Предприятия польши по отраслям. Что Польша производит (Промышленная Польша)

Предприятия польши по отраслям. Что Польша производит (Промышленная Польша)

Душевой показатель валового внутреннего продукта (по ППС) в начале XXI в, составил чуть более 4000 долларов США в год. Общий ВВП - самый большой среди стран Центрально-Восточной Европы (350млрд долл. в 1999 г.).

Польша - аграрно-индустриальная страна. Развал СЭВ и переориентация на Запад привели к существенной трансформации отраслевой структуры хозяйства.

Сельское хозяйство Польши отличается разнообразием, но до последнего времени и отсталостью. В XX в. оно прошло особый путь развития. Послевоенная национализация крупных прусских и померанских землевладений и сохранение мелких крестьянских хозяйств в центральной части и на юге страны в сочетании с ограничением свободного земельного рынка не привели к желаемому расцвету отрасли. Продуктивность как , так и растениеводства качественно ниже, чем у западных соседей со схожими агроклиматическими ресурсами (средняя урожайность пшеницы менее 40 ц/га, удойность коров - 3 тыс. литров в год), причем значения соответствующих показателей уменьшаются с юго-запада на северо-восток. До сих пор широко используется тягловая лошадиная сила.

Две трети товарной продукции дает животноводство. Доминирует свиноводство (2-е место в Зарубежной Европе по поголовью свиней), рассредоточенное по всей территории страны. Разведение крупного рогатого скота имеет мясомолочное направление. Сегодня Польша не только производит, но успешно налаживает экспорт свинины, молока и сливок на европейский рынок.

Основные мощности черной металлургии создавались в социалистический период при помощи СССР. Главные производители стали - устаревший Катовицкий металлургический комбинат в Верхней Силезии и более современный в Ново-Гуте под Краковым (потенциальная мощность обоих более 3 млн тонн в год). Большая часть металлургических предприятий страны приватизируется под давлением Европейской комиссии, в частности крупными ТНК. В соответствии с ее требованиями, при вступлении в ЕС Польша должна значительно сократить выпуск стали, сохранив только те виды сталелитейной продукции, которые будут востребованы на общеевропейском и мировом рынках.

Цветная металлургия имеет более светлые перспективы. Польша - крупнейший в Европе производитель рафинированной меди и серебра. Главные месторождения и медеплавильные заводы находятся в Люблинском воеводстве.

Химическая промышленность в послевоенный период развивалась быстро, но сегодня она находится в тяжелом положении, что связано как с экономическими, так и с экологическими причинами. До 1990-х г. здесь производились серная кислота, в частности на базе собственных месторождений серы в Езёрко, поваренная соль, минеральные удобрения. Сегодня спрос на эту продукцию, особенно на минеральные удобрения, падает.

Машиностроение разнообразно, но по европейским меркам маломощно. Здесь есть производство локомотивов и железнодорожных вагонов, самолетов, легковых и грузовых автомобилей, морских судов. Лучше всего дело обстоит с производством автомобилей и судов. Автомобилестроение развивается прежде всего благодаря иностранным капиталовложениям и активному внедрению в польское автомобилестроение таких гигантов, как «Дженерал моторе», «Фольксваген», «ФИАТ», «Форд», «Деу», «Тойота», «Вольво». Единственный национальный автомобиль «Полонез» снимается с производства. Общий объем иностранных инвестиций в отрасль в 2000 г. превысил 5 млрд долл, США. Сегодня автомобилестроение дает 8% ВВП страны.

Неплохая на общеевропейском фоне ситуация с . Польша удерживает 2-е место в Европе и 5-е в мире по производству судов. В начале 1990-х гг. отрасль была на гране банкротства, но энергичные меры правительства изменили ситуацию. Была проведена приватизация и, как и в случае с автомобилестроением, кампания по привлечению . Характерной чертой нового этапа развития отрасли стал опережающий рост производства малотоннажных судов, а также корпусов, изготавливаемых по заказам германских и других западноевропейских верфей. В стране работает восемь верфей, крупнейшие из них - Щецинская и Гданьская. Сегодня в кооперации с судостроителями работает 800 промышленный предприятий и организаций инфраструктуры, на которых занято более 130 тыс. человек.

Вес третичного сектора в экономике скромнее, чем в странах Запада, но он успешно развивается. В силу удачного экономико-географического положения на пересечении торговых путей между Западной и Восточной, Северной и Южной Европой Польша веками была торговой страной. В постсоциалистический период география внешнеэкономических связей принципиально изменилась. Главным торговым партнером Польши стала соседняя Германия, на долю которой теперь приходится 35% экспорта и 25% импорта (2002). Доля России не превышает 5% как экспорта, так и импорта. В экспорте растет доля продукции , а в импорте - промышленных товаров и топлива.

