Причины списания автошин раньше срока. Списание автомобильных шин. Норма пробега автошин

Причины списания автошин раньше срока. Списание автомобильных шин. Норма пробега автошин

В процессе эксплуатации имущество постепенно изнашивается. Исключением не являются и автомобили, периодически требующие ремонта. Как списываются запчасти авто в России, каковы особенности составления соответствующего акта?

Основные хозяйственные операции, касающиеся транспортных средств, включают в себя поступление, движение и списание запасных частей.

Каждый из этих фактов должен быть обоснован документально. Особенно важно это при списании деталей. Каковы в России особенности акта на списание автомобильных запчастей?

Общие аспекты

Непригодные для использования автомобильные запчасти надлежит списать. Но при этом суть процедуры не так однозначна.

В первую очередь должно наличествовать подтверждение обоснованности списания. Кроме того, возможны ситуации, когда запчасти списываются с учета, но не выбывают.

Например, при наличии у организации необходимых деталей, таковые могут использоваться при ремонте, что требует их списания с учета в качестве обособленного объекта.

Если списывается неисправная запчасть, не пригодная к восстановлению, то оформляется . Составляет документ специально созданная комиссия с участием механика.

На основании ведомости подается заявка на приобретение новой запчасти. Заявка должна утверждаться главбухом и руководителем организации.

После этого старую запчасть можно списать. Документально списывание оформляется дефектной ведомостью и .

Когда ремонт автомобиля осуществляется сторонней организацией запчасти могут списываться на основании накладной на отпуск материалов на сторону по форме М-15.

При этом дополнительно составляется по унифицированной форме.

При ремонте собственными силами передача детали осуществляется на основании требования-накладной, а акт может составляться в произвольной форме.

Что это такое

Актом именуется первичный документ, подтверждающий факт осуществления операции. Так акт на списание запчастей автомобиля удостоверяет факт списывания определенных ценностей с бухгалтерского учета организации.

По окончании ремонта составляется акт списания материалов. В случае, когда остались пригодные к использованию запчасти, их приходуют на основании акта комиссии. Когда запчасти не подлежат последующей эксплуатации, составляется акт утилизации.

Заполнение формы ОС-4а

Отдельный порядок списания предусмотрен в случае, когда ремонт автомобиля признается нецелесообразным. Например, физический износ средства слишком велик, а амортизационная стоимость уже списана.

В этой ситуации списывается автотранспортное средство полностью. Для списания используется типовой бланк, утвержденный .

Составляют акт по в двух экземплярах. Первый передается в бухгалтерию вместе с документом, подтверждающим снятие авто с учета в ГАИ.

Другой экземпляр сохраняется у ответственного лица и становится основанием для сдачи на склад ценностей и материалов, оставшихся в результате списания.

При заполнении формы ОС-4а:

Расходы на списание и стоимость ценностей Оставшихся после разбора автомобиля, отображаются в разделе «Справка о затратах, связанных со списанием автотранспортных средств и о поступлении материальных ценностей от их списания»
В восьмой графе отображается Сумма начисленной амортизации по авто на момент его выбытия
В разделе «Подлежат оприходованию следующие основные детали и узлы» Отображаются количество, номенклатурные номера и стоимость оставшихся после списания материальных ценностей
С первой по четвертую графы Отображается сумма всех расходов по списанию авто
В графах с пятой по девятую Прописываются данные о связанных со списанием расходах и поступивших после списания ценностей

Подписывается акт ОС-4а всеми членами комиссии и главным бухгалтером. После этого документ утверждает руководитель организации.

Образец акта на списание автошин

На данное время отсутствуют утвержденные нормы относительно списания запчастей и расходных материалов, в том числе и шин, применяемых в процессе эксплуатации автотранспорта.

Норма эксплуатационного пробега шин определяется заводом-изготовителем. Руководствуясь данной информацией, руководитель предприятия может самостоятельно утвердить нормы пробега автомобильных шин.

Также допускается основывать утверждение на имеющемся опыте эксплуатации. В любом случае нормы эксплуатационного пробега должны быть обоснованы, экономически оправданы и документально подтверждены.

Списание автошин осуществляется по стандартной схеме. Но при этом нужно учитывать тот нюанс, что списанные шины необходимо сдать на утилизацию.

Образец акта на списание автошин выглядит так:

  1. Название – «Акт на списание автошин».
  2. Номер документа, утвердившая организация.
  3. Состав комиссии с указанием приказа о назначении.
  4. Факт признания шин не пригодными к использованию.
  5. Название организации или подразделения, эксплуатировавшего автомобиль.
  6. Данные об авто.
  7. Данные о шинах с указанием фактического пробега и нормы эксплуатационного пробега шин.
  8. Перечень дефектов автошин.
  9. Вывод комиссии относительно дальнейшего использования (полная непригодность, сдача на утилизацию).
  10. Подписи всех членов комиссии.

Нужен ли акт осмотра автомобиля

Акт осмотра автомобиля требуется на самом начальном этапе, когда готовится техническое заключение о состоянии авто. Актом обосновывается необходимость ремонта транспорта и последующее списание запчастей.

Также составляется по завершении ремонта для обнаружения возможных оставшихся неисправностей.

Структура акта осмотра автомобиля включает в себя:

  • обязательные реквизиты;
  • состав комиссии;
  • идентификационные сведения об авто;
  • название владельца;
  • параметры технического состояния;
  • подписи ответственных лиц.

Какая бы форма акта не использовалась для списания запчастей автомобиля, ее следует утвердить в на основании приказа руководства.

А оформляя акт, не следует забывать и о дополнительных документах, оправдывающих создание акта списания.

Пример определения нормы эксплуатационного пробега автомобильных шин

ООО «Альфа» приобрело 1 октября четыре зимние шины Yokohama для легкового автомобиля Ford Mondeo. Для расчета срока полезного использования автомобильных шин бухгалтер «Альфы» пользуется Временными нормами, утвержденными Минтрансом России 4 апреля 2002 г. РД 3112199-1085-02.

