Правительства стран применяют различные виды налогов прежде всего для контроля социально-экономических отношений. Кроме того, благодаря скидкам на налогообложение быстрее и эффективнее развиваются всевозможные производственные отрасли.
Налоговые скидки, которые предоставляют правительственные агентства, призваны помочь в формировании рабочих мест, диверсификации экономики и повышении налоговой базы.
Налоговые льготы применяются в виде системы скидок на налогообложение, предоставляемых физическим и юридическим лицам. Основная задача налоговых льгот - стимулирование развития бизнеса или уменьшение налоговой нагрузки для тех, кому это действительно нужно. Налоговые льготы - важнейший элемент государственной политики, которую власти ведут для достижения благоприятных результатов в экономике и социальной сфере.
Из-за льгот для индивидуальных предпринимателей, небольших фирм и компаний, работающих в малом бизнесе, в бюджет поступает меньше взносов. Но при этом скидки на налогообложение решают иные вопросы государственного значения:
В данный момент в РФ численность трудоспособного населения, нигде официально не работающего и не стоящего на налоговом учете в качестве ИП, составляет свыше 20 млн. В интересах государства сегодня по максимуму вывести данную группу граждан из тени, чтобы она взяла на себя хотя бы вопросы самообеспечения. Для достижения этой цели нужно сделать так, чтобы ведение легального малого бизнеса стало простым, выгодным и удобным. То есть требуется:
Разные виды налоговых льгот получают крупные бизнесмены или частные предприниматели. Скидки на налогообложение - это их преимущество перед другими налогоплательщиками, осуществляющими данные платежи по общим правилам. При этом отдельные физические лица не получают налоговые льготы. На скидки при налогообложении может претендовать лишь группа граждан, соответствующая установленным законом характеристикам.
Всевозможные виды налоговых льгот способствуют снижению объема налогов, уплачиваемых юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, отсрочке обязательного платежа или предоставлению на него рассрочки. Ознакомиться с общепринятой терминологией и основными видами налоговых льгот можно в Налоговом кодексе РФ. Особые налоговые льготы (понятие, признаки, виды) прописаны в региональных и местных законах и подзаконных актах.
На основании Налогового кодекса РФ льготы могут быть предоставлены налогоплательщикам различных категорий. Условно все налоговые скидки можно распределить на следующие группы:
1. Льготы, которые предоставляются на следующие налоги:
Эта классификация приведена в п. 3 ст. 65 Налогового кодекса РФ.
2. Льготы, предоставляемые властями разных уровней:
Все эти классификации действуют в совокупности: льготы по федеральным налогам предоставляются федеральными властями, по региональным - региональными, по местным - местными.
Здесь также оценивают, есть ли основания для предоставления скидки на налогообложение и в каком порядке будут использоваться уступки согласно Налоговому кодексу РФ. Но есть и исключения - так, например, ставку федерального налога на прибыль могут снизить региональные власти.
При определении цели использования льготы требуется установление не только объекта ее получения, но и лица, которое в реальности получит преимущества, - бенефициара.
4. Льготы, зависящие непосредственно от получателя выгоды. Им может быть:
Считается, что такие льготы полезны для общества в целом, поскольку они меняют внешние факторы.
5. Льготы разного содержания:
Количество действующих видов льгот на налогообложение сегодня составляет порядка 200. Они предоставляются ряду категорий налогоплательщиков в РФ. Виды таких льгот:
Та или иная скидка на налогообложение может менять различные элементы налога. С учетом характера этих изменений выделяют:
1. Изъятия.
Благодаря изъятию налогоплательщик наделяется правом исключения из налоговой базы отдельных объектов налогообложения или какой-либо их составляющей.
2. Скидки.
За счет скидок налогоплательщик может снизить налоговую базу на сумму вычетов.
3. Уменьшение ставки налога.
Снижение налоговой ставки - уплата налога по более низким ставкам, нежели это положено по общим правилам.
4. Изменение периода уплаты налога.
В данном случае срок уплаты налога переносится на более позднее время. Сдвиг даты выплат может быть в виде:
5. Реструктуризации по налогам и сборам, пени и штрафам.
При реструктуризации налогоплательщик может внести необходимую сумму налогов и сборов с отсрочкой.
6. Освобождения от уплаты НДС.
Налогоплательщика освобождают от обязанности уплачивать НДС полностью или частично. Это право может действовать бессрочно или в течение определенного времени.
Кроме льгот, которыми могут пользоваться отдельные категории налогоплательщиков, Налоговый кодекс РФ предусматривает особые налоговые режимы. В их рамках налоги исчисляются и уплачиваются в особом порядке в течение определенного срока. Данные режимы устанавливает Налоговый кодекс РФ и федеральные законы, применяемые в соответствии с ним.
Специальные налоговые режимы сегодня - это УСН субъектов малого бизнеса и системы налогообложения в свободных экономических зонах, в закрытых административно-территориальных образованиях, а также при исполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.
В 2018 году действует Постановление Правительства N 265 о предельных значениях дохода от предпринимательской деятельности. В нем указаны лимиты доходов для субъектов малого и среднего предпринимательства. До 1 августа 2016 года для определения того, подходит ли компания под критерии такого предприятия, оценивалась выручка от реализации. Теперь используется более широкое понятие «доход от предпринимательской деятельности».
В расчет берется не только выручка с продаж, а все доходы по налоговому учету. Разберемся, какие организации и ИП в 2018 подходят под определение малого бизнеса.
Представителями малого бизнеса считаются компании и предприниматели независимо от налогового режима, если они соответствуют условиям. Это могут быть фирмы и ИП на УСН, ЕНВД, патенте, ОСН.
С 1 августа 2016 в расчет максимального размера доходов за прошедший год включается не просто вся выручка по кассе, а все доходы согласно налоговой декларации. Приведем критерии в виде таблицы:
Также регламентирована доля участия других лиц в капитале:
Количество работников в 2018 году определяется на основании среднесписочной численности, отчет по которой предоставляется ежегодно в налоговую инспекцию.
