![Ставка взноса на страхование от несчастных случаев. Как рассчитать взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний](https://i1.wp.com/ipprof.ru/wp-content/uploads/2017/08/businesssmall-300x200.jpg)
I. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ
Законодательство об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее страхование от несчастных случаев) регулирует две сферы общественных отношений:
1) отношения связанные с социальным обеспечением застрахованных в случае наступления страхового случая;
2) отношения по уплате страховых взносов;
В предложенном материале мы рассмотрим только те вопросы, которые связаны с уплатой взносов в ФСС на страхование от несчастных случаев. Порядок выплат по социальному обеспечению будет рассмотрен в последующих номерах нашего журнала.
Особенностью правового регулирования обязательного социального страхования от несчастных случаев является то, что существенные элементы тарифообложения установлены в разных нормативных актах:
Федеральный закон от 24.07.98 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" - устанавливает плательщиков страховых взносов (страхователей).
Федеральный закон от 02.01.2000 N 10-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" - определяет объект тарифообложения и ставки страховых взносов, а также льготы.
"Правила начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний", утв. Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184 - определяют порядок исчисления и уплаты взносов.
"Правила отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска", утв. Постановление Правительства от 31.08.99 N 975 - распределяют отрасли экономики по классам в целях определения страхового тарифа.
Кроме этого необходимо отметить следующее. Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев по своей правовой природе представляют собой налоговые платежи, поскольку отвечают всем их признакам. Напомним, что под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст.8 НК РФ).
Учитывая это можно сделать вывод, что на отношения, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное страхование от несчастных случаев распространяются также и нормы части первой Налогового кодекса РФ. Данный вывод подтверждается в частности тем, что начисление пени на задолженность по обязательным перечислениям в ФСС, а также применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов и банкам при нарушении ими порядка уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд и регистрации в качестве страхователей осуществляется в соответствии с частью первой Налогового кодекса (ст.10 Федерального закона от 02.01.2000 N 24-ФЗ "О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2000 год", Письмо ФСС от 06.04.2000 N 02-18/05-2322).
Помимо этого, в п.1 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 12.07.2000 N 55 "Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с уплатой страховых взносов в ПФР" было сказано, что требования части первой Налогового кодекса РФ распространяются на отношения, связанные с уплатой страховых взносов в ПФР. Поскольку взносы в ФСС имеют сходное правовое положение со взносами в ПФР, то можно утверждать что на взносы по страхованию от несчастных случаев требования части первой НК РФ распространяются точно так же.
Следует однако отметить, что в соответствии со ст.11 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах" (вступит в силу с 1 января 2001 года) взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев не включаются в состав единого социального налога и уплачиваются в соответствии с законами об этом виде социального страхования. Однако, по мнению автора данное положение не является препятствием для распространения первой части НК на этот вид страховых взносов.
II. ПЛАТЕЛЬЩИКИ
Плательщиками страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев являются:
- физические и юридические лица, в случае, если у них имеются наемные работники, работающие по трудовым договорам;
- физические и юридические лица, в случае если обязанность уплачивать страховые взносы предусмотрена в гражданско-правовом договоре с физическим лицом (застрахованным).
ПРИМЕР 1.
По договору между предприятием и физическим лицом гражданин обязался выполнить ремонт транспортного средства, принадлежащего предприятию. Стоимость работ по договору составила 5 000 рублей. При заключении договора стороны пришли к соглашению о том, что предприятие выступит страхователем гражданина по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
При выполнении работ по ремонту автомобиля в результате несчастного случая гражданин получил тяжелую травму.
Согласно "Общесоюзному классификатору "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), деятельности по ремонту машин и оборудования присвоен код 14900. Согласно Постановлению N 975 вид деятельности с данным кодом относится к шестому классу профессионального риска. Тариф установлен в размере 1,8%. Соответственно предприятие обязано уплатить в ФСС 90 руб. (5000 руб. * 1,8%).
Конец примера.
К плательщикам относятся в том числе иностранные физические и юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РФ.
Следует обратить внимание, что в ст.3 Закона 125-ФЗ сказано, что к страхователям относятся "...в том числе и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность на территории РФ и нанимающие ГРАЖДАН РФ...". Однако страхованию подлежат не только граждане РФ, но и иностранные граждане и лица без гражданства (п.2 ст.5 Закона N 125-ФЗ). Кроме того в "Правилах начисления...", утв. Постановлением N 184 данная норма сформулирована уже без слов "...нанимающие граждан РФ...".
Поэтому, видимо плательщиками будут также являться и те иностранные организации, которые осуществляют свою деятельность в РФ и нанимают по трудовому договору иностранных граждан или лиц без гражданства.
Спорным остается вопрос о том следует ли уплачивать страховые взносы плательщикам единого налога на вмененный доход. По нашему мнению, взносы уплачивать не надо. Это объясняется тем, что в соответствии со ст.1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ "О едином налоге на вмененный доход" с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды (в том числе и в ФСС). В данном случае следует исходить из буквального содержания правовой нормы. Если в законе сказано, что плательщики единого налога страховые взносы не платят, - значит так и должно быть до тех пор пока это положение не будет изменено или в ином федеральном законе не будет предусмотрено исключение.
