Как получить всю сумму на ремонт автомобиля? Выплаты по осаго: а хватит ли на ремонт? опыт зр

Как получить всю сумму на ремонт автомобиля? Выплаты по осаго: а хватит ли на ремонт? опыт зр

Автолюбитель, который пострадал в дорожно-транспортном происшествии, должен позаботиться о выплате страховой компенсации еще на месте столкновения. Нужно помнить, что первым и очень важным этапом возмещения полученного ущерба является грамотное оформление автомобильной аварии.

Автовладельцу после того, как случилось столкновение нужно справиться с эмоциями и выполнить необходимые действия предусмотренные пунктами 2.5 и 2.6 ПДД:

  1. Остановить автомобиль и не передвигать его с места.
  2. Включить аварийную сигнализацию и выставить знак аварийной остановки на расстоянии не менее чем за 15 метров от машины в черте населенного пункта и 30 метров за его пределами.
  3. Оказать первую медицинскую помощь пострадавшим участникам происшествия. При необходимости вызвать скорую помощь.
  4. Вызвать сотрудников ГИБДД.
  5. Позвонить в страховую компанию и сообщить о месте и времени автоаварии. Коротко описать обстоятельства столкновения, а также полученные машинами повреждения. На всякий случай записать фамилию, имя, отчество и должность сотрудника компании, принявшего звонок. Страховой агент может принять решение о направлении на место происшествия представителя компании для наблюдения за процессом оформления ДТП.
  6. Сделать фотографии с места происшествия, и желательно, видеосъёмку.
  7. Искать случайных свидетелей автоаварии. Взять у них контактные и личные данные.
  8. Дождаться приезда инспекторов ГИБДД и принимать активное участие в оформлении аварии.

Сотрудники дорожной полиции составляют протокол об административном правонарушении, в котором фиксируют все повреждения, полученные автомобилями при столкновении. Также, выписывают справку о ДТП, в которой, указывается полный перечень причиненных машине повреждений.

Автолюбитель должен проследить, чтобы все повреждения были отображены в документах. После их подписания внести изменения не получится.

Таким образом, водитель выполнит все действия, предписанные ПДД, и грамотно оформит дорожно-транспортное происшествие. Именно, правильное составление полицейскими процессуальных документов, с указанием всех полученных повреждений, поможет впоследствии потерпевшему автовладельцу объективно оценить причиненный материальный ущерб.

Европротокол не вариант?

Когда выполняются все условия Европротокола, то водители могут обойтись без вызова сотрудников ГИБДД и самостоятельно оформить происшествие.

Напомним обязательные условия, которые должны наступить одновременно: столкнулось только два автомобиля; нет пострадавших, а только причинен материальный вред транспортным средствам участников ДТП; размер ущерба не превышает 50 тыс. рублей; между водителями нет разногласий.

При невыполнении хоть одного условия следует вызывать инспекторов дорожной полиции. Автоюристы всегда советуют трезво оценить полученный вред. Ведь, при аварии, кроме машин может быть повреждено другое имущество. Например, при столкновении упал и разбился дорогой смартфон или ноутбук.

Автолюбители могут вписать поврежденное имущество в Европротокол, но следует помнить, что общая сумма компенсации будет только 50 тыс. рублей. Все убытки превышающие лимит по Европротоколу страховщик оплачивать не будет. Для обращения в суд необходима справка о ДТП, которую выписывают инспекторы ГИБДД.

При составлении Европротокола справки о ДТП не будет, и соответственно, подать исковое заявление не получиться. Поэтому, когда вы не ориентируетесь в стоимости запчастей и ремонтных работ, а кроме машины повреждено дорогое имущество, то вызывайте для оформления автоаварии инспекторов дорожной полиции.

Второй этап получения компенсации ущерба – обращение в страховую компанию с письменным заявлением о страховых выплатах. Пострадавший водитель обязан обратиться к страховщику виновника аварии на протяжении 15 рабочих дней после происшествия.

К заявлению прилагается следующий пакет документов:

  • справка о ДТП;
  • паспорт гражданина РФ;
  • полис ОСАГО;
  • водительское удостоверение;
  • свидетельство о регистрации автомобиля;
  • техпаспорт машины;
  • извещение о ДТП;
  • банковские реквизиты счета для перевода страховых выплат.

При оформлении Европротокола применяется процедура прямого возмещение ущерба. Водители обращаются с заявлением о страховых выплатах к своему страховщику на протяжении 5 рабочих дней. Пакет документов к заявлению прилагается такой же, только без справки о ДТП.

Страховая компания обязана, после получения от потерпевшего автовладельца письменного обращения, организовать на протяжении 5 рабочих дней, осмотр поврежденной машины. Такой осмотр проводит эксперт, работающий при страховщике. На основании составленного им акта осмотра, проводится начисление страховых выплат.

Когда выплаты не хватает

Что делать, когда выплаты по ОСАГО не хватает на ремонт? Итак, страховая компания выплатила потерпевшему автолюбителю компенсацию, которая в идеале, должна покрыть стоимость восстановительного ремонта машины.

На практике этих денег не хватает для ремонта авто, поврежденного при столкновении. Водителю в этой ситуации не стоит пускать все на самотек и доплачивать за ремонт собственными средствами.

