Основные средства: налог на имущество и НДС. Перечень льготируемого и исключенного из объектов налогообложения имущества

Налогообложение движимого имущества в последние годы происходило по особым правилам. В 2018 году этот порядок изменился. Рассмотрим суть этих изменений.

Важно! С 01.01.2019 года движимое имущество не облагается налогом на имущество. Подробности см. в материале "Налог на движимое имущество отменили ". То есть теперь налогообложению подлежит только недвижимость. О том, какие основания для переквалификаации движимого имущества в недвижимое ищут налоговики, читайте .

Налогообложение движимого имущества: история вопроса

С 01.01.2015 основные средства, входящие в 1 и 2 амортизационные группы Классификации основных средств, утвержденной Правительством РФ, перестали признаваться объектами налогообложения (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

В то же время иные объекты движимого имущества являются объектами налогообложения. Причем с 2015 года таким объектом оказалось и имущество, приобретенное после 01.01.2013, которое до 2015 года не попадало под налогообложение. Однако одновременно с исключением из необлагаемого имущества его включили в состав льготируемого.

Таким образом, все движимое имущество, кроме объектов 1 и 2 амортизационных групп, с 2015 года независимо от даты постановки на учет в качестве основных средств стало расцениваться как объект обложения налогом. При этом имущество, приобретенное после 01.01.2013, попало под льготу.

Какое движимое имущество надо облагать налогом в 2017 году

В соответствии с п. 25 ст. 381 НК РФ движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013, освобождено от обложения налогом на имущество (п. 57 ст. 1, ч. 5 ст. 9 закона № 366-ФЗ). Под действие этой льготы не попадает движимое имущество, принятое к учету после:

  • ликвидации или реорганизации юридического лица;
  • приобретения или передачи имущества от взаимозависимых лиц.

Исключением из этого перечня с 2017 года является железнодорожный подвижной состав, произведенный после 01.01.2013.

О том, влияет ли на льготу по движимому имуществу обновление учредительных документов акционерного общества, читайте в материале «Превращение АО в ПАО: что будет с льготой по налогу на имущество?» .

Таким образом, в 2017 году при расчете среднегодовой стоимости имущества в базе по налогу следует учитывать (подп. 8 п. 4 ст. 374, п. 25 ст. 381 НК РФ) стоимость движимого имущества, не входящего в состав 1 и 2 амортизационных групп, но относящегося к объектам:

  • принятым на учет в качестве ОС до 01.01.2013;
  • принятым на учет в качестве ОС позднее 01.01.2013 после ликвидации или реорганизации юридического лица, а также в результате приобретения или передачи от взаимозависимых лиц, кроме железнодорожного подвижного состава;

Сущность нововведений по движимому имуществу с 2018 года (ст. 381.1 НК РФ) и с 2019 года (ст.374 НК РФ)

В 2017 году глава НК РФ, посвященная налогу на имущество организаций, дополнена ст. 381.1, уточнившей порядок применения льготы, предусмотренной п. 25 ст. 381 и освобождающей от налога движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013.

Согласно ст. 381.1 НК РФ вопрос применения этой льготы с 2018 года отдается на усмотрение регионов. Т. е. если законом субъекта будет предусмотрена такая льгота, то она будет применяться. Если соответствующий закон регион не примет, то движимое имущество, принятое на учет после 01.01.2013, с 2018 года придется включать в базу по налогу на имущество организаций (пп. 69-70 ст. 2 закона о внесении изменений в НК РФ от 27.11.2017 № 335-ФЗ).

При этом налоговые ставки, определяемые региональными законами в отношении имущества, указанного в п. 25 ст. 381 НК РФ, не освобожденного от налогообложения в соответствии со ст. 381.1 НК РФ, не могут превышать в 2018 году 1,1%.

Регионы по-разному устанавливают льготы на движимое имущество, например:

  • в Астраханской области (закон Астраханской области от 31.10.2017 № 60/2017-ОЗ) под льготу подпадает движимое имущество (принятое на учет после 2013 года) только организаций, добывающих углеводородное сырье на морских месторождениях, расположенных в российской части дна Каспийского моря (применяется пониженная ставка налога 0,5%);
  • в Волгоградской области (закон Волгоградской области от 29.11.2017 № 116-ОД) все организации по движимому имуществу должны применять ставку 1,1%;
  • в Липецкой области (закон Липецкой области от 14.09.2017 № 106-ОЗ) для всех организаций действует льгота, предусматривающая полное освобождение от налогообложения движимого имущества.

Об условиях, дающих возможность применения льготы на движимое имущество, читайте в этой статье .

Итоги

Вопрос о налогообложении движимого имущества с 01.01.2019 года решен кардинально: платить налог с данных активов больше не нужно.

В 2018 году данный вопрос был в ведении региональных властей. Они были вправе полностью освободить организации от уплаты налога по движимому имуществу или установить пониженные ставки налога. Регионы могли устанавливать льготы только для определенных категорий налогоплательщиков или для всех организаций без исключения.

"Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение", 2007, N 6

В этой статье мы поговорим о нюансах бухгалтерского и налогового учета основных средств. Цель - разобраться, какое влияние оказывает методология учета объектов ОС на размер налоговых отчислений. В частности, речь пойдет об исчислении налога на имущество и НДС. В работе мы будем использовать нормативные документы: ПБУ 6/01, Методические указания по учету ОС <1>, Налоговый кодекс. Кроме того, не останутся без внимания разъяснения Минфина и ФНС по применению отдельных положений вышеперечисленных законодательных актов.

<1> Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утв. Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н.

Налог на имущество нужно платить с момента, когда средства становятся основными...

В п. 4 ПБУ 6/01 приведены условия, соответствие которым обуславливает необходимость признания актива в составе основных средств; их всего четыре.

  1. Объект предназначен для использования в одной из следующих сфер:
  • производственная деятельность (выполнение работ, оказание услуг);
  • управление организацией;
  • предоставление организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.
  1. Объект предназначен для применения в течение длительного времени (свыше 12 мес.) или обычного операционного цикла, если он превышает 12 мес.
  2. Организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта.
  3. Объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.
Обратите внимание: условия для принятия объекта в качестве ОС в учете некоммерческой организации аналогичны перечисленным выше. Имущество должно быть предназначено либо для использования в деятельности, направленной на достижение целей создания данной некоммерческой организации (в том числе и предпринимательской), либо для управленческих нужд. При этом соответствие требованиям п. п. 2 и 3 приведенного списка сохраняется.

Иными словами, все объекты, предназначение которых соответствует изложенному в п. 4 ПБУ 6/01, необходимо учитывать на счете 01 "Основные средства" (03 "Доходные вложения в материальные ценности") и облагать налогом на имущество (п. 1 ст. 374 НК РФ). Аналогичным образом высказался Минфин в Письме от 18.04.2007 N 03-05-06-01/33: объект принимается к бухгалтерскому учету в качестве основного средства и, соответственно, включается в налоговую базу по налогу на имущество организаций, когда данный объект приведен в состояние, пригодное для использования, то есть независимо от ввода его в эксплуатацию.

