Как и кем будет собираться курортный сбор. Что такое курортный сбор? Курортный сбор будут требовать во всех гостиницах? Даже частники за аренду комнаты

Как и кем будет собираться курортный сбор. Что такое курортный сбор? Курортный сбор будут требовать во всех гостиницах? Даже частники за аренду комнаты

Курортный сбор будут взимать с 1 мая 2018 года. Законопроект сегодня принят Госдумой во втором чтении. Шансы, что он быстро пройдет третье чтение (назначено на 19 июля), затем Совет Федерации и получит визу Президента очень велики, практически стопроцентные.

«Клерк» предлагает вам ознакомиться с этим любопытным документом.

Курортный сбор предложил Президент

В августе прошлого года идею о курортном сборе , а в сентябре уже дал поручение Правительству РФ подготовить в срок до 1 марта 2017 года. Правительство, как обычно, в срок не уложилось и представило проект только в конце апреля. Документ получился сырой, однако был принят в первом чтении Госдумой, хотя все понимали, что его придется серьезно дорабатывать.

Что же получилось в результате этой доработки? А ничего хорошего не получилось. И дело даже не в самом факте появления курортного сбора, а в том, как предлагается его устанавливать и администрировать.

Где будут экспериментировать с курортным сбором

Эксперимент (именно так сейчас называется введение сбора) будет проводится в четырех субъектах страны - Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. Вводиться на территории субъекта курортный сбор будет региональным законом и такие законы должны быть опубликованы до 1 декабря 2017 года (что будет, если не опубликуют, непонятно). Взиматься сбор будет с 1 мая 2018 года.

Однако окончательное решение о введении курортного сбора принимается на уровне муниципального образования. Главы муниципалитетов представляют в региональные исполнительные органы заявки на включение территории образования в территорию эксперимента или об исключении её.

Размер курортного сбора

Размер курортного сбора, порядок и сроки его перечисления устанавливаются на уровне региона, но могут дифференцироваться в зависимости от места нахождения территорий муниципальных образований, а также сезона и срока пребывания туриста в месте размещения. Федеральным законом устанавливается потолок сбора - 100 рублей (в 2018 году - 50 рублей). За день заезда в объект размещения сбор взиматься не будет.

Льготы по курортному сбору

Федеральным же законом установлен список льготников, с которых сбор не взимается. Кроме стандартного списка (ветеранов, инвалидов и т.п.) в списке значатся:
  • несовершеннолетние;
  • малоимущие граждане, имеющие среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного по месту их жительства;
  • сопровождающие инвалидов 1 группы и детей-инвалидов;
  • обучающиеся по очной форме в учебных заведениях, расположенных на территории эксперимента (заочники, приехавшие на сессию, вероятно, туристы и приехали погулять);
  • лица, проживающие или имеющие собственность на территории эксперимента;
  • лица, постоянно работающие на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта и др.
Приведенный список льготников уже вызывает вопросы. Например, платят ли жители города Краснодара сбор в соседнем городе Горячий Ключ, если и там и там будет введен сбор? Ведь согласно букве закона, они проживают на территории эксперимента. Что должны предъявить малоимущие в объекте размещения для получения льготы? А собственники помещений? И ведь список льготников может быть еще расширен региональными законами.

Как и кто будет собирать курортный сбор

Сборщиками денег с туристов (к которым приравнены вообще все проживающие в гостиницах) назначены организации и индивидуальные предприниматели, оказывающие гостиничные услуги и услуги по временному размещению (в том числе и в квартирах). В законе они изящно названы операторами курортного сбора. Тут, конечно, появляется сразу учет и отчетность - реестр операторов и порядок его ведения утверждается исполнительными органами на региональном уровне. Региональным же уполномоченным органом утверждается отчет операторов (т.е. он может быть разным по субъектам).

Взиматься курортный сбор может в любой день пребывания в гостинице, но не позднее дня выезда. Перечислять его в бюджет (региональный) надо будет по истечении срока фактического проживания туриста, при этом точный срок федеральным законом не установлен, его устанавливают на уровне субъекта РФ.

Среди обязанностей операторов курортного сбора значится выдача проживающим документа о том, что сбор был уплачен. О том, что это за документ, кто его утверждает и что там должно быть указано, в законе нет ни слова. Более того, в перечне разделения полномочий органов власти, утверждение такого документа не значится. Поскольку это не расчеты за товары, работы или услуги, ККТ не применяется, также, как и БСО. Можно ли применять просто приходный кассовый ордер? Вопрос открытый. Да и у ИП нет обязанности соблюдать порядок кассовых операций.

Еще одна загадка, связанная с оплатой сбора - при невозможности взимания у плательщика исчисленной суммы курортного сбора, оператор обязан в порядке и в срок, установленные законом субъекта Российской Федерации, уведомить о невозможности удержания и сумме курортного сбора, подлежащей уплате в орган, осуществляющий контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты курортного сбора. Ну вот уведомил он, а дальше что? Этот орган будет подавать иск в суд из-за 1000 рублей? Каков механизм взыскания с неплательщика?

На что пойдет курортный сбор

На что же пойдут собранные деньги? На курортную инфраструктуру - объекты лечебно-оздоровительного социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения, в том числе парки, скверы, городские леса, бульвары, терренкуры, пляжи, набережные, пешеходные зоны, элементы благоустройства, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил. Законом запрещено тратить деньги на ремонт дорог и коммунальную инфраструктуру.