Транспортная инфраструктура в целом развита, но по западным меркам нуждается в качественном улучшении. Половина пассажиро- оборота и две трети грузооборота осуществляются железнодорожным транспортом. Половина железных дорог электрифицирована, но в Польше еще можно увидеть составы с углем, которые тянут паровозы. В западной части страны железнодорожная сеть гуще, чем в восточной. Лучше выглядит относительно густая сеть автодорог с твердым покрытием. Проектируется строительство автомагистрали из ФРГ через Польшу и Белоруссию в Россию, которая пройдет через Познань и .

В начале нового столетия в Польше стремительно развиваются телекоммуникационные системы. В конце 1990-х - начале 2000-х гг. средние темпы роста телефонной сети достигали 20% в год. В 2000 г. компания «Телекоммуникация Польска» заняла почетное 1-е место среди 100 ведущих компаний Центрально-Восточной Европы (включая Россию), опередив по уровню капитализации российские «Лукойл» и «Газпром». Так же быстро идет внедрение современных информационный технологий.

Неплохо развивается туристский бизнес. Для культурно-познавательного туризма наиболее привлекателен «польский Рим» Краков, который более 500 лет до конца XVI в. был столицей польского государства. Это изумительный город, чудом уцелевший во время Второй мировой войны. Здесь находится Вавельский дворец польских королей, один из старейших в Европе Ягеллонский университет. Закопане, главный центр горнолыжного туризма, расположен в Высоких Татрах. В последние годы большой популярностью как у , так и у иностранных туристов пользуется один из самых молодых европейских курортов на Балтийской косе, рядом с российской Калининградской областью.

Польша - страна ярко выраженных территориальных контрастов. Наиболее экономически развиты запад и юг страны, наименее - северо-восток. Столица страны Варшава представляет собой в определенной степени анклав на фоне не самой экономически развитой исторической провинции Мазовии (Мазовше). Помимо того что Варшава - главный административный центр, Варшавская агломерация (более 2 млн человек) - самый крупный район обрабатывающей промышленности страны. К юго-западу от столицы находится второй по величине город страны - Лодзь (900 тыс. жителей). В XIX в. это был один из крупных центров текстильной промышленности. Главный промышленный регион страны - Силезия, где находится крупнейшая промышленно-городская агломерация -- Верхнесилезская с центром в Катовице (около 4 млн человек). Здесь добывается практически весь каменный уголь страны, действует металлургический комбинат «Катовице», ведется добыча свинцово-цинковых руд. Из-за высокой концентрации грязных производств Верхнесилезская агломерация - самый экологически неблагополучный район Польши, мощный источник загрязнения воздушного и водного бассейнов (неподалеку от агломерации верховья Вислы и Одры). К северу от Катовице находится г. Ченстохова - центр паломничества католиков. Здесь хранится польская национальная святыня - чудотворная икона Ченстоховской Божьей Матери.

Главный город Нижней Силезии - древний Вроцлав (более 500 тыс. жителей), основанный в X в. Это важный транспортный узел, центр .

Севернее Силезии простирается Великопольша с Куявией, восточнее - Малополыиа. Великопольша - историческое ядро страны. Здесь расположен небольшой город Гнезно («Гнездо») - первая столица польского государства. Согласно легенде, его основал в X в. князь Лех, вождь полян. Самый крупный город Великополыни - Познань. Здесь есть разнообразное машиностроение (производство железнодорожных вагонов, дизелей для судов). Это еще и крупный торгово-ярмарочный центр. Главный город Малополыпи Краков (750 тыс. жителей) - вторая после Гнезно историческая столица страны. Сегодня это прежде всего культурный и научный центр, туристическая Польши. Но в целом Малополыиа - индустриально-аграрный регион страны с высокой долей занятых в сельском хозяйстве.

Приморская полоса (Западное и Восточное Поморье) занимает территорию бывших германских Померании, Западной и части Восточной Пруссии. Здесь находятся две портово-промышленные агломерации - Щецинская (ок. 600 тыс. человек) и Гданьско-Гдынская (800 тыс.). Окружены обе агломерации преимущественно сельскими ландшафтами и лесами. Гданьск не только промышленный порт, но и один из центров туризма. Он имеет компактный, бережно отреставрированный исторический центр, богатый памятниками готической архитектуры. Недалеко от Гданьска расположен небольшой городок Мальборк с сохранившимся замком крестоносцев. Именно отсюда шли ливонские рыцари на Русь покорять Псков и Новгород, но были разбиты князем Александром Невским на Чудском озере в 1242 г.

