Страховые пенсионные взносы, на основе которых формируется пенсионный бюджет , уплачиваются работодателями в процентном отношении к заработной плате работника, но при этом не вычитаются из нее, а являются отдельной статьей расходов страховщика.
Обязательный порядок уплаты взносов в Пенсионный фонд определен требованиями Федерального закона № 212 от 24 июля 2009 года . Контролирующие функции за своевременностью положенных по закону перечислений, в соответствии с условиями, которые изложены в статье 3 данного закона, возлагаются на органы ПФР.
На граждан, ведущих индивидуальную предпринимательскую деятельность, занимающихся различными видами частных практик в медицинской, юридической, консалтинговой или иной сферах или производящих какие-либо выплаты и вознаграждения в соответствии с содержанием заключенных договоров гражданско-правового характера, также возложена, в соответствии со статьей 5 ФЗ № 212, обязанность осуществления страховых отчислений в ПФР.
Размер пенсионных отчислений в пользу ПФР, определяется условиями, изложенными в статьях 14–17 Закона № 212 от 24.07.2009 г. и статьях и 31.1 ФЗ №167 «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» .
Основной тариф пенсионных взносов составляет 22 % . В случае, превышения величины базы для начисления взносов тариф увеличивается еще на 10% . На 2018 год установлена предельная величина базы в размере 1 021 000 рублей .
В случае, если плательщик одновременно является индивидуальным предпринимателем и работодателем, то страховые взносы им выплачиваются отдельно по каждому из оснований .
В зависимости от плательщиков устанавливаются и различные тарифы уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование , представленные в таблице ниже.
Категории плательщиков | Тариф в 2018 году |
---|---|
Плательщики, применяющие основной тариф | 22% + 10% |
Организации и ИП, применяющие УСН (включая благотворительные); осуществляющие деятельность в сфере социального обслуживания, научных исследований, образования, культуры и искусства, спорта, здравоохранения, а также имеющие лицензию на фармацевтическую деятельность | 20% |
Организации, выплачивающие зарплату экипажам судов, за исключением нефтяных танкеров | 0% |
Субъекты хозяйственной деятельности, созданные бюджетными и автономными научными организациями | 8% |
Резиденты ОЭЗ, организации и ИП, осуществляющие туристско-рекреационную деятельность | 8% |
Организации, работающие в сфере информационных технологий | 8% |
Участники проекта «Сколково» | 14% |
Участники свободной экономической зоны на территории Крыма и Севастополя | 6% |
Имеющие статус резидентов ТОР | 6% |
Резиденты свободного порта «Владивосток» | 6% |
Порядок и размер уплаты пенсионных взносов до 2018 года регулировался положениями закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ, однако с начала 2017 года управление страховыми платежами перешло Федеральной Налоговой службе, в следствии чего изменился порядок расчета суммы отчислений.
В 2018 году сумма страхового взноса для самозанятых граждан составляет 26545 рублей . На следующие периоды установлен: на 2019 год - 29354 рубля, на 2020 год - 32448 рублей.
Помимо фиксированного платежа, предприниматель обязан до 1 апреля 2019 года произвести перечисление в Пенсионный фонд еще одного взноса в размере 1% с доходов за 2018 год, которые превышают сумму 300 тыс. рублей.
В случае, если статус предпринимателя был получен не в начале, а, например, в середине 2018 года, то в бюджет Фонда необходимо будет перечислить половину установленной суммы.
Для отдельных категорий плательщиков установлены особые условия уплаты взносов, перечисляемых в ПФР, перечень которых определяется статьей 58 ФЗ №212. Им предоставляется возможность использования пониженных тарифов или полное освобождение от выплат.
Некоторые плательщики могут полностью освобождаться от уплаты взносов при соблюдении определенных условий и наличии подтверждающих документов.
