Раскройте правовой режим государственных внебюджетных фондов (на примере Пенсионного фонда или Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования). Особенности исчисления во внебюджетные фонды. На что начисляются взносы

Страховые взносы 30-2 % платятся большинством функционирующих предприятий и частных предпринимателей с доходов работников. Если сложить процент выплат во внебюджетные фонды, получается всего 30%, в связи с чем довольно часто возникает вопрос, откуда взялись дополнительные 0,2%.

Кому надлежит уплачивать страховые взносы?

Основные группы предприятий и предпринимателей, обязанных уплачивать взносы, перечислены в законе «О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ» от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ. К ним относятся:

  1. Юридические и частные лица, выплачивающие заработок за работу по найму, в том числе не имеющие статуса ИП. Исключение составляют лица, на которых распространяются льготы, упоминающиеся в гл. 8 закона № 212-ФЗ.
  2. Иные хозяйствующие субъекты, если на них подобная обязанность возложена в соответствии с требованием указанного закона.

Если индивидуальный предприниматель или любой другой самозанятый субъект привлекает работников и выплачивает им зарплату, то взносы он будет платить и за себя, и за привлеченных наемников.

Каким образом получаются 30,2%?

Суммарный показатель взносов, на основании ст. 58.2 закона № 212-ФЗ, складывается из следующих составных элементов:

  • Для направления в Пенсионный фонд РФ взимается 22% от начисленной зарплаты и подобных ей выплат до достижения суммы годового заработка, полученного нарастающим итогом определенного размера. В 2016 году на основании постановления Правительства РФ от 26 ноября 2015 года № 1265 предел составляет 796 000 руб. С выплат, превышающих его, взымается всего 10%.
  • На финансирование обязательного медицинского страхования вносится 5,1% с начислений в пользу физлиц. Эти средства впоследствии направляются на оплату медицинского обслуживания граждан в системе здравоохранения. С 2015 года указанный процент не зависит от суммы годового заработка и начисляется постоянно.
  • Для наполнения бюджета Фонда социального страхования взимается всего 2,9% от начисленных и произведенных выплат. Данные взносы формируют в будущем больничные, пособия по беременности и родам, а также по уходу за ребенком. Для базы обложения взносами в ФСС в связи с временной нетрудоспособностью и материнством постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2015 года установлено ограничение по сумме, которое на 2016 год составляет 718 000 руб. На выплаты работнику, превышающие указанный размер, взносы не начисляются.
  • Дополнительно в бюджет ФСС ежемесячно начисляются и направляются взносы в размере 0,2%, предназначенные для выплат при наступлении несчастных случаев на производстве и при лечении профзаболеваний. Названная часть сборов установлена в ст. 1 закона «О страховых тарифах на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ. Фактически указанный процент может быть выше, поскольку он дифференцирован в зависимости от ряда факторов и утверждается территориальными подразделениями ФСС после предоставления компанией следующих документов:
    • заявления, подтверждающего основное направление деятельности;
    • справки-заявления об удостоверении смежных видов деятельности;
    • копии пояснительной записки к финансовой отчетности (для компаний, не относящихся к категории малого бизнеса).

Бланки указанных документов можно взять в приказе Минздравсоцразвития РФ от 31 января 2006 года № 55, где они содержатся в виде приложений, или получить непосредственно в ФСС.

База, с которой производится уплата 30,2% в фонды

Составными элементами вознаграждений и иных доходов, с которых в обязательном порядке должны начисляться взносы в фонды, являются:

  1. Выплаты по договорам ГПХ, если на заказчика, согласно его условиям, возложена подобная обязанность.
  2. Суммы по трудовым договорам за работу по найму.
  3. Гонорары по контрактам на авторский заказ.
  4. Суммы, получаемые при передаче прав на произведения науки, культуры и искусства.
  5. Выплаты по лицензионным контрактам различного назначения.

Для работодателей, не зарегистрированных в качестве ИП и выплачивающих вознаграждения третьим лицам, базой для начисления страховых взносов являются:

  • Выплаты по трудовым контрактам наемным сотрудникам.
  • Вознаграждения по договорам ГПХ.

Одновременно с этим существуют выплаты, которые освобождены от взносов. Их подробный список размещен в ст. 9 закона № 212-ФЗ.

