Программа развития сельского хозяйства на. Рынок сельскохозяйственной продукции

Программа развития сельского хозяйства на. Рынок сельскохозяйственной продукции

2018-01-25 Игорь Новицкий

Государственные программы на развитие сельского хозяйства: современные реалии

25.04.2016, 16:51 Аналитика


Агропромышленный комплекс представляет собой одну из самых важных отраслей российской экономики: в нем сконцентрировано около 13% основных производственных мощностей, 14% трудовых ресурсов, производится порядка 6% валового внутреннего продукта. В последнее время в РФ особое внимание уделяется развитию именно сельскохозяйственного комплекса, так как организация продовольственной безопасности и формирование эффективного агропромышленного комплекса являются основой стабильности страны.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования на 2013-2020 годы

  • иметь грамотно составленный бизнес-план;
  • предоставить план расходов денежных средств с указанием планируемых приобретений и цен на такие расходы;
  • обладать собственными средствами в размере не менее 10% от суммы субсидирования;
  • создание не менее 3 рабочих мест;
  • после получения госдотации осуществлять фермерскую деятельность как минимум 5 лет;
  • полученные средства должны быть потрачены по целевому назначению в течении 24 месяцев после их получения.

Кроме субсидий, государство предусмотрело также возможность кредитной поддержки начинающих фермеров. Так, ОАО «Россельхозбанк» предлагает воспользоваться специальным кредитным продуктом под 8,5% годовых. Благодаря действию такой лояльной программы кредитования те, кто только делают первые шаги в фермерстве, могут воспользоваться кредитной программой на сумму до 15 млн рублей, срок погашения не должен превышать 10 лет.

Как показывает практика, такая финансовая поддержка со стороны государства позволяет любому фермерскому хозяйству в течение 5 лет превратиться в успешное сельскохозяйственное предприятие, приносящее прибыль.

Гранты в действии: как преуспеть в бизнесе?

Активно фермерские хозяйства с государственной поддержкой (субсидирование) на данном этапе развиваются в Ленинградской области. Здесь сегодня успешно действуют порядка 1 тысячи крестьянских и фермерских хозяйств.


Госпрограмма поддержки начинающих фермеров успешно реализуется в Ленинградском регионе с 2012 года. За эти пять лет гранты получили 110 фермерских хозяйств и 68 животноводческих предприятий семейного типа. Из федерального и областного бюджетов на безвозмездное субсидирование выделено порядка 750 млн рублей. Только за последние 3 года совокупный объем произведенной фермерами региона продукции увеличился почти в два раза. По результатам работы за 2015 год объем валового продукта достиг отметки в 2,5 млрд рублей.

В Кингисеппском районе сумели по достоинству оценить господдержку, оказываемую с выделением грантов. Так, в апреле 2016 года здесь появился еще один сельскохозяйственный объект – животноводческая ферма на 800 овец, создание которой стало возможным благодаря получению гранта, который выделен в рамках действия под программы развития животноводства. Примечательно, что мощность фермерского предприятия рассчитана на производство не менее на 20 тонн мяса в год.

Фермерское хозяйство Анатолия Симилияна получило государственную субсидию в 2014 году, благодаря чему стало возможным получение финансовой поддержки на сумму 6,9 млн рублей. В ходе реализации проекта было возведено здание овцефермы площадью 1,2 тыс. кв. метров, приобретено новое оборудование (крематор, поильники и кормушки), полностью оборудована бойня, поголовье пополнилось 180 овцематками элитных пород.

