Финансовая система
Финансовая система
Финансовая система - сеть финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами: оборот денежной массы, кредитование и заимствование финансовых средств, внешнеэкономическая деятельность.
По-английски: Financial system
Финансовый словарь Финам .
Финансовая система
термин, употребляемый для обозначения разных по своей сути понятий: а) совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, взаимосвязанных между собой. В этом значении финансовая система страны включает три крупные сферы: финансы предприятий, учреждений, организаций; страхование; государственные финансы. Каждая из них состоит из звеньев; б) совокупность финансовых учреждений страны, к которым относятся финансовые органы и все структурные подразделения Государственной налоговой службы.
Терминологический словарь банковских и финансовых терминов . 2011 .
Форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению совокупного общественного продукта. Содержание 1 Сущность финансовой системы 2 Структура финансовой системы … Википедия
Совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства (денежная система, система финансовых учреждений). Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2… … Экономический словарь
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА - совокупность законов, правил, норм, регулирующих финансовую деятельность и финансовые отношения государства (денежная система, система финансовых учреждений) … Юридическая энциклопедия
Совокупность всех входящих в финансы РФ звеньев в их взаимосвязи. Ф.с. РФ составляют следующие звенья (институты): а) бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральным, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами; … Юридический словарь
1) совокупность различных сфер финансовых отношений в рамках данной страны. При социализме исходное звено финансовой системы финансы социалистических предприятий (объединений) и отраслей хозяйства2)] Совокупность финансовых учреждений страны. В … Большой Энциклопедический словарь
1) совокупность различных сфер финансовых отношений в рамках данной страны; 2) совокупность финансовых учреждений страны. В широком смысле охватывает и кредитные учреждения (Кредитная система). Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф… … Политология. Словарь.
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РФ - совокупность всех входящих в финансы РФ звеньев в их взаимосвязи. Ф.с. РФ составляют следующие институты: 1) бюджетная система с входящими в нее государственными (федеральным, республиканскими, краевыми, областными) и местными бюджетами; 2)… … Юридическая энциклопедия
Financial system сеть финансовых институтов и рынков, оперирующих различными финансовыми инструментами, с помощью которых осуществляются все действия с финансовыми ресурсами: оборот денежной массы, кредитование и заимствование финансовых средств … Словарь бизнес-терминов
1) совокупность различных сфер финансовых отношений в рамках данной страны. 2) Совокупность финансовых учреждений страны. В широком смысле охватывает и кредитные учреждения (см. Кредитная система). * * * ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА,… … Энциклопедический словарь
Финансовая система РФ - это объективно обусловленная внутренним строением финансов совокупность взаимосвязанных звеньев, отражающих отдельные группы финансовых отношений. Финансовая система РФ представлена следующими звеньями: бюджетная система с входящими в нее… … Большой юридический словарь
Несмотря на длительную историю существования финансовых отношений и на многочисленные исследования, касающиеся сущности финансовых отношений, в современной отечественной и зарубежной науке до сих пор не выработалось единой позиции в трактовках термина «финансовая система».
Под термином «финансовая система» традиционно понимается совокупность организованных и взаимосвязанных между собой финансовых отношений в обществе. Но кроме этого, в учебниках, в практике хозяйствования, в некоторых нормативно-правовых актах этот термин иногда употребляется для обозначения финансовых учреждений в стране, совокупности денежных рынков и их институтов.
Таким образом, выделяются следующие подходы к определению финансовой системы :
Совокупность сфер и звеньев финансовых отношений, сгруппированных по определенным признакам (функциональный или содержательный подход);
Совокупность финансовых рынков и их институтов (институциональный подход);
Совокупность финансовых учреждений.
Функциональный подход чаще всего используется в отечественной литературе, в зарубежной же преобладает институциональный подход.
В нормативных правовых актах термин «финансовая система» также употребляется не в функциональном аспекте, а как совокупность организаций финансового сектора экономики либо элементов финансового рынка .
Финансовая система представляет собой совокупность различных сфер (звеньев) финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве.
Определение финансовой системы звучит следующим образом - это совокупность подразделений и звеньев финансовых отношений, посредством которых осуществляется распределение, формирование и использование фондов денежных средств. В финансовую систему включаются все финансовые учреждения страны, обслуживающие денежное обращение.
Финансовая система развитых стран включает следующие звень:
Ч государственную бюджетную систему;
Ч специальные государственные внебюджетные фонды;
Ч государственный кредит;
Ч финансы предприятий различных форм собственности;
Ч финансовый рынок.