Следует запомнить важное правило – не ремонтировать поврежденный автомобиль до проведения независимой экспертизы, а при «серьезных» повреждениях до вступления в законную силу судебного решения о компенсации ущерба. Во время судебного разбирательства может быть назначена судебная экспертиза, которую лучше проводить с осмотром машины.

Основоположным документом для проверки правильности начисления компенсации, является акт осмотра поврежденной машины. Согласно, Правил ОСАГО получить такой документ можно только по письменному обращению. В заявлении следует попросить копию акта осмотра и калькуляцию стоимости восстановительного ремонта.

С этими документами необходимо сразу обращаться к независимым экспертам. Во время консультации вы примете решение: будите ли вы проводить независимую экспертизу.

Как правило, страховщики для того чтобы уменьшить размер страховых выплат идут на следующие махинации:

  • не учитывают стоимость некоторых деталей;
  • уменьшают цену деталей, агрегатов, материалов;
  • не указывают определенные виды работ;
  • умышленно занижают стоимость ремонтных и восстановительных работ.

При обнаружении таких фактов заказывайте независимую экспертизу. По правилам за экспертизу платит заказчик. Но при обращении в суд можно взыскать полную стоимость проведенного исследования с ответчика.

Для того чтобы страховщик не опротестовал результаты независимой экспертизы в ходе судебного разбирательства необходимо уведомить его о факте проведения оценки ущерба, а также согласовать время проведения.

Лучше проводить все согласования письменно. Так, у вас будет на руках подтверждение того, что вы выполнили все требования законодательства к проведению экспертиз.

Как только, вы получите ответ, что страховая компания готова направить своего представителя на процедуру независимой экспертизы на конкретное число и время, то согласуйте информацию с сотрудником экспертной организации и назначайте независимую экспертизу.

Вам необходимо отправить к страховщику телеграмму с уведомлением о получении за 3 дня до проведения исследования. В тексте, которой указать дату, место и время проведения независимой экспертизы. Когда в назначенное время представитель компании не появился, то нужно подождать 30 минут и приступать к осмотру. Страховщик не сможет оспорить результаты экспертизы, ссылаясь на свою занятость или другие причины.

Обращение в суд

Какая процедура обращение в суд, если страховки ОСАГО не хватает на ремонт? Для того чтобы суд не отказался принять иск, необходимо предварительно попытаться урегулировать вопрос в досудебном порядке.

Вам необходимо составить досудебную претензию, в которой перечислить все свои требования к страховой фирме. К ней нужно приложить результаты независимой экспертизы и все документы, подтверждающие причиненный при ДТП ущерб.

В большинстве случаев страховщик не реагирует на такие обращения, иногда присылает ответ, с рекомендацией обращаться в суд, и очень редко доплачивает компенсацию. Когда вам не сделали доплату, то следует составить исковое заявление для обращения в суд. Вам нужно рассчитать общую сумму ущерба на отдельном листе и приложить к иску.

Для этого из отчета независимой экспертизы нужно взять сумму восстановительных работ прибавить стоимость экспертизы и все расходы на почтовые отправления. Из полученной суммы вычитаете размер начисленных вам страховых выплат. Можно прибавить компенсацию за моральный ущерб. Судебная практика показывает, что реально получить 2-5 тыс. рублей моральной компенсации.

Реклама автоюристов.

К исковому заявлению следует приложить копии документов:

  • паспорта РФ;
  • свидетельства о регистрации авто;
  • техпаспорта ТС;
  • протокола об административном правонарушении;
  • справки о ДТП;
  • акта осмотра и калькуляции страховщика;
  • отчета по независимой экспертизе;
  • договора и квитанции, подтверждающей оплату независимой экспертизы;
  • подтверждения почтовых расходов;
  • квитанции об оплате госпошлины;
  • копии иска для всех участников судебного процесса.

Таким образом, страховая компания доплатит, недостающую сумму компенсации для осуществления восстановительного ремонта автомобиля, по решению суда. Для подготовки пакета документов, подтверждающих исковые требования, необходимо собирать документы на всех этапах оценки причиненного ущерба.

Стоимость ремонта машины превысила лимит по ОСАГО

Федеральным законом «Об ОСАГО» установлена максимальная страховая выплата для компенсации причиненного вреда автомобилю при ДТП на уровне 400 тыс. рублей, а по Европротоколу – 50 тыс. рублей. Для Московского и Питерского регионов лимит по Европротоколу принят на уровне 400 тыс. рублей.

Если стоимость восстановительного ремонта превышает размер максимальной выплаты по страховке ОСАГО, то необходимо через суд взыскать с виновника автоаварии не выплаченный размер компенсации. Для расчета исковых требований от реальной стоимости ремонта авто вычитают страховые выплаты. Пакет прилагаемых документов аналогичный предыдущему.

Итог

Подводя короткий итог, хочется акцентировать внимание на том, что вред причиненный машине потерпевшего при ДТП водителя должен быть возмещен в полном объёме.

Если страховые выплаты не компенсируют восстановительный ремонт, то необходимо провести независимую экспертизу и подать в суд иск на страховщика. Когда для ремонта требуется сумма, превышающая лимит выплат по ОСАГО, то разницу нужно через суд взыскать с виновника аварии.

