![Косвенные налоги взимаются с юридических лиц. Прямые налоги в рф](https://i2.wp.com/finanbi.ru/files/imagesarticle/2/110.png)
Деление налогов на прямые и косвенные - это вариант их классификации в зависимости от метода взимания. Что такое прямые и косвенные налоги? Зачем нужно такое деление? Какие налоги относятся к прямым, а какие к косвенным? Как их разграничить? Ответы на эти и другие вопросы рассмотрим в материале далее, а также приведем единую таблицу с перечнем налогов в разбивке на прямые и косвенные.
Взимаемые с налогоплательщиков налоги можно разделить на следующие виды:
3. Налог на имущество взимается с компаний и физических лиц.
Имущество подразделяется на движимое и недвижимое. Понятие движимого и недвижимого имущества дается в ст. 130 ГК РФ. Недвижимым имуществом считается все, что связано с землей (недра, сама земля, здания и сооружения, которые на ней располагаются). Для признания здания недвижимостью нужно, чтобы его нельзя было переместить с этого места без разрушения. К нему должны быть подведены коммуникации. Движимым имуществом считают все, что не подпадает под понятие недвижимости: деньги, акции, вклады, коллекции, автомобили, оружие и др.
С 2019 года движимое имущество от налогообложения освобождается.
За базу при исчислении налога берется его среднегодовая стоимость, за исключением объектов, стоимость которых исчисляется по кадастровой стоимости (п. 2 ст. 375 НК РФ). Ставки налога оговорены в ст. 380 НК РФ. Это региональный налог.
Актуальную информацию об изменениях в имущественном налоге см. в материалах специальной рубрики «Налог на имущество организаций - ставки, период и др.» .
Налог на имущество для физических лиц предусматривает изъятие налога на объекты недвижимости, оговоренные в ст. 401 НК РФ. Он относится к местным налогам. Здесь также применяются положения о кадастровой стоимости объектов недвижимости (ст. 403 НК РФ). Налоговые ставки и льготы по налогу предусмотрены ст. 406 и 407 соответственно. Исчисление налога производит налоговая служба путем рассылки квитанций для оплаты.
Об особенностях взимания земельного налога см. в материале «Объект налогообложения земельного налога» .
Косвенные налоги относятся к таковым потому, что взимаются они не с производителя, а с конечного покупателя. Косвенный налог включают в стоимость товара или услуги. Применение этих налогов позволяет собирать значительные средства на государственные расходы. Косвенные налоги используют для обложения товаров повышенного спроса.
К косвенным налогам относятся:
Косвенные налоги в виде НДС обеспечивают более 35% всех поступлений в бюджет страны. Это федеральный налог, суть которого заключается в том, что им облагается не вся стоимость произведенного товара или услуги, а только добавленная, появляющаяся на разных стадиях производства.
Данным налогом облагают реализацию большинства товаров и услуг. Налог не взимается со следующих категорий товаров и услуг (ст. 149 НК РФ):
Ответы на вопросы, касающиеся объектов налогообложения НДС, вы найдете в этом материале .
Список товаров, реализация которых освобождена от НДС, приведен в п. 3 ст. 149 НК РФ. При наличии операций, облагаемых и не облагаемых НДС, фирма обязана осуществлять их раздельный учет. Это же необходимо и в случае использования различных ставок обложения НДС. Используемые для обложения НДС ставки (ст. 164 НК РФ) следующие: 0, 10 и 18%.
Льготную ставку 0% применяют при экспортных операциях, международных перевозках, в космической отрасли, при транспортировке нефти и газа (п. 1).
Ставка 10% предназначена для обложения реализации товаров и услуг:
Реализацию всех остальных товаров и услуг (кроме вышеупомянутых) облагают налогом по ставке 18%.
При доходе за квартал ниже 2 000 000 руб. фирма или ИП имеет право подать заявление и получить освобождение от уплаты НДС.
О том, как получить освобождение от НДС, читайте .
Косвенные налоги в виде НДС самые сложные и противоречивые в применении. Поэтому по ним достаточно много судебных исков.
Косвенные налоги в виде акцизов первоначально предполагали использовать только для обложения товаров, спрос на которые отрицательно сказывается на здоровье приобретающих их людей. Это относится к табачным изделиям и алкоголю. Введением этого налога хотели уменьшить потребление вредных продуктов. Дополнительно его предполагали распространить и на предметы роскоши.
В настоящее время акцизы включены в стоимость следующих товаров (ст. 181 НК РФ):
Способы и формулы для расчета величины акцизов см. .
Налоговые ставки на каждый вид подакцизного товара закреплены в ст. 193 НК РФ. В настоящий момент ставки в Налоговом кодексе указаны до 2020 года включительно. Косвенные налоги в виде акциза исчисляют по налоговой базе каждого из подакцизных товаров. Сумма акциза исчисляется по итогам каждого месяца реализации (ст. 192 НК РФ).
О ставках акциза на горючее узнайте .
Что входит в прямые и косвенные налоги, рассмотрим в таблице.
