Структурная перестройка экономики региона: понятие, цели, задачи и приоритеты. Программа структурной перестройки экономики региона. Структурная перестройка национальной экономики Республики Беларусь: причины, особенности, направления

Структурная перестройка имеет широкий спектр воздействия на формирование и развитие эффективной рыночной модели экономики. Реализация ее целей предполагает определение основных направлений. Это, во-первых, формирование макроэкономических пропорций, адекватных социально ориентированной рыночной экономике. Такие пропорции должны, с одной стороны, обеспечить благоприятные условия для повышения темпов роста ВВП как основного показателя, что определяет ресурсные возможности экономики, а с другой - эффективное его использование в таких сферах, как конечное потребление, инвестиции и внешняя торговля. Чтобы эти пропорции сформировать, нужны такие меры:

Стабилизация и постепенное повышение темпов развития экономики;

Повышение эффективности производства, прежде всего за счет снижения материалоемкости производства на основе прогрессивных технологий;

Формирования отраслевой структуры производства ВВП, приближенной к структуре развитых стран. Это требует высоких темпов развития сферы услуг;

Достижение более эффективного использования ВВП за счет увеличения доли потребления населением материальных благ и услуг, наращивание экспортного потенциала и формирования положительного сальдо торгового баланса.

Вторым направлением структурной перестройки экономики является развитие научно-технического потенциала, максимальное его направленности на разработку, освоение и широкое использование принципиально новых машин, технологий и материалов. Реализация этого направления предусматривает:

Обеспечение сохранения кадрового и научного потенциала страны;

Создание условий для развития научно-исследовательских учреждений, обеспечивающих развитие прогрессивных отраслей экономики;

Диверсификацию научно-технического потенциала военно-промышленного комплекса.

Третьим направлением структурной перестройки е радикальная смена природопользования для уменьшения технологической нагрузки на окружающую среду. Это предполагает:

Мероприятия по повышению эффективности использования природных ресурсов;

Переход на экологически чистые технологии и производственные процессы, выведение из действия экологически вредных производств.

Претворение в жизнь указанных основных направлений структурной перестройки требует существенных изменений в материальном производстве, социальной сфере и региональной структуре экономики. Прежде всего, изменения должны происходить в промышленном комплексе страны, который является достаточно мощным. По объему производственных фондов Украина принадлежит к индустриально развитых стран мира. Но их качественные показатели существенно уступают современным требованиям научно-технического прогресса. Поэтому этот комплекс далеко не полностью соответствует потребностям экономики страны, поскольку недостаточно ориентирован на производство продукции конечного потребительского спроса, перегружен отраслями первичного сектора экономики с низкой степенью переработки сырья, имеет высокую материало - и энергоемкость производства в условиях почти монопольной зависимости от импорта энергоносителей. Значительная часть промышленного комплекса Украины ориентирована на выпуск военной продукции при отсутствии завершенных технологических циклов производства, а в отрасли гражданского производства имеют отсталый технологический и экономический уровень производства, что предопределяет недостаточную конкурентоспособность многих видов промышленной продукции. Поэтому в промышленном комплексе должны происходить изменения, направленные на создание высокотехнологичного конкурентоспособного производства, адаптированного к рыночным условиям, способного удовлетворять как подавляющую часть своих потребностей экономики Украины, так и принимать активное участие в мирохозяйственных связях на взаимовыгодных условиях. Такие изменения будут осуществляться одновременно на двух уровнях - межотраслевом и отраслевом.

На межотраслевом уровне будет постепенно повышаться доля отраслей по производству потребительских товаров, прогрессивных видов материалов и средств технического переоснащения экономики. Это даст возможность сформировать межотраслевую структуру производства, адекватную потребностям экономики Украины и мировому опыту. Такие пропорции в промышленном комплексе предполагается достичь за счет следующих мер:

Замедление темпов развития энергоемких отраслей, что снизит их долю в ВВП;

Улучшение отраслевой структуры отраслей, производящих материалы, структуры материалов, за счет преимущественного развития химической и нефтехимической промышленности и поддержки высоких темпов развития лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей и промышленности строительных материалов;

Активизация развития и повышения в структуре промышленного производства доли социально ориентированных отраслей - легкой и пищевой промышленности;

Поддержание высоких темпов развития машиностроения и металлообработки, проведения работ по конверсии и диверсификации предприятий военно-промышленного комплекса, что создает материально-техническую основу для переоснащения других отраслей экономики и проведения структурной перестройки в целом.

Реализация структурных изменений на втором уровне будет происходить путем:

Повышение социальной ориентации производства в каждой отрасли;

Формирование эффективной структуры производства в отдельных комплексах и отраслях путем ограничения развития сырьевых и полуфабрикатных производств, увеличение доли производств, имеющих завершенный технологический цикл и улучшают использование собственного природоресурсный потенциал;

Научно-технического обновления производства, внедрения новых эффективных и экологически безопасных технологий, повышения качества и технологического уровня продукции, освоение новых прогрессивных ЕЕ видов, которые будут конкурентоспособными на внешнем рынке и будут заменять импортные материалы;

Развития производства для удовлетворения потребностей собственной межотраслевой кооперации.

Структурная перестройка в агропромышленном комплексе направлена на существенное увеличение продовольственного и сырьевого потенциала страны, улучшение удовлетворения потребностей населения в разнообразных и качественных пищевых продуктах, обеспечение экспортной ориентации производства. Преимущественного развития будут приобретать такие отрасли АПК, как зерновое хозяйство, выращивание масличных культур, сахарной свеклы, производство мяса и молока и перерабатывающей промышленности. Это те отрасли, которые опираются на значительные земельные и трудовые ресурсы, благоприятные природные условия и традиции сельского хозяйства Украины.

Важным направлением структурной перестройки АПК является переход к интенсивному типу развития производства, а именно: применение технологий ресурсосбережения в растениеводстве и животноводстве, новых улучшенных сортов и гибридов сельскохозяйственных культур, высокопродуктивных пород скота и птицы, укрепление кормовой базы, освоения почвозащитных систем земледелия, углубления региональной внутриотраслевой специализации производства. В перерабатывающей промышленности главное внимание сосредоточится на углублении переработки сырья, наращивании производства готовых к употреблению продуктов, полуфабрикатов, кулинарных изделий, продукции лечебно-профилактического назначения, обогащенной радиопротекторами и биологически активными веществами, и тому подобное. В сахарной, масложировой, спиртовой и мясоперерабатывающей промышленности предпочтение будет отдаваться модернизации и реконструкции узкоспециализированных предприятий, что значительно повысит уровень комплексной переработки сырья, обеспечит экономию материалов, топливно-энергетических и водных ресурсов. В результате будет обеспечено рациональную структуру АПК, который будет поставлять в промышленность сельскохозяйственное сырье, а населению - высококачественные продовольственные товары, а также займет устойчивое место в мировой торговле.

Структурные преобразования экономики Украины предусматривают значительное расширение и совершенствование непроизводственной сферы, осуществления существенных мер социальной защиты населения. В условиях перехода к рыночной экономике развитие таких отраслей, как образование, здравоохранение, жилищное и коммунальное хозяйство, культура и искусство, физическая культура и спорт базироваться на таких принципах:

Обеспечение государственной поддержки развития сферы услуг на уровне, который гарантирует нормальные условия жизнедеятельности;

Максимальное привлечение негосударственных средств на содержание и развитие учреждений отраслей социально-культурного назначения;

Коммерциализация сферы услуг при условии, что внедрение здесь рыночных отношений не нанесет вреда обществу.

Важным направлением структурной перестройки является повышение конкурентоспособности производства, увеличение экспортного потенциала страны. Это для Украины имеет особое значение, ибо способствует ускорению рыночной трансформации экономики, вхождению ее в региональных и мировых рынков товаров и созданию валютных резервов, необходимых для модернизации производства. В современном мире конкурентоспособность все больше определяют не традиционные факторы, такие как природные и трудовые ресурсы и капитал, а факторы высшего порядка - инфраструктура страны, ее научный потенциал, уровень образования населения, специальные знания в виде научно-технических баз данных с отдельных отраслей и производств, наличие специалистов соответствующего профиля знаний. Украина имеет высокий рейтинг в обеспеченности такими факторами, что создает широкие возможности для получения конкурентных преимуществ. Стратегия структурной перестройки и направляется на повышение эффективности использования названных факторов, прежде всего, в отраслях промышленности. Для этого необходимы основательные исследования конкурентной среды, определение особенностей национальной экономики, которые обеспечат конкурентные преимущества для отечественных производителей.

Структурная перестройка экономики Украины осуществляется и в таких направлениях как формирование энергосберегающей модели развития экономики, технологическое обновление производства, реструктуризация предприятий и создание эффективных региональных структур экономики.

Рыночная трансформация экономики Украины связана с решением такого важного задания, как структурная перестройка экономики. Создание социально ориентированной рыночной экономики невозможно без радикального изменения тех пропорций, которые сложились в экономике Украины во время функционирования ее в составе СССР. Именно на радикальные всесторонние изменения должна быть сориентирована структурно-инвестиционная политика. Надо также заметить, что структурные изменения экономики, ее социальная и технологическая переориентация является одним из самых сложных стратегических задач трансформационных процессов, решение которого требует длительного периода времени.

