Развитие высокотехнологичных отраслей промышленности в КНР и стратегия создания «национальных чемпионов. Фундаментальные исследования

Высокотехнологичные отрасли промышленности как объект государственного регулирования экономики и как катализатор экономического роста

HIGH-TECH INDUSTRIES AS AN OBJECT OF STATE REGULATION OF ECONOMY AND ECONOMIC GROWTH AS A CATALYST

Черников Алексей Владимирович

Аспирант кафедры политической экономии

Экономического факультета

Российский университет дружбы народов

e-mail: chernikov @ mail . ru

Аннотация: В статье показано, что экономическое развитие как мировой, так и национальной экономики зависит главным образом от промышленного развития. Однако развитие промышленности, особенно машиностроения и автомобилестроения, в значительной степени зависит от эффективности государственного регулирования экономики.

Abstract : The article shows that the economic development of both global and national economy mainly depends on industrial development. However, the development of industry, especially machine building and automotive industry, largely depends on the effectiveness of state regulation of economy.

Ключевые слова: государственное регулирование экономики, автомобильная промышленность, экономический рост.

Key words: state regulation of the economy, automotive industry, economic growth.

На сегодня важнейшей сферой государственного регулирования экономики является высокотехнологичный сектор национальной промышленности как имеющий стратегическое значение как для национальной, так и для мировой экономики (в том числе в силу высокого значения мультипликатора Кейнса).

Большое внимание исследователями всегда уделялось государственному регулированию промышленности, особенно системообразующих отраслей, так как на протяжении XIX и не менее 2/3 всего XX вв. именно промышленность предопределяла уровень развития страны, ее позиции на мировой арене и благосостояние ее граждан. Промышленность обеспечивает занятость, повышает объемы и темпы роста товарооборота, укрепляет финансовую систему и, наконец, обеспечивает устойчивое производство товаров и услуг. Поэтому важнейшей задачей государства, начиная со времен промышленного переворота (60-е гг. XVIII в. – 30-е гг. XIX в.), была поддержка промышленности. Как показывает экономическая история и современная практика, развитие промышленности, особенно крупной, в Англии, Франции, США, Германии предопределило их экономическое развитие на десятилетия и обеспечило им лидирующее положение в мире – как в экономике, так и в политике. В настоящее время промышленный подъем в Китае, Индии, Бразилии, Индонезии, других странах с развивающимися рынками также изменяет их социально-экономическое и геополитическое положение. В развитых же странах, находящихся на так называемой «постиндустриальной стадии развития», наблюдается снижение доли обрабатывающей промышленности в ВВП и соответствующий рост сферы услуг (табл. 1).

Как видно из анализа представленных данных, Китай на сегодня занимает 3-е место в мире по объему ВВП среди ведущих стран после Саудовской Аравии и Индонезии. Но в Китае 68,7% от общего объема промышленности занимают обрабатывающие отрасли, в то время как в Индонезии – 51%, а в Саудовской Аравии только 16%.

Но в мировой экономике факт сокращения доли вторичного сектора, в который включают обычно добывающую и обрабатывающую промышленность, а также строительство, водо- , газо- и энергоснабжение, не столь очевиден. С учетом бурного развития Китая, а также некоторых других стран – Индии, Индонезии (доля обрабатывающей промышленности в ВВП за исследуемый период увеличилась более чем в 2 раза), можно отметить, что развитие промышленности по-прежнему играет важную роль в социально-экономическом развитии и геополитическом положении стран.

По стоимости произведенной продукции мировая промышленность превосходила мировое сельское хозяйство в 1950 г. в 2 раза, в 1960 г. – в 3,3 раза, в 1970 г. – в 4,5 раза, в 1980 г. – в 5,5 раза, в конце 1990-х гг. – почти в 8 раз, в начале XXI в. – в 9-10 раз.


Таблица 1.

Доля промышленности в ВВП стран «большой двадцатки» в 1970-2012 гг., %


В отраслевой структуре промышленности развитых стран – США, Канады, Японии, стран ЕС (кроме Португалии и Греции) доля машиностроения, включая автомобилестроение, колеблется от 25 до 40%. В развивающихся странах этот показатель составляет менее 10% за исключением Республики Корея, Малайзии и Сингапура, где он колеблется от 20 до 50%.

В этой связи М.Кастельс отмечает: «Продолжая теоретизировать по поводу постиндустриализма, мы пережили к концу ХХ века одну из величайших волн индустриализации в истории».

Кроме того, было фактически признано, что существует устойчивая положительная связь между уровнем жизни в стране и степенью ее индустриализации.

Развитие экономики страны оценивается в настоящее время во многом по состоянию автомобилестроения как одной из ключевых отраслей промышленности. Эта отрасль всегда оказывала и продолжает оказывать огромное влияние на экономическое и социальное развитие страны, способствует активизации целого спектра сопутствующих производств, обеспечивающих ее материалами, комплектующими изделиями и технологическим оборудованием, НИОКР. Мировой опыт показывает, что 1 рабочее место в автомобильной промышленности создает 7-8 рабочих мест в смежных отраслях, а с учетом сфер торговли, сервисного обслуживания и утилизации – до 10. Для справки: по данным OICA, в 2012 г. в мире в автомобильной промышленности было занято более 8 млн. чел.

Как уже отмечалось, 1 доллар, затраченный в автомобильной промышленности, увеличивает совокупный валовой продукт страны на 3 долл. По этому показателю автомобильной промышленности нет равных среди других отраслей (среднее значение мультипликатора в промышленности составляет 2,2).