Распределять деньги между муниципалитетами будут путем межбюджетных трансферов с использованием средств Фонда развития курортной инфраструктуры (это не организация, а часть средств бюджета субъекта). Контролировать процесс расходования денег будут общественные советы, которые будут создаваться при уполномоченном органе субъекта Российской Федерации.

Выводы по курортному сбору

Итого, что мы получаем в результате принятия этого закона:

1. Сбор, который непонятно почему взимается не в рамках Налогового кодекса, хотя имеет все признаки налогового сбора.

2. Появление новых отчетов и учетов у организаций и ИП, при этом совершенно не урегулированных федеральным законом, т.е. полностью отданным на откуп регионам. Даже сроки перечисления сбора в бюджет не установлены.

3. Плохо прописанный порядок администрирования в принципе. Не определены точно органы контроля за сбором, механизм взыскания с неплательщиков и пр. Зато в законопроекте много написано про бесконечную отчетность между госорганами - муниципалы региональным властям, региональные федеральным. Растет документооборот и, соответственно, количество чиновников.

4. На владельцев объектов возмещения возложена обязанность предоставлять льготы, но порядок их подтвереждения остается непонятным. В законе только указано, что проживающий должен предъявить оригинал документа или его заверенную должным образом копию. Т.е. оценка предъявленного документа с точки зрения права не платить сбор, дана оператору. Если он признает, что не та бумажка предъявлена, придется платить сбор? И опять происходит сбор персональных данных граждан, которые явно будут фигурировать в отчетности. Иначе как доказать, почему с такого-то проживающего не взяли сбор?

5. Из-под действия закона выведены физлица, не зарегистрированные как ИП. В курортных местах огромное количество граждан сдает летом свои квартиры для туристов. Можно прогнозировать, что частников станет больше - многие ИП перестанут быть таковыми, просто чтобы не связываться с лишними отчетами и контролерами.

В целом, стоит признать, что попытка написать понятный и работоспособный закон провалилась полностью. Но указание было дано, поэтому примут его в любом виде. А потом будут вносить десятки поправок. Принтер работает без остановки…

С 1 мая 2018 года в отдельных туристических зонах России вводится курортный сбор. Расскажем, как будут платить и собирать сбор, какие суммы сбора введены в отдельных регионах - участниках проекта.

Курортный сбор - это фиксированная сумма, которую с 2018 года платят физлица - граждане РФ и иностранцы, отдыхающие в туристической зоне России - Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. Разберем суть сбора.

Курортный сбор с 1 мая 2018 года: где и как будут собирать

В 2018 году в четырех туристических регионах РФ проходит эксперимент по развитию курортной инфраструктуры. В этих субъектах вводится курортный сбор с отдыхающих. Введение сбора регулирует Федеральный закон от 29.07.2017 № 214-ФЗ . Чтобы разобраться в том, где и как будут взимать сбор, смотрите таблицу ниже.

Основные положения закона Особенности Основание (статья закона)
Регионы, в которых вводится сбор
  1. Республика Крым
  2. Алтайский край
  3. Краснодарский край
  4. Ставропольский край
ст. 1
Срок введения и уплаты сбора Курортный сбор в России вводится с 1 мая 2018 г. по 31 декабря 2022 г.

Законы субъектов РФ о введении курортного сбора должны быть приняты не позднее 1 декабря 2017 г.

Взимание курортного сбора может быть прекращено законом субъекта РФ на основании заявки соответствующего муниципального образования об исключении из территории эксперимента.

Оператор сбора взимает плату с отдыхающих не позднее момента выезда из объекта размещения.

ст. 2, п. 2 ст. 5
Размер сбора

Размер сбора может быть дифференцирован в зависимости от сезона, в т.ч. снижен до 0 рублей, времени пребывания плательщика сбора в объекте размещения, значения курорта.

п. 4-5 ст. 5
Кто платит сбор

Физлица от 18 лет, проживающие в объектах размещения более 24 часов.

ст. 6
Кто освобожден от уплаты сбора
  1. Инвалиды I и II групп;
  2. Сопровождающие инвалидов I группы и детей-инвалидов;
  3. Малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие;
  4. Прибывшие в целях получения медпомощи или медицинской реабилитации;
  5. Постоянно работающие на территории взимания сбора;
  6. Имеющие звание Героя Советского Союза, Героя РФ или являющиеся полными кавалерами ордена Славы;
  7. Имеющие звания Героя Соцтруда или Героя Труда РФ, награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;
  8. Участники ВОВ;
  9. Ветераны боевых действий;
  10. Награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";
  11. Работавшие в период ВОВ на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны и т.д.;
  12. Инвалиды войны;
  13. Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОВ и ветеранов боевых действий;
  14. Подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним лица;
  15. Больные туберкулезом;
  16. Обучающиеся до 24 лет по очной форме в образовательных организациях на территории взимания сбора;
  17. Постоянно проживающие на территории взимания сбора;
  18. Имеющие на праве собственности жилые дома/помещения (доли) на территории взимания сбора;
  19. Спортсмены, тренеры, судьи, а также иные специалисты в области спорта.
ст. 7

Курортный сбор в Краснодарском крае 2018

Закон . Согласно закону края от 27.11.17 № 3690-КЗ "О введении курортного сбора на территории Краснодарского края...", курортный сбор вводится в регионе с 1 мая 2018 года по 31 декабря 2022 года. Однако власти края на время проведения Чемпионата мира по футболу (с 14 июня по 15 июля) решили отменить сбор. 28 марта внесены соответствующие поправки в региональный закон, согласно которым введение курортного сбора перенесено в Краснодарском крае с 1 мая на 16 июля 2018 года.

