приобретение статуса субъекта процессов государствами, народами, этносами или культурами означает переход на макроуровень с переориентацией наблюдателя на принципиально иную систему координат.

Направленность процесса характеризуется его вектором, выражающим ориентацию процесса на определенный исход.

Интенсивность процесса задается осознанным значением его результатов для вовлеченных в него участников. Фактически это значение может быть задано через освещение этого процесса в СМИ, общественную огласку, осознание глобальности его последствий для социального субъекта (например, из-за сокращения численности населения в результате техногенных катастроф или военных столкновений).

Состав процесса складывается из составляющих его участников, их социального расслоения, политических ориентации и места в системе общественного разделения труда.

Характер стимуляции проявляется в политике субъекта, контролирующего и направляющего этот процесс. В соответствии с этим признаком процесс может быть форсированным или равномерным, стремительным или вялым.

Существует несколько основных подходов к определению понятий «политический процесс» и «экономический процесс». Первый подход заключается в том, что его сторонники считают тождественными такие понятия, как политические и экономические сферы в целом и политический и экономический процесс. Второй подход предполагает акцентирование внимания на постоянную изменчивость различных черт и характеристик политических и экономических явлений и исходя из этого сторонники данного подхода дают следующее определение политическому и экономическому процессу:

Политический и экономический процесс - это совокупность всех динамических изменений в поведении отношений субъектов, в исполнении ими своих социальных ролей, функционировании политических и экономических институтов, осуществляющихся под воздействием внешних и внутренних факторов. Для интерпретации понятия экономического и политического процесса используется термин «изменение», который означает любые модификации политической и экономической структуры, их функций, институтов и форм, темпов эволюции и любых других параметров политических и экономических явлений. Изменения могут рассматриваться в двух основных качествах: первые - не затрагивают основные базовые характеристики функционирования экономических и политических систем, вторые - соответственно затрагивают такие характеристики.

В качестве источников политических и экономических изменений различные авторы выделяют следующие причины:

3 группа - связывает политические изменения с деятельностью харизматических лидеров. Однако в последнее время на 1 план выдвигается концепция, которая рассматривает в качестве основного источника политических и экономических изменений конфликт, под которым они понимают один из вариантов взаимодействия политических и экономических субъектов между собой по поводу достижения ими определенных значимых целей при помощи воздействия (как правового, так и не правового) на объект взаимодействия, который также стремится достичь тех же целей. В результате этого происходят изменения в поведении взаимодействующих между собой субъектов, трансформация властных структур, а тем самым придается определенная динамика происходящим в обществе политическим и экономическим процессам. Тем самым конфликт рассматривается не в качестве «разрушительной силы», а в качестве необходимого элемента, который вызывает динамику политических и экономических систем.

33. программа социологических исследований является теоретико-методологической основой выполнения процедуры каждого исследования. Соответственно этот научный документ представляет собой изложение теоретико-методологических предпосылок (общей концепции) исследовательских операций. Последние основаны на основе цели, гипотез, правил, процедуры, технологии, логической последовательности операций с целью проверки хода исследований и их последствий.

Общая цель социологического исследования определяет содержание и структуру его программы. Целью теоретических социологических исследований является содействие решению социальных проблем путем разработки новых подходов к их изучению, а целью прикладных исследований - практическое решение поставленных социологических проблем с дальнейшим предложением конкретных способов действий в определенный срок. Теоретико-прикладные и чисто прикладные социологические исследования имеют преимущественно эмпирический характер, они являются основой исследований теорий среднего уровня (специальных и отраслевых) и высшего уровня (общеметодологических, фундаментальных).

Таким образом, программа социологического исследования имеет преимущественно две функции:

1) научно-познавательную (обеспечение теоретико-методической целостности исследования);

2) научно-организационную (обеспечение эффективной деятельности сотрудничества участников исследовательского коллектива, распределение работы между ними ради научного и научно-практического результата).

