Контрольная работа: Теоретические основы развития городского хозяйства. Основные отрасли муниципального хозяйства

Сложившиеся в современной науке и практике подходы к вопросу о структуре, месте и значении городского хозяйства неоднозначны. Рассматривая городское хозяйство как комплекс расположенных на территории города (или поселка городского типа) предприятий, организаций и хозяйств, обслуживающих материально-бытовые и культурные потребности проживающего в нем населения, мы включаем в его состав жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) города и предприятия бытового обслуживания населения, систему учреждений и предприятий городской торговли, общественного питания, здравоохранения, образования и т.п.

Предлагаемый подход может вызвать возражения, связанные с тем, что в соответствии с ним значительная часть экономической и социальной сферы города не включается в понятие городского хозяйства. Но только «сужение» перечня включаемых в состав городского хозяйства отраслей обеспечивает их общность, проявляющуюся в нацеленности на удовлетворение потребностей населения города. Количество предприятий городского хозяйства и масштабы их деятельности находятся в зависимости преимущественно от численности населения города и характера его расселения, географического и геополитического положения, производственной специализации.

Таким образом, городское хозяйство представляет собой тот комплекс градообслуживающей подсистемы, отрасли которого выделяются по их значению в жизнеобеспечении, то есть выполняют функции удовлетворения первоочередных жизненно необходимых потребностей населения города. Можно выделить три уровня городского хозяйства. Первый уровень объединяет отрасли, прекращение функционирования любой из которых означает возникновение в городе чрезвычайной ситуации (это электро-, тепло- и газоснабжение, водопровод и канализация, городской пассажирский транспорт, неотложная медицинская помощь, санитарно-эпидемиологические службы). Критерием выделения следующих двух уровней выступает временной фактор. Речь идет о продукции, товарах и услугах, потребности в которых удовлетворяются с высокой периодичностью, например ежедневно. Ко второму уровню относятся снабжение города продуктами питания, уборка мусора, организация дошкольного и школьного образования. Наконец, третий уровень жизнеобеспечения включает товары и услуги, которыми большинство населения пользуется по мере необходимости. Это бытовое обслуживание населения, ремонт жилья, услуги прачечных, предприятий общественного питания, а также гостиницы.

Еще одним характерным критерием выделения отраслей, относящихся к категории городского хозяйства, являются их административные и территориальные особенности:

  • ограничение хозяйственно-экономической деятельности предприятий городского хозяйства территорией города;
  • социально ориентированный характер деятельности и нахождение ее в системе прямого регулирования городских органов власти.

Допускается отнесение к городскому хозяйству объектов и видов деятельности двух типов:

  • 1) непосредственно управляемых органами городской власти;
  • 2) регулируемых путем создания благоприятных хозяйственных отношений и осуществления контроля их деятельности на территории города, т.е. речь идет не только о прямом регулировании.

Следующая особенность городского хозяйства - это высокий удельный вес «городской» (муниципальной) собственности (ст. 215 Гражданского кодекса РФ). Указание на долю удельного веса муниципальной или государственной собственности может служить критерием отнесения отраслей и предприятий к городскому хозяйству.

Наибольшее количество муниципальных предприятий функционирует в жилищно-коммунальном комплексе. Можно выделить три группы предприятий, функционирующих в этой сфере.

Первая группа - различные жилишно-эксплуатационные предприятия, обеспечивающие содержание и текущий ремонт жилищного фонда и нежилых помещений, а также некоторые специализированные предприятия, например по обслуживанию лифтового хозяйства или коллективных антенн. Конкурентная среда в этой сфере находится в стадии формирования.

Вторая группа предприятий жилищно-коммунального комплекса обеспечивает содержание территории города. Это дорожноэксплуатационные и дорожно-ремонтные предприятия, предприятия по инженерной защите территорий, наружному освещению, озеленению территории города, хранению и переработке твердых бытовых отходов. В некоторых городах часть этих предприятий акционирована или приватизирована, однако конкурентная среда развита слабо.

Третью группу составляют предприятия, обеспечивающие водоснабжение и водоотведение (водоканалы), теплоснабжение (муниципальные котельные и тепловые сети), электроснабжение, газоснабжение городов. Большинство этих предприятий является естественными локальными монополистами, предприятия тепло-, электро- и газоснабжения часто выступают в роли перепродавцов энергоресурсов от региональных и федеральных систем.

Городской общественный транспорт - еще одна сфера, в которой преобладают муниципальные предприятия в большинстве муниципальных образований России. Муниципальные унитарные предприятия общественного транспорта представлены несколькими группами. Основной группой являются автотранспортные пассажирские предприятия. Здесь уже сильно развита конкуренция между муниципальным и частным секторами, причем сохранение муниципального сектора чаще всего объясняется необходимостью обслуживания льготных категорий граждан. В основном в частных руках находятся автостоянки, автозаправочные и автосервисные предприятия, однако все большее количество пассажирских предприятий приватизируется.

Основная часть предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения перешла в частные руки. Однако в отдельных муниципальных образованиях сохранились муниципальные магазины, рынки, даже рестораны, муниципальные гостиницы (наряду с частными), прачечные, химчистки и др. Мотивами сохранения муниципальных предприятий в этих сферах являются как необходимость обслуживания отдельных категорий населения и муниципальных учреждений (например, стирка белья для медицинских и детских дошкольных учреждений), так и чисто коммерческие интересы муниципальной власти.

В здравоохранении преобладают муниципальные учреждения. Статус унитарных предприятий имеют муниципальные аптеки, которые остро конкурируют с частными. В отдельных муниципальных образованиях унитарными предприятиями являются хозрасчетные стоматологические поликлиники, мастерские по производству протезов для инвалидов, центры по переливанию крови и др.

В сфере культуры и спорта также преобладают муниципальные учреждения. Статус унитарных предприятий имеют некоторые кинотеатры, плавательные бассейны и дворцы спорта, обеспечивающие самоокупаемость за счет зрелищных мероприятий и платных услуг.

В сфере ритуальных услуг достаточно развита конкуренция между муниципальным и частным секторами. Унитарные предприятия обеспечивают по муниципальному заказу содержание кладбищ, захоронение безродных и некоторые другие услуги. В некоторых городах имеются муниципальные крематории.

Сводная информация по сферам функционирования муниципальных унитарных предприятий в Российской Федерации представлена в табл. 1.3. Вместе с тем представленный весьма обширный перечень типов муниципальных унитарных предприятий может быть существенно расширен.

