Механизмы и институты обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг зуева анна сергеевна. Роль фондовых рынков в обеспечении экономической безопасности

МВД РОССИИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТКафедра экономической безопасности и
управления социально-экономическими
процессами
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
«РОЛЬ ФОНДОВЫХ РЫНКОВ В
ОБЕСПЕЧЕНИИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ»
Выпускник: Маныкин Денис Николаевич, 38.05.01 (080101.65)Экономическая безопасность, 451 учебный взвод
Научный руководитель: Инфантьев Кирилл Алексеевич, к.э.н., профессор
кафедры экономической безопасности и управления социальноэкономическими процессами

Актуальность исследования
В современной ситуации недостаточное внимание
уделено функциям фондовых рынков, что в свою
очередь представляет угрозу экономической
безопасности страны, так как существует прямая
зависимость экономического состояния
государства от уровня экономической
безопасности фондового рынка.
2

ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВНИЯ
механизм воздействия фондового рынка
на состояние экономической безопасности страны
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ
механизмы решения проблемы и минимизация воздействия операций
на фондовом рынке на экономическую безопасность.
3

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ
изучение основных проблем безопасности
, в совокупности
с выработкой задач его модернизации и
разработкой алгоритма стратегии
безопасности национального фондового рынка.
4

Задачи исследования
1) Определить взаимосвязь и
взаимозависимость между состоянием фондового
рынка и уровнем его экономической
безопасности
2) Выявить причины негативных тенденций на
российском фондовом рынке
3)Определить методику оценки экономической
безопасности на фондовом рынке
4) Выявить основные угрозы экономической
безопасности на основе анализа состояния и
тенденций развития отечественного фондового
5
рынка

Угрозы экономической безопасности фондового рынка
криминальнокоррупционные угрозы
захват
предприятий
через фондовый
рынок
отмывания
доходов
посредством
рынка ценных
бумаг
манипулирование
на рынке ценных
бумаг
осуществление
массовых и
крупномасштабн
ых инсайдерских
сделок
связанные с диспропорциями в
структуре собственности
связанные с уровнем
развития
инфраструктуры
связанные с уровнем
развития
институтов
слабая защита прав
акционеров и
инвесторов
Неразвитость
инфраструктуры
фондового рынка
отсутствие на
фондовом рынке России
массового розничного
инвестора
Недостаточная
роль государства
в регулировании
рынка
Непрозрачность
рынка ценных
бумаг
низкий объем ценных
бумаг находящихся в
свободном обращении
Высокая
волотильность
фондового рынка
Отсутствие
существенной
ответственнос
ти за
проведение
инсайдерских
сделок
монополизация рынка
ценных бумаг
зависимость от
иностранных
6
инвестиций
Значительный
объем сделок с
активами
отечественных
компаний на
иностранных
торговых
площадках
Противоречия и
недостатки в
области
антиинфляционн
ой финансовой и
валютной
политики
государства

Динамика капитализации российского рынка ценных бумаг за период 2012-2014 гг. (млрд.долл.)

817
2014 г.
713
2013 г.
338.5
2012 г.
0
7
100 200 300 400 500 600 700 800 900

Структура российского рынка облигаций за период 2012-2014 гг. (%)

Векселя
32%
32%
Муниципальные облигации
8%
9%
Карпоративные облигации
46%
46%
Федеральные облигации
2012 г.
10%
8
20%
8%
49%
11%
10%
14%
0%
33%
30%
2013.г
40%
50%
2014.г
60%
70%
80%
90%
100%

Динамика индекса ММВБ за 2012-2014 гг. (пункты)

9

Динамика индекса РТС за 2012-2014 гг. (пункты)
10

Проблемы неустойчивости безопасности
национального фондового рынка
Политические
Экономические
Социальные
Информационные
11


национального фондового рынка
Знать нормативные акты,
регулирующие оборот ценных
бумаг, иметь оперативные
позиции в базовых структурах
фондового рынка
12
Иметь оперативные
позиции в базовых
структурах фондового
рынка и устанавливать
доверительные отношения
и тесное взаимодействие с
участниками РЦБ

Комплекс мер для обеспечения безопасности
национального фондового рынка
Обеспечение информационной
прозрачности на рынке ценных
бумаг
Противодействие
отмыванию
криминальных денег на рынке
ценных бумаг
Уголовная ответственность за
использование
инсайдерской
информации и манипулирование
ценами
13

