Порядок оплаты налога на землю. Какие сроки уплаты земельного налога

Порядок оплаты налога на землю. Какие сроки уплаты земельного налога

Для всех владельцев земельных участков оплата соответствующего налога является обязательной. Это не зависит от площади земельного участка, его местонахождения и метода использования. Если ранее (до 2015 года) сумма, уплачиваемая в бюджет, рассчитывалась всеми самостоятельно, теперь данная прерогатива осталась лишь у юридических лиц.

Обычные граждане и частные предприниматели теперь оплачивают налог на землю по квитанциям, приходящим непосредственно от налоговой, по ставкам уже рассчитанным и указанным.

Когда нужно платить земельный налог физическим лицам

Из-за внесенных в налоговое законодательство поправок, на месяц перенесен крайняя дата выплаты по . Если раньше уплата производилась строго до 1-го ноября года, следующего за отчетным периодом, то теперь дата перенесена на 1-е октября.

Как уже было указано выше, налоговая служба сама рассчитывает сумму, которую физическому лицу необходимо уплатить за свои земельные владения. По данным, которые владелец участка предоставил, рассчитывается ставка налога и отправляется в едином уведомлении.

Единое уведомление содержит следующую информацию:

  • данные, указанные плательщиком;
  • сумма налога в рублях;
  • сроки, в которые должен быть уплачен налог на землю;
  • подробная информация о предмете налогообложения, на основании которой рассчитана сумма налога (площадь участка, его кадастровая стоимость и прочее).

Если вдруг обнаруживается какая-либо ошибка по выплатам, например, после продажи участка на физическое лицо продолжает поступать уведомление об уплате земельного налога, тогда необходимо посетить отделение налоговой службу по месту жительства. Нужно предоставить соответствующую документацию, подтверждающую факт продажи участка.

Также стоит обратиться в налоговую, если владелец повторно получил уведомление об уплате, хотя уже перечислил необходимую сумму.

Стоит учесть, что при отсутствии поступления в указанный срок рассчитанной суммы земельного налога, физическое лицо подвергается штрафным санкциям. Пеня на указанную сумму начинает «натекать» сразу же. Налоговая служба вправе обратиться к судебным органам, если сумма штрафных санкций непосредственно вместе с начисленным налогом превысит сумму в 1,5 тысячи рублей.

Вместе с тем для граждан, владеющих земельными участками, предусмотрены некоторые льготы:

  • для лиц, участвующих в ликвидации последствий аварии АЭС в Чернобыле, ветеранов различных боевых действий, а также для Героев Труда уменьшается размер налоговой базы для выплаты за участок;
  • некоторыми местными администрациями список категорий граждан имеющих послабления по выплатам расширен — сюда входят пенсионеры и ;
  • в ряде случаев по решению региональных властей льготники вообще освобождаются от уплаты данного налога.

Для граждан ставка земельного налога соответствует полутора процентам от налоговой базы (она же — кадастровой стоимость) по угодьям. Нужно выяснить, попадает ли плательщик под какие-нибудь льготы в своем регионе, а при положительном ответе на данный вопрос необходимо подать заявление по месту жительства на предоставление льгот.

Уплата земельного налога индивидуальными предпринимателями

Для индивидуальных предпринимателей сумма уплачиваемого налога рассчитывается на общих основаниях. Отличия прослеживаются только из-за метода использования данного земельного надела.


Рассмотрим порядок уплаты и сроки внесения:

  • Если участок земли используется индивидуальным предпринимателем как приусадебное хозяйство или как дачное хозяйство с жилыми строениями, тогда налог рассчитывается федеральной службой исключительно по месту регистрации земельного участка;
  • Если участок используется как метод ведения бизнеса, тогда расчет производится самостоятельно индивидуальным предпринимателем так же, как и юридическими лицами. За период до 2015 года все платежи будут начисляться федеральной службой по налогам, уведомления по которым предприниматель соответственно получил.

Что касается сроков оплаты налога на землю, тут все решается местным законодательством. Именно муниципальные власти решают, в какие сроки необходимо подать налоговую декларацию и уплатить все необходимые взносы в бюджет.

Текущие расчеты для индивидуальных предпринимателей имеют следующий вид:

  • налог за предыдущий год нужно уплатить до 1-го октября текущего года;
  • налоговая декларация за прошлый год подается не позднее 1-го февраля текущего года.

Если до начала 2015 года у индивидуальных предпринимателей, как и у юридических лиц, по налоговому вычету на землю производились , то в связи с изменениями в законодательстве таковые платежи отменяются. То есть срок платежей не установлен.

