Ревизия – это процедура, которая необходима предприятию с целью проверки фактического наличия денежных средств и имущества.
Кроме того, ревизии подвергаются даже долги компании. Поэтому к данному процессу следует подходить очень грамотно и ответственно.
Особенно это касается заполнения итогового документа – ревизионного акта.
Считается, что ревизия и инвентаризация – это разные процессы, один из которых (ревизия) проводится внезапно, а другой (инвентаризация) – планово.
Однако как может проводиться планово проверка в случае наступления форс-мажорных обстоятельств, например, в виде пожара или наводнения? А ведь именно в таких случаях назначается инвентаризация, т.е. внезапно и по факту обнаружения неблагоприятных последствий.
Но, тем не менее, это действительно разные процессы. И разница в них заключена не в плановости или во внезапности, а в цели:
Так, федеральный закон от 06.12.11г. №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в тексте далее – закон №402-ФЗ) в своей статье 11 указывает, что условия проведения инвентаризации утверждаются самой организацией (предпринимателем):
Исключение составляют случаи проведения обязательной инвентаризации, которые закреплены действующим законодательством РФ. К таким случаям согласно приказу Минфина РФ №34н, утвержденного 29.07.98 г., относятся:
А вот о ревизии в нормативных актах ничего не сказано. Поэтому руководитель компании самостоятельно назначает условия и порядок ее проведения, помня, что ревизия проводится :
Единственное, задачей ревизии будет проверка не столько объектов, сколько тех, кто ответственен за сохранность этих объектов. Однако при этом конечная цель и ревизии, и инвентаризации одинакова – это выявление фактического наличия проверяемых активов и долгов, и сопоставление полученных в ходе проверки результатов с данными бухучета, которые содержатся в соответствующих . И выполнить это сравнение возможно только при условии правильного оформления ревизионного (инвентаризационного) акта. Таким образом, ревизию справедливо считать составляющим элементом инвентаризации.
Акт ревизии – первичный документ. Необходимость его составления продиктована целью самого процесса проверки – сопоставление и выявление реального количества имущества и обязательств компании. Поэтому ревизионный акт представляет собой , в котором на определенную дату выводится фактический остаток проверяемых объектов.
На его основе:
Только при наличии акта ревизии можно отразить все вышеозначенные процессы. Без этого документа признать, например, недостачу и провести ее списание, в том числе и за счет материально-ответственного лица, невозможно.
Исходя из того, что ревизии подвергаются обязательства и имущество компании, ревизионный акт будет иметь свои особенности в зависимости от проверяемого объекта. В связи с этим можно сказать, что:
Таким образом, предприятие может, как самостоятельно разработать форму, так и воспользоваться уже имеющимися образцами актов.
Если Вы еще не зарегистрировали организацию, то проще всего
это сделать с помощью онлайн сервисов, которые помогут бесплатно сформировать все необходимые документы:
Если у Вас уже есть организация, и Вы думаете над тем, как облегчить и автоматизировать бухгалтерский учет и отчетность, то на помощь приходят следующие онлайн-сервисы, которые полностью заменят бухгалтера на Вашем предприятии и сэкономят много денег и времени. Вся отчетность формируется автоматически, подписывается электронной подписью и отправляется автоматически онлайн.
Он идеально подходит для ИП или ООО на УСН , ЕНВД , ПСН , ТС , ОСНО.
Все происходит в несколько кликов, без очередей и стрессов. Попробуйте и Вы удивитесь
, как это стало просто!
Со вступлением в силу в 2012 году закона о бухучете №402-ФЗ требование о работе только с унифицированными формами документов осталось действительным только для тех документов, которые составляются для целей, не регулируемых указанным законом.
В связи с этим у предприятий появилась возможность самостоятельно разрабатывать или продолжать пользоваться прежними бланками.
В основном предприятия оставили старые формы. Действительно, зачем разрабатывать их, когда в них достаточно только внести специфические изменения, отражающие особенности хозяйственной деятельности компании, чтобы эти документы стали удобны?!
Таким образом, закон №402-ФЗ разрешил :
Согласно данной статье любой первичный документ должен содержать в себе следующие обязательные графы:
Еще одним обязательным реквизитом именно для ревизионного акта является основание проведения самой проверки , т.е. в документе необходимо отразить одноименную графу, в которую вписывается приказ (распоряжение или указ) по ревизии.
Разработанная своими силами форма должна быть закреплена в Учетной политике компании (приказом предпринимателя). Это касается и решения о применении старых форм (унифицированных).
Для проведения ревизии всегда назначается приказом комиссия , в которую входит председатель и рядовые члены комиссии, а также материально-ответственное лицо, чей участок работы будет проверяться.
Составлять акт будет то лицо, на которое такая обязанность возложена приказом по ревизии . При этом на практике очень часто встречается то, что материально-ответственное лицо параллельно ведет учет результатов проверки.