Удачи вам на дороге!

Российскому ОСАГО больше 13 лет, и львиная доля имевших с ним дело автомобилистов вряд ли поминают этот опыт хорошим словом. Из результатов реформы последних лет подавляющее большинство наверняка вспомнит только плохое - значительное увеличение стоимости полиса. Между тем появились и позитивные для пострадавших моменты. Главными из них я бы назвал увеличение лимита возмещения вкупе с единой методикой его расчета. В результате выплаты стали больше и справедливее. По крайней мере, по статистике РСА: в июле 2014 года средний размер компенсации составлял 37,2 тыс. руб., в марте 2015-го - 45,6 тыс. руб., в ноябре 2015-го автомобилисты в среднем получали по ОСАГО 59 тыс. руб., а в ноябре 2016 года - уже 83,5 тысячи.

На бумаге все отлично. Но стало ли от этого хватать полученных средств на качественный ремонт? На примере чужих машин финансовую сторону вопроса наш юрист . А теперь благодаря двум невнимательным водителям у нас появилась возможность проверить все на собственном опыте. Недавно я уже писал о том, что редакционная , а незадолго до этого в аналогичной неприятности пострадал наш Datsun mi-DO.

Datsun mi-DO

«Японец» с тольяттинской пропиской отделался легким испугом - поврежден только бампер. С пары шагов «шрамы» можно и не заметить. Однако простой покраской детали тут не обойтись. Пластик треснул, требуется замена элемента. После осмотра в страховой компании эксперты приговорили к замене еще и датчик штатного парктроника. Действительно, небольшой след от контакта с другой машиной на нем есть, и формально пострадавшая в аварии деталь должна быть заменена. На деле же сенсор исправно функционирует и его покупкой мы заниматься точно не будем.

Выплата поступила в течение пяти дней, хотя по закону у страховщика есть двадцать. Сумма - 9407 рублей 95 копеек - выглядит небольшой с учетом того, что нужно купить, покрасить и . Но не будем спешить с выводами.

Начали поиски детали с интернет-магазинов. Разброс цен составил от 2200 до 3600 руб. Один сайт предложил уже окрашенный новый (!) элемент за 4600 рублей. Заманчиво, но нет. У меня еще живы воспоминания о палатках на Южнопортовом рынке с деталями для вазовских «самар» и «десяток» в цвет кузова. Кому-то везло, но многим доставались бамперы с краской поверх голого пластика, пристойный вид которых не держался и пару месяцев.

Добавим к стоимости детали тысячу рублей за замену и порядка 6000 руб. за малярные работы в приличном сервисе. В результате можно уложиться в 9200 руб.: выплата оказалась даже чуть больше необходимой. Можно найти бампер б/у (от 1000 руб.) и сэкономить еще больше.

А что, если пошиковать и направиться к официалам? После нескольких звонков нашел самое выгодное предложение: 3300 рублей за бампер и 6500 рублей за покраску с учетом работ по снятию-установке. Да, сумма (9800 руб.) вылезает за пределы полученной компенсации. Но не будем забывать, что нашей машине уже почти два года. Значит, в учтен износ заменяемого элемента, так что тут все справедливо. К тому же доплатить из своего кармана придется меньше 400 руб.

Мы сочли переплату дилеру необязательной, а самый экономный вариант с подержанным бампером нам не подходит в силу необходимости отчитаться за казенные деньги. Так что, купим новую деталь и отправим Datsun в неофициальный кузовной сервис.

Lada Vesta

Седану досталось сильнее: многочисленные царапины на заднем бампере и неприятная вмятина по центру крышки багажника под номерным знаком. Аварию оформили по европротоколу: это совсем несложно, если и знать условия, при которых это можно сделать. К заполненному мной бланку у страховой компании вопросов не возникло, и уже на четвертый рабочий день на счет редакции пришло 20 625 рублей 76 копеек.

Менять кузовные элементы не нужно, значит, сразу обращаемся к жестянщикам. Оценка по фотографиям на одном из популярных форумов дала почти десяток предложений. Большинство укладывались в диапазон 15–19 тыс. руб. Причем по факту эту сумму можно снизить, если выбрать крышки багажника или ограничиться полировкой бампера вместо полной перекраски. Такие вещи мастера смотрят уже на месте. Были и достаточно фантастические предложения: всего 10 тысяч «под ключ». Но даже по верхней планке мы оказываемся в плюсе.

Официальные дилеры нам тоже по карману. Покрасить две детали (строго по технологии: с обеих сторон со снятием с машины) стоит 14–18 тыс. руб. Если выбрать самое доступное предложение, то даже с учетом необходимости небольшого ремонта крышки багажника остается «сдача». Неплохо!

Кстати, интернет буквально кишит предложениями кузовных деталей на Весту в цвет кузова. Качество - вопрос открытый, но цены, на мой взгляд, адекватные. К примеру, если бы мы пошли по пути замены поврежденных деталей, то задний бампер обошелся бы в 7 тыс. руб., крышка багажника - в 13,5 тысячи. Итого - 20 500 рублей. С учетом работ по снятию-установке уже выходим за рамки доступной суммы, ну так и путь этот заведомо не самый рациональный. Мы же, как и в случае с Датсуном, обратимся к малярам не из официального сервиса: выйдет подешевле.

