Крым: экономика и ресурсы. Республика Крым. Крым тянет ввп вверх

Крым: экономика и ресурсы. Республика Крым. Крым тянет ввп вверх

В советское время экономика полуострова стояла на трех китах — туризм, агропромышленный комплекс, а также обслуживание Черноморского флота (судоремонтная промышленность, специальное и жилое строительство и т.д.). Благодаря этому уровень жизни жителей Крымской области был достаточно высоким — по уровню зарплат (253 руб. в 1990 г.) регион уступал лишь столичному Киеву и промышленному Юго-востоку страны (где значительная часть занятых работала на крупных металлургических и химических производствах с повышенным уровнем зарплат из-за доплат за вредность производства). А по обеспеченности автомобилями (80 автомобиля на 1 ООО чел.), Крымская область вообще была на втором месте в УССР (на первом с небольшим отрывом находилась Запорожская область, где располагалось основное производство автотехиики).

Распад СССР ударил по Крымской области не меньше, чем по промышленному Харькову и Донецку. Из-за разрыва связей с Россией и открытия внешних границ туристический поток сократился в несколько раз. В отличие от российских курортов Краснодарского края, достаточно быстро начавших строительство новых отелей и модернизацию действующей туристической инфраструктуры, на долгие годы остался в «светлом советском прошлом».

Распад СССР негативно отразился и на ситуации в двух других ключевых секторах крымской экономики. Из-за увеличившегося импорта продовольствия и ослабления позиций крымских производителей на российском рынке, выпуск в агропромышленном комплексе к середине 1990-х гг. снизился в 2 раза, а сбор винограда (одна из основных отраслей сельского хозяйства Крыма) упали в 2,5 раза.

Разделение Черноморского флота между Россией и и сокращение военных расходов в обеих странах привело к снижению доходов от обслуживания военных, был закрыт ряд машиностроительных заводов. Таким образом, всего за 5 лет крымская экономика упала в 2 раза, а доходы жителей Крыма, бывшие одними из самых высоких в советское время, оказались ниже не только зарплат в юго-восточных, но и во многих западных регионах. Еще хуже оказалась ситуация в сравнении с регионами российского Юга. Так, средняя зарплата в Краснодарском крае в 1995 г. составляла 71 долл., в Крыму — лишь 49 долл. (на 30% меньше, при том, что в 1990 г. зарплаты в Крыму были ниже краснодарских лишь на 10%).

С началом экономического бума 2000-х гг. крымская экономика перешла к росту, темпы роста ВРП Крыма были сопоставимы с динамикой украинского ВВП (рост на 76% и на 83% за 2001-2008 гг. соответственно). Однако дифференциал между Крымом и российскими регионами продолжал увеличиваться, приток туристов в регион обеспечивался, в первую очередь, относительно низкой стоимостью отдыха. Это можно было бы считать конкурентным преимуществом Крыма, но смещение в низкую ценовую зону, на самом деле, привело к дальнейшей деградации туристической инфраструктуры и невозможности перейти на современные стандарты оказания услуг в этой сфере.

Практически весь турпоток приходится на неорганизованный туризм, По оценкам, министерства курортов Республики Крым в 2013 г. полуостров посетили 5,9 млн чел., из них на организованный туризм пришлось около 1,1 млн чел. (0,9 млн. чел. отдохнули в санаториях, 0,2 млн чел — в гостиничных комплексах). При этом, в последние годы наблюдалось снижение туристов из украинских регионов, переориентировавшихся на относительно недорогие и качественные курорты и Турции, а приезжающих россиян и белорусов (обеспечивающие основной поток иностранных туристов), скорее, привлекали воспоминания, а не современная инфраструктура и сервис.

Полулегальный характер туристического бизнеса сдерживал общее развитие экономики Крыма, ведь т.н. туристический сбор в 2013 г. обеспечил лишь 30 млн руб. налоговых поступлений в бюджет (0,1% от доходов бюджетов Республики Крым и ). Общие налоговые поступления (включая налог на прибыль, платы за землю и т.д.) от предприятий туристского комплекса оцениваются в 1,2 млрд руб. (примерно 3% от всех доходов бюджета Республики Крым).

Сельское хозяйство региона также как и туристический сектор в 2000-е гг. оказалось в центре роста, но до советских максимумов отрасли ещё очень далеко. В 2013 г. выпуск отрасли был все ещё на 40% ниже уровня 1990 г. Сокращаются не только посевы и сборы зерновых и картофеля (полуостров проигрывает ценовую конкуренцию регионам Западной Украины), но и, например, овощей и винограда.

