План юнга

План предусматривал некоторое снижение размера годовых платежей (в среднем до 2 млрд марок), отмену репарационного налога на промышленность и сокращение обложения транспорта, ликвидацию иностранных контрольных органов. Одним из важнейших следствий принятия плана Юнга был досрочный (по Версальскому договору эвакуация должна была закончиться только в 1935 году) вывод оккупационных войск из Рейнской области .

План был принят на Гаагской конференции по репарациям 1929-1930 годов, в которой принимали участие Бельгия , Великобритания , Германия , Греция , Италия , Польша , Португалия , Румыния , Франция , Чехословакия , Югославия и Япония . США официально не участвовали в работе конференции; однако, являясь инициатором плана Юнга, оказывали давление на участников конференции, добиваясь принятия этого плана. План был разработан группой из 14 финансовых экспертов (по два от Франции, Великобритании, Италии, Японии, Бельгии, США и Германии) во главе с американцем Оуэном Юнгом и отражал интересы частных, прежде всего американских, кредиторов Германии. При этом представлявший Веймарскую республику Шахт Ялмар настаивал на снижении размеров и изменении сроков репарационных платежей. Однако бывшие члены Антанты , в первую очередь Франция и Великобритания, выступили против такого пересмотра плана, настаивая на том, чтобы регулярно выплачиваемая Германией сумма покрывала их долговые платежи США. Юнг, выступая в качестве арбитра, предложил компромиссный вариант. Согласно плану Юнга, в течение первых 37 лет Германия должна была постепенно увеличивать свои ежегодные взносы с 1700 млн. до 2100 млн. марок. Последующие 22 года (с 1966 года) Германия должна была бы ежегодно выплачивать суммы, равные союзническим долгам европейских стран США .

На практике план Юнга выполнялся лишь до июля 1931 года , когда, по причине начавшегося мирового экономического кризиса , президент США Герберт Гувер ввел мораторий на выплату американских долгов по межсоюзническим обязательствам военного времени на период 1931-1932 годов. При этом одновременно приостанавливались выплаты всех других межгосударственных платежей, в том числе и репарационных. В связи продолжающейся рецессией план Юнга был официально отменен в 1932 году . Однако его тяготы были использованы националистическими политиками Германии для разжигания в народе шовинистических настроений.

План Юнга предусматривал сокращение общей суммы платежей Германии до 113,9 млрд золотых марок со сроком погашения 37 лет (с последующим возможным пересмотром) и создание особого Банка международных расчетов (БМР) вместо репарационной комиссии.

См. также

Примечания

Ссылки

  • Юнга план // Элоквенция - Яя. - М. : Советская энциклопедия, 1957. - С. 397-398. - (Большая советская энциклопедия : [в 51 т.] / гл. ред. Б. А. Введенский ; 1949-1958, т. 49).
1929 год

1929 (тысяча девятьсот двадцать девятый) год по григорианскому календарю - невисокосный год, начинающийся во вторник. Это 1929 год нашей эры, 929 год 2 тысячелетия, 29 год XX века, 9 год 3-го десятилетия XX века, 10 год 1920-х годов.

Веймарская республика

Ве́ймарская республика (нем. Weimarer Republik, Weimarer Republik) - принятое в историографии наименование Германии в 1919-1933 годах - по созданной в Веймаре Национальным учредительным собранием федеральной республиканской системе государственного управления и принятой там же 31 июля 1919 года новой демократической конституции. Официально страна продолжала именоваться «Германское государство» (нем. Deutsches Reich), как и во времена Германской империи (среди переводов слова «рейх» (Reich) есть и «государство», и «империя»).

Версальско-Вашингтонская система международных отношений

Версальско-Вашингтонская система международных отношений - мировой порядок, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны 1914-1918 Версальским мирным договором, договорами с союзниками Германии, а также соглашениями, заключёнными на Вашингтонской конференции 1921-1922 годов. Сложилась в 1919-1922 и была призвана формально закрепить итоги Первой мировой войны.

Ерин, Михаил Егорович

Михаи́л Его́рович Е́рин (29 мая 1940 - 9 июня 2014) - советский и российский историк, заведующий кафедрой всеобщей истории ЯрГУ им. П. Г. Демидова. Доктор исторических наук, профессор. В 1990-е годы был деканом исторического факультета. Представитель старшего поколения отечественных германистов, лидер ярославской школы всеобщей истории.

Миронеску, Георге

Георге Миронеску (рум. Gheorghe Mironescu; 28 января 1874, Васлуй, Австро-Венгрия - 9 октября 1949, Бухарест) - румынский политический и государственный деятель, премьер-министр Румынии, дипломат, адвокат, педагог, профессор, доктор наук.

План Дауэса

План Дауэса (англ. Dawes Plan) от 16 августа 1924 года установил новый порядок репарационных выплат Германией после Первой мировой войны так, чтобы их размер соответствовал экономическим возможностям Веймарской республики. Чтобы помочь немецкой экономике, по плану Дауэса Германии одновременно предоставлялся международный заём.

Причины и предпосылки Второй мировой войны

Втора́я мирова́я война́ (1 сентября 1939 - 2 сентября 1945) - война двух мировых военно-политических коалиций, крупнейший вооружённый конфликт в истории человечества. В ней участвовало 62 государства из 73 существовавших на тот момент (80 % населения земного шара). Боевые действия велись на территории трёх континентов и в водах четырёх океанов. Это единственный конфликт, в котором было применено ядерное оружие.