Состав бюджетной системы зависит от государственного устройства.
В унитарных государствах бюджетная система включает два звена:
Ч государственный бюджет;
Ч местные бюджеты - бюджеты городов, сел, поселков и т.д.
В федеративных государствах бюджетная система включает три звена:
Ч государственный бюджет, или федеральный бюджет, или бюджет центрального правительства;
Ч бюджеты членов федерации;
Ч местные бюджеты.
Основой единой финансовой системы являются финансы предприятий, поскольку именно в рамках предприятий происходит объединение факторов производства, создаются блага и услуги, новая стоимость и доходы владельцев экономических ресурсов. От состояния финансов предприятий зависит обеспеченность государства финансовыми ресурсами.
Через финансовую систему государство воздействует на формирование централизованных и децентрализованных денежных фондов, фондов накопления и потребления, используя для этого налоги, расходы государственного бюджета, государственный кредит. Государственный бюджет является главным звеном финансовой системы. Он представляет собой форму образования и использования централизованного фонда денежных средств, для обеспечения функций органов государственной власти. Через госбюджет государство концентрирует у себя значительную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления. С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общественного производства. Это позволяет осуществлять единую экономическую и финансовую политику на всей территории страны.
Общегосударственным финансам принадлежит ведущая роль в обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства, в перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, между производственной и непроизводственной сферами, а также между формами собственности, отдельными группами и слоями населения. Эффективное использование финансовых ресурсов возможно лишь на основе активной финансовой политики государства.
Сочетание централизованных и рыночных методов регулирования финансовой системы позволяет сочетать интересы государства и хозяйствующих субъектов. Но при этом безусловный приоритет принадлежит государству, которое не просто самостоятельно принимает определенные решения, но и формирует правовое поле, в пределах которого предприятие только и может быть свободно.
В состав финансовой системы входит и финансовый рынок, который выполняет две функции. Во-первых, на финансовом рынке происходит мобилизация капитала. Поскольку размер сбережений не совпадает с инвестициями каждого субъекта экономики ни по сумме, ни по времени, то возникает необходимость в посреднике, который аккумулирует временно свободные денежные средства населения и предприятий. Домохозяйства являются чистыми кредиторами по отношению ко всем субъектам экономики, т.е. население имеет большую сумму сбережений по сравнению с заимствованиями. Предприятия и государство, напротив, являются чистыми заемщиками на финансовом рынке. Во-вторых, одновременно с мобилизацией капитала финансовый рынок организует его перераспределение оптимальным образом и с наименьшими затратами. С помощью финансового рынка направленность средств изменяется в пользу тех хозяйствующих субъектов, которые доказывают эффективность своей деятельности.
Состав финансовых ресурсов у разных субъектов экономики существенно различается. Финансовые ресурсы коммерческих организаций можно разделить на три группы:
1. Собственные и приравненные к ним средства (уставный капитал, добавочный капитал, чистая прибыль, амортизационные отчисления, устойчивые пассивы);
2. Средства, мобилизуемые на финансовом рынке;
3. Целевое финансирование.
Здесь не указаны заемные средства, которые привлекаются предприятиями за счет выпуска долговых обязательств и банковских кредитов. Заемные средства, как известно, предполагают их обязательную возвратность. Это является важнейшим критерием различия финансовых и кредитных ресурсов. Тем не менее, заемные средства наряду с финансовыми ресурсами позволяют решать задачу обеспечения хозяйственной деятельности предприятия источниками финансирования.
Функции и роль финансов реализуются через финансовую систему, с помощью которой осуществляется распределение и перераспределение денежных средств в экономике страны.
Необходимо отметить, что содержание и структура финансовой системы по-разному трактуются в отечественной и зарубежной литературе. В западной литературе понятие "финансовая система" обычно определяется как совокупность финансовых институтов, финансовых рынков и финансовых инструментов, используемых для заключения финансовых сделок, обмена активами и рисками. Однако следует обратить внимание па ограниченность этого определения, так как оно связывает финансовую систему только с ее институциональными элементами. Такой односторонний подход не отражает функциональной основы и, соответственно, функциональной структуры финансовой системы как национальной системы, обеспечивающей аккумуляцию и распределение денежных средств различными субъектами экономики (государством, организациями, домохозяйствами), цели функционирования которых, а следовательно, и методы аккумуляции, распределения и использования ограниченных денежных средств принципиально различны.