С определенными сложностями налогоплательщики могут столкнуться при постановке на учет имущества, право собственности на которое подлежит государственной регистрации. Более подробно данный вопрос рассмотрен в статье О.В. Давыдовой "Государственная регистрация недвижимости" (N 9, 2006). Сегодня в отношении учета и налогообложения подобных активов Минфин дает следующие разъяснения (Письмо от 11.04.2007 N 03-05-06-01/30). Если документы <2>, подтверждающие создание и ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства, имеются, недвижимость используется в деятельности, а свидетельства о праве собственности нет, то организация обязана уплачивать налог на имущество, поскольку отсутствие правоустанавливающих документов не может служить основанием для освобождения от налогообложения, ведь их оформление зависит только от волеизъявления организации. Иными словами, такой объект подлежит отражению на счете 01.

<2> Акт приемки законченного строительством объекта (форма N КС-11) и Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссией (форма N КС-14), утв. Постановлением Госкомстата России от 30.10.1997 N 71а.

Обратите внимание: в качестве обстоятельств, указывающих на признание объекта в составе ОС, одновременно поименованы создание (приобретение), ввод в эксплуатацию и использование в деятельности.

Таким образом, можно утверждать, что позиция Минфина по данному вопросу непоследовательна и не имеет единой доказательной базы.

...и до тех пор, пока они продолжают быть таковыми

Распространенная "болезнь" многих предприятий - неэффективное использование, а также моральный и физический износ производственных фондов. Однако привести счет 01 в состояние, соответствующее реальности, то есть списать с баланса те объекты, которые уже фактически не эксплуатируются, весьма непросто. Согласно п. 29 ПБУ 6/01 стоимость объекта ОС, который выбывает или не способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем, подлежит списанию с бухгалтерского учета. Кроме того, в п. 76 Методических указаний по учету ОС отмечено, что выбытие объекта ОС признается в бухгалтерском учете организации на дату единовременного прекращения действия условий принятия их к бухгалтерскому учету. Эти четыре условия мы рассматривали выше, получается, что они являются основными критериями не только для постановки на учет ОС, но и для снятия с него. Однако подробный механизм списания объекта ОС, также приведенный в Методических указаниях по учету ОС, свидетельствует о том, что в момент единовременного прекращения действия условий принятия объекта ОС к учету лишь начинается процедура выбытия объекта. Руководителем назначается комиссия, которая определяет целесообразность дальнейшего использования объекта ОС, а также оформляется документация по его выбытию (п. 77), в том числе акт на списание объекта ОС <3> с указанием необходимых данных, который утверждается руководителем организации (п. 78). На основании данного акта и производится списание объекта ОС с учета, однако соответствующая проводка оформляется по окончании процедуры выбытия (п. 84). Таким образом, остаточная стоимость выбывающего объекта включается в состав прочих расходов (Дебет 91 Кредит 01) на дату фактической ликвидации имущества. Согласитесь, процедура ликвидации ОС может занять продолжительное время, поэтому бухгалтеру следует помнить, что наличие акта о списании еще не дает ему права списывать объект со счета 01. Об этом не так давно напомнил Минфин в Письме от 03.04.2007 N 03-05-06-01/24. В нем указано, что согласно п. 1 ст. 374 НК РФ имущество, учитываемое на балансе предприятия в соответствии с установленным порядком ведения бухгалтерского учета, является объектом обложения налогом на имущество. Поэтому, например, разбираемое здание будет облагаться данным налогом до окончания процедуры его выбытия. Мы не зря отметили, что "засоренность" счета 01 - проблема всеобщая, однако если в хозяйственных обществах (ООО, АО) она, при желании руководителей и собственников, может решаться оперативно, то в унитарных предприятиях - вряд ли. Несмотря на то что ни Гражданский кодекс, ни Федеральный закон от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" не содержат специальных положений о ликвидации имущества, находящегося у предприятия на праве хозяйственного ведения (оперативного управления), собственник имущества (орган, уполномоченный осуществлять его права) может потребовать согласования с ним данных действий. Рассуждать о правомерности данных требований (это тема отдельной статьи) мы не будем, поскольку прецедент создан.

<3> Для оформления и учета списания основных средств, пришедших в негодность, применяются форма N ОС-4 - для объекта ОС, форма N ОС-4а - для автотранспортных средств, форма N ОС-4б - для групп объектов ОС. Указанные формы утверждены Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.

Разберем ситуацию на примере Нижегородской области, Министерство государственного имущества и земельных ресурсов которой Распоряжением от 06.02.2007 N 90 утвердило Порядок списания основных средств, находящихся в государственной собственности Нижегородской области.

Этот Порядок был разработан в соответствии со ст. ст. 209, 295, 298 ГК РФ, Законом Нижегородской области об осуществлении права государственной собственности, Положением о Министерстве государственного имущества и земельных ресурсов Нижегородской области, ПБУ 6/01, а также Инструкцией по бюджетному учету. Цель - оптимизация управления государственным имуществом, пришедшим в негодность. Этот Порядок распространяется на имущество, находящееся у казенных, унитарных предприятий и бюджетных учреждений. На основании этого документа согласие на списание государственного имущества области дается министерством до ликвидации имущества. До получения такого согласия разборка или демонтаж имущества не допускается.

Обратите внимание: начисленная в размере 100% стоимости амортизация по объектам, пригодным для дальнейшей эксплуатации, не может служить основанием для их списания.

Для получения согласия на списание государственного имущества необходимо направить в министерство документально подтвержденные сведения:

  • позволяющие однозначно индивидуализировать имущество, то есть его наименование, номера (заводские, регистрационные, инвентарные и т.п.), описание, место нахождения и т.д.;
  • о принадлежности имущества (на вещном праве либо по договору);
  • о фактическом владельце имущества;
  • о техническом состоянии объекта, позволяющие сделать вывод о его пригодности (непригодности) к дальнейшему использованию;
  • о возможности дальнейшего использования объекта по тому или иному назначению;
  • о возможности использования частей объекта и (или) его материалов, в том числе о наличии в нем цветных, драгоценных металлов;
  • о наличии в объекте (его частях) веществ, частей, потенциально опасных для человека (ртуть, радиоактивные вещества, иные сильнодействующие, отравляющие вещества и т.п.);
  • о мерах, принятых в отношении виновных лиц, допустивших повреждение государственного имущества (предъявление претензий, исков, обращения в правоохранительные органы и т.п.);
  • о возмещении ущерба.