Среднестатистический пробег шин легкового автомобиля марки Ford составляет 55 тыс. км. Автомобиль не работает в условиях, в которых применяются коэффициенты (К1 и К2), поэтому эксплуатационная норма пробега одной шины Yokohama составляет 55 тыс. км. После пробега шиной этого расстояния ее списание в связи с износом будет обоснованным.

Решение о списании поврежденной (не подлежащей ремонту) шины должна принять созданная в организации комиссия (п. 125 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). Такое решение нужно оформить документально. Это можно сделать в карточке учета автомобильной шины. Данный документ будет подтверждать обоснованность замены шин.

УСН

Если организация платит единый налог с доходов, то замена шин никак не отразится на ее налоговых обязательствах (п. 1 ст. 346.14 НК РФ).

Если организация платит налог с разницы между доходами и расходами, то при замене стоимость шин включите в состав расходов:

На ремонт основных средств (при замене изношенных (поврежденных и не подлежащих восстановлению) шин) (подп. 3 п. 1 ст. 346.16 НК РФ);

Стоимость шин спишите в расходы, если выполнены два условия:

Замена шин фактически проведена (т. е. подписан акт по форме № ОС-3 или акт о сезонной замене шин - при замене собственными силами; акт приема-передачи выполненных работ - при замене автошин подрядчиком) (п. 2 ст. 346.16, п. 1 ст. 252 НК РФ);

Запчасти будут оплачены (п. 2 ст. 346.17 НК РФ).

Если замену шин проводит подрядчик, его услуги тоже должны быть оплачены. Такие разъяснения даны в письме УФНС России по г. Москве от 31 марта 2006 г. № 18-11/3/25186.

ЕНВД

Объектом обложения ЕНВД является вмененный доход (ст. 346.29 НК РФ). Поэтому замена запчастей в автомобиле никак не отражается на налоговых обязательствах организации.

ОСНО и ЕНВД

Если автомобиль одновременно используется в деятельности организации, облагаемой ЕНВД, и деятельности на общей системе налогообложения, стоимость шин, приобретенных для замены, нужно распределить (п. 9 ст. 274 НК РФ). Это связано с тем, что при расчете налога на прибыль расходы, относящиеся к деятельности на ЕНВД, учитывать нельзя. Стоимость шин для автомобиля, используемого только в одном виде деятельности, распределять не нужно.

Сумму НДС, выделенную в счете-фактуре на приобретение шин, также нужно распределить. НДС распределяйте пропорционально доле операций, облагаемых этим налогом. Долю операций, облагаемых НДС, определите исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав), облагаемых НДС, в общем объеме отгрузки за налоговый период.

Такой порядок предусмотрен в пункте 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ.

Сумму НДС, которую нельзя принять к вычету, прибавьте к доле расходов по деятельности организации, облагаемой ЕНВД (подп. 3 п. 2 ст. 170 НК РФ).

Пример распределения стоимости автомобильных шин, приобретенных для замены на служебном автомобиле. Организация применяет общую систему налогообложения и платит ЕНВД

ООО «Торговая фирма Гермес» продает товары оптом и в розницу. По оптовым операциям организация применяет общую систему налогообложения (метод начисления). Розничная торговля переведена на ЕНВД. Налог на прибыль «Гермес» начисляет ежемесячно. В учетной политике организации сказано, что общехозяйственные расходы распределяются пропорционально доходам за каждый месяц отчетного (налогового) периода.

Сумма доходов, полученных «Гермесом» от различных видов деятельности в июне, составляет:
- по оптовой торговле (без учета НДС) - 1 800 000 руб.;
- по розничной торговле - 650 000 руб.

Операции, освобожденные от НДС, организация не осуществляла.

В июне организация приобрела автомобильную шину для замены на служебном автомобиле, используемом для нужд аппарата управления. Стоимость шины составила 5400 руб. (в т. ч. НДС - 824 руб.).
Чтобы распределить расходы и НДС между двумя видами деятельности, бухгалтер «Гермеса» сопоставил доходы по оптовой торговле с общей суммой доходов.

Доля доходов от оптовой торговли в общей сумме доходов за июнь составляет:
1 800 000 руб. : (1 800 000 руб. + 650 000 руб.) = 0,735.

Доля расходов на приобретение автошины, которые учитываются при расчете налога на прибыль за июнь, равна:
(5400 руб. - 824 руб.) × 0,735 = 3363 руб.

Сумму НДС, которую можно принять к вычету, бухгалтер «Гермеса» определил по итогам II квартала.

С 1 февраля 2004 г. до 1 января 2008 г. обслуживание и эксплуатация шин владельцами транспортных средств на территории РФ регламентировались Правилами эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04, утвержденными распоряжением Минтранса России от 21.01.2004 № АК-9-р (далее - Правила).

Так, раздел 10 Правил устанавливал обязанность организации по наблюдению за пробегом и износом автомобильных шин. При установке шин на автомобиль организации следовало завести карточку учета работы автомобильной шины (п. 43 Правил).

Автомобильные шины имеют свой ресурс пробега, после которого их следует заменить. После достижения нормы эксплуатационного пробега изношенные шины заменяются. Следует иметь в виду, что нормы эксплуатационного пробега шин установлены Временными нормами эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02, утвержденными Минтрансом России 04.04.2002 (далее - Нормы), однако срок действия этих Норм ограничен датой 01.01.2007.

Авторы отмечают, что до настоящего времени не издан ни один документ, устанавливающий единый порядок обслуживания и эксплуатации шин владельцами транспортных средств, а также нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств на всей территории РФ. Между тем, при эксплуатации автомобильного транспорта в бюджетном учреждении нужно руководствоваться определенным порядком эксплуатации и списания шин, который, по нашему мнению, должен прежде всего обеспечивать выполнение требований как бюджетного законодательства по экономному и эффективному расходованию бюджетных средств, так и законодательства по обеспечению безопасности дорожного движения.

