Все владельцы малого/индивидуального бизнеса вынуждены проводить ревизии с целью проверки и наведения порядка в компании. И если ревизия производится только раз в году, то в остальное время персонал может относиться к своим обязанностям спустя рукава, что будет порождать весьма серьезные проблемы. В этой статье мы подробно рассмотрим, как правильно проводить ревизии на предприятии.
Что такое ревизия?
Ревизия – это своего рода точка контроля, выявление правильности учета остатков, выявление хищений, недостач и т.п.
1) Выявление разницы между учетом и реальным наличием;
2) Определение причин возникновения данной разницы;
3) Устранение причин с целью улучшения работы предприятия;
4) Возврат или списание недостачи, использование излишков;
5) Утверждение результатов проверки подписью уполномоченного лица.
В выполнении этих задач и заключается подлинный смысл ревизии. Если отказаться от поиска причин несоответствия, то ревизия становится бессмысленной, а недостачи будут продолжаться.
Причины появления недостач/излишков в процессе работы предприятия:
— низкое качество работы сотрудников с документами, в итоге на предприятии нет адекватной картины движения материальных средств;
— просчеты в процессе составления документов, касающихся взаимодействия с клиентами;
— невозврат материальных средств при записи возврата в документах;
— неправильный учет продукции, ошибки в написании наименований;
— неправильно проведенная предыдущая ревизия;
— передача материальных средств без надлежащих накладных;
— неправильная работа кассовых аппаратов;
— воровство.
В целом можно с уверенностью говорить, что большая часть причин появления излишков или недостач связана с человеческим фактором.
В процессе проведения ревизии нужно уделять достаточное внимание погрешностям, в чем хорошо помогает анализ в специальных компьютерных программах. Чаще всего торговые компании используют программу 1С. Проводить ревизию лучше в нерабочий день, причем неожиданно. При выявлении ошибок в том или ином отделе, необходимо провести там ряд дополнительных проверок. Проводить повторные расчеты нужно до тех пор, пока результаты и их причины не будут совершенно ясны и определены. Идеально, если ревизия проводится раз в месяц. Чем чаще будут проверки, тем меньше будет несоответствий.
Есть и еще один немаловажный момент – чем больше несоответствий, тем чаще нужно проводить инвентаризацию. В особо запущенных случаях это следует делать каждый день. Максимальный интервал между ревизиями не должен превышать более 6 месяцев.
После проведения ревизии важно составить грамотный отчет. Там должно быть полно и понятно указана следующая информация: продукция, ее цена, наличие, учет, причины несоответствия, дата предшествующей инвентаризации и ее итоги. В заключительной графе должны быть указаны итоговые суммы, а также недостатки/излишки.
В целом ревизия – это сложный и ответственный процесс, даже если используется качественное программное обеспечение. Но она необходима для того, чтобы в компании не возникало несоответствия между реальным и учетным состоянием.
Виды ревизий принято классифицировать по следующим признакам:
I. По субъекту контроля:
- ревизии государственных органов ;
- внутрихозяйственные ревизии ;
Ревизии, проводимые аудиторскими фирмами.
II. По организационному признаку:
- плановые ревизии – проводятся в соответствии с планом ревизионной работы вышестоящей организацией или органом управления, но, как правило, не реже одного раза в год;
- внеплановые ревизии – проводятся по специальным заданиям собственника или вышестоящей организации (например, при ухудшении результатов работы по основным производственным и финансовым показателям, при замене руководителя или главного бухгалтера);
III. По объему проверки:
- сплошные;
- выборочные ревизии : методика рациональной выборки разработана достаточно слабо. Во многих случаях даже опытный ревизор не может выделить для исследования нужную часть документов.
IV. По кругу вопросов, подлежащих проверке:
- тематические (частные) ревизии : могут быть сформулированы как ревизии сохранности и правильности использования ФОТ и расчётов с рабочими и служащими;
- сквозные ревизии – охватывают ряд подразделений, входящих в состав одной организации, целью здесь наряду с проверкой хозяйственной деятельности подразделений являются установление качества управления их деятельности;
- комплексные ревизии . Такие ревизии обычно проводят бригады, в которые кроме бухгалтера-ревизора входят работники планового отдела, отдела кадров и другие специалисты. Комплексная ревизия – наиболее эффективный способ проверки финансово-хозяйственной деятельности организации;
- некомплексные ревизии проводятся, как правило, одним ревизором - бухгалтером по данным учетной информации.
Правила проведения ревизии: 1.Внезапность. Ревизор должен применять неожиданные для контролируемых лиц средства и способы проверки их действий. Важнейшим условием достижения внезапности ревизии является неразглашение этапов ее подготовки и начала. Например, многие привыкли, что в ходе любой ревизии обязательно проверяют кассу. Но неожиданным для проверяющих будет внезапная проверка всех касс организации и кассовых аппаратов.
