К числу инструментов фискальной политики не относится. Инструменты фискальной политики. Функции налогов вытекает из необходимости

К числу инструментов фискальной политики не относится. Инструменты фискальной политики. Функции налогов вытекает из необходимости

Тесты по экономике, для тестирования знаний по разделу «Финансовая система и фискальная политика». 35 тестовых вопросов - правильные варианты, выделены красным цветом.

1. Дефицит государственного бюджета существует, если:

  • государственные расходы превышают доходы
  • увеличиваются государственные расходы
  • уменьшаются налоги.

2. Дефицит государственного бюджета может финансироваться за счёт:

  • дополнительных налоговых поступлений
  • прибыли государственных предприятий
  • эмиссии денег и обязательств.

3. Функции налогов вытекает из необходимости:

  • сокращения объёма денежных средств, находящихся в распоряжении фирм,
  • и домашних хозяйств
  • увеличения объёма средств, которыми распоряжается государство
  • увеличения объёма средств, направляемых на финансирование
  • государственных расходов.

4. К прямым налогам относится налог:

  • на прибыль предприятия
  • на добавленную стоимость
  • на золотые изделия.

5. К целевым налогам относят налог:

  • с наследства и дарении
  • на операции с денежными бумагами
  • на создание дорожных фондов.

6. Налог на добавленную стоимость относится к:

  • прогрессивным подоходным налогам
  • по товарным налогом
  • налогом на имущество.

7. Правительства стран применяют прогрессивные системы налогообложения личных доходов граждан, так как:

  • это увеличит поступления в бюджет,
  • это не допускает значительного расслоения в доходах, что опасно социальными потрясениями
  • этим чиновники пытаются уровнять свои фиксированные заработки с растущими предпринимательскими доходами.

8. Внешними источниками финансирования, используемыми для покрытия бюджетного дефицита, являются…

  • эмиссия денег
  • государственные ценные бумаги
  • кредиты от международных финансовых организаций
  • государственные сберегательные займы

9. Курс акции показывает:

  • номинальную стоимость акции
  • равновесную цену акций
  • сумму цен товаров, которые можно получить на акцию
  • сумму денег, которую можно получить на акцию при ее возврате

10. Налоговые льготы предназначены для:

  • ускорения оборота капитала
  • повышения уровня социальной справедливости
  • сдерживания хозяйственной активности
  • активизации хозяйственной деятельности

11. Бюджетная система - это:

  • финансовые ограничения на расходование денежных средств из федерального бюджета
  • совокупность всех бюджетов государства, распределение их по уровням
  • свод федерального бюджета и региональных бюджетов
  • консолидированный бюджет государства

12. Консолидированный бюджет представляет собой…

  • свод федерального, регионального и местных бюджетов
  • совокупность федерального бюджета и региональных бюджетов
  • федеральный бюджет
  • свод бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов

13. Смета доходов и расходов государства на один год, принятая высшими законодательными органами, представляет собой:

  • государственный бюджет
  • консолидированный бюджет
  • республиканский бюджет
  • бюджет субъектов федерации

16. Государственный долг представляет собой:

  • сумму задолженности государства внешним кредиторам
  • сумму долга государства иностранным государствам
  • сумму задолженности внутренним кредиторам
  • все ответы верны

17. Внебюджетные социальные фонды:

  • пенсионный фонд
  • государственный фонд борьбы с преступностью
  • фонд обязательной социальной поддержки населения
  • фонд поддержки сельского хозяйства

18. Источниками образования внебюджетных фондов являются:

  • прибыль, процент, рента
  • налоги, специальные взносы
  • сборы и пошлины
  • доходы от коммерческой деятельности предприятий

19. Неналоговые доходы госбюджета включают:

  • доходы от приватизации
  • платежи за пользование природными ресурсами
  • доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности

20. Прямые налоги включают:

  • налог на прибыль с предприятий
  • подоходный налог
  • земельный налог
  • все ответы верны

21. Предположим, что в рамках фискальной политики происходит увеличение государственных расходов, которое приводит в краткосрочном периоде к росту национального продукта. Это иллюстрация ___________ фискальной политики.

  • сдерживающей
  • санирующей
  • стагнирующей
  • стимулирующей

22. Закономерность, доказывающую, что поступление доходов в бюджет при повышении ставки налогов происходит только до некоторого критического уровня налогообложения, а затем начинает сокращаться вследствие падения деловой активности, описывает кривая…

  • Лоренца
  • Энгеля
  • Лаффера
  • Филлипса

23. Автоматическая бюджетно-налоговая политика осуществляется на основе…

  • встроенных стабилизаторов
  • сознательного манипулирования расходами
  • изменения трансфертных платежей
  • банковских ставок

24. Фискальная политика представлена двумя формами — …

  • мягкой и жесткой
  • автоматической и дискреционной
  • экспансионистской и рецессивной
  • сдерживающей и расширительной

25. Облигации государственного займа выпускаются с целью …

  • размещения избыточных государственных резервов
  • увеличения предложения денег в стране
  • привлечения денежных средств на государственные предприятия
  • покрытия дефицита государственного бюджета

26. Если уровень налогообложения в стране равен 40%, общая сумма собираемых в государстве налогов составляет 1200 млрд. ден.ед., то ВВП равен ____ млрд. ден.ед.