Подписывается ревизионный акт всеми участниками проверки, по окончании которой он отправляется на сверку в бухгалтерию. По итогам данной проверки в акте делается отметка о наличии или отсутствии разногласий. В случае выявления разницы между ревизионными данными и данными бухгалтерского учета, в самом акте или в виде приложения к нему будет изложено о величине возникшего отклонения и его характер (недостача или излишки). Наличие такого заключения служит основанием для дальнейшего расследования (в случае недостачи) или для последующего признания без расследования факта отклонения (в случае излишек).
Акт ревизии составляется сразу в двух идентичных экземплярах, один из которых передается комиссией, проводившей проверку, в бухгалтерию, а другой остается на руках материально-ответственного лица. При этом все экземпляры документа подписываются всеми участниками проверки.
Номер акта ставится с учетом принятой на предприятии нумерации:
Составляется акт от руки. При этом допускается, что отдельные его графы заполняются на компьютере. Датой его составления является дата начала ревизии.
В случае, если ревизия предусматривает не один день проверки , тогда в документе должно быть отражено одновременно:
Кроме того, в зависимости от вида проверяемого актива, содержание акта ревизии будет существенно различаться.
Если проводится проверка наличия денежных средств и документов в , то в акте ревизии находят обязательное отражение следующие факты:
Если проводится ревизия товарно-материальных ценностей (материалов, товаров, запчастей, сырья и т.п. активов), то в акте должны быть обязательно отражены следующие сведения:
Если проверяется наличие документов , то такая проверка может касаться:
Таким образом, на каждый случай проведения проверки составляется свой акт, в котором указывается наименование документов, их номера, период их составления. При наличии серий и иных подобных идентифицирующих показателей в акте указывают и их. При этом в акте обязательно указываются по отдельным строчкам виды проверяемых документов. Например, выставленные и полученные отдельно, отдельно и т.д. Если проверка касается бланков строгой отчетности, то обязательно отражается в акте их учетная стоимость (номинальная).
Проверка достоверности бухгалтерского учета называется аудитом. Она может проводиться:
Аудит может быть сплошным или проводиться по отдельным учетным участкам. Его исполнителем является специализированная компания, которая имеет право на основании закона №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» заниматься этой деятельностью. При составлении заключения об аудиторской проверке руководствуются требованиями соответствующих стандартов.
Проверка обычно осуществляется:
Сама ревизия проводится и по документам, и по счетам бухгалтерского учета. Это позволяет выявить точную величину задолженности, которая числится по данным компании-кредитора.
При проведении ревизии в магазине акт может составляться:
Но удобнее составлять отдельные документы.
Правила и порядок проверки кассы предприятия рассмотрены в следующем видеосюжете:
Методы финансового контроля
Органы внутреннего финансового контроля
Органами внутреннего финансового контроля являются ревизионные комиссии, создаваемые в акционерных обществах, иных коммер-
ческих и некоммерческих организациях, учреждениях. Подразделения внутреннего финансового контроля могут именоваться и по-другому, например контрольно-ревизионными отделами или департаментами. Иногда применяется название «внутренний аудит». Но это не вполне точное использование термина «аудит», поскольку здесь не может идти речь о предпринимательской деятельности.
В действующем законодательстве компетенция органов внутреннего контроля очерчена довольно скупо. Так, в Законе «Об акционерных обществах» сказано только, что ревизионная комиссия (ревизор) избирается для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества общим собранием акционеров в соответствии с уставом общества. Более предметно их компетенция определяется уставом общества, а порядок деятельности - внутренним документом общества (обычно - положением), утверждаемым общим собранием акционеров.
Таким образом, собственник вправе существенно ограничить возможности контролеров. С точки зрения интересов граждан, общества и государства здесь нужны более полные и определенные правовые установки, как это и сделано во многих развитых странах.
К основным методам финансового контроля относятся ревизия и проверка.
Правом назначения ревизий и проверок пользуются Президент Российской Федерации, обе палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, Главное контрольное управление Президента Российской Федерации, феде-итьные органы исполнительной власти, органы власти субъектов Российской Федерации. Ревизии могут назначать правоохранительные органы: суды, прокуратура, милиция, Федеральная служба безопасности, должностные лица этих органов в пределах своей комле-^нции, руководители органов государственного финансового контроля.
Таким же правом пользуются собственники и органы управления акционерными обществами, другими коммерческими и некоммерческими организациями в соответствии с утвержденными уставами и положениями.
В случае необходимости проведения финансовой ревизии или проверки названные руководители, учреждения, органы власти и уп-
Равления, собственники дают поручения соответствующим органам финансового контроля.
Ревизия представляет собой систему обязательных контрольных действий по документальной и фактической проверке законности, целесообразности и эффективности всех совершенных в проверяемом периоде хозяйственных и финансовых операций, а также законности и правильности действий должностных лиц при их осуществлении.