2.Активность. Ревизор должен проявлять инициативу в поиске приемов и средств проверки, высокую оперативность в работе, соблюдать сроки проверки. Медлительность в ревизии в ряде случаев позволяет скрыть нарушения (оформить недостающие документы, завезти и вывезти ценности, оприходовать неучтенное и т. п.). Однако не нужно проявлять опрометчивость и делать поспешные выводы (сообщать непроверенные данные следствию, непродуманно отстранять от работы должностных лиц и пр.).
3. Непрерывность . Ревизоры не могут уйти из проверяемой организации на несколько дней. Начатые ревизионные действия должны вестись активно и непрерывно до полного объяснения обнаруженных фактов, возмещения выявленного ущерба, привлечения виновных к ответственности, т. е. до выполнения намеченных в программе ревизии заданий.
16. Права и обязанности ревизора. Планирование ревизии. Права и обязанности ревизора регламентируется нормативными актами об экономическом контроле.
Ревизору предоставлено право проверять все стороны хозяйственной деятельности предприятия, а именно:
1) проверять в ревизуемой организации денежные, бухгалтерские и другие первичные документы (кассовые, банковские документы, авансовые отчеты, наряды, отчеты, путевые листы и пр.), наличие денег, ценностей и ценных бумаг у кассира и подотчетных лиц, регистры бухгалтерского учета; 2) осматривать объекты строительства, территорию, склады, мастерские и другие производственные, хозяйственные и служебные помещения, строения, места хранения оборудования, автопарки; проверять наличие, состояние и сохранность имущества, товарно-материальных ценностей у материально ответственных лиц;
3) в необходимых случаях опечатывать сейфы, кассы и кассовые помещения, склады, кладовые, архивы и другие места хранения материальных ценностей и документов; при этом печать (пломбир) должна находиться у ревизора, а ключи - у материально ответственного лица; 4) проводить контрольные обмеры выполненных строительно-монтажных работ и незавершенного строительного производства, проверять качество выполненных строительно-монтажных работ и выпускаемой промышленной продукции, соблюдение норм расхода и правильность списания сырья, материалов, топлива, электроэнергии и других материальных ценностей; 5) привлекать по согласованию с администрацией работников ревизуемой организации к выполнению работ и заданий по ревизии;
6) производить с ведома следственных органов, а при крайней необходимости самостоятельно изъятие подлинных документов, вызывающих сомнение или подтверждающих выявляемые факты подделок, подлогов и других злоупотреблений;
7) пользоваться всеми видами связи для взаимодействия по делам ревизии с вышестоящей организацией и другими организациями, а также служебной пересылкой корреспонденции, имеющимися у ревизуемой организации транспортными средствами для передвижения по объектам с целью их обследования; 8) проверять и рассматривать жалобы и заявления по вопросам ревизии; 9) проверять законность финансово-хозяйственных операций, совершенных ревизуемой организацией, обеспечение, сохранность собственности, соблюдение сметно-финансовой и штатной дисциплины, постановку бухгалтерского учета и достоверность отчетности, качество первичных документов, правильность бухгалтерских записей и материального учета складского хозяйства;
10) точно и объективно освещать в акте ревизии все выявленные факты недостатков, злоупотреблений и хищений, неправильного составления или умышленного искажения бухгалтерской и другой отчетности, нарушения сметно-финансовой и штатной дисциплины,} излишеств в расходовании средств и всякого рода бесхозяйственных потерь с указанием виновных в этом лиц и размеров причиненного ущерба; обязательно подтверждать все обнаруженные факты документами или ссылками на них, а также требовать объяснения от виновных лиц;
11) проверять полномочия должностных лиц и законность и целесообразность (эффективность) их действий; 12) соблюдать конфиденциальность в отношении информации, полученной в ходе ревизии; 13) ставить вопросы привлекаемым экспертам в письменной форме; 14) следить за безопасностью и в случае возникновения опасности немедленно покинуть ревизуемый объект.
Планирование ревизии-
должно проводиться в соответствии с общими принципами организации контроля, а также в соответствии со следующими частными принципами:
а)комплексности планирования - обеспечение взаимоувязанности и согласованности всех этапов планирования - от предварительного исследования до заключительного акта ревизии.;
б)непрерывности планирования - установление сопряженных заданий группе контролеров и увязка этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам;
в)оптимальности планирования - обеспечение вариантности планирования для возможности выбора оптимального варианта программы контроля на основании критериев, определенных законом или контролирующим органом;
г)действенности планирования - содержание в плане точных указаний исполнителей и сроков.;
д)конкретности плановых заданий- конкретизация вопросов программы, подлежащих проверке, до такого вида, чтобы можно было определить срок выполнения и назначить исполнителей;
е)реальности планирования- проверка плана с точки зрения реальных возможностей выделенных для ревизии людей и материальных ресурсов и предусматривание возможности привлечения к ревизии дополнительных ресурсов;
ж)гибкости и мобильности планирования- совершенствование, дополнение и уточнение плана в ходе ревизии.