Поддержку АПК и другим отраслям экономики мог бы оказать бюджет, но он все последние годы оставался глубоко дотационным. Дотации и субсидии из центрального бюджета в последние годы обеспечивали около 40% всех доходов консолидированного бюджета Республики Крым и Севастополя. Однако высокий уровень дотаций связан не со сложной экономической ситуацией в регионе, а с особенностями украинской бюджетной системы, отличающейся высокой централизацией и перераспределением (на государственный бюджет приходится 70-80% доходов и расходов консолидированного бюджета). Основой региональных бюджетов является налог на доходы физических лиц, акцизы и платежи за землю. Однако из-за высокой доли теневой экономики, собираемость НДФЛ и акцизов относительно невысока.

Низкая бюджетная обеспеченность ведет к тому, что основными расходными статьями бюджетов Республики Крым и Севастополя являются выплата зарплат в бюджетном секторе, субсидий (в т.ч. на услуги ЖКХ), а также социальных выплат (пенсии, пособия). Расходы на экономику в 2-миллионом Крыме составляют лишь 2 млрд руб. в год, в 2012 г. на строительство автодорог было выделено всего 0,3 млрд руб., в 2013 г. капитальные расходы были сокращены в разы, а принятый в марте 2014 г. Министерство финансов Украины план по сокращению госрасходов означает, что, как минимум, в этом году все инфраструктурные проекты с участием государства будут заморожены.

Крымская экономика сейчас находится в сложной, но отнюдь не безнадежной ситуации. Безусловно, для того, чтобы достичь показателей, например, Краснодарского края или Ростовской области потребуется не один год и десятки миллиардов рублей. Однако эти вложения могут окупиться достаточно быстро, а необходимое финансирование не обязательно должно поступать из российского бюджета или от госкомпаний. Вероятно, что приоритетными направлениями для развития Республики Крым и Севастополя в ближайшие годы станут туристический сектор, АПК, инфраструктурные отрасли, и, конечно же, инвестиции в человеческий капитал (образование и здравоохранение).

По оценкам ИЭФ, необходимый в ближайшие 3 года объем финансирования программы развития Крыма составит 440 млрд руб., при этом порядка 240 млрд руб. (около 170 млрд руб. в отрасли с преимущественно государственным участием) — капиталовложения в отрасли-локомотивы и поддерживающую инфраструктуру, около 200 млрд руб. — на субсидии бюджетному сектору (повышение пенсий и зарплат в образовании и здравоохранении), а также субсидирование повышенных цен на электроэнергию и воду. Если с украинской стороной удастся договориться и поставка воды и электроэнергии будет осуществляться по внутренним украинским ценам, то объем субсидий на 2014-2016 гг. сократится на 50 млрд руб. (к 2020 г. при условии реализации заявленных в электроэнергетике и водоснабжении проектов, объем субсидий снизится до 0,0-1,0 млрд руб.).

К 2020 г. объем финансирования программы развития Крыма может снизится в 1,5 раза, а объем субсидий — в 2 раза благодаря снижению зависимости/отказу от поставок
электроэнергии и воды из Украины, а также росту бюджетной обеспеченности и, как следствие, способности региона финансировать большую часть своих расходов самостоятельно. Разумеется, воздействие внешней среды будет иметь значимое влияние, и итоговые суммы могут оказаться как выше, так и существенно ниже наших оценок.

Республика Крым - субъект Российской Федерации. До марта 2014 г. входила в состав Украины в качестве Автономной Республики Крым (АРК).

11 марта 2014 г. Верховный Совет Крыма и Севастопольский городской совет приняли декларацию о независимости АРК и города Севастополя. 16 марта в Крыму и Севастополе прошел референдум, по результатам которого 96,77% избирателей АРК и 95,6% избирателей Севастополя проголосовали за воссоединение с Россией. 18 марта 2014 г. президент РФ Владимир Путин, председатель Совета министров Крыма Сергей Аксенов, председатель Государственного Совета Крыма Владимир Константинов и председатель координационного совета по созданию управления по обеспечению жизнедеятельности г. Севастополя Алексей Чалый подписали Договор о принятии Республики Крым и г. Севастополя в состав РФ. 21 марта 2014 г. президент РФ подписал указ об образовании Крымского федерального округа, в который вошли Республика Крым и город федерального значения Севастополь.
Республика Крым расположена на большей части одноименного полуострова. На севере граничит с Украиной, на востоке через Керченский пролив - с Краснодарским краем, на юго-западе - с городом федерального значения Севастополем.

Территория республики - 26,1 тыс. кв. км.

Административно-территориальное деление

В состав Республики Крым входят 14 районов, 16 городов (11 - республиканского значения), 56 поселков городского типа, 948 сельских населенных пунктов. Столица – г. Симферополь. Крупнейшие города: Керчь, Евпатория, Ялта, Феодосия.

Население
По данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики РФ по Республике Крым, численность постоянного населения на 1 августа 2014 г. составляла 1 млн 960 тыс. 541 человек, в том числе 1 млн 219 тыс. 884 человек - городское, 740 тыс. 657 - сельское.