В ходе реализации проекта удалось в 2 раза увеличить поголовье овец (С 400 до 800 голов), закупить 100 бычков на откорм. Сегодня это фермерское хозяйство активно продает населению Санкт-Петербурга и области говядину и баранину через собственные торговые объекты. Уникальное сельскохозяйственное предприятие Анатолия Симилияна входит в 20 лидеров в России. Опят этого фермерского хозяйства рекомендован для изучения и внедрения во всех областях РФ. (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)

Обобщающим результатом производственной деятельности предприятий выступает валовая продукция сельского хозяйства. Она представляет собой общее количество произведенной за определенный период сельскохозяйственной продукции. В состав валовой продукции сельского хозяйства входит:

  • - основная продукция предприятия: зерно, картофель, овощи, сахарная свекла, молоко, мясо, шерсть и др.
  • - приплод и прирост живой массы скота и птицы
  • - стоимость многолетних насаждений и незавершенного производства
  • - побочная продукция, полученная одновременно с основной (солома, навоз и др.).

Валовую продукцию сельского хозяйства учитывают как в натуральном, так и в стоимостном выражении. В натуральных показателях валовая продукция растениеводства может быть представлена отдельной культурой или группой однородных культур (зерновые культуры, овощные культуры, кормовые и др.), а в животноводстве - производством отдельных видов продукции (молоко, мясо, яйцо и т.д.). Валовая продукция в натуральном выражении исчисляется в центнерах, тоннах, штуках и др.

В зависимости от назначения валовая продукция сельского хозяйства делится на две части:

продукция, которая потребляется непосредственно в сельском хозяйстве на производственные цели

продукция, используемая для реализации.

Для внутрихозяйственных нужд используются семена и посадочный материал, корма, молоко на выпойку телят и прочая продукция. Реальный вклад каждого предприятия и экономического района в производство валового общественного продукта определяется по конечной продукции, предназначенной для реализации.

По направлениям использования валовая продукция сельского хозяйства относится как к производству средств производства, так и производству предметов потребления. Та часть продукции, которая не поступает в потребление, а представляет собой сырье для промышленной переработки относится к средствам производства. Сюда включают также семена, корма и другие продукции, используемые на производственные цели. Продукция, которая поступает в непосредственное потребление без предварительной переработки, относится к предметам потребления.

Основными и наиболее общим функциями и свойствами аграрного рынка являются:

рынок всегда выступает регулятором объемов производства и ассортимента продукции. Он информирует сельскохозяйственного товаропроизводителя о спросе на ту или иную продукцию и об объемах ее предложения со стороны других товаропроизводителей. Получив эту информацию, товаропроизводитель определяет объемы производства, ассортимент и место сбыта продукции. Именно благодаря рынку устанавливается близкое к оптимальному соотношение между спросом на продукцию и предложением;

на рынке сельскохозяйственная продукция как товар получает свою истинную оценку. Продукция низкого качества не пользуется спросом покупателей и зачастую остается непроданной либо продается по низким ценам, т.е. оказывается убыточной. Следовательно, рынок побуждает товаропроизводителя к улучшению качества поставляемой продукции;

рынок способствует стабилизации цен. Чрезмерно высокие цены, как правило, приводят к сокращению спроса на продукцию, и она не находит достаточно большого сбыта. С другой стороны, чрезмерно низкие цены не обеспечивают возмещение затрат на производство продукции, и она оказывается невыгодной. Когда между спросом и предложением наступает относительное равновесие, цена устанавливается на определенном уровне, называемом ценой равновесия;

рынок побуждает товаропроизводителя снижать издержки производства, уменьшать себестоимость продукции в целях получения выгоды от ее продажи;

рынок содействует внедрению инноваций в сельскохозяйственное производство. Общеизвестно, что только на основе использования новых машин, технологий, сортов, пород, материалов и других достижений научно - технического прогресса в сельском хозяйстве можно увеличить объемы производства продукции, улучшить ее качество и снизить себестоимость. Следовательно, рынок содействует производству конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции;

рынок помогает решению социальных проблем сельских тружеников, поскольку представляет возможность каждому работнику реализовать свои способности и желания через предпринимательство. Рынок дает возможность людям зарабатывать столько, сколько они хотят и могут. Рынок страшен тому, кто не умеет и не хочет по-настоящему работать. Американский экономист С. Блейк считает, что « рынок - это фильтр, который отсеивает ленивых, беспечных, жадных и глупых»;

рынок с помощью конкуренции очищает аграрный сектор от экономически слабых, неконкурентоспособных хозяйствующих субъектов и способствует развитию более эффективных и перспективных;

рынок представляет сельским товаропроизводителям возможность эффективно вести свою деятельность, получать прибыль и успешно решать хозяйственные и социально - экономические проблемы.