17. Оформление окончательных итогов ревизии. Результаты ревизии оформляются актом, который состоит из вводной и описательной частей. Вводная часть акта ревизии содержит следующую информацию: наименование темы ревизии; дату и место составления акта ревизии; кем и на каком основании проведена ревизия (номер и удостоверения, указание на плановый характер ревизии или сев на задание); проверяемый период и сроки проведения ревизии; полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации; сведения об учредителях; основные цели и виды деятельности организации; имеющиеся у организации лицензии на осуществление отдельных видов деятельности; перечень и реквизиты всех счетов в кредитных учреждениях, включая депозитные, а также лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства; кто в проверяемый период имел право первой подписи в организации, и кто являлся главным бухгалтером; кем и когда проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных недостатков и нарушений.
Описательная часть акта ревизии включает разделы в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии. В акте ревизии должны быть соблюдены объективность и обоснованность, четкость, лаконичность, доступность и системность изложения. Результаты ревизии излагаются в акте на основании проверенных данных и фактов, подтвержденных имеющимися в организации документами, результатами проведенных встречных проверок и процедур фактического контроля, других ревизионных действий, заключений специалистов и экспертов, объяснений должностных и материально ответственных лиц. Описание фактов нарушений, выявленных в ходе ревизии, должно содержать следующую обязательную информацию: какие законодательные, другие нормативные правовые акты или их отдельные положения нарушены, кем, за какой период, когда и в чем выразились нарушения, размер документально подтвержденного ущерба и другие последствия этих нарушений.
18. Методы исследования отдельного документа. При исследовании документов используют несколько видов проверок:
1)Формальная проверка - можно определить как оценка внешнего вида документа: заполнение реквизитов, наличие номера, даты, подписей, наличие исправлений и других визуально различимых признаков.
В данном случае документы изучают в целях выявления дефектов в оформлении документов, установления правильности заполнения реквизитов и наличия не оговоренных исправлений, правильности присвоения нумерации, тождественности дат (например, на расходном кассовом ордере - даты оформления и даты получения средств) подчисток, дописок текста и цифр, соответствия документа действующей типовой форме и т.д.
2)Арифметическая проверка - это проверка правильности суммы, результата других арифметических действий. Данный метод применяется для определения в документах правильности подсчетов и выявления ошибок или злоупотреблений, завуалированных путем арифметических действий. Типичным способом мошеннических действий является искажение суммы. С ее помощью можно выявить арифметические несоответствия между частными и итоговыми суммами. Названные несоответствия могут быть выявлены как по горизонтальным строчкам (при умножении или сложении), так и по вертикальным (правильность подсчета по отдельным колонкам и итоговой сумме, выраженной как в количественном, натуральном, стоимостном выражении).
3)Логическая проверка - это рассмотрение сущности операции, оценка соответствия сущности и формы документа, бухгалтерской записи, проверка полномочий должностных лиц, подписавших документы и т.д. Применение данного метода позволяет установить оформленные соответствующим образом, но искаженные по своему содержанию документы. Такая проверка позволяет определить объективную возможность и целенаправленность в расходовании денежных средств и материальных ресурсов, реальность взаимосвязей между отдельными хозяйственными операциями. Осуществление логической проверки обусловливается квалификацией проверяющего, знанием необходимых нормативных документов, умением анализировать взаимосвязи хозяйственных операций. Логическая проверка проводится способами сличения, сравнения, сопоставления и т.д.
Специалисты выделяют из логической нормативную проверку содержания отдельного документа, которая предусматривает его изучение с точки зрения соответствия действующим законам, нормативным актам, инструкциям, правилам, ГОСТам, ОСТам, ТУ, нормам расхода сырья, правильности применения расценок, размера налогов и т.п., а также целесообразности, правомерности отраженной в нем хозяйственной операции.
Отдельное место занимает процедура прослеживания. Если перечисленные виды проверки применяются к одному документу, то прослеживание предполагает изучение последовательно подготавливаемых документов и анализ их на предмет сохранения сущности и параметров операции.
19. Методы исследования взаимосвязанных документов. Методы исследования взаимосвязанных документов включают встречную проверку и взаимный контроль.
Встречная проверка предусматривает сопоставление разных экземпляров одного и того же документа. Проведение встречных проверок ревизорами регламентируется п. 13 Инструкции о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Минфина России, утвержденной приказом Минфина России от 14.04.2000 № 42н. Данный вид проверок проводится также Федеральной службой финансово-бюджетного надзора.
Большинство первичных документов составляются в двух и более экземплярах. При совершении хозяйственных операций они попадают:
При внутренних операциях - в разные подразделения одного предприятия;
При внешних операциях - в разные организации.
Применять названный метод целесообразно только в двух ситуациях:
Когда проверяемые лица уничтожили находящийся только у них экземпляр документа, но в других организациях (подразделениях) экземпляры сохранились;
Когда в результате совершения подлога появились расхождения в содержании разных экземпляров одного и того же документа. В этом случае преступники сумели сфальсифицировать не все экземпляры, т.е. оригиналы их сохранились.
Проверяющими лицами может производиться сверка взаимных расчетов (поступления и расходования денежных средств), о чем также составляется акт, подписываемый руководителями обеих проверяемых организаций.
