Субъекты управления экономической безопасностью страны. Субъекты и объекты экономической безопасности

Объектами экономической безопасности являются:человек и гражданин – благосостояние, удовлетворение потребностей и уровень жизни;общество – поступательное развитие, сохранение и приумножение духовных, морально-этических, культурных, исторических, интеллектуальных и материальных ценностей, информационного пространства, сохранение окружающей среды;государство – суверенитет, независимость, эффективность и рост национальной экономики, решение социальных задач, конкурентоспособность.Субъектами обеспечения экономической безопасности являются:

· Президент Украины;

· Верховная Рада;

· Кабинет Министров;

· Рада Национальной безопасности и обороны;

· Национальный банк;

· министерства и центральные органы власти;

· суды общей юрисдикции;

· прокуратура;

· местные органы государственной власти и органы местного самоуправления;

· СБУ, СВР, ГПС ГТС;

· граждане и общественные организации.

54.Внутренние угрозы безопасности России в экономической сфере.

Во внутриэкономической сфере безопасность обусловлена природными, технико-технологическими, инфраструктурными, социальными и другими факторами макро- и микроэкономического развития, внутренним иммунитетом и внешней защищенностью от разного рода дестабилизирующих и деструктивных воздействий.

К внутренним факторам, представляющим угрозу экономической безопасности, относятся:

Унаследованная от прошлого структурная деформированность экономики;

Низкая конкурентоспособность национальной экономики, вызванная отсталостью технологической базы

большинства отраслей, высокой энергоемкостью и ресурсоемкостью;

Высокий уровень монополизации экономики;

Высокий уровень инфляции;

Недостаточная развитость и устойчивость объектов инфраструктуры;

Слабая степень разведанности минерально-сырьевой базы и недостаточные возможности вовлечения

ресурсов в хозяйственный оборот;

Ухудшение состояния научно-технического потенциала страны, потеря ведущих позиций на отдельных

направлениях научно-технического развития, в том числе и в результате "утечки мозгов" за рубеж и в

другие сферы деятельности, утрата престижности интеллектуального труда;

Вытеснение отечественных товаропроизводителей, особенно потребительских товаров, с внутреннего

рынка зарубежными фирмами;

Тенденции регионального сепаратизма и высокий уровень отраслевого лоббизма при принятии

управленческих решений;

Низкая инвестиционная активность;

Предпочтение текущих расходов в ущерб капитальным;

Потенциальная угроза возникновения социальных конфликтов, в том числе из-за несовершенства

механизма оплаты труда, роста безработицы, стратификации населения, снижения качества и уровня

образования;

Несовершенство правового законодательства, монопольное положение и недобросовестность действий

ряда экономических субъектов на внутреннем и внешнем рынке, их низкая правовая дисциплина;

Низкая финансовая и договорная дисциплина агентов Рынка;

Криминализация экономики и коррупция в области Управления экономикой;

Массовое сокрытие доходов и уклонение от уплаты Налогов;

Незаконный перевод финансовых средств за границу.

К числу внутренних угроз социальной стабильности общества и в конечном счете экономической безопасности относится рост безработицы. Этот процесс, негативный сам по себе, вызывает особую тревогу тогда, когда безработица приобретает массовый и застойный характер. Конфликтность ситуации обостряется и тем, что растущая безработица накладывается на специфическую российскую ментальность населения. Она резко усиливает дискомфортность в положении людей, служит питательной средой для роста преступности. Работать эффективно и производительно становится невыгодным и малопривлекательным. А это уже серьезная угроза экономической безопасности страны.

55. Социально-экономическая ситуация в России как опасность для страны.

Социальные опасности весьма многочисленны. К ним относятся различные, в том числе и узаконенные, формы насилия (войны, вооруженные конфликты, террористические акты, массовые беспорядки, репрессии и пр.), криминал (бандитизм, воровство, мошенничество, шарлатанство и т. д.), употребление веществ, нарушающих психическое и физическое равновесие человека (алкоголь, никотин, наркотики, лекарственные препараты), суициды (самоубийства) и пр., способные нанести ущерб здоровью и жизни человека.Социальные опасности в рассматриваемом контексте могут быть также классифицированы по определенным признакам.

1. По природе, связанные: с психическим воздействием на человека (шантаж, мошенничество, воровство, шарлатанство и т. д.); с физическим насилием (войны, вооруженные конфликты, массовые беспорядки, разбой, бандитизм, терроризм, захват заложников и пр.); с употреблением веществ, которые негативно действуют на психическое и физическое состояние организма человека (наркомания, алкоголизм, курение); с массовыми заболеваниями (СПИД, венерические заболевания, инфекционные заболевания и т. д.); с суицидами.

2. По масштабам событий: локальные, региональные, национальные, глобальные.

3. По организации: случайные, преднамеренные.

4. По половозрастному признаку: характерные для детей, молодежи, женщин, пожилых людей и пр.

56. Основные направления государственного участия в обеспечении безопасности в сфере предпринимательства.

При выработке концепции защиты следует в первую очередь исходить из того, что конечной целью применения любых мер противодействия угрозам является защита персонала, материальных и финансовых средств и информационных ресурсов от нанесения им материального и морального ущерба в результате случайных или преднамеренных действий.По целям защитные мероприятия должны обеспечивать: предупреждение появления угроз; выявление возможных направлений и степени нарастания опасности; обнаружение реальных действий, приносящих ущерб предпринимательству; пресечение разглашения и утечки информации и несанкционированного доступа к ней; ликвидацию последствий неправомерного получения информации и ее использование злоумышленниками.Защитные меры, обеспечивающие экономическую безопасность предпринимательства, можно рассматривать как объектовые, групповые и индивидуальные, а по характеру – активные и пассивные средства и мероприятия.Обеспечение экономической безопасности предпринимательства можно классифицировать следующим образом: по целям действий – предупреждение, выявление, обнаружение, пресечение и ликвидация последствий; по направлениям обеспечения – правовая, организационная и инженерно-техническая защита; по видам угроз – разглашение, утечка, несанкционированный доступ; по объектам – территория, здания, помещения, аппаратура; по уровням охвата - объектовая, групповая, индивидуальная; по видам объектов – персонал, материальные и финансовые ценности, информация; по характеру – активные и пассивные. В предпринимательской среде следует разграничивать формированные группы и объединения по принципу их защищенности.Однако главным в безопасности предпринимательства являются экономические рычаги по возмещению ущерба и предотвращению негативных последствий для организации бизнеса. В этом заключается основной смысл обеспечения экономической безопасности предпринимательства от противоправных действий. А если так, то поддержание правопорядка в экономической сфере заключается в развитии судебной системы с ведущей ролью арбитражных судов. Только арбитражные суды, а не административные и другие внешнеэкономические меры могут воссоздать нормальный правопорядок в экономике и сделать предпринимательство цивилизованным.
57. Пути и средства обеспечения экономической безопасности.

К числу факторов, которые определяют уровень экономической безопасности России большинство исследователей относят: 1) Геополитическое и экономико-географическое положение России; 2) Экономическую и военно-политическую мощь России; 3) Ориентацию институциональной системы страны на поддержание важнейших отраслей национальной экономики; 4) Приоритеты экономической политики России в отношении социально-экономической и экологической сферы, обеспечивающие достижение европейских стандартов качества жизни населения страны; 5) Параметры отраслевой и региональной структур ВВП; 6) Условия, определяющие принципы функционирования национальной экономики в составе международных организаций; 7) Наличие резервов стратегически важных материальных благпервого и высшего порядков в объемах, достаточных для обеспечения экономической безопасности в условиях форс-мажорных обстоятельств.Основой обеспечения экономической безопасности России является постоянная, целенаправленная деятельность государства по созданию необходимых условий: 1) для поддержания конкурентных преимуществ ведущих отраслей российской экономики на внешних и внутренних рынках; 2) для достижения европейского (международного) уровня и качества жизни населения страны, в том числе с учетом противодействия «экологической экспансии».

58.Основные виды внешних угроз современной России.