Как уже отмечалось, северо-восток и восток - наиболее отсталые районы. Промышленно развито лишь Люблинское воеводство. Здесь есть автомобильный и вертолетостроительный заводы. Город Люблин насчитывает 350 тыс. жителей. Подлясе - аграрный район, польская часть Полесья, примыкающая к Полесью.

Польская промышленность очень диверсифицирована и географически довольно равномерно размещена, хотя существуют районы значительной концентрации предприятий ее ведущих отраслей. Ведущими являются отрасли, производящие продукты питания, текстиль, уголь, машины и оборудование.

Страна занимает пятое место в мире по разведанным запасам каменного и бурого угля, а также имеет залежи меди, серы, цинка, свинца, серебра, магния и каменной соли, что дает значительный вклад в польский экспорт. Есть также потенциально перспективные запасы известняка, каолина, глинозема, поташа и природного газа.

Очень значительным изменением, которое произошло за последнее 10-15 лет, был также быстрый рост экспорта промышленных товаров при повышающимся одновременно участии в экспорте сильно переработанных изделий. В настоящее время самую крупную позицию в экспорте промышленных благ составляют изделия электромашиностроительной промышленности. Большое значение имеет в нем также продажа изделий химической и металлургической промышленности.

Польская промышленность - это свыше 380 тыс. экономических субъектов. Значительное большинство промышленных предприятий в Польше - это частные субъекты.

В Катовицком воеводстве (Верхняя Силезия) концентрируется около 20% всех работающих в промышленности страны; здесь сосредоточены предприятия угольной промышленности и черной металлургии. Это также главный район цветной металлургии, машиностроения и производства металлоконструкций и других металлоемких изделий. В Лодзи и ее окружении находится почти 42% всех занятых в текстильной промышленности. Около 30% занятых в электротехнической промышленности сконцентрировано в Варшаве и ее окрестностях. Гданьск и Щецин - крупные центры судостроения. Предприятия химической промышленности более рассредоточены по территории страны, хотя значительная их часть находится в Катовицком воеводстве.

  • машиностроение
Польша - самая крупная из стран Восточной Европы по экономическому потенциалу. Машиностроение здесь, достигло высокого уровня, однако, оно отличается повышенной металлоемкостью. Здесь производят машины и оборудование для промышленности, строительства и сельского хозяйства, развито также транспортное и тракторостроение. По большинству видов производимой в этой отрасли продукции Польша занимает лидирующие места в Европе. Особое место в машиностроении Польши принадлежит судостроению - отрасли международной специализации.

Польша занимает одно из ведущих мест в мире по производству рыболовных судов, товарных и пассажирских вагонов, дорожных и строительных машин, промышленного оборудования и др.

Польские заводы отличаются самым высоким качеством изделий, эффективностью их производства и низкими расходами. Выгодное расположение в сердце Европы дает возможность сотрудничать с моторизационными заводами в соседних странах.

Главные центры машиностроения: Варшава, Лодзь, Вроцлав, Познань, Гданьск, Быдгощ.

  • авиационный сектор
Польская «авиационная долина» славится авиационной промышленностью и центрами подготовки пилотов. Свои знания она черпает из столетней традиции этой отрасли экономики и 70 лет опыта польской авиации. Польская авиационная промышленность сконцентрирована главным образом в одном географическом регионе. Семьдесят пять процентов производства и занятости в секторе находится в южно-восточной части страны. Сейчас на польском рынке в этом секторе действует около 100 предприятий, в которых занято более 20 тыс. человек.

Можно перечислить несколько положительных факторов объясняющих, почему следует вкладывать деньги в авиационную промышленность именно в Польше, среди них:

  1. многолетние традиции страны в этом секторе,
  2. развитая производственная деятельность иностранных инвесторов,
  3. конкурентные издержки производства,
  4. наличие высококвалифицированных инженерно - технических кадров,
  5. развитая сеть субподрядчиков,
  6. деятельность Объединения «Авиационная Долина»,
  7. густая сеть международных и внутренних аэропортов,
  8. развитая база для обучения и подготовки кадров.
Положительной чертой польского авиационного сектора является развитая сеть внутренних авиалиний, которую можно использовать для перевозки грузов, что является привлекательным фактором для размещения в нашей стране инженерных и сервисных центров воздушных линий.