Проверка - единичное контрольное действие или исследование состояния дел на определенном участке деятельности объекта контроля.
В учебной и иной литературе можно встретить расширительное толкование понятия метода финансового контроля. Сюда относят, кроме ревизии и проверки, обследование, анализ, другие действия, которые совершает ревизор или инспектор органа финансового контроля, чтобы получить необходимую информацию и оценить ее. Иногда сам контроль делят на документальный (формальный) и фактический. Под первым понимают изучение учетных, бухгалтерских, распорядительных и других документов, под вторым - ознакомление с состоянием проверяемых объектов, наличием товаров, денег в кассе и т.п.
Правомерность и логичность таких подходов сомнительны. В самом деле, разве можно, например, провести проверку или ревизию, не анализируя необходимые документы и данные, не сравнивая отчетные показатели с фактическим положением (наличием продукции, денег в кассе, товаров на складе)?
Вместе с тем вполне обоснованно, когда в практике, в частности, в деятельности Счетной палаты Российской Федерации, контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации пользуются термином контрольные мероприятия, объединяя в нем ревизии, проверки, экспертизу и другие виды деятельности, которыми заняты эти органы.
Понятие «ревизия» имеет историческое происхождение. Оно перешло в практику финансового контроля советских времен по наследству из дореволюционной России. Государственный деятель, известный российский реформатор начала прошлого века СЮ. Витте писал, например, что для правильного хода государственного хозяйства необходимо осуществление самостоятельного, независимого контроля над поступлением и расходованием казенных сумм путем проведения периодических и внезапных ревизий сохранности этих сумм.
В условиях современной России ревизия продолжает оставаться наиболее эффективным и достоверным методом финансового контроля особенно для целей последующего контроля. При наличии на проверяемом объекте всех необходимых документов и качественной рабо-
проверяющих ревизия может дать исчерпывающий ответ об использовании средств в проверяемом периоде. Именно поэтому, когда асследуются экономические преступления, назначается ревизия финансово-хозяйственной деятельности интересующих следствие объектов в целом или по основным вопросам этой деятельности.
Полная комплексная ревизия включает следующие проверки:
■ операций с денежными средствами;
- расчетных и кредитных операций;
Расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами;
Правильности планирования и расходования средств на содер
жание бюджетных учреждений, формирования и использования ими
внебюджетных средств;
■ ■ сохранности основных средств и нематериальных активов и опе
раций с ними;
Сохранности производственных запасов, товарно-материальных
ценностей и операций с ними;
Инвестиционных операций;
Расчетов по оплате труда и начисления налогов;
Формирования себестоимости продукции (работ, услуг);
Формирования финансовых результатов;
Организации и состояния бухгалтерского учета и внутреннего
(ведомственного) контроля.
Естественно, что в практической деятельности различных органов государственного финансового контроля проведение контрольных мероприятий имеет отличия, определяемые задачами и функциями органов, их фактическими возможностями. Это находит отражение и закрепляется в таких регулирующих деятельность контрольных органов документах, как Регламент Счетной палаты Российской Федерации, Инструкция о порядке проведения ревизии и проверки контрольно-ревизионными органами Минфина России, положения
С России, издаваемые в целях реализации требований Налогового кодекса, и др.
Тем не менее можно выделить и изложить некоторые основные моменты, в большей или меньшей степени являющиеся типичными Для всех органов. О них и пойдет речь ниже.
Ревизии и проверки проводятся в соответствии с планами работы органов финансового контроля или внезапно в случае возникновения такой необходимости, в частности по поручению прокуратуры. В пла-
или поручении указываются объект, на котором следует провести проверку, и тема проверки. Объекты для плановых проверок на дан-
я конкретный период выбирают в соответствии с установленными а коном, иными нормативными документами порядком и периодич-
Ностью или на основе предварительной информации о допускаемых нарушениях финансовой дисциплины, которой располагает контрольный орган.
Для проведения ревизии или проверки устанавливается определенный срок. Они могут проводиться силами одного ревизора или группы (бригады) ревизоров, если нужно, с привлечением экспертов, специалистов по отдельным вопросам. Из-за большого объема подлежащего проверке материала и необходимости затраты значительного времени на практике чаще назначают проверки конкретных вопросов.
Ревизия и проверка обязательно проводятся по программе (перечню основных вопросов), который утверждает руководитель, назначивший ревизию, или другое должностное лицо по его поручению.
Составление программы, подготовительный период, планирование ревизии и проверки являются важным этапом, который во многом определяет успех или неудачу предстоящего мероприятия. На этом этапе необходимо прежде всего изучить имеющиеся по данной теме, касающиеся назначенного объекта законодательные и нормативные документы. Обычно работники контрольных органов хорошо ориентированы в таких вопросах, но конкретизация и пополнение правовых знаний перед проверкой - обязательное условие. Подлежат изучению или основательному ознакомлению также общеэкономические, региональные и отраслевые особенности деятельности проверяемого объекта, организация и технология производства, структура капитала, размещение акций, деятельность на рынке, взаимоотношения с собственными подразделениями и филиалами.