Все виды налогов можно свести в таблицу:
Вид налога |
Наименование налога |
|||
федеральный |
региональный |
|||
Прямые налоги |
Для физических лиц |
|||
Налог на имущество |
||||
Транспортный налог |
||||
Земельный налог |
||||
Водный налог |
||||
Для юридических лиц |
||||
Налог на прибыль |
||||
НДФЛ с работников |
||||
Налог на имущество |
||||
Транспортный налог |
||||
Земельный налог |
||||
Налог на игорный бизнес |
||||
Водный налог |
||||
Торговый сбор |
||||
Косвенные налоги |
||||
В законодательстве РФ предусмотрена градация налогов на прямые и косвенные. Прямые налоги уплачивает налогоплательщик со своих доходов. Косвенные налоги заложены в цене товара или услуги, и их оплачивает конечный покупатель. А в обязанность налогоплательщика входит своевременное перечисление полученных косвенных налогов в бюджет.
С самых давних пор существовали некоторые сборы с народа. Те сборы ещё нельзя назвать государственными. Ведь государственной машины, которая существует за счёт народных отчислений, ещё не было. Однако роль государства, которое собирает отчисления с граждан, играл король. При переходе от средних веков к нынешнему времени, произошло множество революций в системе правления. Появились органы управления, которые стали заниматься развитием инфраструктуры и законов внутри государства. Количество таких отчислений стало увеличиваться. Сборы постоянно видоизменялись. В результате более современный вариант налогов стал появляться менее 200 лет назад.
Известно, что всю историю человечества, когда цивилизация развивалась до определённого уровня, не существовало государства, которое могло дальше развиваться и существовать без налоговых сборов. Однако как ни были высоки потребности в государственных средствах, обложение налогами не должны ухудшать интерес плательщиков хозяйственной деятельности. Это главный принцип налогообложения.
Налоги - такие обязательные платежи физических и юридических лиц в казну для обеспечения его функций. Налоги выполняют самую важную роль в государстве. Во-первых они представляют собой основной источник финансирования государственных потребностей. Во-вторых налоги позволяют регулировать экономику, стимулировать виды её деятельности. Это достигается благодаря налоговым льготам.
Например, государство хочет простимулировать какой-то вид хозяйства или какое-то предприятие, то оно предоставляет предприятию налоговые льготы.
Налогоплательщики они же физические лица - это люди, под которыми мы понимаем граждан РФ, а также людей, которые имеют другое гражданство, и лиц, которые не имеют гражданство.
Юридические лица - это такие организации, которые имеют обособленное имущество, отвечают обязательством и всем своим имуществом. Они могут покупать и реализовывать от своего имени имущественные и личные неимущественные права. А также нести обязанности, выступать пострадавшей стороной или в роли ответчика в суде.
Налоговая система - это сочетание налогов, форм и методов её построения и взимания, которая определяется законодательством государства. Налоговая система должна быстро подстраиваться под новые обстоятельства, то есть быть гибкой. Она должна легко адаптироваться к экономическим изменениям страны. Она должна обеспечить перераспределение валового внутреннего продукта и играть роль эффективного инструмента в руках государственной экономической политики.
Налогов много. Как их различают? Есть несколько налогов. По первому основанию выделяют: декларационные, авансовые и кадастровые.
В Российской Федерации введена система налогообложения, состоящая из трёх уровней. Что это значит? Это значит, что наши налоги можно поделить на налоги федерального уровня, регионального и местного. Западная система налогообложения отличается тем, что имеет два уровня.
Также налоги можно разделить на прямые и косвенные.
Ниже рассмотрим эти две группы налогов подробнее.
Они выполняют такие функции:
Социальное значение, так как способствуют перераспределению от богатых слоёв общества к бедным, от одних отраслей региона к другим. Особенно это характерно для прогрессивного налогообложения.
Один из них - это налог на доход - НДФЛ. Он измеряется в процентах от общей заработанной суммы физического лица, которое его платит. Для граждан, которые живут в России более 180 дней в году, эти налоги облагаются ставкой 13% от дохода. Помимо прямых доходов, под этот налог попадает также продажа имущества, которым продавец владеет менее трёх лет, сдача различного имущества в аренду, а также доходы от бизнеса, расположенного за границами России, и разного вида выигрышей. Если вы унаследовали имущество, то вы освобождаетесь от налога. Исключением являются вознаграждения, которые выплачивают наследникам, авторам произведений, науки, литературы, искусства, а также открытий и изобретений. За получение наследства вам нужно будет оплатить гос. пошлину за то, что вам выдадут свидетельство о праве наследства. Размер оплаты пошлины будет зависеть от степени родства. Есть ряд граждан, которые освобождаются от гос. пошлины.
Другой прямой налог - это налог на имущество. Объектами налогообложения здесь будут доли в праве собственности на объект и недвижимость: жилые дома, комнаты, квартиры, дачные постройки, гаражи. Есть также земельный и транспортный налоги.
