Назначение государственных и муниципальных финансов. Что из себя представляют государственные и муниципальные финансы, какова их суть

Назначение государственных и муниципальных финансов. Что из себя представляют государственные и муниципальные финансы, какова их суть

Государственные и муниципальные финансы - денежные отношения, возникающие в ходе формирования и использования денежных средств органами государственной власти и органами местного самоуправления с целью удовлетворения общественных потребностей.

Основное назначение государственных и муниципальных финансов - обеспечить органы государственной власти и органы местного самоуправления денежными средствами, необходимыми для выполнения их функций. Денежные средства, находящиеся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправления и используемые ими при реализации своих полномочий, являются государственными и муниципальными финансовыми ресурсами . Государственные и муниципальные финансовые ресурсы являются материальным воплощением государственных и муниципальных финансов.

В ходе мобилизации и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов органы государственной власти и органы местного самоуправления осуществляют стимулирование научно-технического развития экономики, формируют социальную инфраструктуру общества, обеспечивают социальную защиту граждан, укрепляют обороноспособность и безопасность государства.

Организация государственных и муниципальных финансов зависит от государственного устройства и особенностей построения местного самоуправления. В Российской Федерации в составе государственных финансов выделяют федеральные и региональные финансы. Федеральные финансы призваны обеспечить деятельность федеральных органов государственной власти. За счет региональных финансов осуществляются функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Самостоятельность местного самоуправления, предусмотренная Конституцией Российской Федерации, позволяет отделять муниципальные финансы от государственных. Муниципальные финансы обеспечивают решение органами местного самоуправления вопросов местного значения.

Формирование и использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов осуществляется в двух формах:

  • - бюджета органа государственной власти или органа местного самоуправления;
  • - внебюджетного фонда.

Основной объем государственных и муниципальных финансовых ресурсов концентрируется в бюджетах органов государственной власти и органов местного самоуправления. Бюджет органа государственной власти и органа местного самоуправления - форма образования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, направляемых на обеспечение деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления с целью удовлетворения общественных потребностей. Общественный характер бюджета органа государственной власти и органа местного самоуправления предусматривает:

  • - обязательность участия организаций и граждан в формировании средств бюджета;
  • - расходование бюджетных средств по различным направлениям, отвечающим задачам социально-экономической политики государства;
  • - отсутствие закрепления доходов и поступлений в бюджет за определенными расходами (за рядом исключений, например, при получении и использовании субсидий и субвенций из других бюджетов и др.);
  • - нормативную правовую регламентацию полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, их утверждению и исполнению;
  • - утверждение бюджета законодательными органами государственной власти и представительными органами местного самоуправления;
  • - применение мер ответственности за нецелевое, нерациональное, неэффективное использование бюджетных средств и иные нарушения бюджетного законодательства.

Формирование бюджетов осуществляется на всех уровнях государственной власти и местного самоуправления. В Российской Федерации федеральными органами государственной власти образуется федеральный бюджет, органами государственной власти субъектов Российской Федерации - бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты). В распоряжении органов местного самоуправления находятся местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).

Наряду с бюджетами органами государственной власти и органами местного самоуправления формируются внебюджетные фонды.

Внебюджетные фонды являются формой образования и использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, предусматривающей целевое направление средств на удовлетворение определенных общественных потребностей (социальных, экономических, экологических и т.д.).

Целевое назначение внебюджетных фондов является их основным отличительным признаком. Внебюджетные фонды обеспечивают реализацию полномочий органов государственной власти и органов местного самоуправления по определенным направлениям деятельности. За счет средств внебюджетных фондов осуществляется реализация прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь и др.

Внебюджетные фонды не входят в состав бюджетов органов государственной власти и органов местного самоуправления и утверждаются самостоятельными нормативными правовыми актами.

Формирование внебюджетных фондов может ограничиваться определенными уровнями власти. В Российской Федерации федеральные органы государственной власти формируют государственные внебюджетные фонды Российской Федерации: Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страховании. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации формируют территориальные государственные внебюджетные фонды, которыми выступают территориальные фонды обязательного медицинского страхования. Образование иных территориальных государственных внебюджетных фондов, а также муниципальных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации не предусматривается.

Государственные финансы в Российской Федерации включают: федеральный бюджет и государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, которые находятся в федеральной собственности и утверждаются федеральными законами; бюджеты субъектов Российской Федерации и территориальные государственные внебюджетные фонды, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации и утверждаемые законами субъектов Российской Федерации. Муниципальные финансы представлены местными бюджетами, средства которых находятся в муниципальной собственности и используются в соответствии с муниципальными правовыми актами представительных органов муниципальных образований.


