Понятие, классификация и оценка материальных ценностей бюджетных учреждений. Материальные запасы в бюджетных учреждениях

Под понятие ТМЦ попадают все материальные ценности (имеющие стоимость), которые находятся на предприятии и предназначены для осуществления ее деятельности. Это может быть оборудование, инвентарь, продукты питания, медикаменты, расходные материалы.

ТМЦ поступает на предприятие, приходуется на баланс по закупочной стоимости и согласно налогового законодательства (имеется в виду ставка и вид обложения НДС). Далее действуют стандартные процессы

Сохранность

Определяются лица, несущие ответственность за физическую сохранность и документальную.

Соответствие фактических запасов требуемым.

В определенных организациях есть четкие нормативы, которые определяют количество единиц товара, которое должно быть на складе. Эта разница выявляется и устраняется.

Планы снабжения

Учитывается временной промежуток, на который хватит товара, с учетом его расхода (или износа), на основании этого составляется план закупок и поставок.

Затраты на хранение

Рассчитываются финансовые затраты, которые тратит предприятие на хранение материальных ценностей. В случае необоснованных затрат (если наличие не предусмотрено нормативами), затраты оптимизируются.

Соблюдение норм потребления

Отслеживается скорость потребления или износа ТМЦ, Проводится сравнение с нормативной документацией. В случае выявления несоответствий, проводится расследование и устранение несоответствий.

Выявление неиспользуемых материалов

Отслеживаются и изымаются с хранения неиспользуемые ТМЦ (если только их постоянное наличие не прописано в нормативной документации). Далее принимается решение. Или товар реализовывается или перемещается в другую организацию. Возможен вариант возврата поставщику.

Корректирование фактических остатков

Проведение инвентаризации. Фиксируются фактические остатки, сравниваются с документальными и составляется акт, в котором указываются выявленные недостачи (излишки).

В процессе хранения, происходит не мало движений ТМЦ. Все они должны быть оформлены по утвержденным формам. Например перемещение ТМЦ (как между складами организации, так и между организациями). Списание товаров (утилизация ТМЦ непригодных к дальнейшему хранению и использованию).

Поставки осуществляются только организациями и подотчетными лицами, с которыми заключены договора подтвержденных форм.

Источник: ideyaforbiznes-online.ru


Распоряжением правительства РФ (на период с 2013 по 2018гг) утвержден проект поэтапного усовершенствования системы нормирования по оплате труда для бюджетных работников....


Эффективной мерой, поддерживающей экономику, является оказание помощи государством субсидиями и субвенциями. В получении субсидий заиетересовано большинство бюджетных...


В трудовом кодексе Российской Федерации вся ответственность по обеспечению безопасности и охране труда лежит на работодателе. Работодатель обязан за свой счёт укомплектовать...


Учреждение, созданное органами государственной власти или местными органами самоуправления на основе действующего бюджетного законодательства РФ - называется бюджетным. Сфера...

К материальным запасам, учитываемым в соответствии с Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом от 26.08.04 № 70н (далее - Инструкция № 70н), относятся сырье и материалы, предназначенные для использования в процессе деятельности бюджетных учреждений, а также для перепродажи.
Указанным нормативным документом установлены следующие критерии отнесения объектов к материальным запасам:
- они должны использоваться в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости;
- при использовании в течение периода более 12 месяцев они не относятся к основным средствам в соответствии с классификацией ОКОФ.
Учет материальных запасов призван обеспечить сплошное, непрерывное и полное отражение их движения (поступления, расхода, перемещения) и наличия; учет количества и стоимостную оценку.

По Инструкции № 70н рассматриваемые объекты относятся к нефинансовым активам бюджетных учреждений. Для учета материальных запасов в бюджетном учете предназначен счет 0 10500 000 "Материальные запасы", который включает следующие аналитические счета:
- 0 10501 000 "Медикаменты и перевязочные средства";
- 0 10502 000 "Продукты питания";
- 0 10503 000 "Горюче-смазочные материалы";
- 0 10504 000 "Строительные материалы";
- 0 10505 000 "Прочие материальные запасы";
- 0 10506 000 "Готовая продукция".
Из приведенного перечня следует, что количество счетов, предназначенных для учета отдельных видов материальных запасов, по сравнению с Инструкцией по бухгалтерскому учету в бюджетных учреждениях, утвержденной приказом Минфина РФ от 30.12.99 № 107н (далее - Инструкция № 107н), сокращено.
В то же время в соответствии с последним абзацем п. 9 Инструкции № 70н органам государственной власти, органам управления государственных внебюджетных фондов, органам управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органам местного самоуправления разрешено введение в код аналитического счета разрядов для получения дополнительной информации, необходимой внутренним пользователям.

Соответствие характеристик счетов учета материальных запасов старого и нового плана счетов.