Что касается долей в уставном капитале, то ФЗ N 209 от 24.07.2007 предусматривает исключения. Лимиты не распространяются на:
А вот доходы за прошедший налоговый период оценивают по налоговым декларациям.
Отдельно нужно отметить, что Федеральная налоговая служба в письме от 18.08.2016 N 14-2-04 разъяснила, какими критериями она руководствуется при внесении сведений в реестр малых и средних предприятий о хозяйственных обществах. Налоговики указали, что уточненные критерии отнесения экономических субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), установленные Федеральным законом от 29 декабря 2015 г. N 408-ФЗ, будут учитываться при внесении в реестр за период с 2016 по 2018 годы. Поэтому первые изменения в реестр, связанные с этим, будут внесены только при очередном формировании Реестра 10 августа 2019 года по состоянию на 1 июля 2019 года.
С 1 августа 2016 года создан единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП). Его формирует Налоговая служба самостоятельно на основании отчетности субъектов малого бизнеса:
Для того чтобы попасть в реестр, руководителям малых компаний и предпринимателям ничего делать не нужно. Доступ к списку малых и средних предприятий можно получить на сайте ФНС. Проверить, есть ли информация о вашем бизнесе в едином реестре МСП, можно уже сейчас. Достаточно ввести ИНН, ОГРН, ОГРНИП, название фирмы или ФИО ИП (что-то одно) в строку поиска. В добровольно-заявительном порядке можно дополнить информацию: сообщить о своей продукции, заключенных контрактах, участии в программах партнерства. Если данных о вашем малом или среднем бизнесе нет в реестре или они некорректны, подайте заявку на проверку с указанием верных сведений. Организации и предприниматели, сведения о которых будут отсутствовать в реестре, лишаются возможности использовать льготы, предусмотренные для МСП.
Небольшие компании и ИП, попадающие под перечисленные критерии, в 2018-м пользуются определенными льготами:
Льготы по ведению бухучета не распространяются на акционерные общества и ООО с доходами свыше 800 млн. рублей, так как для этих компаний обязательно проведение аудита.
Также для таких предприятий действуют сокращенные сроки проведения проверок. Любой контролирующий орган может проверять субъект малого бизнеса не дольше 50 часов в год. А для микропредприятий максимальный срок - 15 часов в год.
В течение 2 лет (с 1 января 2016 до 31 декабря 2018) «малышам» предоставлены надзорные каникулы. В это время практически никакие проверки не грозят вашему бизнесу. К вам не придут санэпидемнадзор и пожарная инспекция. У вас не проверят лицензию на деятельность. Такую льготу для небольших компаний и ИП установил ФЗ от 13.07.2015. Но это касается только плановых проверок. Если поступит жалоба от потребителя или у госорганов появится информация о нарушении фирмой закона, проверяющие придут с ревизией.
Еще одним бонусом для ИП, попадающих под критерии такого бизнеса, в 2018-м является возможность получить двухлетние налоговые каникулы. Такое право имеют предприниматели, которые регистрируются впервые, занимаются производственной, научной или социальной деятельностью либо оказывают услуги населению. Но для этого власти региона должны принять соответствующий закон.
Такое предприятие не нужно отдельно регистрировать и получать подтверждения того, что ваша фирма им является. Статус в дальнейшем также сохраняется автоматически. Достаточно того, что фирма или предприниматель соответствует перечисленным условиям. Причем даже если в течение одного или двух лет вы превысите установленные лимиты, статус предприятия сохранится. Изменение статуса происходит, только когда максимальные показатели количества сотрудников, величины доходов или долей в капитале не соблюдаются три календарных года, идущих подряд (ч. 4 ст. 4 ФЗ N 209). В реестре, как уже было сказано выше, первые изменения статусов произойдут только в 2019 году. Однако для новых организаций и ИП действуют новые критерии и порядок учета в реестре.
Рассказывает практик
ИП имеют 2 важных преимущества при проверках
Роман Терехин , партнер компании «Деловой фарватер», Москва
Сокращенные сроки проверок. Любые контролирующие учреждения вправе проверять малую организацию в течение не более чем 50 часов ежегодно. При этом часы суммируются и количество ведомств, ранее изучавших деятельность организации, не имеет значения. Предположим, если трудовая инспекция проверяла работу малого предприятия в течение более чем 50 часов, плановых проверок больше не будет. При этом проводятся и внеплановые проверки, на каждую из которых дается 20 рабочих дней.
Трудовые инспекторы вправе увеличить срок проверки еще на 50 часов. При этом льгота, ограничивающая максимальное их количество, с 2016 г. не является столь актуальной, как ранее, поскольку в отношении предприятий малого бизнес-сегмента введены надзорные каникулы.
Надзорные каникулы. Данные каникулы начали действовать с 1.01.2016 г. и продлятся до 31.12.2018 г. В течение этого времени запрещены любые неналоговые проверки малых предприятий, например, СЭС или пожарной инспекцией. Кроме того, в обозначенный период не проверяется наличие лицензии у компании. Также не ведутся проверки в строительной, образовательной сфере и области розничных продаж алкогольных напитков. Распространяется выгодная и на новые, и на уже работающие компании. Однако следует помнить, что надзорные каникулы не касаются налоговых проверок и проверок со стороны ФСС и Пенсионного фонда.
Мнение эксперта
Если ИП утратил право на налоговые каникулы, то возобновить их не выйдет
Олег Бубнов , государственный советник гражданской службы РФ 3-го класса
У индивидуальных предпринимателей есть право применять нулевую ставку налогообложения по «упрощенке» или ПСН со дня госрегистрации непрерывно в течение двух налоговых периодов на основании ст. 346.20 и 346.50 Налогового кодекса РФ. Ключевое слово здесь - «непрерывно». Соответственно, нужно, чтобы индивидуальный предприниматель подходил под критерии и в первом налоговом периоде, и во втором. Если в течение первого года бизнесмен не выполнил условия каникул, закон лишает его права на применение нулевой ставки по УСН или ПСН.