ВЫВОДЫ:
В ходе проведенного исследования выявлены основные
угрозы экономической безопасности фондового рынка
Российской Федерации:
*1. Концентрация фондового рынка в столице, следовательно
это не даёт российским регионам привлекать инвестиционные
ресурсы
*2. Привилегированное положение государственных банков на
РЦБ
*3.Утечка информации и мошенничество с ценными бумагами
*4.Слабая защита прав инвесторов
*5. Неразвитость уголовно – правовых институтов усугубляет
коррупционно – криминалистические угрозы и
злоупотребления на рынке ценных бумаг
14

ВЫВОДЫ:
*6. Не созданы условия и инструментарий для
раскрытия преступлений на рынке ценных бумаг;
отсутствуют специальные знания и квалификация
сотрудников правоохранительных служб в области
рынка ценных бумаг, что требует объединения
усилий в деятельности государственных органов и
разграничение полномочий на рынке ценных бумаг
15

ВЫВОДЫ:
С учётом существующих угроз и на основе анализа схем
нарушений фондового законодательства, предложены
следующие направления совершенствования механизмов
обеспечения экономической безопасности рынка ценных
бумаг:
* 1. Развитие инфраструктуры рынка ценных бумаг
* 2. Обеспечение информационной прозрачности на рынке
ценных бумаг
* 3. Противодействие отмыванию криминальных денег и другим
правонарушениям на рынке ценных бумаг
*4. Обеспечение защиты прав и законных интересов инвесторов
16

ВЫВОДЫ:
На основе проделанной работы разработан комплекс мер в
области государственно – экономической политики по
обеспечению экономической безопасности рынка ценных
бумаг:
*1. Повышение ёмкости фондового рынка.
*2. Повышение прозрачности фондового рынка.
*3. Совершенствование рыночной инфраструктуры.
*4. Снижение административных барьеров для компаний на
рынке ценных бумаг.
*5. Защита интересов инвесторов.

Фондовый рынок выполняет в рыночной экономике ряд важнейших функций, среди которых – трансформация сбережений в инвестиции, финансирование экономики. Уникальна его роль в формировании оценки финансовых активов, распределении информации, влиянии на принятие экономических решений.

Вместе с тем даже в экономически развитых странах он не является эффективным, способен к накоплению рисков и переносу их в другие сегменты экономической системы. Фондовый рынок относится к числу сверхсложных открытых систем, где взаимодействуют множество участников, которые способны к самоорганизации в очень сложные структуры и участию в коллективном поведении различного типа. Он уязвим для влияния деструктивных факторов и способен транслировать его на другие элементы экономической системы. В этих условиях особое значение приобретает проблема обеспечения безопасности фондового рынка, то есть такого его состояния, когда гарантируются защищенность развития всей финансовой системы и ее способности удовлетворять интересы участников фондовых операций. Невыполнение фондовым рынком своих функций парализует экономические связи и представляет угрозу экономической безопасности страны, то есть существует зависимость экономического состояния государства от уровня экономической безопасности фондового рынка. Необходимо отметить, что в развитых странах с рыночной экономикой капитализация фондового рынка, компаний с национальным капиталом во многом определяет конкурентоспособность национальной экономики. Конкурентоспособность национальной экономики, в свою очередь, является основным фактором, определяющим уровень экономической безопасности, и так же ее социальной и военной безопасности.

А. К. Бекряшев трактует экономическую безопасность фондового рынка как такое его состояние, при котором отсутствует или находится на допустимом уровне риск причинения ущерба субъектам экономических отношений в связи с катастрофическим изменением стоимости финансовых инструментов, неэффективностью рынка и недостаточной защитой имущественных прав его участников. Не менее значимым по его мнению является поддержание на допустимом уровне вероятности переноса системного риска с фондового рынка на другие элементы финансовой, кредитной системы и нефинансовый сектор экономики. Обеспечение безопасности – необходимое условие реализации фондовым рынком его базовых функций.

Интеграция России в мировую экономику, развитие и расширение направлений деятельности субъектов на фондовом рынке, усиление конкуренции, как внутри государства, так и со стороны других государств, внедрение новых информационных технологий, несовершенство действующего законодательства, коррупция и криминализация экономики ставят перед фондовым рынком новые задачи, и влекут за собой появление ранее не свойственных угроз и рисков.

Российский фондовый рынок, особенно его внебиржевая часть, характеризуется высокой степенью криминализации, что негативно влияет на его развитие, прозрачность, инвестиционную привлекательность, а так же на имидж российской экономики.