По нашему мнению, не имеет значения то обстоятельство, что Федеральный закон N 148-ФЗ был принят до вступления в силу законодательства о страховании от несчастных случаев.
Тем не менее надо учитывать, что Минфин РФ занял прямо противоположную позицию, согласно которой плательщики единого налога обязаны отчислять взносы на страхование от несчастных случаев (см официальную переписку Минфина - Письма от 08.06.2000 N 04-05-19 и от 29.05.2000 N 04-04-07).
Точку зрения Минфина РФ нельзя назвать правомерной, поскольку ст.1 Закона о едином налоге содержит императивную норму, согласно которой лица, перешедшие на уплату единого налога, взносы во внебюджетные фонды не уплачивают, при этом для взносов на страхование от несчастных случаев законодательством не делается каких-либо исключений.
Обращаем внимание читателей, что если плательщик кроме деятельности, по которой он переведен на уплату единого налога, осуществляет и другие виды деятельности, то по ним он уплачивает страховые взносы в общеустановленном порядке.
III. ОБЪЕКТ ТАРИФООБЛОЖЕНИЯ
Закон N 10-ФЗ предусматривает следующий объект тарифообложения:
- начисленная оплата труда по всем основаниям (доход) в пользу физических лиц, работающих по трудовому договору. То есть объект тарифообложения возникает независимо от факта выплаты заработной платы.
- сумма вознаграждения по гражданско-правовому договору, если обязанность страхователя по уплате взносов предусмотрена в этом договоре.
К "физическим лицам, работающим по трудовым договорам" на оплату труда которых, начисляются взносы, следует относить как штатных работников, так и внештатных, а также сезонных и временных.
Объект тарифообложения определен не совсем понятно. Начисленная оплата труда всегда представляет собой доход работника, но не всякий доход, выплаченный работодателем, является оплатой труда.
Очень часто предприятия выдают отдельным работникам разнообразную материальную помощь, делают подарки, оплачивают за них всевозможные товары и услуги, при этом все эти выплаты к заработной плате прямого отношения не имеют. Должны ли начисляться в этом случае страховые взносы на страхование от несчастных случаев? По видимому нет. По мнению автора, формулировка Закона N 125-ФЗ позволяет сделать вывод, что тарифообложению подлежат лишь те суммы, которые начисляются работнику в связи с исполнением работником трудовых обязанностей. Кроме того в п.2 ст.12 Закона N 125-ФЗ указано, что при расчете среднего заработка в целях выплаты страхового возмещения не должны учитываться выплаты единовременного характера, в том числе единовременные премии и другие выплаты, не входящие в действующую у страхователя систему оплаты труда. Аналогичная логика рассуждений, но только относительно страховых взносов в ПФР, содержиться в п.2 Информационного письма Президиума ВАС РФ от 12.07.2000 N 55.
Однако, в отсутствие судебной практики и официальных разъяснений исполнительных органов власти к этому вопросу следует подходить с определенной осторожностью. Возможно, что свою позицию предприятию придется отстаивать в суде.
Следует обратить особое внимание, что страховые взносы не начисляются на выплаты, предусмотренные Перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в ФСС, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.07.99 N 765, за исключением вознаграждения, выплачиваемого гражданам на основании гражданско-правового договора, если указанным договором предусматривается уплата страховых взносов (п.4 Правил начисления..., утв Постановлением N 184).
IV. ТАРИФЫ СТРАХОВОГО ВЗНОСА
Тариф страхового взноса устанавливается для плательщика следующим образом:
1) определяется к какой отрасли (подотрасли) экономики относится предприятие-плательщик и его структурные подразделения, для чего следует руководствоваться "Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства" (ОКОНХ), утв. Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.76;
2) Руководствуясь Правилами отнесения отраслей (подотраслей) экономики к классу профессионального риска, утв. Постановлением Правительства РФ N 975 определяется какой класс профессионального риска соответствует данной отрасли экономики;
3) На основании Закона N 10-ФЗ определяется какой тариф страхового взноса соответствует этому классу профессионального риска.
При этом следует учитывать следующие.
Решение об отнесении конкретного предприятия к тому или иному классу профессионального риска, принимает соответствующий филиал ФСС, при этом он должен руководствоваться указанными выше Правилами. Согласно этим Правилам страхователи подлежат отнесению к той отрасли, которой соответствует их основная деятельность. А если страхователь осуществляет свою деятельность по нескольким отраслям (подотраслям) экономики, то он подлежит отнесению к той из них, которая имеет наиболее высокий класс профессионального риска (п.8 Правил).
Если у организации имеются структурные подразделения, которые осуществляют внутренние перевозки, снабженческо-сбытовую деятельность, а также организации и пункты связи, машиносчетные станции, а также базы и склады организации, не выделенные в самостоятельные учетные единицы, они учитываются по основной деятельности этой организации.
