Осуществление выплат во внебюджетные фонды — обязанность каждого работодателя. Что такое внебюджетные фонды, какие перечисления в них осуществляются, как отразить в учете операции по — на все эти вопросы мы ответим в нашей статье.
Внебюджетным фондом называют государственный орган, финансовые ресурсы которого формируются за пределами государственного бюджета. Источник финансирования внебюджетных фондов — обязательные отчисления, которые осуществляют юридические лица с целью реализации социальных прав граждан. Именно поэтому внебюджетные фонды также называют социальными.
В настоящий момент в РФ действуют 3 основных социальных внебюджетных фонда: Пенсионный, Фонд социального страхования (ФСС) и обязательного медицинского страхования ФФОМС).
Выплаты во внебюджетные фонда обязательны к перечислению. Базой начисления выплат являются доход сотрудника, выплачиваемый работодателем. К таким доходам относятся:
Страховые взносы начисляются работодателем на выплаты, получаемые сотрудником в рамках трудовых отношений, исполнителем по договору подряда, авторскому договору. Также начисление осуществляется на вознаграждение, выплачиваемое руководителю организации, если он является единственным ее участником.
Согласно изменениям в законодательстве, вступившим в силу в 2015 году, взносы во внебюджетные фонды (ПФР) также начисляются на доходы сотрудников-иностранных граждан, лиц без гражданства. При этом срок заключения и действия трудового договора значения не имеет.
Для учета операций по взносам во внебюджетный фонды используют счет 69. Для каждого из органов социальной защиты (Пенсионный фонд, ФСС по взносам на социальное страхование, ФФОМС) создают отдельный субсчет.
Типовые проводки по начислениям и перечислениям во внебюджетные фонды рассмотрим на примерах.
ООО «Маркер» в августе 2015 произвело начисление выплат в пользу сотрудников: зарплата — 1 350 000 руб., больничные пособия 54 500 руб. (в том числе 2700 руб. за первые 3 дня за счет организации).
Был произведен расчет суммы социальных взносов:
Бухгалтером ООО «Маркер» были сделаны такие проводки:
Дт | Кт | Описание | Сумма | Документ |
44 | Начисление заработной платы | 1 350 000 руб. | ||
44 | за первые 3 дня за счет ООО «Маркер» | 2 700 руб. | Больничные листы | |
69 ФСС | Начисление больничных за счет ФСС (54 500 руб. — 2700 руб.) | 800 руб. | Больничные листы | |
44 | 69 ПФР | Начисление взносов в Пенсионный фонд | 297 000 руб. | Ведомость расчета заработной платы |
44 | 69 ФСС | Начисление взносов в ФСС | 39 150 руб. | Ведомость расчета заработной платы |
44 | 69 ФФОМС | Начисление взносов в ФФОМС | 68 850 руб. | Ведомость расчета заработной платы |
Расходы ООО «Маркер» на социальное страхование составили 800 руб., что больше начисленной суммы взносов за август (39 150 руб.). По этой причине ООО «Маркер» какие-либо перечисления в ФСС в августе 2015 не осуществляло. Часть непокрытых расходов ( 800 руб. — 39 150 руб. = 12 650 руб.) была учтена в сентябре 2015.
Между ООО «Глобус» и Кондратенко Ю.П. был заключен договор подряда на сумму 000 руб. (строительно-монтажные работы). Согласно условиям договора, Кондратенко был выплачен аванс в размере 10% от стоимости работ (4 300 руб.). Остаток средств был выплачен по факту выполнения работ (38 700 руб.).
В учете ООО «Глобус» были сделаны такие проводки:
Дт | Кт | Описание | Сумма | Документ |
76 | Перечисление аванса Кондратенко по договору подряда | 4 300 руб. | Платежное поручение, договор подряда | |
Регулируется Федеральным законом №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный Фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный и территориальные фонды обязательного страхования» от 24.07.2009 года
Плательщиками взносов признаются:
1) лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам:
Организации;
Индивидуальные предприниматели;
Физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями.
2) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Объектом обложения:
Для налогоплательщиков пункта 1 признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, лицензионным договорам о предоставлении права использования указанных произведений. Включаются все выплаты физическим лицам независимо от отнесения их на расходы, уменьшающие базу по налогу на прибыль организаций.
