Теневая экономика — деятельность субъектов хозяйствования, которая развивается вне государственного учета и контроля.
Это сложное социально-экономическое явление, охватывающее всю систему общественно-экономических отношений, и прежде всего — неконтролируемый обществом сектор воспроизводства, где производство, распределение, обмен и потребление экономических благ и предпринимательских способностей скрываются от органов государственного управления.
Существуют разнообразные виды деятельности, которые противостоят полезному развитию экономики, наносят вред обществу и создают теневую экономику — экономику деформирующую и общественно опасную. Выявление подобных негативных образований, их блокирование и преодоление — непременное условие полноценного развития общества.
Понимание сущности теневой экономики как общественно вредной деятельности позволяет в полном объеме выявить данный сектор, увидеть внутренние связи и взаимообусловленность соответствующих явлений, что дает возможность вскрыть условия, причины и механизмы возникновения и распространения теневого сектора экономики как социально-экономического явления, присущего любой общественной формации.
Тесно переплетена с легальным и реальным сектором экономики и является ее составной частью. В своей деятельности она также пользуется услугами государства, его материально-общественными факторами, рабочей силой и т.д., не вступая при этом в экономические отношения с государством как субъектом хозяйствования.
Теневая экономика имеет два основных взаимосвязанных признака:
Термин «теневая экономика» (англ. shadow economy, underground economy, black economy) появился в начале 1970-х гг. для обозначения сокрытия доходов и антиобщественных способов их извлечения. В отечественной научной литературе использование термина связано с попыткой проанализировать всплеск «теневой» хозяйственной деятельности после введения УК СССР 1961 г.
К середине 1980-х гг. в отечественной науке и экономической практике интерес к проблеме теневой экономики значительно возрос. Это было обусловлено причинами, связанными с разрастанием неформальной экономики, криминализацией и повышением роли теневой экономики в народном хозяйстве. Масштабы нелегальных услуг становились значительными, их недоучет резко снижал достоверность их фактических и прогнозных оценок потребности населения в услугах. Исследованиям этих проблем посвящены работы А. Гурова, Т. Корягиной, А. Крылова, О. Осипенко, М. Шабановой, В. Рутгайзера, В. Силласте и др. Однако в трактовке теневой экономики преобладали криминальные тенденции, статистическая методология оценки теневой экономики практически не рассматривалась.
В период становления и развития теневая экономика соединяла в себе три укрупненных элемента: неофициальная, куда входят все легально разрешенные виды экономической деятельности, в рамках которых имеют место не учитываемые официальной статистикой производства товаров и услуг, сокрытие этой деятельности от налогообложения и т.д.; фиктивная — приписки, хищения, спекулятивные сделки, взяточничество и всякого рода мошенничество, связанное с передачей денег; подпольная — запрещенные законом виды экономической деятельности. Оценивался этот феномен как негативное явление, а как положительные могли рассматриваться аспекты, связанные с формированием новых рыночных отношений.
Со второй половины 1990-х гг. поток отечественной литературы о проблемах теневой экономики стремительно растет — ею занимаются социологи, экономисты, криминологи, статистики, историки, политологи и др.
Однако исследователями проблематики теневых экономических процессов до настоящего времени не выработано единого, общепринятого, универсального понятия теневой экономики. Криминальная, подпольная, черная, серая, вторая, незаконная, параллельная, неофициальная, деструктивная, неучтенная - вот далеко не полный перечень ее синонимов. Это многообразие обусловлено, как правило, различиями в характере решаемых авторами теоретических и прикладных задач, а также в методологии и методике исследования.
В российской и зарубежной литературе существуют различные подходы к определению явления, которое сегодня обозначается термином «теневая экономика».
Зарубежная теория и практика в понятие теневой экономики вкладывают два аспекта:
Таким образом, теневая экономика — это хозяйственная деятельность, носяшая как противоправный, так и не запрещенный законом характер: О производство товаров и оказание услуг населению за плату, которая не фиксируется в официальной статотчетности; О система экономических связей и отношений между субъектами хозяйствования и управления в сфере производства, распределения и присвоения материальных благ в личных целях.
Любая деятельность в сфере теневой экономики является преступной, но не каждая подпадает под нормы существующего законодательства. Считается, что границы понятия «экономическое преступление» в силу его условности вообще очень трудно определить в строго уголовно-правовом смысле. Следует разграничить две группы экономических преступлении.
Первая группа — это деятельность предпринимателей, вынужденных укрываться от уплаты налогов в условиях непосильного налогового бремени, которое навязывается государством. Таким образом, причиной распространения теневой экономики в широких масштабах является несостоятельность государственной власти, ее интеллектуальная непригодность, когда правила ведения законной предпринимательской деятельности вынуждают предпринимателей искать обходные пути, чтобы сохранить свой бизнес и не пополнить ряды безработных. Следовательно, государство должно привлечь весь свой интеллектуальный потенциал, чтобы разработать такие нормативные правовые акты (или законы), которые позволяли бы привлечь большинство предпринимателей в сферу законной экономики, сохраняя мотивацию труда, моральную и материальную заинтересованность. В странах с развитой рыночной экономикой удельный вес предприятий, которые ведут законную деятельность, значительно больше, чем в странах с переходной экономикой.
Вторая группа — это экономические преступления, выходящие за рамки налогового укрывательства, от которых страдает не только бюджет и его различные фонды, но и общество в целом. Торговля оружием, наркотиками, присвоение государственных средств и т.н. — все это экономические преступления, являющиеся одновременно и уголовными. Для них требуются совершенно иные меры пресечения, чем для первой группы. Незаконно нажитый капитал, отвлекая существенные финансовые ресурсы общества, провоцирует обострение финансового кризиса, подрывает экономическую среду функционирования законного капитала и, легализуясь, определяет приоритеты инвестиционной политики государства.
