Кто проводит камеральные и выездные проверки. Камеральные и выездные налоговые проверки

Кто проводит камеральные и выездные проверки. Камеральные и выездные налоговые проверки

Публикации \ 30.10.2013

Согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации (далее НК РФ) существует два вида налоговых проверок:

  • выездная налоговая проверка;
  • камеральная налоговая проверка.

Налоговые проверки – это меры контроля за правильностью ведения учета и заполнением отчетности налогоплательщиком. Главное отличие выездной проверки от камеральной заключается в основании их проведения. Согласно п.2 статьи 88 НК РФ камеральная налоговая проверка производится без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня предоставления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета). Для проведения выездной налоговой проверки, наоборот, требуется специальное разрешение руководителя, при этом не требуется предоставление деклараций в качестве инициации такой проверки. Налоговые органы для выявления нарушений в части налогового законодательства чаще используют камеральные проверки, поскольку число налогоплательщиков растет, и обеспечить полный охват выездными проверками всех налогоплательщиков становится затруднительно. Так по состоянию на 01.09.2014 года налоговыми органами было проведено 1 361 117 камеральных налоговых проверок и лишь 712 выездных проверок.

Действия налогоплательщика на стадии налоговой проверки

Камеральная налоговая проверка

Согласно п.1 ст.88 НК РФ, камеральная проверка проводится по месту нахождения ИФНС на основе:

  • налоговых деклараций (расчетов),
  • документов, представленных налогоплательщиком,
  • других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у ИФНС.

Основными правилами проведения камеральной проверки являются:

  • Проведение проверки осуществляется ИФНС в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации. При этом специального решения руководителя ИФНС о проведении проверки, не нужно (п.2 ст.88 НК РФ).
  • В случае представления уточненной декларации, камеральная проверка ранее поданной декларации прекращается и начинается новая проверка на основе уточненной декларации (п.9.1 ст.88 НК РФ).

Пункт 7 статьи 88 НК РФ гласит о том, что при проведении камеральной проверки налоговый орган не вправе запросить у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено статьей 88 или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено НК РФ. Однако, пунктами 6,8,9 настоящей статьи установлены исключения, согласно которым налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика иные документы, подтверждающие

– право на льготу при налогообложении (п.6 ст.88 НК РФ);

– исчисление и уплату налогов, связанных с использованием природных ресурсов;

– правомерность применения вычетов по НДС (п.8 ст.88 НК РФ).

– при проведении камеральных налоговых проверок по налогу на прибыль, НДФЛ участника договора инвестиционного товарищества - предоставляются сведения о периоде участия в таком договоре, о приходящейся на него доле прибыли (расходов, убытков) инвестиционного товарищества (п.8.1. ст.88 НК РФ).

–при проведении камеральной налоговой проверки на основе уточненной налоговой декларации (расчета), представленной по истечении двух лет со дня, установленного для подачи налоговой декларации по соответствующему налогу за соответствующий отчетный (налоговый) период. Согласно п.1,2 ст.93 налоговый орган вправе истребовать необходимые документы у налогоплательщика, направив ему или его представителю требования о предоставлении документов. Срок предоставления документов в налоговые органы составляет 10 дней (20 дней - для консолидированной группы налогоплательщиков) со дня получения требования. У налогоплательщика есть возможность продлить срок предоставления документов. Для этого необходимо письменно уведомить налоговый орган. Решение о продлении или отказе продления выносится налоговым органом в течение 2 дней после получения письма от налогоплательщика.

Выездная налоговая проверка

Выездная налоговая проверка в отличие от камеральной производится согласно п. 1 ст. 89 НК РФ на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, которое свиде­тельствует об ее начале. Выездная налоговая проверка может проводиться по одному или нескольким налогам, но период проверки не должен превышать три календарных года, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки (п.3-4 ст.89 НК РФ). Однако если налогоплатель­щик представляет уточненную налоговую декларацию в рамках соответствующей выездной налоговой проверки, проверяется период, за который представлена данная «уточненка», даже если этот период находится за пределами трех календарных лет (п. 4 ст. 89 НК РФ). Порядок проведения выездной налоговой проверки несколько отличается от порядка проведения камеральной проверки. Общая схема представлена на рисунке 1.