Таблица 1.3

Основные сферы функционирования муниципальных предприятий в России

Сфера функционирования

Основные виды функций

1. Жилищно- коммунальное хозяйство и благоустрой- ство

Обслуживание и ремонт жилищного и нежилого фонда

Предприятия, осуществляющие уборку мест общественного пользования в жилых домах, текущий и капитальный ремонт жилищного и нежилого фонда

Предприятия, осуществляющие строительство дорог, уборку территории города, озеленение, наружное освещение, вывоз и переработку твердых бытовых отходов

Оказание коммунальных услуг

Предприятия водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, ритуальные услуги, гостиничное хозяйство

2. Транспорт

Осуществление

пассажирских

перевозок

Автотранспортные, трамвайные, троллейбусные, воднотранспортные предприятия

Осуществление грузовых и прочих перевозок

Автотранспортные предприятия, обслуживающие предприятия

Окончание

Сфера функционирования

Основные виды функций

Примеры муниципальных предприятий

Оказание вспомогательных услуг другим МУП

Предприятия, оказывающие услуги по ремонту и обслуживанию основных фондов, задействованных в оказании транспортных услуг населению

3. Торговля и общественное питание

Торговля промышленными и продовольственными товарами

Магазины, рынки, кафе

Производство и торговля про- до вол ьстве н н ы м и товарами

Кафе, столовые, рестораны

4. Бытовое обслуживание

Оказание бытовых услуг

Парикмахерские, прачечные, ремонтные мастерские, бани

5. Здравоохранение

Оказание наиболее рентабельных услуг в сфере здравоохранения

Аптеки, стоматологические клиники

6. Культура и спорт

Оказание наиболее рентабельных услуг в сфере культуры и спорта

Кинотеатры, дворцы спорта, бассейны

7. Производство

Производственная деятельность

Молокозаводы, хлебозаводы

Оказание услуг, не входящих в перечисленные выше сферы

Предприятия, осуществляющие учетно-разрешительную деятельность, работающие в сфере средств массовой информации, службы заказчика и др.

Итак, городское хозяйство представляет собой территориальноотраслевой комплекс, обеспечивающий потребности населения или территории в услугах, работах и продукции, имеющих общественную значимость, а также создающий необходимые условия для развития сферы обслуживания в городе. Полный перечень отраслей городского хозяйства возможно определить, проанализировав функциональные роли конкретных видов деятельности в системе удовлетворения потребностей города и его населения: в образовании городского бюджета; производстве товаров, работ, услуг, реализуемых на городских рынках; обеспечении занятости городского населения; решении социальных проблем города; влиянии на состояние окружающей среды города; формировании конкурентной среды на городских рынках; развитии отношений и реальном взаимодействии предприятий с органами местного самоуправления и другими органами власти и т.д.


1. Экономика города


Слово-«экономика» происходит от древнегреческого слова «ойкос», что означает хозяйство. Если руководствоваться этим подходом, то экономика города - это городское хозяйство. В таком случае экономику города следует, рассматривать с точки зре­ния состояния производительных сил и производственных отношений. В первом случае речь идет о материально-технической базе городского хозяйства, а если говорить конкретно о системе средств производства (средств труда и предметах труда), технологиях, с помощью которой производятся материальные блага и услуги.

Городское хозяйство - хозяйственная деятельность городского округа в целях удовлетворения коллективных, общественных и духовных потребностей населения.

В настоящее время существует тенденция преобразования крупных городов из промышленных центров, в центры оказания работ и услуг.

Существует классификация городов:

Классификация городских поселений по численности населения, тыс. чел. в Градостроительном кодексе РФ

Группы

Города, тыс. чел.

Поселки, чел.

Сверхкрупные

Свыше 3000

Крупнейшие

Свыше 1000 до 3000

Крупные

Свыше 250 до 1000

Свыше 5000

Большие

Свыше 100 до 250

От 1000 до 5000

Средние

Свыше 50 до 100

Свыше 200 до 1000

Малые

Менее 50

Менее 200

В Красноярске на сегодняшний день численность населения составляет 921 тыс.чел.

По характеру функций могут быть выделены населенные пункты, специализирующиеся на промышленном производстве, строительстве и транспорте.

По административно-политическому, значению выделяют столичные города, центры краев и областей, автономный республик, центры низовых административных районов.

Три указанных признака лежат в основе функциональной типологии городов. По совокупности, этих признаков можно выделить:

Многофункциональные столичные города (Москва, Санкт-Петербург); Такие города обычно относятся к крупным или крупнейшим. Наряду с развитием промышленности, транспорта и других сфер для этих городов характерна высокая степень развития административно-политических и культурно-просветительных функций

Многофункциональные центры автономных республик и областные центры . Как правило это большие и средние города.

Индустриальные центры. Они относятся преимущественно к большим и средним городам. Индустриальным центрам, присущ наибольший удельный вес занятых в промышленности, строительстве и на транспорте.

Малые города. Для них Характерно преимущественное развитие организационно - хозяйственных; торгово - распределительных, административно - культурных функций. Промышленность и транспорт здесь, как правило, имеют местное значение.

Транспортные города. Это преимущественно малые и средние города.

Города - оздоровительные центры , где высокий удельный вес занятых в здравоохранении.

Города - научно-экспериментальные центры. Ведущей функцией является научное обслуживание. По численности населения они относятся к группе средних и малых.

Наряду с перечисленными функциональными типами городов возможно выделение и других - промежуточных типов по отношению к перечисленным и новых (например, города-спутники, выполняющие функции «жилых филиалов» близлежащего крупного города, агрогорода, города - центры туризма).

В Градостроительной практике наряду с централизованным расселением большее развитие получают групповые системы населенных мест.

Групповая система расселения - это совокупность городских и сельских поселений различной величины и народнохозяйственного профиля, объединенных развитыми территориально-производственными связями, общей инженерной инфраструктурой, единой сетью центров социально-культурного обслуживания и мест отдыха населения.

При использовании экономических критериев существует другая группировка населенных пунктов.

В этом случае в первую группу входят города с относительно развитой и крупной экономической системой. Промышленные и промышленно-транспортные города составляют в этой группе около 90%, а транспортные и транспортно-промышленные центры в основном сосредоточены в Северном, Дальневосточном, Северо-Кавказском, Центрально-Черноземном и Поволжском экономических районах.

Вторую группу составляют города с относительно небольшой экономической базой. Так называемые экономические центры. Среди них города:

С относительно развитыми промышленными, промышленно-транспортным и функциями

С преобладанием функций по организационно-хозяйственному и социально-культурному обслуживанию прилегающих территорий;

С выраженными сельскохозяйственными функциями;

С невыраженными функциями (2%).

В третью группу объединены города, всех других функциональных типов. Это города-новостройки, центры науки и научного обслуживания,- рекреационные центры, прочие города.


2. Состав городского хозяйства.


Экономика всякого города представляет собой определенное единство градообразующих и градообслуживающих предприятий.