Основные внешние угрозы:развертывание группировок сил и средств, имеющих целью военное нападение на РФ или ее союзников;территориальные претензии к Российской Федерации, угроза политического или силового отторжения от РФ отдельных территорий;осуществление государствами, организациями и движениями программ по созданию оружия массового поражения;вмешательство по внутренние дела Российской Федерации со стороны иностранных государств или организаций, поддерживаемых иностранными государствами;демонстрация военной силы вблизи границ РФ, проведение учений с провокационными целями;наличие вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников очагов вооруженных конфликтов, угрожающих их безопасности;чрезвычайная ситуация военная конфликтнаянестабильность, слабость государственных институтов в приграничных странахнаращивание группировок войск, ведущее к нарушению сложившегося баланса сил вблизи границ Российской Федерации или границ ее союзников и прилегающих к их территории морских водах;расширение военных блоков и союзов в ущерб военной безопасности Российской Федерации или ее союзников;деятельность международных радикальных группировок, усиление позиций исламского экстремизма вблизи российских границ;ввод иностранных войск (без согласия Российской Федерации и санкции Совета Безопасности ООН) на территории сопредельных и дружественных России государств;вооруженные провокации, включая нападения на военные объекты Российской Федерации, расположенные на территории зарубежных государств, а также на объекты и сооружения на Государственной границе Российской Федерации или границах ее союзников;действия, препятствующие работе российских систем государственного и военного управления, обеспечению функционирования стратегических ядерных сил, предупреждению о ракетном нападении, противоракетной обороне, контролю космического пространства и обеспечению боевой устойчивости войск;действия, затрудняющие доступ России к стратегически важным транспортным коммуникациям;дискриминация, подавление прав, свобод и законных интересов граждан Российской Федерации в зарубежных государствах;распространение оборудования, технологий и компонентов, используемых для изготовления ядерного и других видов оружия массового поражения, а также технологий двойного назначения, которые могут использоваться для создания ОМП и средств его доставки.

59.Условия обеспечения безопасной и эффективной интеграции России в мировую экономику.

Для обеспечения экономически безопасной интеграции России в мировую экономику государству, развивая специальные институты, необходимо завершить:

Формирование оптимальной структуры экспорта, предполагающей значительное повышение в нем удельного веса и объемов товаров с высокой степенью переработки, высококачественных классных услуг;- исходя из имеющихся конкурентных преимуществ, выявление и целенаправленное освоение наиболее перспективных для российского экспорта товарных ниш страны на мировом рынке, концентрацию основных усилий и средств для достижения рыночного успеха, а также всемерное развитие производственной кооперации, инжиниринга и лизинга;

Достижение благоприятного торгового режима в отношениях с зарубежными странами и их торгово-экономическими организациями и союзами;

Обеспечение доступа российских предприятий в качестве экспортеров и импортеров на мировые рынки машин, оборудования и технологий, информации и капитала, к транспортным коммуникациям, в том числе на рынках с высокой степенью монополизации или защищенных протекционистскими мерами;

Долгосрочное регулирование валютно-финансовых проблем во взаимоотношениях как со странами и международными организациями-кредиторами, так и с государствами-должниками


60. Объекты опасного информационного воздействия.

Объектами опасного информационного воздействия и, следовательно, информационной безопасности могут быть:сознание, психика отдельных людей и их сообществ (если выделить социальные объекты информационной безопасности, то таковыми являются личность, коллектив, общество, государство, мировое сообщество);информационно-технические системы различного масштаба и назначенияЕсли объектом такого воздействия является сознание людей, то речь идет о разглашении государственных тайн, вербовке агентов, специальных мерах и средствах по обеспечению подслушивания, медикаментозных, химических и др. воздействиях на психику с целью "развязать язык" и заставить что-то забыть, использовании детекторов лжи и т.д. Информационную безопасность от воздействий данного вида осуществляют органы цензуры, службы обеспечения секретности, контрразведка и другие субъекты информационной безопасности.

Если же информация выводится из технических систем, то речь идет о технической разведке или шпионаже (перехвате телефонных разговоров, радиограмм, сигналов других систем коммуникации), проникновении в компьютерные сети, банки данных и т.д. Подобного рода деятельностью занимается, например, Агентство национальной безопасности США, затрачивая на это около 15 млрд.долл. в год. Противодействуют технической разведке органы контрразведки, структуры, занимающиеся теорией и практикой защиты компьютерных средств, систем связи и т.д.


61.Проблемы конфиденциальности и достоверности информации в Интернете.


62. Способы и методы защиты информационных ресурсов.

Обеспечение безопасности информации требует сохранения следующих её свойств:- целостности;

Доступности;

Конфиденциальности.

Целостность информации заключается в её существовании в неискажённом виде, т. е. неизменном по отношению к её исходному состоянию. Под целостностью информации понимается свойство информации сохранять свою структуру и/или содержание в процессе передачи и хранения.

Доступность - свойство, характеризующее способность информации обеспечивать своевременный и беспрепятственный доступ пользователей к интересующим их данным.

Конфиденциальность - свойство, указывающее на необходимость введения ограничений на доступ к ней определённого круга пользователей, а также статус, предоставленный данным и определяющий требуемую степень их защиты. Методы обеспечения информационной безопасности весьма разнообразны.Сервисы сетевой безопасности представляют собой механизмы защиты информации, обрабатываемой в распределённых вычислительных системах и сетях. Инженерно-технические методы ставят своей целью обеспечение защиты информации от утечки по техническим каналам - например, за счёт перехвата электромагнитного излучения или речевой информации. Правовые и организационные методы защиты информации создают нормативную базу для организации различного рода деятельности, связанной с обеспечением информационной безопасности. Теоретические методы обеспечения информационной безопасности, в свою очередь, решают две основных задачи. Первая из них - это формализация разного рода процессов, связанных с обеспечением информационной безопасности. Так, например, формальные модели управления доступом позволяют строго описать все возможные информационные потоки в системе - а значит, гарантировать выполнение требуемых свойств безопасности. Отсюда непосредственно вытекает вторая задача - строгое обоснование корректности и адекватности функционирования систем обеспечения информационной безопасности при проведении анализа их защищённости. Такая задача возникает, например, при проведении сертификации автоматизированных систем по требованиям безопасности информации.


63. Основные категории источников, обладающих конфиденциальной информацией. Комплексность характера системы защиты информации.


64. Виды комплексной защиты конфиденциальной информации.


65. Сущность техногенных опасностей, характер их воздействия на человека.

. ТЕХНОГЕННАЯ ОПАСНОСТЬ - состояние, внутренне присущее технической системе, промышленному или транспортному объекту, реализуемое в виде поражающих воздействий источника техногенной чрезвычайной ситуации на человека и окружающую среду при его возникновении, либо в виде прямого или косвенного ущерба для человека и окружающей среды в процессе нормальной эксплуатации этих объектов.

Потенциальная опасность – угроза общего характера, не связанная с пространством и временем. Например, в выражениях «шум вреден для человека», «углеводородные топлива пожаро-взрывоопасны» говорится только о потенциальной опасности для человека шума и горючих веществ. Наличие потенциальных опасностей находит свое отражение в аксиоме: «Жизнедеятельность человека потенциально опасна». Аксиома предопределяет, что все действия человека и все компоненты среды обитания, прежде всего технические средства и технологии, кроме позитивных свойств и результатов, обладают способностью генерировать травмирующие и вредные факторы. При этом любое новое позитивное действие человека или его результат неизбежно приводят к возникновению новых негативных факторов.

Реальная опасность – конкретная угроза воздействия на человека, она координирована в пространстве и во времени.

Пример. Движущаяся по шоссе автоцистерна с надписью «Огнеопасно» представляет реальную опасность для человека, находящегося около автодороги. Как только автоцистерна ушла из зоны пребывания человека, она превратилась в источник потенциальной опасности по отношению к этому человеку.

Реализованная опасность – факт воздействия реальной опасности на человека и/или среду обитания, приведший к потере здоровья или к летальному исходу человека, к материальным потерям. Если взрыв автоцистерны привел к ее разрушению, гибели людей и/или возгоранию строений, то это реализованная опасность. Реализованные опасности принято разделять на происшествия, чрезвычайные происшествия, аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Происшествие – событие, состоящее из негативного воздействия с причинением ущерба людским, природным и материальным ресурсам.

Чрезвычайное происшествие (ЧП) – событие, происходящее кратковременно и обладающее высоким уровнем негативного воздействия на людей, природные ресурсы и материальные ресурсы. К ЧП относятся крупные аварии, катастрофы и стихийные бедствия.

Авария – происшествие в технической системе, не сопровождающееся гибелью людей, при котором восстановление технических средств невозможно или экономически нецелесообразно.

Катастрофа – происшествие в технической системе, сопровождающееся гибелью или пропажей без вести людей.

Стихийное бедствие – происшествие, связанное со стихийными явлениями на Земле и приведшее к разрушению биосферы, техносферы, к гибели или потере здоровья людей.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) – состояние объекта, территории или акватории, как правило, после ЧП, при котором возникает угроза жизни и здоровью для группы людей, наносится материальный ущерб населению и экономике, деградирует природная сфера.

