Налог и сбор объединяет то что они. Сравнение налога и сбора

Налог и сбор объединяет то что они. Сравнение налога и сбора

Такие понятия, как налог и сбор, в экономике применяются практически везде. Они предполагают уплату конкретной суммы в бюджет. В законодательстве закреплено понятие налога и сбора. Отличие налога от сбора тоже существует.

Понятие налога

Налогом называется конкретная сумма, которая платится юридическими и физическими лицами в бюджет страны. Эта плата считается обязательной и безвозмездной. Сейчас налоги платят с заработной платы, продажи недвижимости, осуществления сделок.

Средства тратятся на нужды страны. Получается, что государство изымает некоторую часть денег у населения для обеспечения своей деятельности. Расчет размера налога определяется

Виды и функции налогов

В России налоги бывают:

  • федеральными: платятся по всей стране;
  • региональными: существуют в субъектах РФ;
  • местными: утверждаются местными органами власти.

Необходимы для перераспределения денежных ресурсов. Также они служат для регулирования экономических процессов, отслеживания своевременного пополнения бюджета.

Определение сбора

Понять отличие сбора от налога поможет толкование обоих понятий. Для получения какой-либо услуги от государственных органов производится платеж, называемый сбором. Средства перечисляют физические и юридические лица. Такая оплата выполняется единовременно и добровольно.

Если необходима услуга, то граждане за нее платят, поскольку это предусмотрено при сотрудничестве граждан с государственными органами. Сбор представлен в виде конкретной суммы, которая переводится за определенную работу. Его платят за получение лицензий, разрешений.

Сравнение

В чем отличие сбора от налога? Между этими понятиями нет большой разницы, поскольку они предусматривают уплату средств в бюджет. Но есть и различия между этими терминами. Отличие сбора от налога обусловлено тем, что вторые платежи считаются обязательными, а первые платятся при необходимости. А их оплата происходит одинаково.

Другое отличие сбора от налога заключается в том, что первые могут изыматься без разрешения гражданина, а для второго требуется согласие плательщика. Также платежи имеют разницу в расчете суммы. Налог представлен в виде процента, а сбор - в установленной сумме. Поэтому суммы могут отличаться.

Еще одно отличие сбора от налога заключается в том, что первый платеж безвозмездный, а по второму гражданин получает какую-либо информацию или услугу. Определяются оба они законодательством. Налог платится периодически, а сбор - только один раз.

На чем основаны налоги и сборы?

Правила начисления налогов и сборов заключены в главном документе - Налоговом кодексе РФ. Но есть вопросы, которые решаются на региональном и местном уровнях. Для этого выпускаются соответствующие документы.

По закону, региональные и местные власти могут сами утверждать принципы взимания платежей. Осуществляется это с помощью нормативных актов. В Налоговом кодексе устанавливается или сбора, правила их расчета, оплаты, а местные власти утверждают дополнения к нормам.

Информация о налогах

Оплата налогов является обязанностью граждан, поскольку эта норма прописана в законодательстве. Необходимо своевременно вносить средства, поскольку при задолженности предусмотрены штрафы и пени. Узнавать об их наличии и размерах получится несколькими способами. Можно обратиться в налоговую инспекцию, где сотрудник предоставит необходимую информацию.

Можно определять наличие и суммы налогов с помощью современных сервисов. Для этого работают порталы, помогающие быстро узнать нужную информацию по ИНН. После получения сведений будет понятно, какую сумму нужно внести.

Оплата налогов

Способов оплаты налогов существует множество. Использовать можно любой из них, поскольку средства все равно будут зачислены. У каждого предприятия есть специальный счет, который будет служить для обязательных платежей. Если наблюдается задержка, то происходит начисление пени. Тогда оплата производится с помощью судебных приставов.

Физическим лицам уведомления об оплате налогов поступают по месту регистрации. Гражданин может и самостоятельно обратиться в налоговую службу для получения необходимой информации. Оплата может выполняться с помощью любого банка, почтой, интернет-сервисами.

Ответственность за просрочку

Для своевременной оплаты государственными органами могут применяться следующие меры:

  • оповещение о срочной оплате;
  • начисление штрафов;
  • арест собственности;
  • приостановление процедур по банковским счетам.

