Постиндустриальное общество и его основные черты. Постиндустриальное общество

Постиндустриальное общество и его основные черты. Постиндустриальное общество

Все многообразие обществ, существовавших прежде и существующих сейчас, социологи разделяют на определенные типы. Несколько типов общества, объединенных сходными принципами или критериями, составляют типологию. Существует множество способов классификации обществ и соответствующих им типологий. Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общества делятся на дописьменные, то есть умеющие говорить, обладающие языком, но не имеющие письменности и письменные, владеющие алфави­том и фиксирующие слова в материальных знаках и носителях.

Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса : простые и сложные. Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных (первобытные племе­на). В сложных обществах несколько уровней управления и несколько социальных слоев, расположенных сверху вниз, по мере убывания доходов. Здесь появляются противополож­ные страты: господствующая и зависимая. Возникшее стихийно социальное неравенство закрепляется юридически, экономически, политически, религиозно.

Стимулом для зарождения сложных обществ является появление государства. Простые общества совпадают с дописьменными, с доцивилизационными, а сложные совпадают с письменными обществами.

В основе третьей типологии лежит способ добывания средств существования. Основателями такой классификации являются Дж. Ленски и Г. Ленски . Согласно их классификации, все общество можно разделить на три типы:

1. Общество, живущее охотой и собирательством . Они ведут кочевой образ жизни, имеют самые примитивные ору­дия труда, их имущество ограничено самыми необходимыми предметами, которые они носят с собой, кочуя с места на место. Их социальная жизнь организуется на основе родственных связей и состоит из локальных родственных групп - триб. В этом обществе каждый знает, кто кому приходится близким или дальним родственником. Политической структуры почти не существует, во главе его обычно стоят старейшины или вождь, другие властные структуры в этом обществе еще не сложились. Это ранний период существования человечества и называется он протообществом. По времени существования - это самый продолжительный этап и соответствует перво­бытному обществу.

2. Садоводческие, земледельческие общества. Они впервые возникли на Ближнем Востоке приблизительно за четыре тысячи лет до н.э. В дальнейшем получили распространение от Китая и до Европы. В настоящее время сохранились главным образом в Африке на юге Сахары. Садоводческие общества не производят прибавочного продукта. Люди, которые трудятся, используя лишь мотыгу, не могут создать высоко продуктивную систему сельского хозяйства. Политические структуры в простых садоводческих обществах имеют до двух социальных слоев, но в некоторых случаях, она доходит и до четырех слоев. Система родственных связей также является основой социальной структуры, но здесь она значительно усложняется. Иногда общества состоят из многих кланов отличающихся сложными взаимосвязями. Брачные отношения между представителями различных родов регулируются. Эти примитивные общества можно также отнести к первобытно-общинному строю.


3. Аграрные общества. Они впервые возникли в Древнем Египте, благодаря возросшей продуктивности сельского хозяйства. Эти общества могли производить больше продуктов, чем требовалось для обеспечения сельского населения. Появление прибавочного продукта создало предпосылки для возникновения городов, развития ремесел и торговли. Переход к аграрным обществам означает переход от кочевого образа жизни к оседлому. На основе аграрных обществ возникло государство, которое сформиро­вало бюрократический аппарат и армию. Была изобретена письменность, появились первые денежные системы, и расширился культурный и торговый обмен между на­ родами. Стали складываться более сложные формы политической организации, поэтому система родственных связей перестала быть основой социальной структуры общества. В земледельческом обществе семья по-прежнему остается основной про­изводственной единицей.

4. Промышленные, индустриальные общества. Они возникли лишь в современную эпоху в конце 18 века, под влиянием индустриализации Великобритании. Самые передо­вые современные промышленные общества сложились в Северной Америке, Европе, Восточной Азии (Япония, Тайвань, Гонконг, Южная Корея). Промышленное произ­водство связано с применением научных знаний, необходимых для управления про­изводственным процессом. В этих обществах уже осуществляется использование сначала тепловой, а в дальнейшем электрической и атомной энергии.

В середине 19 века К. Маркс предложил свою типологию обществ. Общества, разли­чающиеся языком, культурой, обычаями, политическим строем, образом и уровнем жизни людей, но объединенные двумя ведущими признаками: способом производства и формой собственности, составляют одну общественно-экономическую формацию. Согласно Марксу, чело­вечество последовательно прошло четыре формации: первобытную, рабовладельческую, фео­дальную и капиталистическую. Он считал, что пятой формацией развития человечества долж­на будет выступить коммунистическая формация, а первой фазой ее развития выступает со­циализм, основанный на общественной собственности на средства производства.