Для налогоплательщиков, указанных в пункте 2, признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.
База для начисления страховых взносов плательщиками, производящими выплаты физическим лицам.
Предельная величина доходов каждого физического лица для начисления страховых взносов составляет 415 000 руб. Она определяется нарастающим итогом с начала календарного года. Если суммы выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица превысят этот предел, то страховые взносы с суммы превышения не взимаются. Регрессивной шкалы в отношении страховых взносов не предусмотрено. Начиная с 2011 года указанная предельная величина дохода будет ежегодно индексироваться в размере, определяемом Правительством РФ, в соответствии с ростом средней заработной платы.
Если работодатель производит выплаты и иные вознаграждения в натуральной форме в виде товаров (работ, услуг), при расчете базы для уплаты взносов учитывается цена этих товаров (работ, услуг), указанная сторонами договора с учетом НДС и акцизов.
Страховыми взносами не облагаются:
1. государственные пособия, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам;
2. установленные законодательством РФ, компенсационные выплаты* ;
* Из перечня не облагаемых страховыми взносами сумм, выплачиваемых в пользу физических лиц, исключены:
Компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск;
Суммы единовременной материальной помощи, выплачиваемые членам семьи умершего работника;
Выплаты в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными или опасными условиями труда;
Стоимость форменной одежды, выдаваемой обучающимся и воспитанникам в соответствии с законодательством;
Стоимость льгот по проезду, предоставляемых обучающимся и воспитанникам.
3. суммы страховых платежей (взносов) по обязательному страхованию работников;
4. суммы платежей (взносов) налогоплательщика по договорам добровольного личного страхования работников, заключаемым на срок не менее одного года, предусматривающим оплату страховщиками медицинских расходов этих застрахованных лиц;
5. с 01.01.2009 г. взносы работодателя, уплаченные налогоплательщиком в соответствии с ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений», в сумме уплаченных взносов, но не более 12 000 рублей в год в расчете на каждого работника, в пользу которого уплачивались взносы работодателя;
6. суммы материальной помощи, выплачиваемые физическим лицам не превышающие 4000 рублей на одно физическое лицо за налоговый период;
7. с 01.01.2008 г. сумма материальной помощи, выплачиваемая при рождении ребенка, не превышающая 50000 рублей на каждого ребенка;
8. с 01.01.2009 г. - суммы платы за обучение по основным и дополнительным профессиональным образовательным программам, профессиональную подготовку и переподготовку работников, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций;
9. с 01.01.2009 г. - суммы, выплачиваемые организациями (индивидуальными предпринимателями) своим работникам на возмещение затрат по уплате процентов по займам (кредитам) на приобретение и (или) строительство жилого помещения, включаемые в состав расходов, учитываемых при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций - применяются до 1 января 2012 года.
Тарифы страховых взносов для лиц , производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (таблица 14).
В течение 2010 года для плательщиков страховых взносов – работодателей сохраняется максимальная ставка, которая действовала по ЕСН в отношении доходов до 280 000 рублей.
В течение 2010 года для индивидуальных предпринимателей, которые не используют труд наемных работников и применяют специальные налоговые режимы, сохраняется фиксированный платеж, уплачиваемый в пенсионный фонд.
С 2011 года тарифы для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов будут аналогичны тем, которые установлены для плательщиков, производящих выплаты физическим лицам.
Таблица 14 – Тарифы во внебюджетные фонды
Период действия тарифов |
Пенсионный фонд РФ |
Общая ставка |
|||
Для лиц, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам: Организации, индивидуальные предприниматели, физические лицас суммы, не превышающей 415 000 руб. |
|||||
на 2010 год | |||||
с 2011 года | |||||
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или уплачивающих ЕНВД, а также лиц, использующих труд инвалидов и общественные организации инвалидов |
|||||
на 2010 год | |||||
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН или уплачивающих ЕНВД |
|||||
с 2011 года | |||||
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН |
|||||
на 2010 год | |||||
Для организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих ЕСХН, а также лиц, использующих труд инвалидов или общественные организации инвалидов |
|||||
на 2011 – 2012 годы | |||||
на 2013 – 2014 годы |
Расчетным периодом признается календарный год.