Эти меры применяются только в крайних случаях. Обычно плательщику направляется уведомление о наличии задолженности. Ее нужно лишь оплатить удобным способом. Своевременное погашение обязательных платежей позволит не допускать начисления пени и штрафов.

В практике бухгалтерского и налогового учета такие понятия как налог и сбор являются тождественными, и никто особо не задумывается над тем, есть ли между ними существенные отличия или нет. Для многих это слова синонимы или даже равные понятия, хотя, если копнуть глубже, то есть некая разница между налогом и сбором. В том числе и на уровне законодательной базы, где сущность таких слов раскрыта. Рассмотрим, в чем же все-таки отличие налога от сбора?

В соответствие с Налоговым Кодексом, налог – это общеобязательный платеж, который уплачивается юридическими и физическими лицами.

Особенности налогов:

  • Взимаются со всех. Исключение – те категории налогоплательщиков, которые в соответствие с законодательными документами имеют такое право и включены в круг льготников;
  • Установлены в большинстве случаев не в твердой форме, то есть в фиксированной форме вне зависимости от разных факторов. Налоги устанавливаются в процентном соотношении от величины чего-либо. Например, подоходный налог удерживается от заработной платы, налог на прибыль – с получаемой прибыли и т.д.;
  • Носят абсолютно безвозмездный характер, то есть их уплата не предоставляет взамен плательщику какое-либо материальное благо;
  • Не имеют целенаправленного использования, то есть их оплата в федеральный или региональный бюджеты формирует общую доходную часть, используемую уже по необходимости.

Кроме того, что налоги имеют свои особенности уплаты, они еще выполняют и ряд специфических функций, среди которых выделяют следующие:

  1. Регулирующая. Заключается в том, что при помощи таких взысканий происходит регулирование экономического развития страны;
  2. Распределительная. Благодаря налогам происходит распределение и перераспределение денежных потоков между разными субъектами хозяйствования и социальными институтами, более богатыми и менее защищенными;
  3. Контрольная. Благодаря налогам происходит контроль за платежной дисциплиной физических и юридических лиц.

Определение сущности термина «сбор»

Итак, что такое сбор? Это определенный платеж, который взимается по действующему законодательству с физических и юридических лиц. Так прописано в Налоговом Кодексе. Тогда в чем же разница? В том, что такое удержание осуществляется не со всех субъектов и на не безвозмездной основе, а на абсолютно других условиях.

Принципы взыскания:

  • Сбор удерживается исключительно на добровольных основах, то есть от его уплаты при определенных условиях каждый имеет право отказаться. Взамен он не получит конечно необходимое благо, но право выбора есть всегда;
  • Сумма устанавливается в большинстве случаев в твердой форме, то есть в валюте или натуральном эквиваленте, но не устанавливается в процентном соотношении от какой-либо иной величины;
  • Уплата такого платежа является одним из условий осуществления хозяйственной деятельности в отдельном регионе или на всей территории России для отдельных, а не для всех видов деятельности;
  • Оплата необходимо для того, чтобы органы местной власти смогли предоставить отдельным категориям субъектам исключительного права на ведение бизнеса, например, получение лицензии.

В результате, есть двойственность: с одной стороны есть право выбора плательщика – не хочешь платить, меняй сферу деятельности. А с другой стороны сбор также необходимо платить в обязательном порядке.

Налог и сбор: сходства и различия

Чем отличается налог от сбора? Многие практики считает, что ничем. Кто-то даже отождествляет эти два понятия, кто-то считает, что налог – это разновидность сбора. Но если анализировать более подробно, то отличие налога от сбора очевидно, и особенно это касается особенностей уплаты таких взносов.

Налоги и сборы общие и отличительные черты:

  • По закону, чтобы установить налог необходимо в самом НК определить базу налогообложения, плательщика, сроки уплаты, размер, ставки, порядок расчета, особенности налогообложения и т.д. Чтобы установить сбор – достаточно самого налогоплательщика и величины сбора;
  • Налог всегда оплачивается в денежном эквиваленте, то есть является платежом, то устанавливается в проценте от некой величины. Сбор, как правило, устанавливается в фиксированном виде;
  • В отличие от сбора налог – это безвозмездная плата со стороны плательщика, при оплате сбора тот, кто платит, взамен получает некую услугу;
  • Соотношение налога и сбора различно и в разрезе обязательности уплаты. Налоги должны платить все, сбор – по желанию.