Кроме того, необходимо представить:

  • экспертное заключение о непригодности (в случае выбытия до установленного срока службы);
  • акт технического осмотра транспортного средства, заверенный руководителем подразделения ГИБДД <4>;
  • копию приказа руководителя предприятия (учреждения) о создании постоянно действующей комиссии по списанию ОС <5>;
  • акт о списании объекта(ов) <6>. Обратите внимание: акт должен быть оформлен в трех, а не в двух, как это делается обычно, экземплярах (третий для министерства), причем надлежащим образом. Это значит, что все графы и разделы должны быть заполнены, проставлены даты, подписи, отражены результаты списания основных средств. Однако каким образом отразить в акте результаты списания, когда данная процедура запрещена до согласования с министерством, в связи с чем этот документ ему и представляется, непонятно. Получается, несмотря на то что предприятие (учреждение) не может на данном этапе заполнить все разделы акта, оно должно это сделать;
  • фотоматериалы;
  • согласование отраслевого министерства, ведомства.
<4> Если, конечно, речь идет о списании транспортного средства.
<5> Комиссия создается и наделяется соответствующими полномочиями и обязанностями в общем порядке.
<6> Формы N ОС-4 (код ф. 0306003), N ОС-4б (код ф. 0306033), N ОС-4а (код ф. 0306004).

В отношении недвижимого имущества, пришедшего в негодность, дополнительно по требованию министерства представляются:

  • свидетельство о регистрации прав на объект;
  • документы технической инвентаризации;
  • документы, подтверждающие состояние объекта недвижимости: акты, решения уполномоченных органов, фотографии и т.п.;
  • сведения о земельном участке, на котором располагается объект недвижимости (кадастровый номер, размер, оформленные права, категория, возможность уничтожения объекта недвижимости без вреда для смежных землепользователей, предложения о дальнейшем использовании земельного участка).

Министерство в течение 30 дней с момента регистрации обращения предприятия (учреждения) проверяет представленные документы и готовит письмо о согласии на списание либо об отказе в списании государственного имущества. Министерство вправе принять решение о продаже этого имущества, передаче его в пользование или владение иному юридическому лицу при условии его капитального ремонта, закреплении его за другим государственным предприятием (учреждением) либо уничтожении. Если министерство согласилось на уничтожение объекта недвижимости, то оно производится за счет обладателей вещного права или пользователей в соответствии с условиями заключенного с ними договора. При уничтожении имущества должна обеспечиваться безопасность граждан и сохранность чужого имущества. Утилизация имущества производится организациями, имеющими лицензию на проведение таких работ, а если они не подлежат лицензированию, то организациями, у которых одним из видов деятельности, указанных в уставах, является осуществление соответствующих работ. Лицо, уничтожающее объект недвижимого имущества, обязано привести земельный участок в соответствие с требованиями земельного и градостроительного законодательства <7>. И только после выполнения всех перечисленных действий балансодержатель списывает данное имущество с баланса в установленном порядке.

<7> В некоторых случаях при сносе зданий, сооружений с учетом требований местных органов самоуправления проводится рекультивация земель.

При расчете суммы убытков, возникших при списании ОС, учитываются стоимость возвратных материалов (комплектующих изделий), строительных конструкций и т.п., расходы, связанные с разборкой, хранением материалов и комплектующих изделий. Доходы от списания ОС, полученные государственными унитарными предприятиями, подлежат зачислению в бюджет Нижегородской области.

Вычет НДС

Итак, налог на имущество следует уплачивать с момента постановки объекта на учет в качестве ОС, и, как мы выяснили, медлить с переводом имущества со счета 08 на 01 не стоит. В отношении вычета "входного" НДС по приобретенным ОС чиновники придерживаются аналогичной позиции: применить его можно лишь при постановке объекта на счет 01. Последнее разъяснение на эту тему дано в Письме Минфина России от 19.04.2007 N 03-07-11/113. Согласно п. 1 ст. 172 НК РФ вычеты сумм НДС, предъявленных продавцом налогоплательщику при приобретении ОС, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств. Финансисты на основании этой нормы делают следующий вывод: суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении ОС, не требующих сборки (монтажа), подлежат вычету после принятия на учет этих объектов в качестве основных средств, то есть после отражения на счете 01 "Основные средства". Кроме того, формулировка, использованная в Письме, означает, что если приобретенный объект все же требует сборки (монтажа), то НДС к вычету принимается по другим правилам - в момент постановки имущества на счет 07.

Справедливости ради отметим, что если объект действительно не требует сборки (монтажа), а право собственности на него не подлежит обязательной государственной регистрации, то приобретенное имущество не "залеживается" на счете 08, следовательно, бухгалтеру не принципиально, когда предъявить к вычету НДС - "вчера" или "сегодня" (если, конечно, эти даты не относятся к разным налоговым периодам). Однако мы уже убедились, что финансовое ведомство косвенно подтвердило, что на практике имеют место ситуации, когда приобретенный объект вполне обоснованно учитывается на счете 08. Этот временной отрезок может длиться несколько налоговых периодов по НДС, и тогда бухгалтеру, возможно, "понадобится" вычет налога раньше, чем объект будет переведен в состав ОС. Сразу скажем: Минфин и ФНС против признания налоговых вычетов до осуществления бухгалтерской записи Дебет 01 Кредит 08. Но мы предлагаем с ними поспорить.

Итак, в редакции Налогового кодекса, действовавшей до 01.01.2006, было указано, что вычет НДС, предъявленного поставщиком при приобретении основного средства, производится налогоплательщиком в полном объеме после принятия данного ОС на учет (п. 1 ст. 172 НК РФ). Причем налоговики применяли эту общую норму в совокупности со специальной - п. 5 ст. 172 НК РФ, согласно которому по объектам завершенного капитального строительства (основным средствам) вычет НДС следовало осуществлять только в периоде начала амортизации указанных объектов (или их продажи). Данное правило они распространяли и на суммы налога, предъявленные налогоплательщику организациями, осуществляющими сборку и монтаж ОС (п. 6 ст. 172 НК РФ).

Однако Президиум ВАС РФ (Постановление от 24.02.2004 N 10865/03) сформировал совершенно иной подход к применению перечисленных норм Налогового кодекса, который и по сей день широко применяется в федеральных округах. Суды первой и апелляционной инстанций, рассматривая доводы сторон по этому делу, поддерживали налогоплательщика, указывая на то, что гл. 21 НК РФ не уточняет, что считать моментом принятия на учет ОС для целей обложения НДС.

Обратите внимание: именно "принятия на учет ОС" (так написано и в действующей редакции НК РФ), а не "принятия на учет в качестве ОС" (как перефразирует Минфин положения Кодекса), - это не одно и то же.