Подсобно-вспомогательные производства (подразделения) организации, осуществляющие, независимо от специализации другие виды производственной деятельности и выделенные в ее структуре в самостоятельные учетные единицы (например, жилищно-коммунальные, медицинские, культурно-бытовые, промышленные, сельскохозяйственные, строительные, торговые и др.), являются самостоятельными классификационными единицами и подлежат отнесению к отраслям (подотраслям) экономики, которым соответствует их деятельность (пп.9-10 Правил).
Хотелось бы отметить, что применение отделениями ФСС указанных Правил на практике вызывает многочисленные вопросы у плательщиков страховых взносов. В качестве примера приведем некоторые из наиболее часто встречающихся ситуаций.
ПРИМЕР 2.
Предприятие занимается исключительно торговлей, но учредительные документы в свое время были составлены по общепринятому шаблону, то есть в разделе о предполагаемой деятельности произвольно перечислено около двадцати видов деятельности, в том числе и строительство, что было отражено в присвоенных кодах ОКОНХ.
На основании присвоенных кодов отделение ФСС отнесло предприятие к той отрасли, которой соответствует наиболее высокий класс профессионального риска, то есть к строительству. Хотя этим видом деятельности организация никогда не занималась.
Конец примера.
По нашему мнению правомерность установления тарифа по обязательному страхованию от несчастных случаев, только лишь на основании формальных признаков (а именно на основании кодов ОКОНХ, содержащихся в информационном письме органа государственной статистики), без учета реально осуществляемой страхователем деятельности, - можно поставить под сомнение. Такой подход будет противоречить пп.8-10 Постановления Правительства РФ N 975, где предусмотрено, что отнесение предприятия к той или иной отрасли экономики осуществляется в зависимости от ФАКТИЧЕСКИ ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ деятельности.
Решить возникшую проблему предприятие может несколькими способами.
1) Обратиться в территориальное отделение ФСС, с заявлением присвоить класс профессионального риска, в соответствии с фактически осуществляемой деятельностью.
2) В случае отказа, обратиться в орган статистики с заявлением о выдачи вашему предприятию нового информационного письма с присвоенными кодами ОКОНХ, которые бы соответствовали реально осуществляемой предприятием деятельности. И на основании нового информационного письма обратиться с заявлением об изменении вам страхового тарифа.
3) Либо обратиться с жалобой на решение филиала ФСС об отнесении вашего предприятия к более высокому классу риска в вышестоящий орган ФСС (региональное отделение ФСС) и (или) подать иск в арбитражный суд о признании недействительным указанного решения филиала ФСС.
ПРИМЕР 3.
Предприятию, осуществляющему деятельность по ремонту промышленного оборудования присвоен высокий класс профессионального риска. Страховые взносы исчислены отделением ФСС исходя из тарифа, установленного для этого класса, всем работникам предприятия, хотя половина сотрудников этого предприятия непосредственно на ремонтных работах не занята.
По нашему мнению, в приведенном примере, отделением ФСС страховые взносы были исчислены правильно.
Исключение из общего порядка составляют лишь те случае, когда предприятие имеет подсобно-вспомогательные производства (подразделения), осуществляющие независимо от специализации предприятия другие виды производственной деятельности и выделенные в его структуре в самостоятельные учетные единицы.
V. ПОРЯДОК УПЛАТЫ
Взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве уплачиваются в срок, установленный для получения (перечисления) в банках или иных кредитных организациях средств на выплату заработной платы за истекший месяц лицам, принятым по трудовому договору.
Те страхователи, которые платят взносы на основании заключенных с застрахованным гражданско-правовых договоров, обязаны перечислить суммы взносов в срок, установленный ФСС (п.6 Правил начисления..., утв. Постановлением N 184).
Сумма платежей по обязательному социальному страхованию определяется как разница между начисленными страховыми взносами (включая пени) и суммой расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным (п.9 Правил начисления..., утв. Постановлением N 184). Страхователи, не выплачивающие застрахованным обеспечение по страхованию, перечисляют страховщику всю сумму начисленных страховых взносов. Если же у страхователя недостаточно средств или расходы на выплату обеспечения превышают сумму начисленных страховых взносов и пеню, то страховщик (ФСС) перечисляет предприятию недостающую сумму.
ПРИМЕР 4.
Предприятие, торговли начислило заработную плату работникам за месяц в размере 900 000 руб. При этом предприятие ежемесячно выплачивает грузчику магазина, получившего травму при исполнении служебных обязанностей, страховое возмещение в размере 2000 руб.
Сумма страховых взносов на страхование от несчастных случаев, которая подлежит перечислению в ФСС определяется следующим образом.
1) Страхователь как предприятие торговли относится ко 2-му классу профессионального риска, соответственно тариф страховых взносов составляет 0,3%. Сумма начисленных страховых взносов за месяц составит:
900 000 * 0,3% / 100% = 2 700 руб.
2) Сумма страховых взносов, подлежащая перечислению в ФСС, составит:
2 700 руб. - 2 000 руб. = 700 руб.
Конец примера.
Особый порядок перечисления средств на осуществление обязательного страхования от несчастных случаев предусмотрен ст.23 Законом N 125-ФЗ при ликвидации страхователя. Ликвидируемые предприятия обязаны вносить в ФСС капитализированные платежи в порядке, определяемом Правительством РФ. Однако на сегодняшний день такой порядок пока не определен.