На этапе подготовки важно понять и предварительно оценить применяемый организацией, где предстоит проверка, метод ведения бухгалтерского учета, ее юридические и финансовые обязательства, организацию системы внутреннего контроля.
Для всего этого используют самые разнообразные доступные источники информации, включая статистические данные, публикуемые финансовые отчеты, материалы различных совещаний, семинаров, конференций, консультации с органами, ранее проводившими проверки, и многое другое. Практическая трудность состоит в том, что детальная подготовка требует значительного времени, которого в условиях обычно большой загруженности контрольных органов не хватает.
Составленная в ходе подготовки программа, как правило, должна включать наименование объекта и тему ревизии (проверки), ее цель, период, подлежащий изучению, срок проведения, состав ревизионной группы, экспертов, перечень непосредственно охватываемых провер-
кой подразделений, конкретные вопросы, подлежащие ревизии, основные источники информации, порядок проведения мероприятия и оформления результатов.
Программа должна быть выполнена полностью. Однако в ходе работы ревизоры самостоятельно определяют необходимость и возможность применения тех или иных ревизионных действий, приемов и способов получения информации, аналитических процедур, обеспечивающих надежность сбора требуемых доказательств. Но в любом случае, чтобы получить доказательные ответы на поставленные в программе вопросы, ревизор должен провести ряд действий, которые для каждой ревизии и проверки одинаковы и обязательны.
Начинают ревизию обычно с проверки учредительных и регистрационных документов организации. Затем переходят к изучению и анализу плановых, отчетных, бухгалтерских и других документов. Здесь ревизор должен установить законность и правильность операций, отраженных в документах, подлинность самих документов, их соответствие установленным формам, безошибочность содержащихся в них расчетов. Эта работа продолжается практически в ходе всей ревизии. Одновременно ревизор обязан удостовериться в действительности совершения тех или иных операций, получения или выдачи указанных в документах денежных средств и материальных ценностей, фактического выполнения работ или оказания услуг.
Он делает это путем сопоставления бухгалтерских записей по учету с оправдательными (первичными) документами и соответствующими исходными данными. Записи, документы.и фактические данные по одним операциям сличается с записями, документами и фактическими данными по связанным с ними другим операциям, например, натуральных показателей отчетности - с данными о затратах денежных средств и материальных ценностей.
В этих же целях прибегают к проведению встречных проверок. Они -тоят в сличении имеющихся в ревизуемой организации записей, Документов и данных с соответствующими записями, документами и Данными, находящимися в тех организациях, от которых получены которым выданы денежные средства, материальные ценности и Документы, выписок банка по счетам организации с подлинными записями по этим счетам в банке и т.п.
При организации встречных проверок возникает необходимость рибегать к помощи коллег-ревизоров, работающих на территории
их субъектов Российской Федерации, просить проверить доку-
Нты, имеющиеся в местных организациях. Минфином России уста-
°влен порядок, в соответствии с которым КРУ Минфина в субъектах
Дерации обязаны оказывать друг другу такую помощь. Ассоциация
Контрольно-счетных органов Российской Федерации организует подобное взаимодействие среди своих членов.
Чтобы получить необходимые доказательства, ревизору приходится пользоваться и методами фактической проверки - требовать проведения инвентаризаций, заниматься с участием специалистов пересчетом, взвешиванием и обмером сырья, материалов и готовых изделий, оценкой качества продукции и соблюдения технологии. Это нужно, чтобы установить действительный расход, правильность списания сырья и оприходования готовой продукции, установления норм естественной убыли при хранении и транспортировке материальных ценностей, получить другие требующиеся подтверждения.
Один из важнейших разделов ревизии - проверка соблюдения установленного порядка ведения бухгалтерского учета денежных средств и материальных ценностей, организации их охраны и обеспечения сохранности. Здесь используют, в частности, счетные проверки бухгалтерских отчетов и балансов для установления достоверности отчетных данных, выявления и устранения искажений и ошибок, оценивают обоснованность и правильность расчетов и данных для определения отчетных показателей работы организации, определения фондов заработной платы, уровня себестоимости продукции и услуг.
Проверка правильности и полноты начисления и уплаты налогов - не прямая обязанность ревизора, но если он в ходе ревизии встретится с какими-либо нарушениями в этом отношении, то должен поставить вопрос о передаче материалов в налоговые органы.
При проведении ревизии обязательна проверка состояния внутреннего контроля в организации. Хорошая постановка внутреннего контроля способствует успешной деятельности организации и может помочь решению задач ревизии.