Рассмотрим налоговые льготы на прибыль предприятий с разной формой собственности и особенности их получения более детально. К видам налоговых льгот относятся в данном случае:
1. Налоговые льготы на прибыль медучреждений и организаций, работающих в сфере образования.
Налоговые льготы для учреждений, работающих в медицинской и образовательной отраслях, действуют до 2019 года включительно. Нулевая ставка предоставляется только при выполнении учреждениями ряда условий, среди которых:
2. Преференции для учреждений социальной сферы и отрасли культуры.
Учреждения, оказывающие населению социальные услуги, а также организации в сфере культуры освобождаются от налога вплоть до 1.01.2020 г. Для предоставления налоговой льготы учреждение должно отвечать ряду требований:
Помимо этого, театры, музеи, концертные и библиотечные организации, финансируемые из бюджета, могут рассчитывать на следующие виды налоговых льгот (Налоговый кодекс РФ регулирует данные правила):
К таким расходам относятся:
Затраты на приобретение или создание объектов, подлежащих амортизации;
Расходы на реконструкцию, модернизацию, техническое переоснащение ОС.
Исключение составляет только недвижимость.
В Налоговом кодексе РФ выделены объекты, не подлежащие амортизации организациями в сфере культуры, в числе которых, например, есть предметы и произведения искусства, книги.
3. Льготы по прибыли для участников особых экономических зон.
Особая экономическая зона является территорией со специальными льготными условиями для ведения деятельности. К таким зонам относят:
Компании, работающие на данных территориях, используют нулевую ставку налогообложения для уплаты в госбюджет. При этом существует условие, которое заключается в ведении раздельного учета деятельности в указанных зонах и за их пределами.
4. Налоговые льготы для инновационных компаний.
Определенные виды налоговых льгот Налогового кодекса РФ действуют и для инновационных организаций. С 2017 г. для членов региональных инвестиционных проектов (РИП) и специальных инвестиционных контрактов, одним из участников которых является Россия, определены льготы, касающиеся как федерального (0 %), так и регионального бюджетов (0 и 10 %).
Участники региональных инвестиционных проектов полностью освобождены от необходимости уплаты налога на прибыль в ФБ. Они могут претендовать на налоговую льготу, если:
Льготную ставку по региональному бюджету можно применять в течение десяти налоговых периодов с начала получения первых доходов от реализации обозначенной продукции. Размер льготной налоговой ставки составляет:
Для участников РИП, пребывающих не на указанных территориях, также действуют налоговые льготы. Для них налог может быть снижен до 10 %.
Что касается региональных льгот, в данном случае:
Льгота действительна до 1.01.2017 г.
5. Льготы для организаций, работающих на территориях, которые ранее были подвергнуты радиации.
Компании, ведущие свою деятельность на территориях, пострадавших от радиации во время Чернобыльской и других подобных катастроф, могут пользоваться нулевой ставкой налогообложения на прибыль, которая поступила от следующих видов работ:
Кроме того, нулевая ставка налогообложения применяется и в отношении прибыли, полученной от выпуска строительных конструкций в случае, когда объем работ, направленных на нейтрализацию вредных воздействий, составляет не менее 50 % от общего. При невыполнении требования, связанного с 50 %, под преференции попадает лишь доход от обозначенных работ. Налоговые льготы применяются вплоть до полного их окончания.
6. «Иннополис».
«Иннополис» является особой экономической зоной на территории Татарстана. Для нее действуют определенные виды налоговых льгот, обозначенные в таблице:
Льгота действует в течение всего времени существования «Иннополиса» - 49 лет.
Российская система налоговых льгот для компаний, в которых работают лица с ограниченными возможностями здоровья, довольно сложна и не совсем понятна для многих. Заявить о своем праве на использование льготы могут следующие предприятия, на которых трудится определенное количество инвалидов:
Предприятия, отвечающие указанным выше требованиям, могут получить от государства гарантии, прописанные в ст. 218 Налогового кодекса РФ, а именно:
Исключение составляют взносы на пенсионное страхование, по которым льготы не предусмотрены.
Некоторые виды налоговых льгот законодательство предоставляет и НКО (некоммерческим организациям). Обозначим, когда они могут использовать скидку при налогообложении.
Налог на прибыль не применяется:
Льготы по налогу на добавленную стоимость (НДС) применяются, если:
Некоммерческие организации освобождаются от имущественного налога, если:
Роман Терехин , партнер компании «Деловой фарватер», Москва. Имеет высшее юридическое образование, адвокат. Занимается сопровождением расследований уголовных дел по экономическим преступлениям. Специализируется на защите при расследовании преступлений против государственной власти. Член экспертного совета при Правительстве РФ, Комитете Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, а также при Комитете Госдумы по безопасности и противодействию коррупции. ООО «Деловой фарватер». Сфера деятельности: правовая защита предприятий при проверках налоговыми органами и МВД; оптимизация налогов. Численность персонала: 70. Основные клиенты: «Авангард», «Атлас», «Наяда», «Прибор», «Промышленная автоматизация», «СтройОблГаз» и др.
Олег Бубнов , государственный советник гражданской службы РФ 3-го класса.
Налоговые льготы представляют собой право налогоплательщика по тем или иным причинам, прописанным в законодательстве, не уплачивать определенный или же уплачивать, но в сокращенном размере.
Налоговые льготы — это право человека
Если на одно физическое лицо, входящее в одну из перечисленных категорий, зарегистрировано два и более транспортных средств, можно выбрать одно из них, на которое будет распространяться льгота.