Другая типология социальных систем в качестве основы также рассматривает экономическую сторону жизни, но акцент делает на характере труда, выделяя доиндустриальный, индустриальный и постиндустриальный труд и соответствующие ему типы обществ. Наиболее видные ее представители - американские социологи и политологи Д. Белл, 3. Бжезинский, А. Тоффлер и фран­цузские социологи, и политологи А. Турэн и Ж. Фурастье . Эта концепция была создана Д. Беллом как футурологическая, когда он возглавлял комиссию по 2000 году Американской Академии искусств и наук.

Согласно данной теории, общество в своем поступательном развитии проходит три основные стадии:

1) доиндустриальную (аграрную);

2) индустри­альную;

3) постиндустриальную.

Бжезинский третью стадию назы­вает технотронной, а А. Тоффлер - сверхиндустриальной.

Доиндустриальные общества в современном понимании - это отсталые в своей основе сельскохозяйственные, примитивные, консервативные, закрытые, несвободные общества. К такому типу он отнес слаборазвитые страны, которые находятся на стадии экономического развития между каменным веком и первой промышленной революцией. Сюда же он относит и страны, в которых идут процессы индустриализации, но они еще не завершены, а также общество, находится на переходном этапе развития. Доиндустриальные общества - подготовка к капитализму.

Индустриальные общества имеют развитую промышленную основу. Это динамические, гибкие, свободные и открытые по организации социальной жизни общества (капиталистические страны).

Постиндустриальные общества - это общества наиболее развитых стран, производственную основу которых составляет использование достижений научно-технической и научно-технологической революций, и в которых в связи с резким возрастанием роли и значения науки и информации, произошли существенные структурные социальные изменения. Он считает, что США и Япония находятся на пороге постиндустриального общества.

На первой стадии преобладает первичная сфера экономической деятельности - сельское хозяйство, на второй - вторичная сфера - промышлен­ность, на третьей стадии - третичная - сфера услуг.

Основная за­дача этой стадии - индивидуализация производства и потребления.

В доиндустриальном обществе главная цель - власть.

В индустри­альном - деньги, в постиндустриальном - знание, обладание кото­рым является главным, престижным фактором.

Каждой из этих трех стадий присущи специфические формы социальной организации:

в аграрном обществе - это церковь и армия,

в индустриальном - кор­порация,

в постиндустриальном - университеты.

В соответствии с этим находится и социальная структура: в аграрном обществе господствующую роль играют священники и феодалы, в индустриаль­ном - бизнесмены, в постиндустриальном - ученые и менеджеры-консультанты.

Когда одна стадия приходит на смену другой, то изменяются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения и социальная структура общества.

Характерные черты постиндустриального общества:

1. В постиндустриальном обществе добыча и переработка природных ресурсов сменяются добычей и переработкой информации и развитием сферы услуг.

2. Информационные технологии захватывают важнейшие сферы общественной жизни:

промышленную, политическую, военную и культурную.

3. Смена технологического базиса (прогресс прикладного знания и совершенствование средств производства) – это сказалось на организации всей системы социальных связей.

4. Меняются структура занятости, соотношение профессионально-квалификационных групп, т.к. структура социальной позиций определяется социальными статусами, которые зависят от профессиональной деятельности человека, его образования, опыта, таланта и т.д.

Переход от индустриального общества к постиндустриальному обществу сопровождает­ся превращением товаропроизводящей массы экономики в обслуживающую, что означает превосходство сферы услуг над сферой производства. Это:

1. Введет к сокращению числа занятых в сфере промышленности и в сельском хозяйстве и к преобладанию работников умственного труда.

2. Изменяется и социальная структура: классовое деление уступает место профессиональному. Собственность как критерий социального неравенства теряет свое значение и решающим становится уровень образования и знания.

3. Отсюда вытекает особенность постиндустриаль­ного общества, в котором основным принципом развития выступает центральное положение теоретических знаний как источника нововведений и определения политики.

4. Постиндустриальное общество характеризует ориентация на будущее, контроль над техникой и оценка последствий технических нововведений, принятие решения на основе новой интеллектуальной технологии и использование ее методов в теории управления.

В русле социального эволюционизма на основе противопостав­ления традиционного и современного общества сформировалась тео­рия стадий роста. Теория «стадий роста» У.Ростоу описывает посту­пательное развитие общества как переход от аграрного «традицион­ного» общества к современному «индустриальному», как прохождение 5 важнейших ступеней - стадий.

Первая стадия - традиционное общество, основу которого со­ставляет примитивное сельскохозяйственное производство. Накоп­ления здесь незначительны и расходуются непроизводительно.

Вторая стадия - «переходное общество» - на этой стадии создаются предпосылки для «сдвига»: рост производительности сельскохозяйственного труда, увеличение капиталовложений в расчете на душу населения, возникновение централизованного государства и т.д.