Рисунок 1. Порядок проведения выездной налоговой проверки

Дополнительные мероприятия налогового контроля

В ходе выездной налоговой проверки могут проводиться дополнительные мероприятия налогового контроля:

  • истребование документов у налогоплательщика и третьих лиц;
  • выемка документов и предметов;
  • осмотр помещений;
  • инвентаризация имущества;
  • допрос свидетелей;
  • экспертиза;
  • привлечение специалистов и переводчиков и др.

Истребование документов проводится в целях обнаружения фактов, свидетельствующих о нарушении налогоплательщиком налогового законодательства (ст. 93 НК РФ). Если налогоплательщик своевременно не предоставил требуемые документы, налоговый орган может провести процедуру принудительного изъятия.

Другое мероприятие налогового контроля – осмотр помещений и предметов, проводимый в целях обнаружения доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения. В ходе осмотра может быть проведена инвентаризация имущества, которая проводится на основании распоряжения руководителя. По результатам инвентаризации имущества составляется ведомость, в которой указываются выявленные недостачи и излишки имущества.

Если в ходе проверки обнаружены правонарушения, налоговые инспекторы прибегают к процедуре допроса свидетелей, которыми могут выступать как сотрудники организации, так и иные лица.

Все действия проверяющих налоговых инспекторов по проведению мероприятий налогового контроля ограничены рамками закона, нарушение которых может привести к признанию результатов проверки незаконными.

При совершении таких мероприятий, как выемка документов и предметов, осмотр помещений и предметов, допрос свидетелей, проведение экспертизы, обязательно должен составляться протокол, к которому предъявляются требования, установленные ст. 99 НК РФ.

Оформление результатов проверок

Для оформления результатов как камеральных, так и выездных налоговых проверок составляется акт налоговой проверки (п.5 ст.100 НК РФ), а в случае выездной налоговой проверки сначала составляется справка, только затем составляется акт выездной налоговой проверки. Принцип оформления результатов камеральной и выездной проверки можно представить следующим образом (рисунок 2).

Рисунок 2. Оформление результатов налоговых проверок

Акт проверки должен содержать обязательные реквизиты, закрепленные пунктом 3 ст. 100 НК РФ, а его итоговая часть содержать:

1) сведения об общих суммах, выявленных при проведении проверки неуплаченных (не полностью уплаченных (несдержанных и не перечисленных)) налогов (сборов);

2) сведения о завышенных размерах налогов (сборов) с разбивкой по налогам и налоговым периодам, сведения о других установленных проверкой фактах нарушений;

3)сведения о завышенных суммах налога на добавленную стоимость, предъявленных к возмещению из бюджета (при наличии);

4) сведения о не удержании и не перечислении налогов и т.д.;

5) предложения по устранению выявленных нарушений, которые должны содержать конкретные меры, направленные на пресечение выявленных нарушений;

6) выводы проверяющих о наличии в деяниях налогоплательщика признаков налоговых правонарушений.

Порядок привлечения к налоговой ответственности по итогам выездных и камеральных налоговых проверок.

Порядок рассмотрения дел о налоговых правонарушениях регламентирует ст. 100.1 НК РФ. В соответствии с ней дела о выявленных в ходе камеральной налоговой проверки налоговых правонарушениях рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 101 НК РФ. Положения ст. 101 НК РФ распространяются как на выездные, так и на камеральные проверки. По результатам рассмотрения материалов налоговой проверки, согласно п. 7 ст. 101 НК РФ, руководитель налогового органа выносит решение о привлечении проверяемого лица к налоговой ответственности или решение об отказе в привлечении к ответственности. Это решение должно содержать:

Изложение обстоятельств совершенного налогового правонарушения, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства;

Доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов;

Само решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения и применяемые меры ответственности. В нем также указываются размер выявленной недоимки и соответствующих пеней, а также подлежащий уплате штраф. Решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения вступают в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение. Налогоплательщик имеет право подать апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган, тем самым обжаловать решение. Порядок обжалования решения представлен на рисунке 3.

Рисунок 3. Порядок обжалования решений, принятых налоговыми органами

Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность налогоплательщика

Существуют обстоятельства, которые как смягчают, так и отягчают ответственность налогоплательщика за выявленные в ходе проверки нарушения. Итак, обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение налогового правонарушения, согласно ст. 112 НК РФ признаются:

1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;

2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;

3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;

4) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

Обстоятельствами, которые наоборот отягчают ответственность, признается совершение налогового правонарушения лицом, ранее уже привлекаемым к ответственности за аналогичное правонарушение. При этом нужно помнить, что лицо, с которого взыскана налоговая санкция, считается подвергнутым этой санкции в течение 12 месяцев с момента вступления в законную силу решения суда или налогового органа.

