Национальная экономика. Теоретические основы формирования национальной экономики

Тема 1. Национальная экономика как система

  1. Понятие национальной экономики

  2. Субъекты национальной экономики и их отношения

  3. Этапы развития национальной экономики России

  1. Понятие национальной экономики
Национальная экономика - народное хозяйство определенной страны.

Это совокупность всех отраслей и регионов, соединенных в единый организм многосторонними экономическими связями.

Термин «национальная экономика» имеет несколько значений


  1. Национальная экономика – это система общественного хозяйства, сложившаяся на территории определенного государства .

  2. Национальная экономика – это отрасль экономической науки, изучающая закономерности формирования, функционирования и развития хозяйства страны.
Как отрасль науки национальная экономика исследует:

  • эк потенциал страны, его размещение, нац рынок, место страны в мировой экономике

  • специфику проявления универсальных экономических причинно-следственных связей, таких как рост производительности и снижение трудоемкости изделий; повышение доли сбережений по мере роста доходов; различное воздействие экспорта и импорта на эк рост.

  • степень гос вмешательства в экономику

  • традиции и нац психологию, ответственные за поведенческие реакции членов общества.
Национальная экономика представляет собой взаимосвязь условий производства и его результатов и формируется как единый хозяйственный организм с взаимосвязанными внутренними процессами, как единая экономическая система страны. Однако такое единство сформировалось не сразу. Национальная экономика как единая система сложилась на определенном уровне развития производительных сил, при достаточной глубине разделения труда и соответственно обмене продуктами труда между отдельными участниками процесса производства, распределения, обмена и потребления. Именно эти процессы превращают экономику страны в единую хозяйственную систему, которая и является предметом национальной экономики.

^ Основа национальной экономики - социально-экономическая система, которая характеризуется соотношением экономических и внеэкономических методов управления национальным хозяйством. Определяющую роль среди экономических методов играют частная собственность и конкуренция, а в системе внеэкономических отношений - властные функции государства.

^ Признаками национальной экономики как целостного организма являются:

1. Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.

2. Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.

3. Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль.

Национальной экономике как системе присущ ряд свойств. К общесистемным свойствам национальной экономики можно отнести целостность, иерархичность и интегративность.

Целостность национальной экономики проявляется в том, что изменение структуры, связей и поведения любого экономического субъекта оказывает воздействие на все другие экономические субъекты и изменяет систему в целом. Верно и обратное: любое изменение национальной экономики вызывает преобразование структуры, связей и поведения экономических субъектов.

Иерархичность национальной экономики означает, что она включена подсистемой в систему более высокого порядка - мировую экономику, а каждый ее компонент также является системой.

Интегративность национальной экономики представляет собой обладание свойствами, отсутствующими у ее компонентов.

Исследование национальной экономики как системы требует также изучения ее среды, которая играет немаловажную роль в ее развитии. Среда национальной экономики неоднородна и сложна. Можно выделить следующие типы сред национальной экономики:

^ Типы среды национальной экономики:

Внешняя экономическая среда – национальные экономики других стран.

Внешняя общественная среда – государство, политика, идеология, образование, культура, право, религия, обычаи, нравы, ценности, нормы других стран.

Внешняя природная среда – состояние природной среды других стран.

Государство данной страны.

Внутренняя социальная среда.

Внутренняя природная среда страны.

В последнее время влиятельным компонентом внешней среды стала мировая экономика в целом, которая характеризуется возрастающим ускорением темпов глобализации, расширением и ускорением интеграционных процессов. Все более прозрачными становятся границы и сужаются возможности государства по защите отечественных производителей и потребителей на внутреннем и внешнем рынках.

Внешняя экономическая среда может составить серьезную конкуренцию отечественным производителям, в результате чего национальная экономика будет терять средства в виде не поступивших налогов, производители – в виде неполученной прибыли, работники – зарплаты.

^ Факторы, которые оказывают наибольшее влияние на национальную экономику можно также поделить на:

Внутренние : экономические субъекты национальной экономики, типы экономической системы, формы ведения хозяйства.

Внешние : экономические факторы мирового сообщества, политические, демографические и культурные факторы в мировом сообществе.

Поскольку экономические субъекты оказывают значительное влияние на функционирование национальной экономики, следующий вопрос посвящен их рассмотрению.
^ 2. Субъекты национальной экономики и их отношения

В условиях рыночной экономики производство сосредоточено в рамках самостоятельных субъектов экономики, которые обособлены отношениями собственности. Субъекты национальной экономики иерархичны, т.е. субъекты более низкого уровня входят в состав субъектов более высокого уровня. Субъект более высокого уровня включает в свой состав не только субъектов более низкого уровня, но и совокупность взаимосвязей между ними. Например, предприятие состоит из совокупности индивидов, связанных друг с другом производственными отношениями.

В экономической науке выделяют три группы субъектов – домашние хозяйства, фирма и государство.

^ Домашнее хозяйство охватывает индивидов или группу лиц, являющихся резидентами, живущих вместе, имеющих общий бюджет, коллективно потребляющие товары и услуги.

В методологическом плане представляется важным выделить первоэлемент национальной экономики. Наиболее распространенные точки зрения называют в качестве такого элемента либо семью или домашнее хозяйство, либо индивида с его потребностями. Однако многие отмечают, что всем необходимым требованиям, предъявляемым к элементу национальной экономики, удовлетворяет лишь индивид, но не сам по себе, а во всей совокупности своих социальных связей и отношений, как социально обусловленное существо.

Человек как субъект хозяйствования выполняет функции работника, производителя, потребителя, собственника, формирует комплекс интересов и предпочтений. Среди важнейших функций выделяют функцию целеполагания, т.к. индивид задает цели субъектам хозяйствования, в которые входит составной частью, а также функцию - удовлетворение конкретных потребностей, которую он, в качестве носителя общественных потребностей, объективно задает каждому элементу национальной экономики.

^ Фирма - самостоятельный субъект хозяйствования, реализующий собственные интересы посредством изготовления и реализации товаров и услуг путем планомерного комбинирования факторов производства.

В новой институциональной теории фирма рассматривается как совокупность индивидов, объединенных для достижения определенной цели, но имеющих собственную функцию полезности, максимизация которой оказывает влияние на их поведение.