Затем при рассмотрении дела судьями кассационной инстанции было вынесено постановление о том, что вычеты сумм НДС по ОС все же производятся по мере их постановки на учет именно в качестве таких средств (счет 01). Однако позднее Президиум ВАС РФ его отменил и сформулировал основные факторы, определяющие право налогоплательщика на вычет сумм НДС по приобретенным ОС, - это производственное назначение объекта, его фактическое наличие и учет.

Таким образом, если приобретенное имущество оприходовано в соответствии со всеми правилами бухгалтерского учета (ПБУ 6/01 и Методическими указаниями по учету ОС), то применение организацией налогового вычета по НДС именно в этот момент правомерно.

Несмотря на то что перечисленные выше основные факторы, сформулированные Президиумом ВАС РФ и обуславливающие правомерность применения налоговых вычетов, носили обобщенный характер, то есть в равной степени могли применяться в случае приобретения оборудования, требующего монтажа (счет 07), и иных внеоборотных активов (счет 08), подход чиновников к данной проблеме не изменился.

Вопрос об НДС по оборудованию к установке сегодня решен на уровне Налогового кодекса, так как с 01.01.2006 п. 1 ст. 172 НК РФ в редакции Федеральных законов от 22.07.2005 N 119-ФЗ и от 28.02.2006 N 28-ФЗ изложен следующим образом: вычеты сумм налога, предъявленных налогоплательщику при приобретении либо уплаченных при ввозе на таможенную территорию РФ основных средств, оборудования к установке, производятся в полном объеме после принятия на учет данных основных средств, оборудования к установке. Финансовым работникам ничего не оставалось делать, кроме как констатировать данный факт (Письмо Минфина России от 09.10.2006 N 03-04-08/209).

К сожалению, в отношении иных объектов внеоборотных активов, которые в момент приобретения и до ввода в эксплуатацию подлежат учету на счете 08, чиновники непреклонны. В частности, работники налогового ведомства по-прежнему настаивают на применении налоговых вычетов по таким объектам исключительно в момент их перевода в состав ОС. Однако следует отметить, что в 2006 г. обозначилась, а в 2007-м укрепилась положительная тенденция поддержки судами тех налогоплательщиков, которые принимали и принимают к вычету НДС в момент постановки имущества на счет 08. Приведем примеры последних положительных судебных решений: Постановления ФАС ЗСО от 01.03.2007 N Ф04-981/2007(31939-А67-31), от 05.02.2007 N Ф04-9625/2006(30612-А03-15), ФАС ПО от 15.02.2007 N А55-5453/06-43, ФАС СКО от 22.02.2007 N Ф08-717/2007-287А. По нашему мнению, полагаясь на обширную арбитражную практику, налогоплательщик не только может принять НДС к вычету в момент оприходования имущества на счет 08, но и имеет все шансы отстоять свою позицию в суде.

М.О.Денисова

Главный редактор журнала

"Жилищно-коммунальное хозяйство:

бухгалтерский учет и налогообложение"

  • получены по концессионному соглашению ;
  • приобретены и фактически эксплуатируются за границей, даже если их никогда не ввозили в Россию.

К недвижимости, с которой платят налог на имущество, относят здания, сооружения. То есть те объекты, переместить которые без ущерба их назначению невозможно. При этом платить или объектов незавершенного строительства не нужно, хотя их тоже относят к недвижимости. Объяснение тут простое. С земельных участков платят отдельный налог. А объекты незавершенного строительства не являются основными средствами, а значит, и при расчете налога на имущество их не учитывают.

Движимым же имуществом признают объекты, которые не подпадают под определение недвижимости.

Это следует из положений подпункта «а» пункта 4 и пункта 5 ПБУ 6/01, статьи 130 Гражданского кодекса РФ, статьи 374 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами Минфина России от 25 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/5322 и ФНС России от 18 февраля 2013 г. № БС-4-11/2677.

Определяя состав имущества, руководствуйтесь также Законом от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ и Общероссийским классификатором основных фондов (ОКОФ), утвержденным постановлением Госстандарта России от 26 декабря 1994 г. № 359. Такие разъяснения есть и в письме Минфина России от 25 февраля 2013 г. № 03-05-05-01/5322.

Жилые дома и жилые помещения признаются объектами обложения налогом на имущество независимо от того, к какой группе активов они отнесены в бухучете. Жилые объекты, учтенные в составе основных средств, облагаются налогом на основании пункта 1 статьи 374 Налогового кодекса РФ. А жилые дома, не учтенные в составе основных средств, – на основании статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

Например, если организация приобрела жилое помещение для перепродажи, то в бухучете оно может быть отражено на счете 41 «Товары». Несмотря на то что это не основное средство, с 2015 года такое помещение тоже может облагаться налогом на имущество (подп. 4 п. 1 ст. 378.2 НК РФ). Но поскольку налоговой базой для таких жилых домов (помещений) является кадастровая стоимость , в региональном законе о налоге на имущество организаций они должны быть поименованы в составе объектов налогообложения. Если в региональном законе такой нормы нет, платить налог на имущество за жилые объекты, которые не учитываются в составе основных средств, не нужно.

Это следует из положений пункта 1 статьи 374, абзаца 2 пункта 2 статьи 372, пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 28 мая 2015 г. № 03-05-05-01/30895, от 6 мая 2015 г. № 03-05-05-01/25946, от 30 марта 2015 г. № 03-05-05-01/17315.

Таким образом, под обложение налогом на имущество подпадают:

основные средства , учет которых регулируется правилами ПБУ 6/01 и Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 13 октября 2003 г. № 91н;

– жилые дома и жилые помещения независимо от того, являются они основными средствами или нет.

Из этого правила есть два исключения .

Во-первых, не нужно платить налог с основных средств, которые признаются движимым или недвижимым имуществом, но которые исключены из состава объектов налогообложения пунктом 4 статьи 374 Налогового кодекса РФ.

К таким основным средствам относятся:

– земельные участки, водные объекты и природные ресурсы;

– основные средства силовых структур;

– объекты культурного наследия;

– ядерные установки, которые используются в научных целях, а также хранилища ядерных материалов, радиоактивных веществ и отходов;

– ледоколы, атомоходы и суда атомно-технологического обслуживания;

– космические объекты;

– корабли, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;

– любые основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

А во-вторых, не нужно платить налог с основных средств, которые признаются объектами налогообложения, но на которые распространяются льготы , предусмотренные статьей 381 Налогового кодекса РФ.

Важно: наряду со льготами отраслевого или социального характера статья 381 Налогового кодекса РФ устанавливает льготу, которой могут воспользоваться любые организации, имеющие на балансе движимое имущество. Речь идет об освобождении от налогообложения движимого имущества, принятого на учет 1 января 2013 года и позже. Данную льготу нельзя применять в отношении движимого имущества, которое было принято на учет в результате:

– реорганизации (ликвидации) организации;

– сделок между взаимозависимыми лицами.