Расчеты по страховым взносам предоставляются плательщиками, производящими выплаты физическим лицам по месту своего учета:
Плательщики, не производящие выплаты физическим лицам, подают расчеты в территориальный орган ПФР до 1 марта следующего года.
Отчетными периодами по взносам признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года.
Плательщики, производящие выплаты физическим лицам, в течение расчетного (отчетного) периода по итогам каждого месяца уплачивают ежемесячный обязательный платеж не позднее 15 числа следующего месяца.
Плательщики, не производящие выплаты физическим лицам, уплачивают взносы за расчетный период не позднее 31 декабря текущего.
1Рикардо Д. Начало политической экономии и податного обложения. - М., 1935.- С.100.
2Налоговый кодекс РФ, статья 8.
1Галкин В.Ю. Некоторые вопросы теории налогов. //Финансы №1. 1993. - С.35.
1Теория финансов. / Под ред. Заяц Н.Е., Фисенко М.К. - 2-е изд. - МН.: Высшая школа, 2008. - С. 20-22, 299-300.
2Финансы. / Под ред. Родионовой В.М. - М.: Финансы и статистика, 2006. - С. 11, 21, 23, 240.
1Общая теория финансов./ Под ред. Л.А. Дробозиной. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1995. - С. 8, 12, 14, 94.
2Финансы /Под. ред. М.В. Романовского – М.: «ЮРАЙТ», 2006. – С.17, 20
3Налоги и налогообложение. /Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – Санкт-Петербург: 6-е изд., Питер, 2009. – С. 19 - 23
1Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1998. - С.137, 138.
2Управление налогообложением рассматривается на примере России и основе работ:
Финансы и кредит. / Под ред. А.Ю. Казака - Екатеринбург: МП «ПИПП» , 1994. - С. 124 - 131.
Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 1998. - С.134-171.
1Налоговый кодекс РФ, часть 1.
1Составлена на основе статей 31 и 32 Налогового кодекса
1Составлена на основе статей 21 и 23 Налогового кодекса
1Составлена на основе главы 26.2 Налогового кодекса.
1Составлена на основе главы 26.3 Налогового кодекса.
2Налоговый кодекс глава 26.3
Существует четыре вида обязательных страховых взносов.
Начисление и уплата обязательных страховых взносов регулируются Федеральным законом от 24.07.98 № 125-ФЗ и Федеральным законом от 24.07.09 № 212-ФЗ.
Обязательные страховые взносы уплачивают:
Если один и тот же человек подходит сразу под несколько определений, страховые взносы нужно платить отдельно по каждому основанию. Например,
К выплатам, на которые организации и ИП — работодатели начисляют обязательные страховые взносы своим сотрудникам в рамках трудового договора, в частности, относятся:
На выплаты в пользу физических лиц, не состоящих в штате, т.е. в рамках авторских или гражданско-правовых договоров (подряда), начисляются только пенсионные и медицинские взносы. Но если подрядчик имеет статус ИП, то заказчик работ или услуг (организация — работодатель) освобождается от обязанности начислять взносы. Также взносы не начисляются на суммы, выданные гражданину за приобретенное или арендованное у него имущество или имущественные права (например, при аренде личного автомобиля сотрудника).
Взносы в ФСС на «травматизм» по договорам подряда начисляются только в случае, если уплата взносов предусмотрена самим договором.
В статье 9 Закона № 212-ФЗ приведен полный перечень выплат, которые не облагаются пенсионными и медицинскими взносами, а также взносами на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. В этот список входят, в частности:
Этот список является закрытым, т.е. работодатель не может по своему желанию включать в него выплаты сотруднику, не указанные в этом списке. Например, премию по случаю юбилея или стоимость турпутевки, оплаченной работодателем. Сотрудники внебюджетных фондов считают, что подобные выплаты не связаны с выполнением сотрудником своих трудовых обязанностей и на них должны начисляться страховые взносы.
Тарифы страховых взносов в 2014-2016 году для плательщиков — работодателей, не относящихся к льготной категории
В 2014 году размер предельной облагаемой базы составляет 624000 руб.
Для выплат в пенсионный фонд, начисленных сверх предельной величины базы, предусмотрен пониженный тариф.
Выплаты сверх предельной величины базы в ФФОМС и ФСС от взносов освобождаются.
База по взносам «на травматизм» не лимитируется и пониженный тариф здесь не предусмотрен.