Роль фирмы в национальной экономике связана с ее функцией. Функция фирмы определяется общественным разделением труда и состоит в удовлетворении общественных потребностей в каком-либо товаре или услуге.

Наиболее значимыми целями, которые преследуют современные фирмы, являются:

Максимизация прибыли;

Завоевание большей доли отраслевого рынка;

Рост фирмы как в пределах отрасли, так и за ее пределами;

Достижение определенного объема производства и уровня продаж;

Достижение власти над рынком.

Государство как особая общественная подсистема возникло для выполнения определенных функций. На определенном этапе эволюции и развития общества выделился и укрепился институт государства с соответствующим аппаратом принуждения, поскольку он создавал наиболее благоприятные условия жизнедеятельности. Государство не только обеспечивало внутренний порядок, но и защищало внешние границы экономической системы.

В целом без государства национальной экономики не было бы в принципе, так как национальная экономика - это относительно самостоятельное территориально-обособленное хозяйственное образование. На уровне национальной экономики государство – главный субъект, который реализует общенациональный интерес.

^ Общенациональный интерес – это достижение оптимального и устойчивого роста национальной экономики как целостной системы. Он предполагает устойчивый рост благосостояния нации, максимальный прирост научно-технического потенциала, достижение экономической безопасности.

В национальной экономике государство выполняет пять основных функций.

^ Функциями являются:


  1. поддержка целостности национальной экономики, через установление государственных границ и охраны их с помощью военной силы, таможенных пошлин и квот

  2. обеспечение баланса интересов социальных групп. Государство призвано выступать представителем коллективного интереса нации в целом и тех членов общества, реализация интересов которых рынком в силу разных причин затруднена или невозможна (безработные , нетрудоспособные и т. д.)

  3. создание «правил игры» в сфере социальных и экономических отношений, включает гражданское, уголовное право, налоговое, антимонопольное законодательство, о защите прав потребителей

  4. осуществление надзора и контроля над соблюдением «правил игры» и взаимных обязательств, взятых на себя участниками кооперации;

  5. минимизация трансакционных издержек (эта функция тесно связана с двумя предыдущими)
При реализации своих функций государство должно «запустить» механизмы самоорганизации национальной экономики и корректировать возникающие в этом механизме сбои, но не подменять его административным регулированием, поскольку результатом этой подмены нередко выступают тоталитаризм и падение эффективности экономики.

В национальной экономике государство выступает не только в качестве субъекта, ее составным компонентом, но и частью среды.

В той мере, в какой государство осуществляет законодательное оформление экономической жизни общества, административное регулирование, воплощает на практике принципы социальной справедливости, обеспечивает социальный контроль, оно является частью среды национальной экономики. С другой стороны, государство является компонентом национальной экономики, выступая в роли собственника, предпринимателя или партнера частного бизнеса.

Следующим неотъемлемым элементом национальной экономики являются институты
^ Социально – экономические институты национальной экономки.

Преследуя свои собственные интересы, индивиды сталкиваются между собой. Для устранения или уменьшения отрицательных последствий человеческого взаимодействия создаются институты - созданные человеком ограничительные рамки, которые организуют взаимодействие между людьми.

Институты позволяют предсказать результаты определенной совокупности действий и тем самым облегчают проблему экономического выбора и привносят в экономическую действительность более высокую степень устойчивости.

Институциональный аспект позволяет рассматривать национальную экономику и ее компоненты в их целостности с системных позиций. Вне экономических институтов национальную экономику представить невозможно. Любая экономическая деятельность возможна только в соответствующих институциональных рамках, в соответствии с определенными нормами и правилами, принятыми в стране и мировом сообществе.

Социально – экономические институты национальной экономки -

Ответ

В рамках курса национальной экономики изучаются явления и процессы, связанные с функционированием экономической системы определенной страны. Кроме этого, в рамках предмета национальной экономики отчасти рассматриваются проблемы эволюции, а также перспектив развития хозяйственной системы страны.

Деление экономической науки на микроэкономическую и макроэкономическую составляющие, сложившееся в середине прошлого века, отводит предмету «национальная экономика» особое место в разделе «макроэкономика» как рассматривающему один из наиболее крупных хозяйственных объектов – хозяйство страны в целом. Таким образом, национальная экономика фактически является составной частью экономической теории как фундаментальной науки о хозяйстве.

Проблемы, изучаемые в рамках национальной экономики, являются также объектом для изучения других научных дисциплин – демографии, экологии, политологии, регионалистики, экономической истории.

Особенно тесно связан с национальной экономикой предмет экономической географии, в рамках которой изучаются фактически те же самые проблемы, за исключением финансовой составляющей хозяйственной системы.

Внутреннее членение предмета национальной экономики не является общепринятым и устоявшимся; тем не менее можно выделить в структуре науки такие разделы, как «природно-ресурсный потенциал страны», «отраслевая структура национальной экономики», «финансовая система страны», «экономические районы страны».

Имеется термин-синоним, которым также можно обозначать национальную экономику, – в зависимости от государства, хозяйственная система которого подвергается анализу, можно говорить об экономике России (как в данном случае) или об экономике любой другой страны.

В рамках изучения национальной экономики используются общенаучные методы исследований – такие, как индукция и дедукция, экономико-математическое моделирование. Важнейшую роль играет сбор и обработка статистической информации, являющейся основой для межрегиональных сравнений. Использование экспериментального метода в рамках национальной экономики, как, впрочем, и вообще в макроэкономике, является затруднительным, поскольку в данном случае достаточно сложно создать условия, необходимые для чистоты эксперимента.

К числу основных функций национальной экономики относятся познавательная, прогностическая, прагматическая (практическая), а также связанная с последней нормативная функция. Она выражается в том, что ученый, вооруженный знанием экономических процессов, происходящих в стране, в состоянии предлагать способы решения тех или иных проблем, возникающих в процессе функционирования хозяйственной системы.

В качестве особой функции многие ученые выделяют также этическую функцию, выражающуюся в выявлении особых принципов и норм поведения как макро-, так и микросубъектов в рамках их взаимодействия на национальном рынке.

Из книги История экономики: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

1. Программа курса «История экономики» Тема 1. Введение в историю экономикиПредмет истории экономики и его эволюция в работах представителей немецкой исторической школы, марксизма, институционализма, школы «Анналов», клиометрии. Современные трактовки предмета.

Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

1.1. Предмет истории экономики и его эволюция Историко-экономическая наука оформилась как самостоятельная ветвь системы экономических наук в XIX в. Вначале произошло становление истории экономической мысли, затем во второй половине XIX в. утвердилась история народного

Из книги Экономическая теория: конспект лекций автора

3. Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики Слово «инфраструктура» образовано от сочетания латинских терминов «infra» – «под, ниже» и «structura» – «расположение», структура. Существует неоднозначное определение инфраструктуры. Во-первых, под ней

Из книги Национальная экономика автора Кошелев Антон Николаевич

2. Функции государства в национальной экономике В процессе своей деятельности в рыночных условиях государство выполняет определенные функции, конкретный набор которых специфичен для каждой страны и зависит от конкретных культурных, экономических и социальных условий.

Из книги Экономика предприятия автора Душенькина Елена Алексеевна

1. Предмет, структура, функции и методология экономической теории Слово «экономика» (от греч. oikonomike) означает искусство ведения домашнего хозяйства, домоводство. Точно сказать, что такое «экономика» в современных условиях, сложно. Экономика – это и совокупность

Из книги Экономика предприятия: конспект лекций автора Душенькина Елена Алексеевна

2. Структура национальной экономики Структура национальной экономики – это совокупность исторически сложившихся устойчивых, способных к воспроизводству функциональных взаимосвязей между различными единицами национальной экономики.Выделяют следующие виды структуры

Из книги Макроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

4. Инфраструктура экономики: виды и значение для национальной экономики Существует неоднозначное определение инфраструктуры. Во-первых, под ней понимается совокупность системы обслуживания, основная задача которой заключается в обеспечении работы производства и

Из книги Экономическая статистика. Шпаргалка автора Яковлева Ангелина Витальевна

5. Отраслевая структура национальной экономики Отраслевая структура национальной экономикизаключается в группировке хозяйствующих субъектов в однородные по своему составу группы, связанные однородными функциональными характеристиками, – отрасли национальной

Из книги Мировая экономика автора Корниенко Олег Васильевич

42. Функции государства в национальной экономике В процессе своей деятельности в рыночных условиях государство выполняет определенные функции, конкретный набор которых специфичен для каждой страны и зависит от конкретных культурных, экономических и социальных условий.

Из книги Экономическая теория: учебник автора Маховикова Галина Афанасьевна

Из книги Экономическая теория автора Вечканова Галина Ростиславовна

1. Структура национальной экономики Национальная экономика государства – совокупность воспроизводственных пропорций, которые необходимо соблюдать для динамичного и эффективного функционирования государственной системы.При нарушении гармоничного соотношения

Из книги автора

1. Макроэкономика: предмет и методы Экономика – понятие широкое, поскольку она может включать хозяйственную деятельность и операции разного уровня (административного масштаба). В соответствии с этим экономика имеет несколько уровней:1) номоэкономика (или хомоэкономика)

Из книги автора

Вопрос 1. Понятие экономической статистики, ее предмет и методы Экономическая статистика является одной из наиболее важных отраслей статистики как научной деятельности и вида практической деятельности органов государственной статистики.Экономическая статистика

Из книги автора

Вопрос 1 Предмет, методы и функции курса мировой экономики Ответ В рамках курса мировой экономики изучаются явления и процессы, связанные с взаимодействием тех аспектов деятельности национальных экономик, которые так или иначе связаны с международным рынком, а также

Из книги автора

1.1. Экономическая теория: предмет, метод, функции

Из книги автора

Вопрос 87 Государственное регулирование экономики: субъекты, объекты, цели,

Что же понимается под термином «национальная экономика»? Прежде чем дать ответ на этот вопрос, необходимо уяснить понятия «национальная» и «экономика» национальный экономический отраслевой

Понятие «нация» происходит от лат. natio - народ. При этом в толковом словаре дается два определения нации:

  • - исторически сложившаяся, устойчивая общность людей, возникшая на базе общности языка, территории, экономической жизни и психического склада, проявляющегося в общности культуры;
  • - страна, государство.

Таким образом, нация представляет собой составную часть мира, обладающую специфическими свойствами географического, экономического и духовного характера, отличающими ее от других наций и вызывающими необходимость взаимодействия с ними .

Понятие «экономика» происходит от греч. oikonomike - искусство управления домашним хозяйством. Толковый словарь дает три трактовки понятия «экономика»:

  • - совокупность производственных отношений, соответствующих данной ступени развития производительных сил общества; господствующий способ производства в обществе;
  • - организация, структура и состояние хозяйственной жизни или какой-нибудь отрасли хозяйственной деятельности (промышленности сельского хозяйства и др.);
  • - научная дисциплина, изучающая какую-нибудь отрасль производственной, хозяйственной деятельности.

Таким образом, национальную экономику следует рассматривать:

  • - как хозяйство страны с его составом, структурой и взаимосвязями отдельных элементов;
  • - как единый комплекс с различными секторами экономики и дополняющими их видами производств;
  • - как организующее начало, где экономическая деятельность индивидов, семей, предприятий, государства характеризуется определенной интеграцией и взаимозависимостью.

Национальная экономика как целостный организм характеризуется следующими признаками:

  • - Общее экономическое пространство с единым законодательством, единой денежной единицей, общей кредитно-денежной и финансовой системой.
  • - Наличие тесных экономических связей между хозяйственными субъектами с общим воспроизводственным контуром.

Территориальная определенность с общим экономическим центром, который выполняет регулирующую и координационную роль. В национальной экономике каждый субъект, будь то хозяйство, фирма, регион или государство, включаясь в экономическое пространство преследует свой интерес. Согласование же интересов направляется объективными экономическими законами: каждый индивид, имея свой собственный интерес, одновременно способствует достижению наибольшего блага для всех. Национальная экономика стремится к стабильности, эффективности, справедливости через обеспечение:

  • - Стабильного роста национального объема производства;
  • - Высокого и стабильного уровня занятости;
  • - Стабильного уровня цен;

Поддержание равновесного внешнего баланса.

Характеристика национальной экономики по функциональному принципу включает совокупность трех экономических ресурсов, которыми располагает данное государство, а именно: человек, природа, капитал. Национальная экономика включает в себя две группы отраслей: отрасли материального производства и отрасли социальной сферы. Это обстоятельство легло в основу деления национальной экономики по отраслевому принципу. К отраслям материального производства относятся промышленность, сельское и лесное хозяйство, транспорт, связь, строительство, транспорт, торговля, общественное питание.