Узнать о том, какие вы имеете льготы и имеете ли вообще, можно, зайдя на сайт налоговой инспекции или же позвонив по горячей линии. Если оказалось, что вы имеете право получить льготы, и вы хотите реализовать это право, начните с того, что соберите все документы, подтверждающие, что вы входите в категорию граждан, которым положены те или иные льготы. Если вы пенсионер, понадобится ваше пенсионное удостоверение. Если вы , значит нужны будут свидетельства о рождении всех детей.
Копии документов и оригиналы нужно отнести в налоговую инспекцию по месту регистрации объекта, облагаемого налогом. Там же вы должны заполнить заявление с просьбой предоставить вам льготу. Вам нужно подать документы до 1 февраля следующего года. То есть если вы хотите получить льготы на транспортное средство за 2015 год, вам нужно успеть подать заявление до 1 февраля 2016 года.
Никакой конкретной формы для написания заявления законом не предусмотрено. Оно пишется в произвольной форме. Главное, чтобы из вашего заявления было четко понятно, чего именно вы хотите, от кого это заявление, на основании чего вам должны предоставить льготы и на какой именно налог, какое имущество, транспорт, земельный участок.
Вы можете отнести заявление лично или отправить его по почте. Во втором случае к письму нужно приложить все копии документов, подтверждающих ваше право на льготу (свидетельство ветерана ВОВ, пенсионное удостоверение и т.д.). Если возникнут сложности, вам придется прийти в инспекцию со всеми оригиналами документов.
Виды налоговых льгот
Если вы идете в инспекцию лично, проведите следующую процедуру, которая подтвердит, что ваше заявление было принято. Напишите заявление в двух экземплярах, одно отдайте инспектору, а на втором настойчиво попросите поставить подпись и штамп с датой, доказывающие, что вы подали заявление именно в этот день. В случае задержек или утери документов вам будет, что предъявить. В заявлении обязательно должно быть указано следующее:
Мы привыкли думать, что льгота – это исключительно освобождение от налога или же уменьшение его размера. Но существует несколько видов налоговых льгот:
Должен каждый гражданин, но если знать особенности работы системы, можно добиться значительного уменьшения налогового бремени.
План
4.1. Понятие налоговой льготы
4.2. Система налоговых льгот
4.3. Виды и формы налоговых льгот
4.4 Правовое регулирование территориальных налоговых льгот
4.1 Несмотря на то, что налоговые льготы относятся к дополнительным элементами налога, эта проблема - одна из наиболее дискуссионных. Основным назначением льгот является уменьшение налогового давления на плательщика. Льгота может реализовываться путем уменьшения объекта, базы, суммы налога, отсрочки исполнения налоговой обязанности. Через механизм льгот налоги осуществляют регулирующую и стимулирующую функции, создавая заинтересованность плательщиков.
Льгота - это освобождение (полное или частичное) налогоплательщика, учитывающее его особенности, от уплаты налога. Здесь необходимо подчеркнуть три обстоятельства.
Во-первых - льгота - это освобождение именно от уплаты, а не от налоговой обязанности, так как при отсрочке обязанности уплата налога остается, а освобождение (на определенный срок) касается только перерасчета налога, и по окончании определенного срока обязанность подлежит реализации (налоговый кредит). Кроме этого, налоговая обязанность включает несколько составных: налоговый учет; уплату налога; налоговую отчетность. И если плательщик может быть освобожден от уплаты налога, то обязанность по учету и отчетности у него останется.
Во-вторых, освобождение возможно в двух объемах: полном - когда плательщик полностью освобождается от уплаты, и частичном - когда сокращается налоговое давление за счет уменьшения объекта (предмета и т.д.) или отсрочки уплаты налога.
Таким образом, налоговой льготой признается освобождение налогоплательщика от начисления и уплаты налога или уплата им налога в меньшем размере при наличии оснований, определенных законодательством Украины.
Освобождение от уплаты налога возможно в полном или частичном объеме.
При освобождении в полном объеме налогоплательщик целиком освобождается от начисления и уплаты налога.
При освобождении в частичном объеме налогоплательщик освобождается от уплаты налога только в определенной части его налоговой обязанности. Основаниями для предоставления налоговых льгот являются особенности, которые характеризируют определенную группу налогоплательщиков; вид их деятельности и объект налогообложения.
При характеристике налога необходимо уделять внимание регулированию льгот по налогам. Причем данное положение должно содержать не полный (что вряд ли возможно на длительную перспективу), но довольно широкий перечень исключений, которые затем конкретизировались бы, с включением детального механизма применения в конкретные нормативные акты, касающиеся отдельных видов налогов. Система льгот и привилегий является своеобразным ориентиром для юридических и физических лиц при выборе сфер деятельности, форм получения доходов.
Важно учитывать, что льготы являются альтернативой субсидиям, персональным дотациям и отдельным рычагам налогового кредитования. Именно поэтому здесь необходим системный подход, связывающий эти рычаги в один комплекс. Анализ и их регулирование необходимо проводить в тесной взаимосвязи, как бы дополняя друг друга.
Правовое регулирование налоговых льгот осуществляется на двух уровнях.
Первый - налоговые законы, закрепляющие принципиальные исключения для определенных категорий плательщиков или отраслей.
Второй - подзаконные акты, осуществляющие тактические цели по отношению к конкретным субъектам и решающие более узкие цели.
Спорным является вопрос об отраслевом выделение льгот.
Часто создается целый ряд льгот:
в области бюджетного регулирования (через дотационные выплаты и т.д.);
предоставление налоговых освобождений;
выделение налоговых кредитов.
Налогоплательщик вправе использовать налоговую льготу с момента возникновения соответствующих оснований для ее применения и в период всего срока ее действия самостоятельно, без предварительного уведомления налоговых органов.
4.2. Систему льгот по налогам необходимо разделить на две группы.
Первая включает относительно традиционные и стабильные освобождения от налога, независимо от изменения обстоятельств и даже государственного устройства.