Градообразующие объекты являются первоосновой его возникновения и развития. Градообразующая база представляет собой совокупность отраслей, предприятий, учреждений и организаций, результаты деятельности которых в основном направлены на выполнение функций, выходящих за пределы данного города, а также функций по обеспечению занятости, производства, товаров для населения.

Градообслуживающие объекты в основной своей части относятся к непроизводственной сфере. Составной частью является городское хозяйство. Оно включает предприятия жилищно-коммунального и бытового обслуживания населения, пассажирский транспорт, учреждения здравоохранения и социального обеспечения, просвещения, культуры и искусства. Градообслуживающие объекты выполняют внутренние функции, связанные с производством продукции (услуг) для удовлетворения потребностей населения.

Город развивается в процессе взаимосвязей градообразующих и градообслуживающих отраслей. Градообразующие и градообслуживающие предприятия должны дополнять друг друга, так как конечные результаты их деятельности зависят друг от друга. В противном случае город будет страдать в экономическом и социальном отношении.

В состав городского хозяйства входят следующие отрасли и комплексы:

  • жилищное хозяйство, включая систему технического и санитарного содержанияжилищногофонда, текущего и капитального ремонта жилых зданий;

водоснабжение и канализация жилого и нежилого фонда города;

коммунальная энергетика, включая тепло-, газо-, электроснабжение;

благоустройство городской территории, включая дорожное хозяйство, санитарную очистку, уборку и утилизацию бытовых отходов и мусора, садово-парковое хозяйство, содержание малых архитектурных форм, водоемов, пляжей и других городских объектов;

городской пассажирский транспорт и организация транспортных потоков;

градостроительное регулирование и землеустройство;

управление городским имуществом;

городские информационные системы и пр.

Кроме этих базовых видов деятельности в состав городского хозяйства входят и внешние функции по содержанию и коммунальному обеспечению ряда городских объектов, не входящих в состав городского хозяйства:

техническое содержание и коммунальное обеспечение объектов социально-культурной сферы города - школ, поликлиник, больниц, библиотек, спортивных объектов и т.п.;

коммунальное обеспечение энергией, водой и отведением канализационных стоков, услугами по благоустройству городской территории предприятий торговли и общественного питания, правоохранительных и военных организаций, промышленных предприятий, коммерческих организаций различного профиля и прочих объектов, находящихся на территории города.

Как следует из этой группировки, к городскому хозяйству относятся объекты и виды деятельности двух типов: непосредственно обеспечивающие жизненно-важные функции города, а также предоставляющие услуги

Городское хозяйство имеет ряд особенностей. Во-первых, многоотраслевой характер (жилищное и коммунальное хозяйство, энергетика, просвещение, здравоохранение и др.); наиболее крупной частью является жилищное и коммунальное хозяйства, которые представляют самостоятельную отрасль.

Во-вторых, местный характер (деятельность предприятий направлена на удовлетворение потребностей, как правило, местного населения). Состав городского хозяйства и стоимость его элементов определяются размером города, численностью населения, особенностями городской планировки, природными условиями.

В-третьих, тесная связь с промышленностью. Его размеры определяются численностью населения, зависящей главным образом от размеров промышленности, развивающейся в данном городе. Промышленность снабжает городское хозяйство материалами и оборудованием. Городское хозяйство обеспечивает нормальную работу промышленных предприятий, снабжая их водой, газом, обслуживая канализацией, транспортом и др. Исключение составляют курортные, административные и научные города, развивающиеся благодаря иным градообразующим факторам.

В-четвертых, совокупность взаимосвязанных отраслей и предприятий, что вызывает необходимость пропорционального их развития. Какая-либо отрасль не может развиваться в отрыве от других. Например, развитие городского транспорта требует одновременного благоустройства улиц и дорог; объем работы канализации зависит от мощности городского водопровода и т.д.

В-пятых, особенности процессов производства и потребления продукции большинством предприятий городского жилищно-коммунального хозяйства – они либо совпадают по времени (услуги пассажирского транспорта, бань и т.п.), либо непосредственно следуют друг за другом (электроснабжение, водопровод и т.д.). В связи с этим большинство предприятий не может накапливать продукцию и должно производить ее столько, сколько требуется в данное время. Это приводит к неравномерности производства в течение суток (часы пик) и года (летом, зимой).

3. Муниципальная собственность. Экономика города это сложная система социально-экономических, организационно-экономических и управленческих отношений. Говоря о социально-экономических отношениях, прежде всего, следует иметь в виду основополагающее значение форм собственности. В современном городе представлены все формы собственности - государственная, частная и муниципальная.

Особо следует остановиться на муниципальной форме собственности, так как ее объекты напрямую влияют на развитие города.

Перечень объектов, относящихся к муниципальной собственности:

1. Объекты государственной собственности, расположенные на территориях, находящихся в ведении соответствующего городского (за исключением городов районного подчинения), районного (за исключением районов в городах) Советов народных депутатов (местной администрации):

Жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении исполнительных органов местной власти Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные ими в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроенно-пристроенные нежилые помещения, построенные за счёт 5-7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения;

Жилищно-эксплуатационные предприятия и ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие объекты;

Объекты инженерной инфраструктуры города (за исключением входящих в состав имущества предприятия), городского пассажирского транспорта (включая метрополитен), внешнего благоустройства, а также предприятия, осуществляющие эксплуатацию, обслуживание, содержание и ремонт указанных объектов;

Другие объекты, находящиеся в оперативном управлении исполнительных органов городских и районных (в городах) Советов народных депутатов (местной администрации).

2. Объекты государственной собственности, находящиеся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей автономной области и автономных округов и находящиеся на территории соответствующих городов:

Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения;

Оптово-складские мощности, предприятия и подразделения производственно-технической комплектации, необходимые для обеспечения товарооборота и объемов услуг указанных предприятий;

Учреждения и объекты-здравоохранения (кроме областных больниц и диспансеров), народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями), культуры и спорта.

3. Предприятия и объекты общественного питания, учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта, находящиеся в ведении Министерства сельского хозяйства Российской Федерации.

4. Предприятия розничной торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, находящиеся в ведении министерств, ведомств, государственных предприятий (кроме закрытой сети).

Муниципальная собственность связана с развитием не только текущих, но и долговременных интересов населения территории, объем и структура которых не идет в сравнение с интересами частных собственников.

Муниципальная собственность определяет содержание всего комплекса экономических отношений, которые возникают в сфере производства, распределения, обмена, потребления, которые возникают по поводу производства товаров и услуг. Она определяет объемы, направление, скорость движения товарных и денежных, потоков. Муниципальная собственность является основой всей финансовой системы территории. Все это в совокупности позволяет считать, что администрации городов, опираясь на такую свою основу, как муниципальная собственность, правомочны разрабатывать и приводить в жизнь свою социально-экономическую политику.