Исходя из вышесказанного, можно дать следующее определение:
Теневая экономика — это часть экономики, образуемая преступной (незаконной) экономической деятельностью двух типов — предпринимательской и уголовной, масштаб распространения которой зависит от уровня экономического развития страны.
Типологизация разновидностей теневой экономики (рис. 1.1, табл.1.1) по трем критериям — их связь с «белой» («первой», официальной) экономикой, а также субъекты и объекты экономической деятельности — выделяет следующие секторы теневой экономики:
Таблица 1.1. Критерии типологизации теневой экономики
Критерий |
«Беловоротничковая» теневая экономика |
«Серая» теневая экономика |
«Черная» теневая экономика |
Субъекты |
Менеджеры официального («белого») сектора экономики |
Неофициально занятые |
Профессиональные преступники |
Объекты |
Перераспределение доходов без производства |
Производство обычных товаров и услуг |
Производство запрещенных и дефицитных товаров и услуг |
Связи с «белой» экономикой |
Неотрывна от «белой» |
Относительно самостоятельна |
Автономна |
Рис. 1.1. Структура теневой экономики
«Беловоротничковая» («вторая») теневая экономика - это запрещенная законом скрываемая экономическая деятельность работников «белой» экономики на их рабочих местах, приводящая к скрытому перераспределению ранее созданного национального дохода. В основном подобной деятельностью занимаются «респектабельные люди» из руководящего персонала («белые воротнички»), поэтому эту разновидность теневой экономики также называют «беловоротничковой».
Под «беловоротничковой» преступностью, например в толковании американских федеральных судов, понимаются правонарушения, при совершении которых имеет место нанесение ущерба торговле, нарушение страховых и валютных правил, взяточничество со стороны должностных лиц, утаивание доходов от налоговых служб, растрата, мошенничество при почтовых операциях и т.д.
В целом «беловоротничковая» преступность означает, что:
«Черная» теневая экономика (экономика организованной преступности) — запрещенная законом экономическая деятельность, связанная с производством и реализацией запрещенных товаров и услуг. Это все виды деятельности профессиональных преступников, полностью исключенные из нормальной экономической жизни, поскольку они считаются несовместимыми с ней, разрушающими ее. Это не только основанное на насилии перераспределение — кражи, грабежи, вымогательство, но и производство товаров и услуг, разрушающих общество, например наркобизнес и рэкет.
В экономической литературе условно выделяют три группы субъектов теневой экономики:
Теневая экономика создается в результате серьезных упущений в управлении экономикой и законодательного хаоса.
Теневая экономика как сложное социально-экономическое явление порождена разными факторами. Их можно классифицировать в зависимости от типа экономических отношений, возникающих в условиях реформирования экономики. Одни из них связаны с ответной реакцией граждан на просчеты в хозяйственном механизме, игнорировании их нужд и потребностей. Другие- обусловлены корыстными интересами участников рынка за счет несовершенства действовавшей и складывающейся системы хозяйствования. Наконец, можно выделить причины, обусловленные развитием так называемой “черной” экономики .
Основными причинами существования и развития теневой экономики являются нестабильность и разбалансированность официальной экономики, неполнота и противоречивость законодательного регулирования, неэффективность налоговой политики государства, взяточничество чиновников. Другими причинами больших масштабов “теневой экономики” являются значительный объем расчетов наличными деньгами, прозрачность государственных границ со странами СНГ, незаконная миграция граждан .
Результатом является рост теневой экономики и криминальной экономической деятельности. Это проявляется в образовании различных видов нелегальных рынков - труда, товарных, финансовых, валютных, с помощью которых обходятся законодательные и договорные ограничения.
Причиной отказа от участия в формальном секторе может быть отсутствие доверия к институтам формальной занятости. Люди могут опасаться, что пенсии, пособия в будущем не будут выплачены в оговоренном объеме из-за возможного кризиса финансовой системы или неплатежеспособности государства .
Важное влияние на рост теневой экономики и ее криминализацию оказывает запрет на производство, обращение товаров, оказание услуг, осуществление каких-либо видов деятельности. Кроме ухода от контроля и противоправного поведения это способствует развитию различных форм организованной преступности.
Административное вмешательство в процесс ценообразования проявляется в форме принудительного установления государством максимальной или минимальной цены на товары и услуги.
Лицензирование различных видов экономической деятельности ставит частные компании в зависимость от органов власти и создает условия для извлечения государственными служащими нелегальных доходов.
В России наблюдаются и более жесткие формы государственного вмешательства. Например, возможна прямая поддержка органами власти так называемых "дружественных" компаний и подавление конкурентов с помощью необоснованного использования полномочий контролирующих и правоохранительных органов (налоговой полиции, и т.п.). Это характерно для особо прибыльных отраслей (нефтяной бизнес, строительство и т.д.). Отмечается также прямое распределение государством рынка между "дружественными" фирмами и возникновение на этой основе неформальных отношений, связанных с коррупцией государственных и муниципальных служащих, принимающих решения.
Обычно выделяют три группы факторов, которые способствуют развитию теневой экономики.
1.Экономические факторы:
· высокие налоги (на прибыль, подоходный налог и т.д.);
· переструктуризация сфер хозяйственной деятельности (промышленного и сельскохозяйственного производства, услуг, торговли);
· кризис финансовой системы и влияние его негативных последствий на экономику в целом;
· несовершенство процесса приватизации;
· деятельность незарегистрированных экономических структур.
2. Социальные факторы:
· низкий уровень жизни населения, что способствует развитию скрытых видов экономической деятельности;
· высокий уровень безработицы и ориентация части населения на получение доходов любым способом;
· неравномерное распределение валового внутреннего продукта.
3. Правовые факторы:
· несовершенство законодательства;
· недостаточная деятельность правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности;
· несовершенство механизма координации по борьбе с экономической преступностью.
Расмотренные факторы формирования теневой экономики свойственны в основном для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, для которых характерен относительно назкий уровень благосостояния населения.
