Написать письмо фнс. Из уст в уста. Когда в рассмотрении жалобы могут отказать

Написать письмо фнс. Из уст в уста. Когда в рассмотрении жалобы могут отказать

С нарушениями в работе налоговых органов встречаются многие люди. Для этого вовсе не обязательно быть предпринимателем. Вариантов нарушения множество – от задержки перевода налогового вычета и незаконного начисления налогов до неправомерно вынесенных штрафов и неправильно проведенной налоговой проверки. Куда пожаловаться в этом случае?

В статье мы рассмотрим правила составления жалобы на деятельность налоговой службы и инстанции, в которые необходимо ее направить жителям Москвы, Московской области и других регионов России. Отдельно расскажем о способе передачи жалобы через официальный сайт ФНС РФ .

Кто принимает жалобы на работу ФНС?

Право обжаловать действия (бездействие) налоговиков каждым российским гражданином записано в . Но куда именно направить заявление?

  • В вышестоящий налоговый орган (вышестоящему уполномоченному лицу). Управление Федеральной налоговой службы имеет право отменить любое решение региональных налоговых отделений. Так, жители Москвы вначале должны жаловаться в Управление ФНС по Москве, а затем уже апеллировать к ФНС России. Аналогично, жители Подмосковья сначала обращаются в УФНС по Московской области;
  • В судебный орган – эта инстанция вправе рассматривать судебные иски из любой сферы жизнедеятельности. Явный недостаток способа – длительное рассмотрение иска. Способ предпочтителен, если жалоба подается от лица организации (юридического лица);
  • В прокуратуру. Прокуратура РФ должна следить за правильной работой всех государственных органов, но ее юрисдикция охватывает лишь деятельность, которая носит уголовный характер.

Каждый гражданин Российской Федерации может пожаловаться на действия налоговой инспекции в течение 3 месяцев после того, как было обнаружено нарушение. Однако заявитель вправе обратиться с просьбой о продлении этого срока, если на то имеются веские основания.

На рассмотрение обращения дается максимум один месяц (30 дней), а регистрируется оно в первые 3 дня (итого процедура занимает не более 33 дней). Если принятое решение не устроило заявителя, то он вправе обжаловать его в суде в 10-дневный срок.

В некоторых случаях срок рассмотрения заявление может быть увеличен еще на 30 дней, о чем заявитель будет предварительно уведомлен. Способов подачи жалобы несколько – лично в канцелярию налогового органа, суда или прокуратуры, по почте, по телекоммуникационным каналам связи и через сайт ФНС .

Как правильно составить?

Жалоба либо подается в электронном виде на официальном сайте ФНС РФ, либо пишется на компьютере и подается в распечатанном виде. Подписывает ее сам заявитель или его законный представитель.

В жалобе обязательно указывается:

  • полное наименование государственного органа, в которое подается жалоба, включая его адрес и почтовый индекс;
  • ФИО и адрес регистрации заявителя;
  • в тексте документа указываются обжалуемые документы или приводится иная информация, которая послужила поводом к написанию жалобы (действия или бездействие налогового органа);
  • подробно излагается нормативная база, на которую опирается обращение;
  • выдвигаемые заявителем законные требования;
  • контактные данные заявителя и способ получения решения о рассматриваемом деле (почта РФ, электронная почта).

К заявлению прилагаются любые документы, которые подтверждают неправомерные действий налоговой службы. Точные требования к написанию документа изложены в , а образец его составления представлен по ссылке в конце статьи.

Когда в рассмотрении жалобы могут отказать?

Сотрудник налоговой службы может не принять документ к рассмотрению в следующих случаях:

  • нет необходимых реквизитов (документ составлен неправильно, с нарушением требований ст. 139.2 НК РФ);
  • текст не поддается чтению (если документ написан от руки);
  • текст жалобы содержит нецензурные выражения, брань, угрозу жизни должностных лиц и членов их семей;
  • документ подан с нарушением сроков;
  • жалоба после подачи была полностью или частично отозвана;
  • текущая версия заявления уже направлялась ранее этим же лицом;
  • нарушение было устранено еще до момента рассмотрения заявления.