Напротив, в отечественной литературе превалирует функциональный подход к раскрытию содержания финансовой системы, которая определяется как совокупность взаимосвязанных сфер и звеньев финансовых отношений, обладающих особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств. Таким образом, в основу трактовки финансовой системы положен принцип наличия различных функциональных звеньев и сфер специфических финансовых отношений. Необходимость выделения ее отдельных сфер (звеньев) обусловливается различным участием субъектов экономических отношений в образовании, распределении и перераспределении ВВП, формировании и использовании денежных фондов и доходов.
Каждому звену финансовой системы присущи специфические цели функционирования и, следовательно, формы и методы образования и использования денежных фондов и доходов. Например, финансы организаций в основном обслуживают материальное производство и услуги, создание ВВП, его распределение внутри организаций и перераспределение части созданного дохода в бюджет и внебюджетные фонды. Через бюджетную систему страны мобилизуются ресурсы в централизованный фонд государства с дальнейшим перераспределением его средств между регионами, отраслями, социальными группами населения.
Следует иметь в виду, что первичные денежные доходы сферы финансов частных и государственных предприятий, а также доходы граждан создают основу финансовой системы любого государства.
В соответствии с рассматриваемой точкой зрения отечественных экономистов финансовая система России в целом состоит из трех укрупненных подсистем:
В зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов и денежных фондов они, в свою очередь, делятся на звенья:
Рассмотрим каждое из названных звеньев. В настоящее время бюджетная система России представлена следующими уровнями:
Современная бюджетная система России трех уровней определенным образом приблизилась к структуре бюджетных систем западных стран, имеющих федеративное устройство (подробно см. параграф 4.1).
Государственные внебюджетные фонды входят в состав бюджетной системы, но обладают определенной автономией (подробно см. 6.1). Их формирование связано с необходимостью иметь независимые от бюджета целевые источники средств. В первую очередь это касается удовлетворения таких важнейших общественных благ, как пенсии, социальное страхование и здравоохранение. Для аккумуляции и использования средств этих фондов государство применяет специфические формы и методы, в том числе - обязательное страхование. В связи с этим правомерно их выделение в самостоятельное звено государственных финансов.
Суверенные фонды (Резервный фонд и Фонд национального благосостояния), несмотря па их тесную взаимосвязь с федеральным бюджетом, правомерно относить к самостоятельному звену финансовой системы в связи с их высокой значимостью, особым порядком распределения нефтегазовых доходов государства, специальным режимом сохранения и использования.
Государственный кредит выделяется в самостоятельное звено государственных финансов, так как ему присущи специфические формы финансово-кредитных отношений по привлечению средств в централизованные фонды государства. Государственный кредит представляет собой особую форму денежных отношений между государством и юридическими и физическими лицами. В данном случае государство выступает в качестве заемщика средств, а также кредитора и гаранта (подробно см. гл. 9). В этом звене наиболее широко представлена деятельность государства как заемщика средств. Необходимость государственного кредита связана с опережающим темпом роста государственных расходов над возможностями расширения собственной доходной базы, что позволяет обеспечить финансирование запланированных расходов бюджета в условиях его дефицита. Государственные заимствования необходимы и для преодоления временного разрыва в формировании доходов и расходов бюджетов всех уровней. Операции государства в качестве кредитора, предоставляющего кредиты и гарантии юридическим лицам, другим бюджетам значительно уже. Тем не менее в последнее время финансирование из бюджета на условиях возвратности и платности получило существенное развитие.
Финансы хозяйствующих субъектов, или финансы организаций и предприятий различных форм собственности - самостоятельное звено финансов. Именно здесь формируется основная часть доходов, которая в результате перераспределения по установленным государством правилам образует доходы бюджетов всех уровней, а также государственных внебюджетных фондов. В то же время определенная часть бюджетных (финансовых) средств в форме бюджетных субсидий, гарантий государства направляется на финансирование как текущей, так и инвестиционной деятельности предприятий (прежде всего - государственных и муниципальных), в соответствии с действующим законодательством.
В сфере финансов хозяйствующих субъектов выделяются следующие звенья:
Финансы каждого из этих звеньев имеют специфику, связанную с формами организации предпринимательской деятельности, формированием доходов и расходов, владением имуществом, выполнением обязательств (подробно см. параграф 11.1).