Таким образом, рынок по своей экономической сути есть саморегулируемая система взаимоотношений между продавцом и покупателем. Он ориентирует товаропроизводителей на высокое качество экономического продукта, снижение издержек производства, с одной стороны, а с другой - материально заинтересовывает их возможностью получения большей прибыли за счет увеличения объемов продаж. Рынок позволяет и способствует эффективному функционированию сельскохозяйственного производства.

Рынку сельскохозяйственного сырья и продовольствия свойственны определенные особенности, вытекающие из особенностей самого агропромышленного производства-зависимость предложения от природно-климатических условий. В силу этого товаропроизводитель должен иметь по крайне мере три программы действий - на случай благоприятных погодных условий (когда будет избыток продукции), на случай неблагоприятных условий (когда будет недобор продукции) и на случай стихийных бедствий (когда будут потери продукции). Чтобы снизить степень риска, товаропроизводителю сельскохозяйственной продукции необходимо иметь страховые запасы, а также рационально сочетать растениеводство с животноводством и с производством несельскохозяйственной продукции; большие объемы сельскохозяйственной продукции и непродолжительные сроки хранения многих ее видов требуют четкой организации маркетинга и сбыта. Для сбыта продукции растениеводства и животноводства необходимы особые условия не только доставки ее к местам продаж (специфические транспортные средства и хорошие дороги), но и самой реализации (время и торговое место, место хранения и т.д.). Кроме того, на месте производства сельскохозяйственной продукции возникает необходимость организации первичной или более глубокой ее переработки, строительства хранилищ с холодильниками и кондиционерами;

для реализации сельскохозяйственной продукции имеется много каналов сбыта: предприятия коммерческой торговли и общественного питания, рынок прямого спроса, перерабатывающие предприятия, потребкооперация, организация государственного заказа и др. Можно организовать фирменную продажу, реализацию продукции на местном колхозном рынке, ярмарках. Сбывать продукцию возможно через посредников и по прямым договорам. Каждый из этих каналов реализации имеет свои преимущества и недостатки. Выбор остается за сельскохозяйственным товаропроизводителем. Именно он должен выбрать наиболее подходящие каналы сбыта с тем, чтобы выгодно реализовать свою продукцию.

Отметим, что даже в развитых странах с давней историей рыночных отношений рынок вовсе не всемогущ и далеко не идеален. К издержкам рыночной экономики можно отнести, прежде всего, недостаточную стабильность, которая порождает инфляцию и рост цен; во-вторых, ей свойственна неполная занятость трудовых ресурсов с неизбежным спутником рынка - безработицей; в - третьих, рынок учитывает только индивидуальный коммерческий аспект и игнорирует так называемые общественные блага (услуги образования, здравоохранения, охраны общественного порядка, воспитания детей и т.п.); в - четвертых, рынок порождает потенциальное социальное расслоение, жестокость к слабым субъектам в конкурентной борьбе, неизбежно разоряет часть предпринимательских структур; в - пятых, рынок не гарантирует полной социальной справедливости, решения ряда социальных проблем (содержание пенсионеров, инвалидов, сирот и т.п.). И, наконец, в рыночной экономике доходы могут зависеть не только от вложенного труда и материально - денежных затрат, но и от случая, конъюнктуры, благоприятного стечения обстоятельств.

