Кейнсианская теория утверждает. Теория Дж.М.Кейнса. Кейнсианская теория

Главная > Документ

Кейнсианство. Краткая характеристика, современное состояние.

Кейнсианство - направление современной экономической теории, возникшее в 30-е годы 20 столетия. Название этого направления связано с именем английского экономиста Дж. М. Кейнса (1883-1946). Кейнсианцы исследуют важнейшие макроэкономические взаимосвязи, в частности, зависимость между инвестициями и национальным доходом, между государственными расходами и объёмом национального производства. Рыночная экономика, доказывает Кейнс, не может быть саморегулируемой, не может полностью использовать имеющиеся в обществе ресурсы. Чтобы стимулировать совокупный спрос, а значит и производство, необходимо государственное регулирование экономики с помощью бюджетно-финансовой и денежно-кредитной политики. В 1936г. была опубликована «Общая теория занятости, процента и денег», который произвела подлинную революцию в экономической теории. Проблема состояла в том, чтобы найти методы, обеспечивающие выход из глубокого кризиса, создать условия для роста производства и преодоления безработицы. Суть концепции, предложенной Кейнсом (Методы для выхода экономики из кризиса): «Теория эффективного спроса», по мнению Кейнса, двигателем экономики, является не предложение, а спрос, и именно он выступает решающим фактором развития производства и предложения. Доходы не равны спросу, а, как правило, превышают его. Цены растут медленно, они не успевают уравновесить спрос и предложение. Поэтому необходимо вмешательство государства. Согласно формуле Кейнса: не предложение создает спрос, а, наоборот, спрос создает предложение. Для повышения совокупного спроса (это реальный объем нац. производства товаров, кот. потребители, предприятие и предпринимательство готовы купить при данном уровне цен) Кейнс рекомендовал использовать налогово-бюджетную и кредитно-денежную политику государства.1. Необходимо снизить проценты на кредиты. Это, во-первых, даст возможность предпринимателям более активно брать кредиты, а во-вторых, сделает для владельцев капитала более выгодным вложение средств в производство, нежели в ценные бумаги. Все вместе это увеличит приток инвестиций, а следовательно повысит темпы и масштабы производства.2. Следует увеличить государственные расходы, инвестиции и закупки товаров. Увеличение спроса на товары и услуги (инициированное государством) должно оживить производство. Последнее, во–первых, сделает инвестиции более привлекательным видом вложения денег и привлечет дополнительный капитал, во-вторых, повысит занятость, что в свою очередь, увеличит платежеспособность населения, а значит еще более увеличит спрос на товары и услуги.3. Рекомендуется обеспечить перераспределение доходов в интересах социальных групп, получающих наиболее низкие доходы. Такая политика позволит увеличить массовую величину спроса, задействовав в экономической жизни страны все слои населения. В итоге, утверждал Кейнс, расширится производство, будут привлечены дополнительные работники, сократится безработица (рис. 1). Рассматривая два инструмента регулирования спроса: денежно-кредитный и бюджетный, Кейнс отдавал предпочтение второму. Во время спада инвестиции слабо реагируют на снижение уровня процентной ставки (денежно-кредитный способ регулирования). Значит, главное внимание следует уделять не снижению процентной ставки (косвенная форма регулирования), а бюджетной политике, в том числе увеличению тех расходов государства, которые стимулируют инвестиции фирм. Теория Кейнса предусматривает активное вмешательство государства в экономическую жизнь. Кейнс не верил в саморегулирующийся рыночный механизм и считал, что для обеспечения норм. роста и достижения эк. равновесия необходимо вмешательство извне. К началу 70-х годов завершился период высоких темпов экономического роста. Два энергетических кризиса ввергли экономику развитых стран во второй половине 70-х в длительный период стагфляции - период, когда необычайно быстро стали расти цены, и одновременно при этом шел спад производства. Инфляция превратилась в проблему номер один. Традиционно кейнсианская концепция экономической политики на инфляцию не рассчитывала. Недооценивая опасность инфляции, кейнсианская концепция своим акцентом на рост государственных расходов и дефицитное финансирование экономики, по сути дела, сама способствовала развитию инфляции. Если в 60-е годы бюджетные дефициты были редкостью, то после 70-х они приняли уже устойчивый характер. Не случайно приоритетной задачей финансовой политики правительств всех развитых стран стало оздоровление государственных финансов и снижение бюджетных дефицитов. К инфляции добавилось и ухудшение условий воспроизводства, сместившее фокус экономических противоречий с задач реализации на проблемы производства. Увеличение степени "открытости" экономики: интернационализация и усиление внешних экономических связей. Все эти обстоятельства вызвали крайнее недовольство кейнсианской макроэкономической политикой и острую критику всей кейнсианской теоретической системы. Ей стали приписывать все подлинные и мнимые причины неудач экономического развития, и прежде всего обострение инфляционных тенденций. Кризис испытала не просто кейнсианская теория, а вся концепция "государства благосостояния", иначе говоря, концепция широкого государственного регулирования экономики. В итоге победное шествие кейнсианства как теории и как экономической политики в конце 70-х годов - начале 80-х завершилось "кейнсианской контрреволюцией" и "консервативным сдвигом" - в экономической теории и в политике всех развитых стран.Кейнсианская мысль сегодня Кейнсианство развивается сегодня в новом облике, получившем название "посткейнсианство". Кейнсианство оказалось органически связанным с нынешними реалиями экономического развития. И в этом проявляется его жизнестойкость. Сохраняет свое непреходящее значение главная идея кейнсианства - необходимость вмешательства государства для стабильного развития капиталистической экономики. То, что рыночный механизм должен быть дополнен государственным регулированием, у современных политиков больших сомнений не вызывает. Они признают необходимость бюджетных ограничений. Однако, выступая за более жесткую бюджетную политику, обосновывают необходимость и важность использования другого инструмента регулирования - кредитно-денежной политики. Снижение процентных ставок и расширение возможностей кредитования, считают они, будет содействовать росту инвестиционного спроса и общему подъему экономики. Сегодня в нашей стране многие сторонники государственного регулирования экономики, независимо от того, о каких инструментах и методах регулирования идет речь, готовы опереться на авторитет Кейнса. Во-первых, следует помнить, что кейнсианская теория и политика исходят из существования развитой рыночной экономики. Мы же находимся в стадии перехода к этой экономике со всеми ее особенностями, нелепостями и трудностями. Поэтому прямое "наложение" кейнсианской теории на нашу экономику не подходит. Во-вторых, многие из теперешних "знатоков" кейнсианства критикуют жесткую политику стабилизации, направленную на снижение бюджетного дефицита и инфляции. Их привлекает идея более активного использования бюджетного дефицита и денежной экспансии в качестве того горючего, которое якобы способно помочь росту экономики. Скорее всего, они не знают, что дефицитное финансирование в условиях инфляции оказалось как раз тем слабым местом кейнсианской теории и политики, которое вызвало кризис прежней ее модели и определило пути дальнейшей ее коррекции. Скорее следовало бы прислушаться к голосу современных посткейнсианцев, которые советуют относиться к бюджетному дефициту крайне осторожно, перенося акценты с бюджета и роста государственных расходов на кредитно-денежную политику в качестве основного инструмента косвенного воздействия на экономику. В-третьих, наша переходная экономика требует особого подхода к роли государства, поскольку это период одновременно и ломки старой государственной системы управления, и создания государством новой рыночной инфраструктуры (в виде законов, институтов контроля, налоговых сборов и т. п.), без чего рынок невозможен. А, кроме того, переходная экономика требует проведения активной структурной политики. Все эти проблемы непосредственного отношения к теории Кейнса не имеют.

