Предмет экономической теории. Объект, предмет и методы экономической теории

Предмет экономической теории. Объект, предмет и методы экономической теории

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Рубрика (тематическая категория) Производство

1. Предмет, метод и функции экономической теории

2.Зарождение и основные этапы развития экономической теории

3. Экономические законы и категории

ʼʼЭкономикаʼʼ греческого происхождения, введена Аристотелœем. Экономика представляет собой объединœение двух начал – дом, хозяйство, закон, порядок. Вместе они создают понятие ʼʼэкономикаʼʼ, ᴛ.ᴇ. хозяйство, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ следует вести соответственно с принятым порядком, по определœенным законам.

Современная формулировка ЭКОНОМИКА – важнейшая сфера общественной жизни, в которой на базе использования разнообразных ресурсов осуществляется производство, распределœение, обмен и потребление продуктов труда.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ – наука, исследующая поведение людей в процессе производства, распределœении, учете и потреблении материальных благ и услуг в мире ограниченных ресурсов.

МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ - ϶ᴛᴏ путь познания экономической системы, ее базовых подсистем, их взаимодействие.

ОСНОВНЫМИ МЕТОДАМИ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ ВЫСТУПАЮТ:

А н а л и з – изучение явления по его составным частям;

С и н т е з - ϶ᴛᴏ обратный процесс, когда составные части совмещаются в одно целое и изучается вместе;

Э к о н о м и к о – м а т е м а т и ч е с к и й – составление математических моделœей экономических процессов;

С т а т и с т и ч е с к и й – подбор и анализ статистических данных;

И с т о р и ч е с к и й – изучение хозяйственной жизни и развития экономической теории в последовательности в которой они сменяют один одного;

Г р а ф и ч е с к и й – изучение субъекта при помощи таблиц, графиков;

Э к о н о м и ч е с к и й э к с п е р и м е н т – для проверки на практике эффективности субъекта.

Современная экономическая теория выполняет такие основные функции :

1. Практическая – выработка научных рекомендаций по применению методов рационального хозяйствования, введение достижений научно-технической революции в производство, выработка базовых путей повышения эффективности производства;

2. Познавательная – раскрытие сути экономических законов, ᴛ.ᴇ. экономическая теория приумножает интеллектуальный потенциал общества, расширяет научное мировоззрение человека, способствует научной предусмотрительности экономического развития общества;

3. Методологическая - состоит в том, что экономическая теория выступает теоретико-методологической базой для целой системы экономических наук, поскольку раскрывает основные базовые понятия, экономические законы, категории, принципы хозяйствования, которые реализуются во всœех отраслях и сферах человеческой активности (проведение анализа новых методов регулирования, управления экономическими процессами);

4. Прогностическая -проявляется в разработке научных основ для перспективного социально-экономического развития страны в будущем. Т.е. прогнозирование долгосрочных программ развития общественного производства с учетом будущих ресурсов, затрат и возможных конечных результатов.

Экономическая теория как наука, прошла долгий путь своего развития. Экономические проблемы, возникшие перед людьми исследовались древними мыслителями Индии, Китая, Египта͵ Греции и Рима. (представители Ксенофонт, Платон, Аристотель).

Экономическая теория выделилась в самостоятельную сферу знаний лишь в эпоху становления буржуазных отношений, когда рыночное хозяйство начало принимать общий характер.
Размещено на реф.рф
Первые научные школы формировались в ХУ1-ХУШ вв.

Первой школой экономической теории стал меркантилизм (представитель школы А. Монкретьен). Наука, исследующая общие проблемы экономической теории получила название ʼʼполитическая экономияʼʼ. Основные требования меркантилизма строились на тезисе о том, что единственной сферой производительного труда является торговля, прежде всœего внешняя. Сторонники данной школы отождествляли общественное богатство с денежным металлом. Некоторые идеи меркантилизма характерны и первым российским экономистам И.Т. Посошков, А.Л. Орли-Нацокин. Οʜᴎ уделяли большое внимание теории увеличения товарооборота внутри страны, а внешнюю торговлю рассматривали как способ развития промышленности и сельского хозяйства.

Следующим важным этапом в развитии экономической теории стала школа физиократов. Ее представители Ф.Кене и А.Р.Тюрго выступали против меркантилистов в качестве сторонников свободной торговли. Οʜᴎ полагали, что источник богатства в сельском хозяйстве.

Следующая классическая школа представители В.Петти, А.Смит, Д.Рикардо, они считали что богатство нации образуется в сфере материального производства. Создали теорию стоимости – товары обмениваются между собой по стоимости, а стоимость определяется количеством труда, затраченного на производство товара; рынок рассматривали как саморегулирующуюся систему.

В 40-х ᴦ. Х1Х в. возникла школа марксизма ее представители К.Маркс, Ф.Энегельс. Οʜᴎ настаивали, что производителœен исключительно живой труд наемного работника, а капитал не имеет никаких производственных функций. Социальные проблемы рабочих можно решить только уничтожив частную собственность и самим управлять производством.

Маржинализм – представители К.Менгэр, Ф.Визер, Л. Вальрас. Эта теория поясняет экономические процессы и явления на базе универсальных концепций использования крайних (max или min) величин, которые характеризуют изменения явлений в связи с изменением других явлений. Исследования маржиналистов основываются на следующих категориях ʼʼ предельная полезностьʼʼ, ʼʼпредельная продуктивностьʼʼ, ʼʼпредельные затратыʼʼ.

Неоклассицизм – основатели теории А.Маршалл и А.Пигу, последователи – Ф.Хайек, А. Лаффер, Ф. Кейган и др.
Размещено на реф.рф
Исследуют и развивают идеи классической политэкономии с учетом современных условий. Отрицают крайне важно сть вмешательства государства в экономику; рассматривают рынок как саморегулирующуюся экономическую систему, способную самостоятельно установить крайне важно е равновесие между совокупным спросом и совокупным предложением.

Монетаризм – теория, которая предлагает отказаться от активного вмешательства государства в экономику.

Кейнсианство – одна из передовых современных теорий, обосновывает объективную крайне важно сть активного участия государства в регулировании рыночной экономики путем стимулирования совокупного спроса и инвестиций через проведение определœенной кредитно-бюджетной политики. Основателœем теории является выдающийся экономист Дж. М. Кейнс. Кейнсианство возникло в 30-е годы ХХ в., как ответ на крайне важно сть преодоления Великой депрессии (1929 – 1933 гᴦ.), которая поставила экономическую систему капитализма на грань полной катастрофы.

Институционализм – его представители Т. Веблен, Дж. Коммонс, У. Митчелл, Дж. Гелбрейт и др.
Размещено на реф.рф
рассматривают экономику как систему в которой отношения между хозяйственными субъектами складываются под влиянием как экономических так и правовых, политических, социально-психологических факторов.

Неоклассический синтез – обобщающая концепция, представители которой П. Самуэльсон, Л. Клейн и др.
Размещено на реф.рф
обосновывают принцип сочетания рыночного и государственного регулирования экономических процессов, указывают на крайне важно сть перехода к смешанной экономике.