33. Теоретический-методологический) раздел включает в себя формулировку проблемы; определение объекта и предмета исследования (то есть область социальных противоречий, их спецификация); формулировка целей и последовательности решения основных задач исследования; предварительный системный анализ объекта и предмета исследования (интерпретация и операционализация основных понятий); выдвижение основных гипотез.

34. Процедурный раздел включает в себя принципиальный план последовательности проверки основных гипотез; обоснование системы выборки; описание формирования выборочной совокупности; описание основных процедур сбора и анализа первичных данных; логические схемы обработки данных; инструментарий исследование (анкеты, карточки регистрации наблюдения, вопросник интервью и т.п.); рабочий план-график выполнения этапов исследования.

35. Проблема исследования является исходным начальным пунктом всякого исследования. Она представляет собой:

1) все то, что требует исследования и решения (широкий смысл), и / или

2) объективно возникающий комплекс вопросов, решение которых представляет существенный практический или теоретический интерес (узкий смысл).

Для социолога проблема предстает в форме проблемной ситуации, как реально возникшее противоречие в развитии социума.

При выборе проблемы необходимо задуматься над той проблемной ситуацией, которая лежит в основании данной проблемы. Поскольку проблемное поле всегда бывает достаточно широким, даже у небольшого социального объекта, желательны несколько итераций ее определения (сужения).

Проблемная ситуация есть некий исходный комплекс реальных, жизненных противоречий;

Проблемная ситуация есть состояние неблагополучия, которое не получило еще должного осмысления. Она осознается, ощущается как смутное чувство непорядка («что-то не так...»);

Проблема есть результат осмысления, осознания проблемной ситуации;

Проблема - это осознанная и названная проблемная ситуация;

Это концептуальная (научная) модель проблемной ситуации.

В социологии социальные проблемы группируют в зависимости от цели исследования, носителя проблемы, масштабов ее распространенности, времени действия противоречия, его глубины.

Так, по своему «носителю» проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных социально-демографических, национальных , профессиональных, политических и иных групп, социальных институтов, производственных предприятий, государственных учреждений, заведений и т. д.

По масштабам распространенности социальная проблема носит или общесоюзный, или региональный характер (ограничена рамками города, поселка, городского района или микрорайона).

По времени действия противоречия проблема может быть краткосрочной , среднесрочной и длительной.

По глубине противоречия различают:

во-первых, проблемы одноплановые . Такая проблема затрагивает какую-либо из сторон социального явления или процесса. Например, принятие (непринятие) решения о переходе на арендные отношения (семейный подряд) и др.

во-вторых, проблемы системные, отражающие дисбаланс всей системы элементов целостного явления или процесса. Скажем, рост преступности в связи с изменением структуры отклоняющегося поведения, приобретением массового характера такими его элементами, как наркомания, проституция, рэкет.

в-третьих, проблемы, порожденные противоречиями функционального характера, то есть нарушением ранее сложившихся причинно-следственных связей социального явления или процесса.

36. Качественная репрезентативность – предполагает обеспечение в выборочной совокупности представительства всех элементов генеральной (должны быть представлены все группы).

Количественная репрезентативность – все существующие группы должны быть представлены в оптимальном количестве.

Имеются четыре основных типа выборок :

· Выборка по группам (квотированная выборка) – разновидность неслучайной выборки, участники которой выбираются на основе заранее специфицированных характеристик для каждой составляющей подгруппы, таким образом, выборка моделирует сообщество, т.к. в ней пропорционально представлены все слои, как в реальности.

· Произвольная (вероятностная) выборка – тип выборки, процесс формирования которой – произвольный, где каждый представитель сообщества имеет равный шанс быть включенным в данную выборку (таблицы случайных чисел, лотереи, механические подходы).