Экономика города - это также система организационно-экономических отношений, которые выражаются в специализации производства, типичных формах кооперации труда, комбинировании производства.

Многообразна и система управленческих отношений. Это отношения между федеральным центром, субъектом Федерации и муниципалитетом, а также между последним и субъектами - физическими и юридическими лицами; внутри территории.

4. Предмет «Экономика и планирование городского хозяйства».

Предметом экономики и планирования городского хозяйства является выявление содержания и динамики системы взаимодействия экономических отношений, которые обеспечивают развитие градостроительного процесса. В конечном итоге научные исследования в этой области должны дать ответы на вопросы:

Что строить?

В каких объемах?

За счет каких средств?

Как повлияет развитие строительства на экономику города?

Каждый из этих вопросов требует конкретизации. Так, при ответе на первый следует продумать возможное соотношение высотного и малоэтажного строительства. Каковы должны быть приоритетыотношений одного и другого исходя из реальных условий? Каково должно быть соотношение различных видов строительства панельного домостроя и кирпичного. Такого же уточнения требуют и другие вопросы.

Если говорить более конкретно о содержании предмета «экономика и планирование городского хозяйства», то он включает в себя:

  • Выяснение условий возникновения городских поселений и факторов, влияющих на их развитие
  • Определение научных и методологических основ градостроительного проектирования
  • Обоснование размещения градостроительных объектов производственной и непроизводственной сферы в процессе районной планировки.
  • Нахождение научного обоснования подходов к управлению процессом застройки городов и их реконструкции
  • Выяснение принципов территориального развития городов.

Принципы формирования оптимальной управленческой модели

1. Принцип целеполагания. Любая исполнительная структура власти выступает как инструмент реализации целей и задач, стоящих перед органом управления, а следовательно должна соответствовать этим задачам. Поэтому для определения оптимальной структуры необходимо определить функции и задачи стоящие перед органом власти.

2. Принцип соответствия объема и характера полномочий видам управленческих воздействий. Структура управления должна учитывать имеющиеся у нее методы управленческих воздействий особенно в таком сложно построенном государстве как Россия. Основные виды воздействия можно подразделить на непосредственные (по предметам ведения данного уровня или органа власти) и опосредованные осуществление которых ведется через регулирование отношений между другими субъектами деятельности (в частности через иные уровни власти или иных собственников).

3. Принцип соответствия форм и методов деятельности задачам и мотивациям.

Тема 4 Городское хозяйство

Термин городское хозяйство употребляется в трех различных значениях. Во-первых, под городским хозяйством нередко подразумевается совокупность частных хозяйств в городе. В этом смысле городское хозяйство (или городская промышленность), являясь одной из главных составных частей народного хозяйства, противополагается внегородскому, чаще всего сельскому хозяйству.

Во-вторых, городским хозяйством в его статическом значении, называют всю сумму имеющегося оборудования и учреждений, оборудования и учреждений, обслуживающих городское благоустройство.

В-третьих, городское хозяйство понимается как деятельность города в лице его городских публичных органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения. Именно в этом смысле названное хозяйство составляет предмет особой научной дисциплины.

Городское хозяйство как хозяйственная деятельность города играет решающую роль в развитии и благоустройстве города, а также в благосостоянии его населения, материальном и духовном. Поэтому ввиду многозначности термина «городское хозяйство» следовало бы применять специальный термин, приспособленный к этому пониманию. Таким термином является «муниципальное хозяйство».

Происхождение упомянутого термина относится к классической древности. Munis по-латыни значит тяжесть, тягота, бремя, а capio, recipio – беру, принимаю. Соответственно, городское управление, как бы берущее на себя, по уполномочию города и с разрешения правительства, бремя общественной власти, выполнения общественных задач и распоряжения хозяйственными средствами, называется муниципалитетом, а его деятельность – муниципальным хозяйством.



В настоящее время наиболее распространенным термином является «коммунальное хозяйство». Данный термин считался официальным в советское время.

В дальнейшем, при изложеннии курса мы будем пользоваться всеми тремя терминами, а именно: «городское хозяйство» (в его третьем значении), «муниципальное хозяйство» - как более определенным научным термином, и «коммунальное хозяйство» (в городах) как термином официальным.

У основоположников муниципальной науки Зомбарта, Дамашке, Линдемана, Ястрова и других можно встретить следующие определения: городское хозяйство есть хозяйственная деятельность «городской общины», или «городских публичных органов», или «городских общественных управлений», или «города, как самостоятельной коммунальной (муниципальной) единицы. Более полное определение мы встречаем у А.Рисса. Согласно его формуле, «муниципальное хозяйство означает совокупность всех тех мероприятий городского общественного управления, при посредстве которых оказывается влияние на производство, распределение и потребление благ, служащих для удовлетворения жизненных потребностей». Впрочем, едва ли можно назвать изложенное определение удовлетворительным. Во-первых, существует целый ряд факторов, оказывающих влияние на «производство, распределение и потребление благ», которые ничего общего с городским хозяйством не имеют. Оказывают такое влияние и технические изобретения, и общее государственное законодательство, и экономическая политика правительства.

Более детально отображается термин в работе академика Л.А. Велихова:

Городское или муниципальное хозяйство есть деятельность местных публичных органов или организованного представительства людей, живущих концентрировано на избранной территории и занимающихся преимущественно обрабатывающей промышленностью или торговлей, причем эта деятельность направлена к наивыгоднейшему использованию материальной среды с помощью установленных средств в целях благоустройства данной территориальной единицы и социального благосостояния (т.е. благоустройства в широком смысле) живущего на ней и принадлежащего к господствующему классу коллектива1. Соизмеряя данное определение с реалиями сегодняшнего дня можно сказать, что данное определение требует уточнения в двух моментах:

1. «…занимающихся преимущественно промышленностью или торговлей …» - в современном обществе значительно увеличилась доля работающих в сфере обслуживания, и в сфере образования. Поэтому здесь необходимо расширить сферу деятельности людей, данной в определении.

2. «…принадлежащего к господствующему классу коллектива» - использование подходов К.Маркса и Ф.Энгельса скорее всего было необходимо, т.к. книга была написана в 1928 году. Сегодня мы можем свободно заменить термин «господствующий класс» на термин «население в целом».

Для того, чтобы дать научное определение муниципального хозяйства, надо прежде всего установить родовое понятие “хозяйство”, чтобы затем на основе отличия данного вида хозяйства дать определение термина “муниципальное хозяйство”.

Как правило, под хозяйством понимают некую совокупность хозяйствующих субъектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность.

Так, государственное хозяйство любой современной страны ограничено ее границами, а сами права государства при осуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависят от формы собственности хозяйствующих на его территории субъектов.