Порядок исчисления срока давности привлечения к ответственности

Срок давности привлечения к ответственности за выявленные нарушения в ходе налоговых проверок составляет три года с момента совершения правонарушения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение и до момента вынесения решения о привлечении к ответственности налоговым органом. Поэтому, если со дня совершения правонарушения и до момента вынесения решения прошло 3 года, лицо не может быть привлечено к ответственности.

Исчисление срока давности со дня совершения налогового правонарушения применяется в отношении всех налоговых правонарушений, кроме грубых нарушений правил учета доходов и расходов и за неуплату либо неполную уплату налога (ст. 120 и 122 НК РФ).

Течение срока давности привлечения к ответственности приостанавливается, если лицо, привлекаемое к ответственности за налоговое правонарушение, активно противодействовало проведению выездной налоговой проверки, что стало непреодолимым препятствием для ее проведения и определения налоговыми органами сумм налогов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации.

Ответственность за контроль над исполнением налоговых обязательств субъектов предпринимательства в РФ возлагается на сотрудников ФНС. Им в обязанности вменена проверка налогоплательщиков путем проведения налоговых проверок. Положения ст. 87 НК РФ устанавливают камеральные и выездные налоговые проверки для целей контроля исполнения налоговых обязательств компаниями и предпринимателями. Соответственно, камеральные и выездные проверки проводит ФНС, как орган, осуществляющий надзорную деятельность над соблюдением требований налогового законодательства РФ. Рассмотрим, что представляют собой эти мероприятия, а также основные отличия камеральной и выездной налоговой проверки.

Как осуществляется камеральная проверка

Особенности проведения камеральных проверок регламентируются положениями ст. 88 НК РФ. Все налогоплательщики в зависимости от применяемого налогового режима и видов осуществляемой деятельности должны формировать те или иные отчетные формы. Соблюдение норм налогового законодательства предполагает своевременную сдачу налоговых отчетов в инспекцию ФНС. Все поступившие в инспекцию документы подлежат контролю со стороны отдела камеральных проверок.

На осуществление этих мероприятий у ФНС есть три месяца со дня подачи документов. В том случае, если выявлены нарушения, срок проведения камералки может быть увеличен.

В случае выявления ошибок в сданных отчетах, ФНС информирует об этом факте налогоплательщика, предоставляя ему возможность перепроверить расчеты и подать в инспекцию уточненный налоговый отчет в течение 5 рабочих дней.

Значительные нарушения могут стать основанием для проведения более углубленной проверки, предполагающей осуществление таких мероприятий, как запрос дополнительного пакета документов налогоплательщика, организация встречных проверок контрагентов, вызов на допрос возможных свидетелей.

Если камералка для налогоплательщика прошла успешно, никаких уведомлений от ФНС он не получает. Однако в том случае, когда в ходе контрольных мероприятий были выявлены нарушения, инспекторы обязаны составить акт камеральной проверки.

Особенности проверки на территории налогоплательщика

Главной особенностью проведения выездных проверок (ст. 89 НК РФ) налоговыми работниками является то, что организованы они должны быть непосредственно на территории налогоплательщика.

Основным целями проведения таких мероприятий являются:

  • выявление фактов отсутствия налогового учета в компаниях;
  • проверка соблюдения требований предоставления отчетности в налоговые органы;
  • определение правомерности выбора плательщиком налогов и сборов налогового режима;
  • проверка соблюдения налогового законодательства об уплате налогов и сборов;
  • правильность определения величины налоговой базы в процессе исчисления налогов;

Проведение налоговой выездной проверки не должно превышать двух месяцев, за исключением случаев, когда необходимость увеличения срока обоснована (значительное количество материалов для проверки, большое число уплачиваемых налогов, наличие обособленных подразделений у организации и иные аналогичные причины).

Результаты контрольных мероприятий должны быть оформлены в виде акта выездной налоговой проверки, подписанном как инспекторами ФНС, так и налогоплательщиком, в отношении которого проводилась проверка.