Отрасли социальной сферы включают образование, фундаментальную науку, здравоохранение, культуру, жилищно-коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание населения, спорт, туризм. Национальная экономика представляет собой совокупность экономических субъектов, осуществляющих хозяйственную деятельность на определенной территории страны. Это обстоятельство легло в основу деления национальной экономики по территориальному принципу .

Российская Федерация территориально состоит из областей и республик. Объектами региональной экономики также могут быть экономические районы, административные округа, территориально-производственные комплексы. В качестве примеров можно рассматривать Волго-Вятский экономический район, Северо-Западный административный округ и Западносибирский нефтегазовый комплекс.

Исходя из вышеизложенного национальную экономику в общем виде можно определить как часть мирового хозяйства, функционирующую в рамках национальных границ, со свойственными ей специфическими производительными силами и производственными отношениями. В более детальном плане под национальной экономикой понимают исторически сложившуюся систему общественного воспроизводства страны, взаимосвязанную систему отраслей, видов производств и территориальных комплексов, охватывающую все формы общественного труда .

Национальная экономическая деятельность осуществляется большими массами людей, преследующих различные противоречивые, а подчас и антагонистические цели. Мотивы их деятельности обусловлены, с одной стороны, разнообразием интересов и потребностей, с другой - многообразием средств и методов, с помощью которых они эти интересы и потребности реализуют, а также различием возможностей доступа к необходимым для их реализации ресурсам .

Технико-производственный комплекс. По линии производительных сил национальная экономика выступает как взаимосвязанная система отраслей и видов производств.

С таких позиций национальная экономика обнаруживается как единый технико-производственный комплекс, выступающий результатом общественного разделения труда. Такой комплекс, или технико-производственная подсистема, возникает на основе устойчивых взаимосвязей между отдельными видами производств в рамках конкретной страны.

Технико-производственная подсистема отражает достигнутый уровень развития производительных сил. В ее границах непосредственно реализуются технологические, организационные и другие факторы развития. Кроме того, данная подсистема испытывает непосредственное воздействие со стороны таких внешних факторов развития, как природно-климатический, геополитический, интеграционный, географический и т. д. .

Чем выше степень общественного разделения труда и чем больше видов хозяйственной деятельности и заводских труб, мостов и т. п., тем сложнее выглядит национальная экономика.

Экономическая среда обитания. По линии экономических отношений национальная экономика выступает как способ хозяйствования, как культивируемая экономическая среда обитания.

При таком подходе нам приходится иметь дело, прежде всего с национальной экономической системой.

Экономическая система выступает как упорядоченные общие условия хозяйствования или реально существующий экономический порядок, обязательный для выполнения каждым хозяйствующим субъектом.

  • - экономическую конституцию;
  • - институты и организации, поддерживающие упорядоченность экономических отношений (институциональная структура);
  • - экономический строй или способ функционирования экономики;
  • - способ ведения хозяйства, воспроизводящий методы хозяйствования;
  • - механизм координации, выступающий как порядок выработки решений и согласования интересов, как совокупность принципов мобилизации и перераспределения ограниченных экономических ресурсов страны .

Национальная экономическая система есть экономический порядок, складывающийся в конкретной стране и отражающий принятую концепцию экономического развития.

Национальная экономическая система в первую очередь выражает существующий экономический строй, принятый механизм координации, структуру отношений распределения, перераспределения и присвоения созданного продукта, во многом и степень открытости национальной экономики по отношению к внешнему миру. При этом сам экономический строй выражает закрепившееся в обществе понимание социальной и экономической справедливости, приоритеты экономической политики и т. д.

Среди требований, которые предъявляются к национальной экономической системе, необходимо выделить:

  • - обеспечение эффективного использования национальных факторов производства;
  • - максимальную адаптацию к влиянию природно-климатических и внешних условий хозяйствования;
  • - полный учет сложившихся национальных обычаев и традиций, максимальное использование национальных факторов развития;
  • - активное участие в интеграционных процессах, позволяющих стране занять достойное место в системе международного разделения труда.

Вывод: национальная экономическая система современного типа предполагает существование широкого выбора форм экономического движения, развитую сеть институтов демократии, наличие различных форм внерыночного регулирования экономических процессов.

Национальная экономика имеет форму и содержание. Форма определяется линией (совокупностью) экономических отношений, а содержание - линией производительных сил (технико-организационные отношения)

Таким образом, если выделять только форму национальной экономики, то в таком случае под последней следует понимать национальную экономическую систему.

Если приниматься за содержание национальной экономики, то следует обратить внимание на существующий технико-производственный комплекс. Поэтому с некоторой долей упрощения есть основание считать:

Национальная экономика = Технико-производственный комплекс +Национальная экономическая система (1.2)

Всеобщий экономический закон соответствия производственных отношений уровню и характеру развития производительных сил ориентирует на то, что единство формы и содержания автоматически не достигается. Тем более не является вечной достигнутая степень единства формы и содержания. Истинность данного суждения подтверждают те проблемы, которые регулярно возникают в ходе научно-технического и социального прогресса. Но ориентация на достижение такого единства позволяет в качестве интегрального определения использовать трактовку национальной экономики как национальной экономической системы хозяйствования, под которой понимается пространственно определенное, национально специфическое упорядочение экономической жизни общества .

Прогнозирование и планирование наряду с координацией и контролем являются важными элементами формирования целостной системы управления экономикой. Реальная экономическая политика государства в общих чертах выражается в определении степени и методов воздействия на все субъекты экономических отношений. Особенно важно для государства иметь возможность снизить (или ликвидировать) влияние негативных факторов на социально-экономические процессы и стимулировать воздействие позитивных факторов. Именно прогнозирование может обеспечить выявление таких взаимосвязей .

Ещё одним важнейшим понятием в национальной экономике является -система национальных счетов (СНС) - балансовый метод взаимосвязанной комплексной характеристики экономических процессов и их результатов. Единство методологии обеспечивает сводимость, сопоставимость показателей всех счетов, информация которых дополняет друг друга, создавая в совокупности сводную картину функционирования экономики. Система национальных счетов может быть определена и как система взаимосвязанных статистических показателей и классификаций, представленная в виде определенного набора счетов и таблиц, характеризующих результаты макроэкономической деятельности .

