). Если в рамках (ст. 122 НК РФ) контролеры вправе взыскать с плательщика штраф за неуплату налогов (а также пени), то в УК кроме штрафов указаны и более строгие наказания, вплоть до лишения свободы.
Но прежде чем разбирать конкретные статьи УК РФ, рассмотрим важные отличия между налоговой и уголовной ответственностью за уклонение от уплаты налогов, чтобы понять, при каких обстоятельствах налогоплательщик может быть привлечен именно к уголовной ответственности.
Уклонению от уплаты налогов в УК РФ посвящено сразу две статьи (ст. 198 , 199 УК РФ). Составы преступлений, предусмотренных ими, заключаются в неуплате налогов в крупном или особо крупном размере в связи с непредставлением физическим лицом / организацией налоговой декларации или иных документов, либо с включением в них ложной информации.
Преступление | Размер неуплаченной суммы | Санкции за неуплату налогов (вид наказания) |
---|---|---|
Уклонение от уплаты налогов с физического лица в крупном размере | Сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 900 тыс. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 10% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 2,7 млн. руб. | — либо принудительные работы на срок до 1 года; — либо лишение свободы на срок до 1 года |
Уклонение от уплаты налогов с физического лица в особо крупном размере | Сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 4,5 млн. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 13,5 млн. руб. | — либо штраф в размере 200 - 500 тыс. руб. или в размере зарплаты / иного дохода осужденного за период от 18 месяцев до 3 лет; — либо принудительные работы на срок до 3 лет; — либо лишение свободы на срок до 3 лет |
Уклонение от уплаты налогов с организаций в крупном размере | Сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 5 млн. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 25% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 15 млн. руб. | — либо штраф в размере 100 - 300 тыс. руб. или в размере зарплаты / иного дохода осужденного за период от 1 года до 2 лет; — либо принудительные работы на срок до 2 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет; — либо арест на срок до 6 месяцев; — либо лишение свободы на срок до 2 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Уклонение от уплаты налогов с организаций в особо крупном размере либо совершенное группой лиц по предварительному сговору | Сумма налогов, составляющая за период в пределах 3 финансовых лет подряд, более 15 млн. руб. при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 50% подлежащих уплате сумм налогов, либо превышающая 45 млн. руб. | — либо штраф в размере 200 - 500 тыс. руб. или в размере зарплаты / иного дохода осужденного за период от 1 года до 3 лет; — либо принудительные работы на срок до 5 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет; — либо лишение свободы на срок до 6 лет, возможно также с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет |
Лицо может быть освобождено от уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов по УК РФ, если (п. 2 примечания ст. 198 , п. 2 примечания ст. 199 УК РФ):
Уголовная ответственность за налоговые преступления - это не только ответственность за неуплату налогов. К уголовной ответственности также могут привлечь:
Нежелание платить обязательные исчисления в бюджет — это серьезное преступление, которое влечет за собой массу неприятностей.
Явление считается довольно распространенным , несмотря на опасность и неоправданный риск.
Чаще всего частные предприниматели и юридические организации ведут спекулятивные операции с налоговыми льготами, подают в органы налоговой службы фиктивные отчеты и скрывают свои реальные доходы.
Фактически, уклонение от обязанностей – это преступление против государства , поскольку ведет к уменьшению поступления финансов в государственный бюджет, а значит – уменьшатся социальные выплаты или другие важные обществу дотации.
Но не всегда несвоевременная подача отчетности может рассматриваться как преступление. Для того, чтобы наступила административная и уголовная ответственность, должны обязательно присутствовать следующие признаки:
В предпринимательской практике нередки случаи оплошностей по вине невнимательного хозяина или бухгалтера. Единичные случаи уклонения с дальнейшим погашением всех обязательств преступлением не считаются.
Прямые или косвенные способы кражи в целом образуют экономическое преступление.
Влияние на недобросовестных предпринимателей со стороны закона должно быть четким и ясным. Ведь от того, как уплачиваются налоги зависит благосостояние каждого жителя страны.
В этом случае в УК РФ предусмотрены следующие статьи , описывающие состав преступления:
За текущий год из всех возбуждаемых дел об уклонении от уплаты налогов лишь 33% были признанными действительно преступлениями, а 77% налогоплательщиков смогли утаить или недоплатить деньги государству.