Анализ решения аналогичных проблем в различных федеральных министерствах и ведомствах показывает следующее:

1) порядок обслуживания, эксплуатации и списания автомобильных шин в определенных ситуациях может быть разработан уполномоченным органом, главным распорядителем бюджетных средств, бюджетным учреждением самостоятельно с учетом специфики их деятельности (при этом бюджетное учреждение может разрабатывать такой порядок только с учетом требований по данному вопросу, изложенных в документах вышестоящих организаций);

2) уполномоченный орган может разрешить подведомственным бюджетным учреждениям руководствоваться Правилами и Нормами, прекратившими свое действие.

Примером первого варианта может служить приказ Минобороны России от 25.09.2006 № 300 «Об утверждении Руководства о нормах наработки (сроках службы) до ремонта и списания автомобильной техники и автомобильного имущества в Вооруженных Силах РФ», а второй вариант реализован, например, в приказе Судебного департамента при ВС РФ от 30.06.2008 № 104 «Об утверждении Инструкции о порядке содержания, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта служебного автотранспорта», Методических рекомендациях по организации транспортного обслуживания территориальных органов и учреждений Минюста России (опубликованы в Бюллетене Министерства юстиции Российской Федерации, 2008 г., № 12).

По мнению авторов, в рассматриваемой ситуации в качестве рекомендации бюджетное учреждение при утверждении порядка учета шин может использовать вышеуказанные Правила и Нормы. Данный порядок может быть утвержден в составе учетной политики учреждения (приказа об особенностях реализации государственной учетной политики в конкретном бюджетном учреждении).

Кроме того, при определении порядка списания автомобильных шин и норм их эксплуатационного пробега следует также учитывать следующее. При принятии решения о возможности дальнейшей эксплуатации шин до показателей эксплуатационного пробега необходимо учитывать требования:

1) Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»;

2) Положения об обеспечении безопасности дорожного движения на предприятиях, в организациях и учреждениях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса России от 09.03.1995 № 27;

3) других нормативных актов, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.

То есть должностные лица, прежде всего, должны учитывать возможность безопасной эксплуатации автомобильного транспорта на конкретном комплекте шин.

Обращаем внимание на то, что Нормы устанавливают показатели среднестатистического пробега шин. Данный пробег рассчитывался с учетом:

  • базовой модели автомобиля;
  • типоразмера шины;
  • модели шины.

Кроме того, при расчете норм эксплуатационного пробега шины учитываются условия эксплуатации (работы) автотранспортного средства. При этом такие показатели были получены специализированной научно-исследовательской организацией опытным путем.

Следует также учитывать, что, в соответствии с п. 3.4 Норм, для новых моделей шин и марок автомобилей, для которых не установлены нормы эксплуатационного пробега шин, руководитель предприятия вправе приказом по предприятию на основании средних пробегов списанных шин ввести в действие временную норму, согласованную с ФГУП НИИАТ (в настоящее время - ОАО НИИАТ). При этом срок действия временных норм не должен превышать 2 года. В течение этого периода проводится проверка соответствия установленного значения нормы среднестатистическому пробегу шины данного типоразмера и модели для конкретного автотранспортного средства, а также уточнение значения нормы.

В рассматриваемой ситуации бюджетное учреждение не имеет возможности самостоятельно разработать нормы эксплуатационного пробега шин (отсутствуют соответствующие специалисты и материально-техническая база), но может воспользоваться положениями Правил и Норм. По нашему мнению, при использовании данных документов следует обязательно учитывать гарантии производителей по наработке шин в пределах гарантийного срока службы (т.е. используемая норма не должна быть меньше гарантийной, с учетом поправок на условия эксплуатации). Напомним, что производители могут устанавливать гарантийные сроки не только службы шин, но и их хранения.

По нашему мнению, на основании заключения соответствующей комиссии для новых моделей шин и марок автомобилей руководитель бюджетного учреждения вправе ввести в действие приказом по предприятию временную норму наработки шин с учетом:

  • средних пробегов списанных шин;
  • гарантийных обязательств производителей шин.

Кроме того, при наличии соответствующих лимитов бюджетных обязательств нормы также могут быть установлены с привлечением специалистов специализированных организаций (например, ОАО НИИАТ).

Учет автомобильных шин. Бюджетный учет в учреждении ведется в соответствии с Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее - Закон № 129-ФЗ), Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 30.12.2008 № 148н (далее - Инструкция № 148н) и другими нормативно-правовыми актами. Документооборот по принятию, перемещению и списанию материальных запасов учреждением разрабатывается самостоятельно, утверждается руководителем и отражается в учетной политике организации. Запасные части к транспортным средствам (в т.ч. автомобильные шины) при приобретении учитываются на основании первичных учетных документов на счете 10506000 «Прочие материальные запасы». В соответствии с Инструкцией № 148н при выдаче запасных частей в эксплуатацию оформляется «Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения» (ф. 0504210) или «Требование-накладная» (ф. 0315006).

Все выданные запасные части к транспортным средствам (в т.ч. автомобильные шины) учитываются на забалансовом счете 09 «Запасные части к транспортным средствам, выданные взамен изношенных». Аналитический учет шин ведется в карточке количественно-суммового учета материальных ценностей (ф. 0504041). Пришедшие в негодность шины могут списываться с учета по «Акту о списании материальных запасов» (ф. 0504230).

Основанием для замены автомобильных шин на транспортном средстве служат обоснованные заявки лиц, ответственных за техническое состояние и эксплуатацию транспортного средства, утвержденные руководителем бюджетного учреждения. При установке шин на автомобиль целесообразно составлять акт. При этом в акте могут быть указаны номера, модель и обозначение. Форма такого акта может быть разработана и утверждена организацией с соблюдением требований п. 2 ст. 9 Закона № 129-ФЗ.

Кроме бюджетного учета, в учреждении может быть организован дополнительный учет автомобильных шин. Для этого можно использовать, например, отдельные положения Правил.