Таким образом, национальная экономика - экономика определенной страны, конкретного государства, рассматриваемая как целостная система взаимосвязей между хозяйствующими субъектами по поводу производства, распределения и использования национального продукта в целях повышения благосостояния нации. Основные сферы национальной экономики - материальное и нематериальное производство, непроизводственная сфера.

Национальная экономика - исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства. Материальной основой национальной экономики является совокупность производительных сил, объединенных в отрасли. В составе комплексных отраслей промышленности выделяют специализированные отрасли. Характерной чертой национальной экономики Беларуси является углубление взаимосвязи и взаимообусловленности развития отраслей и производств, развитие интеграционных межотраслевых процессов. Межотраслевой комплекс (МК) представляет собой систему производств и предприятий в разных отраслях, объединенных одной программой и целью развития.

Территориальная структура национальной экономики отражает распределение производительных сил в территориальном разрезе. Размещение производительных сил - это распределение в пространстве их отдельных элементов. При оценке воспроизводственных возможностей национальной экономики следует учитывать и распространение новых технологий (технологических укладов).

Теоретические основы учебной дисциплины «Национальная экономика»

Национальная экономика как наука и область хозяйственной практики

Термин «экономика» (от греч. о1ко8 - дом, хозяйство и пошоб - правило, закон) означает правила ведения хозяйства. В современном представлении экономика, во-первых, - это хозяйство, совокупность средств, объектов, процессов, используемых людьми для обеспечения жизни, удовлетворения потребностей путем создания необходимых человеку благ, условий и средств существования с применением труда; во-вторых, - это наука о хозяйстве, способах его ведения людьми, отношениях между людьми в процессе производства и обмена товаров, закономерностях протекания хозяйственных процессов.

Термин «национальная экономика » означает, с одной стороны, объект (предмет), который она изучает, с другой стороны, научную дисциплину. Согласно приведенной выше формулировке экономики вообще, термин «национальная экономика» можно рассматривать как правила ведения национального хозяйства на макроэкономическом уровне. Национальная экономика является относительно новой научной дисциплиной. Поэтому в определении границ ее предмета многие вопросы остаются дискуссионными.

Национальная экономика как научная дисциплина включает в себя следующие составные части: объект науки, предмет науки, методологический инструментарий науки, субъект науки.

В общем виде объект национальной экономики может быть определен как национальная хозяйственная система страны, входящие в нее уровневые и звеньевые составляющие. В более детализированном представлении объект изучения национальной экономики целесообразно сформулировать как совокупность производительных сил, социокультурных традиций ведения хозяйства и ценностей, влияющих на особенности экономического роста страны.

В национальной хозяйственной системе России выделяется несколько уровней, взаимодействующих в едином «экономическом поле» или «экономическом пространстве» страны.

  • 1. Межстрановый уровень - это уровень взаимоотношений национальной экономики Российской Федерации со странами ближнего и дальнего зарубежья, с мировой хозяйственной системой в целом и хозяйственными системами стран, объединенных в региональные сообщества.
  • 2. Федеральный (общенациональный, макроэкономический) уровень - это масштаб внутрихозяйственных взаимоотношений национальной экономики самой Российской Федерации в целом.
  • 3. Региональный уровень - это уровень взаимосвязей экономики, во-первых, каждого из семи федеральных округов; во- вторых, каждого из субъектов Российской Федерации. В состав России как федеративного государства входят республики, края, области, автономные округа.
  • 4. Внутрирегиональный уровень - это система взаимоотношений в рамках разделения общественного труда внутри хозяйства определенного субъекта Российской Федерации.
  • 5. Уровень межотраслевых комплексов национальной экономики - это уровень взаимосвязей внутри агропромышленного комплекса (АПК), оборонно-промышленного комплекса (ОПК), топливно-энергетического комплекса (ТЭК) и др.
  • 6. Уровень отдельных отраслей национальной хозяйственной системы - это масштаб хозяйственных взаимоотношений в промышленности, строительстве, сельском хозяйстве и др.
  • 7. Внутриотраслевой уровень - это уровень взаимосвязей внутри отдельных подотраслей национальной экономики (например, в сельском хозяйстве выделяются две подотрасли: растениеводство и животноводство).
  • 8. Уровень взаимосвязей первичных звеньев национальной хозяйственной системы, объединений, предприятий, организаций.
  • 9. Уровень отдельных организационно-правовых форм хозяйствования , предусмотренных законодательством страны (акционерные общества, союзы, товарищества всех видов и др.).
  • 10. Внутрипроизводственный уровень: цеха и службы предприятий, компаний, фирм, организаций, объединений и т.п.

Предметом национальной экономики выступают социально- экономические процессы воспроизводства, проявляющиеся в закономерностях объемов, темпов и пропорций развития.

Национальная экономика характеризуется совокупностью условий производства и его результатов и формируется как единый организм с взаимосвязанными внутренними процессами - как национальное хозяйство страны. Национальная экономика как единая система сложилась на определенном уровне развития производительных сил, при достаточной глубине разделения труда и соответственно развитом обмене продуктами труда между отдельными участниками процесса производства, распределения, обмена и потребления. Именно слаженность отдельных стадий процесса воспроизводства превращает экономику страны в единую хозяйственную систему, которая и является предметом национальной экономики.

Инструментарий национальной экономики представляет собой теоретико-методологические подходы к анализу состояния, факторов, проблем, закономерностей, тенденций, параметров развития системы и разработанные на этой основе меры, приемы и средства подготовки и реализации макроэкономических хозяйственных решений, служащих интересам страны, ее населения.

Методологические основы изучения национальной экономики включают общие для всех экономических дисциплин и специфические принципы, подходы, методы. Они предполагают рассмотрение национальной экономики на основе диалектики, системного, комплексного, исторического и других подходов как целостной системы, а также выделение общих и индивидуальных черт экономики каждой страны, основных исторических этапов ее эволюции, сочетание формационного и цивилизационного подходов. Поиск путей процветания национальной экономики конкретной страны возможен лишь на базе изучения и практического применения философских принципов единства единичного, особенного и общего в хозяйственном развитии.

Субъект национальной экономики можно охарактеризовать органами управления национальной хозяйственной системой страны, ее отраслями и регионами, реализующими цели, задачи и функции, стоящие перед национальной экономикой как наукой и областью хозяйственной практики.