Третья стадия - период «промышленной революции», характеризующийся мобилизацией внутренних накоплений и инвестиро­вания более 10% национального продукта в производство, быстрым ростом основных отраслей промышленности и радикальным измене­нием методов производства.

Четвертая стадия - «путь к зрелости»- формирование ин­дустриального общества. Этот процесс отличается бурным разви­тием промышленности, возникновением новых отраслей произ­водства, повышением уровня капиталовложений до 20%, бурным ростом городов.

Для индустриального общества характерны:

1) развитая и сложная система разделения труда в обществе в целом, при сильной его специализации в конкретных сферах производства и управ­ления;

2) массовое производство товаров на широкий рынок;

3) меха­низация и автоматизация производства и управления;

4) научно-техническая революция. Следствием этих процессов является высокая развитость средств транспорта и коммуникаций, высокая степень мобильности и урбанизации, качественные сдвиги в струк­турах национального потребления. С точки зрения данной теории, основные характеристики крупной промышленности - индустрии обусловливают форму поведения не только в сфере организации и управления производством, но во всех других сферах обществен­ной жизни.

Следующая типология основана на характере взаимосвязи социальной системы и сферы. По этому критерию выделяются открытые и закрытые социальные системы. В данном случае социологи используют понятия, которые разрабатываются в естественных науках. В естественных науках открытыми системами являются незамкнутые системы, которые постоянно обмениваются с внешней средой и находятся в состоянии подвижного равновесия с ней. За­крытые системы изолированы, замкнуты, не взаимодействуют с внешней средой и постепенно приходят в состояние «застоя» и состояния наиболее низкой организованности. Аналогичным образом социальные системы, находящиеся в изоляции от внешней окружающей среды, неизбежно начинают переживать процессы, свойственные закрытым системам, что может привести к социальным кризисам.

Английский философ и социолог Карл Поппер использовал понятие открытого и закрытого общества для описания культурно-исторических и политических систем на разных этапах их развития. Закрытым он назвал магическое, племенное или коллективистское общество, застывшее на достигнутой ста­дии развития догматическое и авторитарное. Примерами такого общества могут служить античная Спарта, Пруссия, нацистская Германия, СССР в эпоху сталинизма. Открытое об­щество - такое общество, в котором индивиды вынуждены принимать личные решения. Оно сравнительно легко изменяется и приспосабливается к обстоятельствам внешней среды. Для его граждан характерно рациональное постижение мира, критицизм, индивидуализм, ответ­ственность за свои поступки. Примером является западные демократии. Переход от закрыто­го общества к открытому является одной из глубочайших революций, через которые прошло человечество и которое остается магистральным путем развития человечества.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ.
Рубрика (тематическая категория) Культура

РАЗДЕЛ 9. ЧЕЛОВЕК В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

Контрольные вопросы для самопроверки.

1. Как исторически развивалось понятие культуры?

2. Назовите основные подходы к понятию культуры в современной литературе.

3. Каково строение культуры с точки зрения деятельностного подхода?

4. Выделите основные виды культуры и их содержание.

5. Раскройте взаимосвязь элементов культуры.

6. Что такое ʼʼдиалог культурʼʼ?

Во второй половинœе XX века в обществе произошли глубокие изменения: изменился сам человек и его место в мире. Можно заключить, что формируется новое общество. Его называют постиндустриальным, информационным, технотронным, постмодерным и т.д.

Основные идеи постиндустриального общества изложены американским социологом Д.Беллом. Другой представитель американской социологии М.Кастелье в характеристике современного общества делает упор прежде всœего на его информационный характер.
Размещено на реф.рф
Так или иначе авторы подчеркивают переход к новому периоду в истории современной цивилизации, который был обусловлен изменениями в экономике, социальной жизни, политике и духовной сфере. Эти изменения были столь существенны, что привели к кризису предшествующей модели развития. Случившаяся в серединœе XX века научно – техническая революция изменила структуру производства – на первое место по значимости вышла информационая техника.

По мнению Белла, постиндустриальное, информационное общество отличается от предшествующего индуствриального общества главным образом двумя параметрами:

1) центральную роль приобретает теоретическое знание;

2) расширяется сектор услуг по отношению к ʼʼпроизводящему хозяйствуʼʼ. Это означает, что произошел коренной сдвиг в соотношении трех секторов экономики: первичного (добывающая промышленность и сельское хозяйство), вторичного (обрабатывающие отрасли и строительство), третичного (услуги). Этот последний занял ведущие позиции.

Основой постиндустриального общества является беспецендентное влияние науки на производство. В случае если индустриальное общество опирается на различные виды энергии и машинную технологию, то постиндустриальное – на интеллектуальные технологии, его главным ресурсом выступают знания и информация.