Все опасности реальны тогда, когда они могут воздействовать на конкретные объекты (объекты защиты). Объекты защиты, как и источники опасностей многообразны. Каждый компонент окружающей среды может быть объектом защиты от опасностей. В порядке приоритета к объектам защиты относятся: человек, сообщество, государство, природная среда (биосфера), техносфера и т.д. Основное, желаемое состояние объектов защиты безопасное. Оно реализуется при полном отсутствии воздействия опасностей. Состояние безопасности достигается также при условии, когда действующие на объект защиты опасности снижены до предельно допустимых уровней воздействия.


66. Причины негативных воздействий техносферы на человека.

Техносфера - это регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми в технические и техногенные объекты, т. е. среда населенных мест. Одним из источников экологических бедствий являются техногенные аварии и катастрофы , так как при них, как правило, происходят наиболее значительные выбросы и разливы загрязняющих веществ. Зонами наиболее высокого риска загрязнения окружающей среды вследствие техногенных аварий и катастроф являются промышленные районы, а также крупные города и мегаполисы. Крупнейшие аварии и катастрофы, произошедшие в последние десятилетия в России и за рубежом, наряду с гибелью людей, огромным материальным ущербом, как правило, причиняли невосполнимый ущерб окружающей природной среде, экологическим системам ряда регионов и территорий. Экологические последствия техногенных аварий могут проявляться годами, десятками и даже сотнями лет. Они могут быть разнообразными и многогранными. Особенно опасными являются аварии на радиационно опасных объектах.

67.Требования к производственному оборудованию в вопросах безопасности.

Общие требования безопасности к производственному оборудованию установлены ГОСТ 12.2.003-74. В них определены требования к основным элементам конструкции, органам управления и средствам защиты, входящим в конструкцию производственного оборудования любого вида и назначения.

Специфические особенности производственного оборудования учитываются по каждому его виду отдельными стандартами.

Основными из общих требований являются следующие. Производственное оборудование должно быть безопасно при монтаже, эксплуатации и ремонте как отдельно, так и в составе комплексов и технологических схем, а также при транспортировании и хранении. Оно должно быть пожаровзрывобезопасным. Все это рассчитывается на обеспечение безопасности в течение всего срока службы оборудования.

Все виды производственного оборудования должны охранять окружающую среду (воздух, почву, водоемы) от загрязнения выбросами вредных веществ выше установленных норм.

Непременным условием является обеспечение надежности, а также исключение опасности при эксплуатации в пределах, установленных технической документацией. Нарушение надежности может возникнуть в результате воздействия влажности, солнечной радиации, механических колебаний, перепада давлений и температур, агрессивных веществ, ветровых нагрузок, обледенения и т. п.

Материалы, применяемые в конструкции производственного оборудования, не должны быть опасными и вредными. Не допускается использование новых веществ и материалов, не прошедших проверки на пожаробезопасность. Установленные требования к производственному оборудованию обеспечиваются выбором принципов действия, конструктивных схем, безопасных элементов конструкции и т. п.; применением в конструкции средств механизации, автоматизации и дистанционного управления; применением в конструкции средств защиты; выполнением эргономических требований; включением требований безопасности в техническую документацию по монтажу, эксплуатации, ремонту, транспортированию и хранению.

Составные части оборудования должны исключать возможность их случайного повреждения, вызывающего опасность.

Конструкции производственного оборудования, имеющего газо-, паро-, пневмо-, гидро- и другие системы, выполняются в соответствии с требованиями безопасности, действующими для этих систем.

Конструкция оборудования должна исключать возможность случайного соприкосновения работающих с горячими (> + 45 °С) и переохлажденными частями.

Выделение и поглощение оборудованием тепла, а также выделение им влаги в производственных помещениях не должны превышать предельно допустимых концентраций в рабочей зоне.

Конструкция производственного оборудования должна предусматривать защиту от поражения электрическим током, включая случаи ошибочных действий обслуживающего персонала, а также исключать возможность накопления зарядов статического электричества в опасных количествах.

При полном или частичном прекращении подач энергоносителя (электрического тока, жидкости в гидросистемах, сжатого воздуха и т. п.) к приводам этих устройств рабочие органы производственного оборудования, а также захватывающие, зажимные и подъемные устройства не должны представлять опасности.

Конструкция производственного оборудования должна обеспечивать исключение или снижение до регламентированных уровней шума, ультразвука, вибрации, а также вредных излучений.

К основному оборудованию для обеспечения его безопасности при эксплуатации и защиты обслуживающего персонала дополнительно предусматривают защитные устройства . Их можно подразделить на специальные иобщие .

Специальные защитные устройства объединяют защитные устройства от радиоактивных излучений, электрического тока, проявлений атмосферного электричества и т. п., предусматриваемые при проектировании оборудования.

Общие защитные устройства включают ограждения, блокировки, тормоза и другие приспособления.

Требования техники безопасности к специальным защитным устройствам приведены в соответствующих разделах книги. Они являются наиболее совершенными средствами защиты работающих от воздействия опасных и вредных факторов.

Общие защитные устройства предназначаются для ограждения движущихся или опасных для прикосновения частей механизмов и приборов, исключая возможность доступа к ним; блокировки ограждений с электродвигателем, а также приборами для его пуска и защиты; приспособлений, обеспечивающих безопасность пуска и надежность останова механизмов, приборов сигнализации безопасности.


68.Человеческий фактор в обеспечении безопасности в системе «человек - машина».

Человеческие факторы представляют собой характеристику человека (или группы людей) и машины (или технические системы), проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия в системе «человек - машина», функционирование которой определяется достижением поставленной цели. Человеческие факторы имеют отношение прежде всего к тому аспекту этого взаимодействия, который определяется деятельностью человека. Правильное сочетание способностей человека и возможностей машины существенно повышает эффективность систем «человек - машина» и обусловливает оптимальное использование человеком технических средств в соответствии с их назначением. Учёт человеческие факторы является неотъемлемой частью проектирования, создания и эксплуатации машин и технических систем, необходимым условием повышения производительности труда и качества продукции. Наиболее полно такой учёт осуществляется при проектировании деятельности человека в системах «человек - машина». Проектирование конкретного вида деятельности предусматривает исследование внутренних средств деятельности человека (его опыта, знаний, навыков, восприятия, мышления, памяти и т.д.) и согласование их с внешними средствами (документами, алгоритмами, инструментами, органами ручного управления и т.д.) в соответствии с основной целью функционирования создаваемой системы. На основе разработанного проекта формируют требования к техническим средствам системы, которые используются человеком для осуществления этого вида деятельности.

Различают понятия «Человеческие факторы» и «личный фактор». В отличие от Человеческие факторы, понятие «личный фактор» (введённое в связи с изучением ошибочных действий человека, влекущих за собой аварии на производстве и транспорте) включает индивидуальные характеристики человека безотносительно к характеристикам технических средств, с которыми он взаимодействует. Человеческие факторы - сравнительно новое понятие, возникшее в связи с изучением и проектированием систем «человек - машина» как функционального целого

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Экономическая безопасность

Заключение

Введение

Понятие «экономическая безопасность» отражает способность соответствующих политических, правовых и экономических институтов государства защищать интересы своих ключевых субъектов в рамках национальных хозяйственных традиций и ценностей.

Проблемы обеспечения экономической безопасности России как непременного условия ее возрождения привлекают к себе все более пристальное внимание политических деятелей, ученых, самых широких слоев населения.

Признание экономической безопасности важнейшим видом безопасности позволило отнести обеспечение экономической безопасности к приоритетному направлению деятельности государства и общества. Экономическая безопасность может быть обеспечена только при условии эффективного правового и государственного регулирования. Система норм, регулирующая отношения в области обеспечения экономической безопасности, не является целостной, поскольку отсутствует ряд норм, призванных регулировать важнейшие общественные отношения в данной области. Объект - экономическая безопасность. Предмет - предмет, цели, содержание экономической безопасности. Цель - изучить и проанализировать предмет, цели, содержание экономической безопасности.

Раскрыть понятие, предмет, содержание экономической безопасности;

Рассмотреть трактовку экономической безопасности в официальных документах правительства России;

Изучить доктрину «экономической безопасности» в России;

Проанализировать пути повышения экономической безопасности Челябинской области.

1. Экономическая безопасность

Жизнь и деятельность народа, государства развертываются в различных сферах, и в каждой из них возможно действие неблагоприятных факторов, опасностей и угроз, нарушающих нормальную жизнь человека, общества и государства. В содержательном плане выделяются следующие виды (сферы) его деятельности: экономическая, социальная, политическая, военная, экологическая, правовая, технологическая, культурная, интеллектуальная, информационная, демографическая, психологическая и многие другие.

Государство защищает свои интересы, свою территорию, свое население от внешних и внутренних угроз.