Польша производит самолёты: народно-хозяйственного назначения, учебно-тренировочные, самолеты бизнес авиации, а также вертолёты, планеры, запчасти и аксессуары для авиации. Большая часть продукции предназначена на экспорт, главным образом в США, Венесуэлу, Индонезию, Италию, Грецию, Канаду, Испанию, Германию, Южную Корею, Вьетнам.

  • химическая промышленность
Химическая промышленность Польши отличается от соседних стран тем, что производит значительное количество серной кислоты, кальцинированной соды, карбида кальция, суперфосфата, азотных удобрений, синтетических волокон и каучука, пластмассы, парфюмерии, автопокрышек и фармацевтических изделий.

Но химическая промышленность всего региона Восточной Европы сильно отстает от западноевропейской вследствие отсутствия сырья для самых передовых отраслей химии - нефти.

  • строительная промышленность

Строительный сектор регулируется законом "О строительстве" от 7 июля 1994 года с изменениями.

Показатели строительной промышленности значительно возросли в 1997-2000 годах, первоначально как результат иностранных инвестиций главным образом в областях производственной, торговой и административной застройки, хотя возрастало также число новостроек, финансируемых польским капиталом. Однако в 2001 году, после десятилетнего подъема, эта благоприятная тенденция изменилась. В 2003 году польская строительная промышленность испытала спад порядка 3%.

На итоговый результат повлиял спад (3%) в частном секторе и резкое понижение показателей государственных предприятий (5%). В 2003 году доля частного сектора в строительстве продолжала возрастать, чтобы достичь почти 98% (в 2002 году 97,6%).

  • пищевая промышленность
Доля пищевой промышленности, к которой относится производство продуктов питания, напитков и табачных изделий, в структуре продаж польской промышленности в целом составляет около 20%. В ней работает почти 17% от общего числа занятых в промышленности.

Существенной чертой развития пищевой промышленности в последние годы является ускорение процесса индустриализации переработки сельхозпродуктов как отражения роста уровня производства больших промышленных предприятий.

Несмотря на очевидный прогресс, доля пищевой промышленности в освоении сельскохозяйственной продукции по-прежнему является низкой и составляет: в производстве концентрированных кормов и в переработке овощей и картофеля -около 25-30%, в убое скота - неполных 50%, в переработке зерна и молока - около 65%, а фруктов - свыше 80%.

Говорят – польской промышленности не существует, польская промышленность неконкурентноспособна, польская промышленность устарела, польскую промышленность сожрал ЕС. И из года в год повторяют, словно мантру, 5 главных стереотипов о, якобы, не существующей промышленности Речи Посполитой. На самом деле, может эта отрасль и не является главной рабочей лошадкой государственной экономики, но все же она чувствует себя гораздо лучше, чем многим может показаться.

Они говорят – ее не существует.

- Польской экономики не существует, поскольку ее сожрал иностранный капитал

Согласно данным Центрального бюро статистики, на конец 2013 года количество иностранных инвесторов в экономике Речи Посполитой составляло 12 государств или 26 128 компаний. Следует отметить, что львиная доля инвесторов «прибыла» из стран Евросоюза – более 90 %. Чистая прибыль от таких внедрений составляет более 42 миллиарда злотых и почти 2 миллиона рабочих мест.

Хотя сухая статистика показывает, что иностранный капитал чувствует себя в Польше вполне прекрасно, все же остается вопрос: существует ли польская фирма? Как на фоне мировой экономики, полноправным членом которого Польша является вот уже без малого четверть столетия, можно определить «национальность» промышленности?

Как определить национальность промышленности?

Когда акционерами компании являются представители разных государств или инвестиционные фонды, регулярно подкармливаемые финансовым потоком со всего мира, довольно трудно определить «гражданство» фирмы. Как правило, при таком раскладе считается, что компания безвозвратно утратила свою национальную идентичность и превратилась в один из винтиков мирового капитала. Однако, с точки зрения самого государства, не столь важно, кто именно руководит фирмой. Действуя на территории Речи Посполитой, сплачивая налоги, предоставляя рабочие места, внося вклад в польскую экономику, все эти иностранные «фирмочки» принимают важное участие в экономическом развитии страны. Нельзя забывать и о присутствии польских инвесторов в зарубежных компаниях. Только в 2012 году дивиденды от их существования составили около 4 миллиардов злотых, а тенденция к их росту повышается с завидным упрямством из года в год.

