На очередном заседании Госдумы было выдвинуто предложении о введении обязательной продажи валютной выручки.
Депутаты внесли в Думу проект закона об обязательной продаже валютной выручки физическими и юридическими лицами. В проекте рассматривается обязательная продажа валютной выручки в размере 50 процентов, кроме случаев установленных Центробанком РФ.
Такой закон, на данный момент не действующий, предусматривал подобные меры для предпринимателей всех рангов.
Название статьи, отмененной в 2007 году, звучит как «обязательная продажа части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации». На его основании экспортеры в обязательном порядке реализовывали часть полученной в результате предпринимательской деятельности валюты на специальных торгах и валютной бирже. Некоторое время нормы продажи даже были повышены до 75 процентов от суммы заработанного дохода. Выход из кризиса ознаменовал снижение норм в пределах 25 процентов.
В декабре 2014 года депутатами от фракции «Справедливая Россия» был внесен на рассмотрение законопроект. Согласно ему рассматривается процедура введения обязательной продажи валютного дохода в размере 50 процентов.
Такая статья законопроекта действовала на территории РФ с 2004 и была отменена. Предлагаемые меры направлены на укрепление и поддержку национальной валюты, за счет ее увеличения на внутреннем рынке. Рассматривается возможность производить продажу выручки в семидневный срок с того момента, когда она поступила на банковский счет резидента. Контроль за сроками и точные нормативы предполагали отдать под контроль Центробанка.
Проект отклонили, более того, в правительстве и Центробанке считают, что возвращение к системе обязательной продажи в таком объеме могут существенно снизить возможные перспективы вложения иностранного капитала в российскую экономику. А также приведут к снижению курса внутренней валюты, так как резидентов РФ будут пугать возможные меры по усилению контроля за капиталовложениями.
По мнению депутатов Госдумы, введение подобных мер простимулирует инфляцию, затруднит для субъектов предпринимательской деятельности доступность денежных средств, дестабилизирует инвестиционную политику страны. Все это приведет к дестабилизации экономического положения в стране, тогда как стабильность рынка должна обеспечиваться адекватными поступками, в том числе в сфере экономики и денежной политики.
Кроме того, как отмечают эксперты, курс внутригосударственной валюты уже прошел критическую точку нижней стоимости. Теперь маловероятно, что цены на нефтепродукты сильно упадут, в связи с чем ясно, что рубль не будет падать ниже. Обеспечивать этим законопроектом борьбу с инфляцией и ростом цен нецелесообразно, в экономике наметилась стабилизация и курс на рост рубля.
На данный момент Центробанк РФ утвердил нормы обязательной продажи валютной выручки, в которых говорится о снижении до нулевого значения норматива обязательной продажи части валютной выручки.
Принятое Центробанком решение обусловлено состоянием российской экономики, которая характеризуется ростом и позитивной динамикой, профицитом госбюджета, систематическим превышением предложений валюты над спросом внутри страны.
Некоторое время назад руководство страны убедило предпринимателей не затягивать продажу своей валютной выручки, что стабилизировало курс рубля. При этом такие меры не предусмотрены законодательно.
Решение обязать в законодательном порядке продавать валюту может сильно ударить по производителю. Крупным предпринимателям для сохранения и наращивания оборотов производства необходим этот ресурс. Если и применять подобные меры, то в обязательном порядке к госкомпаниям через советы директоров.
Эксперты считают, что такое решение уменьшит инвестиционную привлекательность российской экономики. Кроме того, возникает еще одна сторона вопроса – бюрократическая. Если такой законопроект будет принят, он вызовет увеличение валютных контролеров во всех банках РФ, соответственно, разрастание бюрократического аппарата. Нужно будет контролировать каждую сделку, а есть ли на это средства?
Когда резидент РФ заключает договор с экспортной компанией, на оказание услуг, продажу товаров, услуг и т. д. оплатой в результате вашей деятельности будет определенная сумма. Это и называется валютная выручка.