Уплата налога на землю юридическими лицами

Для юридических лиц уплата земельного налога распространяется только на ту собственность, которая состоит в бессрочном пользовании. Соответственно, если организация или предприятие арендует земельный участок – платить еще и земельный налог за него она не должна.

Как уже было сказано выше, для юридических лиц, согласно Налоговому Кодексу, существует правило самостоятельного расчета налоговых вычетов по земельным участкам. Налог на землю рассчитывается за годовой период, после чего в налоговую службу отчисляются авансовые платежи от организации.


Ставка физических лиц и юридических различается. В случае организации или предприятия из кадастровой стоимости высчитывается налоговый вычет равный 0,3 процента. Соответственно из-за малой ставки для юридических лиц не предусматривается никаких льгот по выплате земельного налога. Есть небольшая оговорка, которая касается недолгосрочных арендных договоров по земле – в таком случае налоговые послабления предусмотрены.

Налог на землю уплачивается юридическими лицами следующим образом:

  • за первый квартал отчетного года вносится авансовый платеж, представляющий собой ровно четверть от общей суммы уплачиваемого налога;
  • такие же действия повторяются по истечении следующих двух кварталов;
  • последняя часть суммы должна быть уплачена не позднее 1-го февраля года, следующего за отчетным;
  • по каждому периоду в налоговую службу сдается соответствующая документация, подтверждающая уплату денег.

Все сроки, установленные по уплате земельного налога юридическими лицами, регулируются местными законодательными органами. Если таковые отсутствуют — следует ориентироваться на федеральные законы. Все подробности данного вопроса следует уточнять в налоговой службе по месту юридической «прописки» организации.

  • в отношении налога, начисленного за год, раньше 1 февраля года, следующего за отчетным (ст. 397 НК РФ).

Последний срок перечисления налога (авансового платежа) может выпасть на нерабочий день. В таком случае перечислите налог (авансовый платеж) на следующий за ним рабочий день (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).

Внимание: если налог (включая авансовые платежи) был перечислен позже установленных сроков, налоговая инспекция может начислить организации пени (ст. 75 НК РФ).

Пени рассчитают так:

Пени начислят за каждый день просрочки платежа, в том числе за выходные и нерабочие праздничные дни. Количество дней просрочки посчитают со следующего дня после установленного срока перечисления налога до дня его уплаты (проведения зачета и т. д.). За день, когда обязательство по уплате налога было исполнено, пени не начисляются. Это связано с тем, что они взимаются с суммы задолженности перед бюджетом, образовавшейся в результате просрочки платежа. В день предъявления в банк платежного поручения на перечисление задолженности (в день, когда операция по перечислению задолженности отражена на лицевом счете учреждения, открытом в Казначействе России, в день проведения зачета и т. д.) задолженность по налогу считается погашенной(п. 3 ст. 45 НК РФ). То есть база для начисления пеней в этот день равна нулю. Следовательно, основания для начисления пеней за этот день отсутствуют.

Такой порядок следует из положений пунктов 3 и 4 статьи 75 Налогового кодекса РФ и раздела VII Требований, утвержденных приказом ФНС России от 18 января 2012 г. № ЯК-7-1/9.

Пени не начисляются, если причиной возникновения недоимки стало:

  • решение инспекции о наложении ареста на имущество организации;
  • решение суда о принятии обеспечительных мер в виде приостановления операций по счетам организации, наложения ареста на денежные средства или имущество организации.

В этих случаях пени не начисляются за весь период действия указанных решений.

Подача организацией заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) или инвестиционного налогового кредита не приостанавливает начисление пеней на сумму налога, подлежащую уплате.

Об этом сказано в абзаце 2 пункта 3 статьи 75 Налогового кодекса РФ.

Кроме того, пени не начисляются, если недоимка по налогам возникла из-за того, что, рассчитывая налоги, организация руководствовалась письменными разъяснениями контролирующих ведомств (п. 8 ст. 75 НК РФ).

Внимание: если неуплата налога выявлена по результатам проверки, организации придется заплатить штраф (ст. 122 НК РФ). В некоторых случаях сотрудников организации могут привлечь к административной (ст. 15.11 КоАП РФ) или к уголовной ответственности (ст. 199 УК РФ).

Размер штрафа за неуплату или неполную уплату налога по статье 122 Налогового кодекса РФ составляет 20 процентов от суммы неуплаченного налога. Если инспекторы докажут, что неуплата произошла вследствие умышленного занижения налоговой базы или других неправомерных действий (бездействия), то штраф возрастет до 40 процентов.