Не важно кто, важно - где.

- У польской промышленности нету ни одного известного мирового бренда

Пожалуй, более дурацкого аргумента и не придумать. В качестве примера частенько представляют компании, которые, не смотря на свою откровенную «польскость», принадлежат иностранным инвесторам. Знаменитейшая кондитерская марка «E. Wedel», приобретенная «PepsiCo», известные алкоголи «Soplica», «Absolwent», «Żubrówka» и «Bols», принадлежащие концерну «Русский Стандарт», «Krupnik» и «Balsam Pomorski», которые в свое время выкупила французская «Belvedere Group», сеть супермаркетов «Biedronka», которая в 1997 году перешла в руки португальского «Jeronimo», или «Gadu-Gadu», являющегося от недавнего времени собственностью южноафриканского концерна "Naspers». В самом расцвете своей промышленной карьеры все эти бренды, давно ставшие мировыми, были исключительно польскими.

Но польская промышленность не заканчивается на этих «утраченных» марках. На иностранном рынке огромную популярность приобрели одежда и обувь польского производства. Крупнейшие производители этого типа товаров – «LPP», «CCC» и «Coccodrillo», которые в совокупности открыли за пределами Речи Посполитой 260 фирменных магазинов. Новые рыночные горизонты постепенно осваивают и «запасные игроки». Компания «Big Star» делает ставку на популярность в Румынии, Хорватии и Испании, «Wójcik Fashion Group» прекрасно чувствует себя на территории Германии, Италии и Китая. Производители детской обуви «Gucio» и «Bartek» покорили сердца (и кошельки) родителей в Украине, Великобритании и, даже, в США.

Обувной монстр.

- Польская промышленность еле дышит

Знаете, какой самый главный враг современной польской промышленности? Это, как ни странно, фраза: «При социализме было лучше». Отбрасывая в сторону все , лучшим аргументом в сторону оппонента будут не гласнословные заверения о развивающемся промышленном потенциале Речи Посполитой, а сухие статистические факты.

Поскольку в эпоху развитого социализма Польша являлась таким себе сырьевым придатком, то, естественно, что с 1998 года экономика опустилась ниже плинтуса. Однако, правильная политика властей и внедрение в действие плана Бальцеровича помогло государству довольно безболезненно и быстро (в мировых масштабах) справиться с депрессией. И, если в 1990 году показатель ВВП составлял 56, 6 миллиарда долларов, то на сегодняшний день эта цифра возросла до 550 миллиардов.

- Польская промышленность лишилась главного козыря – судоверфи

Хотя гордость польской промышленности – мощные судоверфи, бывшие во времена ПНР экономическим движком, фактически утратили свой боевой потенциал, на их фундаменте, как грибы после дождя, прорастают мелкие, но гораздо более специализированные частные предприятия. На конец 2013 года совокупный доход этой отрасли составил 10 миллиардов долларов. По словам ведущих мировых экономистов, эта тенденция не может не радовать и польские современные судоверфи чувствуют себя, как рыба в воде.

Если в 90-х годах прошлого столетия в Польше строились суда, стоимость которых составляла примерно 3 доллара за килограмм, то сегодняшнее судостроение претерпело значительные метаморфозы. На сегодняшний день, стоимость водного транспорта возросла до 18-20 евро за килограмм, что отвечает стоимости Мерседеса класса С. А это, кстати, служит лучшим подтверждением технологического рывка. Весь ПНР-овский «металлолом» не идет ни в какое сравнение с ультрасовременными роскошными яхтами и другими видами судов.

Флагман польской судоверфи.

- Польская промышленность, даже, если и существует, давно устарела

Позвольте категорически не согласиться. Еще в 1991 году в Польше было создано Агентство Промышленного Развития. В переходный период эта государственная служба смогла спасти тысячи рабочих мест, вложив огромные средства в модернизацию средних и крупных предприятий. Хотя до недавнего времени главной задачей Агентства являлась реструктуризация компаний, в последние лет десять главный акцент делается на инновации. Власти Польши всячески поддерживают талантливых ученых и разработчиков, занимающихся стремительным развитием научно-исследовательских проектов, которые помогут максимально смодернизировать промышленный сектор, снизить себестоимость конечного продукта и вывести экономику на новый положительный виток своего существования.

Так что вы там говорили о несуществующей польской промышленности? Она не только существует, она еще и вносит свою огромную лепту в мировую экономику. Оптимизм терять нельзя ни при каких условиях, и Польша, в скором времени, наверняка превратиться в доброго промышленного монстра старенькой Европы.