Для ее получения необходимо узаконить деятельность и правильно оформить документацию: открыть валютный счет в банке. В свою очередь, банк на основании договора откроет для вас:
Дальнейшая процедура осуществляется так:
На основании некоторых причин банк может отказать в оформлении паспорта сделки, а это делает все предыдущие мероприятия недействительными:
После оформления паспорта сделки на его основании составляется досье резидента, которое представляет собой основной документ, служащий для учета операций, связанных с поступлением денежных средств в иностранной валюте на счет резидента.
Осуществляя таможенное декларирование товаров, обязан предоставить в таможенный орган грузовую таможенную декларацию и оригинал паспорта клиента.
Таможенный орган формирует учетные карточки движения товаров.
В банковском досье резидента должны быть документы:
Как мы видим, правительство Российской Федерации считает введение законопроекта об обязательной продаже валютной выручки нецелесообразным, ведущим в тупик. Это хороший знак для экономики – благосостояние и стабильность достигается адекватными методами.
ПОРЯДОК ПРОДАЖИ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ
Организации, осуществляющие внешнеэкономическую деятельность, получают в оплату своих товаров (работ, услуг), проданных за границу, иностранную валюту.В целях полного и своевременного поступления экспортной выручки государство осуществляет контроль над внешнеэкономической деятельностью организаций.
Обязательная продажа части валютной выручки резидентов на внутреннем рынке Российской Федерации в соответствии со статьей 21 Федеральный закон от 10 декабря 2003 года №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее Закон №173-ФЗ) осуществляется резидентами - юридическими лицами и резидентами - физическими лицами, являющимися индивидуальными предпринимателями.
Требование об обязательной продаже части валютной выручки сохраняется до 1 января 2007 года, предельный норматив обязательной продажи, установленный законом, составляет 30 процентов, однако ЦБ РФ предоставлено право установления иного норматива в этих пределах.
Инструкцией ЦБ РФ от 30 марта 2004 года №111-И "Об обязательной продаже части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации" (далее Инструкция №111-И) установлено, что обязательной продаже в размере 25 процентов суммы валютной выручки подлежит следующая иностранная валюта:
В соответствии с главой 2 Инструкции №111-И для осуществления обязательной продажи части валютной выручки резидентов, уполномоченные банки открывают резидентам на основании договора банковского счета текущий валютный счет. Одновременно открывается транзитный валютный счет, на который зачисляются в полном объеме все поступления иностранной валюты в пользу резидента. Исключение составляют следующие суммы, зачисляемые на текущий валютный счет, минуя транзитный:
Порядок обязательной продажи части валютной выручки на внутреннем валютном рынке Российской Федерации установлен главой 3 Инструкции №111-И.
Не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления иностранной валюты на транзитный валютный счет резидента, уполномоченный банк направляет ему уведомление. В уведомлении должна содержаться информация о том, на какой счет поступила валютная выручка, указана сумма и дата ее зачисления, последняя дата представления банку распоряжения об осуществлении обязательной продажи выручки и справки, идентифицирующей указанную в уведомлении сумму поступившей валюты по видам валютных операций, включая идентификацию валютной выручки, являющейся объектом обязательной продажи, а также иная информация.
Подписанное ответственным лицом банка, уведомление с приложением выписки по транзитному валютному счету направляется резиденту.
Не позднее дня, указанного банком в уведомлении, резидент должен дать банку распоряжение об обязательной продаже части валютной выручки, перечислении полученной в валюте Российской Федерации суммы на свой банковский счет, перечислении суммы иностранной валюты, оставшейся после обязательной продажи, на свой текущий валютный счет или специальный банковский счет в иностранной валюте.
Распоряжение юридического лица - резидента подписывается двумя лицами, имеющими право подписывать расчетные документы, или одним лицом (при отсутствии в штате второго лица, которому может быть предоставлено право подписи), заявленными в карточке с образцами подписей и оттиска печати, с приложением печати юридического лица - резидента. Распоряжение индивидуального предпринимателя - резидента подписывается физическим лицом - индивидуальным предпринимателем с приложением печати (при ее наличии).