Такой порядок установлен пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

Следует отметить, что реорганизацией не признаются изменения, которые организации вносят в свои наименования или в учредительные документы в связи с новыми требованиями главы 4 Гражданского кодекса РФ. Например, если ЗАО становится непубличным акционерным обществом (ст. 66.3 ГК РФ). В таких случаях льгота в отношении движимого имущества, принятого на учет после 31 декабря 2012 года, сохраняется. Если же изменение названия (корректировка учредительных документов) влечет за собой смену организационно-правовой формы (например, ЗАО преобразуется в ООО), организация-правопреемник теряет право на льготу.

Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 9 февраля 2015 г. № 03-05-05-01/5111 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503.

Если имущество, принятое на учет после 31 декабря 2012 года, организация приобрела через посредника, она тоже может воспользоваться льготой, предусмотренной пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ. Но только при условии, что продавец имущества не является взаимозависимым лицом ни по отношению к посреднику, ни по отношению к самой организации-заказчику. Об этом сказано в письме Минфина России от 30 марта 2015 г. № 03-05-05-01/17304.

Определить состав движимого имущества, с которого в 2016 году нужно платить налог, поможет следующая таблица:

Основания для постановки имущества на учет

Амортизационные группы, к которым относится объект движимого имущества, по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1

Первая или вторая

Другие

Поступление имущества в результате реорганизации или ликвидации организации-правопредшественника

Поступление имущества в результате сделки с взаимозависимым лицом

Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ)

Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)

Другие основания

Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ)

Облагается (ст. 374 НК РФ)

Поступление имущества в результате реорганизации или ликвидации организации-правопредшественника. При этом под реорганизацией подразумевается в том числе и смена организационно-правовой формы организации. Например, когда ЗАО становится ООО (письма Минфина России от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503).

Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ)

Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)

Поступление имущества в результате сделки с взаимозависимым лицом (письма Минфина России от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503)

Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ)

Облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)

Другие основания

Не облагается (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ)

Не облагается (п. 25 ст. 381 НК РФ)

Основные средства, включенные в первую или вторую амортизационную группу, не облагаются налогом на имущество независимо от даты, когда их приняли на учет (письмо Минфина России от 7 апреля 2015 г. № 03-05-05-01/19338).

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество с движимого имущества, полученного организацией в качестве вклада в уставный капитал?

Да, нужно, если стороны сделки являются взаимозависимыми лицами, а объект движимого имущества относится к третьей–десятой амортизационным группам.

Основные средства, включенные в первую или во вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, не признаются объектом налогообложения в принципе. Поэтому, если в уставный капитал организация получила такое имущество, платить налог с него не надо.

Если движимое имущество отнесено к другим амортизационным группам, у организации тоже есть возможность не платить налог. Дело в том, что движимое имущество, принятое на учет с 1 января 2013 года, подпадает под льготу, предусмотренную пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ. Однако эта льгота применяется с ограничениями, одним из которых является приобретение имущества у взаимозависимого лица .

Признается ли передача имущества в качестве вклада в уставный капитал сделкой с взаимозависимым лицом? Да, признается, если доля участия лица, внесшего вклад, превысит величину, установленную пунктом 2 статьи 105.1 Налогового кодекса РФ (как правило, 25%).

Влияет ли на налогообложение имущества временной разрыв между датой передачи имущества и датой регистрации увеличения уставного капитала? Нет, не влияет. Наличие взаимозависимости между сторонами подтверждает само решение об участии в уставном капитале с долей, превышающей 25 процентов. Передача имущества свидетельствует о том, что сделка состоялась. А внесение изменений в учредительные документы и регистрация этих изменений в ЕГРЮЛ – это всего лишь формальность, которая удостоверяет права учредителя (участника, акционера).

Таким образом, если в результате сделки по передаче движимого имущества в уставный капитал организация и учредитель (участник, акционер) становятся взаимозависимыми лицами, полученные основные средства нужно включать в расчет налоговой базы по налогу на имущество. При условии, что эти активы относятся к третьей–десятой амортизационным группам. Налоговую базу нужно увеличивать с момента фактической передачи имущества во вклад.

Если в результате сделки организация и учредитель (участник, акционер) взаимозависимыми лицами не становятся, движимое имущество, полученное в качестве вклада в уставный капитал, от налогообложения освобождается.

Это следует из положений подпункта 8 пункта 4 статьи 374, пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503.

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество с движимого имущества, полученного унитарным предприятием в хозяйственное ведение (в качестве взноса в уставный фонд) от администрации муниципального образования ?

Нет, не нужно.

Дело в том, что основные средства первой или второй амортизационной группы по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1, не облагаются налогом в принципе. А по движимому имуществу из других амортизационных групп унитарное предприятие вправе воспользоваться льготой, установленной пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ. То есть налог также платить не придется.

При этом исключение, предусмотренное данной статьей для взаимозависимых лиц (т. е. когда льгота не применяется), на предприятие и администрацию не распространяется. Ведь взаимозависимость между ними не определяется, поскольку взаимозависимыми лицами могут быть только организации или физические лица. А администрация муниципального образования к этим категориям не относится (п. 5 ст. 105.1 НК РФ).

Это следует из положений подпункта 8 пункта 4 статьи 374, пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ и писем Минфина России от 6 февраля 2015 г. № 03-05-05-01/5030, от 16 января 2015 г. № 03-05-05-01/676 и ФНС России от 20 января 2015 г. № БС-4-11/503.

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество за движимое основное средство, смонтированное взаимозависимой организацией? Оборудование для монтажа приобретено после 1 января 2013 года у продавца, который не является взаимозависимым .

Нет, не нужно.

Если движимое имущество, учтенное в составе основных средств, изготовлено из материалов, купленных после 1 января 2013 года, то облагать налогом такое имущество не нужно. При этом неважно, является ли организация – собственник основного средства взаимозависимой по отношению:

  • к продавцу оборудования и материалов, из которых было собрано основное средство;
  • к организации, которая занималась сборкой (монтажом) оборудования.

В данном случае действует правило, что движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года, от налогообложения освобождается. Да, есть исключение. Движимый объект, который приобрели у взаимозависимого лица, облагается налогом независимо от даты постановки на учет (п. 25 ст. 381 НК РФ).

Однако рассматриваемая ситуация под такое исключение не попадает. Ведь организация не приобретала основное средство у взаимозависимого лица. Взаимозависимое лицо (подрядчик) лишь выполнило работы по монтажу основного средства из предоставленных ему материалов. А сами по себе материалы не являются объектом обложения налогом на имущество. А взаимозависимость с подрядчиком не ограничивает право организации на применение льготы, предусмотренной пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

Таким образом, основное средство, смонтированное взаимозависимым подрядчиком, освобождается от налогообложения у заказчика. Аналогичный вывод можно сделать из писем Минфина России от 5 марта 2015 г. № 03-05-04-01/11797 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 13 марта 2015 г. № ЗН-4-11/4037), от 30 марта 2015 г. № 03-05-05-01/17289.