Характеризуя сохраняющуюся роль промышленности в структурах глобальной экономики, отметим, что практически во всех странах мира в эту отрасль экономики направляется наиболее значительная часть инвестиций, в т.ч. иностранных. На промышленное производство ориентирована также наибольшая часть НИОКР (научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ), особенно в военно-промышленном комплексе. Определяющей чертой развития промышленности мира в последние годы стало существенное увеличение доли наукоемких производств по изготовлению инновационных и, как правило, дорогостоящих видов продукции.

Прием за основу точку зрения, что для машиностроения, особенно автомобильной промышленности, как капиталоемкой и наукоемкой отрасли, характерно высокое значение органического строения капитала, а технический прогресс (НТП) приводит к относительному уменьшению переменного капитала (V ) по сравнению с постоянным капиталом (C ), т.е. возрастанию С/V и, соответственно, тенденция нормы прибыли к понижению в отрасли ярко выражена. Хотя, в отличие от К.Маркса, обосновавшего закон-тенденцию нормы прибыли к понижению, мы полагаем, что технический прогресс может быть только трудо-, но не капиталосберегающим.

В этом нам близки идеи Р.Солоу, который получил в 1987 г. Нобелевскую премию за вклад в развитие теории экономического роста. Согласно теории Р. Солоу, определяющим фактором экономического роста являются технологии. Для своей модели Солоу принял допущение, согласно которому изменение технологии (Т) оказывает воздействие в одинаковой мере на приращение предельного продукта капитала (К) и предельного продукта труда (Т). Он доказал с математической точностью, что темп экономического роста складывается из 3-х основных слагаемых: темпа технического прогресса, темпа прироста капитала и темпа прироста вложенного в производство труда. Вычисления применительно к США показали, что первое слагаемое дает 2/3 прироста ВНП в долговременном периоде. Из модели Р.Солоу следует, что чем больше норма сбережений, тем выше капиталовооруженность работника в состоянии сбалансированного роста и, следовательно, тем выше темп сбалансированного роста.

Автомобильная же промышленность интегрирует технологии, создавая спрос на современные станки, материалы, программное обеспечение и т.д., а также на высококвалифицированную рабочую силу.

Все это приводит нас к выводу, что и в настоящее время именно промышленность, прежде всего обрабатывающая, особенно машиностроение, и в значительной степени – автомобильная, обеспечивает стране устойчивый экономический рост при условии адекватного государственного регулирования и поддержки конкурентоспособности отрасли. В связи с современными процессами глобальной экономическойлиберализации и глобализации мирового хозяйства, обострения конкурентной борьбы, прогресс в развитии национальной промышленности все чаще оценивается по степени ее международной конкурентоспособности – как на внутреннем, так и на внешнем рынках. Конкурентоспособность отрасли внутри страны стала синонимом ее конкурентоспособности на мировом рынке.

Роль государства в развитии национальной промышленности была и, собственно, остается до настоящего времени,предметом широкой научной дискуссии.

Теорию «государственного покровительства молодой промышленности» (infant industry ) предложил Фридрих Лист, известный немецкий экономист XIX в., представитель исторической экономической школы, и она получила широкое распространение среди развивающихся стран. В своей работе «Национальная система политической экономии» Ф.Лист писал: « Итак, если развитая во всех отраслях мануфактурная промышленность является главным условием всего дальнейшего развития цивилизации, материального благосостояния и политического могущества каждой нации, что нами, смеем думать, исторически доказано, если справедливо, как мы можем доказать, что при современных мировых отношениях молодая, необеспеченная покровительством, промышленность не в состоянии развиться при свободной конкуренции с промышленностью, давно уже окрепшею, покровительствуемой на своей собственной территории, – то каким образом посредством аргументов, извлеченных из теории ценностей можно решиться доказывать, что нация с таким же успехом, как отдельный коммерсант, может покупать свои товары там, где их можно приобрести дешевле всего, что бессмысленно производить самой нации то, что она может купить дешевле за границей, что нужно национальную промышленность предоставить на попечение частных лиц, что протекционная система есть монополия, выдаваемая отдельным промышленникам в ущерб нации?»

Мы согласны с точкой зрения П.Струве, что « Теория Фр. Листа, служащая путеводительницей германской политики и в короткое время поднявшая Германию в политическом и экономическом отношении на невероятную высоту, должна быть принята к руководству всеми нациями и их правительствами, а в том числе и Россиею, если она не желает снова подпасть под английское, германское и иное какое-нибудь чужеземное влияние». А решающая роль в теории Листа уделялась именно протекционистской политике государства как основы развития национальной промышленности, особенно на начальном этапе ее развития, что, в свою очередь, обеспечивает устойчивое развитие страны на долгосрочную перспективу.

Проблемам развития промышленности уделял большое внимание Альфред Маршалл. Он отмечает 3 причины развития промышленности: во-первых, концентрация нескольких компаний на ограниченной территории формирует объединенный рынок для промышленных рабочих, обеспечивающий меньшую вероятность как безработицы, так и дефицита рабочей силы; во-вторых, локализация может оказать поддержку производству неторгуемых товаров; в-третьих, наличие информации как ресурса предоставляет дополнительные выгоды локализованным предприятиям по сравнению с изолированными производителями.

Таким образом, речь идет не только о развитии, но и о размещении промышленности на территории страны, что является прерогативой государства и в настоящее время.