С этой точки зрения государство имеет ряд особенностей при осуществлении хозяйственной деятельности, поскольку оно с одной стороны выступает как равноправный субъект хозяйственных отношений (собственник), с другой стороны - как субъект, выполняющий в силу своего особого статуса функцию регулирования хозяйственных отношений на своей территории. Местное самоуправление несет на себе как признаки государства, так и признаки хозяйствующего субъекта. В этой двойственности природы местного самоуправления и кроется корень долгих дискуссий по вопросу определения понятия муниципального хозяйства.

Первая группа исследователей данного вопроса рассматривает муниципальное хозяйство лишь как совокупность предприятий и учреждений, относящихся к муниципальной собственности (коммунальное хозяйство) и подходит к решению вопроса с позиции, кому принадлежит данная собственность. Подобный подход снимает с органов местного самоуправления заботу о создании условий для развития территории муниципального образования и значительно снижает их интерес в создании условий для инвестиционной и иной деятельности, направленной на создание благоприятных условий для хозяйствования на данной территории.

Вторая группа исследователей относит к муниципальному хозяйству всю совокупность хозяйств, расположенных на территории муниципального образования, поскольку властные полномочия органов местного самоуправления распространяются на все хозяйствующие на его территории субъекты. Подобный подход ставит местное самоуправление над другими хозяйствующими субъектами и предполагает известные монопольные права органов местного самоуправления, дает им необоснованные преимущества в конкуренции, прежде всего с частным сектором на территории муниципального образования.

Кроме того, при подобном походе происходит размывание понятия власти и подрыв ее авторитета, так как происходит подмена ориентиров, что в свою очередь приводит к недобросовестному исполнению местным самоуправлением той части общественных дел, исполнение которых возложено на нее законом.

В связи с этим известный российский исследователь Л. Велихов указывает на особенность муниципального хозяйства, которая лежит, прежде всего, в его целях. По определению Велихова муниципальное хозяйство - это “деятельность города в лице его городских публичных органов, направленная к удовлетворению известных коллективных потребностей городского населения”. (Л. Велихов “Основы городского хозяйства” 1928г. стр. 217).

В данном определении присутствует тот критерий, по которому мы можем развести две предыдущие точки зрения, определив, что в понятие муниципального хозяйства включаются хозяйствующие субъекты как муниципальной, так и иных форм собственности, но лишь те, деятельность которых служит удовлетворению коллективных потребностей населения муниципального образования.

Таким образом,муниципальное хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения.

Субъектами муниципального хозяйства являются местные публичные органы.

Объектом является среда деятельности и условия проживания человека.

Средствами муниципального хозяйства инфраструктура муниципалитета (производственные мощности предприятий жизнеобеспечения).

Целью муниципального хозяйства является благоустройство данной единицы территории и социального благосостояния населения.

Городское хозяйство

Городское хозяйство - комплекс расположенных на территории города (либо другого населенного пункта) предприятий, организаций, учреждений, обслуживающих материальные, культурные и бытовые потребности населения, проживающего в городе (населенном пункте). Кроме того, городским хозяйством называют отрасль экономики страны, выполняющую упомянутые функции. Городское хозяйство является основой экономики города, обеспечивая, прежде всего, социально-экономическую и экологическую стабильность населенного пункта.

Особенности городского хозяйства

Наиболее часто выделяются следующие особенности городского хозяйства, выделяющие его среди других отраслей:

  • местный характер деятельности : естественные условия расположения влияют на состав, размер, финансовые результаты предприятий городского хозяйства, обуславливают монопольный характер деятельности многих коммунальных предприятий;
  • комплексный характер развития : развитие отдельных областей городского хозяйства происходит зависимо и в определенном соотношении с другими областями городского хозяйства;
  • неравномерность потребления продукции коммунальных предприятий : связана с неравномерностью потребления, как правило, объясняющуюся суточными колебаниями (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и т.д.). Встречаются отрасли, подверженные сезонным колебаниям потребления (например, теплоснабжение в части отопления, отчасти городской электрический транспорт);
  • разнообразие видов деятельности : производство товарной и коммунальной продукции, предоставление коммунальных и бытовых услуг, выполнение работ по эксплуатации, ремонту и строительству;
  • однородность продукции отдельных предприятий : например, для водоснабжения, водоотведения, городского транспорта;
  • наличие постоянного контингента потребителей ;
  • специфическая связь процессов производства и потребления .

Специфика связи производства и потребления в городском хозяйстве

Структура городского хозяйства

Основные подсистемы: 1.Градообразующая:

Промышленность -транспорт -наука

2.Градообслуживающая

Отрасли нематериального производства города: -торговля -общественное питание -ЖКХ -системы здравоохранения, спорта, культуры материально-технического оснащения

3. социальная сфера

Профессионально-квалификационная структура: -наличие рабочих специалистов и уровень их квалификации -социально-демографическая структура

4. управленческая

Комплекс местных, государственных и общественных организаций

5. пространственная структура:

Жилье -производство -торговые места -коммунально-складские комплексы и др. -природные ресурсы

Литература

1. Економіка міського господарства: Навч. посібник / За ред. Т.П. Юр’євої. – Х.: ХДАМГ, 2002

2. Коссой Ю.М. Экономика и управление на городском электрическом транспорте: Учебник . – М.: Мастерство, 2002. - 352с.

3. Славута О.І. Економіка і організація діяльності підприємств міського господарства: Навч. посібник . - - Х.: ХНАМГ, 2009.- 284 с.

4. Титяев В.И., Кислощаев А.Г. Организация управления и планирования жилищно-коммунального хозяйства . -К.: Вища школа, 1981. – 183с.

5. Файнберг А.И. Экономика, организация и планирование городского электротранспорта . - М.: Стройиздат, 1987. - 263 с.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Городское хозяйство" в других словарях:

    Комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, призванных удовлетворять повседневные коммунальные, бытовые и социально культурные нужды жителей городов и посёлков городского типа. К Г. х. относятся Жилищное хозяйство,… …

    Комплекс служб, пр тий, инж. сооружений и сетей (в т. ч. подземных), предназнач. для удовлетворения коммунальных, бытовых и социально культурных нужд жителей городов и посёлков гор. типа, а также нек рых производств. нужд пром. пр тий. К Г. х.… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    хозяйство городское - Комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, предназначенных для удовлетворения коммунальных, бытовых и социально культурных нужд жителей города или посёлка городского типа [Терминологический словарь по строительству на 12 языках… … Справочник технического переводчика

    Комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, предназначенных для удовлетворения коммунальных, бытовых и социально культурных нужд жителей города или посёлка городского типа (Болгарский язык; Български) градско стопанство (Чешский… … Строительный словарь

    ГПО Минское городское жилищное хозяйство Республика Беларусь, 220004, Минск, пр т Победителей 5, каб. 301 Государственное производственное объединение Минское городское жилищное хозяйство объединение организаций жилищного хозяйства города Минска … Википедия

