Государственный сектор России – это обширная сфера, в которой трудоустроено огромное количество людей. Согласно статистической информации от начала 2017 года, на должностях непосредственно госслужащих и в качестве сотрудников госучреждений работает около 5,4 миллионов россиян, которые получаю оклады из . Напомним, что на протяжении последних нескольких лет (а именно – с 2014 года) заработная плата госслужащих и муниципальных работников была подвергнута мораторию на повышение.
Тем не менее, исходя из майских указов Владимира Путина, в 2018 году им должны с лихвой окупить период ожидания, проиндексировав оклады сразу в полтора раза. Естественно, что момент повышения зарплат вызывает интерес как у самих представителей госсектора, так и у простых россиян, ведь, как показывает российская практика, их реальные доходы часто являются тайной.
Однако не так давно бывший глава Министерства финансов РФ Алексей Кудрин заявил, что консолидированный бюджет страны на сегодняшний день не располагает достаточными средствами для того, чтобы произвести такое значительное повышение зарплат. Впрочем, это заявление не вызывает удивления – кризисные явления в экономике, нестабильность , необходимость погашать внешние долги и неустойчивые котировок на рынке черного золота не дают соответствующей возможности.
Похоже, кризис в стране мешает повышению зарплат госслужащих
Конечно, можно использовать для повышения окладов средства региональных бюджетов, однако их наполняемость тоже оставляет желать лучшего. Кроме того, эти средства нужны для ремонта школ, детсадов и медицинских учреждений. В итоге было сказано, что указы президента выполняться будут, но, скорее всего, не в полном объеме и в отношении лишь некоторых категорий чиновников. Повышение будет происходить не одномоментно, а постепенно. Давайте разберемся, на какие оклады могут рассчитывать госслужащие в 2018 году.
Прежде чем перейти к обсуждению возможного повышения окладов представителям государственных служб, давайте разберемся, какие категории граждан имеют отношение к этому сектору. Согласно нормативной трактовке, к числу госслужащих относятся специалисты, исполняющие обязанности в рамках службы в организациях и учреждениях государственного сектора. Данная категория в Российской Федерации представлена работниками, трудящимися на благо законодательной, исполнительной и судебной власти.
По сути, это работники президентского аппарата и налоговой инспекции, специалисты, занятые в миграционной службе, лица, работающие в таможенных органах, специалисты из Роспотребнадзора и Росреестра, сотрудники пограничной службы, сенаторы, представители министерств, прокуроры, сотрудники мэрий, депутаты и так далее.
Как уже было сказано, несколько последних лет в России действует мораторий на повышение заработной платы государственным служащим. Указ, закрепляющий данную норму, был издан и вступил в силу с 1 января 2016 года, а затем был пролонгирован и на 2017 год. Причинами такого шага стали негативные как на внутреннем, так и на мировом рынке, а также инфляционный рост и увеличение безработицы. Напомним, что данный указ лишь продлил действие ранее введенного запрета.
Запрет отменил индексации зарплат государственных служащих еще в 2014 году. Тем не менее, в 2018-2019 годах оклады тех, кто служит в госсекторе, могут резко взлететь вверх – в рамках компенсации ущерба за годы моратория предложено повышение в размере 38% текущего уровня оплаты труда. Средняя сумма заработной платы чиновников сегодня измеряется цифрой 99,9 тысяч рублей. При этом, согласно информации из источников Росстата, текущие зарплаты государственных служащих характеризуются следующими цифрами:
Однако вопрос с региональными решениями на 2017 год требует отдельного обсуждения. Конечно, большая часть чиновников на местах не решилась нарушить президентский указ о продлении моратория – Омская, Тюменская, Ростовская области, Ставропольский и Приморский края подтвердили, что в местных бюджетах не предусмотрено средств на индексацию окладов. Однако в президентском указе есть небольшая лазейка, которой чиновники не преминули воспользоваться.
В документе сказано, что заработную плату запрещено подвергать индексации, то есть – увеличивать её всем категориям на один и тот же коэффициент. Но вот про отдельно взятое увеличение оплаты труда там не сказано ни слова. Так что, если опираться на данные, представленные Роскомстатом, коэффициент среднемесячного уровня оплаты работы тех, кто занят в представительствах министерского сектора и центральных ведомствах, еще в 2016 году ознаменовался ростом в 103,5%, а у работников региональных ведомств – в 107,7%.