Оштрафовать организацию могут только за неуплату (неполную уплату) налога по итогам года. На сумму неуплаченных авансовых платежей штрафы не начисляются (п. 3 ст. 58 НК РФ).

Требование об уплате штрафных санкций налоговая инспекция направит организации в течение 10 рабочих дней со дня вступления в силу решения по результатам налоговой проверки (п. 3 ст. 70, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Кроме того, если недоимка возникла из-за того, что в учете и отчетности сумма налога искажена на 10 процентов и более, то по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа в размере от 2000 до 3000 руб. (ст. 15.11 КоАП РФ).

В каждом конкретном случае виновный в правонарушении устанавливается индивидуально. При этом суды исходят из того, что руководитель отвечает за организацию бухучета, а главный бухгалтер - за его правильное ведение и своевременное составление отчетности (п. 24 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18). Поэтому субъектом такого правонарушения обычно признается главный бухгалтер (бухгалтер с правами главного). Руководитель организации может быть признан виновным:

  • если в организации вообще не было главного бухгалтера (постановление Верховного суда РФ от 9 июня 2005 г. № 77-ад06-2);
  • если ведение учета и расчет налогов были переданы специализированной организации (п. 26 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18);
  • если причиной нарушения стало письменное распоряжение руководителя, с которым главный бухгалтер был не согласен (п. 25 постановления Пленума Верховного суда РФ от 24 октября 2006 г. № 18).

Уголовная ответственность может наступить за недоимку в крупном или особо крупном размере. Определение этих понятий дано в примечании к статье 199 Уголовного кодекса РФ.

При этом виновными могут быть признаны не только руководитель и главный бухгалтер организации (иные сотрудники, уполномоченные подписывать отчетность, перечислять налоги и сборы), но и другие лица, содействовавшие совершению преступления (пособники и подстрекатели). Например, бухгалтеры, умышленно искажавшие первичные документы, или налоговые консультанты, советы которых привели к совершению преступления. Такие указания содержатся в пункте 7 постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.

Куда платить налог

Земельный налог и авансовые платежи по нему платите по местонахождению земельного участка (п. 3 ст. 397 НК РФ).

Ситуация: куда платить земельный налог, если земельный участок находится на территории нескольких муниципальных образований?

Налог нужно платить в бюджеты разных муниципальных образований по местонахождению каждой части земельного участка.

По общему правилу земельный налог и авансовые платежи по нему нужно перечислять в бюджет по местонахождению участка (п. 3 ст. 397 НК РФ). Поэтому, если участок находится на территории нескольких муниципальных образований, земельный налог по каждой части участка перечислите в бюджет того муниципального образования, на территории которого он расположен.

Оформление платежного поручения

Платежные поручения на перечисление земельного налога оформляйте в соответствии с Положением Банка России от 19 июня 2012 г. № 383-П и приложениями 1 и 2 к приказу Минфина России от 12 ноября 2013 г. № 107н.

Пример расчета земельного налога для уплаты в бюджет

ЗАО «Альфа» зарегистрировано в г. Москве. Ему принадлежит на праве собственности земельный участок, находящийся в г. Нижнем Новгороде.

По местонахождению участка организация зарегистрирована в налоговой инспекции как плательщик земельного налога. Ей присвоен КПП - 526201001. Кадастровый номер земельного участка - 11:43:137522:0008, его кадастровая стоимость, доведенная до организации, - 3 660 000 руб.

Ставка земельного налога, установленная в г. Нижнем Новгороде в отношении данной категории земли, составляет 1,25 процента. Срок уплаты земельного налога - не позднее 20 февраля 2014 года. Уплата авансовых платежей по земельному налогу в г. Нижнем Новгороде не предусмотрена.

Бухгалтер рассчитал земельный налог за 2013 год так:
3 660 000 руб. × 1,25% = 45 750 руб.

5 февраля 2014 года бухгалтер перечислил по реквизитам налоговой инспекции сумму рассчитанного налога (45 750 руб.).

Уплата налога при ликвидации организации

Если организация ликвидируется, обязанность по уплате земельного налога исполняет ликвидационная комиссия (п. 1 ст. 49 НК РФ). Она составляет промежуточный ликвидационный баланс, в котором отражаются все обязательства организации.

Задолженность по налогам погашается только после того, как будут погашены:

  • задолженность людям, перед которыми ликвидируемая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью;
  • долги по выплате авторских вознаграждений, выходных пособий и зарплаты сотрудникам;
  • задолженность перед залогодержателями (за счет средств от продажи предмета залога).