К 1939 году в результате кризиса и краха Версальско-Вашингтонской системы международных отношений - мирового порядка, основы которого были заложены по завершении Первой мировой войны 1914-1918 годов, - произошло оформление двух военно-политических блоков великих держав, в которых Великобритания и Франция противостояли Германии и Италии, к которым тяготела Япония. СССР и США занимали выжидательную позицию, рассчитывая использовать войну между этими блоками в своих интересах.

Военно-политические блоки, сложившиеся в Европе, стремились к достижению собственных целей, что увеличило риск начала войны. Руководство СССР предпринимало усилия, чтобы отвести угрозу втягивания в возможную европейскую войну. Эта война должна была ослабить Германию, Великобританию и Францию, что, в свою очередь, позволило бы СССР максимально расширить своё влияние на континенте. Со своей стороны, Германия, осознавая невозможность одновременного военного конфликта с коалицией великих держав, рассчитывала ограничиться локальной операцией против Польши, что улучшило бы её стратегическое положение для дальнейшей борьбы за гегемонию в Европе с Великобританией, Францией и СССР. Италия стремилась получить новые уступки от Великобритании и Франции в результате их конфликта с Германией, но сама не торопилась вступать в войну. США была нужна война в Европе, чтобы исключить возможность англо-германского союза, окончательно занять место Англии в мире и ослабить СССР, что позволило бы им стать основной мировой силой. Япония, пользуясь занятостью остальных великих держав в Европе, намеревалась закончить на своих условиях войну в Китае, добиться от США согласия на усиление японского влияния на Дальнем Востоке и при благоприятных условиях поучаствовать в войне против СССР. Так, в результате действий всех основных участников предвоенный политический кризис перерос в войну, развязанную Германией.

Репарации

Репара́ции (от лат. reparatio - восстановление) - форма материальной ответственности субъекта международного права за ущерб, причиненный в результате совершенного им международного правонарушения другому субъекту международного права, в частности, возмещение государством, в силу мирного договора или иных международных актов, ущерба, причинённого им государствам, подвергшимся нападению. Объём и характер репараций должны определяться в соответствии с нанесённым материальным ущербом.

Референдум в Германии (1929)

Референдум в Германии 1929 года - (нем. Volksbegehren und Volksentscheid zum Young-Plan) - общенародное голосование в Германии, состоявшееся 22 декабря 1929 года по вопросу об отказе от принятия модифицированного плана выплаты репараций странам-победительницам в Первой мировой войне (плана Юнга) и уголовном преследовании германских государственных служащих, участвующих в сборе средств для уплаты репараций.

Фёглер, Альберт

Альберт Фёглер (нем. Albert Vögler; 8 февраля 1877, Борбек - 14 апреля 1945, Хердекке) - немецкий предприниматель и политик, генеральный директор крупнейшей горнометаллургической компании Vereinigte Stahlwerke. Активный политический деятель крайне правого направления. Близкий сотрудник и деловой партнёр Гуго Стиннеса. Финансист НСДАП, экономический функционер в Третьем рейхе. Покончил с собой в конце Второй мировой войны, чтобы избежать ареста.

Человек года (Time)

Традиционно журнал TIME называет в последнем декабрьском номере «человека года». Номинация «Человек года» присуждается с 1927 года, когда этого звания удостоился лётчик Чарльз Линдберг, впервые в истории в одиночку перелетевший Атлантику.

Экономика Третьего рейха

Эконо́мика Третьего рейха - этап экономической истории Германии в период 1933-1945 гг., при котором управление народным хозяйством страны и способом его включения в международное разделение труда осуществлялись в соответствии с национал-социалистическими доктринами Третьего рейха. В системе категорий экономической теории экономика нацистской Германии представляла собой государственно-монополистический капитализм, в соответствии с определением которого использовались элементы прогнозирования, экономического программирования и другие инструменты активного вмешательства государства в экономические процессы.

В период Второй мировой войны экономика Третьего рейха широко практиковала использование принудительного труда и разграбление оккупированных стран (изъятие их ресурсов), что играло существенную роль в поддержании стабильности параметров внутреннего рынка несмотря на гипертрофированные масштабы военного производства.

Юнг, Оуэн

Оуэн Д. Янг (Юнг, англ. Owen D. Young; 27 октября 1874 - 11 июля 1962) - американский промышленник, предприниматель, юрист и дипломат. Основал RCA в качестве дочерней компании General Electric в 1919 году и стал её первым председателем и оставался в этой должности до 1929 года.

В 1929 году разработал и выдвинул второй план репарационных выплат Германии после Первой мировой войны - План Юнга.

ПЛАН ЮНГА

Второй репарационный план для Германии, принятый в 1929 и служивший тем же целям, что и План Дауэса (см.).

По мере восстановления и дальнейшего развития германской индустрии (в особенности тяжёлой), чему в решающей степени содействовали крупные американские капиталовложения, германские империалисты предъявляли всё большие требования к странам-победительницам, учитывая, что сочувствие правящих кругов этих стран на их стороне. Очередным шагом правительства Германии было предъявление требования о досрочном очищении Рейнской области от оккупационных войск держав-победительниц. Представители германского правительства связали это требование с вопросом о пересмотре репарационного плана Дауэса.

Требования Германии были энергично поддержаны США. Правительства Англии и Франции также не возражали против удовлетворения германских требований, т. к. и они помышляли об использовании германского империализма против СССР.

Образованная Лигой наций комиссия шести держав (из представителей Германии, Англии, Франции, Италии, Японии и Бельгии) согласилась с тем, что размер репараций должен быть пересмотрен, и признала целесообразным "изучить" требование Германии об очищении Рейнской области. Решено было также, что репарационная проблема будет передана в специальный комитет экспертов.

