Макулатура с ндс или без. Что организации делать с НДС, если она продала макулатуру

Компании на ОСН, которые в IV квартале 2016 г. сдают в макулатуру офисные отходы, должны знать, что с 1 октября реализация макулатуры не облагается НДСподп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ ; п. 1 ст. 2 Закона от 02.06.2016 № 174-ФЗ . При этом не нужно восстанавливать входной НДС по ранее приобретенным бумаге, картону и т. п. Конечно же, при условии что компания ведет деятельность, облагаемую НДС.

Восстановление входного НДС

В чем суть проблемы

С введением в НК РФ новой нормы об освобождении от НДС реализации макулатуры возникает вопрос о восстановлении входного НДС. Ведь по общему правилу, если имущество начинает использоваться в деятельности, не облагаемой НДС, сумму входного налога, ранее правомерно принятую к вычету, нужно восстановить и уплатить в бюдже тподп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ . Поэтому налоговики при проведении выездной проверки могут потребовать восстановления принятого к вычету НДС по приобретенным бумаге, картону, книгам (далее - материалы), ставшим впоследствии макулатурой.

А можно ли поспорить?

Внимание

Освобождение от НДС реализации макулатуры действует до конца 2018 г.п. 2 ст. 2 Закона от 02.06.2016 № 174-ФЗ И отказаться от этой льготы нельз яп. 5 ст. 149 НК РФ ; Письмо Минфина от 04.10.2016 № 03-07-14/57637 .

По нашему мнению, восстанавливать НДС при сдаче макулатуры не надо. Вот какие аргументы можно привести проверяющим, а по необходимости - и в суде.

АРГУМЕНТ 1. В п. 3 ст. 170 НК РФ определены случаи, когда налогоплательщик обязан восстанавливать суммы НДС, ранее принятые к вычету. Речь в нем идет, в частности, о товарах, которые в дальнейшем не используются в деятельности, облагаемой НДС. Но макулатура - это не специально произведенный компанией товар, а «бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранени я»подп. 31 п. 2 ст. 149 НК РФ .

К примеру, компания покупала бумагу для офисных нужд или выписывала специализированные журналы и газеты, которые после использования по назначению за ненадобностью были сданы в макулатуру. Получается, что эти материалы приобретались не с целью переработки их в макулатуру для дальнейшей реализации, не подлежащей обложению НДС. Они покупались для производства продукции (выполнения работ, оказания услуг), то есть для облагаемой НДС деятельности. А значит, условие для применения налогового вычета по этим материалам соблюден оп. 2 ст. 171 НК РФ .

АРГУМЕНТ 2. Чтобы восстановить налог, нужно знать сумму входного НДС, приходящуюся на макулатуру. А в НК РФ порядок определения такого НДС не предусмотрен. Например, компания покупает некий товар, который поступает в картонных коробках. Эти коробки являются разовой невозвратной тарой, стоимость которой была включена в цену поступившего в ней товар ап. 162 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 28.12.2001 № 119н . И при сдаче в макулатуру таких картонных отходов по ним невозможно рассчитать сумму налога к восстановлению.

Поскольку официальных разъяснений на эту тему нет, мы задали вопрос о восстановлении НДС при сдаче макулатуры специалистам ФНС. И вот что нам ответили.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

“ Принять к вычету входной НДС по приобретенным товарам (работам, услугам) можно, если они предназначены для деятельности, облагаемой НДСп. 2 ст. 171 НК РФ . В случае если приобретенные товары, отходы которых стали впоследствии макулатурой, были использованы для облагаемых НДС операций, при реализации макулатуры восстановление входного НДС не производитс я” .

Надеемся, что такой же подход будут применять и территориальные инспекции.

Отражение в декларации

Внимание

Счет-фактуру при продаже макулатуры теперь можно не выписыват ьп. 3 ст. 169 НК РФ .

Продажу макулатуры вам нужно отразить в разделе 7 декларации по НДСп. 44 Порядка, утв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ . Что касается заполнения графы 1 «Код операции», то в приложении № 1 к Порядку заполнения деклараци иутв. Приказом ФНС от 29.10.2014 № ММВ-7-3/558@ не содержится код для отражения операций по реализации макулатуры. Поэтому до внесения изменений в этот Порядок ФНС считает возможным использовать общий код, установленный для соответствующих операций, не облагаемых НДСПисьмо ФНС от 22.04.2015 № ГД-4-3/6915@ . Так, для операций, освобожденных от НДС по ст. 149 НК РФ, предусмотрен общий код 1010200.