Глава 2. Государственные и муниципальные финансы: сущность и функции

2.1. Сущность государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы - это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов финансовых ресурсов.

Материальную основу финансов составляет денежный оборот. Реальный денежный оборот - это экономический процесс, вызывающий движение стоимости и сопровождающийся потоком денежных платежей и расчетов. Объектом реального денежного оборота выступают финансовые ресурсы, являющиеся источниками финансирования расширенного воспроизводства.

Государственные и муниципальные финансы выражают экономические отношения, связанные с обеспечением централизованными источниками финансирования государственного и муниципального секторов экономики, наиболее значимых программ развития производства и общественного сектора, организаций и учреждений бюджетной сферы и т.п. Их функционирование направлено на достижение общих целей развития социально ориентированной экономики.

Государственные и муниципальные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства и являются ее центральным звеном (рис. 2.1).

Рис.2.1. Состав государственных и муниципальных финансов

Финансы как экономическая категория зависят от преобразований во взаимоотношениях между звеньями финансовой системы. Это относится прежде всего к взаимосвязям между финансами макроуровня и финансами микроуровня. Финансы макроуровня, и прежде всего государственный и муниципальный бюджеты, основываются на финансовом потенциале предприятий. Финансы способствуют достижению общих целей экономического развития, поэтому требуется их оптимальная организация. Способ организации устанавливает качественную определенность финансов. Распределение и использование финансовых ресурсов в государстве осуществляются в рамках интегрированной системы управления финансовыми потоками.

Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных и муниципальных финансов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного и муниципального секторов экономики, выработать критерии их функционирования.

Государственные и муниципальные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения. Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п.

Государственные и муниципальные финансы имеют четкую целевую ориентацию. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных и муниципальных задач.

2.2. Функции государственных и муниципальных финансов

Государственные и муниципальные финансы как экономическая категория проявляются в выполняемых ими функциях. Изучение функции необходимо для реализации государственной финансовой политики. В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансов государства и финансов предприятий и в то же время имеются существенные различия, определяющие значимость общегосударственных интересов и предпринимательского аспекта деятельности.

Основные функции финансовой системы . Для финансовой системы в целом решающее значение имеют следующие функции: планирование, организация, стимулирование, контроль.

1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между Федерацией, субъектами Федерации и органами местного самоуправления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов Федерации и органов местного самоуправления. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения и т.п.

2. Функция организации включает бюджетное устройство, бюджетную классификацию, предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.

3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах. Решающую роль играют факторы, определяющие поведение служащих в процессе принятия ими решений по тактическим и стратегическим аспектам финансов.

4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными критериями, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.

Функции финансов, связанные с регулированием реального денежного оборота.

1. Распределительная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через распределение и перераспределение вновь созданной стоимости обеспечиваются общегосударственные потребности, формируются источники финансирования общественного сектора экономики, достигается сбалансированность бюджетов и внебюджетных фондов в рамках единой бюджетной системы РФ.

Государственные и муниципальные финансы функционируют на основе перераспределения финансовых ресурсов через систему централизованных фондов. С помощью этой функции они обслуживают воспроизводственные процессы как в рамках относительно обособленных структурных образований, так и в общегосударственном масштабе.

Распределительная функция заключается в том, что вновь созданная стоимость подлежит распределению в целях выполнения денежных обязательств предприятий перед бюджетом, банками, контрагентами. Ее результатом является формирование и использование централизованных фондов денежных средств, содержание непроизводственной сферы экономики.

Основными объектами реализации распределительной функции финансов являются обязательные платежи в бюджет и внебюджетные фонды, а также источники финансирования бюджетного дефицита. Особую роль играет процесс перераспределения доходов между различными уровнями бюджетов.

2. Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в реализации контроля рублем за реальным денежным оборотом, участником которого является государство, формированием централизованных фондов денежных средств. Контроль рублем имеет две формы:

  • контроль за изменением финансовых показателей, состоянием платежей и расчетов;
  • контроль за реализацией стратегии финансирования.

В первом случае применяется система санкций и поощрений, использующая меры принудительного или стимулирующего характера. Во втором случае речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования. Постоянные изменения, обновления в финансовой системе нуждаются в адекватной реакции на это всех ветвей власти.

Контрольная функция финансов всегда имеет конкретную форму проявления. Она может быть направлена на бюджет определенного уровня, внебюджетный фонд, предприятие или учреждение и т.п.