Это главные принципиальные отличия этих двух видов платежей. Конечно, налог, сбор, пошлина имеют сходства и различия, поскольку они имеют одинаковую экономическую природу, но для обычного гражданина они явно схожи и не имеют никаких кардинальных отличий.

Налоги и сборы - это обязательные платежи, поступающие в бюджеты разных уровней. Попробуем разобраться, чем они отличаются.

Согласно Налоговому кодексу, налог и сбор сходства и различия имеют, хотя и образуют единый предмет правоотношений. Оба понятия закреплены в статье 8 НК РФ . Попробуем разложить на составляющие определения обоих, чтобы лучше понять их сущность.

Таблица 1. Налоги и сборы: общие и отличительные черты.

Из анализа определений мы видим, что есть у этих двух терминов как общие характеристики (плательщики и конечная цель), так и отличительные (причины взимания и степень добровольности). Но этим суть вопроса не ограничивается.

Основное отличие налога от сбора

Первый должны отчислять все, поскольку этого требует закон, и ничего не получают при этом взамен. Второй уплачивает тот, кто заинтересован в ведении определенной деятельности на территории страны (области, города).

Из этого вытекает еще одно важно положение. Разница между налогом и сбором заключается в ответственности за их неуплату.

В первом случае физическое или юридическое лицо понесет административное или уголовное наказание — в зависимости от масштаба правонарушения. Все виды их перечислены в главе 16 НК РФ .

Во втором случае неплательщик всего лишь не получит того, чего ожидал от государства (например, лицензию). Упрощенно можно сказать, что сделка между ними не состоялась. А значит, и обязательств нет.

Налоги, сборы и обязательные страховые взносы являются обязательными денежными платежами государству со стороны граждан и организаций.

С точки зрения государства разница между налогами, сборами и взносами весьма существенна. Налоги, сборы и взносы собираются разными государственными структурами. Расходуются они также разными государственными структурами (не обязательно теми же, которые их собирают) и на разные нужды.

Взаимоотношения, возникающие по поводу взимания налогов, сборов и обязательных страховых взносов между плательщиками и государственными структурами, регулируются разными законодательными актами. Для налогов и сборов главным законодательным актом является Налоговый кодекс . А для обязательных страховых взносов – Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» .

Несмотря на то что Налоговый кодекс регулирует исчисление не только налогов, но и сборов, в названии кодекса сборы не упоминаются. Это связано с тем, что для государства сборы имеют второстепенное значение, а для плательщика разница между налогами, сборами и взносами невелика.

Цель взимания платежа, то есть государственные нужды, на которые будет потрачен тот или иной налог, сбор или взнос, воспринимается плательщиком как абстракция. Основное значение для плательщика имеет размер изымаемой у него денежной суммы. Обычно плательщик относится ко всем этим платежам как к неизбежности и заинтересован в том, чтобы поменьше заплатить.

Государство понимает такой интерес плательщика и старается ему противодействовать. Законодательством предусмотрена целая система контроля над плательщиками налогов, сборов и обязательных взносов. За неуплату и недоплату предусмотрены меры принуждения и наказания.

Однако, с точки зрения плательщика, между налогами, сборами и взносами наблюдаются небольшие различия (скорее формального характера). Основное различие заключается в том, что по поводу уплаты налогов, сборов и обязательных страховых взносов плательщик вступает во взаимодействие с разными государственными структурами.

По поводу налогов и сборов плательщик чаще всего взаимодействует с налоговой инспекцией Федеральной налоговой службы . Сама Федеральная налоговая служба подчиняется Министерству финансов Российской Федерации , которое, в свою очередь, подчиняется Правительству Российской Федерации .

Федеральная налоговая служба – это структуры федерального уровня государственного управления. Тем не менее она отвечает за сборы платежей в бюджеты всех уровней: федерального, регионального и местного.
На региональном и местном уровнях управления нет аналогичных структур. Это объясняется желанием государства устроить систему государственного управления рационально, без дублирования функций. Подобное устройство структур государственного управления также удобно плательщикам налогов и взносов.

