Расчет есн в году калькулятор. Депутаты раскритиковали единый социальный налог

Расчет есн в году калькулятор. Депутаты раскритиковали единый социальный налог

От ПФР и ФСС администрирование социальных платежей перейдет к налоговым органам. Такое происходит не впервые: до 2010 года налоговики уже занимались сбором единого социального налога, нечто аналогичное произойдет и на этот раз. Какими будут теперь отчисления на социальные нужды, ставка их вырастет или нет, рассмотрим далее.

Страховые взносы или новый налог?

Скоро прекратит свое действие закон № 212-ФЗ от 24.07.2009. Он был принят специально для регулирования сборов страховых взносов внебюджетными фондами, но собираемость взносов оказалась более низкой, чем предполагалось. В связи чем и произошли следующие события.

Еще в феврале 2016 года в письме налоговой службы РФ от 02.02.2016 № БС-4-11/1539 прозвучало, что ФНС хочет ввести единый социальный взнос . Немногим ранее был издан указ Президента РФ № 13 от 15.01.2016 г., посвященный укреплению платежной дисциплины по страховым взносам, что и ускорило возврат контроля за взносами налоговикам. В результате в НК РФ появилась новая глава, означающая возврат полномочий ФНС в части администрирования страховых платежей, ранее контролируемых фондами, причем их идея ввести единый социальный страховой взнос (ЕССС) все же не прошла.

Итак, контроль за страховыми взносами с 1 января переходит в руки налоговых органов: это пенсионные отчисления, взносы на медстрахование, платежи по соцстрахованию. Взносы на «травматизм» остаются в ведении ФСС. Положения НК РФ о направлении налоговыми органами требований об уплате сборов, налогов, пеней и об их взыскании будут теперь распространяться и на плательщиков страховых взносов (письмо Минфина РФ от 21.10.2016 № 03-02-08/61943).

Социальные налоги в 2017 году - ставки

Несмотря на то, что в 2017 году страховые взносы будут регулироваться новой главой НК, особых новшеств в ней практически нет - почти все статьи главы 34 повторяют положения закона № 212-ФЗ. Остаются неизменными с 2016 года тарифы страховых взносов , поскольку идея единого страхового взноса-2017 не реализована. Работодателям следует ориентироваться на статью 426 НК РФ, в которой установлены следующие ставки на 2017-2018 годы :

  • 22% - на пенсионное страхование; ставка применяется до превышения предельной базы выплат работнику;
  • 10% - на пенсионное страхование; ставка применяется, если превышена предельная база с начала года;
  • 2,9% - соцстрахование на случай нетрудоспособности и материнства; ставка применяется до превышения предельной базы;
  • если выплаты сотруднику превысили предел допустимой базы - взносы на соцстрахование до конца года больше не начисляются;
  • 5,1% - обязательное медстрахование, предельной базы для него не установлено.

Что касается размера предельных лимитов базы для начисления «пенсионных» взносов и взносов на соцстрах, то с 1 января 2017 года он повышается, согласно постановления Правительства РФ от 29.11.2016 № 1255:

  • на соцстрахование предельная база проиндексирована, с учетом роста средней зарплаты в стране, в 1,051 раза и будет составлять 755 000 руб. по каждому физлицу;
  • для пенсионных взносов, с учетом 12-кратного размера среднего заработка, и повышающего коэффициента 1,9 (п.5 ст. 421 НК РФ), предельная база составит 8760 00 руб. по каждому физлицу.

Для ИП и самозанятых лиц, которые платят страховые взносы в фиксированных суммах , тоже все остается по-прежнему. Фиксированные суммы все также будут уплачиваться раздельно, а не как единый страховой взнос. Размер взносов «за себя» зависит от того, каким будет МРОТ на 1 января. На сегодня известно, что «минималка» в 2017 году изменится только с 1 июля и повысится до 7800 рублей, а на 1 января 2017 года она остается на уровне 2016 года - 7500 рублей, надо полагать, что из этой суммы ИП и будут рассчитывать фиксированные страховые взносы «за себя».