Если же говорить о ситуации на местах, которая наблюдалась в регионах в 2017 году, то можно привести следующие данные:
Как показывают последние новости, вполне возможно, что в 2017 году некоторые категории чиновников все-таки получат повышение окладов и на общефедеральном уровне. В их число могут войти судебные и министерские работники, сенаторы, депутаты и представители генпрокуратуры РФ. Предполагается, что для реализации данной цели будет выделено 47,5 миллиардов рублей.
В 2018 году чиновникам нужно приготовиться к тому, что система оплаты их труда будет подвергнута некоторым изменениям. Кроме факта повышения гарантированной части окладов, правительство сообщило, что данную сферу ждут инновации. Они направлены на выявление зависимости заработной платы от того, насколько эффективно работает отдельно взятый представитель госсектора. В законопроекте про бюджетную политику на 2018 год сказано, что категории государственных служащих в два раза следует повысить оклады.
Это выразится в сумме 450 млрд рублей. При этом около 380 млрд предусмотрено в рамках дополнительного стимулирования госслужащих, из которых 193 млрд будет освоено уже в 2017 году. Если текущий средний оклад в виде 99900 р. будет повышен на 38%, ежемесячный оклад составит примерно 140000 р. По словам Олега Митволя, ранее занимавшего должность замруководителя Росприроднадзора, в среде чиновников наблюдается довольно резкая дифференциация доходов, так что нельзя повышать оклады в одинаковых пропорциях.
Например, средний оклад в президентской администрации равен 208000 рублей, зарплата чиновников высшего ранга доходит до 750000, а специалист 1-й категории в столичных службах получает 26000 рублей в месяц, что приводит к желанию молодого специалиста получить неправомерный доход. Именно этой категории специалистов нужно повышать оплату труда, чтобы стимулировать молодежь идти в госслужбы и работать там честно и эффективно.
Согласно новым законодательным нормам, получение максимального оклада и дополнительных выплат в 2018 году потребует от должностного лица выполнить целый ряд требований. Каждый чиновник будет подписывать трудовой договор с четко прописанными нормативами и показателями, которые следует выполнить, а также критериями оценки эффективности его труда. Тот, кто не сумеет «доказать» свою полезность на рабочем месте, получит урезанную зарплату и лишится дополнительных стимулирующих надбавок.
Напомним, что сейчас заработная плата госслужащих комбинируется из таких элементов:
Сегодня два первых элемента – это основная часть финансирования труда чиновников, которая часто составляет лишь около 1/8 всей зарплаты. С 2018 года именно ее планируют повысить, сократив динамичную часть в виде надбавок и бонусов.
К слову, вопрос оценки качества работы чиновников остается сложным и открытым. В правительстве говорят, что для каждого ведомства будет разработан отдельный список показателей эффективности. Что касается нынешней ситуации, то ни в одном из министерств не смогли четко ответить на вопрос, как сейчас определяется качество работы людей, занятых в данных ведомствах.
Представители Минкомсвязи, Минфина, Минобрнауки и Минэкономразвития довольно туманно говорят о каких-то плановых показателях работы вышеперечисленных учреждений, по которым они дают ежегодный отчет. Сотрудники министерств выполняют свои функции согласно регламентам, в которых определены образовательные критерии, необходимые навыки, компетенция и стаж. Если ознакомиться с указанными регламентами, можно заметить, что там нет ни единого слова о привязке уровня оплаты труда к каким-то конкретным показателям.
По словам президента Фонда социально-экономических и интеллектуальных программ Сергея Филатова, система оценки работы чиновников является для России актуальной и необходимой. Он сообщил, что шаг в виде сокращения надбавок и увеличения окладов весьма разумен, однако не стоит увлекаться введением множества коэффициентов и критериев – это только усложнит и запутает систему оценки. Кроме того, не всегда показатели деятельности чиновника могут быть оценены количественно, а качественный признак не всегда понятен.