Метод взаимного контроля заключается в использовании в любом сочетании самых различных документов, прямо либо косвенно отображающих проверяемую хозяйственную операцию.
Сопоставлению могут подвергаться различные бухгалтерские документы, а также документы оперативно-технического учета. С помощью этого метода решаются две основные задачи: выявляются подложные документы; определяется круг лиц, причастных к совершению противоправного деяния.
О наличии в документах подлога могут свидетельствовать две группы признаков, выявляемых взаимным контролем:
Отсутствие необходимых взаимосвязанных документов (разрыв в «цепочке» документов);
Противоречия в содержании взаимосвязанных документов.
Данный метод является одним из наиболее эффективных, но в то же время более трудоемким и часто требует сопоставления целого ряда взаимосвязанных документов.
Преимущество метода взаимного контроля документов наиболее ярко проявляется при обнаружении признаков групповой, в том числе и организованной преступности, а также носящей межрегиональный и межотраслевой характер.
20. Инвентаризация -основной метод контроля. Инвентаризация -это проверка наличия имущества организации и состояния её финансовых обязательств на определённую дату путём сличения фактических данных с данными бухгалтерского учёта. Нормативным документом , регламентирующим порядок и правила проведения инвентаризации в Российских организациях, является приказ министра финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49
Инвентаризация может являться объектом аутсорсинга . Сторонние специализированные компании имеют свою технологию и методологию проведения инвентаризации, специализированное дорогостоящее программное обеспечение и оборудование, а также профессионально обученный штат специалистов, оплата труда которых бывает ниже, чем оплата складских и офисных сотрудников, которые часто привлекаются на инвентаризации.
Обычно инвентаризации подразделяются по различным объектам учета на:
1.Инвентаризацию основных средств;
2.Инвентаризацию капитальных вложений, незавершенных капитального строительства и капитального ремонта;
3.Инвентаризацию незавершенного производства;
4.Инвентаризацию товарно-материальных ценностей;
5.Инвентаризацию денежных средств;
6.Инвентаризацию расчетов и других статей баланса.
1. Порядок проведения инвентаризации денежных средств Организации располагают денежными средствами, необходимыми для их финансово- хозяйственной деятельности. Денежные средства в основном должны храниться в учреждениях банка и незначительные суммы - в кассе организации.
Ведение операций с наличными денежными средствами возлагается на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. В кассе можно хранить наличность в пределах лимита, согласованного с обслуживающей банковской организацией.
Ревизия денежных средств является традиционным направлением, с которого начинается проверка. Прежде всего такой интерес связан с тем, что наличные денежные средства представляют собой наиболее рисковый объект потенциальных искажений официальных данных.
Документальная ревизия назначается руководителем предприятия организации) или руководителем вышестоящей организации по отношению к проверяемой.
В приказе о производстве ревизии указывается:
Где будет проводится ревизия;
За какой период времени деятельности предприятия и в какой срок.
Перед проведением ревизии ревизору дается письменное задание с указанием в нем вопросов, подлежащих обязательной проверке, объема ревизий и порядка проведения ревизионных действий. По общему правилу продолжительность ревизии не может превышать одного месяца. Продление срока ревизии допускается с разрешения руководителя организации назначившего ревизию.
К ним относятся:
1. Проверка законности и экономической целесообразности хозяйственных операций, произведенных, данным учреждением или хозяйственной организацией, и соблюдения финансовой, сметной, штатной дисциплины.
2. Выявление фактов ущерба организации от незаконного расходования средств и материалов. При этом ревизор обязан не только выявлять данные факты, но и выяснять причины их возникновения, устанавливать конкретных лиц виновных в нарушениях.
3. Проверка правильности постановки бухгалтерского учета доброкачественности документов, которыми оформляются отдельные хозяйственные операции и правильности ведения бухгалтерских записей.
4. Проверка правильности учета материалов на складах, условий хранения материальных ценностей, правильности документального оформления хозяйственных операций по поступлению и отпуску материальных ценностей.
На проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам выда-ется специальное удостоверение, которое подписывается руководителем контрольно-ревизионного органа, назначившего ревизию, или лицом, им упол-номоченным, и заверяется печатью указанного органа.
Работники контрольно-ревизионного органа должны так же иметь посто-янные служебные удостоверения установленного образца. Если они посто-янно проживают и осуществляют свои служебные обязанности вне места нахождения этого органа, в исключительных случаях (значительная удален-ность, неблагоприятные погодные условия и др.) по согласованию с органом, обратившимся с просьбой провести ревизию, допускается ее проведение по их служебным удостоверениям с последующим оформлением в установлен-ном порядке.
Сроки проведения ревизии, состав ревизионной группы и ее руководи-тель (контролер-ревизор) определяются руководителем контрольно-ревизи-онного органа с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей ревизуемой организации, и, как правило, не могут превышать 45 календарных дней.
Продление первоначально установленного срока ревизии осуществля-ется руководителем контрольно-ревизионного органа по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора).
Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии.
Программа ревизии включает в себя ее тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ре-визии, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа.