Спустя почти 100 лет после публикации трудов Ф.ЛистаМ.Портер, рассуждая о факторах международного успеха в конкурентной борьбе предприятий некоторых стран, особенно выделяет правительство как важную переменную, которая влияет на формирование и поддержку конкурентных преимуществ отрасли. При этом роль государства и его усилий может быть как положительной, так и негативной.

Идеи Портера можно резюмировать следующим образом.

  1. Поскольку промышленность – важнейшая составляющая и катализатор социально-экономического и технического прогресса страны, государству важно обеспечивать ее конкурентоспособность путем мер государственной поддержки (прямых и косвенных, в том числе – протекционистских), зависящих от уже достигнутого уровня развития промышленности (инвестиционного и ресурсно-ориентированного, или инновационного). При этом конкурентоспособность промышленности – внутристрановая и международная – ставится Портером во главу угла.
  2. Государство должно определить ряд важнейших для страны отраслей промышленности как объектов государственного регулирования экономики с учетом имеющихся факторов производства и конкурентных преимуществ, сформировавшихся в экономике связей и стратегических задач страны, на этой основе сформировать промышленные кластеры и генерировать вертикальную и/или горизонтальную диверсификацию, поддерживая индустриализацию национальной экономики.
  3. Содействовать развитию технического прогресса за счет привлечения иностранных инвестиций, осуществления государственных НИОКР и стимулирования негосударственных научных исследований.
  4. Поддерживать экспортную экспансию национальных промышленных производителей.

Важный вклад в развитие экономической теории в области учета олигополии и стратегических взаимодействий среди предприятий и фирм внес Пол Кругман, получивший Нобелевскую премию в 2008 г. за анализ структуры торговли и размещения центров экономической активности , получившую название новой теории международной торговли и новой экономической географии.

Он исследует проблемы размещения производства и неравномерности развития регионов с помощью географической модели «центр-периферия». Данная модель объясняет, почему в пространстве всегда существуют наиболее и наименее развитые территории. Центр создает инновации, но для этого он стягивает разнообразные ресурсы из периферии: природные, человеческие, финансовые и др. Только концентрация ресурсов позволяет центру продуцировать инновации. Инновации же, родившись в «центре», распространяются затем на «периферию» согласно теории «диффузии инноваций», созданной шведским географом Т. Хегерстрандом.

Важным вопросом, по Кругману, является территориальное размещение производства, для которого важна близость рынков сбыта. При этом рынком сбыта для промышленной продукции является аграрный регион.

Ряд положений «новой экономической географии» П. Кругмана применим и к странам, оказавшимся на более низком уровне развития. Созданные им модели описывают возможности и эффекты резкого ускорения развития и перехода с одной стадии на другую. Этот механизм объясняет феномен смены стран-лидеров в моменты кардинальных технологических сдвигов, когда «последние становятся первыми». Отстающие в технологическом и экономическом аспектах государства могут использовать более низкую оплату труда как конкурентное преимущество для выхода на рынок. При этом они позволяют себе риски внедрения новых технологий, так как им нечего терять. Поэтому возможно, что те же факторы, которые позволили стране стать лидером на одном этапе технико-технологического и экономического развития, могут оказать обратное воздействие на другом этапе и затормозить ее динамичному развитию.

Однако для того, чтобы прежде отсталая страна-выскочка стала новым экономическим лидером, нужно одновременно выполнение нескольких условий:

1) различие в заработных платах между страной-лидером и потенциальным новым лидером должно быть сильным;

2) новая технология первоначально должна казаться опытным производителям непроизводительной по сравнению со старой;

3) опыт в старой технологии не должен быть применим при использовании в новой технологии;

4) новая технология должна обеспечивать возможность существенного улучшения производительности труда по сравнению со старой.

П. Кругман выделил 2 группы факторов, способствующих реализации конкурентных преимуществ территорий. К факторам «первой природы» относятся обеспеченность природными ресурсами (минеральными, земельными и др.), которые востребованы рынком, а также географическое положение, в том числе положение на путях глобальной торговли, снижающие транспортные издержки и облегчающие трансляцию инноваций. Эти преимущества существуют вне зависимости от деятельности людей. К факторам «второй природы» относятся преимущества, созданные деятельностью человека и общества: агломерационный эффект (высокая плотность населения в городах, дающая экономию на масштабе); человеческий капитал (образование, здоровье, трудовые мотивации, мобильность и адаптивность населения); институты, способствующие улучшению предпринимательского климата, мобильности населения, распространению инноваций и др.; инфраструктура, сокращающая экономические расстояния.

Мировой опыт свидетельствует, что пространственное развитие инерционно, его факторы и барьеры имеют долговременный характер. Как показывают исследования последних лет, динамика регионального неравенства корректируется экономическими циклами, приводящими к росту региональных диспропорций в периоды роста и некоторому смягчению разрыва между регионами-лидерами и аутсайдерами в периоды кризисного спада.

Таким образом, из всего вышесказанного следует, что автомобильная промышленность выступает двигателем экономического роста в долгосрочном периоде, как интегратор технологий. Ввиду действия в отрасли закона-тенденции нормы прибыли к понижению, роста органического строения капитала, обострения международной конкуренции в условиях глобализации (и высокой степенью интернационализации отрасли), изменений в международной торговле, а также того, что в краткосрочном периоде модель Р.Солоу не работает автоматически, государство должно поддерживать автомобильную промышленность с помощью мер государственного регулирования экономики, в том числе – спрос на новые автомобили.