Для того, чтобы гражданин был уверен в том, что его пенсионные права, при выходе на пенсию будут соблюдены в полном объеме , работодатель должен вовремя и полностью перечислять установленные законом взносы, а лицам, застрахованным в системе ОПС , необходимо осуществлять контроль над своевременностью и размером поступлений на свой
Подобные средства исчисляются с доходов граждан, занятых на выполнении вредных, опасных и сложных работ, базой для применения тарифов по взносам являются доходы данных лиц. Тарифы дополнительных взносов регулируются российским законодательством, ниже представлены актуальные тарифы на 2017 - 2018 год.
Пенсионные взносы по дополнительным тарифам в 2018 году нужно начислять на все выплаты в пользу работников с начала года. Никакие предельные лимиты по базе не применяются – пункт 5 статьи 421 Налогового кодекса РФ. Более того, страховые взносы по дополнительным тарифам нужно начислять даже в пользу тех, кто уже вышел на пенсию по старости (в том числе, досрочно).
Организации и индивидуальные предприниматели должны в 2018 году должны начислять страховые взносы по дополнительным тарифам на пенсионное страхование. Однако начислять взносы по доптарифам нужно не всем. Дополнительные взносы начисляются только на выплаты работникам, занятым:
Внимание: спецоценка по закону проводится не реже одного раза в пятилетку. Исключением являются случаи создания новых трудовых мест или перепрофилирование старых. Скачать для просмотра и печати:
Это среда, которая способствует развитию профессиональных недугов или угрожает жизни.Важно: итоговый документ подписывается всеми членами комиссии, сформированной приказом руководителя.
Он составляется в трех экземплярах и доводится до сведения тружеников.
О взносах в ПФР
28 декабря 2013 года принят Федеральный закон №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», в соответствии с которым страхователи обязаны обеспечить безопасность работников во время работы, а их рабочие места должны соответствовать государственным нормативным требованиям охраны труда. В зависимости от итогов проведенной специальной оценки условий труда, созданных работодателем для своих работников, устанавливается размер дополнительных тарифов страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, которые уплачиваются с 2014 года. Чем более опасные или вредные условия труда будут установлены по результатам специальной оценки, тем более высокий дополнительный тариф страховых взносов необходимо будет уплачивать работодателю в Пенсионный фонд России.
С 2013 года введен дополнительный тариф страховых взносов в Пенсионный фонд России для работодателей, имеющих рабочие места с вредными и опасными производствами. Дополнительные тарифы применяются в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 1 и 2-18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».
Дополнительные тарифы будут образовываться и для работодателей, застраховавших граждан из вышеописанных категорий. Если гражданин, который был задействован на вредных работах, захочет раньше отправиться на пенсию, то учитываются только те месяцы, когда зачислялись бонусные взносы.
Работники должны быть уведомлены о результатах проверки их рабочих мест (ст. 15 Закона № 426). Компенсация за небезопасные условия труда определяется организацией самостоятельно, работники, на которых воздействуют вредные факторы окружающей среды, имеют право на следующие льготы:
По новым правилам заполнения платежных поручений, в полях «ИНН» и «КПП» теперь должны обозначаться данные по ИФНС, которая администрирует платеж. В поле «Получатель» указывается орган казначейства, в скобках - наименование налоговой инспекции. Поле КБК должно соответствовать коду ФНС.
Основной тариф страховых взносов на ОПС согласно общей системе налогообложения составляет 22% . Ежемесячно работодатели перечисляют рассчитанную с помощью данного норматива сумму в Пенсионный фонд. Далее поступившие денежные средства распределяются на индивидуальные счета граждан согласно выбранного им варианта пенсионного обеспечения.
Согласно ст. 27 Закона № 426 от 28.12.2013, учет условий труда может проводиться поочередно (поэтапно) до 31.12.2018, за исключением рабочих мест, которые относятся к опасному или вредному классу - измерение небезопасных факторов на таких местах должно производиться в первую очередь.
Так, если спецоценка показала, что условия труда соответствуют классу «Оптимальный9raquo; или «Допустимый9raquo;, дополнительный тариф будет равен 0%. При признании условий вредными по подклассам ставка будет принимать значения от 2 до 7%. Опасные условия труда означают, что тариф составит 8%.