Внутреннее содержание нумерации счетов бюджетного учета абсолютно отличается от предложенного ранее Инструкцией № 107н. При переходе на новый План счетов бюджетного учета первые 17 знаков счетов учета материальных запасов должны отражать коды соответствующего администратора доходов и функциональной классификации расходов. Это подтверждено разделом Таблицы соответствия кода счета бюджетного учета коду классификации доходов, ведомственной, функциональной классификации расходов бюджетов, классификации источников финансирования дефицита бюджетов (Приложение № 2 к Методическим указаниям по внедрению Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 24.02.05 № 26н). В 18-ом разряде счета аналитического учета должен быть указан код источника финансирования.
Рассмотрим соответствие отдельных счетов бюджетного учета материальных запасов ранее действовавшим субсчетам бухгалтерского учета, открытым в соответствии с Инструкцией № 107н.
В бухгалтерском учете бюджетных учреждений на субсчетах, открываемых к счету 04 "Оборудование, строительные материалы и материалы для научных исследований", учитывались соответствующие материальные запасы. Полного аналога данному счету в бюджетном учете нет. В момент перехода на Инструкцию № 70н учтенные объекты, должны быть разделены на несколько счетов бюджетного учета.
О каких именно материальных ресурсах идет речь? Это все виды строительных материалов, готовые к установке строительные конструкции и детали, металлические, железобетонные и деревянные конструкции, блоки и сборные части зданий и сооружений, сборные элементы; оборудование для отопительной, вентиляционной, санитарно-технической системы (отопительные котлы, радиаторы и т.п.), а также оборудование, требующее монтажа и предназначенное для установки, стоимость которых переносится с субсчета 040 "Оборудование к установке", 041 "Строительные материалы для капитального строительства" на счет бюджетного учета 0 10504 000 "Строительные материалы". В п. 65 Инструкции № 70н приведено пояснение, согласно которому в состав указанного оборудования включается также контрольно-измерительная аппаратура или другие приборы, предназначенные для монтажа в составе управленческого оборудования.
А с субсчетов 043 "Материалы длительного использования для научных исследований и на лабораторном испытании", 044 "Спецоборудование для научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками", которое еще не передано в научное подразделение, - на счет 0 10505 000 "Прочие материальные запасы".
В учете материальных запасов сохранена идеология Инструкции № 70н в отношении порядка отражения в бухгалтерском учете операций по перемещению нефинансовых активов внутри учреждения. Поэтому выдача материалов для научных исследований со склада в какое-либо структурное подразделение учреждения приводит только к изменению материально ответственного лица в регистрах бухгалтерского учета (Оборотной ведомости по нефинансовым активам, карточке количественно-суммового учета материальных ценностей, Книге учета животных - соответственно № 5, № 10 и № 9 Приложения № 3 к Инструкции № 70н).
Как и ранее, если оборудование приобретено по конкретному договору с заказчиком, его стоимость учитывается за балансом на счете 02 "Материальные ценности, принятые на ответственное хранение". По завершении договора оно списывается по кредиту счета 02.
Спецоборудование, необходимое для выполнения НИР по договорам с заказчиками по конкретной теме, после передачи в научное подразделение списывается с балансового учета и отражается на забалансовом счете 12 "Спецоборудование для выполнения научно-исследовательских работ по договорам с заказчиками" В этом случае после завершения работ в соответствии с условиями договора спецоборудование либо возвращается заказчику, либо приходуется на балансе по рыночной стоимости на дату принятия к бюджетному учету с оформлением бухгалтерской записи:
Дебет 0 10505 340 "Увеличение стоимости прочих материальных запасов"
Кредит 0 40101 180 "Прочие доходы".
Материальные запасы, использованные при изготовлении экспериментальных устройств, которые необходимы при проведении НИОКР, до момента проведения демонтажа таких устройств учитываются на забалансовом счет 13 "Экспериментальные устройства". На использованные материальные ресурсы производится запись:
Дебет 0 40101 280 "Прочие расходы"
Кредит 0 10505 000 "Прочие материальные запасы".
В случае, когда после демонтажа материалы пригодны к использованию, они списываются с забалансового счета (Кредит счет 13 "Экспериментальные устройства") и отражаются в балансе по рыночной стоимости на дату принятия к учету по аналогии с операциями по забалансовому счету 12.
До перехода на новую инструкцию по бюджетному учету в составе материальных запасов числился счет 05 "Молодняк животных и животные на откорме". Учетные объекты в виде молодняка всех видов животных и животные на откорме, птицы, кролики, пушные звери, семьи пчел не зависимо от их стоимости; приплод молодняка при наличии в учреждениях рабочего скота; посадочный материал - все это также учитывается на счете бюджетного учета 0 10505 000 "Прочие материальные запасы".
И, наконец, попробуем разобраться с многочисленными субсчетами счета 06 "Материалы и продукты питания". Материалы, учитываемые согласно Инструкции № 107н на субсчете 060 "Материалы для учебных, научных и других целей" по Инструкции № 70н учитываются на счете 0 10505 000 "Прочие материальные запасы".
Продукты питания, учитываемые на субсчете 061 с одноименным названием его не поменяли и по новой инструкции учитываться должны на счете 0 10502 000 "Продукты питания".
На счете бюджетного учета 0 10501 000 "Медикаменты и перевязочные средства" будут учитываться названные объекты, которые ранее учитывались на субсчете 062 "Медикаменты и перевязочные средства" и частично на счете 063 "Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности". Об этой особенности переноса стоимости указанных объектов при переходе на Инструкцию № 70н рассказывалось в первом номере нашего журнала. (сделать сноску: см.статью…).
Стоимость остальных хозяйственных материалов (за исключением медикаментов и готовых лекарств, а также материалов, предназначенных для строительства и ремонта) с субсчета 063 "Хозяйственные материалы и канцелярские принадлежности" перейдет на счет 0 10505 000 "Прочие материальные запасы".
Для учета топлива, горючего и смазочных материалов вместо субсчета бухгалтерского учета 064 "Топливо, горючее и смазочные материалы" в бюджетном учете должен использоваться счет 0 10503 000 "Горюче-смазочные материалы".
Учетные объекты с оставшихся субсчетов по учету материальных запасов: специальные материалы (065), тара (066), прочие материалы (067) и запасные части к машинам и оборудованию (069) должны учитываться на счете 0 10505 000 "Прочие материальные запасы". Материалы в пути в части стоимости материальных запасов, отгруженных поставщиками, но не поступивших к концу отчетного периода в учреждение, при расчетах по аккредитиву, а также при движении объектов материальных запасов по централизованному снабжению переносятся с одноименного счета бухгалтерского учета 068 на счет бюджетного учета 0 10703 000 "Материалы в пути".
И, наконец, для учета материальных ресурсов, которые бюджетные учреждения не приобретают на стороне, а изготавливают сами, служит счет 0 10506 000 "Готовая продукция", в значительной степени аналог счета 080 старого плана счетов с одноименным названием. В соответствии с п. 67 Инструкции № 70н готовая продукция, учтенная на этом счете, изготавливается в бюджетном учреждении в рамках предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход. Подробно процесс отражения в бюджетном учете ее изготовления и отпуска будет рассмотрен в соответствующем разделе статьи.
Вышеуказанное перераспределение учетных объектов приведено в Таблице соответствия счетов Плана счетов бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях и Единого плана счетов бухгалтерского учета исполнения бюджетов Плану счетов бюджетного учета и бухгалтерские записи по переводу на счета бюджетного учета (Приложение № 1 к Методическим указаниям по внедрению Инструкции по бюджетному учету, утвержденным приказом Минфина России от 24.02.05 № 26н, далее - Приложение № 1-26н).
Бухгалтерские операции по переводу остатков по указанным счетам отражаются в межотчетный период в Справке (ф. 0504833), которая содержится в Перечне форм документов класса 05 ОКУД "Унифицированная система финансовой, учетной и отчетной бухгалтерской документации бюджетных учреждений и организаций" (см. Приложение № 2 к Инструкции № 70н). А затем остатки по бюджетным счетам переносятся в главную книгу в качестве остатков на начало 2005 года.

Формирование фактической стоимости материальных запасов.
Как и иные учетные объекты, материальные запасы принимаются к бухгалтерскому учету по фактической стоимости. Расходы, которые формируют указанную стоимость, приведены в п.п. 50 и 52 Инструкции № 70н. Перечень достаточно большой и включает в себя не только договорную стоимость приобретения материальных ресурсов, но и все сопутствующие этому процессу затраты на:
- информационные и консультационные услуги;
- таможенные пошлины и иные платежи;
- вознаграждения посредникам;
- транспортно-заготовительные услуги;
- подработку, сортировку, фасовку и т.п.;
- иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.
Отличительной особенностью Инструкции № 70н является то, что в ней дано определение суммовых разниц, которые также влияют на изменение фактической стоимости нефинансовых активов. Под суммовой, разницей в редакции п. 51 Инструкции № 70н, понимается разница между рублевой оценкой фактически произведенной оплаты, выраженной в иностранной валюте (условных денежных единицах), кредиторской задолженности по оплате запасов, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату принятия ее к бухгалтерскому учету, и рублевой оценкой этой кредиторской задолженности, исчисленной по официальному или иному согласованному курсу на дату ее погашения .

Пример
5 марта 2005 года бюджетное учреждение заключило договор на приобретение медикаментов. Источник приобретения - бюджетные средства. Стоимость медикаментов по договору выражена в условных единицах и составила 2000 у.е. Согласно условиям договора курс у. е. соответствует курсу рубля по отношению к доллару США, установленному ЦБ РФ на день совершения операции. Допустим, что в момент оприходования медикаментов по учету (20 марта) курс составил 27,9 руб. за один долл. США. Оплата произведена 25 марта. В момент оплаты задолженности курс составил 28 руб. за один долл. США.
За доставку медикаментов транспортной организацией выставлен счет на сумму 1500 руб.
Отразим операции по приобретению медикаментов в бюджетному учете.
В соответствии с Инструкцией 70н в учете должна найти отражение операция доведения до бюджетного учреждения лимитов бюджетных обязательств (далее - ЛБО) на расходы по приобретению медикаментов:
получены ЛБО бюджетополучателем:
- для приобретения основных средств - 56000 руб.
Дебет 1 50105 340 "Получены лимиты бюджетных обязательств по приобретению материальных запасов";
Кредит
- для оплаты транспортных услуг - 1500 руб.
Дебет 1 50105 222 "Получены лимиты бюджетных обязательств по расходам за счет транспортных услуг";
Кредит 1 50103 222 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по расходам за счет транспортных услуг".
20 марта 2005 года произведена следующая бухгалтерская запись:
- оприходованы медикаменты по стоимости, включая договорную с поставщиком и стоимость транспортных услуг
Дебет 1 10501 340 "Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств" - 57300 руб.
Кредит 1 30220 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"- 55800 руб. (2000*27,9 руб);
И
Кредит 1 30203 730 "Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг" - 1500 руб.

