При оказании услуг соответствующих коду ОКВЭД 60.21.11: внутригородские автомобильные (автобусные) пассажирские перевозки, подчиняющиеся расписанию, перевозчик обязан выдать билет. Кассовый чек можно не выдавать.
Подробный порядок применения кассового аппарата приведен ниже в рекомендациях «Системы Главбух»
Кто должен применять ККТ
Организации, осуществляющие деятельность по приему платежей от граждан в адрес третьих лиц (платежные агенты, банковские платежные агенты) обязаны применять ККТ в любом случае ().
Применять ККТ организации обязаны вне зависимости от того, направлена их деятельность на извлечение прибыли или нет (письмо ФНС России от 30 июля 2012 г. № АС-4-2/12617).
Кто вправе не применять ККТ
Организации и предприниматели вправе не применять ККТ:
Кроме того, ККТ можно не применять при ведении деятельности, в отношении которой:
– организации и предприниматели применяют ЕНВД;
– предприниматели применяют патентную систему налогообложения.
При этом должно соблюдаться условие: по требованию покупателя вместо чека ККТ ему нужно выдать товарный чек, квитанцию или другой документ, подтверждающий прием денежных средств за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги). Однако это правило не распространяется на общие случаи, когда применение ККТ не обязательно . Об этом сказано в пункте 2.1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.
Ситуация: можно ли в такси вместо ККТ применять бланки строгой отчетности
Да, можно. При этом в ряде случаев при осуществлении перевозок применение бланков строгой отчетности (БСО) – обязанность организации.
Деятельность такси может быть признана:
Если использование транспортных средств (например, маршрутное такси) отвечает этим критериям, при получении оплаты от пассажира в обязательном порядке (независимо от факта применения ККТ) выдайте ему билет ( , п. 42 Правил, утвержденных ). Обязательные реквизиты билетов (в зависимости от срока пользования и типа сообщения) установлены приложением 1 к постановлению Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 (п. 43 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112). Формировать билет можно как типографским способом, так и с помощью автоматизированных средств (п. 11 Порядка, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359). Например, кассовый чек, содержащий реквизиты билета, приравнивается к билету (п. 3 ст. 20 Закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ). Заменить билет чеком ККТ, который не содержит все обязательные реквизиты билета, нельзя.*
Деятельность такси также может быть признана перевозкой пассажиров и багажа легковым такси. При условии, что транспортное средство, используемое для перевозок, вмещает помимо водителя не более восьми пассажиров (при соблюдении других требований, установленных
Онлайн-касса - это контрольно-кассовая техника нового поколения, обязательная к применению для большей части налогоплательщиков. Многие организации и ИП оказывают услуги населению в интернете и получают за это деньги через агрегатор платежей, например Робокассу, Яндекс.Кассу или подобные им системы. Нужно ли им устанавливать контрольно-кассовую технику с функцией передачи данных в ФНС и в какой срок? А также какая онлайн-касса лучше для услуг, которые оказываются гражданам и оплачиваются ими в обычном порядке? Постараемся разобраться.
Применение контрольно-кассовой техники с функцией передачи данных в органы ФНС по интернету стало обязательным после введения Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и(или) расчетов с использованием электронных средств платежа» (в редакции Федерального закона от 03.07.2016 № 290-ФЗ ). Однако чиновники предусмотрели не единовременный переход, а поэтапное введение ККТ нового поколения. Об особенностях перехода на онлайн-ККТ, регистрации такой техники в органах ФНС и ее применении различными категориями налогоплательщиков мы уже рассказывали в цикле статей из сайт об онлайн-кассах. В этом материале мы выясним, нужно ли применять онлайн-кассы для услуг населению, и особенно обратим внимание на особенности оказания таких услуг в интернете и их дистанционную оплату.
Услуги могут быть разными. Некоторые из них потребитель получает очно, это, к примеру, различный ремонт, перевозки, просмотр кинофильмов и т. д. А некоторые оказываются дистанционно через интернет. Это может быть различное консультирование, помощь в оформлении документов или составлении отчетов. Также к дистанционным услугам можно отнести посредничество при покупке билетов или бронировании жилья. Такие услуги граждане оплачивают также дистанционно, поэтому прямых расчетов между ними и продавцом не происходит. В каких же случаях необходимо применять онлайн-кассы?