Территории уплаты сбора . Эксперимент по взиманию сбора в Краснодарском крае проводится на территории следующих восьми муниципальных образований:

  1. г. Анапа;
  2. г. Геленджик;
  3. г. Сочи;
  4. г. Горячий Ключ;
  5. Новомихайловское городское поселение Туапсинского района;
  6. Джубгское городское поселение Туапсинского района;
  7. Небугское сельское поселение Туапсинского района;
  8. Шепсинское сельское поселение Туапсинского района.

Размер курортного сбора в Краснодарском крае с одного физлица от 18 лет, проживающего в объекте размещения более 24 часов, составит 10 рублей в сутки.

Освобождение от сбора. Категории лиц, освобожденные от уплаты сбора на территории края, установлены частью 1 статьи 7 Федерального закона о сборе (см. таблицу выше). В частности, это лица, проживающие в курортной зоне края.

Команды спортсменов вместе со своими судьями и тренерами, которые будут прибывать для непосредственного принятия участия в Чемпионате по футболу, автоматически освобождаются от уплаты обязательного курортного сбора. В состав данных групп также входят болельщики из тех стран, которые участвуют в чемпионате, представители СМИ и другие лица, принимающие участие в подготовке к запланированным мероприятиям.

Остальные туристы, которые будут посещать территорию Краснодарского края, с 16 июля 2018 года должны уплачивать сбор в сумме 10 рублей на каждого человека, находящегося на данной территории в течение суток.

Как собирать и платить сбор . Операторы сбора - организации гостиничного бизнеса обязаны рассчитывать и перечислять сбор в бюджет края. Оператор обязан выдать физлицу документ, подтверждающий факт уплаты сбора.

Если удержать сбор невозможно, оператор курортного сбора обязан не позднее 5 рабочих дней со дня получения отказа от уплаты сбора письменно уведомить о невозможности удержания курортного сбора уполномоченный орган.

Кроме того, операторы обязаны вести учет плательщиков/неплательщиков сбора с соблюдением требований Федерального закона от 27.07.06 № 152-ФЗ "О персональных данных".

За неуплату сбора предусмотрен штраф для физлиц в размере от 500 до 2000 рублей. Нарушение оператором порядка и сроков исчисления и взимания сбора влечет наложение штрафа на юрлиц или ИП в размере от 5 до 15 тыс. рублей.

Курортный сбор в Ставропольском крае 2018

Закон . Согласно Закону Ставропольского края от 08.12.17 № 130-кз "О некоторых вопросах проведения эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Ставропольском крае", с 1 мая 2018 года по 31 декабря 2022 года будет взиматься курортный сбор.

Территории уплаты сбора . Сбор введен на территории четырех муниципальных образований края:

  1. г. Ессентуки;
  2. г. Железноводск;
  3. г. Кисловодск;
  4. г. Пятигорск.

Размер курортного сбора в Ставропольском крае. Сумма сбора в Ставропольском крае составит 50 рублей.

Как собирать и платить сбор . Операторы сбора обязаны перечислять сбор по истечении срока фактического проживания плательщика в объекте размещения, не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем, по итогам которого производится исчисление курортного сбора. Но не ранее истечения срока фактического проживания плательщика сбора в объекте размещения.

Курортный сбор в Крыму 2018

Закон . Размер курортного сбора в Крыму. Сбор в Крыму начнут взимать с отдыхающих с 1 мая 2018 года. Депутаты крымского парламента приняли местный закон "О введении курортного сбора", согласно которому сумма сбора составит:

  • с 1 мая по 30 сентября - 10 рублей за сутки
  • с 1 января до 30 апреля - 0 рублей;
  • с 1 октября до 31 декабря - 0 рублей.

Территории уплаты сбора . Территория эксперимента включает в семь регионов:

  1. г. Алушта
  2. г. Евпатория
  3. г. Саки
  4. г. Судак
  5. г. Феодосия
  6. г. Ялта
  7. Черноморский район.

Как собирать и платить сбор . От уплаты курортного сбора в Крыму оосвобождены лица, указанные в федеральном законе (см. таблицу выше). Кроме этого, на местном уровне добавлены еще две категории граждан:

  • лица, имеющие место жительства (регистрацию) на территории республики Крым;

Курортный сбор не взимается в день заезда и не включается в стоимость проживания. При досрочном выбытии туристу излишне уплаченная сумма возвращается.

Курортный сбор в Алтайском крае 2018

Закон . Еще один регион, в котором с 1 мая 2018 года вводится курортный сбор, - Алтайский край (Закон от 01.11.17 № 76-ЗС "О введении платы за пользование курортной инфраструктурой в Алтайском крае").

Территории уплаты сбора. Территория сбора в крае - г. Белокуриха.

Размер курортного сбора в Алтайском крае. Сумма курортного сбора - 30 рублей в сутки в 2018 году. В 2019-2022 годах размер сбора составит 50 рублей за одни сутки фактического проживания плательщика в объекте размещения.

Как собирать и платить сбор . В случае досрочного выбытия плательщика из объекта размещения оператор курортного сбора в день выезда должен пересчитать сумму сбора. Излишне уплаченная сумма возвращается плательщику не позднее момента выезда.

Если оператор не смог удержать сбор, он обязан в срок не позднее 30 календарных дней со дня выезда плательщика курортного сбора уведомить об этом орган исполнительной власти Алтайского края, ответственный за проведение эксперимента.

