Выделение жанра «интервью» произошло в результате того, что ряд публикаций, в ходе создания которых (при сборе материала) был применен метод интервью, фиксирует собой реальный процесс интервьюирования или же специально строится в вопросно-ответной форме (форме интервью). В том случае, когда автор такой публикации ставит своей задачей лишь сообщение аудитории сведений, полученных от интервьюируемого лица, никак не пытаясь их комментировать, можно говорить, что он создает информационный материал. Однако в полной мере интервью получится информационным, если и в ответах его собеседника акцент будет сделан на вопросах: что? где? когда? Если же интервьюер или его собеседник начнут «разворачивать» ответы на вопросы: почему? каким образом? что это значит? и пр., то в результате может появиться аналитический материал.
Из публикации «Знакомьтесь: Павел Бородин» (Мир за неделю. № 1. 2000) |
Знакомьтесь: Павел Бородин. - Ваше любимое блюдо? - Рыба. - Ваш любимый алкогольный напиток? - Водка. - Наличие дачи? - Нет. - Наличие автомобиля? - «Газ 2410». - Хобби? - Работа. - Любимая телепрограмма? - «Футбольное обозрение». А также обязательно смотрю «Время» и «Вести». |
В данном тексте интервьюер не вышел за пределы одного вида вопроса: что? (т.е. он, а вместе с ним и аудитория, узнали, что в наличии у Павла Бородина (машина), что он любит есть и пить (рыбу и водку), что является его хобби (работа), что он любит смотреть по телевизору (футбол и информационные программы). |
Конечно, в прессе чаще встречаются не столь лаконичные, а более развернутые информационные интервью, содержащие гораздо больше разных по типу вопросов, дающих более подробные ответы. Но в любом случае, независимо от объема и количества вопросов и ответов, информационное интервью ставит перед собой цель лишь проинформировать читателя о предмете авторского интереса, но отнюдь не проанализировать этот предмет.
в начало
Напомним, что опрос - это схожий с интервью метод получения информации, обладающий рядом самостоятельных характеристик. В отличие от интервью, цель которого - получение ответов на несколько (порой - множество) различающихся по своему характеру вопросов от одного человека, в ходе опроса журналист пытается получить ответы на один и тот же вопрос (или на несколько одних и тех же вопросов) от множества людей. Если автор опрашивает только одного человека, то такой опрос превращается в интервью. Те публикации, которые представляют собой фиксацию хода опроса, могут быть отнесены к самостоятельному жанру опроса. Схема образования данной жанровой группы та же, что и при образовании жанровой группы интервью. Встречающиеся на страницах современной прессы публикации, построенные на изложении хода опроса, цель которых - краткое извещение аудитории о существовании каких-либо мнений, суждений, предпочтений, часто появляются под рубрикой «Блиц-опрос». Такая рубрика вводится для отделения подобных публикаций от развернутых опросов, нацеленных на более глубокое исследование предмета и относящихся по своим характеристикам к аналитическим жанрам.
Из публикации «Блиц-опрос студентов ИМПЭ» (Вестник ИМПЭ. № 1. 2000) |
Что бы Вы хотели взять с собой в XXI век? - Все самое лучшее, что было в XX веке. - Трезвость (ума) и молодость (души). - Друзей. Слишком они у меня замечательные. Других таких в XXI веке не найти. - Жизнерадостность. Людей, которым можно доверять. - Удачу - пригодится. Пару любимых книг. - Себя, друзей и все хорошее вокруг. - Компьютер, так как я думаю, что в XXI веке будут работать в основном компьютеры. - Своих друзей. Без них скучно. - Счастье. - Зачетку и студенческий. Хочу учиться. - Знания. Потому что знания - это наше будущее. - Я хотел бы взять с собой только лучшую свою половину. Потому что всем от этого станет только лучше. |
«Веер» ответов, полученных в ходе данного опроса от 12 студентов, дает довольно четкое представление о том, что именно готовы были бы «взять с собой в XXI век» студенты данной учебной группы. То есть данная публикация обладает чисто информативным характером. |
Это также довольно распространенная разновидность интервью. Смысл блиц-опросов в том, что несколько человек отвечают на один вопрос (реже их бывает два-четыре), касающийся какого-либо недавнего актуального события или явления, находящегося в центре общественного интереса. Вопросы могут и не касаться общественно важных тем. Они могут относиться к личной жизни, пристрастиям или хобби.