Финансы домашних хозяйств как самостоятельное звено национальной финансовой системы в учебной литературе стали выделять сравнительно недавно, так как в условиях командно-административной системы их рассмотрение в качестве самостоятельного звена не имело смысла, поскольку практически отсутствовала частная собственность, а большинство населения жило "от зарплаты до зарплаты", не имея легальных накоплений, приносящих ощутимый доход. Это звено финансовой системы имеет огромное значение в развитых капиталистических странах, так как в этом секторе сосредоточивается до 80% национального богатства. Формирование среднего класса в России, рост семейных доходов, развитие фондового рынка и финансовых инструментов, способствующих сохранению и преумножению средств (денежных накоплений) населения создают условия для формирования этого звена в национальной финансовой системе России. Так, в 2012 г. расходы домашних хозяйств в России составили 39,6 трлн руб. Для сравнения - расходы консолидированного бюджета и внебюджетных фондов в Российской Федерации за тот же период составили 23,4 трлн руб.
Появление термина "финансы домашних хозяйств" обусловлено также внедрением Системы национальных счетов (СНС) в России и является развитием понятия "финансовая система" в широком смысле. Финансы домашних хозяйств представляют собой обособленную сферу денежных отношений, в процессе которых формируются и используются денежные фонды, необходимые для обеспечения жизнедеятельности домашних хозяйств, понимаемых как группу лиц или отдельное лицо, совместно принимающих экономические решения и ведущих совместный бюджет.
Характерными чертами финансов домашних хозяйств России, в отличие от индустриальных стран, являются:
Следует отметить, что степень организованности финансов домашних хозяйств, а значит и правильность принятия решений в этой сфере, напрямую зависит от уровня финансовой грамотности населения. Этот вопрос рассматривается в параграфе 2.3.
Финансовые посредники - это финансовые институты, основной функцией которых является аккумулирование свободных денежных средств экономических субъектов и предоставление их от своего имени на определенных условиях другим субъектам, нуждающимся в этих средствах. Финансовые посредники являются необходимым звеном современной финансовой системы. Деятельность финансовых посредников подробно будет рассмотрена в разделе IV настоящего учебника. Важно заметить, что финансовые посредники одновременно являются и хозяйствующими субъектами, создающими ВВП, уплачивающими налоги и т.д.
Таким образом, в отечественной трактовке финансовой системы, как уже отмечалось, преобладает функциональный подход. При этом в рамках финансовой системы, как правило, не рассматриваются институты, инструменты и информационные системы, обеспечивающие распределение и перераспределение денежных ресурсов в экономике. Необходимо отметить, что такое одностороннее определение является отражением действовавшей ранее командно-административной системы, при которой все перераспределительные функции выполняло государство, и фактически не существовало финансовых рынков.
Обобщая рассмотренные подходы к трактовке финансовой системы, следует исходить из того, что в странах с рыночной экономикой она представляет собой сложно структурированную систему, которой имманентно присущи как функциональная, так и институциональная основы. Согласно этому можно дать следующее определение финансовой системы в институциональном аспекте.
Финансовая система представляет собой совокупность финансовых организаций (учреждений) и финансовых рынков, обеспечивающих с помощью различных финансовых инструментов формирование и использование денежных средств государства, организаций и населения.
Таким образом, финансовая система как структурированный объект состоит из трех взаимосвязанных подсистем (рис. 1.2.1), каждая из которых в свою очередь включает несколько подсистем более низкого уровня.
Институциональная подсистема представляет собой инфраструктуру финансовой системы. Институциональная подсистема как совокупность финансовых рынков, организаций (учреждений) - посредников, финансовых инструментов и информационных технологий обеспечивает перераспределение (переток) ограниченных финансовых ресурсов от экономических субъектов с избытком этих ресурсов в определенный период времени к экономическим субъектам, имеющим недостаток этих ресурсов. Перераспределение средств с помощью различных финансовых инструментов и институтов принято называть движением финансовых потоков (рис. 1.2.2).
Рис. 12.1.
Рис. 1.2.2.
Таким образом, если исследовать финансовую систему с позиции движения денежных потоков, то она представляет собой встроенный элемент экономической системы, обслуживающий субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств.
Финансовые организации и учреждения, как коммерческие, так и некоммерческие (финансовый сектор экономики), являются активными посредниками в реализации финансов как отношений, обеспечивающих движения финансовых потоков, а следовательно, и в обеспечении реализации финансовой политики всех субъектов системы. Их основная деятельность заключается в предоставлении финансовых услуг и продуктов. К таким финансовым институтам относятся фондовые и валютные биржи, коммерческие банки, страховые и инвестиционные компании, государственные и частные пенсионные фонды, использующие для оказания услуг различные финансовые инструменты.