Вторая группа льгот характеризируется определенной кратковременностью по отношению к конкретным объектам
Характеристика налоговых льгот должна быть основана на равенстве в области налогообложения, и при предоставлении льгот критерием должно быть материальное положение субъекта налогообложения. Вряд ли являются правомерными основания для предоставления льгот, если они не связаны с имущественным положением. Классификация налоговых льгот может осуществляться по различным принципам.
Чаще всего налоговая льгота определяется путем:
1) налогового отчисления, уменьшающего базу налогообложения при начислении налога;
2) уменьшения налоговой обязанности после начисления налога;
3) установления пониженной ставки налогообложения.
1. Отчисление (изъятие) - вид льготы в области налогообложения, при которой осуществляется выделение отдельных составных частей из общего объекта налогообложения с целью уменьшения на их величину объекта при начислении и уплате налога.
Этот вид льготы характеризируется тем, что механизм предоставления льгот проецируется на объект налогообложения, который непосредственно уменьшается. Подобные уменьшения объекта с целью налогообложения можно классифицировать:
а) по видам плательщиков:
полные - предоставляются всем плательщикам;
частичные - предоставляются определенным категориям плательщиков;
б) по срокам:
постоянные - действующие постоянно на протяжении длительного периода времени;
временные - действующие на протяжении определенного, заранее ограниченного периода (предприятия с иностранными инвестициями);
чрезвычайные - предоставляются в связи с появлением определенных внезапных обстоятельств;
в) по элементам объекта:
имущественные - отчисление определенной части налогооблагаемого имущества;
прибыльные отчисления - применяются к части дохода плательщика., в зависимости от вида деятельности.
2. Скидка - вид льготы в области налогообложения, уменьшающая сумму налога на определенные величины. Совокупность этих величин, составляющих основу скидки, определяется суммой расходов плательщика, которые законодатель выводит из-под налогообложения путем уменьшения на эквивалентную сумму налоговой базы. Таким образом реализуется заинтересованность общества в определенной деятельности плательщика, стимулируются его расходы в определенном направлении.
Здесь можно применить классификацию отчислений (изъятий) в области налогообложения (по видам плательщиков; по срокам; по элементам налоговой базы):
а) лимитированные скидки, размер которых ограничен прямо или опосредованно;
б) не лимитированные - скидки, при которых налоговая база может быть уменьшена на всю сумму затрат налогоплательщика.
Личные скидки дают право плательщику исключить из налогооблагаемого дохода расходы, направленные на личное обустройство. В Канаде к подобным расходам относятся накопления для приобретения собственного дома. В США налогоплательщик может заменить личные отчисления стандартной скидкой в размере 10% от суммы налогооблагаемого дохода, но не более 1000 долларов на супружескую пару. При этом семейные скидки зависят от состава семьи. В основе лежит регулирующая функция налогов, и особенное значение такие скидки имеют для малообеспеченных слоев населения. Так, Кодекс прямых налогов Алжира (ст. 96) определяет размер снижения налогового платежа в 1200 динаров на первого ребенка и за каждого следующего ребенка по 800 динаров при условии, что общая сумма этих уменьшений не будет превышать 3600 динаров.
3. Налоговый кредит - вид льготы налогообложения, при которой освобождение касается общей суммы налогового платежа, начисленной для уплаты. Такая формулировка данной льготы в некоторой мере условна, так как «налоговый кредит» находится на своеобразной границе между понятием «кредитование» и «финансирование». Так, если обычный налоговый кредит реализует основные принципы кредитования (срочность, платность, возвратность, целевой характер), то инвестиционный налоговый кредит реализуется на принципах финансирования.
Льготы по налогу являются исключениями из общей схемы начисления конкретного вида налога, закреплены в нормативном акте и учитывают особенности, характеризующие плательщика, объект, ставку или другие условия. При этом льготы зачастую являются полным или частичным освобождением от налога. Совокупность льгот, которая претендует на закрепление в основном законе, регулирующем налоговую систему, может содержать следующие формы:
1. Необлагаемый минимум объекта налога. Привязываться к абсолютной величине денежной суммы в условиях инфляции не имеет смысла. Именно поэтому законодатель выделяет величину, кратную минимальной заработной плате, которая утверждается Верховной Радой Украины и автоматически увеличивается при изменении минимума зарплаты.
2. Изъятие из обложения определенных элементов объекта налогообложения. Чаще всего это часть дохода или других объектов налога, направляемая на цели, в реализации которых заинтересовано государство или местные органы самоуправления: природоохранные мероприятия, освоение новых технологий.
3. Освобождение от уплаты налога отдельных лиц или катего рий плательщиков. Таким образом законодатель открывает большие возможности для получения реальных доходов при уменьшении налоговых изъятий, так как нередко средства на содержание данных субъектов выделяются из бюджета, и этот канал несколько упрощает движение средств от налогоплательщиков в бюджет, а потом в обратном направлении, к лицам, которым они требуются. Достаточно развитая система льгот схожего вида предусмотрена Законом Украины «О статусе ветеранов войны, гарантии их социальной защиты», которая вступила в силу с 1 января 1994года (п.18ст.12;п.23 ст.13;п.17 ст. 14; п.19 ст. 15 Закона). Согласно им наиболее защищенной в этом плане является категория инвалидов войны, которые полностью освобождаются от уплаты налогов, сборов и таможенной пошлины всех видов.
4. Снижение налоговых ставок. Этот вид льгот отражает как государственное так и региональное значение вида деятельности, подпадающей под пониженную ставку.
5. Отчисление из налогового оклада. Предусматривает прежде всего изъятие из налогового оклада, которое осуществляется за определенный расчетный период.
6. Целевые налоговые льготы. Могут включать различные формы отсрочки взимания налогов. В качестве наиболее характерного примера можно выделить механизм использования налогового кредита.
7. Другие налоговые льготы (налоговые каникулы и т.п.).
4.3. Если рассматривать налоговые льготы как определенное освобождение налогоплательщиков (а именно так подходит российский законодатель - ст. 56 Налогового кодекса Российской Федерации), то вполне обоснованным представляется выделение определенных территорий, на которых устанавливается льготный налоговый режим.