Население районов (на 1 августа 2014 г.):
Бахчисарайский - 91,6 тыс.;
Белогорский - 64,5 тыс.;
Джанкойский - 74,3 тыс.;
Кировский - 54,2 тыс.;
Красногвардейский - 91,5 тыс.;
Красноперекопский - 29,9 тыс.;
Ленинский - 62,8 тыс.;
Нижнегорский - 51,5 тыс.;
Первомайский - 35,4 тыс.;
Раздольненский - 34,1 тыс.;
Сакский - 79 тыс.;
Симферопольский - 160,7 тыс.;
Советский - 34,9 тыс.;
Черноморский - 32,3 тыс.

Население городов республиканского значения (на 1 августа 2014 г.):
Симферополь - 358 тыс.;
Алушта - 50,9 тыс.;
Армянск - 25,5 тыс.;
Джанкой- 35,2 тыс.;
Евпатория - 121 тыс.;
Керчь - 145,7 тыс.;
Красноперекопск - 29,5 тыс.;
Саки - 22,5 тыс.;
Судак - 32,3 тыс.;
Феодосия - 105,2 тыс.;
Ялта - 138 тыс.

Национальный состав
По данным Всеукраинской переписи населения 2001 г., на территории автономии проживали представители свыше 125 национальностей и народностей.
По данным Госстата Украины на 1 ноября 2013 г., основные национальности в Автономной Республике Крым - русские (58,5%), украинцы (24,3%), крымские татары (12,1%), белорусы (1,4%), армяне (1,1%).

Конституция и органы власти
Конституция Республики Крым принята Государственным Советом республики 11 апреля 2014 г.
Республика Крым - демократическое правовое государство в составе РФ. Государственными языками являются русский, украинский и крымско-татарский.
Государственная власть делится на законодательную, исполнительную и судебную. Исполнительную власть осуществляют глава и Совет министров (правительство) Республики Крым. Высшим должностным лицом, возглавляющим исполнительную власть, является глава республики, избираемый депутатами парламента Крыма сроком на пять лет. Совет министров - высший исполнительный орган государственной власти республики. Его председателем может являться глава региона, или же он назначается главой Крыма по согласованию с Государственным Советом. Законодательный (представительный) орган - Государственный Совет, состоит из 75 депутатов, избираемых на пять лет.

Электоральные предпочтения населения

В первом туре президентских выборов 17 января 2010 г. явка избирателей в регионе составила 63,1%.
Результаты голосования:
Виктор Янукович - 61,13%
Юлия Тимошенко - 11,96%
Сергей Тигипко - 10,97%
Петр Симоненко - 4,5%
Арсений Яценюк - 2,56%
Инна Богословская - 1,35%
Виктор Ющенко - 1,26%
Владимир Литвин - 1,23%
Анатолий Гриценко - 0,44%
Александр Пабат - 0,34%
Олег Тягнибок - 0,25%
Людмила Супрун - 0,11%
Александр Мороз - 0,09%
Василий Противсих - 0,09%
Юрий Костенко - 0,05%
Михаил Бродский - 0,04%
Сергей Ратушняк - 0,04%
Олег Рябоконь - 0,02%

Во втором туре президентских выборов 7 февраля 2010 г. явка избирателей составила 67,1%.
Результаты голосования:
Виктор Янукович - 78,24%
Юлия Тимошенко - 17,31%

В выборах депутатов Верховной Рады Украины 28 октября 2012 г. явка избирателей в автономии составила 49,45% (самая низкая в стране).
Результаты голосования по партийным спискам (партии, которые набрали больше 5% голосов):
Партия регионов - 52,34%
Коммунистическая партия Украины - 19,41%
"Батькивщина" - 13,09%
УДАР - 7,17%.
Также кандидаты от Партии регионов одержали победу во всех одномандатных округах Крыма.

В выборах депутатов Государственного Совета Республики Крым первого созыва 14 сентября 2014. явка избирателей составила 53,61%. Для прохождения в парламент партиям необходимо набрать не менее 5% голосов избирателей.
Результаты голосования по партийным спискам (первые 5 партий, получившие наибольшее количество голосов):
"Единая Россия" - 70,18%
Либерально-демократическая партия России (ЛДПР) - 8,49%
Коммунистическая партия РФ (КПРФ) - 4,48%
Партия "Родина" - 2,65%
"Коммунисты России" - 2,11%.
Во всех 25 одномандатных округах победу одержали кандидаты от партии "Единая Россия".