Справка, идентифицирующая указанную в уведомлении сумму поступившей валюты по видам валютных операций, включая идентификацию валютной выручки, являющейся объектом обязательной продажи, заполняется в порядке и по форме, установленными Инструкцией №117-И.
Не позднее рабочего дня, следующего за днем получения от резидента распоряжения и справки, уполномоченный банк депонирует указанную в распоряжении сумму иностранной валюты с транзитного валютного счета резидента на отдельный лицевой счет. В течение двух рабочих дней, следующих за днем зачисления на этот лицевой счет иностранной валюты, банк обязан ее продать.
Одновременно с депонированием иностранной валюты банк списывает с транзитного валютного счета оставшуюся часть иностранной валюты и перечисляет ее на текущий или транзитный валютный счет резидента, указанный в распоряжении.
Договором банковского счета между уполномоченным банком и резидентом может быть предусмотрено, что резидент вправе не представлять распоряжение в каждом конкретном случае, а также что уполномоченный банк самостоятельно заполняет справку.
Обмен между уполномоченным банком и резидентом предусмотренными документами может быть осуществлен посредством почтовой, телеграфной, телетайпной или иной связи в порядке, согласованном между уполномоченным банком и резидентом.
В случае использования факсимильного воспроизведения подписи с помощью средств механического или иного копирования, электронно-цифровой подписи либо иного аналога собственноручной подписи между уполномоченным банком, с одной стороны, и резидентом, с другой стороны, устанавливается процедура признания аналога собственноручной подписи, а также определяются порядок и условия его использования.
БУХГАЛТЕРСКИЙ И НАЛОГОВЫЙ УЧЕТ ОПЕРАЦИЙ ПО ПРОДАЖЕ ВАЛЮТНОЙ ВЫРУЧКИ
Приказ Минфина Российской Федерации от 31 октября 2000 года №94н "Об утверждении плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкции по его применению" (далее план счетов бухгалтерского учета), для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в иностранных валютах на валютных счетах организации, открытых в кредитных организациях на территории Российской Федерации и за ее пределами, предусмотрен счет 52 "Валютные счета".
Операции по валютным счетам отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитных организаций и приложенных к ним денежно-расчетных документов.
К счету 52 открываются субсчета:
52-1 "Валютные счета внутри страны";
52-2 "Валютные счета за рубежом".
Для отражения движения в иностранной валюте в разрезе видов валютных счетов необходимо открыть субсчета второго порядка:
52-1-1 "Текущий валютный счет";
52-1-2 "Транзитный валютный счет";
52-1-3 "Специальный транзитный валютный счет".
В соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета поступление экспортной валютной выручки на транзитный валютный счет организации отражается по дебету счета 52 "Валютные счета" в корреспонденции с кредитом счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками".
Записи в бухгалтерском учете по валютным счетам организации, а также по операциям в иностранной валюте производятся в рублях в суммах, определяемых путем пересчета иностранной валюты по курсу ЦБ РФ, действовавшему на дату совершения операции. Одновременно указанные записи производятся в валюте расчетов и платежей. Такое требование вытекает из пункта 24 Положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 29 июля 1998 года №34н "Об утверждении положения по ведению бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации".
Перечень дат совершения отдельных операций в иностранной валюте приведен в Приложении к Положению по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте", утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 10 января 2000 года №2н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте" ПБУ 3/2000" (далее ПБУ 3/2000). В соответствии с этим перечнем датой совершения банковской операции считается дата зачисления денежных средств на валютный счет или их списания с валютного счета организации в кредитной организации.
Списываемые банком по поручению организации с транзитного валютного счета денежные средства в иностранной валюте отражаются по дебету счета 57 "Переводы в пути" в корреспонденции с кредитом соответствующего субсчета счета 52 "Валютные счета".
Списание стоимости проданной иностранной валюты отражается по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет "Прочие расходы" в корреспонденции с кредитом счета 57 "Переводы в пути".
Если в период между датами совершения операций будет происходить изменение курса иностранной валюты, организация должна произвести пересчет стоимости денежных средств в иностранной валюте. Возникающие положительные и отрицательные курсовые разницы, согласно пункту 13 ПБУ 3/2000, включаются в состав внереализационных доходов или внереализационных расходов и отражаются по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы" и субсчет 91-2 "Прочие расходы" соответственно.