Необходимость структурной перестройки экономики

Структура (от латинского structura - построение, размещение) - это внутреннее строение чего-то, определенная взаимосвязь составных частей целого, что обеспечивает его целостность и сохранение основных свойств при внешних и внутренних изменениях. Структура экономики - это комплекс внутренних связей между ее основными элементами (сферами, отраслями, секторами, регионами, формами собственности и т. п.) и отдельными структурными образованиями внутри этих элементов, связанных между собой разделением труда. Это, прежде всего, пропорции между ее разными составляющими. Поэтому различают разные ее виды (см. схему 23.1).

Это, во-первых, воспроизводственная структура, что является соотношением и определенной совокупностью внутренних связей между основными сферами экономической системы, а именно - непосредственным производством, распределением, обменом и потреблением, а также между воспроизведением экономических благ, человека, как основного фактора производства, и экономических отношений.

Воспроизводственная структура характеризуется и соотношением между составляющими национального продук

Схема 23.1. в

ту как за натуральными, так и стоимостным (денежным) составом, а также между фондами накопления и потребления. Территориальной (региональной) структурой, является соотношение между различными территориально-административными образованиями, такими как экономические районы, регионы, зоны. Технологическая структура экономики представляет собой соотношение между отдельными составляющими вещественных элементов производительных сил, а также между ними и личностными факторами производства. Разделение экономики на социально-экономические секторы и соотношение между ними образует социально-экономическую структуру экономики. Она включает частный, государственный и смешанный секторы и выражает определенное сочетание экономических и социальных отношений. Выделяют и внешнеэкономическую структуру как соотношение экспортно-импортных отношений различных отраслей и территориальных образований национальной экономики с зарубежными странами. Отражением достигнутого уровня развития производительных сил и разделения труда является отраслевая структура экономики. Это соотношение между различными отраслями и их группами. Она характеризует пропорции между такими крупными отраслями, как сельское хозяйство, промышленность, строительство, транспорт и другие. Каждая большая ветвь делится на определенные группы отраслей, так, например, промышленность включает добывающие отрасли, машиностроение, легкую и пищевую промышленность. В свою очередь, каждая из отраслей охватывает несколько областей. их соотношение чаще всего отражается в структуре национального продукта.

Итак, структура экономики - это совокупность ее составляющих, что находятся в соответствующих связях и взаимоотношениях и определяют качество функционирования всей экономической системы. Она всегда подчинена основным целям социально-экономического развития страны.

Структура экономики является динамичной, поскольку отражает изменчивость самой экономики. Эти изменения происходят под влиянием различных факторов, среди которых - условия производства, конъюнктура рынка, социальные и духовные потребности членов общества. Изменение таких факторов обусловливает структурную перестройку экономики, которая необходима Украине после обретения независимости. Рассмотрим более конкретно причины такой перестройки экономики.

Структура экономики Украины сформировалась в бывшем Советском Союзе и была подчинена целям его развития и стран бывшего Совета экономической взаимопомощи. В Украине был создан мощный топливно-энергетический, металлургический, машиностроительный, химический и нефтехимический, строительный, агропромышленный производственные комплексы. Но экономика нашего государства в составе бывшего народнохозяйственного комплекса СССР не отвечала потребностям человека, была подчинена политике, конъюнктурным лозунгам и военным целям. ее особенностью был приоритет производства средств производства, различных видов оружия и средств их доставки - стратегических и тактических ракет. Это требовало большого количества сырья, материалов и энергии. В результате почти треть всей промышленной продукции Украины в 1990 г. приходилась на топливно-энергетические, металлургические и химические производства. Это делало экономику энерго - и материалоемкой. Матеріаловиробничі отрасли составили более четверти от общего объема промышленной продукции, причем структура материалов была крайне устаревшей. Почти половину производимых материалов составляли металлы, тогда как объем продукции химической и нефтехимической промышленности достигал 24%. В Украине, территория которой составляла 7% от территории СССР, а население - 18%, было сконцентрировано более трети союзных мощностей металлургического производства, четверть добычи угля, значительную часть производства оборудования. Это свидетельствует, что отраслевая структура промышленности Украины слишком отягощена производством первичных ресурсов и полуфабрикатов. Доля топливно-энергетического комплекса в структуре промышленности Украины более чем вдвое выше, чем в структуре промышленного производства таких стран, как Франция, Германия, Италия, а металлургического комплекса - почти втрое.

Продукция машиностроения и металлообработки составляла в общем объеме промышленной продукции более трети, из которой более трети приходилось на военную продукцию (ее выпускали более 700 предприятий). В то же время продукция отраслей, выпускавших потребительские товары, составляла менее трети от общего объема производства промышленной продукции, тогда как в странах с развитой рыночной экономикой этот показатель достигает 50-60%. Производственные фонды в этих отраслях составляли лишь 10% производственных фондов промышленности. Это является свидетельством того, что структура экономики Украины, что осталась после распада СССР, является недостаточно социально ориентированным. Она неспособна обеспечивать сбалансирование потребительского рынка, повышение реальных доходов населения, нормальное функционирование экономики. После прекращения существования СССР Украина оказалась без таких важных ресурсов, как нефть, каучук, целлюлоза. За счет импорта получают 60-80% цветных металлов, автомобилей, станков и инструментов, химических волокон. Лишь наполовину за счет собственного производства удовлетворяются потребности в химическом оборудовании, электротехнических и кабельных изделиях, продукции целлюлозно-бумажной, текстильной и медицинской промышленности. В машиностроении почти отсутствуют такие направления, как производство оборудования для легкой промышленности, химических волокон, кино - и фотоматериалов, товаров бытовой техники, средств для перерабатывающих отраслей АПК. Неэффективной является структура топливно-энергетического баланса страны. Хотя основным источником топливных ресурсов является уголь, топливный баланс состоит преимущественно из нефти и газа, то есть продуктов естественного происхождения, наличие которых зависит от монопольного поставщика - России.

Сырьевая и полуфабрикатная направленность промышленного производства Украины, кроме низкой рентабельности, предопределяет высокую энергоемкость национального продукта и угрожающую техногенную нагрузка на окружающую среду. Энергоемкость ВВП Украины составляет 0,89 кг условного топлива на 1 долл. Это в 2,6 раза выше, чем среднемировой показатель. Даже в России этот показатель ниже, чем в Украине. За неудовлетворительную отраслевую структуру эффективность обрабатывающей промышленности почти вдвое отстает от добывающей.

Итак, отраслевая структура экономики Украины на момент обретения независимости не соответствовала новым целям, стоящим перед страной как самостоятельным государством. Во-первых, такая структура не обеспечивает экономическую независимость государства. Во-вторых, она не способствует повышению конкурентоспособности экономики. По ЕЕ уровню Украина занимает последнее место среди 53 стран, за которыми ведет наблюдение Всемирный экономический форум. Это существенно затрудняет формирование привлекательного имиджа Украины среди международных деловых кругов и сдерживает их от вложения инвестиционных ресурсов в экономику Украины. В-третьих, такая структура тормозит вхождение Украины в систему мирохозяйственных связей как равноправного партнера.

Отраслевая структурная несовершенство дополняется научно-технической отсталостью многих отраслей материального производства, их низкой товарностью относительно изготовления конечной продукции, сырьевой и полуфабрикатной направленностью экспорта, зависимостью от монопольного импорта энергоносителей и некоторых других особо важных видов сырьевых ресурсов, преимущественно военной ориентации машиностроительного комплекса. Ресурсоемкий и преимущественно затратный фактор производства, ориентированный на дешевые ресурсы бывшего СССР, значительно снижает конкурентоспособность украинских товаров на внешних рынках, что приводит к росту внешней задолженности и неустойчивости во время мировых экономических кризисов.

Структура экономики Украины характеризуется также территориальными диспропорциями в уровнях экономического развития большинства региональных хозяйственных комплексов, нерациональным использованием их природно-ресурсного и производственного потенциала. Дифференциация между областями по уровню производства промышленной и сельскохозяйственной продукции в расчете на одного жителя выше двойную.

Неблагоприятная структура экономики Украины, полученная в наследство от Советского Союза, в течение 1990-х годов не только не улучшилась, а существенно ухудшилась. Подверглась деформации воспроизводственная структура экономики. Падение объемов производства, снижение уровня оплаты труда, невзвешенная налоговая политика привели к ухудшению пропорций формирования ВВП по категориям дохода. Доля традиционно самой высокой категории дохода в ВВП оплаты труда - снизилась с 59% до 47,5%. Одновременно возрос удельный вес начислений и налогов с 30 до 50%, что осложнило сбалансированности воспроизводственных пропорций, обеспечения минимального жизненного уровня населения и ограничило возможности экономического роста. Произошло стремительное падение доли сбережений отраслей реальной экономики, в то же время резко возрос удельный вес финансового сектора. По сути, денежные ресурсы перенаправлены в пользу финансового сектора, что, по сути, привело к ослаблению реального сектора экономики.