По мнению Дмитрия Абзалова, президента Центра стратегических коммуникаций, идею можно назвать верной, но он не видит возможности реализовать её по отношению к госструктурам. Например, если для служащих экономического сектора можно предложить показатель в виде привлечение капитала или создания новых мощностей на производствах, для представителей Минтруда – сокращение числа безработных или количество новых рабочих мест, то в политическом блоке измерять эффективность попросту нечем.
Отдельно упомянем, что в новом календарном периоде госслужащих ожидает сокращение. После внедрения контрактной системы правительство предполагает заняться пересмотром полномочий госорганов так, чтобы исключить их дублирование в разных учреждениях и ведомствах. Так что не исключено, что именно таким образом в бюджете и появятся средства на увеличение окладов.
В мае 2017 года также было заявлено, что в бюджете вполне могут найтись средства и на индексацию окладов госслужащих – в привязке с зафиксированным уровнем инфляции она может составить около 4-5%.
В одном из интервью, вызвавшем столь бурный резонанс в обществе, председатель правительства РФ Дмитрий Медведев обронил свою знаменитую фразу: «Денег нет, но вы держитесь!». Опуская всевозможные инсинуации на счет языка премьера, все же следует констатировать, что он был откровенен в своих высказываниях, так как дела с наполнением обстоят неважно. И этому есть ряд причин.
Во-первых, не смотря на заверения оптимистически настроенных членов правительства, в 2016 году в России продолжается экономический спад, а значит идет сокращение поступлений в бюджет из реального сектора экономики.
Во - вторых, цены на нефть и газ, денежные поступления от реализации которых являются критическими для государственной казны, остаются на достаточно низком уровне.
Ну и в третьих, Резервный фонд, который был задействован на протяжении последних 2 лет для погашения образовавшегося дефицита в бюджете, до 2017 года практически будет исчерпан.
Исходя из вышеперечисленных причин, можно смело утверждать, что никакого реального повышение заработной платы госслужащих в 2017 году не произойдет. В этом можно убедится, прочитав последние новости, которые не вызывают оптимизма. Единственное, на что может рассчитывать госслужащий в новом году – это индексация его заработка в размере не более 8% на уровень , заложенный в бюджет.
Что же посоветовать российским учителям, врачам, воспитателям и другим госслужащим и , которые так надеются на повышение своих зарплат в 2017 году? Приведем снова цитату российского премьер- министра: «Если кто-то желает хорошо зарабатывать, значит, ему следует сменить профессию и заняться предпринимательской деятельностью».
Ну, и как стало известно из достоверных источников в российском правительстве, найден еще один выход из ситуации, которая сложилась с оплатой труда в госсекторе: В 2017 году государственных служащих ожидает масштабное сокращение. Как и в каком объеме будет проходить столь важная реорганизация, пока точно не известно, но то, что армия бывших чиновников низшего звена пополнит ряды безработных в новом году, уже решено.
В 2018 году федеральные органы сократят предельную численность своих работников и смогут тратить сэкономленные зарплаты на премии. В предыдущие три года действовали антикризисные ограничения на такие стимулирующие выплаты
Фото: Алексей Филиппов / ТАСС
Правительство предлагает в 2018 году сократить предельную численность федеральных чиновников, а сэкономленный таким образом фонд оплаты труда (ФОТ) направить на материальное стимулирование госслужащих. Это должно повысить эффективность работы органов исполнительной власти, следует из документа, размещенного на портале нормативно-правовых актов.
Штат федеральных органов и так сокращается: по данным Минфина (есть у РБК), в 2016 году сокращение на федеральном уровне составило 11,3% (данных за 2017 год еще нет). Но перераспределять свободные средства ФОТ между работающими чиновниками последние три года могли не все ведомства, а только те, в которых вакантные места не превышают 10% от утвержденной предельной численности. Это была одна из антикризисных «тактических» мер, фигурировавшая в федеральном бюджете в 2015, 2016 и 2017 годах. Теперь, когда бюджет стабилизирован, от этой нормы решено отказаться (хотя еще в августе Минфин планировал продлить ее и на 2018 год).
Оклады госслужащих не индексировались последние четыре года, и премирование сотрудников в тех органах, где коэффициент замещения превышал 90%, было одной из лазеек по увеличению выплат чиновникам. Другую возможность предоставляло правительство, более 100 млрд руб. на стимулирующие выплаты чиновникам (сверх базового оклада) по майским указам 2012 года; на ближайшие три года на эти цели тоже предусмотрено по 95-97 млрд руб.