Для стран с развитой экономикой они имеют несколько иную направленность. В классическом варианте к ним можно отнести большие масштабы официальной безработицы, высокие издержки производства, укороченная продолжительность рабочего дня увеличение средней продолжительности жизни, проблемы пенсионного обеспечения. В развитых странах теневое производство связано в основном с ильпользованием неконкурентной рабочей силы: иммигрантов, домохозяек, студентов, пенсионеров. Для этой категории лиц особую значимость приобретает получение любой работы, которая не связывается со степенью ее правомерности.
Причины роста теневой экономики весьма подвижны и динамичны. Их многоплановость обусловлена существованием и одновременно возникновением множества новых внутренних и внешних отношений в недрах теневой экономики, что позволяет проследить намечающиеся сдвиги в ее структуре.
Развитию теневой экономике в банковской и финансовой сфере способствуют следующие факторы:
1) Хозяйствующие субъекты обладают свободным доступом к наличным средствам клиента, этот процесс ничем не контролируется.
2) До сих пор в России не предусмотрена административная и уголовная ответственность организаций за несоблюдение условий работы с денежной наличностью и проведением кассовых операций, включая:
3) За осуществление наличных расчетов с другими организациями, если размер этих расчетов превышает установленные законодательством размеры
4) За несоблюдение условий, согласованных с кредитной организацией, касаемо использования поступающей наличности в организацию, а также ее использование без согласования с кредитной организацией
5) За препятствование проведению проверок кредитными организациями по соблюдение установленного порядка использования денежных средств
6) За неверное оформление первичных учетных документов и их отсутствие, ненадлежащее ведение бухгалтерского учета.
7) Дополнительной возможностью нарушения установленного порядка платежей является возможность организации открывать в банке множество счетов (расчетные, бюджетные, текущие, аккредитивные, ссудные, депозитные, валютные, и другие).
8) Отсутствие законодательных актов по приему в качестве залога под кредит земли и другого недвижимого имущества
9) В условиях развития электронных платежных систем имеет место отсутствие регламентированной процедуры по ее проведению
10) Отсутствие единой базы данных о лицах, причастных к экономическим преступлениям
Более 2/3 выявленных за последнее время в России нарушений в финансовой сфере являются следствием недобросовестного или неполного контроля финансового сектора со стороны банков. Треть обнаруженных нарушений законодательства приходится на махинации с валютными выплатами, а одна пятая - проведением коммерческими банками разного рода капитальных валютных операций без соответствующих разрешений Банка России.
Необходимо заметить, что Банк России, оказывает противодействие теневой экономике, используя свои функции, такие как: валютное регулирование, валютный надзор, банковский надзор и другие элементы, оказывающие максимальное противодействие незаконным сделкам. Также ведется работа по пресечению проникновения преступных капиталов на финансовый рынок страны. С целью защиты интересов банков, инвесторов и других субъектов финансового сектора, а также в соответствии с банковским законодательством и федеральным законом Банк России утвердил Положение “Об организации внутреннего контроля в банках“. Действие данного постановления распространяется на все действующие коммерческие банки и небанковские кредитные организации и полностью регламентирует порядок проведения проверок, выдачи займов и кредитов, проверку кредитоспособности клиента и остальные важнейшие элементы функционирования банка.
Глава 2.Практическая
КУРСОВАЯ
РАБОТА
по экономической
теории на тему:
«Теневая
экономика, причины,
формы проявления и
борьба с ней»
Выполнил:
студент
1 курса 106 группы
Беляева
А.Д.
Проверил:
к.э.н., доцент
Кожевникова Т.М.
Тамбов 2010
Теневая
экономика представляет собой часть
неформальной экономики, которая характеризует
совокупность хозяйственных отношений,
не отражаемых в официальной отчетности
и формальных контрактах или отражаемых
заведомо неадекватным образом. Одна часть
неформальной экономики находится на
«свету» и включает виды деятельности,
которые вписываются в действующее законодательство,
или ему не противоречат. Другая ее часть
- теневая экономика вступает в противоречия
с существующими законодательными установлениями.
Актуальность
выбранной темы заключается в том, что
теневой сектор экономики существует
во всех странах, хотя его масштабы и сферы
могут существенно отличаться. В период
мирового кризиса происходит бурный рост
масштабов теневой экономической деятельности.
Так, по прогнозам в России она составляет
49 % ВВП, и ее уровень, безусловно, будет
расти.
Степень
разработанности
проблемы
. Вопросам определения роли
и характеристик теневой экономической
деятельности экономических агентов посвящен
ряд работ зарубежных и отечественных
исследователей. Так, проблемы и объемы
теневого сектора исследуют К.Боулдинг,
Г. Беккер, П. Гутман, А. Рос, К. Харт, Ф. Шнайдер.
Возникновение теневых отношений в результате
чрезмерного давления государства на
предпринимательство изучает Э. де Сото.
Теневые аспекты экономики советского
периода освещаются в работах Г. Гроссмана,
Д. Кауфмана, А. Калиберда.
Таким
образом, цель исследования
- это
изучение теневой экономики как явления,
определение ее макроэкономических последствий
и методов борьбы с ней.
Для
достижения указанной цели необходимо
решить следующие
задачи
:
1.1
Факторы, способствующие
развитию
теневой
экономики
В
различных подходах к изучению проблемы
возникновения теневой экономики
исследователи называют многообразные
факторы, способствующие этому. Но традиционно
к основным факторам развития теневой
экономики ученые относят следующие:
1. Высокий
уровень налогообложения. Данный фактор
признается одним из самых значимых, стимулирующих
рост и активизацию теневой экономики.
Он оказывает свое воздействие в странах
с любым типом рыночной экономики. Вместе
с тем его действие в каждой стране имеет
свои особенности. Например, в США особое
влияние на развитие теневого сектора
оказывают высокие ставки подоходного
налога. В России распространению практики
сокрытия доходов способствуют высокие
ставки отчислений в фонды социального
страхования и высокие ставки налога на
добавленную стоимость.