Негативные тенденции воспроизводственной структуры проявились и в том, что Украина постепенно превращается в государство с споживальницькою структурой экономики. Доля конечных потребительских расходов в структуре ВВП в течение 1990-х годов выросла с 73,6 до 83,7%, тогда как удельный вес валовых инвестиций сократилась с 27,4 до 20,1%. Произошло снижение объемов накопления основного капитала в результате постоянного уменьшения объема капиталовложений.

Усилились диспропорции в отраслевой структуре реальной экономики. Существенно уменьшился удельный вес производства товаров в промышленности, сельском хозяйстве и строительстве. Если в 1990 г. на их долю приходилось 70,7% ВВП, то в 1992 г. - только 52,5%. В то же время доля услуг таких отраслей, как транспорт, торговля, связь и другие, повысились с 29,3 до 47,5%.

Ухудшились пропорции и в промышленном производстве. Удельный вес отраслей топливно-сырьевого комплекса, производящая преимущественно первичную и промежуточную продукцию, выросла с 33,3% до 60,6%, тогда как отраслей по производству конечного потребления существенно сократилось. Так, доля продукции машиностроения и металлообработки уменьшилась за этот период почти вдвое, а легкой промышленности - в 6,3 раза.

Обострились структурные проблемы с производством потребительских товаров, удельный вес которых в общем объеме продукции промышленности снизилась с 31,3 до 19,7%. Если учесть, что за этот период объем промышленной продукции сократился вдвое, то выпуск потребительских товаров уменьшился втрое.

Ухудшение технологического базиса украинской экономики продолжалось. Почти в 2,5 раза сократилось количество специалистов, которые занимаются научно-технической деятельностью, резко уменьшилось финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских учреждений. Большинство промышленных предприятий прекратили заниматься инновационной деятельностью. Сократилось производство важнейших видов высококачественной промышленной продукции. Катастрофической является ситуация с физическим и моральным старением промышленно-производственных основных фондов.

Не произошло улучшения и в структуре внешнеэкономических связей. При некотором увеличении объемов экспорта его структура ухудшается, поскольку растет доля сырьевой-полуфабрикатных товаров. Удельный вес минеральных продуктов, черных металлов, продукции химической промышленности достигла в 1997 г. почти 65%. А доля машин, оборудования, транспортных средств и приборов составляла меньше 14%.

Нерациональная структура украинской экономики обусловливает также ее низкую эффективность. Хотя наше государство имеет высокий рейтинг среди развитых стран мира в обеспечении основными производственными фондами, она намного отстает от них по уровню их использования. Так, от Франции Украина отстает за использованием основного капитала в 3 раза, сельхозугодий - в 11 раз, трудовых ресурсов - в 15 раз, научного потенциала - более чем в 20 раз.

Указанные выше явления убедительно свидетельствуют, что в течение 1990-х годов произошло существенное обострение структурных проблем почти по всему спектру экономики. Это, бесспорно, нуждается в серьезных структурных сдвигов в экономике в направлении усиления социальной ориентации экономики, ресурсо - и энергосбережения, технологического обновления производства, повышения конкурентоспособности экономики.

В России структурная перестройка экономики осуществляется в условиях перехода от административно-командной хозяйственной системы к рыночной экономике. Сам переход означает коренную трансформацию хозяйственной системы, которая характеризуется глубокими преобразованиями системы социально-экономических отношений, изменением форм и методов хозяйствования, отношений собственности, включая формирование частного сектора и приватизацию преобладающей или значительной части государственного сектора экономики. Необходимость структурной перестройки объясняется сменой приоритетов в формировании народнохозяйственной структуры. Прежняя структура народнохозяйственного комплекса оказалась нежизнеспособной и экономически неэффективной в условиях либерализации экономики, развития рыночных методов хозяйствования. Существовавшая структура характеризовалась крайне высокой степенью огосударствления всех экономических процессов, сверхмонополизацией производства, искаженной структурой народнохозяйственного комплекса со значительным развитием добывающих отраслей, гипертрофированным военно-промышленным комплексом при значительном отставании отраслей, работающих на потребительский рынок.

Специфика структурной перестройки в России заключается в том, что она осуществляется в условиях трансформационного спада, сопровождающего всякий переход от одной экономической системы к другой, который в условиях нашей страны наложился на структурный кризис, начавшийся еще в 80-х гг. Структурная перестройка осуществляется в условиях изменения форм и методов государственного воздействия на экономику, значительного сокращения государственных расходов и централизованного кредитования.

Основными направлениями структурной перестройки являются свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий, замедление падения и стабилизация выпуска продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках; создание условий для оживления и развития перспективных видов деятельности, формирующих реальный экономический потенциал страны.

26. Международное разделение труда и теория сравнительных преимуществ.
Экономическое сотрудничество между людьми стало закладываться примерно 10 тысяч лет назад. Основу объединения национальных хозяйств во всемирное хозяйство составило международное разделение труда. Оно представляет собой специализацию отдельных стран на производстве определенных видов продукции. Излишками изготовленной продукции стали обмениваться сначала соседние племена, отдельные семьи и лица, а затем и государства. Купеческие караваны пересекали пустыни, а торговые суда бороздили моря и океаны, прокладывая все более прочные пути хозяйственного взаимодействия отдаленных друг от друга государств. Каждая страна располагает определенным количеством природных богатств, исторически накопленным интеллектом людей (знаниями, навыками, опытом).

Первым аргументом в пользу обмена результатами хозяйственной деятельности между двумя такими странами будет различие условий производства: в одной стране есть то, чего нет в другой, но без чего не может развиваться современная промышленность. Это относится и к предметам личного потребления.

Вторым аргументом в пользу обмена выступают издержки производства. Затраты на производство той или иной продукции в разных странах неодинаковы. Издержки на единицу мощности легкового автомобиля в Японии ниже по сравнению с автомобильной промышленностью США. Это обусловлено многими факторами. Южнокорейская и Тайваньская электроника дешевле Японской прежде всего по причине дешевизны рабочей силы. Таких примеров можно приводить бессчетное количество. Чаще бывает выгоднее купить у других, чем производить все в полном объеме у себя.

Значение теории сравнительных издержек состоит в том, что она дает базу для понимания сущности международного разделения труда и международного обмена. Принцип сравнительных затрат справедлив не только в отношении любых двух стран, но и любого числа товаров и стран.

Теория сравнительных издержек исходила из национальных различий в стоимости, обусловленных затратами труда. Переход в конце ХIX начале ХХ в. к монополистическому капитализму ознаменовался тем, что возникла всемирная система хозяйства, для которой характерен ряд новых признаков: развилась акционерная форма ведения хозяйства; крупному капиталу стало тесно в рамках внутреннего рынка и в погоне за новыми прибылями он устремился в другие страны; вывоз капитала и расширившийся обмен сопровождались интернационализацией хозяйственных отношений; возникли международные монополии и на их основе в конечном счете произошел раздел мирового экономического пространства.

В новых условиях развитие внешних связей строится уже не только на различиях в стоимости продукции, а на основе сопоставления факторов производства, соотношения спроса и предложения на другие факторы производства. Теория сравнительных издержек развилась в теорию сравнительных преимуществ. Авторы этой теории шведские экономисты Э. Хекшер и Б. Олин, рассматривая международные различия в ценах установили, что основными причинами этих различий являются, во-первых, неодинаковая относительная обеспеченность факторами производства и, во-вторых, разная внутренняя потребность в тем или иных товарах. Как известно, цена товара определяется ценами на факторы производства (издержками), а последние зависят от соотношения спроса и предложения на национальном рынке каждой страны. Например, цена труда во многих странах Азии и Африки в 10-15 раз ниже чем в Европейских государствах и в США.

Поэтому экономически выгодно размещать там трудоемкие производства. Страны, имеющие относительный избыток капитала, в развитии международной специализации заинтересованы в экспорте капиталоемких товаров, тогда как имеющие избыток дешевой рабочей силы - в экспорте трудоемких товаров. Таким образом главная суть теории сравнительных преимуществ сводится к тому, что страна экспортирует товары, в производстве которых наиболее эффективно использованы избыточные факторы производства и импортирует товары с дефицитом факторов производства. Хотя для объяснения всех мирохозяйственных связей и этой теории недостаточно.

27. Транснационализация экономики.
Транснационализация - перемещение капитала из стран с его относительным избыточным количеством в страны, где он находится в дефиците, но в избытке имеются другие факторы производства (труд, земля, полезные ископаемые), которые не могут быть рационально использованы в воспроизводственных процессах из-за нехватки капитала.
В современной мирохозяйственной системе основным фактором формирования конкурентоспособности страны и реализации ее конкурентных преимуществ является наличие мощных национальных компаний, способных осуществлять коммерческую и производственную деятельность в глобальном масштабе. Поэтому внедрение российских компаний в экономику зарубежных стран становится важной предпосылкой увеличения экономического влияния и политического статуса российского государства на международном уровне. Способность государства осуществлять правильные институциональные преобразования и конструктивное содействие отечественным транснациональным корпорациям (ТНК) будет во все большей степени определять качество конкурентоспособной структуры экономики РФ.