У налоговой службы есть право отклонить жалобу в течение 5 дней после ее получения. Однако заявитель после этого вправе направить повторное заявление ().

Отправка заявления через интернет

Заявление можно писать не только в налоговой службе, суде или прокуратуре. Есть возможность отправить его в электронном виде через сайт ФНС РФ . Для этого на главной странице сайта необходимо выбрать пункт «Физические лица».

На открывшейся странице выбираем раздел «Подача жалобы в налоговые органы».

На новой странице находим блок «Жизненные ситуации». Если выбрать пункт «Я хочу подать жалобу на действия/бездействие налоговых органов», то для передачи жалобы потребуется войти в свой личный кабинет.

Если у заявителя нет доступа к личному кабинету и регистрироваться на сайте он не желает, то следует выбрать другой пункт — «Я хочу обратиться по иному вопросу».

В новом окне выбираем пункт «Физическое лицо или ИП», после чего попадаем на саму форму подачи жалобы, которую необходимо заполнить и отправить при помощи нажатия на соответствующую кнопку.

После этого обращение будет подано, остается лишь ждать ответ по почте или в электронном виде (через e-mail).

Итоги рассмотрения

Вариантов рассмотрения заявления, поданного в вышестоящий налоговый орган, несколько. Обращение может быть оставлено без удовлетворения, по результатам его рассмотрения оспариваемый акт (документ) может быть отменен или отменено принятое ранее решение.

Вышестоящий орган ФНС РФ вправе назначить дополнительную налоговую проверку или полностью прекратить производство о нарушении в сфере налогообложения.

Также уполномоченный орган вправе внести любые коррективы в принятое ранее решение нижестоящего налогового органа или вынести другое решение, отменяющее действие предыдущего или дополняющее его.

О задачах, функциях и полномочиях ФНС России. В частности, ФНС организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством РФ срок (пп. 5.16 Положения о ФНС, утв. Постановлением Правительства от 30.09.2004 № 506).

О том, как обратиться в ФНС России или узнать о судьбе своей жалобы, расскажем в нашем материале.

В ФНС с обращением

Обратиться в ФНС можно по-разному:

  • в письменном виде. Для этого можно направить обращение письмом по адресу: 127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23. А можно привести письмо лично и сдать его по указанному адресу в экспедицию, получив на копии письма отметку о приеме;
  • в электронном виде с официального сайта ФНС в Интернете: nalog.ru / Электронные сервисы / Обратиться в ФНС России ;
  • на личном приеме. При этом удобно воспользоваться онлайн-сервисом записи в ФНС;
  • в устной форме по специально выделенным номерам телефонов ФНС: телефону контакт-центра ФНС 8-800-222-22-22 или территориальных налоговых органов.

Обращение (в т.ч. жалоба) рассматривается в течение 30 календарных дней с момента регистрации (ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 02.05.2006 № 59-ФЗ). В исключительных случаях срок рассмотрения письма в ФНС России может быть продлен не более чем на 30 дней, при этом о продлении заявитель должен быть уведомлен письменно или по электронной почте.

Направить обращение можно не только в ФНС, но и в ее территориальные налоговые органы, контакты которых можно найти на официальном сайте налогового ведомства по адресу nalog.ru.

Проследить за судьбой обращения

Подав обращение (жалобу, заявление или предложение) в ФНС, о ходе и результатах его рассмотрения можно узнать на сайте налогового ведомства: nalog.ru / Электронные сервисы /

Сопроводительное письмо в налоговую - это пояснительная записка к уточненной декларации по НДС, а также другим документам, отправленным в налоговую инспекцию.

Как написать сопроводительное письмо в налоговую

Составляется сопроводительное письмо в налоговую согласно общей структуре делового письма.