Итоги наводят на оптимистичные мысли: отремонтировать машину можно даже у официального дилера! Конечно, есть оговорки, о которых нельзя забывать. Автомобили из наших примеров свежие, с небольшой степенью износа и неповрежденными до ДТП деталями. Учтите важный момент: если на панели присутствуют вмятины и царапины, не относящиеся к аварии, то полную стоимость восстановления детали страховая компания вам не оплатит . С точки зрения закона, вы таким способом получите дополнительную выгоду. Поэтому владельцам машин с многочисленными боевыми шрамами, к сожалению, не приходится рассчитывать на адекватную компенсацию даже при новой схеме расчета выплаты. Тем не менее призна ем: теперь не миф. По крайней мере, в столице.

Всё про ОСАГО, каско и работу страховых компаний - в .

В автомобильной пробке вы нечаянно отвлеклись и въехали в роскошный «Мерседес» представительского класса. На разборе в ГИБДД ваша вина полностью подтвердилась. Так как оба автомобиля застрахованы только по ОСАГО, ваша страховая компания согласилась выплатить пострадавшему максимальную положенную по закону сумму (120 тыс. рублей). Однако владелец «Мерседеса» предъявил документы, из которых следует, что ремонт его машины обошелся в 270 тысяч. Что делать в такой ситуации – продавать собственный автомобиль, чтобы оплатить ремонт «Мерседеса», или проигнорировать финансовые претензии пострадавшего – рекомендуют эксперты ChelFin.ru.

Директор дирекции андеррайтинга массовых видов страхования страховой компании «Согласие» Дмитрий Кузнецов

: «Требования владельца автомобиля «Мерседес» обоснованны. Согласно закону (ст. 1064 Гражданского кодекса России) вред, причиненный имуществу гражданина или юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим этот вред.

Кроме того, согласно ст. 1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (в том числе с использованием транспортных средств), обязаны возместить вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего. Именно поэтому в конкретной ситуации обязанность возмещения вреда возлагается на владельца автомобиля – виновника ДТП.

Стоит отметить, что владелец источника повышенной опасности не отвечает за вред, причиненный этим источником, если докажет, что источник перестал ему принадлежать в результате противоправных действий других лиц (например, угона).

Кроме того, владелец автомобиля с полисом ОСАГО, в случае, когда страхового покрытия не достаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, выплачивает разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба. Таким образом, виновник ДТП обязан по закону возместить потерпевшему разницу между полученным страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Страховая сумма, в пределах которой компания обязуется возместить потерпевшим причиненный вред, составляет не более 120 тыс. рублей в части возмещения вреда, причиненного имуществу одного потерпевшего. Однако уже сейчас есть проект изменений, предусматривающий увеличение лимита до 400 тыс. рублей.

Поэтому пока страховщик не имеет законных оснований выплатить при наступлении страхового случая по договору ОСАГО более 120 тыс. рублей при повреждении имущества одного потерпевшего. Следовательно, несмотря на то, что размер причиненного ущерба превысил страховую сумму по договору ОСАГО, страховщик в данной ситуации поступил правомерно.

При наличии каско у обоих участников ДТП ущерб был бы возмещен в рамках договора добровольного страхования, и владельцу «Мерседеса» не пришлось бы требовать с виновника ДТП разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба, а виновнику ДТП – ремонтировать автомобиль за свой счет.

Однако наличие каско не избавило бы виновника ДТП от материальных затрат. К страховщику, где был застрахован «Мерседес», после выплаты страхового возмещения перешло бы право требования к лицу, ответственному за убытки. Причиненный ущерб в размере 120 тыс. рублей был бы возмещен страховщику потерпевшего компанией виновника ДТП в рамках договора ОСАГО, а разницу между выплатой по договору ОСАГО и фактическим размером ущерба в пользу страховщика потерпевшего обязан возместить причинитель вреда. Поэтому очень важно дополнительно к ОСАГО приобретать полис добровольного страхования гражданской ответственности».

Управляющий юридической фирмы «СпецЮст»Александр Целых

: «Виновнику ДТП в данной ситуации могу дать следующие советы:

  • на стадии оформления ДТП сотрудниками ГИБДД строго проследить, чтобы в документах были указаны только те повреждения, которые действительно имеют отношение к ДТП, а в случае нарушения – указать это в замечаниях;
  • обязательно явиться на осмотр и оценку автомобиля потерпевшего в оценочной компании (о таком осмотре виновник ДТП должен быть заранее извещен телеграммой или иным законным способом), причем желательно взять с собой фотоаппарат (или даже видеокамеру) и параллельно с основной съемкой самостоятельно фиксировать поврежедения;
  • в акте, который составляется по итогам осмотра, указать все свои замечания, например, завышенные объемы повреждений или повреждения, которые не относятся к ДТП, если такие моменты пытаются отразить в акте осмотра;
  • в случае вашего несогласия с перечнем повреждений, их характером и способами их устранения (например, замена или ремонт) обязательно укажите это в акте осмотра;
  • если вы предполагаете, что дорогостоящему автомобилю причинен очень большой ущерб, то делать вышеописанные действия необходимо еще тщательнее, в том числе с привлечением опытного профессионала в этой области (автоюрист, автооценщик и т. п.).