4. Развитие неоклассического направления в современных условиях (монетаризм, теория предложения, теория рациональных ожиданий).

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НЕОКЛАССИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ (neoclassical economics) – преобладающее в 20 в. направление экономической науки, сторонники которого обращают основное внимание на самостоятельную хозяйственную деятельность отдельных людей и выступают за ограничение (или даже за полный отказ от) государственного регулирования экономики. Синонимом понятию «неоклассическая экономическая теория» часто считают «экономический либерализм». Формирование неоклассического направления происходило в ходе маржиналистской научной революции . Завершением этого процесса считают выход в свет книги английского экономиста Альфреда Маршалла Принципы Яэкономической науки (1890). Именно в работах А.Маршалла окончательно сложилось неоклассическое направление экономической теории как синтез маржинализма с отдельными элементами учения Давида Рикардо. Отличительной чертой методологии неоклассиков стало экономико-математическое моделирование, незнакомое представителям классической политэкономии. Неоклассическая теория господствовала до 1930-х, когда лидерство в экономической науке перехватили последователи английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса – представители кейнсианской экономической теории. Эту научную революцию называют поэтому кейнсианской революцией. В отличие от неоклассиков, кейнсианцы отвергли идею невмешательства государства в хозяйственную жизнь и разрабатывали теории макроэкономического регулирования. В течение примерно 40 лет неоклассика оставалась в оппозиции основному течению экономической теории, но затем идеи ограничения государственного вмешательства снова стали завоевывать популярность. Научную революцию 1970-х иногда называют «неоклассической контрреволюцией», поскольку она вернула неоклассике лидерство в экономической науке. Хотя и в начале 21 в. неоклассическая теория сохраняет статус основного течения современной экономической науки, однако уже в 1990-е обозначился ее кризис. Многие экономисты считают, что «второе пришествие» неоклассики тоже приходит к концу, и современная экономическая теория стоит на пороге новой научной революции. Неоклассики полнос-тью не отвергают вмешательства государства в экономику, давая свое толкование этой проблеме, Они допускают использование госу-дарства, обусловливая ограничение его регулирующей деятельнос-ти пределами, устраивающими монополии. Рамки такого вмешатель-ства резко сужены - Оно допускается на основе всемерного оживле-ния рыночного механизма, устранения всех ограничений, мешаю-щих деятельности крупного бизнеса. Монетари́зм - теория, одно из главных направлений неоконсервативной экономической мысли. Возник в годы как ряд эмпирических исследований в области денежного обращения. Ключевые положения:
    Регулирующая роль государства в экономике должна быть ограничена контролем над денежным обращением; Рыночная экономика - саморегулирующая система. Диспропорции и другие отрицательные проявления связаны с избыточным присутствием государства в экономике; Денежная масса влияет на величину расходов потребителей, фирм. Увеличение массы денег приводит к росту производства, а после полной загрузки мощностей - к росту цен и инфляции; должна быть подавлена любыми средствами, в том числе и с помощью сокращения социальных программ; При выборе темпа роста денег необходимо руководствоваться правилами «механического» прироста денежной массы, которое отражало бы два фактора: уровень ожидаемой инфляции; темп прироста общественного продукта.
Отметим основные положения концепции Фридмена и его сторонников:
    Саморегулируемость рыночного хозяйства. Монетаристы считают, что рыночное хозяйство в силу внутренних тенденций стремится к стабильности, самоналаживанию. Если имеют место диспропорции, нарушения, то это происходит прежде всего в результате внешнего вмешательства. Данное положение направлено против идей Кейнса, призыв которого к государственному вмешательству ведет, по мнению монетаристов, к нарушению нормального хода хозяйственного развития. Число государственных регуляторов сокращается до минимума. Исключается или снижается роль налогового, бюджетного регулирования. В качестве главного регулятора, воздействующего на хозяйственную жизнь, служат «денежные импульсы» – регулярная денежная эмиссия. Монетаристы указывают на взаимосвязь между изменением количества денег и циклическим развитием хозяйства. Эта идея обосновывалась в опубликованной в 1963 году книге американских экономистов М.Фридмена и А.Шварца “Монетарная история Соединенных Штатов, 1867-1960”. На основе анализа фактических данных здесь был сделан вывод о том, что от темпов роста денежной массы зависит последующее наступление той или иной фазы делового цикла. В частности, нехватка денег выступает главной причиной возникновения депрессии. Исходя из этого, монетаристы полагают, что государство должно обеспечить постоянную денежную эмиссию, величина которой будет соответствовать темпу прироста общественного продукта. Отказ от краткосрочной денежной политики. Поскольку изменение денежной массы сказывается на экономике не сразу, а с некоторым опозданием (лагом), следует кратковременные методы экономического регулирования, предложенные Кейнсом, заменить на долгосрочную политику, рассчитанной на длительное, постоянное воздействие на экономику.
Итак, согласно взглядам монетаристов деньги являются главной сферой, определяющей движение и развитие производства. Спрос на деньги имеет постоянную тенденцию к росту (что определяется, в частности, склонностью к сбережениям), и чтобы обеспечить соответствие между спросом на деньги и их предложением, необходимо проводить курс на постепенное увеличение (определенным темпом) денег в обращении. Государственное регулирование должно ограничиваться контролем над денежным обращением. Основные представители: Милтон Фридман, Карл Бруннер, Алан Мельтцер, Анна Шварц. В конце 70-х - начале 80-х годов в западной экономической науке стала разрабатываться концепция «экономики предложения». Это течение представляет собой разновидность неоклассицизма, и оно оказало заметное влияние на формирование экономической политики администрации США в годы президента Р. Рейгана, а также правительств М. Тетчер в Англии, христианских демократов в ФРГ. Рекомендации теоретиков экономики предложения явились одним из источников «рейганомики» и «тетчеризма». Отвергая кейнсианскую систему антициклического регулирования экономики с ее заботой об обеспечении эффективного спроса, полной занятости и противопоставляя ей экономику предложения, неоклассики переносят акцент с формирования спроса на проблемы предложения ресурсов и их эффективного использования. Ориентируя не на формирование спроса, а на предложение факторов производства, сторонники рассматриваемой концепции предлагают одновременно активизировать побудительные мотивы и стимулы предпринимательской деятельности экономических агентов. Соответственно меняется характер и содержание рекомендаций в области экономической политики, методов ее реализации. Основную задачу своей концепции неоклассики видят в повышении долговременного темпа роста экономики при сохранении ее динамического равновесия и недопущении инфляции. Как отмечает американский экономист Л. Туроу, сторонники концепции экономики предложения руководствуются прописной истиной «если экономика плохо функционирует, значит что-то мешает хорошо смазанному механизму рыночного хозяйства».* Они видят основу всех неурядиц экономической системы капитализма в том, что вмешательство государства в хозяйственный процесс нарушает ее стабильность, базирующуюся на свободном рынке, расстраивая его нормальный механизм. В результате ослабляется главный стимул хозяйственной деятельности - частная инициатива, без которой невозможны хозяйственные успехи. Отсюда низкий уровень использования ресурсов, их предложения. Рассматривая проблемы экономики сквозь призму предложения, неоклассики исходят из того, что они могут быть решены с помощью рынка. Только рынок обеспечивает экономическим агентам свободный выбор оптимальных хозяйственных решений, видов деятельности, выбор между потреблением в настоящем и будущем и т.д. Только таким путем, считают они, экономика способна набрать максимальный темп роста и дать наибольшую отдачу. Школа рациональных ожиданий сформировалась в США. Ее сторонники поставили своей целью разработать собственную теорию динамического равновесия в соответствии с принципами оптимального поведения хозяйственных агентов, которая ответила бы на вопрос о причинах и степени колебаний основных экономических показателей, включая выпуск, масштабы занятости, цены, заработную плату. Авторы теории исходят из того, что в макроэкономическом анализе особая роль принадлежит субъективным ожиданиям и прогнозам участников хозяйственного процесса. Возникла идея разработки новой равновесной модели, опирающейся на данный фактор. По словам Т. Саржента, «ключевым элементом новой классической макроэкономики является приверженность к общему равновесию и оптимизированному стратегическому поведению». Теоретики рациональных ожиданий полностью полагаются на механизм рыночного саморегулирования экономики. Рыночные связи занимают в их построениях особое место. Они исходят из того, что рынки постоянно находятся в состоянии равновесия. Принимается как непреложный факт, что спрос всегда равен предложению, поскольку механизм рыночного саморегулирования оперативно устраняет любые отклонения в их соотношении. Так, если спрос превысит предложение - вступает в действие рост цен, приводящий спрос в соответствие с предложением. Падение спроса на товары, напротив, ведет к снижению цен до необходимого уровня, уравновешивающего спрос и предложение. Концепция рациональных ожиданий предполагает, что в ходе конкуренции приводятся в действие все рычаги саморегулирования, эффективно самонастраивающие экономическую систему и обеспечивающие ее равновесие. Сторонники этой концепции исходят из того, что колебания производства или занятости наиболее характерны, как правило, для уровня фирмы или отрасли. В рамках национальной экономики преобладает тенденция к их выравниванию. Рациональные ожидания способствуют расчищению всех видов рынков, приведению их в состояние, обеспечивающее устойчивость экономики, поскольку хозяйственные агенты могут гибко реагировать на любые отклонения экономической конъюнктуры, действовать в соответствии с принципами оптимизации, ориентируясь на реальные экономические показатели и результаты. Авторы теории рациональных ожиданий не отрицают возможности циклических колебаний производства. Однако, игнорируя действительную основу циклических колебаний, они рассматривают их как результат ошибок, допускаемых экономическими субъектами в течение краткосрочного периода. Причиной возможных ошибок считается некачественная, искаженная информация, мешающая правильно оценить конъюнктуру и разработать реальные прогнозы.

