Первые признаки схождения с ума. Сумасшествие: виды, причины и методы профилактики

Первые признаки схождения с ума. Сумасшествие: виды, причины и методы профилактики

В наши дни сумасшествием называют психическое заболевание, которое является потенциально неизлечимым, хотя таким больным проводится специальное лечение, влияющее на их психическое состояние. Следует разобраться, что же именно подразумевается под определением «сумасшествие». Например, практически до окончания девятнадцатого столетия под сумасшествием подразумевалось неадекватное поведение личности, а также образ мышления, который не входил в рамки определенных социальных норм. В эту категорию относились люди, страдающие болезненными судорогами, или имеющие при неповрежденном рассудке.

В том числе, сумасшедшими считались те, кто совершал саморазрушающие или странные действия, в том числе, и попытки суицида. Проявлением безумия считалось и наличие у человека приступов контузии, проявления последствий травм черепа. Как видно на исторических примерах, данная терминология использовалась для определения значительного количества заболеваний психики. Тем не менее, современная психиатрия и медицина подобное определение использует довольно редко, хотя данный термин распространен в современной разговорной речи. Если определять более подробно, что обозначает слово сумасшествие, то можно утверждать, что оно является синонимом «безумия», и в буквальном смысле обозначает, что человек потерял ум.

Существующие формы сумасшествия очень разнообразны, и практически невозможно в данном случае произвести выделение определенных признаков. В виде общего критерия можно взять такие отклонения в поведении больного, как нарушение общепринятых социальных норм. Но и в этом случае список может быть достаточно велик. Начиная от ярко выраженной гиперактивности, имеющей патологический характер, и завершая депрессивными состояниями и кататоническим ступором. Что собой представляет так называемая патологическая гиперактивность? В этом случае больной не в состоянии сдерживать и контролировать собственные эмоции, сдерживать злобу, гнев, и прочее.

Особенности поведения при сумасшествии

Человек, который имеет диагноз сумасшествие, абсолютно не владеет мерами самоконтроля, его действия не имеют никакого смысла, или же они имеют строгую направленность на примитивное удовлетворение потребностей, считающихся инстинктивными. В данном случае, последствия для них не играют роли, так как их мышление нарушено. При сумасшествии происходит смешение внешнего и внутреннего мира, реальность воспринимается искаженно. Интересно, что огромное количество подобных примеров имеется в древнегреческой мифологии, когда Медея лишает жизни своих сыновей.

Еще одной отличительной чертой сумасшествия является меланхолия и глубочайшая депрессия. При этом, больной прекращает нормально общаться с окружающими, он становится безучастным к тому, что ранее вызывало у него живейший интерес. За всю многовековую историю человечество выявило различные формы сумасшествия, и выявило огромное количество признаков, определяющих данное нарушение. В категорию сумасшествия были отнесены такие современные понятия, как деменция, мания, аментивный синдром, ипохондрия, паралич, кома, и целый ряд других состояний психики. Известно, что до определенного времени сумасшествием считались не только психические нарушения, но и такие заболевания, как бешенство, ликантропия, и прочее.

Более того, помутнение рассудка, обусловленное приемом различных отравляющих веществ и наркотических средств, а также являющееся следствием злоупотребления алкоголем, тоже относились к проявлению сумасшествия. Были выявлены и другие формы сумасшествия, например, к ним относились различные врожденные патологии, а также потеря больным разума вследствие летаргического сна, коматозного состояния. Удивительно, но если человека одолевала скорбь в случае потери близкого человека, или он чрезмерно страдал из-за безответной любви, то он тоже считался сумасшедшим, лишенным разума. Литература в изобилии предоставляет примеры, где описываются такие виды сумасшествия, как глубокая не проходящая скорбь, истеричный плач с заламыванием рук, многодневная бессонница.

Как лечат сумасшествие?

Учитывая все перечисленные признаки сумасшествия, совершенно очевидно, что данное заболевание относится к психической сфере, и окончательную диагностику проводит врач-психиатр. Он выясняет, какое именно психическое заболевание, имеющее официальное название и методики лечения, послужило причиной сумасшествия. Признаки сумасшествия различны, и их диапазон чрезвычайно широк, поэтому в каждом индивидуальном случае необходимо тщательное исследование, которое всегда начинается с визуального осмотра, тестирования, беседы пациента с врачом. В случае необходимости врач назначает дополнительные исследования, например, часто требуется проведение томографии мозга, и других современных диагностических процедур.

Заболевание, называющееся сумасшествием, в официальной медицине именуется психическим расстройством. Современная психиатрия утверждает, что большинство психических расстройств обусловлены нарушением нейромедиаторного баланса. Это значит, что нейроны, составляющие мозг, не имеют между собой соединения. Между ними существует расстояние, называемое синоптической щелью, которая содержит нейромедиаторы, такие как дофамин, серотонин, и другие. Они предназначены для передачи импульсов нейронам. Но так как баланс нарушен, возникают психические расстройства, называемые в просторечии сумасшествием.

Время от времени в СМИ публикуются леденящие душу сюжеты о людях, которые неожиданно сошли с ума и совершили ужасные преступления или покончили жизнь самоубийством. Да и практически каждый человек старше 30 лет может вспомнить подобную историю, услышанную от кого-то из своих знакомых или произошедшую непосредственно с кем-то из его друзей или родственников. И смотря по телевизору очередной сюжет о мужчине, нападавшем на прохожих на улице, или женщине, причинившей вред собственному ребенку, каждый зритель невольно задумывается, почему люди сходят с ума и как сохранить свой рассудок, чтобы в один ужасный день не стать героем подобной новости?

Что такое безумие?