Закон говорит, что во всех вышеперечисленных случаях нужно применять контрольную технику с функцией онлайн-передачи данных. В большинстве случаев такая обязанность для продавцов наступила 01.07.2018, поскольку до этого времени они могли не применять кассовый аппарат, а просто выписывать клиентам бланки строгой отчетности (БСО). Такая обязанность сохранилась и после 01.07.2018, правда формировать БСО нужно будет с помощью устройства нового образца — «автоматизированной системы для БСО». Фактически это разновидность ККТ и все требования к устройству аналогичны требованиям к другим видам кассовой техники. При этом бланк строгой отчетности фактически трансформируется в один из видов кассового чека.
Онлайн-кассы не понадобятся при сдаче в аренду собственного жилья, а также при осуществлении деятельности, виды которой перечислены в статье 3 Закона № 54-ФЗ. К ним, в частности, относятся:
Кроме того, могут не использовать онлайн-кассы для услуг населению организации и ИП, работающие в отдаленных селах и деревнях или труднодоступных местностях. Такая местность обязательно должна упоминаться в документе, утвержденном региональными властями. Однако в этом случае продавцы в труднодоступных местностях все равно обязаны выдавать своим покупателям документ, подтверждающий покупку, — бланк строгой отчетности.
От применения ККТ избавлены хозяйствующие субъекты при расчетах между организациями и(или) ИП с использованием электронного средства платежа без его предъявления, то есть когда деньги в безналичной форме переводятся с одного расчетного счета на другой. Во всех остальных случаях, включая прием оплаты через агрегаторов платежей, например Робокассу, Яндекс.Кассу или подобные им системы, а также при работе с платежной (банковской) картой через POS-терминал применение ККТ становится обязательным. Также необходимо обязательно выдавать покупателям чеки, если они производят наличный расчет через кассу банка или оператора типа салонов «Евросеть».
Если с кассовыми аппаратами при оказании услуг офлайн более-менее все ясно, то расчеты в интернете имеют множество нюансов. Рассмотрим каждую ситуацию подробнее:
Потребитель услуг должен получить от поставщика кассовый чек в момент осуществления расчета. Законодательство юридически уравняло две формы этого документа: бумажную и электронную. Поэтому если покупатель совершил расчет непосредственно в помещении продавца, ему должны выдать бумажный чек, а если расчет произошел дистанционно — направлена электронная версия этого документа. Для этого поставщик обязательно должен знать адрес электронной почты или номер телефона потребителя. Кроме того, наименование услуги в чеке онлайн-касс должно соответствовать установленной номенклатуре, а также чек должен содержать все обязательные реквизиты. Образец чека кассы онлайн на услуги будет выглядеть примерно так:
Решая вопрос, какая онлайн-касса лучше для услуг, продавец должен исходить из наличия конкретной выбранной модели кассового аппарата в реестре ФНС, а также из того, нужно ли ему выдавать чеки на бумаге. Если все расчеты будут происходить только дистанционно, то можно выбрать модель онлайн-кассы, которая не имеет печатающего устройства, а значит, стоит дешевле. Порядок ее подключения и регистрации никак не отличается от остальных моделей, в том числе в части передачи данных через фискальный накопитель и оператора в налоговые органы.
Размер штрафа по статье 14.5 КоАП РФ зависит от тяжести совершенного нарушения. Самое простое — невыдача чека (от предупреждения до 10 000 рублей), при этом сумма штрафа теперь привязана к сумме расчета и составляет от одной четвертой до половины суммы в чеке. Самым тяжелым нарушением в этом случае является работа без онлайн-ККТ вообще. За это работу могут приостановить на срок до 90 суток.
В 2017 году почти все предприниматели на УСН, которые принимают оплату наличными, банковской картой или на сайте, перешли на онлайн-кассы. Эти кассы передают чеки в налоговую через интернет. Для предпринимателей на ЕНВД и патенте действует отсрочка — они перейдут на онлайн-кассы с 1 июля 2018 или 2019 года.
Обычные кассы только печатают и хранят чеки, а онлайн-касса передаёт их электронные копии в налоговую инспекцию. Для этого ей нужен доступ в интернет. В остальном онлайн-касса похожа на привычный кассовый аппарат.
Если интернет перестанет работать, вы по-прежнему сможете продать товар: касса продолжит пробивать чеки для покупателей. Информация о пробитых чеках будет накапливаться и при восстановлении связи уйдёт в налоговую.