Ставки по этим взносам тоже не меняются:

  • 26% - на пенсионное страхование при доходе не более 300 000 руб.;
  • 1% - дополнительный «пенсионный взнос» с дохода, превышающего 300 000 руб.;
  • 5,1% - на обязательное медстрахование.

Итоговые суммы фиксированных взносов, при МРОТ на 1 января 2017 года, равном 7500 руб., по отношению к 2016 году, разумеется, вырастут:

  • «пенсионный» взнос – 23 400 руб. (взамен 19 356,48 руб. в 2016 году); при этом максимальная сумма к уплате с учетом фиксированного и допвзноса составит 187 200 руб. (в 2016 году 154 851,84 руб.);
  • взнос на обязательное медстрахование – 4590 руб. (вместо 3796,85 руб. в 2016 году).

В итоге общая сумма фиксированных взносов по сравнению с 2016 годом вырастет на 4836,67 руб. и составит 27 990 руб. (в 2016 году «за себя» нужно перечислить 23 153,33 руб.).

В главе 34 НК РФ сохраняются в том же виде и положения о пониженных тарифах страховых взносов (ст. 427 НК РФ). Новшество здесь ожидает лишь «упрощенцев»: при ведении льготируемой деятельности, доля которой в общем доходе составляет от 70%, пониженный тариф для расчета страховых взносов можно будет применять, пока годовой доход не достигнет 79 млн руб. Для превысивших этот лимит, взносы будут пересчитаны с начала года по обычным ставкам.

Плательщики «пониженных» взносов не изменятся: это указанные выше «упрощенцы», организации на УСН из сферы соцобслуживания, образования, здравоохранения, культуры и искусства, массового спорта, научных исследований, а также благотворительные организации, аптеки и ИП-фармацевты на ЕНВД и ИП, работающие на некоторых видах патента . Для них действует тариф 20%.

По общей ставке 14% страховые взносы платят организации, участвующие в проекте «Сколково», работающие в сфере IT-технологий, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности, а также проводящие туристскую деятельность в особых экономических зонах.

7,6% - тариф для резидентов порта «Владивосток» , территорий опережающего соцэкономразвития и участников СЭЗ в Крыму и Севастополе.

Дополнительные тарифы все также будут применяться в отношении работников, которые трудятся во вредных условиях (ст. 428 НК РФ). Их размер (от 2% до 9%) зависит от вида выполняемых работ, а также от подкласса трудовых условий, установленного специальной аттестацией.

Таким образом, в 2017 году нас ждет не единый социальный страховой взнос, а страховые взносы в прежней разбивке, хотя и с новым единым администратором – ФНС России. Остается прежний порядок расчета и прежние тарифы. А основные новшества, которые коснутся плательщиков, это:

  • увеличение предельной базы для расчета страховых взносов за работников;
  • повышение МРОТ , которое повлияет на размер фиксированных взносов;
  • изменение платежных реквизитов для уплаты, в том числе КБК , в связи с изменением администратора;
  • новая отчетная форма по страховым взносам , которую предстоит ежеквартально сдавать в ИФНС, начиная с отчета за 1 квартал 2017 года. Срок для ее представления – 30 число следующего за кварталом месяца (п.7 ст. 431 НК РФ).

Напомним, что в 2017 году страховые взносы на «травматизм» следует перечислять, как и раньше, в ФСС, и туда же сдавать отчет 4-ФСС по новой форме . В ПФР ежемесячно будет сдаваться прежний отчет по форме СЗВ-М и новый годовой отчет о стаже работников.

Область страхового законодательства значительно поменяется со следующего года. Как будут регулироваться страховые взносы в 2017 году, таблица ставок ниже, подробно рассмотрено ниже. Законодательные положения регламентирует новая глав. 34 НК России.