Информация в обществе всœегда играла особую роль. Известно, что опыт, накопленный в длительном процессе, не мог передаваться генетическим путем, в связи с этим общество всœе в большей степени становилось заинтересованным в сохранении и передаче знаний, ᴛ.ᴇ. социальной информации. Развитие информационных связей сделало общество, как и любую живую саморазвивающуюся, саморегулируемую систему, более устойчивым к влиянию окружающей среды, упорядочило связи в нем. Поскольку информация в обществе - это прежде всœего знание (но не всœе, которым располагает человечество, а лишь та его часть, которая используется для ориентировки, для активного действия), постольку она служит необходимым звеном управления систем в целях сохранения и качественной специфики, совершенствования и развития. Чем больше полученной информации перерабатывает система, тем выше ее общая организованность и эффективность функционирования, тем самым расширяются возможности ее регулирования.

В современном обществе информация превратилась в его исключительно важный ресурс . Общество встает на путь информатизации: системно – деятельностного процесса овладения информацией как ресурсом развития (и управления) с помощью средств информатики с целью прогресса цивилизации. Информатизация общества не означает просто компьютеризацию, это новый уровень жизнедеятельности каждой личности и социума в целом, в котором взаимодействие информатики и общества осуществляется на базе изучения законов и тенденций.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, информацирнное общество характеризуется состоянием, когда общество овладевает информационными потоками и массивами, определяющими социальное развитие. Основной и главной формой социального развития в глобальном масштабе оказывается информационно – емкая всœесторонняя интенсификация. На этой базе развивается глобальное единство всœей цивилизации. Большую роль сыграло создание Интернета͵ затем произошедшее слияние глобальных СМИ и компьютерных коммуникаций в мультимедиа, охватывающие всœе сферы жизни человека. Создана новая информационно – технологическая парадигма, которая изменив экономику, повлекла за собой радикальные изменения и в государственном управлении.

Особенности постиндустриализма во многом были заданы еще возникшей в XVI – XVII в.в. западноевропейской цивилизацией, получив сейчас более глубокое развитие. Это:

– высокие темпы развития. Общество перешло на интенсивный путь развития;

– произошло принципиальное изменение системы ценностей: ценностью стала сама инновация, оригинальность. Вместе с тем, на одном из самых высоких мест в иерархии ценностей оказалась автономия личности. Человек может менять свои корпоративные связи, включаться в разные социальные общности и культурные традиции, тем более, что образование становится более доступным;

– как никогда ранее проявилась сущность человека как активного существа, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ находится в преобразовательном отношении к миру. Деятельностно-активный идеал отношения человека к природе распространился и на сферу социальных отношений (борьба, революционные преобразования в обществе и т.д.);

– общество перешло к иному видению природы – познавая законы природы, оно ставит их под свой контроль. По этой причине научность приобрела особое значение как основа дальнейшего прогресса.

Вместе с тем возникает и проблема возможностей науки, особенно в настоящее время. Дело в том, что само развитие техногенной цивилизации подошло к критическим рубежам, которые обозначили границы этого типа цивилизационного роста. С появлением глобальных проблем возникли проблемы выживания человечества, проблемы сохранения личности и биологических основ человеческого бытия в условиях, когда всё отчётливее проявляется угроза разрушающего влияния современного техногенеза на биологию человека. Антисциентистские концепции возлагают на науку и её технологическое применение ответственность за нарастающие глобальные проблемы. Οʜᴎ выступают с требованиями, ограничить и даже заморозить научно-технический прогресс, по существу это означает возврат к традиционным обществам.

Противоречива и роль техники в современном обществе. С одной стороны, выполняя социальную функцию, она дополняет и расширяет возможности человека. Ее значимость столь велика, что рождает определœенное состояние мировоззрения – технократизм.

Технократизм абсолютизирует роль технических идей и принципов технического знания, распространяя их на другие сферы деятельности человека, считает, что ведущее место в современном обществе принадлежит техническим специалистам.

С другой стороны, проникновение принципов технического конструирования во всœе области человеческой жизнедеятельности создает угрозу самому человеку, его самобытности. Возникает некое подобие ʼʼтехнического государстваʼʼ, в котором всœе приоритеты, да и сама судьба общества предоставлены научно – технической элите. На место социальных и политических норм и законов вступают закономерности вещей, созданных самой цивилизацией. По этой причине в обществе нарастает технический алармизм – паника перед техникой.

Литература.

1. Философия / Под ред. В.В.Миронова. – М., Разд. VII, гл. 3.

2. Философия / Под ред. А.Ф.Зотова и др.
Размещено на реф.рф
– М., 2003. Разд. 5, гл. 7.

ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВО И ЕГО ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ." 2017, 2018.

Прочитаем информацию.

Характерные черты постиндустриального общества

Сфера общественной жизни

Характерные черты

Экономическая

1.Высокий уровень использования информации для развития экономики.