В шапке письма указывается должность, № ИФНС, город и ФИО получателя.

После этого ставится дата, номер документа, заголовок письма.

Обращение к получателю прописывается по мере необходимости.

Текст сопроводительного письма в налоговую с описью документов обычно начинается со слов:

  • Высылаем Вам…
  • Направляем Вам…
  • Представляем Вам…

Затем следует список прилагаемых документов с указанием их наименования, количества листов и экземпляров каждого документа.

Заключительная часть сопроводительного письма в налоговую содержит должность, подпись и ФИО отправителя.

Образец сопроводительного письма в налоговую

О направлении документов

Направляем в Ваш адрес, согласно требованию о предоставлении документов от 31.07.2013 № 245, следующие документы в целях проверки правильности исчисления налоговой базы по НДС за второй квартал 2013 года:
1. Счета-фактуры выставленные на 10 листах в 1 экз.
2. Счета-фактуры полученные на 10 листах в 1 экз.
3. Книга покупок на 10 листах в 1 экз.
4. Книга продаж на 10 листах в 1 экз.
5. Выписка с расчетного счета на 2 листах в 1 экз.

Оформление сопроводительного письма в налоговую производится на фирменном бланке организации.

Заявление в ИФНС относится к официальным видам обращения гражданина или организации к государственному фискальному органу. В отличие от жалобы, обстоятельствами для написания заявления не является какое-либо нарушение его прав. Суть заявления состоит в выражении намерения реализовать законные права заявителя и его интересы. В отношении юридических лиц заявление в налоговую инспекцию пишется с намерением разобраться и устранить какие-либо недочеты в работе организации.

Фискальный орган принимает обращения граждан и организаций с использованием строго определенных бланков, позволяющих быстро систематизировать и обрабатывать поступившую информацию. Таким образом, форма бланка будет соответствовать типу вопроса, в связи с которым обратился заявитель.

Общие правила заполнения

Документы в налоговую отличаются наличием четкой структуры и требований к оформлению. Различают заявления на установленном бланке и обычную форму документа.

Следует заранее уточнять, имеется ли установленный по интересующему вопросу бланк, либо обращение необходимо оформить в соответствии с общими требованиями к документу такого вида:

  1. Информация в заявлении указывается достоверно и правильно.
  2. В правом верхнем углу заполняют сведения о должностном лице и отделении, куда направляется запрос, далее вносят личные данные от заявителя.
  3. Посередине пишут заголовок документа – «заявление».
  4. Изложение просьбы в фискальный орган должно соответствовать налоговому законодательству. Текст заявления необходимо сопровождать ссылками на Налоговый Кодекс.
  5. После основного текста приводят список приложений, если они необходимы.
  6. Дополнительно допускается указание способа связи с заявителем, получение ответа по запросу.
  7. В нижней части заявления ставят дату и расписываются.

Виды заявлений

В зависимости от типа обращения заявления будут различаться некоторыми деталями в оформлении.

Вмененный налог

Если заявитель обращается в налоговую с просьбой о переводе на вмененное налогообложение, придерживаются следующих правил:

  1. Для заполнения используется установленный бланк ЕНВД-2.
  2. Информация в бланк заносится черной или синей ручкой. Допускается электронное заполнение бланка и его отправка.
  3. Документ заполняется дважды, т.е. у двух экземплярах. Второй документ остается у заявителя.
  4. Бланк является двухстраничным и требует внесения простых данных.

На титульном листе указывают: ИНН, ФИО, ОГРНИП, дату перехода на ЕНВД, число прилагаемых листов, количество листов в прилагаемых копиях. Следует не забывать о необходимости указывать в графе вариант подтверждения сведений: лично или через представителя.

Вторая страница содержит номер ИНН, страницы, а также код вида деятельности. Заявитель указывает, где функционирует предприниматель, адрес с индексом, код региона.