Определœенный вклад в развитие экономической теории внесли также ученые Украины. На Украинœе экономическая теория как наука начала разрабатываться в Х1V-ХV1 вв. Ее первооткрыватели Г.Сковорода, И.Вишневский, Я.Козельский. Большой вклад в развитие экономической теории внесли ученые Украины в Х1Х-ХХв., ее представители С.А.Подолинский и М.И. Туган-Барановский.

Экономический закон - ϶ᴛᴏ внутренне необходимые связи между экономическими явлениями и процессами. Система экономических законов включает 4 типа:

А ) общие экономические законы- отражают существенные связи в технологическом способе производства, процесс взаимодействия человека с природой, между разными элементами в процессе труда;

Б) законы, действующие в нескольких общественно-экономических формациях;

В) специфические экономические законы – действуют только в одном общественном производстве;

Г) действуют только на одной из стадий общественного способа производства это закон становления монополии

Экономические категории – теоретические понятия, которые выражают признаки определœенных экономических процессов и явлений (экономика, экономические отношения, производство, труд, рынок и т.д.).

ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ЛЕКЦИЯ 1. ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ И МЕТОДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ" 2017, 2018.

Лекционный материал по дисциплине «Экономическая теория»

Общая экономическая теория

Предмет и метод экономической теории. Базовые экономические понятия. Общие проблемы экономического развития. Рыночная экономика. Теория предельной полезности.

Предмет и метод экономической теории

Экономическая наука относится к разряду обще­ственных наук, поскольку производственные и рыноч­ные процессы осуществляются посредством обще­ственных отношений между людьми. При этом экономическая теория изучает объективно склады­вающиеся формы взаимодействия людей в процессе использования ограниченных производственных ресур­сов в целях максимального удовлетворения неограни­ченных индивидуальных и общественных потребнос­тей. Она имеет сложную структуру, отражающую многосферное и многоуровневое строе­ние современной экономики, включает общетеоретические, отраслевые и прикладные знания.

В развитии предмета экономической теории выделяют три этапа: экономия, политическая экономия и экономикс.

Экономия (economy) – первая из известных экономичес­ких наук: наука о ведении домашнего хозяйства как элемен­та воспитания достойных граждан, считалась полезной для об­щества в отличие от хрематистики – искусства делать деньги (в сфере оптовой торговли и ростовщичества), основой кото­рой, по мнению Аристотеля, была сфера не производства (как при экономии), а обращения.

Политическая экономия (political economy) – фундамен­тальная экономическая наука, изучающая методологические и теоретические проблемы производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

В различных школах экономической мысли существовали следующие определения предмета политической экономии:

- меркантилизм: наука о видах деятельности, связанных с обменом и торговлей между людьми (и странами);

- классическая политэкономия: наука о богатстве общества («богатстве народов»);

- марксистская политэкономия: наука о производственных отношениях – отношениях между людьми, складывающихся в процессе производства, распределения, обмена и потребле­ния жизненных благ на разных этапах развития человеческо­го общества;



- маржинализм: экономическая наука о деятельности людей по удовлетворению своих потребностей путем использования ограниченных производственных ресурсов;

- новая историческая школа: наука о повседневной деловой жизни и деятельности людей в разные эпохи и в разных странах.

Экономикс, экономика (economics) – наука об использо­вании людьми редких или ограниченных производственных ресурсов (земля, труд, капитал, предпринимательские способ­ности, информация) для производства товаров и услуг, их распределения и обмена между членами общества в целях потребления.

К ведущим направлениям «экономикс» относятся:

- кейнсианство – экономическое течение современного ли­берализма, обосновывающее необходимость государственного стимулирования эффективного спроса;

- монетаризм – неоклассическая экономическая теория, приписывающая денежной системе определяющую роль в про­цессе изменения экономической конъюнктуры;

- новая политическая экономия (теория общественного вы­бора) – наука, изучающая различные способы и методы, по­средством которых люди используют правительственные уч­реждения в собственных интересах;

- институционализм – экономическая наука об институ­тах, внутри и посредством которых осуществляется кругообо­рот экономических благ.

В зависимости от уровня, на котором ведется рассмотре­ние, экономическая теория подразделяется на микроэкономику и макроэкономику .

Микроэкономика (microeconomics) – раздел экономичес­кой науки, изучающий деятельность отдельных экономических агентов (индивидов, домохозяйств, фирм и др.) и их поведение на отраслевых рынках.

Макроэкономика (macroeconomics) – раздел экономичес­кой науки, изучающий экономику как единое целое, – про­блемы безработицы, инфляции, государственное регулирова­ние и т. д.

В зависимости от целей познавательной деятельности эконо­мическая наука подразделяется на позитивную и нормативную.

Позитивная экономическая наука (positive economics) – познание, объяснение и прогнозирование объективно склады­вающихся экономических явлений и процессов.

Нормативная экономическая наука (normative econo­mics) – выяснение условий достижения индивидами, фирма­ми или обществом в целом максимального результата при данных затратах, наука о рациональном (прежде всего в рамках рыночной экономики) поведении людей и деятельнос­ти институтов.

Экономическая теория, как и любая другая наука, обладает не только специфическим предметом, но и особым методом исследования. Метод (от греч. methodos – путь к чему-либо) – учение о происхождении, структуре и способах применения всей со­вокупности познавательных средств. В наиболее широком смысле к методу науки относятся логика и весь разработанный в ее рамках научный аппарат.

Формальная логика – наука, изучающая мысль со сто­роны ее структуры, формы; совокупность общезначимых форм и средств мысли, необходимых для рационального познания. Основными категориями формальной логики являются:

- понятие – мысль о предмете;

- суждение – метод соединения понятий, в результате ко­торого формулируется утверждение, отрицающее или под­тверждающее что-либо;

- умозаключение – метод мышления, с помощью которого из исходного знания получается новое знание.

Выделяют следующие формально-логические методы и приемы познания:

- анализ – метод научного (рационального) мышления; предполагает не только фиксацию частей, из которых состо­ит целое, но и установление отношений между частями. Слу­жит установлению одинаковой структуры предметов, что по­зволяет переносить знание, полученное при изучении одних предметов, на другие. В результате анализа общих свойств или отношений понятия о них сводятся к более общим и простым понятиям. Разделение классов (множеств) предметов на под­классы называют классификацией;

- синтез – метод теоретического исследования, заключа­ющийся в соединении частей в целое;

- индукция – метод познания от частного к общему; вид обобщения на основе эмпирических данных;

- дедукция – метод познания, заключающийся в переходе от общего к частному;

- сравнение – метод определения сходств и различий яв­лений и процессов;

- аналогия – метод теоретического исследования, основан­ный на переносе свойств с известного объекта на неизвестный;

- антиномия (от греч. antinomia – против закона) – про­тиворечие, в котором тезис и антитезис имеют равную силу;

- апория (от греч. aporia – затруднение, недоумение) – ут­верждение, противоречащее практическому опыту;

- проблема – четко сформулированный вопрос или комп­лекс вопросов, возникший в процессе познания;

- гипотеза – метод познания, заключающийся в выдвиже­нии научно обоснованного предположения о природе, струк­туре или закономерностях развития явлений и процессов;

- доказательство – метод (процесс) нахождения убеди­тельных оснований.