Так, учреждения могут на каждую шину, установленную на автомобиль (новую, восстановленную или с углубленным рисунком протектора) при его комплектации или во время эксплуатации, заводить карточку учета ее работы по форме, указанной в Приложении 12 к Правилам. Учет шин может осуществляться в соответствии с нормами этого документа ответственным лицом, на которого возложена эта обязанность.

При замене шины на ходовых колесах запасной или при необходимости покупной шиной водитель сообщает ответственному лицу дату замены, заводской номер замененной шины, показания спидометра в момент установки. Эти данные должны быть зафиксированы в карточках учета работы заменяемой и запасной шины.

Для контроля за правильным учетом пробега шин работнику, ответственному за это, надо ежеквартально выборочно проверять по заводским номерам соответствие шин, фактически эксплуатируемых на автомобиле, шинам, закрепленным за автомобилем по карточке учета.

Когда шины снимаются с эксплуатации, в карточке указываются: дата демонтажа, полный пробег, наименование причины снятия, определяемой комиссией, остаточная высота рисунка протектора (по наибольшему износу). Кроме того, в ней обязательно производится запись о том, куда направлена шина - на восстановление, углубление рисунка протектора нарезкой, в ремонт, утиль или рекламацию.

Инструкция

В общую стоимость приобретенного автомобиля включается и стоимость шин. Учет , которые находятся на , производите по видам (камеры, покрышки, ободные ленты), сортам, размерам и техническому состоянию (новые, требующие ремонта, бывшие в употреблении, утильные).

Для упорядочения учета заведите карточки учета , в которых фиксируйте гаражный номер автопокрышки, ее размер, завод-изготовитель, марку и государственный номер автомобиля, дату монтажа или демонтажа, пробег , причину выхода из эксплуатации, а также указывайте норму пробега с момента приобретения до полного износа.

По таким карточкам ведите историю автопокрышки с момента ввода в эксплуатацию до ее списания. Шины, которые сняты с автомобиля в или для ремонта, приходуйте на склад по накладным с соответствующим учетом на карточке. Оприходование производится материально- согласно товарно-транспортной накладной по форме ТТН-1 или же по товарной накладной ТН-2. Ее выписывает поставщик в порядке, установленном постановлением Минфина.

Отпуск автопокрышек со склада осуществляйте по требованию , а также с учетом контрольной функции по карточке, где отмечайте, что она выдается вместо снятой и оприходованной по складу.

Если автошина направляется , проследите, чтобы карточку учета ее работы подписала комиссия, главный инженер или руководитель. Эта карточка будет являться актом списания автопокрышки.

На шины, которые поступили после восстановления, заведите новые карточки учета. Отпуск автопокрышек, которые требуются для замены негодных, производите по акту-требованию на замену, только при условии сдачи снятых с автомобиля шин на склад.

Источники:

  • списание автомобильных шин

Если вашему автомобилю больше 10 лет и вы подумываете о приобретении нового, то существует два выхода - либо продать его новому хозяину, либо сдать авто в утиль. Процедура списания автомобиля не занимает большого количества времени. К тому же, государство предлагает денежный бонус за сдачу автомобиля в утиль на приобретение нового российского автомобиля.

Инструкция

Собственнику необходимо прийти в районное отделение ГИБДД, при себе иметь следующие регистрационные документы:

Свидетельство о регистрации или техпаспорт

Написать заявление на имя начальника ГАИ по . Начальник ГАИ, при наличии и документов, может принять решение о списании без . Даже участковые инспекторы имеют право произвести осмотр и выдать акт на списание. При этом, участковый пишет рапорт, где подтверждает, что узлов и агрегата соответствуют и готова к списанию.

Полезный совет

Списанный в утиль автомобиль обратной постановке на учет не подлежит. За управление транспортным средством, не зарегистрированном в установленном порядке и не прошедшем государственный технический осмотр, вам грозит штраф за административное правонарушение.

Источники:

  • списанные авто

В настоящее время в продаже появились автомобильные шины самых разных производителей. Финансовые затруднения многих автолюбителей вызвали появление в продаже недорогих покрышек китайского производства. Выбор покрышек сильно осложняется большим разнообразием модельных рядов. Чтобы правильно выбрать шины для своего автомобиля, достаточно знать размер покрышек, рекомендуемый заводом-изготовителем, вес автомобиля и условия его эксплуатации.

Вам понадобится

  • Данные по весу автомобиля и размеру покрышек.

Инструкция

Покупайте покрышки правильного размера, рекомендованного заводом-изготовителем. Размер на боковой стороне покрышки и выглядит так: 185/65R14 82Q. Первая цифра – ширина покрышки в миллиметрах, второй – высота в процентах от ширины, R14 – обозначает применение только для дисков с монтажным диаметром 14 дюймов, 82Q – это нагрузочный и скоростной коэффициент. Их значения можно узнать в магазине, где продают шины.

Не старайтесь приобретать покрышки шире, чем рекомендовано заводом-изготовителем. Это уменьшит давление на дорогу и ухудшит сцепление с дорогой. Частично это можно компенсировать применением более мягкой модели резины.

Обращайте внимание на коэффициент сцепления и соответствие этой характеристики вашим целям. Требуемый коэффициент сцепления зависит от веса машины. Коэффициент сцепления всегда обозначается цифрой в названии, например, BRIDGESTONE «DMZ-3». Цифра 3 обозначает, что это самая мягкая резина в этом модельном ряду и обладает максимальным коэффициентом сцепления. Они идеально подходят для тяжелых машин с небольшими колесами, например, таких как Mitsubishi «Delica и аналогичных. Существуют покрышки и для диаметрально противоположных целей, например, Nokian «Hakkapelliita-5». Такие покрышки идеально подойдут для легкой машины с большими колесами, таких как Suzuki «Escudo» или Toyota «RAV-4» или аналогичных.

Обращайте внимание на нагрузочный коэффициент (он зашифрован в строке размера покрышки). Нагрузочный коэффициент в первую очередь зависит от и примененных фирмой-изготовителем материалов. От нагрузочного коэффициента мягкость протектора не зависит.