Денежные средства в рублях, полученные от продажи иностранной валюты, зачисляются на расчетный счет организации, указанный в поручении на продажу экспортной выручки. Данные суммы в соответствии с пунктом 7 ПБУ 9/99, утвержденного Приказом Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №32н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации", признаются операционными доходами. Отражаются операционные доходы на счете 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-1 "Прочие доходы" в корреспонденции с дебетом счета 51 "Расчетные счета".
Комиссионное вознаграждение банку за продажу иностранной валюты является услугой, оказываемой кредитными организациями. Такие расходы согласно пункту 11 Приказа Минфина Российской Федерации от 6 мая 1999 года №33н "Об утверждении положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99", являются операционными расходами. Отражаются операционные расходы по дебету счета 91 "Прочие доходы и расходы", субсчет 91-2 "Прочие расходы" в корреспонденции с кредитом счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и подтверждаются выпиской банка. Удержание суммы комиссионного вознаграждения банком отражается записью по дебету счета 76 "Расчеты с разными дебиторами и кредиторами" и кредиту счета 51 "Расчетный счет".
В целях исчисления налога на прибыль сумма уплаченного банку комиссионного вознаграждения, являющаяся расходом на услуги банков, на основании подпункта 15 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса Российской Федерации (далее НК РФ) учитывается в составе внереализационных расходов.
Пример.Организация реализовала на экспорт готовую продукцию. Контрактная стоимость продукции составляет 14 000 долл. США.
Экспортная выручка в полном объеме поступила на транзитный счет организации 5 августа. Организация представила уполномоченному банку распоряжение об обязательной продаже экспортной выручки и о перечислении оставшейся суммы валютной выручки на текущий валютный счет 6 августа. Денежные средства от продажи валютной выручки зачислены в день ее продажи 9 августа на расчетный счет организации. Комиссионное вознаграждение банку за продажу экспортной выручки составило 2000 рублей.
Для отражения операций на счетах бухгалтерского учета предположим, что курс доллара оставался постоянным и составлял 29,20 рублей.
Корреспонденция счетов Сумма, рублей Содержание операции Дебет Кредит 52-12 62 408 800 Получена экспортная выручка (14 000 х 29,20) 57 52-12 102 200 Списана иностранная валюта для обязательной продажи (14 000 х 25%) х 29,20 51 91-1 102 200 Зачислены на расчетный счет денежные средства от обязательной продажи экспортной выручки (3 500 х 29,20) 91-2 57 102 200 Списана стоимость проданной иностранной валюты(3 500 х 29,20) 76 51 2 000 Списано комиссионное вознаграждение банка за продажу иностранной валюты 91-2 76 2 000 Отражены расходы по комиссионному вознаграждению 52-11 52-12 306 600 Отражено перечисление оставшейся части валютной выручки на текущий валютный счет (14 000 - 3 500) х 29,20 Окончание примера.
Продажа валютной выручки ИП(Индивидуальными предпринимателями)
До 2007 года закон обязывал индивидуальных предпринимателей и бизнесменов продавать валютную выручку в принудительно-обязательном порядке. В какие-то периоды норматив продаж зашкаливал до 75% от валютного дохода. Позже он был скорректирован до 30%. Отход от системы обязательной реализации ин.валюты, поступающей от предпринимательской деятельности, помог повысить перспективы вливания заграничных денежных потоков в страну, а также привел к повышению курса рубля.
Резиденты перестали бояться введения более жестких контрольных мер за своим капиталом в инвалюте. Также отмена принудительной продажи способствовало снижению темпа инфляции, стабилизировало инвестиционную политику и облегчило ведение бизнеса с заграничными партнерами. На текущий момент ЦБ утвердил норматив реализации валютной выручки на уровне 0%. Это обусловлено текущим состоянием отечественной экономики, ее положительной динамикой, достаточностью госбюджета.