5. Институционализм. Развитие институционально-социологического направления на с овременном этапе

Классический институционализм зародился в начале ХХ века в США. Основоположником считается Торстейн Веблен. Последователи институционализма стремились расширить рамки экономического анализа, привлекая подходы и методы смежных наук. Представители институционализма считали, что поведение экономического человека формируется главным образом в рамках и под воздействием социальных групп и коллективов. Их волнуют не чисто экономические проблемы, но экономические проблемы во взаимосвязи с социальными, политическими, этическими и правовыми проблемами.

Понятие институционализма включает в себя два аспекта: «институции» - нормы, обычаи поведения в обществе, и «институты» - закрепление норм и обычаев в виде законов, организаций, учреждений. Институты – формы и границы деятельности людей. Они представляют собой политические организации, формы предпринимательства, системы кредитных учреждений. Это налоговое и финансовое законодательство, организация хозяйственного обеспечения и многое другое, связанное с хозяйственной практикой. Смысл институционального подхода состоит в том, чтобы не ограничиваться анализом экономических категорий, и процессов в чистом виде, а включить в анализ институты, учитывать внеэкономические факторы.

Впервые институты - социальные, политические, правовые - были введены в предмет экономической теории представителями так называемого старого институционализма - американскими экономистами Т. Вебленом (1857-1929), Д. Коммонсом (1862-1945), У. Митчеллом (1884-1948). В первой четверти XX в. они составили радикальное течение экономической мысли, выступили с критикой существовавших институтов, подчеркивали актуальность защиты интересов работников профсоюзами и государством. Так называемый неоинституционализм представлен многочисленными разноплановыми концепциями (К. Поланьи, Дж. Гэлбрейг, Д. Белл, О. Тоффлер).