  • 3000

27. Макроэкономическая ситуация в стране может быть охарактеризована следующими показателями: ставка подоходного налога, взимаемого пропорционально, равна 10% государственные расходы – 150 млрд. ден. ед. действительные доходы населения – 1000 млрд. ден. ед. возможные доходы при полной занятости – 1200 млрд. ден. ед. При этом фактическое состояние бюджета характеризуется как …

  • дефицит 20 млрд. ден. ед.
  • профицит 200 млрд. ден. ед.
  • дефицит 50 млрд. ден. ед.
  • профицит 100 млрд. ден. ед.

28. По данным, приведенным в таблице, определите тип системы налогообложения

  • пропорциональная
  • прогрессивная
  • регрессивная
  • фиксированная.

29. Бюджет государства представляет собой …

  • финансовый план, в котором представлены доходы и расходы государства
  • организацию бюджетных отношений на различных уровнях государственного устройства
  • государственное имущество, принадлежащее государству на праве собственности, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями
  • совокупность экономических отношений по образованию и распределению денежных фондов государства

30. В число инструментов дискреционной фискальной политики включают …

  • пенсии по старости
  • пособия по безработице
  • субсидии фермерам
  • ставку рефинансирования

31. В период экономического подъема размер социальных выплат сокращается независимо от целенаправленных действий государства, что является результатом действия ______________ бюджетно-налоговой политики.

  • сдерживающей дискреционной
  • монетарной
  • автоматической
  • стимулирующей дискреционной

32. К прямым налогам относится налог …

  • на соль
  • с продаж
  • на имущество организаций
  • на добавленную стоимость

33. Функция налогов имеет вид T = 200 + 0,1 * Y а функция социальных трансфертов TR = 150 + 0,2 * (Y F — Y) государственные закупки товаров составляют 125 млн евро. Потенциальный объем производства Y F =900 млн евро. Если фактический объем национального производства меньше потенциального на 100 млн. евро, то государственный бюджет будет иметь _____ млн евро.

  • профицит 15
  • дефицит 15
  • профицит 5
  • дефицит 5

34. В условиях экономического спада больше всего способствует экономическому подъему …

  • сокращение прибылей
  • дискреционная фискальная политика
  • сокращение совокупного спроса (АD)
  • уменьшение совокупного предложения (AS)

35. Если доходы бюджета страны равны 900 млрд евро, а расходы на социальные нужды составляют 400 млрд евро, государственные закупки товаров и услуг – 350 млрд евро, проценты по обслуживанию государственного долга – 100 млрд евро, то государственный бюджет имеет _________ млрд евро.

  • дефицит 50
  • профицит 450
  • профицит 50
  • профицит 150

2. Инструменты фискальной политики

Фискальная политика в государстве проводится с помощью своих инструментов. Инструменты фискальной политики государства – это экономические механизмы, с помощью которых достигаются цели, поставленные перед фискальной политикой.

Набор инструментов фискальной политики включает государственные субсидии, манипулирование различными видами налогов (личный подоходный налог, налог на корпорации, акцизы) путем изменения налоговых ставок или аккордных налогов. Кроме этого, к инструментам фискальной политики относятся трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Например, увеличение аккордного налога приводит к уменьшению совокупных расходов, но не приводит к изменению мультипликатора, в то время как рост ставок личного подоходного налога вызовет уменьшение и совокупных расходов, и мультипликатора. Выбор различных видов налогов: личного подоходного налога, налога на корпорации или акциза - в качестве инструмента воздействия оказывает различное влияние на экономику, в том числе на стимулы, оказывающие влияние на экономический рост и эффективность экономики. Важное значение имеет также выбор отдельного вида государственных расходов, поскольку в каждом случае эффект мультипликатора может быть различным. Например, среди специалистов в области экономической политики существует мнение, что расходы на оборону обеспечивают меньшую величину мультипликатора по сравнению с другими видами государственных расходов.

В зависимости от фазы цикла, в которой находится экономика, и соответствующего ей вида фискальной политики, инструменты фискальной политики государства используются по-разному. Так, инструментами стимулирующей фискальной политики выступают:

Увеличение государственных закупок;

Снижение налогов;

Увеличение трансфертов.

Инструментами сдерживающей фискальной политики являются:

Сокращение государственных закупок;

Увеличение налогов;

Сокращение трансфертов.

Немного иной перечень инструментов фискальной политики представлен в учебнике «Экономика» академика Журавлевой Г.П. Согласно этому источнику литературы, инструментами дискреционной фискальной политики являются общественные работы, изменение трансфертных платежей, манипулирование налоговыми ставками.

К инструментам автоматической фискальной политики автор данного учебника относит изменения в налоговых поступлениях, пособия по безработице и другие социальные выплаты, субсидии фермерам.

Анализируя источники литературы, можно прийти к выводу, что главными инструментами фискальной политики являются изменение налогов и трансфертных платежей.

Одним из главных инструментов фискальной политики являются налоги, представляющие собой принудительно изымаемые государством или местными властями средства с физических и юридических лиц, необходимые для осуществления государством своих функций. .

Налоги выполняют три основные функции :

– фискальную, заключающуюся в сборе денежных средств для создания государственных денежных фондов и материальных условий для функционировании государства;

– экономическую, предполагающую использование налогов в качестве инструмента перераспределения национального дохода, воздействия на расширение или сдерживание производства, стимулируя производителей в развитии разнообразных видов хозяйственной деятельности;

– социальную, направленную на поддержание социального равновесия путем изменения соотношения между доходами отдельных социальных групп с целью сглаживания неравенства между ними.

В современной экономике существуют различные виды налогов.