Профессиональный налоговый вычет

Граждане и организации перечисляют налог с любых получаемых доходов. В отдельных случаях предусмотрена возможность оформления профессионального налогового вычета. Для физического лица подобный вычет может быть оформлен через заказчика (предпринимателя или предприятия), который выступает в качестве налогового агента.

Подача заявления требует приложения бумаг, которые подтвердили бы расходы исполнителя. Если работа выполнялась для физических лиц, вычет оформляют в инспекции. В таком случае подача заявления происходит путем подачи 3-НДФЛ.

Более простая форма заявления предусмотрена, если вычет требуется по вознаграждениям. Форма отличается большей свободой оформления. В шапке документа указывают налогового агента, к которому обращается заявитель, далее – сведения о гражданине. Далее, со ссылками на положения НК, оформляется запрос вычета.

УСН

При переходе на упрощенную систему налогообложения заполняется определенная фискальным органом форма. В рамках перехода на УСН, заявитель сообщает о намерении оплачивать 6-процентный налог с доходов, либо применении принципа обложения налогом доходов за вычетом доходов, при условии применения 15-процентной ставки.

Так как форма бланка строго регламентирована, рекомендуется использовать электронный вариант последнего актуального бланка и заполнить его компьютерным способом.

Налоговый вычет на лечение

Данный вид налогообложения относится к социальным вычетам. Граждане, планирующие компенсировать часть затрат на лечение, могут воспользоваться перечисленными ранее в бюджет средства. Документ оформляется с учетом общих требований.

На видео о заявлении на возврат налога

Сверка по налогам

В некоторых случаях требуется написать заявление о проведении совместной проверки по налогам или сборам, в пустой графе указывают вид(ы) сверяемого налога с кодом КБК. Бланк составляется от руки либо на компьютере.

Таким образом, обращаясь в налоговую с определенным намерением, необходимо быть готовыми к написанию и самостоятельному оформлению заявления. В зависимости от потребности налогоплательщика, требования к оформлению могут отличаться в индивидуальном порядке.

Г.Н. Химич, эксперт журнала «Российский налоговый курьер»

Публикация подготовлена при участии специалистов Сводно-аналитического управления ФНС России

Нередко налогоплательщикам нужно получить информацию или разъяснения из официальных источников, например из финансовых или налоговых органов. Как определить, куда надо обращаться? Как правильно составить запрос и какие документы следует к нему приложить?

Куда и с каким вопросом обращаться

В статье 21 Налогового кодекса сказано, что налогоплательщики вправе обращаться с запросами как в налоговые органы, так и в финансовые. Однако у этих органов разная компетенция. Поэтому прежде всего нужно определить, куда именно надо обращаться.

Налоговые органы согласно пункту 1 статьи 21 НК РФ предоставляют налогоплательщикам бесплатную информацию:

О действующих налогах и сборах;

Законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах;

Порядке исчисления и уплаты налогов и сборов;

Правах и обязанностях налогоплательщиков;

Полномочиях налоговых органов и должностных лиц.

Кроме того, налогоплательщики вправе получать от налоговых органов формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения.

От Минфина России налогоплательщики могут получать письменные разъяснения по вопросам применения федерального законодательства о налогах и сборах. За разъяснениями регионального налогового законодательства надо обращаться в финансовые органы субъектов Российской Федерации, а нормативных правовых актов местного значения - в органы местного самоуправления. Ответы на свои вопросы налогоплательщики получают на бесплатной основе.

Вопросом о том, чем отличается информация о порядке исчисления налогов и сборов, предоставляемая налоговыми органами, от разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, за которыми нужно обращаться в финансовые органы, задаются многие налогоплательщики. По сути, чтобы правильно исчислить налог, надо правильно применить налоговое законодательство.

Налоговые органы предоставляют информацию, которая непосредственно содержится в Налоговом кодексе и нормативных правовых актах, принятых в соответствии с ним. Например, о том, как правильно определить налоговую базу и исчислить налоги (сборы), о налоговых и отчетных периодах, сроках уплаты, льготах и т. д.