Наряду с формальной логикой выделяют также диалектическую и математическую логику.

Диалектическая логика – наука о наиболее общих зако­нах процесса познания.

Математическая логика – наука, применяющая матема­тические методы и исследующая мышление с помощью исчис­лений (формализованных языков). Следует отметить, что развитие математической логики, распространение системных методов исследования, рождение кибернетики сопровождалось бурным развитием экономико-математического моделирования. Экономическая модель – формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого оп­ределяется как его объективными свойствами, так и субъек­тивным целевым характером исследования.

Еще одним методом экономической теории, применяемым при изучении естественного хода явлений и процессов экономической жизни, является экономический эксперимент – искусственное измене­ние или воспроизведение экономических явлений с целью их практического изучения в наиболее благоприятных условиях. Эксперименты могут проводиться как на микро-, так и на макроуровне, как в условиях рыночной экономики, так и вне ее.

Таким образом, предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.

1.2 Базовые экономические понятия

Для любого этапа развития экономики объективными условиями выступают потребности общества и экономические ресурсы.

Под экономическими потребностями обычно понимается недостаток чего-либо необ­ходимого для поддержания жизнедеятельности и развития лич­ности, фирмы и общества в целом. Можно оп­ределить экономические потребности как внутренние мотивы, по­буждающие к экономической деятельности.

Средства, удовлетворяющие потребности, называются благами (goods). Одни из них имеются в почти неограниченных масштабах (например, воз­дух), другие – в ограниченном размере. Последние называются экономическими благами. Для их получения нужны косвенные экономические блага – ресурсы.

Экономические ресурсы или факторы производства – это элементы, используемые для производства экономических благ. Их можно разделить на следующие основные виды:

- труд, как фактор производства, представляющий со­бой все физическиеи умственные способности людей, при­меняемые в процессе их умственной и производственной деятельности. Доход от данного фактора производства называется заработная плата ;

- земля – это средства производства, «дарованные» природой, используемые в натуральном виде (пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы). Земля как фактор производства приносит доход, называемый рентой ;

- капитал - все произведен­ные средства производства, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их к конечному потребителю (машины, оборудование, транспортные средства, инструменты, производственные здания и сооружения). Доход от этого фактора производства называется процент ;

- предпринимательские способ­ности - особый вид творческой активности, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства, в реализации новых идей, технических и организационных нововведений, приносящих коммерческий успех. Предпринимательские способности приносят их владельцам прибыль .

Все экономические ресурсы, или факторы производства, обладают особенностью: они редки или имеются в ограниченном количестве. Ограниченность ресур­сов имеет для экономики фундаментальное значение. Это ограниченность экономическая. Физически в окружающем мире - в недрах земли, в мировом океане и космосе - имеется безграничное количество ресурсов. Но уровень наших науч­ных знаний, степень развития техники и технологии, наша производительность таковы, что в каждый отдельный мо­мент мы имеем реальный доступ к ограниченному количест­ву ресурсов и вынуждены производить ограниченное коли­чество продуктов, намного меньше, чем это диктовалось бы практически безграничными желаниями людей. То есть ред­кость (ограниченность) производственных ресурсов ставит предел перед производственной деятельностью. Таким образом, ог­раниченность ресурсов есть дисбаланс между потребностями в товарах и услугах и средствами удовлетворения этих по­требностей.

Таким образом, центральными темами экономики как науки являются редкость (ограниченность) ресурсов и деятельность людей в условиях редкости. В связи с этим экономика может быть определена как наука о том, как общества используют огра­ниченные ресурсы для производства полезных продуктов и распределяют их среди различных групп людей (П. Самуэльсон). Следовательно, в качестве предмета теоретической экономики может быть названа проблема рационального использования ограниченных ресурсов в целях максималь­ного удовлетворения потребностей общества, его членов.

Основными субъектами хозяйственной деятельности в рыночной экономике являются домашние хозяйства, фирмы и прави­тельство.

Домашнее хозяй­ство - это структурная единица экономики в составе одного или нескольких лиц, являющихся собственниками одного или нескольких факторов производства, самостоятельно принимающих экономические решения. Основная экономическая функция домашних хозяйств - потреб­ление конечных продуктов и услуг, производимых фирмами.

Фирмы (бизнес, предприятия) – это экономические единицы, самостоятельно принимающие решения относительн6о использования факторов производства для выпуска и реализации продукции домашним хозяйствам, другим фирмам, государству.Основная функция организаций бизнеса - производство всей массы товаров и услуг для домашних хо­зяйств и правительства, то есть удовлетворение всех индиви­дуальных и общественных потребностей.

Государство (правительственные институты) это совокупность правительственных учреждений, имеющих политическую и юридическую власть в целях осуществления контроля над деятельностью хозяйствующих субъектов и над рынком для достижения общественных целей: обеспечение высоких темпов экономического роста, занятости, стабильности цен, экономической свободы, социальных гарантий и т.п.

1.3 Общие проблемы экономического развития

Главной экономической задачей общества является выбор наиболее эффективного распределения факторов производства в целях решения проблемы ограниченных возможностей, которая обусловлена безграничными потребностями общества и ограниченностью ресурсов. Любая экономическая система должна найти ответы на следующие вопросы:

1) Что из товаров и услуг должно быть произведено и в ка­ком количестве?

2) Как эти товары и услуги надо производить?

3) Как будет распределен произведенный продукт?

Различные экономические системы отличаются подходом и методами в решении поставленных экономических проблем. В современном мире существуют три основных типа экономиче­ских систем: традиционная, командно-административная и ры­ночная. В некоторых экономически слаборазвитых странах су­ществует традиционная, основанная на обычаях, экономическая система. Традиции, передающиеся от поколения к поколению, определяют, какие товары и услуги, как и для кого производить. Перечень благ, технология производства и распределение бази­руются на обычаях, освященных временем. Экономические роли индивидов определяются наследственностью и кастовой при­надлежностью. Технический прогресс проникает в эти страны с большими трудностями, т.к. вступает в противоречие с тради­циями и угрожает стабильности существующего строя. Для тра­диционной системы характерна активная роль государства. Пе­рераспределяя через бюджет значительную часть национального дохода, государство направляет средства на развитие инфра­структуры и оказание социальной поддержки беднейшим слоям населения.

Характерными чертами командно-административной сис­темы являются государственная собственность практически на все экономические ресурсы, монополизация и бюрократизация экономики, централизованное экономическое планирование как основа хозяйственного механизма. А отсюда и структура обще­ственных потребностей определяется плановыми органами, ко­торые руководствуются задачей удовлетворения минимальных потребностей, а значительная часть ресурсов направляется на развитие военно-промышленного комплекса.

В рыночной экономике все ответы на основные экономиче­ские вопросы «что, как и для кого производить?» определяют рынок, цены, прибыль и убытки.