Прямыми являются налоги на доход или имущество налогоплательщиков. В свою очередь, прямые налоги подразделяются на

– реальные, которые получили наибольшее распространение в первой половине XIX в., и к которым относятся поземельный, подомовой, промысловый, налог на ценные бумаги;

– личные, включающие подоходный, налоги на прибыль корпораций, на прирост капитала, на сверхприбыль.

Косвенные налоги состоят из акцизов, налогов на добавленную стоимость, с продаж, с оборота, таможенные пошлины.

В зависимости от органа власти, в распоряжение которого поступают те или иные налоги, различают государственные и местные налоги. В российских условиях это федеральные, налоги субъектов федерации, местные.

В зависимости от использования налоги делятся на:

– общие, предназначенные для финансирования текущих и капитальных расходов бюджета, без закрепления за каким-либо определенным видом расходов;

– специальные налоги, имеющие целевое назначение

В зависимости от характера ставок различают налоги :

– твердые (фиксированные), устанавливающиеся в абсолютной сумме на единицу налогообложения независимо от различных экономических показателей, связанных с деловой активностью;

– регрессивные, при которых процент изъятия дохода уменьшается при возрастании дохода;

– пропорциональные, проявляющиеся в том, что независимо от размера дохода действуют одинаковые ставки;

– прогрессивные, при которых процент изъятия возрастает по мере увеличения дохода.

Группа американских специалистов во главе с А. Лаффером изучила зависимость суммы налоговых поступлений в бюджет от ставок подоходного налога. Эта зависимость отражена кривой Лаффера, представленной на рисунке 1.


Рис. 1 Кривая Лаффера

Налоговые ставки устанавливаются в виде процента, определяющего долю изымаемого дохода. До определенного повышения ставки налога доходы растут, но затем начинают снижаться. По мере роста ставки налога стремление предприятий поддерживать высокие объемы производства начнет уменьшаться, снизятся доходы предприятий, а с ними и налоговые доходы предприятий. Следовательно, существует такое значение налоговой ставки, при котором поступления от налогов в государственный бюджет достигнут максимальной величины. Государству целесообразно установить налоговую ставку на данном значении. Группа Лаффера теоретически доказала: ставка налога 50% является оптимальной. При такой ставке достигается максимальная сумма налогов. При более высокой ставке налога резко снижается деловая активность фирм и работников, и тогда доходы перетекают в теневую экономику .

Однако во многих государствах ставки налогов значительно выше оптимального уровня, и это объясняется действием других факторов, не учитываемых в теоретической модели. Например, в странах, тяготеющих к сильному государственному регулированию, будет преобладать стремление к увеличению бюджета через доходную часть. Налоговые ставки в таких странах высоки. И наоборот, если страна тяготеет к либеральному рыночному устройству, к минимальному государственному вмешательству в экономику, налоговые ставки будут ниже. Кроме того, стремление иметь социально ориентированную экономику и направлять значительную часть бюджетных ассигнований на социальную помощью не позволяет сильно снижать налоговые ставки -во избежание недостатка бюджетных средств для социальных нужд. Высокие налоговые ставки в российской экономике обусловлены прежде всего бюджетным дефицитом, нехваткой государственных средств для осуществления социально-экономических программ и слабой надеждой на то, что снижение налоговых ставок приведет к росту производства и подъему экономики. Чтобы как-то смягчить налоговый пресс для отдельных налогоплательщиков, применяются налоговые льготы - форма снижения налоговых ставок или, в предельном случае, освобождение от уплаты налогов. Иногда налоговые льготы используются как средство стимулирования, основанное на том, что уменьшение налога адекватно предоставлению налогоплательщику дополнительных средств на величину, равную сумме снижения. Проблема выбора и назначения рациональных налоговых ставок стоит перед любым государством.

Очевидно, чем выше налоги, тем меньшим доходом будет располагать субъект, а значит меньше покупать и сберегать. Поэтому разумная налоговая политика предполагает всесторонний учет тех факторов, которые могут стимулировать либо тормозить экономическое развитие и благосостояние общества.

Такой инструмент фискальной политики государства как налоги тесно связан с другим инструментом бюджетно-налоговой политики – государственными расходами. Средства, изымаемые в виде налогов, идут в государственный бюджет, впоследствии расходуясь на различные цели государства. В условиях действующего законодательства РФ основная часть бюджета наполняется за счет платежей налогоплательщиков – юридических лиц.

В настоящее время получила распространение точка зрения о необходимости дополнительного существенного сокращения налоговых ставок по основным налогам. В обоснование этого авторы указывают, что несмотря на временное падение объема налоговых поступлений, в долговременной перспективе улучшаются условия инвестирования, увеличится производство товаров и услуг, повысится занятость населения и, вследствие роста налогооблагаемой базы, начнут расти доходы государства .

Под государственными или правительственными расходами понимаются расходы на содержание института государства, а также государственные закупки товаров и услуг.

Государственные закупки товаров и услуг могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета школ, медицинских учреждений, дорог, объектов культуры до закупки сельскохозяйственной продукции, военной техники, образцов уникальных изделий. Сюда же относятся и внешнеторговые закупки. Главный отличительный признак всех этих закупок заключается в том, что потребителем выступает само государство. Обычно говоря о государственных закупках, их разделяют на два вида: закупки для собственного потребления государства, которые более или менее стабильны, и закупки для регулирования рынка.

Государство увеличивает свои закупки в период спада и кризиса и сокращает во время подъема и инфляции в целях поддержания стабильности производства. В то же время эти действия направлены на регулирование рынка, поддержания на нем равновесия между спросом и предложением. Такая цель составляет одну из важнейших макроэкономических функций государства.