В современных условиях все чаще организации ведут учет с использованием полной или частичной компьютерной обработки данных. Естественно, что для проведения ревизии в таких условиях ревизоры должны обладать определенной подготовкой или использовать работу экспертов.
Результаты ревизии (проверки), как правило, оформляются актом, который подписывают ревизоры, руководитель и главный бухгалтер ревизуемой организации, а в необходимых случаях - ранее работавшие в ревизуемой организации руководитель и главный бухгалтер, ко времени работы которых относится период, охваченный ревизией.
В некоторых случаях, определенных нормативными документами, процедура подписания акта руководителем и главным бухгалтером может быть заменена процедурой их ознакомления с содержание акта,
что конечно, менее правильно. Но ни один из действующих правовых документов не допускает того, чтобы результаты ревизии остались неизвестными тем, кого проверяли, как это было принято в деятельности некоторых контрольных органов советского периода. Таков один из путей обеспечения объективности и точности контроля.
Акт ревизии - документ, имеющий четко очерченные параметры. Он должен содержать ответы на все вопросы, поставленные в программе ревизии.
В содержании акта ревизии ревизующие обязаны соблюдать объективность, точность используемых данных и описания выявленных фактов, ясность и грамотность изложения. Результаты ревизии излагаются в акте на основе проверенных данных и фактов, подтвержденных,имеющимися в ревизуемых и других организациях документами, результатами произведенных встречных проверок и проверок действительности совершения операций, других ревизионных действий, заключений специальных экспертиз и привлеченных специалистов, объяснений должностных и материально ответственных лиц.
Не допускается включение в акт ревизии выводов ревизующих и других лиц, предположений и фактов, не подтвержденных документами, сведений из следственных материалов и ссылок на показания, данные следственным органам, не перепроверенных ревизующими материалов внутреннего (ведомственного) контроля. В акте ревизии ревизующие не должны давать правовую и морально-этическую оценку действий должностных и материально ответственных лиц ревизуемой и других организаций, квалифицировать их поступки, намерения и цели, применять понятия и фразы, имеющие заведомо оценочный или обвинительный смысл.
Акт ревизии состоит*из текста акта и приложений к нему, на которые имеются ссылки в тексте (документы, копии документов, объяснения должностных и материально ответственных лиц и т.п.).
Обязательно в акте ревизии приводятся полное наименование проверяемой организации с указанием ведомственной принадлежности, ее финансовые и другие реквизиты (коды бюджетной классификации, идентификационный номер налогоплательщика, номера счетов в банках и т.д.), общие данные о ее деятельности. Указывают период и сроки проведения ревизии, кем и на каком основании она проведена. Справочно сообщается, когда и кем проводилась предыдущая ревизия, что сделано в организации за прошедший период по устранению выявленных ранее недостатков и нарушений.
Ные примеры и суммы нецелевого использования средств федерального или иного бюджета по статьям бюджетной классификации, хищений, недостач, других злоупотреблений должностных, материально ответственных и иных лиц. В акте следует показать общий размер документально подтвержденного ущерба, выявленного ревизией, другие последствия вскрытых нарушений, фамилии, должности лиц, которыми они допущены, сведения для начисления штрафных санкций за нецелевое использование бюджетных средств.
Если в ходе ревизии установлены возможности улучшения показателей финансово-хозяйственной деятельности организации, более эффективного использования выделяемых ей бюджетных средств, это тоже должно быть отражено.
В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации акт ревизии (проверки) может быть оспорен руководством ревизуемой организации или отдельным гражданином в суде.
Особенностью документального оформления действий по осуществлению налогового контроля и его результатов является составление в одних случаях протоколов, а в других - актов. Протоколом оформляются показания свидетеля, осмотр, выемка документов и предметов, актом - результаты выездной проверки. Акт оформляется не позднее двух месяцев после составления справки, которой завершается проведение выездной проверки.
Владельцам точки розничной торговли следует руководствоваться следующими предписаниями:
Взыскать убытки предприниматель вправе только с сотрудника, привлекаемого к труду на основании договора. Если недостача образовалась вследствие некачественного исполнения обязанностей, ее вычитают из заработной платы. Удержание производится с учетом правил, предусмотренных ТК РФ. Работодатель не вправе требовать с сотрудника суммы, превышающие среднюю оплату труда за месяц. В случае причинения имущественного вреда противоправными действиями, компенсация взыскивается в полном объеме. Такие требования предъявляются в рамках уголовного дела. Лица, работающие с предпринимателем на основании гражданско-правового договора, возмещают 100 % убытков.
Предъявить требования к продавцу или администратору торговой точки бизнесмен сможет при условии заключения специального договора и издания приказа. В документах устанавливается объем и тип ответственности, оговариваются случаи освобождения от нее.