VI. ЛЬГОТЫ
Льготы по уплате страховых взносов на страхование от несчастных случаев предусмотрены только в Законе 10-ФЗ. Согласно части второй ст.2 этого Закона страховые взносы на страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний разрешено уплачивать в размере 60% от установленного тарифа следующим организациям:
1) общероссийским общественным организациям инвалидов (в том числе созданным как союзы общественных организаций инвалидов) при условии, что инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун, попечитель) составляют не менее 80 процентов среди их членов, а также их региональные и территориальные организации.
2) организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общероссийских общественных организаций инвалидов, их региональных и территориальных организаций, при условии, что численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50%, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25%.
3) организации, единственным собственником которых являются общероссийские организации инвалидов, их региональные и территориальные организации.
Как можно заметить положения о льготах полностью повторяет нормы п."б" ст.6 Федерального закона от 20.11.99 N 197-ФЗ "О тарифах страховых взносов... на 2000 год".
Следует отметить одно обстоятельство. В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 23.12.99 N 18-П п."б" ст.6 Закона о тарифах на 2000 год в той части в которой данная норма не освобождает от взносов во внебюджетные фонды общественные организации инвалидов, был признан неконституционным. Часть вторая ст.87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде РФ" предусматривает, что признание нормативного акта либо отдельных его положений не соответствующими Конституции является основанием для отмены в установленном порядке положений других нормативных актов, основанных на нормативном акте, признанным неконституционным, либо воспроизводящих его или содержащих такие же положения, какие были предметом обращения.
Таким образом, от взносов на страхование от несчастного случая должны освобождаться все общественные организации инвалидов при условии, что инвалиды и их законные представители составляют не менее 80% среди их членов, а не только общероссийские. В случае спора с органами ФСС плательщика можно рекомендовать обратиться в суд.
VII. УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ
Страхователи обязаны вести учет:
1) начисленных страховых взносов (пеней, штрафов) по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев.
2) расходов на выплату застрахованным обеспечения по страхованию, по их видам и т.д. (согласно отчетности);
3) сумм по расчетам со страховщиком по средствам на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев.
И ежеквартально составлять отчетность по средствам на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В связи с введением новых страховых взносов утверждена новая форма расчетной ведомости по средствам ФСС (форма N 4-ФСС). В отличии от старой в новую форму расчетной ведомости добавлены дополнительные листы для расчета страховых взносов от несчастных случаев.
VIII. РЕГИСТРАЦИЯ СТРАХОВАТЕЛЕЙ
Законом N 125-ФЗ установлены следующие сроки регистрации:
- страхователей - юридических лиц - в 10-дневный срок со дня их государственной регистрации;
- страхователей - физических лиц, нанимающих работников на основании трудового договора, - в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора с первым из нанимаемых работников;
- страхователей, обязанных уплачивать страховые взносы на основании гражданско-правового договора, - в 10-дневный срок со дня заключения указанного договора.
Факт регистрации страхователя страховщиком удостоверяется страховым свидетельством по утвержденной страховщиком форме, которая утверждена Постановлением ФСС от 04.11.99 N 70.
Перерегистрация страхователей проводится в сроки, установленные страховщиком (ФСС).
IX. ИСТОЧНИКИ УПЛАТЫ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ. БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ
Страховые взносы включаются либо в себестоимость продукции (работ, услуг) (подп."э" п.2 Положения о составе затрат...), но при условии, что сами выплаты, на которые начисляются указанные взносы, относятся на себестоимость продукции (работ. услуг), либо в смету расходов на содержание страхователя. Штрафы уплачиваются за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, или из сметы расходов на содержание страхователя.
Следует учитывать, что при отсутствии прибыли работодатели могут суммы указанных штрафов включать в себестоимость продукции (работ, услуг) (п.2 ст.22 Закона 125-ФЗ). Надо заметить, что данный вид расходов специально не предусмотрен в Положении о составе затрат..., утв. Постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N 552.
Бухгалтерам необходимо вместо одного субсчета "Расчеты по социальному страхованию" вести два:
- "Расчеты по государственному социальному страхованию";
- "Расчеты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".
ПРИМЕР 3.
Хлебокомбинат, начислил работникам заработную плату за октябрь 2000 года в размере 400 000 руб. Пособия по временной нетрудоспособности (не связанные с несчастными случаями и профессиональными заболеваниями) были начислены за этот период в размере 5000 руб. За этот же период начислено страховое возмещение работнику, получившему травму в результате несчастного случая на производстве в размере 2 000 рублей.
Согласно Классификатору отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) предприятию присвоен код 18113 (хлебопекарная промышленность). Таким образом, страховые взносы на страхование от несчастных случаев предприятие должно уплачивать по тарифу 6-го класса профессионального риска, как предприятие пищевой промышленности, то есть в размере 1,8% от начисленной оплаты труда.