Комитет экспертов был окончательно сформирован в конце 1928 и приступил к работе в начале февраля 1929. В его состав вошли 14 экспертов - по два от каждой страны. США были представлены Оуэном Юнгом (президентом электротехнического треста Моргана) и Джоном Пирпонтом Морганом (крупнейшим монополистом США). Их заместителями были: компаньон Моргана-Томас Ламонт и Томас Нельсон Перкинс, тесно связанный с моргановским семейством. Таким образом, репарационную проблему непосредственно взял в свои руки дом Моргана. Председателем комитета экспертов был назначен Юнг.

Дискуссия в комитете затянулась на полгода. Германские представители, поддерживаемые американскими экспертами, настаивали на значительном уменьшении размеров репарационных платежей, в то время как заинтересованные в получении репараций державы(Франция, Бельгия, Италия) возражали против их снижения. Выработанные комитетом экспертов предложения и получили название П. Ю. Этот план обсуждался также на двух конференциях, заседавших в Гааге в августе 1929 и затем в январе

1930. Вторая Гаагская конференция 20. I 1930 утвердила П. Ю. Его принципиальное содержание мало отличалось от плана Дауэса. По-прежнему империалисты западных держав делали ставку на возрождение военно-промышленного потенциала Германии и стремились этому всячески содействовать. Германию продолжали готовить к агрессии против СССР.

Новый репарационный план в отличие от плана Дауэса определил общую сумму репараций, подлежащих взысканию с Германии, в размере 113,9 млрд. марок. Размер ежегодных платежей был снижен в сравнении с платежами по плану Дауэса на 20% и определён на ближайшие 37 лет в 2 млрд. марок ежегодно. Серьёзным изменениям подвергся порядок взимания репараций. Облигации на промышленные предприятия Германии, выданные в соответствии с планом Дауэса, подлежали аннулированию, т. е. германские промышленники избавлялись от платежей, снижавших их прибыли. Источником покрытия репарационных платежей оставались прибыли железных дорог и государственный бюджет. Иначе говоря, теперь уже вся тяжесть репараций безраздельно перекладывалась на плечи трудящихся масс страны.

Согласно П. Ю. все формы и виды контроля над Германией, её народным хозяйством и финансами окончательно ликвидировались. Отныне германский империализм получал возможность ещё шире развернуть свои поенные приготовления. Банк международных расчётов был призван широко финансировать германскую тяжёлую промышленность и военное производство, что и стало его главной функцией.

Формальной же задачей Банка международных расчётов было получение репараций с Германии и их распределение среди держав, а также осуществление расчётов по межсоюзническим долгам и кредитование экономики европейских стран. В соответствии с П. Ю. банк должен был укрепить позиции американского капитала в Европе, в частности в Германии.

Германская дипломатия настаивала на том, чтобы одновременно с принятием П. Ю. был решён вопрос о досрочном освобождении Рейнской области от оккупационных войск.

Решение о выводе союзных войск из Рейнской области было принято одновременно с П. Ю. Первая зона оккупации была очищена ещё в 1925. Вторая зона оккупации очищалась к декабрю 1929, т. е. на 1 месяц ранее обусловленного Версальским договором срока. На 5 лет раньше срока выводились союзные войска из части третьей зоны. Остальная часть третьей зоны освобождалась к июню 1933, т. е. на 1,5 года ранее срока.

Мероприятия по дальнейшему кредитованию германского хозяйства, прежде всего военного, осуществлялись в полном объёме. От дальнейших платежей по репарациям Германия вскоре отказалась, ссылаясь на затруднения, вызванные мировым экономическим кризисом. В действительности же вопрос об отказе Германии от репарационных платежей был согласован с американскими правящими кругами, которые не желали более, чтобы вооружения Германии тормозились существованием репарационных платежей. К тому же американский капитал был заинтересован прежде всего в поступлении прибылей от вложенных им инвестиций.

Правительство США оказало прямую поддержку Германии. Президент США Гувер выступил с предложением приостановить на один год все платежи по международным правительственным долгам, репарациям и займам. Предложение Гувера было первоначально холодно встречено во Франции и Италии. Правительство США прибегло тогда к мерам экономического давления и вынудило эти державы согласиться с годичной отсрочкой платежей. Предложенный Гувером мораторий вступил в силу с 15. VII 1931, и П. Ю. перестал функционировать, хотя формально он был отменён лишь на Лозаннской конференции 1932. Однако Германия продолжала получать новые крупные займы, в частности и через Банк международных расчётов.

Американские монополисты продолжали вкладывать свои капиталы в промышленность Германии и после прихода к власти Гитлера (1933). Именно этот "золотой дождь американских долларов оплодотворил тяжёлую промышленность гитлеровской Германии и. в частности, военную промышленность. Это миллиарды американских долларов, вложенных заокеанскими монополиями в военную экономику гитлеровской Германии, воссоздали германский военный потенциал и вложили в руки гитлеровского режима оружие, необходимое для осуществления его агрессии" ("Фальсификаторы истории. Историческая справка").


Дипломатический словарь. - М.: Государственное издательство политической литературы . А. Я. Вышинский, С. А. Лозовский . 1948 .