Это следует из пункта 3 статьи 49 Налогового кодекса РФ и статьи 64 Гражданского кодекса РФ.

Уплата налога при реорганизации

При реорганизации перечислить земельный налог должна организация, возникшая в результате:

  • слияния (п. 4 ст. 50 НК РФ);
  • преобразования (п. 9 ст. 50 НК РФ);
  • присоединения к себе реорганизованной организации (п. 5 ст. 50 НК РФ);
  • реорганизации в форме разделения (п. 6 ст. 50 НК РФ).

В последнем случае сумму земельного налога должна перечислить организация, на которую разделительным балансом возложена обязанность по уплате этого налога. Если разделительный баланс не позволяет определить ее, то по решению суда организации, возникшие при реорганизации в форме разделения, платят налог солидарно. Такой порядок вытекает из пункта 7 статьи 50 Налогового кодекса РФ.

Налоговым периодом по земельному налогу для реорганизованной организации признается период с начала года до дня завершения реорганизации (п. 3 ст. 55 НК РФ). Поэтому рассчитанная по завершающей декларации сумма признается не авансовым платежом, а налогом. Так как при реорганизации сроки уплаты налогов не изменяются (п. 3 ст. 50 НК РФ), правопреемник должен перечислить земельный налог в срок, установленный местным законодательством (п. 1 ст. 397 НК РФ).

Отсутствие государственной регистрации прав на земельный участок, перешедший к правопреемнику, не освобождает его от исполнения обязанности по уплате земельного налога. Права и обязанности реорганизованной организации переходят к правопреемнику либо на основании передаточного акта, либо на основании разделительного баланса. Поскольку такой порядок предусмотрен непосредственно статьей 58 Гражданского кодекса РФ, правопреемник становится плательщиком земельного налога с момента принятия земельного участка к учету. Даже если его право на участок еще не зарегистрировано. Правомерность такого подхода подтверждается пунктом 5 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54 и письмом Минфина России от 23 марта 2012 г. № 03-05-05-02/66.

При этом у юридических лиц есть свои особенности уплаты такого налога.

К тому же, с 2017 года система налогообложения за владения землёй претерпела изменения. Об этом будет рассказано в рамках статьи.

Изменения 17-го года в налоге на земельные участки касаются способа его начисления.

Прежде размер налога вычислялся согласно балансовой стоимости участка . С этого года основой начисления становится (её цена с учётом земельного кадастра и параметров). Здесь важен сам принцип определения стоимости.

Большая часть регионов для этого использует газетные объявления о продаже земель. Минус в том, что продавцы в объявлении часто завышают цену на продаваемый участок, когда объявление о продаже размещается на доске объявления.

Одновременно с этим государство пошло на некоторые уступки:

Если владелец участка не согласен с оценкой его кадастровой стоимости, закон даёт ему право обратиться в суд для разрешения спорной ситуации. Вы можете самостоятельно рассчитать стоимость земли, зайдя на сайт Росреестра: туда вбивается , а затем ресурс выдаёт его точную цену. С этой же целью можно зайти на сайт nalog.ru и посмотреть информацию о ставках и льготах по ЗН.

Величина ставки определяется муниципалитетом и городскими властями, если он находится в пределах муниципалитета. В налоговом кодексе указаны предельные диапазоны, используемые для определения величины выплаты. В теории, все налоговые поступления будут идти в бюджет субъекта для развития его инфраструктуры.

Участки (если на них имеются жилые здания, коммунальный фонд или подсобное хозяйство) оплачиваются в соответствии со ставкой в 0.3% от кадастровой стоимости . Для земель, используемых по другому назначению, установлена ставка размером 1.5% от кадастровой стоимости .

Помимо этого, органы местной власти могут дифференцировать ставку с учётом категории участка, его месторасположения и . Окончательный размер налога зависит от того, как именно будет использоваться земля.

Для расчёта ЗН используется следующая формула :

Земельный налог = кадастровая стоимость участка (за 1 кв.м.) × площадь ЗУ × налоговая ставка (%)

Формула может измениться, если юридическое лицо обладает льготами или иными послаблениями . Решение об этом принимают местные власти.

Выплаты в государственную казну за владение и пользование землёй регулируются согласно :

  • Налоговому кодексу.
  • Законодательным актам, принятыми субъектами РФ.

Хотя сбор носит локальный (региональный) статус, в НК установлены и общероссийские правила проведения расчёта и выплаты.