Итоговая величина взносов равна облагаемой базе, умноженной на соответствующий страховой тариф (ставку).
Для некоторых категорий плательщиков установлены пониженные тарифы. Так, «упрощенщики», которые занимаются определенными видами деятельности (производство пищевых продуктов, текстильное производство и пр.), в 2014-2018 годах платят только взносы в ПФР по ставке 20 процентов. По взносам в ФФОМС и ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством установлены нулевые тарифы.
Для отдельных категорий работников введены повышенные тарифы по взносам в ПФР. Например, в 2014 году в отношении доходов сотрудников, занятых на подземных работах, в горячих цехах и на работах с вредными условиями труда, нужно применять тариф, увеличенный на 6 процентов. Причем повышенная ставка применяется даже к доходам, превышающим предельную величину. Основанием, освобождающим страхователя от дополнительных тарифов, являются результаты специальной оценки условий труда.
Тарифы по взносам «на травматизм» зависят от класса профессионального риска, присвоенного организации или предприятию. Например, для оптовых торговцев пищевыми продуктами установлен первый класс риска и соответствующий ему страховой тариф 0,2%.
Индивидуальные предприниматели в обязательном порядке платят пенсионные и медицинские взносы в фиксированном размере, который не зависит от доходов предпринимателя (не позднее 31 декабря 2014 года).
Сумма фиксированного платежа ИП в ПФР на 2014 год составляет 17328,48 руб. и в ФФОМС — 3399,05 руб.
Если доходы ИП в 2014 году будут больше 300 000 руб., то с суммы дохода, превышающего 300 000 руб., нужно будет дополнительно уплатить 1% в пенсионный фонд (до 1 апреля 2015 года).
При этом общая сумма уплаченных индивидуальным предпринимателем обязательных страховых взносов в пенсионный фонд не должна превышать максимальную величину МРОТ на начало года, последовательно умноженную на 8, на 12 и на страховой тариф:
1МРОТ х 8 х 12 х 26% (ставка страховых отчислений в ПФР для ИП) = 5554 Х 8 Х 12 Х 26% = 138627,84 руб.
Для глав крестьянских (фермерских) хозяйств размер платежа в ПФР не зависит от величины доходов. Платеж равен МРОТ, умноженному на тариф и умноженному на 12 месяцев. Данная величина умножается на количество всех членов хозяйства, включая его главу.
Взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством уплачиваются индивидуальным предпринимателем только на добровольной основе. Но при желании он вправе застраховаться, и тогда ему придется перечислять фиксированные платежи в ФСС. В 2014 году их величина равна 1 932,79 руб.
Взносы по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний «за себя» не платятся.
Если деятельность ИП временно приостановлена из-за отпуска по уходу за ребенком до 1,5 лет, за инвалидом или пожилым человеком, из-за военной службы по призыву или из-за пребывания за границей супругом военнослужащим или дипломатом, то фиксированные платежи за время приостановки не платятся.
Работодатели обязаны ежемесячно уплачивать обязательные страховые взносы за своих сотрудников не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислен платеж. Чтобы рассчитать сумму платежей, подлежащих перечислению во внебюджетные фонды, нужно сложить все облагаемые выплаты, начисленные с начала года и до окончания соответствующего календарного месяца, и умножить на страховой тариф. Из этой величины следует вычесть взносы, перечисленные с начала года и до предшествующего календарного месяца включительно. Полученная величина и есть текущий ежемесячный платеж.
Если работодатель выплачивал сотрудникам в течение месяца пособия по больничным или декретные, то он может уменьшить взносы в ФСС по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. Как известно, первые три дня больничного оплачиваются за счет работодателя, а остальные - за счет ФСС. В этом случае из суммы ежемесячного платежа можно вычесть сумму пособий, которые подлежат уплате за счет ФСС. А если размер пособия превышает размер взносов, величину превышения можно зачесть в счет предстоящих платежей.
Платежи необходимо перечислять отдельно в каждый из фондов:
Работодатели обязаны представлять расчеты по начисленным и уплаченным взносам в ПФР и в ФФОМС поквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом (кварталом, полугодием, девятью месяцами и годом). Иными словами, расчеты в общем случае нужно сдать не позднее 15 мая, 15 августа, 15 ноября и 15 февраля.