Финансовая система является динамичной, что обусловливает ее относительное равновесие в условиях развития и изменения структурных компонентов системы, финансовых институтов, инструментов и технологий, обслуживающих эти компоненты. Финансовая система, постоянно развиваясь, предлагает новые финансовые инструменты и услуги, обеспечивающие бесперебойное движение финансовых потоков в пространстве и времени.
Современная финансовая система приобретает глобальный характер, поскольку финансовые рынки и финансовые посредники взаимосвязаны через всеобъемлющую международную телекоммуникационную сеть и систему контрактов, обеспечивающую бесперебойное движение капитала и финансовых потоков. Глобальный характер развития финансовых систем наряду с созданием благоприятных условий для трансграничного движения денежных потоков и капитала, тем не менее, несет в себе дополнительные глобальные риски для национальных финансовых систем.
Это проявилось в мировом финансовом кризисе, возникшем в 2008 г. в США и охватившем практически все страны мира. Одним из путей преодоления его последствий и последствий долгового кризиса 2009-2012 гг. в странах Европы эксперты считают необходимость коренной модификации как глобальных, так и национальных финансовых систем, их институтов. Ряд таких мер институционального характера (изменения законодательства в бюджетной и налоговой сфере) уже проведены в Российской Федерации для обеспечения устойчивости национальной финансовой системы.
Под устойчивостью финансовой системы мы будем понимать готовность и способность ее институтов, инструментов и информационных технологий обеспечивать эффективное функционирование всех каналов аккумуляции, распределения и перераспределения ограниченных денежных и финансовых ресурсов между всеми секторами экономики в пропорциях, необходимых для достижения стратегических, социальных и экономических целей при наличии отрицательных внутренних и внешних шоков.
Развитие финансовой системы необходимо исследовать в совокупности с развитием всей экономики, однако есть и частные факторы. В современной финансовой системе России действует целый ряд отрицательных факторов, угрожающих ее устойчивости, в том числе:
Вступление России в ВТО в 2012 г. создало дополнительные риски для финансовой системы России в силу возможного сокращения доходов и необходимости государственной поддержки предприятий целого ряда отраслей.
Финансовая система России в современных условиях нестабильного мирового развития требует активной настройки и проведения финансовой политики, соответствующей стратегическим целям России с учетом внутренних и внешних вызовов.
Схема 2.1. Финансовая система и финансовый аппарат
По нашему мнению, такое соединение различных по природе слагаемых - финансовых отношений с управленческими структурами - неправомерно. Как нельзя отождествлять кредит и банки, Госкомценообразования и цены и т. п., так не следует смешивать Госказначейство с бюджетом или ГНАУ с налогами.
В правовом аспекте понятие «финансовая система» определено как взаимосвязанное объединение в экономико-правовом просторе объективного процесса распределения стоимости ВВП и субъективного воздействия на него политики государства.
Свойства финансовых систем могут быть реализованы в полной мере при определении исходящих условий:
Эффективность ^ | Достижение целей в установленный срок с наименьшими расходами |
Неоднородность, многоэлементность |
|
Наличие многих подсистем и их составляющих |
|
Стойкость |
|
Несоответствие свойств отдельных подсистем |
|
Иерархия ^ |
|
Наличие нескольких уровней, дающих возможность межуровневых и внутриуровневых конфликтов, необходимость гармонизации |
|
Многофункцио нальность |
|
Одновременное выполнение нескольких функций |
|
Гибкость |
|
Возможность адаптации к изменившимся условиям функционирования или изменениям целей, в зависимости от состояния подсистем |
|
Надежность |
|
Свойство реализовать заданные функции с заданными параметрами к определенному периоду времени |
|
Безопасность |
|
Обеспеченность финансовых условий, необходимых отдельным объектам, субъектам, обществу |
|
Энергетичность |
|
Сохранение возможности функционировать в особых, в т. ч. экстремальных условиях |
|
Впечатлительность |
|
Возможность возвращения к исходному состоянию после устранения возмущающего воздействия |
|
Устойчивость |
|
Возможность повреждения систем, потери вследствие ошибочных, неправомерных действий |
|
Совокупность финансовых отношений образует финансовую систему.