Контрольная функция государственных и муниципальных финансов реализуется по следующим основным направлениям:

1) контроль за правильным и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

3) контроль за целенаправленным и эффективным использованием финансовых ресурсов.

Целевое и эффективное использование финансовых ресурсов контролируется на основе составляемых плановых и отчетных смет образования и расходования денежных фондов.

2.3. Принципы и роль государственных и муниципальных финансов

Состояние государственных и муниципальных финансов - один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Из бюджета обеспечивается финансирование важнейших инвестиционных программ, экологии, обороны и пр.

Государственные и муниципальные финансы ориентированы на следующие основные принципы:

единства законодательной и нормативной базы;

открытости и прозрачности;

разграничения полномочий и предметов ведения;

целевой ориентированности;

научного подхода к реализации намеченных целей;

экономичности и рациональности;

управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.

Достижение целей задается стратегией развития. Финансовая стратегия определяет возможность сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагают государственный и муниципальный секторы экономики.

Особое значение имеет определение роли финансов в реформировании российской экономики, которая может быть сведена к трем решающим факторам:

1) экономической стабилизации;

2) адаптации к рыночным преобразованиям;

3) стимулированию инвестиционной активности.

1. Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мониторинг макроэкономических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, уровень задолженности предприятий перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования Центрального банка РФ, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.

2 . Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и предприятия являются полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.

Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:

  • либерализацию цен;
  • приватизацию;
  • социальную трансформацию;
  • интеграцию в мировую систему.

Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне. Цель трансформации - создание социально-ориентированной рыночной экономики.

3 . Инвестиционная активность государства и каждого предприятия является результатом и индикатором экономического роста. Финансы играют решающую роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. В отношении инвестиционной активности принцип стратегической направленности является определяющим и задача финансов заключается в необходимости его реализации.


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Нормативно-правовые аспекты регулирования муниципальных финансов. Зарубежный опыт. Общая характеристика государственных и муниципальных заимствований в зарубежных странах. Казначейское исполнение местных бюджетов. Отчет об исполнении местного бюджета.

    курсовая работа , добавлен 09.11.2010

    Сущность, функции и роль местных финансов. Состав и динамика расходов и приоритеты в расходовании средств местных бюджетов. Особенности современной практики создания целевых фондов органов местного самоуправления в Украине, описание некоторых недостатков.

    реферат , добавлен 06.05.2012

    Муниципальные финансы как основа деятельности органов местного самоуправления. Компетенция органов государственной власти и местного самоуправления. Анализ бюджета МО "Поселок Усть-Омчуг". Совершенствование механизма распределения финансовой помощи.

    дипломная работа , добавлен 27.01.2012

    курсовая работа , добавлен 06.03.2009

    Понятие муниципальных финансов современной России. Нормативные акты, регулирующие муниципальные финансы. Система муниципальных финансов современной России. Участие органов местного самоуправления в финансово-кредитных отношениях.

    курсовая работа , добавлен 06.02.2007

    Принципы организации муниципальных финансов и их формирование. Доходы местных бюджетов. Направления расходования средств муниципальных финансов. Проблемы взаимоотношений региональных и местных бюджетов. Финансовые проблемы местного самоуправления.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2015

    Механизм и методика финансовой поддержки региональных и муниципальных органов власти. Анализ динамики, структуры и исполнения межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета Забайкальского края в бюджеты муниципальных районов и городских округов.

    курсовая работа , добавлен 13.03.2015

    Доходы бюджета органов государственной власти и органов местного самоуправления. Их характеристика на основе различных критериев. Состав и структура федеральных, региональных и местных налогов. Разграничение налоговых полномочий, налоговые доходы.

    Особое место в финансовой системе любого государства принадлежит государственным и муниципальным финансам.

    Государственные и муниципальные финансы - это денежные отношения, возникаю­щие в ходе формирования и использования финансовых ресурсов органов государствен­ной власти и органов местного самоуправления.

    назначение Традиционно необходимость государственных и муниципаль-

    государственных ных финансов обуславливается удовлетворением общественных

    и муниципальных потребностей в ходе выполнения органами государственной

    финансов власти и органами местного самоуправления возложенных

    на них полномочий. Государственные и муниципальные финансы обеспечивают исполне­ние обязательств государства и муниципальных образований в области национальной без­опасности, обороноспособности, государственного и муниципального управления, соци­альной защиты граждан и др. Посредством государственных и муниципальных финансов осуществляется регулирование пропорций распределения финансовых ресурсов между сферами и отраслями деятельности, территориальными образованиями, социальными группами; стимулирование инвестиционных и инновационных процессов. Масштабы госу­дарственных и муниципальных финансов свидетельствуют о степени влияния органов го­сударственной власти и органов местного самоуправления на социально-экономическое развитие.