Одновременно:
отражены принятые бюджетные обязательства по приобретению медикаментов в общей сумме 57300 руб. (55800 руб. +1500 руб.), в том числе:
- по оплате стоимости медикаментов - 55800 руб.:
Дебет 1 50103 340 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по приобретению материальных запасов";
Кредит 1 50201 340 "Принятые бюджетные обязательства текущего года за счет приобретения материальных запасов" ;
- по оплате услуг по доставке медикаментов - 1500 руб.
Дебет 1 50103 222 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по расходам за счет транспортных услуг";
Кредит 1 50201 222 "Принятые бюджетные обязательства текущего года за счет транспортных услуг".
25 марта 2005 года произведена оплата кредиторской задолженности за поставленные медикаменты и их доставку.:
погашена кредиторская задолженность поставщику - 56000 руб. (2000 *28 руб.)
Дебет 1 30220 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов".
Кредит 1 30405 340 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов по приобретению материальных запасов";
- оплачен счет за оказанные транспортные услуги по доставке медикаментов - 1500 руб.
Дебет 1 30203 830 "Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг"
Кредит 1 30405 222 "Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по оплате транспортных услуг".
Как отмечалось, в том случае, если курсы валюты, принятой за условную единицу, не совпадают на дату принятия кредиторской задолженности к учету и дату ее погашения, возникают суммовые разницы. Положительные суммовые разницы увеличивают первоначальную стоимость объекта, а отрицательные - уменьшают.
По условиям нашего примера 25 марта следует сделать следующую бухгалтерскую запись:
- отнесена на увеличение стоимости медикаментов суммовая разница от переоценки кредиторской задолженности - 200 руб. (2000*28 - 2000*27,9)
Дебет 1 10501 340 "Увеличение стоимости медикаментов и перевязочных средств"
Кредит 1 30220 730 "Увеличение кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"

Одновременно:
- отражено увеличение принятых бюджетных обязательств по приобретению материальных запасов в размере суммовой разницы - 200 руб.
Дебет 1 50103 340 "Лимиты бюджетных обязательств получателей бюджетных средств по приобретению материальных запасов";
Кредит 1 50201 340 "Принятые бюджетные обязательства текущего года за счет приобретения материальных запасов".

Если при приобретении материальных запасов их стоимость выражена в иностранной валюте, то она пересчитывается в рубли по курсу ЦБ России, действующему на дату принятия запасов к бухгалтерскому учету.

Новым для бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях является и приведенное в п.53 Инструкции № 70н определение текущей рыночной стоимости актива. Указанная стоимость используется, например, при оценке материальных ресурсов полученных бюджетными учреждениями по договору дарения или безвозмездно. Для целей бюджетного учета под текущей рыночной стоимостью понимается сумма денежных средств, которая может быть выручена в результате продажи активов на дату принятия к бухгалтерскому учету.
А если в бюджетное учреждение поступили материальные ресурсы без расчетно-платежных документов поставщика, следует ли их отражать в учете и по какой стоимости? Ведь в п. 58 Инструкции № 70н записано, что их оприходование отражается в регистрах бюджетного учета на основании первичных учетных документов (накладная поставщика и т.п.). В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 21.11.96 № 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все хозяйственные операции подлежат своевременной регистрации на счетах бухгалтерского учета. Первичным документом, который будет служить основанием для бухгалтерских записей в таком случае, будет Акт о приемке материалов (ф. 0315004). Ведь в том же п. 58 Инструкции № 70н записано, что этот документ составляется в случаях, когда имеются расхождения с данными документов поставщика. А в нашем случае таких документов вообще нет. Что касается стоимости, по которой следует приходовать по учету полученные материалы, то поскольку Инструкция № 70н обязывает применять в данном случае фактическую стоимость, их следует приходовать по рыночной стоимости. Если по получении документов окажется, что стоимость иная, в учет следует внести соответствующие корректировки.
Анализ положений Инструкции № 70н, посвященных вопросам формирования фактической стоимости материальных запасов, позволяет сделать вывод, что целью новой методологии бюджетного учета является полная калькуляция различных слагаемых затрат на их приобретение и заготовление и формирование реальной стоимости данного актива. Для чего это нужно? В целях поиска путей сокращения неэффективных расходов бюджетных средств, получения реальной картины расходов, которые понесло бюджетное учреждение при приобретении материальных запасов, иных активов позволит активнее искать "близких" поставщиков, чтобы снизить транспортные расходы, избегать заключения договоров в условных единицах, чтобы исключить суммовые разницы и т.п. Кроме того, правильное формирование финансового результата напрямую зависит от правильного исчисления стоимости нефинансовых активов.

Движение материальных запасов .

В процессе хозяйственной деятельности бюджетных учреждений происходит движение материалов, включающее последовательные операции: поступление, передача в пределах учреждения и расходования (или реализация). Указанные операции отображаются в учете с помощью первичных документов, оформленных надлежащим образом.

Приобретение материальных ресурсов

Как отмечалось ранее, поступление материальных ресурсов в бюджетное учреждение может осуществляться по-разному. Это приобретение за плату самостоятельно или в порядке централизованного снабжения; безвозмездное поступление; в результате оприходования излишков, выявленных при инвентаризации и т.д. Рассмотрим на примерах оформление бухгалтерских записей по некоторым из них.

Пример
В марте 2005 года бюджетное учреждение приобрело за счет средств от предпринимательской деятельности оборудование, требующее монтажа, произведя предоплату поставщику в размере 100%. Его стоимость 250000 руб. (в т.ч. НДС 38136 руб.) Расходы по доставке - 10000 руб. (в т.ч. НДС 1525 руб.) Для монтажа оборудование было передано подрядной организации. Стоимость выполненных работ по монтажу составила 30000 руб. (в т.ч. НДС 4576 руб.).
Установленное оборудование будет использоваться в предпринимательской деятельности, не облагаемой НДС.
В бюджетном учете необходимо отразить следующие операции:
- произведена предоплата поставщику 250000 руб. (в т.ч. НДС - 38136 руб.)
Дебет 2 20611 560 "Увеличение дебиторской задолженности по выданным авансам за приобретение материальных запасов"
Кредит 2 20101 610 "Выбытия денежных средств учреждения с
банковских счетов";
Обращаем внимание, что в соответствии с п. 87 Инструкцией № 70н не зависимо от того, открыт ли бюджетному учреждению лицевой счет по предпринимательской деятельности в органах казначейства либо в банке, в бюджетном учете для отражения расчетных операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, используется счет бюджетного учета 0 20101 000 "Денежные средства учреждения на банковских счетах".
Продолжим отражение в бюджетном учете рассматриваемых операций:
- получено оборудование, требующее монтажа, на склад 211864 руб.
Дебет
Кредит 2 30220 730 "Увеличение Кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов";

Отражена сумма НДС, начисленного со стоимости приобретенных материальных ценностей - 38136 руб.
Дебет
Кредит 2 30220 730 "Увеличение Кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов".