Единый социальный страховой сбор (ЕССС) с 2017 года заменит сложившийся порядок расчета и уплаты страховых налогов в отношении социальных взносов, а также пенсионных и медицинских. Администрирование и контроль за вводимым в действие налогом переходит «в руки» налоговых органов, а Закон под № 212-ФЗ завершит свое существование уже к концу 2016 года. Среди принципиально новых законодательных поправок следует выделить:

  • Объединение нескольких взносов (страховой по ЕНиМ, пенсионный и медицинский) в один налог.
  • Наделение ФНС полномочиями и функциями по административному контролю за ЕССС, включая правила уплаты, расчета и начисления сбора.
  • Закрепление контроля за ФСС за правильностью начисления, расчета и уплаты взносов по производственному травматизму, а также больничным пособиям; за ПФР по назначению пенсионных выплат и проверке индивидуальных персонифицированных отчетов.
  • Необходимость уведомления ФНС по факту создания обособленных подразделений и филиалов, уполномоченных выплачивать вознаграждения своим работникам.
  • Замена нескольких видов отчетов (РСВ-1/3, РВ-2, 4-ФСС) одним едином расчетом (№ Приказа ММВ-7-11/551@ от 10 окт. 2016 г.). Срок поквартальной сдачи установлен не позднее 30-го числа следующего месяца.
  • Перечисление ЕССС одним платежным поручением по новым реквизитам, в том числе КБК. Сроки оплаты сохранены – не позднее 15-го числа следующего месяца.

Обратите внимание! Ставки по страховым взносам на 2017 год не претерпели существенных изменений. Сохранены пониженные тарифы, дополнительные, разрабатываются предельные величины базы и порядок расчета.

Объекты налогообложения, категории налогоплательщиков, перечень облагаемых и необлагаемых выплат, правила расчета и уплаты подробно описаны в соответствующих разделах глав. 34. Четко регламентирован размер суточных при командировках для налогообложения ЕССС (700 руб. – для российских, 2500 – для зарубежных поездок). Определен размер необлагаемой материальной помощи в год (4 000 руб. – на работника, 50 000 – на ребенка при рождении и/или опекунстве).

Страховые взносы 2017 – ставки, таблица

Тарифы взносов оставлены без изменений. Как и раньше, общий размер для основной категории работодателей равен 30 %. Определенные предприятия вправе применять пониженные (льготные) проценты. Таблица № 1 содержит актуальные ставки для предпринимателей и юридических лиц, как с сотрудниками, так и без них.

Таблица № 1 – Тарифы страховых взносов в 2017 году

Категория налогоплательщика Наименование взноса Налогооблагаемая база Ставка в %
Работодатели, осуществляющие выплату вознаграждений физлицам (ИП и юридические лица по подп.1 п.2 стат. 419 НК) ПФР 22
10
ФСС В рамках максимально установленного лимита 2,9
Сверх рамок максимально установленного лимита Х
ФМС Предел не применяется 5,1
Предприниматели и лица, занимающиеся частными практиками (по подп. 2 п. 1 стат. 419 НК), уплачивающие ЕССС «за себя» ПФР 26 % – для всех фиксировано, но не более 8-кратного
С доходов сверх 300 000 руб. 1 % – доплата
ФМС Актуальный на начало отчетного периода (года) МРОТ х 12 5,1
ФСС Уплачивается в добровольном порядке Х

Регрессивная ставка страховых взносов в 2017 году применяться не будет. Размер тарифной ставки по ЕССС рассчитывается в зависимости от величины доходов налогоплательщиков. При превышении максимально установленных лимитов начисление следует делать, исходя из пониженных процентов взносов. Утверждение пределов ожидается в конце 2016 года. Законодательный порядок определения предельной базы основывается на среднем уровне заработка по стране, перемноженного на 12, и повышающих коэффициентов индексации.