    Общественный сектор экономики. Производство и размещение общественных благ.

Общественные блага предполагают коллективный характер их потребления. Существует три основных характеристики общественных благ:
    Они не конкурируют между собой; От потребления этих благ нельзя отказаться Они неисключаемы (иными словами – незаменяемы).
Основной особенностью общественных благ является то, что они не являются объектами рыночных отношений. Поскольку для предпринимателей производство общественных благ не является экономически эффективным, они(блага) финансируются государственными органами за счёт средств, полученных в результате сбора налогов. Общественные блага относятся к так называемым «провалам рыночной экономики». Потребительские блага непосредственно используются потребителями, а источники их формирования – любые средства получения потребительских благ (например, природные ресурсы). В качестве наглядного и очень яркого примера можно рассмотреть оборону государства. Это общественное благо распространяется на всех вне зависимости от оплаты некоторыми индивидами пользования ею. В данном случае присутствуют все три основные характеристики общественных благ. Оборона государства не конкурирует с другими общественными благами. Нельзя выделить людей, которые этой услугой не будут пользоваться. А также, нельзя заменить её другими благами. Существует такое понятие, применяемое к «общественному сектору экономики» - «Проблема безбилетника». Это склонность потребителя уклоняться от участия в финансировании производства общественных благ. Она занижает ценность общественных благ, что ведёт к более низкому, по сравнению с эффективным, объёму его производства. Таким образом, возможность бесплатного потребления общественного блага обуславливает неэффективность при их производстве. В конечном счёте может возникнуть ситуация, когда никто не захочет платить и обеспечение общественного блага окажется невозможным.

Используется экономистами для получения информации о главных критериях оценки деятельности предприятия. В процессе анализа выявляются резервы для создания необходимых ресурсов роста и совершенствования оплаты труда, введения прогрессивных

  • Учебное пособие

    Раздел I Ермолаев В.Г.; канд. юрид. наук Сиваков О.В.; Раздел II: Сиваков О.В. - введение, главы 1, 2, 3 (3.1). канд. экон. наук Маковский Ю.Б.- главы 3 (3 3) 4 5 9-21,24.

  • Кейнсианство: теория, усовершенствованная и расширенная на основе теории экономики Кейнса. Школы мысли, связанные с данной теорией, рассматривают капиталистическую экономику как по своей природе нестабильную, поскольку в капиталистической экономике возможно достичь равновесия со значительной безработицей или высокой инфляцией .

    Что такое кейнсианская экономика?

    Основной принцип этой школы мысли состоит в том, что вмешательство правительства может стабилизировать экономику.

    Насколько важны деньги? Мало кто отрицает, что они играют ключевую роль в экономике. Во время Великой депрессии 1930-х годов экономическая теория не смогла объяснить причины серьезного мирового экономического краха или обеспечить адекватное государственное политическое решение для запуска производства и повышения занятости.

    Британский экономист Джон Мейнард Кейнс возглавил революцию в экономическом мышлении, которая опрокинула преобладающую на тот момент идею о том, что свободные рынки автоматически обеспечивают полную занятость . Основной аспект теории Кейнса – это утверждение о том, что совокупный спрос, измеряемый как сумма расходов домашних хозяйств, предприятий и правительства, является самой важной движущей силой в экономике. Кейнс далее утверждал, что свободные рынки не имеют механизмов самобалансировки, которые приводили бы к полной занятости. Кейнсианские экономисты оправдывают вмешательство государства посредством государственной политики, направленной на достижение полной занятости и стабильности цен.

    Предыстория

    Кейнсианская модель экономики получает свое название, теорию и принципы от британского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946), который считается основателем современной макроэкономики. Его самая известная работа Общая теория занятости, процента и денег была опубликована в 1936 году. Но ее предшественник 1930 года Трактат о деньгах часто считается более важным для экономической мысли. До тех пор экономика анализировала только статические условия – по существу делая подробное исследование моментального снимка быстро движущегося процесса. Кейнс в Трактате создал динамический подход, который превратил экономику в исследование потока доходов и расходов. Он открыл новые перспективы для экономического анализа.

    В Экономических последствиях мира в 1919 году Кейнс предсказал, что условия Версальского мирного договора, поставленного Германией на прекращение Первой мировой войны, приведут к еще одной европейской войне.

    Он помнил уроки Версаля и Великой депрессии, когда возглавлял британскую делегацию на Бреттон-Вудской конференции 1944 года, в которой были установлены правила, обеспечивающие стабильность международной финансовой системы и способствовавшие восстановлению народов, опустошенных Второй мировой войной. Наряду с главой министерства финансов США Гарри Декстером Уайтом Кейнс считается интеллектуальным основателем Международного валютного фонда и Всемирного банка, которые были созданы в Бреттон-Вудсе.

    Революционная идея

    Кейнс утверждал, что неадекватный общий спрос может привести к длительным периодам высокой безработицы. Выпуск товаров и услуг экономики представляет собой сумму 4-х компонентов:

    1. потребление

    2. инвестиции

    3. государственные закупки

    4. чистый экспорт (разница между продажей и покупкой страны за рубежом).

    Любое увеличение спроса должно исходить от одного из этих четырех компонентов. Но во время рецессии спрос часто сокращается, поскольку расходы снижаются. Например, во время экономического спада неопределенность часто подрывает доверие потребителей, заставляя их сокращать свои расходы, особенно на товары второстепенной важности, такие как автомобиль и второй телевизов. Это сокращение расходов потребителей может привести к меньшему инвестиционному расходу бизнеса, поскольку фирмы реагируют на ослабленный спрос на свою продукцию. Задача по увеличению объема производства лежит на плечах правительства. Согласно теории Кейнса, вмешательство государства необходимо для смягчения бумов и спадов в экономической деятельности, иначе называемых бизнес-циклами.

    В кейнсианском описании того, как работает экономика, должны действовать 3 основных принципа:

    1. На совокупный спрос влияют многие экономические решения - государственные и частные. Частные решения секторов иногда могут приводить к неблагоприятным макроэкономическим последствиям, таким как сокращение потребительских расходов во время рецессии. Рыночные провалы иногда требуют активной политики со стороны правительства, такой как пакет налоговых стимулов. Поэтому кейнсианская экономика поддерживает смешанную экономику, ориентированную главным образом на частный сектор, но частично управляемую правительством.