Так необходимо вести себя и в том случае, если вас вызывают на осмотр скрытых повреждений, которые могут быть обнаружены при разборе авто и его ремонте в автосервисе (обязательно предупредите свою страховую компанию, чтобы она дублировала вам все извещения, которые приходят к ней по этому ДТП и по осмотрам авто).

По итогам осмотра составляются калькуляция и заключение о стоимости ремонта и запчастей. Желательно проверить итоговый документ, причем с привлечением профессионального оценщика, и в случае несогласия с какими-либо цифрами и суммами заявить об этом (в определенных случаях даже можно заказать у привлеченного вами оценщика новую оценку стоимости восстановительного ремонта) и не выплачивать потерпевшему более той суммы, которую привлеченный вами оценщик считает правильной.

В случае же судебного спора заказать у привлеченного оценщика новую оценку стоимости восстановительного ремонта либо заявить в суде о назначении судебной экспертизы. Сделать это крайне важно, иначе суд будет руководствоваться только первоначальной оценкой. Если дело дойдет до суда, то суд, ознакомившись с материалами, в том числе с первоначальной, повторной или судебной оценкой (экспертизой), должен принять справедливое решение на основании конкретных обстоятельств и всестороннего рассмотрения дела.

На этапе суда привлечение в защиту ваших интересов профессионалов – опытных юристов – становится еще более необходимым, особенно если речь идет о действительно огромных суммах ущерба.

Чтобы избежать подобных ситуаций и обезопасить себя, могу рекомендовать помимо обычного полиса ОСАГО заказывать так называемый ДСАГО – дополнительное (добровольное) страхование автогражданской ответственности, которое повышает лимит выплат со 120 тыс. рублей до необходимой вам суммы. Стоит это недорого, и целесообразность в этом, я считаю, есть. К примеру, доплатив 1,5 тыс. рулей, можно дополнительно приобрести гарантии на сумму в 750 тыс. рублей. Но есть и более демократичные варианты. Например, заплатив 700 руб. можно получить дополнительные гарантии на 250– 280 тыс. рублей.

Необходимость продавать собственный автомобиль, чтобы вернуть деньги водителю «Мерседеса», может возникнуть только тогда, когда у виновника ДТП нет других источников для выплат.

Есть очень важный совет и владельцам пострадавших авто: если чувствуете, что виновник неплатежеспособен и его автомобиль – это единственное ликвидное имущество, то рекомендую попробовать добиться в суде наложения ареста (запрета) на продажу авто виновника до разрешения судебного дела».

Александр, автомобилист : «Около двух лет назад (в декабре 2009 года) я, управляя автомобилем ВАЗ 21099, попал в ДТП. Ехал по крайней левой полосе по пр. Победы на пересечении с ул. Молдавской, соблюдая скоростной режим. Впереди меня двигался автомобиль «Мазда» CX7, до которого было около 9-10 метров. Перед светофором водитель «Мазды» резко затормозил, причем абсолютно необоснованно, так как впереди был разрешающий сигнал. Я начал резко тормозить, но из-за гололеда автомобиль юзом понесло вправо. После этого в правую боковину моей машины ударил автомобиль марки «Мерседес» ML350, который ехал рядом по средней полосе, а мой автомобиль отбросило на впереди идущую «Мазду». В итоге сотрудниками ГИБДД было установлено, что вина полностью лежит на мне.

На момент ДТП все транспортные средства были застрахованы только по ОСАГО. Как известно, предельная сумма выплат в случае, если в аварию попадают более двух автомобилей, составляет 160 тыс. рублей. Если повреждения автомобилей превышают эту сумму, средства взыскиваются с виновника ДТП. Так произошло и в моем случае.

Водителю «Мазды» была выплачена компенсация в размере около 40 тыс. рублей. Оставшуюся часть (около 120 тыс. рублей) моя страховая компания перечислена водителю «Мерседеса», однако полученной суммы не хватило на возмещение ущерба, причиненного в ДТП (208 тыс. рублей). Поэтому потерпевший предъявил иск в суд о взыскании в меня денежных средств в размере около 90 тыс. рублей (дополнительно взыскивались средства, затраченные потерпевшим на услуги оценочной компании, почтовые переводы и на уплату госпошлины).

На открытом судебном заседании мы с потерпевшей стороной договорились о заключении мирового соглашения, по условиям которого сумма исковых требований была снижена до 50 тыс. рублей. Однако были установлены конкретные сроки выплаты – в течение одного месяца после заключения данного соглашения».

Очень часто встречается ситуация, когда страховая компания выплатила сумму, намного меньшую, а то и вовсе несопоставимую с суммой, потраченной на ремонт.

Как правило, это происходит в случае, когда СК присылает для проведения экспертизы страховщика, с которым её связывают договорные отношения.

Мало того что при выплатах по ОСАГО страховая компания существенно (в 2-4 раза) занижает сумму восстановительного ремонта , так еще и применяется коэффициент износа автомобиля.

В результате полученной по ОСАГО выплаты не хватает даже на частичный ремонт.

Что делать, если страховая компания мало заплатила по ОСАГО?