Обязательно-принудительная реализация валютной выручки ИП довольно жестко ударяла по бизнесу. Крупным бизнесменам валютный ресурс необходим постоянно для наращивания торговых оборотов в производстве и сотрудничества с зарубежными партнерами. После снижения этой нормы до 0% объемы трансграничных денежных потоков значительно увеличились, а риски инвестирования в российские активы снизились. Увеличение объемов ин.валютного капитала повлияло на курс рублевой валюты, которая перешла на свободную конвертацию.
Доходы в валюте поступают на счет предпринимателя в том случае, когда он заключает договоры на поставку грузов или оказания услуг с зарубежными компаниями. В результате взаимодействия перечисляется определенный транш, который называют «валютной выручкой». Чтобы законно получать доход в валюте, нужно грамотно оформить документацию и завести валютный счет. На основании предоставленных документов банк открывает следующие счета в валюте:
После открытия счетов нужно уведомить налоговую. Если этого не сделать или сделать с опозданием, то есть шанс получить штраф или наложение запрета на использование счета. Обычно уведомлением занимается курирующий банк в 5-дневный срок. Параллельно банком оформляются паспорта сделок, документация для валютных контроллеров, где содержатся все сведения о движении валютных средств на счете.
В некоторых случаях банк вправе отказать в открытии валютных счетов. Это касается тех вариантов, когда клиент предоставляет ложные данные или некорректные сведения, проводимые операции не соответствуют требованиям закона, контракты или договора представлены без сопровождающих писем на русском языке и проч.
Таким образом, на сегодняшний день отменена обязательная реализация валютного дохода ИП. В Госдуме ее посчитали нецелесообразной. Это можно считать хорошим сигналом для экономики, поскольку благосостояние будет достигаться иными адекватными методами, что увеличит инвестиционную привлекательность государства.
Инструкция ЦБ №111 от марта 2003 г. и ФЗ №173 от декабря 2003 г. предусматривали обязательно-принудительную реализацию выручки валюте в размере до 30%. Продажа проводилась на основании распоряжения ИП не позднее 7-дневного срока. Предприниматели могли уменьшить сумму выручки на размер расходов, потраченных на следующие расчеты:
Реализация валюты проводилась по внутрирыночному курсу инвалюты к рублю, действующему дату продажи.
Он состоял из следующих этапов:
При невыполнении этих обязательств банк мог наложить ограничения на использование валютного счета, а также его закрытие в принудительном порядке за невыполнение предписания. Также можно было получить серьезный штраф от налоговой в денежной форме.
ВАЛЮТНАЯ ВЫРУЧКА - поступление иностранной валюты за счет экспорта товаров и услуг, а также от международных кредитов.
Инструкция ЦБ РФ "О порядке обязательной продажи предприятиями, объединениями, организациями части валютной выручки" (от 29.06.92 г. №7) обязывает экспортеров своевременно зачислять валютную выручку от экспорта на свои валютные счета в уполномоченных банках. Зачисление выручки от экспорта товаров на другой счет, кроме счета экспортера в уполномоченном банке, указанного в контракте. допускается только с разрешения Банка России.
Предприятие-экспортер обязано продать половину валютной выручки, полученной от экспортных операций (за вычетом накладных расходов в иностранной валюте), на внутреннем валютном рынке РФ через уполномоченные банки по рыночному курсу рубля. Предприятия могут продавать иностранную валюту на межбанковских валютных биржах, а также (по согласованию с Департаментом иностранных операций ЦБ РФ) - в валютный резерв Банка России. Продажа в валютный резерв по разовым поступлениям, не превышающим 500 долларов США, не производится.
Получив извещение уполномоченного банка о поступлении валютной выручки, предприятие обязано в течение 14 календарных дней представить банку поручение на обязательную продажу части выручки с его транзитного валютного счета и одновременное перечисление оставшейся ее части на текущий валютный счет. В поручении указывается сумма фактически произведенных транспортных, экспедиционных расходов, страховых платежей и т.д. в иностранной валюте для их зачета при определении размера обязательной продажи экспортной выручки. Руководствуясь данным поручением, банк депонирует соответствующую сумму и в течение последующих 7 рабочих дней продает ее на торгах межбанковской валютной биржи по установленному курсу. Обязательная продажа валютной выручки производится предприятиями от всей суммы поступлений в иностранной валюте от организаций и физических лиц, не являющихся резидентами РФ.