Государственные расходы играют значительную роль в социально-экономическом развитии общества. Отсюда они объективно необходимы и в то же время превышение ими разумных пределов может привести к финансовой нестабильности в национальной экономике, чрезмерному дефициту государственного бюджета.

Государственные расходы выступают в форме:

Государственного заказа, который распределяется на конкурентной основе;

Строительства за счет капитальных вложений;

Расходов на оборону, управление и т.д.

Основная часть государственных расходов проходит через госбюджет, включающий в себя бюджеты федерального правительства и местных властей.

Государственный бюджет – это годовой план государственных расходов и источников их финансового покрытия (доходов). В современных условиях бюджет является также мощным рычагом государственного регулирования экономики, воздействия на хозяйственную конъюнктуру, а также осуществления антикризисных мероприятий.

Государственный бюджет представляет собой централизованный фонд денежных ресурсов, которым располагает правительство страны для содержания государственного аппарата, вооруженных сил, а также выполнения необходимых социально-экономических функций.

Расходы показывают направление и цели бюджетных ассигнований и выполняют функции политического, социального и экономического регулирования. Они всегда носят целевой и, как правило, безвозвратный характер. Безвозвратное предоставление государственных средств из бюджета на целевое развитие называется бюджетным финансированием. Этот режим расходования финансовых ресурсов отличается от банковского кредитования, которое предполагает возвратный характер кредита. Надо заметить, что безвозвратность предоставления финансовых ресурсов не означает произвольности в их использовании. Всякий раз при применении финансирования государство разрабатывает порядок и условия использования денег для целевого направления и обеспечения общего экономического роста и улучшения жизни населения.

Структура государственных расходов в каждой стране имеет свои особенности. Они обусловлены не только национальными традициями, организацией образования и здравоохранения, но главным образом характером административной системы, структурными особенностями экономики, развитием оборонных отраслей, численностью армии и др.

Государственные трансферты, являясь одним из инструментов фискальной политики, представляют собой выплаты государственных органов, не связанные с движением товаров и услуг. Они перераспределяют доходы государства, полученные от налогоплательщиков, через пособия, пенсии, выплаты по социальному страхованию и т.д. . Трансфертные платежи имеют более низкий мультипликатор по сравнению с другими государственными расходами, поскольку часть этих сумм сберегается. Мультипликатор трансфертных платежей равен мультипликатору государственных расходов, умноженному на предельную способность к потреблению. Преимуществом трансфертных платежей является то, что они могут быть направлены определенным группам населения. Социальные трансферты (пенсии, стипендии, различные пособия) входят в средний доход, и эти выплаты позволяют увеличить бюджет семьи на 10-12% .

Инструменты фискальной политики по-своему влияют на экономическую ситуацию, помогая достичь целей, поставленных перед фискальной политикой. Основными инструментами фискальной политики государства являются изменение налогов и трансфертных платежей. Инструменты фискальной политики взаимосвязаны и их роль в реализации той или иной политики государства велика.


Причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального размера, а только ограничивают размах этих колебаний. 2. НАЛОГИ - ОСНОВНОЙ ЭЛЕМЕНТ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА Государство признано вносить в экономику стабилизирующее воздействие, обеспечивая наилучшие условия для экономического роста. Для выполнения задач оно должно располагать необходимыми ресурсами. ...

Стабилизаторы не устраняют причин циклических колебаний равновесного ВНП вокруг его потенциального размера, а только ограничивают размах этих колебаний. Глава 2. Эффективность фискальной политики государства §2.1. Постановка проблемы и методология исследования. В последнее время проводится много исследований, в которых делается попытка оценить эффективность отдельных сторон фискальной...

В) пособия по безработице; Г) пособия по бедности. В развитых странах экономика на 2/3 регулируется с помощью дискреционной фискальной политики и на 1/3 – за счет действия встроенных стабилизаторов. Национальное богатство и Валовой внутренний продукт Национальное богатство - совокупность материальных благ, созданных трудом всех поколений и вовлеченных в процесс воспроизводства природных...



Следовательно, о стимулирующей фискальной политике. Стимулирующая фискальная политика включает: 1) увеличение государственных расходов, или 2) снижение налогов, или 3) сочетание первого и второго. Если имеет место сбалансированный бюджет, фискальная политика должна двигаться в направлении правительственного бюджетного дефицита в период спада или депрессии. И наоборот, если в экономике имеет...

1. Функция налогов имеет вид T=200+0,1Y, а функция социальных трансфертов TR=150+0,2(YF-Y), государственные закупки товаров составляют 125 млн евро. Потенциальный объем производства YF=900 млн евро. Если фактический объем национального производства меньше потенциального на 100 млн. евро, то государственный бюджет будет иметь _____ млн евро.

дефицит 5

дефицит 15

профицит 15

профицит 5

2. Если доходы бюджета страны равны 900 млрд евро, а расходы на социальные нужды составляют 400 млрд евро, государственные закупки товаров и услуг – 350 млрд евро, проценты по обслуживанию государственного долга – 100 млрд евро, то государственный бюджет имеет _________ млрд евро.

дефицит 50

профицит 50

профицит 150

профицит 450

3. Работник выплачивает с 16000 ден. ед. дохода 2080 ден. ед. налога, ставка налога составляет…

4. Для увеличения занятости бюджетно-налоговая (фискальная) политика предлагает...