Одновременно:
- зачтена предоплата в уменьшение Кредиторской задолженности за поставленное оборудование - 250000 руб.
Дебет 2 30220 830 "Уменьшение Кредиторской задолженности по приобретению материальных запасов"
Кредит 2 20611 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по выданным авансам за приобретение материальных запасов".
- отражены расходы по доставке в стоимости оборудования - 8475 руб.
Дебет 2 10504 340 "Увеличение стоимости строительных материалов"
Кредит 2 30203 730 "Увеличение Кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг";
- отражена сумма НДС, учтенная в расходах по доставке - 1525 руб.
Дебет 2 21001 560 "Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам"
Кредит 2 30203 730 "Увеличение Кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг".
- оплачены транспортные услуги по доставке оборудования - 10000 руб.
Дебет 2 30203 830 "Уменьшение Кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате транспортных услуг"
Кредит 2 20101 610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов"

Безвозмездное поступление материальных ресурсов.

Поступление материальных запасов по договору дарения (безвозмездно) в бюджетном учете отражается в качестве дохода в соответствии с п. 58 Инструкции № 70н с оформлением записи:
Дебет 0 10500 340 "Увеличение стоимости материальных запасов" - по соответствующими аналитическим счетам
Кредит 0 40101 150 "Доходы от безвозмездных и безвозвратных поступлений от бюджетов".
При этом следует учесть, что некассовые операции, которые осуществляют бюджетополучатели, должны найти свое отражение в ежемесячно представляемой по подчиненности Справке по некассовым операциям по исполнению бюджета (ф. 0503129). Это установлено приказом Минфина РФ от 21.01.05 № 5н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности". Указанная форма составляется получателем средств бюджета на основании оправдательных документов, подтверждающих операции по доходам, расходам, источникам финансирования дефицита бюджетов, исполненные минуя банковские счета и отраженные на соответствующих счетах счетов 040101100 "Доходы учреждения, 040102100 "Доходы резервного фонда", 040101200 "Расходы учреждения", 040102200 "Расходы резервного фонда".

Изготовление продукции в рамках деятельности, приносящей доход.

Ранее отмечалось, что в бюджетных учреждениях при осуществлении предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, может создаваться готовая продукция. В связи с этим Инструкцией № 70 введен принципиально новый счет бухгалтерского учета, на котором аккумулируется информация о затратах на изготовление нефинансовых активов в виде материалов, готовой продукции (работ, услуг). Это счет 0 10604 000 "Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг). Согласно характеристике, приведенной в п. 81 Инструкции № 70н, он предназначен для учета операций по изготовлению материальных запасов в рамках основной деятельности (то есть бюджетной) и готовой продукции (работ, услуг) по предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход. Таким образом, счет 0 10604 000 выступает в качестве собирательного счета для учета фактических затрат (себестоимости) готовой продукции или иного материального ресурса. В данном случае на указанный счет списываются суммы начисленной заработной платы, стоимость использованных материальных ресурсов, начисленной амортизации по основным средствам и т.д. (см. проводку № 20 в Приложении № 1 к Инструкции № 70н). Это подтверждено и п. 74 Инструкции № 70н. Изготовленная продукция приходуется по учету. Рассмотрим пример отражения в бюджетном учете операций по изготовлению и реализации готовой продукции.

Пример
В марте 2005 года бюджетное учреждение получило аванс 400000 руб. в счет предстоящей поставки покупателю готовой продукции. В том же месяце оно отпустило сторонней организации готовую продукцию на сумму 826000 руб. (в т.ч. НДС 126000 руб.)
Фактическая стоимость произведенной продукции составила 600000 руб. (без НДС), в т.ч. условно примем, что в ней расход материалов составляет 120000 руб., приобретенных услуг - 138760 руб., заработная плата - 270396 руб., начисления на нее - 70844 руб. (ЕСН, взносы на пенсионное - 70302 руб. и обязательное страхование от несчастных случаев на производстве - 542 руб.).
Кроме того, будем считать, что в течение первого квартала 2005 года никакой иной коммерческой деятельности бюджетное учреждение не вело.
Налоговая база по налогу на прибыль, исчисленная в бухгалтерском и налоговом учете, совпадают.
Сумма "входного" НДС по приобретенным и использованным услугам сторонних лиц составила 24977 руб.

В бухгалтерском учете должны быть оформлены записи:
- получен аванс от покупателя в счет предстоящей поставки готовой продукции 400000 руб.
Дебет
Кредит 2 20503 660"Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг".
Обращаем внимание, что аналога субсчета, на котором в соответствии с Инструкцией № 107н отражались авансы полученные в бюджетном учете нет. Но в Приложении № 1-26н предложено остаток по Кредиту счета 155 "Расчеты по авансам полученным" на 1.01.05 без первоначальных операций отразить в виде отрицательного числа на счете 2 20503 000 "Расчеты с дебиторами по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг". Поэтому в статье будет использоваться для отражения сумм полученных авансов указанный счет бюджетного учета.
Поскольку по условиям примера аванс полностью зачитывается в месяце его получения, для сокращения числа бухгалтерских записей НДС с авансов не исчислен. НДС будет отражен в момент реализации готовой продукции и зачета полученного ранее аванса.
На практике следует руководствоваться положениями главы 21 НК РФ об исчислении НДС с полученных авансов.

Приобретены услуги сторонних организаций для изготовления продукции - 138760 руб. (без НДС)
Дебет
Кредит 2 30207 730 "Увеличение Кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг";
- отражена сумма "входного" НДС по приобретенным услугам - 24163 руб.
Дебет 2 21001 560 "Увеличение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам"
Кредит 2 30207 730 "Увеличение Кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками по оплате прочих услуг".

Оплачены услуги сторонних организаций -162923 руб.
Дебет 2 30207 830 "Уменьшение Кредиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками прочих услуг"
Кредит 2 20101 610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов";

Предъявлены расчетные документы покупателям готовой продукции - 826000 руб. (с НДС - 126000 руб.)
Дебет 2 20503 560 "Увеличение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг"
Кредит ;
Если обратиться к положениям Инструкции № 107н, то при выставлении счетов покупателям готовой продукции (работ, услуг) для отражения предполагаемой к получению суммы дохода от реализации применялся субсчет 401 "Доходы будущих периодов". В новом Плане счетов есть счет с одноименным названием. А в п. 221 Инструкции № 70н приведена запись, что зачисление в доход текущего отчетного периода договорной стоимости выполненных и сданных заказчику товаров , работ, услуг отражается по Дебету счета 0 40104 130 "Доходы будущих периодов от рыночных продаж товаров, работ, услуг" и Кредиту счета 0 40101 130 "Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг". Но в характеристике счета в п. 224 экономическое содержание счета другое. В соответствии с Инструкцией № 70н счет 0 40104 100 "Доходы будущих периодов" имеет узко специальное применение. Он предназначен только для учета сумм, начисленных заказчикам за выполненные и сданные им отдельные этапы работ и не относящихся к доходам текущего отчетного периода. В примере рассматривается реализация готовой продукции - товара. То есть можно предположить, что в рассмотренном ранее п. 221 Инструкции № 70н допущена некорректная формулировка. Поэтому в примере использован счет доходов от рыночных продаж товаров, работ, услуг, а не доходов будущих периодов.
- начислена оплата труда работникам, занятым при изготовлении продукции - 270396 руб.
Дебет 2 10604 340 "Увеличение стоимости материалов, готовой продукции (работ, услуг)"
Кредит 2 30201 730 "Увеличение Кредиторской задолженности по оплате труда";