    Совокупность пр тий, служб, х в, обслуживающих как нас., так и пр тия и организации нас. пункта. Это сан. техн. и сан. гигиенич. пр тия (водопровод, канализация, бани, прачечные), гор. пасс. транспорт, энергетические пр тия (электрост., гор.… … Екатеринбург (энциклопедия)

    Совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства (См. Городское хозяйство). Во многих городах и поселках предприятия К. х. обслуживают также и… … Большая советская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Озерки. Посёлок Озерки Страна РоссияРоссия … Википедия

    КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО - возникло при органах т. н. местного самоуправления: городских управах в России, муниципалитетах во Франции и Англии, магистратах в Германии как результат выполнения этими органами обязанностей по благоустройству населенных мест. Эти обязанности… … Большая медицинская энциклопедия

    Городское поселение России (АЕ 3 го уровня) … Википедия

Книги

  • Городское хозяйство , . В учебном пособии в систематизированной форме изложены теоретико-методологические основы функционирования и развития города и комплекса городского хозяйства, позволяющие составить целостное…

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Сложная и динамичная система подотраслей, обеспечивающих удовлетворение жизненно важных потребностей населения, а также различных организаций и предприятий, расположенных на территории любого административно-территориального образования, носит название муниципального хозяйства.

Сложность его системы состоит в многообразии состава предприятий и организаций, которые существенно различаются по характеру оказываемых услуг, организационным формам и структурам управления, а динамичность - в постоянном развитии муниципального хозяйства территориальных образований и повышении требований к предоставляемым услугам.

Состав отраслей муниципального хозяйства, объемные и качественные показатели деятельности предприятий и организаций основных подотраслей определяется размером города, численностью его населения и особенностями планировки, а также выполняемым им функциям.

Численность населения муниципального образования, а так же его функции определяют не только площадь занимаемой территории, но и сложность его административно - территориального устройства, функциональное разнообразие территорий, сложность и многогранность его городского хозяйства. Важнейшим условием характеристики муниципального образования как объекта управления является представление его в качестве многофункциональной системы. Муниципальное образование как многофункциональный и сложный объект может быть представлено как экологическая, транспортная, административно-территориальная, производственно-хозяйственная, демографическая система, состоящая из пяти основных подсистем:

градообразующей, включающей промышленность, транспорт, науку и научное обслуживание, строительство;

градообслуживающей, к которой относятся отрасли сферы нематериального производства, то есть предприятия торговли, общественного питания, система образования, здравоохранения, учреждения культуры, жилищно-коммунальное хозяйство и другие виды обслуживания населения и предприятий города;

социальной, состоящей из блоков профессионально-квалификационной структуры населения, характеризующей наличие рабочих, служащих, специалистов и уровень их квалификации, и социально-демографического;

управленческой, включающей комплекс управленческих структур и общественных организаций, расположенных в городе;

пространственной, включающей природные ресурсы, районы жилой застройки, производственные, торговые, санитарно-защитные и другие функциональные зоны города.

Целью данной контрольной работы является изучение структуры и особенностей городского хозяйства.

Задачи контрольной работы:

Рассмотрение понятия городского хозяйства и его структуры;

Рассмотрение особенностей городского хозяйства и его функций.

1. Понятие городского хозяйства

Городское хозяйство - хозяйственная деятельность городского округа, в целях удовлетворения коллективных, общественных и духовных потребностей населения.

Субъект хозяйствования является муниципальное образование (городской округ) в лице его органов самоуправления.

Термин «муниципальное хозяйство» издавна применяют в законодательстве многих стран. По Л.А. Велихову происхождение упомянутого термина относится к классической древности (пат. munis - тяжесть, тягота, бремя; capio, recipio - беру, принимаю), а определение «муниципального хозяйства» звучит, как деятельность муниципалитета (городского управления). Именно Велихов предложил называть муниципальное хозяйство городским, дав ему следующее определение:

Городское хозяйство является основой экономики и населённого пункта, обеспечивая, прежде всего, его социально-экономическую и экологическую стабильность:

городской округ (городское поселение) - город, в котором осуществляется местное самоуправление населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

муниципальный район - несколько поселений или поселений и межселенных территорий, объединенных общей территорией, в границах которой осуществляются решения вопросов местного значения межпоселенческого характера населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

внутригородская территория города федерального значения - часть территории города федерального значения, в границах которой местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления;

муниципальное образование - городское или сельское поселение, городской округ либо внутригородская территория города федерального значения; (Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Вопросы местного значения - вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно; органы местного самоуправления - избираемые непосредственно населением и (или) образуемые представительным органом муниципального образования органы, наделенные собственными полномочиями по решению вопросов местного значения; муниципальная собственность - собственность муниципального образования.

Рассматривая сам термин «городское хозяйство», надо заметить, что хозяйство - это совокупность хозяйствующих объектов, ограниченных видом собственности, определенным характером деятельности и территорией, на которой осуществляется эта деятельность. Например, государственное хозяйство любой современной страны существует в ее границах, а права государства при осуществлении хозяйственной деятельности напрямую зависят от формы собственности хозяйствующих на его территории субъектов.

«Городское (или муниципальное) хозяйство» - хозяйственная деятельность, которая характеризуется тесной взаимосвязью социальных, экономических, экологических и технических процессов, причем субъектом хозяйствования является муниципальное образование (городской округ) в лице его органов самоуправления.

Соответственно городское управление, как берущее на себя по полномочию города и с разрешения правительства бремя правительственной власти, выполнения общественных задач и распоряжения хозяйственными средствами, называется муниципалитетом, а его деятельность - муниципальным хозяйством. В современном представлении с принятием Закона понятие «муниципальное образование» (которое включает городское и сельское поселение, муниципальный район, городской округ, внутригородскую территорию города федерального значения) является официальным правовым определением статуса населенной территории, в пределах которой осуществляется местное самоуправление и имеется муниципальная собственность.

1.1 Структура городского хозяйства

Основны городского хозяйства составляют следующие подсистемы:

1. Градообразующая:

промышленность

транспорт

Градообразующие отрасли определяют экономическую базу города, его возникновения и дальнейшего развития. Главный фактор - промышленное производство. Большинство городов является многофункциональны и полифункциональными.

Предприятие ведущей отрасли обеспечивает места для основной части трудоспособного возраста.

2. Градообслуживающая

отрасли не материального производства города;

торговля;

общественное питание;

системы здравоохранения, спорта, культуры материально-технического оснащения.

Для нормального функционирования ведущей градообслуживающей отрасли необходимы предприятия, учреждения, служащие для удовлетворения материальных и духовных потребностей населения.

3. Социальная сфера

профессионально-квалификационная структура;

наличие рабочих специалистов и уровень их квалификации;

социально-демографическая структура;

комплекс местных, государственных и общественных организаций.