2.Господство сферы услуг.

3.Индивидуализация производства и потребления.

4.Автоматизация и роботизация всех сфер производства и управления.

5.Осуществление сотрудничества с природой.

6.Развитие ресурсосберегающих, экологически чистых технологий.

Политическая

1.Сильное гражданское общество, где господствует право и закон.

2.Политический плюрализм (множество политических партий).

3.Возникновение новой формы демократии - «демократия консенсуса», основанной на взаимных уступках.

Социальная

1.Стирание классовых различий.

2.Рост численности среднего класса.

3. Дифференциация уровня знаний.

Духовная

1.Особая роль науки и образования.

2.Развитие индивидуализированного сознания.

3.Непрерывное образование.

Рассмотрим примеры.

Постиндустриальное общество

Пример

1.Государство на юго-западе Европы (Испания).

Входит в первую десятку мировых производителей автомобилей, судов, кузнечно-прессового оборудования и газовых компрессоров, станков, нефтепродуктов и химических товаров.

Банковская система является одной из самых стабильных в Европе.

Официально зарегистрировано более 500 политических партий и общественных организаций.

Считается музеем под открытым небом. Бережно хранят культурные и исторические памятники, которые имеют мировую славу.

Ведущее место занимает воздушный транспорт. Из 42 аэропортов 34 осуществляют регулярные перевозки.

Испания располагает хорошо развитой сетью средств массовой информации.

2.Страна в Северной Европе (Швеция). Стабильно входит в число 20 наиболее развитых стран мира, а по качеству жизни в первую десятку. Основная доля в ВВП создается сферой услуг куда включается и туризм (6 млн. туристов в год).

Отличается высоким уровнем социальной защиты населения.

3.Страна в Западной Европе (Франция). По общему объему экономики страна занимает ведущие места в Европейском Союзе, по ВВП на душу населения (31 100 долларов, 2006) стабильно входит в первую мировую двадцатку. Располагает самой развитой в Европе сетью железных дорог. Примерно 30% ВВП расходуется на социальные нужды. Официально установлена 39-часовая рабочая неделя (самая короткая в Европе).

Выполним онлайн-задания.

Приглашаем к интеллектуально-игровой деятельности.

Интеллектуальные игры «Обществознание»

Интеллектуальные игры на форуме «Познай общество»

Используемая литература:

1.Обществознание: Учебник для 10 класса. Ч.1 – 3-е изд. / А.И.Кравченко. – М.: «ТИД «Русское слово – РС», 2003.

2.Обществознание: Учебник для 11 класса. – 5-е изд. / А.И.Кравченко, Е.А.Певцова. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2004.

3.ЕГЭ 2009. Обществознание. Справочник / О.В.Кишенкова. – М. : Эксмо, 2008.

4.Обществознание: ЕГЭ-2008: реальные задания / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М. : АСТ: Астрель, 2008.

5.ЕГЭ 2010. Обществознание: репетитор / А.Ю.Лазебникова, Е.Л.Рутковская, М.Ю.Брандт и др. – М. : Эксмо, 2010.

6. Обществознание. Подготовка к государственной итоговой аттестации-2010: учебно-методическое пособие / О.А.Чернышёва, Р.П.Пазин. – Ростов н/Д: Легион, 2009.

7. Обществознание. Экспериментальная экзаменационная работа. Типовые тестовые задания. 8 класс / С.В.Краюшкина. – М.: Издательство «Экзамен», 2009.

8.Обществознание: полный справочник / П.А.Баранов, А.В.Воронцов, С.В.Шевченко; под ред. П.А.Баранова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2010.

9.Обществознание: профил.уровень: учеб. Для 10 кл. общеобразоват. Учреждений / Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова, Н.М.Смирнова и др. под ред. Л.Н.Боголюбова и др. – М.: Просвещение, 2007.

Постиндустриальное общество, зарождающееся в данный момент, имеет существенные отличия от индустриального. Вместо максимального развития промышленности, первостепенное значение получают информация, технологии и знания, а сфера обслуживания значительно обгоняет сферу промышленности.

Наука и постиндустриальное общество

Сейчас не наблюдается такой неоглядной веры во всесилие науки. Негативные последствия человеческой деятельности на планете заставили выйти на передний план чисто экологические ценности. Это не только отношение к природе, но и к гармонии, и к равновесию вообще, которые так необходимы для того, чтобы индустриальное и постиндустриальное общество развивалось адекватно существованию планеты.

Основой является информация, которая породила новый тип социума, названный информационным. Вместо централизации здесь имеет место регионализация, вместо бюрократизации - демократизация, разукрупнение сменило концентрацию, а индивидуализация - стандартизацию. Это как раз те самые процессы, которые обуславливает информационное постиндустриальное общество с рождёнными посредством его возникновения технологиями.