С 2018 года правительство возвращается к индексации зарплат госслужащих, депутатов, сенаторов и судей — и это тоже возврат к докризисному порядку вещей после нескольких лет бюджетной экономии.
Минфин во исполнение поручений правительства (соисполнителями также названы Минтруд, Минэкономразвития и министр «открытого правительства» Михаил Абызов) разработал два документа по оптимизации численности госорганов и материальному стимулированию госслужащих — проект указа президента и проект постановления правительства. В соответствии с ними федеральные органы исполнительной власти направят в правительственную комиссию по проведению административной реформы (ее возглавляет вице-премьер Сергей Приходько) предложения по «оптимизации системы управления и структуры с целью сокращения предельной численности» работников. По результатам рассмотрения правкомиссией предельная численность и фонд оплаты труда в этих ведомствах будут скорректированы: бюджетные ассигнования на оплату труда сократятся, но пропорционально вырастут ассигнования на материальное стимулирование. Окончательное решение по оптимизации численности и премиальному фонду в тех ведомствах, которыми руководит правительство, будет принимать соответственно правительство, а в тех органах, которые подчинены президенту (это силовые ведомства, такие как МВД, Минобороны, ФСБ, ФСО, Росгвардия, а также Минюст, МИД), — соответственно президент.
Президент Владимир Путин уже начал оптимизировать подчиненные ему органы: 31 декабря 2017 года он подписал указ о сокращении предельной численности в МВД на 10 тыс. человек, до 894,9 тыс.
Что входит в понятие материального стимулирования
Согласно закону «О государственной гражданской службе РФ», денежное содержание гражданского служащего состоит из суммы должностных окладов, включающих должностные оклады и оклады за классный чин, и ежемесячных и иных дополнительных выплат.
Дополнительными выплатами могут быть меры как материального поощрения, так и материального стимулирования. К последним относятся премии по результатам профессиональной служебной деятельности; премии по результатам деятельности отдельного структурного подразделения федерального органа; премии по результатам деятельности органа; продвижение по службе с учетом достигнутых результатов деятельности; предоставление льгот и социальных гарантий с учетом результатов деятельности.
Единого нормативного акта о материальном стимулировании российских госслужащих нет, все детали, включая частоту премий, регулируются каждым ведомством самостоятельно, пояснили РБК два чиновника в федеральных министерствах и представитель пресс-службы Минтруда. К примеру, в Минпромторге премии бывают месячными и годовыми, в Счетной палате — ежеквартальными, в Минэкономразвития и Минтруда — квартальными и годовыми.
Проект об оптимизации численности госорганов и материальном стимулировании был разработан в рамках поручения президента об усовершенствовании контрольно-надзорной системы, сказал РБК член Экспертного совета при правительстве Александр Брагин. «Первоначальная идея была в том, чтобы дать возможность контрольно-надзорным органам направить средства, которые они высвободят за счет сокращения внутри себя, на повышение оплаты труда оставшихся сотрудников и информатизацию», — говорит он.
По словам Брагина, в территориальных органах многих ведомств зарплаты инспекторов, которые проверяют предприятия и выписывают штрафы на десятки миллионов, составляют 15-17 тыс. руб. Вторая проблема, по его словам, заключается в том, что «в региональных органах контроля, условно ветеринарном органе Ульяновской области, зарплата инспектора на 20-30% больше, чем в территориальном органе федерального Россельхознадзора». Из-за этого, отмечает Брагин, происходит переток кадров, а качество кадров в территориальных органах «федеральных контролеров» выше.
РБК направил запросы в Минфин, Минтруда и Минэкономразвития, но не получил ответов в выходной день, 8 января.
Согласно данным Минфина, по состоянию на 2016 год в большинстве федеральных ведомств число вакансий было больше 10% от предельной численности (в целом по всем федеральным госорганам был замещен 91% установленной предельной численности). Наиболее низкий процент замещения должностей был в центральных аппаратах Ростехнадзора (66%), Верховного суда (66%), Спецстроя (70%), Росприродназдора (74%), ФАС (76%), ФАНО (76%), МЧС (77%). Среди причин недозамещения Минфин называет длительность и сложность процедуры конкурсов на замещение вакансий, частые командировки работников территориальных органов, а также высокие требования к профессиональным знаниям и навыкам при низкой оплате труда.