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество за движимое основное средство, смонтированное взаимозависимой организацией из собственных материалов? Основное средство принято на баланс после 1 января 2013 года .

Да, нужно. Объясним, почему так.

По общему правилу движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года, от налогообложения освобождается. Но есть исключение. Движимый объект, который приобрели у взаимозависимого лица, облагается налогом независимо от даты постановки на учет (п. 25 ст. 381 НК РФ).

Способ и документальное оформление приобретения имущества для применения названной льготы значения не имеет. Главное, что основное средство организация получила от взаимозависимого лица. На практике эта передача могла быть оформлена договором купли-продажи, договором купли-продажи с условием о монтаже основного средства силами поставщика, договором подряда на изготовление основного средства из материалов подрядчика и др. В каждом из этих случаев стороной, передающей объект организации, является взаимозависимый с ней контрагент: продавец или подрядчик.

Поэтому за движимое основное средство, смонтированное взаимозависимой организацией из ее собственных материалов, организация, получившая объект, должна платить налог на имущество.

Это следует из положений пункта 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ.

Ситуация: должна ли организация на упрощенке платить налог на имущество с машино-мест, которые расположены в административно-офисном здании?

Ответ на этот вопрос зависит от двух факторов:

– включено ли административно-офисное здание в перечень объектов, налог с которых платят исходя из кадастровой стоимости;

– является ли организация собственником машино-мест (владеет ли ими на праве хозяйственного ведения).

Организации на упрощенке платят налог на имущество только с недвижимости, базу для которой считают исходя из кадастровой стоимости. Состав таких объектов определяют региональные власти. Посмотреть их можно в перечнях, которые публикуют на официальных сайтах субъектов РФ. Если здание включено в перечень, то с машино-места придется заплатить налог. Но только если оно в собственности организации. Ведь платить налог на имущество исходя из кадастровой стоимости недвижимости должны только собственники и организации, которые владеют объектами на праве хозяйственного ведения. Это установлено пунктом 2 статьи 346.11, пунктом 7 и подпунктом 3 пункта 12 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ.

А с какой стоимости платить налог? Ведь машино-место – это лишь часть здания.

Действительно, обособленными помещениями сами по себе машино-места не являются. В частности, в офисных зданиях они, как правило, располагаются на подземных паркингах без каких-либо перегородок. Тем не менее платить налог с машино-места все-таки нужно. Оно является неотъемлемой частью подземного паркинга, а тот в свою очередь входит в состав здания как обособленное и специально оборудованное помещение (п. 5.2.1 Свода правил, утвержденного приказом Минрегиона России от 29 декабря 2011 г. № 635/9). Поэтому право собственности на машино-места регистрируют на долевой основе. То есть в собственность организации передают не целый объект, а долю в нем, соответствующую площади машино-мест. В бухучете такие объекты отражают в составе основных средств по первоначальной стоимости, пропорциональной доле в общей собственности.

Таким образом, со следующего месяца после включения машино-мест в состав основных средств они становятся объектом налогообложения. Налог на имущество по таким объектам рассчитывайте исходя из доли кадастровой стоимости, пропорциональной размеру машино-мест в общей площади здания или парковочного пространства. Это следует из положений пункта 6 статьи 378.2 Налогового кодекса РФ и подтверждается письмами ФНС России от 23 апреля 2015 г. № БС-4-11/7028, от 27 апреля 2015 г. № ГД-4-3/7143.

Внимание: в Москве организации, владеющие многоэтажными гаражами-стоянками, освобождены от уплаты налога на имущество с этих объектов. Однако в рассматриваемой ситуации эта льгота не применяется.

С 2016 года льгота распространяется только на многоэтажные гаражи-стоянки, которые расположены в отдельно стоящих зданиях. Если парковка находится в административно-офисном комплексе или в торговом центре, она облагается налогом на имущество по кадастровой стоимости на общих основаниях. Такой порядок предусмотрен подпунктом 9 пункта 1 статьи 4 Закона г. Москвы от 5 ноября 2003 г. № 64.

Ситуация: нужно ли платить налог на имущество с движимого имущества, приобретенного до 1 января 2013 года? Организация – собственник имущества находится в Крыму (Севастополе) .

Да, нужно.

Движимое имущество, учтенное в составе основных средств до 1 января 2013 года, признается объектом обложения налогом на имущество. Единственное исключение – если имущество входит в первую или вторую амортизационную группу по Классификации, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.

До присоединения территорий Крыма и Севастополя к России даты принятия имущества к учету организации, расположенные в этих регионах, определяли по украинскому законодательству. После внесения данных об этих организациях в российский ЕГРЮЛ ни даты постановки имущества на учет, ни стоимость имущества не пересматриваются. Это следует из положений пункта 5.1 информации Минфина России от 11 июля 2014 г. № ПЗ-12/2014. Таким образом, для расчета налога на имущество по российскому законодательству даты принятия к учету имущества, приобретенного до 1 января 2013 года, остаются прежними.

По российскому законодательству от налогообложения освобождается движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 года. Исключение из этого правила сделано только в отношении движимого имущества, которое перешло к организации в результате реорганизации (ликвидации) правопредшественника либо было приобретено у взаимозависимого лица. Такие активы облагаются налогом на имущество независимо от даты постановки на учет (п. 25 ст. 381 НК РФ).

Внесение данных об организации в ЕГРЮЛ реорганизацией не признается (п. 6 ст. 19 Закона от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ). Поэтому в рассматриваемой ситуации перерегистрация организации по российскому законодательству никак не влияет на порядок налогообложения ее движимого имущества. Дату внесения сведений об организации в ЕГРЮЛ нельзя рассматривать как дату постановки имущества на учет.

Учитывая изложенное, с движимого имущества, приобретенного до 1 января 2013 года, организация, расположенная в Крыму (Севастополе) и зарегистрированная в российском ЕГРЮЛ, должна платить налог на имущество на общих основаниях.

Движимое имущество, которое по украинскому законодательству было принято на учет с 1 января 2013 года, освобождается от налогообложения. Льгота, предусмотренная пунктом 25 статьи 381 Налогового кодекса РФ на случай реорганизации (ликвидации), тоже применяется независимо от даты внесения сведений об организации в российский ЕГРЮЛ.

Организации и предприятия, имеющие в собственности объекты движимого имущества и недвижимость, признаются плательщиками имущественного налога. В ряде случаев юрлицо может быть освобождено от налоговых обязательств. В статье расскажем, какое имущество не облагается налогом на имущество, рассмотрим список льгот.

Кто признается плательщиком имущественного налога

Обязательства по уплате налога на имущество могут присваиваться как организациям – собственникам недвижимости (зданий, сооружений, помещений), так и компаниям, владеющим объектами движимого имущества (основные средства, оборудование, техника, т.п.). Таким образом, в общем случае плательщиком имущественного налога признается юрлицо, владеющее имуществом (как движимым, так и недвижимым).