Официально
доля всех налоговых поступлений
в России была в пореформенное
время на уровне 33 % ВВП. Это было
почти столько же, сколько и
в США, но гораздо меньше по сравнению,
к примеру, со скандинавскими странами
(в Швеции на тот момент - 61 %). В
Европе налоговая нагрузка сейчас постоянно
растет: отчисления из заработной платы,
составлявшие в начале 70-х годов
27 %, сегодня преодолели в Европе
отметку в 42 %. В Греции, Италии, Бельгии
и Швеции самые высокие налоги
в Европе (72-78 %). В этих же странах
наиболее развитый теневой сектор.
В то же время развитые страны с
наименьшим уровнем налогового бремени
- США и Швейцария (41,4 % и 39,7 % соответственно)
- имеют относительно небольшой теневой
сектор.
Как известно,
налоговое изъятие свыше 50 % прибыли
лишает предприятие стимула для
дальнейшей активной деятельности. По
оценке западных экспертов, из-за прямых
и косвенных налогов 55 % всех предприятий
переходят в теневой сектор.
2.
Завышенная регламентация экономики.
Этот фактор проявляется, в основном, в
следующих действиях государства: запрет
на обращение каких-либо товаров или услуг;
административное вмешательство в процесс
ценообразования; чрезмерная власть бюрократии,
слабая контролируемость бюрократических
решений. Результатом этого является рост
теневой экономики. Это проявляется в
образовании различных видов нелегальных
рынков - труда, товарных, финансовых, валютных,
с помощью которых обходятся законодательные
ограничения. В частности, изыскиваются
возможности игнорировать или, по крайней
мере, обходить трудовое законодательство,
которое устанавливает минимальные ставки
заработной платы, предельную продолжительность
сверхурочных работ, условия использования
труда подростков, пенсионеров, женщин,
иностранных рабочих.
3.
Значительные масштабы госсектора
в экономике. Значительные масштабы
государственного сектора в экономике
порождают отношения, связанные с распределением
бюджетных ресурсов в форме и прямых и
косвенных дотаций, субсидий, льготных
кредитов среди государственных предприятий.
Это является питательной основой для
формирования сектора неформальных, и
часто криминальных отношений, связанных
с распределением ресурсов. На основе
безвозмездного или льготного распределения
бюджетных ресурсов формируются контролируемые
предпринимательские структуры, создаваемые
с целью незаконного присвоения этих ресурсов,
прокручивания их (присвоения инфляционного
дохода), легализации, инвестирования,
перевода за рубеж. Таким образом, эффективность
деятельности государства является важнейшим
фактором, определяющим масштабы теневой
экономики.
4.
Экономическая нестабильность, кризисное
состояние экономики. Уход экономики
в "тень" является следствием общего
состояния экономики. При плачевном состоянии
официальной экономики работа в ее теневом
секторе может иметь множество преимуществ.
С другой стороны, кризисное состояние
экономики вынуждает предпринимателей
искать более привлекательные ниши для
своей деятельности. Одной из них и является
теневой сектор.
5.
Незащищенность прав собственности
порождает у предпринимателей психологию
временщика. Соответствующее хозяйственное
поведение исходит из того, что если права
собственности могут быть рано или поздно
нарушены и существующее законодательство
и правоприменительная практика отнюдь
не гарантируют их надежную защиту, надо
использовать имеющиеся возможности по
максимуму. Если можно избежать уплаты
налогов, максимизировать всеми способами
свою прибыль, то это надо делать.
6.
Неблагоприятный социальный фон.
Растущая безработица, поток беженцев,
невыплаты заработной платы и т. д. являются
прекрасной "питательной средой"
для теневой экономики. Люди, потерявшие
работу или не получающие долгими месяцами
заработную плату, соглашаются на все
условия нелегальной, теневой занятости:
отношения с работодателем подчас основываются
только на устной договоренности, никакие
больничные и отпускные не оплачиваются,
увольнение возможно без всяких социальных
гарантий и тем более без предупреждения
и т. д.
Для работодателей
такие отношения более чем
выгодны: работники оказываются
весьма заинтересованными в том,
чтобы теневой бизнес "хозяина"
оставался таковым; работодатели обладают
неконтролируемой властью над наемными
работниками; прямые финансовые выгоды
заключаются уже в том, что
никаких налогов на фонд оплаты труда
платить не надо и т. д.
7.
Политическая нестабильность. Этот
фактор также, как и "незащищенность
прав собственности", стимулирует и
развивает психологию временщика. Так
как неизвестно, что будет завтра, все
средства хороши для приумножения капитала.
Важно отметить, что если в периоды политической
нестабильности теневая экономика развивается
очень динамично, то официальная, напротив,
замирает. Причем ее объем уменьшается
не только за счет "затенения",но
и по причине элементарного свертывания
деятельности"до лучших времен".
В зависимости от развития рыночных отношений,
состояния экономики в целом причин существования
теневой экономики будет больше или меньше,
степень влияния разных из них будет варьироваться.
Также на развитие теневой экономики влияют
экономическая свобода, граничащая со
вседозволенностью деформация морально
этических требований.
8.
Экономическая безопасность. Фактор,
на наш взгляд, наиболее существенный.
Теневая экономика, проникшая во все поры
экономического организма, усиленно разлагает
и подрывает его. От этого экономика становится
рыхлой и небезопасной. Из этого вытекает
следующий фактор.
9.
Национальная безопасность. При слабой
экономической безопасности не может
быть сильной национальной безопасности.
1.2 Основные причины коррумпированности экономики
Причины
теневой экономики многообразны.
Их выделяют в шесть основных групп: антропологические,
экономические, социальные, правовые,
социокультурные, политические.
Первая
группа причин связана с двойственной
природой человека. Недаром религиозные
учения исходят из того, что человек является
ареной
борьбы
добра и зла, где добро не всегда
побеждает. Личный интерес часто
приходит в противоречие с интересами
общества. Побудительная сила
эгоистических
мотивов может перекрывать существующие
ограничители человеческой деятельности,
зафиксированные в морали, традициях и
праве. В этом случае человек нарушает
сложившийся в обществе порядок, что может
повлечь деструктивные последствия для
социальной жизни.