ПРИМЕР 1

И.И. Иванов направил в налоговую инспекцию обращение с вопросом: имеет ли налогоплательщик право на социальный налоговый вычет в размере стоимости комплексного курса лечения ожогов 30% поверхности тела?

Инспекция сообщила И.И. Иванову, что налогоплательщик вправе применить указанный вычет при соблюдении требований статьи 219 НК РФ, учитывая, что указанный курс лечения включен в Перечень дорогостоящих видов лечения, утвержденный постановлением Правительства РФ от 19.03.2001 № 201. Кроме того, инспекция разъяснила порядок предоставления социального налогового вычета, включая требования, перечисленные в статье 219 НК РФ.

Однако довольно часто на практике возникают нестандартные ситуации и вопросы, на которые в Налоговом кодексе и сопутствующих ему документах ответов не содержится. Субъекты налоговых отношений могут столкнуться и с противоречиями в законодательных актах. Тогда за разъяснениями следует обращаться в Министерство финансов РФ или соответствующие региональные (местные) органы. Финансовые органы разъясняют неточности, неясности и таким образом устраняют пробелы в законодательстве о налогах и сборах.

Заметим, что многие налогоплательщики по сложившейся традиции обращаются со спорными вопросами о применении налогового законодательства в налоговые инспекции. Мотив простой: налогоплательщики считают, что важнее знать позицию того органа, который фактически проводит налоговые проверки.

Однако это мнение ошибочно. Налоговые инспекции не имеют права давать разъяснения по этим вопросам. В таких случаях они должны в 5-дневный срок переадресовать запрос в Минфин России, финансовые органы субъектов РФ или органы местного самоуправления. При этом налогоплательщик должен быть уведомлен, что его запрос переадресован.

ПРИМЕР 2

ГУП «Восток» обратилось в налоговую инспекцию с просьбой разъяснить следующие вопросы.

1. По какой ставке НДС облагается реализация работ, непосредственно связанных с перевозкой товаров, которые помещены под таможенный режим международного таможенного транзита?

2. Учитываются ли при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций инвестиции, полученные при проведении инвестиционных конкурсов, если в отчетности они не учтены отдельно?

3. Каков порядок обложения налогом на прибыль организаций дохода государственного унитарного предприятия от реализации безвозмездно переданного имущества с учетом того, что статьей 43 Бюджетного кодекса установлено, что средства, полученные от такой реализации, зачисляются в соответствующие бюджеты в полном объеме?

Поскольку первые два вопроса требуют разъяснений о налоговой ставке и порядке определения налоговой базы, ответы на них руководителю ГУП «Восток» дала налоговая инспекция. Третий же вопрос затрагивает разъяснение содержащих противоречия положений Налогового и Бюджетного кодексов. Поэтому инспекция направила вопрос по почте в Минфин России, уведомив об этом ГУП «Восток».

Налогоплательщики нередко выражают недоумение по поводу того, что вышестоящая организация пересылает их обращение в нижестоящую. Основной причиной такого «невнимания» к проблемам налогоплательщиков является то, что о способе решения данного вопроса уже проинформированы нижестоящие органы. И в этом случае ответ налогоплательщику будет дан налоговым органом по месту его учета.

Как правильно оформить запрос

Главное правило при обращении в налоговые или финансовые органы с вопросом заключается в следующем. Объекты, факты, правоотношения, о которых идет речь в запросе, должны реально существовать. Анализ положений статей 21, 32 и 34.2 НК РФ показывает, что рассматривать вопросы, связанные с гипотетическими ситуациями, которые могут возникнуть в будущем, налоговые и финансовые органы не должны. Эти ведомства обязаны информировать и разъяснять соответствующее законодательство именно налогоплательщикам . А раз объекты, факты или правоотношения еще не возникли, то и налогоплательщик в отношении них не может быть признан таковым.