Угрозу безопасности государства можно сформулировать как возможность такого развития событий, которое будет создавать (или создает) опасность существованию государства, его политической и экономической независимости.

Каждое государство заинтересовано в наличии стабильной внутренней политической обстановки, в создании внутригосударственного климата, способствующего нормальному развитию всех сфер деятельности общества и личности. Политическая безопасность - это состояние защищенности геополитической жизни страны. Цель политической безопасности определяется типом государства. Сущность политической безопасности определяется возможностью проводить независимую внешнюю и внутреннюю политику и решать вопросы государственного устройства.

Военная безопасность - это способность защитить суверенитет, территориальную целостность и население страны от внутренних и внешних угроз. Военная безопасность включает в себя следующие сферы: государственные границы, вооруженные силы, сдерживание, военное образование, военная наука и военная промышленность.

Проблемы национальной экономической безопасности все чаще становятся предметом изучения представителей различных наук. Ученые предлагают собственные дефиниции, определяют сущностные признаки этого сложного общественного явления, раскрывают возникающие социальные связи между смежными понятиями и явлениями. Однако в рассматриваемой сфере еще много «темных пятен». До сих пор нет единства мнений среди исследователей данной проблемы по определению основных понятий, что порождает на практике значительные трудности в применении законодательства об экономической безопасности. Поэтому начинать надо с разработки понятийного аппарата.

Легальное определение понятия «экономическая безопасность» можно обнаружить в Федеральном законе от 13 октября 1995г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности». В соответствии со ст.2 названного Закона экономическая безопасность представляет собой состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Следовательно, состояние экономики - главный признак экономической безопасности.

Поэтому в сжатом виде можно сказать, что национальная экономическая безопасность есть состояние защищенности основных национальных экономических интересов от внутренних и внешних угроз.

Важно подчеркнуть, что такие понятия как «условия», «факторы», «соотношение» характеризуют экономическую безопасность с разных точек зрения. Так, условие есть среда (окружение), в которой протекает (реализуется) экономическая безопасность. Различают экономические, геополитические, экологические, правовые и иные условия. Фактор выступает причиной, движущей силой экономической безопасности. Соотношение экономических интересов понимается как их взаимное отношение, расположение относительно друг друга.

Экономическая безопасность характеризуется уровнем развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества, государства, наличием полезных ископаемых, развитой инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы и системы ее подготовки, а также характером интеграции в систему мировых хозяйственных связей.

Объектами экономической безопасности являются:

экономическая система страны: производители и продавцы продукции, работ и услуг;

природные богатства страны - сельскохозяйственные угодья, леса, реки, озера, моря, шельф, полезные ископаемые.

Субъекты экономической безопасности - это:

функциональные и отраслевые министерства и ведомства;

налоговые и таможенные службы;

банки, биржи, фонды и страховые компании;

производители и продавцы продукции, работ и услуг;

общества защиты прав потребителей.

В России доктрина экономической безопасности одобрена и введена Указом Президента РФ от 29 апреля 1996г. № 608 «Государственная стратегия экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения)». Во исполнение положений данного Указа 27 декабря 1996г. было принято Постановление Правительства РФ № 1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)». В этих документах определены цель и объекты государственной стратегии экономической безопасности, дана характеристика угроз экономической безопасности России, сформулированы критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности, описаны механизмы и меры экономической политики, направленные на обеспечение экономической безопасности. Без обеспечения экономической безопасности практически невозможно решить ни одну из задач, стоящих перед страной, как во внутригосударственном, так и на международном уровне». Вышеуказанным Постановлением Правительства РФ на ряд федеральных органов исполнительной власти (Министерство финансов РФ, Совет Безопасности РФ и др.) возложена ответственность за разработку количественных и качественных параметров критериев экономической безопасности, мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих возникновение угроз экономической безопасности, по проведению исследований для выявления тенденций и возможностей развития угроз и поиск оптимальных путей их преодоления. При этом система экономической безопасности должна выявлять ситуации, при которых фактические или прогнозируемые параметры экономического развития выходят за пределы пороговых значений, разрабатывать меры по их преодолению, проводить экспертизу принимаемых нормативно-правовых актов, государственных решений по финансово-хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности России.

2. Трактовка экономической безопасности в официальных документах правительства России

В Федеральном законе от 13 октября 1995 г. №157-ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» в ст. 2 было указано, что экономическая безопасность - состояние экономики, обеспечивающее достаточный уровень социального, политического и оборонного существования и прогрессивного развития Российской Федерации, неуязвимость и независимость ее экономических интересов по отношению к возможным внешним и внутренним угрозам и воздействиям. Эта формулировка является, к сожалению, очень декларативной, поскольку многие ее компоненты не допускают однозначной трактовки.

В ныне действующих нормативно-правовых актах четкого определения понятия «экономическая безопасность» России не существует, но есть указания на угрозы и критерии этой безопасности.

Во втором разделе Указа Президента РФ от 29 апреля 1996 г. №608 «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положениях)» к наиболее вероятным угрозам экономической безопасности Российской Федерации, на локализацию которых должна быть направлена деятельность федеральных органов государственной власти, были отнесены следующие четыре.

1. Увеличение имущественной дифференциации населения и повышение уровня бедности, что ведет к нарушению социального мира и общественного согласия.

Достигнутый относительный баланс социальных интересов может быть нарушен в результате действия следующих факторов:

Расслоение общества на узкий круг богатых и преобладающую массу бедных, не уверенных в своем будущем людей;

Увеличение доли бедных слоев населения в городе и деревне, что создает социальную и криминальную напряженность и почву для широкого распространения относительно новых для России негативных явлений - наркомании, организованной преступности, проституции, и, тому подобного;

Рост безработицы, чреватый социальными конфликтами;

Задержки выплаты заработной платы, остановка предприятий и так далее.

2. Деформированность структуры российской экономики, обусловленная такими факторами, как:

Усиление топливно-сырьевой направленности экономики;

Отставание разведки запасов полезных ископаемых от их добычи;

Низкая конкурентоспособность продукции большинства отечественных предприятий;

Свертывание производства в жизненно важных отраслях обрабатывающей промышленности, прежде всего в машиностроении;

Снижение результативности, разрушение технологического единства научных исследований и разработок, распад сложившихся научных коллективов и на этой основе подрыв научно-технического потенциала России;

Завоевание иностранными фирмами внутреннего рынка России по многим видам товаров народного потребления;

Приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции, как с внешнего, так и с внутреннего рынка;

Рост внешнего долга России и связанное с этим увеличение расходов бюджета на его погашение.

3. Возрастание неравномерности социально-экономического развития регионов. Важнейшими факторами этой угрозы являются:

Объективно существующие различия в уровне социально-экономического развития регионов, наличие депрессивных, кризисных и отсталых в экономическом отношении районов на фоне структурных сдвигов в промышленном производстве, сопровождающихся резким уменьшением доли обрабатывающих отраслей;

Нарушение производственно-технологических связей между предприятиями отдельных регионов России;

Увеличение разрыва в уровне производства национального дохода на душу населения между отдельными субъектами Российской Федерации.

4. Криминализация общества и хозяйственной деятельности, вызванная в основном такими факторами, как:

Рост безработицы, поскольку значительная часть преступлений совершается лицами, не имеющими постоянного источника дохода;

Сращивание части чиновников государственных органов с организованной преступностью, возможность доступа криминальных структур к управлению определенной частью производства и их проникновения в различные властные структуры;

Ослабление системы государственного контроля, приводящее к расширению деятельности криминальных структур на внутреннем финансовом рынке, в сферах приватизации, экспортно-импортных операций и торговли.

На сегодняшний день многие из этих угроз продолжают действовать, некоторые нейтрализованы, но вместе с тем появились и новые.

Критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности Российской Федерации, разработаны в Указе Президента РФ от 29 апреля 1996 г. №608 и Постановлении Правительства РФ от 27 декабря 1996 г. №1569 «О первоочередных мерах по реализации Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основных положений)».

В перечень критериев экономической безопасности Российской Федерации согласно этим документам входят:

1. Способность экономики функционировать в режиме расширенного воспроизводства.

2. Зависимость экономики от импорта важнейших видов продукции и продовольствия, производство которых на необходимом уровне может быть организовано в стране.

3. Уровень внешнего и внутреннего долга и возможности его погашения.

4. Обеспеченность экономики стратегическими ресурсами и эффективность государственного контроля их обращения.

5. Уровень бедности, имущественной дифференциации населения и безработицы, максимально допустимые с позиции социально-экономической стабильности общества.

6. Устойчивость финансовой системы.

7. Рациональная структура внешней торговли.