Как показывает теоретический анализ теории и практики государственного регулирования экономики , в краткосрочном периоде экономический рост может быть достигнут за счет применения мер бюджетно-налоговой (налоги, государственные расходы), кредитно-денежной (количество реальных денег в обращении, рыночная ставка процента) и внешнеторговой политикой (квоты и пошлины экспорта и импорта). В краткосрочной перспективе использование таких инструментов, при наличии эффективного спроса и путем инвестиций, получить прирост ВВП, произведению стоимостного объема инвестиций и мультипликатора Кейнса. Такой рост достижим при наличии полной занятости (т.е. при уровне безработицы менее 6%). В долгосрочном же периоде экономический рост при том же условии (полная занятость), как показывает теория и мировая практика, обеспечивается на 2/3 за счет трех факторов: технического прогресса, роста капитала и затрат труда.

В случае проведения адекватных мер государственного регулирования экономики, а также в связи с высоким мультипликатором и акселератором, отрасль может стать «пружиной», которая даст возможность стране сделать значительный качественный прорыв в социально-экономическом развитии. Эти теоретические выкладки подтверждаются эволюцией и современной динамикой развития мировой автомобильной промышленности.

Литература

  1. Родионова И.А. Мировая промышленность: структурные сдвиги и тенденции развития (вторая половина ХХ – XXI вв.) : Монография. – М.: РУДН, 2010. – С. 30.
  2. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. под науч. ред. проф. О.И.Шкаратана. – М.: ГУВШЭ, 2000. – С. 123. _krizisa_2010-10-01.htm
  3. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 26. Ч. III. Гл. 13. – М.: Политиздат, 1976.
  4. Солоу Р. Перспективы теории роста // Мировая экономика и международные отношения. – 1996. – № 8.
  5. Porter M. E. The competitive advantage of nations. First Edition. – New York: The Free Press, 1990.
  6. Lall Sanjaya. Reinventing industrial strategy: The role of government policy in building industrial competitiveness. / International Development Centre, Queen Elizabeth House. – Oxford, UK, 2003.
  7. Lall Sanjaya. Reinventing Industrial Strategy: The Role of Government Policy in Building Industrial Competitiveness. / UNITED NATIONS. – New York and Geneva, April 2004. идр.
  8. Лист Ф. Национальная система политической экономии. – М.: Европа, 2005.
  9. Струве П. Критические заметки. К вопросу об экономическом развитии России. – СПб., 1894. – С. 123-124.
  10. Marshall A. Industry and trade. – L.: Macmillan, 1919.
  11. Krugman P. Scale Economies, Product Differentiation, and the Pattern of Trade // American Economic Review. 1980. Vol. 70, №5. P. 950-959.
  12. Пилясов А. Н. Новая экономическая география: предпосылки, идейные основы и применимость моделей // Изв. РАН. Сер. геогр. – 2011. – № 4. – С. 7–17.
  13. Brezis E., Krugman P., Tsiddon D. Leapfrogging in International Competition: A Theory of Cycles in National Technological Leadership // American Economic Review. – 1993. – Vol. 83. – No. 5. – P. 1211–1219.
  14. Krugman P. Geography and Trade. – Cambridge, MA: MIT Press, 1991.
  15. Манаков А.Г. «Новая экономическая география» и оценка ее применимости в России. // Вестник Псковского университета. – 2012. – №1. – С. 84-90.

В прошлом году была принята Государственная программа вооружений на период с 2011 по 2020 годы. На ее реализацию предусмотрено выделение более 19 трлн. рублей. Запланированные объемы серийного выпуска вооружения и военной техники станут серьезным испытанием для оборонной промышленности. О задачах, стоящих перед оборонно-промышленным комплексом России, журналу «Умное производство» рассказал депутат Государственной Думы, председатель Комитета Государственной Думы по безопасности Владимир Васильев.

- Оборонно-промышленный комплекс - это своего рода материальная часть стратегии противодействия современным глобальным вызовам и угрозам, обеспечение безопасности нации и государства. Усиление этих угроз является стимулирующим фактором развития и укрепления ОПК. Владимир Абдуалиевич, в связи с этим в каких основных направлениях будет наблюдаться развитие ОПК?

Безусловно, развитие ОПК нельзя рассматривать изолированно с одной стороны от общей стратегии обеспечения безопасности, с другой - от вопросов общей экономической ситуации. Оборонно-промышленный комплекс должен вписываться в общую стратегию и логику развития экономики страны в целом и ее важнейших сфер. Поэтому и в ближайшей, и в долгосрочной перспективе развитие ОПК будет связано с реализацией его ведущей роли в осуществлении инновационного сценария развития экономики страны. Это же бесспорная истина, что именно научные и прикладные открытия, разработки в сфере ВПК являются локомотивом научно-технического прогресса в целом.

Основным вектором движения должна стать трансформация ОПК в высокотехнологичный конкурентоспособный многопрофильный комплекс. Многие предприятия оборонно-промышленного комплекса находятся сегодня в крайне тяжелом положении и нуждаются в интенсивном обновлении основных фондов и технологий. Необходимо изменить систему заказа нового оборудования и технологий для того, чтобы тендеры объявлялись не на покупку отдельных станков, а на разработку и внедрение полных технологических решений. На мой взгляд, в высокотехнологичных секторах при госзакупках оборудования и технологий должен преобладать «проектный подход», при котором бы ставились и достигались вполне конкретные показатели качества и эффективности будущего модернизированного производства. Именно на этом, как я понимаю, настаивали промышленники на прошлогоднем форуме «Умное производство».