Ограничения на премирование служащих за счет экономии на ФОТ по вакантным должностям, действовавшие в 2015-2017 годах, Минфин объяснял необходимостью ускорить замещение вакантных должностей, чтобы снизить уровень загрузки чиновников, а также устранить диспропорцию в уровне оплаты труда федеральных чиновников, так как их уровень оплаты труда в значительной мере зависит от укомплектованности должностей в соответствующем федеральном органе исполнительной власти, следовало из пояснительной записки к соответствующему постановлению правительства в 2016 году.
По данным Росстата, за 2016 год средняя зарплата среди всех федеральных чиновников составляла 116 тыс. руб. Самые низкие зарплаты были в федеральных агентствах по недропользованию и по делам национальностей, а также в Следственном комитете (ниже 60 тыс. руб.). Наибольший уровень средних зарплат — у сотрудников Счетной палаты, администрации президента и аппарата правительства (от 180,7 тыс. до 228,5 тыс. руб.). Данные за прошлый год пока не обнародованы, но с 1 января 2018 года оклады всех чиновников впервые за несколько лет были проиндексированы на 4%.
При участии: Юлия Старостина, Иван Ткачёв
За прошедший год повышение зарплат госслужащим России на федеральном уровне составило 0,2%. При этом численность их не изменялась с конца 2015 года и составляет 39 700 человек. По данным объема штата сотрудников и повышению зарплаты госслужащим последние новости опубликовал Росстат. Представленные данные свидетельствуют, что в государственных органах ежемесячная зарплата в начале 2016 года составляла 111 300 рублей.
Конечно, усредненные показатели зачастую не соответствуют реалиям, и даже последнее повышение зарплаты госслужащим в большинстве ведомств не позволило повысить выплаты до декларируемого уровня. Более половины, а точнее 56,9% служащих из 41 федеральной службы в Москве, включая министерства и агентства, получают среднюю зарплату в 78 600 рублей. Например,
На высокий средний показатель повлияли такие ведомства, как Счетная палата с зарплатой в 187 600 рублей, Федерального казначейства – 165 700, министерства иностранных дел со средней зарплатой в 148 200, и финансов в 130 900 рублей. Также средняя зарплата в 120 700 рублей зарегистрирована в Спецстрое. Правительственный аппарат получает 231 700 рублей, аппарат администрации президента – 217 100, Совет Федерации – 173 900, а Госдума – 136 900 рублей.
Если не рассматривать наиболее высокооплачиваемые должности Совета федерации, Госдумы и аппаратов правительства и администрации президента, то можно сказать что повышение зарплаты госслужащим в 2016 подняло средний уровень на 3,7%, позволив достичь показателя средней зарплаты в 79 900 рублей. В то же время, перечисленные сотрудники стали получать меньше на 13,9%. При этом увеличение зарплаты госслужащим привело к повышению штата сотрудников гражданской службы. По данным Росстата, состоянию на конец первого полугодия 2016 года вакансии укомплектованы на 87%, в сравнении с 84,2% на лето 2015.
На то, станет ли повышение зарплаты госслужащим на сравнительно низкооплачиваемых должностях эффективным инструментом для дальнейшей их мотивации, влияют сразу несколько фактором. Например, недавно Владимир Путин утвердил закон об увеличении пенсионного возраста работников государственных служб – с 60 до 65 лет мужчинам и с 55 до 63 лет женщинам. В соответствии с реформами, минимальный стаж для получения пенсии к 2027 году будет увеличен с 15 лет до 20. При этом существенное повышение зарплаты федеральным госслужащим в ближайшие годы не предвидится.
Как и в 2015 году, индексация зарплаты госслужащим в 2016 не проводилась. Поправки о заморозке окладов государственных служащих, судей и военных подписал Владимир Путин в конце прошедшего года. Также индексация зарплат госслужащих, последние новости о заморозке которой изложены в указе Президента, не будет производиться из-за приостановки положений 24 соответствующих законов. Решение было принято с учетом неблагоприятной экономической ситуации. С другой стороны, Дмитрий Медведев в 2016 году подписал распоряжение о сокращении штата госслужащих на 10% от общей численности, за счет оптимизации мест в центральных аппаратах и территориальных министерствах.