Такие территории могут существовать на двух уровнях:
1) низший уровень - территории, характеризующиеся освобождениями при использовании местных налогов и сборов. Так, в соответствии со ст. 15 Закона Украины «О системе налогообложения» местные органы самоуправления по своему усмотрению могут устанавливать часть местных налогов и сборов и за счет этого формировать более льготный налоговый режим на соответствующих территориях;
2) высший уровень - территории специальных зон, характеризующиеся специфическим льготным налогообложением, регулирующимся специальным законодательством.
При этом подобные территории делятся на два подвида:
а) территории, предоставляющие льготный режим налогообложения для налоговых резидентов Украины и расположенные за пределами территории Украины (к ним относятся прежде всего оффшорные зоны);
б) территории, расположенные в Украине и предоставляющие льготный налоговый режим для налоговых резидентов и нерезидентов Украины (свободные экономические зоны).
Для физических лиц с высоким уровнем доходов одним из путей понижения налогообложения является изменение статуса и законное уменьшение налога. Для юридических лиц - снижение налогового давления за пределами территории собственного государства.
Для осуществления деятельности на территории Украины или России требуется регистрация (принятие на учет) в налоговых органах. В этом случае необходимо предоставить документ, подтверждающий регистрацию фирмы в стране ее постоянного местонахождения; легализованные выписки из торгового реестра или уставные легализованные документы; документ, подтверждающий платежеспособность фирмы (справка из банка об открытии фирме счета за границей); поручение на председателя представительства. Все вышеуказанные документы должны быть переведены на государственный язык и нотариально заверены.
Определенное законодательное обеспечение система оффшорных зон получила в 2000 году. Президент Украины распоряжением № 90/2000/РП 21 февраля 2000 года поручил Кабинету Министров Украины определить и опубликовать перечень оффшорных зон и в дальнейшем обеспечивать его ежегодное опубликование. Основной причиной, подтолкнувшей к закреплению этого перечня, послужил п. ,18 Закона Украины «О налогообложении прибыли предприятий», регламентирующий порядок работы с налогоплательщиками, которые торгуют с фирмами, зарегистрированными в оффшорных зонах. А именно: при перечислении денег таким фирмам за покупки разрешено относить на расходы только 85% фактической стоимости товара. Остальные 15% - из чистой прибыли. За невыполнение этой нормы предусмотрены высокие штрафные санкции. Понятия же оффшорных зон нет. Поэтому законодатель пошел по несколько упрощенному пути -закрепить исчерпывающий перечень оффшорных зон, а не разъяснять, в чем их природа.
Таким образом, 1 марта 2000 года Кабинет Министров утвердил их перчень, в который вошли: Британские островные регионы: Гибралтар, Олдерни, острова Гернси, Джерси, Мен. Ближний Восток: Бахрейн, Дамаск. Центральная и Южная Америка:Белиз, Коста-Рика, Панама. Европа: Андорра, Ирландия, Кампионе, Кипр, Лихтенштейн, Мадейра, Мальта, Монако, Черногория. Карибские регионы: Ангилья, Антигуа, Антильские острова, Аруба, Багамские острова, Барбадос, Виргинские острова, Гранд Кайман, Гренада, Бермудские острова, Невис, острова Гюркс и Кайкорс, острова Терке и Кайкос. Африка: Либерия, Маврикий, Сейшельские острова. Тихоокеанский регион: Вануату, Гонконг, Западное Самоа, Лабуан, Маршалловы острова, Науру, Ниуэ, острова Кука, Сингапур.
В целом все свободные экономические зоны делятся на две категории:
1) транспортно-транзитные - зоны, расположенные по периметру границ Украины, обеспечивающие привлечение товаров на территорию Украины и поток транзитных товаров через территорию Украины. Создаются они с целью упрощения процедуры перемещения этих товаров;
2) промышленные - зоны, расположенные на территории Украины, закрепленные законодательством, в которые осуществляется инвестирование и на которых устанавливается льготный режим налогообложения. Подобный льготный режим касается преимущественно льгот по ввозному НДС, таможенной пошлине, налогу на прибыль, отчислениям в фонд занятости и Государственный инновационный фонд. Система свободных экономических зон в Украине относительно развита, однако не все созданные зоны действуют уже в полной мере.
В основу территориальных налоговых льгот положен принцип налогового суверенитета государства, на основе которого формируется национальная налоговая система, которая отличается от других своими специфическими подходами. Наряду с большим количеством других особенностей (условия регистрации, регулирование валютных отношений) главную роль играют механизмы налогообложения.
Выделяют две группы стран, которые рассматриваются как налоговые гавани.
1. Развивающиеся страны. Проводят политику привлечения иностранного капитала и устанавливают для иностранных субъектов низкие ставки (Антильские острова, Гонконг) или совсем отменяют налогообложение импортируемого капитала (Багамские, Бермудские острова). Эта группа стран не имеет налоговых соглашений с другими странами, что обеспечивает конфиденциальность финансовой информации, отсутствие юридических обязательств по уплате налога в стране их резидентства.
2. Страны, которые обеспечивают относительные льготы в налогообложении по отношению к некоторым видам доходов, обусловленные спецификой внутреннего налогового законодательства и налоговых соглашений (Люксембург, Швейцария и др.)"
Льготный режим налогообложения в отдельных регионах страны должен стимулировать предпринимательскую деятельность, привлекать инвестиции в национальную экономику.
Структурно-логические модули
Схема 4.1.- Виды налоговых льгот
Схема 4.2.-Формы налоговых льгот
Вопросы и тестовые задания по теме
Дайте определение налоговой льготы.
Укажите уровни правового регулирования налоговых льгот.
Пути определения налоговой льготы.
Классификация отчислений (изъятий) по видам плательщиков, по срокам, по элементам объекта.