Составлению программы ревизии и ее проведению должен предшество-вать подготовительный период, в ходе которого участники ревизии обязаны изучить необходимые законодательные и другие нормативные правовые акты, отчетные и статистические данные, другие имеющиеся материалы, характе-ризующие финансово-хозяйственную деятельность подлежащей ревизии орга-низации.
Руководитель ревизионной группы до начала ревизии знакомит ее уча-стников с содержанием программы ревизии и распределяет вопросы и учас-тки работы между ее исполнителями.
Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходи-мых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, ха-рактеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена.
Руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор) должен предъя-вить руководителю ревизуемой организации удостоверение на право проведения ревизии, ознакомить его с основными задачами, представить уча-ствующих в ревизии работников, решить организационно-технические вопро-сы проведения ревизии и составить рабочий план.
По требованию руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора) при выявлении фактов злоупотребления или порчи имущества руководитель ревизуемой организации в соответствии с действующим законодательством обязан организовать проведение инвентаризации денежных средств и мате-риальных ценностей. Дата проведения и участки (объем) инвентаризации устанавливаются руководителем ревизионной группы (контролером-ревизо-ром) по согласованию с руководителем ревизуемой организации.
Получив задание на проведение ревизии, ревизор, прежде чем приступить к проверке, обязательно подготовится к ее проведению. Для этого он должен изучить акты предшествующих ревизий, материалы отчетности. На основе изученных материалов ревизор составляет программу (план) предстоящей ревизии. При подготовке к проведению ревизии ревизор может снимать копии отчетных документов, которые может брать с собой, так как возможна их подмена (нередки случаи, когда в вышестоящую инстанцию организации представляют один вариант отчетности, а ревизору дают другой).
Подготовка к проведению ревизии для ревизора обычно совпадает с изданием приказа о назначении ревизии, в котором определяется ревизионная группа и сроки проведения ревизией. При проведении ревизии ревизор руководствуется законодательством постановлениями правительства, а также приказами, инструкциями и иными нормативными актами, действующими в системе соответствующего ведомства.
Ревизор обязан:
Разработать конкретную программу на каждую ревизию с указани-ем основных вопросов и сроков их выполнения. При подготовке программы следует использовать сметы расходов, штатные рас-писания, бухгалтерские отчеты и заключения по ним, приказы, оперативные и статистические данные, имеющиеся в других управлениях и отделах, акты предыдущих ревизий и заключения по ним. Программа составляется председателем комиссии (ревизором), утверждается руководителем или заместителем руководителя министерства;
Проводить документальные ревизии в строгом соответствии с действующим законодательством, инструкциями, положениями, относящимися к финансовой деятельности и бухгалтерскому учету; по прибытии в ревизуемую организацию предъявить полномочия (приказ или распоряжение) на проведение ревизии; добиваться, чтобы все нарушения по мере их обнаружения были устранены. Если это невозможно, то ревизор на основании акта, с учетом объяснений составляет проект предложений по устране-нию выявленных недостатков в ходе ревизии и представляет его вместе со всеми материалами по ревизии на рассмотрение руко-водителю, назначившему ревизию;
Кроме этого ревизор во время проведения ревизии обязан не только выявлять, факты нарушений, но и оказывать всемерную помощь проверяемой организации в устранении вскрытых недостатков и нарушений;
При ревизии централизованной бухгалтерии проводить проверки в службах судебных приставов и нотариальных конторах по вопро-сам достоверности предоставления соответствующих документов и др.
В процессе проведения ревизии ревизор не должен, давать оценку действиям соответствующих должностных лиц, а тем более угрожать им наказанием. Кроме того, ревизор не должен допускать неделовых отношений с сотрудниками проверяемой организации. При осуществлении своих функций ревизор может привлекать актив и общественность данного предприятия.
Наряду с обязанностями, ревизор наделен широкими правами.
Права ревизора обычно оговаривают в уставе организации. Как правило, ревизор, проводящий ревизию, имеет право:
1. Осматривать все помещения, склады, хранилища, в которых находятся денежные, имущественные, товарно-материальные и другие ценности ревизуемой организации, а также проводить инвентаризации товарно-материальных ценностей и денежных средств, и применять все другие методы фактического контроля.
2. В случаях обнаружения хищений и злоупотреблений по согласованию с руководителем ревизуемой организации опечатывать помещения.
3. Требовать от ревизуемых организаций представления первичной бухгалтерской документации, составления необходимых справок и расчетов, а также брать письменные и устные объяснения от работников проверяемого предприятия по вопросам, вытекающим из проводимой проверки.
4. Ревизор имеет право опечатывать места хранения документов ревизуемой организации, а также изымать документы, содержащие подтверждение выявленных фактов нарушений и злоупотреблений, оформляя изъятие двухсторонним актом и оставляя в делах предприятия копии изъятых документов, подписанным главным бухгалтером и ревизором.
5. Знакомиться с подлинниками документов, находящихся в других организациях, связанных с ревизуемой, а также запрашивать из смежных организаций заверенные копии необходимых документов.