«Что?» определяется платежеспособным спросом. Потре­битель сам решает, за что он готов платить деньги. Производи­тель же будет стремиться удовлетворить желание потребителя отдать деньги за нужный ему товар.

«Как?» решается производителем, стремящимся получить больший доход. Для этого он должен произвести товар с более низкими издержками, чем его конкурент.

«Для кого?» решается в пользу потребителей с наибольшим доходом.

Рыночная экономика

Рыночная экономика (market economy) характеризуется как система, основан­ная на частной собственности, свободе выбора и конкуренции, она опирается на личные интересы, ограничивает роль прави­тельства.

Современная экономика – это постоянное движение массо­вых потоков товаров, денег и доходов, перемещающихся навстречу друг другу. Товары производятся и доставляются в самые отда­ленные точки, где люди способны противопоставить им либо другие товары, либо денежные доходы, полученные от продажи своих товаров. Эти потоки перемещаются навстречу друг другу с целью взаимного обмена. Если их количественные и качественные параметры совпадают и соответствуют потребностям людей - их обмен состоится. Одни участники процесса обмена получат не­обходимые им товары, а другие - денежный эквивалент этих то­варов, доход от продажи произведенных и доставленных потре­бителям товаров. Состоявшийся обмен не означает, что процесс завершился. Он прошел лишь одну, хотя и весьма важную, ста­дию для того, чтобы дать импульс потоку товаров, денег и доходов. Ведь в товарных потоках перемещаются потребительские товары повседневного спроса людей и капитальные товары, ре­сурсы производственного назначения, необходимые для изготов­ления новых продуктов индивидуального спроса. Непрерывность и масштабность этих процессов может продолжаться лишь при условии, когда им противостоят не менее масштабные потоки денежных доходов, сформировавшиеся в относительно обособ­ленные рынки денег и ценных бумаг. По существу это единый поток, но каждый вид товаров - это относительно обособлен­ный рынок.

Рынки потребительских товаров и рынки капитальных ресур­сов, рынки денег и ценных бумаг в реальной практике существу­ют достаточно автономно. Но они тесно связаны между собой: всякий сбой в одном из них немедленно скажется на процессах другого. Товарное движение на рынках потребительских и капи­тальных товаров может полноценно функционировать лишь при условии обслуживания их соответствующими информационны­ми системами, технологиями, рынками труда, фондовыми рын­ками (ценных бумаг), денежными рынками.

Независимо от того, в товарной или денежной форме цирку­лируют потоки - все они суть доходы. Они могут рассматри­ваться в качестве потока доходов, которые подлежат законному контролю, распределению и перераспределению, формируя еще одну относительно автономную систему - систему финансов.

Поток товаров, денег, доходов, переплетающийся в едином экономическом процессе, представляется настолько сложным, что, казалось бы, люди должны жить в неуверенности и под уг­розой неминуемого хаоса. Однако в этой действительно слож­ной системе имеется определенный порядок. Экономика функ­ционирует подобно системе с автоматическими стабилизатора­ми или встроенными механизмами координации.

Решая задачи со многими экономическими переменными, рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор ресурсов, товаров и способов производства. Для одних участников рьшочнои системы требования этого отбора оказываются непомерными, и они выбы­вают из «игры» по причине убытков и банкротства. Экономиче­ский успех, прибыли других участников свидетельствуют об удач­но выбранных производственных решениях, способах роста и на­правлениях деятельности. Этот своеобразный естественный отбор в экономике, независимо от того, одобряют или не одобряют его отдельные люди, позволяет сохранять саморегулируемость в дви­жении потоков товаров, доходов и денег (см. рисунок 1.1).


Рисунок 1.1 – Рыночный обмен экономических потоков товаров и доходов

Таким образом, возникает экономический кругооборот – круговое движение экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

В этой теме мы начинаем знакомство с предметом и методом экономической теории. Вопросы экономического развития затрагивают интересы всех специальностей, эта дисциплина представляет интерес для всех людей, так как «экономическая наука, - как отмечал экономист Дж.М. Кейнс, - это скорее метод, чем доктрина, техника мышления, которая помогает тем, кто владеет ею, приходить к правильным заключениям». Такие вопросы всегда интересовали людей. В реальной жизни люди сталкиваются с противоречием ограниченности возможностей и безграничности потребностей. И пути преодоления этого противоречия служат отправной точкой экономической теории.

Что изучает экономическая теория. Взаимосвязь экономической теории с другими науками.

Экономическая теория - это общественная наука, которая изучает поведение людей и социальных групп в производстве, распределении, обмене и потреблении материальных благ в целях удовлетворения потребностей при огр аниченных ресурсах.

Характеристика предмета экономической теории как поведения людей и их групп не означает отказ от изучения производственных отношений, то есть тех отношений, где акцент делается не на их объекте (средства производства, предметы потребления), а на субъекте этих отношений - человека. Так, А.Смит выделил основные элементы теоретической модели, оказавшейся методологической основой (научной парадигмой) теоретических исследований в области экономики. Таких основных элементов три: 1. это «экономический человек» как специфический субъект экономических отношений; 2. это «невидимая рука» - образное определение общественного механизма, который направляет в целом развитие национального хозяйства в условиях множества экономических интересов в рамках рыночной экономики; 3. это « богатство»- выступающее объектом экономических отношений и образующее их своеобразную целевую функцию. Источником создания богатства является труд. Труд - это природное качество, имманентное человеку. Присваивая труд работников, человечество создаёт собственность, а присваивая его результаты в виде потребительных стоимостей или в форме товаров, оно создаёт богатство. Конечно, все эти элементы со временем А.Смита не оставались неизменными. Современный человек - это в основе своей «экономический человек», действующий под влиянием своего эгоистического интереса в рамках подчиняющей его экономической необходимости.

Таким образом, экономическая теория - это:

наука о закономерностях и факторах экономического роста в пофазной воспроизводственной динамике;

наука об использовании ограниченных ресурсов для производства благ и услуг и их обмена в целях удовлетворения потребностей;

наука о видах деятельности по воспроизводству, обмену материальных благ;

наука об общественном богатстве.

Как видно из данных определений, общество по мере своего развития, стоит перед решением одной и той же проблемы - поиска законов рационального ведения хозяйства при ограниченных ресурсах с целью увеличения своего богатства.

Однако, важно учитывать при этом, что хозяйственная деятельность и экономические отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, имеют две стороны - объективную, определяющуюся прежде всего отношениями собственности, и субъективную, проявляющуюся в экономическом поведении разных субъектов хозяйствования (индивида, фирмы, государства). Объективная сторона связана с действием объективных экономических законов, субъективная сторона связана с рациональным хозяйствованием, опирающимся на познание этих законов.