Кроме того, работодатели обязаны отчитаться перед ФСС не позднее 15-го числа календарного месяца, следующего за отчетным периодом (в общем случае это 15 апреля, 15 июля, 15 октября и 15 января). В Фонд соцстрахования необходимо представить расчет, где указана информация по взносам «на травматизм» и по взносам по страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.
Индивидуальные предприниматели и прочие «индивидуалы» не отчитываются за себя перед Фондами. Единственное исключение сделано для глав крестьянских (фермерских) хозяйств, которые в срок до 1 марта года, следующего за расчетным, сдают в ПФР расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.
Индивидуальные предприниматели могут уменьшить сумму единого налога на величину фиксированных страховых взносов. Подробнее об этом читайте .
Особенности начисления взносов на выплаты в пользу иностранцев и лиц без гражданства
Выплаты | Пенсионные взносы | Медицинские взносы | Взносы в ФСС на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством | Взносы «на травматизм» |
Иностранец постоянно или временно проживает в РФ | ||||
в рамках трудового договора | начисляются | начисляются | начисляются | начисляются |
начисляются | начисляются | не начисляются | ||
Иностранец временно пребывает в РФ | ||||
в рамках трудового договора | не начисляются | не начисляются | начисляются | |
в рамках гражданско-правового договора | начисляются, если договор не имеет срока, либо заключены срочные договоры общей продолжительностью 6 мес. и более в течение календарного года, и иностранец не является высококвалифицированным специалистом | не начисляются | не начисляются | начисляются, если это предусмотрено договором |
Иностранец работает в зарубежном филиале российской компании или выполняет работы или оказывает услуги за рубежом по договору подряда | ||||
не начисляются | не начисляются | не начисляются | не начисляются |
Виды обязательных страховых взносов
Существует четыре вида страховых взносов.
Первый вид - пенсионные взносы (взносы в ПФР). Они делятся на две части: взносы на страховую часть пенсии и взносы на накопительную часть пенсии.
Второй вид - медицинские взносы (взносы в ФФОМС).
Третий вид - взносы в ФСС на обязательное соцстрахование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством. За счет этих взносов Фонд соцстраха выплачивает пособия по больничным листам и декретные пособия.
Четвертый вид - взносы в ФСС по страхованию от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Неофициальное их название - взносы «на травматизм».
В данную группу отчислений включены взносы в следующие внебюджетные фонды:
Государственный фонд социального страхования;
Пенсионный фонд РФ;
Государственный фонд занятости;
Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Внебюджетные фонды имеют одинаковый механизм образования доходов за счет обязательных страховых платежей, уплачиваемых предприятиями и организациями всех форм собственности, индивидуальными предпринимателями, а также непосредственно работающими гражданами.
Плательщиками взносов во внебюджетные социальные фонды являются:
Юридические лица по российскому законодательству;
Филиалы юридических лиц, имеющие самостоятельный баланс и расчетный (текущий счет);
Граждане, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
Граждане, использующие труд наемных работников;
Работающие граждане (в части взносов в Пенсионный фонд РФ).
Все вновь созданные юридические лица обязаны в 30-дневный срок со дня их государственной регистрации встать на учет в территориальном органе каждого фонда.
Объектом обложения для взносов во все внебюджетные фонды является сумма начисленной оплаты труда работников предприятия по всем основаниям.
Удержания юридическими лицами взносов в Пенсионный фонд РФ с работающих граждан производятся с заработка, определяемого аналогично оплате труда, на которую начисляют взносы юридические лица. Подачи заявления от работников об удержании с него взноса в Пенсионный фонд РФ не требуется.
За счет части взносов, подлежащей уплате в Фонд социального страхования РФ, налогоплательщики вправе осуществить расходы на цели государственного социального страхования, предусмотренные законодательством РФ.
При этом сумма налога, подлежащая уплате в Фонд социального страхования РФ, уменьшается на сумму соответствующих расходов.
Уплата взносов во внебюджетные фонды производится путем безналичных расчетов с расчетного (текущего) счета плательщика ежемесячно в сроки, установленные для выплаты заработной платы (кроме ПФ РФ). Отчисления в ПФ РФ производятся в сроки, установленные для выплаты заработной платы, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начислены взносы.
Платежные поручения на перечисление взносов представляются в банк одновременно с истребованием средств на оплату труда за истекший месяц.