В учете это отражается следующим образом:
Дт.20 - Кт.70 - 400 000 руб. - начислена заработная плата рабочим за октябрь 2000 года;
Дт.20 - Кт.69 субсчет "Расчеты по социальному страхованию" - 21 600 руб. (400 000 руб. * 5,4%) - начислены страховые взносы в ФСС с заработной платы за октябрь;
Дт.20 - Кт.69 субсчет "Расчеты по страхованию от несчастных случаев" - 7 200 руб. (400 000 руб. * 1,8%) - начислены страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев за октябрь;
Дт.69 субсчет "Расчеты по социальному страхованию" - Кт.70 - 5 000 руб. - начислены пособия по временной нетрудоспособности;
Дт.69 субсчет "Расчеты по страхованию от несчастных случаев" - Кт.70 - 2000 руб. - начислено страховое возмещение за октябрь пострадавшему работнику.
Дт.69 субсчет "Расчеты по социальному страхованию" - Кт.51 - 16 600 руб. (21 600 - 5 000) - перечислены страховые взносы на социальное страхование;
Дт.69 субсчет "Расчеты по страхованию от несчастных случаев" - Кт.51 - 5 200 руб. (7 200 - 2 000) - перечислены страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев.
X. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Закон 125-ФЗ предусматривает достаточно суровые меры ответственности за нарушение законодательства об обязательном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Так за несвоевременное перечисление страховых взносов на страхование от несчастных случаев в ФСС установлена пени в размере 0,5% суммы за каждый день просрочки.
При сокрытии или занижении страхователем размера начисленной оплаты труда взысканию подлежит вся сумма страхового взноса от сокрытого или заниженного размера начисленной оплаты труда с начислением указанной выше пени. Кроме того, ФСС налагается на предприятие штраф в размере сокрытой или заниженной оплаты труда.
Однако, эти меры ответственности, предусмотренные в Законе 125-ФЗ, НЕ ПРИМЕНЯЮТСЯ.
Дело в том, что гораздо позже Закона 125-ФЗ был принят Федеральный закон от 02.01.2000 N 24-ФЗ О бюджете Фонда социального страхования РФ на 2000 год", согласно ст.10 которого начисление пеней на задолженность по обязательным перечислениям в ФСС, а также применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов при нарушении ими порядка уплаты (перечисления) страховых взносов в и регистрации в качестве страхователей ОСУЩЕСТВЛЯЕТСЯ В СООТВЕТСТВИИ С ЧАСТЬЮ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА. Это подтверждено также и в Постановлении ФСС от 10.01.2000 N 1 "О начислении пени на недоимку по платежам в фонд и применение мер ответственности к страхователям и банкам за нарушение порядка уплаты страховых взносов".
Следует отметить одну особенность. Во втором предложении ст. 10 Закона N 24-ФЗ по аналогии со ст.117 НК РФ предусматривается взыскание штрафа за ведение деятельности организации без регистрации в качестве страхователя в исполнительном органе фонда. При этом в отличии от НК в Законе о бюджете предусматривается штраф в размере 10% не от доходов, полученных в результате такой деятельности, сведениями о которых исполнительные органы фонда исходя из своей компетенции не располагают, а от выплат начисленных в пользу работников (Письмо ФСС от 11.01.2000 N 02-18/05-52 "О федеральном законе о бюджете фонда соц. страх на 2000").
На сегодняшний день установлено 32 различных тарифа страховых взносов от несчастных случаев: свой тариф для каждого класса профессионального риска, которых тоже 32 (). Все виды экономической деятельности отнесены к одному из таких классов (Классификация видов экономической деятельности, утв. Приказом Минтруда от 30.12.2016 N 851н).
В один класс попадают виды деятельности со схожими показателями производственного травматизма, профессиональных заболеваний и, как следствие, расходов на обеспечение по страхованию (ст. 3 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ). Чем выше класс (риск того, что работник может получить травму или заболевание, поскольку занят в данном виде деятельности), тем выше ставка взносов на страхование от несчастных случаев.
К примеру, издательская деятельность (код по ОКВЭД - 58.1) относится к 1 классу профессионального риска. И тариф страховых взносов на травматизм для издателей установлен в размере 0,2%. А добыча торфа (код по ОКВЭД - 08.92.1) - это уже 18 класс риска. И тариф взносов для таких организаций составляет 2,3%.
Формально размеры тарифов устанавливаются ежегодно (ст. 21 Закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ). Но в действительности их значения не менялись с 2006 года (ст. 1 Федерального закона от 31.12.2017 N 484-ФЗ , ст. 1 Закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ). Актуальные на 2018 год тарифы страховых взносов на травматизм приведены в таблице.
Размер страхового тарифа, % | Класс профессионального риска | Размер страхового тарифа, % | |
---|---|---|---|
I | 0,2 | XVII | 2,1 |
II | 0,3 | XVIII | 2,3 |
III | 0,4 | XIX | 2,5 |
IV | 0,5 | XX | 2,8 |
V | 0,6 | XXI | 3,1 |
VI | 0,7 | XXII | 3,4 |
VII | 0,8 | XXIII | 3,7 |
VIII | 0,9 | XXIV | 4,1 |
IX | 1,0 | XXV | 4,5 |
X | 1,1 | XXVI | 5,0 |
XI | 1,2 | XXVII | 5,5 |
XII | 1,3 | XXVIII | 6,1 |
XIII | 1,4 | XXIX | 6,7 |
XIV | 1,5 | XXX | 7,4 |
XV | 1,7 | XXXI | 8,1 |
XVI | 1,9 | XXXII | 8,5 |
Конкретный класс профессионального риска и, соответственно, тариф определяется в зависимости от основного вида экономической деятельности (кода ОКВЭД), которым занимался страхователь в прошлом году (п. 8 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713).