    В зарубежной экономической теории назначение государственных и муниципальных финансов связывается с обеспечением функционирования общественного сектора эконо­мики и корректировкой влияния рыночного механизма распределения ресурсов. Государ­ство и муниципальные образования рассматриваются не столько как субъекты власти, воздействующие на участников общественного воспроизводства, сколько как субъекты хозяйствования, осуществляющие производство, распределение и предоставление обще­ственных благ. Государственные и муниципальные финансы направлены на воспроизвод­ство общественных благ, имеющих коллективную форму потребления, при которой: ис­пользование блага одним лицом не исключает возможности его потребления другими; увеличение числа потребителей не уменьшает полезности блага; отсутствует право ин-

    дивида выбирать объем потребления блага; обеспечивается доступность блага всем по­требителям без дополнительных затрат. Рыночное производство данных благ является неэффективным. Это обуславливает преобладающую роль государства и муниципальных образований и, соответственно, государственных и муниципальных финансов в обеспече­нии воспроизводства общественных благ. Масштабы государственных и муниципальных финансов зависят от объема благ, предоставляемых на нерыночной основе, а также уровня участия государства и муниципальных образований в регулировании эффекта от рыночно­го распределения благ.

    Организация государственных и муниципальных финансов на­целена на создание условий для эффективного и в полном объ­еме выполнения органами государственной власти и органами местного самоуправления своих функций. В связи с этим основ­ными задачами организации государственных и муниципаль­ных финансов являются: оптимизация пропорций разграничения финансовых ресурсов между органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответ­ствии с возложенными на них полномочиями; наделение органов государственной власти и органов местного самоуправления финансовыми правами, позволяющими оказывать активное влияние на социально-экономическое развитие; стимулирование органов госу­дарственной власти и органов местного самоуправления к проведению инвестиционных, институциональных, социальных преобразований; повышение ответственности органов государственной власти и органов местного самоуправления за эффективность и результа­тивность управления государственными и муниципальными финансами.

    В государствах с развитой рыночной экономикой организация государственных и му­ниципальных финансов осуществляется в соответствии с принципом самостоятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления в управлении госу­дарственными и муниципальными финансами в пределах установленных полномочий; принципом гласности и прозрачности, предусматривающим открытость, достоверность и полноту информации о государственных и муниципальных финансовых ресурсах; прин­ципом законности, предполагающим нормативную правовую регламентацию процесса формирования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления; принципом эффективности использования государ­ственных и муниципальных финансовых ресурсов.

    Формы организации Формирование и использование финансовых ресурсов органов

    государственных государственной власти и органов местного самоуправления

    и муниципальных осуществляется в форме различных фондов денежных средств:

    финансовых ресурсов бюджетов и внебюджетных фондов. Бюджет выступает формой

    образования и использования финансовых ресурсов органов государственной власти и ор­ганов местного самоуправления, направляемых ими на удовлетворение разнообразных по­требностей общества. Внебюджетные фонды являются формой образования и использова­ния финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления, предусматривающей целевое направление средств на финансирование определенных потребностей общества.

    Образуемые в форме бюджетов и внебюджетных фондов государственные и муници­пальные финансовые ресурсы - это доходы, поступления и денежные накопления, нахо-

    Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254

    дящиеся в распоряжении органов государственной власти и органов местного самоуправ­ления и предназначенные для решения вопросов, отнесенных к их компетенции.

    Источниками государственных финансовых ресурсов являются валовой внутренний продукт, поступления от внешнеэкономической деятельности, часть национального богат­ства (например, доходы от продажи земли, нематериальных активов, конфискованного или бесхозного имущества и т.п.). В случае наступления чрезвычайных обстоятельств (сти­хийных бедствий, вооруженных конфликтов и военных действий и т.п.), в период эконо­мической нестабильности часть национального богатства может выступать в качестве ис­точника государственных финансовых ресурсов при продаже золотого запаса, валютных резервов и др. В свою очередь источниками муниципальных финансовых ресурсов явля­ются валовой региональный продукт, а также часть национального богатства, находящегося или обращенного в муниципальную собственность.

    государственные Формирование основного объема финансовых ресурсов орга-

    и муниципальные нов государственной власти и органов местного самоуправле-

    доходы ния осуществляется посредством мобилизации государственных

    и муниципальных доходов. Они являются материально-веще­ственным воплощением экономических отношений, возникающих в ходе распределения валового внутреннего продукта, поступлений от внешнеэкономической деятельности и ча­сти национального богатства в целях формирования фондов финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления.