· Стихийный отбор – отбор по принципу добровольности и доступности (почтовые, опросы в прессе)

· Субъективная выборка – разновидность неслучайной выборки, участники которой выбраны сознательно исследователем, т.к. они отличаются от “среднего” человека, т.е. обладают особенными знаниями, занимают особые позиции в обществе, обладают незаурядными характеристиками и являются представителями другой части общества, которая важна для изучения. Также иногда применяют для обозначения данного термина понятие “целевая, преднамеренная” выборка.

Также выборка может быть разовой (участие респондентов для одного измерения) и панельной (участие респондентов в исследовании на длительный срок).

Важный показатель – ошибка выборки (погрешность) – характеризует те пределы, в рамках которых можно доверять полученным данным.

Типы и виды выборки

Процесс обеспечения репрезентативности информации в эмпирическом исследовании, т.е. достижения близкого соответствия выборочной совокупности генеральной реализуется в ходе организации выборки. Понятие «выборки» в статистике, социологии, маркетинге рассматривается в двух значениях.

Во-первых, это совокупность элементов генеральной совокупности, подлежащих изучению, т.е. выборочная совокупность.

Во-вторых, выборка - это процесс формирования выборочной совокупности при необходимом условии обеспечения репрезентативности. Выделяют различные типы выборки (отбора) и виды выборок.

Что касается типов выборок, то в принципе их выделяют три . Речь идет о самих принципах подхода к отбору единиц выборочной совокупности из
генеральной. Они могут быть следующими:

· стихийный отбор , т.е. отбор по принципу добровольности и доступности вхождения единиц генеральной совокупности в выборочную. Он используется довольно часто, в частности, в почтовых и прессовых опросах. Основной недостаток подобного отбора - невозможность качественной репрезентации генеральной совокупности. Тем не менее, стихийная выборка используется и с учетом ее экономичности, а также в некоторых исследованиях, когда формирование выборочной совокупности по-иному попросту невозможно;

· вероятностный (случайный) отбор - один из основных, используемых в социологических исследованиях. Главный принцип подобного отбора - обеспечение возможности каждой единице генеральной совокупности попасть в выборочную. С этой целью используются таблицы случайных чисел, лотерейный подбор, механический отбор;

· квотный (стратифицированный) отбор , в основе которого лежит построение качественной модели генеральной совокупности, затем - отбор единиц наблюдения в выборочную совокупность, исходя из имеющейся модели (например по слоям населения, возрастному, половому признакам и т.д.).

38. Вероятностная (случайная) выборка (Probability Samplinq) – метод формирования выборки предполагающий, что вероятность попадания в выборку каждого элемента совокупности известна и больше нуля.

Вероятностные методы включают :

Простой случайный отбор,

Систематический отбор,

Кластерный отбор,

Стратифицированный отбор.

Простой случайный отбор предполагает, что вероятность быть избранным в выборку известна и является одинаковой для всех единиц совокупности. Вероятность быть включенным в выборку определяется отношением объема выборки к размеру совокупности.

Простой случайный отбор может осуществляться с помощью следующих методов: формирование выборки вслепую и с помощью таблицы случайных чисел.

При использовании метода формирование выборки вслепую единицы совокупности в соответствием с их фамилиями, названиями или другими признаками вносятся в карточки, которые в перемешанном виде помещаются в какую-то непрозрачную емкость (ящик, коробку и т.п.). Из данной емкости кто-то случайным образом вытягивает число карточек, определяемое объемом выборки.

Другим методом вероятностного отбора является кластерный отбор , основанный на делении совокупности на подгруппы, каждая из которых представляет совокупность в целом.

39. Неслучайная (невероятностная) выборка - это способ отбора единиц, при котором мы не можем заранее рассчитать вероятность попадания каждого элемента в состав выборочной совокупности, что, разумеется, не дает возможности рассчитать, насколько правильна (репрезентативна) выборка.

По этой причине предпочтение обычно отдается вероятностной выборке, хотя иногда по условиям исследования оказывается единственно возможным про-вести неслучайную выборку.