    2. Цены и особенно заработная плата медленно реагируют на изменения спроса и предложения, что приводит к периодическим дефицитам и излишкам, особенно рабочей силы.

    3. Изменения в совокупном спросе, ожидаемом или непредвиденном, оказывают наибольшее краткосрочное влияние на реальный объем производства и занятость, а не на цены. Кейнсианцы считают, что, поскольку цены трудно изменить, колебания в любом компоненте расходов или потребления, инвестиций или государственных расходов – приводят к изменению производства. Если государственные расходы увеличиваются, например, и все остальные компоненты расходов остаются постоянными, то объем производства будет увеличиваться. Кейнсианские модели экономической деятельности также включают эффект мультипликатора; то есть производство напрямую зависит от расходов, вызвавших это изменение. Если фискальный мультипликатор больше единицы, то увеличение государственных расходов на один доллар приведет к увеличению выпуска более одного доллара.

    Стабилизация экономики

    Из этих трех принципов не следует никаких политических предписаний. То, что отличает кейнсианцев от других экономистов, - это их вера в активную монетарную политику, чтобы уменьшить амплитуду бизнес-цикла .

    Вместо того, чтобы рассматривать несбалансированные государственные бюджеты как неправильные, Кейнс выступал за так называемую антициклическую фискальную политику, которая действует против направления делового цикла. Например, кейнсианские экономисты будут защищать дефицитные расходы на трудоемкие инфраструктурные проекты, чтобы стимулировать занятость и стабилизировать заработную плату во время экономических спадов. Они повысили бы налоги, чтобы охладить экономику и предотвратить инфляцию, когда наблюдается значительный рост спроса. Денежная политика может также использоваться для стимулирования экономики, например, путем снижения процентных ставок для поощрения инвестиций , кроме случаев нехватки ликвидности, когда увеличение денежной массы не снижает процентные ставки и, следовательно, не увеличивает выпуск и занятость.

    Кейнс утверждал, что правительства должны решать проблемы в краткосрочной перспективе, а не ждать, пока рыночные силы исправят ситуацию в долгосрочной перспективе, потому что, как он писал: В конечном итоге мы все мертвы . Это не значит, что кейнсианцы выступают за коррекцию политики каждые несколько месяцев, чтобы сохранить экономику в полной занятости.

    Кейнсианство развивается

    Несмотря на то, что идеи Кейнса были широко приняты еще при жизни самого экономиста, их также тщательно изучили и оспаривали некоторые современные мыслители. Особого внимания заслуживают его доводы в Австрийской школе экономики, чьи сторонники считают, что спады и бумы являются частью естественного порядка , и что вмешательство правительства только ухудшает процесс восстановления.

    Кейнсианство доминировало над экономической теорией и политикой после Второй мировой войны до 1970-х годов, когда многие страны с развитой экономикой страдали как от инфляции, так и медленного роста – стагфляция. Популярность кейнсианской теории уменьшилась тогда, потому что она не предлагала надлежащего ответа на стагфляцию. Экономисты сомневались в способности правительств регулировать бизнес-цикл с помощью фискальной политики и утверждали, что разумное использование денежно-кредитной политики (в основном контролирующей предложение денег для влияния на процентные ставки) могло бы смягчить кризис . Представители монетаристской школы также утверждали, что деньги могут оказать влияние на ВВП в краткосрочной перспективе, но полагают, что в конечном счете стимулирующая денежно-кредитная политика приведет только к инфляции. Кейнсианские экономисты в значительной степени приняли эти критические замечания, добавив к исходной теории идею о том, что изменение запаса денег влияет только на номинальные переменные в экономики, такие как цены и заработная плата, и не влияет на реальные переменные, такие как занятость и ВВП.

    Кейнсианцы и монетаристы ушли на второй план с появлением новой классической школы в середине 1970-х годов. Новая классическая школа утверждала, что монетарная политика неэффективна, потому что отдельные участники рынка могут предвидеть изменения и действовать заранее. Новое поколение кейнсианцев, возникшее в 1970-х и 1980-х годах, утверждало, что, несмотря на то, что индивидуумы могут правильно предвидеть направление денежной политика, совокупный рынок не может мгновенно отреагировать , поэтому фискальная политика все еще может быть эффективной в краткосрочной перспективе.

    1. Государство активно вмешивается в регулирование экономики

    2. Государство становится ведущим субъектом экономики, обладающим собственностью

    3. В рыночной экономике должно действовать регулирование

    4. Государственный план определяет направления экономического и социального развития страны

    5. Государство поддерживает «эффективность» спроса

    Причины спадов производства и увеличения безработицы Кейнс видел в недостаточности покупательского спроса. Потребители с увеличением дохода увеличивают потребление, но не в той мере, поскольку все большая часть дохода уходит в сбережения. Отсюда возникает недостаточность спроса.

    Государство должно стимулировать:

    1. Спрос потребителей на предметы потребления

    2. Спрос предпринимателей на инвестиционные товары

    3. Государственные расходы на экономические и социальные цели

    4. Кейнсианская концепция нашла применение в государственной политике многих стран, что принесло им ощутимые результаты. В 50 – начале 70-х годов повысились темпы экономического роста, занятость и уровень жизни разных стран.

    НЕОКОНСЕРВАТОРЫ

    1. Середина 70-х годов ознаменовалась глубоким мировым экономическим спадом, вызванным совпадением кризиса перепроизводства и спадом большого цикла.

    Также существенное повышение цен на мировом рынке на сырье, спровоцировало существенное увеличение темпов роста инфляции издержек.

    Кейнсианская теория преодоления цикличности развития экономики с помощью государственного регулирования не оправдала себя. Более того, появилась стагфляция, совмещающая в себе инфляцию и спад производства.

    Активировались неоклассики, разбившиеся на два течения:

    · Последователи кейнсианства , опирающиеся на основную роль государства в экономике

    · Неоконсерваторы , выступившие за невмешательство государства в экономическую деятельность

    2. Основные направления неоконсервативной критики кейнсианской теории:

    · Кейнс пренебрегал дефицитностью бюджета, если спрос надо было увеличить. погашение дефицита за счет займов и дополнительных эмиссий порождало инфляцию. Кейнс считал, что умеренная инфляция способствует росту спроса.

    · Для обеспечения государственных расходов Кейнс вводил большие ставки налогов. Но увеличение налогов снижает стимулы к труду, падает доход и, следовательно, налоговые поступления.