. Хозяйство современной. Польши отмечается развитой отраслевой и территориальной структурой. Это индустриально-аграрное государство (промышленность дает около 36% стоимости. ВВП, 4% - сельское хозяйство и 60% - сфера услуг)

Промышленность имеет многоотраслевую структуру, в которой ведущее место занимают угольная промышленность, металлургия, машиностроение, химическая, лесная и легкая промышленность. Хорошо развита строительная промышлен словисть.

Особенностью территориальной организации промышленности. Польши является ее значительная концентрация на юге страны. В наследство от социалистической экономики. Польша получила ряд нерентабельных, энергоемких и экологической чно грязных производств. После вступления в. ЕС в 2004 г страна получила многомиллиардную финансовую помощь для преодоления кризисных явлений в топливно-энергетическом, машиностроительном комплексах, легкой промышленно сти и других отраслях и успешно осуществляет их модернизациицію.

Топливная промышленность в значительной степени ориентирована на добычу и использование собственного топлива. Так, объемы добычи угля (прежде всего. Верхне-Силезский бассейн) составляют в последние годы 215-250 млн т т. Значительная часть его поступает на экспорт (в страны. Западной. Европы, скандинавских, а также в Украину). Нефть и газ. Польша импортирует, в основном, трубопроводами из. России. Рассматривается возможность имп орта нефти морским путем из. Норвегии и стран. Персидского залива. В перспективе. Польша может импортировать нефть. Каспийского бассейна при достройке нефтепровода. Одесса-Броды (Украина) до м. Плоцк. Производ тво электроэнергии сосредоточено на. ТЭС (97%), 3% дают. ГЭС. Треть тепловых электростанций сосредоточена в. Верхней. Силезии. Работают они в основном на угле, частично, на мазутна мазуті.

Металлургическая промышленность представлена??черной и цветной металлургией. Черная металлургия производит около 20 млн т стали и работает на собственном коксующихся углях и привозном руде (железной - из. Швеции т и Украины, марганцевой - из Украины). Черная металлургия сконцентрирована на юге в. Верхней. Силезии. Крупнейшими центрами е. Краков,. Катовице,. Ченс-тоховова.

Цветная металлургия частично работает на собственном сырье (медной и свинцово-цинковой) и на привозном (бокситы из. Венгрии). Цветная металлургия сконцентрирована в юго-западной части. Польши, ориентированных уеться на медные руды. Нижней. Силезии (Глогув,. Легница). Свинец и цинк выплавляют в. Катовице и других промышленных центрах. Верхней. Силезии. На электроэнергии. ТЭС работают предприятия по производству алюминиевых мини -. Скавиний и. Конинін.

Металлургия в целом удовлетворяет потребности. Польши в металле. Часть ее продукции идет на экспорт

Машиностроение, которое является важнейшей отраслью промышленного комплекса. Польши, дает около. ЗО% стоимости промышленной продукции и составляет значительную долю ее экспортного потенциала. В 1980-1990-х гг проблем мою польского машиностроения было технологическое отставание от уровня высокоразвитых стран. ЕС. Теперь эта проблема решается в основном за счет импорта технологий. Польское машиностроения специа лизируется на выпуске судов (Гдыня,. Гданьск,. Щецин), оборудования для энергетики, металлургии и химической промышленности (Краков,. Катовице,. Чен-стохова,. Бытом), для пищевой промышленности (Варшава,. Быдгощ), а также сельскохозяйственные машины"легковые автомобили, вагоны и т.д.. В последние годы получило развитие станко-и приборостроение, производство бытовых машин, развиваются отрасли точного наукоемног в машиностроение (Варшава,. Вроцлав,. Познань,. Краковаків).

Химическая промышленность. Польши имеет многоотраслевую структуру. Здесь активно развивается нефтехимия (Плоцк), газохимии (Пулавы и. Тарнов), химия органического синтеза, основная химия. Предприятия выпускают га алузи пластмассы, синтетические волокна, каучук, минеральные удобрения, серную и азотную кислотыти.

Текстильная промышленность - традиционная отрасль. Польши. Она отличается высоким уровнем территориальной концентрации. Большинство предприятий находится в. Лодзи (2/3 работающих) и в. Нижней. Силезии

Пищевая промышленность подверглась значительной модернизации в последние годы. Она выпускает муку, сахар, плодоовощные и мясные консервы и другую продукцию. В своем размещении тяготеет к районам производства сел ькогосподарськои сырьяни.