7. Принимать в процессе ревизий и проверок совместно с руководи-телями ревизуемых организаций меры по устранению выявленных нарушений финансовой деятельности и неэффективного исполь-зования средств, а также давать обязательные указания об устра-нении этих нарушений, о возмещении причиненного ущерба и привлечении к ответственности виновных лиц.
8. Привлекать в установленном порядке для участия в проведении ревизий и проверок специалистов других организаций.
9. Направлять предложения об ограничении, приостановлении или прекращении финансировании ревизуемых организаций при выявлении нецелевого использования бюджетных средств, а так-же в случае непредставления или бухгалтерских и финансовых до-кументов, связанных с использованием этих средств.
10. Вносить по результатам ревизии и проверки предложения о взыс-кании с организаций бюджетных средств, израсходованных не по целевому назначению, и доходов от их использования.
11. В случаях выявления нарушения законодательства, фактов хище-ния денежных средств и материальных ценностей, а также злоупотреблений ставить вопрос об отстранении от работ должностных лиц, виновных в этих нарушениях, передавать материалы ревизий и проверок в правоохранительные органы.
12. Информировать вышестоящие органы ревизуемых организаций о выявленных в ходе ревизий и проверок нарушениях и ставить воп-рос о принятии мер по устранению этих нарушений и их послед-ствий, а также наказанию виновных лиц.
13. Ревизор, на его усмотрение, в ходе проведения ревизии может применять все доступные ему методы исследования учетных документов.
В процессе проведения ревизии и после ее окончания, ревизор может нести как дисциплинарную, так и уголовную ответственность.
Дисциплинарную ответственность ревизор несет за полноту и качество ревизии и инвентаризации, проведения их в установленные сроки, правильность и объективность изложенных в актах ревизии фактов и обоснованность выводов ревизии.
Ревизор может нести уголовную ответственность при сокрытии в процессе ревизии фактов хищения имущества и денеж-ных средств путем внесения в акт ревизии ложных сведений или исправле-ний, искажающих содержание документов (например, ст.292 УК РФ - служебный подлог и др.).
По прибытии на место проверки ревизор немедленно организует проведение инвентаризации денежных средств и товарно-материальных ценностей. В первую очередь он проверяет фактическое наличие денег и ценных бумаг в кассе, а затем остатки других ценностей. После проведения инвентаризации денежных средств и материальных ценностей ревизор приступает к проверке хозяйственной деятельности предприятия.
Путем анализа счетов синтетического и аналитического учета он изучает данные последнего бухгалтерского баланса, а также первичные документы; проверяет их доброкачественность как по форме, так и по существу отраженных в них операций. Результаты своей деятельности ревизор оформляет актом документальной ревизии.
Руководитель ревизуемой организации обязан создавать надлежащие условия для проведения участниками ревизионной группы (контролером-ре-визором) ревизии: предоставить необходимое помещение, оргтехнику, услу-ги связи, канцелярские принадлежности, обеспечить машинописными работами и т.п.
В случае отказа работниками ревизуемой организации предоставить не-обходимые документы либо возникновения иных препятствий, не позволяю-щих провести ревизию, руководитель ревизионной группы (контролер-ревизор), а в необходимых случаях руководитель контрольно-ревизионного органа сооб-щает об этих фактах в орган, по поручению которого проводится ревизия.
При отсутствии или запущенности бухгалтерского учета в ревизуемой организации руководителем ревизионной группы (контролером-ревизором) составляется об этом соответствующий акт и докладывается руководителю контрольно-ревизионного органа. Последний направляет руководителю ре-визуемой организации и (или) в вышестоящую организацию либо органу, осу-ществляющему общее руководство деятельностью ревизуемой организации, письменное предписание о восстановлении бухгалтерского учета в проверя-емой организации. Дальнейшее проведение ревизии возможно только после восстановления в ревизуемой организации бухгалтерского учета.
Руководитель контрольно-ревизионного органа по предоставлению ма-териалов ревизии в срок не более 10 календарных дней определяет порядок их реализации. По результатам проведенной ревизии проверенной органи-зации направляется представление для принятия мер по пресечению выяв-ленных нарушений, возмещению причиненного государству ущерба и привлечения к ответственности виновных лиц.
Организация контроля за выполнением представления по результатам ревизии, проводимой в рамках финансового контроля, не только заключи-тельный этап проверочных мероприятий, но и важный участок контрольно-ревизионной работы, который способствует своевременному устранению выявленных недостатков и способствует эффективности хозяйственной дея-тельности.
Вам понадобится
Инструкция
Закройте магазин , если ревизия проводится вечером. Отложенная на ночные часы, она рискует затянуться. Во-первых, головы присутствующих уже не такие светлые. Во-вторых, персонал будет нервничать, что не успеет на . А присутствие работников многим специалистам видится целесообразным. К тому же вечером подсознательно сильно желание все сделать быстрее, на деле приводящее к искажению цифр или товарных остатков.