Камеральная и выездная налоговая проверка: сравнение

Главным отличием камеральных и выездных налоговых проверок является место их проведения: камералка осуществляется на территории ФНС, тогда как выездная проводится по месту расположения проверяемого объекта. Еще, чем отличаются камеральные и выездные проверки, это необходимость ИФНС оформлять акт. Для камеральных проверок акт составляется только в случае выявления нарушения. Что касается выездных мероприятий, то акт должен быть оформлен в любом случае по завершении всех процедур.

Камеральные и выездные налоговые проверки. Спорные вопросы проведения (Лермонтов Ю.)

Дата размещения статьи: 04.07.2014

Правомерность проведения налоговым органом одновременно выездной и камеральной налоговых проверок

НК РФ предусматривает право налоговых органов в отношении налогоплательщиков и плательщиков сборов проводить две формы налоговых проверок - камеральную и выездную. Однако нормами НК РФ прямо не урегулирован вопрос о том, правомерно ли проводить одновременно в отношении налогоплательщика по одному и тому же налогу и за один и тот же налоговый период камеральную и выездную налоговые проверки.
В рамках статьи мы проанализируем соответствующие нормы НК РФ, приведем позицию официальных органов по рассматриваемой проблеме, а также обратимся к примерам из судебной практики.
В пп. 2 п. 1 ст. 31 НК РФ регламентировано, что налоговые органы вправе проводить налоговые проверки в порядке, установленном НК РФ.
На основании п. 1 ст. 87 НК РФ налоговые органы проводят в отношении налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов камеральные и выездные налоговые проверки.
Так, в п. 1 ст. 89 НК РФ установлено, что выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа.
В соответствии с п. 1 ст. 88 НК РФ камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В силу п. 5 ст. 89 НК РФ налоговые органы не вправе проводить две и более выездные налоговые проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период.
Согласно абз. 3 п. 5 ст. 89 НК РФ при определении количества выездных налоговых проверок налогоплательщика не учитывается количество проведенных самостоятельных выездных налоговых проверок его филиалов и представительств.
На основании п. 10 ст. 89 НК РФ повторной выездной налоговой проверкой налогоплательщика признается выездная налоговая проверка, проводимая независимо от времени проведения предыдущей проверки по тем же налогам и за тот же период.
В п. 2 ст. 87 НК РФ также установлено, что целью камеральной и выездной налоговых проверок является контроль за соблюдением налогоплательщиком, плательщиком сборов или налоговым агентом законодательства о налогах и сборах.
Таким образом, нормы НК РФ, регулирующие порядок проведения камеральной и выездной налоговых проверок, не дают прямого ответа на вопрос о правомерности (неправомерности) проведения одновременно в отношении налогоплательщика по одному и тому же налогу, а также за один и тот же налоговый период упомянутых двух форм налоговых проверок.
Одновременно необходимо обратить внимание, что данные нормы не устанавливают и прямого запрета на их одновременное проведение.
Обратимся к разъяснениям ФНС России по рассматриваемой проблеме.
В Письме ФНС России от 13.03.2014 N ЕД-4-2/4529 был рассмотрен вопрос о порядке проведения камеральной и выездной налоговых проверок в одно время, по одному налогу и за один налоговый период. ФНС России из анализа соответствующих норм НК РФ сделала вывод, что камеральная налоговая проверка по смыслу п. 1 ст. 88 НК РФ является формой текущего документального контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, который проводится на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
В отличие от выездной налоговой проверки она нацелена на своевременное выявление ошибок в налоговой отчетности и оперативное реагирование налоговых органов на обнаруженные нарушения, что позволяет смягчить для налогоплательщиков последствия от неправильного применения ими норм законодательства о налогах и сборах.
Также в указанном Письме ФНС России приходит к следующему выводу: законодательство о налогах и сборах не содержит запрета на проведение одновременно как выездной, так и камеральной налоговой проверки по одним и тем же налогам за один и тот же период. Статья 89 НК РФ ограничивает лишь проведение двух и более выездных налоговых проверок по одним и тем же налогам за один и тот же период. Камеральная и выездная налоговая проверка являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля.
Кроме того, поскольку указанные проверки представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля, то невыявление налоговым органом в рамках проведения выездной налоговой проверки неправомерных действий налогоплательщика не исключает возможности установления и доказывания данных фактов в рамках проведения камеральной налоговой проверки, являющейся иной формой налогового контроля.
В Приказе ФНС России от 30.05.2007 N ММ-3-06/333@, которым была утверждена Концепция системы планирования выездных налоговых проверок, указывается, что основной и наиболее эффективной формой налогового контроля являются выездные налоговые проверки. В результате проведения выездных налоговых проверок налоговыми органами должны одновременно решаться несколько задач, наиболее важные из которых выявление и пресечение нарушений законодательства о налогах и сборах, предупреждение налоговых правонарушений.
Таким образом, из анализа приведенных норм НК РФ и разъяснений ФНС России можно сделать вывод, что, поскольку камеральная и выездная налоговые проверки являются самостоятельными видами, их проведение не поставлено в зависимость друг от друга. Соответственно, является правомерным проведение одновременно в отношении налогоплательщика по одному и тому же налогу и за один и тот же налоговый период камеральной и выездной налоговой проверки.
Ранее уже сложилась судебная практика, которая признает камеральную и выездную проверки самостоятельными формами, не зависящими друг от друга, что также приводит к выводу о правомерности их одновременного проведения.
Так, в Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 20.12.2012 N А29-5843/2012 указывается, что камеральная и выездная налоговые проверки являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля, положения НК РФ не исключают возможности выявления в рамках выездной налоговой проверки обстоятельств, свидетельствующих о совершении налогоплательщиком нарушений законодательства о налогах и сборах.
Также в Постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 09.06.2011 N А33-13813/2010 разъясняется, что из положений ст. ст. 87 - 89 НК РФ следует, что выездная и камеральная проверки представляют собой самостоятельные и независимые формы налогового контроля. При этом выездная проверка, в отличие от камеральной, в ходе которой проверяется одна декларация, носит комплексный характер и позволяет провести системный анализ деятельности налогоплательщика в целом.
В Постановлении Восьмого арбитражного апелляционного суда от 25.10.2012 N А75-2141/2012 указывается, что на основании абз. 2 п. 1 ст. 82, п. 1 ст. 88, п. 1 ст. 89 НК РФ камеральная и выездная проверки являются самостоятельными и отдельными формами налогового контроля. Аналогичные выводы изложены в Постановлениях Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.08.2013 N А21-1862/2013, ФАС Северо-Кавказского округа от 09.09.2013 N А63-12167/2012.