Лучше дождаться получения страховой выплаты, и только потом начинать ремонтировать автомобиль. Тогда вы сможете провести повторную независимую экспертизу за свой счет, если вдруг выяснится, что СК внесла в отчет не все повреждения.

В крайнем случае, если автомобиль необходим, можно сфотографировать повреждения со всех ракурсов. Потом на основании этих фотографий можно будет также провести экспертизу.

Если же автомобиль отремонтирован, а страховая компания по ОСАГО выплатила мало, нужно получить на руки акт о страховом случае и требовать возмещения по фактическим затратам на ремонт.

Даже если вы собираетесь сначала отремонтировать автомобиль, то ремонтировать его придется в сервисе с получением всех платежных документов на руки.

Немного же повременив с ремонтом и дождавшись страховой выплаты или возмещения через суд, можно будет сэкономить.

Для того чтобы определиться с порядком действий для обжалования решения страховой, необходимо в первую очередь получить на руки отчет оценки эксперта и калькуляцию .

Для этого пишется заявление в страховую с просьбой выдать на руки акт о страховом случае и акт осмотра автомобиля с калькуляцией стоимости восстановительного ремонта. Согласно п. 71 Правил ОСАГО СК обязана предоставить вам копию акта по письменному запросу.

Получив все требуемые документы на руки, нужно самостоятельно, а еще лучше с привлечением независимых экспертов проверить все позиции на предмет отражения всех повреждений автомобиля.

В акте указывается сумма расчета без износа. Если она приблизительно соответствует затратам на ремонт, значит, занижение выплаты вызвано тем, что по ОСАГО ущерб рассчитывается с учетом износа. Тогда любые дальнейшие действия не приведут к ощутимому результату.

Часто бывает, что страховая:

  • занижает количество и стоимость нормо-часов по разным видам работ;
  • не учитывает необходимые для ремонта виды работ;
  • занижает стоимость деталей и материалов, необходимых для проведения работ;
  • вообще не учитывает необходимую стоимость деталей и материалов.

Если ТС не подлежит восстановлению, то СК может в 2-3 раза завысить стоимость годных деталей , что опять приведет к занижению суммы выплаты.

Как провести повторную независимую экспертизу?

Если в акте отражены все повреждения автомобиля, то нужно обратиться в независимую экспертизу для того, чтобы специалисты по акту осмотра составили еще один расчет стоимости ремонта.

Если пострадавшему автомобилю не больше 5 лет, то независимый эксперт может рассчитать размер утраты товарной стоимости ТС в результате ремонта. Эту сумму тоже необходимо взыскивать со страховой компании.

Если в отчете отражены не все повреждения, а автомобиль еще не отремонтирован, то необходимо провести повторную независимую экспертизу. При этом обязательно нужно будет уведомить страховую компанию о времени и месте её проведения .

Все платежные квитанции нужно сохранять, потому что в дальнейшем все потраченные суммы можно будет взыскать через суд. Если же ремонт был произведен, то нужно восстановить все чеки и платежные документы, подтверждающие реальные затраты.

После составления нового отчета об оценке ущерба нужно составить грамотную досудебную претензию в СК, в которой перечислить все ваши требования и приложить новый расчет оценки ущерба.

Претензия составляется по образцу. Адресат претензии – это руководитель СК. Затем называется причина обращения, следующим пунктом указывается желаемый клиентом результат.

Здесь пишется сумма, на которую рассчитывает пострадавший, и 7-10-дневный ожидаемый срок ответа на претензию, после которого клиент будет обращаться в суд.

К претензии нужно приложить все имеющиеся документы, указать номер полиса, автомобиля, заключения экспертов и чеки с СТО. В конце указывается дата и контактные данные пострадавшего.

Такая претензия является подтверждением для суда попытки договориться с вашей стороны. Её нужно передать в секретариат СК, обязательно получив на руки копию с отметкой о вручении, или переслать заказным письмом.

Иногда бывает, что СК идет навстречу пострадавшему и удовлетворяет претензию. Однако намного чаще вы получите либо отказ, либо претензия будет полностью проигнорирована.

Поэтому лучший вариант – это после подачи претензии сразу начинать готовить пакет документов для подачи заявления в суд.

Как подать жалобу в РСА и ФССН?

В течение этих 10 дней можно подготовить жалобы в Союз автостраховщиков и Федеральную службу страхового надзора.

На сайте РСА можно скачать бланк для подачи жалобы, можно пожаловаться по телефону бесплатной линии: 8-800-200-22-75, а можно узнать, есть ли в вашем городе представительство РСА (например, оно есть в Новосибирске, Екатеринбурге, Н. Новгороде, Ростове-на-Дону, Санкт-Петербурге и пр.), или написать по адресу: г. Москва ул. Люсиновская, д. 27, строение 3.

Подача жалобы в контролирующий орган – это нормальный шаг, который практикуется во всех странах.

Федеральная служба страхового надзора тоже осуществляет контроль над действиями страховщиков, но не решает споры о размере ущерба.

Инспекции страхового надзора находятся в крупных городах России, в крайнем случае, жалобу можно подать по адресу: 125993, Москва, Миусская пл., д.3, стр.5.

Нельзя сказать, что это эффективная мера, но деятельность страховщика будет проверена.