Экономика
Общий объем доходов бюджета Республики Крым на 2013 г. составил 4 млрд 798 млн гривен (19 млрд 192 млн рублей), расходов - 4 млрд 797 млн гривен (19 млрд 188 млн рублей). В 2014 г. общий объем доходов бюджета региона запланирован в размере 5 млрд 377 млн 603 тыс. гривен (21 млрд 510 млн рублей), расходов - 5 млрд 252 млн 953 тыс. гривен (21 млрд 12 млн рублей).
Валовый региональный продукт (ВРП) Республики Крым по итогам 2012 г. составил 44 млрд 536 млн гривен (171 млрд 292 млн рублей). Доля автономии в ВВП Украины составила 3%. В структуре экономики региона преобладал сектор услуг, на долю которого приходилось более 60% ВРП (торговля обеспечивала 13%, транспорт и связь - 10%, операции с недвижимостью - 10%, социальный сектор - 10%, госуправление - 8%). Среди отраслей материального производства в Крыму ведущее место занимала промышленность (16% ВРП) и сельское хозяйство (10%).
Существенные доходы республике приносит туризм. Начало развития полуострова как курорта относится ко второй половине XIX в. Тогда здесь появились дворцово-парковые ансамбли Ореанда, Ливадия, Дюльбер, Чаир и другие. Многие из них сохранились в Крыму по сей день. В Ливадии любила отдыхать царская семья Романовых. После Октябрьской революции Крым становится "Всесоюзной здравницей", принимая сотни тысяч туристов в год.
По данным Ростуризма, курортный и туристический сектор Крыма включает в себя 825 учреждений: 151 специализируется на санаторном лечении и других медицинских услугах, 224 - на услугах оздоровительного характера, 92 - на детском отдыхе. Большая часть всех детских санаториев находится в Евпатории. В Ялтинском районе расположен международный детский центр "Артек".
На начало октября 2014 г., число туристов, посетивших Крым, превысило 3 млн человек (в 2013 г. полуостров посетили около 6 млн туристов). Примерно половина туристов приезжает в Крым для пляжного отдыха. Самые популярные курорты - Ялта, Алушта, Феодосия, Судак и Евпатория. По данным министра туризма и курортов республики Елены Юрченко, за первое полугодие 2014 г. туристы потратили в Крыму около 60 млрд рублей, из них 35,4 млрд были потрачены на жилье, 17,5 млрд - на развлечения и транспорт, 5,9 млрд - на сувениры. Общая сумма налогов, полученных республикой от туристической отрасли, составила 750 млн рублей, включая отчисления от граждан, сдававших туристам недвижимость.
В 2013 г. в Крыму действовало более 2,5 тыс. крупных, средних и малых предприятий, на которых работали почти 200 тыс. человек. В 2013 г. объем реализованной промышленной продукции составил 16 млрд 201 млн гривен (64 млрд 804 млн рублей). 61,5% общего объема реализованной продукции приходится на перерабатывающую промышленность, 5,9% - на добывающую, 29,9% - на поставку электроэнергии, газа, пара и кондиционированного воздуха. Основные промышленные отрасли - машиностроение, в том числе сельскохозяйственное, судостроение, химическая, горнодобывающая, легкая и пищевая промышленность, в том числе виноделие.
В Крыму функционируют 38 предприятий винодельческой промышленности общей производственной мощностью 264 тыс. тонн винограда в год. Крупнейшие винзаводы: комбинат "Массандра", завод марочных вин и коньяков "Коктебель", Инкерманский завод марочных вин. Общая площадь виноградников всех хозяйств составляет около 3 тыс. га.
По данным Крымской таможни, в апреле-июне 2014 г. экспорт товаров составил 11 млн 461 тыс. 100 долларов, импорт - 28 млн 29 тыс. 700 долларов (по итогам 2013 г. экспорт составил 914 млн 940 тыс. 600 долларов, импорт - 1 млрд 144 млн 711 тыс. 800 долларов). Главные торговые партнеры - Азербайджан, Саудовская Аравия, Турция, Германия, Италия, Панам, Румыния, Китай, Грузия, США.
В апреле-июне 2014 г. в экономику Республики Крым поступило 4 млн 828 тыс. 700 долларов прямых инвестиций из шести стран: Виргинских Островов, Узбекистана, Белоруссии, Франции, Кипра и Турции. Прямые инвестиции из Крыма в этот период не направлялись. В 2013 г. в Крым поступило прямых инвестиций на сумму 147 млн 300 тыс. долларов, из Крыма было направлено 200 тыс. долларов прямых инвестиций.

Заработная плата
В августе 2014 г. среднемесячная номинальная заработная плата в республике составила 15 тыс. 612 рублей.
Сумма невыплаченной заработной платы на 1 сентября 2014 г. составила 195 млн 200 тыс. рублей.

Безработица
В конце августа 2014 г. численность безработных в Крыму составляла 15 тыс. 248 человек. --0--

Часто в сети можно встретить заявления украинских националистов о том, что Крым вскоре вернется в состав Украины. Данное утверждение являет собой скорее "благое" пожелание, чем реальную перспективу. Понимая, что военным путем эту задачу не решить, авторы подобных заявлений предлагают свои рецепты возвращения Крыма. Часто звучат призывы к блокаде, санкциям и прочим зловредным способам давления. При этом ставится цель создать для России проблемы с интеграцией Крыма и как следствие допускается, что Россия не сможет обеспечить Крым всем необходимым, и жизнь на полуострове будет только ухудшатся. Напротив, Украина вскоре расцветет, и крымчане сами запросятся обратно. Блокада Крыма со стороны материка приведет к тому, что полуостров фактически станет островом до тех пока не будет построен мост.
Понимая, что Россия вряд ли окажется неспособной поддержать в Крыму более менее достойный уровень жизни, украинские националисты уповают на некий политический катаклизм в соседнем государстве.