увеличивать государственные расходы

уменьшать государственные расходы

повышать налоговые ставки

понижать налоговые ставки

5. К инструментам дискреционной бюджетной налоговой политики можно отнести:

государственные заказы

участия в прибыли

прогресс налогообложения

государственные трансферты

6. Рост государственных расходов, снижение налогов – характерные черты ___ фискальной политики.

дискреционной

стимулирующей

автоматической

сдерживающей

7. К инструментам автоматической фискальной политики относят …

подоходный налог

пособия по безработице

увеличение трансфертных платежей (пенсий)заменить

8. Для уменьшения неравенства в распределении доходов правительство может …

заменить прогрессивную шкалу налогообложения на пропорциональную

заменить пропорциональную шкалу налогообложения на регрессивную

ввести фиксированный подоходный налог

9. К инструментам дискреционной фискальной политики относят …

снижение налоговых ставок

изменение налоговых поступлений

прогрессивную шкалу налогообложения

10. Если валовая прибыль равна 800 млрд евро, доходы бюджета составляют 320 млрд евро, в т.ч. величина налога на прибыль 160 млрд евро, то ставка налога (t) равна ____ %

11. Если величина ВВП составляет 500 млрд евро, ставка налога на доход 12%, а государственный долг 10 млрд евро, то доходы бюджета равны млрд евро.

14. Работник выплачивает с 16000 ден. ед. дохода 2080 ден. ед. налога, ставка налога составляет…

17. Потенциальный ВВП составил в прошлом году 500 млрд. руб., фактический ВВП равен 480 млрд. руб. В стране взимаются пропорциональные налоги по ставке 20%. Расходы государственного бюджета равны 100 млрд. руб. Тогда государственный бюджет будет...

иметь профицит 4 млрд. руб.

иметь дефицит 4 млрд. руб.

иметь дефицит 2 млрд. руб.

сбалансирован

поток доходов государственной казны основной финансовый план образования, распределения и использования централизованного денежного фонда систему экономических (денежных) отношений

19. Целью бюджетно-налоговой политики, проводимой государством, не является...

достижение высокого уровня занятости достижение умеренных темпов инфляции повышение темпов экономического роста максимизация прибыли от реализации государственных проектов

20. Фискальная политика является дискреционной, если при прочих равных условиях целенаправленно изменяют

продолжительность выплат пособий по безработице расходы государства по обслуживанию государственного долга ставки налогообложения объем денежной массы

21. Не относят к расходам государственного бюджета…

займы и помощь иностранным государствам

доходы от государственной собственности

административно-управленческие расходы

выплаты по государственному долгу

22. Недискреционная (автоматическая) фискальная политика …

связана со значительными внутренними временными лагами из-за необходимости длительного обсуждения фискальных мер в парламенте автоматическое изменение названных величин в результате циклических колебаний совокупного дохода политика встроенных стабилизаторов целенаправленно изменяет величину государственных расходов, налогов и сальдо государственного бюджета в результате специальных решений правительства

23. Стимулирующая фискальная политика предполагает … и/или …

уменьшение налоговых ставок уменьшение государственных расходов увеличение налогов увеличение государственных расходов

24. В качестве целей дискреционной фискальной политики выступают … и …

рост государственных расходов изменение реального объема национального производства и занятости сокращение налогового бремени контроль над инфляцией

25. Когда экономика страны находится в фазе депрессии, для изменения ситуации правительству необходимо … и/или …

уменьшить государственные расходы уменьшить налоги увеличить государственные расходы увеличить налоги

26. К характеристикам не дискреционной фискальной политики относят…

стимулирование роста экономики путем намеренного сокращения государственных расходов автоматическое изменение государственных расходов возникновение бюджетного дефицита и профицита независимо от текущих действий правительства целенаправленное снижение ставок налогообложения

29. Увеличение трансфертных платежей, снижение налогов имеет целью…

сглаживание колебаний экономического цикла

рост платежеспособного спроса

достижение умеренных темпов инфляции

достижение социального равенства в обществе

30. Замена прогрессивной шкалы подоходного налога на пропорциональную приведет к …

увеличению коэффициента Джинни и отдалению кривой Лоренца от биссектрисы

уменьшению коэффициента Джинни и приближению кривой Лоренца к биссектрисе

увеличению квартильного коэффициента и приближению кривой Лоренца к биссектрисе

уменьшению децильного коэффициента и отдалению кривой Лоренца от биссектрисы

дефицитен, первичный дефицит равен 335 ден. ед.

32. Если в стране действует прогрессивная ставка налогообложения и при доходе в 50 тыс. евро ставка налога составляет 12%, а свыше этой суммы 20%, то с дохода в 60 тыс. евро человек уплатит _____ тыс. евро налога.

33. Инструментами бюджетно-налоговой (фискальной) политики являются …

налоги

норма обязательного резерва

лицензирование

государственные расходы

34. В период экономического подъема автоматическая бюджетно-налоговая политика вызывает:

увеличение социальных расходов государства

увеличение налоговых сборов

уменьшение налоговых сборов

снижение социальных расходов государства

35. Корректирующий налог при регулировании отрицательных внешних эффектов позволяет …

снизить предельные частные издержки до уровня предельных общественных издержек

поднять предельные частные затраты до величины предельных внешних выгод

снизить предельные частные затраты до уровня предельных внешних выгод

повысить предельные частные издержки до уровня предельных общественных издержек

37. Для уменьшения неравенства в распределении доходов правительство может...