Смотреть что такое "ПЛАН ЮНГА" в других словарях:

    - (англ. Young Plan) второй план репарационных выплат Германии после Первой мировой войны, сменивший план Дауэса. План предусматривал некоторое снижение размера годовых платежей (в среднем до 2 млрд марок), отмену репарационного… … Википедия

    Слово, происходящее от латинского слова planus (ровный, плоский), откуда происходят английские plane, plain, немецкое Plan и т. д. Первоначально это понятие означало равнину, позже стало использоваться в геометрии, где стало обозначать плоскость … Википедия

    Юнга, план - Второй репарационный план для Германии, заменивший план Дауэса. Разработан комитетом финансовых экспертов ряда стран во главе с американским банкиром О. Юнгом. Принят на Гаагской конференции по репарациям 1929 30. Появление плана Юнга в… … Энциклопедия Третьего рейха

    Второй репарационный план для Германии, заменивший Дауэса план. Разработан комитетом финансовых экспертов ряда стран во главе с американским банкиром О. Юнгом (О. Young), принят на Гаагской конференции по репарациям 1929 30 (См. Гаагская… … Большая советская энциклопедия - план взимания репарационных платежей с Германии, разработанный в 1929 30 взамен Дауэса плана. Назван по имени американского банкира О. Юнга, возглавившего разработку плана. Утвержден на Гаагской конференции в январе 1930. Предусматривал снижение… … Большой Энциклопедический словарь

    План взимания репарационных платежей с Германии, разработанный в 1929 30 взамен Дауэса плана. Назван по имени американского банкира О. Юнга, возглавившего разработку плана. Утвержден на Гаагской конференции в январе 1930. Предусматривал снижение… … Политология. Словарь.

    Юнга план - (Young Plan), программа урегулирования проблемы герм, репараций после 1 й мировой войны. План был представлен в виде рекомендаций комитета, собравшегося в Париже (фев. 1929 г.) под председательством амер. финансиста Оуэна Юнга с целью пересмотра… … Всемирная история

План предусматривал некоторое снижение размера годовых платежей (в среднем до 2 млрд марок), отмену репарационного налога на промышленность и сокращение обложения транспорта, ликвидацию иностранных контрольных органов. Одним из важнейших следствий принятия плана Юнга был досрочный (по Версальскому договору эвакуация должна была закончиться только в 1935 году) вывод оккупационных войск из Рейнской области.

План был принят на Гаагской конференции по репарациям 1929-1930 годов, в которой принимали участие Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Италия, Польша, Португалия, Румыния, Франция, Чехословакия, Югославия и Япония. США официально не участвовали в работе конференции; однако, являясь инициатором плана Юнга, оказывали давление на участников конференции, добиваясь принятия этого плана. План был разработан группой из 14 финансовых экспертов (по два от Франции, Великобритании, Италии, Японии, Бельгии, США и Германии) во главе с американцем Оуэном Юнгом и отражал интересы частных, прежде всего американских, кредиторов Германии. При этом представлявший Веймарскую республику Шахт Ялмар настаивал на снижении размеров и изменении сроков репарационных платежей. Однако бывшие члены Антанты, в первую очередь Франция и Великобритания, выступили против такого пересмотра плана, настаивая на том, чтобы регулярно выплачиваемая Германией сумма покрывала их долговые платежи США. Юнг, выступая в качестве арбитра, предложил компромиссный вариант. Согласно плану Юнга, в течение первых 37 лет Германия должна была постепенно увеличивать свои ежегодные взносы с 1700 млн. до 2100 млн. марок. Последующие 22 года (с 1966 года) Германия должна была бы ежегодно выплачивать суммы, равные союзническим долгам европейских стран США.

На практике план Юнга выполнялся лишь до июля 1931 года, когда, по причине начавшегося мирового экономического кризиса, президент США Герберт Гувер ввел мораторий на выплату американских долгов по межсоюзническим обязательствам военного времени на период 1931-1932 годов. При этом одновременно приостанавливались выплаты всех других межгосударственных платежей, в том числе и репарационных. В связи продолжающейся рецессией план Юнга был официально отменен в 1932 году. Однако его тяготы были использованы националистическими политиками Германии для разжигания в народе шовинистических настроений.

План Юнга предусматривал сокращение общей суммы платежей Германии до 113,9 млрд золотых марок со сроком погашения 37 лет (с последующим возможным пересмотром) и создание особого Банка международных расчетов (БМР) вместо репарационной комиссии.

31 августа 1929 года Международная конференция по репарациям, которая проходила в Гааге (с 6 по 31 августа 1929 и с 3 по 20 января 1930) приняла новый репарационный план, который назвали планом Юнга по имени американского банкира О. Юнга, бывшего главой комитета финансовых экспертов, которые разрабатывали этот план. Само появление этого плана во многом было продиктовано интересами частных, прежде всего американских кредиторов Германии, платежеспособность которой была подорвана огромнейшими репарациями. План предусматривал сокращение общего объема репараций (до 114 млрд. золотых марок),снижал размер годовых платежей (в среднем до 2 млрд. марок), отменял репарационный налог на промышленность, а также сокращал обложения транспорта и ликвидировал иностранные контрольные органы. Выплата репараций планировалось завершить к 1988 году.

31 августа 1929 был подписан протокол о принципиальном одобрении странами участницами конференции (Бельгией, Великобританией, Германией,Грецией,Италией,Польшей,Португалией,Румынией,Францией, Чехословакией, Югославией и Японией) плана Юнга. Окончательное утверждение этого плана и принятие постановления о применении санкций в случае отказа Германии от уплаты репараций состоялись на 2-й сессии конференции (3-20 января 1930), где, кроме государств - участников первой сессии, были представлены Австрия, Болгария и Венгрия. США официально не участвовали в работе конференции; однако, являлись инициатором плана, а так же оказывали давление на участников конференции, пытаясь добиться его принятия.