Оставшаяся часть валютной выручки, перечисленная по поручению предприятий на их текущие валютные счета, может быть использована на любые цели в соответствии с действующим законодательством.
Иностранная валюта, поступающая резиденту в качества дара, пожертвований, благотворительных взносов и иных поступлений неторгового характера, подлежит зачислению на счета резидентов в уполномоченных банках, если иное не разрешено Банком России.
Установлен перечень поступлений в иностранной валюте от нерезидентов, которые не подлежат обязательной продаже. К ним относятся:
Поступления в качестве взносов в уставной капитал (фонд), а также доходы (дивиденды), полученные от участия в капитале;
Поступления в виде привлеченных кредитов (депозитов, вкладов), а также суммы, поступающие в погашение предоставленных кредитов (депозитов, вкладов), включая начисленные проценты;
Поступления от продажи ценных бумаг, а также доходы (дивиденды) по ценным бумагам;
Поступления в виде пожертвований на благотворительные цели.
Если платежи в иностранной валюте, поступившие от резидентов, производятся за счет средств, оставшихся после обязательной продажи части экспортной выручки (средства на текущих валютных счетах предприятии), то такие суммы не подлежат обязательной продаже. Также не подлежат
продаже средства в иностранной валюте, купленные на внутреннем валютном рынке РФ.
Законодательством выделен вопрос об экспортной
валютной выручке, поступающей на транзитные валютные
счета российских посреднических внешнеэкономических
организаций в пользу предприятий, не являющихся
резидентами РФ (включая предприятия других государств
СНГ). Такие поступления перечисляются по поручениям этих
посреднических организаций (без обязательной продажи
части выручки) с их транзитных валютных счетов на
валютные счета указанных предприятий, но за вычетом
комиссионного вознаграждения, начисленного
посредническими организациями в свою пользу.
Репатриация в валютном законодательстве
Какого-то специфического смысла в слово «репатриация» законодателем не вкладывается. Оно имеет то же значение, что и других случаях, — возвращение на родину (в переводе с латинского языка).
Не давая понятия этого термина, законодатель установил обязанность, связанную с репатриацией, закрепив ее в ст. 19 закона «О валютном регулировании…» от 10.12.2003 № 173-ФЗ (далее — закон № 173).
Данная обязанность возлагается на участников гражданского оборота, осуществляющих внешнеторговые сделки. При этом такие участники должны быть резидентами РФ и обязаны обеспечить:
При этом обязанность по репатриации считается выполненной, если резидент РФ обеспечил поступление денежных средств при неисполнении контрагентом своих обязательств путем страхования рисков, либо установления обеспечения выполнения договора, а также в случае, когда резидент включен иностранным государством в санкционный список (п.п. 4, 4.1, 4.2 закона № 173).
До 2007 года в законе № 173 действовала ст. 21, предусматривавшая такое понятие, как обязательная продажа валютной выручки (ее части). Суть этого обязательства заключалась в том, что резидент, получивший причитающиеся ему деньги по контракту от контрагента-нерезидента был обязан часть этих средств, выраженных в иностранной валюте, продать, то есть купить рубли. Затем статья 7 была исключена, однако заголовок главы 3 закона № 173 по-прежнему содержал фразу «обязательная продажа». Указанная фраза была удалена из закона № 173-ФЗ 3 апреля 2018г.
В настоящее время порядок и условия обязательной продажи установлены инструкцией Банка России от 30.03.2004 № 111-И, которая применяется в части, не противоречащей действующему законодательству (см. письмо Банка России от 06.08.2007 № 36).
Часть валютной выручки, подлежащая непременной реализации, определяется в процентах, определяемых Центробанком. В настоящее время уже много лет (с марта 2006 года) эти проценты равняются 0, то есть резидент, получивший валютную выручку, не обязан продавать ее часть, а может перевести ее полную сумму на свой валютный счет. До этого участники внешнеторговых отношений (резиденты РФ) должны были продавать 25, а чуть позже 10% от дохода в иностранной валюте.