Методологические принципы и методика их изложения определяются спецификой задач, рассматриваемых научной дисциплиной «Национальная экономика». Они направлены на рассмотрение национального хозяйства страны как сложной динамической системы управления, состоящей из совокупности подсистем. Экономики различных стран функционируют с учетом не только наличия общих закономерностей и тенденций, но и в условиях сохраняющегося своеобразия национальных хозяйственных систем, обусловленного различными причинами и факторами. Современный методический инструментарий опирается на эволюционный подход, который позволяет исследовать специфические способы реализации общих закономерностей развития, их модификацию в конкретных исторических условиях с учетом индивидуальных особенностей каждой страны.

В научной литературе термины «национальная экономика», «народное хозяйство», «экономика страны», «национальное хозяйство» и «национальная хозяйственная система страны» близки по содержанию и рассматриваются как синонимы.

Национальная экономика страны - это сложная хозяйственная, социальная, организационная, научно-технологическая система. Она обладает совокупным экономическим потенциалом, состоящим из отдельных (частных) потенциалов, накопленных в процессе ее функционирования, к которым относятся природно-ресурсный, производственный, трудовой, финансовый, научный, внешнеэкономический и др.

Управление национальной экономикой осуществляется системой государственных органов и характеризуется соотношением экономических и административных инструментов, определяется хозяйственным строем, т.е. способом организации и саморегулирования хозяйственной жизни. Конституирующую роль играют частная собственность, конкуренция, а в системе внешнеэкономических отношений - властные функции государства. В процессе воспроизводства формируются соответствующие институты общества: экономические, социальные, политические, культурные, религиозные. По мере развития производительных сил и производственных отношений институты и механизмы их функционирования претерпевают эволюционные изменения.

Отдельные страны развиваются в рамках определенного типа национального хозяйства, используя совокупность условий жизнедеятельности, каждое из которых воздействует на остальные, взаимодействует с ними. Среди этих условий целесообразно выделить три комплексных блока: природно-климатические факторы, производственно-экономический базис и социокультурный образ жизни (традиции, ментальность, религию и др.). Они могут либо существенно ускорить, либо затормозить экономическое развитие. Различные страны, располагая определенным уровнем и сочетанием этих условий, стремятся найти соответствующий вектор экономического развития, позволяющий наиболее эффективно и рационально применять совокупность располагаемых факторов производства и последовательно реализовывать структурированную систему целей современного общества.

Развитие национальной хозяйственной системы каждой страны приводит к созданию и совершенствованию национального рынка, в пределах которого формируются и действуют его отдельные сегменты: рынок товаров, рынок капиталов, рынок услуг, рынок труда, рынок недвижимости, фондовый рынок, рынок интеллектуальной собственности, рынок средств производства.

Деятельность отдельных составляющих национальной экономики (регионов, отраслей, предприятий и организаций) приводит к конечному результату хозяйствования, который можно охарактеризовать обобщающими синтетическими показателями: валовым внутренним продуктом, валовым национальным продуктом, чистым национальным продуктом и др. Достигнутые количественные значения этих показателей определяют размеры потребления и накопления, характеризуют структуру и место экономики страны в современной системе мирохозяйствования, а также состояние, закономерности и тенденции развития в целом и отдельных хозяйственных звеньев.

В обобщенном виде воспроизводство в национальной экономике страны можно охарактеризовать тремя основными параметрами (показателями), отражающими количественную меру развития данного процесса. В качестве таких показателей выступают:

  • (1) объем (масштаб) процесса, как в натуральном, так и в стоимостном выражении;
  • (2) темп развития (спад или подъем);
  • (3) пропорция (соблюдение рациональных структурных соотношений в экономике; согласованное развитие отраслей, сфер, регионов, федеральных округов).

Несмотря на наличие многих уровней, элементов и звеньев, в национальной хозяйственной системе страны наибольшую значимость имеет так называемый общенациональный (макроэкономический) уровень. Именно этот уровень функционирования, анализа и оценки важнейших показателей (параметров) развития позволяет получить характеристику национальной экономики, ее состояния, содержания, проблем и задач, факторов и перспектив совершенствования.

Национальная экономика как наука на основе применения объективных экономических законов исследует специфические формы их проявления в виде закономерностей, объемов, темпов и пропорций развития различных стадий процесса расширенного воспроизводства.

Национальная экономика как область человеческой деятельности, на основе глубокого и обоснованного анализа мировой и отечественной практики, исследует типы национальных хозяйственных систем, формы организации и управления ими, разрабатывает управленческие решения, которые охватывают определенные стадии процесса воспроизводства в том или ином периоде времени, обеспечивает реализацию этих решений на макроэкономическом уровне с учетом особенностей современного периода социально- экономического развития.

Национальная экономика как наука отражает макроэкономический (интегральный) подход к воспроизводственному процессу, рассматривает экономику в наиболее общем виде и в таком аспекте характеризует экономическую жизнь страны, оценивает ее потенциалы, рынки, состояние, достижения, недостатки, проблемы и перспективы развития. Полученные данные позволяют осуществлять межстрановые сравнения.

Национальная экономика как область хозяйственной практики людей исследует социально-экономические процессы прошлого, настоящего и будущего. Знание прошлого позволяет избежать ошибок в настоящем и будущем. Анализ обобщающих статистических показателей воспроизводственного процесса открывает широкие возможности для оценивания тенденций, характеризующих современное состояние национальной хозяйственной системы и обоснование перспектив развития в будущем.

Национальная экономика, будучи единым хозяйственным организмом, отличается сложной структурой с различными иерархическими подсистемами. Сложившаяся структура отражает субординированную взаимосвязь хозяйственных процессов страны и особенностей их протекания на макро-, мезо- и микроуровнях. На результаты хозяйствования влияют экономическая, политическая и организационная предпосылки. Поэтому национальная экономика как научная дисциплина включает в себя смежные понятия, категории и законы гуманитарных наук, отражающие факторы, под влиянием которых происходит экономический рост страны. Такое взаимодействие относится, в частности, к факторам, условиям и проблемам, касающимся географического положения страны, демографии, этнографии, социологии, политологии и т.д.