Введение прозрачной системы финансирования гособоронзаказа, включающей в себя авансирование работ и ежеквартальную индексацию для покрытия последствий инфляции должно способствовать финансовому оздоровлению предприятий ОПК и, что особенно важно, приведет к снижению стоимости оборонной продукции для государства. Давно назрела необходимость перехода от годичного оборонного заказа к долгосрочным контрактам. Это сэкономит силы предприятий, позволяя им сосредоточиться на решении практических задач при куда более гибком графике отчетности. Эпизодическое и разовое решение существующих проблем ОПК России не принесет ожидаемого эффекта. Кроме этого необходимо, чтобы и руководители предприятий ВПК и отрасли в целом осознавали свою ответственность за качество поставляемых образцов изделий, за соответствие их продукции мировому техническому уровню. Государство не может себе позволить покупать устаревшую и некачественную технику.

Притом, что многие наши предприятия сохраняют ведущие позиции в мировом разделении труда в этой сфере, решение задачи по дальнейшему развитию отечественного ОПК требует комплексного системного подхода с акцентом на кадровую составляющую.

- Какие формы государственной поддержки применяются для сохранения конкурентных позиций в экспортных поставках военной продукции и продукции двойного назначения?

В настоящее время у Российской Федерации налажены контакты по линии военно-технического сотрудничества более чем с восьмьюдесятью странами. Государство оказывает многоуровневую поддержку организациям ОПК, что особенно актуально в современных условиях, сложившихся на финансовых рынках. Продвижению российской военной техники на зарубежные рынки способствует участие российских организаций в международной кооперации в области разработки, производства, модернизации техники, создание совместных предприятий, особенно по проведению работ по ремонту и сервисному обслуживанию.

- Как вы оцениваете деятельность Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ)?

Современная международная обстановка, характеризующаяся динамизмом и многогранностью происходящих процессов, ставит задачу по-новому, реально и комплексно оценивать вызовы и угрозы национальной безопасности государств-членов ОДКБ. Научно-технические достижения оборонно-промышленных комплексов, устойчивое развитие оборонных отраслей промышленности - это гарантия безопасности государств, твердо стоящих на позициях необходимости консолидации общих усилий в создании системы коллективной безопасности. Я глубоко убежден в том, что в нынешних условиях необходима стандартизация вооружений и координация действий на уровне национальной промышленности. Создание новых образцов вооружения, военной и специальной техники, мне представляется очень важным направлением, позволяющим решить одну из стратегических задач по оснащению вооруженных сил, других войск и воинских формирований государств-членов Организации, в том числе и сформированных Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ. Оборонно-промышленные комплексы государств-членов ОДКБ способны справиться с этой задачей.

- Каковы перспективы развития оборонной промышленности в рамках ОДКБ?

Сегодня в ОДКБ создается прочный фундамент, на котором стоит система межгосударственных отношений, связанных с поставками вооружения и военной техники, военных технологий, оказанием услуг военно-технического характера и осуществлением инвестиций в этих областях.

Например, если говорить о странах-членах ОДКБ, то в последнее время наблюдается позитивная динамика развития взаимовыгодных экономических связей, в том числе на межрегиональном уровне, как ключевого звена сотрудничества. Однако объемы взаимодействия в этой области еще далеко не в полной мере соответствуют возможностям наших стран и могут быть существенно увеличены. Необходимо энергичнее реализовывать потенциал инвестиционного сотрудничества, производственной кооперации в перспективных сегментах экономики, обеспечивая при этом взаимный режим наибольшего благоприятствования.

Оборонная промышленность - это многопрофильная система предприятий, научно-исследовательских и конструкторских организаций, в которых сосредоточен мощный отряд научных кадров, высококвалифицированных рабочих и специалистов, созданы все условия для организации производства всего спектра современных, наукоемких и перспективных образцов вооружения, военной и специальной техники. Я уверен в том, что дальнейшее развитие оборонных отраслей промышленности откроет новые перспективы для взаимовыгодной производственной и научно-технической кооперации, совместных технических разработок и инновационных проектов, создания совместных предприятий и совершенствования других форм сотрудничества.

Авиационная промышленность и двигателестроение в России

Цель: достижение 10-15 процентного уровня мирового рынка продаж гражданской авиационной техники в 2020-2025 годах.

Приоритетные направления развития авиационной промышленности.

Первое направление - создание ряда перспективной авиационной техники и двигателей.

Второе направление - обновление авиапромышленного комплекса, в том числе развитие производственного, конструкторского и научно-исследовательского потенциала, развитие системы подготовки и переподготовки отраслевых кадров, увеличение объема научных исследований, увеличение количества создаваемых новых технологий и ускорение их внедрения, внедрение и развитие новых технологий проектирования и производства авиатехники, расширение применения композиционных материалов при производстве авиационной техники, создание опытных самолетов и двигателей, снижение трудоемкости серийно выпускаемой авиатехники.

Третье направление - поддержка продвижения российской авиатехники на рынки, в том числе развитие лизинга, распространение лизинга на поставки в рамках военно-технического сотрудничества, кредитование экспортных поставок и упрощение таможенного режима, организация политико-дипломатической поддержки, совершенствование нормативно-правовой базы с целью расширения участия в реализации перспективных авиационных проектов иностранных партнеров.