Размер индексируемых коэффициентов по годам (стат. 421 НК):

  1. 2017 – 1,9.
  2. 2018 – 2.
  3. 2019 – 2,1.
  4. 2020 – 2,2.
  5. 2021 – 2,3.
  6. 2022 – с этого периода пределы на ОПС подлежат ежегодному проведению индексации согласно росту заработка в РФ.

Важно! Положения п.5 стат. 421 не действуют при начислении взносов по дополнительным тарифам согласно стат. 428, а также при дополнительном соцобеспечении отдельных категорий специалистов угольной промышленности и членов летной гражданской авиации.

Пониженная ставка страховых взносов в 2017 году

Нормы применения пониженных тарифов регламентированы в стат. 427 НК. Значительных изменений в порядке начисления не произошло, размеры остались на прежнем уровне. Критерии определения и виды экономической деятельности также трактуются по-старому. Поменялся лимит выручки/доходов в целях использования системы налогообложения УСН (стат. 346.13). Но в целях начисления и уплаты ЕССС фактический размер выручки остался почти на уровне 2016 года – 79 млн. руб.

При несоответствии требований НК и превышении указанного объема доходов налогоплательщиками с начала периода утрачивается право на использование пониженных тарифов. На практике это означает, что перейти на страховые взносы по общим ставкам 2017 года нужно не с начала квартала (полугодия, 9 месяцев) превышения обозначенного предела в 79 млн. руб., а с начала расчетного года. Норма обозначена в подп.3 п.2 стат. 427 НК.

Актуальные ставки льготных страховых тарифов приведены в таблице № 2. С 2017 года в 34 главе подробнее указаны некоторые условия применения пониженных ставок. А для отдельных категорий льготников установлены дополнительные требования.

Таблица 2. Страховые взносы на 2017 год – пониженные ставки

Категория налогоплательщика Тариф ОПС в % Тариф в ФСС в % Тариф в ОМС в %
Упрощенщики (юридические лица и ИП) на льготных видах деятельности при условии доходов по ним не менее 70 % в общем размере выручки. Лимит доходов по УСН – 79 млн. руб. 20
Фармацевтические компании с лицензиями. Только по сотрудникам, занятым в фармацевтической работе. 20
ИП, применяющие ПСН (патентная система налогообложения). Только по сотрудникам, занятым на патенте. 20
НКО, применяющие УСН, за исключением отдельных категорий муниципальных и государственных структур. 20
Благотворительные учреждения, применяющие УСН. 20
Компании, занимающиеся IT-деятельностью. 8 2 4
Компании, применяющие УСН и занимающиеся внедрение различных инновационных разработок. 8 2 4
Компании, занимающиеся туристической деятельностью в особых зонах. 8 2 4
Участники проекта «Сколково» 14
Участники территориальной экономической зоны Крым и Севастополь 6 1,5 0,1
Участники территории Владивосток 6 1,5 0,1

Подробный перечень льготных категорий и условия использования пониженных ставок обозначен в стат. 427 НК.

Пример начисления ЕССС по сниженным тарифам:

ООО «Морской конек» является участником свободной экономической зоны Крым. В соответствии с положениями НК России предприятие уплачивает и рассчитывает взносы по особым сниженным тарифам. Предположим, что доход генерального директора предприятия с начала 2017 года составил 834 000 рублей. Произведем начисления.

ЕССС в части ОПС = 834 000 х 6 % = 50 040 рублей.

ЕССС в части ФСС только в рамках предела на 2017 год = 755 000 х 1,5 % = 11 325 рублей.

ЕССС в части ОМС = 834 000 х 0,1 % = 834 рубля.

Расчеты произведены, исходя из предполагаемых размеров предельных лимитов. Точные величины еще не утверждены. Травматизм уплачивается по присвоенному классу профессионального риска.