Перспективы Украины
Оставим эти иллюзии на совести мечтателей, а посмотрим на другую сторону медали и оценим шансы возможности расцвета Украина в ближайшие годы.
Здесь прогноз не утешителен. Экономисты считают, что Украину в самое ближайшее время ждет дефолт, а не расцвет, даже несмотря на программу сотрудничества с МВФ.

Учитывая нынешнюю кризисную ситуацию, экономический подъем в ближайшей перспективе теоретически возможен, только при одновременном выполнении нескольких условий. Их много. Тут проблема войны и мира, стабилизации экономики и т.д. Ключевыми для будущего экономики являются два условия. Если Киев прямо сейчас решит проблему обслуживания внешнего долга (1), и если в ближайшие годы в страну хлынут огромные инвестиции (2). В случае достижения первого условия развитие будет в основном финансироваться за счет внутренних ресурсов, которые не будут пожирать кредиторы. Но поскольку таких ресурсов мало, то и развитие будет крайне медленным. Во втором случае деньги на развитие дадут иностранные инвесторы, и только от объема зависит тем развития.
В МВФ альтруистов нет, и там дадут денег ровно столько, сколько нужно для обслуживания тех кредитов, которые уже выданы, а взамен еще что-то потребуют. Урезать, отобрать, увеличить, или наоборот снизить.
Допустим, что проблема долговых обязательств с МВФ как-то решена. Но есть и другие кредиторы. Вот уже Китай озаботился выполнением Киевом соглашения о поставках зерна. Поднебесная деньги давала, а зерно из Украины так и не отправили. Россия может потребовать те 3 миллиарда, которые дали Януковичу.
Европа сейчас не в том состоянии, чтобы разбрасываться деньгами, а потому погашать долги Украины Брюссель не будет. Допустим, что с помощью дядюшки Сэма эту проблему удастся урегулировать. В принципе там долг не настолько большой. Но как быть с инвестициями?

В Украине еще никто еще не решил проблему защиты инвестиций от воровства. Поэтому без реформ, которые подразумевают именно такую защиту своих вложений, Европа денег не даст. Не даст доллары и частый американский капитал. Деньги могла бы дать только Россия, поскольку там умеют работать в похожих условиях. Но нынешним киевским правителям Россия денег не даст.
Учитывая геополитическую составляющую украинского кризиса, деньги может дать только Вашингтон. Это отлично понимает пан Яценюк, прося у Вашингтона некий новый план Маршала для Украины. Воплощение подобия плана Маршала возможно только в одном случае - если деньги будут надежно защищены. Способ защиты американских государственных инвестиций существует только один – оккупация, прямая или скрытая. Скрытая оккупация – это когда как бы страна выглядит независимой, но на территории государства размещаются военные базы США на долговременной основе. Именно так получили американские деньги Западная Европа, Япония, Корея и др.

Возможно ли размещение американских баз на территории Украины? Для этого американцы должны быть готовы пойти на крайнюю степень конфронтации с Россией, которая может дойти до нового Карибского кризиса. А готов ли на это Вашингтон? В данные момент, когда Россия еще очень сильна, ответ скорее нет, чем да.
Но когда Россия оступится? Ясно, что это не случится в этом году. Запас прочности еще есть. А как оно сложится дальше, знает только Господь. Но процесс раскачивания российской лодки может занять долгое время и имеет большие шансы закончится пшиком. Падение жизни в Украине происходит уже сейчас и долго такая ситуация тянутся не может. В итоге, состязание в забеге, кто быстрее загнется явно не в пользу Украины. Поэтому шансы на расцвет Украины на американских деньгах выглядят призрачными.

Но допустим гипотетически, что все сложилось, как мечтают украинские националисты. В России проблемы, а в Украине сплошная Эуропа.
Неужели, глядя через Перекоп на то, как хорошо живут украинцы и крымчане захотят вернутся в Украину?
Нет. Не захотят.
Ведь при таком развитии событий пусть даже под американским зонтиком режим в Украине останется радикально националистическим. Возможно слегка причесанным, как в Прибалтике, но все равно режим будет националистическим и русофобским. Поэтому большинство русских крымчан не захотят вернутся в Украину. Крымские татары больше мечтают о своем государстве, чем о возвращении в Украину. Небольшой процент украинофилов ситуацию не переломят.
Поэтому шансов на добровольное возвращение нет никаких.
Крым скорее станет островом в экономическом смысле, чем вернется обратно.
А выживет ли Крым как экономический остров?

Крым как остров
Если посмотреть из космоса, то остров Крым совсем немаленький клочок суши, а значительная территория.