Как рассчитать сумму для подачи иска в суд?

Для составления иска о взыскании страховой выплаты необходимо рассчитать сумму требования.

В сумму входит:
сумма восстановительного ремонта (по оценке вашей экспертизы);
стоимость независимой экспертизы;
почтовые расходы на уведомления.

Из этой суммы нужно вычесть выплату страховой.

К ней можно добавить, если оценивалась, утрату товарной стоимости ТС и возможные проценты за пользование чужими деньгами.

Нужно указать и моральный вред, который вы хотите возместить (указать можно любую сумму, но на практике суды обычно компенсируют не больше пары тысяч рублей).

Постановлением пленума Верховного суда РФ от 28 июля 2012 г. №17 было утверждено, что СК должна не только возместить сумму недоплаты, но и заплатить штраф в размере 50 % от удовлетворенных судом требований за отказ произвести выплату в добровольном порядке.

Обратите внимание: данный штраф присуждается в пользу истца, а не уходит государству.

Если планируемая сумма взыскания будет превышать установленные законом 120 000 руб. ОСАГО, то имеет смысл в качестве соответчика пригласить в суд виновника ДТП . Это необходимо для того, чтобы не затягивать судебное рассмотрение по срокам.

За время ожидания ответа на досудебную претензию нужно собрать пакет документов для подачи в суд.

В пакет входят:

  1. Документы на ТС;
  2. Копии документов из ГИБДД;
  3. Акт о страховом случае;
  4. Акт осмотра ТС;
  5. Калькуляция страховщика или отчет об оценке;
  6. Исковое заявление с приложенным расчетом на отдельном листе.

Что следует учесть при подаче искового заявления?

В случае если страховая недоплатила крупную сумму, лучше поручить подачу заявления в суд и ведение дела в суде юридической компании.

Если исковая сумма меньше 50 000 руб., иск о взыскании недоплаченного страхового возмещения по ОСАГО подается мировым судьям, если выше 50 000 руб. – в районный суд.

Обычно в спорах по страховым выплатам суд удовлетворяет исковые требования клиента СК в полном объеме.

Конечно, процесс может затянуться на месяцы, но в любом случае вы ничего не потеряете, потому что все расходы и судебные издержки оплатит СК. Во время суда может быть назначена еще одна судебная экспертиза.

Как правило, дело одним заседанием не ограничивается, придется постоянно отпрашиваться с работы для явки на заседания.

Все расходы на юристов будут оплачены страховой компанией.

После окончания суда исполнительный лист нужно будет отнести судебным приставам или непосредственно в банк, где зарегистрирован счет должника.

Видеосюжет о страховых спорах по ОСАГО

Читайте еще:

10 комментариев

    Если страховщик заплатил недостаточную сумму, обязательно нужно обращаться к юристам. Другое дело, что тут много тонкостей, которые неподготовленному человеку будет сложно понять и в соответствии с ними действовать. Да и времени это занимает прилично. Но, главный плюс в том, что все расходы на юристов покрываются страховой компанией. Если, конечно, все пройдет удачно.

    С ситуацией, когда страховая оплачивает намного меньшую сумму, чем потрачено на восстановление автомобиля после ДТП, сталкивался наверное каждый. И я не исключений. Стояла на перекрестке, водитель стоящей впереди десятки резко сдал назад, нос моего автомобиля был всмятку. Автомобиль с места аварии увозили на эвакуаторе. Ремонт был дорогостоящим, пришлось заказывать ноускат и полностью все менять. Страховая выплатила лишь треть, от затрат на ремонт. Друг посоветовал обратиться к юристу. Что я и сделала. Это оказалось очень легко. Я написала доверенность и юрист действовал от моего лица. Я даже в суде не была, просто ждала результата. В итоге страховая выплатила сумму, которая покрыла все расходы и даже немного больше. Я считаю, что независимую экспертизу проводить необходимо, особенно когда повреждения после ДТП очень значительны. Это конечно долго, затратно, но стоит того, чтобы браться за это дело.

    Часто страховые компании целенаправленно выплачивают страховое возмещение в меньшем размере, чем положено по закону и потерпевшему не хватает денег на ремонт поврежденного в ДТП автомобиля. Страховая компания мало заплатила по ОСАГО или КАСКО?

    Здравствуйте! Произошло ДТП 17.10.2015. независимая экспертиза насчитала мне 84000 рублей, при разбирательстве увидел много недочетов в их расчетах. По деталям необходимых на замену у меня вышло более 110 000, работу в сервисе дилера со скидками на запчасти 20 % и работу 10%выходит как минимум 105 000 рублей. и КАК тут быть теперь как восстанавливать автомобиль, в «юрфирме N» говорят судиться бесполезно, методика расчета одна, тогда вопрос зачем тогда они нужны?? какая от них польза, если в суд идти не хотят, ЧТО ДЕЛАТЬ в моей ситуации??
    Салимгареев Азат 89177546290

    • Уважаемый Азат! Не слушайте, что говорят в «юрфирме N». На самом деле можно и нужно идти в суд. Мне страховая выплатила 60тыс. Заказанная мною независимая экспертиза насчитала 103тыс. Отправила претензию в СК, ОНИ НЕ ПРОРЕАГИРОВАЛИ. В результате, вместо 43 тыс., которые они зажали к выплате, суд присудил им 102тыс. (остаток выплаты+неустойка+штраф+мор.вред+расходы на проведение экспертизы+расходы на представителя в суде). Так что не складывайте руки, а начинайте действовать, чтобы не потворствовать наглости и жадности СК.