8. Доступность для населения образования, культуры, медицинского и социального обслуживания, пассажирского транспорта и массовых видов связи, а также жилья и коммунальных услуг.

9. Поддержание научного потенциала страны и сохранение отечественных научных школ, обеспечение эффективного функционирования особо важных объектов науки.

10. Сохранение единого экономического пространства и межрегиональных экономических отношений, обеспечивающих соблюдение общегосударственных интересов, исключающих развитие сепаратистских тенденций.

11. Обеспечение необходимого уровня государственного регулирования экономических процессов с целью формирования условий для нормального функционирования рыночной экономики.

В Указе Президента РФ «О Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации»1996 г. подчеркивается также, что для реализации Государственной стратегии важное значение имеет разработка количественных и качественных параметров (пороговых значений) состояния экономики, выход за пределы которых вызывает угрозу экономической безопасности страны.

В нашей стране проблема экономической безопасности впервые была осознана еще в советские времена.

В СССР преобладало понимание экономической безопасности как одной из характеристик глобального военного противостояния социалистической и капиталистической систем. Экономическая безопасность рассматривалась тогда как обеспечение жизнеспособности советской экономики в условиях «холодной войны». Как разновидности данной концепции существовали подходы, согласно которым экономическая безопасность трактовалась как обеспечение выживаемости страны в случае стихийных бедствий и экологических катастроф либо в условиях национальных и мировых экономических катастроф.

Формирование понимания национальной экономической безопасности в период президентства Б.Н. Ельцина. Обсуждение нового, постсоветского понимания проблем национальной экономической безопасности активизировалось в первой половине 1990-х, когда развернувшийся еще в 1980-е экономический и политический кризис перешел в такую фазу, которая была чревата гибелью российской государственности.

Первым ключевым событием в актуализации этой проблемы стал принятый 5 марта 1992 г. закон Российской Федерации «О безопасности» №2446-1. В этом законе безопасность определялась как «состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз».

На основе этого закона был принят Указ Президента РФ №547 от 3 июня 1992 г. «Об образовании Совета Безопасности Российской Федерации». Рабочими органами Совбеза стали девять межведомственных комиссий -

по оборонной безопасности,

по оборонно-промышленному комплексу,

по информационной безопасности,

по конституционной безопасности,

по пограничной политике,

по экономической безопасности,

по экологической безопасности,

по общественной безопасности и

по борьбе с преступностью и коррупцией.

Плодом деятельности Совбеза стали многие программные документы. Наиболее важными среди них следует считать опубликованную в 1994 г. «Концепцию экономической безопасности Российской Федерации» и одобренную Указом Президента Российской Федерации №608 от 29 апреля 1996 г. «Государственную стратегию экономической безопасности Российской Федерации (основные положения)».

Разработка стратегии экономической безопасности началась с распоряжения правительства Российской Федерации от 9 марта 1994 г. №311-р, согласно которому Министерству экономики России с участием федеральных органов исполнительной власти и совместно с межведомственной комиссией Совета Безопасности по экономической безопасности поручалось разработать «Основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации». Этот документ должен был определять национальные интересы в области экономики, критерии экономической безопасности и предъявляемые к ней требования, а также механизм обеспечения экономической безопасности Российской Федерации.

Развитие доктрины национальной экономической безопасности в период президентства В.В. Путина. В 2000-е гг. происходило эволюционное развитие того подхода к пониманию экономической безопасности России, которое было заложено предыдущей администрацией.

Указом Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24 «О Концепции национальной безопасности Российской Федерации» была утверждена новая редакция Концепции национальной безопасности Российской Федерации. В этом документе сформулированы важнейшие направления, принципы государственной политики, национальные интересы, угрозы национальной безопасности, а также основные на­правления, цели, задачи и принципы обеспечения национальной безопасности Российской Федерации. Анализ, оценка, прогноз и контроль за исполнением директив в сфере безопасности были возложены на Секретаря Совета Безопасности РФ.

Концепция имеет следующую структуру:

1. Россия в мировом сообществе.

2. Национальные интересы России.

3. Угрозы национальной безопасности РФ.

4. Обеспечение национальной безопасности РФ.

Таким образом, хотя российская официальная доктрина национальной безопасности начала формироваться гораздо позже американского, однако приоритетность национальной экономической безопасности среди прочих компонентов национальной безопасности была осознана достаточно быстро и нашла отражение в официальных документах. Однако в российской доктрине, в отличие от американской, сделан более сильный акцент не на внешних, а на внутренних факторах национальной экономической безопасности.

безопасность экономический правительство региональный

4. Пути повышения экономической безопасности Челябинской области

Положение в сфере экономической безопасности Челябинской области - тяжелое, но не безнадежное.

Многие специалисты по проблемам экономической безопасности считают, что для ослабления внешних угроз экономической безопасности страны необходимо усиление госконтроля за движением и использованием природных ресурсов, восстановление объема геологоразведочных работ и опережение роста разведанных запасов топлива и сырья по сравнению с добычей; осуществление широкой модернизации добычи и первичной переработки топливно-сырьевых ресурсов, переход к ресурсосберегающим технологиям. Это позволит в будущем добиться относительного и абсолютного сокращения внутренних потребностей природных ресурсов, увеличить долю экспортной валютной выручки, направляемой на инвестиционные цели.

Чтобы ослабить импортную зависимость, необходима финансовая поддержка государством отечественных товаропроизводителей, способных выпускать товары, которые сегодня востребованы Западом. Необходимо также применять более гибкую систему таможенных пошлин, определить отрасли экономики, которые нуждаются в таможенной защите, ввести государственную монополию на ввоз лекарственных препаратов, табачных изделий, алкоголя, зерна и на вывоз нефти и нефтепродуктов, цветных металлов и т. д.

Отмечается, что рыночная экономика немыслима без элементов централизованного руководства. Там, где это разумно, необходимо активно внедрять методы государственного планирования и руководство экономической жизнью страны.

В этой связи можно выделить основные направления государственно-правового регулирования экономики в целом и предпринимательской деятельности в частности. Это, в частности: государственная собственность и предпринимательство, использование форм и методов государственного планирования и нормирования; государственное регулирование национального рынка России, государственное регулирование международных экономических отношений

В экономической программе Челябинской области основной упор необходимо сделать на развитии (с элементами мощной государственной поддержки и протекционизма) системообразующих отраслей народного хозяйства, таких как машиностроение, металлургическая промышленность, топливно-энергетический. Именно в эти сферы экономики следует целенаправленно и систематически осуществлять инвестиции и вливания капитала.

В целях обеспечения национальной экономической безопасности руководству страны надо проводить более взвешенную и последовательную внешнюю политику.

Необходимо методологически четко разграничить понятия «продовольственная обеспеченность общества» и «продовольственная безопасность». Продовольственная обеспеченность - способность государства обеспечить всех членов общества продовольствием в достаточном, рациональном, экологически чистом и безопасном питании в целях укрепления здоровья нации и сохранения ее генофонда, увеличения продолжительности жизни, повышения качества жизни, усиления трудовой активности населения не только с помощью самообеспечения, но и с активным использованием преимуществ международного разделения труда. Продовольственная же безопасность подразумевает способность страны обеспечивать продуктами питания свои текущие и чрезвычайные потребности населения страны в целом, так и каждого отдельно взятого человека в продовольствии в соответствии с научно-обоснованными нормами за счет собственных ресурсов.

В качестве критерия продовольственной безопасности используется уровень поставок импортного продовольствия от общих объемов его потребления в стране и областях.

Приоритетными задачами в области обеспечения продовольственной безопасности Челябинской области должны быть признаны:

Формирование в стране единого продовольственного комплекса и достижение им оптимального уровня производства продовольствия в объеме, ассортименте и качестве, достаточных для удовлетворения потребности населения в питании в соответствии с научно-обоснованными нормами.

Разработка оптимальных вариантов структуры продовольственного импорта.

Определение потребностей населения в питании и обеспечение населения экологически чистым продовольствием, определяющим здоровье и продолжительность жизни населения.

Обеспечение экономической доступности к основному набору продуктов питания, что означает обеспечение платежеспособности спроса у основных социальных групп населения.

Создание и поддержание резервов продовольственного назначения, которые могут быть использованы в экстремальных ситуациях.

Своевременное выявление, прогнозирование и устранение угроз продовольственной безопасности, определение пороговых значений.

Усиление государственного регулирования межрегиональных поставок продовольствия и сырья для более полного обеспечения регионов продовольствием.

Активная поддержка развития интеграции и кооперации, позволяющих снизить трансакционные издержки, оптимизировать товарные и финансовые потоки и повысить конкурентоспособность предприятий.