ввести регрессивную шкалу подоходного налога

отказаться от субсидирования малоимущих

ввести фиксированный подоходный налог, не зависящий от величины дохода

заменить пропорциональную шкалу налогообложения на прогрессивную

38. Дискреционная налогово-бюджетная (фискальная) политика – это сознательное манипулирование в целях макроэкономической стабилизации:

государственными расходами

налогами

процентными ставками

государственными облигациями

39. К инструментам автоматической фискальной экономической политики относят…

пособия по безработице

увеличение трансферных платежей (пенсий)

снижение государственных расходов

рост налогов

40. Проводя стимулирующую фискальную политику, государство…

увеличивает государственные расходы

индексирует пенсии в соответствии с уровнем инфляции

снижает государственные расходы

увеличивает налоги

41. Бюджетно-налоговая (фискальная) политика для снижения инфляции предполагает…

снизить ставки налогов

увеличивать государственные расходы

повышать ставки налогов

уменьшать государственные расходы

42. Если введен пропорциональный налог, то…

с каждого дополнительного рубля взимается меньшая часть с ростом доходов

происходит то же самое, что и при введении прогрессивного налога

с каждого дополнительного рубля с ростом доходов взимается одинаковый процент

государство получает одинаковые поступления (в абсолютном выражении) от налогов при всех уровнях доходов

В условиях современной экономики государству необходимы эффективные инструменты влияния на экономические процессы. Одним из ключевых рычагов воздействия является фискальная политика. При помощи инструментов, работающих с налогами и бюджетом, правительство может стабилизировать экономические спады и регулировать уровень инфляции.

Суть фискальной политики

Когда используется такой термин, как фискальная политика, имеется в виду комплекс мер, предпринимаемых правительством для поддержания стабильности экономики посредством изменения величины расходов и/или доходов государственного бюджета. По этой причине фискальную политику справедливо будет называть еще и бюджетной.

Поскольку фискальную политику можно охарактеризовать как антициклическую, то есть стабилизационную (сглаживает циклические колебания экономики), к ее ключевым целям актуально отнести реализацию следующих задач:

  • обеспечение стабильности уровня цен, что подразумевает максимально возможное решение такой проблемы, как инфляция;
  • постоянный экономический рост;
  • полная занятость ресурсов (приоритетной является нейтрализация циклической безработицы).

Фискальную политику можно определить также как политику регулирования правительством совокупного спроса (это прежде всего). Для регулирования экономики с целью достижения данной задачи производится воздействие на величину совокупных расходов.

Виды фискальной политики

Инструменты воздействия на экономические показатели, которые использует государство, делятся на два ключевых вида. Речь идет о недискреционной и дискреционной фискальной политике.

Комплекс мер, характеризующийся как недискреционный, отличается автоматическим изменением расходов государства и налогов, причиной которого являются существенные перемены в состоянии экономики (ставки налогов и трансферных программ остаются неизменными). При этом дискреционная и автоматическая фискальная политика характеризуются тем, что в последней в качестве основного инструмента используются встроенные стабилизаторы: фермерские субсидии, прогрессивный подоходный налог, пособия по безработице и бедности, которые оказывают воздействие на сокращение или увеличение дефицита государственного бюджета.

Другими словами, если по причине кризиса доходы предприятий и населения начинают ощутимо снижаться, то для взимания прогрессивных налогов, включающих подоходный налог с физлиц, используются более высокие процентные ставки. Такая схема приводит к автоматическому увеличению налоговых поступлений в госбюджет.

Изучая то, какие отличия несет в себе дискреционная и недискреционная фискальная политика, стоит отметить, что встроенные стабилизаторы при автоматической системе воздействия используются для достижения одной ключевой цели - преодоления отрицательных следствий инфляции и возможного производственного спада.

Стоит отметить тот факт, что влияние государства на экономику способно выйти на новые показатели эффективности, если оно будет грамотно сочетаться с проведением денежно-кредитной политики.

Фискальная политика является дискреционной, если производятся изменения величин расходов государства, сальдо и налогов госбюджета, и причиной подобных изменений являются специальные решения правительства, которые направлены на повышение объема производства, уровня занятости, стабилизацию состояния платежного баланса и темпов инфляции.

Стимулирующая фискальная политика

Данный вид мер воздействия на экономические показатели актуален, когда государство вынуждено проходить период депрессии и спада. Такая стратегия подразумевает понижение налогов и повышение государственных расходов. Финальным этапом этого комплекса мер является дефицит бюджета.

Если рассматривать краткосрочную перспективу, то дискреционная фискальная политика будет иметь в качестве основного ориентира преодоление такой проблемы, как циклический спад экономики, что подразумевает снижение налогов, увеличение госрасходов или комплексное использование этих мер.

Обратив внимание на более долгосрочную перспективу, можно заметить, что подобная политика, основанная на снижении налогов, может стать причиной расширения факторов производства и последующего роста экономического потенциала. Таким образом, дискреционная стимулирующая фискальная политика является актуальной реакцией государства на явные признаки экономического спада.

При этом важно понимать, что реализация подобных задач подразумевает проведение комплексной реформы в сфере налогового законодательства, которая будет сопровождаться изменением в процессе оптимизации структуры государственных расходов.

Инструменты воздействия, оказывающие сдерживающее воздействие

Механизм дискреционной фискальной политики также подразумевает меры, которые сдерживают рост экономики. Такой подход актуален в то время, когда происходит экономический бум и параллельно увеличивается инфляция. Для стабилизации экономики налоги повышаются, а государственные расходы уменьшаются. Следствием подобной стратегии является избыток госбюджета.