Еще сто лет назад, когда психология и психиатрия только начали развиваться как науки, терминами «безумие» или «сумасшествие» принято было называть все возможные расстройства психики, начиная от и заканчивая шизофренией, биполярным расстройством психики и склонностью к суициду. Сейчас же в официальной практике эти термины не используются, так как психотерапевты, занимающиеся изучением, диагностикой и лечением расстройств психики, утверждают, что неадекватное поведение, называемое в народе сумасшествием, является симптомом той или иной психической болезни.

На современном языке, сумасшествие – это потеря способности адекватно оценивать окружающий мир и вести себя в рамкам принятых в обществе норм. Тем не менее, данное определение является неполным, так как существует целый ряд психических расстройств, протекающих в различных формах и проявляющихся самыми разными симптомами. Но все же по характеру протекания современные психиатры выделяют следующие три основные формы сумасшествия:

В зависимости от частоты и силы приступов, все психические расстройства по степени тяжести подразделяются на три группы: легкие, серьезные и острые. Психические расстройства в легкой форме, как правило, не слишком заметны окружающим и зачастую списываются на особенности характера человека, а вот серьезные и острые помешательства могут стать причиной реальной трагедии.

Согласно статистике, в современном мире наиболее распространены такие психические расстройства, как депрессия, шизофрения, фобии, обсессивно-компульсивное расстройство, панические атаки, биполярное расстройство и неврастения. Поэтому с вероятностью более 95% люди, которые, по мнению окружающих, сошли с ума, на самом деле страдают от одного из вышеперечисленных заболеваний.

Почему люди сходят с ума?

Психические заболевания могут быть как врожденными, так и приобретенными. О врожденном заболевании следует говорить в случае, когда диагноз был поставлен в раннем возрасте, причем ребенок унаследовал болезнь от кого-то из родителей. Как правило, на генетическом уровне передается склонность к шизофрении и эпилепсии, а иногда – к алкогольной и наркотической зависимостям. Но все же чаще люди сходят с ума не из-за особенностей их ДНК, а под влиянием внешних факторов и жизненных обстоятельств. И все причины сумасшествия можно условно подразделить на три группы: физиологические и психологические.

Физиологические причины

К физиологическим причинам сумасшествия относятся все факторы, что могут вызвать повреждения головного мозга, вследствие которых будет нарушена функциональность ЦНС и пострадает психика человека. Как правило, к тяжелым последствиям для психики могут привести следующие причины:

  1. Черепно-мозговая травма. После пережитой травмы определенные участки мозга могут пострадать, и нервная деятельность будет нарушена. Последствия ЧМТ в разных случаях проявляются по-разному и зависят от того, какой именно участок мозга пострадал: у некоторых нарушается координация движений, ухудшается слух и зрение, в других ухудшается память, а у третьих – развивается шизофрения, возникают панические атаки, появляется агрессивность и склонность к истерикам и др.
  2. Влияние на мозг химических веществ. , наркотиков и некоторых лекарственных препаратов может стать причиной разрушения нейронных цепочек и нарушения функций мозга. В зависимости от того, какие именно функции были нарушены и насколько сильно повреждение мозга, в человека могут развиться легкая либо тяжелая форма депрессии, паранойи, мании, неврастении или другого расстройства психики.
  3. Возраст. В пожилом возрасте мало кто может похвастаться здоровым сердцем и сосудами, и именно заболевания сосудов является одной из главных причин старческого слабоумия. При атеросклерозе и других заболеваниях сосудов в мозг не поступает нужное количество кислорода и нервные клетки отмирают, вследствие чего мозг перестает справляться со всеми функциями. Похожие изменения в головном мозге происходят и при болезни Альцгеймера, которую в простонародье называют старческим маразмом.

Психологические причины

По мнению психологов и психиатров, до 30% жителей крупных городов постоянно пребывают в состоянии хронического стресса, который также считается пограничным состоянием психики – то есть, психическое состояние уже не нормально, но тяжелого расстройства еще нет. Пограничные состояния психики опасны тем, что при их наличии даже самый незначительный раздражитель может стать «последней каплей» и послужить спусковым механизмом для психической болезни. А вот причинами, из-за которых человек оказывается на «пороге» безумия, чаще всего выступает следующее:

  • Постоянные неудачи
  • Эмоциональное выгорание на работе (трудоголизм)
  • Психологическая травма, вызванная событием, которое существенно повлияло на жизнь человека (пережитое насилие, предательство близкого человека и др.)
  • Потеря того, что человек считал смыслом своей жизни (банкротство бизнеса вследствие финансового кризиса, смерть ребенка, увольнение с работы и др.)
  • Социальная изоляция (одиночество и скука)
  • Любовная зависимость.

Какими бы причинами не был вызван стресс, механизм развития психических расстройств во всех случаях схож. Сначала негативные эмоции накапливаются, затем на определенном этапе развивается сенсибилизация (повышенная чувствительность к раздражителям), а через сравнительно короткий промежуток времени психика человека теряет устойчивость и гибкость. Если человек вовремя не обратится к психологу либо не восстановит психику самостоятельно, у него рано или поздно случится нервный срыв, проявляющийся либо постоянными истериками, возросшей агрессивностью и маниями (в холериков и сангвиников), либо меланхолия и депрессия (у флегматиков и меланхоликов).

Как не сойти сума?