Организация должна ежегодно подтверждать свой основной вид экономической деятельности за прошлый год (п. 11 Правил, утв. Постановлением Правительства РФ от 01.12.2005 N 713). Для этого нужно не позднее 15 апреля каждого года направлять в свое отделение ФСС (
Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - это предоставление работнику гарантий о защите его имущественных интересов в случае, если он на производстве получит вред своему здоровью.
Чтобы обеспечить эти гарантии, работодатель платит за работников специальные страховые взносы (они еще называются "взносы на травматизм"). Эти взносы являются неналоговыми платежами, хотя с налогами очень похожи: они уплачиваются в обязательном порядке, их устанавливает государство, а за неуплату этих взносов работодатель несет ответственность перед контролирующими органами.
Несмотря на то, что все уплату всех остальных страховых взносов с 2017 года регламентирует Налоговый кодекс, взносы на травматизм остались в ведении Федеральных законов.
Основной акт правового регулирования страхования от производственного травматизма - Федеральный закон от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний". Он определяет субъекты страхования, объект, базу для начисления взносов, порядок их расчета и уплаты и т.д. Но есть и другие документы по этому виду страхования: федеральные законы, постановления Правительства, приказы ведомств.
Платить страховые взносы на травматизм обязаны:
Организационно-правовая форма страхователей, форма собственности и применяемый ими режим налогообложения значения не имеют.
Есть один нюанс, связанный с иностранными компаниями. Если иностранная компания работает в России, то она становится страхователем по взносам на травматизм только в том случае, если нанимает российских работников.
Уплачивать страховые взносы нужно за следующих лиц:
Какие факторы не влияют на обязанность работодателя уплачивать страховые взносы на травматизм за своих работников:
Работодатели, имеющие работников, должны обязательно зарегистрироваться в качестве страхователей в ФСС РФ.
Организации встают на учет:
Работодатели - физические лица регистрируются по месту жительства.
Порядок постановки на учет и снятия с учета регулируют Приказы Минтруда России от 29.04.2016 N 202н, от 25.10.2013 N 576н, N 575н, N 574н.
Вновь созданным организациям никаких специальных действий для постановки на учет в качестве страхователя - налоговые органы при регистрации организации передают все необходимые сведения в ФСС автоматом.
Объектом обложения страховыми взносами являются выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Взносы с выплат по гражданско-правовым договорам страхователь исчисляет только в том случае, если это предусмотрено самим договором.
Базой для исчисления взносов является сумма выплат в пользу физического лица, которые облагаются страховыми взносами (за исключением необлагаемых выплат, перечисленных в Федеральном законе № 125-ФЗ, ст. 20.2). Если расчеты с физлицом производятся в натуральной форме, то для определения базы нужно посчитать стоимость таких товаров, работ или услуг. Если расчеты - в валюте, то нужно пересчитать сумму в рубли по курсу ЦБ РФ на дату получения дохода сотрудником.
Обращаем внимание!
Выплаты, освобожденные от обложения взносами на производственный травматизм, перечислены в статье 20.2 Закона N 125-ФЗ.
В 2017 году, как и прежде, работодатели должны платить взносы на травматизм по тарифам, действующим с 2006 года.
Какой именно тариф должна применять организация, зависит от класса профессионального риска, к которому отнесен ее основной вид деятельности, а также от назначенных скидок и надбавок.
Федеральным законом от 19.12.2016 N 419-ФЗ установлено, что тарифы взносов на травматизм определяются в процентах к суммам выплат и иных вознаграждений, которые начислены в пользу застрахованных в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ.
Класс профессионального риска, к которому относится основной вид деятельности, определяется по Классификации видов экономической деятельности, утвержденной Приказом Минтруда России от 30.12.2016 N 851н. Это приказ отменил приказ Минтруда от 25 декабря 2012 N 625н, который ранее определял классификацию. Впервые вид деятельности присваивается компании при ее регистрации в ФСС РФ.
Страхователи-организации должны ежегодно подтверждать основной вид экономической деятельности, за исключением года, когда организация была создана. Основным считается тот вид деятельности, который по итогам предыдущего года имеет наибольший удельный вес в общем объеме выпущенной продукции и оказанных услуг.
Страхователям - физическим лицам этого делать не нужно. Для них основным видом деятельности является тот, который указан в ЕГРИП. Но если ИП изменит вид деятельности и такие изменения будут отражены в ЕГРИП, то со следующего года для него будет действовать другой страховой тариф.
Внимание!
С 1 января 2017 года, если организация не подтвердила основной вид деятельности - ФСС определяет класс риска по ЕГРЮЛ.