Кто и за что должен платить

Основные объекты земельного налогообложения (ЗН) , принадлежащие или используемые юридическими лицами, выглядят следующим образом:

  • Земельные участки (ЗУ), на которых организация занимается сельхоздеятельностью.
  • Лесные и водные территории, находящиеся в собственности у компаний.
  • Туристические и лечебно-оздоровительные зоны, если на этой территории имеются пансионаты, базы отдыха, лечебные центры и т.п.
  • ЗУ, которые обеспечивают работу промышленных предприятий, а также земли, отведённые для постройки сооружений и конструкций для обеспечения работы.

Организация будет обязана уплачивать ЗН, если:

Фирмы, которые арендуют землю, освобождены от уплаты ЗН. Это же касается наделов, которые получили для безвозмездного пользования на определённый срок.

Налог не выплачивают только за те участки, которые являются государственной собственностью, и были сняты в соответствии с законодательством. Для этого они должны обладать природной или исторической ценностью для всей страны. ЗН также не облагаются участки, на которых строятся многоквартирные дома.

Компании, являющиеся крупнейшими земельными налогоплательщиками (обладают данным статусом), сдают декларации только в МИ ФНС.

ЗН также оплачивается и при продаже земли её владельцем (компанией). В зависимости от схемы налогообложения условия могут крайне измениться:

  • Если юр. лицо избрало общую систему выплаты налога, тогда, продавая участок, компания должна заплатить налог на прибыль в размере 24%.
  • При упрощённой системе фирма уплачивает 6% от дохода (согласно 346 ст. НК).
  • УСН по ставке 15% полученного дохода с вычетом расходов. Издержками могут считать услуги юристов и нотариусов, оплату за строительно-техническую и кадастровую документацию, а также за госпошлины.

Сроки внесения взносов в бюджет

У муниципалитета есть различные возможности для проведения земельного налогообложения.

Так, местные власти имеют право самостоятельно определять срок выплаты налога, которые будут различаться в зависимости от того, с какого лица он собирается – юридического или физического. Однако срок должен быть не позднее первого февраля следующего года .

Итого, за год производится несколько выплат:

  • Авансы – трижды в конце последнего месяца квартала (чаще всего).
  • Окончательная выплата – до 01. 02. следующего года.

Согласно ФЗ, крайнее число для оплаты земельного налога – 1 февраля (397 и 398 статьи НК). Однако юр. лица не могут выплатить взимаемую сумму, пока не наступит отчётная дата (согласно ст. 397 НК РФ). Те юридические лица, которые весь год вносили аванс каждый квартал, получают свой график выплат. Они должны производиться не позднее последнего месяца. Последний квартал оплачивается до 1 февраля нового календарного года.

Если в отношении компании не было принято конкретных постановлений с индивидуальными условиями оплаты ЗН со стороны местных властей, юр. лица проводят оплату согласно общеустановленным нормам.

Правила вычисления суммы

Юр. лица должны проводить расчёты самостоятельно , учитывая все особенности участка:

  • Переводили ли ЗУ в другую категорию.
  • Изменился ли статус фирмы и т.п.

Налоговый кодекс предусматривает определённые грани взимаемой выплаты. Соответственно, в каждом регионе может быть своя налоговая ставка , которая не должна превышать дозволенной величины.

Для всех лиц имеется возможность выплачивать налоги на льготных условиях . Это закреплено в статье 395 НК РФ, в которой дан перечень юридических лиц, которые могут получить льготы на выплату земельного налога. К таким относят:

Муниципалитет имеет право самостоятельно определять, какие именно учреждения имеют право (на местах) стать получателями льгот на оплату налога. Решение о внесении в попадании в список льготников органы власти опубликовывают в газетах и на стендах городской администрации.

Порядок оплаты

ЗН необходимо оплачивать в учреждениях по месторасположению участка.

Для этого должен быть заполнен бланк декларации земельного налогообложения (в электронном или бумажном виде). Печатный вариант предоставляется в инспекцию на месте, а электронный можно отправить по почте.

В декларации необходимо указать :

При определении ЗН не учитывают результаты деятельности и полученную прибыль – гораздо важнее кадастровая стоимость и площадь участка. Для выяснения точной суммы можно сделать официальный запрос в местное отделение налогового ведомства, после чего вам направят справку.

Раньше, чем за месяц до установленного срока выплаты, ИФНС отправляет предприятиям заказные письма , в которых указывает:

  • Местонахождение земельного надела.
  • Его площадь.
  • Кадастровая стоимость, установленная в действующем году.
  • % налоговой ставки.
  • Общий размер выплаты.