Если предприниматель платит взносы «за себя»

Правила определения фиксированных предпринимательских взносов в 2017 году не поменялся. Расчет начислений производится на основе данных МРОТ, действующего на начало года:

  • ЕССС в части ОПС – 23 400 рублей, исходя из МРОТ 7 500 рублей и ставки в 26 %. При превышении годового дохода 300 000 рублей следует дополнительно рассчитать и уплатить налог по ставке 1 % от выручки, но не более 187 200 рублей.
  • ЕССС в части ОМС – 4 590 рублей, исходя из МРОТ 7 500 рублей и ставки в 5,1 %.
  • ЕССС в части ФСС – законодательство не предусматривает в 2017 году обязанность самозанятых предпринимателей уплачивать взносы в соцстрах. Но по желанию бизнесмена он может в добровольном порядке начислять налог в части ФСС.

Порядок начисления и уплаты ЕССС

Положения глав. 34 НК предусматривают самостоятельное начисление взносов к уплате налогоплательщиками по итогам календарных месяцев, вычету при этом подлежат суммы налогов, исчисленных за предыдущие периоды. Реквизиты для формирования платежных документов изменяются с 1 янв. 2017 г. В связи с этим рекомендуется своевременно провести сверку с фондами и погасить задолженность до конца 2016 г.

Отчетность составляется по итогам отчетных периодов. Форма единого расчета уже разработана и введена в действие. Административным органом с 2017 года становится ИФНС, поэтому и предоставлять отчет необходимо в налоговые органы по месту учета налогоплательщика.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter .

С 2017 года уплата страховых взносов переходит под контроль ФНС. Изменения в администрировании связаны с тем, что Пенсионный фонд плохо справляется с полнотой сбора этих платежей. В остальном для работодателей мало что изменится, за исключением того, что предельная величина базы для начисления страховых взносов в 2017 году в очередной раз повышена.

Что такое предельная база

Предельный, установленный государством, размер базы для начисления страховых взносов - это та сумма выплат в пользу работника, свыше которой выплаты начисляются по пониженном тарифу. В общем случае страховые выплаты, которые работодатель платит за свой счет, составляют:

  • на пенсионное страхование - 22%;
  • на медицинское страхование - 5,1%;
  • на социальное страхование - 2,9%.

Предельная база по взносам в 2017 году

Предельная база для начисления страховых взносов в 2017 году выросла, таблица ниже содержит в себе новые установленные тарифы взносов по разным видам страхования работников.

Пределы установлены только для двух видов страхования:

  • на пенсионное страхование - 876 000 рублей (в 2016 году - 796 000);
  • на обязательное социальное страхование - 755 000 рублей (в 2016 году - 718 000).

В отношении сумм на обязательное медицинское страхование и по взносам в ФСС на травматизм закон не предусматривает предельного размера базы, поэтому эта категория взносов начисляется по единой ставке, независимо от того, сколько выплачено работнику.

Пример расчёта: старшему юристу компании «Форест» в течение 2017 года выплатили в общей сложности 913 000 рублей. Как начислить сумму к уплате за страхование этого работника?

  • взносы в ПФР в пределах лимита: 876 000 * 22% = 192 720 р.;
  • взносы в ПФР сверх лимита: (913 000 - 876 000) * 10% = 3 700 р.;
  • взносы в ФФОМС (лимита нет, потому облагается вся сумма по одной ставке): 913 000 * 5,1% = 46 563 р.;
  • взносы в ФСС в пределах лимита: 755 000 * 2,9% = 21 895 р.;
  • взносы в ФСС сверх лимита не начисляются.

Итого, в 2017 году работодатель уплачивает в виде взносов 264 878 рублей, что составляет 29% от выплат этому работнику. Экономия незначительная (против 30%), но все-таки она есть.

Пониженные тарифы

Мы рассмотрели ставки платежей за работников, которые действуют в общем случае, однако есть немало категорий плательщиков, которые вносят эти платежи по пониженным ставкам. Этот льготный перечень плательщиков установлен Налоговым кодексом Российской Федерации.