Многие следователи уверенны, что вина этому – несовершенство действующего законодательства, ведь сейчас уголовное дело могут возбуждать лишь следователи СК РФ и то, только после тщательной проверки налоговыми органами.
Процедура очень длительная и не всегда приносит результаты. Большинство предпринимателей очень умело маскируют свою деятельность, так что в ходе обычных аудитов сложно что-то выявить.
В парламенте уже не раз поднимался вопрос об изменениях в текущем положении дел, но Российский союз промышленников и предпринимателей каждый раз настаивает на том, что любые изменения могут оказать слишком большое давление на малый бизнес.
Многие предприниматели так умело маскируются, что словить их за правонарушение практически невозможно.
Наиболее хитрые используют вполне законные методы для скрытия действительности:
Но самым «наглым» способом уклонения от уплаты налогов считается неправомерный метод, при котором ведется деятельность без государственной регистрации .
Попытки защитить свои кровно заработанные деньги – это естественное желание любого собственника в любой стране. Очень обидно, когда несовершенство системы приводит к тому, что твои доходы уменьшаются в геометрической прогрессии.
Многих мучает вопрос – а кому и за что я должен платить? Ответы на такие вопросы приводят к увеличению экономических преступлений. А причин этому можно выделить несколько:
Моральные причины порождаются самой налоговой системой. В мире есть государства, «налоговый гнет» которых просто «съедает» малый бизнес.
Доходит до того, что предприниматель работает не на себя, а на страну в которой живет. И это вызывает массу недовольства. Выхода есть два – или не работать на себя, или скрывать свои реальные доходы.
Политические игры всегда очень опасны. И тот, кто стоит у руля правления имеет практически полную свободу действий. Именно в тот момент, когда честно заработанные деньги налогоплательщиков используются государством для своих «игр», начинаются волны возмущения .
Но самое большое влияние на желание не платить налоги оказывают экономические причины. Они связаны непосредственно с финансовым состоянием самого владельца и конъюнктурой рынка в целом.
Ну а правовые причины связаны с несовершенством контролирующей системы. Если государство не может грамотно проследить за тем, где совершается преступление, а где нет, то почему бы этим не воспользоваться?
Конечно же, в первую очередь перед лицом правосудия будет отвечать директор (топ-менеджер если это организация) и главный бухгалтер. Ведь они должны осознавать, что берут на себя полную ответственность за ведение легальной и прозрачной хозяйственной деятельности.
В момент отсутствия руководителя или главного бухгалтера, люди, замещающие их, принимают на себя все права. Если преступление было совершено в этот период, и это подтверждается доказательствами, отвечать им.
В некоторых случаях к ответственности привлекаются и иные работники. Это могут быть служащие, которые готовят первичные документы для бухгалтерского учета.
Подавая заведомо ложные показания, они могут пособничать ведению незаконной деятельности. Вопрос регулируется ч.5 ст. 33 УК РФ .
Ответственность за предварительный сговор руководителя и главного бухгалтера несется согласно второй части 199 ст. УК РФ .
Возбуждать уголовное дело могут только следователи СК РФ , но только после того, как к ним будет направлено дело из налоговой инспекции.
Как показывает практика, налоговая полиция замечает только случаи, в которых неуплаченная сумма превышает 2 млн. рублей .
Все же в первую очередь, отвечает руководитель компании . Главного бухгалтера могут осудить только в том случае, если докажут, что он совершил преступление в целях собственной наживы или чтобы подвести директора. Но доказать это очень сложно и практически нереальн о.
Налоговый кодекс предусматривает введение санкций в виде штрафов . В нем прописано две статьи, касающиеся этого вопроса :
В КоАП РФ идет речь только о несвоевременной подаче отчетов и непосредственно декларации. Отвечать за это будет должностное лицо. За нарушение налагается штраф в сумме от 300 до 500 рублей.
Но больше всего санкций прописано в Уголовном Кодексе РФ .