Одной из важнейших предпосылок интернационализационного процесса и главных источников глобализации является «феномен транснационализации», в рамках которого существенная доля национального производства, потребления, экспорта, импорта и дохода страны зависит от решений международных центров, находящихся за пределами данного государства. В качестве таковых центров силы и влияния сегодня выступают транснациональные корпорации, которые являются конечным результатом, и, в тоже время, основными игроками, способствующими развитию интернационализации.

Три наиболее объективные характеристики современных транснациональных корпораций:
1 способность эффективно координировать и контролировать многочисленные организационные процессы внутри производственной цепочки вне зависимости от географического месторасположения составляющих её элементов;
2 потенциальная возможность использования конъюнктурного дисбаланса в экономических и политических условиях на рынках разных стран;
3 внутренняя гибкость при расположении и перераспределении основных средств и факторов производства в масштабах глобального экономического пространства.
По своей сути ТНК представляют собой результат капиталистического мироустройства, принцип которого подразумевает организацию и ведение бизнеса в соответствии с рыночными правилами, где всегда конечной целью является извлечение прибыли.

28. Глобализация экономики.
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ - усиление взаимосвязей, взаимодействий и взаимозависимости экономик, экономических систем разных стран мира; интернационализация производства и капитала, ведущая к установлению идентичных норм и условий ведения хозяйственной деятельности в странах, различающихся уровнем развития, видом общественно-политической и социально-экономической системы. Вызывает неприятие и противодействие лиц, отстаивающих национальную специфичность экономики отдельной страны. Во-первых, глобализация вызвана объективными факторами мирового развития, углублениеммеждународного разделения труда, научно-техническим прогрессом в области транспорта и средств связи, сокращающим так называемое экономическое расстояние между странами . Второй источник глобализации - либерализация торговлии другие формы экономической либерализации, вызвавшие ограничение политики протекционизма и сделавшиемировую торговлюболее свободной . В результате были существенно снижены тарифы, устранены многие иные барьеры в торговле товарами и услугами. Другие либерализационные меры привели к усилению движения капитала и остальных факторов производства.

Третьим источником иитернационализационного процесса и одним из основных источников глобализации стал феномен транснационализации , в рамках которой определенная доля производства, потребления, экспорта, импорта и дохода страны зависит от решений международных центров за пределами данного государства. В качестве ведущих сил здесь выступают транснациональные компании (ТНК), которые сами являются одновременно и результатом, и главными действующими лицами интернационализации.

Глобализация сказывается на экономике всех стран. Она затрагивает производство товаров и услуг, использование рабочей силы, инвестиции, технологии и их распространение из одних стран в другие. Все это в конечном итоге отражается на эффективности производства, производительности труда и конкурентоспособности. Именно глобализация вызвала обострение международной конкуренции.

В качестве четвертого источника глобализации можно отметить достижение глобального единомыслия в оценке рыночной экономики и системы свободной торговли .

Пятый источник кроется в особенностях культурного развития . Речь идет о тенденции формирования глобализованных однородных средств массовой информации , искусства, попкультуры, повсеместного использования английского языка в качестве всеобщего средства общения.

29. Валютная система мирового хозяйства.
Все субъекты мирового хозяйства работают в рамках международной валютной системы (МВС). Особенности определенного этапа функционирования мировой валютной системы должны учитываться международным финансовым менеджером в повседневной деятельности, так как накладывают ограничения на многие его решения.

Мировая валютная система - исторически сложившаяся форма организации валютных отношений стран, закрепленная межправительственными договоренностями.

Основными конструктивными элементами валютной системы являются:

♦ мера стоимости вывезенного из страны богатства;

♦ способ установления валютного курса;

♦ валютные рынки;

♦ международные организации, регулирующие валютную деятельность стран.

Действующая мировая валютная система была организационно оформлена на Ямайке в 1976 г. и носит название Ямайской.

30. Формирование курса валют.
Важным элементом валютной системы является валютный курс. Валютный курс необходим для:

взаимного обмена валютами при торговле товарами, услугами, при движении капиталов и кредитов. Экспортер обменивает вырученную иностранную валюту на национальную, так как валюты других стран не могут обращаться в качестве законного и платежного средства на территории данного государства. Импортер обменивает национальную валюту на иностранную для оплаты товаров, купленных за рубежом. Должник приобретает иностранную валюту на национальную для погашения задолженности и выплаты процентов по внешним займам;

сравнения цен мировых и национальных рынков, а также стоимостных показателей разных стран, выраженных в национальных или иностранных валютах;

периодической переоценки счетов в иностранной валюте фирм и банков.

Валютный курс - ”цена” денежной единицы одной страны, выраженная в иностранных денежных единицах или международных валютных единицах (СДР, ЭКЮ). Внешне валютный курс представляется участникам обмена как коэффициент пересчета одной валюты в другую, которая определяется соотношением спроса и предложения на валютном рынке. Однако стоимостной основой валютного курса является покупательная способность валют, выражающая средние национальные уровни цен на товары, услуги, инвестиции.

Производители и покупатели товаров и услуг с помощью валютного курса сравнивают национальные цены с ценами других стран. В результате сопоставления выявляется степень выгодности развития какого-либо производства в данной стране или инвестиций за рубежом.

В связи с резким увеличением международного движения капиталов на валютный курс влияет покупательная способность валют по отношению не только к товарам, но и финансовым активам

Факторы, которые влияют на валютный курс:

Темп инфляции. Соотношение валют по их покупательной способности (паритет покупательной способности), отражая действие закона стоимости, служит своеобразным хребтом валютного курса. Поэтому на валютный курс влияет темп инфляции. Чем выше темп инфляции в стране, тем ниже курс ее валюты, если не противодействуют иные факторы.

Состояние платежного баланса. Активный платежный баланс способствует повышению курса национальной валюты, так как увеличивается спрос на нее со стороны иностранных должников.

Разница процентных ставок в разных странах. Изменение процентных ставок в стране воздействует при прочих равных условиях на международное движение капиталов, прежде всего краткосрочных. Повышение процентной ставки стимулирует приток иностранных капиталов, а ее снижение поощряет отлив капиталов, в том числе национальных, за границу.

Деятельность валютных рынков и спекулятивные валютные операции. Если курс какой-либо валюты имеет тенденцию к понижению, то фирмы и банки заблаговременно продают ее на более устойчивые валюты, что ухудшает позиции ослабленной валюты.

Степень использования определенной валюты на еврорынке и в международных расчетах.

На курсовое соотношение валют воздействует также ускорение или задержка международных платежей. В ожидании снижения курса национальной валюты импортеры стараются ускорить платежи в иностранной валюте, чтобы не нести потерь при повышении ее курса. При укреплении национальной валюты, напротив, преобладает ее стремление к задержке платежей в иностранной валюте.

Степень доверия к валюте на национальном и мировых рынках. Она определяется состоянием экономики и политической обстановкой в стране, а также рассмотренными выше факторами, оказывающими воздействие на валютный курс.

31. Платежный баланс.
ПЛАТЕЖНЫЙ БАЛАНС - таблица, ведомость, отражающая движение денежных средств в виде платежей из страны в страну. Платежный баланс характеризует соотношение сумм платежей, произведенных страной за границей в течение определенного периода и поступивших в страну в течение того же периода. Платежный баланс, в котором поступления денежных средств превышают их расходование, называют активным, а в противоположном случае - пассивным. Частью платежного баланса являются баланс по текущим операциям (в том числе торговый баланс, который включает сальдо экспорта и импорта товаров, баланс "невидимых" текущих операций, состоящий из чистого экспорта услуг, доходов от инвестиций, переводов) и баланс движения капитала (отражающий отток из страны и приток капитала в страну). Платежный баланс является важным показателем и инструментом, позволяющим предвидеть степень возможного участия страны в мировой торговле, международных экономических связях, установить ее платёжеспособность. Особенностью данного понятия является то, что первоначальное и современное определения данного термина имеют принципиальные отличия, что нередко вводит в заблуждение. Термин «платёжный баланс» впервые использовал Джеймс Денем-Стюарт в своей работе «Исследования о принципах политической экономики» (1767 г.)). Стюарт определяет платёжный баланс как самостоятельное понятие, которое состоит из:

Расходов граждан за рубежом.

Платежей по долгам, основной суммы долга и процентов иностранцам.

Предоставления денежных займов другим странам. [источник не указан 1000 дней ]

Таким образом, первоначально платёжный баланс отражал только совершённые платежи, а не все внешнеэкономические операции с материальными, финансовыми и интеллектуальными активами (внешнеэкономические операции - это операции между резидентами и нерезидентами).

В то же время надо отметить, что концептуальные основы, логика и структура построения современного платёжного баланса базируются на предыдущих представлениях о предназначении платёжного баланса.