Все вышеизложенное приводит к выводу о том, что рыночный механизм в чистом виде нуждается в определенной корректировке. В условиях смешанной экономики частично ее осуществляет государство. Как показывает отечественный и зарубежный опыт, рыночная аграрная экономика не может успешно функционировать без государственного регулирования ценообразования и поддержки сельскохозяйственного товаропроизводителя. Доля сельскохозяйственной продукции в мировом экспорте в последние десятилетия неуклонно снижается: по продовольственным товарам с 13% в 1970 г. до 9% в 1996 г., по сельскохозяйственному сырью - с 7 до 2,5%. Такое снижение объясняется, во-первых, успехами в самообеспечении продовольствием Западной и Центральной Европы, Китая и Индии, а во-вторых, использованием вместо натурального сельскохозяйственного сырья заменителей. К тому же в последние десятилетия наблюдается ярко выраженная тенденция к опережающему росту торговли готовыми к употреблению продовольственными товарами.

В мировом экспорте продовольственных товаров доля развитых стран почти не изменилась (72,4% в 1970 г. и 72,1% в 1996 г.), тогда как доля развивающихся стран за это время возросла с 17,5 до 20,9%, а доля стран с переходной экономикой, наоборот, снизилась с 9,9 до 6,6%.

Мировые экспортные ресурсы зерна составляют ежегодно около 200 млн. т (10-11% валового сбора), в том числе 90 - 100 млн. т пшеницы, 60-70 млн. т кукурузы, 15-20 млн. т риса. Главными экспортерами пшеницы являются США, Канада, Франция, Австралия и Аргентина, а кукурузы - США. Крупнейшие импортеры пшеницы - Китай, Япония, Бразилия, Египет. Лидирующие позиции в мировом экспорте риса занимают Таиланд, США, Вьетнам, Мьянма, Пакистан, а значительными импортерами выступают Индонезия, Бангладеш, Иран, КНДР, Саудовская Аравия, Бразилия.

Крупнейшим импортером зерна в 70-80-е гг. был Советский Союз (среднегодовой объем закупок в 1986-1990 гг. достигал 32,4 млн. т, или 16,9% валового сбора зерна в СССР за те же годы). Россия в 1990-1991 гг. импортировала по 20 млн. т зерна ежегодно, в 1992 г. - 27 млн. т, но в 1993 г. в связи с сокращением спроса на фуражное зерно импорт снизился до 11 млн. т, а в 1994 - 1997 гг. вообще сошел на нет.

Основными поставщиками говядины являются Австралия, Бразилия, Нидерланды, Канада и США; баранины - Австралия и Новая Зеландия; битой птицы - США, Франция, Бразилия. На мировой рынок ежегодно поставляется свыше 5 млн. голов крупного рогатого скота, 9-10 млн. голов свиней и 15 млн. овец. Основными экспортерами живого племенного скота являются США, Канада и страны - члены ЕС.

Ежегодный объем мировой торговли молочными товарами превышает 11 млн. т. В экспорте сыра лидируют Нидерланды, Ирландия, Дания и Франция, а масла - Новая Зеландия, Нидерланды, Ирландия, Дания. Крупным импортером молочной продукции является Россия.

В начале 90-х годов наиболее динамично развивался экспорт фруктов и овощей, рыбы и морепродуктов. Умеренными темпами увеличивалась торговля молочными продуктами, семенами масличных культур, маслами и мясом. Экспорт зерновых, сахара, кофе, какао, чая был подвержен значительным колебаниям, но в целом не повысился. Хотя зерновые и остаются крупнейшей позицией в международном обмене продовольствием, их доля к началу 90-х годов упала по сравнению с началом 80-х годов с 20 до 15%. Удельный вес сахара, кофе, какао и чая за соответствующий период снизился с 14 до 10%. Доля фруктов и овощей, напротив, повысилась с 12 до 14%, а рыбы и морепродуктов - с 7 до 8,5%. Удельный вес других ведущих товарных групп существенно не изменился: на семена масличных культур, жиры, растительные масла и шпроты в конце 80-х годов приходилось около 12%, на молочные продукты - 6,5% экспорта. В первой половине 90-х годов наблюдалась тенденция ускоренного роста торговли продовольствием, готовым к употреблению и с более высокой степенью обработки по сравнению с массовым продовольственным сырьем.

ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ

    Необходимость государственного регулирования экономики

2 Принципы и функции государственного регулирования рынка сельскохозяйственной продукции

3 Формы и методы государственной поддержки

1 Необходимость государственного регулирования экономики

В реальной жизни и в практической деятельности предприятий возникают всевозможные, часто непредвиденные ситуации: предприятие обанкротилось или не выполняет договорные отношения; нарушены права собственности (на чистую воду, землю, имущество, произведенную продукцию и т. д.); под участком, находящимся в частной собственности, нашли нефть, и т. д. При этом возникает необходимость в выработке правил экономического поведения и обеспечении их соблюдения всеми экономическими субъектами.

Известно, что избыток денежной массы ведет к росту цен, инфляции, а ее недостаток вызывает экономический спад, безработицу. Значит, требуется механизм управления денежной массой.

Усиление монополизма ведет к сокращению объемов производства и повышению цен, нанося таким образом ущерб обществу; кроме того, существуют естественные монополии; в отдельных случаях, наоборот, требуется создание монополии, например путем закрепления права собственности изобретателя. Возникает необходимость в управлении этими процессами с целью их стабилизации.

Иногда нужно установить право собственности для решения внешних проблем, например устранения загрязнения окружающей среды, обеспечения общественных благ (защита государственных границ, безопасность государства – как продовольственная, так и от внешней агрессии, реализация крупных проектов и программ по здравоохранению, освоению космоса и т. д.). Ясно, что ни одно предприятие, каким бы крупным оно ни было, не в состоянии решить эти проблемы, это под силу лишь государству, а в отдельных случаях – даже группе государств.

Перечисленные ситуации и многие другие в конечном итоге предопределяют необходимость регулирования экономики в условиях рынка.

Регулирование экономики – это целенаправленный процесс, обеспечивающий поддержание или изменение экономических явлений и их связей. Выступает в формах директивного планирования, рыночного саморегулирования и индикативного регулирования.

Директивное планирование – это форма управления экономикой, при которой деятельность экономических субъектов регулируется преимущественно административными методами без учета их материальных интересов и экономических выгод.

Рыночное саморегулирование – стихийная корректировка воспроизводственного процесса под влиянием действия законов стоимости и цен.

Индикативное регулирование – воздействие государства на производство при помощи экономических рычагов, таких, как государственные инвестиции, государственные закупки, налоговая политика, рынок ссудного капитала, государственные программы и т.д.

В рыночной экономике в отличие от экономики централизованного планирования резко сокращается сфера директивного планирования при прогрессивно возрастающих рыночном и индикативном регулировании.

Существует как государственное, так и негосударственное регулирование.

Негосударственное регулирование связано с деятельностью ассоциаций, банков, товарных и фондовых бирж, ярмарок, центров оптовой торговли, валютных аукционов, информационных систем, а также с соглашениями о рынках сбыта и ценах.

Государственное регулирование – это воздействие государства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения экологических и социальных проблем.

Государственное регулирование сельскохозяйственного рынка необходимо по следующим причинам.

1. Внутриполитическая и внешнеполитическая значимость аграрного сектора. Государство несет ответственность за продовольственное обеспечение населения, что гарантирует стабильность страны и ее политическую независимость.

2. Особенности сельского хозяйства. Влияние природно-климатических факторов на конечные результаты производства приводит к необходимости создания системы государственного страхования. Неустойчивость цен и их зависимость от конъюнктуры рынка требуют быстрой реализации продукции. Особенностью отрасли являются также неустойчивость доходов сельского населения, низкая степень монополизации по сравнению с другими отраслями экономики, необходимость развития социальной и производственной инфраструктуры, экологизации сельскохозяйственного производства, слабая привлекательность сельскохозяйственного труда и инвестиций в сельское хозяйство (из-за высокой капиталоемкости отрасли, низкой прибыльности инвестиций и большого срока их окупаемости).