14 Июл 2018 467Даже если условия труда по итогам аттестации рабочих мест, проведенной до 1 января 2014 года, признаны оптимальными или допустимыми (а не вредными или опасными), то в 2014 году страхователь должен уплачивать взносы по дополнительным тарифам в размере 6 и 4 процентов, которые ранее были установлены для «вредных» работ. Такие разъяснения содержатся в письме Пенсионного фонда от 12.02.14 № НП-30-26/1707 .
Напомним, с 1 января 2013 года для отдельных категорий работников, которые досрочно выходят на пенсию (в частности, тех, кто работает на производстве с вредными условиями труда), установлены дополнительные взносы в ПФР (см. « »). К основному тарифу добавляется дополнительный, и суммарная ставка получается выше, чем для обычных сотрудников. Дополнительные тарифы установлены частями 1 и 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.09 № 212-ФЗ (см. таблицу).
Дополнительные тарифы взносов в ПФР для отдельных категорий работников
Дополнительный тариф на страховую часть пенсии |
|||
---|---|---|---|
Занятые на подземных работах, в горячих цехах и на работах с вредными условиями труда |
|||
Занятые на работах с тяжелыми условиями труда и другие категории, перечисленные в подпунктах 2-18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.01 № 173-ФЗ |
В 2014 году аттестацию рабочих мест заменила специальная оценка условий труда. По ее итогам каждому рабочему месту присваивается определенный класс условий труда. Всего существует четыре класса: оптимальный, допустимый, вредный и опасный. В свою очередь вредные условия труда делятся на четыре подкласса: первой, второй, третьей и четвертой степени (подробнее см. «С 2014 года вместо аттестации рабочих мест нужно проводить специальную оценку условий труда»).
По аналогии с результатами аттестации итоги специальной оценки применяются, в том числе, для установления дополнительных тарифов страховых взносов в ПФР, которые утверждены частью 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ. Если по итогам такой оценки условия труда будут признаны вредными или опасными, то работодатели в отношении выплат работникам, имеющим право на досрочную пенсию, должны применять тарифы в размере от 2 до 8 процентов. Если условия труда будут признаны оптимальными или допустимыми, работодатель освобождается от уплаты страховых взносов по дополнительным тарифам (см. таблицу).
Значения дополнительных тарифов пенсионных взносов
В Пенсионном фонде отмечают, что «новые» дополнительные тарифы страховых взносов используются также по результатам «старой» аттестации рабочих мест, проведенной до 2014 года. Ведь ее результаты действительны в течение пяти лет с момента ее завершения (но не более чем до 31 декабря 2018 года). Однако эти тарифы действуют только в том случае, если по итогам аттестации рабочих мест условия труда, перечисленные в подпунктах 1-18 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ, были признаны вредными или опасными (ч. 5 ст. 15 Закона № 421-ФЗ). Если же условия труда были признаны оптимальными или допустимыми, то в отношении этих рабочих мест страховые взносы по доптарифам уплачиваются в размерах, установленных пунктами 1 и 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ (а не пунктом 2.1 этой же статьи), то есть в размерах 6% и 4%. А нулевой тариф дополнительных взносов при допустимых и оптимальных условиях труда может применяться только после проведения специальной оценки.
Работодатели, чью сотрудники занимаются трудовой деятельность в опасных или вредных условиях, обязаны уплачивать не только страховые взносы, но и взносы по дополнительному тарифу.
Что такое дополнительные страховые взносы? Какие категории лиц имеют право получать такие взносы на формирование своей пенсии? Как осуществляется уплата таких взносов? Ответим на эти вопросы в данной статье.