Об услугах

Как было сказано выше, сфера обслуживания развивается гораздо мощнее промышленности, поскольку все люди либо предоставляют информацию, либо её используют, то есть либо пользуются услугами, либо их потребляют. Это касается практически всех профессий: преподаватель обслуживает студента, ремонтник - технику, а в результате - клиента, так же происходит с врачами, юристами, банкирами, лётчиками, дизайнерами и так далее.

Все они продают свои знания и умения - законов или анатомии, финансов или аэродинамики и оперирования цветовыми гаммами. В отличие от фабричных или заводских рабочих, которых объединяло индустриальное и постиндустриальное общество, они не производят ничего. Происходит простая передача знаний и оказание услуг, за которые платят клиенты.

Посттрудовая виртуальность

Современный тип общества подпадает под описание виртуального, которое развивается под мощным воздействием интернет-технологий. Этот мир - виртуальный или "возможный" - сделался новой реальностью посредством компьютерного бума, который охватил всё общество целиком. Виртуализация - симуляция или образ общества - явилась тотальной, а все её элементы, из которых социум состоит, виртуализируясь, существенно меняют свой облик, свою роль и свой статус.

Постиндустриальный тип общества постэкономичен, он является и посттрудовым, поскольку экономическая система утратила своё первоначальное значение как определяющее. Труд перестал быть основой социальных отношений.

Постиндустриальное общество лишило человека его экономической сущности, ориентировав на другие, постматериалистические ценности. Акценты смещаются на гуманитарные, социальные проблемы, приоритетами становятся качество и безопасность жизни, а также самореализация каждого индивида в разнообразных социальных сферах. Поэтому формируются совершенно новые критерии социального благополучия и благосостояния как характерные черты постиндустриального общества.

Теория

Научная традиция, идущая от эпохи Просвещения, получила воплощение и развитие в том самом ключе, какой предлагает концепция постиндустриального общества. Тогда общественный интерес связывался с поэтапным улучшением условий материальной жизни человека. Позитивистская философия и экономические исследования 19 века продиктовали самые важные методологические принципы этой концепции, положили в основу периодизацию социального развития в связи с особенностями технологической оснащённости производств, распределения и обмена общественного продукта.

Это почти абстрактная идея, предполагающая вычленение стадий в технологическом процессе, была со временем богато дополнена институциалистами в экономической теории, посвященной структуризации секторов производства в обществе, выявлению закономерностей хозяйственного развития, которые не зависят от политической системы и социальной сферы страны. Эти труды мыслителей от 18-го до начала 20 века и стали основой, на которой было построено постиндустриальное развитие общества.

Модели

Политологические, социальные, экономические концепции этого столетия занимают главенствующее место в теории, на принципах которой выстраивается новая жизнь. Черты постиндустриального общества узнаются по представлению трёхсекторной модели производства, которая ещё в 50-х годах прошлого века разграничила национальную экономику на секторы.

  • Первичный сектор - добывающие отрасли и сельское хозяйство.
  • Вторичный сектор - обрабатывающая промышленность.
  • Третичный сектор - сфера услуг.

Таким образом, был получен значительный экономический рост к началу 60-х годов, но отождествлять секторы экономики с этапами развития цивилизации всё-таки не нужно. Формирование единства индустриального общества было весьма популярной идеей в 60-х среди многочисленных технократов. Также ими рассматривалась и теория конвергенции, в которой с унифицированных позиций представлялось противостояние восточного и западного блоков. Черты постиндустриального общества в то время ещё не были достаточно прояснены.

Рождение понятия

Профессор Белл из Гарварда в 1959 году впервые употребил этот термин в том значении, которым он наполнен сегодня. Он обозначил данным понятием переход к постиндустриальному обществу, где социум отодвигает роль индустриального сектора на второй план посредством возросшей технологизации, выводя на первый план науку как производительную силу. Поэтому потенциал общественного развития всё более стал определяться теми масштабами знаний и информации, которыми общество располагает.

В середине 70-х годов появились более частные термины, которые подчёркивали важнейшие тенденции социального развития. Наиболее широко стали использоваться определения, характеризующие постиндустриальное общество как информационное, конвенциональное, организованное и даже программируемое. Полное и комплексное установление характера этого понятия научно определить не удалось, все попытки отличались частностью и не стали научно состоятельными, хотя их было (да и сейчас) необычайно много: постиндустриальное общество называли и активным, и справедливым. Это, в принципе, правдой не является.