    Государственные и муниципальные доходы представляют собой денежные средства, поступающие в бюджеты органов государственной власти и органов местного самоуправле­ния, а также государственные и муниципальные внебюджетные фонды на безвозмездной и безвозвратной основе.

    При этом денежные средства, зачисляемые в бюджеты органов государственной вла­сти и органов местного самоуправления, представляют собой доходы бюджетов; денежные средства, поступающие в государственные и муниципальные внебюджетные фонды, явля­ются доходами этих фондов.

    Таким образом, государственные доходы состоят из доходов бюджетов органов государ­ственной власти и доходов государственных внебюджетных фондов, причем доходы бюдже­тов занимают основное место в составе государственных доходов. Состав государственных доходов представлен на рис. 5.1.


    В Российской Федерации, так же как и во многих других государствах, образование му­ниципальных внебюджетных фондов запрещается, поэтому муниципальные доходы вклю­чают только доходы бюджетов органов местного самоуправления.

    Виды государственных и муниципальных доходов отличаются многообразием. В зави­симости от метода мобилизации выделяют: доходы от взимания обязательных платежей, к которым относятся доходы от уплаты налогов, пошлин, лицензионных и иных сборов, взносов на социальное страхование, штрафов и пени и др.; доходы от экономической дея­тельности государства и муниципальных образований, включающие доходы от использо­вания и продажи государственного и муниципального имущества, оказания государствен­ных и муниципальных услуг на платной основе; добровольные поступления от органов государственной власти и органов местного самоуправления другого уровня, правительств иностранных государств, международных финансовых организаций, а также физических лиц и организаций. Данная группировка доходов рекомендована Международным валют­ным фондом.

    В Российской Федерации и некоторых других государствах используется другая груп­пировка доходов - в зависимости от их экономического содержания. В рамках данной группировки в составе государственных и муниципальных доходов различают: налоговые доходы, к которым относятся доходы от уплаты налогов и денежных взысканий по ним, а также некоторых видов пошлин и сборов; неналоговые доходы, объединяющие наряду с доходами от экономической деятельности государства и муниципальных образований доходы от взимания пошлин, сборов и иных обязательных платежей, не относящихся к на­логовым доходам; безвозмездные поступления из других бюджетов, от субъектов между­народного права, организаций и граждан.

    В Российской Федерации к налоговым доходам отнесены доходы от уплаты го­сударственной пошлины, в то время как доходы от таможенной и патентной пошлин являются неналоговыми.

    Как правило, доходы от взимания сборов за пользование природными ресурсами включаются в состав налоговых доходов, а от взимания лицензионных сборов, сборов за оказанные государственные и муниципальные услуги относятся к неналоговым до­ходам. Между тем не исключаются и иные подходы. Например, в соответствии с Бюд­жетным кодексом Республики Казахстан все виды сборов (в том числе регистраци­онные, за выдачу разрешений, проезд по платным государственным автомобильным дорогам и др.) являются налоговыми доходами бюджетов.

    Иногда решение вопроса об отнесении платежа к налоговым или неналоговым дохо­дам зависит от действия политического фактора, поскольку влияет на оценку уровня налогового бремени в государстве.


    Наряду с государственными и муниципальными доходами фор­мирование бюджетов органов государственной власти и орга­нов местного самоуправления, а также государственных и му­ниципальных внебюджетных фондов осуществляется за счет поступлений из источников финансирования их дефицита. Они включают средства, привлекаемые на условиях возмездности и возвратности в формах займов и кредитов, а также средства от продажи определенных видов государственного и муниципального имущества.

    Выделяют поступления из внутренних и внешних источников финансирования дефици­та. Критерием данной группировки выступает валюта, в которой осуществляется привлече­ние средств, или признак резидентства кредиторов.

    ш В Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством к поступлениям из внутренних источников финансирования дефицита относят посту­пления в валюте Российской Федерации, к поступлениям из внешних источников - в иностранной валюте.

    По методике Международного валютного фонда поступления из внутренних источников финансирования дефицита формируют средства, привле­каемые от резидентов; поступления из внешних источников - от нерезидентов.

    Поступления из источников финансирования дефицита направляются на обеспечение сбалансированности бюджетов и внебюджетных фондов, а также погашение государствен­ного и муниципального долга.

    Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254

    Денежные накопления органов государственной власти и органов местного самоуправ­ления образуются за счет доходов и поступлений текущего финансового года, не исполь­зованных в ходе исполнения бюджетов и внебюджетных фондов и предназначенных для осуществления расходов в последующие периоды. Денежные накопления проявляются в форме остатков средств на счетах бюджетов и внебюджетных фондов на начало финан­сового года, учитываемых после завершения операций прошедшего года. Остатки средств могут направляться на финансирование временных кассовых разрывов и дефицита бюд­жетов и внебюджетных фондов, размещаться в долговые обязательства.

    Особое положение в составе денежных накоплений принадлежит средствам фондов ста­билизационного назначения. Они образуются в целях трансформации в денежный капитал отдельных видов государственных доходов и обеспечивают сбалансированность бюджетов и исполнение государственных обязательств в условиях сокращения доходов в периоды рецессии, неблагоприятного влияния внешнеэкономического (сезонного) фактора. К дан­ным фондам относятся: в Российской Федерации - Резервный фонд, Фонд национального благосостояния, резервные фонды субъектов РФ; в других странах - Национальный фонд Республики Казахстан, Фонд национального благосостояния Кувейта и др.

    Их формирование осуществляется за счет доходов, связанных с добычей и экспортом определенных видов природных ресурсов, а также иных доходов, имеющих существенный рост в условиях благоприятной экономической конъюнктуры.

    В Российской Федерации формирование Резервного фонда, Фонда наци­онального благосостояния обеспечивается за счет доходов от налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья, а также вывозных тамо­женных пошлин на нефть, газ и товары, выработанные из нефти. Формирование резервных фондов субъектов РФ осуществляется в соответствии с законами этих субъектов Российской Федерации.

    В Национальный фонд Республики Казахстан поступают доходы от налогов, уплачиваемых организациями нефтяного сектора (корпоративного подоходного налога, налога на сверхприбыль и др.), а также от приватизации государственно­го имущества горнодобывающих и обрабатывающих отраслей.

    Средства фондов стабилизационного назначения могут размещаться в финансовые ак­тивы, предусматриваемые законодательством, в том числе в иностранную валюту, долго­вые обязательства иностранных государств и международных финансовых организаций, банковские депозиты и др. Это обеспечивает инвестиционный доход от управления сред­ствами фондов. При сокращении государственных доходов, росте бюджетного дефицита и увеличении задолженности органов государственной власти по долговым обязательствам средства фондов направляются в составе источников финансирования дефицита бюджетов на обеспечение их сбалансированности.

    государственные Использование государственных и муниципальных финансовых

    и муниципальные ресурсов происходит посредством осуществления государствен-

    расходы ных и муниципальных расходов. Они являются материально-ве­

    щественным воплощением экономических отношений, возника­ющих в процессе использования фондов финансовых ресурсов органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях удовлетворения общественных потреб­ностей.

    Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254

    Государственные и муниципальные расходы представляют собой денежные сред­ства, направляемые из бюджетов органов государственной власти и органов местно­го самоуправления, а также государственных и муниципальных внебюджетных фондов в целях осуществления государственных полномочий и решения вопросов местного зна­чения.

    Денежные средства, направляемые из бюджетов органов государственной власти и ор­ганов местного самоуправления, представляют собой расходы бюджетов; денежные сред­ства, перечисляемые из государственных и муниципальных внебюджетных фондов, явля­ются расходами этих фондов.

    Таким образом, государственные расходы состоят из расходов бюджетов органов госу­дарственной власти и расходов государственных внебюджетных фондов, при этом основ­ной объем государственных расходов осуществляется за счет средств бюджетов. Состав государственных расходов представлен на рис. 5.5.


    С учетом того, что в Российской Федерации, как и во многих других государствах, не до­пускается формирования муниципальных внебюджетных фондов, в составе муниципаль­ных расходов выделяются только расходы бюджетов органов местного самоуправления.

    Многообразие видов государственных и муниципальных расходов предусматривает не­обходимость их группировки. В зависимости от функционального назначения в составе государственных и муниципальных расходов различают расходы на обеспечение деятель­ности государственных и муниципальных органов, оборону, организацию общественного порядка и безопасности, поддержку экономики и научно-технического прогресса, жилищ­но-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, здравоохранение, образование, культуру и социальную защиту. Таким образом, функциональный состав отражает распре­деление расходов по основным направлениям деятельности органов государственной вла-

    Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации №ИК-01254

    сти и органов местного самоуправления и позволяет раскрыть роль государства и муници­пальных образований в управлении экономикой и социальной сферой.