ПРИМЕР 3

Индивидуальный предприниматель А.А. Сидоров направил в налоговую инспекцию по месту своего учета обращение. В нем он сообщил, что намерен начать деятельность на валютном рынке «Интернет-Биржа Валют». В связи с этим он попросил разъяснить, как будет облагаться указанная деятельность и какие налоги ему надо будет заплатить.

Налоговая инспекция, рассмотрев обращение А.А. Сидорова, направила ему ответ с отказом в разъяснении его вопроса. Инспекция обосновала это тем, что в настоящее время А.А. Сидоров не признан налогоплательщиком по деятельности, которую он намерен вести.

Еще одна рекомендация налогоплательщикам. Если в обращении есть ссылка на различные документы (к примеру, на судебные постановления или решения налоговых органов), их оригиналы или копии целесообразно приложить к запросу. Одного лишь указания на содержание этих документов недостаточно. Для составления исчерпывающего ответа налоговым и финансовым органам необходимо ознакомиться с самим документом. Ведь не исключено, что налогоплательщик в своем запросе может неточно отразить суть документа.

ПРИМЕР 4

Руководитель ЗАО «Енисей» направил обращение в Управление ФНС России по г. Москве. В обращении указывалось, что налоговая инспекция в результате выездной налоговой проверки приняла в отношении ЗАО «Енисей» неправомерное решение о привлечении к налоговой ответственности.

Руководитель ЗАО «Енисей» просил вышестоящую инстанцию отменить это решение. При этом к запросу не были приложены оспариваемый акт налоговой инспекции и возражения налогоплательщика.

УФНС России по г. Москве направило в адрес ЗАО «Енисей» ответ с отказом в рассмотрении жалобы. Основанием для отказа послужило то, что документы, необходимые для рассмотрения жалобы, отсутствуют.

КСТАТИ
Обращения по электронным каналам связи

Сегодня телекоммуникационные технологии получили большое распространение. Поэтому налогоплательщики часто обращаются в налоговые органы либо по электронной почте, либо оставляя свой вопрос на сайте. Естественно, в этом случае невозможно подтвердить полномочия лица, которое подписало запрос. В таких ситуациях налоговые органы руководствуются Порядком приема и рассмотрения обращений в ФНС России в электронном виде. Порядок размещен на сайте ФНС России www.nalog.ru .

Обращения с неполной или неточной информацией об отправителе не рассматриваются. Не принимаются также к рассмотрению обращения, в которых содержатся вопросы, не относящиеся к компетенции ФНС России или требующие в соответствии с установленным порядком наличия удостоверяющих реквизитов (подписи, печати и др.).

Документы, переданные в электронном виде без использования в установленном порядке технологии электронной подписи, не имеют юридической силы. Данный способ может применяться для передачи документов, не требующих удостоверения их подлинности.

Таким образом, если в обращении налогоплательщика, направленном на сайт налогового органа, поставлен вопрос о конкретной хозяйственной ситуации, возникшей в процессе деятельности, то ответ может не содержать необходимой информации. Ведь в этом случае для решения вопроса необходимы удостоверяющие реквизиты (подпись, печать и др.). Поэтому лучше в обращении изложить вопрос в общей форме, а не затрагивать конкретную ситуацию.

И последнее. Налогоплательщики должны обращаться в налоговые органы по месту своего учета. Обращение в вышестоящие налоговые органы возможно только в том случае, если налогоплательщик сомневается в правильности ответа или ответ вообще не получен. Причем запрос налогоплательщика и ответ уполномоченного лица могут быть как устными, так и письменными. Что касается запроса в финансовые органы, то он всегда должен быть письменным.

Кто вправе подписать запрос

Налогоплательщик может участвовать в отношениях, регулируемых налоговым законодательством, через законного или уполномоченного представителя. Об этом сказано в статье 26 Налогового кодекса. Полномочия законных представителей налогоплательщиков-организаций, как следует из статьи 27 Кодекса, подтверждаются законом или учредительными документами. Обычно законный представитель организации - это ее руководитель.