Важнейших из решений конференции явился договор о досрочном выводе (на 5 лет раньше срока, установленного Версальским мирным договором 1919) всех оккупационных войск из Рейнской области (не позже 30 июня 1930).

На практике "план Юнга" выполнялся только до июля 1931 (официально он был отменен в 1932).

Таким образом, промышленность освобождали от выплат репарационных платежей, что дало ей дополнительные средства для дальнейшего развития. Фактически, все ограничения в развитии промышленности были сняты.

Однако теперь даже такой вариант был невозможен в связи с началом мирового экономического кризиса. Поэтому в 1932 году план Юнга, а вместе с ним и репарации были отменены.

В общем Германия выплатила по репарациям около 20 миллиардов марок. Основная часть выплат пришлась на первые годы, когда промышленность Германии была на половину разрушена, капиталов не было, а победители упорно продолжали добиваться выплат. Поначалу из Германии уплыло последнее золото, а затем в счет репараций стали вывозиться уголь, коровы, паровозы. Это привело к падению марки. В стране наступила невиданная прежде инфляция. Стоит отметить, что вывозились товары, которые противостояли бумажно-денежной массе, марка не была обеспечена золотом.

Инфляция разорила массу мелкой буржуазии, рантье, людей, у которых за годы войны и в результате спекуляции скопились денежные средства. В этом плане буржуазия пострадала куда больше рабочих, у которых и накоплений не было. Правда, рост заработной платы отставал от роста цен, поэтому на время инфляции материальное положение рабочих в любом случае ухудшилось.

Тем не менее, промышленная буржуазия и корпорации только выиграли от инфляции. Зарплату они выплачивали практически ничего не стоящими бумажками, ими же платили налоги и возвращали долги банкам. После расплаты с банками корпорации становились практически независимы от них, и финансовые группы распадались. По этой причине стоит не считать, что от инфляции выиграла вся буржуазия, - банки тоже пострадали. А вот собственный капитал промышленных корпораций не пострадал, потому что он заключался не в деньгах, а в реальных ценностях - оборудовании, корпусах фабрик, запасах сырья и продукции. Пользуясь инфляцией, можно было продавать продукцию за границей по низким ценам, но за валюту, и получать высокую прибыль.

Принятие Плана Дауэса привело к последущему укреплению монополий. Методом слияний появляются новейшие концерны и тресты. В 1926 году возникает «Стальной трест». Это была огромная промышленная держава со своими шахтами, электростанциями, машиностроительными и судостроительными заводами. В этом плане «Стальной трест» - крупнейшая металлургич. монополия, возникшая в Германии в 1926 в результате слияния металлургич. и горнодобывающих фирм Тиссена, О. Вольфа и обанкротившегося концерна Стиннеса.

Советская историческая энциклопедия. -- М.: Советская энциклопедия. Под ред. Е. М. Жукова. 1973--1982был схож с «Концерном Круппа» - военно-металлургич. концерн в ФРГ. Из небольшого сталелитейного завода Ф. Круппа (осн. в 1811 в Эссене) к концу 19 в. фирма Круппа превратилась в крупную монополию. После войны "К." с помощью правительств. субсидий и иностр. займов сохранил и расширил свой воен. потенциал.

Советская историческая энциклопедия. -- М.: Советская энциклопедия. Под ред. Е. М. Жукова. 1973--1982.. В 1925 году в результате слияния химических компаний рождается знаменитый химический трест «Фарбениндустри» крупнейший германский военно-химический концерн. Создан в 1925 в результате объединения предприятий, часть из которых ещё в 1904 заключила соглашение об «общности интересов» (Interessengemeinschaft, сокращённо -- I. G.). Принимал непосредственное участие в создании военной машины германского империализма.

Большая советская энциклопедия. -- М.: Советская энциклопедия. 1969--1978..

Таким образом, в 20-х годах промышленность Германии восстанавливается и продолжает свое развитие. Но к 1929 году промышленное производство Германии возросло только на 8% по сравнению с довоенным уровнем. Рост производства здесь поддерживался узостью внутреннего рынка: ведь население Германии нищало в период инфляции, продолжая при этом платить репарации. Потенциальные покупатели потеряли свои накопления. А следствием узости внутреннего рынка стала особенно большая недогрузка производственных мощностей и безработица. Производственные мощности в период подъема были загружены только на 70%, а безработных было около 4 миллионов.

План Юнга.

Свидетельством дальнейшего ослабления международных позиций Парижа (и Лондона) стал план Юнга, названный так по имени президента компании "Джеиерал Электрик" Оуэна Юнга, который возглавил комитет экспертов по репарационному вопросу, созданному по просьбе Германии о дальнейшем снижении общего объема ежегодных выплат репараций.

В этом вопросе Вашингтон был склонен поддержать немцев: ведь США получали из Германии не репарации, а прибыли на вложенный американцами капитал (на конец 1920-х гг. - не менее 25 млрд марок). Как раз во второй половине 1920-х гг. в Германии на американские деньги и благодаря американским технологиям создаются крупнейшие концерны "И. Г. Фарбенипдустри" и "Ферайнигте Штальверке". Но не только они имели теснейшие связи с американским бизнесом: то же самое можно было сказать про фирмы "Крупп", "Карл Цейс" и др. Во многом благодаря притоку американских инвестиций к концу 1920-х гг. Германия вновь превратилась в опаснейшего конкурента Великобритании, прежде всего в промышленности и морской торговле.