Ко
второй группе причин, порождающих теневую
экономику, мы относим экономические факторы.
По своей сущностной природе рыночное
хозяйство носит стихийный характер. Известно,
что для рыночной экономики характерно
неравномерное развитие различных секторов,
инфляция, резкие колебания обменных курсов
и т.п. Все это является благоприятной
почвой для преступлений. Теневая составляющая
усиливается, когда государство не может
регулировать эти явления и создавать
благоприятные условия для функционирования
предпринимательства. В периоды кризисов,
когда нарушается зыбкое равновесие рыночного
хозяйства, теневая экономика получает
дополнительный толчок для своего развития.
В
третью группу причин мы выделяем факторы
социального характера. Российская власть
в последние годы столкнулась с рядом
обострившихся социальных проблем, главной
из которых явилась социальная дифференциация
общества. В теневую экономику вовлекались
представители малоимущих и маргинальных
слоев - молодежь, безработные, рабочие-мигранты
и т.п. По своей численности они составили
наиболее массовую прослойку участников
теневой экономики. Основная часть непосредственных
исполнителей собственно преступных
экономических действий также формируется
и этой среде.
К
четвертой группе факторов, объясняющих
феномен теневой экономики, мы относим
несовершенство правовой базы предпринимательства.
Дело в том, что экономический процесс
даже в промышленно развитых странах всегда
обгоняет правовую основу предпринимательства.
Государственное законодательство обычно
отстает от новых реалий экономической
жизни. Поэтому совершенствование правовой
базы носит перманентный характер. Противоречия
между быстро меняющимися условиями рыночного
хозяйства и существующей законодательной
базой позволяют теневой экономике использовать
прорехи, которые образуются в правовой
сфере.
В
пятую группу факторов мы включаем все,
что можно считать слабой этической основой
предпринимательства. Особо хотелось
бы выделить противоречия между законодательством
и морально-этической составляющей предпринимательства.
Конечно, сами законы во многом отражают
морально-этические ценности определенного
времени. Однако интересы государства,
реализуемые в законодательстве, не всегда
совпадают с интересами большинства общества,
а подчас находятся в противоречии с ними.
Наконец
шестую группу факторов, влияющих на формирование
теневой экономики, образуют противоречия
в политической системе. Одним из принципиальных
аспектов здесь является вопрос об отношениях
власти и крупного капитала. Известно,
что их слияние усиливает олигархию, существование
которой придает качественно новые черты
теневой экономике. Дело не только в том,
что под давлением финансовых и промышленных
магнатов власть принимает законы, создающие
благоприятные условия для свободы экономической
деятельности олигархов. Более широким
негативным последствием становится то,
что подобные действия полностью подрывают
принципы социальной справедливости.
Государственная казна недополучает огромное
количество средств, малый бизнес оказывается
в еще более неравноправном положении.
Многие сделки олигархи заключают в тени
кабинетов власти. С точки зрения закона
они мало уязвимы, но по существу эти деяния
следует относить к разделу теневой экономики.
Слабость политической власти является
основной причиной коррупции государственного
чиновничества, которая в свою очередь
ведет к гипертрофированным масштабам
теневой экономики.
Таким
образом, наличие целого ряда причин, порождающих
теневую экономику, позволяет говорить
о ней как об одной из подсистем рыночного
хозяйства. Теневая составляющая всегда
присутствовала и, по-видимому, будет в
какой-то мере присутствовать и хозяйственной
жизни. Однако важно видеть принципиальное
различие между реальными причинами теневой
экономики и причинами се роста или, напротив,
угасания в определенные исторические
периоды.
Сугубо
крими-
нальные
элементы
«теневой
экономики»
(5-25% от
общего
числа)
и их рабочая сила
«Теневики-хозяйственники»
(предприниматели,
коммерсанты
ит.п.)
Наемные
работники с неформальной
занятостью,
а также мелкие и средние
государственные
служащие, в доходах которых
до 60% составляют
взятки
Рис. 1. Структура
«теневой экономики»
ГЛАВА
2. ФОРМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ
ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ
2.1 Определение теневой экономики и формы ее проявления
Теневая
экономика представляет собой часть
неформальной экономики, которая характеризует
совокупность хозяйственных отношений,
не отражаемых в официальной отчетности
и формальных контрактах или отражаемых
заведомо неадекватным образом. Одна часть
неформальной экономики находится на
«свету» и включает виды деятельности,
которые вписываются в действующее законодательство,
или ему не противоречат. Другая ее часть
- теневая экономика вступает в противоречия
с существующими законодательными установлениями.
По
уровню и степени легальности
осуществляемой деятельности теневая
экономика подразделяется на неофициальную,
фиктивную, криминальную.
Неофициальная
(«серая») экономика охватывает легальные
виды деятельности, чаще в сфере услуг
(например, медицинская помощь на дому
и т. д.), доходы от которой сокрыты от налогообложения.
Фиктивная
(«беловоротничковая») - распространена
в сфере управления хозяйственной деятельностью
на разных уровнях, особенно в; странах
с развитым государственным сектором.
Для фиктивной экономики характерны приписки,
мошенничество, хищение материальных
ресурсов.
Криминальная
(«черная») экономика включает запрещенную
законом деятельность (наркобизнес, заказные
убийства и похищения людей, контрабанда,
производство фальшивых денежных знаков
и т. д.).
Разграничение
типов теневой экономики весьма
условно. Зачастую они пересекаются,
имея общий интерес - получение
дополнительного дохода за пределами
правового поля.