При составлении платёжного баланса используется принятый в бухгалтерском учёте принцип двойной записи. Каждая операция отражается по дебету и кредиту счёта, а итоговая сумма дебета должна равняться итоговой сумме кредита. Кредитовые суммы формируются в результате экспорта товаров и услуг и притока капитала, что приводит к поступлению иностранной валюты на счёт, они отражаются со знаком «плюс». Дебетовые суммы формируются в результате импорта товаров и услуг и оттока капитала, приводящих к расходу иностранной валюты. Они отражаются со знаком «минус». В платёжном балансе экономические операции отражаются по рыночным ценам, то есть по ценам, по которым фактически происходил обмен экономическими ценностями.

32. Особенности современной валютной системы.

Эволюция мировой валютной системы прошла ряд этапов от золотовалютного стандарта к Генуэзской золото-девизной системы, с режимом свободного колебания валютных курсов, а затем, к Бреттон-вудской, которая также базировалась на золотовалютном стандарте, но одним из основных принципов которой были фиксированные паритеты валют, согласованные в рамках МВФ. И, наконец, к современной Ямайской валютной системе.

Переход от Бреттон-вудской к Ямайской системе означал отказ от системы фиксированных курсов и начало перехода к плавающим курсам. Изменился носитель мировых денег. В качестве конечного средства расчетов стали использовать СДР - коллективную валюту МВФ и ЭКЮ - коллективную валюту ЕС. Эти виды валюты вошли в структуру международной ликвидности. В 1976 году МВФ принял решение отказаться от фиксации официальной цены золота, предоставив право национальным органам распоряжаться собственным золотом по своему усмотрению.

Главной отличительной чертой Ямайской валютной системы является то, что она позволяет как фиксированные, так и плавающие валютные курсы, а также их смешанный вариант.

Теоретической основой Ямайской системы был провозглашенный принцип регуляции валютных курсов рыночными силами (спрос и предложение). Однако в режиме чистого плавания, то есть под воздействием только рыночных сил, валютные курсы долго не могли функционировать, поскольку интеграционные процессы привели к тесному переплетению национальных воспроизводительных процессов, к зависимости национальных экономик от процессов, которые происходят в мировой экономике, в том числе и в валютной сфере. При этих условиях стала очевидной необходимость коллективных действий ведущих стран мира относительно сближения характера экономической политики для достижения долгосрочной стабилизации валютных курсов.

Следовательно в реальной практике Ямайская валютная система функционирует как система управляемых плавающих курсов с тенденцией к усилению в валютной политике отдельных стран элементов управления.

Центральные эмиссионные банки осуществляют интервенции с целью предоставления валютным курсам благоприятного для национальных интересов уровня путем:

покупке или продаже на внешних рынках как иностранной, так и национальной, валюты;

ограничения или запрещения покупки или продажи определенных валют, прямого контроля, над частными внешними переводами, введением отрицательных процентных ставок, относительно иностранных вкладов и тому подобное.


Похожая информация.



Народнохозяйственный комплекс является сложной системой взаимодействующих макроэкономических элементов. Существующие соотношения (пропорции) между этими элементами принято называть экономической структурой. Обычно выделяют отраслевую, воспроизводственную, региональную и иные типы экономических структур.

Структура народного хозяйства не является постоянной: одни отрасли и виды производств характеризуются бурным развитием, другие, напротив, замедляют темпы своего роста, стагнируют.

Структурные изменения в экономике могут иметь стихийный характер, а могут быть регулируемыми со стороны государства в ходе осуществления структурной политики, являющейся составной частью макроэкономической политики. Основными методами государственной структурной политики являются государственные целевые программы, государственные инвестиции, закупки и субсидии, различные налоговые льготы отдельным предприятиям, регионам или группам отраслей.

Осуществление структурной перестройки экономики обеспечивает сбалансированность народного хозяйства, является основой устойчивого и эффективного экономического роста и развития.

Особенности и направления структурной перестройки в России

В России структурная перестройка экономики осуществляется в условиях перехода от административно-командной хозяйственной системы к рыночной экономике. Сам переход означает коренную трансформацию хозяйственной системы, которая характеризуется глубокими преобразованиями системы социально-экономических отношений, изменением форм и методов хозяйствования, отношений собственности, включая формирование частного сектора и приватизацию преобладающей или значительной части государственного сектора экономики. Необходимость структурной перестройки объясняется сменой приоритетов в формировании народнохозяйственной структуры. Прежняя структура народнохозяйственного комплекса оказалась нежизнеспособной и экономически неэффективной в условиях либерализации экономики, развития рыночных методов хозяйствования. Существовавшая структура характеризовалась крайне высокой степенью огосударствления всех экономических процессов, сверхмонополизацией производства, искаженной структурой народнохозяйственного комплекса со значительным развитием добывающих отраслей, гипертрофированным военно-промышленным комплексом при значительном отставании отраслей, работающих на потребительский рынок.

Специфика структурной перестройки в России заключается в том, что она осуществляется в условиях трансформационного спада, сопровождающего всякий переход от одной экономической системы к другой, который в условиях нашей страны наложился на структурный кризис, начавшийся еще в 80-х гг. Структурная перестройка осуществляется в условиях изменения форм и методов государственного воздействия на экономику, значительного сокращения государственных расходов и централизованного кредитования.

Основными направлениями структурной перестройки являются свертывание и перепрофилирование объективно ненужных и недееспособных предприятий, замедление падения и стабилизация выпуска продукции, пользующейся спросом на внутреннем и внешнем рынках; создание условий для оживления и развития перспективных видов деятельности, формирующих реальный экономический потенциал страны.

Тенденции развития промышленности

Россия является страной с развитой промышленностью. На ее долю приходится 3/5 суммарного валового общественного продукта, более 2/5 национального дохода, около 1/2 производственных основных фондов и вместе со строительством примерно 2/5 занятого в общественном производстве населения. Промышленность в первую очередь определяет производственный и научно-технический потенциал, степень и эффективность использования природных, материальных и трудовых ресурсов. Она служит основой формирования территориально-производственных комплексов.

В составе промышленности интенсивность развития отдельных отраслей различна, что объясняется особенностями их формирования в прошлом, необходимостью соблюдения тех или иных межотраслевых пропорций, требованиями научно-технического прогресса и другими причинами. При этом обращает на себя внимание стабильность следующих тенденций: приоритетный рост отраслей, обеспечивающих научно-технический прогресс; значительное расширение производства предметов потребления во всех отраслях промышленности.

Преобразования, осуществляемые в ходе экономической реформы, уже привели к тому, что на структурные сдвиги в экономике все большее влияние оказывают рыночные механизмы. Они в основном и будут определять перспективы развития отдельных отраслей.

Достаточно очевидными являются и необходимые изменения в направлениях и пропорциях развития промышленного производства: усиление его интенсификации, повышение технического уровня и конкурентоспособности, рационализация структуры производства, более пристальное внимание к проблемам ресурсосбережения, охраны окружающей среды.

За время рыночных реформ в России происходили существенные изменения в отраслевой структуре промышленности (%):

1991г. 1992г. 1993г.

Вся промышленность........... 100 100 100

В том числе:

добывающая промышленность....... 15,6 17,0 17,2

обрабатывающая промышленность 84,4 83,0 82,8

Доля добывающих отраслей в общем объеме промышленной продукции имеет тенденцию к росту, что противоречит общемировой тенденции последних лет, состоящей в опережающем росте обрабатывающей промышленности. Более того, развитие отраслей добывающей промышленности во многом ориентируется на спрос, формирующийся на внешнем рынке, вне пределов национальной экономики. Россия все сильнее втягивается в международное разделение труда в качестве поставщика топливно-сырьевых ресурсов и потребителя готовых промышленных изделий. Изменение структуры экспорта и импорта промышленной продукции характеризуется следующими данными (%) :

Произошли структурные изменения в самой обрабатывающей промышленности. Например, доля материалов, полуфабрикатов и комплектующих изделий в общем объеме продукции обрабатывающей промышленности увеличилась. В 1991 г. она составляла 40%, а в 1995 г. - 43,4%. Некоторое увеличение наблюдалось в производстве товаров народного потребления и продовольственных товаров: в 1991 г. они составляли 6,6 и 12,2%, а в 1995 г. - 8,4 и 14,6% соответственно.

Существенное сокращение произошло в производстве машин и оборудования, их доля в общем объеме продукции обрабатывающей промышленности снизилась с 25,6% в 1991 г. до 17,7% в 1995 г.

С учетом потребностей структурной перестройки экономики, наметившихся негативных тенденций развития промышленного производства Правительством РФ была разработана концепция промышленной политики государства до 2010 г.

Намечаемые структурные сдвиги в промышленности не означают возврата к структуре 1990 г. Они предполагают снижение доли добывающих отраслей (с 16% в 1995 г. до 10% в 2010 г.) и повышение доли перерабатывающих отраслей (с 84% в 1995 г. до 90% в 2010 г.). В течение ближайших 2-3 лет приоритетными отраслями будут: нефтедобывающая, газовая, нефтеперерабатывающая промышленность, деревообработка, добыча и переработка алмазов, машиностроительные производства.