В июне 1929 г., несмотря на серьезные возражения со стороны Бельгии, Великобритании и Франции комитет все же рекомендовал заменить план Дауэса новым планом Юнга, в соответствии с которым ежегодные репарационные выплаты Германии сокращались до 2 млрд марок на период 1929-1965 гг., с тем чтобы в 1966-1988 гг. Германия платила суммы, равные ежегодным долговым выплатам стран - получателей германских репараций Соединенным Штатам. Таким образом, после 1966 г. Германия фактически брала бы на себя выплату союзнических долгов европейских стран европейских стран США. Что касается источников репараций, то тут все оставалось без изменений - прибыли немецких железных дорог и германский бюджет (т.е. карман немецкого потребителя). Общий размер германских репараций должен был составить 114 млрд марок.

Международная конференция в Гааге в январе 1930 г. утвердила план Юнга. Одновременно был утвержден и план окончательной эвакуации Рейнской зоны - к 30 июня 1929 г. она была полностью очищена от иностранных войск. Отменялся также финансовый контроль и контроль за экономикой Германии. Это был новый сильный удар по Версальской системе.

Проблемы разоружения в Европе.

Лозунг "разоружения" был одним из самых популярных лозунгов "эры пацифизма". В тот период по обе стороны Атлантики "прогрессивная общественность" была совершенно

убеждена в том, что Первая мировая война произошла исключительно из-за стремления "пушечных королей" к "сверхприбылям". Отсюда - стремление всячески ограничить и сократить вооружения.

Статут Лиги Наций предусматривал ограничение вооружений и контроль над военной промышленностью. Именно в 1920-е гг. разоружение из прекрасной мечты идеалистов стало составной частью международных отношений, и тут-то и настало время для проверки практикой кабинетных теорий.

Во-первых, выяснилось, что у разных государств наблюдаются серьезные различия в подходах к самой идее разоружения, что объяснялось различиями в их геополитическом и экономическом положении. Советскому Союзу, Соединенным Штатам и Германии в 1920-е гг., что называется, терять было нечего - в силу разных причин эти страны и так были разоружены, и поэтому они могли выдвигать самые оглушительные предложения о разоружении. Англии и Франции, напротив, было что терять: эти страны (особенно Франция) имели все причины опасаться, что они могут и не выдержать гонки вооружений, если все придется начинать с пуля. В ходе многочисленных разоруженческих форумов 1920-х гг. великие державы, как правило, настаивали на сокращении тех видов вооружений и боевой техники, в развитии которых особенно преуспели потенциальные противники.

Во-вторых, в тот же период выявились разные концептуальные подходы к решению задачи ограничения и сокращения вооружений. Первый подход предусматривал простое сокращение имеющихся в наличии арсеналов. Второй - введение согласованного контроля над военным производством. Третий - акцентировал взаимосвязь разоружения и обеспечения политической безопасности государств. Четвертый - увязывал разоружение с международным миром и безопасностью.

Найти компромисс между всеми этими разнообразными подходами к проблеме разоружения в тот период не удалось. В 1923-1924 гг. по инициативе Лиги Наций была образована Комиссия по изучению военно-технических аспектов разоружения, где и возникла идея созыва международной конференции по разоружению. В 1925 г. был образован Подготовительный комитет конференции но разоружению, в работе которого приняли участие представители 21 страны, включая США и СССР. Правда, советский представитель смог включиться в работу Подготовительного комитета только в мае 1927 г., но зато глава советской делегации, заместитель наркоминдела Максим Максимович Литвинов (30 ноября 1927 г.) сразу же выдвинул грандиозную программу всеобщего и немедленного полного разоружения па протяжении 4 лет.

Предложения М. М. Литвинова были отвергнуты, но Конференция по разоружению (в феврале - июле 1932 г. в Женеве состоялась первая сессия, собравшая представителей более 60 стран) не смогла прийти к общему решению. Конвенция о разоружении так и не была принята. А потом всем стало не до нее.

Пожалуй, наиболее весомым результатом разоруженческих усилий великих держав в 1920-е гг. стал Женевский протокол о запрещении применения химического оружия.

Максим Максимович Литвинов

Женевский протокол

О запрещении применения на воине удушливых, ядовитых или других подобных газов и бактериологических средств

Ниже подписавшиеся уполномоченные, от имени своих соответственных правительств,

  • считая, что применение на войне удушливых, ядовитых или других подобных газов, равно как и всяких аналогичных жидкостей, веществ и процессов, справедливо было осуждено общественным мнением цивилизованного мира;
  • считая, что запрещение этого применения было формулировано в договорах, участниками коих является большинство держав мира;
  • в целях повсеместного признания вошедшим в международное право его запрещения, равно обязательного для совести и практики народов,

заявляют;

что Высокие Договаривающиеся Стороны, поскольку они не состоят уже участниками договоров, запрещающих это применение, признают это запрещение, соглашаются распространить это запрещение на бактериологические средства ведения войны и договариваются считать себя связанными по отношению друг к другу условиями этой Декларации.

Высокие Договаривающиеся Стороны приложат все свои усилия к побуждению других государств присоединиться к настоящему Протоколу.

Становление и развитие ближневосточной подсистемы международных отношений после Первой мировой войны.

Формирование ближневосточной системы международных отношений - еще одно свидетельство тому, что евро центрическому миру пришел конец. Начался закат колониальных систем великих держав; на мировую арену выходят прежде зависимые и полузависимые народы и государства. Эти перемены, как мы увидим, оказались совершенно неожиданными и неприемлемыми для лидеров Версальской системы.

Становление арабского национализма и позиция великих держав. Еще задолго до Первой мировой войны Великобритания начала проводить политику тихой аннексии владений полуразложившейся Османской империи на Ближнем Востоке. В 1882 г. на территорию Египта были введены английские войска; па протяжении 1913-1914 гг. был установлен британский протекторат над Оманом, Бахрейном и Катаром.