Теневая
экономика обладает следующими системными
свойствами:
всеобщностью;
целостностью;
связью с внешней средой, проявляющейся
в процессе взаимодействия с ней через
тесное переплетение с официальной экономикой
посредством легальных хозяйствующих
структур, а также с институтами государства
и общества;
структурностью, заключающейся в
наличии устойчивых связей и отношений
внутри теневой экономики, обеспечивающих
ее целостность и тождественность самой
себе, т.е. способностью к сохранению ее
основных свойств при различных внутренних
и внешних изменениях; иерархичностью
(как частный случай структурности) -
расположения частей |и элементов теневой
экономики как целого в порядке от высшего
к низшему;
способностью к самоорганизации и
непрерывному развитию, органичному включению
в мировые экономические связи
(посредством, например, широкого
использования офшорных компаний организованными
структурами, функционирующими в
теневой экономике); целенаправленностью
и наличием универсального механизма
функционирования, заключающихся в общности
типовых приемов и способов достижения
целей функционирования (особенно
наиболее опасном секторе теневой экономики
- в нелегальном, или криминальном, бизнесе);
наличием в одном целом двух противоположных
начал конструктивного (производительный
сектор) и деструктивного (криминальный
сектор).
2.2 Сферы теневой экономики
Первая
крупная сфера теневой экономики
- это государственное производство
и управление бюджетными средствами, полностью
освобожденное от контроля со стороны
общества политической силой государства.
Государство
представляет собой общественный институт,
призванный защищать безусловно ассоциированные
цели, выражающиеся либо в стремлении
сохранить общество от уничтожения, либо
в попытках обеспечить его наиболее прогрессивное
развитие. Однако, существуя как институт
власти, государство порождает и свои
специфические цели, не являющиеся выражением
ассоциированных потребностей, что было
подмечено еще Н. Бакуниным, который писал,
что любые политические деятели всегда
будут смотреть на парод "...с высоты
"государственной": они будут представлять
уже не народ, а себя и свои "притязания"
на управление народом".
Похожую
оценку государству как экономическому
субъекту дает
Я. Корнай:
"На самом деле любая правительственная
организация склонна без удержу тратить
деньги граждан. Нужно приложить большие
усилия, чтобы воспрепятствовать этим
сильным тенденциям" 2 . В тех же
случаях, когда государство выступает
субъектом собственности, существующие
в нем названные тенденции способны реализоваться
в полной мере. Конечно, для этого необходимо
соблюдение ряда условий, важнейшее из
которых - вывод собственных затрат за
пределы общественного контроля.
В
рамках названной теневой сферы
можно выделить различные по политической
роли, но становящиеся в условиях полного
отсутствия общественного контроля
одинаково бесполезными с экономической
точки зрения участки производства,
а точнее - участки затрат:
Таким
образом, рассмотренная сфера государственного
теневого производства и управления
представляет собой сложнейшую систему
политических институтов, пронизывающую
практически все формы деятельности. Главным
результатом функционирования этого крупнейшего
производственного образования являются
колоссальнейшие потери общества, в котором
происходит уменьшение внутренних источников
финансирования экономики, поскольку
вместо того чтобы реализовывать проекты,
направленные
на приумножение источников финансирования
и как следствие - на стимулирование
экономического роста, государство
фактически выбрасывает свои ресурсы
на ветер и тем самым подрывает экономическую
базу страны.
Ко второй крупной сфере теневой
экономики следует отнести так называемое
неформальное производство, подпольную,
или вторую, экономику. Чаще всего данную
сферу теневой экономики представляют
формы производственной деятельности,
которые вызваны к жизни наличием в обществе
потребности в них. Причем эта потребность
носит естественный характер, т.е. обусловлена
природой человека. Эта деятельность обычно
противоречит установкам политических
институтов, господствующих в обществе,
т.е. противоречит целям государства и
его органов. Последнее обстоятельство
вынуждает субъектов, выполняющих данные
виды работ, скрывать свою деятельность.
Очевидно,
что и в первой и во второй сферах
теневой экономики имеет место подмена
подлинной общественной оценки неким
ее суррогатом. В этом общность двух выделенных
сфер, их генетическое родство. Причиной
отсутствия подлинной общественной оценки
является в обоих случаях деятельность
органов государственной власти. Но есть
и существенное различие.
Наиболее
распространенным участком такого производства
является личное подсобное хозяйство.
Вообще личное подсобное хозяйство
относить к теневой сфере у
нас не принято. Между тем оно
практически по всем своим признакам соответствует
критериям теневой экономики, Во-первых,
личное подсобное хозяйство осуществляется,
как правило, на приусадебных или так называемых
дачных участках, что делает проблематичным
использование современных технологий.
Этот факт обусловливает значительное
превышение удельных издержек (чаще всего
затрат труда), а будучи рассмотренным
с общественной точки зрения, означает
потери общественного труда. Другими словами,
затраты на производство этой части (хотя
и необходимого) продукта объективно превышают
общественно необходимые, т.е. имеет
место по сути дела квазиоценка, в основе
которой лежит такой парадокс, как сознательное
наращивание собственных затрат. Отметим
также, что в США, например, среди населения,
проживающего за городом, но не относящегося
к категории фермеров, не принято, кроме
цветов и деревьев, выращивать что-либо
на своем участке, а иногда и просто поддерживать
вид "дикой природы", в первую очередь
по причине нерациональности использования
своего свободного времени для производства
продуктов питания, имеющихся в магазинах.
Таким
образом, личное подсобное хозяйство
практически в полном объеме подпадает
под определенные нами критерии теневого
производства.
Однако
не только сельскохозяйственное производство
на приусадебном участке следует, по нашему
мнению, считать подсобным хозяйством.
К нему с полным основанием можно отнести
практически все виды работ, выполняемых
в домашних условиях, поскольку здесь
также создается необходимый продукт
в форме тех или иных жизненных ценностей.
Причем величина этого продукта (и это
принципиально важно) сравнима с той частью,
которая является результатом работы
в официальном производстве. В конечном
счете с экономической точки зрения не
важно, где и когда создается продукт.
Важно, что без него жизнь современного
человека не может быть признана полноценной.