Решение проблемы экономической и финансовой безопасности государства через стимулирование инвестиций в российскую экономику во многом зависит от обеспечения безопасности фондового рынка, становления и развития российского РЦБ, формирование которого началось в 1991 г. с принятием постановления Правительства РФ «Об утверждении положения об акционерных обществах» и утверждением им «Положения о выпуске ценных бумаг на фондовых биржах в РСФСР».

Согласно п. 54 Стратегии национальной безопасности РФ до 2020 г., обеспечение национальной безопасности за счет экономического роста достигается путем развития национальной инновационной системы, повышения производительности труда, освоения новых ресурсных источников, модернизации приоритетных секторов национальной экономики, совершенствования банковской системы, финансового сектора услуг и межбюджетных отношений в Российской Федерации. Одним из главных стратегических рисков национальной безопасности в экономической сфере на долгосрочную перспективу является сохранение экспортно-сырьевой модели развития национальной экономики, снижение конкурентоспособности и высокая зависимость ее важнейших сфер от внешнеэкономической конъюнктуры. Так как рынок ценных бумаг является основным источником перелива капиталов, и через него свободные ресурсы могут направляться в производственный сектор экономики, от его правильного функционирования напрямую зависит развитие несырьедобывающего производства в РФ.

Таким образом, экономическая безопасность рынка ценных бумаг составляет один из главных элементов формируемой инфраструктуры рыночной экономики, от которого во многом зависит безопасность страны в целом.

По оценкам Т.Е. Кочергиной, главными угрозами функционирования российского фондового рынка являются: высокий уровень зависимости от иностранных инвесторов; низкий уровень привлечения инвестиционных ресурсов, необходимых предприятиям реального сектора; криминализация рынка ценных бумаг и использование инсайдерской информации в торговле на фондовом рынке вследствие неразвитости нормативной правовой базы; низкий удельный вес массового розничного инвестора в качестве участников фондовых торгов, преобладание в структуре российского фондового рынка сырьедобывающих отраслей .

На наш взгляд, дополнительно можно выделить такие угрозы, как чрезмерно быстрый рост капитализации фондового рынка и воздействие на российский фондовый рынок мирового рынка, а также влияние на него финансово-экономического кризиса.

Некоторые из этих угроз переросли в причины развёртывания кризиса на российском фондовом рынке и будут рассмотрены в главе 2.

Рассмотрим подробнее угрозы, выделенные Т.Е. Кочергиной.