Развитие рыночной инфраструктуры: организация региональных оптовых рынков и кредитных учреждений, что позволит осуществлять эффективный внутри - и межрегиональный обмен.

Заключение

Решение проблемы обеспечения экономической безопасности становится одной из важнейших задач государства. Само понятие экономической безопасности подразумевает состояние защищенности экономических и социальных интересов граждан. А обеспечение этой защищенности - основная функция государства. Анализ факторов, определяющих уровень экономической безопасности страны, предполагает комплексный учет всех аспектов социально - экономической жизни населения, выявляет угрозы интересам граждан, помогает в разработке программ по устранению этих опасных эффектов.

Можно исходить из определения сущности и содержания экономической безопасности как степени защищенности государственных, национальных и местных интересов в сфере экономики от внешних и внутренних угроз, обеспеченной всеми средствами и институтами субъектов хозяйствования, включая структуры и систему показателей ее уровня.

Повышение экономической безопасности региона является необходимым условием обеспечения защиты его социально-экономических отношений от внутренних и внешних угроз.

Использование системы управления экономической безопасности региона, построенной на взаимодействии органов власти и общества, в основу которой положено распределение функций и ответственности между министерствами и ведомствами региона позволит не только предотвратить угрозы экономической безопасности региона, но и существенно улучшит социально-экономическую ситуацию в регионе.

Укреплению экономической безопасности регионов должно способствовать совершенствование государственного регулирования экономического роста путем разработки концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля над рисками, включая: проведение активной государственной антиинфляционной, валютной, курсовой, денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики, ориентированной на импортозамещение и поддержку реального сектора экономики; стимулирование и поддержку развития рынка инноваций, наукоемкой продукции и продукции с высокой добавочной стоимостью, развитие перспективных технологий общего, двойного и специального назначения.

Необходимо разрабатывать комплексные целевые программы по обеспечению экономической безопасности регионов. Важно отметить, что в настоящее время большинство региональных целевых программ имеют отношение к экономической безопасности.

Список использованных источников и литературы

О государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации (Основные положения): Указ Президента Российской Федерации от 29 апреля 1996 г. №608.

Концепция национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 10 января 2000 г. №24.

Борисова В.Д. Актуальные проблемы экономической безопасности России на современном этапе // Вопросы экономики. 2009. №2. С. 15-23.

Зотова Н. Гусаков Н. Современные проблемы национальной безопасности // Национальная безопасность. 2007. №8. С. 22-29.

Исмаилов Р. Экономическая безопасность России: теория и практика. СПб.: Питер, 2009. 216 с.

Исмаилов Р. Экономическая безопасность России // Бизнес и безопасность. 2010. №2. С. 8-11.

Колосов А.В. Экономическая безопасность. М.: ЗАО Финстатинформ, 2009. 194 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Обоснование необходимости создания эффективной системы обеспечения экономической безопасности, играющей важную роль в жизнеспособности любого государства. Направления развития способов обеспечения экономической безопасности, динамика изменений нормативов.

    контрольная работа , добавлен 19.07.2013

    Понятие и сущность экономической безопасности. Анализ и разработка мер по организации предупреждения правонарушений экономической направленности против экономической безопасности на примере ГК "МИЭЛЬ". Анализ элементов экономической безопасности.

    курсовая работа , добавлен 09.03.2017

    Объекты, цель, основные задачи, нормативная основа, элементы, состав, структура, функции и функционирование обеспечения экономической безопасности государства. Правовые действия и операции. Субъекты и участники обеспечения экономической безопасности.

    реферат , добавлен 16.10.2012

    Экономика России с точки зрения экономической безопасности. Оценка темпов экономического роста страны по основным макроэкономическим показателям и динамика их изменений. Роль государственной экономической политики в экономической безопасности страны.

    курсовая работа , добавлен 24.11.2012

    Основные понятия экономической безопасности. Жизненно важные интересы Республики Беларусь в экономической сфере, реальные и потенциальные угрозы. Приоритетные направления обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере.

    реферат , добавлен 18.02.2011

    Анализ и систематизация юридической, в частности судебной системы РФ, в области обеспечения экономической безопасности государства. Раскрытие сущности и содержания дефиниции "экономическая безопасность". Анализ законов, направленных на ее обеспечение.

    курсовая работа , добавлен 12.03.2011

    Оценка угроз национальной безопасности России. Место экономической безопасности в структуре национальной безопасности государства. Условия возникновения угрозы: изменение в объеме и распределении доходов и богатства. Военная (оборонная) безопасность.

    контрольная работа , добавлен 14.02.2011

    Состояние экономической безопасности в Российской Федерации и посягательств на нее. Характеристика преступлений в сфере экономики. Выявление экономических преступлений как направление деятельности полиции по обеспечению экономической безопасности.

    дипломная работа , добавлен 06.09.2012

    Обеспечение экономической безопасности как гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества. Анализ системы макроэкономических показателей в определении степени экономической безопасности государства.

    реферат , добавлен 10.12.2009

    Понятие коррупции в социальных науках, уголовном праве и криминологии. Анализ и характеристика влияния коррупции на современное положение экономической безопасности России. Повышение экономической безопасности России в области противодействия коррупции.

Объект системы обеспечения экономической безопасности неразрывно связан с субъектом. Под субъектом в широком смысле понимается лицо либо группа лиц, осуществляющих предметно-практическую деятельность, направленную на объект. При осуществлении деятельности субъект принимает решения относительно объекта, совершает конкретные действия и несет за них ответственность.

В практической деятельности сложно разделить объект и субъект. Но есть определенные правила, по которым можно идентифицировать объекты и субъекты. Во-первых, процесс принятия решений - это управление. Поэтому идентифицировать и разделить объект и субъект можно, руководствуясь пониманием, кто управляет. Тот, кто управляет, т.е. принимает решение, - субъект , то, чем, или тот, кем управляют, - объект. Субъект всегда является физическим лицом или группой лиц. В силу того что группа лиц, принимающих решения, осуществляет свою деятельность в границах организации, под субъектом также понимаются хозяйствующие субъекты, организации, государственные органы. Неодушевленный предмет, процесс всегда является объектом. Объектом может быть и физическое лицо, организация, государственный орган.

Субъект всегда имеет интересы, которые пытается реализовать посредством процесса управления. Данные интересы являются также объектом экономической безопасности. И совпадение, и противоречивость интересов экономических субъектов порождают угрозы одного из субъектов в адрес другого относительно объекта пересечения их интересов. Другой экономический субъект, в адрес которого направлена угроза, вынужден противодействовать ей.

Субъект экономической безопасности - лицо либо группа лиц, осуществляющих свою деятельность, направленную на объект экономической безопасности. Деятельность субъекта может носить не только созидательный характер, при котором создаются специальные механизмы защиты от угроз объектам в сфере экономики, но и деструктивный характер, т.е. формирующий различные угрозы для достижения определенных целей, например завладения имуществом, бизнесом или уничтожения конкурента.

Субъект экономической безопасности имеет сложный характер, обусловленный не только направленностью его действий (формирование угроз или противодействие им), но и участием в противодействии угрозам субъектов всех уровней независимо от того, к какому из уровней относится объект угрозы.

Аналогично объектам субъекты могут быть отнесены к одному из четырех уровней:

  • 1) мегауровень - государственные органы законодательной, исполнительной и судебной власти;
  • 2) макроуровень - региональные органы законодательной, исполнительной и судебной власти и органы управления отраслями;
  • 3) микроуровень - коллегиальные и единоличные органы управления хозяйствующими субъектами (домашними хозяйствами, предприятиями, объединениями хозяйств или групп), службы экономической безопасности, сотрудники хозяйствующих субъектов;
  • 4) уровень человека, гражданина - человек, гражданин.

В соответствии с двумя классификационными критериями (характер действий и отношение к объекту экономической безопасности) можно выделить четыре группы субъектов экономической безопасности предпринимательства:

  • 1) внешние конструктивные субъекты;
  • 2) внешние деструктивные субъекты;
  • 3) внутренние конструктивные субъекты;
  • 4) внутренние деструктивные субъекты.

Конструктивные и деструктивные субъекты разделяются в зависимости от характера влияния на объект экономической безопасности. К конструктивным субъектам относятся органы государственной и региональной законодательной, исполнительной и судебной власти, все функционирующие организации, предприятия, граждане. К деструктивным субъектам - недружественные хозяйствующие субъекты, конкуренты, теневые экономические структуры, сотрудники организации, недовольные кадровой политикой хозяйствующих субъектов.