Примеры блиц-опросов
Газета «Айоц ашхар» (Армения) весной 2002 года публиковала ответы различных деятелей на три вопроса. Так, в одном из номеров (11.05.2002) известные в стране люди (парламентарии и полицейский) отвечали на вопросы: 1.
Ваша любимая кинокартина (отечественная и зарубежная). 2.
Ваш любимый актер (отечественный и зарубежный). 3.
Какую бы вы хотели сыграть роль в кино, и получилось бы это у вас или нет?
Через неделю политики, искусствовед и пресс-секретарь президента отвечали на вопросы: 1.
Считаете ли вы себя азартным человеком? 2.
Любите ли держать пари? Приведите пример, когда вы что-нибудь выиграли на пари. 3.
В какой настольной игре (нарды, карты, шахматы, шашки) вы себя считаете мастером?
Еще через неделю нужно было ответить на следующие три вопроса:
1. Суеверны ли вы? 2.
Можете ли привести пример, когда осуществилось предсказанное хорошей или плохой приметой? 3.
Под каким знаком гороскопа вы родились и верите ли в гороскопы?
В «Вечернем Душанбе» (22.06.2001) под рубрикой «Вопрос недели» опубликован блиц-опрос: «Что ваши дети знают о войне?», причем отвечают на вопрос не дети, а их родители - политики, ученые и деятели культуры.
В казахстанской «Экспресс К» (26.04.2002) можно встретить опрос на тему, как действуют вирусы на компьютеры различных учреждений страны. То есть «респондентов» блиц-опроса могут попросить ответить на любой вопрос.
Блиц-опросы проводятся для того, чтобы показать плюрализм, разнообразие мнений по какому-либо вопросу. В приведенных примерах эти опросы просто заполняют газетное пространство, не давая никакой полезной информации. И даже важная для Таджикистана тема - что знают дети о войне, тема, затронутая всего три года спустя после завершения кровопролитной гражданской войны, - не срабатывает, потому что на вопрос отвечают родители.
«Горячая линия», «Прямая связь».
Собственно, это то же интервью, с той лишь разницей, что редакция собирает вопросы, на которые затем придется отвечать источнику, у читателей. Это создает видимость интерактивности, связи с читателями. Видимость, потому что, как правило, вопросы, до того как попасть на стол к интервьюируемому, проходят предварительный отбор. Это подрывает доверие к данному жанру. Принципы отбора тем и ответов здесь те же, что и при обыкновенном интервью.
«Блиц» значит быстрый, поэтому не требует много времени на проведение. Обычно для его реализации используется небольшой тест, состоящий из 5 вопросов и содержащий варианты ответов. Вопросы для теста подбираются в соответствии с целью проводимой диагностики. На своих уроках я использую блиц для актуализации знаний, полученных ранее, для организации проблемной ситуации, для определения уровня понимания и усвоения. В соответствии с задачами опроса определяется и его место в структуре урока, чаще всего это этап подготовки к активному усвоению нового учебного материала или первичная проверка понимания учащимися нового материала. Для всесторонней проверки знаний или закрепления новых следует использовать другие приемы и формы.
Рассмотрим несколько примеров.
Предварительно учащимся было задано вспомнить все произведения, которые были прочитаны в 5-7 классах. Портретные характеристики подобраны таким образом, что позволяют перейти к беседе о роли фантастики в художественном мире писателя, ее эволюции, и поставить вопрос о наличии фантастических элементов в комедии. Таким образом, тест выполняет не только контрольную функцию, он также помогает активизировать имеющиеся знания учеников и мотивировать на приобретение новых.
Задание: определите произведение и героя, к которому относятся эти портретные характеристики.
1. «…нельзя сказать, чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица, что называется геморроидальным…»
2. «Спереди совершенно немец: узенькая, беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивалась, как и у наших свиней, кругленьким пяточком, ноги были так тонки, что если бы такие имел яресковский голова, то он переломал бы их в первом козачке».
3. «Старая шинель и нещегольское платье показывали в нем, что он с самоотвержением предан был своему труду и не имел времени заботиться о своем наряде, всегда имеющем таинственную привлекательность для молодости».
4. «…вдруг все лицо его переменилось: нос вырос и наклонился на сторону, вместо карих, запрыгали зеленые очи, губы засинели, подбородок задрожал и заострился как копьё, изо рта выбежал клык, из-за головы поднялся горб…»
5. «…имела от роду не больше сорока лет. Она была ни хороша, ни дурна собою. Трудно и быть хорошею в такие года. Однако ж она так умела причаровать к себе самых степенных козаков <…>,…умела искусно обходиться с ними».