А это означает, что по своему содержанию
продукт является необходимым. Но в части
своей деятельности по производству этого
продукта человек как бы выключен из системы
общественного производства, что дает
нам основания считать ведение домашнего
хозяйства составной частью теневой экономики.
Возможно,
что такой вывод покажется натяжкой,
поскольку данная сфера деятельности
существовала всегда и везде, да и в настоящее
время она существует практически во всех
странах. Однако нельзя рассматривать
домашнее хозяйство членов общества в
отрыве от всей системы производства в
той или иной стране. И в этом смысле мы
должны констатировать определенную специфичность
нашей экономической действительности.
Реальная продолжительность необходимого
рабочего времени в обществе значительно
превышает его официально признанную
величину. Растягивается это время за
счет работы в личном хозяйстве или на
других работах, необходимости выполнения
которых есть только одно объяснение -
нужда.
Теневая экономика как совокупность неучтенных и противоправных видов хозяйственной деятельности включает такие сегменты, как неформальная, криминальная и фиктивная экономика.
Размеры и динамика теневою сектора экономики зависят от государственного вмешательства в хозяйственные процессы (уровень налогообложения, эффективность налогового администрирования), от способности государства предоставлять общественные блага (охрана правопорядка, защита собственности, гарантия выполнения контрактов), а также от состояния экономики и общества в целом (теневая экономика разрастается в периоды кризисов и особенно резкого изменения общественных отношений).
Для оценки масштабов теневой экономики используются следующие основные подходы: монетаристский, «палермо», анализ занятости и метод технологических коэффициентов.
— это вся хозяйственная деятельность, не зарегистрированная официально уполномоченными органами.
Определяющими признаками теневой экономики являются уклонение от официальной регистрации сделок и предприятий или умышленное искажение условий их выполнения (функционирования).
В состав теневой экономики входят следующие сегменты.
Неформальная экономика («серый рынок») — в принципе законные экономические операции, масштаб которых скрывается или занижается хозяйствующими субъектами, как, например, трудовой наем без оформления, нерегистрируемые ремонтно-строительные работы, репетиторство, сдача в аренду недвижимости и другие способы уклонения от налогов.
Криминальная экономика («черный рынок») — экономическая деятельность, запрещенная законом в любой экономической системе и в подавляющем большинстве стран: наркобизнес, контрабанда, проституция, рэкет и др.
Фиктивная экономика - предоставление взяток, индивидуальных льгот и субсидий на основе организованных коррупционных связей.
На рубеже веков теневая экономика была эквивалентна в развитых странах в среднем 12% ВВП, в странах с переходной экономикой — 23, в развивающихся — 39, а по отношению к мировому валовому продукту ее доля составляла около 20%. В отдельных развитых странах масштабы неформального сегмента теневой экономики составляли (% ВВП): в Италии — 27,4, Испании — 23,4. Германии — 15, Японии — И, США — 9.
Удельный вес теневого сектора в СССР в 1973 г., по оценке, составлял 3-4% ВВП, что в принципе характерно для стран с тоталитарными режимами. Однако по мере углубления кризиса этого режима его доля выросла к 1990 г. до 12% ВВП. Переход к рыночной экономике в России, как и в других странах ЦВЕ и СНГ, сопровождался ростом теневого сектора, удельный вес которого, по официальным данным российской статистики, которая исчисляет его только но неформальной экономике, возросло 25% ВВП в 1997 г., но затем наметилась тенденция к его снижению — до 19% в 2001 г. Тем не менее в российской экономике не всегда
можно провести ясную разграничительную линию между бизнесом легальным и нелегальным, так как даже многие крупнейшие компании стоят одной ногой в официальной экономике, другой — в неофициальной.
Основными причинами существования и роста теневой экономики являются:
Государственное вмешательство в экономику . Считается, что удельный вес теневого сектора прямо зависит от степени государственною регулирования, тяжести налогового бремени и эффективности налогового администрирования, а также от масштабов коррупции и организованной преступности. Уход в «тень» нередко вызывается громоздким бюрократическим механизмом регистрации бизнеса (так, в конце 90-х гг. для регистрации фирмы в России было необходимо получить согласие 54 инстанций, а в Финляндии — 5). Другой причиной является нежелание или невозможность уплаты чрезмерно высоких, по мнению экономических агентов. налогов. Так, в России во второй половине 90-х гг. фирмы при соблюдении законов должны были уплачивать в виде налогов свыше половины вновь созданной стоимости, что для начинающих предпринимателей было особенно нетерпимо в условиях «первоначального накопления капитала». Уклонению от налогов способствовала и слабость налогового администрирования. Фирмы могли получить индивидуальные налоговые льготы или погашать свои обязательства перед государством «по договоренности», т.е. платили столько, сколько считали нужным. Характеризуя причины существования теневой экономики, следует учитывать национальную специфику, например уходящую в далекое прошлое традицию недоверия государству в Италии.
Кризисное или депрессивное состояние национальной экономики, которое влечет за собой рост безработицы и снижение жизненного уровня широких слоев населения. Часть пострадавшего от кризиса населения пытается заняться малым предпринимательством, но при наличии высоких административных барьеров (установленных властями правил, соблюдение которых выступает обязательным условием ведения хозяйственной деятельности, например получения лицензии на занятие данным видом бизнеса) и других трансак- ционных издержек при входе на рынок эти предприниматели вынуждены вступать в теневые отношения, например вести свое дело без официальной регистрации.
Ломка общественных отношений, особенно переход от одной экономической системы к другой, ведет к тому, что экономический кризис переплетается с кризисом социальным и моральным, что ведет к разрастанию криминального сегмента теневой экономики, что и происходило в России в 90-е гг. Как показывает опыт ряда стран с переходной экономикой, по мере кристаллизации рыночных отношений и преодоления системного кризиса криминальная составляющая теневой экономики ослабевает.
Теневая некриминальная экономика выполняет в рыночной и особенно переходной экономике следующие функции.