Показатель тарифов

Коды ОКВЭД

ФОМС

Организации и индивидуальные предприниматели, на УСН, осуществляющие определённые виды деятельности (доход от таких видов деятельности должен превышать 70% от общего дохода упрощенца)

Начинающиеся с 13, 14, 15, 16

Аптеки (организации и ИП), работающие на ЕНВД, в отношении работников, занятых в фармацевтической деятельности

46.18.1, 46.46.1, 47.73

ИП, работающие на ПСН, в отношении работников, занятых в патентных видах деятельности, за исключением розничной торговли, общепита, аренды недвижимости

31.0, 74.20, 75.0, 96.01, 96.02 и др.

Некоммерческие организации, работающие на УСН, кроме государственных и муниципальных учреждений в сфере научных исследований, образования, здравоохранения, культуры, искусства, спорта, соцобслуживания

Начинающиеся с 37, 86, 87, 88, 93 и др.

Благотворительные организации на УСН

Аккредитованные IT-организации (область информационных технологий)

Начинающиеся с 62, 63

Хозяйственные общества и партнёрств на упрощённой системе налогообложения, занимающиеся внедрением изобретений, патентов, промышленных образцов, права на которые принадлежат бюд-жет-ным и ав-то-ном-ным учре-жде-ни-ям

Начинающиеся с 72

Ор-га-ни-за-ции и индивидуальные предприниматели, ведущие тех-ни-ко-внед-рен-че-скую и ту-рист-ско-ре-кре-а-ци-он-ную де-я-тель-но-сть по соглашению с ор-га-на-ми управ-ле-ния осо-бы-х эко-но-ми-че-ских зо-н

65.20, 63.1, 63.11.1, 79.1, 94.99, 62.0 и др.

Плательщики взносов, производящие выплаты членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов

Начинающиеся с 50

Участ-ни-ки про-ек-та «Скол-ко-во» в России

Участники свободной экономической зоны на территории Республики Крым и Севастополя

Любые, кроме начинающихся с 05, 06, 07, 08, 09.1, а также 71.12.3

Резиденты территории опережающего социально-экономического развития

Коды уста-нав-ли-ва-ют-ся от-дель-но для каж-дой тер-ри-то-рии

Резиденты свободного порта «Владивосток»

Любые коды, кроме запрещенных Наблюдательным советом порта Владивосток

Чтобы плательщик взносов имел право на пониженные тарифы, должны соблюдаться обязательные условия, указанные в ст. 427 НК РФ. Если эти условия нарушаются, то работодатель теряет право на льготу с начала календарного года, а не с момента нарушения.

Взносы по пониженным ставкам для пенсионного страхования и страхования на случай нетрудоспособности и материнства начисляются только в пределах установленного лимита на 2017 год:

  • на пенсионное страхование - 876 000 рублей;
  • на обязательное социальное страхование - 755 000 рублей.

С выплат сверх этих пределов взносы не начисляются, кроме платежей в ФОМС, для них выплаты осуществляются в обязательном порядке. В качестве примера рассмотрим, как рассчитывается размер страховых взносов в городе Севастополь (для юридических лиц-участников СЭЗ).

Пример расчёта: ООО «Флагман» является участником СЭЗ Севастополь и выплачивает взносы по пониженным ставкам. Коммерческому директору ООО «Флагман» в 2017 году была выплачена сумма в 985 000 рублей. Исчисление взносов производится по тарифам, указанным в таблице выше:

  • взносы в ПФР в пределах лимита: 876 000 * 10% = 87 600 р.;
  • взносы в ПФР сверх лимита не начисляются;
  • взносы в ФСС в пределах лимита: 755 000 * 1,5% = 11 325 р.;
  • взносы в ФСС сверх лимита не начисляются;
  • взносы в ФФОМС (лимита нет, потому облагается вся сумма по одному тарифу): 985 000 * 0,1% = 985 р.

Итого, на выплаты коммерческому директору его работодатель должен перечислить за 2017 год 99 910 рублей. Это составляет всего лишь около 10% против 30% для обычных плательщиков. Право пользоваться пониженными ставками длится, пока страхователь выполняет условия, установленные НК РФ.