Правила, действовавшие до 2017 года, предусматривали следующее. Если основной вид экономической деятельности страхователя не подтвержден, взносы на травматизм считаются по тарифу, установленному для самого опасного из видов деятельности, которые реально осуществляются. Проверяющие часто определяли его по ЕГРЮЛ, не выясняя, ведется ли эта деятельность. С их подходом не соглашались суды, но с 2017 года он закреплен в НПА. Изменения предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 17.06.2016 N 551.
К страховому тарифу согласно классу профессионального риска орган ФСС РФ может назначить скидку или надбавку. Скидка уменьшает тариф, надбавка, соответственно, увеличивает. Скидки и надбавки назначаются с учетом состояния охраны труда и расходов на обеспечение по страхованию. Максимальный размер как скидки, так и надбавки не может быть более 40% от тарифа.
Порядок установления скидок и надбавок к страховому тарифу регулируется Правилами, которые утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.05.2012 № 524. Чтобы получить такую скидку, страхователь должен подать соответствующее заявление в ФСС.
Отметим самое важное - обязательные условия для назначения скидки:
Если все требования соблюдены, то ФСС РФ рассчитает размер скидки и не позднее 1 декабря примет решение об ее установлении на следующий год.
Страховые выплаты - это денежные суммы, которые в соответствии с законом выплачиваются работнику, пострадавшему в результате наступления страхового случая. Они должны компенсировать вред, причиненный здоровью работника в результате такого случая.
Страховым случаем является повреждение здоровья работника в результате несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, подтвержденное в установленном порядке.
Виды страховых выплат:
Размер единовременных и ежемесячных выплат зависит от степени утраты застрахованным лицом профессиональной трудоспособности и ограничивается максимальными размерами.
Сумма, из которой исчисляется размер единовременной страховой выплаты по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляет:
Установлено при этом, что максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, не может превышать:
Для ряда организаций установлены льготы по уплате взносов на соцстрахование от несчастных случаев на производстве. Эти льготы направлены на защиту инвалидов и распространяются именно на случаи трудоустройства инвалидов.
Страховые взносы в размере 60% от установленных страховых тарифов уплачивают:
Страховые взносы уплачиваются перечислением денежных средств на соответствующий счет Федерального казначейства (администратором этих платежей по-прежнему является ФСС РФ).
Взносы нужно уплачивать ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который они начислены. Если этот срок выпадает на выходной или нерабочий праздничный день, то он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день. Если у организации есть филиалы (обособленные подразделения), то они уплачивают взносы в свой местный ФСС РФ.
Страхователи, уплачивающие взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, обязаны представлять отчетность в органы ФСС РФ. Эта отчетность ранее предоставлялась по форме-4 ФСС, утвержденной Приказом ФСС РФ от 26.02.2015 № 59. Однако эта форма отчета утрачивает силу с отчетности за 1 квартал 2017 года в связи с изданием Приказа ФСС РФ от 26.09.2016 N 382. Этим документом утверждены новая Форма расчета 4 - ФСС и Порядок ее заполнения.
Сроки представления Расчета по форме-4 ФСС в 2017 году:
Расчет на бумажном носителе подается не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, в электронном виде - не позднее 25-го числа. В 2017 году это будут такие даты:
Обращаем внимание!
Электронную отчетность по начисленным и уплаченным страховым взносам обязаны представлять:
В остальных случаях отчетность предоставляется на бумажных носителях.
Подробнее о сдаче электронной отчетности можно посмотреть .
Новое в 2017 году:
Правила, действовавшие до 2017 года, предусматривали следующее. Если основной вид экономической деятельности страхователя не подтвержден, взносы на травматизм считаются по тарифу, установленному для самого опасного из видов деятельности, которые реально осуществляются. Проверяющие часто определяли его по ЕГРЮЛ, не выясняя, ведется ли эта деятельность. С таким подходом налоговиков не соглашались суды, но с 2017 года он закреплен в нормативно-правовом акте. Изменения предусмотрены Постановлением Правительства РФ от 17.06.2016 N 551.
Максимальный размер ежемесячной страховой выплаты, не может превышать в 2017 году - 72 290,4 рубля.
Это предусматривает Федеральный закон от 19.12.2016 N 418-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов".
Сроки представления Расчета по форме-4 ФСС в 2017 году не изменились.
Обращаем внимание !
При уплате недоимок по всем налогам и взносам с 1 октября 2017 года изменяются правила начисления пеней. При длительной просрочке предстоит уплачивать большие суммы пеней - это касается недоимок, возникших после 1 октября 2017 года. Изменения внесены в правила расчета пеней, которые установлены для организаций п. 4 ст. 75 НК РФ.
Если, начиная с указанной даты, просрочить платеж более чем на 30 дней, пени предстоит рассчитывать так:
При просрочке в 30 календарных дней и меньше юрлицо заплатит пени исходя из 1/300 ставки рефинансирования ЦБ РФ.
Изменения предусмотрены Федеральным законом от 01.05.2016 N 130-ФЗ.
При уплате недоимок до 1 октября 2017 года количество дней просрочки не имеет значения, ставка в любом случае составит 1/300 ставки рефинансирования ЦБ. Напомним, что с 2016 года ставка рефинансирования равна ключевой ставке.