В дополнение необходимо указать, что взносы с выплат, осуществляемых по договорам гражданско-правового характера, заключенным с ИП, адвокатами и другими самозанятыми лицам, начислять нет необходимости, поскольку данные лица должны перечислять взносы во внебюджетные фонды за себя собственными силами.

Итоги

Несмотря на то что при планировании расходов на взносы во внебюджетные фонды они рассчитываются с использованием общего процента, фактические их выплаты производят по различным направлениям. Так, сводные платежи в 30,2% разбиваются на несколько отдельных сумм:

  • 22% - в ПФ РФ;
  • 5,1% - в ФОМС РФ;
  • 2,9% - в ФСС на страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;
  • 0,2% - в ФСС на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.

В качестве объекта обложения учитываются практически все вознаграждения, полученные по договорам найма, будь то трудовые контракты или соглашения, относящиеся к гражданско-правовым. Список льгот при этом не такой большой, и с ним можно ознакомиться в законе № 212-ФЗ.

Индивидуальные предприниматели, а также частнопрактикующие юристы, адвокаты, нотариусы производят перечисление взносов со своих доходов самостоятельно, в отличие от работающих граждан, за которых эту функцию выполняют работодатели.

Стоит также помнить, что с 2017 года вступает в силу новая глава 34 НК РФ, которая будет регулировать указанные платежи.

Страховые платежи в государственные социальные внебюд­жетные фонды носят характер налоговых платежей, обязательных для работодателей. Поэтому работодатели, находящиеся на терри­тории РФ, подлежат обязательной регистрации в качестве страхо­вателей в региональных отделениях Фонда или их филиалах.

В качестве работодателей выступают:

Организации - юридические лица любой организацион­но-правовой формы (в том числе иностранные, осуществляю­щие деятельность на территории РФ через постоянные предста­вительства);

Граждане (в том числе иностранные), использующие труд наемных работников в личном хозяйстве.

Граждане, зарегистрированные в качестве предпринимате­лей, осуществляющие свою деятельность без образования юри­дического лица (индивидуальные предприниматели), частные детективы, охранники, аудиторы, нотариусы, занимающиеся ча­стной практикой, регистрируются в качестве страхователей в добровольном порядке за исключением Пенсионного фонда и Фонда обязательного медицинского страхования.

Начисление страховых взносов осуществляется по тарифам, ежегодно устанавливаемым федеральным законом. В сумме средств всех фондов страховые платежи составляют более 90%.

Фонд социального страхования РФ - специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, пра­вовой режим которого определен постановлением Правительст­ва РФ «О фонде социального страхования РФ» от 12 февраля 1994 г. Денежные средства Фонда социального страхования РФ являются государственной собственностью, не входят в состав бюджета и изъятию не подлежат. Бюджет Фонда и отчет о его исполнении рассматриваются Государственной Думой РФ.

Источниками образования Фонда служат:

Страховые взносы работодателей - организаций и граж­дан, осуществляющих прием на работу по трудовому договору;

Доходы от инвестирования части временно свободных средств Фонда в ликвидные государственные ценные бумаги и банковские вклады;

Ассигнования из федерального бюджета на покрытие рас­ходов, связанных с предоставлением льгот лицам, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы или радиационных ава­рий на других атомных объектах;

Добровольные взносы граждан и юридических лиц;

Иные доходы.

Расходы Фонда направляются на:

а) выплаты пособий по временной нетрудоспособности, бе­ременности и родам, при рождении ребенка и до достижения им возраста 1,5 лет, пособий на погребение;

б) оплата путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, а также на лечение, питание;

в) частичное содержание находящихся на балансе страхова­телей санаториев-профилакториев;

г) частичная оплата путевок в детские загородные оздорови­тельные лагеря;

д) частичное содержание детско-юношеских спортивных школ и т.д.

Еще по теме Глава 30 Страховые платежи в государственные внебюджетные фонды:

  1. Глава 30 Страховые платежи в государственные внебюджетные фонды
  2. Глава 17. Правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды § 1. Общие положения
  3. 64. Понятие и юридическая характеристика страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды
  4. 4. Бланкетный характер нормы об уголовной ответственности за уклонение от уплаты налога или страхового взноса в государственные внебюджетные фонды

30,2% страховые взносы — наверняка, вы слышали такое выражение. Но что оно обозначает? А между тем, уплата взносов в этом размере — нормативно закрепленная обязанность любой фирмы, в которой есть бизнес и работники. Из чего же данный тариф складывается и на что начисляется?