Ракетно-космическая промышленность России

Цель: Рост объема промышленной продукции ракетно-космической промышленности к 2015 году - в 1,8 раза по сравнению с 2007 годом и доли присутствия на мировом космическом рынке с 8 до 15 процентов.

Первое направление - создание космических комплексов и систем нового поколения с техническими характеристиками, обеспечивающими их высокую конкурентоспособность на мировом рынке.

Второе направление - завершение создания и развитие системы ГЛОНАСС.

Третье направление - развитие спутниковой группировки, в том числе создание группировки спутников связи, обеспечивающих рост использования всех видов связи. Создание группировки метеорологических и картографических спутников, способных передавать информацию в реальном масштабе времени.

Четвертое направление - расширение присутствия России на мировом космическом рынке.

Пятое направление - проведение организационных преобразований в ракетно-космической промышленности.

(До 2015 года будут образованы 3-4 крупные российские ракетно-космические корпорации, которые к 2020 году будут полностью обеспечивать выпуск ракетно-космической техники для решения экономических задач, задач обороноспособности и безопасности страны).

Шестое направление - модернизация наземной космической инфраструктуры и технологического уровня ракетно-космической промышленности

(Технологическое перевооружение ракетно-космической промышленности позволит повысить производительность труда в 2,5-3,5 раза).

Судостроительная промышленность России

Цели: Рост объема производства продукции судостроительной промышленности в 2015 году - в 2 раза, по сравнению с 2007 годом и в 2020 году - в 3,6 раза, рост производительности труда в 4-5 раз.

Место в ряду лидеров по производству гражданской судостроительной продукции. Второе место в сфере экспорта вооружения и военной техники (не менее 20 процентов мирового экспорта, увеличение экспортных поставок в 1,5-2 раза), объем экспортных поставок гражданской продукции увеличится более чем в 5 раз.

Приоритетные направления государственной политики:

Первое направление - создание конкурентоспособной специализированной морской техники.

Второе направление - проведение институциональных преобразований в отрасли, создание объединенной судостроительной корпорации, интегрированных структур по выпуску судового оборудования, развитие лизинга морской и речной техники.

Третье направление - развертывание программ содействия технологической модернизации и продвижению продукции на рынки.

Радиоэлектронная промышленность России

Цели: Рост объема продаж в 2015 году - в 5,2 раза по сравнению с 2008 годом. Достижение технологического уровня изделий микроэлектроники 0,13-0,09 мкм, в 2015 году - 0,045 мкм. в серийном производстве к 2011 году.

Приоритетные направления развития:.

Первое направление - создание современной научно-технической и производственно-технологической базы.

Второе направление - создание научно-технического задела по перспективным технологиям и конструкциям электронных компонентов, унифицированных узлов и блоков радиоэлектронной аппаратуры для обеспечения российской продукции и стратегически значимых систем.

Третье направление - обеспечение российских стратегических радиоэлектронных средств и систем российской электронной компонентной базой.

Атомный энергопромышленный комплекс Российской Федерации

Цели: достижение установленной мощности объектов атомной энергетики до 28-36 ГВт в 2012-2015 годах и до 50-53 ГВт - в 2020 году;

создание энергоблоков малой и средней мощности для расширения предложений действующих атомных электростанций;

экспорт оборудования и технологий в 2020 году на сумму не менее 8-14 млрд.долларов США в год (в ценах 2006 года).

Приоритетные направления:

Первое направление - рост установленной мощности и числа объектов атомной энергетики при обеспечении гарантированной безопасности, увеличение энергоснабжения атомными электростанциями потребителей к 2020 году до 20-22 процентов общего производства электроэнергии в Российской Федерации.

Второе направление - обеспечение интеграции российской атомной энергетики в мировую экономику в отношении топливного цикла и производства оборудования.

Третье направление - обеспечение мирового технологического лидерства российской атомной энергетики.

Четвертое направление - формирование организационных структур, обеспечивающих максимальную реализацию конкурентных преимуществ российской атомной энергетики и энергомашиностроительного комплекса на мировых рынках.

Информационно-коммуникационные технологии в России

Цели: сохранение темпов роста рынка информационно-коммуникационных технологий, превышающих среднегодовые показатели роста экономики в 2-3 раза;

превращение информационно-коммуникационных технологий в одну из ведущих отраслей экономики с долей в валовом внутреннем продукте более 10 процентов;

превышение объемов экспорта информационных технологий над объемом импорта этих технологий.

Приоритетные направления развития:

Первое направление - формирование современной информационной и телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечение высокого уровня ее доступности, предоставление на ее основе качественных услуг.

Второе направление - повышение качества образования, медицинского обслуживания, социальной защиты населения, содействие развитию культуры и средств массовой информации на основе информационно-коммуникационных технологий.

Третье направление - обеспечение конкурентоспособности и технологического развития информационно-коммуникационных технологий.

Четвертое направление - повышение эффективности государственного управления и местного самоуправления, взаимодействия гражданского общества и бизнеса с органами государственной власти.

Пятое направление - противодействие использованию информационных и телекоммуникационных технологий в целях угрозы национальным интересам России, включая обеспечение безопасности функционирования информационно-телекоммуникационной инфраструктуры и информационных и телекоммуникационных систем.

Одним из основополагающих элементов экономического инструментария, обеспечивающего развитие высокотехнологичных производств, является политика государства, как в области промышленности, инноваций, так и в налоговой системе. Все эти элементы в совокупности и определяют тенденции и границы развития в настоящее время российских производств.