Постиндустриальный тип общества

Итак, всесторонний и качественный анализ новой ситуации, появившейся в развитых индустриальных странах к 70-м годам прошлого века, сформировал теорию постиндустриального общества. Характерные черты были выявлены в течение следующих десятилетий:

  • Радикально ускоряется технический прогресс.
  • Роль материального производства снижается.
  • Уменьшается доля материального производства в совокупности общественного продукта.
  • Широкое развитие информации и сектора услуг.
  • Мотивы и характер деятельности индивидума изменяются.
  • Появляются новые вовлекаемые в производство ресурсы.
  • Существенно модифицируется вся социальная структура.

Современное общество

Оно в целом уже вполне постиндустриальное, если рассматривать основные параметры, предложенные теорией. Главное - полный переход от преимущественного производства товаров к производству услуг. Проведение исследований, повышение качества жизни, организация системы образования - тоже характерные черты постиндустриального общества.

Класс техников-специалистов сделался главной профессиональной группой общества, где любое внедрение нововведений прежде всего зависит от количества и качества теоретических знаний. В постиндустриальном обществе возник новый - интеллектуальный класс, чьи представители выступают даже в качестве политических консультантов, а также экспертов и технократов.

Важнейшие параметры

Современное общество не только может, но и должно рассматриваться как постиндустриальное, поскольку всё более укрепляется анализ логики цивилизационного развития, что подтверждается теорией постиндустриализации. Ясно видны три эпохи - доиндустриальная, индустриальная, постиндустриальная как периодизация социального прогресса. Параметры совершения такого перехода следующие:

  • Основной производственный ресурс. Доиндустриальное общество - сырьё, первичное производство, индустриальное - энергия, постиндустриальное - информация.
  • Тип производственной деятельности. Последовательная обработка (процессуальность) - в постиндустральном обществе, тогда как ранее это были добыча и изготовление.
  • Характер базовых технологий. Постиндустриальное общество - наукоёмкие технологии, индустриальное - капиталоёмкие, доиндустриальное - трудоёмкие.

По этой схеме можно формулировать старинное положение о трёх обществах, которое предполагает базирование доиндустриального общества на синтезе человека и природы, индустриального - на преобразовании природы, а современное постиндустриальное общество базируется на взаимодействиях между людьми.

Становление концепции

Всё началось с оценок явлений, кардинально изменивших западный мир. И по сей день эта теория сохраняет свой материалистический характер, изучая конкретные факты и тенденции. Концепция постиндустриального общества представляет эмпирический материал как первичный относительно теоретических постулатов и общеметодологических конструкций, тем и отличается от других обществоведческих теорий, которых придерживаются марксисты.

Однако нельзя не отметить, что эта доктрина представлена рядом аспектов излишне объективистски, поскольку не даёт инструментов для анализа причин именно такого развития, пришедшего к становлению сначала индустриального, а затем постиндустриального общества. Рассматривая этот переход, скорее, как данность, а не процесс с противоречиями и внутренней логикой, объясняются лишь социальные трансформации современности, не применяя полученных результатов для выстраивания глобальной теории в области социологии, что и придаёт некоторую поверхностность учёным изысканиям в их выводах и положениях.

Определение постиндустриального общества гласит, что в связи с научно-технической революцией и выросшим доходом населения приоритет перешел от производства товаров к производству услуг. Информация и знания теперь особенно востребованы, а научные достижения стали основой экономики. При трудоустройстве оцениваются уровень образования и профессионализма, обучаемость и творческий подход. В статье дается характеристика новой экономики.

Какие услуги востребованы в постиндустриальных странах?

Это те страны, у которых на долю сферы услуг приходится больше половины ВВП. В этом списке находятся:

  • США – 80% на 2002 год.
  • Страны Евросоюза – 69,4% в 2004 году.
  • Австралия – 69% на 2003 год.
  • Япония – 67,7% в 2001 году.
  • Канада – 70% на 2004 год.
  • Россия – 58% в 2007 году.

В постиндустриальном обществе объемы производства материальных ценностей не снижаются, а только развиваются не так активно, как объемы услуг. Под последним понимается не только торговля, коммунальное обслуживание, но и любая инфраструктура . Сегодня общество содержит:

Некоторые футурологи уверены, что постиндустриальное общество является лишь вводной частью к «постчеловеческому» этапу развития цивилизации на планете Земля.

Основные признаки постиндустриального общества

Термин «постиндустриализм» появился в начале XX века, его ввел специалист, изучающий доиндустриальное развитие стран Азии, А. Кумарасвами. Современное значение термин принял в середине столетия, а широкое признание получил благодаря работам Даниэла Белла. Профессор Гарвадского университета в 73 году XX века выпустил в свет книгу «Грядущее постиндустриальное общество» , которая и положила начало новой концепции. В ее основе - разделение общественного развития на 3 этапа:

  1. В доиндустриальном важнейшими структурами являлись церковь и армия, определяющая сфера – сельское хозяйство.
  2. В индустриальном на первых позициях корпорации и фирмы, важной отраслью являлась промышленность.
  3. В постиндустриальном выдвинулись теоретические знания во главе с университетом, где происходит их производство и накопление.