Освобождение от НДС реализации макулатуры не должно сказаться на необходимости ведения раздельного учета НДСп. 4 ст. 149 НК РФ . Поскольку доля расходов на сдачу макулатуры, скорее всего, не превысит 5% общей величины совокупных расходов компани ипп. 4, 4.1 ст. 170 НК РФ . Ведь стоимость самой макулатуры невелика, как и размер затрат, связанных с ее реализацией (если такие были - к примеру, расходы на перевозку).

ИП на ОСН. Вид деятельности производство гофрированного картона. В результате производства образуется макулатура. ИП продает её заводам производителям бумаги. Макулатура товар освобожденный от ндс. При реализации мы выставили счет-фактуру без ндс. Подскажите в каком разделе декларации по НДС нужно отразить данные операции? Нужно ли выставлять с/ф если товар освобожден от ндс?

Операции по реализации макулатуры отразите в Разделе 7 декларации по НДС. Выставлять счета-фактуры на суммы данных реализаций не нужно.

Как составить и сдать декларацию по НДС

2. Получала авансы под поставку продукции с длительным производственным циклом, перечень которой утвержден постановлением Правительства РФ от 28 июля 2006 г. № 468 .

По операциям, которые не облагаются НДС на основании Налогового кодекса РФ, счета-фактуры не составляются (п. 3 ст. 169 НК РФ). Однако с заполнением налоговых деклараций освобождение от оформления счетов-фактур не связано. Такие операции по-прежнему нужно указывать в разделе 7 деклараций по НДС. Например, коммерческие медицинские организации должны заполнять этот раздел в отношении медицинских услуг, которые они оказывают в рамках программы обязательного медицинского страхования (подп. 2 п. 2 ст. 149 НК РФ).

Предположим, организация провела операции, которые нужно отражать в разделе 7, но не включила этот раздел в декларацию. За это инспекторы выпишут штраф 200 руб. по пункту 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ. В данном случае нельзя применять Налогового кодекса РФ. Ведь она устанавливает ответственность за то, что организация вообще не представила налоговую декларацию или пропустила срок.

Например, если организация продала долю в уставном капитале, в разделе 7 эту операцию нужно отразить с кодом 1010243.

Некоторые операции, освобожденные от налогообложения, в приложении 1 не кодифицированы. Поэтому периодически налоговая служба дополняет этот перечень своими письмами. В частности, в письме от 22 апреля 2015 г. № ГД-4-3/6915 ФНС России установила код для отражения операций по реализации имущества должников, признанных банкротами, – 1010823. С 1 января 2015 года такие операции не признаются объектом обложения НДС (подп. 15 п. 2 ст. 146 НК РФ).

С 1 октября 2016 года в перечень необлагаемых операций включили:
– реализацию макулатуры (подп. 31 п. 2 ст.149 НК РФ). Данную операцию отражайте в декларации под кодом 1010230;
– реализацию некоторых племенных животных, а также их эмбрионов или спермы (подп. 35 п. 3 ст. 149 НК РФ). Для такой операции применяйте код 1010233.

Такие коды установила ФНС России в письме от 14 декабря 2016 № СД-4-3/23923 .

Что указывать в графах 2, 3 и 4, зависит от вида операции, указанной в графе 1.

Что указано в графе 1 Что отражать в графе 2 Что отражать в графе 3 Что отражать в графе 4
Операции, не облагаемые НДС (освобожденные от налогообложения) Стоимость реализованных товаров (работ, услуг), которые не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) Стоимость приобретенных товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом

Суммы налога, которые не подлежат вычету (п.

До 2012 года развитие гофрокартонной отрасли было заметно не вооружённым глазом. Предприятия по созданию упаковки имели значительный профицит, показывая стабильный рост на уровне 8%. Тенденция внезапно изменилась к 2012 году, когда развитие стало резко тормозить и упало до 3 %. К 2014 рост снизился ещё на пол процента. В сложившейся ситуации возник логичный вопрос – что привело к столь резкому падению?

Причиной стагнации рынка гофрокартонной упаковки послужили постепенно повышающиеся цены на сырье. К росту цен приводят различные факторы, и один из главных – отсутствие должного количества товара на рынке. Иначе говоря, образовался дефицит сырья, что в свою очередь привело к подорожанию конечного продукта – гофрокартонной упаковки. К 2015 году тонна макулатуры на отечественном рынке стоила 200 евро, в то время как среднеевропейские цены держались на уровне 109.

Откуда взялся дефицит?

Дефицит чего-либо возникает по двум причинам. Либо этого чего-то нет в принципе, либо оно есть, но куда-то исчезает. В России проблем с макулатурой не было никогда, поэтому остаётся один вариант – она исчезает. Вопрос – куда? В нашем случае за границу и в печь.