Данные предоставим в виде следующей таблицы:
Деяние | Размер уклонения | Санкции | ||
---|---|---|---|---|
Крупный | Особо крупный | Крупный | Особо крупный | |
Уклонение от уплаты налогов и сборов физическим лицом | — более 600 тыс. руб. в течении трех лет;
— более 1800 тыс.руб. |
— более 3 млн. руб. в течении трех лет;
— более 9 млн. руб. |
— арест на срок до полугода; — лишение свободы на срок до года. |
— лишение свободы на срок до трех лет. |
Уклонение от уплаты налогов и сборов юридическим лицом | — более 2 млн руб. в течении трех лет;
— более 6 млн руб. |
— более 10 млн. руб. в течении трех лет;
— более 30 млн. руб. |
— штраф от 100 до 300 тыс.руб.;
— арест на срок до полугода; — лишение свободы на срок до двух лет. |
— штраф от 200 до 500 тыс.руб.;
— лишение свободы на срок до шести лет. |
Скрытие денежных средств или имущества, с которых уплачивается налог | Более 1,5 млн руб. | — штраф от 200 до 500 тыс.руб.;
— лишение свободы на срок до пяти лет. |
Привлечь к ответственности и взыскать штрафы нельзя одновременно. В НК РФ для этого прописаны разные периоды времени. Для начала нужно установить, что правонарушение действительно было и привлечь к ответственности.
На это дается три года . Но бывают случаи, когда организации или отдельные лица всячески препятствуют следствию. Тогда есть возможность приостановить дело.
Когда вина все же доказана, наступает период, когда необходимо уплатить штраф. На это дается два месяца. Если деньги получить не удалось, в течении полугода инспекция подает заявление в суд.
Предлагаем вашему вниманию интересное видео о том, кто и почему не платит налоги.
Исходя из анализа действующего законодательства, его доктринального толкования и правоприменительной практики, хотелось бы остановиться на наиболее актуальных вопросах, связанных с уголовной ответственностью, предусмотренной ст. 199 УК РФ, а именно:
Крупным размером в настоящей статье настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей. То есть, если налогов не уплачено на 6 (шесть) миллионов рублей, независимо от размера доли (превышение 10%), такая неуплата подпадает под ч. 1 ст. 199 УК РФ.
Санкция ч. 1 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет
Минимальная санкция по ч. 1 ст. 199 УК РФ в денежном эквиваленте предусматривает штраф до трехсот тысяч рублей. Максимальной санкцией в части лишения свободы является лишение свободы на срок до двух лет.
Диспозиция ч. 2 ст. 199 УК РФ: То же деяние, совершенное:
а) группой лиц
по предварительному сговору;
б) в особо крупном размере
(особо крупный размер — сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд
более десяти миллионов рублей
, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей).
Преступление, предусмотренное ч. 2 ст. 199 УК РФ наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.
Если действия лица могут быть квалифицированы по двум частям статьи 199 УК РФ, то лицу вменяется более тяжкое преступление, предусматривающее более строгие санкции.
Например, при имеющемся размере недоимки по налогам за период с 2011 по 2014 год, превышающей 10 млн. руб., вменятся будет более строгая ч. 2 ст. 199 УК РФ.
Необходимо отметить, что в УК существует специальная норма освобождения от уголовной ответственности. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с НК РФ .
К примеру, по ч. 1 ст. 199 УК РФ срок давности — два года со дня совершения преступления, так как это преступление небольшой тяжести.
Что касается ч. 2 ст. 199 УК РФ, срок давности — десять лет со дня совершения преступления, так как это тяжкое преступление.
Если органы предварительного следствия установят, что в уклонении преднамеренно и по предварительному сговору участвовал не только директор, но и главный бухгалтер — то в таком случае, указанные лиц могут привлечь и к солидарной ответственности, т. е. и руководителя и главного бухгалтера привлекут к ответственности по пункту «а» ч. 2 ст. 199 УК РФ за уклонение по предварительному сговору.
Наказание за данное преступление более серьезное, преступление считается тяжким и, как следствие, имеет более длительный срок давности привлечения к ответственности — 10 лет.
То есть если преступление окончено 10 октября 2016 г., привлечь бывшего руководителя и бухгалтера можно до 09 октября 2024 г. Если уклонение от уплаты налогов составляет особо крупный размер — сумму более 10 миллионов рублей в течение 3 лет подряд, при условии, что доля неуплаченных налогов превышает 20% подлежащих уплате налогов — руководителю или бухгалтеру грозит ответственность по пункту «б» ч. 2 ст. 199 УК РФ, преступление также признается тяжким и срок давности привлечения составляет 10 лет.