Непрямые - они же косвенные налоги, Это такие налоги на товары и услуги, которые извлекаются в виде добавления к цене товара. Получается, что такая система привязки налога к товару делает налогоплательщиком конечного потребителя. При этом налог не зависит от размера дохода предприятия или индивидуального предпринимателя, который произвёл товар.
Существует несколько разновидностей косвенных налогов:
Этот налог имеет вид косвенного, который взимается с товаров для массового потребления. Плательщиками акциза являются конечные потребители. Этот налог включён в цену товара. Процентное содержание акциза в конечной стоимости этого товара может быть выше 60% процентов в его цене.
Акцизы выполняют регулирующие и фискальные функции. Таким образом, акцизы создают равновесие между спросом и предложением. Одновременно с этим выступают важной статьёй бюджета.
Этим налогом облагаются объекты роскоши и товары, которые могут нанести вред обществу. Размер акциза и причина, по которой он добавлен, зависит от конкретного товара.
Например, на алкоголе большую часть времени существования государства существовал акциз. С одной стороны у некоторой части общества этот продукт формирует культурные и личностные традиции и является личным выбором каждого. Но, когда алкоголь употребляется в одиночестве, то это является тревожным симптомом. Чтобы избежать увеличения этой проблемы государство старается уменьшить производство алкоголя. Поэтому добавление акцизов является единственным целесообразным методом.
Сигареты облагаются налогом, потому что несут угрозу здоровью их потребителей. Болезни и другие проблемы со здоровьем, вызванные курением, приводят курильщиков в государственные учреждения здравоохранения. Это увеличивает государственные расходы на обслуживание в медицинских учреждениях, выплаты пособий из-за потери трудоспособности на некоторое время. Поэтому, добавление акцизных сборов в табачной продукции, является источником финансирования решения проблем со здоровьем, появившихся из-за потребления табачной продукции.
Автомобили также являются предметом продукции, которая облагается акцизом. Взимание налога с этого вида продукции происходит в интересах казны государства. Объясняется тем, что подавляющее большинство легковых автомобилей, которые имеют большие объёмы двигателей, производятся вне Российской Федерации. Получается, что акциз действует, как защита производителей легковых автомобилей, которые работают на территории России и сохраняют их конкурентоспособность.
Добавление акцизов к товарам выполняет следующие полезные задачи:
У акцизов есть и недостатки. К ним относятся спорность некоторых налоговых ставок.
Этот налог играет роль одной из главных статей дохода гос. бюджета. По факту плательщиком НДС выступает конечный потребитель, покупающий для себя товары и услуги. Перечислять НДС обязаны предприятия и люди занимающиеся индивидуальным предпринимательством, которые применяют общую систему налогообложения.
Сбор НДС направлен на регулярное финансирование государства, чтобы его институты существовали постоянно. Отличительной особенностью добавленной стоимости является взимание при каждом движении от одного человека к другому. Что позволяет государству воздействовать на каждом этапе товарооборота. Таким образом, получать источник дохода. Налог хорошо подстроен под большинство товаров, поэтому играет роль универсального налога. Рост налоговых платежей зависит прямо пропорционально росту потребления и инфляции. Таким образом, увеличение уровня жизни населения а также инвестиции в производство, находящиеся на территории этого государства, приводит к увеличению роста потребления и производства. Это приносит дополнительные деньги в государственный бюджет. Этот налог носит нейтральный характер. Потому, что этот налог взимается независимо от реального дохода человека. Суммы НДС, которые уплачены, предусматривают право получить эти отчисления назад. Преимуществом НДС для государства является то, что покупатель заплатит его в любом случае. Так как цена товара, работ и услуг каждый раз становится больше на сумму налога, которую платит потребитель, когда совершает покупку нужного ему блага.
Всех налогоплательщиков НДС разделяют на такие группы:
В государстве-есть плательщики, которые реализуют товары, работу и услуги при этом освобождены от уплаты НДС. К ним относятся образовательные учреждения, банки и организации, которые реализовывают услуги без НДС в своей конечной цене. У таких плательщиков нет обязанности уплачивать НДС.
Член каждой перечисленной группы имеют право покупать товары, работы и услуги, которые предоставляет любая группа.
Недостатком налога НДС является сложность административной работы. В эту работу входит в организация взаиморасчётов, подготовление пакетов документов, которые подтверждают уплату этого налога.
Например, когда покупается автомобиль, то сталкиваетесь не только с одноразовыми выплатами налогов, но и повторной выплатой того же самого налога через определённое время. Так при покупке авто вы платите 3% от стоимости в пенсионный сбор. Каждый год вы платите 13% от стоимости автомобиля. Это называется транспортным налогом. В большинстве регионов сумма этого налога неодинакова. Этот налог высчитывается по-разному. Кроме того такой налог имеет прогрессивный вид роста на мощность двигателя автомобиля.
При его продаже с вас взимается налог 15% от стоимости автомобиля.
При эксплуатации автомобиля мы заправляем его топливом, в конечную стоимость которого входит НДС. Он составляет 18%. До этого налога в стоимость товара включён налог на добычу полезных ископаемых из российских недр, который составляет примерно 12%. Также есть акцизный сбор. Он также составляет 12%. Итого получаем, что 58% в стоимости топлива, является цена за само топливо, а остальное - это налоговые сборы.