4. Пространственная структура:

производство;

торговые места;

коммунально-складские комплексы и др.

природные ресурсы.

2. Особенности городского хозяйства

Городское хозяйство как объект управления имеет ряд особенностей:

Местный характер производства, оказания и потребления услуг (продукции); эти процессы, как правило, протекают в границах территории муниципального образования или городских территорий.

Индивидуальность (незаменяемость) услуг и продукции предприятий муниципального хозяйства; предоставляемые каждым из этих предприятий услуги являются уникальными и не могут быть заменены на другие.

Специфичность связей производства и потребления продукции (услуг), которые либо следуют одно за другим либо совпадают во времени.

Тесная взаимосвязь развития и состояния муниципального хозяйства с предприятиями градообразующей сферы, с тем видом деятельности, который оправдывает появление территориально-административного образования, его существование, развитие и обеспечивает для этого необходимые ресурсы.

Территориально-административное образование на основе города может выполнять одну или несколько основных функций. По функциональному назначению можно выделить следующие группы городов:

Города как административно-территориальные центры и столицы. В случае развитие города и его муниципального хозяйства будет определяться не только экономическими, но и социально- политическими требованиями.

Город как регионально-многоотраслевой центр. В градообразующей базе этих городов преобладают предприятия различных отраслей, являясь наиболее крупными в своей отрасли. Система управления городом и муниципальным хозяйством при этом должна строиться с учетом гармоничного сочетания территориальных и отраслевых принципов и приоритетов управления.

Многоотраслевые города. Для них характерными чертами является наличие в городе предприятий различных отраслей самых разнообразных размеров. При этом задачей стратегического управления муниципальным хозяйством городом является создание и развитие такой городской инфраструктуры, при которой работники всех предприятий как равноправные жители города должны иметь одинаковый уровень обеспеченности всеми видами коммунальных услуг и социальных благ.

Одноотраслевые (однопрофильные) города. Основа появления или существования этих городов связана с наличием одного или нескольких однородных предприятий, на которых работает большинство трудоспособного населения. Социально-экономический уровень развития города и муниципального хозяйства обуславливается финансовым состоянием основного предприятия и перспективами его развития.

Особую категорию одноотраслевых городов составляют наукограды, в которых ярко выраженной градообразующей базой является наука. Только на территории Подмосковья таких городов более 28. Состояние муниципального хозяйства этих городов напрямую зависит от объемов бюджетных средств, направленных на финансирование научных исследований.

Специфические города. Появление этой категории городов связано со специфическими особенностями, характерными только для данного региона.

Такими особенностями могут выступать природно-климатические и экономико-географические условия. Например Кисловодск, Сочи, Анапа - центры отдыха; Суздаль, Кижи - туристические центры. Здесь стратегическое управление муниципальным хозяйством обуславливается необходимостью развития города в соответствии с требованиями наилучшего использования специфических особенностей в сочетании с развитием научно-технического и социально-экономического прогресса.

Комплексность и пропорциональность развития подотраслей сферы муниципального хозяйства. Очевидно, что отсутствие каких-либо жизненно важных коммунальных услуг способно резко снизить качество и удобство жизни населения города. Строительство жилых домов необходимо вести одновременно со строительством дорог, благоустройством, формированием транспортной, социальной, торговой инфраструктуры, то есть осуществлять комплексную застройку территорий.

Зависимость размера предприятий муниципального хозяйства и их размещения от местных условий. Планировка городов и их размер непосредственно влияет на уровень развития муниципального хозяйства и определяет наличие или отсутствие тех или иных видов услуг. Например, в компактно расположенном городе с небольшой территорией может отсутствовать внутригородской пассажирский транспорт, что не оказывает существенного влияния на нормальное функционирование комплекса городского хозяйства.

Предприятия и организации муниципального хозяйства имеют специфические черты своей производственной деятельности, которые определяют особенности организации производственной структуры и управления:

Продукция предприятий как правило не имеет овеществленного характера и выступает в форме услуги. Например, услуги теплоснабжения заключаются в нагреве воды для целей отопления, городского транспорта - в предоставлении услуг по перевозке пассажиров и т. д.

Целью деятельности предприятий муниципального хозяйства является удовлетворение потребностей населения в предоставляемых услугах, постоянное повышение уровня обслуживания и качества услуг, и, в отличие от коммерческих предприятий, извлечение прибыли (дохода) не должно являться основной задачей и главным критерием эффективности их деятельности.

Переменный режим работы в соответствии с графиками потребления услуг. Потребление услуг предприятий муниципального хозяйства имеет ярко выраженную неравномерность как по сезонам года, так по часам суток (часы с максимальными «пиковыми» нагрузками), и предоставление этих услуг должно быть согласовано с режимами потребления.

Наличие на предприятиях муниципального хозяйства достаточно значительных резервных мощностей (до 30% оборудования), необходимых для покрытия максимальных сезонных и пиковых нагрузок. Последствием этого является снижение коэффициента полезного действия и других показателей использования оборудования и повышение себестоимости услуг.

Невозможность компенсировать невыполнение производственной программы муниципального предприятия без ущерба для потребителей ни ее последующим перевыполнением ни предоставлением других видов услуг.

Отсутствие прямой зависимости между численностью работников предприятия муниципального хозяйства и объемом оказываемых услугБольшинство предприятий муниципального хозяйства производят однородную продукцию, то есть предоставляют один вид услуг, который на территории города как правило является уникальным.

Значительная часть предприятий на территории муниципального образования является естественными локальными монополистами в производстве и предоставлении услуг (предприятия коммунальной энергетики, водоснабжения и отведения и т.д.), или занимают олигопольное положение (организации жилищной сферы, дорожно-мостового хозяйства и т.д.).

3. Функции городского хозяйства

одноотраслевой город муниципальный хозяйство

В отличие от частного предприятия, у которого цель - получение прибыли, основная задача городского хозяйства - удовлетворение коллективных потребностей жителей города. Эта цель приводит к тому, что постоянно меняется способ ведения городского хозяйства в разных странах.

Основные функции городского хозяйства:

Контроль за деятельностью муниципальных предприятий, оказывающих жилищно-коммунальные услуги.