В 2017 году произошли изменения в порядке перечисления обязательных платежей в Фонд социального страхования (ФСС). Взносы на травматизм являются единственным видом сборов, которые не затронули новшества. Большую часть платежей ныне контролирует Федеральная налоговая службы (ФНС). Однако администрирование данный обязательных отчислений по-прежнему проводится сотрудниками ФСС.
Разберем , как в 2018 году оформляются страховые взносы от несчастных случаев. Куда их отправлять и в какие сроки. Каков порядок предоставления отчетности и осуществления контроля.
Перераспределение функций по приему взносов привело к тому, что теперь их приходится отчислять в две инстанции:
Законодательно порядок расчетов закреплен в особой главе Налогового кодекса. Это привело к тому, что данные взносы теперь приравнены к движению бюджетных средств, то есть подчиняются соответствующим требованиям:
Все взносы, описанные в НК, плательщики обязаны вносить на счета соответствующего отделения ФНС:
Платежки следует оформлять по каждому виду взноса отдельно (как ранее). Однако в 2018 году нужно использовать реквизиты, предусмотренные для бюджетных взносов. Сбор по травматизму перечисляется по старым правилам:
Справка: не произошло изменение в кодировке данного вида взноса. КБК остается прежним:
Согласно нормативным требованиям «несчастный» сбор должен попасть на счет
ФСС до 15 числа месяца, следующего за отчетным
.
Справка: если контрольная дата выпадает на выходной или праздник, то перевод следует отправить в следующие рабочие сутки.
Начислением сумм взносов занимаются работники ФСС. Конкретные показатели зависят от:
При этому у Фонда такие полномочия:
Законом № 179-ФЗ (2005 года) установлено 32 тарифных плана, зависящих от степени риска тружеников. Ставочные параметры в них распределены в диапазоне от 0,2% до 8,5%.
Справка: так как средства Фондом выплачиваются в связи с несчастными случаями на производстве, справедливо распределить отчисления по степени рисков для рабочих.
Таблица соответствия тарифов факторам риска
Класс ПР | Тариф (%) | Класс ПР | Тариф (%) | Класс ПР | Тариф (%) | Класс ПР | Тариф (%) |
I | 0,2 | IX | 1 | XVII | 2,1 | XXV | 4,5 |
II | 0,3 | X | 1,1 | XVIII | 2,3 | XXVI | 5 |
III | 0,4 | XI | 1,2 | XIX | 2,5 | XXVII | 5,5 |
IV | 0,5 | XII | 1,3 | XX | 2,8 | XXVIII | 6,1 |
V | 0,6 | XIII | 1,4 | XXI | 3,1 | XXIX | 6,7 |
VI | 0,7 | XIV | 1,5 | XXII | 3,4 | XXX | 7,4 |
VII | 0,8 | XV | 1,7 | XXIII | 3,7 | XXXI | 8,1 |
VIII | 0,9 | XVI | 1,9 | XXIV | 4,1 | XXXII | 8,5 |
Три предприятия решили узнать свои тарифные ставки:
Определяем класс профриска по таблице:
Фонд рассчитывает суммы сборов за 2018 год на основании данных, поданных плательщиком. Предоставить информацию следовало до 15 апреля. В пакет включаются:
Кроме того, Правительство постановлением за номером 551 запретило оспаривать тарифы, устанавливаемые ФСС по сборам за травматизм с 01.01.2017.
Скачать для просмотра и печати:
Обязанности распределены по состоянию на 2018 год следующим образом:
При подсчетах применяется простая формула:
Свз = Бн х Т , где:
Отчисления делаются с фонда оплаты труда. В него входят начисления в пользу лиц, с которыми составлены договора:
Во взносооблагаемую базу включаются:
Исключаются из базы такие платежи в пользу тружеников:
Пример
ООО «Горный» занимается разведением лошадей. ОКВЭД - 01.43.1:
Прилежным налогоплательщикам Фонд может установить льготную ставку по сборам за травматизм. Размер ее ограничивается 40% скидки. Кроме того, если на предприятии работают инвалиды, то по их взносам может действовать льгота в 60%.
Справка: для установления льготного тарифа на следующий год необходимо подать заявку до окончания ноября текущего периода. То есть в 2018 году ее получить уже не удастся.
Размер скидки зависит от таких показателей:
Пример
ООО «Гарант-Строй» занимается проектированием (ОКВЭД - 74.20). Предприятие на 2018 год получило скидку от ФСС в размере 20%. За апрель сделаны такие начисления:
Определение величины взноса:
Законодательством установлено, что ИП в ФСС выплачивает следующие суммы:
Тарифные планы устанавливаются в таком размере:
В 2018 году изменились формы отчетности по данным видам перечислений. Теперь они сдаются в две организации:
Причиной перераспределения контрольных функций между госорганами стала плохая собираемость обязательных платежей. ФНС зарекомендовала себя самым лучшим организатором работы с плательщиками. Поэтому Президент РФ подписал 15 января 2016 года указ № 13. Документом контрольная функция передается в ФНС.
Справка: кроме травматических сборов налоговики с 2018 года контролируют взносы на такие виды страхования:
Скачать для просмотра и печати:
Посмотрите видео о страховых взносах
На ту же тему