Кроме этих налогов, вы заплатите налоги за импорт автомобиля, если он полностью собран за границей. Это одна из причин, почему иномарки так высоки в цене.
Под обложение налогами не попадают государственные пособия, пенсии, стипендии, спортивные награды, а также начисления от банковских вкладов, которые расположены в РФ.
Можно сделать вывод о том, что система государственного налогообложения имеет очень развитую сеть сборов. Если вы работаете, покупаете, продаёте, наследуете или владеете чем-то или передвигаетесь на такси, то вы платите налоги.
На территории России действует широкая и развитая система налогообложения, именно поэтому количество налогов достаточно велика. Для разных видов налогов есть разные системы их вычисления и взыскания. Физические и юридически лица выплачивают государству прямые налоги. Это вид выплаты взымается с любого имущества, которое принадлежит плательщику налогов. В чем суть прямых налогов, и как они высчитываются, разберемся в статье.
В налоговом кодексе можно найти большое количество налогов, которые должны выплачивать государству граждане. Одним из самых распространенных налогов являются прямые налоги.
Прямыми налогами называются отчисления, которые удерживает государство с налогоплательщиков. Он начисляется на их имущество, доходы или другие личные вещи. Выплачивать этот вид налога должны как физические лица, так и юридические.
Сам налог условно разделяется на два подвида: личный и реальный.
Кроме того, есть несколько видов прямых налогов. К ним относится:
Требования, которые выдвигаются к налогам достаточно простые:
Регулировка, которая осуществляется с помощью прямых налогов осуществляется в дифференциации налоговых ставок и льгот. Именно благодаря налоговому регулирования государство обеспечивает равновесие между корпоративными и государственными интересами.
С их помощью создается благоприятная среда для развития одних отраслей производства, и притупления других, стимулирует увеличение количества рабочих мест, появляются новые предприятия для инвестирования.
НДФЛ – это налог, которым облагаются все физические лица, поэтому он так интересен не только представителям организаций и предприятий, но и простым работникам. НДФЛ часто называют подоходным налогом, поскольку он начисляется именно на прибыль. Это может быть зарплата, доход от премии, продажи, и других.
К основным операциям, которые формируют объект относятся:
Но, в некоторых случаях НДФЛ не нужно оплачивать. Происходит это по решению суда или в таких ситуациях:
Вся информация, которая касается объекта, и налога, который учитывается или не учитывается, можно найти в регистрах налоговой службы.
Налог на прибыль представляет собой прямой налог, величина которого прямо пропорционально высчитывается от конечных финансовых итогов работы предприятия или организации. По сути налог насчитывается на ту реальную прибыль, которую получила организацию. Чтоб понять, сколько заработала компания за один отчетный период нужно от конечной суммы отнять начальную. Именно на эту разницу и начисляется прямой налог.
Этот налог обязаны платить такие лица:
Но, есть группа людей, которая платить этот вид налога не обязана. К ним относятся:
Налог следует платить, только если есть объект налогообложения. Если его нет, то и налог платить не нужно.
Налог на имущество организаций относится к региональным налогам,при этом каждый регион имеет право определить для себя сумму налога, исходя из диапазона, предусмотренного законодательством. При этом регионально могут устанавливаться особенности выплаты налога, льготы, и другие особенности. Главное чтоб принятые законы не противоречили законодательству РФ.
Платить этот налог обязаны все организации, которые признаны нагоплатильщиками, имеющие собственное имущество, которое признано налогооблагаемым.
Но, есть ряд лиц, которые не должны уплачивать данный вид налога. К ним относятся:
Объектами налогообложения организаций, зарегистрированный в РФ признаются компании, и их имущество, движимое и недвижимое, которое находится на балансе организации.
Земельный налог относится к местным налогам. Сам налог и проценты по нему уплачиваются в бюджет того места, де и находится земля. Плательщиками налога на землю признаются:
Налогоплательщиками е признаются организации, земельные участки у которых находятся на праве безвозмездного использования, в том числе переданных по договору аренды.
Транспортный налог относится к региональным, и вводится к оплате при соответствующего налога. Все денежные средства, полученные от этого налога вносятся строго в бюджет региона, и предназначены для его развития.
Этот вид прямого налога обязаны уплачивать все, кто является владельцем транспортного средства. Организации, в собственности которых находятся транспортные средства, высчитывают и уплачивают налог самостоятельно.
Сумма налога, которую нужно уплатить физ. лицам исчисляется из тех сведений, которые поступают в налоговую службу, которая осуществляет гос регистрацию автомобилей на территории РФ. Сумма, которую следует уплатить за текущий налоговый период, рассчитывается в соответствии с каждым транспортным средством, которое находится в распоряжении, в виде проведения каждой налоговой базы и налоговой ставки.
Сумма, которую нужно уплатить рассчитывается в виде разницы между исчисляемой суммой, и числом налоговых платежей, которые подлежат к оплате в течении одного определенного периода времени.