Уполномоченный представитель организации действует на основании доверенности, оформленной согласно гражданскому законодательству. Следовательно, запрос в финансовые или налоговые органы должен подписать либо руководитель, либо уполномоченный представитель. Последний прикладывает к запросу доверенность либо ее копию, заверенную руководителем организации.

Если запрос подписал не руководитель, а, например, главный бухгалтер или юрисконсульт и документы, подтверждающие его полномочия, не представлены, налоговый орган откажет в рассмотрении такого обращения. Причина тому - отсутствие оснований для рассмотрения. Право на получение информации или разъяснений имеет только законный или уполномоченный представитель организации.

Обратите внимание : обращения учредителей, не являющихся законными или уполномоченными представителями, также не рассматриваются.

Сотрудники аудиторских, консалтинговых и юридических фирм могут быть уполномоченными представителями организации-налогоплательщика. Поэтому при наличии доверенности они также могут обращаться с запросами в компетентные органы, но при условии, что делать это они будут от имени своих клиентов. Налоговые и финансовые органы не обязаны разъяснять фирмам, специализирующимся на оказании консультационных услуг, налоговое законодательство в связи с проблемами их клиентов. В то же время такие фирмы могут обратиться в государственные органы как налогоплательщики.

Если разъяснение ошибочно

Предположим, что специалист, который готовил ответ на вопрос налогоплательщика, ошибся. Это привело к тому, что налогоплательщик совершил налоговое правонарушение. Например, не уплатил (не полностью уплатил) налог. Или грубо нарушил правила учета доходов, расходов и объектов налогообложения. Можно ли привлечь такого налогоплательщика к ответственности?

Нет, нельзя. Выполнение письменных разъяснений по вопросам применения налогового законодательства, если они даны финансовыми органами (другими уполномоченными государственными органами) или их должностными лицами в пределах их компетенции, является обстоятельством, исключающим вину налогоплательщика. Об этом сказано в подпункте 3 пункта 1 статьи 111 НК РФ. Если же разъяснение выходит за пределы полномочий соответствующего государственного органа, вина налогоплательщика не исключается.

ПРИМЕР 5

В результате выездной проверки ООО «Березка» должностные лица налоговой инспекции выявили грубое нарушение правил учета доходов и расходов организации. В связи с этим налогоплательщику был вручен акт налоговой проверки, в котором указывалось на подтвержденный факт правонарушения.

Руководитель ООО «Березка» Н.Н. Петров не признал себя виновным, заявив, что руководствовался разъяснениями налогового органа. Однако письмо инспекции, на которое ссылался Н.Н. Петров, содержало разъяснение по вопросам бухгалтерского учета. А поскольку вопросы бухучета и отчетности относятся к компетенции Минфина России (а не ФНС России), должностные лица инспекции привлекли ООО «Березка» к налоговой ответственности за совершенное правонарушение.

Возможна и другая ситуация. Ошибочный ответ был обнародован в средствах массовой информации, и им воспользовался другой налогоплательщик. Это также привело к налоговому правонарушению.

Можно ли в этом случае применить к налогоплательщику меры налоговой ответственности? Нет, нельзя. Поскольку такой ответ был подписан уполномоченным должностным лицом (а мы рассматриваем только этот вариант), он считается официальной позицией государственного органа. При этом не имеет значения, адресовано разъяснение непосредственно налогоплательщику, который направил запрос, или неопределенному кругу лиц. Такой вывод следует из пункта 35 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» и письма Минфина России от 21.09.2004 № 03-02-07/39.

Ответ должен быть дан в течение 30 календарных дней с даты поступления запроса. При необходимости срок рассмотрения обращения может быть продлен, но не более чем на 30 дней. Об этом, а также о причинах продления необходимо проинформировать заявителя. Ответ на запрос дается в простой, четкой и понятной форме с указанием фамилии, имени, отчества и номера телефона исполнителя.