От уплаты курортного сбора в Алтайском крае освобождаются:

  • лица, указанные в части 1 статьи 7 Федерального закона о сборе;
  • лица, направляемые на лечение в рамках обязательного медицинского либо социального страхования.

Курортный сбор подлежит перечислению в краевой бюджет оператором ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.

Закон о курортном сборе

Опыт введения курортного сбора в России с физических лиц имеет свою историю - в России закон "О курортном сборе с физических лиц" действовал с 1991-го по 2004 год. Тогда предельная ставка составляла 5% от минимального размера оплаты труда (МРОТ). При этом дети до 16 лет, инвалиды и сопровождающие их лица, пенсионеры и ряд других категорий россиян были освобождены от сбора. Все остальные платили его по месту временного проживания. Однако со временем сбор отменили из-за его неэффективности - поступления были незначительными.

Позднее о введении курортного сбора в России речь зашла спустя 7 лет - весной 2011 года. Тогда президент РФ Дмитрий Медведев поручил проработать вопрос о возрождении местного "налога". Но предложение так и не было до конца проработано и изучено. В итоге в мае 2011-го на совещании Минфина было принято решение, что вводить "налог" нецелесообразно из-за сложностей с его администрированием.

Вновь тему курортного налога Дмитрий Медведев поднял в сентябре 2014 года на Международном инвестиционном форуме: он заявил о возможности предоставления права муниципалитетам вводить специальные сборы, в том числе туристические и курортные.

В мае 2015 года правительство отклонило проект введения в России туристического сбора, внесенный сенаторами Евгением Бушминым, Владимиром Петровым и Сергеем Рябухиным, так как он не получил одобрения ни в Роспотребнадзоре, ни Минпромторге, ни в Минфине. В правительстве пришли к выводу, что затраты на создание системы сбора будут в разы больше, чем полученная прибыль. Однако уже летом 2015-го Ассоциация туроператоров (АТОР) со ссылкой на министерство по делам Северного Кавказа сообщила, что налог может вернуться не раньше 2017 года. Министерство предложило сделать фиксированную ставку сбора в размере от 50 до 100 рублей за день проживания на территории городов-курортов. Однако в апреле 2016 года Минэкономиразвития опубликовало отрицательное заключение на проект.

К вопросу вернулись в августе 2016 года. С предложением "возродить" в России курортный сбор с физических лиц выступил Минфин. 26 августа 2016-го идею поддержал президент РФ Владимир Путин. Правительству РФ было поручено ввести сбор осенью 2016-го.

Прошло множество общественных обсуждений и встреч чиновников с заинтересованными сторонами по вопросу сбора. В итоге министерства и ведомства предложили к принятию свои инициативы, а кабмин подготовил сводный законопроект. Итогую редакцию проекта одобрило и предложило принять Правительство РФ.

В начале мая 2017 готовый законопроект о введении курортного сбора в России был внесен на рассмотрение Госдумы (№ 169585-7). Принят документ в июле, с 30 июля документ вступил в силу.

Согласно заключению правового управления ко второму чтению, проект должен быть доработан в части порядка:

  • уплаты сбора;
  • применения Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" к региональному контролю за плательщиками сбора;
  • определения уровня расчетной обеспеченности регионов;
  • наделения региональных властей соответствующими правами.

Замечания переданы в Комитет Госдумы по бюджету и налогам. Третье чтение проекта состоится после доработки. Возможно, проект примут уже в июле 2017 года.

Курортный сбор: расчет и порядок уплаты в 2018 году

Сбор рассчитывают по формуле:

Сумма курортного сбора = количество дней проживания x ставка сбора

Максимальная ставка сбора на одного человека с 1 мая 2018 года составит 50 рублей в сутки, а с 2019 года она вырастет в два раза - до 100 рублей.

Пример

Семья из двух человек старше 18 лет планирует отдохнуть в Республике Крым с 18 по 30 июня 2018 года. Продолжительность пребывания в курортной зоне, где введен сбор, составляет 13 суток. День заезда - 18 июня исключается из расчета. Итого расчетный период - 12 суток. Ставка сбора - 50 рублей/сутки.

Рассчитаем сбор: (12 дн. x 50 руб.) x 2 чел. = 1200 руб.

Необходимо учитывать, что сумма сбора к уплате не входит в стоимость проживания в месте отдыха.

Оператор сбора взимает плату не позднее момента выезда из объекта размещения. После чего должен плательщику сбора документ, подтверждающий уплату. Повторное взимание сбора за один и тот же период проживания не допускается.

Если удержать сбор невозможно, оператор обязан уведомить об этом местные власти, контролирующие уплату сбора.

Операторы также обязаны вести учет плательщиков курортного сбора и освобождаемых от него лиц и представлять соответствующий отчет.

Доходы от курортного сбора будут распределяться в муниципальные бюджеты и направляться исключительно на улучшение курортной инфраструктуры. Планируется, что в 2018 году местные власти получат 70% средств, остальные останутся в региональных бюджетах. С 2019 года в муниципальные бюджеты начнут поступать уже все доходы от нового сбора.

Правительство России рассмотрело и одобрило на своём заседании законопроект о проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в ряде субъектов Федерации. Конкретно речь идёт о введении с 1 января 2018 года по 31 декабря 2022 года курортного сбора в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском краях. По итогам эксперимента будет решено, вводить ли курортный сбор на всей территории страны или отказаться от его введения. Скоро законопроект будет направлен в Госдуму.