Если налоги и сборы исчисляются по торговым операциям с зарубежным партнером (экспорт или импорт), то плательщик взаимодействует с таможней – территориальным подразделением Федеральной таможенной службы . Указанная служба подчиняется непосредственно Правительству Российской Федерации.

Сборы могут взиматься и другими государственными структурами в случаях, когда они оказывают конкретные услуги гражданам и организациям. Такой сбор может выглядеть как оплата услуги.

При уплате обязательных страховых взносов плательщик взаимодействует со следующими внебюджетными государственными фондами:

Пенсионный фонд Российской Федерации ;

Фонд социального страхования Российской Федерации .

Обязательные страховые взносы также уплачиваются Федеральному фонду обязательного медицинского страхования . Однако плательщик взносов не взаимодействует с указанным фондом непосредственно. Сторону государства при уплате взносов в эти фонды представляет Пенсионный фонд.

Столь мудрое (без иронии) государственное решение можно объяснить следующими соображениями:

Схема расчета взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования аналогична схеме расчета взносов в Пенсионный фонд, причем суммы взносов в фонд медицинского страхования существенно меньше;

Государство старается упростить взаимодействие граждан и организаций с государственными органами.

Рис. 2

Несмотря на то что по поводу уплаты налогов и сборов, с одной стороны, и обязательных страховых взносов, с другой, плательщик взаимодействует с разными государственными структурами и на основании разных законодательных актов, техника этого взаимодействия аналогична. Меры принуждения и наказания, применяемые в отношении плательщика, уклоняющегося от своих обязанностей, также аналогичны.

Все это позволяет нам сэкономить усилия на самообразование, объединяя налоги, сборы и страховые взносы в одно понятие – обязательные платежи государству – и изучая эти виды платежей параллельно, в одной книге.

Экономически активному члену общества, который желает производить и продавать товары или предоставлять услуги другим членам общества, приходится взаимодействовать с весьма большим количеством государственных структур. Но в нашей книге рассматриваются только те структуры, с которыми приходится взаимодействовать по поводу исчисления налогов, сборов и обязательных страховых взносов.

В соответствии с НК РФ, налог представляет собой индивидуально безвозмездный платеж обязательного характера, который взимается с юр. и физ. лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств в целях фин. обеспечения государства и муниципальных образований.

Сбор же, в соответствии с НК РФ, представляет собой взнос обязательного характера, взимаемый с юр. и физ. лиц, уплата которого:

  • Либо связана с ведением определенных видов предпринимательства на территории, на которой действует уплата взноса;
  • Либо является одним из обязательных условий совершения по отношению к плательщику сбора уполномоченными органами юридически значимых действий, в том числе предоставление прав и выдача спец. разрешений.

Налоги и сборы – общие и отличительные черты

Налог и сбор схожи только по двум признакам:

  • Их обязательно нужно уплачивать;
  • Они взимаются с юр. и физ. лиц.

А вот отличий гораздо больше.

Рассмотрим их в форме таблицы:

Налог Сбор
Уплата осуществляется на регулярной основе. По различным видам налогов периоды уплаты могут быть различны, но во всяком случае, уплата налогов – ситематична. При регистрации, юрлицо должно выбрать режим обложения налогами. После этого оно должно производить платежи в бюджет до своей ликвидации. Уплата осуществляется один раз.
Плательщик налогов должен уплачивать налоги в бюджет в силу действия законодательства. Физ. или юр. лицо может самостоятельно определиться – уплачивать ему сбор, или нет.
Характер налоговых платежей – безвозмездный. Сбор обладает возмездным характером. Если лицо оплатило сбор, он получит необходимое ему право, или государство выполнит в его пользу какое-либо действие.
Размер налога к уплате определяется в зависимости от базы и ставки по налогу. В расчет могут браться различные льготы. Размер платежа фиксированный.
Законодательство, определяя размеры налогов к уплате, учитывается финансовые возможности каждого конкретного плательщика. Размер сбора одинаковый для всех его плательщиков.