От , стрессов и психологических травм не застрахован никто, однако в силах каждого человека сделать так, чтобы риск сойти с ума стал минимальным. Но для этого мало избегать конфликтных и стрессовых ситуаций, ведь факторов, что могут послужить причиной безумия множество. Поэтому психотерапевты утверждают, что лучшая профилактика психических расстройств заключается в заботе о здоровье и функциональности своей нервной системы. И по их мнению, сохранить стабильную здоровую психику на долгие годы поможет следующее:


  1. Еда является источником макро- и микро-элементов, необходимых для функционирования всех систем организма, в том числе – и мозга. При недостатке тех или иных веществ происходят сбои в работе органов: к примеру, при нехватке витаминов группы В человек становится раздражительным, рассеянным и быстро устает, а дефицит любых макроэлементов приводит к упадку сил, потере работоспособности и развитию пагубных процессов во всех системах органов, в том числе – и в мозге. Поэтому богатая витаминами и минералами пища будет залогом того, что мозг получит все вещества, нужные для стабильного функционирования.
  2. Отказ от вредных привычек. Никотин, алкоголь и наркотики – это яды для мозга, убивающие нервные клетки и разрушающие нейронные связи. Поэтому тем, кто хочет надолго оставаться в здравом рассудке и трезвой памяти, нужно отказаться от вредных привычек и не травить свой организм собственными руками.
  3. . Перенесенные «на ногах» заболевания могут дать осложнения на нервную систему, вследствие чего функции мозга будут нарушены. Особенно важно не откладывать визит к врачу в случае, если регулярно возникают головокружения и мигрень, ощущается постоянная сонливость и упадок сил, нарушается координация движений и речь – как правило, именно так проявляются первые признаки патологического процесса в мозге.

  4. Оптимистичный взгляд на жизнь.
    Оптимисты гораздо реже сходят с ума, чем пессимисты, так как они умеют находить положительные стороны в практически любом событии и склонны верить в лучшее даже тогда, когда ситуация складывается далеко не самым лучшим образом. Пессимисты же живут в постоянном стрессе и тревогах, поэтому рискуют рано или поздно «заработать» депрессию, фобию или другие психические расстройства.
  5. Расширение круга друзей. Человек – социальное существо, и даже интровертам нужны люди, с которыми можно хотя бы иногда пообщаться. Но не только для общения, но и в качестве опоры и поддержки, ведь само осознание того, что в случае беды будет к кому обратиться за помощью, способно дать силы, чтобы пережить травмирующую ситуацию.
  6. Постоянное саморазвитие. Узнавание новой информации, поиск интересных занятий и хобби, самосовершенствование и овладение новыми полезными навыками – все это не только дает ощущение счастья и наполненности жизни, но и позволяет тренировать мозг и существенно замедлить возрастные ухудшения работы ЦНС.
  7. Уверенность в себе. Уверенный в собственных силах человек, имеющий адекватную самооценку, гораздо проще справляется с трудностями и переживает стресс, чем люди с низкой самооценкой. Причина этого проста: тот, кто верит себя, знает, что сможет в конечном итоге найти выход с любой ситуации и пережить временные трудности, поэтому в сложные периоды жизни уверенные в себе люди мобилизуются и прикладывают все усилия для конструктивного решения проблемы. "Нытики" же, наоборот, при малейших сложностях испытывают сильный стресс, впадают в меланхолию и депрессию.

Безумие – это устаревшее название сумасшествия, которое являет собой тяжелую потенциально неизлечимую психическую патологию. До конца девятнадцатого столетия безумием называли поведение либо мыслительное функционирование, преступающее границы принятой нормы в определенном социуме. Например, к разновидностям сумасшествия относили судороги, попытки самоубийства. Также эпилептические припадки, последствия мозговых травм и контузии считались признаками безумия. Итак, что означает слово безумие? Данный термин означает утрату ума. Безумец – это индивид, потерявший рассудок либо сошедший с ума. Поскольку исторически понятие «безумие» применялось к множеству различных недугов психики, сегодня оно употребляется крайне редко в современной медицинской и психотерапевтической практике, хотя разговорной речи также популярно.

Причины безумия

Безумие в жизни является тяжелым психическим недугом, который характеризуется искаженным восприятием реальности. Ученые утверждают, что легкое безумие обусловлено нарушением, происходящим в единстве человеческой души и тела. Считается, что главным фактором, провоцирующим начало безумия, является отсутствие возможности корректировки и принятия яви. То есть безумие простыми словами наступает, когда действительность перестает отвечать сформированным мозгом стереотипам. Вследствие того, что разновидности и формы безумия очень разнообразны, сегодня довольно трудно выделить общие причины, способные привести к утрате разума.

Большинство средневековых психиатров, задаваясь вопросом, что такое безумие, относили к этому понятию такие проявления, как банальная лживость, отсутствие патриотизма, а также все, что делало индивидов отличными от основной массы людей. Они готовы были признать великих художников, находящихся в порыве творчества и вдохновения на грани безумия, душевнобольными.

В древности различали две категории причин помешательства: сверхъестественные и физические. Наши пращуры часто связывали сумасшествие с божественным наказанием за прегрешения. Другими словами, делая человека безумным, высшие силы, таким образом, старались наказать его. Однако нередко божественное сумасшествие давало знание, поэтому несло позитивное содержание.

Одержимость демонами также в те времена считалась распространенной причиной сверхъестественной природы, вызывающей описываемое состояние.

Зачастую проблемы морального и душевного характера могут вызвать симптомы безумия. Например, утрату разума может спровоцировать ежедневное повторение неприятностей, большое горе, гнев, сильная ярость. К физическим факторам, вызывающим сумасшествие относят травмы головы.

Медицина древней Греции, опираясь на изыскания Гиппократа, объясняла сумасшествие как излишек «черной желчи», пары которой оседали в головном мозге, разъедая его, что и вызывало помешательство. К росту активности, то есть холерическому сумасшествию, мании и эпилепсии приводил избыток «желтой желчи». Во времена господства ренессанса и гуманизма описываемая концепция обрела вторую жизнь.