Начислен ЕСН и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - 70844 руб.(70303 руб.+541 руб.)
Дебет 2 10604 340 "Увеличение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг)"
Кредит 2 30302 730 "Увеличение Кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование";
- перечислены начисления на суммы оплаты труда
Дебет 2 30302 830 "Уменьшение Кредиторской задолженности по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование" - 70303 руб.
И
Дебет 2 30306 830 "Уменьшение Кредиторской задолженности по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний"- 541 руб.
Кредит 2 20101 610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов" - 70844 руб.;

В стоимости готовой продукции учтена стоимость израсходованных материалов
Дебет 2 10604 340 "Изготовление материалов, готовой продукции (работ, услуг)"- 120000 руб.
Кредит 2 10500 440 "Уменьшение стоимости материальных запасов;

Произведен налоговый вычет по НДС со стоимости оказанных услуг 24977 руб.
Дебет 2 30304 830 "Уменьшение Кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость"
Кредит 2 21001 660 "Уменьшение дебиторской задолженности по НДС по приобретенным материальным ценностям, работам, услугам";
- принята к учету готовая продукция по фактической себестоимости 600000 руб.
Дебет 2 10506 340 "Увеличение стоимости готовой продукции"
Кредит 2 10604 440 "Уменьшение стоимости изготовления материалов, готовой продукции (работ, услуг);
- списана готовая продукция при отпуске заказчику 600000 руб.
Дебет 2 40101 172 "Доходы от реализации активов"
Кредит 2 10506 440 "Уменьшение стоимости готовой продукции";
- отражена в финансовом результате фактическая стоимость готовой продукции 600000 руб.;
- поступила оплата от заказчика за реализованную продукцию по рыночной стоимости в окончательный расчет 426000 руб. ((826000 руб. - 400000 руб.)
Дебет 2 20101 510 "Поступления денежных средств учреждения на банковские счета"
Кредит 2 205030660 "Уменьшение дебиторской задолженности по доходам от рыночных продаж товаров, работ, услуг".
- отражена сумма НДС со стоимости готовой продукции, подлежащая уплате в бюджет - 126000 руб.
Дебет 2 40101 130 "Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг"
Кредит 2 30304 730 "Увеличение Кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость";

Отражена сумма авансового платежа по налогу на прибыль за 1 квартал 2005 года 24000 руб. ((826000 руб.- 600000 руб. - 126000 руб.)Х 24%)=.
Дебет 2 40101 130 "Доходы от рыночных продаж товаров, работ, услуг"
Кредит 2 30303 730 "Увеличение Кредиторской задолженности по налогу на прибыль";
- по окончании отчетного периода перечислены в бюджет НДС и налог на прибыль -
Дебет 2 30304 830 "Уменьшение Кредиторской задолженности по налогу на добавленную стоимость" -101023 руб. (126000 руб.- 24977 руб.)
и
Дебет 2 30303 830 "Уменьшение Кредиторской задолженности по налогу на прибыль" - 24000 руб.
Кредит 2 20101 610 "Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов" - 125023 руб.

Можно рассмотреть еще достаточно много операций, связанных с движением материальных запасов в бюджетном учреждении. И это, конечно, будет сделано в следующих материалах, посвященных бюджетному учету материальных ресурсов. А сейчас хотелось бы остановиться на очень интересном моменте, связанном со списанием материальных запасов. Очевидно, что именно о порядке списания рассматриваемых активов у бухгалтеров бюджетных учреждений может возникнуть достаточно много вопросов.

Списание материальных запасов

В соответствии с п. 56 Инструкции № 70н списание материальных запасов производится бюджетными учреждениями по средней фактической стоимости. Оценка материальных запасов по средней фактической стоимости производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество. Указанные величины формируются соответственно из средней фактической стоимости, количества остатка на начало месяца и поступивших запасов в течение данного месяца. Это означает, что в течение месяца аналогичные группы товаров приходуются по учету в обычном порядке. Но расход учитывается в течение этого периода только в количественном выражении. По окончании месяца, когда весь приход материалов состоялся и оформлен, рассчитывается средняя цена по группе (виду) запасов. И только исходя из нее, рассчитывается сумма списания каждого из материалов. Как правило, списание материальных запасов по средней стоимости применяется в учете при большом ежедневном обороте однородных материальных запасов. При этом их учет организован не в единицах (штуках), а в литрах, тоннах, кубометрах и т.д. Но в большинстве бюджетных учреждений этого нет. А предложенное Минфином "отсроченное" списание материальных запасов может не лучшим образом сказаться на своевременном составлении бухгалтерской отчетности.
В настоящее время, до перехода на Инструкцию № 70н, практика списания израсходованных материалов такова. В бюджетных учреждениях осуществляется учет каждой конкретной единицы материальных запасов по соответствующей ей цене. Стоимость выбывших запасов определяется умножением количества конкретного вида выбывшего запаса на его цену.
Другими словами, учреждение приобрело материалы, израсходовало, сразу оформило акт на списание и списало с учета по балансовой стоимости. В новых условиях так сделать нельзя. Потому что при расчете стоимости списанных материалов, исходя из средней цены, в сравнении с рассмотренным вариантом всегда будут возникать расхождения - несписанные "копеечные" остатки.
Поскольку в связи с предложенным методом списания никаких дополнительных определений Инструкция № 70н не дает, представляется целесообразным сформулировать в учетной политике бюджетного учреждения в целях бюджетного учета определение (описание) группы запасов. Например, такое: группой материальных запасов признаются одноименные, однородные материалы, имеющие одинаковые параметры (размер, сорт, марку или иные характерные признаки), имеющие незначительные колебания в ценах (в пределах 10 %).
Рассмотрим на примере порядок определения стоимости израсходованных материальных запасов по новым правилам.
Пример
На складе колледжа на 1 мая числилось бумаги писчей 3 пачки по цене 144 руб., на общую сумму 432 руб. и 1 пачка по цене 139 руб. В течение месяца было:
а) приобретено аналогичной бумаги 5 пачек по цене 150 руб. на общую сумму 750 руб.;
б) выдано со склада и использовано для учебных целей 7 пачек.
Необходимо определить стоимость выбывших пачек бумаги по методу средней фактической стоимости (далее - СФС) и общую сумму затрат колледжа на бумагу за май.

Определяем среднюю фактическую стоимость одной пачки бумаги:
СФС = ((432 руб. + 139 руб..) + 750 руб..) / ((3 шт. + 1 шт.) + 5 шт.) = 146,8 руб./пач.
Следовательно, общая сумма затрат на израсходованную бумагу в мае составит 1027,6 руб. (146,8 руб. * 7 пач.).

При реализации покупных товаров согласно пп. 3 п. 1 ст. 268 НК РФ не предусмотрено списание по себе стоимости каждой единицы, а метод средней себе стоимости разрешено применять лишь в случаях, когда с учетом технологических особенностей невозможно применение методов ФИФО и ЛИФО.

Материальные запасы - это важнейший актив предприятия. Какими именно ресурсами они могут быть представлены и какими могут быть основные направления деятельности на предприятии, связанные с управлением данными запасами?

Что относится к товарно-материальным запасам и на какие разновидности они классифицируются в бухгалтерском учете

В соответствии с п. 2 ПБУ 5/01, материальный запас - это активы, которые:

  • используются как сырье или материалы в целях выпуска продукции на продажу, выполнения работ, услуг;
  • подлежат продаже без дальнейшей переработки;
  • используются для решения управленческих задач внутри организации.

Выпущенная предприятием готовая продукция из исходных материальных запасов - это актив, который также относится к материально-производственным запасам (МПЗ).