Сегодня к числу главных тенденций мирового развития относят формирование новой мировой экономической инфраструктуры, основанной на качественно новых товаров- результатах интеллектуальной деятельности. При этом выделяются 4 основные формы международного взаимодействия в инновационной сфере: лицензирование; прямые иностранные инвестиции; совместные предприятия; слияние и стратегические альянсы компаний разных стран, нередко конкурирующих между собой .

Открытое соприкосновение России с мировым рынком выявило невысокую конкурентоспособность отечественных технологий и наукоемкой продукции, особенно в гражданском секторе. В связи с эти открылись двери импортной интервенции, что стимулировало спад производства, ослабление инновационной активности в производственных отраслях, значительную эмиграцию отечественной научно-технической интеллигенции и утечку интеллектуальной собственности из России. Ущерб страны от утечки умов за последние годы составил 35-50 млрд. долл. (по разным оценкам). Острыми остаются также такие проблемы, как: обеспечение охраны объектов промышленной собственности в стране и за рубежом, создание благоприятных условий для обмена наукоемкими технологиями, пресечение недобросовестной конкуренции и соблюдение антимонопольного законодательства, Нерешенность этих проблем снижает эффективность торговли технологиями, приводит к потере значительной части отечественного научно-технического потенциала.

Параллельно с сокращением сферы исследовательских работ происходило ухудшение качественных характеристик научных кадров. За годы реформ исследовательские организации покинуло более половины исследователей, значительную часть которых (до 60%) составляли наиболее квалифицированные и работоспособные специалисты. «Утечка умов» шла главным образом в бизнес - инвестиционные компании, банки, совместные предприятия. В настоящее время почти половина оставшихся в науке специалистов старше 50 лет, средних возраст российского исследователя составляет 59 лет .

Инновационная активность товаропроизводителей прямо воздействует на повышение конкурентоспособности не только отечественных товаров, но и страны в целом. Только оперативное и эффективное освоение промышленность. Передовых технологий способно решить проблему выхода отечественных товаропроизводителей на внешний рынок. Преодоление кризисного состояния научно-технической сферы России, стратегический замысел перевода экономики России на инновационный путь развития, конечно, требуется долговременной стратегии государства, направленной на максимальное использование зарубежных инновационных технологий, управленческого опыта и финансовых средств. Нужен также новый подход к оценке роли и места науки и технологий и реализации ясных национальных целей, цементирующих общество. Лишь тогда можно будет реально добиться того, что в политике государства наука и инновации будут приоритетными направлениями его деятельности в сфере промышленности.

В качестве важнейшей государственной задачи в документе рассматривается создание и укрепление новой модели национальной инновационной системы, в том числе механизмов взаимодействия науки и производства и поддержки инновационного бизнеса.

Но вместе с тем в ближайшей перспективе более широкий выход России на рынок высокотехнологичной продукции проблематичен. Утрата Россией за последнее десятилетие части научно-технического потенциала не позволяет рассчитывать на стремительное завоевание весомой доли этого рынка.

Инвестиционная активность в реальном секторе экономики имеет большое значение для повышения производственного потенциала таких отраслей как, промышленность, инфраструктура, строительство и сельское хозяйство. Конечно, определяющая роль в условиях реформирования экономики принадлежит государственному регулированию инвестиционной сферы. При этом государство выступает в качестве системообразующего фактора; государство создает нормативную азу, единую для всех участников инвестиционного процесса; определяет стратегию поведения инвесторов. При этом инвестиционная деятельность со стороны государства должна быть выражена не только как осуществление прямых капитальных вложений, но и как государственное стимулирование и регулирование инвестиционной деятельности в целом.

Для поддержания высоких темпов экономического роста и улучшения его качественной структуры необходимо обновить основные производственные фонды, моральная и физическая изношенность которых является причиной многих техногенных катастроф. Реновация основных фондов требует инвестиций. Процесс старения основных фондов определяется не столько недостаточным выбытием устаревших, сколько недостаточным вводом новых фондов .

Так, компании отраслей с высокой долей добавленной стоимости (в частности машиностроение), ориентированных на внутренний рынок, не имя ресурсов для обновления основных фондов, ремонтируют их отдельные части за счет оборотного капитала. Тем самым консервируются техническая и технологическая осталось России, ее сырьевая ориентация. Без привлечения правительственной программы межотраслевого перелива капитала, а также огромных инвестиций на поддержание и развитие высокотехнологичных российских производств невозможна модернизация российской экономики.

Однако у прямых иностранных инвестиция есть большие недостатки. Во-первых, значительная часть НИОКР осуществляется по иностранным грантам, а результаты таких исследований принадлежат, как известно, грантодателю. Еще огорчительнее то, что на Запад беспрепятственно и безвозмездно уходят разработки отечественных ученых, производимые на российских предприятиях и на российские средства. Иностранные фирмы и государства патентуют на сове имя как в России, так и за рубежом открытия наших ученых в сфере высоких технологий, в том числе военного и двойного назначения (особенно в авиационной и ракетно-космических отраслях). Это в свою очередь оборачивается проблемами при экспортировании нашей продукции на мировой рынок.

Подобные обстоятельства объясняются законодательными проблемами в области интеллектуальной деятельности. Утечка отечественных ноу хау за границу лишает российских инвесторов базы для капиталовложений в обновлении основных производственных фондов, в том числе в ВПК.