Компании, организации, и юр лица, которые используют воду, принадлежащую РФ для осуществления бизнеса обязаны оплачивать налог на использование водных ресурсов страны. Сюда же относятся пользователи, которые используют подземный воды.
К объектам налогообложения относятся такие ситуации:
Особами, которым не нужно уплачивать налог относятся организации, компании, или физические лица, которые осуществляют использование водных ресурсов на основе договоров или решений о предоставлении водоемов в пользование.
Налог на игровой бизнес – это еще один представитель региональных налогов. Деньги, полученные от перечисления этого налога, относятся к источникам дохода субъекта РФ. Сфера плательщиков такого налога ограничивается деньгами, полученными от организаций, которые проводят азартные игры.
По сути, игральный бизнес это вид предпринимательской деятельности, который направлен на излечение доходов в виде:
Сюда же относится игра в карты, игровые столы, игровые автоматы, а так же прием ставок в букмекерских конторах.
Этот вид налога обязаны уплачивать все, кто добывает полезные ископаемые на территории РФ на основании лицензии о праве на использование недр. В этом случае организация становится на учет в совершенно другом статусе, и платит налог, который называется НДПИ. Что касается бумаг, то постановка на учет должна быть осуществлена в течении 30 календарных дней со дня регистрации государственной лицензии на использование участка недр.
Если участок находится не в пределах России, то оформление производится по местонахождению организации.
В связи с местом, в котором формируются налоги, они бывают прямые и косвенные. Налог относится к прямым, если он формируется у самого налогоплательщика. Косвенным же налог считается, если его источник находится в составе других платежей организации или предприятия. В таком случае, номинальный налогоплательщик, по сути, никакого убытка не несет.
Прямые налоги взимаются с налогоплательщика только в случае получения ним прямой прибыли, или покупки собственности, а так же в случае накопления материальных благ. Процент налогов в таком случае четко установлен и известен.
Косвенные же налоги исчисляются путем включения в из стоимость цены товара, и своеобразных надбавок, к примеру, акциза или налога с продаж. Сюда же относятся таможенные пошлины. Главной особенностью этого налога является то, что окончательная его сумма выплачивается конечным покупателем. Осуществляется она за счет надбавки на окончательную стоимость продукции.
Вконтакте
Градация налогов на прямые и косвенные не влияет на работу предпринимателя, но знать об этих видах необходимо, чтобы понимать, кто, сколько и кому платит. Грамотно владея этой информацией, вы сможете точнее планировать свою деятельность и понимать, сколько реально вы платите государству. Прямые налоги и косвенные в конечном итоге ложатся на конечного потребителя, но есть моменты, когда индивидуальный предприниматель должен брать некоторые косвенные налоги на себя. В этой статье мы рассмотрим эту ситуацию и выясним, насколько это бывает необходимо, в каком процентном соотношении можно брать на себя эти выплаты.
Эти два вида налогов отличаются по одному признаку – по источнику, где формируется система выплаты налогов. Проще говоря, кто платит налог, тот и является источником выплаты. Но сложно представить, что эти источники разные, ведь все налоги, какие бы они не были, платят налогоплательщики, граждане государства, то есть люди. А вот способ выплаты и формирование определенных налогов разные. Если понять, что все эти многослойные налоги в конечном итоге платим мы с вами, обычные люди, то реальный доход государства просто поражает.
Итак, прямые налоги – это те выплаты, которые производит непосредственно налогоплательщик, то есть частные лица. А косвенный налог включен в стоимость товаров и услуг и в состав других платежей. Хотя теоретики экономики и утверждают, что фактический потребитель налоги, включенные в стоимость товаров, не платит, практика показывает, что именно мы платим за товар, стоящий на полке магазина, в цене которого «спрятан» НДС, к примеру. Поэтому косвенные налоги потому так и называются, что они для обычных граждан завуалированы.
Прямые налоги взимаются непосредственно с налогоплательщика, с его доходов, а также с предполагаемых доходов, это от приобретения имущества, от покупки недвижимости, от обладания какими-либо благами. Процентный размер таких налогов всегда является величиной постоянной, зависит только от облагаемой реальной суммы.
Прямые налоги бывают двух видов. Подробная расшифровка налогов с реальных доходов такова. Это подоходный налог с получаемой зарплаты, налог на прибыль индивидуального предпринимателя или юридического лица, это также налог с доходов от работы капитала и многие другие виды. То есть это те налоги, которые исчисляются и уплачиваются с фактически полученного в виде прибыли любого вида, они отражают реальную платежеспособность плательщиков. Эти налоги нам видны и понятны, сколько человек получил, столько и заплатил.