Внутренние и внешние субъекты определяются в зависимости от иерархического уровня, к которому относится объект экономической безопасности. К внешним субъектам микроуровня и уровня отдельного человека , гражданина относятся:

  • органы законодательной власти (Президент Российской Федерации, палаты Федерального Собрания Российской Федерации: Государственная Дума и Совет Федерации);
  • отечественные и иностранные производители и продавцы продукции, работ и услуг;

Деятельность органов государственной власти направлена на обеспечение безопасности законопослушных участников рынка, вступающих в правовые отношения между собой в рамках предпринимательской деятельности. Основной задачей этих органов является создание законодательной основы взаимоотношений участников рынка и обеспечение ее исполнения.

К внутренним субъектам экономической безопасности микроуровня хозяйствующего субъекта относятся лица, непосредственно осуществляющие деятельность по защите его объектов от угроз экономической безопасности:

  • сотрудники службы безопасности организации;
  • специализированные организации, оказывающие услуги по защите объектов экономической безопасности.

Внешние субъекты макроуровня:

  • органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, Совет безопасности, функциональные и отраслевые министерства и ведомства, правоохранительные органы, налоговые и таможенные службы и т.д.);
  • органы судебной власти (суды общей юрисдикции, прокуратура и т.д.);
  • банки, биржи, фонды и страховые компании, расположенные вне территории региона;
  • отечественные производители и продавцы продукции, работ и услуг, расположенные вне территории региона;
  • иностранные производители и продавцы продукции, работ и услуг;
  • общества защиты прав потребителей, расположенные вне территории региона.

Внутренние субъекты макроуровня:

  • органы власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления;
  • банки, биржи, фонды и страховые компании, расположенные на территории региона;
  • отечественные производители и продавцы продукции, работ и услуг, расположенные на территории региона;
  • общества защиты прав потребителей, расположенные на территории региона.

Внешние субъекты мегауровня :

  • соответствующие органы других государств;
  • иностранные банки, биржи, фонды и страховые компании;
  • производители и продавцы продукции, работ и услуг и т.д. Внутренние субъекты мегауровня :
  • органы законодательной власти (Президент Российской Федерации, Государственная Дума);
  • органы исполнительной власти (Правительство Российской Федерации, Совет безопасности, функциональные и отраслевые министерства и ведомства, правоохранительные органы, налоговые и таможенные службы и т.д.);
  • органы судебной власти (суды общей юрисдикции, прокуратура и т.д.);
  • банки, биржи, фонды и страховые компании;
  • отечественные производители и продавцы продукции, работ и услуг;
  • общества защиты прав потребителей.

Каждый субъект экономической безопасности в соответствии с законодательно закрепленными за ним компетенциями реализует свои функции в сфере экономической безопасности. Разделение компетенций и функций между субъектами экономической безопасности разного иерархического уровня позволяет сформировать комплексную иерархическую систему экономической безопасности.

экономический управление безопасность

В специальной литературе предлагаются различные определения понятия «экономическая безопасность». Так, в солидном монографическом труде «экономическая безопасность» трактуется как «состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечивается гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов».

Сущность экономической безопасности, подчеркивают авторы монографии, реализуется в системе критериев и показателей (индикаторов). Выделяются такие показатели, как уровень и качество жизни, темпы инфляции, норма безработицы, экономический рост, дефицит бюджета, государственный долг, встроенность в мировую экономику, состояние золотовалютных резервов, деятельность теневой экономики.

Экономическую безопасность, непосредственно связанную с задачами обеспечения обороноспособности страны, обычно рассматривают как военно-экономическую безопасность. Военно-экономическая безопасность предполагает такое состояние военного сектора экономики, которое гарантирует достаточный уровень военного потребления в период войн и вооруженных конфликтов и обеспечивает в мирное время удовлетворение оборонных потребностей в пределах разумной достаточности. Понятно, что решение этой сложной задачи зависит от уровня и качества состояния национальной экономики в целом.

Объектами экономической безопасности Российской Федерации, в соответствии с Указом, являются личность, общество, государство и основные элементы экономической системы, включая систему институциональных отношений.

Объектами экономической безопасности, кроме личности и государства, являются основные элементы экономической системы и экономической деятельности.

Для анализа состояния экономической безопасности важное значение имеют не столько сами показатели (индикаторы), сколько их пороговые значения, т.е. те предельные величины, несоблюдение которых приводит к формированию негативных, разрушительных тенденций в области экономической безопасности.

В экономической литературе даются количественные характеристики уровней безопасного состояния экономики, их пороговые значения (табл.).

Показатели экономической безопасности РФ

Показатели

Пороговые значения

Фактическое состояние

Соотношение фактических и пороговых значений

Объем ВВП на душу населения, в% от среднемирового

Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности

Доля в промышленном производстве машиностроения

Объем инвестиций, в% от ВВП

Расходы на научные исследования, в% от ВВП

Доля новых видов продукции в объеме выпускаемой продукции (машиностроение)

Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного минимума (сентябрь 1996 г.)

Продолжительность жизни населения

Разрыв между доходами 10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения

Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения)

Объем наличной иностранной валюты, в% от объема наличных рублей

Доля импорта во внутреннем потреблении, всего,

в том числе продовольствия

Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному минимуму

Приведенные в таблице пороговые значения уровней экономической безопасности РФ применительно к началу ХХI века, к сожалению, мало изменились. Если оценивать уровень государственного долга, ослабление научно-технического потенциала, разрушение индустриальных основ национальной экономики, региональную экономическую дезинтеграцию, резкую дифференциацию в доходах и нарастание безработицы, возникновение чрезвычайных ситуаций, утечку финансовых средств за рубеж, то по этим показателям экономическая безопасность РФ продолжает снижаться.

Практически не улучшается положение дел в осуществлении структурной перестройки народно-хозяйственного комплекса, в разработке и реализации новой инвестиционной и промышленной политики. Снятие угрозы деградации народного хозяйства непосредственно связано с использованием в этих целях потенциала оборонных отраслей промышленности. Здесь по-прежнему сосредоточено высококачественное оборудование, передовые технологии и лучшие специалисты.

К сожалению, здоровье населения России значительно хуже, чем в индустриально развитых странах. В целом по интегральному показателю здоровья россияне находятся на 68 месте в мире5. Средняя трудоспособность российского рабочего, если оценивать по количеству лет работы, потерям рабочего времени из-за болезней и несчастных случаев, активности на работе, в два раза ниже, чем рабочего США.

Значимой личностной характеристикой человеческих ресурсов является нравственность. На это качество указывал еще Аристотель в своей работе «Никомахова этика». За годы реформ получили развитие такие отрицательные черты нравственности у работников, как безынициативность, агрессивность, конфликтность, циничное отношение к обществу, государству и человеку, взяточничество, рэкет, коррупция.

В условиях онаучивания производства, его постоянного усложнения человеческие ресурсы, их профессионализм, компетентность и нравственность в значительной мере определяют экономическую безопасность общества.

Большое значение для обеспечения экономической безопасности государства имеет ее технико-производственная составляющая. Под ней понимается способность индустрии страны в случае нарушения внешнеэкономических связей или внутренних социально-экономических потрясений оперативно компенсировать их негативные последствия, устойчиво осуществлять расширенное воспроизводство, удовлетворять общественные (в том числе и оборонные) потребности. Она тесно связана как с материально-вещественными, так и с социальными факторами производства. В результате значительного импорта машин и оборудования в Россию начала складываться все более ощутимая зависимость от западных поставок. Особенно высока она по металлообрабатывающему, металлургическому и химическому оборудованию. В случае обострения экономического положения или развязывания прямого военного противоборства такая зависимость может привести к существенным экономическим затруднениям. Вот почему так необходимо отечественное производство машинно-технической продукции высокого качества и в достаточном количестве.

Промышленность России в настоящее время ориентирована преимущественно на производство промежуточного продукта - топлива и сырья. Отрасли, производящие продукцию конечного потребления, составляют только примерно две пятых промышленного производства. Основные фонды промышленных предприятий реального сектора экономики более чем на половину изношены, а в топливно-энергетическом комплексе изношенность уже достигает почти 80% 7.

Технологическая составляющая экономической безопасности предполагает такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует в минимально короткие сроки самостоятельную разработку новейших технологических решений, обеспечивающих прорыв в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства. Повышение самообеспеченности России в ключевых технологиях, наращивание технологического потенциала на основе новейших научно-технических достижений, несомненно, укрепит экономическую безопасность страны. Массовое же использование перспективных технологий будет способствовать ускоренному переводу экономики на интенсивную модель развития, существенному изменению экспортно-импортной структуры российской экономики, ликвидации ее экономической зависимости от зарубежных стран.