Виды налоговых льгот.
Перечислите формы налоговых льгот.
Охарактеризуйте уровни, на которых установлен льготный налоговый режим.
Дайте классификацию свободных экономических зон.
Освобождение налогоплательщика от начисления и уплаты налога (или уплата им налога в меньшем размере при наличии оснований, определенных законодательством Украины это:
а) скидка;
б) отчисление;
в) налоговая льгота;
г) налоговый кредит.
Вид льготы в области налогообложения, при которой осуществляется выделение отдельных составных частей из общего объекта налогообложения с целью уменьшения на их величину объекта при начислении и уплате налога:
а) налоговый кредит;
б) скидка;
в) отчисление;
г) налоговая льгота.
Вид льготы, уменьшающий сумму налога на определенные величины:
а) налоговый кредит;
б) скидка;
в) отчисление.
Вид льготы, при которой освобождение касается общей суммы налогового платежа, начисленной для уплаты:
а) налоговый кредит;
б) скидка;
в) отчисление.
По видам плательщиков отчисления (изъятия) классифицируются:
а) полные;
б) частичные;
в) средние;
г) временные.
По срокам отчисления (изъятия) классифицируются:
а) временные;
б) полные;
в) постоянные;
г) чрезвычайные;
По элементам объекта отчисления (изъятия) классифицируются:
а) имущественные;
б) вещественные;
в) прибыльные;
г) неприбыльные.
Свободные экономические зоны делятся на:
а) транспортные;
б) транспортно-транзитные;
в) промышленные;
№ задания |
вариант ответа |
Доходов – это предоставление преимуществ по уплате налогов определенным категориям налогоплательщиков. По закону они имеют право платить налоги (сборы) в меньшем размере от установленной ставки или же не платить их вовсе.
Льготное налогообложение прибыли физических лиц
Налоговые преференции включают:
Полное освобождение
Под полное освобождение от налоговых обязательств подпадают следующие виды доходов:
Частичное освобождение от уплаты налогов
Облагаемые налогом доходы граждан по ставке 13%, можно снизить при помощи налоговых вычетов.
Законом установлены следующие виды налоговых удержаний:
Стандартные удержания
Этот вид льгот распространяется на граждан и на малолетних детей. Если говорить об удержаниях в адрес физических лиц, то такие вычеты могут быть выданы гражданам, что пострадали в результате аварии на ЧАЭС, участникам военных действий, инвалидам ВОВ, и Героям РФ. Граничный размер вычета – 3 тыс. руб. в месяц. При наличии у физического лица права на одновременное применение разных льгот, размер налогового вычета должен определяться исходя из максимальной суммы. Тогда как суммирование двух видов удержания не допускается.
Налоговые удержания на детей, предоставляются гражданам, которые имеют на своем обеспечении несовершеннолетних детей. Максимальный размер вычета – 3 тыс. руб. в месяц на ребенка. Закон допускает использование налоговой льготы до тех пор, пока уровень доходов получателя льготы не превысит 280 тыс. руб. Исчисление прибыли производится с начала года. Когда доходы налогоплательщика превысят указанный лимит, выплата налогового вычета прекращается. Также нужно отметить, что налоговая преференция на детей предоставляется только одному из родителей, опекуну или усыновителю.
Социальные вычеты
Этот вид льготы предоставляется налогоплательщикам при наличии социально значимых расходов. К таким издержкам относятся:
Величина социальных вычетов равна размеру понесенных налогоплательщиком затрат, но, не более 120 тыс. руб. в год. Исключением являются траты на дорогостоящее лечение и пожертвования. Максимальный размер вычета на обучение – 50 тыс. руб. в год на одного учащегося.
Имущественные удержания
Этот вид льгот предоставляется в следующих случаях:
Недвижимое имущество и автотранспортные средства, используемые в коммерческой деятельности предприятия, не подпадают под . То же самое касается продажи ценных бумаг. Еще одним видом налоговых вычетов являются профессиональные налоговые удержания, предоставляемые юридическим лицам.
Льготное налогообложение доходов организаций
Льготное налогообложение доступно тем налогоплательщикам, которые осуществляют деятельность социально значимого характера. Зачастую организациям выдвигаются жесткие требования для получения налоговых удержаний. Одним из них является целенаправленное использование средств.
Виды налоговых преференций, предоставляемых юридическим лицам
Организации могут получать льготы во время уплаты:
Плательщики НДС освобождаются от выполнения определенных налоговых обязательств или уплаты налогов, когда ввозят импортную продукцию на территорию России. При этом чтобы стимулировать отечественного производителя правительство предоставляет освобождение от уплаты налогов по экспортируемой продукции, произведенной в России.
Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш
Приветствуем на сайт . В статье расскажем про налоговые льготы. В соответствии с налоговым законодательством, граждане России имеют право на получение налоговых льгот.
Их предоставляют для улучшения уровня жизни населения и социальной поддержки. Но мало кто знает, кто имеет право на налоговые льготы и как их можно получить.
Налоговые льготы представляют собой скидки, которые предоставляются предпринимателям и компаниям на налогообложение, а также их целью является улучшение условий для развития бизнеса. Сейчас работает много методов, которые значительно снижают налоговую нагрузку. Именно по этой причине требуется внимательно их изучать, чтобы определить, как можно получить максимальную выгоду.
Также стоит знать, что такие скидки не предоставляются частным лицам, использовать их могут только группы лиц, которые ведут собственный бизнес.
Налоговая льгота становится одним из сильнейших инструментов предпринимателя. Так как он может не только экономить на уплате налоговых сборов, но и увеличивать собственную прибыль. Размер такой скидки зависит от типа налога, формы собственности, вида бизнеса и других важных аспектов.
Кроме основных скидок, есть льготы, которые предоставляются местными властями. Они предоставляют существенную экономию бюджета, сокращают расходы и позволяют правильно планировать бюджет организации для повышения прибыли.