Второй вид прямого налога – с предполагаемого дохода. И тут уже есть интересные моменты. К примеру, предполагаемой прибылью считается купленная квартира, мы каждый год выплачиваем налог на недвижимость. Формулировка налога – удержания с прибыли, возможной к получению. Если следовать здравой логике, то государство предполагает, что гражданин купил квартиру и получает с нее доход (к примеру, сдает в аренду) и поэтому выставляет ему счет на налог на недвижимость. Но! Если человек на самом деле сдает квартиру в аренду, то ему надо отчитываться в налоговой и платить налог на полученную прибыль, но уже реальную. Так за что же первый налог? К таким же налогам относятся и транспортный, и земельный и некоторые другие виды налогов. Экономисты могут грамотно объяснить отличия реального и предполагаемого дохода, но плательщику, обычному человеку, от этого не легче, и меньше он платить не станет, к сожалению.
С косвенными налогами происходят такие же интересные истории. Они платятся тем же самым обычным гражданином при покупке товаров, услуг, работ, потому что они уже включены в цену. Психологически этот налог воспринимается легче, мы просто не задумываемся об этом, когда расплачиваемся у кассы. Так мы платим НДС, но точно таким же образом мы возмещаем производителям и продавцам акцизы, налог с продаж и пр.
К косвенным налогам относятся индивидуальные и универсальные. Индивидуальные – это налоги, которыми облагаются некоторые группы товаров, приносящих очень высокий доход. Универсальные косвенные налоги платятся со всех остальных товаров и услуг за исключением социально значимых.
К косвенным налогам относятся таможенные пошлины, их тоже компенсируем мы, при покупке импортных товаров. Это еще раз доказывает, что за все платит конечный покупатель, и в этом заключается одна из особенностей налогов. Вторая особенность косвенных налогов – это возможность собирать их довольно полно и хорошо. Ведь плата частных лиц включена в налогооблагаемую базу предпринимателей и юридических лиц. Поэтому Налоговый кодекс именно эти налоги рассматривает в первую очередь, и уделяет им самое пристальное внимание.
Но есть ситуации, когда косвенные налоги невозможно переложить на потребителя и индивидуальный предприниматель вынужден взять их на себя, вопреки законам экономики. Если государство повышает налоговую ставку, то предприниматель вынужден повысить цену на товар. Покупатель, видя такое повышение на прилавке, начинает покупать товар в меньших объемах. И тогда перед предпринимателем встает вопрос – пожертвовать объемом продаж или ценой на товар.
Тут надо найти золотую середину. Конечно, покупатель привыкнет к повышенной цене, но потребуется некоторое время для этого (от 2 до 9 месяцев, зависит от уровня повышения и потребности в товаре). Поэтому придется снизить продажную цену на товар, и начав платить больший налог, разницу возмещать самостоятельно. Эти убытки можно тщательно спланировать, вывести точный процент возможного повышения цены разово или поэтапно. Это пример превращения косвенного налога в прямой.
Таким образом, градация на прямые налоги и косвенные весьма существенно отражается на системе налогообложения, делая все без исключения товарные ценности, услуги и работы в государстве учтенными и облагаемыми. Но любая «премудрость» государства в виде двойного налогообложения вызывает двойной мозговой штурм со стороны обывателей, которые находят пути ухода от налогов. Успокаивает только то, что эта извечная борьба идет не только у нас в стране…
Е.Щугорева
Видео о классификации налогов:
Налоги в современных экономиках могут быть представлены в самом широком спектре разновидностей. Оснований для классификации соответствующих обязательств также может быть большое количество. Налоговая система РФ характеризуется рядом особенностей, связанных с определением принципов отнесения налогов к тем или иным категориям. Какие из них можно назвать наиболее примечательным? Каким образом можно классифицировать налоги?
Налоги – важнейший элемент управления экономикой. Как правило, именно они становятся основным ресурсом государства при формировании бюджета. Налоги могут взиматься как с физических, так и с юридических лиц в соответствии с положениями законодательства. Основные их элементы:
Существует большое количество оснований для классификации налогов. В числе таковых – отнесение платежей к твердым, прогрессивным, регрессивным либо пропорциональным. Рассмотрим их специфику подробнее.
Итак, классификация налогов может предполагать отнесение таковых к тем, что исчисляются с применением твердых ставок, а именно фиксируются в абсолютном выражении, как правило, вне корреляции с величиной налогооблагаемой базы и часто независимо от нее.
Есть пропорциональные ставки. Их принято относить к самым распространенным. Данные ставки предполагают исчисление сборов в виде процента от налогооблагаемой базы. Чем больше объект налогообложения, тем выше, соответственно, исчисленное платежное обязательство.
Прогрессивные ставки предполагают, что, с одной стороны, как и в предыдущем сценарии, плательщик должен будет отчислять государству некий процент от налогооблагаемой базы, с другой – увеличение соответствующей доли по мере роста величины объекта налогообложения.
В свою очередь, регрессивные ставки предполагают обратную закономерность – уменьшение процента от базы синхронно со снижением ее величины.
Классификация налогов может осуществляться, исходя из способа перечисления сборов в бюджет. Изучим данный критерий подробнее.