Известны следующие разновидности неслучайной выборки: квотная выборка, метод снежного кома, метод основного массива, метод стихийного отбора.

Выделяют два основных вида неслучайного отбора:

¦ направленный отбор (другие названия - целенаправленный, целевой, выбор по усмотрению);

¦ стихийный.

Направленный отбор характеризуется выбором единиц по какому-либо заранее определенному принципу. Наиболее распространенными формами направленного отбора считаются: выбор типичных объектов (методов типичных представителей), метод «снежного кома» и выбор квотами.

40.Опрос - метод, используемый для изучения мнений, отношений или поведения индивидов .

Опрос – это метод сбора первичной информации, основанный на непосредственном (беседа, интервью) или опосредованном (анкета) социально-психологическом взаимодействии исследователя и опрашиваемого. Источником информации в данном случае служит словесное или письменное суждение человека.

Широкое использование данного метода объясняется его универсальностью, сравнительной легкостью применения и обработки данных. Исследователь в короткий срок может получить информацию о реальной деятельности, поступках опрашиваемого, информацию о его настроениях, намерениях, оценках окружающей действительности.

Одна из трудностей, с которой сталкивается исследователь, применяющий методы опроса – это обеспечение достоверности и надежности полученных данных. Информация, которую получает опрашивающий, носит субъективный характер, так как зависит от степени искренности отвечающего, его способности адекватно оценивать свои поступки и личностные качества, а также других людей, происходящие события и т.д. Поэтому данные, полученные в результате опроса, следует сопоставлять с данными, полученными другими методами (эксперимент, наблюдение, анализ документации и т.д.).

разноводности метода опроса

41. Опрос - самый распространённый метод сбора первичной информации. В каждом случае опрос предполагает обращение к непосредственному участнику и нацелен на те стороны процесса, которые мало поддаются или не поддаются вообще прямому наблюдению. Вот почему опрос незаменим, когда речь идёт об исследовании тех содержательных характеристик общественных, групповых и межличностных отношений, которые скрыты от внешнего глаза и дают о себе знать лишь в определённых условиях и ситуациях.

Две основные разновидности социологического опроса: анкетирование и интервьюирование.

При анкетировании опрашиваемый сам заполняет вопросник в присутствии анкетёра или без него. По форме проведения оно может быть индивидуальным или групповым. В последнем случае за короткое время можно опросить значительное число людей. Оно бывает также очным и заочным. Наиболее распространены формы заочного: почтовый опрос; опрос через газету, журнал.

Интервьюирование предполагает личное общение с опрашиваемым, при котором исследователь (или его полномочный представитель) сам задаёт вопросы и фиксирует ответы. По форме проведения оно может быть прямым и опосредованным, например по телефону.

Анкетный социальный опрос разделяют на следующие виды:

1. По способу общения анкетера и респондента выделяют очные и заочные соц опросы .

Заочные социальные опросы не предполагает прямого контакта между респондентов и анкетером. Это, например, почтовый соцопрос (анкета высылается по почте), прессовый соц опрос (анкета публикуется в газетах или журналах) и Интернет-опрос (анкеты размещаются на специальных ресурсах, куда респонденты целенаправленно заходят и заполняют анкеты.

Очные социальные опросы предполагают прямой контакт анкетера и респондента. К ним можно отнести раздаточный соцопрос, когда анкетер раздает анкеты респондента, а после заполнения собирает их. В этом случае анкетер выступает своеобразным инструктором, помогая респонденту правильно заполнить анкету.

2. По месту проведения анкетный опрос может подразделяться на соц опрос по месту жительства и по месту учебы или работы . В случае проведения анкетного опроса по месту работы и учебы, есть возможность провести групповой социальный опрос в коллективе.

3. По уровню стандартизации различают строго и нестрого стандартизированные соц опросы. Стандартизированность соц опроса определяется преобладанием закрытых или открытых вопросов анкеты. Чем больше в анкете содержится открытых вопросов, тем менее она стандартизирована.