Теоретической базой национальной экономики как научной дисциплины служит экономическая теория. Зарубежные экономические школы при исследовании закономерностей и особенностей функционирования национального хозяйства фиксируют внимание на стандартных постулатах функционирования различных рынков, на общих подходах проведения экономической политики государства по обеспечению эффективности экономического роста, на признанных методах коррекции сложившейся хозяйственной конъюнктуры.

Отечественная научная мысль рассматривает явления и процессы экономического развития под углом зрения существующих воспроизводственных условий и динамики социально-экономических противоречий. Национальная экономика как научная дисциплина призвана объяснить, каким образом должно осуществляться соединение теоретических подходов к экономическому развитию с реальными процессами слаженно функционирующего национального хозяйства.

В перечень стратегических задач государственной экономической политики каждой страны входит необходимость решения проблемы о том, как в конкретном историческом периоде, исходя из набора конкурентных преимуществ и учета несовершенств применяемых моделей, усилить позитивные стороны и минимизировать недостатки в развитии национального хозяйства. Такой подход приобретает особую актуальность в условиях глобализации мирового рынка.

В современный период различные страны в целях поддержания устойчивых темпов экономического роста и повышения конкурентоспособности модернизируют свои национальные модели развития, обеспечивают их соответствие накопленному совокупному экономическому потенциалу. Особенно важным представляется применение в практических целях методов экстраполяции и эконометрического моделирования и построение на их основе моделей, которые, обладая весьма существенными особенностями, вместе с тем характеризуются определенным сходством для стран, находящихся на близких ступенях развития производства, рынков товаров и услуг, способов включения в мировое хозяйство.

В конечном счете национальная экономика как наука и область хозяйственной практики людей сводится к тому, чтобы на основе объективного научного анализа обосновывать стратегию и тактику экономической политики государства, создавать нормальные условия социального развития, роста доходов и потребления населения, обеспечивать социальную защиту и социальную поддержку как граждан страны в целом, так и каждого человека в отдельности.

Национальная экономика - это наука о хозяйстве, управлении хозяйством, отношениях между людьми, а также людьми и окружающей средой, возникающими в процессе производства, распределения, обмена, потребления продукции, благ и услуг. Национальная экономика сочетает признаки точной и описательной науки, во многом является эмпирической, основанной на опыте научной дисциплиной, относится к общественным, гуманитарным наукам.

Национальная экономика в общем смысле слова представляет народное хозяйство какого-либо государства. В ее состав входят все отрасли социально-экономической системы страны, которые находятся в рамках государственных границ.

Экономика от греч oikonomike - искусство управления домашним хозяйством. Существуют три трактовки понятия экономики:

  • 1. совокупность производственных отношений;
  • 2. хозяйство (или его часть - отрасли и виды производства) района, страны, группы стран или всего мира;
  • 3. отрасль науки, изучающая функциональные или отраслевые аспекты экономических отношений .

Национальная экономика -- это хозяйственная система страны, отвечающая принципам суверенности, целостности, социальности, национальной ориентации. Ее характерные черты и условия:

  • · суверенитет нации и государства;
  • · территориальная целостность;
  • · единство экономического пространства и юридической среды;
  • · общность характера хозяйственных институтов, включая институт собственности;
  • · наличие единого платежного средства -- национальной денежной единицы -- и целостной финансовой системы;
  • · развитость внутреннего рынка и стабильность внешнеэкономических и геополитических отношений;
  • · эффективные гарантии независимого распоряжения и приумножения национального богатства в интересах повышения благосостояния нации .

Национальная экономика как сложная система включает комплекс организационных, структурных, функциональных, институциональных и других подсистем, компонентов, характеристик.

В организационном плане -- это совокупность субъектов хозяйствования: организаций, учреждений, предприятий, производств, отраслей, регионов, их взаимосвязей и отношений.

В структурном плане -- это хозяйственные комплексы: промышленность, агропромышленный комплекс (АПК), военно-промышленный комплекс (ВПК), топливно-энергетический комплекс (ТЭК), строительный комплекс и ряд других.

В функциональном плане -- это совокупность потенциалов: природно-ресурсного, демографического и трудового, научного и инновационного, производственного, экологического и др.

В институциональном плане -- это совокупность институтов рынка и сегментов национального рынка: рынка факторов производства, рынка товаров и услуг, валютного рынка, фондового рынка, рынка объектов интеллектуальной собственности, рынка жилья и других.

По уровням функционирования и управления национальная экономика подразделяется на макроуровень (экономика в целом), мезоуровень (отрасли, регионы) и микроуровень (предприятия и организации первичного производственного звена).

Все структурные компоненты, комплексы, потенциалы, сегменты национального рынка опосредованы:

  • · формами и правами собственности;
  • · движением материальных потоков различных видов ресурсов, участвующих в хозяйственном, воспроизводственном процессе и вовлеченных в экономический оборот в виде затрат сырья, энергии, капитала, труда;
  • · финансовыми потоками (денежной массы -- наличных и безналичных денег), движением ценных бумаг всех видов (акций, облигаций, векселей и др.);
  • · юридической средой (законодательными и нормативно-правовыми актами органов государственной власти всех ветвей и уровней, а также системой международных договоров и соглашений) .

Важнейшими составляющими компонентами развития национальной экономики Республики Беларусь являются:

  • · сильная и эффективная государственная власть, обеспечивающая политическую стабильность, безопасность, социальную справедливость и общественный порядок;
  • · равенство различных форм собственности, в основе которого лежит главный критерий в развитии экономики - эффективность ведения хозяйства;
  • · многовекторность внешнеэкономической политики как важнейший принцип адекватного развития страны в условиях глобализации мирохозяйственных связей;
  • · активизация интеграционных процессов со странами СНГ и Россией, Евросоюза;
  • · Эффективная социальная политика государства, инвестиции в здоровье, образование, профессиональное и культурное развитие личности, а также социальная помощь.

Социально-экономические процессы, протекающие в национальной экономике, в совокупности образуют единый процесс воспроизводства, который охватывает четыре стадии: производство, обмен, распределение, потребление. Их функционирование и конечный результат оцениваются комплексом важнейших социально-экономических показателей и макропараметров, в том числе накопления и потребления, характеризующих движение общественного продукта. Динамика воспроизводственного процесса описывается, как правило, тремя основными параметрами: объемом (масштабом) производства; темпом развития (скоростью роста или спада); пропорциями системы и процесса воспроизводства, характеризующими сбалансированность его компонентов, равномерность (пропорциональность) развития. Нарушение пропорций, или диспропорции, например в воспроизводственной, отраслевой, технологической, региональной структурах, ведет к падению эффективности и разрушению экономической системы.