Нередки случаи, когда иностранные инвесторы переносят на территорию России производство как раз той продукции, которая конкурирует с местной. Такая конкуренция, не сдерживаемая таможенными барьерами и количественными ограничениями, становится еще более разрушительной для высокотехнологичного рынка России. Именно таким способом иностранные инвесторы практически отобрали у отечественных продуцентов внутренние рынки видео- и аудио продукции.

Безусловно, именно государство должно осуществлять мероприятия по оказанию финансово поддержки отраслей национальной экономики, а также созданию привлекательного инвестиционного климата для других инвесторов. С точки зрения государственных инвестиций встает еще одна проблема- проблема законодательных актов. В действующем законодательстве не приведено четкое определение государственных инвестиций и государственных капитальных вложений. В Бюджетном Кодексе вообще не содержится такое понятие, как «государственные инвестиции», здесь используется более узкий термин «бюджетные инвестиции».

Поэтому для начала необходимо привести в соответствие нормативную и правовую базу в области государственного регулирования инвестиционной деятельности страны.

Таким образом, в России необходима более менее оптимальная структура налогов для того чтобы поддержать развитие данных предприятий и расширения инвестиции в это производство. Государство должно направить свои действия на создание стабильного налогового законодательства, устойчивых налоговых баз и льгот, а также минимизация возможного ухода от налогов. В целях стимулирования оживления производства необходимо предоставление налоговых кредитов предприятиям, расширяющим производство и наращивающим инвестиции. Заслуживают поддержки планы по распространению метода начисления вмененного налога, а также по переносу тяжести налогообложения с производства на потребление.

Литература:

1. Солдак Ю.М. Организационное обеспечение динамики производственных систем в рыночных условиях функционирования: Дис. на … д-ра экон. наук – СПб: Ленингр. инж.-экон.ин-т, 1992. – 405 с.

2. Барышова Ю.Н. Разработка организационно-экономических методов и моделей управления развитием машиностроительного предприятия в интегрированной бизнес-группе./ Дисс. на соиск.уч.степ.к.э.н. – Новочеркасск: ЮРГТУ(НПИ), 2008. -191 с.

Новейшими отраслями промышленности являются отрасли высоких технологий. От остальных они отличаются большой наукоемкостью, то есть высочайшим уровнем затрат на конструкторские, опытные, исследовательские и научные работы.

К таким отраслям относят: создание электротехнической аппаратуры, микроэлектроника, изготовление высокоточных радиоэлектронных инструментов, производство вычислительной техники, информатика, авиационная и ракетостроительная отрасли, роботостроение, микробиологическая, космическая и атомная промышленность и иные.

Новейшие промышленные отрасли относят к высокотехнологичным в зависимости от того, на сколько глубокое участие принимает в технологическом процессе человек. Чем меньше участие последнего, тем выше считается технология.

Новейшие высокотехнологичные отрасли

Среди новейших высокотехнологичных отраслей выделяются:

  • Социальные технологии. Данная отрасль представляет собой сумму определенных приемов и воздействий, которые применяются с целью достижения поставленных задач путем социального развития. Она также призвана решать различные социальные проблемы, изменять сознание человека и влиять на него. Примерами таких целей, например, в бизнесе могут служить -задачи, для решения которых используются такие технологии, как брейн-сторминг, рефлексивная игротехника, деловые игры. В политике такой целью может быть идеологическое воздействие и влияние на общественное мнение. В масштабах государства эти технологии используются для создания планов развития страны.
  • Электронная промышленность и физические исследования. Важнейшие разработки этих отраслей касаются изучения электронов и электромагнитных полей, микромиров, путей создания способов хранения данных посредством электромагнитной энергии и другое.
  • Микроэлектроника и создание искусственного интеллекта (в виде компьютерных программ и интеллектуальных машин).
  • Беспроводные технологии, телематика и телекоммуникации. Эта отрасль изучает и создает пути передачи информации путем лазерных, оптических или иных излучений.
  • Робототехника – важнейшая отрасль по разработкам в сфере интенсификации производства.
  • – сфера фундаментальных и прикладных наук, работающих с практическими и теоретическими методами синтеза и анализа способов производства и использования продуктов с заранее заданной атомной структурой.
  • Альтернативная энергетика и энергосбережение – перспективные направления, изучающие получение, передачу и использование энергии. Пока мало распространены, но интересны ожидаемой выгодой в будущем. К этому виду относятся атомная, водородная, солнечная энергетика, переработка отходов и очистка воды и воздуха.
  • Системы безопасности ­– сфера изучения биометрии и электронных анализаторов.
  • Навигационные технологии – создание систем слежения и передачи данных.
  • Оборонные и технологии с двойным назначением. К этому виду относятся технологии, одновременно используемые для изготовления вооружений и для предприятий гражданских отраслей. Эта группа включает в себя ракетное строение, производство аппаратов для космоса и авиастроение.
  • Биотехнологические дисциплины, микробиология. Изучают возможность использования методов генной инженерии.
  • Ноотропные исследования. Проведение разработок в сфере нейрометаболических стимуляторов, которые изменяют функции высших отделов мозга: стимулирование умственной деятельности, улучшение памяти, увеличение способности к обучению, устойчивость к большим нагрузкам и гипоксии.
  • Биоиндустрия и фармацевтика. Это сфера производства и изучения новейших ферментов, антибиотиков, методов селекции с помощью генов.