Чтобы выбрать хорошую резину, сделайте ей тест на скользкость. Положите кончик указательного пальца на рабочую поверхность покрышки, слегка прижмите палец к протектору и с небольшим усилием, попытайтесь заставить палец скользить вдоль рисунка. Если палец легко скользит, без заметного сопротивления, то такие колеса будут плохо держать машину в гололед, особенно в оттепель.

Обращайте внимание на структуру боковых стенок покрышки. Однородные жесткие боковые стенки сделают езду по ледяным бугоркам очень жесткой, возможно будет затруднено управление, но при этом такие колеса будут обладать пониженным сопротивлением качению. Лучше покупать шины со смешанной структурой, где ближе к диску боковая сторона жесткая, а ближе к протектору мягкая.

Шины бывают однонаправленные и универсальные. Разница в том, что универсальные можно ставить на любую сторону, а однонаправленные покрышки можно ставить лишь на одну сторону автомобиля, правую или левую. Будет это колесо устанавливаться на правую или левую сторону, задается при монтаже шины на диск. Практика показывает, что применение однонаправленных шин улучшает сцепление машины с дорогой на большой скорости.

Видео по теме

Очень часто перед автолюбителями встает вопрос: как избавиться от старого ненужного автомобиля? Причин на то может быть много: занимает место в гараже; автомобиль отслужил свое, давно не ездит, а налог за него приходится платить. Правительством даже была инициирована программа по утилизации старых автомобилей, когда владельцам взамен старого авто выдавался сертификат на 50 тысяч рублей для покупки нового автомобиля. Но, к сожалению, не все автовладельцы смогли воспользоваться данной программой.

Инструкция

Автомобиль можно распродать по , но сначала снимите его с учета в МРЭО ГИБДД. Процедура эта не из самых приятных. Огромные очереди, не очень вежливые сотрудники. Итак, что для этого нужно? Во-первых, приехать в МРЭО ГИБДД по месту регистрации транспортного средства. При себе нужно иметь следующие документы: паспорт гражданина РФ, заявление ( на месте), свидетельство о регистрации авто, паспорт технического средства (ПТС). Необходимо сдать номерные знаки.

Некоторые подразделения работают и с электронными обращениями, поэтому для того, чтобы сэкономить собственное время, сначала позвоните и уточните можно ли подать заявление об утилизации через интернет. Ехать, конечно, придется, но лишь один раз и в строго оговоренное время: сдать номера и показать автомобиль. В том же случае, если авто не на ходу, сотрудника ГИБДД можно пригласить для осмотра на место стоянки автомобиля. Об этом нужно договариваться заранее.

В МРЭО нужно взять заявления и вписать туда необходимые данные. В разделе «Прошу» нужно напишите: «снять техническое средство в связи с утилизацией». Затем на имя начальника МРЭО напишите объяснительную, где нужно указать, что автомобиль , номера и документы прилагаются (если таковые есть), если их нет, то нужно указать, что номера и документы утрачены.

Теперь все эти документы сдайте в окошко для приема документов. После сдачи документов вам скажут, нужно ли ждать документ о совершенной операции или можно прийти позже.

Все, автомобиль снят с учета, а данные о снятии с учета должны поступить инспекцию для перерасчета транспортного налога.

Источники:

  • как утилизировать автомобиль без документа

Если предприятие в ходе своей деятельности сталкивается с необходимостью ремонта оборудования, транспортных средств или иной техники собственными силами, то в обязательном порядке необходимо вести учет используемых запасных частей. Для этого требуется субсчет 10.5 «Запасные части».

Вам понадобится

  • - субсчет 10.5 «Запасные части».

Инструкция

Сформируйте на предприятии комиссию во главе с главным бухгалтером, которая будет заниматься ведением первичной документации по основным средствам и материалам. Для этого необходимо издать соответствующий приказ, назначив ответственных лиц. Разработайте план ремонтных работ и дефектные ведомости, согласно которым будут использоваться запасные части на различные нужды.

Оформите поступление запасных частей на склад предприятия. Для этого материально-ответственным лицом составляется приходный ордер по установленной форме М-4, в котором указывается фактически принятое число ценностей и назначается для них номенклатурный номер. Если запчасти поступили от поставщика, то в бухгалтерии данная операция отражается на кредите счета 60 «Расчеты с поставщиками» и дебете счета 10.5. При покупке запасных частей за наличные средства подотчетным лицом открывается дебет по счету 10.5 и кредит по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Если предприятие самостоятельно производит данные материалы, то в корреспонденции со счетом 10.5 будет счет 20 «Основное производство».

Ранняя история компании

Компанию «Бриджстоун» учредил в 1931 году Шоджиро Ишибаши. Само название компании - дословный перевод на английский язык фамилии основателя. На русский язык фамилия буквально переводится - «каменный мост».

Первый завод по выпуску шин был построен в 1934 году в японском городе Куруме. В тридцатые годы прошлого века, помимо шин, компания производила также спортивные товары, шланги, ремни, изоляционные материалы, приносившие ей тогда основную часть прибыли.

Во время Второй мировой войны фирма была вынуждена заниматься обслуживанием нужд армии. Во время одной из бомбежек штаб-квартира компании была уничтожена. Утрачена документация. Но уцелели заводы в Куруме и Йокогаме, что дало возможность после войны наладить выпуск продукции.

В пятидесятые годы фирма развивалась бурными темпами. Компания вышла на первое место по производству шин в Японии. Годовой объем выручки от продаж достиг десяти миллиардов йен.

Экспансия на международный рынок

Шестидесятые стали годами начала экспансии компании «Бриджстоун» на международный рынок. В 1965 году открылся первый зарубежный завод в Сингапуре. Вскоре выпускать шины начали на новом заводе в Таиланде. Было открыто торговое представительство фирмы в Северной Америке.

Экспансия продолжилась в семидесятые годы. «Бриджстоун» построила заводы в Индонезии и Иране. Компания, также, приобрела у местных производителей предприятия по изготовлению шин на Тайване и в Австралии.