Лучше, чтобы эти данные до оплаты были проверены бухгалтерским отделом организации. Возможно, в них были допущены ошибки.

Штраф за неуплату

При просрочке по оплате налога вас ожидают штраф в размере (согласно ст. 110 НК) :

  • 20% от всей суммы, взимаемой за год, если задержка произошла непредумышленно (если лицо не осознавало, что совершает неправомерные действия).
  • 40% если платёж был проигнорирован умышленно (если действия были осуществлены целенаправленно).

Помимо этого, будет начислена пеня – 1:300 от ставки рефинансирования, установленной в день просрочки.

Об изменениях в правилах уплаты земельного налога рассказано в следующем видеосюжете:

Земельный налог за год юрлица рассчитывают только один раз в год по его завершении. Как правильно рассчитать сумму земельного налога? Какие нюансы следует учесть, составляя отчетность? Кто рассчитывает налог на землю физлицам? В какие сроки необходимо уплатить земельный налог в бюджет? Рассмотрим особенности расчета, а также действующий для юридических и физических лиц порядок уплаты налога на землю.

Особенности отчетности по земле

Налоговый период для налога на землю равен году (п. 1 ст. 393 НК РФ). По его окончании юрлицом в ИФНС сдается декларация (п. 1 ст. 398 НК РФ). Иных (промежуточных) отчетов по этому налогу не предусматривается.

Форма декларации для земельного налога за 2018 год утверждена приказом ФНС России от 30.08.2018 № ММВ-7-21/509@.

Увидеть и скачать эту форму можно в материале «Новая декларация по налогу на землю: что изменилось и как применять» .

Налоговый период делится на отчетные (п. 2 ст. 393 НК РФ), равные кварталу, по завершении которых осуществляется оплата авансов (п. 6 ст. 396 НК РФ), если регион не воспользовался своим правом не вводить такое деление (п. 3 ст. 393, п. 2 ст. 397 НК РФ).

Каждый квартальный аванс рассчитывают в том же порядке, что и сам налог, но оплачиваемая в бюджет сумма составит ¼ от рассчитанной величины (п. 6 ст. 396 НК РФ). Уплаченные за год авансы отражаются в декларации по налогу и учитываются при формировании итоговой суммы к оплате или возврату по году.

В декларации по земле фигурируют все основные составляющие расчета:

  • налоговая база;
  • коэффициент, отражающий долю права на землю;
  • категория земли и соответствующая ей налоговая ставка;
  • коэффициент, учитывающий число месяцев владения при неполном периоде;
  • обстоятельства, влияющие на увеличение суммы рассчитываемого налога;
  • налоговые льготы, отражающиеся как на объеме базы, так и на величине самого налога.

Для каждого участка земли, представляющего собой объект налогообложения, придется заполнить отдельный лист в разделе 2. Причем возможным окажется дополнительное дробление данных по нему из-за отнесения к разным ОКТМО или КБК.

Как правильно заполнить декларацию по земельному налогу за 2018 год см. в материале «Заполняем декларацию по земельному налогу за 2018 год» .

Как юрлицу посчитать сумму земельного налога за год

Налоговой базой для расчета служит кадастровая стоимость участка земли, действительная для 1 января года, за который делается расчет (п. 1 ст. 391 НК РФ). Если участок появился только в налоговом периоде, то берется его стоимость на дату занесения в единый реестр. В течение года эта стоимость пересмотру не подлежит, если только ее изменение не связано с исправлением ошибки или решением суда.

При установлении объема базы учитывается факт долевого владения участком (ст. 392 НК РФ) и наличие льгот, уменьшающих эту базу по положениям НК РФ или законодательного акта субъекта РФ.

Размер применяемой ставки зависит от категории земли, имеет ограничение по максимальному размеру, может дифференцироваться внутри региона и заметно отличаться от значений, действующих в соседних регионах РФ (ст. 394 НК РФ).

Величину налога получают путем умножения скорректированной на величину льгот налоговой базы на ставку и на коэффициенты, учитывающие:

  • фактическое число месяцев владения участком, если период владения оказался неполным;
  • необходимость кратного увеличения суммы налога при осуществлении строительства на участке.

Коэффициент, применяемый при неполном периоде владения, является расчетным и представляет собой отношение количества полных месяцев владения к количеству всех месяцев в периоде (п. 7 ст. 396 НК РФ). Полным будет месяц, в котором право владения возникло до 15-го числа или утрачено после 15-го числа.

Уже рассчитанная сумма налога может дополнительно уменьшаться за счет применения к ней льгот, непосредственно влияющих на ее величину.