Площадь 27000 км2. Население 2,28 млн. чел. Развитая промышленность и сельское хозяйство, курортное хозяйство, инфраструктура, порты, аэродромы, высокий уровень образования, научная база. Сейчас в Крыму ВВП на душу населения оценивать затруднительно в виду не полной интеграции в экономку России. Но, глядя формально по доходам населения ВВП получше, чем в Украине (8800$, 2013 г.). Но явно ВВП еще далеко не достиг уровня России.
В Крыму немало полезных ископаемых: минеральных солей, строительного сырья, горючего газа, термальных вод, железной руды. Запасы нефти на территории Крыма составляют 47 млн. тонн, кроме того, здесь имеется 18,2 млн. тонн газового конденсата. Запасы газа - 165,3 млрд. куб. м, что является достаточно существенным показателем. Всего на территории полуострова 44 месторождения углеводородного сырья, в том числе 10 нефтяных, 27 газовых и 7 газоконденсатных. Кроме того, на шельфе Чёрного моря есть 5 месторождений газа и 3 газоконденсатных месторождения, на Азовском шельфе - 6 газовых месторождений.

Островные государства, как пример

На глобусе есть много островных государств. Посмотрим, есть ли подобные примеры. Оказывается, что точно такого по размерам острова больше нет. Если исключить островные государства, расположенные на архипелагах или занимающие только часть острова, то следует свой выбор остановить на двух из них. На острове Тайвань, который немного больше, чем Крым и на острове Ямайка, который примерно два с половиной раза меньше.

Остров Тайвань

Площадь 35 800 км2. Население 23 млн. чел. ВВП на душу - 39.7 тыс. $. Развитая промышленность и т.д. и т.п. Американцы долгие годы вкладывали в экономику Тайваня огромные средства, стремясь сделать из этого китайского государства альтернативу континентальному и коммунистическому Китаю.
Заметим, что для защиты американских денежек на острове находится 4 военно-воздушные базы США.
Природные ресурсы острова включают в себя небольшие месторождения золота, меди, каменного угля, природного газа, известняка, мрамора и асбеста.
Китайская республика, расположенная на острове Тайвань, имеет статус частично признанного государства. Суверенитет признают аж 23 государства, среди которых выделятся такие мировые игроки как Белиз, Буркина-Фасо, Сальвадор, Гамбия, Соломоновы острова и др. им подобные. США, Россия и Западная Европа не признают Тайбэй, но имеет с этим государством экономические отношения.

Остров Ямайка
Площадь 10 990 км2. Население 2.8 млн. чел. ВВП 3900 $ на душу населения.
Основной источник дохода – сфера услуг и туризм. Промышленность - добыча бокситов, обработка сельхозпродукции, производство рома и одежды. Вся энергетика основана на дорогой импортной нефти.

О чем нам говорит опыт Тайваня? Потенциально на площади острова Крым может поживать в десять раз больше людей. Масштаб экономики может быть в разы больше. Стартовые позиции Крыма выглядят даже более предпочтительными, чем у Тайваня полвека назад. В Крыму хоть есть свои энергоресурсы. Для более развитой экономики их, конечно, не хватит, но для выживания как острова вполне достаточно.
Определенный минимум нам демонстрирует остров из Карибского моря. При такой же численности населения экономика Ямайки имеет еще меньший потенциал, чем имеет сейчас Крым. А ведь Ямайка это далеко не Гаити.

Вопрос самодостаточности
Так что по усредненным показателям Крым как остров вполне может жить самостоятельно.
Вот только для самодостаточности не хватает нескольких компонент. На первом месте стоит энергонезависимость от Украины. Необходимо строительство своих генерирующих станций или получение энергии из России. Такие проекты уже прорабатываются.
Чтобы использовать собственные запасы нефти, Крыму необходим свой нефтеперерабатывающий завод. Тогда уменьшится завоз нефтепродуктов с материка. Такие планы уже есть.
На втором месте среди проблем - нехватка воды. Здесь придется менять структуру потребления воды, применять иные приемы земледелия и садоводства. Опыт засушливых стран есть и его надо использовать.
Как говорят эксперты, по основам видам продовольствия Крым вполне способен сам себя прокормить. Здесь не производится сахар, растительное масло, не хватает молочной продукции. Недостаточно выращивается картофеля. Хотя крымская картошка вкуснее, чем привозная, но её труднее выращивать из-за нехватки влаги, а потому требуется полив. В прежние годы объемы производства картофеля были недостаточные для собственного обеспечения. В целом эти проблемы результат существовавшего разделения труда, когда разные регионы специализировались на своем виде продукции. В условиях "островного" существования придется менять структуру с/х производства.

Для обобщения сделаю еще одно поверхностное сравнение.