Слеовательно, должностные лица организаций не подлежат привлечению к уголовной ответственности за неуплату налогов в крупном размере, если со дня совершения преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 199 УК РФ, истекло два года, а по ч. 2 ст. 199 УК РФ истекли десять лет . До истечения указанных сроков сохраняется риск привлечения должностных лиц организации к уголовной ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 78 УК РФ, сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу . В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.
Стоит обратить внимание на то, что если после продажи компании выявится факт уклонения от уплаты налогов, влекущий уголовную ответственность, например, в течение двух лет со дня совершения данного преступления привлечь по ч. 1 ст. 199 УК РФ могут лицо, юридически уже не имеющее отношения к компании — в том числе бывшего руководителя.
Ответственность бухгалтера:
Совершено данное преступление может быть только с прямым умыслом, то есть лицо должно понимать противоправный характер своих действий, возможность наступления негативных последствий для государства и общества (в виде недополученных налогов), и сознательно желать их наступления.
При наличии в действиях главного бухгалтера всех вышеуказанных элементов состава преступления ему может быть вменено преступление, предусмотренное ст. 199 УК РФ.
Рассматриваются в качестве квалифицирующих признаков по ч. 2 ст. 199 УК РФ и влекут за собой более тяжелые наказания (штраф в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительные работы на срок до пяти лет, либо лишение свободы на срок до шести лет) совершение данного преступления группой лиц по предварительному сговору либо в особо крупном размере.
Хотелось бы отметить тот факт, что не следует рассчитывать на то, что уйти от ответственности в данном случае позволит статья 42 УК РФ, относящая исполнение обязательных приказа или распоряжения к обстоятельствам, исключающим преступность деяния. Во-первых, обязательность для главного бухгалтера конкретного распоряжения руководителя организации еще нужно будет доказать. Во-вторых, чаще всего они отдаются в устной форме. В-третьих, часть 2 указанной статьи прямо устанавливает, что лицо, совершившее умышленное преступление во исполнение заведомо незаконных приказа или распоряжения, несет уголовную ответственность на общих основаниях. При этом, ссылаясь на принуждение со стороны руководителя, главный бухгалтер превращает обычное преступление в преступление, совершенное группой лиц по предварительному сговору, тем самым ухудшая свое положение и свою личную ответственность.
При указанных обстоятельствах руководителю и главному бухгалтеру рекомендуется заявлять следующую позицию: главный бухгалтер не знал о том, что руководителем совершаются действия, направленные на уклонение от уплаты налогов. Представляемые главному бухгалтеру документы не содержали информации, указывающей на то, что оформленные ими сделки носят мнимый характер. Такая позиция позволит исключить квалификацию преступления, как совершенного группой лиц по предварительному сговору.
ФНС поручает территориальным органам в целях повышения эффективности взаимодействия налоговых органов и следственных органов СК РФ направлять указанные материалы с сопроводительным письмом, в котором необходимо отражать выявленные нарушения законодательства о налогах и сборах, в том числе описание схем уклонения от уплаты налогов (сборов) (при наличии), с указанием общей суммы неуплаченных налогов и сборов, а также расчет неуплаченных сумм налогов (сборов) (с разбивкой по годам и указанием доли неуплаченных сумм налогов и сборов к общей сумме, подлежащей уплате) в случае несоответствия их максимальным суммам неуплаченных налогов (сборов), предусмотренных примечаниями к ст. ст. 198 и 199 УК РФ.
Кроме того, в указанном сопроводительном письме в адрес следственных органов СК РФ необходимо сообщать информацию об участии в проведении выездных налоговых проверок сотрудников органов внутренних дел, сведения о налогоплательщике (наличие миграции, реорганизации, ликвидации и т. д.) с даты начала проверки и до даты направления материалов, а также информацию о неуплате сумм доначисленных налогов, пеней, штрафов на дату направления материалов.