Детально порядок расчета данных для каждой строки, входящей в декларацию, описан в приложении 3 к приказу № ММВ-7-21/509@.

Кто рассчитает налог для физлиц

Расчет налога по земле, принадлежащей физлицам (ИП в т. ч.), осуществляет ИФНС (п. 4 ст. 391, п. 3 ст. 396 НК РФ), направляя затем результат этой операции физлицу в пакете документов с уведомлением об уплате налога (п. 4 ст. 397 НК РФ).

Расчет здесь базируется на том же наборе исходных параметров (для физлиц они могут отличаться по значениям от применяемых для юрлиц) и тоже с учетом того, что часть из них (ставки и льготы) может быть индивидуальна для региона:

  • кадастровая стоимость на начало года;
  • доля владения;
  • категория земли, от которой зависит величина ставки;
  • учет числа месяцев владения при неполном периоде;
  • обстоятельства, приводящие к увеличению суммы рассчитываемого налога;
  • наличие льгот, применяемых к базе, ставке или сумме самого налога.

Право на установленные НК РФ или регионом льготы по налогу физлицу нужно заявить самостоятельно, подтвердив его оправдательными документами (п. 10 ст. 396 НК РФ).

Срок уплаты земельного налога

Срок уплаты земельного налога за год для физлиц введен законодательно (п. 1 ст. 397 НК РФ) и является датой, общей для всей территории РФ. Заканчивается он 1 декабря года, наступающего после того, за который осуществляется платеж.

Для юрлиц ситуация с оплатой иная. В течение года они по окончании каждого квартала платят авансы по налогу, если регион, в котором находится земля, не отказался от деления года на отчетные периоды (п. 2 ст. 397 НК РФ). Расчет по году происходит с учетом уже оплаченных авансов. Если же год в регионе не делится на отчетные периоды, то оплата осуществляется 1 раз в объеме налога, начисленного за весь год.

Сроки для оплаты авансов и итогового расчета каждый из регионов устанавливает сам (п. 1 ст. 397 НК РФ). Единственным ограничением для платежа по году является то, что он не может наступать раньше срока подачи декларации, предельная дата представления которой указана в НК РФ и соответствует 1 февраля года, наступающего за отчетным (п. 3 ст. 398 НК РФ).

Итоги

Расчет суммы земельного налога за год самостоятельно приходится делать только его плательщикам, являющимся юрлицами. Для физлиц такой расчет осуществляет ИФНС. Алгоритм обоих расчетов одинаков и базируется на наборе одних и тех же параметров, значения которых могут разниться для юридических и физических лиц. Срок уплаты налога физлицами истекает 1 декабря года, наступающего следом за оплачиваемым. А срок для платежей, перечисляемых юрлицами (как для авансов, так и для итогового расчета по году), регион устанавливает сам. Для расчета по году он не может устанавливаться как более ранний, чем дата подачи декларации по налогу (т. е. ранее 1 февраля года, наступающего следом за оплачиваемым).

Сроки уплаты земельного налога для налогоплательщиков-физлиц устанавливаются в законодательных актах субъектов РФ, но не позже 1 декабря года, следующего за отчетным. Что касается сроков уплаты земельного налога для юрлиц, то они не могут начинаться ранее граничного срока для сдачи декларации — 1 февраля. Подробнее о порядке и сроках уплаты налога читайте в нашей статье.

Порядок оплаты земельного налога для юрлиц

Общий порядок и сроки уплаты земельного налога определены в ст. 396-397 НК РФ. В сравнении с 2017 годом для 2018 года изменений в них нет.

Конкретные сроки для оплаты авансовых платежей (если имеет место решение об их уплате) и самого земельного налога устанавливаются представительными муниципальными органами путем принятия соответствующих нормативных актов. Например, в Москве это последний день месяца, следующий за отчетным кварталом (п. 2 ст. 3 закона г. Москвы «О земельном налоге» от 24.11.2004 № 74).

Налогоплательщики-юрлица самостоятельно исчисляют суммы авансовых платежей и налога исходя из принятых в регионе ставок и правил. Муниципальные органы управления вправе утверждать налоговые ставки для отдельных категорий земельных участков, не нарушая при этом предельных значений, установленных в ст. 394 НК РФ.

См. .

Об ожидаемых изменениях в ставках земельного налога читайте в материале .

Также местные власти могут устанавливать обязанность для налогоплательщиков-организаций уплачивать налог в виде авансовых платежей. Если она будет определена, то юрлица должны ежеквартально платить ¼ от суммы, равной произведению установленной в регионе ставки, умноженной на кадастровую стоимость земли.