В огромной совокупности финансовых отношений, характерных для любой страны, есть сфера, обусловленная функционированием органов государственной власти и местного самоуправления. Объективная потребность в данной сфере связана с тем, что органам государственной власти и местного самоуправления1 требуются финансовые ресурсы, необходимые для осуществления их деятельности, для выполнения возложенных на них экономических, социальных и других функций. Поэтому второй сферой финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, посредством которых образуются финансовые ресурсы у названных органов.
Объектами финансовой политики является совокупность финансовых отношений и финансовых ресурсов, образующих сферы и звенья финансовой системы государства.
Таким образом, вся совокупность финансовых отношений предприятий, сопряженных с формированием и использованием финансовых ресурсов, может быть условно представлена в виде четырех денежных потоков и иметь четкие стоимостные характеристики. Денежные потоки влияют на всю структуру бухгалтерского баланса, активы и пассивы и финансовую устойчивость предприятия. Отток части денежных средств предприятия в форме платежей в бюджеты и внебюджетные фонды означает безэквивалентное изъятие этих ресурсов из его индивидуального кругооборота. Указанные средства проходят фазу перераспределения и принимают форму уже не денежного, а финансового потока.
Налоги олицетворяют собой ту часть совокупности финансовых отношений, которая связана с формированием денежных доходов государства (бюджета и внебюджетных фондов), необходимых ему для выполнения соответствующих функций - социальной, оборонной, правоохранительной, по развитию фундаментальной науки и др. Как составная часть экономических отношений налоги (через финансовые отношения) относятся к экономическому базису. Налоги являются объективной необходимостью, ибо обусловлены потребностями поступательного развития общества.
Во-первых, под государственными финансами может пониматься совокупность финансовых отношений, обеспечивающая достижение целей внешней и внутренней (в том числе социальной) государственной политики.
Финансовая система. |
Итак, финансовая система (рис. 3.1.) представляет собой совокупность различных финансовых отношений, в процессе которых разными методами и формами распределяются, используются фонды денежных средств хозяйствующих субъектов, домохозяйств и государства.
Изучение экономической структуры любого современного государства невозможно без анализа его финансовой системы, представляющей собой совокупность финансовых отношений и регулирующих их институтов. Финансовые отношения представляют собой важную составную часть общих экономических отношений, присущих любой общественной системе. Через финансовый механизм государство образует и использует фонды денежных средств, необходимых для выполнения его многочисленных функций в политической, экономической и социальной сферах.
Государственный кредит представляет собой совокупность финансовых отношений, где одной из сторон является государство, а кредиторами или заемщиками - физические и юридические лица. Существенным отличием государственного кредита от банковского является то, что средства, взятые взаймы государством, чаще всего не имеют производительного использования, т.е. не направляются на обеспечение процесса расширенного воспроизводства и создание новой стоимости, а, превращаясь в дополнительные финансовые ресурсы, используются для покрытия всей совокупности государственных расходов. Как правило, государство является заемщиком средств, а население, предприятия, банки - кредиторами. Источником погашения государственных займов и выплаты процентов по ним выступают бюджетные средства. Таким образом, функционирование механизма государственного кредита приводит к появлению государственного долга.
Следует отметить, что под термином финансовая система в экономической литературе понимается не только совокупность организованных и взаимосвязанных финансовых отношений в обществе, но и совокупность финансовых учреждений в стране1, т.е. имеются два значения понятия финансовая система. В настоящей главе финансовая система рассматривается только как совокупность финансовых отношений.
Результатом такого пере-аспределения является формирование финансовых ресурсов ор-государственной власти и органов местного самоуправле-в виде доходов, поступлений и денежных накоплений. Данные органы, на которые обществом возлагается удовлетворение общественных потребностей, являются обязательными участниками бюджетных отношений, благодаря чему последние легко вычленяются из совокупности финансовых отношений.
Государственный бюджет является самым мощным рычагом регулирования рыночной экономики1, так как в нем сосредоточиваются все денежные ресурсы страны, которыми располагает и распоряжается правительство. В то же время госбюджет нужно рассматривать как годовой план государственных доходов и расходов, и в этом аспекте задача правительства заключается в достижении баланса госбюджета, выражающегося в равенстве его расходной и доходной частей. Государственный бюджет в итоге выражает всю совокупность финансовых отношений между государством, физическими и юридическими лицами при создании единого централизованного денежного фонда страны и его расходования.