Неофициальная («серая») экономика позволяет повысить конкурентоспособность товаров и услуг, поскольку экономит на налоговых изъятиях. Доходы от теневой деятельности, не облагаемые налогами, позволяют повысить жизненный уровень вовлеченных в нее слоев населения. В переходной Экономикс России 90-х гг. теневые некриминальные доходы, включая не учитываемую официально заработную плату «в конверте», были, по меньшей мере, сопоставимы по величине с легальной заработной платой. Создавая новые рабочие места и источники доходов, неофициальная экономика выполняет, особенно в условиях экономического кризиса, функцию социального стабилизатора, сглаживает чрезмерное неравенство доходов, уменьшает социальное напряжение в обществе.
Криминализация хозяйственной деятельности создает серьезную угрозу стабильности общества. Массовое уклонение от уплаты налогов порождает хронический бюджетный кризис, что и произошло в России во второй половине 90-х гг. и явилось одной из главных причин финансового кризиса 1998 г. Теневой сектор в своей некриминальной части нередко характеризуется низким техническим уровнем, что ведет к деквалификации занятой в нем рабочей силы (например, когда на ремонтно-строитель- ных работах были заняты высококвалифицированные инженеры и рабочие, чьи специальности не были востребованы в новых условиях).
Для определения масштабов теневой экономики используются четыре основных подхода:
монетаристский: исходит из допущения, что в теневой экономике расчеты ведутся исключительно наличными, главным образом крупными купюрами. Поэтому в соответствии с этим подходом показателями роста теневой экономики считается повышение удельного веса наличных денег в денежном агрегате М2 и доли банкноте высоким номиналом в общем объеме денежного обращения. На основе этого подхода власти СССР провели в январе 1991 г. денежную реформу, включавшую обмен крупных по номиналу банкнот в трехдневный срок в целях изъятия таким путем нелегальных капиталов;
«палермо» (итальянский метод) основан на сравнении величины заявленного дохода с объемом покупок товаров и получения платных услуг в масштабах страны или региона, а также отдельных лиц. Отсюда стремление властей, в том числе и в России в конце 90-х гг., установить контроль над крупными покупками (например, недвижимости, драгоценностей, акций и др.);
анализ занятости позволяет предположить, что сохраняющийся длительное время высокий уровень незарегистрированной безработицы свидетельствует о наличии широких возможностей для занятости в теневом секторе;
метод технологических коэффициентов заключается в сопоставлении данных о динамике потребления электроэнергии и представленных в официальные органы сведений о производстве товаров и оказании услуг. В России в 90-х гг. декларируемое производство товаров и услуг снизилось более чем на 40%, а потребление электроэнергии — всего лишь на 25%, что косвенно указывало на рост теневого сектора.
Поскольку масштабы и структура теневого сектора во многом зависят от экономической политики государства, а разрастание этого сектора, несмотря на краткосрочные выгоды, наносит существенный ущерб обществу, органы власти должны стремиться свести его до безопасных размеров. Важную роль в этом играет вывод из «тени» неформального сегмента теневой экономики. Для этого уплата налогов участниками этого сегмента должна восприниматься ими как получение от государства социально значимых услуг (обеспечение через суд выполнения контрактов, безопасность личности и имущества, развитие социальной инфраструктуры и т.д.). С этой целью задачей государства является создание благоприятного климата для легальной предпринимательской деятельности: снижение административных барьеров, установление приемлемого уровня налогообложения. обеспечение соблюдения экономическими агентами контрактных обязательств, гарантирование частной собственности и др. В России в начале 2000-х гг. был проведен ряд реформ в этом направлении: упрошена процедура регистрации новых фирм, снижена ставка налога на прибыль предприятий (с 35 до 24%), введен ряд льгот для малого бизнеса.
Большие налоги, различные ограничения и жадность заставляет людей вести свой бизнес в тени, чтобы обойти законы и получать сверхприбыль. Теневой бизнес приносит существенный урон государственной экономике и с ним необходимо вести активную борьбу.
Деятельность, развивающая неподконтрольно и без государственного учета, называется теневой экономикой. Существует ряд причин, которые провоцируют ее появление. Понятие и сущность теневой экономики изучается уже много лет, а определение и блокировка нелегальной деятельности являются важным условием для полноценного развития общества и страны. Использовать термин начали в 1970 году.
Теневая экономика имеет плотные и вполне легальные связи с реальным сектором экономики, а еще она использует государственные услуги, например, рабочую силу или разные общественные факторы. Такая противоправная деятельность помогает получать огромную прибыль, которая не облагается налогами и направлена исключительно на собственное обогащение.
Выделяют несколько типов теневой экономики, которые формируют некую структуру:
О том, что нелегальная и скрытая от государства деятельность негативно влияет на уровень жизни человека и на общее положение самой страны, знают многие, но при этом мало кто понимает, что теневая экономика, как социально-экономический феномен имеет собственные преимущества. Если сравнить плюсы и минусы подобной деятельности, то недостатки существенно перевешивают чашу весов.
Многие страны ведут активную борьбу с этой проблемой, поскольку она негативно влияет на многие процессы и развитие общества.
Как уже говорилось, положительных сторон у незаконной деятельности немного, но они есть:
Уже упоминалось, что эти два понятия взаимосвязаны и их называют социально-экономическими близнецами. Сущность теневой экономики и коррупции схожи в причинах, целях и других факторах.
К основным факторам, которые провоцируют появление нелегальной деятельности, относят:
Незаконный бизнес является разрушительным явлением, которое негативно влияет на всю экономическую систему государства. Чтобы понять, почему теневая экономика это плохо, нужно взглянуть на перечень негативных последствий.
Справиться с неофициальной деятельностью очень сложно, учитывая масштабность распространения. Борьба с теневой экономикой должна быть комплексной и касаться разных аспектов.
Нелегальные виды бизнеса тщательно изучаются экономистами, что обуславливает наличие разной литературы на эту тему.