Правильные ответы:
На одном из последних занятий в системе уроков изучения романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», наряду с выяснением вопроса о значении природы в художественной структуре романа, обобщаются и знания о роли пейзажа в художественной литературе. К этому уроку у ребят уже сложилось некоторое представление о пейзажной лирике поэтов «Золотого века», о том, какой предстает природа в стихотворениях Жуковского, Батюшкова, Баратынского, Пушкина. Отмечались особенности пейзажей в лирических произведениях разных жанров: элегиях, идиллиях, балладах. Здесь же родились и названия типов пейзажей, условные, отражающие особенности того или иного жанра произведений. Цель данного задания, не только проверить понимание специфики жанра, умение вычленять из художественного текста и анализировать картины природы, но и через реалистическое пейзажное изображение перейти к разбору такого, довольно сложного понятия, как реализм. При выполнении задания создается проблемная ситуация, когда дети понимают, что им не хватает дополнительных сведений. Это мотивирует ребят на поиск новых знаний.
Задание:
№ 1 Меж гор, лежащих полукругом, Пойдем туда, где ручеек, Виясь, бежит зеленым лугом К реке сквозь липовый лесок. Там соловей, весны любовник, Всю ночь поет; цветет шиповник,.. И слышен говор ключевой, — Там виден камень гробовой В тени двух сосен устарелых. Пришельцу надпись говорит: «Владимир Ленский здесь лежит, Погибший рано смертью смелых, В такой-то год, таких-то лет. Покойся, юноша-поэт!» | № 2 И снится чудный сон Татьяне. Ей снится, будто бы она Идет по снеговой поляне, Печальной мглой окружена; В сугробах снежных перед нею Шумит, клубит волной своею Кипучий, темный и седой Поток, не скованный зимой; Две жердочки, склеены льдиной, Дрожащий, гибельный мосток, Положены через поток; И пред шумящею пучиной, Недоумения полна, Остановилася она. |
№ 3 В тот год осенняя погода Стояла долго на дворе, Зимы ждала, ждала природа. Снег выпал только в январе На третье в ночь. Проснувшись рано, В окно увидела Татьяна Поутру побелевший двор, Куртины, кровли и забор, На стеклах легкие узоры, Деревья в зимнем серебре, Сорок веселых на дворе И мягко устланные горы Зимы блистательным ковром. Все ярко, все бело кругом. | № 4 Деревня, где скучал Евгений, Была прелестный уголок; Там, друг, невинных, наслаждений Благословить бы небо мог. Господский дом уединенный, Горой от ветров огражденный, Стоял над речкою. Вдали Пред ним пестрели и цвели Луга и нивы золотые, Мелькали селы; здесь и там Стада бродили по лугам, И сени расширял густые Огромный, запущенный сад, Приют задумчивых дриад. |
Завершая работу над образом главного героя новеллы Дж. Лондона «Мексиканец», предлагаю своим ученикам проверить, насколько хорошо они знают текст, уяснили, что значит «героический характер», сумели разобраться в характере главного персонажа и способах создания такого характера. Несмотря на то, что тест содержит 15 вопросов, работа проходит очень быстро. У каждого ученика на столе маленький цветной листок бумаги с номерами вопросов, напротив каждого номера нужно вписать букву правильного ответа. Вопрос и варианты ответов читаются дважды, после завершения работы листочки собираются и сдаются учителю. Жесткий темп исключает возможность списывания, а устная форма развивает способность воспринимать информацию на слух. Обмен мнениями начинается только после того, как листочки легли на стол учителя. Обычно последний вопрос теста требует продолжения работы, он-то и становится домашним заданием.
Тест к новелле Дж. Лондона «Мексиканец»
Как будет организован блиц-опрос на уроке, не имеет принципиального значения. Задания могут быть представлены на карточках, так называемый «бумажный вариант»; в виде электронного теста, с автоматическим подсчетом правильных ответов и выставлением отметки, или устно, когда учитель читает вопрос и варианты ответов, а дети записывают только цифру вопроса и букву ответа. Лучше всего, если учитель будет применять все три варианта, исходя из поставленных задач и опираясь на свои возможности.