В качестве основной цели сдерживающей политики можно определить ограничение циклического подъема экономики.

Если рассматривать такую стратегию в долгосрочной перспективе, то воздействие прогрессирующего налогового клина может привести к тому, что развернется механизм стагляции (имеется в виду ощутимое замедление развития экономики), а совокупное предложение будет переживать спад. Такой прогноз особенно актуален, когда не наблюдается создание полезных приоритетов для государственных инвестиций в рыночную инфраструктуру, и госрасходы сокращаются пропорционально по всем статьям бюджета.

В рамках короткого периода сдерживающие меры позволяют значительно снизить инфляцию спроса посредством спада производства и роста безработицы.

Инструменты дискреционной фискальной политики

Для того чтобы достичь поставленных целей, касающихся регуляции экономических процессов в стране, необходимы эффективные инструменты.

К таким механизмам можно отнести государственные субсидии и грамотное манипулирование различными видами налогообложения (акцизы, подоходный налог и др.). Для этого изменяются либо аккордные налоги, либо непосредственно сами ставки. Еще одна группа инструментов, использование которых подразумевает дискреционная фискальная политика, - это различные виды государственных расходов и трансферные платежи.

При этом стоит отметить, что воздействие на экономику различных инструментов может ощутимо отличаться.

Если обратить внимание на влияние увеличения аккордного налога, то можно заметить, что результатом данного процесса является уменьшение совокупных расходов, в результате чего, тем не менее, не происходит изменения мультипликатора. А вот в случае с ростом ставок личного подоходного налога наблюдается одновременное уменьшение и мультипликатора, и совокупных расходов.

Дискреционная фискальная политика предполагает также различные виды воздействия и на стимулы, которые оказывают влияние на развитие экономики и уровень ее эффективности. Не стоит забывать о выборе конкретных видов государственных расходов, каждый из которых оказывает особенное влияние на эффект, производимый мультипликатором.

Важно понимать и тот факт, что инструменты фискальной политики могут использовать по-разному. Все зависит от цикла, в котором находится экономика. Различные виды фискальной политики также могут изменять подход к инструментам. Например, если обратить внимание на стимулирующее направление, то есть смысл говорить о следующих мерах воздействия на состояние экономики:

  • увеличение трансферов;
  • общее снижение налогов;
  • повышение объема государственных закупок.

Если достигаются цели дискреционной фискальной политики, ориентированной на сдерживающее влияние, то действия правительства будут диаметрально противоположными:

  • трансферы уменьшаются;
  • объемы государственных закупок, соответственно, повышаются;
  • налоги увеличиваются.

Проблемы времени при реализации стратегии регулирования

Дискреционная фискальная политика и ее инструменты в теоретической плоскости выглядят значительно проще, чем в момент реализации. На практике государство сталкивается с определенными сложностями, пытаясь управлять экономическими процессами.

И если говорить о таком факторе, как время, то есть смысл обратить внимание на следующие проблемы, которые появляются под его влиянием:

  1. Административная задержка. Речь идет о слишком медленном принятии решения парламентом. На рассмотрение некоторых вопросов могут уходить целые кварталы и даже годы, что недопустимо в условиях постоянно меняющейся экономической ситуации.
  2. Функциональное запаздывание. Под этим стоит понимать возникновение временного лага между моментом принятия решения касательно фискальных мер и временем фактического действия их на состояние экономики.
  3. Временной лаг, связанный с распознаванием. При осложнении такого рода дискреционная фискальная политика может оказаться недостаточно эффективной по причине длительного периода анализа реального состояния экономики - инфляции или спада.

Проблемы политического характера

Политические процессы также могут оказывать ощутимое влияние на уровень эффективности фискальной политики. В этом случае есть смысл обратить внимание на следующие сложности:


Воздействие факторов внешнеэкономического характера

Дискреционная фискальная политика может оказаться малоэффективной по причине воздействия фактора чистого экспорта. Речь идет об экономическом эффекте, в основании которого лежит влияние государства на процентную ставку, оказывающую впоследствии воздействие на курс отечественной валюты. Итогом такого процесса становится воздействие на чистый экспорт, сводящее к минимуму процент эффективности мер регулирования.

Непредвиденные международные изменения спроса также могут сделать малоэффективными любые виды фискальной политики. Для того чтобы понять негативное влияние этого фактора, нужно представить следующую ситуацию: допустим, был проведен ряд стимулирующих действий, следствием которых стало успешное увеличение совокупного спроса, позволившего обеспечить полную занятость. Но в то же время страна, являющаяся торговым партнером, переживает стремительный рост экономики. В результате происходит настолько быстрое увеличение совокупного спроса, что возникает его инфляция.

Эффект вытеснения

В данном случае речь идет о конкретных теоретических аргументах, согласно которым дискреционная и недискреционная фискальная политика не является эффективной по определению. Суть подобной аргументации заключается в следующем: в случае, например, стимулирующих дефицитных мер воздействия будет проявляться рост процентных ставок и сокращение инвестиционных расходов. Такие процессы ведут к ослаблению и даже нейтрализации стимулирующего эффекта фискальной политики.

На практике это может выглядеть следующим образом: для увеличения государственных расходов правительство начинает финансировать дефицит, повышая тем самым спрос на деньги. В итоге процентная ставка растет, а инвестиции снижаются. Но если инвестиции снизятся на тот же процент, который был зафиксирован в процессе роста увеличения расходов, то эффект от подобной стратегии окажется нулевым.

Обратить внимание стоит и на тот факт, что данная теория подтверждена как актуальная далеко не всеми экономистами.