Налог по итогам года уплачивается как оставшаяся неуплаченной сумма налога (т. е. за вычетом авансов). Она должна быть внесена в местный бюджет в установленный в регионе срок.

Пример расчета налога на землю см. в материале .

Об алгоритмах расчета налога при изменении кадастровой стоимости читайте в материале .

Как оплатить земельный налог

Уплата земельного налога в 2017-2018 годахфизлицами может быть проведена различными способами:

  • через банк или через платежный терминал — по штрих-коду или индексу документа, указанного в налоговом уведомлении;
  • онлайн — через сервис по перечислению налогов на сайте ФНС;
  • с мобильного телефона или из электронного кошелька;
  • в онлайн-режиме через сервисы oplatagosuslug.ru или муниципальный сервис «Заплати налоги»;
  • при помощи интернет-банкинга, подключенного обслуживающим личный счет физлица банком;
  • иным лицом за налогоплательщика.

Юридические лица могут перечислить деньги через банк посредством платежного поручения или за них могут уплатить налог иные лица.

Порядок заполнения платежного поручения и пример его оформления для уплаты земельного налога в Москве см. .

Когда уплачивается земельный налог

Сроки оплаты земельного налога по итогам года для юрлиц — с 1 февраля года, следующего за отчетным, до даты, установленной местными актами.

Срок перечисления авансовых платежей устанавливается нормативными актами субъектов РФ. Например, в Москве они уплачиваются до конца месяца, который следует за отчетным кварталом. Так, авансовый платеж по земельному налогу в 2018 году в Москве уплачивается юридическими лицами:

  • 30.04.2018 — за 1-й квартал;
  • 31.07.2018 — за 2-й квартал;
  • 31.10.2018 — за 3-й квартал.

Срок уплаты налога для физлиц был установлен до 1 декабря года, следующего за отчетным. Например, за 2017 год налог на землю нужно уплатить не позднее 01.12.2018, а за 2018-й — не позднее 03.12.2019 (учетом переноса срока 01.12.2018 (суббота) на ближайший рабочий день).

Аналогичный порядок и срок уплаты действует и для ИП.

Как заплатить земельный налог физическим лицам

С 2015 года для физлиц и ИП действует единый порядок уплаты земельного налога (п. 4 ст. 397 НК РФ). Они уплачивают налоги на основании полученных из ИФНС уведомлений. При этом фискальный орган не может прислать уведомление за срок, превысивший 3 налоговых периода.

В случае неполучения уведомления в срок граждане, владеющие землей, должны подать соответствующие сведения о находящемся в их собственности (постоянном пользовании) земельном участке в территориальную ИФНС. Эта обязанность для налогоплательщиков установлена в п. 2.1 ст. 23 Налогового кодекса. Передавать такую информацию следует по специально разработанной форме, скачать которую можно .

Контроль за уплатой земельного налога осуществляет ИФНС по месту нахождения земельного участка. Если участок расположен на территории нескольких ИФНС, то обязанность осуществлять контроль за начислением и уплатой земельного налога ложится на каждую из них.

Если земельный участок был получен физлицом по наследству, то налог начисляется со дня вступления в наследство. За участки, выделенные под застройку, на протяжении первых 3 лет при расчете земельного налога используется повышающий коэффициент 2. Он применяется до сдачи построенного жилищного объекта в эксплуатацию, а затем излишне уплаченные суммы земельного налога (поскольку по факту получения прав собственности на объект недвижимости до истечения 3-летнего срока должен начать применяться коэффициент 1) возвращаются налогоплательщику.

Подробности см. в материале .

Если земельный участок перешел в собственность налогоплательщика до 15-го числа, то для расчета налога этот неполный месяц учитывается как полный. А если после 15-го числа — то налог начинает начисляться со следующего месяца. Аналогичные правила действуют при выбытии участка из собственности: если это событие произошло до 15-го числа месяца, то данный месяц при расчете налога не учитывается, а если после 15-го — месяц в расчете участвует.

Итоги

Порядок и сроки уплаты налога на землю устанавливаются местными законодателями. При этом местные законы не могут противоречить Налоговому кодексу. Организации рассчитывают величину налога самостоятельно. Уплата налога осуществляется ими ежеквартально и по итогам года, но не ранее 1 февраля года, идущего за отчетным, если иные сроки не установлены на уровне региона.

Физлица и ИП получают налоговое уведомление от ФНС и уплачивают налог по итогам года не позднее 1 декабря года, следующего за отчетным.