Если в течение 30 дней касса пробивает, но не передаёт чеки, она автоматически блокируется. Тогда вы не сможете работать.
Касса не понадобится, если вы:
Всем, независимо от системы налогообложения, кто принимает оплату:
Нужна. Это также касается Робокассы, Пэйпал и других платёжных систем. Касса должна отправлять чек клиенту по электронной почте.
Когда закончится срок действия фискального накопителя, поменяйте его и перерегистрируйте кассу в налоговой. Для предпринимателей на УСН, ЕНВД и патенте фискальный накопитель действителен 3 года.
Для этого соблюдайте условия:
На ЕНВД расходы на покупку кассы отразите в декларации, а на патенте подайте в налоговую уведомление .
После регистрации кассы в налоговой приступайте к работе. Каждый раз при получении оплаты пробивайте чек и выдавайте клиенту.
Кроме привычных чеков появятся электронные. Они приравниваются к бумажным. Электронный чек нужно отправлять клиенту на электронную почту, если он платит онлайн через сайт. Также покупатель в обычном магазине может попросить отправить ему электронный чек. При наличии технической возможности вы обязаны это сделать.
Касса автоматически передаёт пробитый чек оператору фискальных данных, который высылает вам подтверждение о его получении. После этого можете вздохнуть спокойно, ваша роль в работе с кассой закончилась. Теперь оператор фискальных данных сделает всё остальное. Журнал кассира-операциониста по форме КМ-4 больше вести не нужно.
Новый закон дополнил список обязательных реквизитов чека. Больше всего вопросов возникает по поводу названия товара. Теперь нельзя указать общую сумму без расшифровки. Это общее требование для всех, кроме ИП на УСН, ЕНВД и патенте, торгующих неподакцизными товарами. Им дали отсрочку до 1 февраля 2021 года, и пока они могут выдавать чек без названий товаров.
Без разницы, потому что в России нет справочника товарной номенклатуры. Но искажать суть при этом не стоит. Например, нельзя написать «товар 1» и «товар 2». Это вызовет внимание и неодобрение со стороны налоговой.
Чтобы не вбивать название товара вручную, нужна товароучётная система , которая будет интегрирована с вашей кассой.
А ещё мы сделали для вас . Он поможет понять, нужно ли вам переходить, выбрать кассу, получить налоговый вычет и работать без штрафов.
Владельцы автотранспорта несут затраты на эксплуатацию автомобилей, а владельцы грузов - на расчеты с перевозчиками. Кроме того, подлежат учету перевозимые товарно-материальные ценности. У грузоотправителя они подлежат списанию, у грузополучателя - оприходованию. Разберем, как правильно оформлять первичные документы при автомобильных грузоперевозках.
Систематизируйте или обновите знания, получите практические навыки и найдите ответы на свои вопросы на в Школе бухгалтера. Курсы разработаны с учетом профстандарта «Бухгалтер».
Основа бухгалтерского учета — документирование фактов хозяйственной жизни. Представить себе хозяйственную деятельность без автомобильных грузоперевозок невозможно. Поэтому практически не найдется бухгалтера, которого бы не интересовали проблемы оформления документов при транспортировке грузов.
Чтобы разобраться в принципах учета, сначала следует определить, кто является владельцем транспорта, перевозящего груз. Таким лицом может быть грузоотправитель. Следовательно, плату за перевозку он не вносит.
Автотранспорт может принадлежать грузополучателю. При таких обстоятельствах он осуществляет самовывоз груза.
В перевозке могут участвовать три разных лица — грузоотправитель, грузополучатель и перевозчик, привлеченный для оказания услуги по транспортировке на возмездной основе. При этом отношения с перевозчиком регламентирует гражданское законодательство. Если договор на перевозку заключает грузоотправитель, то применяется глава 40 «Перевозка» ГК РФ и Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».
Если же заказчиком перевозки выступает грузополучатель, то он заключает с перевозчиком договор транспортной экспедиции (п. 2 ст. 801 ГК РФ). В таком случае надлежит руководствоваться главой 41 «Транспортная экспедиция» и Федеральным законом от 30.06.2003 № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности». К названным федеральным законам изданы подзаконные акты:
Наконец, грузоотправитель и грузополучатель могут совпадать в одном лице. В этом случае с владельцем транспорта заключается договор перевозки груза (ст. 785 ГК РФ). Такая перевозка не сопровождается изменением собственника перевозимых ТМЦ.