Кто должен платить 30,2%

Федеральным законом от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ» (далее — Закон № 212-ФЗ) закреплено, что страховые взносы платят:

  • Работодатели, начисляющие зарплату и другие вознаграждения за труд своим работникам (к ним отнесены организации и предприниматели), и не зарегистрированные в качестве предпринимателей физические лица. Исключение составляют те, для кого в гл. 8 Закона № 212-ФЗ закреплены пониженные или дополнительные ставки взносов.
  • Другие лица, если это предусмотрено федеральными законами, регулирующими вопросы социального страхования.

Самостоятельно за себя платят взносы также адвокаты и нотариусы и другие частнопрактикующие лица, указанные в российском законодательстве.

При отнесении лица одновременно к нескольким видам плательщиков страховых взносов ему придется платить взносы по каждому из оснований.

Из чего складываются 30,2% страховых взносов

30,2%, исходя из ст. 58.2 Закона № 212-ФЗ, включают в себя:

  • 22% в Пенсионный фонд РФ. Эта ставка применима только к той сумме оплаты труда работника, которая нарастающим итогом с начала года не выходит за рамки определенного лимита. На 2016 год данный лимит утвержден постановлением Правительства РФ от 26 ноября 2015 г. № 1265 и равен 796 000 рублей. Для сумм сверх указанного лимита ставка взносов в ПФР будет снижена до 10%.
  • 5,1% в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. С начала 2015 года лимит для этих взносов не предусматривается. Таким образом, они начисляются на всю сумму вознаграждения, причитающуюся работнику.
  • 2,9% на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в Фонд социального страхования РФ. Ставка применима только к той величине вознаграждения работника, которая с начала года нарастающим итогом не превысила установленный лимит. На 2016 год этот лимит также определен постановлением № 1265 и равен 718 000 рублей. Согласно п. 4 ст. 8 Закона № 212-ФЗ взносы на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством при превышении лимита в 718 000 рублей начислению не подлежат.
  • 0,2% для защиты при наступлении несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Фонд социального страхования РФ. Эта ставка закреплена в ст. 1 Федерального закона от 22 декабря 2005 года № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное соцстрахование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год» и является минимальной. Реальный ее размер может быть больше. Он зависит от направления деятельности работодателя и ежегодно подтверждается местным подразделением Фонда социального страхования РФ на основании:
    • оригинала заявления работодателя, в котором указывается основной вид его деятельности;
    • оригинала справки-подтверждения, в которой работодатель дополняет сведения об основном виде своей деятельности;
    • пояснительной записки, составляемой для бухгалтерского баланса за прошедший год и представляемой в виде копии; данная записка не предоставляется только плательщиками, относимыми к малому предпринимательству.

Все формы, кроме пояснительной записки, приведены в приказе Минздравсоцразвития РФ от 31 января 2006 года № 55 и обычно выдаются в местном отделении ФСС РФ.

О возможном снижении страховых взносов для отдельных категорий налогоплательщиков см. материал

На что начисляются страховые взносы в размере 30,2%

Для работодателей-предпринимателей и организаций к облагаемым взносами вознаграждениям, согласно п. 1 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, относятся выплаты, начисляемые физическим лицам:

  • по гражданско-правовым договорам, в которых отражена обязанность выполнить работы или оказать услуги;
  • по договорам, регулирующим трудовые обязанности;
  • по договорам на авторский заказ;
  • по договорам, которые отчуждают исключительные права на литературные произведения и произведения искусства и науки;
  • по договорам на лицензионное издание;
  • по лицензионным договорам, на основании которых предоставляются права на применение литературных произведений и произведений искусства и науки.

Для работодателей — физических лиц, согласно п. 2 ст. 7 Закона № 212-ФЗ, к облагаемым взносами вознаграждениям отнесены суммы, выплачиваемые другому физическому лицу:

  • по регулирующим трудовые обязанности договорам;
  • по гражданско-правовым договорам, обязывающим выполнить работы или оказать услуги.