Предприниматели, а также физические лица творческих профессий уплачивают взносы в порядке и сроки, установленные для уплаты этой категорией налогоплательщиков федерального подоходного налога с физических лиц.
Государственные социальные внебюджетные фонды РФ (Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ, фонды обязательного медицинского страхования) формируются за счет различных источников, в том числе добровольных взносов и ассигнований из бюджета. Однако основным и постоянным источником финансовых ресурсов этих внебюджетных фондов являются обязательные платежи, именуемые в действующем законодательстве «страховые платежи» либо «страховые взносы».
Денежные средства государственных социальных внебюджетных фондов являются федеральной собственностью, однако при этом не включаются в бюджет и имеют строго целевое назначение, обусловленное задачами фондов и содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ. Концепция этих программ базируется на положениях Конституции РФ, устанавливающих каждому гражданину гарантии прав на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, рождения и воспитания детей, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на защиту от безработицы (ст. 37,39,41).
Таким образом, именно общегосударственная значимость названных социальных внебюджетных фондов позволяет законодателю отнести страховые взносы в них к числу особых обязательных платежей и запретить изъятие денежных средств государственных социальных внебюджетных фондов * , в том числе и в целях погашения бюджетного дефицита.
Одним из характерных признаков создания названных фондов, согласно действующему законодательству, является особый метод финансирования на основе обязательности уплаты страховых взносов работодателями (страхователями), а в определенных случаях - гражданами (застрахованными) либо органами управления* (за отдельные категории застрахованных граждан). Ведь все действующие в России государственные социальные внебюджетные фонды формируются страховым методом, предусматривающим обязанность всех страхователей - работодателей (организаций), работающих и самозанятых граждан (нотариусов, занимающихся частной практикой, частных детективов, адвокатов), а в определенных случаях и органов управления вносить обязательные страховые платежи (взносы) в фонды.
Страховой метод образования финансовых ресурсов государственных социальных внебюджетных фондов, в свою очередь, и предопределил название платежей в эти фонды как «страховые взносы».
В материальном аспекте страховой взнос представляет собой сумму, периодически вносимую страхователями (организациями и физическими лицами) в государственный социальный внебюджетный фонд для материального обеспечения граждан в связи с достижением определенного возраста, при наступлении болезни, инвалидности, в случае безработицы, на охрану здоровья и получение бесплатной медицинской помощи.
Уплата страховых взносов производится по страховым тарифам - ставкам платежей по социальному страхованию с единицы страховой суммы за определенный период. Размер страховых тарифов в государственные социальные внебюджетные фонды по представлению Правительства РФ утверждается Федеральным Собранием РФ в ежегодно принимаемом Федеральном законе «О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования».
Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования в первоначальном варианте Налогового кодекса РФ должны были быть объединены в социальный налог, включенный в перечень федеральных налогов. Однако в окончательном варианте первой части Налогового кодекса РФ, принятой 31 июля 1998 г., вместо «социального налога» в перечень федеральных налогов и сборов (ст. 13) включены «взносы в государственные социальные внебюджетные фонды», предусматривающие сохранение действующих в настоящее время обязательных платежей в каждый из этих внебюджетных фондов. Однако необходимо учитывать, что ст. 13 Налогового кодекса РФ будет введена в действие со дня введения в действие части второй Налогового кодекса. Поэтому к идее объединения отчислений в государственные социальные внебюджетные фонды в едином обязательном платеже законодатель возможно вернется позднее, после ее всесторонней дополнительной проработки, тем более что данные предложения поддерживают как ученые, так и представители финансово-кредитных органов.*
С учетом анализа норм действующего финансового законодательства, страховые платежи (взносы) в государственные социальные внебюджетные фонды в правовом аспекте можно определить как вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц по ставкам (тарифам), в порядке и сроки, закрепленные в нормативно-правовых актах, в целях финансового обеспечения гарантированных государством прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов.
Таким образом, страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды устанавливаются как ставки (тарифы) платежей в размерах, покрывающих затраты на выполнение государственных социальных программ и обеспечивающих рентабельную деятельность самих фондов.
В законодательстве не раскрыта социально-правовая природа страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды. Данное положение констатировано даже Конституционным Судом РФ в постановлении от 24 февраля 1998 г.