    3. Неоконсерваторы разбились на 3 школы , предлагавшие свои методы преодоления стагфляции:

    · Монетаризм , поддерживающий количественную теорию денег.

    Стагфляция объяснялась большой денежной массой. Объем денежной массы влияет на уровень производства в краткосрочном периоде, а в долгосрочном – на инфляцию.

    Представитель монетаризма Милтон Фридмен признавал систему цен регулятором рыночной экономики, основывавшимся на 3-х функциях цен: инфляционной, стимулирующей и распределительной.

    Предлагаемые меры по преодолению инфляции (государство регулирует только денежную массу):

    o Ограничение денежной массы

    o Недоступность дополнительных эмиссий

    o Ограничение социальных выплат

    · Теория рациональных ожиданий отвергала государственное регулирование и планирование.

    Рынки равновесны, отклонения объясняются недостатком информации. Хозяйственные субъекты оценивают экономическое положение и принимают решения. На правильность решений влияет непредсказуемость действий государства. Причиной цикличного развития экономики являются шоки, основными из которых являются изменения производительности и объема государственных расходов.

    · Теория предложения выступает за свободу частного предпринимательства и саморегулируемость рынка. Мерой против стагфляции признавалось снижение налогов на зарплату и прибыль. увеличатся стимулы к труду, повысится доход и, следовательно, налоговые поступления.

    Разработанное неоконсерваторами рыночное регулирование экономики опиралось на принцип «эффективного предложения» - поощрение частного предпринимательства.

    4. Наиболее последовательно неоконсервативная теория применялась в экономической политике США и Англии в период правления Р. Рейгана и М. Тэтчер, получив соответствующие названия «рейгономики» и «тэтчеризма». Снижение налогов на прибыль и доходы, частичная приватизация государственных предприятий снизили темпы инфляции и дефицит бюджета и увеличили темпы экономического роста. Но и неоконсервативная политика не преодолела цикличность развития экономики (кризис 1979 – 1981 гг.).

    НЕОКЛАССИЧЕСКИЙ СИНТЕЗ

    1. После краха кейнсианской концепции, отстаивающей главную роль государства в регулировании экономики, потерпела неудачу и теория неоконсерваторов, опиравшаяся на саморегулируемость рынка.

    Применение чистого государственного или чистого рыночного регулирования экономики показало свою неэффективность и нецелесообразность.

    2. Необходимость смешанного регулирования экономически породила неоклассический синтез.

    Основой неоклассического синтеза является отрицание существования макроэкономического регулятора, избавляющего экономику от цикличности развития, инфляции и безработицы. Неоклассический синтез подразумевает смешанное управление.

    Признается необходимость государственного регулирования для производства общественных благ и для социальной сферы. Рыночное регулирование применяется для производства потребительских товаров.

    3. Основными целями смешанного управления является поддержание:

    · Эффективности экономики

    · Постоянства экономического роста

    · Социальной справедливости

    Посредством смешанного управления, достигается равновесие совокупного спроса и предложения, являющееся результатом действия и рыночного, и государственного регулирования.

    И наконец, необходимость государственного вмешательства в экономику, построенную на принципах рынка, ее государственного регулирования подтверждается последними исследованиями.

    В 2001 г. Нобелевская премия в области экономики присуждена трем американским экономистам – Стиглицу, Акерлофу и Спенсу за исследование по теории рынков с ассиметричной информацией.

    Исследование, которое проводилось ими в течение 13 лет, показало, что в условиях абсолютно свободного, стихийного рынка продавец и покупатель поставлены в заведомо неравные условия. Возникает масса проблем, что ведет (при отсутствии государственного вмешательства) к дестабилизации рынка, к кризису.


    ВОПРОСЫ:

    1. Какова эволюция взаимного влияния государства и рынка? Чем она обусловлена?

    2. Какую связь вы видите между развитием рынка и НТП?

    3. Когда сформировалось понятие «государственная экономическая политика»? Чем это было вызвано? Отличается ли практическая сторона экономической политики от научной?

    4. Что вы можете сказать по поводу мнения немецкого экономиста Олкена: «Больше или меньше государственности – такая постановка проходит мимо проблемы. Речь идет не о количественной, а о качественной проблеме. Сколь нетерпимо в эпоху промышленности, современной техники крупных городов и скоплений людских масс пускать на самотек формирование экономического порядка, столь и само государство не способно руководить экономическим процессом».

    (Подсказка: процесс производства может и должен регулироваться самонастраивающимся экономическим механизмом, государство же должно присматривать за созданием этого механизма, а далее – за его исправностью).

    5. Расскажите о:

    · Либеральном направлении отношения к государственному регулированию рыночного хозяйства

    · Консервативном направлении

    · Неоконсервативном направлении

    6. Раскройте содержание опыта США по выходу из кризиса 1929 – 1933 гг. на основе государственного регулирования хозяйственной жизни.

    Кейнсианство – направление в экономике, преобладавшее в первой половине XX века. Название происходит от имени выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса, автора работы «Общая теория занятости, процента и денег», опубликованной в 1936 году.

    В основе кейнсианства лежит предположение, что равновесие, обеспечивающее , недостижимо для . Виной тому являются , в результате которых не равен, а меньше, чем .

    Таким образом, Кейнсианское учение, объясняющее действие ряда экономических механизмов, основывается на следующих положениях:

    1. уровень занятости определяется объемом производства;
    2. общий спрос не всегда устанавливается на уровне, соответствующем объему платежных средств, т.к. часть этих средств откладывается в виде сбережений;
    3. объем производства фактически определяется предпринимательскими ожиданиями уровня эффективного спроса в предстоящий период, которые содействуют инвестированию капитала;
    4. при равенстве между инвестициями и сбережениями, свидетельствующем о сравнимости банковской процентной ставки и процентной эффективности капиталовложений, акт инвестирования и акт сбережений становятся практически независимыми.

    Нельзя сделать так, чтобы население не сохраняло часть дохода. Единственное, что возможно в данной ситуации, – это воздействовать на спрос, регулировать и процентные ставки на государственном уровне, стимулируя производство и сбыт. Недостаток спроса с точки зрения кейнсианства должен компенсироваться государственными закупками и общественными работами, оплачиваемыми за счет бюджета.

    В докейнсианской экономике считалось, что стремление сберегать – это благо, которое лежит в основе роста и прогресса. Однако кейнсианство разделяет сбережения и , считая их не равными друг другу. Сбережения зависят прежде всего от уровня доходов, а инвестиции – от целого ряда факторов, в т.ч. от действующих процентных ставок.