С учётом вышесказанного, экономическая теория изучает и экономические законы. Что такое экономический закон? Экономический закон - это многократно проверенные и подтверждённые обобщения экономических процессов, это форма выражения экономических отношений. Как отмечал А.Маршалл в своей работе «Принципы экономической науки», экономические законы - это обобщение экономических тенденций, позволяющих определить поведение человека с целью реализации своих побудительных мотивов. Экономические законы не столь просты, точны или чётко выявляются, как например, законы природы. Они носят исторически ограниченный характер в зависимости от продолжительности действия на разных уровнях хозяйствования. Хотя экономический анализ охватывает длительные исторические периоды и обширные регионы, тем не менее каждую эпоху и каждую страну отличают присущие только им проблемы, а каждое изменение социальных условий выдвигает потребность в дальнейшем совершенствовании экономических теорий. Таким образом, любая экономическая теория представляет собой не более чем теоретическое обобщение реальных экономических процессов с учётом места и времени. Меняются реальные экономические процессы, меняются и теории их отображающие. Конечно любая теория несёт в себе положения, остающиеся верными для всех времён и народов. Однако роль этих общих положений крайне ограничена.

Экономическая теория является методологическим фундаментом комплекса наук: отраслевых (экономика промышленности, экономика строительства и т.д.), функциональных (финансы, кредит, маркетинг и др.), межотраслевых (экономическая география, статистика, демография и др.). Экономическая теория учитывает знания, достигнутые конкретными экономическими науками, а также социологией, психологией, историей, правоведением и др., без учёта которых полученные выводы могут оказаться ошибочными и ложными. Как никогда актуальны суждения Й.Шумпетера о взаимосвязи предметных областей экономической теории, её междисциплинарности «… схематические построения экономической теории должны вписываться в институциональный контекст, который даёт нам экономическая история; только она может сообщить нам каково было то общество, к которому мы хотим применить теоретические схемы». Экономическая теория тесно связана с экономической генетикой, т.к. экономическое развитие имеет имманентное генетическое экономическое содержание. Экономическую генетику сегодня определяют как науку, которая позволяет понять внутренние механизмы динамики, соотношения и взаимодействия наследственности и изменчивости в процессе неравномерного циклического развития.

Методы экономической теории

Экономическая теория обладает не только специфическим предметом, но и особым методом исследования. Метод можно определить как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели. Метод науки, с одной стороны, отражает уже познанные законы исследуемой сферы, а с другой, выступает как средство последующего познания. Таким образом, метод является одновременно и результатом процесса исследования и его предпосылкой.

Метод исследования формируется на базе определённой методологии, включающей в себя мировоззренческий подход, исследование предмета. В ходе процесса познания происходит постоянное взаимодействие предмета и метода. Предмет предполагает определённый метод исследования, а метод формирует предмет.

На разных этапах развития в экономической теории использовались различные методы исследования (формально - логический, диалектический и др.), многие из которых сохраняют своё значение и в современной науке.

Первым методом, который использовала экономическая наука была формальная логика. Формальная логика - это изучение мысли со стороны её структуры, формы. Формальная логика разработала обширный набор методов и приёмов познания. Важнейшие из них - это анализ и синтез, индукция и дедукция, сравнение, аналогия, гипотеза, доказательство, определённые законы мышления.

При изучении экономики должны быть использованы разные виды экономического анализа, при помощи которых объект может быть проанализирован достаточно полно и с разных позиций.

Анализ - это мысленное расчленение изучаемого явления на его составные части и стороны исследования каждой из этих частей отдельно. Путём синтеза экономическая теория воссоздаёт единую целостную картину.

Можно выделить следующие виды анализа.

Сущностный вид, в ходе которого экономическое явление берётся в очищенном от влияния привходящих, случайных, непостоянных обстоятельств. Задачей сущностного анализа является формулирование экономических законов.

Конъюнктурный анализ, в котором в отличие от сущностного на первый план выходят именно случайные, привходящие, конъюнктурные факторы, без учёта которых экономический анализ будет неполным.

Исторический анализ даёт возможность с иных позиций углубить знание об экономических процессах.

Количественный анализ экономики необходим в условиях потребности в прогнозировании важнейших процессов.

Мотивационный анализ раскрывает побудительные мотивы деятельности в экономике.

Сравнительный анализ, занимающийся сопоставлением различных моделей экономического развития.

Функциональный анализ, примером является «экономикс» в раскрытии сущности тех или иных процессов и понятий на основе функциональных зависимостей между основными экономическими параметрами и величинами.

Индукция - это метод познания, идущий от фактов и теории, от частного явления к общему. Познание начинают с накопления фактов, которые затем систематизируются и анализируются, чтобы можно было вывести обобщения или принципы. Дедукция - метод познания от общего к частному, от теории к фактам. Дедуктивный метод или гипотетический начинает с уровня теории, а затем проверяют или отвергают данную теорию, обратившись к фактам. Экономисты могут опереться на случайное наблюдение, логику, чтобы сформулировать предварительный, непроверенный принцип, называемый гипотезой. Гипотеза возникает тогда, когда появляются новые факторы, противоречащие старой теории.

Качественно новый этап развития экономической науки связан с применением диалектического метода. Диалектика - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Экономическая система впервые была рассмотрена как развивающаяся взаимосвязь категорий и законов, взаимосвязь в развитии. Диалектический метод предполагал единство диалектики, логики и теории познания. В теории познания ведущими стали метод восхождения от абстрактного к конкретному и принцип единства исторического и логического. Метод абстракции (по-латински «абстракцио» - отвлечение) представляется как момент целого, как простое, одностороннее, а конкретное - как целое, сложное, всестороннее, развитое. При помощи абстрактного метода происходит раскрытие сущности экономических явлений. Так, экономисты, начав изучение рыночного хозяйства с целого (государства, населения) пришли к простейшим, абстрактным определениям производственных отношений (труд, разделение труда, потребность, меновая стоимость и т.п.). Конкретное исследование всегда является исходным пунктом отражения его в теоретических системах.

В исследовании экономических явлений важное место занимает исторический и логический методы. Они не противопоставляются друг другу, а рассматриваются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает с исходным пунктом логического исследования. Этот метод в общем виде позволяет ответить на вопрос, с чего начинать и как строить теоретическую систему.

В экономике существуют два разных уровня анализа - это микроэкономика и макроэкономика. Микроэкономика: 1.метод экономического анализа, базирующийся на оценках и исследованиях поведения индивидуальных единиц хозяйственного процесса - предпринимателей (предприятий) и потребителей; 2.раздел экономической науки, связанный с изучением относительно маломасштабных экономических процессов, субъектов, явлений (предприятий, фирм, предпринимателей, их хозяйственные деятельности, экономических отношений между ними). Макроэкономика: 1.метод экономического анализа, основанный на оценке агрегированных (всеохватывающих) показателей; 2. экономическая наука, исследующая экономику как целое, а также важнейшие её секторы (домохозяйство, бизнес, госсектор и т.д. или по другой классификации - промышленность, сельское хозяйство, финансовый и страховой рынок, потребительский рынок и т.д.).

Экономические исследования и обоснование экономической политики: позитивная и нормативная экономика, экономические цели.

Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и количественная определённость. Поэтому экономическая теория хорошо использует системный метод исследования, который строится на экономико-математическом моделировании. Экономические исследования позволяют установить закономерности и оценить ожидаемую эффективность процессов, протекающих в экономических сферах, в сочетании с анализом и выработкой рекомендаций для управления этими процессами. Количественные методы экономических исследований строятся на математико-статистических, экономико-математических дисциплинах. С помощью их решаются задачи управления запасами, распределения ресурсов и назначения, замены оборудования и др. Так, на этапе формулирования целей определяется численный критерий оценки действий, или показатель эффективности (целевая функция). Здесь активно используются, например, теория вероятностей и математическая статистика, которые позволяют определить тенденции и диапазон изменения конечных количественных характеристик поставленной цели. Немалую роль играет в экономическом исследовании и качественный анализ.

Системный метод исследования - это метод XX века. Предпосылки этого метода стали возникать ещё в XIX в. с появлением математической логики, а это послужило развитию экономико-математического моделирования. Различаются модели на абстрактно-теоретические, конкретно-экономические; по сфере охвата (микро-макро); по времени (1,5,15-20 лет); по характеру действия (статические, динамические).

От теоретической экономики следует отличать экономическую политику. Экономическая политика - это система экономических мероприятий государства. Содержание экономической политики, её цели, средства определяются характером экономического строя, внутренними и международными условиями развития страны.

Так, в качестве примера можно показать, как происходит связь между фактами, принципами, экономической политикой.

Переходя от уровней фактом и принципов к уровню обоснования экономической политики мы совершаем резкий скачок от позитивной экономической науки к нормативной. Позитивная экономика имеет дело с уже систематизированными фактами, перешедшими на уровень теоретического осмысления. Нормативная экономика отражает суждение тех, кто определяет, что должно быть при сложившейся экономической ситуации. Пример позитивного утверждения: безработица составляет 7% . нормативное утверждение на ту же тему: «Безработицу следует сократить». Позитивная экономика предполагает анализ фактов (данных), на основе которых формулируются принципы экономического поведения. Нормативная экономика - направление в экономической теории, основанное на оценочных суждениях относительно того, какой должна быть экономика, какими должны быть цели экономического развития, соответственно, экономической политики. Иначе можно сказать, что позитивная экономика изучает то, что есть, а нормативная экономика выражает субъективное представление о том, что должно быть.

Таким образом, цель экономической теории - найти подходы к рациональному решению сложных экономических задач. Такими задачами могут быть, прежде всего:

Достижение экономического роста.

Достижение полной занятости.

Повышение экономической эффективности.

Достижение стабильного уровня цен.

Обеспечение справедливого распределения созданного продукта.

Формирование системы социальной защиты.

Цели определяют выбор ориентиров и направленности процессов, связанных с условиями, качеством и уровнем жизни населения. Цели зависят не только от желания (субъективная сторона), но и от реальных возможностей. Диалектика объективного и субъективного лежит в основе целеполагающей деятельности человека и общества.

Экономическая теория находится сегодня перед лицом трёх «вызовов» современности, на которые должна дать соответствующие ответы.

Первый вызов - усиливающиеся тенденции постиндустриализма. Так как экономическая теория (политэкономия), возникшая как самостоятельная область научного знания около четырёх веков назад, это детище индустриально-рыночного хозяйства. Поэтому эти тенденции создают существенные проблемы как для предмета, так и для самого объекта исследования.

Второй вызов - растущая интернационализация экономических процессов, охватывающих сегодня не только целые континенты, но и распространяющих своё влияние в более широких масштабах. Экономическая теория сложилась как теория функционирования национальных экономик. Национальный фактор сегодня, в частности, в российских условиях вновь выдвигается на авансцену. Но экономическая теория всегда рассматривала и межнациональные отношения. Нарастающие тенденции интернационализации экономическая теория не может игнорировать.

Третий вызов - развернувшиеся в бывших социалистических странах переходные процессы, представляющие переход от новой экономики к рыночной. Реальные экономические процессы, развернувшиеся в переходной российской экономике, качественные изменения, расширение теоретической базы их исследования привели к существенному пересмотру многих теоретических постановок: о структуре и формах собственности, о роли рыночных отношений, характер распределительных отношений, источниках дохода и др.

Английский экономист А.Хайнис отмечал «Надежда на будущее заключается в синтезе, который будет включать всё лучшее из теории Д.Рикардо, Маркса, Кейнса и неоклассиков. Этот синтез восстановит претензии экономической теории на то, чтобы стать теорией всего общества». Если этот синтез будет осуществлён, то мировая экономическая наука может превратиться, по мнению французского экономиста Мориса Аллэ «в единую теорию поведения людей».

Задания. Тесты.

Основное значение экономической науки состоит в том, что она:

а) помогает предпринимателям вести успешный бизнес;

б) даёт учёным возможность реализовать свои способности;

в) показывает пути наилучшей организации общественного устройства с точки зрения удовлетворения потребностей людей;

г) раскрывает человеку истинные мотивы его поведения.

Какая из перечисленных задач является основной для экономической системы:

а) определить технические условия производства;

б) ликвидировать инфляцию и безработицу;

в) установить справедливое общественное устройство;

г) скоординировать действия отдельных экономических субъектов.

Качество экономической модели определяется тем, насколько:

а) точен прогноз, составленный на её основе;

б) много реалистических предпосылок в ней содержится;

в) легко её проверить;

г) много уравнений она содержит.