Сельское хозяйство

Проблемой сельского хозяйства. Польши в низкая эффективность, небольших фермерских хозяйств. Однако рост сельскохозяйственного экспорта в страны-члены. ЕС в 2004-2006 гг укрепляет его позиции й за счет качества и дешевизны продукции животноводства и растениеводства. Польское сельское хозяйство специализируется среди стран. Центральной. Европы на производстве картофеля (пятое место в мире), лен в, молока, табака, мяса, сахарной свеклы, ягод. В структуре сельскохозяйственной продукции основное место принадлежит растениеводству. Под зерновыми культурами занято 56% посевных площадей, кормовыми - 13%, к артоплею - 16%, техническими - 5%. Крупнейшие посевы пшеницы в южной и юго-восточной. Польше. На севере, в центре и на востоке в структуре зерновых увеличивается доля ржи и ячменя. Южная и центр альная. Польша - районы развитого садоводства и овощеводства. Здесь значительного развития приобрело выращивание, ягод (смородины, клубники, малины и др.ни та ін.).

Не указаны проблемы промышленности. Польши, в частности легкой промышленности и машиностроения

Транспорт

Железнодорожная и автомобильная транспортная система радиальное (от. Варшавы) простирания. Однако все большее значение приобретают транспортные артерии направления. Восток -. Запад (две железнодорожные ветки: южная, щ что уходит из Украины через. Краков -. Катовице в. Варшаву, и северная - из. России через. Беларусь в. Варшаву и. Познань), а также меридиональные пути от. Балтики на юг. В. Польше идет реконструкция отдельных вы дев транспорта, создание трубопроводной сетижі.

На сегодня автомобильные перевозки превышают железнодорожные-Наивысшая плотность автодорог сформировалась на западе. Морской транспорт. Польши осуществляет значительную долю международных перевозок грузов. Речной транспорт использует судоходные реки. Одра,. Вислу и каналли.

Трубопроводный транспорт представлен нефте-и газопроводами, которые идут с. Востока через. Польшу в. Западную. Европу, а также от портов на. Балтийском море

Внешнеэкономические связи

К середине 1980-х гг были ориентированы на социалистические страны. Во время рыночных преобразований возросла интенсивность связей со странами. Запада, хотя восточноевропейские также составляют значительную долю в эксп портно-импортных операциях. Польши. Сейчас она экспортирует судна, оборудования для пищевой и химической промышленности, автомобили, кокс, продукты питания, изделия деревообрабатывающей промышленности, медь и другое продукцию. Польша импортирует нефть, газ, руды черных металлов и бокситы, химическую продукцию, машиншини.

Территория Польши протянулась с запада на восток почти на 700 км, с севера на юг — на 650 км. Она расположена в бассейнах рек Вислы и Одры, между горной дугой Карпат и Судет на юге и Балтийским морем на севере. Современная территория страны сформировалась после Второй мировой войны. ЭГП Польши определяется выгодным транспортным положением на пересечении широтных (между странами Западной и Восточной Европы) и меридиональных (между странами Дунайского бассейна и Балтийским морем) путей и широким выходом к морю.

По государственному строю Польша — президентско-парламентская республика, главой которой является президент, а функции парламента выполняет Сейм.

Природно-ресурсный потенциал Польши

Польша богата полезными ископаемыми. По запасам медной руды и самородной серы, каменного угля она занимает одно из первых мест в мире, по запасам бурого угля, поваренной соли, полиметаллов, строительного сырья — одно из первых мест в Европе. Подавляющее большинство полезных ископаемых концентрируется в южной части страны, что объясняется особенностями геологического строения. Однако железной и марганцевой рудой, нефтью, фосфоритами Польша обеспечена недостаточно.

Распространенные почвы Польши — дерново-подзолистые, дерново-карбонатные и черноземы. Лесами покрыто около 20% территории страны, но для хозяйственных нужд их не хватает.

Население Польши

На численность населения Польши немалое влияние имела Вторая мировая война. Страна потеряла около 15% населения (около 7 млн. человек), изменилась его половая структура. Изменение границ страны в 1945 г. привела к массовым внешним миграциям: несколько миллионов человек (преимущественно немцы) выехали из Польши, однако возвращение поляков из других стран, в том числе и из Украины, было еще больше. Благодаря демографической политике правительства в послевоенное время увеличился естественный прирост населения. По возрастной структуре на начало 90-х годов поляки стали одной из самых молодых наций Центральной Европы.