Возвращение к прошлому

Проект федерального закона был подготовлен Минкавказом России в соответствии с поручением президента по итогам заседания президиума Госсовета о повышении привлекательности российских курортов, которое прошло в августе 2016 года. Документ одобрила комиссия по законопроектной деятельности Правительства 17 апреля 2017 года. Сбор с курортников должен пойти на сохранение, восстановление и развитие объектов лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения.

Такой сбор в нашей стране существовал, он был установлен законом РСФСР от 12 декабря 1991 года, утратившим силу в 2004 году.

Курортный сбор - это дополнительный налог на туристов. Владимир Путин попросил на президиуме Госсовета с осторожностью подходить к его взиманию. «Если это делать, то очень аккуратно, не задирая платежи, незаметно для окружающих».

Законопроект о проведении эксперимента отдаёт на откуп субъектам Федерации размер курортного сбора, порядок и сроки его исчисления, уплаты и перечисления в бюджет субъекта, перечень лиц, освобождённых от его уплаты.

Платить курортный сбор должны будут как россияне, так и иностранцы. От него освобождаются организации и индивидуальные предприниматели, ведущие бизнес в курортных зонах. Предполагается, что в стоимость путёвки этот сбор вноситься не будет, его отдыхающие заплатят при заезде или выезде с курорта.

Имей лишних сто рублей

Так на сколько же придётся раскошелиться дорвавшимся до отдыха гражданам? На эту тему шли дискуссии, звучали разные цифры. Министр финансов Антон Силуанов говорил о 50-100 рублях в день. Губернатор Ставропольского края Владимир Владимиров приемлемой суммой называл 100 рублей, заместитель министра РФ по делам Северного Кавказа Андрей Резников таковой считает 150 рублей, а министр курортов и туризма Крыма Сергей Стрельбицкий думает, что сбор должен быть единовременным и не превышать 300 рублей с физического лица.

В законопроекте предусматривается, что размер курортного сбора не может составлять более 100 рублей за сутки фактического пребывания в объекте размещения. Он может быть дифференцирован в зависимости от сезонности (в том числе снижен до 0 рублей), времени пребывания человека на отдыхе, значения курорта и местонахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.

Говорится в проекте закона и о создании Фонда развития курортной инфраструктуры, который будет финансировать работы по проектированию, строительству, реконструкции, содержанию, благоустройству курортных объектов

Курортный сбор, по словам замминистра по делам Северного Кавказа Андрея Резникова, не будет распространяться на детей до 18 лет, инвалидов и сопровождающих их лиц, ветеранов, Героев СССР и России, Героев Социалистического Труда, чернобыльцев и тех, кто приехал в регион учиться или работать. Регионы также могут по своему усмотрению вводить дополнительные льготные категории граждан.

Туристы уйдут к бабушкам?

Как считает член Комитета Совета Федерации по социальной политике Игорь Фомин, регионы должны строго отвечать за расходование средств, полученных с курортного сбора. А если он себя не оправдает, не докажет эффективность, то ничто не мешает по итогам эксперимента его отменить.

Крым на сегодняшний момент не совсем готов к введению курортного сбора, заявил глава республики Сергей Аксёнов. Потому что на полуострове пока ещё много находящихся «в тени» мини-отелей и квартир.

Сторонником дополнительной платы за отдых является депутат Госдумы Виталий Милонов, предлагавший ввести курортный сбор ещё в 2015 году. Он хотел бы, чтобы эти деньги взимались не только на курортах, но и в туристических городах. Они помогут навести порядок в гостиничном бизнесе.

Член Комитета Совета Федерации по экономической политике Михаил Щетинин против того, чтобы допналог на туриста шёл, например, на уборку мусора - это дело местных властей и владельцев отелей. Но поддержку технической и медико-организационной работы на курортах можно усилить за счёт сборов с отдыхающих.

Представители турбизнеса скептически относятся к курортному сбору. Сейчас, как говорит директор по связям с общественностью компании «Tez Tour Россия» Лариса Аханова, туристы готовы уйти к другому агентству из-за разницы в цене тура в 1 тысячу рублей. А сбор за всю семью из нескольких человек может составить приличную сумму. «Люди в целях экономии предпочтут ехать отдыхать самостоятельно, снимая койко-место у бабушек. Доля организованного туризма может начать снижаться», - говорит гендиректор «Интуриста» Виктор Тополкараев.

Однако курортный сбор - мировая практика. Например, в Египте он составляет 7 долларов, а в Каталонии (Испания) - 0,75-2,50 евро с каждого постояльца за сутки проживания. Во Франции размер сбора определяют муниципалитеты, он также зависит от звёздности отеля. Отели ниже трёх звёзд берут 0,9 евро, а пятизвёздные - 3 евро. Но в других туристических странах - Болгарии, Турции, Индии - такого налога нет.

В России наделало много шума в нашем обществе. И нельзя сказать, что только лишь оппозиционеры «из народа» были противниками нововведений. Споры разгорались на всех уровнях, включая кабинет министров. Как и полагается в «нормальном демократическом» государстве, точку поставил сам президент В. В. Путин. Как известно, после его мнения все дискуссии и споры прекращаются. Что такое курортный сбор в России? Зачем он нужен, какова его суть? На все эти вопросы постараемся ответить в данной статье.

Понятие

Курортный сбор в России - это обязательная плата, взимаемая с туристов, приезжающих на определенный туристический объект. Его цель - поддержание действующей инфраструктуры.