  • 7. Проблема выбора в экономике. Производственные возможности общества и их границы. Закон замещения.
  • 8. Экономическая система общества: понятие, элементы и уровни экономической системы. Классификация экономических систем.
  • 9. Понятие собственности, типы и формы собственности.
  • 10. Реформирование собственности: наци­онализация, разгосударствление и приватизация.
  • 11. Натуральное и товарное производство, условия их возникновения.
  • 12. Рынок: причины и условия возникновения. Субъекты и объекты рынка.
  • 13. Структура и функции рынка.
  • 4 Типа структуры рынка:
  • 14. Стоимость и цена товара.
  • 15. Конкуренция в системе рыночных отношений. Формы и методы конкуренции.
  • 16. Функции государства в современной рыночной экономике и методы ее регулирования.
  • 17. Модели рыночной экономики. Особенности белорусской нацио­нальной модели.
  • 5. Высокая инфляция и встроенный механизм девальвации в качестве компенсационной меры.
  • 18. Спрос. График функции спроса. Закон спроса. Неценовые факторы спроса. Эластичность спроса.
  • 19. Предложение. График функции предложения. Закон предложения. Неценовые факторы предложения. Эластичность предложения.
  • 20. Взаимодействие спроса и предложения. Цена равновесия.
  • 3. Реакция рынка на изменение спроса и предложение.
  • 21. Полезность, закон убывающей предельной полезности. Предпочтения потребителя и кривые безразличия.
  • Кривые безразличия и их свойства
  • 22. Бюджетное ограничение потребителя. Кривые «доход-потребление» и «цена-потребление».
  • Бюджетная линия
  • Кривая «доход-потребление» и кривая «цена-потребление»
  • 23. Фирма, ее цели и функции. Организационно-правовые формы фирм.
  • 24.Факторы производства фирмы. Производственная функция фирмы. Закон убывающей производительности факторов производства.
  • Закон убывающей предельной производительности
  • 25. Производственная сетка и изокванта. Изокоста.
  • 26. Продукт как результат производства фирмы. Общий, средний и предельный продукт фирмы.
  • 27. Издержки производства. Классификация издержек. Эффект масштаба.
  • Издержки производства в краткосрочном периоде
  • Издержки производства в долгосрочном периоде. Эффект масштаба
  • 28. Доход и прибыль фирмы. Рентабельность фирмы.
  • 29. Рынок труда, его сущность и особенности.
  • 30.Заработная плата, ее формы и системы. Номинальная и реальная заработная плата.
  • 31. Рынок капитала и его структура.
  • 32. Рынок земли. Спрос и предложение земли. Земельная рента. Цена земли.
  • Особенности предложения земли связаны со следующими характеристиками:
  • 33. Национальная экономика и ее общая характеристика.
  • 34. Система национальных счетов (снс).
  • 35. Валовой внутренний продукт (ввп). Принципы расчета ввп.
  • 36. Цикличность экономического развития. Причины и факторы циклического развития экономики.
  • 37. Экономический цикл. Фазы цикла.
  • 38. Безработица, причины, типы. Уровень безработицы. Социально-экономические последствия безработицы.
  • 39. Особенности государственной политики занятости в Республике Беларусь.
  • 40. Инфляция, ее определение, причины и измерение. Социально-экономические последствия инфляции.
  • 41. Потребление, сбережение, инвестиции и их взаимосвязь с доходом
  • 42. Финансовая система: принципы построения и структура.
  • 43. Государственный бюджет. Основные тенденции формирования и расходования бюджетных средств.
  • 44. Налоги и налоговые системы. Функции налогов. Классификация налогов. Кривая Лаффера.
  • 45. Фискальная политика. Инструменты фискальной политики. Виды фискальной политики.
  • 46. Дефицит бюджета и государственный долг.
  • 47. Деньги, их свойства и функции. Закон количества денег, необходимого для обращения.
  • 48. Банковская система. Банки и их операции.
  • 49. Денежно-кредитная политика: цели, инструменты.
  • 50. Социальная политика: понятие, цели, направления.
  • 51. Уровень и качество жизни.
  • 52. Доходы населения. Виды доходов. Проблема неравенства доходов. Кривая Лоренца.
  • Измерение степени неравенства доходов
  • 53. Социальная защита в Республике Беларусь: основные направления и приоритеты.
  • 55. Понятие мировое хозяйство. Основные этапы эволюции мирового хозяйства.
  • 56. Место Республики Беларусь в мировом хозяйстве.
  • 57. Структура мирового хозяйства и тенденции мирового развития
  • 58. Международная торговля товарами и услугами.
  • 59. Международная миграция рабочей силы.
  • 60. Система валютных отношений. Валютный курс
  • 61. Международные валютно-финансовые структуры (мвф, вб, ебрр)
  • 62. Экономические аспекты глобальных проблем современности
  • 64.Международная экономическая интеграция. Региональная интеграция (ес, нафта, атэс, асеан, ЕврАзЭс).
  • 1. Предмет и функции экономической теории.

    Ресурсы, хозяйственная организация и экономические отношения, взятые в единстве и взаимосвязи, образуют упорядоченную систему, которая называется экономикой и является объектом изучения экономической теории.

    Экономическая теория как наука о богатстве

    Карл Маркс считал, что экономическая теория прежде всего должна изучать отношения между людьми, складывающиеся в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.

    Современная экономическая теория в качестве предмета изучения определяет эффективное размещение и использование ограниченных производственных ресурсов для удовлетворения безграничных потребностей людей.

    ФУНКЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ:

    Познавательная функция заключается в том, что экономическая теория раскрывает сущность экономических явлений и способствует формированию экономического мышления.

    Знания и специфические методы исследования, вырабатываемые экономической теорией, используются конкретными экономическими дисциплинами, а с середины ХХ в. - и рядом обществоведческих дисциплин (политологией, правом и др.). В этом заключается методологическая функция экономической теории.

    Практическая функция заключается в том, что открытые экономической теорией закономерности являются основой для проведения экономической политики.

    Позитивная и нормативная экономическая теория:

    Позитивная наука есть совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что есть.

    Нормативная наука - совокупность систематических знаний, относящихся к тому, что должно быть.

    Основные разделы современной экономической теории:

    Микроэкономика как наука изучает функционирование отдельных экономических субъектов с целью выявления условий и механизмов эффективного размещения ограниченных производственных ресурсов.

    Макроэкономика анализирует национальную экономику как единое целое с целью установления механизмов достижения макроэкономического равновесия при отсутствии проявлений макроэкономической нестабильности.

    Макроэкономические цели общества:

    высокий уровень и устойчивые темпы экономического роста;

    высокий уровень занятости населения и низкий - вынужденной безработицы;

    стабильный уровень цен;

    внешнеэкономическая сбалансированность.

    2. Методология и методы экономической теории.

    Экономическая теория (до конца XIX в. она называлась политической экономией) сначала определялась как наука о богатстве , поскольку ее важнейшей целью считалось установление конкретных путей роста благосостояния общества.

    Методология - наука о методах. Методология определяет, с помощью каких научных способов (методов) наука изучает свой предмет. Методология экономической теории - наука о методах изучения экономических явлений. В методологии экономической науки выделяют несколько подходов. При субъективистском подходе рассматривается хозяйствующий субъект, воздействующий на внешнюю среду. В этом случает экономическая теория изучает выбор, сделанный данным хозяйствующим субъектом. Рационалистический подход опирается на положение о рациональном поведении субъектов экономической деятельности, каждый из которых стремится получить пользу (например, фирмы стремятся максимизировать свои прибыли; потребители стремятся распорядиться своим доходом таким образом, чтобы извлечь из него максимальную полезность). В этом случае экономическая теория изучает не само поведение экономических субъектов, а законы, регулирующие это поведение. Диалектико-материалистический подход исходит из того, что все экономические процессы и явления находятся в движении. Поэтому в данном случае экономическая наука решает возникающие перед ней проблемы, опираясь на эмпирический позитивизм (опыт). При неопозитивистско-эмпирическом подходе тщательно изучаются экономические процессы и явления. В данном случае экономическая наука широко применяет технический инструментарий исследования.

    При исследованиях в области экономической теории использует:

    общелогические приемы познания (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия),

    приемы и методы эмпирического и конкретно-экономического анализа (наблюдение, описание, измерение, сравнение, группировки, моделирование, экспертные оценки),

    принципы теоретико-экономического исследования (экономический атомизм, экономический рационализм, «при прочих равных условиях», равновесный подход),

    методы теоретического исследования (системный подход).

    Абстрагирование состоит в отвлечении в процессе познания от несущественныхсторон и выделении постоянных и характерных черт исследуемого объекта. Посредством анализа экономическое явление расчленяется на его составные части, и исследуется каждая из этих частей отдельно. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину, соединив отдельные части в единое целое. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов (от частного, особенного) к общим положениям и выводам. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным. Аналогия - это прием познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Она играет важную роль в рождении новых идей и гипотез.