    Добрый день. Подскажите пожалуйста, я застрахован в Ресо, виновник ДТП в ВСК. Осмотр и оценку проводили в моей страховой (ресо), мы туда приезжали вместе с виновником. Выплатили естественно мало. У кого находится акт о страховом случае кто подскажет? В ВСК или в Ресо? И с кем судиться мне в таком случае? Кто калькуляцию проводил? Спасибо

    Произашло дтп, моей машине 20 лет она 1994 года и я боюсь насчитать мало так как машина старая! У меня тойоту крона эксив! Стоит ли идти в независимую и что делать в таких случиях?

    Скажите пожалуйста, как поступить в случае, если страховая компания посчитала запчасти по Московским оптовым ценам, а у нас в Перми они всюду стоят в полтора раза дороже, а кроме того, еще удержала износ. У меня ни один сервис не берется за ремонт, смеются и говорят, вот пусть вам страховая за эти цены предоставит запчасти. Обратилась к независимому эксперту, а он говорит, что он тоже имеет право считать только по ихним ценам, по другим суд даже не будет рассматривать иск.

    Добрый день! Недавно совершил ДТП, виновником которого являюсь. Страховая компания у обоих одна. СК расчитала потерпевшему сумму (17900тр), что менее чем «насчитали»на СТО (27900тр). Без экспертизы и оценщиков. Потерпевший обратился ко мне с требованием возместить недостающую сумму (10000тр). В свою очередь я посоветовал ему обратиться в суд, и через суд требовать недостающую сумму у СК, соблюдая необходимые требования закона (оценка, независимая экспертиза, чеки за ремонт). Правомерны ли мои советы и должен ли я лично что то оплачивать потерпевшему если он решит подать в суд на меня? Спасибо!

Из – за нарушений правил дорожного движения на проезжих частях Москвы и других городов происходят дорожно-транспортные происшествия.

Участницей одного из таких происшествий стала жительница нашей столицы. Девушка ехала на концерт любимой группы, но вместо концерта ей пришлось разбираться в случившимся ДТП. В её автомобиль хх врезался автомобиль уу. Причиной столкновения стало несоблюдении дистанции между следующими друг за другом транспортными средствами. В результате ДТП автомобилю хх были причинены механические повреждения.

Гражданская ответственность виновника ДТП на момент аварии была застрахована в страховой компании по договору обязательного страхования. Правопреемник страховой компании признал данный случай страховым и в соответствии с заключением экспертов выплатил хозяйке разбитого автомобиля страховое возмещение в размере 120000 руб.

Но данной суммы было недостаточно для ремонта автомобиля. Ко всему прочему девушка не использовала билет на концерт, стоимостью 2950 руб. Также она считала, что ей нанесён моральный ущерб, из-за невозможности пользоваться своим автомобилем в необходимые ей дни.

Девушка обратилась к адвокату, чтобы восстановить справедливость, составить необходимый иск в суд для возмещение материального ущерба и разъяснить вопрос о моральном ущербе.

Первым делом нужно было узнать реальную стоимость нанесённого ущерба. По совету адвоката девушка обратилась в независимую техническую экспертизу транспортного средства. Там был сделан отчёт об оценке стоимости работ, запасных частей и материалов, необходимых для восстановления поврежденного автомобиля. По итогам отчёта стоимость всех работ с учетом износа в 27.43 % составила 174280 руб.

Виновник ДТП – ответчик в суде утверждал, что указанная в отчёте стоимость проведения ремонта завышена, но соответствующие доказательства у него отсутствовали. Так как со стороны ответчика суду доказательств предоставлено не было, суд руководствовался предоставленным истцом (владельцем хх) отчётом технической экспертизы. Так как сумма фактического восстановительного ремонта больше, чем выплата страховой компании, то по статье 1072 ГК РФ оставшуюся часть вносит застрахованный гражданин (в данном случае ответчик).

Что было выяснено по вопросу морального вреда. В соответствии со ст. 151 ГК РФ моральным вредом считается физическое и нравственное страдание, причинённое действиями, нарушающими личные неимущественные права гражданина, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага.

Суд решил, что отсутствие возможности пользоваться автомобилем не является моральным вредом, так как физические и нравственные страдания и их доказательства отсутствуют. Вред истцу причинён только материального характера.

Руководствуясь ст. 193, ст.ст. 194-199 ГПК РФ суд принял решение - взыскать с ответчика в пользу истца сумму размере 59959 руб.:
54280 руб. - разницу между страховым возмещением и фактическим размером ущерба; 2950 руб. – стоимость неиспользованного билета на концерт; 2729 руб. - расходы по оплате экспертизы. Также взыскать расходы по оплате государственной пошлины в сумме 1998 руб. В остальной части иска – возмещение морального ущерба - отказать.

В следствии грамотной работы адвоката, истец выиграла дело и получила полное материальное возмещение ущерба.