В ходе Первой мировой войны Антанта активизировала свою политику территориального раздела "европейского больного". Англо-франко-русское

соглашение от 10 апреля 1915 г. предусматривало установление российского контроля над Босфором и Дарданеллами; еще дальше шло соглашение Сайкс-Пико от мая 1916 г. (табл. 18.2).

Таблица 18.2

Соглашение Сайкс-Пико (с поправками от августа 1917 г.)

"Цветные" зоны

"Литерные" зоны

колониальные

владения

название

Центральная Месопотамия, порты Хайфа и Акаба

"Красная"

Заиорданье, Южный Курдистан, Южная Месопотамия

Западная Сирия, Ливан, Киликия и Юго-Восточная Анатолия

Восточная Сирия и Центральный Курдистан

Юго-Западная

Анатолия

"Зеленая"

Часть Западной и Центральной Анатолии

Проливы с Константинополем, Юго-Западная Армения, часть Северного Курдистана

Примечание. Предполагалось, что в "цветных" зонах великие державы могли установить любой режим по своему усмотрению, а в "литерных" зонах будут образованы "независимые" арабские государства или федерация арабских государств. При этом Палестина становилась "коричневой" зоной, под международным управлением.

Однако стремление великих держав поделить Османскую империю столкнулось с арабским национализмом, неофициальным лидером которого был в то время халиф Мекки Хусейн ибн Али аль-Хашими, борец за независимость Хиджаза и всего арабского мира.

Весной 1915 г. его сын, эмир Фейсал ибн Хусейн, посещает Дамаск, бывший тогда идейно-политическим центром арабского национально- освободительного движения, и устанавливает неофициальные контакты с его лидерами. Они рекомендуют начать вооруженную борьбу против Османской империи на стороне Антанты, но оговаривают ее целым рядом условий. Они были изложены в так называемом Дамасском протоколе (май 1915 г.). В соответствии с этим документом, Британия должна была гарантировать создание независимого арабского государства "в его естественных

границах", т.е. Палестина, Сирия, Месопотамия, Аравийский полуостров за исключением Адена. Кроме того, Великобритания должна была гарантировать отмену капитуляций. В обмен на это будущее арабское государство должно было подписать с ней оборонительный союзный договор и предоставить экономические привилегии сроком на 15 лет. 24 октября 1915 г. британский верховный комиссар в Египте Артур Генри Макмагон признал Дамасский протокол за исключением британских протектоатов на Аравийском полуострове, а также Западной Сирии, Ливана и Киликии.

Всеобщее Арабское восстание против османского гнета, начавшееся 5 июня 1916 г., стало еще одним свидетельством стремления арабов к национальной независимости. К середине 1917 г. арабские партизаны очистили все побережье Красного моря и перенесли боевые действия в Заиорданье.

Настоящим шоком для лидеров арабских националистов стана, однако, Декларация Бальфура - письмо министра иностранных дел Великобритании лорда Артура Бальфура лондонскому банкиру лорду Лайонелу Уолтеру Ротшильду (2 ноября 1917 г.) - в котором говорилось, что "правительство Его Величества относится благосклонно и установлению в Палестине национального очага для еврейского народа и приложит все усилия, чтобы облегчить достижение этой цели".

Декларация Бальфура была одобрена США, Францией и Италией, но вызвала (наряду с соглашением Сайкс-Пико) резко негативную реакцию арабского мира, тем более что после окончания Первой мировой войны военно-политическая обстановка в регионе складывалась в точном соответствии с соглашением Сайкс-Пико, а не с авансами А. Г. Макмагона. Воспользовавшись подавляющим преимуществом в силах (500-тысячная армия и громадный военно-морской флот), Великобритания сумела навязать арабам свою волю. Обещания арабам оказались враньем: нс было создано единого арабского государства; а что касается мандатной системы (см. гл. 15), то последняя на практике не имела ничего общего с декларированными целями "подготовки к созданию собственной государственности" и фактически сводилась к замене турецкого колониального гнета на англо-французский.

Борьба арабов против англо-французских колонизаторов началась еще летом 1919 г. и продолжалась в течение большей части 1920-х гг. (всеобщее вооруженное восстание в Ираке в 1920 г.; партизанская война в Сирии в 1925-1927 гг., восстание в Египте и т.д.). В результате Лондон принял решение отказаться от откровенно колониальных форм угнетения в пользу "договорной зависимости" в виде сохранения британского военного присутствия и британского контроля над внешней, оборонной и финансовой политикой арабских государственных образований. Успех этой новой политики был весьма относительным: арабам была нужна полная независимость, Но, во всяком случае, арабо-британское противостояние было переведено в мирное русло. По-другому развивалась ситуация на французских подмандатных территориях. Там Париж не желал идти ни на какие уступки арабскому национализму: была отменена автономия Ливана, существовавшая даже при турках, и проводилась политика ассимиляции арабов. Результатом стал перманентный вооруженный конфликт на территории, подмандатной Франции, на всем протяжении 1920-х гг.

Образование Саудовской Аравии. Роль объединителя Аравии взял на себя правитель центрально аравийского княжества Неджд - эмир Абдул-Азиз Ибн Сауд. Он поставил своей целью восстановить существовавшее в начале XIX в. Ваххабитское государство.

При этом клану саудитов пришлось заключить договор с сектой ваххабитов. 15 января 1927 г., после длительной междоусобной войны, Ибн Сауд был провозглашен королем нового государства, которое с сентября 1932 г. стало называться Саудовской Аравией. В 1927 г. Великобритания была вынуждена признать полную независимость нового государства. Более того, исламский мир был вынужден смириться с ваххабитским контролем над исламскими святынями - Меккой и Мединой.