    Данная группировка расходов рекомендована Международным валютным фондом. Она нашла широкое применение в мировой практике и формируется с учетом особенностей государственного и муниципального управления. Отличия в функциональной группировке государственных и муниципальных расходов в разных государствах проявляются в детали­зации направлений использования средств.

    В США в функциональном составе государственных расходов наряду с рас­ходами на социальное обеспечение выделяют расходы на выплаты и услуги ве­теранам. В Швеции одновременно с расходами на государственное управление указывают расходы на управление государственными финансами и расходы на обеспечение деятельности налоговой службы; кроме того, разделяют расхо­ды на материальное обеспечение по болезни и инвалидности, по старости, при безработице, а также материальное обеспечение семьи и детства, иммигрантов и беженцев.

    В Российской Федерации функциональная группировка государственных и муниципальных расходов включает расходы на общегосударственные вопросы, национальную оборону, национальную безопасность и правоохранительную дея­тельность, национальную экономику, жилищно-коммунальное хозяйство, охрану окружающей среды, образование, культуру и кинематографию, здравоохранение, социальную политику, физическую культуру и спорт, средства массовой инфор­мации, обслуживание государственного и муниципального долга, межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерации и муниципальных об­разований общего характера.

    В зависимости от экономического содержания в составе государственных и муници­пальных расходов различают: текущие расходы, к которым относятся расходы на содержа­ние государственных и муниципальных гражданских и военных служащих; взносы на соци­альное страхование; выплату социальных пособий; приобретение расходных материалов, обмундирования и мягкого инвентаря; приобретение услуг; обслуживание государственных и муниципальных долговых обязательств; безвозмездные перечисления на текущие нуж­ды организациям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, правительствам иностранных государств; капитальные расходы, включающие расходы на капитальные вложения в основные фонды; создание государственных и муниципальных запасов; приобретение земли и нематериальных активов; безвозмездные перечисления инновационного и инвестиционного назначения организациям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, правительствам иностранных государств. Группировка государственных и муниципальных расходов в зависимости от экономиче­ского содержания позволяет отразить их влияние на структуру общественного потребления и накопления.

    Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном любой финансовой системы. Они тесно связаны с кредитной, банковской и страховой системами. Государственные финансы - важный элемент финансового рынка. Посредством государственных финансов осуществляется также взаимодействие между странами, развивается мировое хозяйство. Поэтому, не имея представлений, что такое государственные финансы, как они функционируют, трудно судить и о том, как в целом работает финансово-кредитная система любой страны.

    Государственные и муниципальные финансы - это основа деятельности государства и органов местного самоуправления. Вряд ли можно представить государство, в руках которого не было ни единого рубля. Только располагая достаточным количеством денежных средств, государство может осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, проводить научные исследования или обеспечивать обороноспособность.

    Государственные финансы - это мощный рычаг макроэкономического регулирования. Посредством умелого использования этого инструмента государство может решать самые разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.

    В России государство только начинает осваивать этот важный экономический инструмент. После принятия Бюджетного кодекса РФ работа по составлению и утверждению бюджета приобрела строго регламентированные и законные рамки. Что касается исполнения бюджета, особенно контроля за использованием бюджетных средств, то эта работа, по большому счету, только начинается. Российское государство еще не научилось в должной мере строить такую налоговую систему, которая бы в полной мере учитывала и одновременно согласовывала разные интересы, представленные в обществе. Оно еще не привыкло по-хозяйски и рационально распоряжаться своими доходами, не научилось оптимизировать свои расходы в условиях ограниченного количества ресурсов. Недостаточен опыт и в области управления государственным долгом, неконтролируемый рост которого чуть было не вверг страну в ситуацию суверенного дефолта в 1998 г.

    Много сделано за последние годы в области межбюджетных отношений. Однако до сих пор предлагаются и отрабатываются многочисленные модели взаимосвязей бюджетов разных уровней, разные схемы распределения расходных и доходных полномочий, без которых трудно надеяться на то, что жизнь большинства граждан в городах, поселках, мегаполисах или областях будет спокойной и обеспеченной.

    Все эти проблемы свидетельствуют о том, что система государственных и муниципальных финансов в России развивается. Она меняется, совершенствуется, становится более зрелой. Многое уже устоялось, стало обыденным. Но многое еще предстоит изменить. В этих условиях важно не только зафиксировать то положительное, что достигнуто, что прочно вошло в практику, но и наметить направления, по которым в будущем должно идти совершенствование системы государственных и муниципальных финансов.