В восьмидесятые годы «Бриджстоун» продолжила стратегию зарубежной экспансии с целью: стать одним из трех крупнейших производителей резиновых изделий в мире. В рамках этой стратегии фирма приобрела у компании «Файрстоун» завод в Теннесси. Он стал первой производственной площадкой «Бриджстоун» в Северной Америке.

Ну а 1988 году была выкуплена и сама «Файрстоун», вторая, на тот момент, шинная компания на американском континенте. Таким образом «Бриджстоун» превратилась в глобальную корпорацию. Ее производственные мощности дополнились несколькими десятками заводов в Северной, Центральной и Южной Америке. В том же 1988 году компания начала деятельность в Европе.

В девяностые годы корпорация продолжала расширять свой бизнес в глобальном масштабе. Новые производственные мощности были созданы в Таиланде, Индии, Польше, Китае и Соединенных Штатах Америки.

Источники:

  • Bridgtstone Corporate
  • A Global Dream

Шины приходится часто менять. Во-первых, они быстро изнашиваются на российских дорогах. Во-вторых, их необходимо менять на зимний и летний сезоны. В-третьих, случаются и неожиданные повреждения шин - проколы, порезы. Рассмотрим особенности документооборота по приему, отпуску и перемещению шин, а также порядок бухгалтерского учета и налогообложения их стоимости.

Автомобильные шины различаются по своему назначению, конструкции, рисунку протектора, климатическому исполнению и габаритам. По этим показателям автомобильные шины могут быть следующих видов:

  • шины постоянного использования (всесезонные шины);
  • шины периодической эксплуатации (зимняя и летняя резина).

Последние обладают лучшими эксплуатационными свойствами, но в целях экономии организации часто используют на автомобилях всесезонные шины. Они подлежат замене, если пробег превысил установленный заводом-изготовителем километраж или произошло повреждение шин.

В первую очередь организациям нужно разработать необходимые для учета и контроля автомобильных шин внутренние организационно-распорядительные документы. Согласно пункту 3 Методических указаний по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н (далее - Методические указания № 119н) в них могут устанавливаться:

  • формы первичных документов по приему, отпуску и перемещению шин и порядок их заполнения, а также правила документооборота;
  • перечень должностных лиц подразделений, которым доверены получение и отпуск МПЗ;
  • порядок осуществления контроля рационального использования автомобильных шин.

Документами, которые необходимы для оформления в учете хозяйственных операций по движению автомобильных шин, является:

  • товарно-транспортные накладные и иные сопроводительные документы (при приемке и оприходовании автомобильных шин);
  • карточка учета автомобильной шины (в процессе эксплуатации);
  • ведомость (акт) на списание автомобильных шин.

На сегодняшний момент порядок учета автомобильных шин регулируется Правилами эксплуатации автомобильных шин (АЭ 001-04), утвержденными распоряжением Минтранса России от 21 января 2004 г. № АК-9-р (далее - Правила). Вроде бы эти Правила утратили силу, так как в них самих указан срок окончания их действия - 1 января 2007 года. Но новых правил пока не придумали, поэтому советуем руководствоваться ими. Правда, в целом, нет острой необходимости вести карточки учета работы автошин, утвержденные Правилами, если другие документы в порядке. Например, товарные накладные, договоры поставки, договоры на перевозку грузов автомобильным транспортом, счета-фактуры, платежные поручения, оборотные ведомости по товарно-материальным ценностям - материальный отчет по субсчету 10.5, акты на списание запчастей, сводные реестры работы автошин, реестр показателей спидометров по пробегу автомашин и т. д. К примеру, в постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 21 июля 2010 г. № А32-43572/2009 судьи встали на сторону налогоплательщиком, признав неправомерным доначисление налога на прибыль, пеней, штрафа, так как несение налогоплательщиком расходов по приобретению автошин, а также наличие документальных доказательств их списания в результате осуществления предпринимательской деятельности подтверждены и без карточек учета шин, указанных в Правилах.

Информация, содержащаяся в карточке учета работы шины, позволяет дать оценку ее технического состояния. Если шина пригодна для эксплуатации, то она не может быть снята с автомобиля или передана в утиль. Если же шина не пригодна к эксплуатации, то ее снимают, а в ее учетной карточке указываются пробег, причина снятия и порядок ее дальнейшего использования (в ремонт, на восстановление или в утиль).

Затем данные из карточки учета переносятся в ведомости (акты) на списание автомобильных шин, на основании которых в учете отражаются данные хозяйственные операции.

Бухгалтерский учет автомобильных шин

Автомобильные шины, приобретаемые организацией, по своим характеристикам и предназначению являются оборотными активами, которые в бухгалтерском учете организации отражаются как материально-производственные запасы (МПЗ), учет которых следует вести в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01 (утверждено приказом Минфина России от 9 июня 2001 г. № 44н).

Согласно пункту 2 ПБУ 5/01 в составе МПЗ принимаются активы, используемые в качестве сырья при выполнении работ, оказании услуг. Исключение составляют шины (в том числе и запасные), которые поступили в организацию вместе с приобретенными автомобилями. В этом случае они учитываются в составе объекта основных средств.

Согласно пункту 6 Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01 (утверждено приказом Минфина России от 30 марта 2001 г. № 26н) объектом основных средств признается инвентарный объект со всеми приспособлениями и принадлежностями или отдельный конструктивно обособленный предмет, предназначенный для выполнения определенных самостоятельных функций.

Комплекс конструктивно сочлененных предметов - это один или несколько предметов одного или разного назначения, имеющие общие приспособления и принадлежности, общее управление, смонтированные на одном фундаменте, в результате чего каждый входящий в комплекс предмет может выполнять свои функции только в составе комплекса, а не самостоятельно.

Таким образом, как объект основных средств учитывается имущество или комплекс, которые могут выполнять свои функции самостоятельно. Если имущество не обладает функциональной самостоятельностью, его следует отражать в составе комплекса, который может считаться инвентарным объектом с позиций приведенных норм ПБУ 6/01.

Аналогичное положение представлено и в Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н).