    Кейнсианство исследует практические пути стабилизации экономики, количественные связи макроэкономических величин: , занятости, потребления и др. Решающая сфера воспроизводства - рынок, основные цели - поддержание «эффективного спроса» и «полной занятости». Экономическая программа кейнсианства включает: всемерное увеличение расходов государственного бюджета, расширение общественных работ, абсолютное или относительное увеличение количества денег в обращении, регулирование занятости и др.

    Таким образом, Кейнс отверг главный постулат об эффективности рыночного саморегулирования и обосновал необходимость государственного регулирования экономики; переключил внимание экономистов с предложения на спрос, обосновал возможность инфляционного финансирования экономического роста. Он поставил на первый план проблемы краткосрочной экономической динамики, тогда как до него анализировалась преимущественно статичная экономика. Кейнс фактически разработал новый язык экономической науки и новую науку — макроэкономику, введя понятия совокупный спрос, совокупное предложение, эффективный спрос, предельная склонность к потреблению и сбережению, мультипликатор инвестиций, предельная эффективность капитала, предельная эффективность инвестиций и др.

    Кейнсианство сформировалось благодаря анализу ситуации, сложившейся в мировой экономике в период . Оно было противопоставлено доктрине . Последователи Кейнса утверждают, что государство должно воздействовать на совокупный спрос тогда, когда его объем недостаточен. В качестве инструментов регулирования величины спроса они рассматривают и бюджетную политики.

    Появление экономической теории Кейнса называют «кейнсианской революцией». С 40-х до первой половины 70-х годов XX века концепция Дж. М. Кейнса занимала доминирующие позиции в правительственных и академических кругах наиболее развитых индустриальных стран Запада. В 1950-е и 1960-е многие положения кейнсианства были поставлены под сомнение представителями неоклассической школы. Появление прервало господство кейнсианства, тем не менее, монетаризм использовал концепцию денежного регулирования, разработанную Дж. М. Кейнсом. Именно Кейнсу принадлежит идея создания .

    Под влиянием кейнсианства большинство экономистов пришли к убеждению в полезности и необходимости проведения макроэкономической политики для долгосрочного роста, избежания и . Однако, в 1970-х гг. в Соединенных Штатах снова случился кризис, при котором была высокая и одновременно высокая инфляция, это явление получило название . Это ослабило доверие экономистов к кейнсианству. Впоследствии кейнсианцы смогли объяснить в рамках своей модели и явление стагфляции.

    В рамках кейнсианства выделяют следующие направления:

    • неокейнсианство;
    • посткейнсианство;
    • новое кейнсианство.

    Неокейнсианство — ряд современных течений экономической мысли, объединенных теорией Кейнса как методологической базой. Исходной в неокейнсианстве остается центральная идея теории Кейнса о том, что стихийно развивавшаяся рыночная экономика не является идеальной системой саморегулирования. Отрицание у способности стихийно обеспечивать наиболее полное и рациональное использование экономических ресурсов – главный критерий, отделяющий экономистов кейнсианского образа мышления от всех современных защитников экономики свободного предпринимательства.

    В неокейнсианстве наметились два основных подхода. Один, подчеркивающий новизну теории Кейнса, ее революционизирующую роль, ее разрыв с неоклассической школой, породил левое кейнсианство . Другой подход, напротив, стремился подчеркнуть ее связь с неоклассической традицией. Это направление развития кейнсианства легло в основу создания неоклассического синтеза , то есть формального включения кейнсианской теории в неоклассическую систему общего равновесия, в которой кейнсианство объясняло частный случай равновесия – «равновесия в условиях неполной занятости».

    Однако важнейший недостаток кейнсианства – неразработанность его микроэкономических основ – до начала 80-х годов XX века так и не был преодолен. Неокейнсианские исследования так и не дали убедительного и логически непротиворечивого объяснения отсутствия у капиталистической экономики потенций к саморегулированию. Предлагавшиеся трактовки к тому же часто противоречили принципу рациональности поведения хозяйственных агентов. Последнее обстоятельство делало неокейнсианские построения весьма уязвимыми для критики со стороны представителей монетаризма и новой классической макроэкономики, имевших куда более разработанный микроэкономический аналитический аппарат. Но в 1980-е гг. в развитии неокейнсианства наметились новые тенденции, в результате которых оно пошло по пути создания более реалистичных основ микроэкономической теории.

    Посткейнсианство — экономические теории, содержащие попытку возврата к предложенным Дж. М. Кейнсом методам экономической политики на обновленной теоретической основе. Например, бывшие кейнсианцы часто полагают, что теоретическая база кейнсианства устарела. Однако они продолжают верить, что вмешательство государства для смягчения вынужденной безработицы является оправданным.

    Исторически посткейнсианство сложилось из слияния двух потоков. С одной стороны, это было английское «рикардианское» кейнсианство, центр которого находился в Кембридже, а с другой, — американское неортодоксальное кейнсианство, представители которого стремились возродить истинный, по их мнению, смысл «кейнсианской революции».

    Примерами новых теоретических подходов, используемых посткейнсианцами, могут служить теория эффективной заработной платы и теория подразумевающегося (скрытого) контракта. Некоторые посткейнсианцы для защиты предлагаемого их теорией государственного вмешательства в экономику опираются и на более радикальные подходы, в том числе и на марксизм. В целом посткейнсианство представляет собой направление, последователи которого предприняли много исследований, но достигли ограниченного успеха.

    Новое кейнсианство — это школа современной макроэкономики, которая стремится обеспечить микроэкономические основы экономики Кейнсиана. Новое кейнсианство отчасти возникло в ответ на критику кейнсианской макроэкономики сторонниками новой классической макроэкономики.

    Два ключевых предположения определяют новый кейнсианский подход к макроэкономике. Подобно новому классическому подходу, кейнсианский макроэкономический анализ обычно предполагает, что домохозяйства и фирмы имеют разумные ожидания. Но две школы отличаются тем, что в кейнсианском анализе обычно учитывают различные рыночные отклонения. В частности, новые кейнсианцы предполагают, что существует несовершенная конкуренция в отношении цены и заработной платы, чтобы помочь объяснить, почему цены и заработная плата могут стать «застывшими», а это означает, что они мгновенно «не выравниваются» в соответствии с изменениями экономических условий.