Следующий момент, который необходимо уяснить бухгалтеру для организации правильного документооборота, — о переходе права собственности на груз. Очевидно, у перевозчика или у экспедитора груз числится в забалансовом учете — на счете 002 «Товарно-материальные ценности, принятые на ответственное хранение».
Передача ТМЦ от грузоотправителя грузополучателю (через перевозчика) не обязательно сопровождается переходом права собственности на активы. Например, к грузополучателю товары могут поступать для последующей реализации по договору комиссии, материалы — в качестве давальческого сырья для дальнейшей переработки. А объекты основных средств могут транспортироваться для передачи в аренду. Иными словами, нужно уяснить характер отношений (вид сделки) между отправителем и получателем груза.
Если между отправителем и получателем заключен договор купли-продажи, то в результате ТМЦ сменит собственника. Однако момент перехода права собственности может быть определен по-разному. Статья 458 (п. 2) ГК РФ гласит: в случаях, когда из договора не вытекает обязанность продавца по доставке товара или передаче товара в месте его нахождения покупателю, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной в момент сдачи товара перевозчику для доставки покупателю, если договором не предусмотрено иное.
С точки зрения учета это означает: если право собственности на товар перешло к покупателю-грузополучателю при передаче товара перевозчику, то соответствующие ТМЦ подлежат списанию с баланса продавца-грузоотправителя в этот же момент. Одновременно продавец может признать затраты на доставку, перевозку он не контролирует.
Если же право собственности на ТМЦ переходит к покупателю при их вручении (п. 1 ст. 223, п. 1 ст. 224 ГК РФ), то для списания активов с баланса продавцу необходимо документальное подтверждение такого вручения. Исходя из всех этих обстоятельств определяется надлежащий документооборот.
Оформление первичных документов интересует бухгалтеров в первую очередь в целях налогообложения (абз. 2 п. 1 ст. 172, абз. 9 ст. 313 НК РФ). Затраты производственной организации на перевозку грузов внутри организации и доставку готовой продукции покупателям в соответствии с условиями договоров относятся к материальным расходам (пп. 6 п. 1 ст. 254 НК РФ). Они отражаются в налоговом учете на основании акта приемки-передачи услуг, подписанного налогоплательщиком (п. 2 ст. 272 НК РФ). А вот что это за акт — ни налоговое, ни гражданское законодательство не проясняют…
Торговые организации руководствуются другой нормой. А именно: при реализации имущества продавец вправе уменьшить доходы от таких операций на сумму расходов, непосредственно связанных с такой реализацией, в частности на расходы по транспортировке реализуемого имущества (п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако из письма МНС РФ от 17.06.2004 № 22-1-14/1058@ следует, что затраты на транспортировку в торговле материальными расходами не считаются. Поэтому их правомерно классифицировать как прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией (пп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Такие затраты принимаются в расходах на дату расчетов в соответствии с условиями заключенных договоров перевозки или на дату предъявления налогоплательщику документов, служащих основанием для произведения расчетов (пп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ).
Что касается расходов на реализацию ТМЦ, то они признаются на дату реализации, то есть перехода права собственности к покупателю (п. 1 ст. 39, пп. 1 и пп. 3 п. 1 ст. 268, п. 2 ст. 318 НК РФ). Разумеется, такой переход требует документального подтверждения (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Как видно, задача для организации учета вырисовывается непростая. Ее решение требует от бухгалтера тщательного анализа условий каждой перевозки или блока однотипных перевозок.
Универсальный рецепт выдать затруднительно. Ситуация усугубляется еще и тем, что в связи с изменением законодательства о бухгалтерском учете с 1 января 2013 г. пришлось пересмотреть требования к оформлению «первички». Такой тезис может удивить читателя — ведь базовые требования к первичным документам федеральных законов «О бухгалтерском учете» — от 21.11.1996 № 129-ФЗ и от 06.12.2011 № 402-ФЗ — сохранились в прежнем виде.
Причина кроется в формулировке другой нормы. Старый и новый подходы отражены в таблице.
Начиная с 1 января 2013 г. в целях бухучета признаются лишь те нормативные акты, которые были приняты в соответствии с федеральными законами. Законодатель прямо оговорил этот нюанс. В противном случае не имело бы смысла специально акцентировать внимание на этих источниках правового регулирования. Ведь подзаконные акты по сути являются неотъемлемой частью законов, конкретизируя их применение.