    Моделирование экономических явлений и процессов – это исследование объектов познания не непосредственно, а косвенно, посредством анализа некоторых вспомогательных объектов, которые и называют моделями.

    Предельный (маржинальный) анализ основан на изучении количественных изменений, возникающих при предельно малом изменении какой-либо экономической переменной, влияющей на данное явление.

    Экономическая теория - это общественная наука, которая изучает экономическую сторону жизни общества. Это историческая наука; она развивается вместе с человеческим обществом.

    В ходе развития научные школы по-разному определяли ее предмет:

    - Меркантилизм (Т. Ман, А. Монкретьен) - деятельность, связанная с внешней торговлей;

    - Физиократы (Ф. Кенэ, А. Тюмо) - сельскохозяйственное производство;

    Английская классическая политэкономия (У. Петти , А. Смит) - труд в сфере материального производства. Наука о богатстве нации.

    - Марксизм (К. Маркс) - экономические законы, управляющие производством, распределением, обменом, потреблением жизненных благ;

    - Маржинализм (У. Джевонс, Е. Бем-Баверк) - поведение отдельных субъектов, вовлеченных в хозяйственные отношения;

    Неоклассическое направление (А. Маршалл). - Во второй половине 19 века понятие “политическая экономия” вытесняется понятием “экономикс” - аналитическая наука об использовании людьми редких (ограниченных) ресурсов для удовлетворения своих потребностей;

    - Кейнсианство (Дж. М. Кейнс) - необходимость, формы, методы государственного регулирования экономики, создав тем самым основы макроэкономики, смешанной экономики;

    Институционализм ввел в предмет экономической теории социально-психологические аспекты.

    Предмет экономической теории - это экономические отношения в обществе, по поводу использования редких или ограниченных ресурсов, с целью производства благ, удовлетворяющих безграничные потребности людей. Можно сказать, что экономическая теория — наука о рациональном экономическом выборе.

    Различают :

    Позитивную экономическую теорию, которая исследует экономические явления как они есть.

    Нормативную экономическую теорию, которая выносит оценки, утверждает как должно быть в экономической жизни общества.

    Основные функции экономической теории:

    - познавательная - состоит в том, чтобы изучать и объяснять экономическое развитие общества;

    - методологическая - проявляется в том, что экономическая теория служит методологической базой для всей системы экономических наук;

    - образовательная - помогает овладевать экономическими знаниями и принимать на их основе рациональные экономические решения;

    - практическая (прикладная) - заключается в разработке конкретных принципов и способов оптимального хозяйствования, научном обосновании государственной экономической политики.

    Исследование экономических явлений может осуществляться на двух уровнях, которым соответствуют два больших раздела экономической теории - микроэкономика и макроэкономика.


    Микроэкономика - часть экономической теории, изучающая поведение домашних хозяйств и фирм. Макроэкономика рассматривает экономику как единое взаимосвязанное целое, анализирует такие крупномасштабные явления, как проблемы занятости, экономического роста, инфляции. Макроэкономика помогает формировать цели экономической политики государства и определять пути и способы, необходимые для их достижения.

    Микроэкономика и макроэкономика тесно взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга.

    Система экономических наук представляет экономическую теорию, как теоретическую базу всех экономических наук и конкретные экономические науки, изучающие те или иные области хозяйственной жизни общества. В свою очередь, конкретные экономические науки подразделяются на отраслевые экономические науки (экономика промышленности, экономика строительства и т.д.); функциональные экономические науки (финансы, бухгалтерский учет, статистика и т.д.) и экономические науки на стыке с другими науками (экономическая география, экономическая психология, демография и т.д.).

    Методы экономической теории.

    Если предмет науки содержит то, что изучает данная наука, то методы показывают как познается тот или иной предмет. Предмет всегда предполагает определенные методы исследования, а метод формирует предмет. Следует различать две группы методов: общие и локальные. Общие (общенаучные) методы отражают общий уровень научных исследований и направления экономической методологии. Локальные методы представляют собой конкретные инструменты, при помощи которых исследуются отдельные стороны экономических систем. В свою очередь в локальных методах выделяют специфические методы, свойственные той или иной методологии и универсальные, используемые при реализации любой методологии.

    К универсальным методам относятся:

    - анализ (расчленение объекта исследования на отдельные элементы) и синтез (соединение отдельных элементов в единое целое);

    - индукция (выведение общего из частных фактов) и дедукция (движение от общего к частному);

    - абстракция (выделение существенных свойств предмета), допущение: “при прочих равных условиях” и обобщение (усреднение).

    В экономической теории также используются такие методы, как наблюдение, эксперимент, моделирование, метод графических изображений разного рода экономических процессов (схемы, графики, таблицы, диаграммы и т.п.). Так, метод моделирования предусматривает изучение социально-экономических явлений по их теоретическому образцу (модели). Модели различаются по уровню обобщения, сфере охвата, характеру действия.

    Выводы

    1. Экономика (от греч. - эйкос - хозяйство, номос - закон) - наука о законах хозяйствования, сфера жизни людей, связанная с процессом удовлетворения их потребностей.

    2. Предмет экономической теории - экономических отношений в обществе по поводу рационального, эффективного использования ограниченных ресурсов в целях удовлетворения потребностей. Это наука о выборе.

    3. Различают: позитивную и нормативную экономическую теорию; макро- и микроэкономику. Существует система экономических дисциплин.

    4. Экономическая теория выполняет ряд функций: методологическую, познавательную, образовательную, практическую. Является методологической основой разработки политики государства.

    5. Для исследования взаимосвязей экономических явлений используют две группы методов: общенаучные и специфические.

    6. Исходные экономические понятия: ресурсы, потребности. Экономическая аксиома: “ресурсы ограничены - потребности бесконечны”. Основные экономические проблемы общества - “что, как и для кого производить”, - проблема выбора. Альтернативная стоимость - стоимость решения, от которого отказались. Простой моделью выбора является кривая производственных возможностей.

    7. Экономическая система - способ организации общества. Характер экономической системы определяется формой собственности на факторы производства и механизмом принятия решений. Выделяют: традиционную, рыночную, командную и смешанные типы экономических систем.

    Вопросы для повторения

    1. Дайте определение потребностей, ранжируйте их по Маслоу.

    2. Изменяется ли с течением времени соотношение между свободными и экономическими благами?

    3. Опишите примеры использования кривой производительных возможностей в реальных условиях различными экономическими субъектами.

    4. В каких единицах измеряется альтернативная стоимость? Одинакова ли она для разных людей в одних и техже обстоятельствах?

    5. Существует ли связь между микро- и макроэкономикой, экономической теорией и экономической политикой?

    6. Одинаковы ли функции домашних хозяйств и фирм?

    7. Согласны ли вы с утверждением: “Экономическая политика, успешно проводимая в одних условиях, может оказаться неэффективной в других”?

    8. Определите предмет экономической теории и ее функции.