Правительство обсуждает возможность «реанимации» единого социального налога (ЕСН), который был отменен в 2010 году. Главной причиной, по которой возникла данная инициатив, является кризисное состояние экономики, и необходимость в увеличении доходной части бюджета. Возврат ЕСН рассматривается в качестве антикризисной меры, которая поможет справиться с дефицитом бюджета. По предварительным оценкам, ЕСН снова будет действовать с 2017 года .

Вопрос перехода с системы страховых взносов обратно на ЕСН является очень спорным. Противники инициативы заявляют, что такое изменение вряд ли сможет существенно повлиять на состояние бюджета. По мнению ряда депутатов Госдумы, основным источником пополнения доходной части бюджета должно стать производство, а не взносы граждан.

Однако от мысли вернуть ЕСН к жизни правительство не отказывается. Предполагается, что в случае вступления данной инициативы в силу ставка по налогу будет установлена на уровне нынешней ставки по страховым взносам.

Зачем нужен возврат ЕСН

После обвала цен на нефть вопрос поиска способов увеличения доходной стал особенно острым. Депутаты Госдумы начали активно разрабатывать инициативы, которые позволили бы обеспечить приток средств в бюджет. Среди предложенных нововведений – упразднение действующей системы страховых взносов и возврат ЕСН.

Стоит отметить, что ранее ЕСН функционировал в России до 2010 года, когда его решили отменить, заменив взносами в Пенсионный фонд (ПФ), Фонд социального страхования (ФСС) и Фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС). Однако сейчас правительство склоняется к мысли, что средства, которые направляются в указанные фонды, необходимо консолидировать в единый поток.

Для этого оптимально подходит возврат к ЕСН, введение которого, по предварительным оценкам, позволит Федеральной налоговой службе (ФНС) контролировать денежный поток, объем которого может составлять порядка 5,9 трлн рублей.

Аргументы «за» и «против»

Авторы инициативы отстаивают возврат ЕСН, аргументируя это необходимостью привлечения дополнительных средств в бюджет для реализации антикризисных мер. Кроме того, на фоне разговоров о возможной ликвидации накопительной части пенсии введение ЕСН депутаты называют логичным и закономерным.

Однако противников у идеи «реанимации» данного налога гораздо больше. Так, вице-спикер Госдумы Андрей Исаев заявляет, что возврат ЕСН не только не принесет желаемого результата, но и создаст новые проблемы. Главным минусом ЕСН, по мнению Исаева, является его безадресность. При системе социальных взносов граждане знают, куда идут их деньги, и заинтересованы в том, чтобы оплачивать взносы, ведь это гарантирует им .

ЕСН в свою очередь не отвечает на вопрос граждан, за что именно они платят свои деньги, поскольку налог поступает в единый «котел», из которого государство может брать средства на реализацию тех мер, которые считает нужными. Это может подорвать доверие населения к государственным органам, не говоря уже о том, что постоянные изменения системы сбора налогов создают сомнения в ее «прозрачности».

В Комитете Госдумы по бюджету и налогам также не поддерживают возврат ЕСН. В ведомстве считают, что введение этой инициативы не сможет кардинально повлиять на текущую ситуацию, и сравнили переход к ЕСН с «перекладыванием денег из трех мешков в один».

Некоторые эксперты высказывают мнение, что появление вопроса возврата ЕСН является следствием межведомственной борьбы, которая к антикризисным мерам не имеет никакого отношения.

Аналитики подчеркивают, что возврат данного налога может создать дополнительные трудности в виде необходимости расширения штата контролирующих органов и достаточно больших затрат на реализацию инициативы. Таким образом, целесообразность введения ЕСН вызывает множество сомнений.