Распечатайте ассортиментный товаров в двух экземплярах. Один экземпляр – у проверяющего, второй – у директора, управляющего или товароведа, в зависимости от того, кто в магазине является старшим согласно штатному расписанию. Двигайтесь не по списку, а по местам складирования . Например, в продуктовом магазине сперва провести ревизию камер глубокой заморозки. Товар на подтоварниках выносится в коридор, каждое наименование по очереди взвешивается или обсчитывается (если речь идет о штучном товаре). Все показатели фиксируются. Делать это следует быстро, иначе замороженные могут таять. Не закончив с одной камерой, не стоит приступать к другой. В таком случае можно будет что-то забыть.
Закончите с весовым товаром, переходите к штучному (в упаковках по несколько единиц) и мелкоштучному (в индивидуальных упаковках). В последнюю очередь во время ревизии продуктовом магазине обсчитывают алкогольные напитки. Как правило, к ним стоит отнестись с еще большим вниманием, чем к прочему товару. Дело в том, что некоторые недобросовестные продавцы могут приносить свой алкоголь, чтобы реализовать его через ваш магазин, а прибыль положить в собственный карман. О том, что вы упускаете выгоду даже говорить не приходится, это безусловно. Но есть еще больший минус, который может бременем лечь на вашу организацию. Речь о несоответствии дат разлива, акцизных марок и прочих маркировок с теми, которые отражены в сопроводительной документации на продукцию от вашего поставщика. Любая это сразу увидит, и вы понесете потери, не в больше, чем от упущенной выгоды. Так что во время ревизии к алкоголю стоит присмотреться внимательно…
Приступайте к введению товарных остатков в программу, которой пользуетесь в своем магазине . Как правило, крупные торговые точки имеют одну из универсальных систем автоматизации, которая после введения данных сразу готова будет выдать результат ревизии. Если системы автоматизации нет, и все придется считать вручную, имеет смысл воспользоваться следующей формулой: «результат последней ревизии плюс приход минус расход равно остаток сегодняшней ревизии». Это то, что должно получиться. Сравните с реальными данными и сами увидите, как обстоят дела в вашем магазине .
Обратите внимание
Ревизия должна проводиться с утра, если ее делать вечером, высок риск «замыливания» взгляда и некоторые виды товара рискуют остаться неучтенными.
Полезный совет
Проводите ревизию в присутствии подотчетных лиц. В противном случае высок риск повышенной напряженности со стороны последних.
Источники:
В современном мире предпринимательства и огромного количества торговых центров, павильонов и магазинов существует одна общая необходимая операция, которая позволяет подсчитать количество товара, находящегося на реализации и выяснить, не происходит ли со стороны недобросовестных продавцов хищение товаров.
Решение проводить ревизию принимается руководством или же она проходит в соответствии с графиком, который обозначает ревизор или ревизорская группа данной . Проводить ревизию - значит контролировать весь процесс от начала и до кона.
Для проведения ревизии необходимо сначала детально ознакомиться с книгами прихода-расхода, а также с программой, в которой расписано, товаров находится на балансе в данный момент.
После этого необходимо каждую группу товаров отдельно по их наличию, затем сравнить полученные данные с обозначенными в сводном балансе. В идеале они должны совпадать полностью. Однако на практике происходит часто так, что куда-то волшебным образом исчезают товары. Здесь могут быть несколько вариантов, но прежде всего, нужно исключить ошибку в пересчете, для этого нужно тот же ассортимент проверить поштучно еще раз и если выяснится недостача товара, начать анализ, каким образом это могло произойти.
По практике торговых фирм, сумма товара, который был утрачен, делится на всех , которые по данному направлению товара вели торговлю. Не исключен и случай кражи товара , но цель ревизии не расследовать причинно-следственные отношения, а выяснить, имеет ли место быть недостача или нет.
Для грамотного проведения ревизии необходимо составлять протокол ревизии, в котором будут подписи всех лиц, которые принимали участие в данном мероприятии во избежание несогласия насчет обозначенных цифр недостачи.
Проводить ревизию логичнее всего в конце , так как она станет хорошим итогом и позволит помесячно анализировать наличие убытков в данном торговом секторе. О ревизии, всех участвующих в ней, необходимо . Также необходимо составлять план по магазинам такой, чтобы была возможность привлечь сотрудников в помощь ревизорам для пересчета продукции, тогда время ревизии значительно сократится, а коэффициент полезности повысится.
Ревизия - очень действенный инструмент не только контроля, но и психологического устрашения продавцов и ответственных за товар менеджеров, так как она наглядно демонстрирует, что любое хищение продукции станет дополнительной финансовой нагрузкой на всех, кто к продукции имел хоть какое-то отношение.
Видео по теме
Финансовый контроль осуществляется определенными методами, т. е. при помощи определенных способов и приемов.
В зависимости от источников проверяемых данных различают контроль документальный и фактический.
Документальный финансовый контроль предусматривает проверки по данным первичного учета и отчетности.
Фактический финансовый контроль ведется в целях установления достоверности расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств.