Дополнительные страховые взносы (ДСВ) – средства, начисляемые в фонд накопительной части пенсии. Согласно пунктам 3 и 5 ст.2 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах» от 30.04.2008 N 56-ФЗ, дополнительные взносы могут уплачиваться:
Если дополнительные взносы выплачиваются непосредственно работником, то он должен обратиться с заявлением в территориальное отделение ПФР о добровольной уплате дополнительных взносов в фонд накопительной пенсии. Соответствующее заявление подается по форме ДБС-1, направить его можно через официальный сайт ПФР, через МФЦ, а также через своего работодателя. При этом в заявлении необходимо указать, какую сумму работник будет перечислять в ПФР каждый месяц. Если работодатель получил соответствующее заявление от работника, то он обязан направить его в ПФР не позднее, чем через 3 дня.
Порядок выплаты ДСВ работодателем в пользу работника регламентируется частью 1 статьи 8 вышеуказанного нормативного акта. Право на такие взносы имеют работники отдельных категорий, занятых на вредном или тяжелом производстве.
Согласно действующему законодательству, выплаты по ДСВ перечисляются в пользу работников отдельных категории. Они введены в целях материального обеспечения тех граждан, которые претендуют на выход на пенсию досрочно, то есть до наступления пенсионного возраста.
Тарифы по дополнительным выплатам ежегодно индексируются и в 2017 году составляют:
Тариф 2-8% относится:
Полный список работников, на счет накопительной пенсии которых начисляется дополнительный страховой взнос, указан в п. 1 и 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ. При этом предельной базы для расчета дополнительных взносов не предусмотрено.
Размер ставки дополнительных страховых взносов зависит от результатов специальной оценки условий труда, которая не только устанавливает уровень условий труда, но и выявляет недостатки, которые работодатель обязан устранить и привести рабочее место в соответствие с установленными нормами. Их регулирует Федеральный закон «О специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 №426-ФЗ, который, в том числе, устанавливает и сроки таких проверок - не реже 1 раза в 5 лет.
Тарифы по ДСВ устанавливаются в зависимости от уровня вредности по результатам проведения такой оценки условий труда. Чем выше опасность и вредоносность условий, тем выше тариф дополнительных страховых взносов. По результатам спецоценки рабочих мест тарифы по ДСВ могут быть следующими:
Уровень условий труда
|
Оценка
|
Размер ДСВ
|
---|---|---|
Опасный
|
4
|
8%
|
Вредный
|
3,4
|
7%
|
Вредный
|
3,3
|
6%
|
Вредный
|
3,2
|
4%
|
Вредный
|
3,1
|
2%
|
Допустимый
|
2
|
0%
|
Оптимальный
|
1
|
0%
|
Если после специальной оценки установлены оптимальные или допустимые условия труда, дополнительный тариф страховых взносов не предусматривается.
Согласно части 1 статьи 9 Федерального закона № 56-ФЗ, дополнительные взносы, независимо от того, за счет кого они выплачиваются, перечисляются в Пенсионный фонд в те самые сроки, что и взносы на страховое пенсионное обеспечение, т.е. за каждый месяц до 15 числа последующего месяца. Взносы работников и работодателей при этом перечисляются разными КБК (код бюджетной классификации)
При каждом начислении ДСВ в ПФР работодатель обязан формировать реестр застрахованных лиц, на счет которых были переведены взносы. Оформление реестра осуществляется каждый месяц по ДСВ-3 (новая форма вступила в силу с 10.09.2016).
В реестре необходимо указывать:
Сроки сдачи ДСВ-3 установлены не позднее 20 числа месяца, следующего за кварталом, в котором были переведены ДСВ. Например, если работодатель оплатил взносы за март, апрель и май 2017 года, то он должен направить в территориальный отдел ПФР три реестра ДСВ-3 не позднее 20 июня 2017 года.
Стоит учесть, что тем работникам, которые работают в условиях высокой опасности и вредоносности, при определении права на досрочную пенсию, периоды работы, учитываемые для определения льготного стажа, засчитывается только, если за этот период в его пользу были перечислены дополнительные страховые взносы.