В третьем тысячелетии передовые страны мира - США, страны Европы и Япония - стоят на пороге нового этапа научно-технического прогресса, внедрения новейших технологий ХХI века во все сферы жизни.

Ведущим направлением в научно-технической сфере является гуманизация технического прогресса, усиление жизнеобеспечивающей ветви НТП, смещение приоритетов в сторону биологии, биохимии, биофизики, медицинских наук, информационных услуг, т.е. в сторону тех направлений науки и техники, которые повышают качество жизни людей.

Вторым важным направлением НТП является снижение энергоемкости и металлоемкости общественного производства. Развитые страны существенно продвинулись на этом пути, постепенно переходя к такому типу экономического роста, при котором удовлетворение производственных и личных потребностей людей сможет осуществляться при меньших удельных объемах вовлекаемых в производство ресурсов. Реализация этого направления будет способствовать обеспечению устойчивого развития отдельных стран и глобальной экономики.

Индустриально развитые страны уделяют исключительное внимание развитию информационных технологий. Развитие информационных сетей и спутниковой связи позволяет легко преодолевать национальные границы и придает жизни общества все более глобальный характер. Освоение комплекса новейших информационных технологий - Интернет - сравнивают с изобретением и распространением книгопечатания.

Для нашей страны вызов глобализации означает необходимость постепенного отхода от энергосырьевого экспорта к более сбалансированному участию путем интеграции отечественного научного и технологического потенциала в мировую экономику, экспорта наукоемкой продукции и услуг, подключения к стратегическим альянсам.

Важным элементом системы экономической безопасности является продовольственная составляющая, предполагающая способность сельскохозяйственного сектора экономики обеспечивать население страны продовольствием, а промышленность - необходимым сельскохозяйственным сырьем.

Сегодня опасность утраты продовольственной независимости страны становится весьма реальной. Архаичность сельского хозяйства и в целом продовольственного комплекса России резко усугубились в результате избранного варианта проведения аграрной реформы. Поспешность в разрушении сложившихся структур и хозяйственных связей, обострение ценовых диспропорций между промышленностью и сельским хозяйством, практически полное открытие внутреннего рынка для импорта продуктов питания - все это подрывает базу для самообеспеченности страны продовольствием. Заметно снизилась товарность сельского хозяйства. Монополизм производителей сельскохозяйственной техники, разбухание посреднических структур, непродуманная налоговая и кредитная политика делают производство сельскохозяйственной продукции неэффективным. Сложившиеся неблагоприятные условия создают реальную угрозу потери продовольственной независимости страны, которая может стать свершившимся фактом, если органами исполнительской власти и хозяйствующими субъектами не будут предприняты эффективные меры по ее преодолению.

Субъектами безопасности в обществе являются отдельные граждане (индивиды), социальные группы, общественные, хозяйственные организации, которые осознают угрозы и опасности обществу, государству и призваны осуществлять определенную деятельность по их профилактике и преодолению. В той или иной мере каждая личность, этнические или национальные общности, хозяйствующие субъекты занимаются обеспечением своей безопасности.

В Федеральном законе РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. № 2446-1 подчеркивается, что граждане, общественные и иные организации и объединения являются субъектами безопасности. Обладают правами и обязанностями по участию в обеспечении безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами органов государственной власти и управления краев, областей, автономных областей и автономных округов, принятыми в пределах их компетенций в данной сфере.

Эффективность деятельности людей в сфере безопасности во многом повышается, если они объединены в соответствующие организации, учреждения и институты.

Наиболее сильной подготовленной формой организации, призванной обеспечивать национальную безопасность, является государство. Государство осуществляет деятельность по обеспечению всех видов национальной безопасности: политической, экономической, социальной, экологической и оборонной. Государство направляет усилия всех граждан общества, независимо от их национальной принадлежности, на создание условий, способствующих защите их национальных интересов и интересов самого государства. Государство через систему своих органов принимает законы и другие нормативные акты и обеспечивает их проведение в жизнь всеми находящимися в его распоряжении методами, в том числе административными. Государству принадлежит монополия на законотворчество и принуждение при его реализации.

Государство представляет объединяемое им общество людей в качестве целостности во взаимоотношениях с другими странами и народами. Через систему государственных механизмов устанавливаются и поддерживаются политические, экономические договоры и соглашения, создаются региональные и мировые организации и союзы, направленные на защиту политических и экономических прав и свобод граждан.

Посредством разработки общенациональной стратегии и целеполагания государство привносит в общество интегрированное сознательное начало, на осуществлении которого сосредоточиваются усилия всех социальных слоев и групп общества. Осуществляется системный подход к обеспечению всех составляющих национальной безопасности, в том числе обеспечению экономической безопасности.

Об этом следует сказать особо. В российских СМИ и экономической литературе активно обсуждается идея, что экономика не может быть объектом государственного управления -- ей надо предоставить неограниченную возможность стихийной саморегуляции. Сторонники подобной идеи предали забвению весь мировой опыт экономического развития в течение XX столетия. Ни в одной стране, в том числе и в США, никогда рыночная экономика не приобретала системные свойства помимо и без государственного регулирования и управления. Другое дело -- методы, формы и средства государственного управления. В современном обществе и экономика, и политика, и социальная жизнь подлежат государственному регулированию и управлению. Но в каждой стране масштабы, формы государственного регулирования и управления различны, что определяется многими факторами.

Государство обладает значительными материальными и финансовыми ресурсами, формирует в обществе определенную экономическую мотивацию, поощряя и развивая одни виды деятельности и ограничивая другие.

Проблема состоит не в том, чтобы отстранить государство от управления экономикой, а в том, чтобы высвободить государство из объятий бюрократии, придать его управленческой деятельности нравственное, социально-культурное начало. Тогда и его роль в обществе, в обеспечении экономической безопасности каждого гражданина и страны в целом станет конструктивной и созидательной.

Фактически вопросами обеспечения экономической безопасности занимаются все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная и судебная. При этом очень важно разграничение их полномочий в области обеспечения безопасности страны и ее регионов. Это закреплено в Федеральном законе «О безопасности», где указывается, что общее руководство государственными органами обеспечения безопасности в Российской Федерации осуществляет Президент РФ.

Но поскольку это направление деятельности представляет большую сложность и требует профессиональных знаний и умений в различных областях, закон предусмотрел создание специального органа -- Совета Безопасности РФ, который призван осуществлять подготовку решений Президента страны в области обеспечения всех составляющих национальной безопасности, включая и экономическую безопасность.

Совет Безопасности РФ -- это конституционный орган, призванный обеспечивать защиту жизненно важных интересов личности, общества и государства во всех общественных сферах, включая экономическую, от внутренних и внешних угроз.

В упомянутом Законе сформулированы следующие основные задачи Совета Безопасности РФ:

  • определение жизненно важных интересов государства, выявление внутренних и внешних угроз;
  • разработка основных направлений стратегии обеспечения безопасности государства;
  • подготовка оперативных решений по предотвращению чрезвычайных ситуаций в стране;
  • разработка предложений по координации деятельности органов исполнительной власти в процессе реализации принятых решений в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; и др.

При рассмотрении вопросов об обеспечении безопасности территорий субъектов Российской Федерации к участию в работе Совета Безопасности РФ, как правило, привлекаются их полномочные представители и руководители федеральных органов исполнительной власти.

Законом «О безопасности» установлено, что в случае необходимости выработки предложений по предотвращению сложных (кризисных) ситуаций или ликвидации их последствий, по отдельным проблемам защиты интересов личности, общества и государства (это могут быть и экономические интересы) Совет Безопасности РФ может создавать специальные межведомственные комиссии.

Кроме государственных органов и институтов управления обеспечением экономической безопасности, в обществе сложилась и действует система негосударственных организаций, общественных объединений, движения граждан, коммерческих структур, ассоциаций юридических и физических лиц. Они агрегируют жизненно важные экономические и социальные интересы, защищают экономические права и свободы различных общественных групп, трудовых и профессиональных коллективов, оказывают влияние на выработку экономической политики, стратегии и тактики экономической безопасности.

Экономическая безопасность России тесно связана с активизацией поддержки бизнеса. Учитывая опыт развитых стран, необходимо обеспечить рыночную ориентацию всей управленческой деятельности администрации предприятий.

Уходит в прошлое стиль управления, базирующийся на жесткой административной иерархии. На первый план выходят инициатива снизу, доверие к рядовому и среднему персоналу.

Таким образом, в управлении по обеспечению экономической безопасности страны ведущее место занимают государство и его институты экономического управления, особенно Совет Безопасности РФ. С формированием гражданского общества в России все большую роль в обеспечении экономической безопасности будут играть неформальные организации, предприниматели и бизнесмены, работники частных и государственных предприятий.