Налоговая льгота представляют собой освобождение физического лица от уплаты налоговых сборов на определенное имущество или на конкретную сумму.
Предоставляемое освобождение может быть, как полным, так и частичным, а также работать в течение всей жизни человека. Может применяться простое понижение ставки, или сумма налога будет снижаться на определенную сумму.
Данные льготы предоставляются гражданам в разных видах, к ним относятся:
Данные виды льгот применяются в определенных условиях, то есть, если физическое лицо:
Использование данных льгот не обязательное. Гражданин, если они ему положены, должен сам решить будет ли он подавать на них документы, или будет уплачивать налог.
Все налоговые льготы по типу содержания делятся на две главных категории:
Каждый тип льгот создан для решения проблем, именно поэтому при подаче заявления на получение льготы необходимо брать во внимание ее содержание, иначе в получении льготы будет принят отказ.
В Налоговом кодексе содержится информация о всех льготах, которые предоставляются физическим лицам.
Налоговый вычет представляет собой вид налоговой льготы, по которой налог может не уплачиваться с определенной суммы, которая была потрачена на конкретные цели. Другими словами, если человек произвел уплату налогов на определенные цели, а после этого предоставил документы в налоговую службу, то он получит налоговый вычет с заработанной суммы, то есть НДФЛ удерживаться не будет.
На сегодняшний день есть определенные виды налоговых льгот, к ним относятся:
В налоговом кодексе прописан налог за имущество, который человек обязан платить. Но в том же кодексе есть имущество, которое будет изъято из оплаты.
Существует ряд основных налогов на имущество, к ним относятся:
Данные льготы предоставляются как на постоянной, так и на временной основе, то есть пока будут действовать обстоятельства, при которых человек был освобожден.
Предоставление налоговых льгот происходит только на основании заявления. Ряд льгот предоставляется только на один период, остальные можно использовать несколько периодов подряд.
Налоговые льготы представляют собой скидки, которые предоставляются как физическим, так и юридическим лицам с целью снижения налоговой базы. Данные скидки могут быть лимитированными и нелимитированными. В первом случае, размер предоставляемой гражданину скидки является фиксированным, а во втором случае предоставляемая скидка распространяется на все доходы, которые прописаны в законе.
Все льготы делятся на две главных категории, к ним относятся:
Когда оформляется налоговая льгота, юридическое или физическое лицо уменьшает свои выплаты по налогам. А определение размера предоставляемой скидки происходит по специальной формуле.
По форме предоставления все скидки можно разделить на несколько основных видов:
Используя любой из предоставленных видов льгот, человек может сильно понизить налоговою базу уменьшить нагрузку на бюджет, за счет чего произойдет увеличение дохода и уменьшение расходов.
Применение налоговых льгот происходит при наличии у человека определенного статуса или если он попадает под конкретную категорию, а также если предмет налогообложения находится под необходимым статусом.
Данный перечень является федеральным, но местные власти имеют право добавлять в него другие категории граждан.
Также существует ряд особых категорий имущества, которые не облагаются налогами, к ним относятся:
Изъятие представляет собой разновидность налоговой льготы, то есть когда из вод налогообложения выводится один или несколько объектов. К таким скидкам относятся налог на имущество, то есть когда из налоговой базы убирается тип коммерческой собственности.
Но самым популярным видом изъятия становится налог на прибыль, он позволяет убрать из базы часть дохода, которая была получена предпринимателем за определенную деятельность, и которая не будет облагаться налогом.
Кроме предпринимательства данный налог могут использовать физические лица. То есть человек имеет право не уплачивать налог с премий или финансовых поощрений, которые были получены на работе, туда же относится получение единоразовой помощи.
На данный момент изъятие разделяется на огромное количество видов, но среди них есть самые популярные, к ним относятся:
Налогоплательщики могут освобождаться от уплаты налогов и по другим случаям, которые предусмотрены соответствующим законодательством, но те, которые указаны, являются самыми популярными и востребованными. Также стоит знать, что изъятие может применяться не только на постоянной основе, но и на определенный период времени.
Для того, чтобы получать необходимые налоговые льготы, человеку требуется обратиться в налоговые органы и подать пакет соответствующих документов. Подавать документы в налоговые органы не требуется, если оформляются стандартные налоговые вычеты, для этого документы предоставляются работодателю.
Существует ряд необходимых документов, которые требуется принести для оформления льготы, которая требуется конкретным категориям граждан:
Другими словами, чтобы оформить необходимую льготу, человеку требуется подтвердить свое право на ее получение.
Если налоговая льгота будет применяться для имущественного объекта, который будет изъят из общей налоговой базы, то требуется принести пакет следующих документов:
Если необходимо, то данный список может быть дополнен другими важными документами. Налоговая льгота может быть легко получена, если у человека есть на нее право, и он принесет весь необходимый пакет документов.
В итоге каждая налоговая льгота отличается между собой уровнем действия, субъектом, формой и сферой применения. Налоговый кодекс и региональные нормативные акты конкретно прописывают все категории граждан, которые имеют право на ее получение.
Все льготы, которые предоставляются ветеранам и героям включают в себя несколько сфер одновременно (транспортная, имущественная и земельная сфера). К тому же они имеют право на получение налогового вычета.
Льготы, которые предоставляются инвалидам, относятся к имущественному налогу, но и имеют послабления в налогах на транспорт и землю. Транспортный налог для пенсионеров оплачивается только в соответствии с региональным законодательством.
Многодетные семьи имеют право на получение налогового вычета на детей, а также ряд льгот при организации фермерского хозяйства. В некоторых регионах многодетные семьи могут уплачивать налог на транспорт на льготных условиях.
Юридические лица многих сфер деятельности также имеют право на послабления в налоговой сфере.
Чтобы получить льготу, необходимо предварительно оформить ее в налоговой службе, то есть написать заявление и принести необходимые документы. Для каждой налоговой льготы потребуется определенный перечень документов.