Актуальные вопросы привлечения налогоплательщика к ответственности

Таким образом, налоговый орган вправе проводить одновременно в отношении налогоплательщика две формы налоговых проверок по одному налогу и за один и тот же налоговый период. При этом может сложиться ситуация, когда по результатам и камеральной, и выездной проверок налоговый орган примет решение о привлечении налогоплательщика к ответственности. Какое из решений в такой ситуации необходимо исполнить налогоплательщику - принятое по результатам камеральной налоговой проверки или по результатам выездной налоговой проверки?
Так, в соответствии с пп. 1 п. 7 ст. 101 НК РФ по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
На основании п. 8 ст. 101 НК РФ в решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом налогового правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за конкретные налоговые правонарушения с указанием статей НК РФ, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Таким образом, нормы НК РФ, регулирующие вопросы привлечения налогоплательщика к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, прямо не дают ответа на рассматриваемый вопрос.
Рассмотрим разъяснения ФНС России по данной проблеме.
Так, в Письме ФНС России от 13.03.2014 N ЕД-4-2/4529 разъясняется, что исходя из норм НК РФ решение о привлечении (отказе в привлечении) к ответственности за совершение налогового правонарушения является итоговым документом по результатам налоговой проверки, составленным налоговым органом, который не предусматривает подтверждения правильности исчисления налогов.
Также в данном Письме поясняется, что налогоплательщику в случае вынесения решений по результатам проведенных в одно время, по одному налогу и за один налоговый период камеральной и выездной налоговых проверок необходимо исполнить оба вступивших в силу решения, а в случае несогласия с принятым решением налогового органа налогоплательщик имеет право обжаловать его в вышестоящий налоговый орган путем подачи жалобы в порядке, установленном ст. 139.1 НК РФ.
В соответствии с п. 1 ст. 139.1 НК РФ апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения подается через вынесший соответствующее решение налоговый орган. Налоговый орган, решение которого обжалуется, обязан в течение трех дней со дня поступления такой жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган.
На основании п. 2 ст. 139.1 НК РФ апелляционная жалоба на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в вышестоящий налоговый орган может быть подана до дня вступления в силу обжалуемого решения.
В силу п. 4 ст. 139.1 НК РФ не могут быть обжалованы в апелляционном порядке решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, вынесенные федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.
Также в силу п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если он не установлен в календарных днях.
Таким образом, если в отношении налогоплательщика были одновременно проведены камеральная и выездная налоговые проверки (по одному налогу и за один и тот же налоговый период), а также по результатам обеих проверок налогоплательщик решением налогового органа привлечен к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, то он обязан исполнить оба решения.
При этом у налогоплательщика есть право обжалования обоих решений в порядке ст. 139.1 НК РФ.