Во второй половине девятнадцатого столетия прочно утвердилась теория позитивизма, которая гласила, что душа – это лишь марионетка мозга, поэтому все симптомы безумия имеют физическую природу и вполне излечимы. Вследствие влияния данной концепции из обихода ушло слово «душевнобольной», поскольку оно означало, что у человеческого субъекта есть душа, имеющая возможность «болеть». В обиходе окончательно утвердилось определение «безумец».

Сегодня все симптомы, ранее обобщенные термином безумие, обозначаются как расстройство психики. Ведь, что означает слово безумие? Оно означает без разума, то есть полная потеря разумности в поведении. Действия безумного становятся непредсказуемыми, как и при ряде патологий психики.

Современная психиатрия убеждена, что психические недуги наступают вследствие расстройства нейромедиаторного баланса, другими словами: структурно-функциональные элементы нервной системы – нейроны друг с другом не соединены, расстояние между ними называется синаптической щелью, в которой находятся нейромедиаторы, передающие импульсы между нейронами. наступают именно из-за нарушения вышеописанного баланса.

Признаки безумия

Поскольку формы безумия довольно многообразны, выделить общие признаки довольно проблематично. Отдельными критериями могут служить поведенческие отклонения от общепринятых норм, например, патологическая гиперактивность и кататонический .

Начало безумия сигнализируют следующие признаки:

— отсутствие самокритики;

— беседа с самим собой словно с другим человеком;

— резкие смена настроения, носящие беспричинный характер.

Диагноз безумие с точки зрения воздействия на социальное окружение выделяют опасное сумасшествие и полезное. К опасному помешательству относят , ярость, манию и иные симптомы полоумия, в ходе которых страдающий индивид может нанести моральный вред или травмы окружающим.

К полезному безумию относят дар предвидения, творческое вдохновение, восторг и экстаз. Многие известные гении находились на грани безумия и создавали шедевры.

По характеру симптоматики безумие в жизни подразделяется на меланхолию, манию и истерию. Меланхолия проявляется в удрученности, полной , вялости, отсутствии интереса к происходящему. Индивиды, страдающие данным отклонением, испытывают терзания и душевные мучения, пребывают продолжительное время в угнетенном состоянии. Мания и истерия – это полная противоположность меланхолии. Данные отклонения выражаются пациента, возбужденным состоянием и яростью. Индивиды, подверженные мании или истерии, могут импульсивно совершать необдуманные поступки, которые зачастую несут негативные последствия.

По степени тяжести сумасшествие классифицируется на слабое (легкое безумие), серьезное и острое. Слабое расстройство характеризуется проявлениями клинических симптомов либо они выражены в легкой форме. Серьезное помешательство – это расстройство сознания, с которым субъект справиться самостоятельно не в состоянии.

Симптомы серьезного безумия характеризуются нарастанием интенсивности и частоты возникновения. Острое помешательство проявляется сильными отклонениями в функционировании психики, которые носят постоянный характер.

Лечение безумия

В темные века помешательство зачастую пытались излечивать при помощи магии и чтения различных заклинаний. Ведь что такое безумие для средневековых людей? Это одержимость, вселение беса. В католицизме средствами излечения служили мессы, молитвы и паломничество, в евангелизме применялось дополнительно чтение над душевнобольным Библии.

В каменном веке по свидетельствам многочисленных раскопок, для лечения применялась такая процедура, как трепанация черепа. Средневековые психиатры полагали, что освободить демона в голове и дать ему дорогу на свободу можно при помощи отверстия в черепе. И хотя диагноз безумие вряд ли возможно излечить данным способом, он дает основание предположить, что уже в средневековую эпоху сумасшествие связывали с наличием патологий в головном мозге.

Невежество психиатров и неразвитость психиатрии как науки породили ее темные стороны в конце девятнадцатого начале двадцатого столетия. Именно тогда стали применять не имеющие под собой никакой теоретической основы такие изуверские хирургические способы лечения, как гистерэктомия (удаление матки), женское обрезание (удаление женских гениталий: клитора, губ), лоботомия (иссечение или отделение одной доли мозга от других областей), а также метод шоковой терапии.

Медик и филантроп Ф. Пинель, возглавив заведение для умалишенных в Париже, ввел гуманитарные методы терапии и классифицировал их по форме недуга и тяжести течения. Все категории пациентов он разделил на зоны, в которых развитие отдельных форм болезни можно сравнивать и непосредственно изучать. Весь приобретенный опыт Пинель изложил в монографии, которая стала базисом для научной классификации безумия.

Доктор Г. Коттон был убежден, что главными причинами помешательства являются локализованные инфекции. Он считается основателем метода «хирургическая бактериология», который стал широко применять на душевнобольных, находящихся на лечении в больнице города Трентон.

Коттон совместно со своей командой провели множество операций на душевнобольных людях, нередко без их согласия. Вначале они удаляли больным миндалины и зубы, если излечение не было достигнуто, то они удаляли внутренние органы, которые, по их мнению, порождали проблемы. Коттон до фанатизма верил в собственные методы, вследствие чего удалил собственные зубы, а также провел аналогичную операцию на жене и двух сыновьях.

Коттон был убежден, что придуманный им метод давал высокую степень эффективности излечения пациентов. Хотя на самом деле данное утверждение далеко от истины. Он оправдал смерть сорока девяти пациентов от колэктомии (удаление кишки) тем, что у них якобы была «терминальная стадия психоза» до операции. После смерти Коттона его методы канули в безвестность.

Современная медицина лечит психические недуги комплексно, включая медикаментозную терапию и психотерапевтические техники.

Шоковая терапия применяется до сих пор, но в современной вариации (под наркозом). Она успешно зарекомендовала себя в лечении биполярных расстройств.