Этот порядок определен в гл. 3 инструкции №111-И и выглядит он следующим образом:
ВАЖНО! Учитывая, что закон № 173 не предусматривает обязательной продажи вовсе, а Банк Росси установил размер обязательной продажи валютной выручки резидентов в размере 0%, указанный порядок в настоящее время не применяется.
В п. 2 ст. 19 закона № 173 предусмотрен исчерпывающий перечень случаев, когда резидент имеет право не производить возврат валютной выручки :
Законом «О внесении изменений…» от 03.04.2018 № 64-ФЗ с 14.04.2018 вводятся еще 3 основания:
Валютная выручка подлежит обязательной репатриации, кроме оговоренных выше случаев. Штраф за репатриацию валютной выручки, произведенную с опозданием или иным нарушением, а также за ее невозвращение предусмотрен ст. 15.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ.
Размер штрафа |
Ст. КоАП |
|
Нарушение срока репатриации за оказанные нерезидентам услуги, поставленный товар и т. д. |
1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с опозданием |
П. 4 ст. 15.25 |
От 75 до 100% штраф будет наложен на сумму, которая не перечислена на счета На должностное лицо от 20 000 до 30 000 |
||
Нарушение резидентом сроков своих обязательств по обеспечению поступления валютной выручки в определенной Правительством РФ доле (по контрактам с паспортом сделки) |
На организации и ИП — от 40 000 до 50 000 руб. |
П. 4.1 ст. 15.25 |
Невозвращение резидентом уплаченных денег в определенный срок за товары, работы, услуги, которые, соответственно, не были поставлены, выполнены, оказаны нерезидентом |
1/150 ставки рефинансирования за каждый день — на сумму, перечисленную с нарушением срока |
П. 5 ст. 15.25 |
От 75 до 100% — штраф от невозвращенной суммы На должностных лиц — от 20 000 до 30 000 руб. |
В тех случаях, когда размер невозвращенных денег больше 9 млн руб., виновное лицо может быть привлечено к уголовной ответственности по ст. 193 Уголовного кодекса РФ.
Рассматривая дела по данным правонарушениям, суды должны выяснять, имелось ли событие административно-наказуемого деяния и содержится ли в действиях (бездействии) организации и должностных лиц вина, какова ее степень.
К рассматриваемой категории дел, так же как и к иным, применяются положения ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. Так, если компания, обязанная осуществить репатриацию денег в срок, не выполнит свои обязательства, хотя у нее будет для этого реальная возможность, а также не предпримет всех необходимых мероприятий по возврату денег и предотвращению нарушения закона, она будет считаться виновной (см., например, постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2010 по делу № А47-6629/2009).
Чтобы организацию не привлекли к ответственности за невозврат денег в РФ, можно предпринять следующие действия:
Невиновность организации в невозврате валютной выручки, когда иностранным государством введены ограничительные меры, следствием которых является невозможность репатриации, может быть подтверждена сертификатом. Этот документ может выдать Торгово-промышленная палата РФ (см. письмо Минфина России от 12.08.2015 № 07-05-08/46382).
Еще одним документом, на который следует опираться при ведении внешнеторговых отношений и спорах с органами валютного контроля, является приказ Росфиннадзора от 28.09.2015 № 369. Им утверждены Методические рекомендации, в соответствии с которыми должны устанавливаться обстоятельства, исключающие ответственность по ст. 15.25 КоАП.
Так, помимо указанного выше принципа невиновности, можно отметить следующие моменты, указанные в этих рекомендациях:
Таким образом, ответ на вопрос «что это - репатриация валютной выручки ?» таков: это не только часть валютно-денежной политики страны, но и средство воздействия на хозяйствующие субъекты, осуществляющие международную деятельность. Воздействие это заключается в стимулировании таких субъектов к добросовестному, разумному и ответственному поведению при проведении валютных операций с нерезидентами под страхом применения административной и уголовной ответственности.