Согласно законодательству РФ, государство возвращает НДС предпринимателю, если тот продаёт макулатуру иностранным заводам по переработке. По большому счёту в этом нет ничего плохого. Например, Калининграду гораздо проще собрать макулатуру и продать на переработку в Литву. Если действовать по букве закона – получай свой НДС и развивайся во славу партии и отечества. Но как показала статистика, эта схема успешно работала до 2012 года

К этому времени накопилась критическая масса «серых» компаний, которые использовали возврат НДС в ущерб государству и рынку. Создавая фиктивные фирмы по заготовке макулатуры, они подделывали налоговую документацию. Так называемые «предприниматели» получали назад деньги, при этом по факту, не выплачивая в казну ни копейки. Согласно подсчётам Лиги переработчиков макулатуры в 2012-2014 государство выплатило возвратов НДС на 45 миллионов рублей БОЛЬШЕ, чем получило налогов!

Побороть дракона

Бороться с драконом, болезнью, в общем, с любым препятствием можно по-разному. Например, пытаться устранить симптомы болезни. В нашем случае – отлавливать мошенников, увеличивать количество налоговиков, контролирующих документов (которые и так запутаны до предела), увольнять пойманных на горячем, сажать, арестовывать. Можно пойти по другому пути и постараться устранить саму причину заболевания.

В данном случае НДС, который возвращается при экспорте сырья за границу, был стимулом для джентльменов удачи рискнуть с обманом государства. У кого-то это получалось лучше у кого-то хуже. Но если устранить сам НДС, который как видно из статистики никакого дохода не давал – проблема исчезнет сама собой. Нет НДС – нечего возвращать. А если нечего возвращать, то и за границу будет идти не 80% сырья, а ровно столько сколько нужно для нормального функционирования рынка.

Профит из этого – загруженные отечественные предприятия по переработке. А это – создание новых рабочих мест. А создание новых рабочих мест – приток налогов в бюджет (а не наоборот). Также насыщенный сырьём внутренний рынок стабилизирует цены, что позволит выйти на европейскую арену и составить конкуренцию местному бизнесу.

Не следует забывать, что Госдума рассматривает предложение об отмене НДФЛ – это тот самый налог, который отправляет макулатуру «в печь». Пока НДФЛ в силе гражданин, принесший вязку старых тетрадей и газет должен заполнить кучу бумаг, которые доказывают, что он их не украл. Столько же бумаг нужно было заполнить приёмщику сырья. Ежу понятно, что в данном случае макулатуру проще сжечь или выбросить на помойку.

На каком этапе отмена НДС казалась не панацеей, и почему

Не предоставив альтернативную точку зрения, жить в демократическом государстве просто совестно, поэтому рассмотрим, имелись ли аргументы против отмены НДС. Опасения были связаны в основном с положением об эмбарго на вывоз макулатуры, которое действовало с 18 декабря 2015 по 18 апреля 2016. Запрет на вывоз был введён для того чтобы снизить цены на внутреннем рынке. Из-за оттока 80 % отечественной макулатуры, стоимость поднялась до 13,5 тысяч рублей за тонну. После временного запрета, цены вернулись к рыночному уровню.

До отмены НДС эмбарго исполнил свою сдерживающую функцию. После отмены запрет на вывоз мог бы перенасытить внутренний рынок и создать проблемы для экспортёров, у которых нет поблизости отечественных предприятий по переработке, а есть только зарубежные. Но закон, подписанный Президентом 2.06.16, никоим образом не препятствует экспорту сырья за границу.

Государство, как известно, исполняет при гражданах функцию арбитра, и, подписав данный документ, оно вынесло свой вердикт. В 2008 году подобные меры были применены к рынку металлолома и возымели положительный эффект. К чему приведёт отмена НДС на макулатуру, узнаем к концу года, так как в силу закон вступает с 1 октября 2016-го.

Теги:

Вконтакте

Нужно ли восстанавливать НДС при продаже макулатуры и каков механизм расчета суммы налога - читайте в статье

В настоящей статье предлагаем читателю рассмотреть ситуацию, с которой столкнулась организация-плательщик НДС, а связан кейс с реализацией макулатуры.

Сразу отметим, что в целом деятельность организации никак не связана с «макулатурной торговлей», вопрос возник у обычной производственной компании, которая реализует собственную продукцию.

Однако давайте по порядку. В ходе осуществления деятельности у производственной компании остаются отходы в виде макулатуры (использованная бумага, газеты, журналы, картон-невозвратная тара и пр.), при приобретении которых НДС был заявлен к вычету. Компания решила реализовать ненужные отходы в виде макулатуры и, как следствие, осуществила операцию, не облагаемую НДС. Возник резонный вопрос: а обязана ли организация восстановить НДС, предъявленный к вычету при приобретении ТМЦ, которые реализованы в виде по макулатуры?