Основой грамотного проведения ревизий является профессиональное оформление движения ценностей. Приемка товара на склад магазинов осуществляется только ответственным сотрудником с составлением соответствующих актов. К каждой партии прилагается накладная, по которой производится сверка по количеству и качеству. Незатаренная продукция, а также имущество со вскрытой упаковкой подлежит взвешиванию или пересчету.
В акте обязательно фиксируются все недостатки товаров, наличие излишков или недостачи. Кроме того, в документ вносятся данные о разбитой или испорченной в процессе транспортировки продукции.
В ходе торговли нередко происходит порча имущества. Такие факты должны быть отражены в учете. При обнаружении данного рода убытков продавец немедленно извещает работодателя, обеспечивает сохранность поврежденного товара. По прибытии представителя предпринимателя проводится осмотр, контрольное взвешивание, выясняются причины порчи. Все данные вносятся в протокол или акт, а затем учитываются при списании. Не стоит владельцу торговой точки забывать и о естественной убыли.
Все операции с наличностью, производимые работниками торговой точки, должны фиксироваться документально. Выручка приходуется по каждой операции с применением специальных средств (как правило, ККТ). Предоставление продавцам разменной монеты отражается приходным ордером или иной бумагой, составленной с учетом правил о первичной отчетности . Выдача денег из кассы допускается только уполномоченным лицам (например, инкассаторам).
О предстоящем контрольном мероприятии работники извещаются заблаговременно. Такое условие дает возможность сотрудникам устранить некоторые нарушения, подготовить товар к пересчету, известить постоянных покупателей о временном прекращении торговли. С момента начала ревизии обслуживание посетителей полностью останавливается, помещение закрывается, а с каждого участника берется расписка об отсутствии особых заявлений. Председателем комиссии разъясняется план проверки и ее задачи, затем проводится распределение функций.
Пересчет и взвешивание продукции, имеющейся на складе и витринах торговой точки, осуществляется совместно (не менее 3 членов комиссии). Функция фактического определения количественных показателей ложится сразу на двух человек. Один сообщает первичные результаты, второй проводит проверку достоверности подсчета. Данные по каждому товару вносятся в специальный реестр. Приостановка процедуры допускается только в строго определенных случаях (окончание рабочего дня, перерыв для принятия пищи). При этом помещение опечатывается, а в описи проставляется соответствующая пометка.
После установления точных данных о товаре, проводится оценка денежных средств, присутствующих в кассе магазина. Далее анализу подлежит документация. Специалисты должны проверить наличие накладных, актов о списании, оприходовании разменной монеты, соблюдение правил фиксации передачи выручки.
После завершения процедуры все составленные документы подписываются и передаются профессиональному бухгалтеру. Копии вручаются материально ответственным лицам. Подведение итогов ревизии осуществляется в течение 1-2 рабочих дней. Наличие расхождений, не превышающих 2%, считается нормальным. Если же недостача оказалась значительной, предприниматель вправе предъявить требования к работникам.
Юристы напоминают, что установление факта излишков также является нарушением. Это может свидетельствовать о сбыте персоналом продукции, не отраженной в накладных, пересортице, несоблюдении правил учета и прочих проступках.
Финансовый контроль осуществляется определенными методами, т. е. при помощи определенных способов и приемов.
В зависимости от источников проверяемых данных различают контроль документальный и фактический.
Документальный финансовый контроль предусматривает проверки по данным первичного учета и отчетности.
Фактический финансовый контроль ведется в целях установления достоверности расходования и оприходования материальных ценностей и денежных средств.
Основным методом финансового контроля является ревизия, в ходе которой проверяется правильность расходования и наличия средств в кассе и материальных ценностей в натуре. Ревизия - основной метод последующего финансового контроля.
В зависимости от полноты охвата деятельности ревизуемого Объекта различают ревизии полные и частичные, тематические и комплексные.
Полная документальная ревизия - такая ревизия, при которой проверяется вся финансово-хозяйственная деятельность организации.
Частичная документальная ревизия - такая ревизия, при которой проверяются отдельные стороны или участки финансово-хозяйственной деятельности.
Тематическая документальная ревизия - такая ревизия, при которой проверяются отдельные*стороны финансово-хозяйственной деятельности по однотипным организациям, участкам.
Комплексная документальная ревизия - такая ревизия, при которой проверяются все участки деятельности по различным вопросам. Эти ревизии проводятся, как правило, группой ревизоров с привлечением широкого круга специалистов по различным направлениям деятельности. В ходе такой ревизии обязательно проводится инвентаризация материальных ценностей.
Все ревизии могут осуществляться сплошным, выборочным и комбинированным способами.
При сплошном - осуществляется проверка всех документов на определенном участке деятельности.
При выборочном - проверке подвергаются документы за тот или иной период.
При комбинированном - на одних участках проверяются все документы, на других выборочно, по усмотрению ревизора.