Кроме того, по сей день «душевнобольных» индивидов изолируют от общества. Но современные клиники, к счастью, ничего не имеют общего с домами, где содержались душевнобольные до конца девятнадцатого столетия.

глубокое умственное расстройство. Термин «безумие», под который в прошлом веке подводили все умственные расстройства, является слишком общим и сейчас редко используется в психиатрии, разве что в составе некоторых специальных выражений. В прошлом безумные считались какими-то особенными существами. Затем было замечено, что в действительности каждый индивид несет в себе свою «теневую» сторону - импульсы и желания, вытесненные, укрощенные или направленные общественной жизнью в нужное русло. Человек в гневе на несколько мгновений превращается в безумного. Безумие возникает скорее в результате неуравновешенности между различными составляющими личности, между различными аспектами жизни.

Преимущественно оно имеет социальное значение и указывает на социально неприспособленное поведение: так, психологически безумный человек (например, эпилептик) может найти социально пригодную для него должность (в Индии он может стать шаманом, т.е. вдохновленным свыше жрецом). Общее понятие «безумие» указывает на потерю чувства ответственности или чувства реальности (психастения). Сегодня на смену этому термину пришли термины невроз (ухудшение отношений с другим) и психоз (разрыв отношений с другим). Сегодня безумный не изолирован от общества и не оставлен наедине со своей участью. Врачи пытаются его лечить с помощью впрыскивания химически активных веществ; но в действительности только психоанализ (психопатология) позволяет установить точные диагнозы и останавливать прогрессирование заболевания в тот момент, когда оно еще излечимо.

Отличное определение

Неполное определение ↓

БЕЗУМИЕ

Франц. FOLIE, DERAISON. Кардинальное понятие в системе мышления и доказательств М. Фуко. Согласно Фуко, именно отношением к безумию проверяется смысл человеческого существования, уровень его цивилизованности, способность человека к самопознанию и пониманию своего места в культуре. Иначе говоря, отношение человека к «безумцу» вне и внутри себя служит для Фуко показателем, мерой человеческой гуманности и уровнем его зрелости. И в этом плане вся история человечества выглядит у него как история безумия.

Как теоретика Фуко всегда интересовало то, что исключает разум: безумие, случайность, феномен исторической непоследовательности - прерывности, дисконтинуитета - все то, что, по его определению, выявляет «инаковость», «другость» в человеке и его истории. Как все философы-постструктуралисты, он видел в литературе наиболее яркое и последовательное проявление этой «инаковости», которой по своей природе лишены тексты философского и юридического характера. Разумеется, особое внимание он уделял литературе, «нарушающей» («подрывающей») узаконенные формы дискурса своим «маркированным» от них отличием, т. е. ту литературную традицию, которая была представлена для него именами де Сада, Нерваля, Арто и, естественно, Ницше.

С точки зрения Фуко «нормальный человек» - такой же продукт развития общества, конечный результат его «научных представлений» и соответствующих этим представлениям юридически оформленных законов, что и «человек безумный»: «Психопатология XIX в. (а вероятно, даже и наша) верила, что она принимает меры и самоопределяется, беря в качестве точки отсчета свое отношение к homo natura, или к нормальному человеку. Фактически же этот нормальный человек является спекулятивным конструктом; если этот человек и должен быть помещен, то не в естественном пространстве, а внутри системы, отождествляющей socius с субъектом закона» (Foucault:1972a, с. 162).

Иными словами, грань между нормальным и сумасшедшим, утверждает Фуко, исторически подвижна и зависит от стереотипных представлений. Более того, в безумии он видит проблеск «истины», недоступной разуму, и не устает повторять: мы - «нормальные люди» - должны примириться с тем фактором, что «человек и безумный связаны в современном мире, возможно, даже прочнее, чем в ярких зооморфных метаморфозах, некогда иллюстрированных горящими мельницами Босха: человек и безумный объединены связью неуловимой и взаимной истины; они говорят друг другу эту истину о своей сущности, которая исчезает, когда один говорит о ней другому» (там же, с. 633). Пред лицом рационализма, считает ученый, «реальность неразумия» представляет собой «элемент, внутри которого мир восходит к своей собственной истине, сферу, где разум получает для себя ответ» (там же, с. 175).

В связи с подобной постановкой вопроса сама проблема безумия как расстройство психики, как «душевная болезнь» представляется Фуко проблемой развития культурного сознания, историческим результатом формирования представлений о «душе» человека, представлений, которые в разное время были неодинаковы и существенно видоизменялись в течение рассматриваемого им периода с конца Средневековья до наших дней.

Подобная высокая оценка безумия-сумасшествия несомненно связана с влиянием неофрейдистских установок, преимущественно в той форме экзистенциально окрашенных представлений, которую они приняли во Франции, оказав воздействие практически на весь спектр гуманитарных наук в самом широком смысле этого понятия. Для Фуко проблема безумия связана в первую очередь не с природными изъянами функции мозга, не с нарушением генетического кода, а с психическим расстройством, вызванным трудностями приспособления человека к внешним обстоятельствам (т. е. с проблемой социализации личности). Для него - это патологическая форма действия защитного механизма против экзистенциального «беспокойства». Если для «нормального» человека конфликтная ситуация создает «опыт двусмысленности», то для «патологического» индивида она превращается в неразрешимое противоречие, порождающее «внутренний опыт невыносимой амбивалентности»: «"беспокойство" - это аффективное изменение внутреннего противоречия. Это тотальная дезорганизация аффективной жизни, основное выражение амбивалентности, форма, в которой эта амбивалентность реализуется» (Foucault:1976, с. 40).