Чем отличаются основные средства от МПЗ — по существу и строкам в балансе

Рассматриваемые активы следует отличать от основных средств. Вторые представлены следующими активами (п. 4 ПБУ 6/01):

  • предназначенными для использования в производстве товаров, работ, услуг, для управленческих нужд фирмы или для сдачи фирмой в аренду;
  • предназначенными для использования в течение срока, превышающего 12 месяцев;
  • не предназначенными изначально для последующей перепродажи;
  • способными приносить фирме экономические выгоды в будущем.

В целом основные средства — это ценности, которые используются как средства труда, которые применяются в целях переработки материальных запасов или их задействования в качестве готового прибавочного продукта.

МПЗ и основные средства отражаются в разных строках бухгалтерского баланса. Актив первого типа — в строке 1210, второго — в строке 1150.

Как материальные запасы учитываются на счете 10

Все юрлица обязаны вести бухгалтерский учет материальных запасов - это обязательное требование к их хозяйственной деятельности (п. 1 ст. 2 закона «О бухучете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ). При этом хозяйственные операции, отражающие оборот материальных запасов, регистрируются на счете 10 Плана счетов бухучета. К нему открываются различные субсчета (для сырья и материалов, топлива, тары и т. д.). Соответствующие хозоперации регистрируются с использованием оправдательных документов (накладных, ордеров, актов и т. д.).

Прочие МПЗ — что к ним относится

Термин «прочие МПЗ» главным образом характеризует бухучет бюджетных учреждений. В бюджетном учете — осуществляемом государственными и муниципальными организациями — к прочим материально-производственным запасам относятся (п. 118 приказа Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н):

  • специальное оборудование для исследований,
  • посадочные материалы,
  • реактивы,
  • посуда,
  • канцелярские принадлежности,
  • средства гигиены,
  • электрические лампочки,
  • тара,
  • корма,
  • книги,
  • иные подобные активы.

Классифицируемые как прочий материальный запас ресурсы - это активы бюджетных учреждений, которые, как и в случае с запасами коммерческих организаций, учитываются на отдельных счетах бухучета. По Единому плану счетов (общему для всех бюджетных организаций) используется счет 105 06.

При этом он во многих случаях дополняется 3-значным аналитическим кодом КОСГУ. Например, отражающим увеличение стоимости материальных запасов.

В коммерческом учете к «прочим» в порядке, определенном локальными нормативами, как правило, относятся запасы с наименьшей степенью существенности с точки зрения применения в производственном процессе (исходя из критериев, установленных ответственными специалистами фирмы).

Увеличение стоимости материальных запасов (что входит в них по счету 340 бюджетного учета)

Термин «увеличение стоимости материальных запасов» может рассматриваться в нескольких аспектах. Так, в бюджетном учете под ним понимается факт отнесения на статью кода КОСГУ 340 расходов по оплате договоров на приобретение материальных запасов (приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н).

Соответствующий код по КОСГУ применяется казенными, бюджетными учреждениями, а также организациями, что имеют полномочия по получению бюджетных средств. На нем регистрируются расходы государственной или муниципальной организации на покупку или изготовление МПЗ. Они могут быть представлены такими объектами, как:

  • медикаменты и медицинская техника,
  • продукты питания,
  • топливо,
  • стройматериалы,
  • мебель,
  • запчасти,
  • спецоборудование для исследований,
  • корма.

В коммерческом учете под увеличением стоимости МПЗ понимается факт списания тех или иных расходов, связанных с закупкой запасов, на увеличение их стоимости. Каждое подобное списание регистрируется отдельной проводкой.

Для чего применяется методика анализа состояния складских материальных ресурсов

Анализ состояния материальных запасов - это одно из важнейших направлений деятельности сотрудников предприятия, ответственных за работу с данными ресурсами. Он может осуществляться, к примеру, в целях определения потребности фирмы в этих запасах.

Узнать больше об анализе материальных запасов вы можете в статье .

Оптимизация размера заказа предполагает определение потребности в материальных запасах

Данное направление анализа занимается расчетом нормативного показателя потребности фирмы в тех или иных материальных запасах — так, чтобы оптимизировать их закупки в нужном объеме при заказе у поставщиков. При этом задача ответственных специалистов сводится к нахождению такого количества запасов, которого, с одной стороны, достаточно для поддержания производственного процесса, с другой — не слишком много с точки зрения величины расходов на их приобретение и содержание.

Таким образом, на большинстве предприятий определение нормы по материальным запасам - это необходимая часть анализа состояния МПЗ вкупе с определением факторов, влияющих на их объем.

Нормирование расхода запасов материальных ресурсов и факторы, влияющие на величину МПЗ

Запасы с точки зрения оценки потребности в них могут быть классифицированы по различным основаниям. Так, распространен подход, по которому запасы делятся:

  • на те, что необходимы для обеспечения ассортимента товаров или стабильной отгрузки готовой продукции по контрактам (их, как правило, меньше всего по объему);
  • на те, что необходимы для поддержания полного цикла производства (обычно они вторые по объему);
  • на те, что нужны для поддержания производства между поставками запасов от поставщиков (предполагается, что их будет больше всего);
  • на страховые — которые применяются в случае перебоя с поставками или не предусмотренного расчетами увеличения потребности в запасах (как правило, их порядка 10% от тех, что относятся к предыдущей категории).

Для каждого из указанных запасов считается оптимальный и, как следствие, нормативный показатель длительности или объема исходя из таких факторов, как:

  • динамика расходования МПЗ (в соотнесении, к примеру, с динамикой спроса на производимые товары);
  • периодичность завозов МПЗ от поставщика, комплектность завозов;
  • ассортимент выпускаемой продукции.

Итоги

Материальный запас - это ресурсы организации, на основе которых создается прибавочный продукт, или же используемые в качестве прибавочного продукта. Все организации, включая бюджетные, должны вести учет запасов. Работа с МПЗ, как правило, предполагает определение потребности хозяйствующего субъекта в них, а также осуществление анализа эффективности управления материальными запасами.

Узнать больше об управлении материальными запасами на предприятии вы можете в статьях:

Материальные запасы – это продукция, предназначенная для технического производства и находящаяся на различных этапах производства и обращения, а также товары, ждущие поступления в процесс производства.

Причины для создания материальных запасов на предприятии:

  1. Необходимость в постоянном производственном процессе.
  2. Непредсказуемость величины спроса на товары.
  3. Периодически возникающий спрос на определенную продукцию.
  4. Оптовые закупки товаров покупателями.
  5. Получение прибыли из-за повышения цены.
  6. Затраты связанные с процессом продажи продукции.
  7. Цикличность технологической цепочки производства и реализации товара.
  8. Получение непрерывной прибыли вследствие немедленного удовлетворения спроса покупателей.
  9. Обеспечение непрерывности производства.
  10. Контроль за процессами на предприятии, корректировка количества выпускаемых товаров.

Выделяют следующие группы материальных запасов:

  1. Сырье и основные материалы. Сырье-продукция добывающих отраслей производства, а основные – это материалы, которые образуют материальную основу продукта.
  2. Вспомогательные материалы. Являются дополнением к основным материалам, могут присутствовать при производстве товаров широкого потребления или реализовываться.
  3. Покупные полуфабрикаты.
  4. Отходы.
  5. Топливо.
  6. Тара и тарные материалы.
  7. Запасные части.
  8. Средства учреждения.
  9. Товары для реализации.
  10. Готовая продукция.

Последние 3 пункта не всегда относят к материальным запасам.