Важнейшими характеристиками национальной экономики являются эффективность и конкурентоспособность, отражающие состояние, тенденции, закономерности ее развития, место и роль в системе мирохозяйственных связей, мировой экономике.

Таким образом, приведенные выше определения и качественные признаки, отражая сущностные характеристики, общее содержание понятия «национальная экономика», позволяют научно обоснованно вести исследование реальных социально-экономических процессов, экономических структур и институтов и логически корректно, доказательно излагать основные цели, способы, характеристики и закономерности функционирования и развития социально-экономической системы Беларуси, ее конкретно-исторической формы -- белорусской экономической модели.

Главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм собственности.

Кроме нее перед национальной экономикой ставятся и другие цели:

  • 1. стабильные высокие темпы роста национального объема производства. Это означает устойчивый рост производства товаров и услуг в данной стране без резких изменений, спадов и кризисов;
  • 2. стабильность цен. Нужно учитывать, что неизменные в течение длительного времени цены замедляют темпы роста ВНП, снижают занятость населения. Низкие цены хороши для потребителя, но лишают стимула производителя, высокие же, наоборот, стимулируют производство, но снижают покупательную способность населения. Поэтому достижение стабильности цен в современной рыночной экономике означает не "замораживание" их на длительный период, а плановое регулируемое изменение;
  • 3. поддержание внешнеторгового баланса. На практике это означает достижение относительного равновесия между экспортом и импортом, а также стабильный обменный курс национальной валюты на валюты других стран. Если в страну ввозится больше товаров, чем продается за границу, то возникает отрицательное сальдо торгового баланса. Если вывозится больше товаров, чем поступает в страну, то говорят о положительном сальдо. На состояние торгового баланса значительное влияние оказывает курс валюты -- величина денежной единицы одной страны, выраженной в денежной единице другой страны. Повышение или понижение курса валют может изменить достигнутый баланс и вызвать положительное или отрицательное сальдо;
  • 4. высокий уровень занятости. Он достигается в случае, если каждый желающий получить работу находит ее. Но это не означает, что полная занятость охватывает все трудоспособное население страны. В любой стране в каждый данный момент времени есть определенное количество людей, временно не работающих в связи со сменой места работы или места жительства. Кроме того, всегда есть структурная безработица, обусловленная несоответствием структуры новых рабочих мест, связанных с внедрением новых технологий, имеющейся структуре рабочей силы и отставанием последней по квалификационным требованиям и новым профессиям от спроса на эти профессии .

Таким образом, главной целью всей экономической политики является создание эффективной и конкурентоспособной экономики. При этом механизмы и методы достижения этой цели включают в себя набор инструментов, позволяющий создать благоприятную среду для хозяйственной деятельности всех субъектов экономики независимо от форм собственности.

Для придания белорусской экономической системе характеристик зрелой национальной экономики (суверенность, целостность, социальность, рыночность, эффективность, национальная ориентированность, внешняя открытость) необходимы следующие условия:

  • · общесистемные -- носят конституционно-правовой, мировоззренческий, идеологический, политический характер (новая цивилизационная стратегия, тип создаваемого государства и общества);
  • · системные -- включают единство экономического, институционально-правового пространства, общность характера хозяйственных институтов, механизмы и нормы взаимодействия с внешней средой;
  • · внутрисистемные -- обусловливают обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики на основе соблюдения принципов рационального хозяйствования.

Важнейшими общесистемными предпосылками развития национальной экономики выступают первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, глубокое знание и прогноз конъюнктуры внешних рынков. Располагая ограниченными сырьевыми возможностями для самообеспечения, Беларусь вынуждена добиваться желаемого уровня удовлетворения своих потребностей в разнообразных товарах и услугах посредством торговли со многими государствами мира. Нынешняя белорусская экономика практически не может функционировать без импорта нефти и газа, металла и комплектующих из стран СНГ. Поэтому экономическое положение республики в большой степени зависит от экспортных товарных потоков в Россию, другие страны СНГ и дальнего зарубежья, повышения качества и конкурентоспособности белорусской продукции на внешних рынках. Эти принципиальные аспекты должны найти отражение в разработках перспектив и путей развития национальной экономики.

Эффективность развития национальной экономики обеспечивается также совокупностью системных условий и принципов. В их числе создание единой институционально-правовой среды для страны, ее регионов и секторов экономики, регулирующей отношения собственности, организационно-правовые формы ведения хозяйства, функционирования реального сектора, финансовой системы, рыночных институтов в процессе общественного воспроизводства. Система таких институтов, правовых норм и механизмов определяется Конституцией Республики Беларусь, Гражданским, Банковским, Налоговым, Таможенным и другими кодексами, законами Республики Беларусь.

К системным предпосылкам относится и полный учет специфики страны в сфере экономики. Беларусь располагает долговременными факторами развития: высококвалифицированным кадровым, значительными научно-техническим, промышленным и агропромышленным потенциалами, большими запасами отдельных видов минерально-сырьевых ресурсов.

Наряду с этим национальная экономика имеет и устойчивые негативные аспекты: несовершенную структуру воспроизводства; физически и морально устаревшие основные фонды и технологии; медленные темпы их обновления; несоответствие товарной структуры производства и потребления, в том числе малая доля производства услуг в ВВП; низкие качество и конкурентоспособность многих видов продукции и услуг и др. Данные явления должны объективно оцениваться при формировании потенциала развития национальной экономики.

К внутрисистемным условиям развития национальной экономики относится ее перевод на инновационный, высокотехнологический, наукоемкий тип развития, оптимизация воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальной экономики.

Все эти группы предпосылок и условий комплексно и последовательно включаются в программы и прогнозы социально-экономического развития Беларуси, где указываются задачи, сроки, средства и механизмы их формирования и реализации .

Вывод: национальная экономика - это сложная система включающая комплекс организационных, структурных, функциональных, институциональных и др. подсистем. Важнейшими характеристиками национальной экономики являются эффективность и конкурентоспособность. Поэтому главной целью экономической политики Республики Беларусь является рост благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально-экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.