Одна из главных обязанностей налоговых органов - контролировать соблюдение законов о налогах и сборах. Для этого проводят налоговые проверки, во время которых налоговые органы обрабатывают данные учета и отчетности, осматривают помещения и территории налогоплательщика, используемые для получения дохода.

В этой статье мы разберем два вида налоговых проверок: камеральные и выездные. Эти знания помогут налогоплательщику чувствовать себя спокойно под надзором сотрудников налоговой.

Выездные и камеральные налоговые проверки: в чем отличия?

Налоговые проверки делятся на два вида: камеральные и выездные. Их связывает общая цель - проверить, насколько качественно налогоплательщик выполняет свои обязательства.

Несмотря на это, камеральные и выездные проверки имеют весомые отличия.

Камеральная налоговая проверка

Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа без выезда на территорию налогоплательщика. Ее проводят в течение трех месяцев после того, как налогоплательщик представил налоговый расчет.

Проверка проводится на основе налоговых деклараций, которые представил налогоплательщик, и других документов о его деятельности ( ).

Камеральная налоговая проверка позволяет:

  • проконтролировать соблюдение сроков сдачи отчетности;
  • проследить, правильно ли исчислена налоговая база и соответствуют ли законодательству льготные условия и ставки налога;
  • отследить данные бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций;
  • проверить правильность заявленных налоговых вычетов.

Если камеральная проверка выявила ошибки в налоговой декларации или другие противоречия и несоответствия, налоговый орган вправе потребовать от учреждения дать необходимые пояснения или исправить ошибки в декларации в течение пяти дней (пункт 3 статьи 88 НК РФ ).

Следует отметить, что налоговый орган не информирует налогоплательщика о начале камеральной проверки. Более того, налогоплательщики могут и вовсе не узнать, что их проверили: если нарушений и ошибок нет, налоговый орган не отчитывается о результатах проверки.

Тем не менее, камеральная проверка не так безобидна, как кажется на первый взгляд. С ее помощью налоговый орган может делать определенные выводы о налогоплательщике, которые могут стать основанием для более серьезной проверки – выездной.

Выездная налоговая проверка

Выездную налоговую проверку проводят на территории налогоплательщика, а решение о ее проведении принимает руководитель налогового органа. Порядок проверки отражен в статье 89 НК РФ .

В отличие от камеральной проверки, налогоплательщик получает решение о проведении выездной проверки в форме, утвержденной приложением №3 к приказу ФНС от 8 мая 2015 года № ММВ-3-2/189@ .

Обычно выездная налоговая проверка продолжается не более двух месяцев. Иногда срок продлевается до четырех месяцев, реже – до шести. Проверяющий может требовать у проверяемого лица документы, необходимые для проверки ( ).

В последний день выездной проверки налогоплательщик получает справку, после чего налоговый орган оформляет результаты в акт выездной проверки в течение двух месяцев. К акту прилагаются документы, подтверждающие факты нарушений, выявленных в ходе проверки ( ).

Если налогоплательщик не согласен с результатами проверки, он имеет право подать письменное возражение (пункт 6 статьи 100 НК РФ ). Претензии рекомендуется подкрепить документами, чтобы подтвердить обоснованность.

Как подготовиться к налоговой проверке?

Чтобы оценить шансы стать объектом выездной проверки, следует изучить критерии оценки рисков, изложенные в приложении №2 к приказу ФНС от 30 мая 2007 года № ММ-3-06/333@ . Как правило, под прицелом у налоговых органов те учреждения, которые пытаются свести суммы налоговых отчислений к минимуму или даже уйти от их уплаты. Эти манипуляции чаще всего вычисляются в процессе камеральной проверки.