На дополнительные страховые взносы имеют право застрахованные лица, чья трудовая деятельность осуществляется в опасных и вредных условиях труда. Тариф таких взносов определяется после проведения комиссии по проверке условий труда не реже 1 раза за 5 лет и варьируется от 2 % до 8 %. В случае, если работодатель не осуществляет такие проверки, он обязан уплачивать 9 % ДСВ в Пенсионный фонд за сотрудников из Списка № 1 и 6 % - за сотрудников из Списка № 2.
С 1 января 2014 года практически все работодатели обязаны проводить специальную оценку условий труда (Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ " "; далее – закон о спецоценке). Эта процедура введена вместо аттестации рабочих мест, и одной из ее целей является пополнение бюджета ПФР за счет установления дополнительных тарифов взносов в зависимости от результатов оценки (). На сегодняшний день достижение данной цели вызывает большое количество вопросов. Прежде всего это связано с тем, что для установления дополнительных тарифов могут использоваться результаты ранее проведенной аттестации ( , ч. 5 ст. 15 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 421-ФЗ " "; далее – Закон № 421-ФЗ). Здесь и начинаются все сложности.
Но Минтруд России не оставил страхователей (работодателей) в беде и разъяснил, как результаты спецоценки и аттестации влияют на размер страховых взносов по дополнительным тарифам ( Минтруда России от 13 марта 2014 г. № 17-3/В-113). Рассмотрим подробнее, что же посоветовало министерство.
Если работнику не положена досрочная пенсия, то взносы по дополнительному тарифу начислять не нужно
Как известно, взносы в ПФР по дополнительным тарифам уплачиваются в отношении некоторых работников, которым положена досрочная трудовая пенсия по старости (ст. 58.3 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ " "; далее – закон о страховых взносах). К таким работникам относятся лица, перечисленные в пп.пп. 1-18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ " " (далее – закон о пенсиях). Согласно этим подпунктам досрочная пенсия назначается в зависимости от стажа и вида работы, на которой заняты сотрудники.
В свою очередь размер дополнительного тарифа, который применяется к выплатам соответствующим работникам, зависит от ( , ):
На основании этого Минтруд России делает логичный и очень значимый для многих вывод: если сотрудник не занят на соответствующих видах работ, то страховые взносы по дополнительным тарифам не начисляются на его вознаграждение . При этом не имеет значения, какой класс условий труда установлен в отношении его рабочего места по результатам аттестации или специальной оценки.
Иными словами, если в отношении рабочих мест ваших сотрудников установлен вредный или опасный класс условий труда, но эти сотрудники не имеют права на досрочную пенсию, то вы не должны исчислять взносы в ПФР по дополнительным тарифам в отношении выплат этим работникам.
Обратите внимание, что взносы в ПФР по дополнительным тарифам () не следует путать с "дополнительными" взносами в ПФР в размере 10% (). Последние исчисляются в отношении всех застрахованных лиц с выплат, превышающих предельную величину базы по страховым взносам.
Как определить, какой тариф нужно применить?
Как уже говорилось, размер дополнительного тарифа взносов в ПФР зависит от вида работы, на которой занят сотрудник, и результатов спецоценки (аттестации).
Так, в отношении выплат лицам, занятым на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах, применяется дополнительный тариф 6% в 2014 году и 9% в 2015 и последующих годах ( , ). А в отношении вознаграждений сотрудникам, которые заняты на работах, перечисленных в , используется тариф 4% в 2014 году и 6% в 2015 и последующих годах.
Однако эти тарифы применяются, только если на рабочих местах не проведена специальная оценка. В противном случае используются тарифы, закрепленные в . Их размер варьируется от 0% до 8% в зависимости от класса (подкласса) условий труда, установленного на рабочем месте.
Как начисляются взносы по дополнительным тарифам в отношении выплат совместителям?
Также стоит отметить, что заключить такое соглашение могут только работодатели, которые до сих пор не оформили результаты аттестации. Если же результаты уже оформлены, то придется заново оценивать условия труда на рабочих местах, но уже заключая новый договор о проведении спецоценки.