Возможно Вас заинтересуют.
Зарплаты федеральных госслужащих в 2017 году вызывают интерес как у самой этой категории российских бюджетников, так и у практически любого простого человека. Нельзя не отказать в справедливости этого интереса, поскольку работа госслужащих не приносит какого-то прибавочного продукта в экономику, так что по факту их зарплаты финансируем все мы через немалые на самом деле налоги. Знание и понимание того, какую зарплату мы платим аппарату чиновников — вполне необходимая вещь, следом за которой идёт привычка спрашивать с чиновников по поводу качества их труда.
В 2016 году государственный бюджет тотально экономил на всём. Одно дело президентские обещания от 2014 года по поводу того, что нужно подождать года два, и всё само по себе вернётся к тому, что было прежде, и совсем другое — реальная экономическая ситуация. В этой ситуации какая бы то ни было обозримая перспектива не обещает тех сверхвысоких доходов от экспорта углеводородного сырья, что страна получала не так давно. Правящая власть за годы изобилия так и не позаботилось о том, чтобы диверсифицировать доходы и научиться зарабатывать ещё на чём-нибудь, кроме нефти, поэтому страна оказалась в незавидном положении.
Неизвестно, что было бы, если бы в своё время умнейший финансист А. Кудрин, занимавший пост министра финансов, не создал бы валютные резервы на подобный случай. Резервы в итоге очень помогли, но без экономии и они давно бы закончились, поэтому в бюджете 2016 года, например, экономия шла по всем фронтам.
Одним из примеров такой экономии является ситуация с пенсиями в стране. Пожилых россиян даже лишили положенной индексации их пособий, когда в начале года им прибавили пенсии на 4% вместо положенных 12,9%, а во второй половине года индексации вообще не было.
Разумеется, что выглядело бы очень странно, если бы под экономию не попали и сами чиновники, поэтому они были ещё до начала года предупреждены, что бюджет не планирует повышения их зарплат. В 2016 году они получали ровно ту зарплату, что и годом прежде.
Будет ли повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2017 году, разумеется, в конце 2015 года никто сказать ещё не мог, поскольку дальнейшее планирование зависело от того, как поведёт себя рынок нефти, какие можно будет выстроить прогнозы по поводу цены этого сырья и исходя из этого думать, что делать дальше.
В конце концов повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2017 году всё же состоится, поскольку экономическая ситуация стала по крайней мере относительно предсказуемой, и удалось сверстать бюджет на 2017-2019 гг. исходя из имеющейся реальности. Деньги нашлись и для того, чтобы индексировать пенсии, и для того, чтобы соответственно поднять заработные платы всем бюджетникам, в том числе и высшим государственным служащим. Ещё одной немаловажной причиной для повышения стали и президентские выборы, что предстоят в 2018 году, перед которыми чиновникам по традиции увеличивают оклады, чтобы они оставались лояльными власти.
На повышение зарплаты федеральным госслужащим в 2017 году бюджет выделяет 50 млрд. руб., а ещё 450 млрд. руб. заложены для госслужащих более низкого звена. Всё это даёт возможность обеспечить им неплохую прибавку.
Необходимо отметить, что кроме исключительно хороших новостей, чиновников ждут и менее приятные для них вещи. Например, уже с этого года будет запущено плавное увеличение возраста выхода на пенсию для всех государственных служащих — ежегодно его будут повышать на полгода. Это и позволяет сэкономить в ближайшие годы хорошие деньги, и приучает население к мысли, что и их ожидает что-то подобное.
Таким образом, 2017 год обещает госслужащим улучшение их финансового состояния за счёт некоторого повышения заработных плат. Но помимо хорошего обеспечения и некоторых привилегий, чиновникам нужно будет расплачиваться за своё положение в обществе повышенным пенсионным возрастом, который постепенно дойдёт до 63 лет для женщин и 65 лет для мужчин, что выше, чем для остальных россиян.