Но есть вознаграждения, которые сразу исключаются из перечня облагаемых страховыми взносами:

  • При передаче прав собственности или других вещных прав на имущество (или на имущественные права), оформленной гражданско-правовым договором.
  • Если в договоре предусматривается передача имущества (или имущественных прав) в пользование. К этому типу договорных отношений не относятся договор на авторский заказ, договор, на основании которого отчуждается исключительное право на литературные произведения и произведения искусства и науки, договор на лицензионное издание, лицензионный договор, предоставляющий права на применение научных, литературных произведений и произведений искусства.

Полный перечень выплат, не подпадающих под обложение взносами, приведен в ст. 9 Закона № 212-ФЗ.

Стоит также помнить, что страховые взносы на все выплаты, производимые по условиям гражданско-правовых договорных отношений предпринимателям, адвокатам, нотариусам и прочим частнопрактикующим лицам, не начисляются: они платят взносы сами за себя.

Весь сайт Законодательство Типовые бланки Судебная практика Разъяснения Фактура Архив

Статья 30. Территориальные государственные внебюджетные фонды города Москвы. 1. Доходы и расходы территориальных государственных внебюджетных фондов города Москвы формируются в порядке, установленном федеральным законодательством.

2. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов города Москвы, отчеты об их исполнении рассматриваются Правительством Москвы и вносятся Мэром Москвы на утверждение Московской городской Думы.
1. Комментируемая статья посвящена территориальным государственным внебюджетным фондам города Москвы. Поскольку перечень внебюджетных фондов определяется законодательством Российской Федерации, в городе Москве действует только один территориальный внебюджетный фонд - городской фонд обязательного медицинского страхования, так как в настоящее время только фонды обязательного медицинского страхования имеют в своей структуре федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Положение о Московском городском фонде обязательного медицинского страхования утверждено распоряжением Мэра Москвы от 4 сентября 1996 года N 267/1-РМ.
Средства фонда образуются за счет отчислений от единого социального налога, взимаемого на территории Москвы в размере 3,4% от выплат и иных вознаграждений, начисляемых работодателями в пользу работников, в порядке, установленном главой 24 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 145 Бюджетного кодекса Российской Федерации проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов составляются органами управления указанных фондов. Для московского городского фонда обязательного медицинского страхования таким органом является исполнительная дирекция.
2. Проекты бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов представляются Мэром Москвы на рассмотрение Московской городской Думы одновременно с представлением проекта закона о бюджете города Москвы на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием закона о бюджете. Так например, на 2003 год бюджет Московского городского фонда обязательного медицинского страхования утвержден Законом города Москвы от 3 июля 2002 года N 37.
Отчет об исполнении бюджета территориального государственного внебюджетного фонда составляется органом управления фонда и представляется Мэром Москвы на рассмотрение и утверждение Московской городской Думе в форме закона города Москвы.

Раскройте правовой режим государственных внебюджетных фондов (на примере Пенсионного фонда или Фонда социального страхования, Фонда обязательного медицинского страхования).

Государственные внебюджетные фонды являются разновидностью целевых государственных и муниципальных (местных) фондов денежных средств, которые появились в финансовой системе России недавно. Создание внебюджетных фондов в России относится к 1990 г. Как внебюджетный в числе первых в России был создан Пенсионный фонд РФ, затем стали появляться и другие.

С помощью государственных внебюджетных фондов государство стремится более эффективно и целесообразно использовать свои финансовые ресурсы. Через государственный бюджет, как показала практика прошлых лет, не всегда удавалось достаточно последовательно проводить в жизнь те или иные социальные и экономические программы. Это связано с тем, что в государственном бюджете доходы не закреплены за конкретными видами расходов, поэтому расходы на конкретные программы, как правило, оказываются урезанными.

Государственные внебюджетные фонды денежных средств - достаточно динамичное явление в финансовой системе Российской Федерации. Они весьма активно создавались и функционировали в финансовой системе России до 1995 г., а затем имела место консолидация ряда внебюджетных фондов в бюджетную систему. С 1995 по 2001 гг. согласно федеральным законам о федеральном бюджете на очередной год целый ряд фондов, которые являлись внебюджетными, ежегодно консолидировались (включались) в федеральный бюджет.

В настоящее время к числу основных государственных внебюджетных фондов относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Однако как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ могут быть образованы и другие государственные внебюджетные фонды.