Впрочем, выездную проверку могут назначить и для добросовестных налогоплательщиков. Как к ней подготовиться?

Если вам предстоит выездная налоговая проверка, необходим полный порядок в документации, чтобы у проверяющих сразу был доступ к необходимым документам. Задуматься об этом стоит заранее, дабы избежать неприятностей и суматохи во время проверки.

Особое внимание нужно уделить соответствию документов организации с документами контрагентов. Контрагенты должны быть также готовы к визиту сотрудников налоговой и иметь все документы, которые подтверждают хозяйственную деятельность.

Учтите, что к налоговой проверке должен быть готов каждый сотрудник учреждения. Для этого перед проверкой необходимо проводить общий инструктаж.

Итак, чтобы свести риски к минимуму, налогоплательщикам необходимо добросовестно подходить к выполнению обязательств и знать свои права для качественной защиты организации.

Статья подготовлена

Если у вас возникли вопросы по данной теме, обсудите их с нашим экспертом по бесплатному номеру 8-800-250-8837 . Ознакомиться со списком наших услуг можно на сайте УчётвБГУ.рф . Также вы можете , чтобы первыми узнавать о новых полезных публикациях.

Государственный контроль за уплатой налогов и соблюдением налогового законодательства осуществляется при помощи налоговых проверок. Из года в год проверки налоговой ужесточаются, контроль автоматизируется, однако основные виды налоговых проверок – камеральная и выездная – остаются практически неизменными.

Мы провели сравнительный анализ выездной и камеральной налоговой проверки по 10 самым существенным критериям.

Сравнение выездной и камеральной налоговой проверки показало, что, несмотря на их общую цель – изучение правильности исчисления и уплаты налогов, – между ними имеются существенные различия.

Все выявленные нами отличия камеральной и выездной налоговой проверки приведены в наглядных таблицах.

Отличие № 1. Основание для проверки

Первое отличие камеральной проверки от выездной состоит в том, что все компании без исключения регулярно проходят «камералки», так как сдают декларации по итогам налогового периода. То есть какого-то особого основания для начала «камералки» не требуется.

Выездная проверка, напротив, проводится, как правило, когда организация теми или иными своими действиями вызвала интерес инспекторов и попала в план выездных проверок.

Важно!

В рамках камеральной проверки могут проводиться мероприятия налогового контроля, которые позволяют прийти в организацию, например, осмотр. Более того, в рамках осмотра налоговикам предоставлено право проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика. То есть, по сути, даже в рамках камеральной налоговой проверки в компанию может явиться инспектор, осмотреть склад и пересчитать все, что есть на этом складе.

Отличие № 4. Срок проверки

Камеральные и выездные налоговые проверки имеют установленные законом сроки проведения.

Важно!

Перечень оснований для продления проверки приведен в Приказе ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ . Например, при наличии обособленных подразделений, отнесение компании к категории крупнейших, непредставление в срок запрошенных в ходе выездной проверки документов и т.д.

К сожалению, данный перечень является открытым, поскольку одним из его пунктов являются «иные основания». Среди «иных» оснований могут быть: наличие большого количества контрагентов, взаимоотношения компании с которыми также надо проверить, необходимость перевода документов с иностранных языков на русский, необходимость истребования документов в государственных органах, в банках и др. Соответственно, на этот срок проверка может быть приостановлена. Приостановок и возобновлений в рамках одной выездной проверки может быть несколько, однако общий срок приостановки выездной проверки не может превышать 6 месяцев.

Как правило, ИФНС приостанавливает проверку на новогодние, майские праздники, так как на территории организации находиться нельзя, а двухмесячный срок проверки идет. Чтобы не терять время, налоговики приостанавливают проверку на эти дни. Также к приостановлению налоговики прибегают при встречных проверках , когда запрашивают документы у контрагентов проверяемой компании. Для того чтобы «тормознуть» выездную проверку, выносится решение о приостановлении проверки, а потом – о ее возобновлении.

Приостановка выездной проверки возможна исключительно по инициативе инспекции. Во время приостановления есть полное право не пускать инспекторов на территорию компании для проведения мероприятий налогового контроля.

Отличие № 5. Периодичность проверки

Важно!