Имущество как объект налогообложения

В общем порядке налогом на имущество облагается недвижимость, которой компания владеет на правах собственности, о чем существует соответствующая отметка в Росреестре.

При этом земельные участки, которые также относятся к объектам основных средств, имущественным налогом не облагаются. Кадастровая стоимость земли является базой для расчета земельного налога. Что касается незавершенного строительства, то подобные объекты также не облагаются имущественным налогом. Обоснование данной позиции следующее – до введения объекта в эксплуатацию задние (сооружение, помещение) не признается основным средством (на счете 01 не учитывается), и, следовательно, платить налог на имущество с такого объекта не нужно.

Отдельно стоит остановиться на налогообложении движимых объектов, таких как оборудование, техника, транспорт и прочее имущество, относящееся к категории основных средств, но не имеющих признаков недвижимости. Движимые объекты ОС подлежат налогообложению лишь в ряде случае, а именно:

  • объекты находятся в распоряжении плательщика на основании договора концесии;
  • оборудование, техника и т.п., которыми владеет российская организация, приобретены и фактически используются за границей;
  • движимое имущество приобретено (получено) в целях передачи во временной владение, пользование, доверительное управление.

Какое имущество не облагается налогом

В ряде случае имущественные объекты не облагаются налогом, а именно при исключении такого имущества из перечня объектов налогообложения, а также при предоставлении собственнику имущества права на налоговую льготу. Рассмотрим каждый из вышеперечисленных случаев более подробно.

Имущество исключено из перечня объектов налогообложения

На основании положений НК (ст. 374, п. 4) из перечня объектов имущества, подлежащего обложению налога на имущество, исключены:

  • участки земли, объекты водо- и природоресурсов;
  • имущество (как движимое, так и недвижимое), находящееся на балансе структур органов МВД, уголовно-исправительной системы, прокуратуры и прочих силовых органов;
  • имущество, включенное в государственный перечень культурного наследия;
  • все основные средства І и ІІ амортизационной группы;
  • водные суда атомного обслуживания (ледоколы, атомоходы), а также суда, зарегистрированные в РМРС (Российский международный реестр судов);
  • космические объекты и ядерные установки.

Льготируемое имущество

Положениями НК и прочими действующими законодательными актами предусмотрен порядок предоставления льгот на оплату имущественного налога. Согласно документам, льготы носят отраслевой и социальный характер, в связи с чем 100% скидки на оплату налога предоставляются организациям медицинской, научной, религиозной сферы, а также организациям инвалидов.

№ п/п Кому предоставляется льгота Описание
1 Протезные и ортопедические предприятия Не является объектом налогообложения имущество, находящееся в собственности предприятий – изготовителей ортопедической и протезной продукции, а именно:

· средств, используемых для компенсации стойких ограничений жизнедеятельности (протезы верхних и нижних конечностей);

· реабилитационных приборов (бандажи, корсеты, туторы, реклинаторы);

· ортопедической обуви и стелек.

2 Научные центры В случае если научный центр имеет статус государственного (на основании Постановления Правительства РФ), его имущество не облагается налогом. Аналогичное правило действует для ВУЗов при условии, что учебное заведение имеет опытное оборудование, а результаты исследований учреждения признаны на мировом уровне.
3 Адвокатские конторы и юридические организации Все организации, имеющие статус адвокатских образований, могут использовать 100% льготу по оплате налога на имущество. Исключение – адвокатские палаты, относящиеся к категории некоммерческих организаций.
4 Учреждения уголовно-исправительной системы Льгота распространяется на имущество уголовно-исправительных органов только в том случае, если собственность используется для осуществления основных функций такого учреждения.
5 Организации инвалидов Не подлежит налогообложению имущество организаций инвалидов, в случае, если:

· организация создана инвалидами:

· не менее 80% членов организации является инвалидами (членами их семей);

· основная цель организации – представление и защита интересов инвалидов.

Также не облагается налогом имущество юрлиц, 100% уставного капитала которых состоит из вкладов общественных организаций инвалидов. При этом льгота не действует на имущество:

· используемое для изготовления и/или реализации подакцизных товаров;

· брокерских компаний и посреднических организаций.

6 Религиозные организации Не облагается налогом имущество организаций, зарегистрированных в качестве юрлица и в виде религиозного объединения граждан на добровольной основе.
7 Фармацевтические компании В случае если основной деятельности организации является изготовление и реализация фармацевтической продукции, имущество такой компании не облагается налогом. При этом важно выполнение следующих условий:

· компания имеет лицензию на осуществляемую деятельность;

· в случае наличия иной деятельности (кроме фармацевтической), компания ведет раздельный учет.

Недвижимость организаций – «спецрежимников»

В случае с предпринимателями, освобождение можно получить лишь при условии подтверждения использования объектов в предпринимательской деятельности.

Что касается компаний и организаций, то для того чтобы получить льготу, юрлицо обязано:

  • оформить право собственности на объект;
  • учитывать имущество на балансе в установленном порядке.

ИП и организации, использующие ОСНО, признаются плательщиками имущественного налога в общем порядке.

Предприятия обязаны начислять и уплачивать налог на имущество организаций. Облагается имущество, принадлежащее компаниям на правах собственности, ответственного хранения и в составе долей уставного капитала.

Уважаемые посетители!

Наши статьи носят информационный характер о решении тех или иных юридических вопросов. Вместе с тем каждая ситуация индивидуальна.

Для решения конкретной задачи заполните форму ниже, либо задайте вопрос онлайн консультанту во всплывающем окне внизу или звоните по телефонам указанным на сайте.

Обязательства по начислению и взносу в бюджет налога распространяются на компании с российскими или иностранными учредителями, ведущие регулярную деятельность в РФ либо через представительства.

Основные критерии отнесения основных средств к налогооблагаемому имуществу:

  • использование собственности в производственном или управленческом процессе;
  • принятие участия в получении экономической выгоды;
  • длительный период эксплуатации;
  • отсутствие предположения о дальнейшей перепродаже.

Налог перечисляется в бюджеты регионов. Субъектами Федерации регулируется ставка в пределах установленного НК РФ верхнего предела. С 2017 года в закон внесены изменения по определению объекта налогообложения имущества юридических лиц.

Не нашли ответ? Консультация юриста бесплатно!

Начисляется налог на имущество организаций на объекты основных средств, принятые на учет. Компании с иностранными собственниками начисляют налог на имущество, приобретенное на правах собственности или по договорам концессии.

В качестве объектов налогообложения принимается недвижимое и движимое имущество. Начиная с налогового периода 2017 года изменился закон в отношении движимого имущества. Для начисления налога не принимаются движимый объект, поставленный на учет после 1 января 2013 года. Порядок установлен как для нового, так и для бывшего в употребления объекта.

Ряд налогоплательщиков целенаправленно затягивают дату ввода ОС в эксплуатацию и используют имущество без его постановки на учет. При проверке налоговой инспекцией объект может быть выявлен и определен в составе налогооблагаемой базы.

Необходимо иметь веские аргументы для переноса срока ввода в эксплуатацию.

Освобождение не применяется для основных средств:

  • Приобретенных организацией и принятых на учет от взаимозависимых лиц. Определение категории лиц закреплено в п. 2 ст. 105.1 НК РФ.
  • Полученных в качестве передачи прав в результате реорганизации, ликвидации предприятий.

Перерегистрация, изменение формы компании, наименования и других позиций учредительных документов реорганизацией для применения льготы не считается. Как пример можно привести изменения, зарегистрированные при переходе компании от формы ОАО в ООО.

Особенность определения категории имущества

Для исчисления обязательств определяется, к недвижимому или движимому имуществу относится объект основного средства. Недвижимость – это здания, сооружения, коммуникации, неотделимые от земельных участков. Самостоятельно функционирующие инженерные сети к недвижимости не относятся. Закон не устанавливает четкого определения движимых основных средств.

Движимое имущество – основные средства, перемещение которых не влияет на качественные характеристики эксплуатации. На движимую технику, принятую на учет до 2013 года, начисляется налог на имущество организаций. Материальные ценности, приобретаемые для перепродажи, налогом не облагаются. Яркий пример движимого имущества – транспортные средства, за исключением водных и воздушных судов.

В состав объектов собственности для налогообложения не включаются:

  • участки и прочие природные ресурсы;
  • объекты в оперативном ведении у органов и учреждений федеральных назначения (воинские части, предприятия оборонной промышленности и аналогичные);
  • здания культурного наследия;
  • атомные плавсредства и суда, включенные в международный реестр.

Субъектами Федерации устанавливаются льготы в отношении ряда видов имущества. Властями регионов закон о послаблении обязательств пересматривается ежегодно. Объект может иметь частичное и полное освобождение от налогового бремени.

Срок полезной службы ОС определяется амортизационной группой, влияющей на отчисления износа и остаточную стоимость. Начиная с 2017 года, имущество 1-й (от года до 2-х лет включительно) и 2-й (от 2-х до 3-х лет включительно) группы освобождено от налогообложения. Нововведение внесено в закон с 1 января 2017 года и закреплено в пп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ.

Группа определяется по классификатору, утвержденному Постановлением правительства за № 1 от 1 января 2002 года. К 1-й и 2-й группам, как пример, отнесены инструмент, оснастки, приспособления и прочие виды средств труда, ранее характеризуемые как малоценное или быстро изнашиваемое оборудование.

Расчет и уплата налога

Компанией самостоятельно рассчитывают налог и представляется декларация по налогу на имущество организаций по окончании календарного года. Уплата налога осуществляется за отчетные периоды – 3 месяца, полугодие, 9 месяцев. Начисление формируется в налоговых расчетах.

Величина налогового обязательства определяется как база, умноженная на ставку. С 2017 года порядок исчисления не изменился и определяется как разница между годовой величиной и авансовыми платежами за отчетный период нарастающим итогом.

Закон региона может установить платеж в бюджет единой суммой, рассчитанной по результатам налогового периода. Срок подачи годовой декларации и уплаты полной суммы налога по итогам налогового периода региональный закон изменить не может.

В отношении имущества имеются особенности по определению места платежа:

  • для организаций с российскими учредителями – по месту расположения предприятия;
  • для иностранных компаний – по месту учета;
  • при использовании в качестве базы кадастровой стоимости – по месту расположения собственности;
  • для предприятий с обособленным балансом – по месту учета собственности.

Имущественный объект, у которого имеется отличительная принадлежность, место расположения или ставка, указывается в отчетности обособленно. Как пример можно привести собственность, учитываемая в составе Единой системы газоснабжения.

Ставка налога задается законодательством региона с учетом предельной величины 2,2 % от налогооблагаемой базы, установленной НК РФ и применяемой в 2017 году. В регионах допускается устанавливать особые ставки для различных категорий собственности или владельцев. Субъектами Федерации устанавливается перечень собственности, облагаемой по данным кадастра.

Определение налогооблагаемой базы

Распространенным вариантом определения налогооблагаемой базы служит среднегодовая остаточная стоимость собственности. Из базы исключается объект, имеющий льготу или освобождение от обложения. Начиная с 2014 года ряд объектов облагается из расчета кадастровой стоимости основных средств.

Перечень объектов с налогообложением по кадастровой стоимости определяется властями регионов. Закон регионов может устанавливать льготы для ряда видов деятельности или исключать объект из списка облагаемого имущества. Для части имущества применяется пониженная льготная ставка.

При занятии площадей, допустим, компанией с деятельностью в области медицинских услуг, часть помещений может иметь льготу. Как пример имущества, рассчитываемого по кадастровой стоимости, можно привести объект жилищного строительства, принадлежащий организации.

К числу видов имущества с расчетом налога по данным кадастра могут относиться:

  • Сооружения, предназначенные для размещения офисов, торговых залов, мест общественного питания. Внесения в реестр производится при фактической эксплуатации здания либо планируемого использования. Назначение помещений определяется по данным технической документации.
  • Строения иностранных компаний, не ведущих деятельность напрямую или через представительства.

Отчетность подается по месту расположения собственности, за исключением форм крупнейших налогоплательщиков.

Для расчета налога 2017 года по данным кадастра региональные власти должны установить объект обложения и определить стоимость по состоянию на 1 число начала налогового периода. Данные кадастра размещаются на официальном сайте Росреестра субъекта Федерации. Закон устанавливает обязанность региональных властей по проведению кадастровой оценки каждые 5 лет.

Если региональные власти не определили объект для кадастрового налогообложения, расчет налога на имущество производится по среднегодовой остаточной стоимости данных бухгалтерского учета.

Отличительные особенности для видов налогообложения

Начисляется и уплачивается налог на имущество организаций предприятиями на общей системе. Компании, определившие для учета специальные режимы, ранее собственность не облагали. В закон внесены изменения, касающиеся имущества при использовании ЕНВД и УСН. Начиная с 2014 года, лица на вмененном доходе рассчитывают и уплачивают налог. С 2017 года обязанность по обложению имущества установлена для компаний, применяющих упрощенную систему.

Налогообложение имущества предприятий не претерпело значительных изменений в 2017 году. Из перечня объектов исключены основные средства 1-й и 2-й амортизационных групп.

Ряд поправок коснулись движимого имущества. Для упрощенцев введено обязательство по уплате. Порядок обложения, подачи отчетности и применения ставки в 2017 году остались неизменными.