Потребность в создании в стране механизма государственного регулирования АПК, включающего весь комплекс мер воздействия на систему экономических отношений, вытекает из места и роли этого сектора в рыночной экономике. Агропромышленный комплекс занимает особое положение, не позволяющее в силу его специфики в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Относительно низкодоходное сельское хозяйство, зависящее от природных факторов и имеющее ярко выраженный сезонный, цикличный характер производства, отсталость в технологическом отношении, не позволяют получать от вложенных в него капиталов достаточную отдачу. Кроме того, увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции вследствие неэластичности спроса приводит к существенному падению цен на нее и сопровождается уменьшением доходов сельхозтоваропроизводителей. Низкий платежеспособный спрос населения не позволяет реализовывать сельскохозяйственную продукцию по достаточно высоким ценам.

Следует также отметить, что сельское хозяйство является крупным потребителем промышленной продукции. Низкий уровень рентабельности сельскохозяйственного производства и высокие цены на промышленную продукцию не дают возможности предприятиям аграрной сферы осуществлять производство с необходимой степенью интенсивности.

Большой поток относительно дешевого импортного продовольствия и неконкурентоспособность отечественной продукции являются в последние годы причинами упадка собственного производства, создания серьезной угрозы для продовольственной безопасности страны.

Государственное регулирование необходимо для обеспечения сельскохозяйственным предприятиям равных с предприятиями других отраслей народного хозяйства условий в осуществлении расширенного воспроизводства и получении достаточного дохода.

3. Структурные и финансовые преобразования и деформации в сфере аграрной экономики. В сельском хозяйстве создается рыночная инфраструктура, осуществляются социально-экономические преобразования, преодолевается кризис сбыта, постепенно изменяется модель поведения предприятий; формируется система управления. К деформациям, требующим государственного регулирования, относится диспаритет цен на продукцию сельского хозяйства и промышленности.

Сельскохозяйственный рынок - это система экономических отношений между субъектами рынка в сфере обращения сельскохозяйственной и продовольственной продукции, факторов сельскохозяйственного производства.

Сегодня во всех развитых странах государственное регулирование АПК - важнейшая составная часть рыночного механизма экономики.

Необходимость такого регулирования связана с неустранимыми особенностями АПК, прежде всего сельского хозяйства, не позволяющими в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Сельское хозяйство, которое зависит от природных факторов и имеет ярко выраженный сезонный характер производства, как правило, является более отсталой в технологическом плане отраслью по сравнению с промышленностью. Вложенные в нее материальные и денежные средства приносят меньшую отдачу. Кроме того, оно медленнее приспосабливается к меняющимся рыночным условиям.

Необходимость государственного регулирования в условиях рынка объясняется рядом обстоятельств.

1. По мере развития производительных сил усиливается взаимосвязь между всеми отраслями производства, в том числе между сельскохозяйственным и перерабатывающим. С ростом концентрации производства начинают преобладать несколько производителей продукции, что ограничивает развитие конкуренции. Экономика, где рынок является единственным регулятором, не в состоянии избавиться от кризисов. В конечном счете, кризисы становятся столь сильными и разрушительными, что или экономическая система должна реформироваться в направлении резкого усиления государственного регулирования, или экономика, основанная, на частной собственности потерпит крах.

2. При удовлетворении потребностей рост производства (в частности продуктов питания) приводит к снижению цен, а, следовательно, к разорению производителей. Это вынуждает государство содействовать стабилизации цен.

3. Рынок как саморегулирующаяся система содержит мощные стимулы саморазвития и один из них - конкуренция. Однако рынок обеспечивает связь спроса и предложения, производства и потребления в условиях свободной конкуренции. Создание и сохранение конкурентной сферы в экономике, противодействие монополистическим тенденциям - одна из главных причин вмешательства государства в экономические процессы

4. Предпринимательской задачей является создание рынка. Для того чтобы спрос и предложение находились в необходимом равновесии (не было избытка и недостатка товарных масс), должна быть выделена координирующая деятельность. Экономические реформы в любом государстве являются объектом государственного регулирования, т.е. происходят при контролирующей и координирующей роли государства.

5. Рыночные регуляторы слабо влияют на решение макроэкономических задач, что также требует вмешательства государства.