Дискреционная фискальная политика в условиях российской экономики

На данный момент формирование базы для современной налоговой системы в России уже завершено. И если обратить внимание на ключевые параметры устройства налоговой системы в Российской Федерации, то можно заметить, что они не отображают советских реалий. Действующая система основывается на актуальных в условиях современной мировой практики ключевых видах налогов, которые используются с учетом нынешних экономических условий РФ.

В России дискреционная фискальная политика предполагает преобразование налоговой системы с параллельным проведением бюджетной реформы. Для того чтобы решить различные проблемы, препятствующие успешной реализации стратегии налоговых реформ, российское правительство использует популярные инструменты воздействия на экономику. В качестве примера можно привести использование плоской ставки налога на доходы физических лиц. Но в некоторых случаях эффективность системы снижается по причине непродуктивности администрирования и применения законодательства о налогах и сборах.

В качестве итога можно отметить, что дискреционная и автоматическая фискальная политика - это механизмы влияния, при грамотном использовании которых государство способно на постоянной основе эффективно стабилизировать состояние экономики и преодолевать как различные кризисы, так и рост инфляции, также требующей квалифицированного контроля.
Макроэкономика. Фискальная политика

1. Скорость обращения денег равняется
сумме выданных банковских кредитов, деленной на их количество
индексу цен, скорректированному с учетом реального валового внутреннего продукта
среднему количеству платежей, в которых участвует каждая денежная единица в течение года
среднему числу переводов безналичных денег, приходящемуся в год на один коммерческий банк

2. В большинстве развитых стран Европы банковская система имеет два уровня. Эти уровни
Центральный банк и коммерческие банки
Сберегательные банки и банки, выдающие кредиты
Центральный банк и сберегательные банки
Банки и страховые общества

3. Если в России будет дополнительно напечатано 500 млн. р. бумажными купюрами, то прирост количества денег в обращении в России может достигнуть
500 млн. р.
2,5 млрд. р.
480 млн. р.
100 млн. р.

4. Если в текущем году импорт товаров и услуг в Россию в денежном выражении превысит стоимость российского экспорта, то государственный долг России в этом году
может как вырасти, так и сократиться
обязательно сократится
обязательно вырастет
не изменится

5. К числу основных целей фискальной политики государства относится
создание условий для успешного ведения бизнеса
антициклическое регулирование экономики
повышение состояния граждан
перераспределение национального дохода в пользу бюджетных слоев населения

6. Некоторые корпорации выплачивают дивиденды в неизменном размере во всех фазах экономического цикла. Это действует на экономическую конъюктуру
как фактор увеличения амплитуды циклических колебаний
нейтрально
как встроенный (автоматический) стабилизатор
неопределенным образом, в зависимости от факторов

7. К числу инструментов фискальной политики относится
увеличение нормы обязательных резервов
покупка Центральным банком государственных ценных бумаг на открытом рынке
выпуск Министерством финансов новой серии краткосрочных государственных облигаций

8. Какая из перечисленных мер НЕ является фискальной
Изменение ставок налогов на прибыль банков
Изменение Центральным банком нормы банковского резерва
Введение налоговых льгот для предприятии, осуществляющих инвестиции и новое производство
Увеличение социальных выплат малоимущим из госбюджета

9. Какое из приведенных ниже определений лучше всего отражает сущность фискальной политики
Фискальная политика — это любая деятельность государственных органов, результатом которой является изменение предложения денег в стране
Фискальная политика — это действия Центрального банка страны, направленные на реагирование курса национальной валюты
Фискальная политика — это действия Центрального банка страны по изменению предложения денег и доступности кредита, предпринимаемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста
Фискальная политика — это меры по регулированию государством величины своих расходов и/или доходов, применяемые с целью поддержания стабильности цен, обеспечения полной занятости и целесообразных темпов экономического роста

10. Какие меры фискальной политики (из перечисленных ниже) в наибольшей степени смогут способствовать снижению бюджетного дефицита
сокращение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей.
увеличение суммы собираемых налогов и снижение величины трансфертных платежей
повышение учетной ставки процента и снижение резервных требований
увеличение суммы собираемых налогов и повышение величины трансфертных платежей

11. Структурный дефицит государственного бюджета представляет собой разность между
текущими государственными расходами и доходами
фактическим дефицитом и дефицитом бюджета в условиях полной занятости
текущим дефицитом и суммой выплат процентов по государственному долгу
текущими государственными расходами и доходами, которые могли бы поступить в бюджет в условиях полной занятости

12. К встроенным или автоматическим стабилизаторам относятся
расходы по обслуживанию государственного долга
подоходные налоги и пособия по безработице
расходы на охрану и защиту природной среды
таможенные пошлины и акцизы

13. Применяемые налоги можно оценить как пропорциональные, если величина средней налоговой ставки
не изменяется с увеличением дохода
не изменяется с уменьшением дохода
не изменяется при любом изменении дохода
изменяется в соответствии с изменением дохода

14. Годовой государственный бюджет – это
план государственных доходов и расходов на год
количество денег на счету в Центральном банке, реально собранных правительством за год
количество денег, имеющихся в наличии у правительства
общая сумма всех поступлений в государственную казну за год

15. Увеличение ставки налога, при прочих равных условиях
приведет к увеличению поступлений от этого налога
является прерогативой налоговой инспекции соответствующей территории
может привести как к увеличению, так и к снижению поступлений от этого налога
приведет к снижению дефицита государственного бюджета