    В результате вхождения России в мировую экономическую и финансовую систему уязвимость ее рынка ценных бумаг от внешних воздействий значительно возрастет. Назрела необходимость исследования проблем безопасности рынка, выработки концептуальных подходов и практических мер по ее обеспечению на основе анализа зарубежного и отечественного опыта.
    Для начала необходимо отделить друг от друга национальные угрозы, представляющие опасность для жизнедеятельности всего государства, и экономические, представляющие опасность для отдельных сегментов рынка. Это позволит более точно определить понятия национальной и экономической безопасности рынка ценных бумаг. Под его национальной безопасностью следует понимать способность государства защищаться от внешних и внутренних угроз, представляющих опасность для всей кредитно-финансовой системы.
    Анализ последних кризисов (до решений правительства и ЦБ РФ от 17 августа) в сфере государственных долговых обязательств и корпоративных ценных бумаг свидетельствовал об их взаимной зависимости, что оказывало существенное влияние на состояние национальной и экономической безопасности российского рынка ценных бумаг в целом. Сбои на валютном рынке устранялись за счет рынка госбумаг, что затем оказывало воздействие на рынок корпоративных ценных бумаг. Центробанк России, повышая ставку рефинансирования, спасал положение с национальной валютой и создал кризисную ситуацию на рынке государственных бумаг.
    Функции государства и конкретных участников в обеспечении безопасности рынка ценных бумаг существенно различаются. В концепции развития рынка ценных бумаг России акцент делается на принципе саморегулирования и формирования в перспективе саморегулирующейся системы. На наш взгляд, это не совсем верно даже для рынка корпоративных ценных бумаг.
    В развитых странах рынок формировался десятки лет и постепенно сложилась стройная и надежная система его безопасности. Так, система регулирования и обеспечения безопасности рынка ценных бумаг США начала активно создаваться после финансового кризиса в 1933-1934 гг., когда был принят ряд законов. В течение длительного времени она совершенствовалась и в последнее время приобрела в большей степени саморегулируемый характер. Речь идет о рынке корпоративных и производственных ценных бумаг. Рынок государственных долговых обязательств регулируется и обеспечивается государством и его правоохранительными органами.
    В период становления нашего рынка необходимо повышать роль государства и его органов в области регулирования и обеспечения безопасности. Государство должно формировать законодательную и нормативную базу функционирования рынка, организовывать систему правоприменения и выполнять регулирующую функцию. Если в вопросах формирования законодательной и нормативной базы наметились определенные подвижки, то в сфере правоприменения и регулирования (деятельность регулирующих и право-охранительных органов) существуют серьезные проблемы и трудности. Объединение усилий в деятельности государственных органов и разграничение полномочий - крайне важны для национальной и экономической безопасности рынка ценных бумаг. Это необходимо сделать прежде всего в законодательном порядке. Для координации мер и организации взаимодействия правоохранительных и регулирующих органов целесообразно создать межведомственную комиссию при правительстве России. Одновременно следовало бы создать систему экономической безопасности в ФКЦБ и ее региональных отделениях.
    Как известно, практика всегда опережает теоретические изыскания. Отрадно, что впервые в России на столичном уровне предпринята попытка формирования нормативной базы в сфере административного законодательства на рынке ценных бумаг - принят закон г. Москвы, а также организуется взаимодействие регулирующих и правоохранительных органов в этой сфере. Однако московский рынок, безусловно, самый сильный и прогрессирующий, является лишь частью общероссийского, и принимаемые меры вряд ли окажут существенное влияние на безопасность рынка в целом. Похвально, что инициатором этой работы является московское региональное отделение ФКЦБ и ее председатель Юрий Сизов.
    Вместе с тем закрепление взаимодействия регулирующих и правоохранительных органов в форме соглашения может оказаться недостаточно эффективным с юридической и практической точки зрения. Это должно быть закреплено в законодательном порядке государством.
    Важной частью экономической безопасности рынка ценных бумаг является противодействие мошенничеству и манипуляциям с ценными бумагами, и не только с корпоративными, которые рассматриваются в статье господина Ю. Сизова1.
    Отечественная и зарубежная практика накопила значительный опыт выявления, предотвращения и пресечения различных мошеннических схем и операций со всеми инструментами рынка ценных бумаг. Перечень этих правонарушений велик и требует дальнейшего исследования.
    Вместе с тем сводить экономическую безопасность только лишь к проблеме борьбы с мошенничеством и другими правонарушениями на рынке ценных бумаг было бы неправильно. Большую опасность для него представляют проблемы функционирования на рынке теневой экономики и отмывания преступных денег. Именно противодействие этим явлениям в большей степени является прерогативой правоохранительных органов, которые вследствие отсутствия соответствующих законов и достаточного опыта испытывают в этой работе значительные трудности. Создание в системе ФСБ России департамента экономической безопасности позволит повысить уровень обеспечения экономической безопасности страны, в том числе рынка ценных бумаг.
    Таким образом, обеспечение национальной и экономической безопасности на рынке ценных бумаг можно определить как совокупность законодательных, правоприменительных и регулирующих мер, принимаемых государством, его институтами и конкретными участниками для защиты своих интересов. Это определение можно рассматривать как базисное, отражающее основные функции и государства, и отдельных субъектов по регулированию и обеспечению безопасности рынка ценных бумаг России.
    Обеспечение безопасности рынка ценных бумаг России должно осуществляться на федеральном уровне, на уровнях субъектов Федерации и участников рынка ценных бумаг (банки, акционерные общества, инвестиционные компании и фонды, государственные и частные предприятия, индивидуальные вкладчики).
    Безопасность рынка ценных бумаг России условно можно рассматривать по сегментам рынка и по проблемно-объективному принципу. Решение этой проблемы должно включать следующие направления:

  • разработку законодательной и нормативной базы регулирования и обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг;
  • правоприменение на рынке ценных бумаг;
  • безопасность рынка государственных ценных бумаг;
  • безопасность рынка корпоративных ценных бумаг, включая защиту акционеров;
  • безопасность сферы вексельного обращения;
  • безопасность рынка производных и иных ценных бумаг;
  • безопасность участников рынка ценных бумаг (юридических и физических лиц);
  • информационную безопасность рынка ценных бумаг;
  • защиту эмитентов и инвесторов, в том числе иностранных;
  • защиту коммерческой тайны;
  • противодействие правоохранительных и регулирующих органов мошенничеству и манипуляциям с ценными бумагами;
  • противодействие отмыванию криминальных денег с использованием ценных бумаг;
  • координацию и взаимодействие правоохранительных и регулирующих органов в вопросах обеспечения безопасности рынка ценных бумаг;
  • международное сотрудничество в противодействии транснациональным мошенническим фирмам.
        Экономическую безопасность можно также подразделить по объектам функционирования на рынке ценных бумаг:
  • фондовая биржа и ее подразделения;
  • депозитарии;
  • реестродержатели;
  • телекоммуникационные и информационные системы рынка ценных бумаг;
  • ФКЦБ и ее региональные подразделения;
  • саморегулирующиеся организации НАУФОР, ПАРТАД и АУВЕР.
        В вопросах регулирования и обеспечения экономической безопасности рынка должна заметно возрасти роль Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг. Назрела необходимость закрепления за ней административных полномочий, в том числе в вопросах проведения собственных расследований в данной сфере (о чем, кстати, руководство этого ведомства уже заявляло).
        Значительную роль в обеспечении экономической безопасности рынка ценных бумаг и защиты собственных интересов в этой сфере играют конкретные участники: банки, акционерные общества, инвестиционные фонды и компании, индивидуальные инвесторы. Цели и выполняемые функции каждого субъекта рынка по обеспечению в первую очередь собственной безопасности при работе с ценными бумагами различаются по объемам и содержанию. Созданные ими службы безопасности разрабатывают меры для защиты своих интересов на этом рынке в зависимости от степени участия и спецификации субъекта.
        Защита фондового рынка и отдельных его участников всегда была в ряду первоочередных задач государства, государственных и негосударственных регулирующих органов любой страны. Например, в США и большинстве развитых стран разработана законодательная и нормативная база, создана система регулирования рынка ценных бумаг и защиты его участников. Установлена административная, гражданская и уголовная ответственность за нарушения. Широкие права предоставлены регулирующим органам. Система надзора компьютеризирована. Вместе с тем даже при высокой степени компьютеризации надзора на рынке ценных бумаг США вне поля зрения контролеров и правоохранительных органов остается до 50% случаев махинаций, манипуляций и других нелегальных действий. Скандальные разоблачения сотрясают Уолл-стрит, а такая законопослушная страна, как Великобритания, дает примеры мошенничеств даже, казалось бы, в защищенной сфере - деятельности коллективных инвестиционных фондов.
        Учитывая это, а также трудности становления отечественного рынка ценных бумаг, влияние на него кризисных явлений внутреннего и внешнего порядка, можно утверждать, что только саморегулирование не обеспечит безопасность интересов государства и его конкретных участников. В сегодняшних условиях необходимо значительно повысить роль и ответственность государства в регулировании и обеспечении безопасности рынка ценных бумаг. А это значит, необходимо, критически осмысливая зарубежный опыт, продолжить формирование законодательной и нормативной базы всех сегментов рынка в направлении его жесткого регламентирования по перечисленным выше направлениям. Важно всемерно повышать роль ФКЦБ и его подразделений как регулятора рынка и расширять ее административные полномочия, в том числе в проведении собственных расследований, а также как профессионального консультанта и эксперта государственных и правоохранительных органов по вопросам безопасности. Кроме того, надо разработать программу обеспечения информационной безопасности имеющихся и формирующихся телекоммуникационных систем, принять другие меры законодательного, правоприменительного и регулирующего характера.
        Правоохранительные и регулирующие органы зарубежных стран и нашей страны испытывают серьезные трудности в противостоянии деятельности традиционных мошеннических фирм. Это требует заключения соответствующих соглашений с регулирующими и правоохранительными органами различных стран и организации взаимодействия в этой сфере.
        Кроме перечисленных выше, существуют и другие проблемы национальной и экономической безопасности рынка ценных бумаг, которые требуют своего анализа и осмысления специалистами с целью выработки практических мер по их решению.
        В данной статье была поставлена задача обозначить проблему национальной и экономической безопасности на отечественном рынке ценных бумаг, определить функции государства и участников этого рынка в вопросах обеспечения его безопасности, рассмотреть основные направления, по которым должно идти решение указанной проблемы.
        В последующих публикациях предполагается представить возможные варианты таких решений исходя из анализа зарубежного опыта и реалий отечественного рынка.
  • Теоретическая и практическая значимость исследования заключаются в том, что результаты проведенного исследования могут быть использованы при дальнейшем теоретическом изучении проблемы обеспечения экономической безопасности рынка ценных бумаг. Рекомендации и предложения, которые представлены в диссертационном исследовании, могут найти практическое применение в работе государственных и негосударственных регулирующих органов.