Государство Израиль, где на четверть бывший наш народ
Страна потомков Авраама живет окруженная враждебными или не слишком дружественными государствами, что делает её похожей на остров и требует ориентации на удаленные рынки.
Площадь Израиля 20000/ 22000 тыс. км2. Очень близко к площади Крыма.
Население 8 млн. чел. Опять же указывает на возможность увеличения населения Крыма.
ВВП – 37000$ на душу населения. Или 257 млрд. дол., что достигает 76% ВВП Украины.
Природные ресурсы очень неравномерные. Часть страны занимает пустыня.
Осадки 1000 мм., в Галилее; 700 мм. в горах Иудеи и 20 мм в пустыне.

Для сравнения остров Крым
В пересчете на равное население получим ВВП примерно в четыре раза меньше, чем в Израиле.
Осадки 300 – 400 мм в год на севере и 1000 – 2000 мм. в горах. Также неравномерные природные условия. В Крыму есть субтропики, есть горы и есть степь.
По количеству осадков в Крыму лучше, чем в Израиле. Климат не такой жаркий и засушливый, что обеспечивает меньшую испаряемость влаги из почвы, а значит более эффективное использование осадков растениями. Но климат более суровый, часто весной бывают заморозки в неподходящий момент для вегетации растений.
По богатствам земли примерный паритет. Там и здесь есть запасы газа, нефти и минеральных солей. Имеются промышленные запасы железной руды в Крыму и фосфитов в Израиле. На обеих "островах" хорошие запасы строительных материалов.
Рекреационные ресурсы Израиля большие за счет теплого климата. Но там где ресурсы используют для лечения специфических заболеваний, особой разницы нет, поскольку санатории в Крыму могут работать круглогодично.

Часто укронацики предрекают Крыму судьбу Приднестровья, Абхазии или Южной Осетии. Но Крым даже близко не сравним ни по площади, ни по численности населения, ни по промышленному и с/х потенциалу с этими территориями. Аналогично не корректно сравнение с республикой Северного Кипра. На космическом фото масштаб территорий условно показан размером шрифта.

Как видно, Крыму есть куда расти и на кого равняться. Опускаться до Ямайки то же есть куда. Но этого не хотелось бы. Иначе говоря, запас прочности очень широкий и все попытки блокадой крымчан к чему-то принудить, заранее обречены на неудачу.

P.S. Часто можно услышать, что Крым может стать непосильным бременем для экономики России. Дотации в Крым сами по себе не могут существенно перегрузить экономику такой страны как Россия. Действительно, в 2013 г. ВВП Крыма составило 3% от общеукраинского ВВП или чуть больше 5 млрд.$. Дотации из украинского бюджета измерялись несколькими сотнями млн. гр. Так что если плясать от цифры 5 млрд и даже её удвоить с учетом амбициозных проектов, считая, что именно такого порядка будет нагрузка на российский бюджет, то получим, что затраты на Крым не превысят 0.5% от ВВП России (2 трлн $). Поэтому обеспечить потребности Крыма для России не велика проблема. Трудности могут вызвать только масштабные санкции. Но это уже другая тема.

Большая часть российских регионов проигнорировала рецессию

Экономика Крыма и Севастополя в 2016 году выросла почти на 7% на фоне падения российского ВВП, всего кризис «проигнорировал» 51 регион. А почти самые высокие темпы снижения показала Москва - ее ВРП сократился на 3%

Маяк у порта Ялты, Крым (Фото: Руслан Шамуков / ТАСС)

Больше половины российских регионов не заметили прошлогодней рецессии — их валовой региональный продукт (ВРП) вырос, несмотря на падение экономики страны на 0,2%. Как следует из оценки Минэкономразвития по ВРП за 2016 год (официальные данные Росстат публикует с годовой задержкой), оказавшейся в распоряжении РБК, одни из самых высоких темпов роста показали Крым и Севастополь. Разница в динамике ВРП между самым быстрорастущим регионом (Еврейская автономная область) и субъектом с наиболее масштабным падением экономики (Челябинская область) составила 12,7 п.п.

Крым в авангарде

Хотя Севастополь и остается самой маленькой экономикой среди российских регионов с момента присоединения к России — его ВРП в 2016 году составил 36,9 млрд руб., — темпы роста города достигли 6,7% (четвертое место среди всех регионов). Положительную динамику обеспечивает рост промышленности и инвестиций, говорит директор департамента экономики Севастополя Элимдар Ахтемов.

Крым по темпам роста Севастополь опередил — его ВРП вырос на 6,9%. Это восстановительный рост, частично связанный с реализацией ФЦП по социально-экономическому развитию Крыма и Севастополя, а также с ростом добычи, говорит министр экономического развития Крыма Андрей Мельников. В дальнейшем экономика Крыма должна ускориться до 7-9% в год, ожидает чиновник. Рост инвестиций в Севастополе наравне с модернизацией и развитием строительства обеспечивают как раз бюджетные вливания, в частности федеральная программа, отмечает Ахтемов. В 2016 году объем расходов на ФЦП составил 120 млрд руб. Согласно закону о бюджете, в 2017 году государство потратит на крымскую программу 164,7 млрд руб., а в следующие два года — еще 270,7 млрд руб.