Индустриализация, которая началась в послевоенное время вызвала и повышенные темпы урбанизации. Сейчас в городах проживает более 60% населения. На территории страны расположено 9 агломераций с населением 1-2 млн. человек каждая.

Польша — однонациональная страна, поляки составляют 98,7% населения. Наиболее густо заселены южные районы страны (250 человек на 1 км кв.), Всего — северо-восточные районы. Средняя плотность населения составляет 123 человека на км кв.

Общая характеристика хозяйства Польши

До Второй мировой войны Польша имела преимущественно аграрную специализацию. В сельской местности проживало 65% населения. В промышленности значительным было влияние иностранного капитала. В годы построения социализма (1945-1990 pp.) состоялась индустриализация, получили развитие отрасли тяжелой промышленности: энергетика, металлургия, машиностроение и металлообработка, химическая, лесная и лесохимическая, легкая промышленность. В конце 1991 г. в Польше была принята программа реорганизации экономики, которая базировалась на быстром переходе к рыночной экономике: осуществление приватизации, укрепления финансовой системы, равенства развития всех форм собственности, привлечения иностранных инвестиций. Однако перестройка экономики проходила на фоне спада жизненного уровня населения, в первую очередь среди работников угольной, металлургической и текстильной промышленности. Резко снизился уровень жизни крестьян (на 30-40%). Это произошло потому, что владельцы мелких крестьянских хозяйств ранее сами сбывали свою продукцию, однако в условиях отсутствия дефицита продукции сельского хозяйства это стало невозможным.

И все же, несмотря на трудности, Польша первой из стран Центральной Европы вышла из спада. Рост ВНП продолжается, около 60% ВНП создается в частном секторе. В стране создан новый экспортный комплекс, произошла переориентация на рынки Западной Европы и Ближнего Востока.

Среди факторов экономического роста во второй половине 90-х годов следует отметить активизацию инвестиционной деятельности и внешней торговли, связанную с экономическим оживлением и благоприятной ситуацией на рынках развитых стран. Благодаря успехам в рыночных преобразованиях хозяйства Польша одной из первых постсоциалистических стран должна к 2004 г. стать членом ЕС.

Промышленность Польши

ТЭК Польши использует собственный каменный и бурый уголь, нефтеперерабатывающая промышленность развивается на сырье, поступает из стран Ближнего Востока, России. В энергетике преобладают ТЭС.

Черная металлургия Польши зависит от импорта железной руды из России и Украины, поэтому сейчас в ее развитии есть определенные проблемы. Основной район размещения черной металлургии — Верхняя Силезия. Большее значение имеет цветная металлургия, которая использует собственное сырье (выплавка меди, цинка, серебра).

Ведущей отраслью промышленности является машиностроение (точное и общее). Предприятия выпускают оборудование для угольной промышленности, химических и сахарных заводов, вагоны, развиваются судостроение, производство электронных и электротехнических приборов.

Химическая промышленность Польши представлена отраслями основной химии и химией органического синтеза. Последняя начала развиваться на основе углехимии, а затем перешла на использование импортной нефти. В последнее время быстрыми темпами развивается фармацевтическая промышленность.

В Польше традиционно высокий уровень развития имеют текстильная и пищевая промышленность. Важнейшие промышленные центры страны — Варшава, Лодзь, Познань, Гданьск, а также промышленные районы Верхней и Нижней Силезии.

Сельское хозяйство Польши

Ведущую роль в сельском хозяйстве играет растениеводство. Под сельскохозяйственными угодьями занято 61% площади страны. Польша занимает заметное место в Европе по производству картофеля, ржи, сахарной свеклы. Большое значение имеют выращивание пшеницы, льна, садоводство (в том числе выращивание ягод), овощеводство.

Доля животноводства в сельском хозяйстве достигла 45%. Здесь разводят крупный рогатый скот и занимаются свиноводством. Развитие животноводства сдерживается недостаточной кормовой базой.

Морское рыболовство ведется в Балтийском море и Атлантическом океане.

Транспорт Польши

До последнего времени основой транспортной системы Польши были железные дороги, но на современном этапе на первое место по перевозкам грузов вышел автомобильный транспорт. Развиваются речной (Одра, Висла и каналы) и морской транспорт (крупнейшие порты — Гданьск, Гдыня, Щецин). Трубопроводный транспорт имеет широтное направление, вследствие ориентации на транспортировку российской нефти и газа в страны Западной Европы. Сейчас создается сеть трубопроводов меридионального направления для экспорта североевропейской и ближневосточной нефти, в том числе и нефтепровод Одесса — Гданьск.