Основным методом финансового контроля является ревизия, в ходе которой проверяется правильность расходования и наличия средств в кассе и материальных ценностей в натуре. Ревизия - основной метод последующего финансового контроля.
В зависимости от полноты охвата деятельности ревизуемого Объекта различают ревизии полные и частичные, тематические и комплексные.
Полная документальная ревизия - такая ревизия, при которой проверяется вся финансово-хозяйственная деятельность организации.
Частичная документальная ревизия - такая ревизия, при которой проверяются отдельные стороны или участки финансово-хозяйственной деятельности.
Тематическая документальная ревизия - такая ревизия, при которой проверяются отдельные*стороны финансово-хозяйственной деятельности по однотипным организациям, участкам.
Комплексная документальная ревизия - такая ревизия, при которой проверяются все участки деятельности по различным вопросам. Эти ревизии проводятся, как правило, группой ревизоров с привлечением широкого круга специалистов по различным направлениям деятельности. В ходе такой ревизии обязательно проводится инвентаризация материальных ценностей.
Все ревизии могут осуществляться сплошным, выборочным и комбинированным способами.
При сплошном - осуществляется проверка всех документов на определенном участке деятельности.
При выборочном - проверке подвергаются документы за тот или иной период.
При комбинированном - на одних участках проверяются все документы, на других выборочно, по усмотрению ревизора.
При последующем контроле важное значение имеют встречные проверки, при которых сличаются документы бухгалтерского учета и отчетности в проверяемой организации с документами, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым переданы материальные ценности или денежные средства.
Виды проверок: формальная, фактическая, встречная, корреспондирующая, аналитико-нормативная.
Контрольно-ревизионная документация, порядок ее оформления и правовое значение. Акт проверки (ревизии), аудиторское заключение
По результатам проверки (ревизии), в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства в сфере экономики, составляется акт. Результаты проверки (ревизии), в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой. Акт ревизии - документ, имеющий важное юридическое значение. При наличии возражений по акту проверки (ревизии) подписывающие
его должностные лица субъекта предпринимательской деятельности делают об этом оговорку перед своей подписью и не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта представляют в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий орган, назначивший проверку (ревизию). Должностные лица, по вине которых допущены нарушения, о чем говорится в акте ревизии, могут быть привлечены к юридической ответственности.
В акте ревизии финансово-хозяйственной деятельности указываются:
Наименование ревизуемой организации;
Дата и место составления акта;
Должности, Ф.И.О.. контролера-ревизора или всей бригады, номер и дата издания приказа (распоряжения), на основании которого проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации, и за какой период проведена ревизия;
Когда и кем была проведена предыдущая ревизия и кто в тот период являлся руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации;
Должность, Ф.И.О. специалистов, принявших участие в проведении ревизии;
Какими контролирующими органами и когда (дата) за ревизуемый период проводились проверки;
Сплошным или выборочным способом проверены документы по видам операций;
Произведена полная или частичная инвентаризация денежных средств, товаров и тары, сверка расчетов с дебиторами и кредиторами;
В скольких экземплярах составлен акт.
К акту ревизии прилагаются: приказ (распоряжение); задание на проведение ревизии, рабочий план, программа ревизии; таблицы анализов, расшифровки долгов и др.; документы, оформляющиеся при проведении инвентаризаций в ходе ревизий; справки; сводные ведомости; копии документов; объяснительные записки; промежуточные (разовые) акты; итоговая справка о проделанной работе в ходе ревизии.
Акт подписывается всеми контролерами-ревизорами, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации. Один экземпляр под роспись оставляется руководителю организации.
В акте ревизии дается оценка финансового положения ревизуемой организации.
Систематизированный материал отражается в разделах:
Раздел I. Ревизия кассовых и банковских операций.
Раздел II. Ревизия расчетных операций.
Раздел III. Ревизия товарно-материальных ценностей.
Раздел IV. Ревизия выполнения мероприятий но обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей.
Раздел V. Ревизия труда и заработной платы.
Раздел VI. Ревизия основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, фондов, капитальных и финансовых вложений.
Раздел VII. Ревизия издержек производства (обращения) и финансовых результатов.
Раздел VIII. Ревизия состояния бухгалтерского учета, достоверности отчетности и внутрихозяйственного контроля.
Раздел IX. Проверка исполнения решений по итогам предыдущей ревизии.
В аудиторском заключении о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности указываются:
Наименование субъекта хозяйствования, в котором проводилась аудиторская проверка, и за какой период проведена проверка;
Наименование аудиторской организации, номер и дата выдачи лицензии на аудиторскую деятельность;
Ф.И.О. аудиторов, номер и дата выдачи им лицензии на аудиторскую деятельность;
Вопросы проверки.
В аудиторском заключении отмечается, какие установлены нарушения действующего порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Проверяется соответствие ряда совершенных финансово-хозяйственных операций законодательству.
Делается вывод 0 том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность достоверно обеспечивает или не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов субъекта хозяйствования по состоянию на дату проведения.
Заключение подписывается руководителем аудиторской" организации или аудитором-предпринимателем, проводившим проверку.