В Инструкции по применению Плана счетов к счету 10 «Материалы» субсчет 5 «Запасные части» сказано, что автомобильные шины (покрышка, камера и ободная лента), находящиеся на колесах и в запасе при транспортном средстве, включаемые в его первоначальную стоимость, учитываются в составе основных средств.

Согласно абзацу 2 пункта 6 ПБУ 6/01 при наличии у объекта нескольких частей с разным сроком полезного использования каждая из них учитывается как самостоятельный инвентарный объект. Этот порядок выгоден налогоплательщику, поскольку он позволяет разделять дорогостоящее имущество на несколько объектов и сразу списывать в учете те из них, стоимость которых не превышает 20 000 руб. (или иного установленного в учетной политике лимита), экономя на налоге на имущество.

Однако учитывать автомобиль как основное средство без колес нельзя, так как он не способен приносить доход. А это является одним из условий принятия актива к учету как объекта основных средств.

Кроме того, в пункте 6 ПБУ 6/01 есть оговорка, что при наличии у одного объекта нескольких частей, сроки полезного использования которых существенно различаются, каждая такая часть учитывается как самостоятельный инвентарный объект.

В бухгалтерском стандарте не сказано, какой уровень существенности следует применять для разделения комплекса предметов, представляющих единое целое, на несколько инвентарных объектов, что дает право бухгалтеру решить этот вопрос по собственному усмотрению.

Поэтому организация может установить в учетной политике свой уровень существенности. Если он будет невысоким, то у организации появляются налоговые риски в отношении расчетов с бюджетом по налогу на имущество. Во избежание этого по общей методологии учета капитальных затрат автомобильные шины, находящиеся на колесах транспортных средств (в том числе и на запасном колесе), следует отражать в первоначальной стоимости автомобиля.

При передаче шин в эксплуатацию в бухгалтерском учете организации производится единовременное списание их стоимости на счета учета затрат на основании пункта 93 Методических указаний № 119н. При этом все условия для признания расхода, установленные пунктом 16 Положения по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 (утверждено приказом Минфина России от 6 мая 1999 г.) выполнены, а именно:

  • расход произведен в соответствии с обычаями делового оборота;
  • сумма расхода может быть достоверно определена;
  • в результате установки шин на транспортное средство произошло уменьшение экономических выгод организации.

При передаче в использование автомобильные шины оцениваются согласно пункту 16 ПБУ 5/01 - по себестоимости каждой единицы.

Пример

ООО «Автодор» зимой текущего года приобрело легковой автомобиль с зимним комплектом шин. Автомобиль используется в управленческих целях. В октябре этого же года был приобретен комплект летней резины (4 штуки) за 9440 руб., в том числе НДС 18% - 1440 руб., и установлен на автомобиль. В бухгалтерском учете ООО «Автодор» были сделаны следующие бухгалтерские записи:

Дебет 10 «Материалы» субсчет 5 «Запасные части» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

8000 руб. - оприходован на склад комплект летней резины;

Дебет 19 «НДС по приобретенным ценностям» Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»

1440 руб. - отражена сумма «входного» НДС;

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «НДС»

Кредит 19 «НДС по приобретенным ценностям»

1440 руб. - сумма «входного» НДС предъявлена к налоговому вычету;

Дебет 26 «Общехозяйственные расходы» Кредит 10 «Материалы» субсчет 5 «Запасные части»

8000 руб. - шины установлены на легковом автомобиле.

Сезонные шины, которые были сняты с автомобиля в связи со сменой сезона, необходимо оприходовать на склад.

Порядок отражения подобных операций не предусмотрен нормативными актами по бухгалтерскому учету. Сезонные шины, которые были сняты с транспортного средства и оприходованы на склад, не относятся ни к неиспользованным материалам, ни к возвратным отходам. С одной стороны, они уже находились в эксплуатации (были использованы), а с другой - не утратили своих потребительских свойств.

Оприходование сезонных шин в бухгалтерском учете организации следует отражать по дебету субсчета 10-5 «Запасные части» в корреспонденции с кредитом счетов учета затрат 20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.

Снятые с автомобилей шины, которые еще можно использовать без ремонта, учитываются по стоимости, рассчитанной с учетом износа, который определяется исходя из пробега.

Таким образом, производится уменьшение затрат на производство (или расходов на продажу) текущего отчетного периода на сумму возвращенных на склад автомобильных шин.

Определить стоимость снятых с колес автошин организация может самостоятельно, установив нормы эксплуатационного пробега, ориентируясь на технические характеристики соответствующих шин.

Также можно ориентироваться на Временные нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств РД 3112199-1085-02. С одной стороны, нормы были отменены еще в 2004 году. С другой стороны, по решению комиссии Минтранса России от 18 апреля 2006 года их действие опять же было продлено до вступления в силу соответствующих технических регламентов (информационное письмо Минтранса России от 7 декабря 2006 г. № 0132-05/394). Подобное решение принято в целях обеспечения безопасности эксплуатации автотранспортных средств и рационального нормирования пробега автомобильных шин.

Нормы эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств устанавливаются организациями на основе среднестатистического пробега шин. Минтранс России предлагает использовать поправочные коэффициенты к среднестатистическим нормам пробега шины в зависимости от условий эксплуатации транспортного средства. При этом норма эксплуатационного пробега шины согласно пункту 3.3 Временных норм не должна быть ниже 25% среднестатистического пробега.

Среднестатистический пробег шин российского производства для легковых автомобилей составляет приблизительно 40 000-45 000 км. Для шин зарубежного производства средний пробег составляет 50 000-55 000 км. Пробег шин грузовых автомобилей

существенно выше:

  • для отечественных шин он может достигать 100 000 км;
  • для шин зарубежного производства - 180 000 км.

Стоимость шин, возвращенных на склад, рассчитывается по следующей формуле:

Пример

Зимние шины, снятые с автомобиля, еще можно использовать. Первоначальная стоимость

каждой шины составляет 2000 руб. Норма пробега данных шин, установленная организацией, составляет 50 000 км. За период эксплуатации фактический пробег составил 20 000 км. Следовательно, стоимость каждой шины, возвращенной на склад, равна 1200 руб. [(50 000 км – 20 000 км) : 50 000 км Ч 2000 руб.].