Куда должны быть направлены средства от сбора

Все средства от сбора идут исключительно в бюджет того комплекса, в котором находятся отдыхающие. Видимо, поэтому федеральные чиновники сильно сопротивлялись его введению. Одно дело - введение нового налога, который идет в Центр, другое - вводить сбор, который пойдет на развитие конкретного объекта. Популярность от этого уменьшается, т. к. новый сбор еще никому не придавал популярности, а денег не прибавляется. Суть курортного сбора, который будет действовать с 1 марта 2017 года, в том, что средства от него должны находиться в руках определенного туристического объекта и должны быть направлены на:

  1. Модернизацию курортных зон.
  2. Финансирование природоохранных мероприятий.
  3. Улучшение сервиса.
  4. Реконструкцию туристических объектов, памятников и др.

Именно поэтому активнее всех за него выступали главы тех регионов, которые имеют у себя огромные туристические потоки: Краснодарский край, Алтайский край, регионы Золотого кольца и др.

Новое - хорошо забытое старое?

Люди среднего и старшего возраста знают, что курортный сбор в России, отзывы среди рядовых граждан о котором крайне негативные, уже существовал относительно недавно. Он был введен еще в 1991 году - Законом РСФСР «О курортном сборе с физических лиц» - и просуществовал до 2004 года. В начале 2000-х гг. был взят курс на резкое сокращение налогов. Страна «выходила из тени», подобные меры хорошо рекламировались. Сборы с человека были минимальными, особой финансовой нагрузки они не несли. Непосвященные и вовсе не знали, что он существует, и услышали о нем только после его отмены.

Сегодня все иначе. Общество очень негативно воспринимает введение любых дополнительных сборов или налогов, а также повышение уже существующих. В эпоху экономического кризиса и снижения покупательной способности граждан, в преддверии президентских выборов, такой шаг говорит о полной уверенности власти в своих действиях.

Сколько придется платить

Особенность нового сбора в том, что нет той фиксированной суммы, которую наш отдыхающий особо не замечал. Новые расценки будут дифференцированы - регионам дали экономическую волю и свободу в действиях. Это значит, что заявленная сегодня цена сбора от 50 до 450 рублей в сутки - всего лишь рекомендация, которая не имеет силу закона.

Конечная стоимость будет зависеть от конкретного туристического объекта и от ставок, которые будут устанавливать чиновники на местах. Не зря именно губернаторы туристических регионов, объединившись, единым фронтом лоббировали инициативу.

Что будет означать сбор на практике

На практике курортный сбор в России будет означать одно - значительное увеличение стоимости путевок. Так, например, семья из 4 человек может дополнительно оставлять на наших курортах около 2 тыс. рублей в сутки. Прибавим это за 10-15 дней и мы получим почти стоимость одной «горящей» путевки в Турцию.

Курортный сбор не для всех

Неизвестно, как будут обстоять дела в будущем, но с 1 марта 2017 года решено ввести курортный сбор в тестовом режиме в четырех регионах:

  1. Алтайский край.
  2. Краснодарский край.
  3. Ставропольский край.
  4. Крым.

Размер курортного сбора каждый регион определит самостоятельно, пока порекомендовали сделать его максимально низким.

Алтайский край пока не разглашал свои данные о тарифах, что касается остальных тестовых регионов, то в них уже определили размеры, подсчитали возможную прибыль. В Министерстве по делам Северного Кавказа ожидают получить около 700 млн рублей в новом курортном сезоне, это при максимальной ставке в 150 рублей/сутки. Крым же заявил о единовременном сборе в размере 300 рублей, независимо от количества дней.

А как у них?

Практика курортного сбора распространена во многих туристических странах, но не во всех. Обязательно придется заплатить во Франции (1-3 евро), Египте (7 долларов), Испании (0,7-2,5 евро). В Турции, Болгарии и Индии подобные пошлины отсутствуют, но Россия в подобных вопросах всегда опирается на опыт тех, кто повышает налоги и сборы, вводит новые.

Нелегкий путь введения сбора

Новый сбор в местные бюджеты поистине выстрадал право на существование. Еще в 2011 года президент Д. А. Медведев распорядился изучить вопрос местного налога, разработать необходимые механизмы. Тогда эту идею лоббировал губернатор Ставропольского края. Тогда чиновники и экономисты различных ведомств были против подобной идеи. В качестве аргументов было заявлено:

  1. Отсутствие целесообразности и эффективности сбора.
  2. Негативное отношение к внутреннему туризму. Тогда ни о каких импортозамещения, санкций и контрсанкций, призыва к патриотизму не было и речи. Наши граждане выбирали «горящую» путевку в Турцию вместо Краснодарского края, т. к. она была гораздо дешевле, а сервис лучше. Сейчас, с девальвацией, экономическими и политическими проблемами в России и мире, этот баланс постепенно выравнивается, а в ближайшем будущем, скорее всего, роль внутреннего туризма сильно возрастет.
  3. Подобный сбор, по мнению многих чиновников, может спровоцировать различные серые и коррупционные схемы. То упорство и настойчивость, с какой эту идею продвигают местные власти, дает повод задумываться об этом.

Как бы то ни было, но предложение Медведева «потерялось» в Минфине. Вице-премьер попробовал разобраться в ситуации в апреле, и уже в мае Минфин вынес окончательное решение в нецелесообразности сбора. Этим инициатива Д. А. Медведева и закончилась на посту президента. В следующий раз он вспомнил о ней в сентябре 2014 года на Международном экономическом форуме.