В целом рост наблюдался в 51 субъекте. Экономика некоторых регионов «получила существенную выгоду от бюджетных инвестиций для финансирования инфраструктурных проектов (например, строительство объектов для чемпионата мира по футболу, дорожное строительство)», говорит ведущий аналитик Moody’s по российским регионам Владлен Кузнецов. «Вместе с тем можно сказать, что в основном бюджетные инвестиции имели определяющее влияние на рост экономики только для регионов с изначально низкой базой экономического развития», — добавляет он.


Статистика — не повод для инвестиций

Первое место по темпам роста экономики занимает Еврейская автономная область (+7,1%), в пятерку лидеров также вошли Ненецкий автономный округ и Мордовия, а в десятку — Дагестан, Ингушетия и Кабардино-Балкария (см. таблицу). Динамика регионального развития в прошлом году «в большинстве случаев определялась концентрацией экономики этих регионов по секторам», рассуждает Кузнецов: «Регионы, которые сконцентрированы на отраслях, показавших рост, в основном также имели более позитивную динамику». Положительные темпы показали в основном отрасли, ориентированные на экспорт, — в частности, нефтегазовый и химический сектора, — это произошло за счет инвестиционных проектов и увеличения спроса, говорит он. Производству продуктов питания и оборудования для крупных монополий помогли контрсанкции и девальвация рубля, а сельскому хозяйству — господдержка, отмечает Кузнецов, так как благодаря госзаказу выросли оборонный комплекс и инфраструктурное строительство.

Статистика роста в субъектах — это «вишенка на торте» для бизнеса, объясняет вице-президент «Деловой России» Андрей Назаров: это лишь один из критериев при выборе региона для инвестирования, но далеко не самый главный. Хотя официальные данные по тому же Крыму выглядят оптимистично, компании в первую очередь смотрят на объем и характер вложений со стороны государства и крупного бизнеса, говорит он, и пытаются найти себе применение в существующей схеме. Рост на 7% в условной Еврейской автономной области вряд ли может повлиять на решение бизнеса инвестировать именно в нее, соглашается Назаров.

Москва тянет вниз

По данным Минэкономразвития, ВРП в 2016 году упал в 30 регионах. Но их удельный вес в российской экономике оказался выше, чем у стагнирующих и растущих субъектов, и обеспечил сокращение валового внутреннего продукта на 0,2%. Снижение обеспечено за счет отраслей, ориентированных на внутренний спрос, в частности строительства и торговли, отмечает Кузнецов из Moody"s. Падение этих секторов во многих случаях перевешивало позитивную динамику в регионах, продолжает он, причина — в сокращении реальных доходов населения, которые в прошлом году снизились на 5,9%.

Среди сократившихся региональных экономик — такие крупные промышленные регионы, как Красноярский край, Свердловская и Челябинская области. На предпоследнем месте по падению оказалась Москва — в 2016 году ее ВРП сократился на 3%. Экономика Москвы существенно зависит от сектора услуг, напоминает Кузнецов, правительство Москвы в своем социально-экономическом прогнозе оценивает его долю в 65% (.pdf).


Челябинск (Фото: Валерий Шарифулин / ТАСС)

Факторы, снизившие экономическую активность в России в целом, — дешевая нефть, девальвация рубля, санкции — «оказали прямое воздействие на экономику города Москвы», говорится в прогнозе. Столичные власти ждут, что в 2017 году ВРП останется на том же уровне, что и в прошлом, а в следующие два года вырастет на 1,8 и 1,4% соответственно. Таким образом, Москва опоздает с экономическим ростом на год — Минэкономразвития предсказывает увеличение ВВП России на 2% уже в этом году. При этом департамент экономической политики и развития Москвы вечером в пятницу сообщил РБК, что сделал предварительную оценку ВРП за 2016 год, согласно которой рост столичной экономики составил 0,7%.

Доля ВРП Москвы в российской экономике — 15-17%, говорит Кузнецов, ее снижение «оказало существенный эффект на национальный показатель». С другой стороны, нужно учитывать, что многие всероссийские экономические процессы замыкаются именно на столице — в ней находятся центральные офисы многих компаний, работающих по всей стране, рассуждает ведущий научный сотрудник института «Центр развития» Высшей школы экономики Андрей Чернявский. «Влияние взаимное: многое, что происходит в России в целом, формирует московские показатели. Поэтому говорить, что Москва сама по себе тянет Россию вниз, было бы не очень корректно», — резюмирует он.

Впрочем, официальные данные по ВРП «не в полной мере отражают реальное состояние городской экономики», утверждает правительство Москвы в своем прогнозе. Экономическая ситуация в столице «более благополучна», считают власти, и это видно из высокого уровня предпринимательской активности и роста энергопотребления.