Выполнение работ и оказание услуг жилищно-коммунального назначения, транспортного обслуживания населения пассажирским автотранспортом общего пользования, а также подготовка и формирование пакета документов для размещения муниципального заказа на выполнение работ (оказание услуг):

по капитальному ремонту жилого фонда;

по проведению праздничных мероприятий;

по текущему содержанию, по капитальному и текущему ремонтам объектов внутриквартального благоустройства;

по текущему ремонту и текущему содержанию объектов внешнего благоустройства (проезжая часть улиц, дорог и площадей, тротуаров, пешеходные дорожки открытые и закрытые сети водоотвода поверхностных стоков, мосты, путепроводы, подпорные стенки набережных, береговые укрепления, скверы, бульвары, элементы малых архитектурных форм, зеленые зоны и насаждения на улицах и дорогах, полигоны ТБО, общественные уборные, наружное освещение города);

по прочим работам и услугам (содержание кладбища, услуги бань, отлов бродячих животных, вывоз несанкционированных свалок и остовов машин, вывоз трупов, пережог угля, выпадающие доходы от применения регулированных цен и тарифов).

Разработка и реализация организационных, производственных и технических программ и мероприятий по перспективному развитию и модернизации объектов инженерной инфраструктуры города, эффективному использованию ресурсов, направленных на организацию бесперебойного и качественного обслуживания населения города.

Осуществление контроля за подготовкой жилищно-коммунального хозяйства к работе в зимних условиях и прохождением отопительного сезона на территории городского округа.

Осуществление контроля за эксплуатацией муниципального жилищного фонда, инженерных сетей ВДО, обеспечением надлежащего уровня их обслуживания, эксплуатации и ремонта.

Рассмотрение и согласование производственных программ организаций коммунального комплекса.

Согласование в установленном порядке технических условий на водоснабжение, водоотведение и теплоснабжение проектируемых и реконструируемых действующих городских объектов.

Выдача разрешений на производство земляных работ и контроль за их исполнением.

Составление прогноза лимитов потребления энергоресурсов (электрической и тепловой энергии) и их распределение между предприятиями ЖКХ и организациями, финансируемыми из городского бюджета.

Осуществление контроля за санитарным состоянием городских территорий;

Организация и контроль за работой муниципальных и иных транспортных предприятий и организаций, обслуживающих население города, утверждение маршрутов и графиков движения транспорта и т.д.

Заключение

Значение территориально-хозяйственных комплексов городов как структурных единиц народно-хозяйственного комплекса определяется с одной стороны бурным развитием городов, с другой - децентрализацией экономики и повышением роли территорий в решении экономических и социальных вопросов. В силу этого финансовый механизм отрасли в условиях рыночной экономики должен содержать элементы, обеспечивающие социальную защиту населения и территории от стихийного повышения цен на жизнеобеспечивающие услуги муниципального хозяйства.

Сосредоточение в единых руках всех технических служб города (водопроводного, газового, электрического и транспортного хозяйств) позволяет, упорядочив их эксплуатацию, предоставлять населению дополнительные удобства. Скажем, можно регулировать электроснабжение и электропотребности (снабжать электроэнергией в дневные часы трамвайный и троллейбусный парк, а в ночные часы обеспечивать освещение). Обладая всеми трубопроводами можно сделать так, чтобы одновременно проводились прокладка, либо ремонт газовых, водопроводных и канализационных труб. Как известно подобные работы нередко портят жизнь горожанам. То же относится и к проведению других уличных работ, связанных со строительством и благоустройством территории. И еще одно преимущество муниципальной собственности - возможность видеть и обеспечивать перспективы развития городов и их хозяйство, строить и развивать городские службы с расчетом на будущее.

Список используемой литературы

1. Воронин А.Г. Основные принципы формирования структуры управления муниципальным образованием / А.Г. Воронин // Городское управление. 2006. - №1. - С. 6-19.

2. Выдрин И.В. Муниципальное право России: учебник/ И.В. Выдрин, А.Н. Кокогов. - М.: НОРМА, 2007. - 448 с.

3. Гаврилов А.И. Муниципальное хозяйство: методологические аспекты менеджмента: учебник для вузов / А.И. Гаврилов, В.Ф. Сергеев, Н.Е. Жигалова. - Н. Новгород: ВВАГС, 2008.- 456 с.

4. Городское хозяйство [Электронный ресурс]: Учебное пособие. -http://do.gendocs.ru/docs/index-59601.html?page=3

5. Материал из Википедии - свободной энциклопедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Городское_хозяйство

6. Организация городского хозяйства [Электронный ресурс]: Лекции для студентов. - http://www.rgrtu-help.ru/index.php/econs/27-ogh/727-lekcii.html

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Характерные черты города как поселения. Общее понятие и элементы муниципального хозяйства. Укрупненный состав градообслуживающей сферы. Внешние функции по содержанию и коммунальному обеспечению городских объектов. Комплекс потребительского рынка.

    контрольная работа , добавлен 20.06.2014

    Термин "муниципальное хозяйство" в законодательстве разных стран. Обеспечение жизнедеятельности населения городского образования. Основа городского хозяйства, как комплекс базовых отраслей, как объект управления и регионально-многоотраслевой центр.

    реферат , добавлен 13.02.2012

    Понятие, сущность, функции, основные методы, инструментарий и модели государственного регулирования. Сфера городского хозяйства. Механизмы государственного регулирования. Центральные, региональные, муниципальные или коммунальные органы управления.

    курсовая работа , добавлен 19.01.2013

    Элементы муниципального хозяйства, специфика и формы его организации. Понятие комплексного социально-экономического развития городского хозяйства. Анализ управления имуществом в муниципальном образовании и основные направления его совершенствования.

    дипломная работа , добавлен 21.10.2010

    Социально-экономическое муниципальное образование. Анализ проблем муниципального образования г. Троицка, пути их решения. Характеристика городского хозяйства, социальной сферы и сферы услуг. Производственный сектор, занятость населения, доступность жилья.

    курсовая работа , добавлен 21.02.2012

    Проблема экономического обоснования тарифного регулирования деятельности естественных монополий городского хозяйства. Особенности теплоснабжения и теплопотребления в Мурманской области. Совершенствование тарифного регулирования тепловой энергии.

    курсовая работа , добавлен 28.11.2012

    Муниципальное управление в сфере жилищно-коммунального хозяйства. Общие проблемы реформирования ЖКХ в постсоветских странах. Анализ опыта г. Краматорска по созданию управляющей компании в системе городского ЖКХ и основных направлений ее деятельности.

    дипломная работа , добавлен 29.04.2011

    Понятие и особенности ведения городского хозяйства, объекты управления в нем. Состав и использование муниципального имущества. Основные методы управления муниципальным имуществом города. Направления и проблемы приватизации муниципальной собственности.

    контрольная работа , добавлен 19.06.2014

    Характеристика муниципального хозяйства. Особенности управления транспортным комплексом города: задачи, проблемы, критерии эффективности функционирования городского транспорта, органы управления. Социально-экономическое развитие муниципальных образований.

    реферат , добавлен 17.11.2010

    Методологические и теоретические основы управления, элементы и организационная специфика муниципального хозяйства, формы его организации. Совершенствование управления развитием муниципального хозяйства по развитию социальной инфраструктуры г. Арзамас.