Рассматриваемый критерий предполагает разделение налогов на прямые и косвенные. К первым относятся те, что уплачиваются непосредственно налогоплательщиком. Как правило, они отражают некую экономическую активность, например, извлечение дохода в процессе предпринимательской деятельности. Можно отметить, что понятие прямых налогов было закреплено еще в советском законодательстве. Таким образом, соответствующий тип бюджетных обязательств – совершенно привычное для российской правовой системы явление.
Косвенные налоги – те, что уплачиваются одним субъектом де-юре, но другим – де-факто. В пример можно привести НДС. Данный налог обязаны уплачивать розничные продавцы наряду с иными сборами. Но, как правило, ритейлеры включают НДС в стоимость товара. Поэтому фактическими плательщиками данного налога являются покупатели. Российская система косвенных налогов включает также акцизы, таможенные пошлины.
Классификация налогов и сборов может осуществляться и в рамках тех базовых категорий, что мы определили выше. Так, мы можем подробнее рассмотреть специфику прямых платежей. Их классификация может предполагать отнесение сборов к тем, которые удерживаются с физлиц и должны выплачиваться юридическими лицами. В числе налогов первого типа – имущественный, транспортный, НДФЛ. Сборы, взимаемые с юрлиц, – налог на прибыль, различные льготные платежи (УСН, ЕНВД, на имущество организации).
Еще одно основание для классификации сборов – их отнесение к категории общих либо целевых. К первым налогам относятся те, что направляются в бюджет государства и задействуются как ресурс для финансирования общих расходов. Специальные налоги предполагают использование в конкретной отрасли национального хозяйства.
Классификация налогов в РФ может осуществляться, исходя из отнесения сбора к тому или иному уровню (федеральному, региональному либо местному).
К первым относятся платежные обязательства, которые устанавливаются правовыми актами, принимаемыми высшими структурами власти РФ. К федеральным налогам относятся НДФЛ, НДС, налог на прибыль, на трейдинг, таможенные пошлины.
Региональные сборы устанавливаются на уровне правовых актов, принимаемых в субъектах РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – налог на имущество организаций, на добычу полезных ископаемых.
Местные сборы – те, что устанавливаются на уровне муниципалитетов РФ. В числе соответствующих платежных обязательств – земельный налог, имущественный сбор для физлиц.
Чуть позже мы рассмотрим специфику федеральных, местных, а также муниципальных платежных сборов подробнее.
Классификация налогов может быть осуществлена, исходя из принципов формирования платежных обязательств налогоплательщиков перед государством.
Так, в экономической системе может быть принята концепция, по которой субъекты налогов должны будут уплачивать сборы в бюджет пропорционально ключевым выгодам, получаемым от государства либо социума. То есть те граждане и организации, которые получают наибольшую выгоду, должны выполнять обязательства с целью формирования отмеченных выгод. Например, если предприниматели желают пользоваться возможностями для экспорта своей продукции, то они должны быть заинтересованы в стабильном функционировании необходимых государственных институтов. Поэтому им необходимо отчислять налоги в достаточных объемах для того, чтобы соответствующие структуры работали.
Другая концепция предполагает, что налогоплательщики перечисляют сборы в бюджет в корреляции с фактическим размером полученной выручки. Подобный подход довольно распространен в мире. Его в значительной мере задействует и российская налоговая система. Классификация налогов, о которой идет речь, может включать различные дополнительные критерии. Например, законодатель может акцентировать сбор платежей по широкому спектру оснований либо, наоборот, определить несколько ключевых статей налогообложения.
Сторонники диверсификации налогов, которая реализуется в рамках первого сценария, считают, что подобный подход способен повысить устойчивость экономики, гарантировать стабильность бюджетных поступлений в случае возникновения кризисных трендов в отдельных отраслях. В свою очередь, те исследователи, которые считают, что лучше определить несколько базовых источников бюджетных поступлений, аргументируют свою точку зрения более легкими способами администрирования подобной системы налогообложения, а также наличием большего количества способов законодательного регулирования сбора необходимых платежей.
Выше мы отметили, насколько распространена классификация налогов в РФ, исходя из их отнесения к федеральным, региональным либо муниципальным. Изучим их специфику подробнее.
Данные сборы подлежат исчислению и уплате на всей территории России. Они устанавливаются и регулируются федеральным законодательством, по ряду оценок являются ключевыми с точки зрения формирования доходов бюджета страны, во многом определяют стабильность экономики, являются значимым ресурсом для поддержки региональных и местных бюджетов посредством дотаций, субвенций и иных механизмов финансирования. К федеральным налогам и сборам относятся:
Отметим, что перечень федеральных налогов, как тех, что представлены на других уровнях, может периодически корректироваться регулирующим законодательством.
Установление региональных налогов осуществляется, как мы отметили выше, органами власти субъектов РФ, но с учетом положений, которые содержатся в НК РФ. Текущие критерии, которые включены в отмеченный федеральный источник права, предполагают, что региональные власти могут корректировать ставки, порядок и сроки выполнения платежных обязательств, если они не установлены в НК РФ.