Правительство намечает целую систему мер поддержки и стимулирования развития этих отраслей: формирование институциональных и законодательных условий, реформирование налоговой системы, внешнеэкономическая поддержка, стимулирование государственных, частных и иностранных инвестиций.

Промышленная политика предполагает разные стратегии развития для разных отраслей и производственных групп.

Так, для отраслей с большим научно-техническим потенциалом, способных в короткие сроки создать конкурентоспособные изделия для мирового и внутреннего рынка (самолетостроение, ракетно-космические производства, атомная промышленность, вооружения и военная техника, электротехника, тяжелое станкостроение, биотехнологии и др.), намечаются государственные инвестиции, закупки и субсидии, экспортные кредиты.

Экспортоспособные отрасли добывающей промышленности (нефтяная, газовая, алмазная, лесная) имеют реальные возможности развития на собственной финансовой базе. Поэтому политика в отношении этих отраслей будет ориентирована на их самостоятельное финансирование. Для этого планируется дифференцировать плату за пользование недрами, акцизы, учитывая качество и расположение месторождений, а также степень их освоенности для нефтяной промышленности, цены на газ по стоимости транспортировки и распределения в газовой промышленности.

В нефтедобывающей промышленности основным направлением дальнейших институциональных преобразований будет продолжение процесса формирования вертикально интегрированных компаний, осуществляющих комплекс работ по добыче и переработке нефтяного сырья.

При нефтепереработке будут предприниматься меры по улучшению экономической обстановки в районах размещения нефтеперерабатывающих заводов. Высокий внутренний и внешний спрос на продукцию газовой промышленности сохранит ее привлекательность для инвесторов и кредиторов. Основные методы промышленной политики для отраслей, не способных быстро перестроиться в силу технической отсталости производства (автомобильная промышленность, транспортное, дорожное, сельскохозяйственное машиностроение, легкая и пищевая промышленность), заключаются в постепенном снижении защитных импортных тарифов до уровней, допускаемых международными нормами, а также методы нетарифного регулирования. В этих отраслях не предполагается прямой государственной поддержки.

В отдельных отраслях промышленности приоритетными будут следующие основные направления развития.

В черной металлургии, и в частности в прокатном производстве, основным направлением совершенствования структуры будет расширение ассортимента и повышение качества металлопродукции.

Рентабельность в черной металлургии составила в 1996 г- 8,2%, т.е. произошло снижение за год в 3,1 раза. Выход из сложившейся ситуации -техническое перевооружение металлургических предприятий за счет увеличения методов применения эффективных технологий и оборудования. Перспективно техническое перевооружение трудового процесса. Кроме того, прогнозируемый рост мировых цен практически на все металлы в конце 90-х гг. может повысить привлекательность данной отрасли для инвесторов, способствовать притоку финансовых средств и росту ликвидности акций металлургических предприятий.

В цементной промышленности совершенствование структуры будет осуществляться в основном за счет увеличения выпуска цемента, получаемого энергосберегающим «сухим» способом, и организации производства многокомпонентных цементов, обеспечивающих получение прочных и долговечных бетонных и железобетонных изделий,

В химической промышленности перспективными направлениями, вытекающими из ожидаемой структуры спроса, являются расширение ассортимента и увеличение выпуска прогрессивных видов синтетических волокон и нитей; наращивание производства пользующихся устойчивым спросом шин для малотоннажных автомобилей и организация выпуска крупногабаритных и сверх крупногабаритных шин. Выживаемость фармацевтической промышленности связана с выпуском не уступающих по качеству зарубежным аналогам лекарственных средств.

В целлюлозно-бумажной промышленности реализация намеченных мер создаст условия для повышения эффективности использования древесного сырья, качества и конкурентоспособности лесобумажной продукции и наращивания на этой основе экспортного потенциала лесного комплекса.

В машиностроении и металлообработке целесообразно, в частности, наращивать выпуск оборудования для интенсификации добычи нефти и газа, увеличения глубины переработки нефти, повышения уровня механизации и степени безопасности работ в угольных шахтах и разрезах.

В легкой промышленности возможно расширение ассортимента продукции и увеличение предложения широко размерных хлопчатобумажных тканей, новых видов костюмных, одеяльных и мебельных тканей, детских швейных и трикотажных изделий, обуви с верхом из натуральной кожи. Совершенствование инфраструктуры рынка товаров будет идти путем осуществления мер по ускорению товаропродвижения через развитие межрегиональных и региональных оптовых рынков, мелкооптовых баз, выставочных комплексов, проведения ярмарок.

Структурные изменения в агропромышленном комплексе

Агропромышленный комплекс (АПК) отличается исключительно сложной структурой. Он представляет собой совокупность многих отраслей и производств, взаимосвязанных экономически, технологически и организационно. Его важнейшими отраслями являются сельское хозяйство, отрасли промышленности, перерабатывающие сельскохозяйственное сырье. В него иногда включают отрасли, обеспечивающие АПК средствами производства (сельскохозяйственное машиностроение и др.). С ним непосредственно связаны строительство, торговля и общественное питание. В составе АПК выделяют также производственную и социальную инфраструктуру (элеваторно-складское хозяйство, ветеринарное обслуживание, ремонтная база, транспортное хозяйство, учреждения культуры и т.п.).

Процесс интегрирования сельского хозяйства и перерабатывающих его сырье предприятий дает возможность преодолеть пространственный разрыв между сырьевыми зонами и районами производства готовой продукции, обеспечить их хозяйственное сближение, сужение границ специализированных ареалов возделывания тех или иных культур.

Развитию АПК уделяется особое внимание в ходе структурной перестройки экономики. Это объясняется существующим отставанием сельского хозяйства, его низкой рентабельностью, нерешенностью проблемы обеспечения населения и промышленности высококачественными отечественными продуктами питания и промышленным сырьем.

В агропромышленном комплексе политика правительства будет направлена на формирование новой институциональной, отраслевой и региональной структуры аграрного сектора на основе обновления производственного потенциала сельского хозяйства и сферы переработки, их максимальной адаптации к работе в рыночной среде с ориентацией на собственные ресурсы.

Исходя из сложившейся ситуации, можно выделить следующие важнейшие направления структурной политики в агропромышленном комплексе:

  • активизация работы по преобразованию земельных отношений на основе предоставления земли сельскохозяйственным предприятиям и гражданам в собственность, бессрочное постоянное пользование, пожизненное наследуемое владение или аренду, а также развитие земельного рынка;
  • равноправное развитие всех форм собственности и землевладения;
  • поддержка разнообразных агропромышленных формирований (сельскохозяйственных, перерабатывающих и обслуживающих предприятий) с полным циклом производства;
  • привлечение частного капитала в аграрный сектор путем создания сельскохозяйственных и других банков для кредитования сельских товаропроизводителей;
  • использование централизованного кредитования сельскохозяйственных товаропроизводителей под залог будущего урожая;
  • стимулирование частных и иностранных инвестиций в перерабатывающую промышленность АПК;
  • бюджетное финансирование затрат на ведение племенного дела, селекцию и семеноводство, фундаментальные научные исследования, направленные на предупреждение инфекционных заболеваний животных, распространение вредителей растенийи охрану окружающей среды.

Совершенствование воспроизводственной структуры экономики

Воспроизводственная структура экономики определяется соотношениями между подразделениями общественного воспроизводства, между потреблением и накоплением. Для России в настоящее время характерно абсолютное и относительное снижение накопления. Структурная перестройка осуществляется в условиях ограниченности инвестиционных ресурсов.

В 1992 г. снижение инвестиций составило 40%, в 1993 г. - 12, в 1994 г. - 26. При этом изменилась структура капитальных вложений: для не производственных целей их доля возросла, а для производственных - сократилась (с 67% в 1992 г. до 55% в 1994 г.).

Анализ динамики капитальных вложений по отраслям показывает, что наименьшее их сокращение было в топливно-энергетическом комплексе и металлургии. Более резко они снизились в химической, легкой и пищевой промышленности (на 40-50% в 1993 г. и на 50% в 1994 г. по сравнению с предшествующим годом).

В результате проведения реформ и приватизации изменилась структура капитальных вложений по источникам финансирования: сократилось бюджетное финансирование, но возросли капитальные вложения за счет собственных и привлеченных средств предприятий; снизился объем капитальных вложений за счет льготных государственных кредитов и увеличилась доля государственных внебюджетных инвестиционных фондов.

Структурные изменения в экономике, необходимость приспособления производства к меняющемуся потребительскому спросу, повышение конкурентоспособности отечественных изделий требуют значительных инвестиций в основной капитал. Наращивания оборотных средств и лучшего использования имеющихся мощностей в большинстве случаев недостаточно, особенно в обрабатывающих отраслях, из-за неприспособленности этих мощностей к требованиям рынка.

Однако проблема увеличения инвестиций в основной капитал не может быть решена путем наращивания государственных инвестиций как в силу ограниченности средств государственного бюджета, так и, главным образом, из-за их низкой эффективности. Это означает, что в современных условиях на первый план выдвигается задача повышения эффективности инвестиций, приносящих отдачу в минимальные сроки, способных переломить тенденции спада в производстве, обеспечить рост реальных доходов предприятий, населения и бюджета, увеличивая платежеспособный спрос и не усиливая инфляцию.