Задачи учета материальных запасов:

  1. Соответствующее документальное оформление.
  2. Контроль за хранением, количеством, расходованием и списанием материальных запасов.
  3. Выявление излишков и недостач.
  4. Определение фактической себестоимости материальных запасов с учетом тех затрат, что были произведены (с помощью методов специфической идентификации, средневзвешенной стоимости, ФИФО).

В Едином плане счетов имеется счет для отображения всех операций с материальными запасами. Он так и называется – «Материальные запасы» номер счета 105.00. Этот синтетический счет подразделяется на аналитические группы.

В инструкции № 157н прописаны правила обращения с материальными запасами. К ним относятся:

  • предметы, находящиеся во владении предприятия должны маркироваться штампом с несмываемой краской, название учреждения указывается обязательно;
  • при выводе в пользование дополнительно маркируют год и месяц выдачи.

Штампы хранят у начальства.

При движении материальных запасов производят оценку их стоимости.

  1. Поступление. Обычно учет происходит по первоначальной стоимости, которая в дальнейшем не меняется.
  2. Перемещение или списание. В этом случае стоимость может быть либо средней, либо фактической. Выбор себестоимости не меняется весь отчетный период.

Учет материальных запасов ведется материально ответственным лицом, должен быть подписан соответствующий документ. Договор об индивидуальной ответственности за недостачу имущества создается с лицом старше 18 лет, непосредственно отвечающим и работающим с продукцией, за которую отвечает (ст. 244 ТК РФ). МОЛ ведет учет всех материальных запасов, имеющихся на складе. Последний должен быть оборудован тарой для возможных перемещений продукции. Документально все фиксируется в Книге складского учета материалов (ф. М-17).

Материально ответственное лицо должно понимать всю ответственность своего положения. Необходимо четко следовать всем инструкциям, а также делать свою работу тщательно. Забывчивость может сыграть злую шутку. Инвентаризация конкретно решает все вопросы компетенции заведующего складом. Выявленная недостача как показатель для дальнейшей работы сотрудника. Ему уже не доверят каких-либо товаров или ценностей. Но ответственность за ведение дел на складе несет не только одно МОЛ. Их может быть несколько, поэтому за нарушения каких-либо правил наказание получить могут коллективно.

Выдача МЗ производится по соответствующим документам (накладным), подписанным руководителем предприятия. Форма заполнения обычно прописана в учетной политике предприятия. Поступление на склад проводится на основании договоров. При этом происходит проверка поступившего товара.

После проверки товара на складе происходит его оформление, и данные отправляют в бухгалтерию, где уже и проходит оплата полученных материалов.

Каждый месяц заведующий складом отчитывается перед бухгалтерией, представляя соответствующие документы.

Получение товара оформляется по накладным, если имеются какие-то различия между количеством на накладной и количеством по факту пишется акт приемки материалов. Что касается внутреннего перемещения, то здесь оформляется накладная – требования, причем все документы в двух экземплярах (один оформляется для склада, второй – для бухгалтерии).

Материальные запасы – это часть стоимости имущества предприятия, а затраты материальных ресурсов имеют значительную в расходах. Поэтому контроль за положением материальных запасов и их использование оказывают очень большое влияние на результат, коим является финансовое положение организации.

Ведомость выдачи материальных ценностей на нужды учреждения (Код формы 0504210)

Применяется для оформления выдачи материальных ценностей в эксплуатацию для хозяйственных, научных и учебных целей, а также предметов основных средств стоимостью до 3 000 рублей за единицу. Записи производятся по каждому материально ответственному лицу (графа 1) с указанием выдаваемых материальных ценностей (графы 3-12).

Ведомость утверждается руководителем учреждения и служит основанием для списания материальных ценностей и предметов основных средств стоимостью до 3 000 рублей за единицу в установленном порядке с баланса учреждения.

Акт о списании материальных запасов в 2018-2019 году

(Код форм 0504230)

Применяют для списания материальных запасов по документам, где указывают их количественный расход. Акт составляется комиссией, назначаемой приказом руководителя.

Списание происходит, когда товар уже отправлен по назначению, чтобы не было путаницы. Оно сопровождается определенными документами, которые имеют силу лишь при подписании их руководителями предприятий и другими ответственными лицами, кого именно прописано в учетной политике. Запись должна появиться не только в регистрах низшего ранга, но и в других, находящихся на более высоких уровнях, так как учет ведется по всем регистрам и, соответствие, является необходимым условием. Ошибки допускаются только в самом редком случае и только в документах низшего уровня. Исправления на них можно оставить, но при этом должна быть надпись «Исправленному верить» и подпись. Небрежность в заполнении документов запрещена.

Необходимо отметить, что содержание на предприятии материальных запасов влечет за собой расходы, но прибыль, получаемая в итоге при успешном производстве, покрывает все издержки. Производство имеет свои существенные проблемы, если управленческий аппарат справляется со своей обязанностью из рук вон плохо. При более чем равнодушном производстве, пущенном на самотек, среди персонала появляется тяга к воровству. Начальству необходимо быть ближе к своим рабочим, знать об их проблемах, ведь чаще всего такие проступки люди совершают не из плохих побуждений, а из-за жизненной необходимости.

Счет 10500 "Материальные запасы" - предназначен для учета материальных ценностей в виде сырья, материалов, приобретенных (созданных) для использования (потребления) в процессе деятельности учреждения, (или) для изготовления иных нефинансовых активов, а также готовой продукции, произведенной учреждением и приобретенных для продажи товаров.

К материальным запасам относятся:

1) предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, не превышающего 12 месяцев, независимо от их стоимости;

2) предметы, используемые в деятельности учреждения в течение периода, превышающего 12 месяцев, но не относящиеся к основным средствам (орудия лова, спец. одежда и спец. обувь, мягкий инвентарь – постельное белье и постельные принадлежности, готовые к установке строительные конструкции и детали и др.)

2) готовая продукция;

3) товары для продажи.

Задачи бюджетного учета МПЗ :

1) Обеспечение сохранности и контроля за движением и правильным использованием МЗ;

2)Выполнение текущих норм и нормативов запасов и расходов;

3)Получение точных сведений об остатках после реализации;

4)Проведение инвентаризации не реже 1 раза в год, продуктов питания 1 раз в квартал, медикаментов, спиртов и наркотических средств ежемесячно.

МЗ принимаются к бух.учету по фактической стоимости.

В зависимости от характера МЗ, порядка их приобретения и использования единицей материальных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

Учет материальных запасов

Фактической стоимостью материальных запасов, приобретенных за плату, признаются:

1)суммы, уплачиваемые в соответствии с договором поставщику (продавцу);

2)суммы, уплачиваемые организациям за информационные и консультационные услуги, связанные с приобретением материальных ценностей;

3)таможенные пошлины и иные платежи, связанные с приобретением материальных запасов;

4)вознаграждения, уплачиваемые посреднической организации, через которую приобретены материальные запасы, в соответствии с условиями договора;

5)суммы, уплачиваемые за заготовку и доставку материальных запасов до места их использования, включая страхование доставки;

6)суммы, уплачиваемые за доведение материальных запасов до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях (подработка, сортировка, фасовка и улучшение технических характеристик полученных запасов, не связанных с их использованием),

7) иные платежи, непосредственно связанные с приобретением материальных запасов.

Фактическая стоимость материальных запасов, по которой они приняты к бухгалтерскому учету, не подлежит изменению, кроме случаев, установленных законодательством РФ и настоящей Инструкцией.

Факт. ст-ть МЗ при их изготовлении самим учреждением опр-ся исходя из затрат, связанных с изготовлением данных активов.