При последующем контроле важное значение имеют встречные проверки, при которых сличаются документы бухгалтерского учета и отчетности в проверяемой организации с документами, находящимися в тех организациях, от которых получены или которым переданы материальные ценности или денежные средства.
Виды проверок: формальная, фактическая, встречная, корреспондирующая, аналитико-нормативная.
Контрольно-ревизионная документация, порядок ее оформления и правовое значение. Акт проверки (ревизии), аудиторское заключение
По результатам проверки (ревизии), в ходе которой выявлены нарушения актов законодательства в сфере экономики, составляется акт. Результаты проверки (ревизии), в ходе которой не выявлено нарушений актов законодательства, оформляются справкой. Акт ревизии - документ, имеющий важное юридическое значение. При наличии возражений по акту проверки (ревизии) подписывающие
его должностные лица субъекта предпринимательской деятельности делают об этом оговорку перед своей подписью и не позднее 5 рабочих дней со дня подписания акта представляют в письменном виде возражения по его содержанию в контролирующий орган, назначивший проверку (ревизию). Должностные лица, по вине которых допущены нарушения, о чем говорится в акте ревизии, могут быть привлечены к юридической ответственности.
В акте ревизии финансово-хозяйственной деятельности указываются:
Наименование ревизуемой организации;
Дата и место составления акта;
Должности, Ф.И.О.. контролера-ревизора или всей бригады, номер и дата издания приказа (распоряжения), на основании которого проведена ревизия финансово-хозяйственной деятельности ревизуемой организации, и за какой период проведена ревизия;
Когда и кем была проведена предыдущая ревизия и кто в тот период являлся руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации;
Должность, Ф.И.О. специалистов, принявших участие в проведении ревизии;
Какими контролирующими органами и когда (дата) за ревизуемый период проводились проверки;
Сплошным или выборочным способом проверены документы по видам операций;
Произведена полная или частичная инвентаризация денежных средств, товаров и тары, сверка расчетов с дебиторами и кредиторами;
В скольких экземплярах составлен акт.
К акту ревизии прилагаются: приказ (распоряжение); задание на проведение ревизии, рабочий план, программа ревизии; таблицы анализов, расшифровки долгов и др.; документы, оформляющиеся при проведении инвентаризаций в ходе ревизий; справки; сводные ведомости; копии документов; объяснительные записки; промежуточные (разовые) акты; итоговая справка о проделанной работе в ходе ревизии.
Акт подписывается всеми контролерами-ревизорами, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации. Один экземпляр под роспись оставляется руководителю организации.
В акте ревизии дается оценка финансового положения ревизуемой организации.
Систематизированный материал отражается в разделах:
Раздел I. Ревизия кассовых и банковских операций.
Раздел II. Ревизия расчетных операций.
Раздел III. Ревизия товарно-материальных ценностей.
Раздел IV. Ревизия выполнения мероприятий но обеспечению сохранности товарно-материальных ценностей.
Раздел V. Ревизия труда и заработной платы.
Раздел VI. Ревизия основных средств, нематериальных активов, малоценных и быстроизнашивающихся предметов, фондов, капитальных и финансовых вложений.
Раздел VII. Ревизия издержек производства (обращения) и финансовых результатов.
Раздел VIII. Ревизия состояния бухгалтерского учета, достоверности отчетности и внутрихозяйственного контроля.
Раздел IX. Проверка исполнения решений по итогам предыдущей ревизии.
В аудиторском заключении о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности указываются:
Наименование субъекта хозяйствования, в котором проводилась аудиторская проверка, и за какой период проведена проверка;
Наименование аудиторской организации, номер и дата выдачи лицензии на аудиторскую деятельность;
Ф.И.О. аудиторов, номер и дата выдачи им лицензии на аудиторскую деятельность;
Вопросы проверки.
В аудиторском заключении отмечается, какие установлены нарушения действующего порядка ведения бухгалтерского учета и составления отчетности. Проверяется соответствие ряда совершенных финансово-хозяйственных операций законодательству.
Делается вывод 0 том, что бухгалтерская (финансовая) отчетность достоверно обеспечивает или не обеспечивает во всех существенных аспектах отражение активов и пассивов субъекта хозяйствования по состоянию на дату проведения.
Заключение подписывается руководителем аудиторской" организации или аудитором-предпринимателем, проводившим проверку.
В данной статье мы рассмотрим: организация проведения ревизии. Разберемся чем отличается ревизия от инвентаризации. Поговорим о понятиях и видах ревизии.
Для чего проводится ревизия, как ее организовать, какие документы следует оформить – сегодня мы ответим на эти и многие другие вопросы, касающиеся ревизии хозяйственной деятельности коммерческой компании.
Под понятием ревизии подразумевают проверку финансово-экономических и хозяйственных показателей деятельности предприятия. В зависимости от цели проведения проверки ревизия может быть:
Начинающие бухгалтера часто путают понятия ревизии и инвентаризации. Читайте также статью: → “ ” Для прояснения ситуации разберемся в этих двух понятиях.