Стратегическим направлением совершенствования государственных инвестиций является формирование эффективной структуры государственных расходов. По мнению правительства, затраты на инвестиционные нужды не должны превышать определенной доли ВВП. Если сейчас в консолидированном бюджете концентрируется 28-30% ВВП, то в ближайшем будущем планируется 32-34% ВВП. Оптимальный уровень государственных инвестиций, в которых 70% приходится на социальные объекты, должен достичь 3-3,5% ВВП. В структуре государственных инвестиций расходы на цели промышленной политики должны составлять не менее 30-40%, или 0,9-1,4% ВВП.

Параллельно из хозяйственного оборота намечается вывод неэффективных, не имеющих перспектив предприятий и производств с учетом сохранения или создания новых рабочих мест, поддержания социальной сферы и жизнедеятельности конкретных городов и регионов.

Одним из направлений перестройки воспроизводственной структуры экономики России является изменение существующей пропорции между отраслями материального производства и отраслями, обеспечивающими функционирование этих отраслей, или инфраструктурой.

Инфраструктура обычно подразделяется на производственную и социальную (непроизводственную).

Производственная инфраструктура в основном продолжает процесс производства в пределах процесса обращения. Она обеспечивает перемещение и хранение сырья, топлива, энергии, различных материалов и готовой продукции, передачу информации и т.п., в сельском хозяйстве - мелиорацию земель. К производственной инфраструктуре относятся:

1) транспорт (включая не только пути сообщения, но и транспортные средства), связь, складское хозяйство, материально-техническое снабжение;

2) инженерные сооружения и устройства, в том числе ирригационные системы;

3) коммуникации и сети, среди них линии электропередачи (ЛЭП) и распределительные сети, нефтепроводы и газопроводы, телефонные сети и т.п.

Производственная инфраструктура выступает как внутрипроизводственная (для отдельных предприятий, фирм или их объединений) и обычного назначения. Складывается международная инфраструктура, примером которой служат, в частности, инфраструктурные объекты топливно-энергетического назначения: газо- и нефтепроводы, ЛЭП, протянувшиеся по территории бывшего Советского Союза и идущие во многие европейские страны.

Социальную инфраструктуру образуют, прежде всего, пассажирский транспорт, особенно городской, различные городские инженерные сооружения и коммуникации, сети водо- и энергоснабжения, канализации, телефонные сети и т.п., в более широком аспекте - коммунально-бытовое хозяйство городов и населенных пунктов вообще.

Инфраструктура, как производственная, так и социальная, обеспечивает целостность и комплексность народного хозяйства на различных его уровнях. Велика роль инфраструктуры в процессе освоения новых территорий, сырьевых и топливно-энергетических ресурсов в восточных и северных районах страны.

Особое значение среди отраслей инфраструктуры России имеет транспорт.

Транспорт выполняет огромную работу по перемещению грузов и людей. Суммарные затраты на перевозку грузов и пассажиров и на погрузочно-разгрузочные работы составляют десятки миллиардов рублей. Соответственно велика и доля этих затрат (транспортная составляющая) в стоимости промышленной продукции, достигающая в среднем 13%, а в отдельных отраслях- в черной металлургии, угольной промышленности и др. - значительно больше.

Для сокращения транспортных издержек в народном хозяйстве необходимо снизить материалоемкость производства на основе прогрессивных технологий, рационализировать транспортно-экономические связи предприятий и районов, рационально разместить и специализировать производство, усилить комплексность в развитии хозяйства регионов и районов.

Однако роль транспортного фактора нельзя сводить только к доле транспортных затрат. Осуществляя производственные связи между отраслями и районами, транспорт является непременным условием и активным рычагом специализации и комплексного развития экономических районов и целых стран, т.е. процессов, оказывающих прямое влияние на эффективность общественного производства и рынка. Само развитие территориального разделения труда, специализации районов немыслимо без наличия межрайонных транспортных путей, а комплексное развитие хозяйства республики или района без внутренних связей и соответствующей им транспортной системы.

Поэтому наряду с необходимостью снижения транспортных издержек как одного из факторов повышения эффективности развития производства стоит и более глобальная задача-снизить издержки на функционирование всей территориальной организации производства. Критерием оптимальности в этой задаче выступает минимизация не отдельных видов издержек производства, а суммарных затрат на производство и транспортировку продукции до потребителя.

Отрасли инфраструктуры, в значительной степени определяющие общую эффективность производства, являются, как показывает опыт стран с развитой рыночной экономикой, малопривлекательными для частного капитала. Обычно они характеризуются значительными капитальными вложениями, медленной окупаемостью инвестиций, отсутствием сверхприбыли.

Сбалансированное развитие российской экономики требует ускоренного развития отраслей производственной и социальной инфраструктуры, что объясняется их определенным отставанием в прошлом, диспропорциональностью (особенно территориального и регионального) развития. Очевидно, что это может быть достигнуто только при значительном участии государства.

Структурная перестройка экономики предполагает также сглаживание неравномерности технического оснащения отсталых отраслей и предприятий, преодоление сохраняющихся тенденций к монополизации, снижение уровня концентрации в отдельных отраслях и видах производств.

Наиболее высокий уровень концентрации наблюдается в промышленности. Особенно это типично для тяжелой индустрии, прежде всего таких ее отраслей, как электроэнергетика, черная металлургия, нефтехимия. Однако за последнее время наметилась тенденция строительства относительно небольших предприятий, например, в машиностроении, черной металлургии, текстильной промышленности. Этот процесс связан, в частности, с необходимостью развития малых и средних городов путем размещения в них специализированных производств, филиалов предприятий и объединений, дублирующих производств, что способствует созданию условий для рынка.

Региональные аспекты структурной перестройки

Огромная территория России, разница природных условий, различные условия предшествующего развития порождают большое региональное разнообразие, особую специфику региональных интересов и условий формирования рыночных отношений. С точки зрения отраслевой структуры экономики обычно выделяют три группы российских регионов:

  • добывающие (Тюмень, Якутия, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий округа и др.);
  • промышленные, ориентированные на общероссийский рынок (Центральная Россия, Урал, Кузбасс и др.);
  • агропромышленные (Черноземье, Поволжье, Кубань, Ставрополье и др.).

Переход к рыночным условиям хозяйствования является неравномерным в разных регионах. Так, например, явным лидером является Москва, где сосредоточена основная часть коммерческих банков и различных финансовых институтов, в то время как в преимущественно сельских регионах во многом сохраняются старые хозяйственные формы.

Лишь незначительная часть регионов имеет стабильные внутренние источники капитала для своего развития, остальные зависят от внерыночного перераспределения средств через федеральный бюджет.

Одним из способов уменьшения региональной дифференциации является развитие внутри- и межрегиональных, в том числе и производственных, связей, а также создание региональных ассоциаций, объединенных общностью экономических интересов и условий.

Первоначально ассоциации возникали на основе географической близости регионов друг к другу, в последнее время преобладает экономический фактор, т.е. общность экономических интересов регионов. Например, создана группировка регионов-доноров Москва-Ханты-Мансийск.

Сближение и консолидация интересов различных регионов, с одной стороны, свидетельствуют о том, что региональные руководители сознают выгоды экономической и политической интеграции и готовы к совместным действиям в общих интересах.

С другой стороны, подобная практика может иметь и негативные последствия: усиление одних региональных групп может приводить к нежелательной конкуренции территорий, стремлению «огородить» местные рынки административными барьерами.

Не следует упускать из виду, что начавшийся процесс активного развития рыночных отношений также способен порождать или усиливать структурные диспропорции в народном хозяйстве. Опыт прошедшего пятилетия показывает, например, что осуществление рыночных реформ в России ликвидировало существовавшую несбалансированность между товарной и денежной массами, но привело к значительному превалированию финансового капитала над промышленным. Более того, переход к рыночным условиям хозяйствования осуществляется по-разному в разных отраслях. Так, например, в финансово-кредитной сфере происходит быстрое развитие современных форм и видов деятельности, вполне соответствующих странам со зрелой рыночной экономикой, в то время как в сельском хозяйстве продолжают воспроизводиться старые формы и условия хозяйствования, развиваются примитивные рыночные формы.

Выводы

1. Народнохозяйственный комплекс отражает экономическое и социальное развитие общества, углубление разделения труда, интеграционные процессы, происходящие в мире.

2. Экономика подразделяется на различные сферы и подразделения: материальное производство и непроизводственную сферу, сектор нефинансовых и финансовых корпораций, сектор государственных учреждений и домашних хозяйств, сектор науки и «остальной мир».

3. Отраслевая структура отражает основные виды производственно-хозяйственной деятельности: рыночное и нерыночное производство, отрасли, производящие товары или оказывающие услуги, смешанные отрасли.

4. Предприятие необходимо рассматривать в системе национальной экономики. Процессы, происходящие в народнохозяйственном комплексе, влияют на все стороны деятельности предприятия, определяют направления его дальнейшего развития.