Следовательно, страховые взносы по своему социально-правовому содержанию относятся к целевым платежам, что, с одной стороны, сближает их со сборами, а с другой стороны, законодатель установил публичные цели взимания этих платежей, что является сущностным признаком налогов;
в-седьмых, законодатель при установлении страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды как одного из видов обязательных платежей закрепляет такие элементы обложения страховыми взносами, как
Субъект страховых взносов(т.е. определяет плательщика-страховщика);
Объект (т.е. выплаты, на которые начисляются страховые взносы);
Ставка (т.е. тариф - размер страхового платежа с определенного вида доходов или выплат);
Льготы (т.е. выплаты, на которые страховые взносы не начисляются);
Сроки и порядок уплаты;
Ответственность плательщиков и банков за правильность начисления, своевременность уплаты и перечисления страховых взносов в фонды и порядок защиты прав плательщиков этих взносов;
в-восьмых, в правоотношениях по уплате страховых взносоввовнебюджетные социальные фонды на стадии их исполнения аналогично, как и при уплате налогов, участвуют банковские кредитные организации. Банки обязаны обеспечить перечисление страховых платежей в соответствующие внебюджетные фонды. За несвоевременное зачисление или перечисление по вине кредитных организаций страховых взносов на счета органов фондов банки несут финансовую ответственность в виде начисления пени за каждый день просрочки;
в-девятых, правовое регулирование обязательных платежей в государственные социальные внебюджетные фонды базируется на основных принципах правового регулирования налогообложения. При этом часть этих принципов действуют как правовые идеи,т.е. без закрепления в нормах права. Другая же часть принципов закреплена в налоговом и бюджетном законодательстве.
На основе анализа финансово-правовой литературы и действующего финансового законодательства можно выделить следующие принципы, установления, взимания и расходования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды:
принцип всеобщности и обязательности уплаты страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, гарантированный установлением мер финансово-правовой ответственности как к плательщикам-страховщикам (за неуплату и несвоевременное внесение страховых взносов), так и к банковским и иным кредитным организациям (за несвоевременное зачисление или перечисление сумм страховых взносов, а также сумм пени, штрафов и иных финансовых санкций на счета органов фонда);
принцип законности и публичности, связанный с установлением страховых взносов на основе закона. Это, в свою очередь, обусловлено общегосударственными целями образования самих социальных внебюджетных фондов;
принцип единства и федерального характера платежей, означающий, что страховые взносы в указанные внебюджетные фонды взимаются на всей территории России по единым правилам, установленным федеральными законодательными актами, что денежные средства фондов являются федеральной собственностью. Отнесение взносов в государственные внебюджетные социальные фонды в Налоговом кодексе к числу федеральных платежей (ст. 13) не означает, что поступления от их сбора будут зачисляться исключительно в федеральный бюджет. Это означает лишь то, что эти обязательные платежи ко всем плательщикам-страховщикам независимо от форм собственности применяются единообразно и подлежат уплате на всей территории Российской Федерации;
принцип справедливости и равенства тарифов страховых взносов для различных категорий плательщиков, означающий соразмерность (нечрезмерность) ограничений прав и свобод граждан социально значимым интересам и целям их введения. Другими словами, введение таких обязательных платежей не должно лишать лиц реализовывать конституционные права на собственность и достойное существование. Несоразмерными такие платежи будут признаны в том случае, если они фактически «парализуют реализацию конституционных прав и свобод» юридических и физических лиц;*
принцип непридания обратной силы закону, ухудшающему положение одних категорий плательщиков страховых взносов в сравнении с иными категориями;
принцип возвратности страховых взносов, что предполагает, в основном, общественную возмездность. Однако, с учетом последних изменений пенсионного законодательства и перехода к индивидуальному (персонифицированному) учету в целях назначения пенсий на основе страхового стажа застрахованных лиц и размера их страховых взносов, можно говорить и об индивидуальной возмездности и возвратности страховых платежей (взносов) их плательщикам;
принцип целевого использования страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды в соответствии с задачами формирования конкретных фондов. Этот принцип обусловливает запрет на изъятие средств одного государственного социального внебюджетного фонда для передачи в другой аналогичный внебюджетный фонд, за исключением случаев, прямо установленных в законодательном порядке. Например, в числе средств, используемых для формирования Пенсионного фонда РФ, предусмотрены средства Государственного фонда занятости населения РФ, идущие на возмещение досрочно назначенных пенсий безработным.** Кроме того, в соответствии с этим принципом устанавливается запрет на изъятие средств внебюджетных фондов в бюджет. Это особенно важно в условиях хронического бюджетного дефицита, когда требуются не только дополнительные финансовые ресурсы для его покрытия, но и мобильность в перераспределении бюджетных средств на осуществление конкретных особо важных статей расходов. Однако от подобного перераспределения бюджетных средств могут страдать другие статьи расходов бюджета. Чтобы этого не случилось с наиболее важными социальными потребностями членов общества, государство и создает социальные внебюджетные фонды. Финансовые ресурсы этих фондов как раз и служат гарантией обеспечения наиболее значимых социальных нужд (пенсии, пособия и т.п.), так как на перераспределение и изъятия денежных средств этих фондов наложен запрет, а сами страховые взносы в государственные социальные внебюджетные фонды относятся к специальным обязательным (целевым) платежам.