БЛИЦ-ОПРОС
Напомним, что опрос - это схожий с интервью метод получения информации, обладающий рядом самостоятельных характеристик. В отличие от интервью, цель которого - получение ответов на несколько (порой - множество) различающихся по своему характеру вопросов от одного человека, в ходе опроса журналист пытается получить ответы на один и тот же вопрос (или на несколько одних и тех же вопросов) от множества людей. Если автор опрашивает только одного человека, то такой опрос превращается в интервью. Те публикации, которые представляют собой фиксацию хода опроса, могут быть отнесены к самостоятельному жанру опроса. Схема образования данной жанровой группы та же, что и при образовании жанровой группы интервью. Встречающиеся на страницах современной прессы публикации, построенные на изложении хода опроса, цель которых - краткое извещение аудитории о существовании каких-либо мнений, суждений, предпочтений, часто появляются под рубрикой «Блиц-опрос». Такая рубрика вводится для отделения подобных публикаций от развернутых опросов, нацеленных на более глубокое исследование предмета и относящихся по своим характеристикам к аналитическим жанрам.
Из публикации «Блиц-опрос студентов ИМПЭ»
(Вестник ИМПЭ. № 1. 2000)
Что бы Вы хотели взять с собой в XXI век?
Все самое лучшее, что было в XX веке.
Трезвость (ума) и молодость (души).
Друзей. Слишком они у меня замечательные. Других таких в XXI веке не найти.
Жизнерадостность. Людей, которым можно доверять.
Удачу - пригодится. Пару любимых книг.
Себя, друзей и все хорошее вокруг.
Компьютер, так как я думаю, что в XXI веке будут работать в основном компьютеры.
Своих друзей. Без них скучно.
Счастье.
Зачетку и студенческий. Хочу учиться.
Знания. Потому что знания - это наше будущее.
Я хотел бы взять с собой только лучшую свою половину. Потому что всем от этого станет только лучше.
«Веер» ответов, полученных в ходе данного опроса от 12 студентов, дает довольно четкое представление о том, что именно готовы были бы «взять с собой в XXI век» студенты данной учебной группы. То есть данная публикация обладает чисто информативным характером.
БЛИЦ-ОПРОС
- Вне футбола есть что-то, чего Вам не хватает?
Общения с родными и близкими. Жизнь бежит вперед с каждым годом все быстрее, и времени для самых дорогих людей остается все меньше. Чувствую, что-то значимое упускаю, но профессиональный спорт - штука жестокая.
- О какой старости мечтаете?
- «Хорошо иметь домик в деревне», наслаждаться природой в обществе многочисленных детей и внуков.
- Верите ли в любовь с первого взгляда?
Наверное, да. Правда, в свою жену я влюбился не с первого взгляда и даже не со второго. Мы были знакомы с детства, но зато когда вновь увиделись после долгого перерыва, я был очарован ею с первых же минут общения.
- Самые существенные повреждения в драках?
Я очень миролюбивый человек. Всегда стараюсь сгладить углы, а не обострять их. Стычки у меня были, но до драк дело никогда не доходило.
- С какой максимальной скоростью гоняли на машине?
Около двухсот километров в час. Я бы и сильнее разгонялся, просто боюсь за свою семью. Не дай бог, со мной что-то случится - что с ними-то тогда будет?
- Ходите ли на выборы?
В этом плане я необычайно ответственный гражданин. Как-то сборников собирали сразу в аэропорту, и оттуда мы вылетали на какой-то важный матч. Так я специально встал пораньше, чтобы до отлета успеть заехать проголосовать за Путина.
- Какой фильм чаще всего смотрели?
Как и большинство россиян - «Иронию судьбы, или С легким паром». От одного названия пробивает на улыбку.
- Писали ли когда-нибудь стихи?
В детстве много писал. Преимущественно посвящал своей собаке. Маме мои стихи нравились. Но на более серьезный поэтический уровень я не перешел.
- Любите ли делать зарядку?
Никогда! И ни за что!
- В каком проекте приняли бы участие?
Сыграл бы в «Что? Где? Когда?». Мне нравятся интеллектуальные испытания.
- Если бы Вы были актером, кого хотели бы сыграть?
Крестного отца. Впрочем, согласился бы на любую роль из репертуара незабвенного Аль Пачино.
- Часто ли бываете довольны собой?
Как поет Алсу - иногда…
- Что бы Вы хотели в себе изменить?
Поздно что-то менять. Да и незачем!
- Каких качеств не может быть в Титове-человеке?
Многих, но в первую очередь - жадности.