Повторная выездная проверка проводится по инициативе Управления ФНС и направлена на контроль действий налоговой инспекции, которая проводила «первичную» проверку. Повторные проверки чаще всего назначают тогда, когда у руководства УФНС есть подозрения о наличии коррупционных взаимоотношений между инспектором, который проводил проверку, и организацией.

Отличие № 6. Кто проверяет

Камеральные и выездные проверки проводит ИФНС, но есть нюансы.

Важно!

В случае, если из правоохранительных органов пришла информация о том, что, возможно, в действиях организации есть состав налогового преступления, то полиция и следственные органы обязательно будут привлечены к участию в выездной проверке такой организации. При этом официальным инициатором проверки будет ИФНС.

«Силовиков» приглашают поучаствовать в выездной проверке, когда у самой инспекции в ходе предпроверочного анализа появились подозрения, что компания использует схемы ухода от налогов, а сумма неуплаченных налогов тянет на преступление по одной из «налоговых» статей Уголовного кодекса РФ.

Также сотрудники полиции могут привлекаться для конкретных мероприятий в рамках выездной проверки – допросов, осмотров, проведения выемки и др., вплоть до вручения акта выездной проверки в целях обеспечения безопасности сотрудников ИФНС.

Отличие № 7. Мероприятия налогового контроля

Выездная налоговая проверка

Камеральная налоговая проверка

В рамках выездной проверки могут проводиться так называемые дополнительные мероприятия налогового контроля:

  • Запрос документов;
  • Осмотр;
  • Выемка;
  • Экспертиза документов;
  • Допрос;
  • Проверка через контрагентов (встречные проверки) и всех других лиц (организаций), которые располагают информацией о проверяемой компании (банки, регистрационная палата, БТИ и т.д.).

В рамках камеральной проверки ИФНС проверяет исключительно представленные компанией налоговые декларации.

Запрашивать дополнительные документы в рамках «камералки» налоговики могут только в строго оговоренных Налоговым кодексом случаях (обнаружение расхождений/ошибок; подача уточненной декларации с уменьшенной суммой налога к уплате; при возмещении НДС; при наличии льгот – для их подтверждения).

Важно!

Даже в рамках камеральной налоговой проверки налоговики могут проводить осмотры, например, при «камералке» по прибыли.

Представим ситуацию: компания приобрела мега-дорогое оборудование. Полгода начисляла на него амортизацию, а потом вдруг разом списала его в расходы, ссылаясь на то, что оборудование сломалось и лежит «мертвым грузом» на складе. В таком случае инспекция обязательно захочет наведаться с осмотром на склад, а результаты своего визита оформит протоколом осмотра.

Отличие № 8. Оформление итогов

Важно!

Если речь идет о камеральной проверке деклараций по НДС, где налог заявлен к возмещению, то в случае успешного прохождения проверки ИФНС пришлет компании «бумагу» – решение о возмещении.

Отличие № 9. Последствия проверки

Отличие № 10. Средняя сумма доначислений*

*Данные по итогам первого полугодия 2018 года – см. Отчет по форме № 2-НК по состоянию на 01.07.2018 на сайте ФНС России nalog.ru.

Итак, мы рассмотрели камеральные и выездные налоговые проверки. Разобрались, чем отличается камеральная проверка от выездной.

По нашему мнению, существует еще одно важное отличие камеральной проверки от выездной: возможность избежать проверки.

  • Не существует законной возможности избежать камеральной налоговой проверки , так как, если вовремя не сдать декларацию, инспекция пришлет требование, после чего будет штраф, блокировка счета и другие неприятные последствия. Так что декларации на «камералки» компаниям безопаснее сдавать в срок.
  • Единственный надежный способ избежать выездной налоговой проверки – стать невидимкой для ИФНС . Работать в рамках закона, не выбиваться из нормативов по налоговой нагрузке и рентабельности, не иметь дел с откровенными «однодневками». Тщательно подготавливать документы по сделкам, которые потенциально могут заинтересовать ИФНС. И многое-многое другое.

Всеми хитростями и практическими навыками создания «режима невидимки» обладают специалисты нашей компании.

Мы заботимся о том, чтобы наши клиенты спокойно занимались бизнесом, а не жили в постоянном страхе перед выездной налоговой проверкой и многомилионными доначислениями.


Связаться с экспертом