Что об этом говорит законодательство?

Операции по реализации макулатуры освобождены от налогообложения НДС. При этом в целях исчисления НДС под макулатурой понимаются бумажные и картонные отходы производства и потребления, отбракованные и вышедшие из употребления бумага, картон, типографские изделия, деловые бумаги, в том числе документы с истекшим сроком хранения.

Налоговый кодекс, а именно п. 3 ст. 170, содержит закрытый перечень случаев, когда суммы НДС, принятые налогоплательщиком к вычету, подлежат восстановлению. В частности, НДС, принятый к вычету, восстанавливается в случаях дальнейшего использования товаров (работ, услуг) для осуществления, в частности, операций, не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения), к каковым относится и сделка по реализации макулатуры. При этом относительно товаров (работ, услуг) восстановлению подлежат суммы налога в размере, который ранее был принят к вычету.

Каково мнение контролеров?

Сразу отметим, что контролеры по данному вопросу не высказались ни разу, официальных разъяснений нет. Однако попробуем разобраться и найти схожие ситуации.

Прежде всего следует отметить, что проверяющие текст п. 3 ст. 170 НК РФ трактуют очень своеобразно. Такие выводы сделаны на основании многочисленных разъяснений, связанных с обязанностью налогоплательщика, по их мнению, нужно восстановить НДС при ликвидации недоамортизированного основного средства. Когда основное средство продается - это понятно, вопросов нет. Ну а если устаревшее средство просто ликвидируется, при этом оно недоамортизировано?

Так вот, контролеры неоднократно отмечали, что при ликвидации недоамортизированных основных средств и прекращении их использования для осуществления операций, подлежащих налогообложению НДС, суммы налога, ранее принятые к вычету по таким основным средствам, подлежат восстановлению.

Как было отмечено выше, относительно реализации офисных отходов в виде макулатуры (использованная бумага, газеты журналы, картон-невозвратная тара и пр.) контролирующие органы не давали разъяснений, однако есть вероятность, что позиция их будет схожей с ситуацией, связанной с ликвидацией основного средства. Поэтому мы считаем, что при проведении проверки налоговики могут потребовать восстановления принятого к вычету НДС по приобретенной бумаге и картону, ставшими впоследствии макулатурой.

Есть ли выход?

Полагаю, что такие выводы относительно реализации ТМЦ, реализованных в виде макулатуры, выглядят не совсем корректно, и вот почему. Из формулировки норм НК РФ следует, что обязанность восстанавливать НДС возникает тогда, когда товары (работы или услуги) начинают использоваться для необлагаемой налогом деятельности. Однако если объект ликвидирован (бумага перешла в разряд отходов), то о его дальнейшем использовании (в облагаемой деятельности или необлагаемой) речи вообще не идет. Аналогичное мнение высказывается судами.

В одном из своих писем еще в 2016 г. Минфин России указывает, что налог подлежит восстановлению, поскольку останется металлический лом, который можно и нужно реализовать. Реализация металлолома освобождается от НДС (в редакции НК РФ, действовавшей до 1 января 2018 года). Следовательно, объект ОС уже после своей ликвидации начинает использоваться в деятельности, не облагаемой НДС. Значит, возникает необходимость в восстановлении НДС.

Полагаем, что как раз это письмо и подтверждает озвученный выше вывод о том, что при проведении проверки налоговики могут потребовать восстановления принятого к вычету НДС по приобретенной бумаге и картону, которые стали впоследствии макулатурой. Однако если организация не согласна с таким развитием событий, то она может задать вполне резонный вопрос о том, а в какой сумме следует восстановить налог?

Ведь порядок восстановления сумм НДС по основным средствам определен НК РФ, а именно НДС с суммы остаточной стоимости основного средства. Что же касается приобретенных ТМЦ, ставших в последствии макулатурой, то механизм в НК РФ для такого случая не прописан.

При этом требовать восстановления полной суммы совершенно некорректно, поскольку речь идет об отходах в виде макулатуры (использованная бумага, газеты, журналы, картон-невозвратная тара и пр.), т.е. ТМЦ, которые уже были использованы по своему прямому назначению в облагаемых НДС операциях.

На чем остановимся?

Вопрос о том, следует ли организации восстановить НДС по итогам реализации использованных ТМЦ, ставших впоследствии макулатурой, в НК РФ прямо не урегулирован. Полагаем, что контролеры могут потребовать восстановления. Однако учитывая судебные мнения, а также тот факт, что механизм, согласно которому должна быть рассчитана сумма налога к восстановлению, не определен, полагаем, что организация не обязана восстанавливать НДС. При этом не исключено, что если возникнет спор, то окончательное решение сможет принять только суд, и организация должна быть готова к этому.