- На чем, на Ваш взгляд, построены отношения между мужчиной и женщиной?
На доверии. А потом уж на всем остальном.
- Как научиться экономить время?
Не спать. Ну и еще неплохо было бы с вечера строить планы на следующий день.
- Как научиться экономить деньги?
А вот здесь как раз лучше больше спать. Во сне ты деньги не тратишь.
- Сколько у вас было автомобилей?
О, достаточно. БМВ, «лексус». «мерседес», «крайслер»… В общей сложности явно больше десятка.
- В каких местах хотели бы побывать?
Из тех, что не называл в этой книге, посетил бы Ниагарский водопад.
- Что можете сделать по хозяйству?
Все, что нужно в конкретный момент. Надо готовить - буду готовить. Посуду помыть - без проблем. Убрать в квартире - тоже пожалуйста. Другое дело, такие ситуации возникают редко.
- Как часто наступаете на одни и те же грабли?
Стараюсь этого не делать, но приходится. С возрастом обзавелся каской мудрости, она позволяет получать по лбу, но не набивать шишки.
- Сколько у Вас врагов?
Тешу себя иллюзией, что немного. Но у публичного человека обычно их бывает в избытке. Так уж устроен мир.
- Как принимать верные решения?
В футболе есть универсальный совет: вовремя включи голову. Моя голова, к счастью, включается достаточно быстро. Но главное не то, какое вы решение принимаете, а как вы его принимаете. Необходима уверенность в правильности своих шагов. И ни в коем случае нельзя бояться падений.
- Какой вопрос чаще всего себе задаете?
Исконно русский: «Что делать?»
- Когда чувствуете себя наиболее естественно и уютно?
Когда нахожусь в обществе близких людей. И абсолютно не важно, что мы при этом делаем.
- Разрешаете ли себе поваляться в кровати?
Только в выходной день, и то очень мало. Обычно же поднимаюсь одновременно с будильником, потому как знаю: каждая минута у меня на счету, а опаздывать я не умею.
- Что такое поражение?
Своеобразный инфаркт, который оставляет зарубку не на сердце, а на душе.
- Часто ли перед Вами стоял вопрос, идти ли на сделку с совестью?
Другие этот вопрос пару раз передо мной пытались поставить, но сам перед собой я его никогда не ставил. Потому что понятия белого и черного для себя очертил предельно четко. Я заранее знаю: вот этого не сделаю и через вот это не перешагну.
- Чего Вы боитесь?
Высоты. Наверное, поэтому живу на тридцать седьмом этаже. Когда мы впервые поехали смотреть свою квартиру, то поднимались на строительном лифте, который идет по стене дома. И чем дальше земля удалялась из-под ног, тем страшнее мне становилось. Натерпелся я тогда на несколько лет вперед.
- Смогли бы выступить с речью в правительстве?
Я слабо интересуюсь политикой, а политиков мало волнует спорт. Вряд ли мы бы поняли друг друга.
- Как часто поете?
Регулярно. У меня много друзей-музыкантов, и общение с ними стимулирует к сольным партиям под караоке.
- Бывает ли у Вас плохое настроение?
После поражений. В остальные дни, если и бывает, то я его ото всех прячу. И от себя тоже.
- Есть ли у Вас комплексы?
Раньше имелись. В какой-то момент я понял, что место человека в этой жизни определяют его достоинства, а не недостатки. С тех пор я не боюсь быть смешным или непонятым. Такое мое мировоззрение перестало устраивать мои комплексы, и они ретировались.
- Есть вещи, которые Вам кто-то запрещал?
Родители мне запрещали курить. И я с ними солидарен. Убежден, моим детям тоже никотиновая зависимость не грозит.
- Сколько ролей Вы играете? Сколько Вас?
Это не модно и даже вызывающе, но я один. Я везде одинаков: и на поле, и в раздевалке, и за столом, и в кровати.
- Самое великое заблуждение о Егоре Титове?
Кто-то считает меня медленным игроком, кто-то - мягким. Тесты на скорость опровергают первых, мои перебитые ноги - вторых.
- Как родители называли Вас в детстве?
Пузатрон. Я был весьма упитанным карапузом.
- Как окликаете жену и дочек?
Анюту - Анютой. Вероничку - Вероничкой. Ульяну, пока она совсем кроха, называю по-разному.
- Сколько золотых медалей планируете иметь после окончания карьеры?
Больше шести. А лучше десять. Очень красивая цифра.