В мае 2015 года уже Правительство отклонило проект сенаторов Евгения Бушминова, Сергея Рябухина, Владимира Петрова. Однако ни одно министерство им не заинтересовалось: ни Роспотребнадзор, ни Минфин, ни Минэкономразвитие. Федеральные чиновники посчитали, что затраты будут намного выше самих сборов. Возможно, таким образом чиновники намекали на отсутствие желания работать для конкретных регионов за бесплатно, т. к. все средства полностью будут оседать на местах.

Сбор есть - сервиса нет

Против выступали и туроператоры. Главный аргумент - негативная оценка потребителей. Это и логично: как можно собирать дополнительный сбор там, где отсутствуют более-менее нормальные условия по сравнению с той же Турцией. Необходимые средства для реконструкций действующих комплексов насобирают через подобные сборы только через несколько лет. Следовательно, первые отдыхающие фактически заплатят за других, которые приедут сюда несколькими годами позже. Это, мягко говоря, несправедливо и даже, можно сказать, антиконституционно.

Борьба за сбор продолжается

Летом 2015 года Ассоциация туроператоров (АТОР) сообщила, что пилотный проект появится в Ставропольском крае. Закон лоббирует Министерство по делам Северного Кавказа. Оно предлагает сделать фиксированную ставку - 50-100 рублей. Средства должны пойти на оплату гостиницы и пансионата по факту. Ни о каком удорожании путевок за счет введения нового сбора речи тогда не было.

В апреле 2016 года Минэкономразвитие дает отрицательное заключение на подобные меры. Главный аргумент - существенное удорожание путевки при отсутствии должного контроля над денежными средствами. Представим, семья из 4 человек за полмесяца отдаст почти 8,5 тыс. рублей, и на что пойдут эти деньги - неизвестно. Вряд ли можно надеяться, что без должного контроля эти деньги до копеечки будут уходить на развитие инфраструктуры. По мнению Минэкономразвития, эти деньги будут оседать в серых бюрократических схемах местных чиновников.

Последнее слово за президентом

В. В. Путин поддержал введение курортного сбора. После этого все противоречия чиновников на всех уровнях сразу прекратились. Проект стал и целесообразным, и выгодным, и обоснованным. Вместо одного пилотного региона ввели четыре. Курортный сбор в России составляет, судя по проекту, от 300 рублей единожды до 450 руб. в сутки с человека.

Кто и как будет собирать курортный сбор с 1 мая 2018 года? В каких регионах будет проходить эксперимент по введению сбора? Является ли курортный сбор дополнительной фискальной нагрузкой на бизнес? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в данной статье.

Вводная информация о курортном сборе

Введение в России курортного сбора – это эксперимент, который будет проводиться в Республике Крым, Алтайском, Краснодарском и Ставропольском крае. Об этом говорит само название федерального закона о введении курортного сбора от 29.07.2017 № 214-ФЗ –«О проведении эксперимента по развитию курортной инфраструктуры в Республике Крым, Алтайском крае, Краснодарском крае и Ставропольском крае». Для удобства, в этой статье мы будем называть этот закон <О курортном сборе>.

Курортный сбор, по сути, является обязательным платежом, который физические лица должны будут уплачивать за каждый день пользования курортной инфраструктурой на территориях муниципальных образований, где проходит эксперимент.

Что такое курортная инфраструктура

Курортная инфраструктура – совокупность объектов лечебно-оздоровительного, социально-культурного, физкультурно-спортивного и рекреационного назначения, в том числе парки, скверы, городские леса, бульвары, терренкуры, пляжи, набережные, пешеходные зоны, элементы благоустройства, а также иные объекты, способные удовлетворить духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил, расположенные на территории эксперимента, за исключением объектов системы коммунальной инфраструктуры и автомобильных дорог (статья 2 Федерального закона <О курортном сборе>).

Организации и индивидуальные предприниматели, как субъекты бизнеса, плательщиками курортного сбора не являются. Сбор будет взиматься исключительно с физических лиц. Причем не только граждан РФ, а со всех «физиков» (вне зависимости от гражданства).

Кто является плательщиками сбора

Плательщиками курортного сбора являются физические лица, достигшие совершеннолетия, проживающие в объектах размещения более 24 часов.

Сроки проведения эксперимента

Обозначенный эксперимент по взиманию курортного сбора будет проводиться по 31 декабря 2022 года. Взимать курортный сбор можно не ранее 1 мая 2018 года. Уплата сбора до этой даты не предусмотрена.

Кто будет взимать сбор

Заниматься взиманием с 1 мая 2018 года станут операторы курортного сбора. Ими станут юридические лица или индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по предоставлению гостиничных услуг и (или) услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению и (или) деятельность по обеспечению временного проживания (включая деятельность по предоставлению в пользование жилых помещений), в том числе в жилых помещениях.

Так, оператором курортного сбора станет, например, гостиница, расположенная в регионе, где проводится эксперимент. Она должна будет взимать с физических лиц курортный сбор и сдавать в уполномоченный орган (он пока не определен) соответствующую отчетность. Какова будет периодичность сдачи отчетности по курортному сбору? Она будет квартальная, месячная, годовая или ежедневная? Пока эти вопросы на уровне законодательства не урегулированы.

Уполномоченный орган будет обязан вести реестр операторов курортного сбора. В него могут попасть организации и ИП, размещающие отдыхающих на объектах размещения.