В Письме ФНС России от 21.08.2012 № АС-4-2/13747 «О направлении материалов для решения вопроса о возбуждении уголовных дел в следственные органы и органы внутренних дел» содержатся некоторые дополнения. Так, уточняется, что в связи с направлением в порядке применения п. 3 ст. 32 НК РФ материалов в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных ст. ст. 198 — 199.2 УК РФ, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела должностное лицо налогового органа, направившее указанные материалы в соответствии со ст. 141 УПК РФ, является заявителем.
Заявителем всегда является физическое лицо, согласно УПК РФ. При этом не имеет правового значения, что руководитель (заместитель руководителя) налогового органа действует от имени налогового органа и во исполнение положений законодательства о налогах и сборах. Вместе с тем сопроводительное письмо оформляется на бланке налогового органа. Заявителю выдается документ о принятии сообщения о преступлении с указанием данных о лице, его принявшем, а также даты и времени его принятия (ч. 4 ст. 144 УПК РФ).
ФНС рекомендует руководителям (заместителям руководителя) налогового органа лично представлять материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, в соответствующий следственный орган: представлять материалы в следственный орган должен руководитель (заместитель руководителя) налогового органа, который принял соответствующее решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В сопроводительном письме, которым в следственные органы направляются материалы, указанные в п. 3 ст. 32 НК РФ, рекомендуется указывать правовые основания для направления материалов, просьбу о выдаче документа о принятии сообщения о преступлении, просьбу о рассмотрении материалов и об извещении заявителя о результатах рассмотрения сообщения о преступлении в соответствии с УПК РФ.
Органы внутренних дел при регистрации сообщений о преступлении руководствуются Приказом Генпрокуратуры России № 39, МВД России № 1070, МЧС России № 1021, Минюста России № 253, ФСБ России № 780, Минэкономразвития России № 353, ФСКН России № 399 от 29.12.2005 «О едином учете преступлений».
В Письме ФНС России от 29.12.2011 № АС-4-2/22500 разъяснено, в какой следственный орган направлять соответствующие материалы. ФНС рекомендует материалы, предусмотренные п. 3 ст. 32 НК РФ, направлять в следственный орган, на подведомственной территории которого находится налоговый орган, выявивший факты, позволяющие предполагать совершение нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления.
Получив подобное заявление СК РФ должен был принять решение о возбуждении уголовного дела в течение трех суток. В любом случае проверочные мероприятия по заявлению налогового органа должны были с высокой степенью вероятности затронуть должностных лиц организации-налогоплательщика. Отсутствие таких проверочных мероприятий указывает на то, что заявление в СК РФ налоговыми органами не подавалось.
Не так давно вступил в силу закон, позволяющий органам Следственного комитета РФ возбуждать уголовные дела по налоговым преступлениям без направления материалов налоговыми инспекторами.
С 2011 года в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2009 года № 383-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» к исключительной компетенции Следственного комитета РФ отнесено расследование уголовных дел о налоговых преступлениях, предусмотренных статьями 198-199.2 Уголовного кодекса РФ. Это уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации, неисполнение обязанностей налогового агента, сокрытие денежных средств либо имущества организации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взыскание налогов и (или) сборов.
Произошедшие в конце 2011 года изменения в законодательстве закрепили возможность возбуждения уголовных дел данной категории только по материалам, представленным налоговым органом.
В настоящее время введен в действие Федеральный закон от 22 октября 2014 года № 308-ФЗ «О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации», который вновь позволяет возбуждать уголовные дела о налоговых преступлениях по материалам, представленным следователю органом, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность, то есть полицией и ФСБ.
Анализ указанных выше положений приводит к выводу, что уголовное дело может быть возбуждено как по материалам, поступившим из налогового органа, так и по материалам, полученным в ходе оперативно-розыскной деятельности.
Применительно к оперативно-розыскной деятельности следует руководствоваться строгим соблюдением конфиденциальности. Не обсуждать вопросы, связанные с уплатой налогов с другими лицами, кроме существенной необходимости. Предоставлять другим лицам минимум информации. Учитывая, что сроки давности привлечения к ответственности не истекли, то оперативная информация может до настоящего времени и далее послужить основанием для проведения проверочных мероприятий и возбуждения уголовного дела.
Государственный бюджет формируется, по большей части, из налогов и сборов, полученных с граждан и . Разумеется, невыплаченные налоги пагубно сказываются на государственной казне и социальных выплатах, выдаваемых из нее.