    «Застывшестью» уровня зарплат и цен, а также другими рыночными «аномалиями», присутствующими в моделях кейнсианцев, обосновывается почему экономика может не получить полной занятости. Поэтому новые кейнсианцы утверждают, что макроэкономическая стабилизация со стороны правительства (с использованием фискальной политики) или центрального банка (с использованием денежно-кредитной политики) может привести к более эффективному макроэкономическому результату, чем политика laissez faire.

    Экономисты нового кейнсианства не выступают за использование экспансивной денежно-кредитной политики для краткосрочного роста производства и занятости, поскольку это повысит инфляционные ожидания и тем самым перенесет проблемы на будущее. Вместо этого они выступают за использование денежно-кредитной политики для стабилизации. То есть внезапное увеличение только для создания временного экономического бума не рекомендуется, так как устранение возросших инфляционных ожиданий будет невозможно без возникновения рецессии.

    Однако, когда экономика сталкивается с неожиданным внешним шоком, компенсация макроэкономических последствий шока посредством денежно-кредитной политикой является хорошей идеей. Это особенно верно, если неожиданный шок обусловлен, например, падением доверия потребителей, которое, как правило, снижает как производство, так и инфляцию; в этом случае расширение денежной массы (снижение процентных ставок) помогает увеличить выпуск продукции, стабилизируя при этом инфляцию и инфляционные ожидания.

    Кейнсианство (Keynesian Economics ) - макроэкономическая теория, в основе которой лежит идея необходимости государственного регулирования развития экономики.

    В тридцатые годы институционализм был оттеснен кейнсианством, произошла смена экономической парадигмы - концептуальной системы взглядов. Произошло это под влиянием величайшего потрясения в истории капитализма, кризиса 1929-1933 годов - Великой депрессии . Экономическая наука не допускала самой возможности таких потрясений. Возник, по определению английской экономистки Джоан Робинсон , первый кризис экономической теории.

    Под влияние кризиса в США формируется политика "нового курса" Франклина Рузвельта. Он включал в себя санацию банковской системы, запрет на вывоз золота из страны, обесценение доллара (по отношению к золоту), создание системы страхования банковских депозитов. Законом о восстановлении промышленности 1933 года фиксировались объемы производства и цены, минимальная заработная плата (12-15 долларов в неделю), максимальный рабочий день. Закон о регулировании сельского хозяйства 1933 года способствовал сокращению посевных площадей и уничтожению излишков продукции с целью повышения цен на продовольствие и повышения доходности преимущественно крупных ферм. Была развернута программа проведения обязательных работ силами безработной молодежи (строительство дорог, плотин и т.д.). В 1935 году были созданы системы страхования по старости и безработице. Рабочие получили право на создание профсоюзов и заключение коллективных договоров. Несмотря на эти меры, все тридцатые годы экономика США находилась в состоянии депрессии и только с началом Второй мировой войны уровень 1929 года был превзойден. По мнению экономистов неоклассического направления , причиной того, что вслед за глубочайшим кризисом не последовал подъем экономики, является именно чрезмерная активность государства. Подобные меры (девальвация фунта стерлингов, общественные работы, ограничение импорта, сокращение зарплаты и пособий) были приняты и в Англии. И здесь рост производства начался только с конца 1939 года. Этот опыт государственного регулирования экономики обобщил и теоретически обосновал английский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946 гг.) в опубликованной в 1936 году книге "Общая теория занятости, процента и денег". Нобелевский лауреат по экономике П. Самуэльсон писал: "Общая теория... ужасно написанная книга, она плохо организована... Она полна иллюзий и путаницы... Сама кейнсианская система изложена в ней неясно... Вспышки озарений и интуиции перемежаются с нудной алгеброй... Когда ее в конце концов одолеешь, то оказывается, что анализ в ней очевиден и в то же время нов. Короче говоря, это работа гения". Именно эта работа вызвала появление нового направления в экономической теории - кейнсианства. В экономической науке произошла своеобразная революция - кейнсианская. Вместе с кейнсианством возник макроанализ (анализ национальной экономики как целого).

    В чем суть кейнсианства? Рыночной экономике не свойственно равновесие , обеспечивающее полную занятость. Причина этого в том, что люди склонны сберегать часть своих доходов. Это приводит к неэффективности совокупного спроса: он меньше совокупного предложения. Преодолеть эту склонность людей к сбережению невозможно. Поэтому государство должно регулировать экономику, воздействуя на совокупный спрос. Кейнс разделяет инвестиционный и потребительский спрос. Государство, увеличивая денежную массу, снижает ставку процента , что стимулирует инвестиционную активность предпринимателей. Недостаток же потребительского спроса можно компенсировать с помощью общественных работ, финансируемых из бюджета за счет денежной эмиссии. По мнению Кейнса, это не вызовет роста цен, так как высокий уровень безработицы и инфляции несовместимы, косвенно же общественные работы вызовут рост объема выпуска.

    Таким образом, Кейнс отверг главный постулат неоклассиков об эффективности рыночного саморегулирования и обосновал необходимость государственного регулирования экономики; переключил внимание экономистов с предложения на спрос, обосновал возможность инфляционного финансирования экономического роста . Он поставил на первый план проблемы краткосрочной экономической динамики, тогда как до него анализировалась преимущественно статичная экономика. Кейнс фактически разработал новый язык экономической науки и новую науку - макроэкономику, введя понятия совокупный спрос, совокупное предложение, эффективный спрос, предельная склонность к потреблению и сбережению, мультипликатор инвестиций, предельная эффективность капитала, предельная эффективность инвестиций и др.

    Работа Кейнса оказала огромное влияние на науку и практику, но это не означало окончательного утверждения кейнсианского взгляда на экономический мир. Экономическую науку, сформировавшуюся под влиянием идей Кейнса, американский экономист П. Самуэльсон назвал "неоклассическим синтезом", являющимся взаимодополняющим единством макроэкономики и традиционной микроэкономики. По Самуэльсону, объектом его анализа является "смешанная система свободного предпринимательства, экономический контроль в которой осуществляется со стороны как общества, так и частных институтов". В период после II Мировой войны происходит бурное развитие макроэкономики в трудах таких экономистов, как С. Кузнец , Д. Хикс , В. Леонтьев , М. Фридмен , Р. Стоун , Э. Хансен и др.

    Основы экономической теории. Курс лекций. Под редакцией Баскина А.С., Боткина О.И., Ишмановой М.С. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2000.