К данной категории не относятся Общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30 июля 1971 г., а также Инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР № 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30 ноября 1983 г. «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Дело в том, что они приняты не в соответствии с федеральными законами, а в период существования СССР. Вообще говоря, эти документы по-прежнему считаются действующими в части, не противоречащей современному законодательству (основание — ст. 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» с учетом Закона РСФСР от 25.12.1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»), но вне области бухгалтерского учета.
По этой причине товарно-транспортная накладная в качестве обязательного первичного документа активно обсуждалась до 1 января 2013 г., а вот после этой даты в официальных разъяснениях не упоминается.
Отметим, что в 2016 году выездные проверки 2012 года еще возможны. А уж «первичка», подтверждающая годовой убыток, попадает под налоговый контроль на протяжении 10 лет (п. 4 ст. 89, п. 2 и п. 4 ст. 283 НК РФ). Кстати, необходимость следования в бухучете до 1 января 2013 г. Инструкции № 156 поддержана определением ВАС РФ от 25.04.2012 № ВАС-4429/12.
Важно! В ноябре 2016 года появилось новое правило оформления документов для грузовых перевозок автотранспортом. Правительство РФ своим Постановлением от 24.11.2016 г. № 1233 упростило для грузоперевозчиков порядок оформления документов. В соответствии с ним, с 8 декабря 2016 года отменено проставление печатей в заказе-наряде, сопроводительной ведомости и письменной претензии. До вступления в силу этого документа грузоперевозчики обязаны были заверять печатью все эти документы.
В период действия Закона № 402-ФЗ разъяснения контролирующих органов немногочисленны. Среди из них - письмо Минфина России от 06.11.2014 № 03-03-06/1/55918 о документировании договора перевозки груза в целях налога на прибыль.
Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. 1 ст. 252 НК РФ). Но из этой формулировки не следует, что для признания расходов на перевозку необходим договор или документ, подтверждающий его заключение, в качестве которого выступает транспортная накладная. В силу прямого указания законодателя подтверждением данных налогового учета являются первичные учетные документы (ст. 313 НК РФ). Как отмечено выше, на основании договора (с приложением документа, подтверждающим его заключение, в случае необходимости такого подтверждения) признаются прочие расходы, предусмотренные пунктом 1 статьи 264 Налогового кодекса. В иных аспектах транспортная накладная используется в учете как перевозочный документ. Ведь груз, на который не оформлена транспортная накладная (за отдельными исключениями), перевозчиком для транспортировки не принимается (п. 2 ст. 2, п. 3 ст. 8 Закона № 259-ФЗ).
Транспортная накладная — первичный документ, в обязательном порядке подтверждающий оказание услуг по перевозке ТМЦ. Если накладной нет, при налоговой проверке ждите проблем не только с признанием расходов на перевозку, но и со списанием и оприходованием ТМЦ.
А вот само по себе отсутствие договора (или документа, подтверждающего его заключение) признанию материальных расходов и даже прочих расходов (в последний день отчетного или налогового периода!) не препятствует. Иное мнение является расширительным толкованием налогового законодательства, которое недопустимо (п. 6 и п. 7 ст. 3 НК РФ).
Отметим еще один принципиальный момент. В соответствии с Законом № 402-ФЗ (п. 8 ст. 3) фактом хозяйственной жизни признается операция, которая в будущем способна оказать влияние на финансовое положение компании, финансовый результат ее деятельности и (или) движение денежных средств. Так вот одна лишь передача ТМЦ перевозчику в перспективе, при условии доставки ТМЦ, «способна оказать влияние» на экономические показатели участников сделки. Так что транспортная накладная — полноценный первичный учетный документ (п. 1 ст. 9 Закона № 402-ФЗ).
В современном учете немало вопросов, которые напрямую властными предписаниями не регулируются. Вопрос оформления автомобильных грузоперевозок характеризует способность бухгалтера к профессиональному суждению. Рекомендуем видеосеминары по этой непростой теме, которые это суждение помогут сформировать:
Подчеркнем: формирование учетной политики в отношении транспортировок невозможно без оперирования нормами гражданского законодательства. Необходимость правовых знаний установлена профессиональным стандартом «Бухгалтер» (утв. приказом Минтруда России от 22.12.2014 № 1061н).
Вебинары для бухгалтеров в Контур.Школе: изменения законодательства, особенности бухгалтерского и налогового учета, отчетность, зарплата и кадры, кассовые операции.