Несмотря на то, что 2017 еще не наступил, многих индивидуальных предпринимателей волнуют такие вопросы: произошли ли изменения в порядке оплаты обязательных страховых взносов во внебюджетные государственные фонды, сколько составляют такие налоги, какие действуют ставки и каков порядок их расчета. Попробуем детальнее разобраться с данными вопросами.
Основная новость на сегодня, которая касается ИП, заключается в том, что в 2017 будет осуществлен переход от страховых платежей в государственный ПФ, ФСС и ФФОМС на перечисление страховых взносов на счет ЕССС (Единый Социальный Страховой Сбор). Это означает, что в будущем году все платежи будут скомпонованы в единый сбор под названием ЕССС. Следовательно, бизнесмены должны быть готовы к новым реквизитам платежей и новым порядкам их уплаты.
Основные моменты, которые должны усвоить все ИП – это то, что вносить страховые платежи во внебюджетные фонды необходимо даже в том случае, если вы какое-то время не осуществляете своей деятельности и не получаете прибыль.
Размер данных отчислений со ставки заработной платы на сегодняшний день составляет
Однако в 2017 администрирование этих сборов изменится, о чем сказано в новой главе № 34 НК России «Страховые налоги», которая вступит в действие с 1 января будущего года.
Наглядно страховые платежи в государственные внебюджетные фонды в 2017 представляет специальная таблица, в которой есть ставки по взносам в 2017. Ознакомиться с таблицей в бесплатном режиме, а также скачать ее можно
Ставки и платежи на государственные внебюджетные страховые счета для частных предпринимателей, которые они отчисляют за себя, повысились с 1-го января текущего года. Это связано, прежде всего с увеличением, сбора МРОТ. К примеру, если бизнесмен имеет прибыль 300 тысяч рублей в год, то он платит всего два налога на сумму около 23 тысяч рублей. Если его доход превышает 300 тысяч, то он платит уже указанные 23 тысячи плюс один процент от суммы прибыли, превышающей 300 тысяч.
Все оплаченные квитанции по взносам необходимо обязательно сохранить. Для того, чтобы выяснить дошел или нет ваш платеж, вы можете позвонить в свое региональное управление и выяснить всю интересующую информацию у его сотрудника.
Частные предприниматели вносят взносы по платежам с применением всего одного расчетного документа – это может быть платежное поручение либо квитанция. Далее государственный Пенсионный фонд сам делит уплаченный налог на два вида:
Бизнесмен сам определяет, как ему удобно платить страховые взносы во внебюджетные государственные фонды:
Что касается взносов в ФОМС (ФФОМС), то данные платежи носят фиксированный характер и в этом году их ставки составляют:
Если годовой доход предпринимателя превышает 300 тысяч, то никакие дополнительные платежи в ФФОМС не производятся.
Минимальные ставки по пониженным тарифам продолжат действовать и в будущем году. Однако далеко не все могут на них рассчитывать. Данные страховые ставки во внебюджетные государственные фонды зависят от сферы деятельности предприятия. Упрощенная система налогообложения доступна для тех российских предпринимателей, которые заняты в таких производственных отраслях, как:
Наиболее полно с данной страховой информацией можно ознакомиться в статье 58-й Федерального Закона РФ.