Иран после Первой мировой войны. Иран после Первой мировой войны оставался марионеткой в руках великих держав. Великобритания предприняла попытку не только ликвидировать российскую сферу влияния на севере страны, но и распространить свое влияние на территорию Азербайджана и Закаспия. Лондону удалось навязать Ирану Соглашение о британской помощи для оказания содействия прогрессу и благополучию Персии (1919 г.). Соглашение предусматривало установление британского контроля над персидской армией и финансами, а также дорожным строительством и таможнями.

Однако так продолжалось недолго - Советы вытеснили британцев из Закаспия и вышли па государственную границу с Ираном. Москва пошла на беспрецедентные уступки Ирану - вся российская собственность была передана иранцам; Советы отказались от неравноправных российско-персидских договоров и режима капитуляций. Да и Тегерану был нужен противовес Британии, и поэтому уже 20 мая 1920 г. иранское правительство пошло на установление дипломатических отношений с Москвой. Недовольство британским засильем было так велико в персидском обществе, что на волне этих настроений в феврале 1921 г. произошел переворот, в результате которого династия Каджаров была свергнута, а к власти пришел командир персидской казачьей бригады Реза Пехлеви.

26 февраля 1921 г. был подписан российско-иранский Договор о дружбе. Советская сторона подтверждала целый ряд экономических, политических и территориальных уступок, сделанных ранее. Однако, согласно ст. 6 договора, Советская Россия получала право ввести свои войска на территорию Ирана в случае возникновения опасности для ее собственных границ или ее союзников. Вскоре Иран добился от Великобритании отказа от договора 1919 г.

Таким образом, уже в начале 1920-х гг. России удалось восстановить свое влияние в Персии и подорвать там английские позиции. Со своей стороны, Лондон сделал все для того, чтобы вызвать рост антибританских настроений в иранском обществе. Так, в 1922 и 1924 гг. британские агенты организовали восстания против правительства Ирана на западе и на юге страны, где проживали, соответственно, курды и арабы. В этих условиях регулярные жалобы британцев на "антианглийскую пропаганду" Советов были просто бессмысленными: лучшей антибританской пропагандой была собственная политика правительства Его Величества.

В 1924 г. был подписан советско-иранский торговый договор, были созданы совместные предприятия (по добыче икры на Каспии). В том же году Москва добилась юридической ликвидации соглашения 1907 г. о сферах влияния в Персии. Большим успехом советской дипломатии стало заключение Советско-иранского договора о гарантии и нейтралитете (1927 г.). Существовали, однако, причины, препятствовавшие российско-иранскому сближению, и главная из них - азербайджанский вопрос. Сам факт существования Советского Азербайджана служил раздражителем в советско- иранских отношениях. Во многом по этой причине Иран начал постепенно отдаляться от Москвы и в стране стало все больше ощущаться германское влияние, особенно в торговле и финансах, железнодорожном строительстве и т.д.

Афганистан после Первой мировой войны. Афганистан, после того как в результате афгано-британской войны (май - август 1919 г.) он завоевал полную национальную независимость, предпринял под руководством Ама- нуллы-хана серьезные усилия к укреплению своих международных позиций. Москва охотно поддержала Кабул (оказав финансовую и техническую помощь), видя в нем буфер между Советским Туркестаном и Британской Индией (а возможно и плацдарм для советского проникновения в "Жемчужину британской короны").

Внешнеполитическое лавирование афганского руководства приносило свои плоды: Братания была вынуждена окончательно признать независимость Афганистана; Кабул, в свою очередь, согласился на "линию Дюранда" в качестве границы между Афганистаном и Британской Индией. Советско-афганскому сближению, однако, мешала басмаческая проблема: хотя в 1926 г. был подписан советско-афганский Договор о нейтралитете, афганское руководство выступало за независимость Бухары; кроме того, на афганской территории нашли убежище тысячи басмачей, время от времени совершавших набеги на советскую территорию. Вот почему, когда в 1928 г. против реформатора Амануллы-хана вспыхнуло народное восстание, возглавленное крестьянином-бсдняком Бачаи Сакао, в Москве даже подумывали о поддержке восстания по линии Коминтерна. Однако вовремя опомнились: особенно это стало понятно после того как Бачаи Сакао, ставший новым афганским эмиром, оказал серьезную поддержку басмачам.

На Север Афганистана была введена бригада Красной Армии в помощь Аманулле. Последний, однако, не смог удержаться у власти, и в октябре 1929 г., при поддержке Британии Кабул был взят войсками Мухаммеда Надира, который и стал новым афганским эмиром. В 1931 г. силы Надиршаха совместно с советскими войсками полностью уничтожили последние басмаческие отряды.

Выводы

Далеко не все великие державы показали себя способными воспринять изменившиеся реалии, т.е. выход на мировую арену новых независимых государств. Так уж получилось, что именно Советская Россия оказалась концептуально готовой воспринять мир, сбрасывающий с себя оковы колониального

гнета. И немудрено, что тем самым СССР завоевал прочные симпатии новых элит развивающихся стран, сколь бы далекими от "научного коммунизма" ни были эти элиты.

Западные правящие круги были готовы списать симпатии к Советам в нарождающемся "третьем мире" на "большевистскую пропаганду" и "коммунистические происки". Правильнее было бы винить собственную негибкость и неготовность понять, что Первая мировая война изменила в корне не только Север, но и Юг.