Но поскольку психическая болезнь является человеку в виде «экзистенциальной необходимости» (там же, с. 42), то и эта «экзистенциальная реальность» патологического болезненного мира оказывается столь же недоступной исторически-психологическому исследованию и отторгает от себя все привычные объяснения, институализированные в понятийном аппарате традиционной системы доказательств легитимированных научных дисциплин: «Патологический мир не объясняется законами исторической причинности (я имею в виду, естественно, психологическую историю), но сама историческая каузальность возможна только потому, что существует этот мир: именно этот мир изготовляет связующие звенья между причиной и следствием, предшествующим и будущим» (там же. с. 55).

Поэтому корни психической патологии, по Фуко, следует искать «не в какой-либо «метапатологии», а в определенных, исторически сложившихся отношениях к человеку безумия и человеку истины (там же, с. 2). Следует учесть, что «человек истины», или «человек разума», по Фуко, - это тот, для которого безумие может быть легко «узнаваемо», «обозначено» (т. е. определено по исторически сложившимся и принятым в каждую конкретную эпоху приметам, воспринимаемым как «неоспоримая данность»), но отнюдь не «познано». Последнее, вполне естественно, является прерогативой лишь нашей современности - времени «фукольдианского анализа». Проблема здесь заключается в том, что для Фуко безумие в принципе неопределимо в терминах дискурсивного языка, языка традиционной науки; потому, как он сам заявляет, одной из его целей было показать, что «ментальная патология требует методов анализа, совершенно отличных от методов органической патологии, что только благодаря ухищрению языка одно и то же значение было отнесено к «болезни тела» и «болезни ума» (там же. с. 10). Саруп заметил по этому поводу:

«Согласно Фуко, безумие никогда нельзя постичь, оно не исчерпывается теми понятиями, которыми мы обычно его описываем. В его работе «История безумия» содержится идея, восходящая к Ницше, что в безумии есть нечто, выходящее за пределы научных категорий; но связывая свободу с безумием, он, по моему, романтизирует безумие. Для Фуко быть свободным значит не быть рациональным и сознательным» (Sarup:1988, с. 69). Иными словами, перед нами все та же попытка объяснения мира и человека в нем через иррациональное человеческой психики, еще более долженствующая подчеркнуть недейственность традиционных, «плоско-эволюционистских» теорий, восходящих к позитивистским представлениям.

Проблематика взаимоотношения общества с «безумцем» («наше общество не желает узнавать себя в больном индивиде, которого оно отвергает или запирает; по мере того, как оно диагнозирует болезнь, оно исключает из себя пациента») (Foucault:1972a, с. 63) позволила Фуко впоследствии сформулировать концепцию «дисциплинарной власти» как орудия формирования человеческой субъективности.

Фуко отмечает, что к концу Средневековья в Западной Европе исчезла проказа, рассматривавшаяся как наказание человеку за его грехи, и в образовавшемся вакууме системы моральных суждений ее место заняло безумие. В эпоху Возрождения сумасшедшие вели как правило бродячий образ жизни и не были обременены особыми запретами, хотя их изгоняли из городов, но на сельскую местность эти ограничения не распространялись. По представлениям той эпохи «подобное излечивалось себе подобным», и поскольку безумие, вода и море считались проявлением одной и той же стихии изменчивости и непостоянства, то в качестве средства лечения предлагалось «путешествие по воде». И «корабли дураков» бороздили воды Европы, будоража воображение Брейгеля, Босха и Дюрера, Бранта и Эразма проблемой «безумного сознания», путающего реальность с воображаемым. Это было связано также и с тем, что начиная с XVII в., когда стало складываться представление о государстве как защитнике и хранителе всеобщего благосостояния, безумие, как и бедность, трудовая незанятость и нетрудоспособность больных и престарелых превратились в социальную проблему, за решение которой государство несло ответственность.

Через сто лет картина изменилась самым решительным образом - место «корабля безумия» занял «дом умалишенных»: с 1659 г. начался период, как его назвал Фуко, «великого заключения» - сумасшедшие были социально сегрегированы и «территориально изолированы» из пространства обитания «нормальных людей», психически ненормальные стали регулярно исключаться из общества и общественной жизни. Фуко связывает это с тем, что во второй половине XVII в. начала проявляться «социальная чувствительность», общая для всей европейской культуры: «Восприимчивость к бедности и ощущение долга помочь ей, новые формы реакции на проблемы незанятости и праздности, новая этика труда» (там же, с. 46).

В результате по всей Европы возникли «дома призрения», или, как их еще называли, «исправительные дома», где без всякого разбора помещались нищие, бродяги, больные, безработные, преступники и сумасшедшие. Это «великое заключение», по Фуко, было широкомасштабным полицейским мероприятием, задачей которого было искоренить нищенство и праздность как источник социального беспорядка: «Безработный человек уже больше не прогонялся или наказывался; он брался на попечение за счет нации и ценой своей индивидуальной свободы. Между ним и обществом установилась система имплицитных обязательств: он имел право быть накормленным, но должен был принять условия физического и морального ограничения своей свободы тюремным заключением» (там же. с. 48). В соответствии с новыми представлениями, когда главным грехом считались не гордость и высокомерие, а лень и безделье, заключенные должны были работать, так как труд стал рассматриваться как основное средство нравственного исправления.

К концу XVIII в. «дома заключения» доказали свою неэффективность как в отношении сумасшедших, так и безработных; первых не знали, куда помещать - в тюрьму, больницу или оставлять под призором семьи; что касается вторых, то создание работных домов только увеличивало количество безработных. Таким образом, замечает Фуко, дома заключения, возникнув в качестве меры социальной предосторожности в период зарождения индустриализации, полностью исчезли в начале XIX столетия.