Объект размещения – это индивидуально-определенное здание или помещение в здании, предназначенное для предоставления гостиничных услуг, услуг по временному коллективному или индивидуальному размещению, а также жилое помещение, пригодное для временного проживания (ст. 3 Федерального закона <О курортном сборе>).

Размеры курортного сбора с 1 мая 2018 года

Размер курортного сбора не сможет превышать 100 рублей. При этом в 2018 году размер курортного сбора не может превышать 50 рублей (ст. 5 Федерального закона <О курортном сборе>).

В настоящее время в перечисленных субъектах РФ предусмотрены следующие ставки курортного сбора:

  • Алтайский край – 30 рублей с человека в сутки (в 2018 году);
  • Республика Крым – 10 рублей (с 1 мая до 30 сентября) или 0 рублей (в остальное время);
  • Краснодарский край – 10 рублей с человека в сутки;
  • Ставропольский край – 50 рублей с человека в сутки.

Сумма курортного сбора, подлежащая уплате, будет рассчитываться как произведение количества дней фактического проживания плательщика курортного сбора в объекте размещения, за исключением дня заезда, и соответствующего размера курортного сбора. (ст. 8 Федерального закона <О курортном сборе>).

Курортный сбор = Количество дней проживания x ставка курортного сбора

Приведем возможный пример расчета. Предположим, что семья их трех человек (муж, жена и несовершеннолетний ребенок) в июле 2018 года проживают в санатории Краснодарского края – 14 дней. Курортный сбор – 10 рублей с человека в сутки. Тогда за каждого взрослого члена семьи в качестве курортного сбора дополнительно к оплате за проживание потребуется заплатить 140 рублей (10 р. x 14 дн.). На семью за двоих взрослых членов семьи нужно будет внести 280 рублей (140 р. + 140 р.). За несовершеннолетнего ребенка платить курортный сбор не потребуется.

Заметим, что размер курортного сбора по закону субъектов РФ может быть дифференцирован в зависимости от сезона (в том числе снижен до 0 рублей), времени пребывания плательщика курортного сбора в объекте размещения, значения курорта в соответствии с законодательством Российской Федерации о природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах, места нахождения территорий муниципальных образований, входящих в территорию эксперимента.

Таким образом, не исключено, что, например, в зимне-осенний период сбор взиматься вообще не будет. Также, возможно, что курортный сбор, допустим, за первые пять суток проживания будет максимальным, а потом будет поэтапно снижаться (например, со 100 до 20 рублей за день проживания). Все подобные вопросы предстоит определяют власти«экспериментальных» субъектов. И тут уже нужно анализировать их местные законы.

Оператор курортного сбора будет обязан произвести расчет курортного сбора. А при взимании сбора – выдать плательщику курортного сбора документ, подтверждающий факт уплаты.

Кто освобожден от уплаты сбора

Статья 7 Федерального закона <О курортном сборе> предусматривает перечень лиц, который освобождены от уплаты курортного сбора. К льготным категориям относятся:

  1. лица, удостоенные званий Героя Советского Союза, Героя Российской Федерации или являющиеся полными кавалерами ордена Славы;
  2. лица, удостоенные звания Героя Социалистического Труда или Героя Труда Российской Федерации либо награжденные орденом Трудовой Славы трех степеней;
  3. участники Великой Отечественной войны;
  4. ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 – 4 пункта 1 статьи 3 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах»;
  5. лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;
  6. лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;
  7. инвалиды войны;
  8. члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда;
  9. лица, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и приравненные к ним лица;
  10. инвалиды I и II групп;
  11. лица, сопровождающие инвалидов I группы и детей-инвалидов в соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи»;
  12. малоимущие семьи, малоимущие одиноко проживающие граждане и иные категории граждан, предусмотренные Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», которые имеют среднедушевой доход ниже величины прожиточного минимума, установленного по месту их жительства в соответствующем субъекте Российской Федерации;
  13. лица, прибывшие на территорию эксперимента в целях получения специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи или медицинской реабилитации после оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи в условиях санаторно-курортных организаций, а также сопровождающее их лицо в случае, если пациентом является ребенок в возрасте до 18 лет;
  14. больные туберкулезом;
  15. лица в возрасте до 24 лет, обучающиеся по очной форме обучения в образовательных организациях, расположенных на территории эксперимента;
  16. лица, постоянно работающие на территории эксперимента на основании трудового договора или служебного контракта;
  17. лица, имеющие место жительства на территории эксперимента;
  18. лица, имеющие на праве собственности жилые дома (доли в праве собственности на них) и (или) жилые помещения (доли в праве собственности на них) на территории эксперимента;
  19. спортсмены, тренеры, спортивные судьи, а также иные специалисты в области физической культуры и спорта, прибывшие для участия в официальных спортивных мероприятиях на территорию эксперимента.

Также субъекты РФ вправе устанавливать дополнительные льготные категории. То есть, например, не исключено, что в том или ином регионе от уплаты курортного сбора могут быть освобождены, допустим, члены многодетных семей.

Куда пойдут деньги курортного сбора

Деньги курортного сбора будут поступать в бюджет региона, на территории которого проходит эксперимент. Регионы также смогут создавать свои фонды развития курортной инфраструктуры для того, чтобы распоряжаться собранными средствами и направлять их на финансирование работ по проектированию, строительству, ремонту и благоустройству курортной инфраструктуры. Для контроля за расходованием средств предлагается создать общественные советы.