Следующий уровень налогообложения в РФ – местный. Уплачивать соответствующие сборы должны налогоплательщики в муниципалитетах: городах, районах, сельских поселениях. В числе местных налогов: земельный, на имущество физлиц. Полномочия по установлению критериев соответствующих платежей установлены законодательством в отношении различных муниципалитетов.
Что касается городских округов, включающих внутренние административные структуры, полномочия представительных органов, связанные с установлением, активизацией либо прекращением активностей муниципальных структур, могут быть реализованы властями города либо тех самых структур соотносительно с положениями законодательства субъекта РФ, в котором фиксируется разграничение полномочий между городскими округами и районами внутри них.
В городах федерального значения РФ местные платежи, которые предполагает распространенная классификация налогов и сборов в РФ, устанавливаются НК РФ, а также правовыми актами, принимаемыми органами власти соответствующих населенных пунктов. Касательно полномочий политических структур в городах федерального значения: они заключаются в возможности регулировать, как и в случае с региональными налогами, ставки, порядок и сроки перечисления соответствующих сборов, если данные критерии не прописаны в НК РФ.
Еще одна группа полномочий органов власти в городах федерального значения – установление специфики определения налоговой базы, а также льгот.
Федеральные, региональные либо местные налоги, которые не предусмотрены НК РФ, не могут применяться в России. В положениях Налогового кодекса могут фиксироваться также специальные налоговые режимы, предусматривающие дополнительные федеральные платежи, а также порядок установления соответствующих сборов. Соответствующие налоговые режимы могут предполагать освобождение от платежных обязательств субъектов, которые уплачивают в казну общие федеральные, региональные либо местные сборы.
Критерии классификации налогов, содержащиеся в законодательстве РФ, предполагают выделение отдельной категории платежных обязательств в виде специальных режимов. Исследуем их специфику подробнее. Специальные налоговые режимы фиксируются в положениях НК РФ и применяются в порядке, который предусмотрен данным источником права и иными законами, регулирующими налоги и сборы. В числе режимов, о которых идет речь:
Выше мы отметили, что принципы классификации налогов могут предполагать выделение дополнительных критериев отнесения платежей к тем или иным категориям. Так, например, УСН бывает двух типов – та, что предполагает уплату государству налога с выручки по ставке 6%, а также та, в рамках которой налогоплательщики перечисляют в бюджет 15% от прибыли.
Предусмотренные законодательством РФ виды налогов и их классификация в ряде случаев могут предполагать выраженную детализацию критериев исчисления платежей. Например, формула исчисления ЕНВД предполагает задействование сразу нескольких компонентов – базовой доходности, физического показателя, различных коэффициентов. Фактически можно вести речь о наличии в налоговой системе РФ нескольких десятков единых налогов на вмененный доход, исходя из различных сочетаний указанных элементов.
Классификация местных налогов, а также региональных и федеральных может базироваться на компонентах, формирующих платеж. Таковыми считаются:
Можно отметить, что данные компоненты зафиксированы в законодательстве.
Распространена классификация налогов по объектам, которые являются, как мы отметили в начале статьи, составными частями платежей в государственный бюджет. Оснований для отнесения сборов к тем или иным категориям в рамках рассматриваемого критерия может быть достаточно много. Таковым может быть, например, уровень органа власти, утверждающего ставку либо порядок исчисления платежа.
Рассмотренные нами виды налогов и их классификация имеют важнейшее значение, прежде всего, с точки зрения выстраивания государственной стратегии формирования бюджета. Власти РФ могут обеспечить исчисление и направление в бюджет сборов сразу на трех уровнях, коррелирующих с системой государственного управления. Подобная схема, как считают многие исследователи, является одной из самых оптимальных для России. В связи с этим исключительно важную значимость имеет Налоговый кодекс, классификация налогов в соответствии с ним.
Платежи в бюджет, отнесенные к тем или иным категориям, имеют также большую научную значимость. Право как наука предполагает выработку теорий, объясняющих функционирование норм законов, включая те, что регулируют платежи в бюджет, а также определение оптимальных схем практического их применения. Соответствующие знания также могут иметь огромное значение при выстраивании государственной политики хозяйственного развития.
Мы рассмотрели, на каких основаниях может быть реализована классификация налогов. Понятие прямого налога и косвенного также было расписано в нашей статье. Теперь попробуем резюмировать ключевые факты, изученные нами.
Итак, платежные обязательства перед бюджетом могут носить как физлица, так и организации. В числе базовых оснований для классификации налогов – отнесение таковых к категории прямых либо косвенных. В правовой системе РФ принят принцип распределения сборов по 3 основным категориям – федеральные, региональные, а также местные.
В ряде случаев налоги могут быть классифицированы, исходя из специфики составляющих их элементов.
Возможно выделение дополнительных категорий сборов посредством их детализации на основании тех или иных признаков (как в случае с ЕНВД). Если вести речь о неких базовых признаках, которые могут быть основанием классификации, в пример можно привести УСН. В данном случае есть 2 категории данного налога – уплачиваемый, как мы отметили выше, по ставке 6% с выручки либо исчисляемый в размере 15% от прибыли налогоплательщика.