6. Без вмешательства государства в формирование издержек производства у производителей не будут учтены потери, наносимые окружающей среде.

Таким образом, под государственным регулированием рыночных отношений понимается экономическое воздействие государства на производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции и продовольствия, а также на производственно-техническое обслуживание и материально-техническое обеспечение этих отраслей.

В настоящее время происходит модификация форм и методов государственного регулирования аграрной экономики, как по субъектам, так и по уровню государственного регулирования. Эти тенденции характерны не только для стран, недавно ставших на путь рыночных реформ, но и для стран с развитой рыночной экономикой.

Основными рычагами государственного регулирования являются ценовая, кредитная политика, бюджетные ассигнования, налоговая система и защита товаропроизводителей.

Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы.

Регулирование рынка сельскохозяйственной продукции сырья и продовольствия осуществляется с целью повышения конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для поддержания доходности отечественных сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Основными задачами указанного направления является увеличение доли российской сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на внутреннем рынке, сглаживание сезонных колебаний цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие, а также создание условий для увеличения экспорта сельскохозяйственной продукции и развития товаропроводящей инфраструктуры на внутреннем рынке.

За период реализации Программы долю отечественных продовольственных товаров в товарных ресурсах розничной торговли продовольственными товарами предполагается довести к 2012 году до 70 процентов.

Рынок зерна. Целью осуществления мероприятий по регулированию рынка зерна является стабилизация рынка зерна и повышение конкурентоспособности российского зерна на мировом рынке.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

сглаживание сезонных колебаний цен на зерно и продукты его переработки для производителей и потребителей зерна;

увеличение доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей;

стимулирование движения зерна из удаленных регионов Российской Федерации в регионы потребления.

Механизм реализации мероприятий Программы основывается на проведении государственных закупочных и товарных интервенций, а также на осуществлении залоговых операций.

Государственные закупочные и товарные интервенции проводятся в соответствии с Федеральным законом "О развитии сельского хозяйства" при снижении или росте цен на реализуемую сельскохозяйственную продукцию.

В основе залоговых операций лежит заключение опционных контрактов, дающих право поставки определенного количества зерна на уполномоченные (сертифицированные) элеваторы, отобранные на конкурсной основе.

В целях своевременного осуществления государственных закупочных, товарных интервенций и залоговых операций Министерством сельского хозяйства Российской Федерации осуществляется разработка прогнозного баланса спроса и предложения зерна по видам, а также мониторинг цен на зерновом рынке. На основе баланса и мониторинга цен принимаются решения об объемах проведения закупочных и товарных интервенций, а также залоговых операций на рынке зерна.

При проведении закупочных интервенций и залоговых операций предполагается участие только производителей зерна в части продажи (залога) зерна собственного производства.

При проведении товарных интервенций в качестве покупателей зерна предполагается участие физических и юридических лиц независимо от организационно-правовой формы.

Рынок мяса. Целью осуществления мероприятий по регулированию рынка мяса является повышение конкурентоспособности российской мясной продукции для обеспечения импортозамещения на внутреннем рынке.

Для достижения поставленной цели необходимо решение задач по повышению качества отечественной мясной продукции, а также по поддержанию уровня рентабельности реализации, обеспечивающего инвестиции для расширенного производства мясной продукции.

Механизм реализации мероприятий Программы предполагает разработку прогнозного баланса спроса и предложения мяса по видам (говядина, свинина, мясо птицы) в целях оптимального планирования структуры производства и потребления, а также возможное продление действия механизма тарифных квот на импорт мяса после 2009 года.

Объем тарифных квот на период после 2009 года, механизм их распределения и уровень ставок ввозных таможенных пошлин при ввозе сверх тарифных квот предполагается устанавливать по результатам консультаций с заинтересованными государствами-поставщиками и с учетом договоренностей, достигнутых в ходе переговоров по присоединению России к Всемирной торговой организации.

Предполагается также разработка стандартов на мясо, гармонизированных с международными стандартами Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций.