Основные проблемы экономики и способы их решения. Какие же проблемы не может решить рынок

Главные изменения в двенадцатом издании

При переработке двенадцатого издания мы имели в виду одну персону - Вас, начинающий студент. На каждой странице мы задавались вопросом: что является нужным в материале или в понятии, которые должны знать люди в XXI столетии? Какие экономические инструменты будут наиболее полезны для мужчин и женщин, вступающих в бизнес? На этих страницах приведен объективный обзор основных находок современной экономической мысли и споров на эту тему. Вы найдете мысли интеллектуальных гигантов - таких, как Адам Смит и Карл Маркс, Джон Мейнард Кейнс и Милтон Фридмен, Джеймс Тобин и Роберт Лукас.

Вы, возможно, читали в газетах о таких вещах, как ВНП, инфляция, безработица, ставка процента, торговый дефицит, экономическая дискриминация или трудовые союзы. Каждая из этих тем здесь тщательно исследована.

Глава П. Основные проблемы организации экономики

Любое общество, будь то полностью коллективизированной коммунистическое общество, племена южных островов, капита­листическое развитое государство, тайная община или даже пчелиный рой, сталкивается с тремя основными и взаимосвя­занными проблемами.

Какие товары должны быть произведены и в каком коли­честве? Когда их надо произвести? Должны ли мы выпустить больше продуктов питания и меньше одежды или наоборот? Хлеб и виноград в нынешнем и будущем году или сегодня хлеб и предприятия по переработке винограда, а в следующем году хлеб с виноградным джемом?

Как эти продукты надо произвести? Кем, из каких ресур­сов, с помощью какой технологии они должны быть произведены? Электричество из нефти и угля или гидростанции и ядерные реакторы? Ремесленное или массовое производство? На


крупных частных корпорациях или на государственных фир­мах? Если нужны все виды, то в каких количествах каждый из них?

Для кого произведен продукт? Иначе говоря, как нацио­нальный продукт разделить между отдельными индивидами и семьями? Должны ли мы иметь общество, в котором мало бо­гатых и много бедных? Или такое, в котором доля продукта у всех одинакова? Приоритет мускулам или интеллекту? Должен ли ленивый хорошо питаться?



Эти три проблемы являются основными для всех экономических систем, но решаются они по-разному. Затраты и выпуск. Мы определили три главные задачи организации хозяйства. Было бы полезно перевести их на экономический язык. Часто говорят, что процессы имеют затраты и выпуск.

Затраты, или факторы производства, являются товарами ли услугами, которые используются фирмами в процессе производства. Затраты можно подразделить на три группы: земля (и другие естественные ресурсы), труд и капитал.

Традиции, инстинкт, приказ и рынок. В примитивных обществах традиции определяют поведение. “Что”, “как” и “для кого” производить, определяется традициями, передающимися от поколения к поколению. Другой экстремальный вариант - командная экономика, в которой государство принимает все решения по поводу производства и распределения. При этом государство может быть как диктатурой, так и демократией. Иной вариант - экономика капиталистических предприятий, или рыночная экономика. В ней сама система цен, рынков, прибылей и убытков определяет, “что”, “как” и “для кого”. Фирмы производят те товары, которые приносят наибольшую прибыль (“что”), используют средства производства, которые требуют меньше затрат (“как”), потребление определяется заработной платой, доходом (“для кого”).

Ясно, что ни одна из этих систем не развивается в чистом виде. Различные общества представляют собой смешанную экономику с элементами рынка, команды и традиций. Никогда не было стопроцентной рыночной экономики (хотя Англия XIX в. была близка к этому). Сегодня в США государство играет важную роль в утверждении правил экономической игры, развития образования, содержания полиции, регулирования бизнеса. Однако большинство решений в стране принимается исходя из ситуации на рынке и ценообразования на нем.


Глава III. Ценовой механизм в смешанной экономике

А. Рыночное решение основных экономических проблем

Мы видели две основные модели организации экономики: основанную на рыночном механизме и командную.

Рыночный механизм - такая форма организации хозяйства, при которой индивидуальные потребители и производители взаимодействуют посредством рынка с целью решении трех основных проблем экономики. При командной экономике концентрация ресурсов определяется правительством, приказывающим индивидам и формам выполнять государственные планы.

Сегодня ни один из этих видов не отражает реальность американской экономической системы в чистом виде. Она представляет “смешанную экономику”, в которой частные и общественные институты осуществляют экономический контроль: частная система посредством невидимой направляющей рыночного механизма, общественные институты - через администра­тивное регулирование и налоговые стимулы.

Рыночное решение основных экономических проблем. В ры­ночном механизме никто из индивидов или организаций созна­тельно не занимается решением триады экономических про­блем: “что”, “как” и “для кого”. Просто производители и по­требители встречаются на рынке и определяют цены и объем производства.

Не хаос, а экономический порядок. При ближайшем рассмот­рении видно, что рыночная система - система не хаоса и анар­хии. В ней есть определенный порядок. Рыночная экономика представляет собой отработанный механизм для неосознанной координации людей и фирм через систему цен и рынков. Без централизованного интеллекта он решает проблемы, которые сегодня не могут решить самые мощные ЭВМ. Никто его ни проектирует. Он просто развивается. Как и человеческое обще­ство, он меняется. Но он решает первейшую задачу любого общества - способность выжить.

Рыночный механизм. Каким образом работает автоматичес­кий рыночный механизм? Главное для понимания здесь то, что основные решения по ценам и распределению принимаются на рынках. Мы видим в рынке процесс, посредством которого продавцы и покупатели продуктов взаимодействуют, чтобы определить цену и количество последних.

В рыночной системе все имеет цену: каждый товар, каждая


услуга. Даже различные виды человеческого труда имеют цену, называемую уровнем зарплаты. Каждый из нас получает доход продажи и использует его для покупки того, что он хочет. Если какого-либо продукта нужно больше (скажем, пшеницы), покупатели станут больше ее покупать, продавцы поднимут цены на пшеницу, чтобы нормировать ограниченное предложение, а высокие цены заставят производить больше пшеницы. С другой стороны: что если товар (скажем, чай) имеется в количестве большем, чем люди хотят купить? Продавцы, озабоченные тем, как избавиться от запасов чая, снизят цены. По низким ценам люди будут покупать больше чая, а производители будут больше выпускать его в таких количествах. Таким образом, соотношения между продавцами и покупателями будут остановлены. То же характерно для рынка факторов производства, таких, как земля, труд, капитал.

Разрешение трех проблем. Если мы возьмем все разнообраз­ные рынки в совокупности, то получим широкую систему, обес­печивающую равновесие цен и производства путем проб и ошибок. Посредством согласований между покупателями и продав­цами (спроса и предложения) на каждом из этих рынков эко­номике решает одновременно все три проблемы.

Первая из них - “что производить” - определяется голосованием посредством доллара потребителя... путем выбора покупки того или иного товара.

Вторая - “как производить” - определяется конкуренцией между различными производителями. Единственный путь для производителя выиграть ценовую конкуренцию и увеличить прибыль состоит в том, чтобы поддерживать издержки на минимальном уровне, используя наиболее эффективные методы производства.

Третья - “для кого производить” - обусловливается соотношением спроса и предложения на рынках факторов производства. Эти рынки определяют уровни заработной платы, ренты, процента и прибыли, т.е. источников, из которых складываются доходы людей.

Экономики, попробуем разобраться с определением ее понятия и основных функций. состоит из множества участников, которые принимают самостоятельные хозяйственные решения. Если бы эти решения не были связаны никак между собой, система представляла бы собой хаос. Каким же образом осуществляется связь между отдельными субъектами?

Связь осуществляет рынок - основа экономики. На идеальном рынке за одинаковый продукт устанавливается одинаковая цена в определенный промежуток времени.

Этому способствуют:
. неограниченный постоянный спрос;
. увеличение количества субъектов хозяйственной деятельности;
. максимально возможная информированность этих субъектов;
. свобода конкуренции, как среди покупателей, так и среди продавцов;
. мобильность производственных факторов.

Элементы рынка как главного звена рыночной системы

Рыночной экономики определяются также основными элементами рынка и многообразием (частная, кооперативная, акционерная, государственная и т.д.) для обеспечения его высокой конкурентности.

Основные элементы рыночной инфраструктуры:
. рынок финансов;
. рынок производственных факторов;
. рынок товаров и потребительских услуг.
Все эти элементы взаимосвязаны, и если нормально уравновешены, то и экономика функционирует без сбоев.

Какие проблемы решает экономическая система?

Прежде чем отвечать на вопрос, какие достоинства и недостатки рыночной экономики являются определяющими, важно знать, для чего она вообще нужна, какую основную проблему решает. Собственно, любая экономика призвана решить глобальное противоречие между безграничными материальными потребностями общества и ограниченными, или даже редкими, экономическими ресурсами.

Это противоречие можно выразить в пяти более простых вопросах:
. какую продукцию нужно производить;
. какое количество;
. каким образом;
. кто будет ее потреблять;
. как быстро приспосабливается система к изменениям потребительского спроса.

В зависимости от качества ответов на эти вопросы и определяются достоинства и недостатки рыночной экономики. Это основные вопросы, на которые должна отвечать экономическая система.

Достоинства и недостатки рыночной системы

Достоинства
. Эффективность распределения ресурсов.
. Наличие у потребителей и у предпринимателей.
. Возможность удовлетворять разнообразные потребности, улучшать качество товаров и услуг.
. Способность быстро и легко адаптироваться к постоянно меняющимся условиям рынка.
. Инициирование внедрения достижений развивающегося научно-технического прогресса.
. Возможность функционирования в некомфортных условиях ограниченной информации.

Недостатки
. Угасающая конкуренция.
. Неравномерно распределяющийся доход.
. Нестабильность развития и не всегда эффективное производство.
. Инфляция и безработица.
. Тенденция к монополизации.
. Невозможность обеспечить фундаментальные научные исследования.

Тенденции развития

Система никогда не стоит на месте - это ее главное достоинство, и недостатки рыночной экономики нивелируются тенденциями к их исправлению. Большую роль тут играет государственное регулирование и меняющиеся формы всех деятельности. Возникают новые формы трудовых отношений, когда наемные работники принимают участие в управлении деятельностью предприятия или фирмы. Государство имеет возможность влиять на сужение или расширение конкуренции. Увеличивается доля малого бизнеса, более мобильного к меняющимся условиям. Хотя на первом месте по-прежнему стоит прибыль, предприятия заинтересованы в поддержании своей конкурентоспособности и предпринимают для этого целенаправленные действия. И, самое главное, рыночная экономика ориентирована на удовлетворение потребительского спроса.

Воспользуйтесь формой поиска по сайту, чтобы найти реферат, курсовую или дипломную работу по вашей теме.

Поиск материалов

Рыночная система: решение основных экономических проблем

Экономика

1. Рыночная система: решение основных экономических проблем.

а) Рыночное хозяйство и условия его существования.

б) Почему и как рыночная система хозяйствования помогает решать экономические проблемы?

Эволюция общественных форм производства и хозяйства привела к возникновению современной рыночной системы в основе, которой - функционирование социализированного товарного производства, ориентированного на удовлетворение потребностей общества в целом и отдельных индивидов.

Рыночное хозяйство - общественная форма организации экономики, основанная на товарном производстве обеспечивающая взаимодействие между производством и потреблением посредством рынка.

Рынок - это система экономических отношений возникающих на основе устойчивого взаимодействия товарного и денежного обращения. Современное рыночное хозяйство сложилось под воздействием факторов, взаимосвязь которых показана на схеме.

Современное рыночное хозяйство

В современных условиях рынок из саморегулирующегося трансформировался в регулируемый, что привело к усложнению субъектно-объектной структуры рыночного хозяйства.

Субъектно-объектная структура рыночного хозяйства - это система взаимоотношений между субъектами, отражающая их цели, разнонаправленные, но встречно-согласующиеся экономические интересы, характер, формы организации и взаимодействия по поводу движения разнообразных объектов рыночных связей.

Субъекты рыночного хозяйства:

Домашнее хозяйство - это экономическая единица в составе одного или нескольких лиц, которая:

а) обеспечивает производство и воспроизводство человеческого капитала;

б) самостоятельно принимает решения;

в) является собственником какого-либо фактора производства;

г) стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей.

Предприятие - экономическая единица, которая:

а) использует факторы производства для изготовления продукции с целью ее продажи;

б) стремится к максимизации прибыли;

в) самостоятельно принимает решения.

Государство - представлено правительственными учреждениями, осуществляющими юридическую и политическую власть для обеспечения в случае необходимости контроля над хозяйственными субъектами и над рынком для достижения общественных целей.

Все субъекты рыночного хозяйства тесно взаимодействуют на рынке, образуя взаимосвязанный «поток» купли-продажи.

Объекты рыночного хозяйства являются товары и деньги. В качестве товаров выступает не только производственная продукция, но как факторы производства (земля, труд, капитал), услуги. В качестве денег - все финансовые средства, важнейшими из которых являются сами деньги.

Деньги - это выражение стоимости всех товаров и услуг.

Рынок как самостоятельное образование включает 3 основных элемента: рынок товаров и услуг, рынок труда, рынок капитала. Все эти 3 рынка органически взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Развитость рынка рыночных отношений зависит от развития всех его составляющих.

Рынок предполагает наличие следующих признаков:

Неограниченное число участников актов купли-продажи, свободный доступ на рынок и свободный выход из него. Это значит, что каждый человек имеет право заняться предпринимательством или прекратить его. Производители (продавцы) выбирают любой вид деятельности. В свою очередь потребители (покупатели) могут купить все, что угодно. Следовательно, производители и потребители, продавцы и покупатели имеют равные права. Так регулируется экономическая свобода - свобода экономического поведения, когда один участник рыночных операций не в состоянии оказать влияние на решения, принима6емые другими участниками;

Мобильность материальных, трудовых, финансовых ресурсов, так как предпринимательская деятельность преследует цель увеличения дохода, а на это можно рассчитывать только при расширении производства, освоения новой техники, внедрения новых технологий и т. д.;

Наличия у каждого субъекта рынка достоверной информации о предложении, спросе, ценах, норме прибыли и т. д. Без этого он не сможет ориентироваться на рынке и принять правильное решение о целесообразности покупки и продажи;

Отсутствие монополии производителя, однородность одноименных товаров, иначе на рынке не будет свободы экономического поведения продавцов и покупателей.

В действительности не всегда существуют эти признаки. Поэтому в жизни функционирует конкурентный рынок.

Конкуренция - это соперничество, состязательность на рынке, борьба между производителями за потребителей, за наилучшие условия сбыта своей продукции. Конкуренция является механизмом рынка, с помощью которого повышается качество продукции, снижаются производственные затраты внедряются технические новшества.

Технологический выбор производителя, альтернативы кривой производственных возможностей конкретизируются в реализации триады основных экономических проблем: что, как и для кого производить? Особенностью рыночной системы является их автоматическое решение, независимо от того, ставятся ли эти вопросы сознательно или нет. Решение осуществляется конкурентного рыночного механизма, который выступает как способ самоорганизации экономической жизнедеятельности. Этот механизм выполняет три взаимосвязанные основные функции: регулятора распределения экономических ресурсов между различными сферами и отраслями экономики, стимулятора научно-технического и общественного прогресса и основы социальной дифференциации хозяйственных субъектов. Рассмотрим эти функции в отдельности:

1. Функция регулятора распределения экономических ресурсов. Для каждого общества характерна соответствующая система потребностей, для удовлетворения которых вкладываются определенные количества ресурсов. (рисунок 1)

Предположим, что существуют только две потребности в продуктах А и В. Поскольку в рыночной экономике никто заранее не знает, какое количество продукта надо производить, то путь на производство продукта затрачено больше ресурсов, чем это необходимо для удовлетворения соответствующей потребности, а на производство продукта В наоборот, - меньше (рис. 2). Возникшая диспропорция в распределении ресурсов между двумя отраслями выражается в излишках продукта А и дефиците продукта В.

1. излишки продукта А вызовут снижение цены на него и, соответственно, прибыли производителей, которые будут перемещать ресурсы в более выгодную отрасль - производства продукта В;

2. дефицит продукта вызовет повышение в эту отрасль будут поступать ресурсы из отрасли А. Таким образом, будет осуществляться оптимизация распределения экономических ресурсов.

Однако с достижением оптимума процесс перемещения ресурсов не останавливается, и возникает ситуация, которая характеризуется противоположной диспропорцией: излишками продукта В и дефицитом продукта А, и ресурсы будут перемещаться обратно из отрасли В в отрасль А. На этом процессе не заканчивается, а напоминает движение маятника. Равновесие, характеризующееся оптимальным распределением ресурсов, устанавливается лишь как момент в движении диспропорций, и для стабильной экономики важно, чтобы отклонения «маятника» от линии равновесия не были бы значительными. Ответ на вопрос «что производить» и сколько на это затрачивать ресурсов дают покупатели, «голосуя своими кошельками» за тот или иной товар и характеризуя таким образом общественные потребности населения страны.

2. Функция стимулятора научно-технического и общественного прогресса. Допустим, три производителя производят один и тот же продукт с разными удельными индивидуальными издержками при рыночной цене, равной 20 усл. ед. (таблица 1)

Прибыль, полученная первым производителем, является результатом и стимулом применения более эффективных технологий и других новаций, т. е. способ производства определяется конкуренцией различных способов, где предпочтение будет отдано наиболее эффективному (экономичному), что и является ответом на вопрос - как производить?

Удельные издержки и прибыль (уловные данные)

Производители

Удельные издержки

3. Функция социальной дифференциации хозяйственных субъектов. Пример, приводимый в табл. 1, показывает, что не все из них преуспевают в конкурентной борьбе. В ней всегда есть как выигравшие, так и проигравшие. Действие рыночного механизма приводит к постоянной социальной дифференциации населения и хозяйственных субъектов на богатых и бедных. Вопрос о том, для кого производить? - решается совершенно однозначно: для тех, кто способен платить.

Итак, при рыночной системе ответы на основополагающие вопросы дает механизм свободного образования цен, которые формируются на соответствующих рынках под влиянием спроса и предложения. Для уяснения природы рынков и процессов формирования цен на них рассмотрим простейшую модель движения реальных экономических благ, сопровождающегося встречными потоками доходов и расходов.

Оценка роли рыночной системы:

Аргументами в пользу рыночной экономики являются:

эффективность в распределении экономических ресурсов;

гибкость и быстрая приспособляемость к постоянно изменяющимся общественным потребностям и нуждам НТП;

организация экономической жизнедеятельности на основе стимулирования, а не принуждения;

экономическая свобода как объективная база политических свобод и прав граждан.

К аргументам против рыночной экономики относятся:

ограниченность рынка, учитывающего только индивидуальные потребности и не выделяющего или выделяющего недостаточно экономических ресурсов для производства социальных благ;

экономическая нестабильность, сопровождающаяся инфляцией и безработицей;

социальная дифференциация, потенциально вызывающая социальную напряженность в обществе;

естественное развитие конкуренции неизбежно ведет к монополизации и, следовательно, подавлению конкуренции.

Не должно быть иллюзий относительно возможности размежевания преимуществ и пороков рыночной экономики в целях сохранения первых и искоренения вторых. Пороки рыночной экономики - органическое продолжение ее преимуществ, т. е. их оборотная сторона. Как известно, самый радикальный способ борьбы с инфляцией - это уничтожение денег. Осуществляя переход к рыночной экономике, мы, образно говоря, покупаем «товар с нагрузкой», что определяет характер и меру государственного регулирования, глубинный смысл которого заключается не просто в устранении недостатков, а скорее, в достижении компромисса между хозяйственными субъектами и социальными слоями по поводу распределения этих недостатков и преимуществ, что позволяет сохранять социальную стабильность и способствует общественному прогрессу.

Функция спроса на данный товар: Fd = 4 - P. Функция предложения Fs = 5 + P, где Р - цена на товар. Нарисовать линии спроса и предложения. Определить равновесный объем продаж.

Контрольная работа № 2

1. Макроэкономическое равновесие и фискальная политика государства.

а) Недискреционная фискальная политика государства. Автоматические и встроенные стабилизаторы.

б) Какие налоговые стимулы используются для поощрения рискового предпринимательства?

Понятие макроэкономического равновесия. Макроэкономическое равновесие - это такое состояния национальной экономики, когда использование ограниченных производственных ресурсов для создания товаров и услуг и их распределение между различными членами общества сбалансированы, т. е. существует совокупная пропорциональность между:

Ресурсами и их использованием;

Факторами производства и результатами их использования;

Совокупным производством и совокупным потреблением;

Совокупным предложением и совокупным спросом;

Материально-вещественными и финансовыми потоками.

Следовательно, макроэкономическое равновесие предполагает стабильное использование их интересов во всех сферах национальной экономики.

Такое равновесие - это экономический идеал: без банкротств и стихийных бедствий, без социально-экономических потрясений. В экономической теории макроэкономическим идеалом является построение моделей общего равновесия экономической системы. В реальной жизни происходят разнообразные нарушения требований такой модели. Но значение теоретических моделей макроэкономического равновесия позволяет определить конкретные факторы отклонений реальных процессов от идеальных, найти пути реализации оптимального состояния экономики.

В экономической науке существует множество моделей макроэкономического равновесия, отражающих взгляды разных направлений экономической мысли на эту проблему:

Ф. Кенэ - модель простого воспроизводства на примере экономики Франции XVIII столетия;

К. Маркс - схемы простого и расширенного капиталистического общественного воспроизводства;

В. Ленин - схемы капиталистического общественного расширенного воспроизводства с изменением органического строения капитала;

Л. Вальрас - модель общего экономического равновесия в условиях действия закона свободной конкуренции;

В. Леонтьев - модель «затраты - выпуск»;

Дж. Кейнс - модель краткосрочного экономического равновесия.

При изучении названой темы решаются две главные задачи: во-первых, дополнение от модели анализом государственного сектора, т. е. переход от модели чистой рыночной экономики к модели смешанной экономики, во-вторых, поскольку государство встроено в модель, проведение анализа его фискальной политики. Для их решения сделаем ряд допущений:

1. I, G и Xn рассматриваются как автономные, независимые от изменений дохода.

2. С, I и Xn являются автономными по отношению к G.

3. Доходы госбюджета полностью формируются за счет индивидуальных налогов, которые одновременно рассматриваются как чистые и паушальные, т. е. такие, которые постоянны при любой величине доходов.

4. Остается в силе абстракция, в соответствии с которой ВНП = ЧНП = НД = ЛД. Однако за счет введения налогового элемента обозначилась разница между личным доходом домохозяйств (ЛД) и располагаемым доходом (Д). Таким образом, ВНП со стороны расходов выступает как АЕ = С + I + G + Xn, а со стороны доходов - как AV = T + C + S.

5. Уровень цен постоянен, что означает нахождение экономики на кейнсианском участке кривой AS, т. е. в состоянии неполной занятости.

6. Фискальная политика воздействует только на AD и АЕ, но не влияет на AS, что характерно именно для кейнсианской экономической доктрины.

Государственные расходы. Как и инвестиции, равносильны инъекциям в экономику. Их увеличение (снижение) приводит к увеличению (уменьшению) АЕ, вызывающему рост (падение) равновесного объема производства, т. е. ?G - ?АЕ - ?V. Причем фундаментальной рекомендацией Кейнса является то, что эффективное стимулирующее воздействие основано на их дефицитном финансировании, имеющем особое значение для преодоления депрессии, спада и безработицы. Поэтому предположим, что первоначально Т = 0.

При депрессии возрастают утечки в виде сбережений и импорта, что уменьшает АЕ. В результате образуется рецессионный разрыв, который может быть покрыт инъекциями в виде инвестиций, экспорта и государственных расходов. Тогда равновесный объем производства устанавливается при S + M + I + X + G. Увеличение G вызовет сдвиг кривой АЕ вверх (рис. 1).

Причем государственные расходы подвержены действию мультипликатора, что существенно повысит равновесный объем производства. Сокращение государственных расходов, наоборот, вызовет его снижение.

Введение в модель налогового фактора интерпретируется следующим образом:

1. Введение или увеличение налогов вызывает уменьшения величины располагаемого дохода.

2. Это уменьшение приведет к снижению потребительских расходов и сбережений, т. е. ? Т? ? Д? ? С (S).

3. Величина их снижения определяется предельными склонностями к потреблению и сбережению: ?С=?Т*МРС и?S=?Т*МРS.

4. Величина потребительских расходов и сбережений после уплаты налогов определяется как Са = С - ?С и Sa = S - ?S. Так, например, если?Т = 20, то?Д = -20. При МРС = 0, 75 и МРS = 0, 25 ?С = -20 * 0, 75 = -15, а?S = -20 * 0, 25 = -5.

5. Налоги, как и сбережения и импорт, есть утечки из потока доходов-расходов. Эти утечки должны быть компенсированы инъекциями, т. е. Sa + М + Т = I + X + G.

Из анализа рис. 2 следует, что увеличение налогов ведет к снижению равновесного объема производства, что отражается в смещении прямой АЕ относительно биссектрисы. Введение налогов имеет двойственный эффект:

уменьшение располагаемого дохода и сбережений или S ? Sa;

увеличение утечек или (Sa + М) ? (Sa + М + Т). Снижение налогов, соответственно, дает противоположный результат.

При одновременном изменении государственных расходов и налогов особенный интерес представляет ответ на вопрос: что происходит при одновременном их увеличении на одну и ту же величину, т. е. при?G = ?Т?

С формальной стороны, поскольку G - инъекции, а Т - утечки, то изменения в равновесном объеме производства быть не должно. Однако фактически он увеличивается. Изменение государственных расходов оказывает более сильное влияние на АЕ, нежели изменение налогов. Это объясняется тем, что первые непосредственно воздействуют на них, а вторые - опосредствовано, когда противоположное изменение сбережений по отношению к изменению самих налогов в значительной степени снижает эффект их воздействия. В результате рост государственных расходов не только компенсирует, но и перекрывает последствия роста налоговых поступлений. ?G = 20, ?АЕ = 20, а при?Т = 20 ?АЕ = -15. В результате?АЕ = 20 - 15 = 5. Если k = 1/МРS = 1/ 0, 25 = 4, то?V = k * ?АЕ = 4 * 5 = 20. Таким образом, увеличение объема производства равно размеру первоначального прироста государственных расходов, соответствующему приросту налогов, или?V = ?G = ?T, т. е. мультипликатор сбалансированного бюджета равен единице.

Фискальная политика - политика манипулирования бюджетом, расходами и налогами в целях изменения реального объема производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорения экономического роста.

Фискальная политика включает:

дискреционную политику, основанную на жестком сознательном вмешательстве в экономику;

недискреционную политику, основанную на автоматической стабилизации экономики.

Выделяют два вида дискреционную политики: стимулирующую и рестриктивную.

Стимулирующая фискальная политика осуществляется в период спада, депрессии, включает повышение государственных расходов, понижение налогов и приводит к дефициту бюджета. Так, например, если Vо = 1500, Vе = 1800 и МРС = 0, 75, то задача решается двумя способами:

1. За счет повышения государственных расходов при неизменных налогах. Рассчитывается величина необходимого для достижения полной занятости приращения объема производства или?V = 1800 - 1500 = 300. Затем определяется величина необходимого приращения государственных расходов, исходя из формулы?V = k * ?G, где?G = ?V / k = 300 / 4 = 75.

2. За счет снижения налогов при неизменных государственных расходах. Величина необходимого уменьшения налогов определяется по формуле: ?V = k * ?С = k * ?Т * МРС, где?Т = ?V / (k * МРС) = 300 / (4*0, 75) = 100. В данном случае цель достигается за счет большей величины дефицита бюджета, равной 100.

Рестриктивная фискальная политика осуществляется в период бума и инфляции, включает снижение государственных расходов, повышение налогов и приводит к избытку госбюджета.

Таким образом, главное назначение дискреционной фискальной политики состоит в противодействии циклическим колебаниям экономики посредством стимулирования или ограничения совокупного спроса. Поэтому она называется антициклической.

Проведение дискреционной фискальной политики требует осуществления мер по сбалансированию госбюджета, которое предполагает:

финансирование дефицитов;

ликвидацию бюджетных излишков.

Применяются два основных метода финансирования дефицита: займы у населения посредством пропажи ценных бумаг и эмиссия денег.

При заимствованиях государство мвыходит на финансовый рынок и, конкурируя с бизнесом, размещает свои ценные бумаги. Спрос на деньги повышается, что приводит к повышению ставки процента, вызывающему сокращение инвестиций и потребительских расходов, т. е. ?Dm - ?i - ?I (c) - ?AE. В итоге уменьшается эффект проводимой стимулирующей политики.

Эмиссия денег позволяет избежать вытеснения расходов и повысить стимулирующее воздействие на экономику, т. е. ?Sm - ?i - ?I (c) - ?AE.

Для ликвидации бюджетных излишков так же применяются два основных метода: погашение государственного долга и изъятие денег из обращения. Для погашения долга государство, выкупая у населения свои ценные бумаги, увеличивает денежное предложение. В результате снижается ставка процента, вызывая повышение потребительских и инвестиционных расходов, что ослабляет рестриктивный эффект. Поэтому более эффектным методом является изъятие денег из обращения.

Недискреционная фискальная политика обусловлена тем, что в определенной степени изменения в относительных уровнях государственных расходов и налогов осуществляются автоматически. До сих пор в процессе анализа использовалось допущение, что государственные расходы и налоги автономны, не зависимы от изменений в доходах. Но в конкретной действительности это не так. При спаде (буме) доходы снижаются (повышаются), что вызывает автоматическое снижение (увеличение) налогов и увеличение (снижение) трансфертных платежей. В результате увеличивается (уменьшается) совокупный спрос, что ведет к уменьшению спада (бума). Происходит сглаживание циклических колебаний.

В данном случае налоги и трансферты выступают как автоматические встроенные стабилизаторы экономики - амортизаторы циклических колебаний, не требующие сознательного государственного вмешательства. Встроенная стабильность - это механизм действия автоматических стабилизаторов.

Государство определяет нормативы государственных расходов и величину налоговых ставок, но не сами налоговые поступления. Последние изменяются и при неизменной налоговой ставке.

Вместе с тем, необходимо учитывать, что встроенная стабильность лишь ограничивает размах и глубину колебаний, но не предотвращает их. По некоторым данным она в состоянии уменьшить колебания национального дохода примерно на 1/3. Для более решительных мер требуется переход к дискреционной политике.

Оценка эффективности фискальной политики чрезвычайно проблематична. К основным проблемам относятся следующие:

1. Временной лаг. Это период, обусловленный реализацией фискальной политики, включающий этапы: осознания явления (спада или бума); административной задержки (от осознания до принятия мер); преодоления инерционности экономики (от принятия мер до получения эффекта). Проблема в том. Что в течение этого времени экономическая ситуация может принципиально изменится, и принятые меры окажутся неадекватными.

2. Приоритеты и баланс целей государственной политики:

а) У государства, как известно, много целей, и фискальная политика лишь одно из направлений его деятельности. Цели нередко противоречат друг другу. Так, например, задача сбалансирования госбюджета часто находится в конфликте с задачами макроэкономической стабилизации. Не согласованность целей порождает непредвиденные результаты. Поэтому необходимо соотносить между собой приоритеты целей и их баланс.

б) Необходимо учитывать переплетение делового цикла экономической активности с избирательным циклом политической активности. Это ставит осуществление фискальной политики в зависимость от чисто внешних политических устремлений. Например, известно, что популярные меры проводятся, как правило, до выборов, а наиболее непопулярные - после.

в) Фискальная политика, в отличие от кредитно-денежной, наиболее подвержена воздействию коррупции и лоббизма.

3. Эффект вытеснения расходов. Он обусловлен тем, что стимулирующая (дефицитная) фискальная политика в тенденции подрывает свою собственную эффективность. Так, например, при спаде государство осуществляет программу роста государственных расходов. Для их финансирования оно выходит на финансовый рынок, предлагая ценные бумаги. В результате произойдет увеличение спроса на деньги, приводящее к повышению процентной ставки и, соответственно, сокращению частных инвестиционных и потребительских расходов. Происходящее вытеснение расходов снижает эффективность стимулирующей политики. Однако, по мнению кейнсиансев, существуют факторы, противодействующие этому. Указывается на то, что 1) рост государственных расходов приводит к увеличению ожидаемой прибыли в частном секторе и стимулирует спрос на частные инвестиции; 2) можно увеличить денежное предложение, и эффект вытеснения будет полностью компенсирован, поскольку произойдет стабилизация ставки процента.

4. Эффект инфляции. Он состоит в том, что рост цен существенно ослабляет эффективность стимулирующей политики. При стимулировании совокупного спроса экономика перемещается на промежуточный участок кривой AS. Начавшаяся промежуточная инфляция через механизм эффектов богатства, процентной ставки, импортных закупок приводит к сокращению АЕ, что уменьшает эффективность стимулирования. Экономика не попадает в точку полной занятости Qe. Рост цен привод к отклонению кривой AS влево вверх, и равновесный объем производства устанавливается на уровне Q2.

5. Эффект чистого экспорта. Он обусловлен тем, что воздействия мировой конъюнктуры могут снизить и обесценить эффективность фискальной политики. Так при осуществлении стимулирующей политики государство в целях финансирования дефицита выходит на денежный рынок в качестве предъявителя дополнительного спроса. Увеличение спроса на деньги повышает процентную ставку, что понижает курс ценных бумаг и делает их привлекательными для покупателей из-за рубежа. Поэтому повышается внешний спрос на деньги и, соответственно, валютный курс рубля, что вызывает снижение чистого экспорта и АЕ. Такие изменения не только обесценивают фискальную политику, но и негативно воздействуют на торговый баланс.

6. Односторонность мер кейнсеанской фискальной политики. Кейнсеанцы предлагают воздействовать на экономику через AD и AE. Однако сторонники неоклассической экономической доктрины выступают за проведение политики, ориентированной именно на AS.

7. При проведении общей фискальной политики важно учитывать соотношение между дискреционной и недискреционной политикой, конкретный вклад каждой из них в макроэкономическую стабилизацию. Неучет этого ведет к нежелательным, нередко противоположным результатам, нежели те, которые предполагались в качестве первоначальных целей.

В условиях полного отсутствия налогов ЧНП и потребление характеризуется данными, приведенными в таблице.

ЧНП (млрд. долл.)

Потребление (млрд. долл.)

а) постройте график потребления и отмерьте размер предельной склонности к потреблению;

б) при введении пропорциональной налоговой системы с 15-ти процентной ставкой налога постройте новый график потребления, рассчитайте и отмерьте величину предельной склонности к потреблению.

Описание предмета: «Экономика»

К теоретическим истокам рыночной экономики прежде всего следует отнести региональный аспект экономической теории (политэкономии) . Только рассматривая экономику региона под углом зрения воспроизводственного процесса в целом, можно дать достоверные и экономические оправданные трактовки и объяснения различным процессам развития.

Изучение экономики невозможно без знания закономерностей воспроизводственного процесса в масштабах страны и присущих ему противоречий. Основное противоречие - противоречие между общественными потребностями и предпосылками их удовлетворения. Суть этого противоречия и суть других противоречий регионального воспроизводственного процесса сегодня - в условиях рыночных отношений.

Экономика затрагивает области и других наук: экономические аспекты демографии, социологии, культурологии, политологии и других наук о человеке и обществе (социумах), а также геологии, биологии, экологии и т.д.

В целом место экономики в современной науке необходимо рассматривать в двух измерениях.

В структуре современной экономической науки и современного экономического образования есть два признанных центра притяжения, или полюса: макроэкономика и микроэкономика. Двухполюсная система не образует замкнутого ядра научных знаний.

2. Лауреат Нобелевской премии по экономике, один из виднейших представителей современного институционализма, американский экономист Дуглас Норд в одном из своих докладов высказал следующую мысль: «Формальные правила можно заменить за день, неформальные ограничения – нет». Напишите эссе на высказывание.

3. РЫНОК И ГОСУДАРСТВО В СОВРЕМЕННОЙ СМЕШАННОЙ ЭКОНОМИКЕ

3.1. Понятие и функции рынка

Рыночная система оказалась наиболее эффективной и гибкой для решения основных экономических проблем.

Рынок – стихийный порядок. Это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном, безличностном механизме ценовых сигналов.

Многие современные авторы (в частности, М. Фридман) главной предпосылкой возникновения рынка считают рационализм экономического поведения человека. Рационализм состоит в том, чтобы сбалансировать растущие потребности и ресурсные возможности.

Вследствие ограниченности возможностей индивид посвящает себя одному занятию, отсюда появляются разделение труда, специализация, а следовательно, и обмен. Так появляется рынок. Необходимым условием существования рынка является свободный обмен ресурсами. Только он позволяет формироваться свободным ценам, которые и будут подсказывать хозяйствующим агентам наиболее эффективные направления их деятельности.

Рыночная экономика решает основные экономические проблемы наиболее эффективно. Главное заключается в том, что рыночная организация требует от общества наименьших издержек при решении этих проблем.

Рынок непосредственно соединяет производителей и потребителей, которые с помощью цен, прибылей и убытков решают основные экономические проблемы. В рыночной экономике нет структур, которые бы занимали место между производственной сферой и потребителями, диктуя им, что и как производить и для кого предназначена произведенная продукция.

Спрос – важнейший ориентир для предложения. Производители предлагают на рынке только те товары, которые пользуются спросом. Взаимодействие спроса и предложения определяет цены.

Рынок беспристрастно и жестко осуществляет отбор как товаров, так и способов их производства.

Рынок выполняет ряд функций. Главная функция рынка – ценообразование . Цены формируются в результате взаимодействия спроса и предложения и, в свою очередь, выполняют ряд функций: информационную, стимулирующую, распределительную.

Эти функции цен могут реализовываться только в условиях свободной конкуренции. Это обусловлено следующим:

только в условиях конкуренции ценовые сигналы отражают рыночный спрос;

именно конкуренция заставляет агентов рынка поступать в соответствии с этими сигналами;

конкуренция обеспечивает сближение частных и общественных интересов. Таким образом, конкуренция – это вторая функция рынка.

3.2. Модель кругооборота в рыночной экономике

Общее представление о функционировании экономики дает упрощенная модель кругооборота товаров, ресурсов и доходов (рис. 3.1).

Рис. 3.1. Модель кругооборота товаров, ресурсов и доходов в экономике

В ней основными экономическими субъектами являются домашние хозяйства, фирмы, государство. Между домохозяйствами и фирмами движутся потоки товаров, ресурсов, а также платежи за товары и ресурсы. Домашние хозяйства продают предприятиям ресурсы и используют полученные доходы для покупки произведенных фирмами товаров и услуг. Внешний контур модели показывает движение товаров и ресурсов, внутренний – встречный поток доходов от продаж товаров и ресурсов и расходов на их приобретение.

На товарных рынках домохозяйства предъявляют спрос, т.е. являются покупателями, а на ресурсном рынке осуществляют предложение, т.е. являются продавцами. Фирмы, наоборот, на товарном рынке осуществляют предложение, а на ресурсном – предъявляют спрос.

Важную роль в кругообороте благ и ресурсов играет государство.

Процесс постепенного повторения и возобновления производства именуется воспроизводством. Воспроизводству присущи четыре фазы: производство, распределение, обмен и потребление.

3.3. Проблемы, не решаемые рыночной экономикой

Рынок не решает ряд проблем, а именно:

1) не в состоянии обеспечивать нормальное денежное обращение;

2) не обеспечивает удовлетворения потребностей в общественных благах;

3) не устраняет возникающих при производстве внешних, побочных эффектов (экстерналий);

4) не обеспечивает равенство в доходах;

5) не обеспечивает полной занятости;

6) не решает региональных проблем;

7) не обеспечивает устойчивости макроэкономического равновесия, он подвержен нестабильному развитию, которому присущи процессы спада и застоя;

8) экономика не в состоянии развиваться без инфляции;

9) экономика не обеспечивает фундаментальных исследований;

10) не имеет иммунитета против монополизма, который разрушает конкуренцию;

11) не в состоянии реализовать национальные интересы страны в сфере внешних экономических отношений;

12) механизм нуждается в корректировке, которую способно осуществить государство.

3.4. Роль государства в современной смешанной экономике

Недостатки рыночной экономики призвано исправлять государство. Осуществляя эту задачу, государство выполняет множество функций, которые можно объединить в несколько групп.

1. Поддержание экономической эффективности, т.е. создание таких «правил игры» в сфере экономики, которые бы ограничивали монополизм и сохраняли конкуренцию.

2. Поддержание стабильности развития: сглаживание циклических колебаний, сдерживание инфляций и роста безработицы, стимулирование экономического роста.

Любое общество должно решить на всех уровнях экономики три основные взаимосвязанные проблемы:

  • что производить?
  • как производить?
  • для кого производить?

Решение первой проблемы предполагает необходимость в условиях ограниченных ресурсов выбора количества, номенклатуры и ассортимента товаров и услуг, которые должны быть произведены в экономике.

Для решения второй задачи следует определить, на каких предприятиях, из каких ресурсов и с использованием какой технологии будет произведена продукция.

Решение третьей проблемы определяется принципами и формами распределения созданного продукта между потребителями.

Необходимость решения трех перечисленных проблем в любом обществе обусловлена действием закона редкости, противоречием между ограниченностью ресурсов и безграничностью потребностей. В этих условиях для субъектов микроэкономики главной целью становится наиболее рациональное распределение ресурсов для получения максимальной экономической выгоды. Механизм решения основных экономических проблем имеет свои особенности, определяемые типом экономической системы, утвердившейся в данном обществе: рыночной, командной или смешанной.

Современные экономические системы различных стран являются смешанными , в разной степени сочетающими действие свободного рыночного механизма с государственным регулированием экономики. Для понимания функционирования смешанной системы следует знать основы действия рыночного механизма.

В свободной рыночной системе товары и услуги производятся людьми в соответствии с их частными интересами и целями, ради собственной выгоды и без централизованного руководства. Рыночная конкурентная экономика представляет собой механизм неосознанной координации субъектов экономики в масштабе общества через систему свободных цен и рынков. Свободная рыночная система — это саморегулируемая система.

Действие конкурентного рыночного механизма основано на том, что решения по ценам и распределению товаров и услуг принимаются на свободных рынках в зависимости от соотношения спроса и предложения . При этом одновременно решаются три основные экономические проблемы общества в целом.

Решение проблемы “Что производить?” определяется прежде всего голосами потребителей посредством имеющихся у них денег при выборе покупки тех или иных товаров и услуг. Тем самым выясняется спрос на данное экономическое благо. Однако на рынке спросу всегда противостоит предложение, которое во многом зависит от издержек производства конкретного товара.

Главным фактором, определяющим решение проблемы “Как производить?” является конкуренция между производителями. Она требует снижения издержек производства для увеличения прибыли, что предполагает использование достижений научно-технического прогресса.

Решение проблемы “Для кого производить?” зависит от соотношения спроса и предложения на рынках ресурсов (факторов производства). На этих рынках формируются доходы людей: заработная плата, рента, процент, прибыль — все, что определяет их возможности приобретать те или иные экономические блага. Характер распределения и размеры доходов во многом зависят от распределения собственности в данном обществе.

Действие рыночного механизма основано на установлении соответствия между спросом и предложением товаров и услуг на рынке.