    Ряд положений диссертационного исследования касается проблем сотрудничества ФСФР России и правоохранительных органов и может быть использован при совершенствовании взаимодействия между ними.

    Материалы исследования могут быть использованы в учебном процессе при преподавании таких дисциплин как « . . », «Рынок ценных бумаг», «Экономическая безопасность».

    Полученные научные результаты используются в научно-исследовательской деятельности Академии экономической безопасности МВД России.

    Млрд. долл.

    В схеме обеспечения национальной безопасности одно из ведущих мест занимает финансовая безопасность. Правовое обеспечение финансовой системы - наиболее отсталая сфера российского законодательства, слабо согласованная с мировой практикой.

    Финансовая безопасность - это обеспечение такого развития финансовой системы и финансовых отношений и процессов в экономике, при котором создаются необходимые условия для финансовой стабильности развития страны, сохранения целостности финансовой системы для нейтрализации угроз в финансово-кредитной сфере.

    Основные сегменты финансовой безопасности страны: бюджетно-налоговый, валютно-денежный, кредитно-банковский, внебюджетный.

    Финансовое оздоровление предприятий и организаций - главное условие выхода российской экономики на траекторию активного развития, для чего необходимо замкнуть

    кругооборот финансовых ресурсов в экономике, прекратить утечку капиталов, развернуть финансовые потоки в сторону реального сектора.

    Устойчивость фондового рынка и экономическая безопасность

    В настоящее время экономическая безопасность страны во все большей мере зависит от состояния фондового рынка.

    Для повышения экономической безопасности России необходимо создать систему пороговых значений на фондовом рынке, важнейшие среди которых - объем внутреннего долга в процентах ВВП; емкость рынка производных ценных бумаг по отношению к емкости рынка первичных ценных бумаг; суммарная короткая позиция участников рынка по деньгам в процентах от общей суммы собственных средств участников рынка; вложения нерезидентов в российские ценные бумаги в процентах емкости рынка и объема ВВП; вложения нерезидентов в производные ценные бумаги в процентах суммарной емкости рынка производных бумаг. Эта система пороговых значений рынка ценных бумаг взаимодействует с общей системой пороговых значений экономической безопасности и позволяет контролировать негативные процессы, ведущие его к неустойчивости и дестабилизации.

    Внутренний долг: уроки кризисов и перспективы развития

    Рынок внутреннего долга - неотъемлемая часть национальной финансовой системы.

    Федеральные облигации традиционно определяют минимальную стоимость свободных средств в экономике России.

    В настоящее время доходность федеральных облигаций находится в резко отрицательной реальной области, что, с одной стороны, создает определенные преимущества денежным властям, связанные со снижением реального объема внутреннего долга, стоимостью его обслуживания, а также возможностью перераспределения внешнего долга во внутренний. С другой стороны, отрицательная реальная доходность федеральных облигаций наряду с общим дефицитом обращающихся финансовых инструментов потенциально провоцирует возможность возникновения банковского кризиса, валютного кризиса, а также лишает денежные власти такого инструмента регулирования, как процентные ставки. Учитывая высокую зависимость российской экономики от внешних факторов, подобное положение лишь усиливает незащищенность национальной финансовой сферы от внешних «шоков» и снижает возможности денежных властей по реализации денежной политики.

    В данном контексте рынок федеральных облигаций призван содействовать экономическому росту, обеспечивая:

    Снижение инфляции и защиту национальных финансов от воздействия внешних «шоков» (негативных и позитивных);

    Рост внутренних сбережений и расширение ресурсной базы национальной банковской системы;

    Комплексное развитие смежных сегментов национального финансового рынка;

    Расширение возможностей денежных властей привлекать финансовые средства с внутреннего рынка, а также эффективно использовать процентные ставки в качестве инструмента макроэкономического регулирования.

    Прошедшее десятилетие предоставршо национальным денежным властям уникальный опыт в области управления внутренним долгом в различных областях - достижении финансовой стабильности, реализации налоговой и денежной политики, развитии банковской системы и финансовых рынков. Систематизация позитивных характеристик развития и учет стратегических и тактических ошибок позволят придать эволюции рынка внутреннего долга на современном этапе развития российской экономики стимулирующие и стабилизирующие характеристики.