Очередная смена представлений о природе безумия привела к «рождению клиники», к кардинальной реформе лечебных заведений, когда больные и сумасшедшие были разделены и появились собственно психиатрические больницы - asiles d&alienes. Они так первоначально и назывались: «приют», «убежище» и их возникновение связано с именами Пинеля во Франции и Тьюка в Англии. Хотя традиционно им приписывалось «освобождение» психически больных и отмена практики «насильственного принуждения», Фуко стремится доказать, что фактически все обстояло совершенно иначе. Тот же Сэмуэл Тьюк, выступая за частичную отмену физического наказания и принуждения по отношению к умалишенным, вместо них пытался создать строгую систему самоограничения; тем самым он «заменил свободный террор безумия на мучительные страдания ответственности... Больничное заведение уже больше не наказывало безумного за его вину, это правда, но оно делало больше: оно организовало эту вину» (там же, с. 247). Труд в «Убежище» Тьюка рассматривался как моральный долг, как подчинение порядку. Место грубого физического подавления пациента заняли надзор и «авторитарный суд» администрации, больных стали воспитывать тщательно разработанной системой поощрения и наказания, как детей. В результате душевнобольные «оказывались в положении несовершеннолетних, и в течение длительного времени разум представал для них в виде Отца» (там же. с. 254).

Возникновение психических больниц (в книге «Рождение клиники», 1963) (Foucault:1978b), пенитенциарной системы (в работе «Надзор и наказание», 1975) (Foucault:1975) рассматриваются Фуко как проявление общего процесса модернизации общества, связанной со становлением субъективности как формы современного сознания человека западной цивилизации. При этом ученый неразрывно связывает возникновение современной субъективности и становление современного государства, видя в них единый механизм социального формирования и индивидуализации (т. е. понимает индивидуализацию сознания как его социализацию), как постепенный процесс, в ходе которого внешнее насилие было интериоризировано, сменилось состоянием «психического контроля» и самоконтроля общества.

В определенном смысле обостренное внимание Фуко к проблеме безумия не является исключительной чертой лишь только его мышления - это скорее общее место всего современного западного «философствования о человеке», хотя и получившее особое распространение в рамках постструктуралистских теоретических представлений. Практически для всех постструктуралистов было важно понятие «Другого» в человеке, или его собственной по отношению к себе «инаковости» - того не раскрытого в себе «другого», «присутствие» которого в человеке, в его бессознательном, и делает человека нетождественным самому себе. Тайный, бессознательный характер этого «другого» ставит его на грань или, чаще всего, за пределы «нормы» - психической, социальной, нравственной, и тем самым дает основания рассматривать его как «безумного», как «сумасшедшего».

В любом случае, при общей «теоретической подозрительности» по отношению к «норме», официально закрепленной в обществе либо государственными законами, либо неофициальными «правилами нравственности», санкционируемые безумием «отклонения» от «нормы» часто воспринимаются как «гарант» свободы человека от его «детерминизации» господствующими структурами властных отношений. Так, Лакан утверждал, что бытие человека невозможно понять без его соотнесения с безумием, как и не может быть человека без элемента безумия внутри себя.

Еще дальше тему «неизбежности безумия» развили Делез и Гваттари с их дифирамбами в честь «шизофрении» и «шизофреника», «привилегированное» положение которого якобы обеспечивает ему доступ к «фрагментарным истинам». У Делеза и Гваттари «желающая машина» (желание) по сути дела символизирует свободного индивида - «шизо», который как «деконструированный субъект», «порождает себя как свободного человека, лишенного ответственности, одинокого и радостного, способного, наконец, сказать и сделать нечто просто от своего имени, не спрашивая на то разрешения: это желание, не испытывающее ни в чем нужды, поток, преодолевающий барьеры и коды, имя, не обозначающее больше какое-либо «это». Он просто перестал бояться сойти с ума» (Deleuze, Guattari: 1972, с. 131). Если спроецировать эти рассуждения на ту конкретно-историческую ситуацию, когда они писались - рубеж 60-х-70-х гг., - то их вряд ли можно понимать иначе, как теоретическое оправдание анархического характера студенческих волнений данного времени.

Отличное определение

Неполное определение ↓

На сегодняшний день успех у самок, отличную карьеру и другие радости жизни можно заполучить и без особых мускулов. Главным орудием, которым мы пробиваем себе путь к благополучию, является голова, но, к сожалению, шагая по этой дороге велика опасность разбить и саму голову. Большинство ударов сегодня рушатся не на мышечный корсет, а на человека, шрамы на которой не украшают мужчину, а наоборот, только уродуют.

Всемирная организация здравоохранения рассчитала, что около 20-25% населения земного шара страдают от тех или иных психических или поведенческих расстройств. И не нужно думать, что если у вас нет невидимого для окружающих друга, ты не попадаешь в эти черные списки.

Еще хуже, когда под градусом человек агрессивен и не может себя контролировать. Самоконтролем управляют высшие отделы , и они у таких людей явно не в порядке.

Симптом четвертый: едет крыша

Многим знаком признак протекшей крыши, когда человек назло всем едет со скоростью 60 км/ч по левому ряду МКАД и не желает никому уступать дорогу. Это серьезный повод, чтобы задуматься. Таким же поводом может являться напряженная поза за рулем, разумеется, если человек не только что получил водительское удостоверение и такая посадка не является следствием неуверенности. «Около 60% обращающихся ко мне новых больных вынуждены постоянно сидеть за рулем, и у некоторых бывают галлюцинации, - отмечает доктор Каротам. – Это действительно страшно, но в нашей стране нет специального контроля над психическим здоровьем автолюбителей. Большинство справок просто покупаются».