Вот почему является общественно опасным действием и подпадает под наказания сразу по трем кодексам – Административному, Налоговому и Уголовному.
Итак, уклонение от регламентированных законом налогов влечет за собой неприятные последствия. Чем больше сумма невыплаченных пошлин и налогов, тем серьезнее наказание.
В качестве субъекта налоговых преступлений могут выступать индивидуальные предприниматели (ИП), физические и юридические лица. Мы остановимся на уклонении, предпринятом физическими лицами. Этому противоправному деянию соответствует 198 статья УК РФ.
Более подробно о преступлении уклонения от налогов физлицом расскажет следующее видео:
В 198 статье рассматривается случай уклонения от налогов, субъектом которого является физическое лицо. Для лиц, занимающих определенные должности в организации, обвиняемой в уклонении, применяют 199 статью УК.
Объектом описываемого 198 статьей деяния выступает само государство. Не уплачивая налог, субъект покушается на доходную часть бюджета страны. То есть, непосредственным предметом такого злодеяния являются сборы и налоги, взимаемые государством с физического лица.
Существует два основных пути уклонения от пошлин и налогов:
Уголовный кодекс применяется лишь тогда, когда уклонение совершено физлицом в крупном (1 часть 198 статьи) или особо крупном (2 часть) размере.
К ответственности за данный тип нарушения призывают с 16 лет, в случае, когда лицо имеет облагаемый налогом доход и не выполняет возложенных на него налоговых обязательств. Наказуемо лишь такое уклонение, которое было совершено умышленно. Про способы совершения преступлений, связанных с уклонением от уплаты налогов, читайте ниже.
Уклонение от налогов – одно из наиболее распространенных налоговых преступлений. Можно выделить несколько основных способов уклонения от налогов физическими лицами:
Чтобы обнаружить следы налогового преступления, следственная группа прибегает к экономическому, документальному и бухгалтерскому анализу. Исследованию подвергаются декларации и прочие налоговые документы. Лишь при установлении факта уклонения от уплаты налогов, а также крупному или особо крупному размеру выплат возможно применение в отношении нарушителя УК РФ.
Физическое лицо, уклонившееся от уплаты налога, может быть призвано к ответу по трем кодексам: налоговому, административному и уголовному.
Наказания, предусмотренные НК, имеют вид штрафов, что позволяет пополнить за счет нарушителя государственный бюджет. Когда размер невыплаченных налогов крупный, к данному штрафу добавляется уголовное наказание.
В НК можно выделить две статьи, посвященные уклонению от пошлин и налогов:
А теперь давайте узнаем, какова административная и уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов.
Административное наказание в виде штрафа (300 000 – 500 000 рублей) грозит лишь тем гражданам, которые занимают определенные должности в организации, не подавшей своевременно декларацию в налоговые органы.
О том, что грозит за уклонение от уплаты налогов по статье 198 УК РФ, читайте далее.
При крупном размере неуплаты налога физлицу, согласно 198 статье УК, может быть назначен до 300 000 рублей. Суд, также, может
Налоговые поступления являются важной статьей государственного бюджета, за счет которого решаются многие социальные и экономические вопросы. Налоговые отчисления представляют собой обязательные, безвозмездные и принудительные платежи, величину которых плательщики стараются уменьшить. Зачастую для этого используются различные . Как итог – государство недополучает деньги, что является нарушением экономической безопасности страны. Для нарушителей, предусматриваются меры уголовной ответственности за нарушение налогового законодательства.
Налоговые преступления рассматриваются государством как тяжкие, так как они влияют на экономическое положение страны, и могут заметно ослабить безопасность в данной сфере. Потому государство стремится максимально защитить себя от недобросовестных налогоплательщиков, и устанавливает жесткие правила относительно нарушителей.
Уклонение от уплаты налогов представляет собой ряд действий, направленных на уменьшение налоговых отчислений в пользу государства. Все они носят умышленный характер, и потому ответственность тут будет гарантированная. Государство рассматривает множество способов уклонения от уплаты. Чаще всего встречаются следующие:
Большая часть всех способов уклонения от уплаты налогов являются противозаконными, и их использование влечет за собой определенную ответственность для нарушителей.