    Сущность и функции государственных и муниципальных финансов. Важнейшим звеном финансовой системы являются государственные и муниципальные финансы, обеспечивающие органы государственной власти и местного самоуправления денежными средствами для осуществления функций, предусмотренных Конституцией РФ и другими законодательными актами.

    Сущностьгосударственных и муниципальных финансов состоит в том, что они охватывают ту часть денежных отношений по поводу распределения и перераспределения стоимости созданного в обществе совокупного продукта, которая в установленном размере аккумулируется в руках органов государственной власти и местного самоуправления для покрытия расходов, необходимых для выполнения государством и местными органами власти своих функций.

    В Российской Федерации, исходя из федеративного устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов РФ (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень (рисунок 3).


    Рисунок 3 - Структурный уровень государственных и муниципальных финансов

    Все три уровня государственных и муниципальных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему.

    В структуре государственных и муниципальных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трех уровней - федерального, регионального (субъекта РФ) и местного.

    Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств региональных и местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней.

    Государственные и муниципальные финансы играют важную экономическую, социальную, политическую роль и выполняют несколько функций.

    Прежде всегоэто функцияперераспределения. Благодаряэтой функции происходит концентрация денежных средствв руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей. Функция перераспределения осуществляетсячерез систему централизованных фондов. Ее результатом является:

    1) перераспределение доходов рентабельных отраслей в отрасли с низкой рентабельностью(например, из промышленности в сельское хозяйство);

    3) перераспределение доходов между различными социальными и группами населения;

    4) перераспределение доходов между различными территориальными образованиями.

    Регулирующаяфункция государственных и муниципальных финансов связана с образованием и использованием бюджетного фонда.

    Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их. Тоже касается государственных займов, производительное использование которых может стимулировать рост национальною дохода, а непроизводительное отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов но долгам. Формирование государственной собственности способствует развитию инфраструктуры и сферы общественных услуг, необходимых для нормального функционирования национального хозяйства и обеспечения доступности общественных благ для всех слоев населения. С другой стороны, приватизация сферы общественных услуг (коммунальное хозяйство, здравоохранение, образование и др.) может сдерживать потребление отдельных групп населения, что приводит к снижению их уровня жизни.

    Использование бюджетного фонда осуществляется через целевые расходы. Государство, выступая как совокупный хозяйствующий субъект, учитывает экономические интересы всех участников воспроизводственного процесса путем распределения бюджетных средств по разным направлениям деятельности государства и сферам общественного хозяйства. Таким образом достигается сосредоточение финансовых ресурсов на приоритетных, с точки зрения государства, направлениях хозяйственной деятельности. Осуществляя бюджетные расходы, государство может изменять структуру общественного производства, влиять на результаты хозяйствования, проводить социальные преобразования. Большое влияние на экономику страны бюджетный фонд способен оказывать благодаря тому, что он может использоваться в интересах ускорения научно-технического прогресса. Создание принципиально нового механизма бюджетного финансирования науки, совершенствование государственной системы подготовки и переподготовки кадров, использование льготного налогового режима в части обложения прибыли от реализации новых видов продукции и тому подобные бюджетные меры призваны стимулировать научные открытия и новые технические достижения, сокращать сроки их внедрения в производство, а в итоге - служить катализатором ускорения научно-технического прогресса.

    Контрольнаяфункция государственных и муниципальных финансов позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства и местных органов власти, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются. Следует говорить о контрольной функции государственных и муниципальных финансов в узком и широком смысле. В узком смысле контрольная функция реализуется по следующим направлениям:

    1) контроль за правильностью и своевременным перечислением средств в централизованные фонды;

    2) контроль за соблюдением заданных параметров централизованных фондов денежных средств с учетом потребностей производственного и социального развития;

    3) контроль за целевым и эффективным использованием финансовых ресурсов, осуществляемый на основе составления плановых и отчетных смет образования и расходования денежных средств.

    Контрольная функция государственных и муниципальных финансов заключается в том, что через формирование и использование фонда денежных средств государства происходит отражение экономических процессов, протекающих в структурных звеньях экономики. Благодаря этому бюджет может «сигнализировать» о том, как поступают в распоряжение государства финансовые ресурсы от разных субъектов хозяйствования, соответствует ли размер централизуемых ресурсов государства объему его потребностей.

    Широкое понимание контрольной функции государственных и муниципальных финансов сводится к сравнению результатов финансовой политики государства с поставленными целями и установленными критериями. Таким образом, речь идет о реализации долгосрочной финансовой политики, в которой основное внимание обращается на предвидение изменений и заблаговременное приспособление к ним порядка и условий финансирования.