Экспертное мнение

Большинство экспертов сходятся во мнении, что возврат ЕСН является своего рода «косметической» мерой, которая создает иллюзию реформы, но на деле предусматривает только перераспределение ресурсов. Это, возможно, позволит в некоторой мере увеличить доходную часть бюджета, однако существующих проблем никак не решит.

Страна нуждается в коренном преобразовании экономики, которое даст возможность снизить зависимость экономического роста от состояния нефтяных котировок. Для этого необходимо определить отрасли, которые могут стать основой конкурентоспособности , и стимулировать их развитие.

Для выхода из кризиса также необходимо ослабить давление государства на бизнес. Предпринимательство является одним из главных двигателей роста экономики, поэтому в нынешних кризисных условиях особенно важно дать ему как можно больше возможностей для развития. Недавно принятое решение правительства о запрете проверок малого бизнеса является важным шагом в этом направлении, однако этого недостаточно.

В Кремле понимают, что возврат ЕСН в 2017 году может привести к ухудшению текущей ситуации, поэтому он не включен в антикризисный план. Эта инициатива является достаточно спорной и встречает острую критику, как у представителей правительства, так и у населения. Таким образом, говорить об однозначном возврате ЕСН как минимум преждевременно.

С 1 января контроль за уплатой страховых взносов перешел к сотрудникам налоговой службы, за исключением взносов на травматизм. В статье расскажем: какая ставка ЕСН применяется в 2019 году.

Какая ставка единого социального налога (ЕСН) по страховым взносам

Тарифы страховых вносов по сравнению с 2018 годом остались без изменения, в то время как предельная страховая база повысилась.

Ставка ЕСН и размер предельной страховой базы в 2019 году.

На данный момент общая ставка ЕСН составляет 30%. В таблице приведен размер социальных налогов в 2019 году в разбивке по фондам.

Фонд

Предельный размер базы для расчета страховых взносов

Ставка

до 1 150 000 (включительно)

свыше 1 150 000

до 865 000 (включительно)

свыше 865 000

Кто вправе применять пониженную ставку ЕСН

Плательщики на упрощенной системе налогообложения вправе применять «льготные» страховые тарифы. К такой категории относятся:

  • представители малого и среднего бизнеса, осуществляющие деятельность в социальной и производственной сфер
  • плательщики, осуществляющие технико-внедренческую деятельность в особой экономической зоне
  • плательщики, осуществляющие туристско-рекреационную деятельность в особой экономической зоне
  • аптеки
  • благотворительные организации
  • социально ориентированные некоммерческие компании
  • организации, осуществляющие деятельность в области информационных технологий
  • хозяйственные общества и партнерства, деятельность которых заключается в практическом применении результатов интеллектуальной деятельности
  • плательщики, производящие выплаты и иные вознаграждения членам экипажей судов, зарегистрированных в Российском международном реестре судов, которые до 2028 года применяют тариф 0 %
  • участники проекта «Сколково»
  • плательщики, получившие статус участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и Севастополя, статус резидента территории опережающего социально-экономического развития, статус резидента порта Владивосток

Какая ставка по пониженному тарифу ЕСН

Ставки пониженных тарифов также не изменились по сравнению с 2019 годом изменились. Большинство упрощенцев с нового года перейдут на общий тариф 30 процентов, так как закончится льготный переходный период. Пониженную ставку 20 процентов оставят некоммерческим и благотворительным организациям на УСН. Льготой можно воспользоваться шесть лет – с 2019 по 2024 годы. Планового повышения взносов для упрощенцев, которые применяли общий тариф, не будет. Раньше планировалось, что с 2021 года общий тариф вырастет с 30 до 34 процентов. Сейчас в кодексе оставили тариф 30 процентов. Пенсионные взносы компании будут, как и сейчас, считать по тарифу 22 процента с выплат в пределах лимита и 10 процентов - со сверхлимитных сумм. Как отразится на работе. Нагрузка по взносам возрастет в полтора раза у тех упрощенцев, которые ранее применяли льготный тариф. Но есть способы сэкономить на взносах.