Ревизия | Инвентаризация | |
Понятие | Проверка, осуществляемая с целью получения достоверной информации о показателях деятельности компании | Проверка наличия имущества компании и его состояния, а также активов и обязательств фирмы на определенную дату. |
Периодичность осуществления | По необходимости. Дата и период проведения ревизии утверждается приказом. | Ежегодно на определенную дату, зафиксированную в учетной политике (например, на 01 ноября каждого года), а также в случаях, предусмотренных законодательством (смена МОЛа, главного бухгалтера, руководителя и т.п.). |
Оформления результатов | По факту проведения проверки оформляется акт с результатами, в качестве дополнения – рекомендации по устранению существующих проблем, улучшению основных показателей и т.п. | По завершению инвентаризации оформляется ведомость с полным перечнем проверяемого имущества, активов, суммами остатков на счетах и т.п. Ведомость утверждается актом инвентаризации. |
Как видим, основным отличием между инвентаризацией и ревизией является цель проведения мероприятий. Инвентаризация проводится для контроля наличия и состояния ОС, НМА, прочих активов и обязательств на определенную дату, в то время как цель ревизии – проверка основных показателей компании, а также достоверности фактов хищений и злоупотреблений для дальнейшего их устранения. Кроме того, организации обязаны проводить инвентаризацию не реже 1 раза в год. Периодичность проведения ревизий коммерческими фирмами, их частота не закреплена в положениях законодательных актов, поэтому субъекты хозяйствования вправе проводить контрольные проверки по необходимости или не проводить вообще.
Законодательством не закреплены нормы, согласно которых необходимо проводить ревизии на коммерческих предприятиях. Регламент ревизионной проверки каждая компания разрабатывает самостоятельно, после чего утверждает его в учетной политике, либо издает его отдельным документом в виде Порядка, Положения, Инструкции и т.п. При оформлении Порядка проведения ревизии коммерческие компании, как правило, берут за основы инструкции, применяемые государственными учреждениями, модифицируя документ в соответствие с собственными требованиями и возможностями.
Внутренний документ, регламентирующий порядок проведения ревизии, должен содержать положения, касающиеся:
Если речь идет о Порядке проведения ревизии на коммерческом предприятии, то в данном случае ответственность за составление документа целесообразно возложить на главного бухгалтера, с последующим утверждением Порядка руководителем.
Проверка деятельности предприятия начинается с ответа на вопрос: «Как подготовить ревизию?». Любая ревизия начинается с издания приказа о ее проведении. В тексте приказа следует указать:
После издания приказа о проведении ревизии, проверяющие могут приступать к подготовительной работе, которая может содержать следующие действия:
После утверждения плана действий проверяющие переходят непосредственно к ревизионным процедурам. Проверка и порядок ее проведения зависит от того, что именно подлежит ревизии. Если речь идет о контроле состояния имущества на складе, то в ходе ревизии проверяющие запрашивают отчетные документы (ведомости инвентаризации, приходные накладные и т.п.). После анализа документов наступает черед непосредственной проверки имущества: член ревизионной группы в присутствии завкладом проверяет наличие имущества, его состояние. Если проверке подлежит большое количество ТМЦ, то ревизор проводит проверку выборочно. Данные о состоянии имущества и его наличии фиксируются в ревизионном акте.
При ревизии наличности в кассе проверяющий предварительно анализирует документы о движении средств и остатках за предыдущие периоды. В день проверки ревизор запрашивает у заведующего кассой:
В ходе проверки записи в книге сверяются с первичными документами и ордерами, наличность в кассе пересчитывается на соответствие сумме, указанной в ведомости об остатках. Ревизором в организации может выступать бухгалтер (см. → ).
Отдельно стоит поговорить о ревизии хозяйственной деятельности предприятия. Данное мероприятия может включать себя как комплексную проверку всех финансовых показателей фирмы, так и быть направленной на контроль одного из направлений деятельности компании, в частности::
Пример №1 . В приказе на проведение ревизии хоздеятельности АО «Спартак» указаны следующие мероприятия по сплошной ревизия сделок «Спартака» за прошедший год.
На подготовительном этапе ревизоры проанализировали финансовую отчетность «Спартака» за последние 2 года (отчет о финрезультатах, баланс). На основании проведенного анализа была составлена программа ревизии, в ходе которой проверяющие:
По результатам проведенной проверки не было выявлено каких-либо нарушений, о чем и было указано в акте ревизии.
Завершающий этап проведения ревизии – составление акта о ее результатах. В документ следует включить:
После подписания акта проверки членами ревизионной группы, его подают на ознакомление и подпись начальнику проверяемого подразделений, после чего передают главному бухгалтеру и руководителю компании.