5. Знание тенденций развития экономики на макроуровне необходимо для разработки перспективной политики предприятия, повышения его конкурентоспособности.

6. Государственная экономическая политика регулирует процессы, происходящие в народнохозяйственном комплексе, непосредственно затрагивает различные аспекты деятельности предприятия.

7. Структурная перестройка экономики отражает процессы, происходящие в различных сферах экономики: отраслях, регионах, в области капитальных вложений и инвестиций.


Навигация

« »

Структурная перестройка имеет широкий спектр воздействия на формирование и развитие эффективной рыночной модели экономики. Реализация ее целей предполагает определение основных направлений. Это, во-первых, формирования макро оекономичних пропорций, адекватных социально ориентированной рыночной экономике. Такие пропорции должны, с одной стороны, обеспечить благоприятные условия для повышения темпов роста. ВВП как основного п оказника, определяющий ресурсные возможности экономики, а с другой - эффективное его использование в таких сферах, как конечное потребление, инвестиции и внешняя торговля. Чтобы эти пропорции сформировать, потриб ни такие мерыоди:

Стабилизация и постепенное повышение темпов развития экономики;

Повышение эффективности производства, прежде всего за счет снижения материалоемкости производства на основе прогрессивных технологий;

Формирование отраслевой структуры производства. ВВП, приближенной к структуре развитых стран. Это требует высоких темпов развития сферы услуг;

Достижение эффективного использования. ВВП за счет увеличения доли потребления населением материальных благ и услуг, наращивания экспортного потенциала и формирование положительного сальдо торгового в баланс.

Вторым направлением структурной перестройки экономики является развитие научно-технического потенциала, максимальное его направления на разработку, освоение и широкое использование принципиально новых машин, технолог гий и материалов. Реализация этого направления предусматривает:

Обеспечение сохранения кадрового и научного потенциала страны;

Создание условий для развития тех научно-исследовательских учреждений, обеспечивающих развитие прогрессивных отраслей экономики;

Диверсификацию научно-технического потенциала военно-промышленного комплекса

Третьим направлением структурной перестройки е радикальное изменение природопользования для уменьшения технологической нагрузки на окружающую среду. Это предполагает:

Меры по повышению эффективности использования природных ресурсов;

Переход на экологически чистые технологии и производственные процессы, вывод из действия экологически вредных производств

Претворение в жизнь указанных основных направлений структурной перестройки требует существенных изменений в материальном производстве, социальной сфере и региональной структуре экономики. Прежде всего, изменения должны в происходить в промышленном комплексе страны, является достаточно мощным. По объему производственных фондов Украины принадлежит к индустриально развитых стран мира. Но их качественные показатели существенно уступают с участниками требованиям научно-технического прогресса. Поэтому этот комплекс далеко не полностью соответствует потребностям экономики страны, поскольку недостаточно ориентирован на производство продукции конечного потребительского спроса перегружен отраслями первичного сектора экономики с низкой степенью переработки сырья, обладает высокой материало-и энергоемкость производства в условиях почти монопольной зависимости от импорта энер оносиив. Большая часть промышленного комплекса Украины ориентирована на выпуск военной продукции при отсутствии завершенных технологических циклов производства, а области гражданского производства имеют проц талый технологический и экономический уровень производства, что приводит недостаточную конкурентоспособность многих видов промышленной продукции. Поэтому в промышленном комплексе должны происходить изменения, направленных ные на создание высокотехнологичного конкурентоспособного производства, адаптированного к рыночным условиям, способного удовлетворять как большую часть собственных потребностей экономики Украины, так и активно в участие в мирохозяйственных связях на взаимовыгодных условиях. Такие изменения осуществляться одновременно на двух уровнях - межотраслевых и отраслевыхузевому.

На межотраслевом уровне будет постепенно повышаться доля отраслей по производству потребительских товаров, прогрессивных видов материалов и средств технического переоснащения экономики. Это позволит сформировать ты межотраслевую структуру производства, адекватную потребностям экономики Украины и мировому опыту. Такие пропорции в промышленном комплексе предполагается достичь за счет следующих мероприятийв:

Замедление темпов развития энергоемких отраслей, что снизит их долю в. ВВП;

Улучшение отраслевой структуры отраслей, производящих материалы и структуры материалов, за счет преимущественного развития химической и нефтехимической промышленности и поддержания высоких темпов развития л лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной отраслей и промышленности строительных материалов

Активизация развития и повышения в структуре промышленного производства доли социально ориентированных отраслей - легкой и пищевой промышленности;

Поддержание высоких темпов развития машиностроения и металлообработки, проведения работ по конверсии и диверсификации предприятий военно-промышленного комплекса, что создает материально-техническую осно ную для переоснащения других отраслей экономики и осуществления структурной перестройки в цилом.

Реализация структурных изменений на втором уровне будет происходить путем:

Повышение социальной ориентации производства в каждой отрасли;

Формирование эффективной структуры производства в отдельных комплексах и отраслях из-за ограничения развития сырьевых и полуфабрикатных производств, увеличение доли производств, имеют законченный техно ологичний цикл и улучшают использование собственного природоресурсный потенциал

Научно-технического обновления производства, внедрения новых эффективных и экологически безопасных технологий, повышение качества и технологического уровня продукции, освоение новых прогрессивных. ЕЕ видов которые будут конкурентоспособными на внешнем рынке и заменять импортные материалы

Развития производства для удовлетворения потребностей собственной межотраслевой кооперации

Структурная перестройка в агропромышленном комплексе направляется на существенное увеличение продовольственного и сырьевого потенциала страны, улучшение удовлетворения потребностей населения в разнообразных и качественных пищевых продуктах, обеспечения экспортной ориентации производства преимущественного развития будут приобретать такие отрасли. АПК, как зерновое хозяйство, выращивание масличных культур, сахарной свеклы, произ ицтво мяса и молока и перерабатывающей промышленности. Это те отрасли, опирающиеся на значительные земельные и трудовые ресурсы, благоприятные природные условия и традиции сельского хозяйства Украинни.

Важным направлением структурной перестройки. АПК является переход к интенсивному типу развития производства, а именно: применение технологий ресурсосбережения в растениеводстве и животноводстве, новых улучшенных сорт тов и гибридов сельскохозяйственных культур, высокопродуктивных пород скота и птицы, укрепление кормовой базы, освоения почвозащитных систем земледелия, углубления регионального внутриотраслевой й специализации производства. В перерабатывающей промышленности главное внимание сосредоточится на углублении переработки сырья, наращивании производства готовых к употреблению продуктов, полуфабрикатов, к улинарних изделий, продукции лечебно-профилактического назначения, обогащенной радиопротекторов и биологически активными веществами и т.д.. В сахарной, масложировой, спиртовой и мясоперерабатывающей промышлен ости предпочтение будет отдаваться модернизации и реконструкции узкоспециализированных предприятий, что значительно повысит уровень комплексной переработки сырья, обеспечит экономию материалов, топливно-энер этических и водных ресурсов. В результате будет обеспечено рациональную структуру. АПК, который будет поставлять в промышленность сельскохозяйственное сырье, а населению - высококачественные продовольственные товары, а так же займет постоянное место в мировой торговлевлі.

Структурные преобразования экономики Украины предусматривают значительное расширение и совершенствование непроизводственной сферы, осуществления существенных мер социальной защиты населения. В условиях перехода к рыночной эко ономикы развитие таких отраслей, как образование, здравоохранение, жилищное и коммунальное хозяйство, культура и искусство, физическая культура и спорт базироваться на таких принципах:

Обеспечение государственной поддержки развития сферы услуг на уровне, который гарантирует нормальные условия жизнедеятельности;

Максимальное привлечение негосударственных средств на содержание и развитие учреждений отраслей социально-культурного назначения;

Коммерциализация сферы услуг при условии, что внедрение здесь рыночных отношений не нанесет вред обществу

Важным направлением структурной перестройки является повышение конкурентоспособности производства, увеличение экспортного потенциала страны. Это для Украины имеет особое значение, так как способствует ускорению рыночной трансформации экономики, вхождению ее региональных и мировых рынков товаров и созданию валютных резервов, необходимых для модернизации производства. В современном мире конкурентоспособность все би льше определяют не традиционные факторы, такие как природные и трудовые ресурсы и капитал, а факторы более высокого порядка - инфраструктура страны, ее научный потенциал, уровень образования населения, специальными знаниями я в виде научно-технических баз данных с отдельных отраслей и производств, наличие специалистов соответствующего профиля знаний Украина имеет высокий рейтинг в обеспеченности такими факторами, создает широкие м ожливости для получения конкурентных преимуществ. Стратегия структурной перестройки и направляется на повышение эффективности использования названных факторов, прежде всего, в отраслях промышленности. Для этого н еобхидни основательные исследования конкурентной среды, определение особенностей национальной экономики, которые обеспечат конкурентные преимущества для отечественных производителейників.

Структурная перестройка экономики Украины осуществляется и в таких направлениях как формирование энергосберегающей модели развития экономики, технологическое обновление производства, реструктуризация предприятий и с создания эффективных региональных структур экономик.