В бухгалтерском учете ООО «Автодор» будет сделана следующая запись:

Дебет 10 «Материалы» субсчет 5 «Запасные части» Кредит 26 «Общехозяйственные расходы»

4800 руб. (1200 руб. Ч 4 шт.) - на склад оприходован комплект зимней резины, снятой с легкового автомобиля.

Налоговый учет автомобильных шин

Транспортное средство, которое организация приобретает, учитывается как единый инвентарный объект не только в бухгалтерском учете, но и в целях налогообложения.

Автомобильные шины, которые приобретаются организацией отдельно от автомобиля, не включаются в состав амортизируемого имущества на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 253 НК РФ, а учитываются в составе расходов на содержание и эксплуатацию, ремонт и техническое обслуживание основных средств и иного имущества, а также на поддержание их в исправном (актуальном) состоянии.

Если осуществляется замена сезонных шин, то расходы на приобретение нового комплекта шин следует квалифицировать как материальные расходы на приобретение материалов, используемых на содержание основных средств согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 254 НК РФ.

Если происходит замена изношенных шин, то на основании пункта 1 статьи 260 НК РФ расходы на их приобретение квалифицируют как ремонт основных средств и признают для целей исчисления налога на прибыль.

Согласно пункту 2 статьи 272 НК РФ расходы на приобретение автомобильных шин следует признавать в целях налогообложения на дату передачи их в использование, то есть на дату установки шин на автомобиль.

Что касается сезонных шин, снятых с автомобиля и переданных на склад, в налоговом учете стоимость этих активов не отражается. Поскольку сумма материальных расходов уменьшается на стоимость:

  • остатков материально-производственных запасов, переданных в производство, но не использованных в производстве на конец месяца (п. 5 ст. 254 НК РФ);
  • возвратных отходов (п. 6 ст. 254 НК РФ).

Остатки материально-производственных запасов оцениваются по той же стоимости, по которой они были включены в состав расходов при списании.

Шины, снятые с транспортного средства, не могут быть квалифицированы как товарно-материальные ценности, не использованные в производстве на конец месяца, поскольку автомобильные шины были установлены на автомобиле, а значит, использовались, изнашивались и утратили свое первоначальное состояние.

В то же время использованные шины нельзя рассматривать в качестве возвратных отходов. При этом под возвратными отходами понимаются остатки сырья и материалов, полуфабрикатов и других видов материальных ресурсов, образовавшихся в процессе производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), частично утратившие потребительские качества исходных ресурсов и в силу этого используемые с повышенными расходами или не используемые по прямому назначению.

Сезонные шины под данное определение не подпадают. Следовательно, в целях налогообложения сезонные шины не могут рассматриваться ни как остатки запасов, ни как возвратные отходы. Таким образом, сумма материальных расходов не уменьшается на стоимость сезонных шин, снятых с транспортного средства. В результате при оприходовании снятых шин на склад в бухгалтерском учете образуется налогооблагаемая временная разница согласно пункту 12 Положения по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций» ПБУ 18/02 (утверждено приказом Минфина России от 19 ноября 2002 г. № 114н). На основании данной разницы формируется отложенное налоговое обязательство.

Пример

В налоговом учете стоимость автомобильных шин, оприходованных на склад, не учитывается. В результате возникает налогооблагаемая временная разница в размере 3600 руб., на основании которой сформировано отложенное налоговое обязательство:

Дебет 68 «Расчеты по налогам и сборам» субсчет «Расчеты по налогу

на прибыль» Кредит 77 «Отложенное налоговое обязательство»

960 руб. (4800 руб. Ч 20%) - сформировано отложенное налоговое обязательство.

При износе автомобильных шин у организации возникает необходимость их ремонта или замены.

Ремонт и восстановление автошин могут производиться как самой организацией, так и на специализированных автосервисах. В случае самостоятельного ремонта организация несет расходы на закупку запчастей к автомашинам (камер, покрышек, ободов колес, балансировочных грузов и пр.) и оплату труда рабочим, которые производят ремонт.

Если отремонтировать автошины без специального оборудования невозможно, то организация может воспользоваться услугами специализированных предприятий. В этом случае запчасти к автомашинам могут быть закуплены самостоятельно. В такой ситуации организация оплачивает автосервису только услуги по замене и установке запчастей или же стоимость запчастей будет учтена в стоимости ремонтных работ автосервиса.

При передаче шин для восстановления на шиноремонтные заводы их стоимость переносится в бухгалтерском учете на субсчет 10-7 «Материалы, переданные в переработку на сторону».

Согласно пунктам 7 и 18 ПБУ 10/99 затраты по поддержанию транспортных средств в исправном состоянии являются расходами по обычным видам деятельности и признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. При этом в бухгалтерском учете организации делается следующая проводка:

Дебет 20 «Основное производство», 26 «Общехозяйственные расходы»

Кредит 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»

Отражены затраты на ремонт или замену автомобильных шин.

Для целей налогообложения расходы на ремонт шин можно учесть как прочие расходы, связанные с производством и реализацией.

Отметим, что в настоящее время нормативные документы, устанавливающие нормы затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин, отсутствуют. Именно поэтому данные затраты являются расходами на проведение текущего ремонта, которые

включаются в себестоимость продукции, работ, услуг как затраты по поддержанию основных средств в рабочем состоянии. При этом нормирование указанных расходов не предусмотрено.

Если шины имеют разрушения, которые не подлежат местному ремонту или восстановлению путем наложения нового протектора, то они по решению специальной комиссии, созданной на предприятии, списываются в утиль. На склад такие шины приходуются по весу по прейскурантным ценам, по которым они сдаются на шиноремонтные заводы. В бухгалтерском учете организации неподлежащие восстановлению шины зачисляются на субсчет 10-6 «Прочие материалы».

___________________________