Таким образом, государственный внебюджетный фонд -- фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете Российской Федерации на соответствующий год. Формирование внебюджетных фондов осуществляется за счет обязательных целевых отчислений. Суммы отчислений во внебюджетные фонды, как правило, включаются в состав себестоимости и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда. В России насчитывается более 30 внебюджетных фондов социального и экономического назначения. В этих фондах концентрируется свыше 60% доходов государства.

Основными по размерам и значению являются социальные внебюджетные фонды:

  • · Пенсионный фонд Российской Федерации;
  • · Фонд социального страхования Российской Федерации;
  • · Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;

Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, Пенсионный фонд РФ,ПФР) -- крупнейшая организация России по оказанию социально значимых государственных услуг гражданам. Основан 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР». Подразделения ПФР (свыше 2,5 тыс. территориальных органов) действуют в каждом регионе и в каждом районном центре России. Трудовой коллектив ПФР -- это свыше 133 тысяч социальных работников.

Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ. Доля бюджета ПФР в ВВП России составляет 10,8 % -- по доходам, и 10,2 % -- по расходам. ПФР выплачивает пенсии свыше 40 млн пенсионеров и социальные выплаты для 20 млн льготников, ведет персонифицированный учёт пенсионных прав застрахованных лиц -- для свыше 128 млн граждан России.

В соответствии с поручением Председателя Правительства РФ В. В. Путина разрабатывается федеральный закон «О Пенсионном фонде Российской Федерации» (определяющий статус ПФР), который был запланирован к принятию в 2010 году.

Среди социально значимых функций Пенсионного фонда России:

  • · назначение и выплата пенсий (для 40 млн пенсионеров);
  • · учёт страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию;
  • · назначение и реализация социальных выплат отдельным категориям граждан: ветеранам, инвалидам, инвалидам вследствие военной травмы, Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации и т. д.;
  • · персонифицированный учёт участников системы обязательного пенсионного страхования;
  • · взаимодействие со страхователями (работодателями -- плательщиками страховых пенсионных взносов), взыскание недоимки;
  • · выдача сертификатов на получение материнского капитала;
  • · выплата средств материнского капитала;
  • · управление средствами пенсионной системы;
  • · реализация Программы государственного софинансирования добровольных пенсионных накоплений (56-ФЗ от 30.04.2008 года, она же программа «тысяча на тысячу»);
  • · с 2010 года -- администрирование страховых средств, поступающих по обязательному пенсионному страхованию и обязательному медицинскому страхованию;
  • · с 2010 года -- установление федеральной социальной доплаты к социальным пенсиям, в целях доведения совокупного дохода пенсионера до величины прожиточного минимума пенсионера.

Взносы -- доходы Пенсионного фонда

Стандартная ставка взносов в Пенсионный фонд составляет 22 % от заработной платы. Эти отчисления разделяются на страховую часть и накопительную часть пенсии.

До 2010 года взносы в ПФ учитывались как составная часть единого социального налога.

С 1 января 2010 года -- ЕСН отменен, вместо него установлены прямые страховые взносы работодателей (страхователей) в три внебюджетных фонда: ПФР, ФОМС и ФСС. В 2010 году совокупный объём страховых взносов сохранится на уровне ставки ЕСН -- 26 %, из которых 20 % будут направляться в Пенсионный фонд РФ (на обязательное пенсионное страхование). При этом взносы будут уплачиваться с годового заработка до 415 тысяч рублей. В случае, если годовой заработок превышает 415 тысяч рублей, взносы сверх 415 тысяч рублей не взимаются, но и пенсионные права сверх этой суммы не формируются. С 2011 года размер совокупных взносов возрастает до 34 %, из которых 26 % составят отчисления по обязательному пенсионному страхованию. Эта система позволяет существенно увеличить уровень пенсий в стране. Для лиц, полностью попадающих под действие страховой системы, коэффициент замещения пенсией зарплаты, с которой уплачивались страховые взносы, составит не менее 40 % после 30 лет уплаты этих взносов при наступлении страхового случая (то есть старости, определяемой путем достижения гражданином установленного законодательством возраста -- 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин).

Также с 2009 года у граждан появилась возможность делать добровольные взносы на накопительную часть пенсии. Законом предусмотрены две стороны софинансирования взносов гражданина -- государство (которое удваивает сумму не менее 2 тыс., но не выше 12 тыс. рублей) и работодатель (который на софинансирование взносов работника до 12 тысяч рублей получает налоговый вычет).