Симптом пятый: маскарад

Когда все признаки налицо и на лице – речь идет о шизофрении. Человек минуту назад был возбужден, и вдруг впал в ступор, его лицо не реагирует на слова собеседника и не отражает эмоций, остается каменным – это явный признак шизофрении. Также звоночком может стать монотонный , не имеющий интонаций, а сплошное «бу-бу-бу». Люди-маски – обычно явный знак того, что у них в голове полный разброд и шатание. Можно даже поиграть в игру в метро – сколько масок в вагоне. И нередко в одном вагоне можно найти сразу несколько таких «экземпляров».

Еще один признак – выпученные глаза: когда человек смотрит на тебя так, как будто у него базедова болезнь, это значит, что или ты забыл надеть штаны, или он позабыл о душевном здоровье.

Симптом шестой: наследственный псих

Шизофрения – это болезнь, передаваемая по наследству. Не поленись нарисовать свое генеалогическое древо и изучить его на предмет гнилых веточек: чем их больше, тем больше вероятность заболеть и у тебя. И учти, что бывают разные сроки протекания болезни.

Существует ураганное течение заболевания, когда буквально за несколько лет человек становится слабоумным. А бывает, что человек за всю свою жизнь до него не доходит, и только к старости становится все страннее и страннее. Родные будут относить это к старческим причудам, а на деле у человека может оказаться развивающаяся не вылеченная болезнь. Заметил бы он ее раньше и начал бы лечиться, жил бы и в старости в трезвом уме и имел бы нормальное здоровье.

Если у тебя в роду есть сумасшедшие предки, вероятность слететь с катушек на фоне пьянства, и иных перечисленных выше обстоятельств куда выше, чем у других людей. И не нужно утешаться себя тем, что если тебе уже 30 лет, значит, шизофрения прошла стороной. Вполне вероятно, что болезнь просто еще дремлет, а своим небрежным обращением с ты ее можешь разбудить.

Симптом седьмой: грязный пациент

Грязные , несвежий запах, нестиранная одежда – больной человек прекращает за собой следить, и это является признаком практически любого психического расстройства, будь то простая шизофрения, или невроз. Человек все больше отдаляется от реальности и принятых общественностью норм.

Симптом восьмой: работа - волк

Тревожным признаком является тот факт, когда работа становится основным источником эмоций. У тебя не получается выбросить из головы мысли о ней даже в выходные дни, а отдых начинаешь воспринимать не как время для личной жизни, а как безделье, и стараешься занять его рабочими делами. Не работая, ты испытываешь дискомфорт, тебе неуютно, ты мало с кем общаешься и стараешься спрятаться в рабочее кресло от окружающих тебя других сторон жизни. Это и есть бегство от реальности. Работоголизм вполне можно отнести к симптомам проблем с психикой, и причиной их развития.

Думаешь, что зарплата, премия и удобное кресло будут тебе наградой? Вполне возможно, но это приведет к тому, что ты станешь еще одним раздражительным шефом, над причудами которого смеются все окружающие. А что в этом смешного, когда человек убивает большую часть своих нервов, двигаясь к вершине, и теперь ему нужно не по совещаниям ходить, а по консилиумам.

«Трудоголический» режим для каждого человека является верной дорогой к развитию имеющихся психических отклонений. Трудоголик работает настолько много и упорно, что организм перестает справляться. Он нуждается в отдыхе, но получить положительные эмоции без своего основного наркотика, работы, трудоголик не способен. Причем работать так хорошо, как раньше, у него не получается из-за , и он пытается это компенсировать, проводя на работе больше времени. Организм не может справиться с нагрузкой, а человек – со своей работой, в результате чего его увольняют. Пациент теряет свою основную радость, нужно искать новое место работы, а на это уже нет ни сил, ни нервов. Чрезмерная нагрузка и сбитый режим провоцируют органические поражения . «Высшим пилотажем» трудоголиков является симптом Кароши – одержимость, которая приводит к летальному исходу от переутомления прямо на рабочем месте.

Симптом девятый: хронический философ

Большое количество философских трудов способно вогнать в тупик, раскачать психику, и уж точно не помогает оставаться в трезвом уме. Это и объясняет тот факт, что среди философов столько чудиков. Не нужно сильно увлекаться подобной литературой, если ты не хочешь, как Ницше, окончательно утратить облик человека к концу своей жизни. Крайне вредно замыкаться в самом себе, ограничивая собственную жизнь подобными чтениями и рассуждениями о сущности вещей. Передозировку философией называют метафизической интоксикацией, которая оказывает такое же вредное воздействие, как и любая другая интоксикация.

Здесь может быть и обратная зависимость. Точно так же, как философия способна сводить с ума, философствование способно приводить к сумасшествию. К примеру, одной из разновидностей простейшей шизофрении является «философская», когда человек постоянно съезжает на пространные и малоприятные рассуждения о смысле жизни и других бесплотных вещах. Человек становится угрюмым и нелюдимым. Рекомендация все та же – проветриться, пока заболевание не перешло в более тяжелую форму. Нет смысла пережидать приступ – шизофрения на месте не стоит никогда.

Симптом десятый: ритуалы

Забыл выключить утюг – вернулся домой. Оказалось, утюг выключен, но теперь нужно посмотреть в зеркало, и выйти специальным «счастливым маршрутом», чтобы день пошел как надо, а также соблюсти несколько ритуалов – и тогда все будет хорошо.

Навязчивые состояния и всяческие ритуалы могут быть признаками психических заболеваний, но зачастую являются симптомами невроза. «Неврозы имеют динамическую природу и изменяются – такой человек рано или поздно не выдержит и обязательно сломается, - поясняет психиатр Каротам. – Не зря ведь в Советском Союзе невротикам присваивали инвалидность – на пике заболевания человек работать не способен».