Общество массового потребления возникло как ответ на конвейерное производство, которое повысило производительность труда, теперь же возникло поточное производство информации, позволяющее получить развитие по всем направлениям . Сервисная экономика, возникшая на почве массового потребления, породила информационное хозяйство, этот сектор развивается наиболее активно.

Причины появления

Исследователи этого явления не нашли точек соприкосновения, поэтому причин возникновения постиндустриального общества много:

«Марксисты» видят другие причины:

  • Разделение труда из производства постоянно вычленяет отдельные действия, которые формируются в отдельную услугу. Пример, раньше фабрикант сам разрабатывал и реализовывал рекламную кампанию, которая была частью бизнеса, сейчас же рекламный бизнес - самостоятельный сектор экономики.
  • Труд разделился и стал международным, производства концентрируются в регионах, где более выгодна конкретная деятельность. Раньше подобные процессы разделяли физический и умственный труд. Это распределение явилось следствием расширения корпораций за национальные рамки. Чтобы повысить эффективность транснациональные компании размещают свои производства в регионах, где торговля более выгодна. Транспортные расходы при этом сокращаются. В наши дни производство располагается уже далеко от источника сырья или потребителя. Прибыль же принадлежит материнской компании, находящейся в другой стране.
  • Экономика и производительность труда развиваются, что меняет структуру потребления. После того как налажена стабильная работа обеспечения необходимыми товарами, возникает активный рост потребления услуг, а потребление товаров несколько снижается.
  • Большинство услуг потребляется на месте, и даже сниженная цена на стрижку в одной стране вряд ли повлияет на цену в другой. Но теперь информация является массовым товаром , что позволяет развивать дистанционную торговлю.
  • По своей природе некоторые услуги не могут увеличить производительность труда. Пример, таксист не может управлять сразу двумя автомобилями. Если спрос вырастет, автомобиль станет автобусом или возрастет численность таксистов. Однако при массовом промышленном производстве постоянно увеличивается количество выпускаемой продукции одним человеком. Поэтому в сфере услуг больше работников.

Социальная структура

Характерной особенностью такого постиндустриального общества является усиление значения человека . Трудовые ресурсы меняют свою структуру: физический труд уменьшается, умственный, высококвалифицированный и творческий растут. Затраты на подготовку работников растут: необходимо устроить им обучение и образование, повысить квалификацию. Известно, что в США на долю «человека знаний» приходится 70% всех работников.

«Класс профессионалов»

Некоторые исследователи формулируют признак постиндустриального общества, как «общества профессионалов». В нем основной класс - это интеллектуалы , где власть принадлежит интеллектуальной элите, представители которой на политическом уровне становятся консультантами, экспертами или технократами. Уже отчетливо видно разделение общества по признаку образованности.

«Работники знания» не будут большинством, но это уже лидирующий класс «общества знания».

Наемный труд: изменение статуса

Основное средство производства в постиндустриальном обществе - квалификация сотрудников . Средства производства при этом принадлежат работнику, в связи с этим для фирм ценность сотрудников высокая. Отношения между работодателем и работником интеллектуального труда становятся партнерскими, зависимость от компаний резко снижается. Структура корпорации меняется с центральной иерархической на иерархическую сетевую, где играет роль повышение самостоятельности нанятого сотрудника.

В крупных компаниях все рабочие и даже управленческие должности занимают нанятые сотрудники, которые не являются собственниками.

Важен творческий подход

Некоторые исследователи утверждают, что индустриальное общество вступает в постэкономическую фазу развития, когда господство экономики начинает затухать. Производство материальных благ становится неглавным, а основной формой деятельности человека становится развитие способностей . В развитых странах наблюдается тенденция самовыражения за счет снижения материальной мотивации.

Однако, постиндустриальная экономика все меньше нуждается в неквалифицированном труде, что увеличивает трудности населению, чей образовательный уровень не дотягивает до новых стандартов. Появляется ситуация, когда рост неквалифицированной части населения снижает мощь экономики страны, а не увеличивает ее.

Точки зрения на новое общество разнополярны . Так, одни исследователи считают, что мир в XXI веке выглядит вполне автономным, может контролировать производство технологий, а также обеспечивать себя продукцией промышленного и сельскохозяйственного производства. Он относительно свободен от сырья, а также самодостаточен в торговле и инвестициях.

Другие уверены, что успех современной экономики временный. Он достигнут благодаря неравноправным отношениям между развитыми странами и регионами планеты, которые обеспечивали их дешевой рабочей силой и сырьем. Чрезмерное же стимулирование финансовой и информационной сферы экономики в ущерб материальному производству привело к мировому экономическому кризису.

Черты постиндустриального общества