Факт. ст-ть МЗ, полученных учр-ем по договору дарения или безвозмездно, а также остающихся от выбытия ОС и др. им-ва, исчисл-ся исходя из их текущей рыноч. ст-ти на дату принятия к БУ, а также сумм, уплачиваемых учр-ем за доставку МПЗ и приведение их в состояние, пригодной для исп-я.

Для целей бюджетного учета под текущей рыночной стоимостью понимается сумма ДС, к. м.б. выручена в результате продажи активов на дату принятия к БУ. В процессе хоз. деятельности бюджетных учреждений происходит движение материалов, включающее последовательные операции: поступление, передача в пределах учреждения и расходования (или реализация).

Выбытие (отпуск) МЗ производится по фактической стоимости каждой единицы, либо по средней фактической стоимости.

Применение одного из указанных способов определения стоимости МЗ при выбытии по группе (виду) МЗ осуществляется в течение финансового года непрерывно.

Определение средней фактической стоимости МЗ производится по каждой группе (виду) запасов путем деления общей фактической стоимости группы (вида) запасов на их количество.

При выбытии МЗ, используемых учреждением в особом порядке (драгоценные металлы, драгоценные камни и т.п.), или запасов, которые не могут обычным образом заменять друг друга, их стоимость может оцениваться по фактической стоимости каждой единицы таких запасов.

Объекты материальных запасов учитываются на счете, содержащем соответствующий аналитический код группы синтетического счета и соответствующий аналитический код вида синтетического счета объекта учета:

1 «Медикаменты и перевязочные средства»;

2 «Продукты питания»;

3 «Горюче-смазочные материалы»;

4 «Строительные материалы»;

5 «Мягкий инвентарь»;

6 «Прочие материальные запасы»;

7 «Готовая продукция»;

8 «Товары»;

9 «Наценка на товары».

«Медикаменты и перевязочные средства» – медикаменты, бактерийные препараты, сыворотки, вакцины, перевязочные средства и т.д.

«Продукты питания» – продукты питания, продовольственные пайки, молочные смеси, лечебно-профилактическое питание и т.д.

«Горюче-смазочные материалы» – все виды топлива, горючего и смазочных материалов: дрова, уголь, торф, бензин, керосин, мазут, автол и т.д.

«Строительные материалы» – все виды строительных материалов.

«Мягкий инвентарь» – белье (рубашки, сорочки, халаты и т.п.); постельное белье и принадлежности (матрацы, подушки, одеяла, простыни, пододеяльники, наволочки, покрывала, мешки спальные и т.п.); одежда и обмундирование, включая спецодежду; обувь, включая специальную.

«Прочие материальные запасы» – спецоборудование для научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приобретенное по договорам с заказчиками для обеспечения выполнения условий договоров до передачи его в научное подразделение;молодняк всех видов животных и животные на откорме;реактивы и химикаты, стекло и химпосуда, металлы, электроматериалы, радиоматериалы и радиодетали, фотопринадлежности, подопытные животные и прочие материалы для учебных целей и научно-исследовательских работ, драгоценные и другие металлы для протезирования, а также инвалидная техника и средства передвижения для инвалидов;хозяйственные материалы (электрические лампочки, мыло, щетки и др.), канцелярские принадлежности (бумага, карандаши, ручки, стержни и др.);возвратная или обменная тара; книжная, иная печатная продукция; иные материальные запасы.

Аналитический учет материальных запасов ведется по их группам (видам), наименованиям, сортам и количеству, в разрезе материально ответственных лиц и (или) мест хранения.

На счете 10500 «Материальные запасы», содержащем аналитический код вида синтетического счета 7 «Готовая продукция» , учитывается продукция, изготовленная в учреждении для целей продажи – готовая продукция.

На дату выпуска продукции (на дату принятия к учету) готовая продукция принимается к учету по плановой (нормативно-плановой) себестоимости.

По окончании месяца определяется фактическая себестоимость готовой продукции, при этом возникающие отклонения фактической себестоимости от плановой (нормативно-плановой) стоимости относятся либо на увеличение (уменьшение) остатка нереализованной готовой продукции, либо в части реализованной продукции, продукции, списанной вследствие естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т.п., - на увеличение (уменьшение) финансового результата текущего финансового года.

Перевод готовой продукции в состав материальных запасов (основных средств) в целях ее использования для нужд учреждения осуществляется по фактической себестоимости, признаваемой фактической (первоначальной) стоимостью объекта.

На счете 10500 «Материальные запасы», содержащем аналитический код вида синтетического счета 8 «Товары» , учитываются материальные ценности, приобретенные учреждением для продажи.

Товары, приобретенные учреждением для продажи, принимаются к учету по их фактической стоимости. Учреждения, осуществляющие розничную торговлю, товары, переданные в реализацию, вправе учитывать по их розничной цене с обособленным учетом торговой надбавки (торговой скидки).

Учет торговой надбавки (скидки) осуществляется на счете 10500 «Материальные запасы», содержащем аналитический код вида синтетического счета 9 «Торговая наценка» .

Суммы торговых надбавок (скидок) по товарам, реализованным, отпущенным, списанным с бухгалтерского учета вследствие их естественной убыли, брака, порчи, недостачи и т.п., отражаются в уменьшение финансового результата текущего финансового года.

Относящиеся к нереализованным товарам суммы надбавок (скидок) уточняются по результатам инвентаризации (на основании инвентаризационных описей) путем увеличения (уменьшения) их стоимости в соответствии с установленными учреждением размерами сумм надбавок (скидок) на соответствующие товары.

Аналитический учет товаров, переданных на реализацию, ведется в разрезе материально-ответственных лиц, мест реализации в порядке, установленном учреждением в рамках формирования учетной политики.

Материально ответственные лица ведут учет МЗ в Книге (Карточке) учета МЗ по наименованиям, сортам и количеству.

Первичная документация и бухгалтерские проводки по операциям с материальными запасами

Операции оприходования МЗ принимаются к бюджетному бухучету на основании накладных поставщиков. В случаях, когда имеются расхождения с данными документов поставщиков, составляется Акт о приемке материалов.

Внутреннее перемещение МЗ, передача их в эксплуатацию внутри организации между структурными подразделениями (МОЛ) производится на основании требования – накладной.

Списание материалов и продуктов питания на основании:

Меню-требования на выдачу продуктов питания;

Ведомости на выдачу кормов и фуража;

Ведомости выдачи материальных ценностей на нужды учреждения;

Путевые листы – для списания всех видов топлива;

Акт о списании мягкого и хоз.инвентаря.

Хозяйственная операция

Дебет

Кредит

Безвозмездное получение

10502340 и т.д.

40110180 (проч. доходы)

Принятие к учету МЗ при их приобретении и изготовлении хоз.способом

10502340 и т.д.

Принятие к учету МЗ при их приобретении у поставщиков

10503340 и т.д.

Приобретение через подотчетное лицо

10503340 и т.д

Принятие излишков МЗ, выявленных при инвентаризации

10503340 и т.д

Выявление недостач, хищений, потерь от порчи материальных ценностей в результате инвентаризации

Суммы выявленных недостач, хищений, потерь, отнесенных за счет виновных лиц, отражаются по рыночной стоимости

Суммы, поступившие в возмещение причиненного учреждению ущерба от виновных лиц

Суммы, списанные с баланса в связи с не установлением виновных лиц

Списание фактич. стоимости израсходованных МЗ, естественной убыли МЗ

10503440 и т.д

Передача МЗ в подразделение учреждения для изготовления нефинансовых активов

10503440 и т.д

Списание фактич. стоимости МЗ при их продаже

10503440 и т.д

Передача объектов МЗ в уставный капитал