В настоящее время недобросовестные плательщики используют следующие механизмы уклонения:
Отметим, что при обнаружении факта неуплаты налогов нарушители будут привлечены к ответственности. Впрочем, если преступление совершено впервые, а неплательщик в полном объеме погасил свою задолженность и уплатил штрафы, против него не будут использовать уголовную ответственность за неуплату налогов. Если же преступление фиксируется неоднократно, а сам нарушитель пытается уклониться от штрафов, от судебного разбирательства ему никуда не деться.
Характеристика такого преступления, как уклонение от уплаты налогов со стороны физлиц и различных фирм практически одинаковая, и не имеет особых различий. В обоих случаях объектом преступления признаются финансовые интересы государства, которое недополучает сумму налоговых взносов, и, следовательно, имеет недостаток бюджетных средств.
В качестве субъекта могут выступать граждане, достигшие 16-летнего возраста, и обладающие на момент совершения противоправного поступка дееспособностью, понимающие, что их действия лежат вне правового поля России и влекут за собой негативные последствия, а точнее уголовную ответственность за неуплату налогов. Касательно юридических лиц субъектом преступления будет должностное лицо, на которое возложена обязанность по уплате налоговых отчислений. К таковым относят руководителей компаний, а также главных бухгалтеров. Так как они являются уполномоченными сотрудниками, призванными следить за исполнением действительных норм налогового законодательства, против них будут применены более суровые методы наказания.
Субъективная сторона вопроса всегда характеризуется наличием прямого умысла. Нарушитель осознает, что его действия носят противоправный характер, и при тщательной проверке он будет нести ответственность. При этом, причины уклонения от уплаты налога государство интересовать не будут.
Объективная сторона вопроса заключается в исполнении определенных действий и поступков, целью которых является уменьшение налоговых взносов. Так как основным параметром данного нарушения является прямой умысел, законодатель понимает под уклонением от уплаты умышленные деяния, направленные на нарушение действительных налоговых принципов.
Они влекут за собой уменьшение бюджета за счет отсутствия средств, что является ударом по экономической безопасности государства.
При вынесении вердикта относительно конкретных штрафных санкций, необходимо первоначально определить сумму недоимки, то есть установить размер денежных средств, которые были недополучены бюджетом. Здесь для различных категорий плательщиков устанавливаются разные рамки.
Если виновный является физическим лицом, то для него величина недоимки составит (статья 198 УК РФ):
Для производственных компаний, фирм с различной формой деятельности квалифицирующие признаки будут следующими (статья 199 УК РФ):
Если размер ущерба, причиненного государству оценивается в меньшую сумму, уголовное судопроизводство начато не будет, а нарушителей ждет ответственность согласно действительных норм налогового и административного законодательства. Состав преступления будет установлен лишь при наличии крупного или особо крупного квалифицирующего признака.
В перечне квалифицирующих признаков имеется еще два параметра, играющих важную роль (ст.199.2 УК РФ):
Наказание для недобросовестных налогоплательщиков за уклонение от уплаты налогов может быть установлено как действующими налоговыми принципами, так и в соответствии с Административным и Уголовным кодексом страны. В первых двух случаях нарушителя будут ждать различные штрафные санкции в виде штрафов и пени. Что касается уголовного судопроизводства, то здесь меры наказания имеют более широкий характер.
Для физических лиц уголовная ответственность за налоговое преступление предусматривает следующие типы наказания:
Если нарушителем действительных налоговых принципов является юридическое лицо, уголовную ответственность за налоговые правонарушения для него определят по ст.199 УК РФ «Уклонение от уплаты налогов»:
Говоря о налоговых преступлениях, совершенных физическим лицом или организацией, невозможно не упомянуть о сроках давности. Касательно правонарушений в налоговой сфере (уклонение от уплаты налогов) государство использует два вида срока давности:
В обоих случаях устанавливается срок давности в 3 года (10 лет при наличии особых квалификационных признаков).
Однако, тут имеются некоторые нюансы и тонкости. Так, статья «уклонение от уплаты налогов» указывает, что налоговики имеют возможность приостановить течение срока давности, если появятся подозрения в намеренном затягивании процесса и уклонении в оплате штрафов. Для этого составляется специальный акт по форме КНД 1160074.